28 октября – память священноисповедника Афанасия, Ковровского (в миру Сергей Григорьевич Сахаров; 1887–1962).
Предлагаем вниманию читателей главу из книги А. Трофимова
«МНЕ ИМЯ – МАРИНА» СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА МАРИНА (МАРГАРИТА) АНТИОХИЙСКАЯ. ИМЯ В ИСТОРИИ.
В ней повествуется о судьбе подвижницы благочестия монахини Маргариты (Александры Васильевны Зуевой; 1885–1964). Вся жизнь матушки Маргариты связана с Владыкой Афанасием (Сахаровым). По его благословению она трудилась в Троицкой церкви города Владимира. Десятки лет, в течение которых Владыка Афанасий находился в заключении, она помогала ему посылками, писала ему письма. Матушка приезжала к епископу Афанасию в Сибирь, всячески помогала ему продуктами, лекарствами, поисками помощников, жилья и т.д.
***
МОНАХИНЯ МАРГАРИТА (АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВНА ЗУЕВА; 1885–1964)
Александра Васильевна Зуева, родилась в деревне Исаково Судогодского уезда Владимирской губернии. В молодости пришла в Успенский Княгинин монастырь города Владимира*. Около 10 лет она была келейницей игумении Маргариты (Лавровой). В 1915 году вышедшая на покой игумения Маргарита пожелала вернуться в Александровскую обитель, где начинался ее монашеский путь при тете-игумении, и где она приняла постриг. Преданная келейница последовала за ней. Поселились они в кельях при Успенской церкви. В монастырских ведомостях 1917 года Александра Зуева числилась как послушница, не определенная на жительство указом Консистории, 31 года от роду, крестьянская девица.
* После октябрьского переворота Княгинин монастырь был объявлен собственностью государства. В октябре 1917 г. начались обыски и реквизиции, изъятие продуктов и келейного имущества настоятельницы и сестер монастыря. 1919 г. власти превратили монастырское кладбище в детскую площадку, а больницу, трапезную и келью настоятельницы – в детский сад и приют. Некоторое время верующим удавалось сохранять за собой Успенский храм и кельи, но в 1923 г. монастырь был закрыт окончательно. Началось разрушение и осквернение древней обители. Монастырскую ограду снесли, сломали колокольню, Успенский храм передали музею, в Казанской церкви устроили городской архив. На первое время небольшая сестринская община прилепилась к Троицкой церкви, расположенной неподалеку от монастыря. Там сестры молились, пели на клиросе. В Троицком храме служил тогда владыка Афанасий (Сахаров), который духовно окормлял общину. Игумения Княгигина монастыря Олимпиада и сестры обители разделяли взгляды владыки Афанасия на положение Церкви в богоборческом государстве, были верными последовательницами его в борьбе с обновленцами и помощницами в трудах.
12 марта 1917 года скончалась игумения Маргарита, ее многолетняя старица-наставница. Послушница Александра не покинула Александровский монастырь, и в последующие тяжелые голодные годы исполняла различные послушания, вошла в состав монашеской трудовой общины, созданной из сестер обители в 1921 году. Когда в феврале 1923 года Успенский монастырь г. Александрова был закрыт, она вернулась во Владимир, где была принята алтарницей в церковь святых князей Бориса и Глеба рядом с кафедральным собором. Приют нашла в семье родственников монастырского священника из Александрова, отца Сергия Виноградова,– на Ильинской улице, в доме, где жил ранее ключарь Успенского собора протоиерей Александр Александрович Виноградов. Там же, по адресу: ул. Герцена, д. 17, вместе с инокиней М. П. Хоревой 8 апреля 1926 года Александра Васильевна Зуева была подвергнута обыску, при котором изъяли копии писем. Причиной послужила близость инокинь к епископу Афанасию (Сахарову), а также верность православной «тихоновской» церкви, противостоящей обновленческому расколу.
С этих лет вся жизнь матушки была связана с Владыкой Афанасием. А знакомство их началось еще с тех пор, когда Саша Зуева была послушницей в Княгинином монастыре, а будущий Святитель учился во Владимирской семинарии. Спустя десятилетия епископ Афанасий писал об этом к монахине Маргарите: «Вспоминаю мои служения в Вашей обители. Вспоминаю и раннейшие времена, когда еще при матушке игумении Маргарите, … я прислуживал с рипидами, а после Литургии трапезовали на балконе игуменских келий,– а келейная матушки служила при трапезе».
