В жизни народов и стран бывают особые периоды, моменты взлета, когда духовные и физические силы народа достигают расцвета, и в сравнительно короткое историческое время в стране совершаются такие деяния, для которых при равномерном развитии понадобились бы столетия. Таким и был «золотой век» царя Симеона в Болгарии. Хотя годы правления Симеона (893–927) охватывают треть столетия, но за это время было сделано в духовном, государственном и культурном строительстве страны столько, что именно в эти годы определился тот стержень, который помог Болгарии и ее народу сохраниться в истории, несмотря на тягчайшие испытания.
«Золотой век» Симеона преобразил Болгарию и ввел ее в мировую историю как важнейшую силу, воздвиг тот фундамент и здание государства, выковал основание национального самосознания, которые не смогли разрушить ни полтора столетия господства Византии, ни пять страшных веков турецкого ига.
В те годы от Болгарии зависела судьба славянства и более того – весь ход мировой духовной истории. И дело не только в самой Болгарии – от ее выбора тогда зависело, за кем пойдет безбрежный славянский мир, все еще пребывающий в язычестве. Здесь, в Болгарии, столкнулись духовные и политические интересы основных сил Европы: Константинополя и Рима, королевства франков. Кстати, здесь же в эти годы решалась и будущая судьба Руси – нашей Отчизны.
Думается, что эта тема особенно актуальна сегодня, когда наш народ, как некогда болгарский народ, поставлен перед выбором: избрать путь к вечной жизни, выбрать основой земной жизни духовное начало или, отвергнув духовность, катиться в пропасть материального успеха, удовлетворения желаний плоти и мира. Пример Болгарии времен царей Бориса и Симеона убедительно показывает, что возродить страну, сделать ее могучей державой возможно лишь, избрав Христа, как основу жизни по слову Его: «Аз есмь Путь и Истина и Жизнь» (Ин. 14, 6). Тогда все остальное: экономика, наука, армия, искусства – возродятся и наберут силу, ибо в жизни народа и страны присутствует главное: Дух Святой, Им же оживотворяется и просвещается всякое благое деяние.
К середине IX столетия Болгария была могучей военной державой, на равных соперничающей с Византией и королевством франков – главными политическими и военными силами в тогдашней Европе. Балканские славяне были тогда язычниками, но уже с IV века начали знакомиться с христианством, поскольку проповедь святых апостолов и их последователей достигла всех земель римской империи: здесь были общины христиан, и уже в IV веке в г. Сердике (будущей Софии) был созван церковный Собор. В годы после IV века, когда христианство утвердилось в Византийской империи, среди славянского населения Балкан было немало христиан. Однако высшие слои болгарского общества оставались языческими и противились христианству, так как видели в нем от Византии угрозу самостоятельности страны. Но уже пришел час, когда Болгария должна была сделать выбор и определить свое отношение к христианству. В стране было две силы: одна тяготела к союзу с Византией и, следовательно, принятию христианства от нее; вторая сила надеялась приобрести выгоды от союза с королевством франков и, следовательно, принять христианство из Рима.
Все решилось в царствование Бориса Болгарского (852–907), который крестился в 865 году с именем Михаил и объявил христианство государственной религией. Огромное значение в этом выборе имела миссия святых равноапостольных Кирилла и Мефодия: во многом благодаря ей Борис обратился к Константинополю, а не к Риму. Необходимо было устраивать церковную жизнь в стране. Борис (ведь тогда Церковь формально была единой, хотя напряжение в отношениях между Римом и Константинополем постоянно нарастало), встретивший сильнейшее сопротивление высшего сословия союзу с Византией, решил обратиться к Папе Римскому с просьбой разрешить вопрос о Болгарском патриархате, послать духовных лиц, которые наставили бы его народ в истинах веры. Рим охотно пошел навстречу Борису, но когда встал вопрос о церковном управлении, не пожелал давать самостоятельность Болгарской Церкви. Тогда в 870 году Борис, воспользовавшись тем, что в Константинополе заседал Церковный Собор, решил вопрос о подчинении Болгарии в церковном отношении Греческой Церкви. Немедленно после этого, невзирая на протесты папских легатов, патриарх Игнатий назначил для Болгарской Церкви особого архиепископа.
Принятие Болгарией христианства от Византии определило все дальнейшее историческое бытие страны: организация государственного управления, Церкви, быт, литература и искусство – все это ввело в Болгарию греческое наследие и обеспечило в дальнейшем высочайший взлет болгарской культуры.
Кроме того, с именем равноапостольного Бориса (так оценила Церковь его труды по просвещению своего народа), связаны два величайших не только для болгар, но и для всех славянских народов события.
Первое – прием царем Борисом моравских учеников – святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которые после смерти своих учителей вынуждены были бежать из Моравии от преследований латинян. Здесь, в Болгарии, протекала вся последующая деятельность этих знаменитых учителей славянства. Их трудами болгарский народ получил письменность и богослужение на родном славянском языке.
Второе – при царе Борисе введен был византийский сборник законов «Номоканон» – первый свод законов церковного и светского характера, переведенный св. равноапостольным Мефодием на славянский язык, а также составлен первый славянский судебник – «Закон судный людям».
В 888 году Борис отрекся от престола в пользу своего сына Владимира, а сам принял монашеский постриг. Когда же Владимир решил уничтожить христианство и восстановить язычество в стране, Борис лишил его престола и жестоко наказал, после чего передал бразды правления державой младшему своему сыну – Симеону. Устроив жизнь Болгарского царства, св. Борис принял схиму и скончался 4 мая 907 года.
Царь Симеон получил образование и воспитание при византийском дворе. Эта школа сослужила ему хорошую службу, когда он, взойдя на болгарский престол, вступил в долгую борьбу со своими учителями-греками. Именно в эпоху Симеона выбор его отца был закреплен и стал необратимой реальностью. Для нас теперь вполне ясна главная цель всей деятельности Симеона: создать на Балканах под своим скипетром единую византийско-славянскую державу. И хотя сделать этого ему не удалось, он осуществил куда более важную и, не побоимся этого слова, вселенски значимую задачу: заложил несокрушимый фундамент греко-славянской культуры, тысячелетнего духовного сообщества, далеко выходящего по значению своему за пределы Балкан.
Добавьте комментарий