9 октября совершается память пророка Гедеона, Судии Израильского и пророка, жившего в XII веке до Рождества Христова. Предлагаем вниманию читателей отрывок из книги
Александра Трофимова
«МАТЕРЬ ВСЕХ ЖИВУЩИХ.
СВЯТЫЕ И ПРАВЕДНЫЕ ЖЕНЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА»,
повествующий о подвиге Гедеона.
Глава 10
ДОЧЬ ИЕФФАЯ

…Чудесное избавление, совершенное Деворой и Вараком от иноплеменного ига, водворило в Земле Обетованной мир и благоденствие на сорок лет, но духовное состояние народа было таково, что и в будущем могли угрожать подобные же бедствия. Живя среди идолопоклонников, народ израильский склонялся к поклонению чужим богам, нравственные силы его ослабевали, усиливалось разъединение между коленами, вследствие чего каждое колено начало считать себя отдельным, совершенно самостоятельным государством. Когда эта раздробленность ослабила народ, этим воспользовались окружающие кочевые племена, которых постоянно манили к себе богатства Земли Обетованной. И снова, когда «сыны Израилевы стали опять делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки Мадианитян*» (Суд. 6, 1) и близких к ним кочевых племен. Мадианитяне, амаликитяне и все «сыны востока» в бесчисленном множестве, с волами и верблюдами, вторглись в Палестину; переправившись чрез Иордан и сломив слабое сопротивление, какое только и могли оказать им раздробленные силы израильтян. Враги наводнили всю страну от Ездрилонской равнины на севере до Газы – на самом юге. И это нашествие повторялось из года в год.
* Мадианитяне были потомками Авраама и Хеттуры (Быт. 25, 1–2) и в годы пребывания Израиля в пустыне потерпели от него поражение (Чис. 22, 4; 25, 16–18). Это было кочевое племя, пришедшее с побережья Акабского залива и перегонявшее свои стада от Арабаха до Трансиордании.
Лишь только появлялись на полях первые всходы, враги наполняли холмы и долины, угоняя весь скот и потравляя своими стадами всякую растительность. Ничего не могло быть тяжелее и разорительнее подобных нашествий, так как после них не оставалось ни хлеба, ни скота. Огонь и меч распространяли ужас по всей стране; отчаянное сопротивление отдельных отрядов израильтян приводило лишь к беспощадному избиению оставшихся защитников своего отечества, и, наконец, единственным спасением оставалось лишь поголовное бегство населения в горы, где оно и скрывалось в пещерах. Так продолжалось целых семь лет. Эти семь лет притеснений от мадианитян явились Божиим наказанием за возвращение Израиля к идолам.
Вот как повествует об этом Книга Судей: «Сыны Израилевы стали [опять] делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки Мадианитян на семь лет. Тяжела была рука Мадианитян над Израилем, и сыны Израилевы сделали себе от Мадианитян ущелья в горах и пещеры и укрепления. Когда посеет Израиль, придут Мадианитяне и Амаликитяне и жители востока и ходят у них; и стоят у них шатрами, и истребляют произведения земли до самой Газы, и не оставляют для пропитания Израилю ни овцы, ни вола, ни осла. Ибо они приходили со скотом своим и с шатрами своими, приходили в таком множестве, как саранча; им и верблюдам их не было числа, и ходили по земле Израилевой, чтоб опустошать ее. И весьма обнищал Израиль от Мадианитян…» (Суд. 6, 1–6)

Израильтяне взывали к Господу, прося защиты от мадианитян, и Он послал к израильтянам пророка. В Библии не названо имя пророка, который упрекает евреев в неповиновения Господу, от имени Которого говорит: «Так говорит Господь, Бог Израиля: Я вывел вас из Египта – избавил вас от неволи, Я спас вас от египтян и от всех ваших врагов! Я всех их прогнал прочь, а их земли отдал вам. Я сказал вам: „Ваш Бог – это Я, Господь! Не служите богам амореев, народа, на чьей земле вы живете”. Но не послушали вы Меня!» (Суд. 6, 8–10). Слова пророка пробудили дух народа, который еще пламеннее стал просить об избавлении от тяжкого ига. И тогда Господь опять сжалился над своим неверным и непостоянным народом и послал ему избавителя в лице Гедеона – Судьи Израиля.