После закрытия Борисоглебской церкви Александра по благословению Владыки Афанасия трудилась в Троицкой церкви города Владимира*. Была лишена властями прав гражданства как монахиня. 3 ноября 1931 года в доме № 8 на улице Музейной во Владимире, где она жила, Александра Васильевна Зуева была арестована. Во Владимирский Домзак, как тогда называли тюрьму, она была заключена вместе с арестованными по тому же делу протоиереем Павлом Устиновым, иеромонахом Дамаскином (Жабинским)** и еще 15-ю священнослужителями и монахинями, близкими епископу Афанасию (Сахарову). Во время следствия,– с момента ареста до марта 1932 года, матушка находилась во Владимирской тюрьме.
* Троицкая церковь во Владимире.
Троицкая церковь построена в 1913–1916 годах к 300-летию императорского Дома Романовых по проекту архитектора С. М. Жарова на средства купцов-старообрядцев в дореволюционном Владимире. Влияние их в городе было столь сильным, что им разрешили построить Троицкую церковь в самом центре города, рядом с Золотыми Воротами. Владимирцы называют ее «Красная церковь». Она стала последней церковью, построенной во Владимире и была открыта для верующих перед самой революцией. Службы в храме продолжались до 1928 года. В 1960-е годы храм предполагалось снести и тем расширить сложившуюся площадь, но стараниями общественности и при активном участии писателя В. А. Солоухина церковь сохранили. В 1971–1973 годах храм был реставрирован, а в мае 1974 года под его сводами разместилась выставка Владимиро-Суздальского музея «Хрусталь. Лаковая миниатюра. Вышивка».
** Иеромонах Дамаскин (Дмитрий Иосифович Жабинский; 1882–1955)
Родился в 1882 г. в семье крестьян, обучался в церковноприходской школе, поступил послушником в Александро-Свирский монастырь 1 июля 1911 г., перемещен в Яшеезерскую пустынь 4 апреля 1913 года, где и пострижен в монашество 22 июня того же года. Рукоположен в иеродиакона 12 мая 1913 г., перемещен в Боголюбовский монастырь 4 сентября 1914 г. В 1921 г. познакомился и стал келейником епископа Афанасия (Сахарова), который с 18 июня 1921 г. служил настоятелем Боголюбского монастыря.
В 1923 г. поехал в город Усть-Вымь, чтобы добровольно разделить ссылку епископа Афанасия (Сахарова). Привез необходимые вещи, в том числе облачения и богослужебные сосуды. В ссылке Владыка Афанасий рукоположил его во иеромонаха. С. И. Фудель в своих воспоминаниях писал: «Они занимали одну большую светлую комнату. В ней стол, два небольших диванчика, стоявших за занавесками спинами друг к другу. В углу у икон – небольшой столик, служивший престолом для Литургии… Отец Дамаскин, келейник, был человек исключительно преданный ему [епископу Афанасию]… Они с отцом Дамаскином вычитывали все установленные на день службы, богослужебные правила». В феврале 1925 г. епископ Афанасий и отец Дамаскин возвратились во Владимир, и отец Дамаскин стал служить в Троицкой церкви, бывшей кафедральным храмом епископа Афанасия. В этом храме отец Дамаскин отпевал мать свт. Афанасия (Сахарова), Матрену Андреевну, скончавшуюся 29 ноября 1930 г. (Владыка Афанасий был отправлен в ссылку в Туруханский край).
После ареста в 1932 г. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ по статье 58-10 УК РСФСР отец Дамаскин был осужден на три года ссылки в Северный край. Наказание отбывал в Архангельске с 1932 по 1935 гг. После окончания ссылки поселился в городе Рыбинске, где служил тайно в селе Котово вместе с епископом Василием (Преображенским). Епископ Василий отбывал наказание неподалеку от Рыбинска на строительстве канала, а позже поселился в селе Котово в доме регента храма Ираиды Осиповны Тиховой. Церковь в селе была закрыта, и служили они в баньке при доме Ираиды Осиповны, переоборудованной в небольшой храм. Из материалов дела 1944 г.: «В 1937–1939 гг. иеромонах Дамаскин совершал тайные богослужения в домашних церквях городов Тутаев, Ярославль, а также тайные постриги в монашество».
