В жизни народов и стран бывают особые периоды, моменты взлета, когда духовные и физические силы народа достигают расцвета, и в сравнительно короткое историческое время в стране совершаются такие деяния, для которых при равномерном развитии понадобились бы столетия. Таким и был «золотой век» царя Симеона в Болгарии. Хотя годы правления Симеона (893–927) охватывают треть столетия, но за это время было сделано в духовном, государственном и культурном строительстве страны столько, что именно в эти годы определился тот стержень, который помог Болгарии и ее народу сохраниться в истории, несмотря на тягчайшие испытания.
«Золотой век» Симеона преобразил Болгарию и ввел ее в мировую историю как важнейшую силу, воздвиг тот фундамент и здание государства, выковал основание национального самосознания, которые не смогли разрушить ни полтора столетия господства Византии, ни пять страшных веков турецкого ига.
![КАРТА БОЛГАРСКОГО ПРИ ЦАРЕ БОРИСЕ](http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/06/simebol16.jpg)
В те годы от Болгарии зависела судьба славянства и более того – весь ход мировой духовной истории. И дело не только в самой Болгарии – от ее выбора тогда зависело, за кем пойдет безбрежный славянский мир, все еще пребывающий в язычестве. Здесь, в Болгарии, столкнулись духовные и политические интересы основных сил Европы: Константинополя и Рима, королевства франков. Кстати, здесь же в эти годы решалась и будущая судьба Руси – нашей Отчизны.
Думается, что эта тема особенно актуальна сегодня, когда наш народ, как некогда болгарский народ, поставлен перед выбором: избрать путь к вечной жизни, выбрать основой земной жизни духовное начало или, отвергнув духовность, катиться в пропасть материального успеха, удовлетворения желаний плоти и мира. Пример Болгарии времен царей Бориса и Симеона убедительно показывает, что возродить страну, сделать ее могучей державой возможно лишь, избрав Христа, как основу жизни по слову Его: «Аз есмь Путь и Истина и Жизнь» (Ин. 14, 6). Тогда все остальное: экономика, наука, армия, искусства – возродятся и наберут силу, ибо в жизни народа и страны присутствует главное: Дух Святой, Им же оживотворяется и просвещается всякое благое деяние.
![СВ. РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ ЦАРЬ БОРИС БОЛГАРСКИЙ](http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/06/simebol14-219x300.jpg)
К середине IX столетия Болгария была могучей военной державой, на равных соперничающей с Византией и королевством франков – главными политическими и военными силами в тогдашней Европе. Балканские славяне были тогда язычниками, но уже с IV века начали знакомиться с христианством, поскольку проповедь святых апостолов и их последователей достигла всех земель римской империи: здесь были общины христиан, и уже в IV веке в г. Сердике (будущей Софии) был созван церковный Собор. В годы после IV века, когда христианство утвердилось в Византийской империи, среди славянского населения Балкан было немало христиан. Однако высшие слои болгарского общества оставались языческими и противились христианству, так как видели в нем от Византии угрозу самостоятельности страны. Но уже пришел час, когда Болгария должна была сделать выбор и определить свое отношение к христианству. В стране было две силы: одна тяготела к союзу с Византией и, следовательно, принятию христианства от нее; вторая сила надеялась приобрести выгоды от союза с королевством франков и, следовательно, принять христианство из Рима.
![СВЯТОЙ ЦАРЬ БОРИС. МИНИАТЮРА В УЧИТЕЛЬНОМ ЕВАНГЕЛИИ XII в](http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/06/simebol2-167x300.jpg)
Все решилось в царствование Бориса Болгарского (852–907), который крестился в 865 году с именем Михаил и объявил христианство государственной религией. Огромное значение в этом выборе имела миссия святых равноапостольных Кирилла и Мефодия: во многом благодаря ей Борис обратился к Константинополю, а не к Риму. Необходимо было устраивать церковную жизнь в стране. Борис (ведь тогда Церковь формально была единой, хотя напряжение в отношениях между Римом и Константинополем постоянно нарастало), встретивший сильнейшее сопротивление высшего сословия союзу с Византией, решил обратиться к Папе Римскому с просьбой разрешить вопрос о Болгарском патриархате, послать духовных лиц, которые наставили бы его народ в истинах веры. Рим охотно пошел навстречу Борису, но когда встал вопрос о церковном управлении, не пожелал давать самостоятельность Болгарской Церкви. Тогда в 870 году Борис, воспользовавшись тем, что в Константинополе заседал Церковный Собор, решил вопрос о подчинении Болгарии в церковном отношении Греческой Церкви. Немедленно после этого, невзирая на протесты папских легатов, патриарх Игнатий назначил для Болгарской Церкви особого архиепископа.
![КРЕЩЕНИЕ ПРЕСЛАВСКОГО ДВОРА. МИНИАТЮРА XII в.](http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/06/simebol12-300x197.jpg)
Принятие Болгарией христианства от Византии определило все дальнейшее историческое бытие страны: организация государственного управления, Церкви, быт, литература и искусство – все это ввело в Болгарию греческое наследие и обеспечило в дальнейшем высочайший взлет болгарской культуры.
![ГОРОДСКИЕ ВРАТА БОЛГАРСКОЙ СТОЛИЦЫ ВЕЛИКИ-ПРЕСЛАВА](http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/06/simebol10-300x201.jpg)
Кроме того, с именем равноапостольного Бориса (так оценила Церковь его труды по просвещению своего народа), связаны два величайших не только для болгар, но и для всех славянских народов события.
Первое – прием царем Борисом моравских учеников – святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которые после смерти своих учителей вынуждены были бежать из Моравии от преследований латинян. Здесь, в Болгарии, протекала вся последующая деятельность этих знаменитых учителей славянства. Их трудами болгарский народ получил письменность и богослужение на родном славянском языке.
Второе – при царе Борисе введен был византийский сборник законов «Номоканон» – первый свод законов церковного и светского характера, переведенный св. равноапостольным Мефодием на славянский язык, а также составлен первый славянский судебник – «Закон судный людям».
В 888 году Борис отрекся от престола в пользу своего сына Владимира, а сам принял монашеский постриг. Когда же Владимир решил уничтожить христианство и восстановить язычество в стране, Борис лишил его престола и жестоко наказал, после чего передал бразды правления державой младшему своему сыну – Симеону. Устроив жизнь Болгарского царства, св. Борис принял схиму и скончался 4 мая 907 года.
![ПЕЧАТЬ ЦАРЯ СИМЕОНА](http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/06/simebol15.jpg)
Царь Симеон получил образование и воспитание при византийском дворе. Эта школа сослужила ему хорошую службу, когда он, взойдя на болгарский престол, вступил в долгую борьбу со своими учителями-греками. Именно в эпоху Симеона выбор его отца был закреплен и стал необратимой реальностью. Для нас теперь вполне ясна главная цель всей деятельности Симеона: создать на Балканах под своим скипетром единую византийско-славянскую державу. И хотя сделать этого ему не удалось, он осуществил куда более важную и, не побоимся этого слова, вселенски значимую задачу: заложил несокрушимый фундамент греко-славянской культуры, тысячелетнего духовного сообщества, далеко выходящего по значению своему за пределы Балкан.
Добавьте комментарий