«И пришел Ангел Господень и сел в Офре под дубом, принадлежащим Иоасу, потомку Авиезерову; сын его Гедеон выколачивал тогда пшеницу в точиле, чтобы скрыться от Мадианитян. И явился ему Ангел Господень и сказал ему: Господь с тобою, муж сильный! Гедеон сказал ему: господин мой! если Господь с нами, то отчего постигло нас все это? и где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши, говоря: «из Египта вывел нас Господь»? Ныне оставил нас Господь и предал нас в руки Мадианитян. Господь, воззрев на него, сказал: иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки Мадианитян; Я посылаю тебя» (Суд. 6, 11–14).

Гедеон происходил из города Офры*, лежавшего в холмах средней Палестины, того округа, который подвергался наибольшему опустошению от дикой орды. Это был, как показывает само его имя, «отважный воин», отличавшийся царственным величием своей внешности. Он был младшим членом семьи, которая дала уже несколько храбрых воинов и защитников отечества от иноплеменников, и два старших брата его уже положили свою жизнь в борьбе с этими хищниками в отчаянной стычке при Фаворе. Живя среди упавшего духом народа, он один не терял надежды на избавление и ждал пробуждения в народе духа раскаяния и возрождения.
* Офра – древний израильский город на севере территории колена Вениамина. Руины древней Офры находятся на территории арабской христианской деревни Тайбэ, расположенной к северо-востоку от современного поселка Офра.

Чтобы иметь больше успеха в возложенном на него деле, Гедеон должен был, прежде всего, возбудить дух истинной веры в народе. В те годы идолопоклонство проникло даже в его семейство. Отец его Иоас, отчаявшись в помощи Иеговы, воздвиг на одной из ближайших гор жертвенник Ваалу, солнечному богу своих ханаанских соседей. Рядом с жертвенником стояло дерево, посвященное Астарте.
В ответ на вопросы Гедеона Бог повелел ему действовать, обещая, что он станет избавителем Израиля. «Я посылаю тебя»,– сказал ему Бог. «[Гедеон] сказал ему: Господи! как спасу я Израиля? вот, и племя мое в [колене] Манассиином самое бедное, и я в доме отца моего младший. И сказал ему Господь: Я буду с тобою, и ты поразишь Мадианитян, как одного человека» (Суд. 6, 15–16).

«[Гедеон] сказал Ему: если я обрел благодать пред очами Твоими, то сделай мне знамение, что Ты говоришь со мною: не уходи отсюда, доколе я не приду к Тебе и не принесу дара моего и не предложу Тебе. Он сказал: Я останусь до возвращения твоего. Гедеон пошел и приготовил козленка и опресноков из ефы муки; мясо положил в корзину, а похлебку влил в горшок и принес к Нему под дуб и предложил. И сказал ему Ангел Божий: возьми мясо и опресноки, и положи на сей камень, и вылей похлебку. Он так и сделал. Ангел Господень простер конец жезла, который был в руке его, прикоснулся к мясу и опреснокам; и вышел огонь из камня и поел мясо и опресноки; и Ангел Господень скрылся от глаз его. И увидел Гедеон, что это Ангел Господень, и сказал Гедеон: [увы] [мне], Владыка Господи! потому что я видел Ангела Господня лицем к лицу. Господь сказал ему: мир тебе, не бойся, не умрешь. И устроил там Гедеон жертвенник Господу и назвал его: Иегова Шалом. Он еще до сего дня в Офре Авиезеровой» (Суд. 6, 17–24).
* «Иегова Шалом» означает «Господь – мир».

Далее Господь испытывает Гедеона на послушание. Для того, чтобы действительно стать освободителем Израиля от мадианитян, ему недостаточно будет одержать над ними военную победу, но прежде надо устранить из жизни народа причину, по которой Господь предал его в руки угнетателей, т. е. идолопоклонство. И Господь повелевает Гедеону уничтожить жертвенник Ваалу, воздвигнутый его отцом, вместе со священным деревом.
Гедеон, получив Божественное повеление, ночью разрушил капище, срубил заповедное дерево, на месте низвергнутого жертвенника Ваала воздвиг жертвенник Истинному Богу и принес в жертву одного из тельцов, употребив на дрова дерево Астарты.