6 ноября 1943 г. арестован Ярославским НКГБ вместе с епископом Василием (Преображенским) регентом храма Ираидой Осиповной Тиховой. Из протокола обыска: «При обыске обнаружены: антиминс, облачение, серебряная дароносица и серебряный ларец с двумя сосудами». 7 октября 1944 г. Особое Совещание при НКВД СССР приговорило по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР к пяти годам ссылки в Коми АССР. Обвинение «активный участник нелегальной а/с организации церковников «Истинно Православной Церкви», активная а/c деятельность, участие в организации подпольной домашней церкви, устраивал нелегальные сборища, социально опасный элемент». Групповое дело «Дело иеромонаха Дамаскина (Жабинского) и др. Ярославская о., 1944 г.» Срок отбывал в Коми АССР, г. Усть-Сысольск (Сыктывкар) с 1944 по 6 ноября 1948 года. После окончания ссылки остался жить в городе Усть-Сысольске).
Скончался отец Дамаскин 18 июня 1955 г. в городе Рыбинске. Из письма епископа Афанасия (Сахарова) от 16 июня 1958 г.: «Сегодня день мирских именин покойного батюшки отца Дамаскина. Последние его именины справляли мы вместе с ним в Тутаеве. А через день его уже не стало. Так неожиданно это случилось. И послезавтра исполняется уже три года со дня его кончины. Царство ему Небесное…»
Реабилитирован зам. прокурора Ярославской области 27 апреля 1989 г.
В материалах, собранных следствием, говорилось: «С епископом Афанасием Жабинский имеет письменную связь и организует сбор средств для помощи ему и другим ссыльным, а также заключенным в местный изолятор. В письмах от него он получает установки, как вести службу, кого поминать и исполняет его поручения. Эти установки диаконом Иосифом Потаповым и Жабинским проводились в жизнь: Троицкую церковь, по указаниям сосланного епископа Афанасия (Сахарова), настоятель Дамаскин Жабинский, диакон Иосиф Потапов превратили в монастырь с выполнением всяких монастырских правил служения, и поминания церковных чинов и, в частности, поминают «святую обитель сию», князей, царей и цариц, архиепископа Николая, епископа Афанасия, «мать игумению Олимпиаду с сестрами». Часть монашек до сих пор ходит в церковь в монашеских одеждах. По показаниям свидетелей, в Троицкой церкви Жабинским и Потаповым за богослужением читалась молитва: «Вразуми, Господи, губящих Церковь Божию и разлагающих ее»… В течение 2–3 лет существовала специальная тройка (Красный крест), в которую входили монашки Зуева, Зотова и Лямина. Эта тройка, по указаниям Потапова, Жабинского и Устинова, в секретном порядке занималась сбором продуктов и вещей для передач в местный изолятор – бывшим торговцам, священникам и для посылок в ссылку духовенству». И в самом деле, монахиня Маргарита посвятила себя помощи мученикам за Церковь Христову. Помощь ссыльным и заключенным А. В. Зуева на допросах не отрицала, но в контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации виновной себя не признала.
7 марта 1932 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорила монахиню Маргариту по статьям 58-10, 58-11 УК РСФСР к трем годам высылки в Казахстан. Обвинение: «ревнительница Церкви Христовой, участие в к/р группе церковников, близких еп. Афанасию (Сахарову), организация помощи к/р ссылке и заключенным, ведение а/с разговоров».Групповое дело «дело группы церковников, близких еп. Афанасию (Сахарову). Владимир, 1931 г.»
Из обвинительного заключения:
«Была вскрыта а/с группировка реакционно-монархического духовенства и монашек, которая очень скрытно, используя церковный амвон, сборища на квартирах и частные беседы, вела а/с работу, направленную к порождению недовольства населения существующим строем». В постоянных беседах о существующем строе монашки Зуева и Зотова говорили: «Пришла анафемская власть, которая стремится погубить Церковь, веру Христову. Духовенство сажают в тюрьмы, высылают их в ссылки. Мы должны стоять за Церковь Христову, помогать всем изгнанным». В к/р деятельности и а/с агитации монахиня Маргарита виновной себя не признала. Помощь ссыльным и заключенным не отрицала.
С марта 1932 года по 1946 год матушка находилась в казахстанской ссылке. Когда она приняла монашеский постриг – неизвестно, но произошло это между 1943 и 1951 годами. Имя Маргарита, полученное ею, было дано в память о первой духовной наставнице – игумении Маргарите (Лавровой). После ссылки Александра Васильевна вернулась в родные края и поселилась в поселке Петушки, где служил с июня 1934 года освобожденный из концлагеря диакон Иосиф Афанасьевич Потапов, и где он был арестован вместе с епископом Афанасием в мае 1936 года. В поселке Петушки Владимирской области образовалась небольшая монашеская община из сестер разных монастырей. Среди них была и монахиня Маргарита. Здесь она трудилась алтарницей в Успенской церкви до самой своей кончины в 1964 году. Жители поселка сохранили много теплых и светлых воспоминаний о матушке Маргарите.
Бесчисленное множество посылок в тюрьмы и лагеря, больницы и бедные монастыри было отправлено трудами монахини Маргариты. Она доставала продукты, необходимые вещи, деньги. Отправляла их почтой от своего имени или от тех, кто не боялся под бдительным контролем государства указать свой обратный адрес, а иногда отвозила передачи сама или посылала с надежными людьми.
Подвигом всей жизни матушки Маргариты стала помощь епископу Афанасию (Сахарову), который с особой теплотой относился к ней, называя своей «неизменной заботницей», «родной матушкой».
Посещала она Владыку в Сибири, и в Мордовии, преодолевая сотни и тысячи километров, всячески помогала ему продуктами, лекарствами, поисками помощников, жилья и т.д. Иногда безрезультатно – во встрече отказывали. Находившийся в Дубровлаге Владыка писал матушке: «Простите, что я обманул Вас сообщением о якобы разрешенных свиданиях. Но сегодня по указанию местного начальства я подаю ходатайство о разрешении мне свидания с Вами. До того времени, пока я не пришлю Вам извещения письмом или телеграммой, Вы не трогайтесь с места, чтобы и вторая поездка, нелегкая для Ваших лет, не оказалась безрезультатной». «Скорбями было обставлено наше недавнее свидание с Вами. Но вместе сколько радости и утешения принесло оно. Я был умилен той поспешностью, с какою Вы, утружденная годами и болезнями старица, подвиглись в нелегкий путь»
Она продолжала помогать владыке Афанасию, отправляла ему посылки, посещала его в инвалидном доме и организовала его переезд из города Тутаева Ярославской области в поселок Петушки.
Сохранились письма владыки к монахине Маргарите.
Матушка много переписывалась с епископом Афанасием, несмотря на то, что была едва грамотной, и почерк ее разобрать было очень трудно. Но Святитель подбадривал монахиню: «Еще раз прошу Вас почаще писать мне. Не смущайтесь тем, как вы пишете. Если не в первом чтении, то во втором и третьем как-либо докопаюсь до смысла. Сами же не огорчайтесь, не получая от меня ничего. На все воля Божия… Будем и за скорби славить Господа… Слава Богу за все…»
«Постоянно вспоминаю Ваше слово, что наши письма очень лениво идут»,– писал Владыка матушке из Дубровлага.
Письма епископа Афанасия, присланные ей, после прочтения близкими людьми, отвозили для прочтения и тем, кто был далеко, но так же жаждал общения со ссыльным святителем. В этих письмах отразилось и взаимопонимание подвижников Христовых, и взаимная благодарность, христианская любовь и истинное братство во Христе.
Беспокойством о матушке пронизаны многие письма Святителя Афанасия к близким людям и к ней самой:
«А как здоровье моей неизменной заботницы м. Маргариты? …очень огорчен, что новая беда обрушилась на мою родную старушку. Так хотелось бы не письмом, а лично сказать несколько ласковых словечек моей незаменимой заботнице, так хотелось бы самому утешить ее… Уповаю, что Господь и на этот раз восставит Вас от одра болезни и представит Вас церкви Своей благоугождающею… делами христианской любви и милосердия»
«А вот матушку Маргариту хорошенько лечите, чтобы к моему приезду была совсем здорова».
«Берегите себя, родная моя».