Жители Офры возмутились поступком Гедеона. Они усматривали оскорбление почитаемой ими святыни и намеревались побить судью камнями. Отец Гедеона ответил собравшимся жителям города: «Вам ли защищать Ваала? Вам ли за него заступаться? Кто будет защищать его, не доживет до рассвета! Если он бог, то пусть сам поборется, когда разрушают его жертвенник!» (Суд. 6, 31). Народ внял увещеванию Иоаса и оставил Гедеона в покое, но дал ему прозвище «Иеруббаала», что значит «Ваал отомстит ему». Поступок Гедеона имел весьма важные последствия: через него народ убедился в полном бессилии Ваала. Слава об этом подвиге быстро разнеслась по стране, имя Гедеона было у всех на устах, и он мог теперь выступить избавителем от внешних врагов.

Исполнению Гедеоном поручения Господа предшествовало еще одно (на этот раз последнее) вторжение мадианитян и их союзников. Они перешли Иордан южнее моря Киннеретского и стали станом посреди равнины на плодоносной долине Изреельской. Враги Израиля, «мадианитяне, амаликитяне и жители востока», все собрались в одном месте. В это время Бог побуждает Гедеона отправить гонцов ко всем израильтянам с призывом следовать за ним. Немедленно стал Гедеон «вострубив трубою» (Суд. 6, 34) созывать воинов, начиная с тех, кто, как и он, принадлежали к племени Авиезерову, а затем – остальную часть колена Манассиина; потом он послал послов… к Асиру, Завулону и Неффалиму, и они тоже собрались по призыву Гедеона. Звуки этой трубы нашли быстрый отклик в окружающих коленах, и под знаменем Гедеона собралось 32000 воинов, готовых положить свою жизнь за истинную веру и свое отечество.

Перед началом битвы Гедеон попросил у Бога знамения: «если Ты спасешь Израиля рукою моею, как говорил Ты, то вот, я расстелю [здесь] на гумне стриженую шерсть: если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что спасешь рукою моею Израиля, как говорил Ты. Так и сделалось: на другой день, встав рано, он стал выжимать шерсть и выжал из шерсти росы целую чашу воды. И сказал Гедеон Богу: не прогневайся на меня, если еще раз скажу и еще только однажды сделаю испытание над шерстью: пусть будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса. Бог так и сделал в ту ночь: только на шерсти было сухо, а на всей земле была роса» (Суд. 6, 36–40)

Избранник Божий просил знамения не для того, чтобы определить волю Божию, а для подтверждения того, в чем, как он уже знал, состояла эта воля, чтобы получить заверение в Божием присутствии в решающий момент.
Чудо с расстеленным руном еще более укрепило веру Гедеона в победу. Когда израильтяне собрались вместе, готовясь дать отпор могущественной армии, перед лицом такой опасности Бог предлагает Гедеону сократить численность воинов. «И сказал Господь Гедеону: народа с тобою слишком много, не могу Я предать Мадианитян в руки их, чтобы не возгордился Израиль предо Мною и не сказал: «моя рука спасла меня»» (Суд. 7, 2). Для того чтобы израильтяне яснее видели Его спасительную помощь, которая соединяется не с количеством, а с качеством исполнителей Его воли, Бог повелел Гедеону отпустить из войска всех, кто боязлив и робок. Двадцать две тысячи человек вернулись домой, осталось десять тысяч воинов.

«И сказал Господь Гедеону: все еще много народа; веди их к воде, там Я выберу их тебе; о ком Я скажу: «пусть идет с тобою», тот и пусть идет с тобою; а о ком скажу тебе: «не должен идти с тобою», тот пусть и не идет. Он привел народ к воде. И сказал Господь Гедеону: кто будет лакать воду языком своим, как лакает пес, того ставь особо, также и тех всех, которые будут наклоняться на колени свои и пить.
И было число лакавших ртом своим с руки триста человек; весь же остальной народ наклонялся на колени свои пить воду. И сказал Господь Гедеону: тремя стами лакавших Я спасу вас и предам Мадианитян в руки ваши, а весь народ пусть идет, каждый в свое место» (Суд. 7, 4–7).