«Если Вы здоровы и свободны, то хотел бы видеть Вас и обо всем переговорить. …Господь да хранит Вас, моя родная. Беспокоюсь о Вашем здоровье»
«Очень беспокоюсь, родная матушка, о Вашем здоровье. Как Вы себя чувствуете, как живете? О грехах своих, о неподготовленности к ответу, конечно, надо всегда памятовать, надо всегда сокрушаться, но не надо унывать… У Господа милости много. А мы,– кто чист будет от скверны, аще и един день жития его?…»
23 января 1955 года святитель Афанасий писал матушке: «Вижу я, что Вы с Георгием Георгиевичем* волнуетесь более меня. Я совершенно спокоен и даже не думаю о том, буду ли я переселяться или останусь здесь. Не волнуйте Вы себя, берегите себя». В марте того же года им удалось вызволить его «на иждивение» в г. Тутаев Ярославской области.
* Г. Г. Седов (1883–1960) – в 2000 г. был причислен к лику святых исповедников.
4 мая 1955 года епископ писал: «Сегодня получил письмо из Петушков. М. Маргарита хворает. С Радуницы не ходит в храм. Температура 38–39. Лежит. Почти ничего не ест, кроме картофеля. Не говорит, что у нее болит, и, конечно, не лечится. Спаси ее Господи».
Встав от болезни, уже 17 июня 1955 года матушка Маргарита приехала навестить Владыку Афанасия в Тутаев. Наследующий день пришла телеграмма о смерти иеромонаха Дамаскина (Жабинского) в Рыбинске, и вместе с монахиней Агнией она поехала туда на погребение. 21 июня совершено было отпевание отца Дамаскина, а 22-го вечером матушка уже вернулась к Владыке.
В том же году ее стараниями Святитель Афанасий смог переехать на жительство в Петушки. Малограмотная и немощная 70-летняя старушка-монахиня бесстрашно объезжала находящиеся в разных городах органы МГБ, прокуратуры, милиции, и, преодолев неимоверные трудности, добилась разрешения выехать Владыке из Тутаева.
Вот как он сам писал об этом 19 ноября 1955 г. начальнику Петушковской районной милиции: «Летом 51 г. незадолго до окончания срока на предложение лагерного начальства указать лиц, которые могли бы взять меня, как инвалида, на свое иждивение,– я указал:
Зуеву Александру Васильевну, проживающую в Петушках, члена нашей семьи, все время после смерти моей матери (в 1930 г.) заботившуюся обо мне… Зуева, в свое время давшая официальное заявление, что она может позаботится о моем устроении в Петушках, в начале октября сего года была в районной прокуратуре в Петушках и во Владимирском] управлении МГБ, где подробно изложила, что я, живя в Тутаеве, обязан подпиской о невыезде из района и о двукратной в месяц явке на отметку. И в Петушковской прокуратуре, и во Владимирском МГБ ей сказали, что, если Тутаев свободно отпустит Сахарова, не будет никаких препятствий к поселению его как во Владимирской области, так и в самом Владимире. После этого Зуева сама приехала в Тутаев и имела там беседу с секретарем начальника милиции Н. Анисимовой, которая со слов начальника милиции объявила Зуевой, что с их стороны нет никаких препятствий к моему переезду в Петушки на постоянное жительство…»
Сама она всегда жила в крайней бедности. Жилья своего не имела, где добрые люди приютят – была и рада. В Петушках она сменила несколько адресов. Жила в баньках – сначала у Ляпакиных, затем в Кибиревском проезде у Бочкиных. Особой заботой ее была печка, которую она своими руками, пока была в силах, замазывала, а то и перекладывала. Епископ Афанасий, знавший о ее хлопотах, 10 августа 1952 года писал: «…забота о завтрашнем дне не греховна. И Ваша забота о труде совершенно законна. Хотел бы я посмотреть Вашу хижинку, и печку, и трубу, но… не наша воля. Не могу понять, в каком месте Ваше новое жилище. На адресе Вашем то «Поповка», то как-то был прежний Ваш №, то даже «Киберевский проезд».
Для отдыха она не позволяла себе лечь – только сидела, да еще приговаривала: «Ну, вот монах, набрал книг и спит на них».
Лечиться матушка Маргарита не любила, и Владыке Афанасию приходилось настаивать, чтобы она обратилась к врачам: «Грустно, что слабеют наши силы. Но ведь и годы наши умножаются!.. Очень обеспокоило меня сообщение матушки о том, что катаракта угрожает ее глазам. Надо использовать все медицинские средства для лечения. И Священное Писание говорит: «почитай врача честию по надобности в нем, ибо Господь создал его». Надо терпеливо переносить болезни, но должно не пренебрегать и медицинские средства, чтобы в болезни не ослабеть, не прийти в уныние, не возроптать». «Желаю здоровья, здоровья. А когда захвораете – лечиться, непременно лечиться. И в Слове Божием сказано, что Господь наставляет врача».
Владыка утешал ее, признавая особую ценность ее подвига служения ближним:
«Не унывайте и Вы, родная моя матушка. Делами, подвигами никто из нас не оправдится. Я надеюсь исключительно только на то, что дерзновенно скажу Господу: «Твой есмь аз, спаси мя…», «Я грешен, ничего доброго не имею, но я Твой, я никогда от Твоего имени не отрекался»… И у Вас в обители сколько раз при гробе усопших пелось: «Твоя есмь аз…» Чаще повторяйте сие и Вы и уповайте, что и Вас спасет Спаситель наш, что не забудет Он Ваш подвиг любви и к болящей матушке Рипсимии, и к старцу о. архимандриту, подвиг любви, продолжающийся и доселе». «Родная моя матушка!…О грехах надо всегда памятовать, но никогда не надо унывать. Много у нас грехов, но милость Божия безмерна. Я теперь со дерзновением читаю на 3 часе слова 16-го псалма: «Услыши, Боже, правду мою»… ту правду мою, что, и согрешая, я не отступаю от Тебя, не обращаюсь к Богу чуждему, за словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки… Дерзновенно уповайте и Вы на милость Божию. Ведь только ради Господа Вы всю жизнь служите больным, престарелым, узникам. Поминайте утешительное слово Христово: «понеже сотвористе единому от сих братий Моих меньших, Мне сотвористе».
О последних годах жизни монахини Маргариты свидетельствуют строки из писем епископа Афанасия:
«Мат. Маргарита как будто немного получше выглядит. Сейчас у нее гостит Поля из Сергиева Посада».
«Сегодня годовщина смерти батюшки отца Дамаскина. М. Маргарита уехала к нему на могилку».
«Матушка Маргарита вчера и сегодня перекладывает свою печку».
«Хворает наша матушка Маргарита. С каждым днем она все более и более слабеет. Сегодня ее с трудом приводили в храм – она причащалась. Остается одна без всякой помощи. А когда к ней приходят,– нервничает: «Мне тяжело говорить».
«У нас сильно болела матушка Маргарита. Но сегодня уже была в церкви».
«Матушка Маргарита тоже слабеет. Иногда доходит до храма и до меня. Иногда никуда не выходит».
«Матушка Маргарита плошает,– но все же еще редко пропускает церковные службы, не так, как иные прочие…»
«Грустно, что приходится оставлять м. Маргариту. Она много делала для меня. Но… так будет лучше и спокойнее и для нее и для меня… Между прочим, когда я одного владимирца попросил передать от меня Шуре, чтобы она не торопилась приезжать, мать Маргарита догнала его и сказала: «Хотя владыка не велит Шуре приезжать в Петушки, но вы скажите ей, что я прошу ее приехать поскорее».
«Как слышу, мать Маргарита слабеет, но по комнате двигается с двумя палочками и сама топит печь и, кажется, не оставляет желания переложить ее…»
Монахиня Маргарита явила своей жизнью пример истинно монашеского подвижничества. Она не имела ничего своего, жила в баньке. Местные жители рассказывают, что был у матушки и свой особый подвиг: часто ходила она на кладбище с тяжелыми сумками на плечах – в сумках были книги. Там она читала, отдыхала и снова читала. Она складывала в своей баньке печки: сложит одну, разберет и снова перекладывает – видимо, для того, чтобы избегать праздности.
Если ей давали деньги, она торопилась раздавать их нуждающимся, которых вокруг нее было много. Была она постницей, молитвенницей, труженицей. По смерти матушки Маргариты обнаружилось, что все имущество ее составляли постригальные одежды, в которых ее и похоронили на кладбище в Петушках.
Час кончины был известен матушке. Незадолго до смерти она попросила близкую знакомую: «Ты меня протри, и больше уж не трогайте». 25 июня 1964 года монахиня Маргарита Зуева разлучилась с многотрудной и скорбной земной жизнью, чтобы предстать пред Господом.