Бог хотел, чтобы израильтяне увидели, что Он – Бог, способный дать победу, каким бы многочисленным ни был враг. В конце отбора, проведенного Богом, осталось лишь триста человек. С их помощью Он собирался поразить многочисленную армию мадианитян и их союзников числом в 135 тысяч воинов. «Мадианитяне же и Амаликитяне и все жители востока расположились на долине в таком множестве, как саранча; верблюдам их не было числа, много было их, как песку на берегу моря» (Суд. 7, 12).

Гедеон отпустил всех израильтян по шатрам и удержал у себя триста человек. «И разделил триста человек на три отряда и дал в руки всем им трубы и пустые кувшины и в кувшины светильники. И сказал им: смотрите на меня и делайте то же; вот, я подойду к стану, и что буду делать, то и вы делайте; когда я и находящиеся со мною затрубим трубою, трубите и вы трубами вашими вокруг всего стана и кричите: [меч] Господа и Гедеона! И подошел Гедеон и сто человек с ним к стану, в начале средней стражи, и разбудили стражей, и затрубили трубами и разбили кувшины, которые были в руках их. И затрубили [все] три отряда трубами, и разбили кувшины, и держали в левой руке своей светильники, а в правой руке трубы, и трубили, и кричали: меч Господа и Гедеона! И стоял всякий на своем месте вокруг стана; и стали бегать во всем стане, и кричали, и обратились в бегство. Между тем как триста человек трубили трубами, обратил Господь меч одного на другого во всем стане, и бежало ополчение» (Суд. 7, 16–22)

Внезапные огни, гром труб и крики поразили мадианитян. Страх и ужас обуял их. В темноте, в великом смятении они стали убивать друг друга и, наконец, обратились в бегство. Хотя большая часть убегавших мадианитян была уничтожена израильтянами, значительной группе их, включавшей двух царей – Зевея и Салмана – удалось перейти через Иордан, чтобы продолжить бегство. Гедеон и его триста воинов гнались за ними. Победа была полной – израильтяне уничтожили вражеское войско, захватив в плен еще двух мадиамских царей Зевея и Салмана. После казни царей сообщения о мадианитянах в Библии не встречаются.

Гедеон возвратился домой с огромной добычей. Слава о победителе разнеслась по всей стране, и благодарные израильтяне предложили Гедеону и его потомкам царскую власть: «Владей нами ты и сын твой, и сын сына твоего; ибо ты спас нас из руки Мадианитян» (Суд. 8, 22). Но мужественный освободитель страны был доволен сознанием исполненного долга и отказался от предложенной ему наследственной власти, ответив израильтянам: «Ни я не буду владеть вами, ни сын мой не будет владеть вами; Господь да владеет вами» (Суд. 8, 23). Эти слова – завещание великого пророка и Судьи Израиля. Он знал, как невелика его заслуга в деле спасения своего народа. Это чудо совершил Бог, и только Он единственный царь Израиля.

В результате победы, одержанной Гедеоном над мадианитянами, покоилась земля сорок лет: «Так смирились Мадианитяне пред сынами Израиля и не стали уже поднимать головы своей, и покоилась земля сорок лет во дни Гедеона» (Суд. 8, 28). Из записанных в книге Судей это был последний период мира. В мире и покое Гедеон дожил до глубокой старости, оставив семьдесят сыновей, но главное – ту добрую славу, которая дала ему впоследствии великую честь быть записанным в число славнейших героев веры*. «У Гедеона было семьдесят сыновей, происшедших от чресл его… И умер Гедеон, сын Иоасов, в глубокой старости, и погребен во гробе отца своего Иоаса, в Офре Авиезеровой» (Суд. 8, 30–32).

История судьи и пророка Гедеона – это повествование о том, как истинная вера и любовь к Богу одного человека спасли целый народ.
* «И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих…» (Евр. 11, 32–34).
***

Увы! – по смерти Гедеона израильтяне вновь стали идолопоклонниками: «Когда умер Гедеон, сыны Израилевы опять стали блудно ходить вслед Ваалов и поставили себе богом Ваалверифа; и не вспомнили сыны Израилевы Господа Бога своего, Который избавлял их из руки всех врагов, окружавших их; и дому Иероваалову, или Гедеонову, не сделали милости за все благодеяния, какие он сделал Израилю» (Суд. 8, 33–35). Об этом речь пойдет в других главах нашей книги.
Добавьте комментарий