Монахиня Людмила (Золотова) из Петушков, с юных лет много общавшаяся с м. Маргаритой, рассказывала: «Вскоре после смерти матушки вижу сон. Я тогда еще не была монахиней. Стою в нашем храме на самой солее в левой части во всем монашеском. Стою и плачу, вся грудь мокрая. А храм полон, все кого-то ждут. Вдруг такой включился свет, глазам больно. Ну, все светильники, паникадила и еще что-то. Врата тоже открыты. Дьякон должен начинать, а никого нет. Кого ждут? А я стою, уливаюсь. Вдруг — как толчок. Поднимаю глаза, ко мне через народ пробирается матушка Маргарита. Подошла близко, улыбается. У меня вырвалось: «Матушка, ты ведь умерла». — «Да», — отвечает. «Расскажи, как там?» Монахиня мне что-то сказала, я уж сейчас не помню, а потом и говорит: «Стою я у самых Царских врат». Я ойкнула и зажмурилась. Открываю глаза, а никого нет. Только ладанный дым вьется».
6 июля 1989 года монахиню Маргариту (Александру Васильевну Зуеву) реабилитировали.
СВЯЩЕННОИСПОВЕДНИК АФАНАСИЙ, (В МИРУ СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ САХАРОВ; 1887–1962)
Епископ Афанасий (в миру Сергей Григорьевич Сахаров) родился 2 июля 1887 в селе Царевка, Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Окончил Шуйское духовное училище (1902), Владимирскую Духовную семинарию (1908), Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия (1912, кандидатская работа: «Настроение верующей души по Триоди Постной»).
12 октября 1912 года пострижен в монашество; 14 октября того же года посвящен в сан иеродиакона и 17 октября в сан иеромонаха. В 1912–1920-е годы занимался преподавательской деятельностью в духовных семинариях. С января 1918 года – член Всероссийского Поместного собора. После восстановления Собором праздника Всех Святых в Русской земле просиявших принимал участие вместе с профессором Петроградского университета Б. А. Тураевым в составлении службы на этот праздник. 20 января 1920 года возведен в сан архимандрита и был наместником Рождественского и Боголюбского монастырей. С 17 июня 1921 года – епископ Ковровский, викарий Владимирской епархии и одновременно настоятель Боголюбова монастыря.
Был арестован в марте, июле и сентябре 1922 года. Приговорен к двум годам ссылки в Зырянский край. В 1925 году ненадолго вернулся во Владимир и снова находился в заключении в январе-марте 1926 года. С ноября 1926 года – управляющий Ивановской епархией. 2 января 1927 года арестован, отправлен в Москву и приговорен к трем годам лишения свободы. Отбывал срок в Соловецком лагере. В феврале 1930 года выслан на три года в Туруханский край. В первой половине 1932 года жил там у ссыльного митрополита Кирилла (Смирнова). В 1933 году вернулся во Владимирскую область.
18 апреля 1936 года арестован по обвинению в «связи с Ватиканом» и «с белогвардейцами на Украине»,– все эти обвинения епископ Афанасий полностью отвергал. Приговорен к 5 годам лишения свободы в Беломоро-Балтийских лагерях. Один из немногих архиереев, которым удалось выжить после массовых расстрелов политзаключенных в лагерях в 1937–1938 годах.
В начале Великой Отечественнной войны Владыку этапировали в Онежские лагеря. В июне 1942 года его освободили и выслали в Омскую область. С января по ноябрь 1943 года Владыка проживал в городе Ишим. В 1944 году приговорен к 8 годам лишения свободы. Содержался в Сибирских и Темниковских лагерях, Дубравлаге.
В 1945 году признал законность избрания Патриарха Алексия I.
После освобождения из лагеря, в мае 1954 – марте 1955 года Владыка проживал в Зубово-Полянском доме инвалидов. В марте 1955 года ему было разрешено выехать в город Тутаев, откуда в октябре того же года он переехал в город Петушки, где и скончался.
Канонизирован Архиерейским собором Русской православной церкви в августе 2000 в лике новомучеников и исповедников Российских. 15 октября 2012 года в Петушках в доме священноисповедника епископа Ковровского Афанасия состоялось торжественное открытие духовно-просветительского центра и музея.
Добавьте комментарий