20 ноября – день Ангела игумена Валерия (Ларичева) – настоятеля храма во имя святых мучеников Флора и Лавра в селе Ям, Домодедовского района, духовника священства Московской епархии, члена Комиссии по связям с медицинскими учреждениями Московской Епархии.
От имени духовных чад и друзей поздравляем отца Валерия с днем тезоименитства и представляем вниманию читателей воспоминания, статьи, фотографии батюшки, а также посвященные батюшке записи прихожан храма во имя святых мучеников Флора и Лавра в селе Ям.
НАГРАДЫ ИГУМЕНУ ВАЛЕРИЮ:
1991 – набедренник
1992 – камилавка
1997 – наперсный крест
1998 – орден св. блг. кн. Даниила Московского III ст.
2001 – сан игумена
2002 – медаль прп. Сергия Радонежского I ст.
2006 – палица
2008 – орден прп. Сергия Радонежского III ст.
2013 – орден прп. Серафима Саровского III ст.
2013 – крест с украшениями
2015 – медаль «За усердное служение» III ст.
ТЕКСТЫ, ВКЛЮЧЕННЫЕ В ПОДБОРКУ:
ЖИЗНЬ БЕЗ БОГА КАК КАТАСТРОФА
СОВЕТЫ И НАСТАВЛЕНИЯ ОТЦА ВАЛЕРИЯ
НЕЗАЕЗЖЕННАЯ ПЛАСТИНКА: ЕВАНГЕЛИЕ КАК АУДИОКНИГА
ЗЕМНОЙ ДАР КОСМИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ
ОТРИЦАНИЕ СВОЕЙ ГРЕХОВНОСТИ ЕСТЬ СЛЕДСТВИЕ ДУХОВНОЙ НЕЗРЕЛОСТИ
ВОСПОМИНАНИЯ О ТАМАРЕ АЛЕКСАНДРОВНЕ ФЛОРЕНСКОЙ
«ПУСТИТЕ ДЕТЕЙ ПРИХОДИТЬ КО МНЕ…» (Мк. 10, 14)
***
М. Васильева. ВОСХОЖДЕНИЕ НА СИНАЙ. ОБ ОТЦЕ ВАЛЕРИИ ЛАРИЧЕВЕ
Светлана Гончарова. ЗОЛОТЫЕ ЛЮДИ ВОКРУГ. ОБ ОТЦЕ ВАЛЕРИИ ЛАРИЧЕВЕ
ВОСПОМИНАНИЯ ПОЭТА АЛЕКСЕЯ ГУШАНА
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ НИНЫ ФОРТУНАТОВОЙ
***
ЖИЗНЬ БЕЗ БОГА КАК КАТАСТРОФА
Этимологический словарь определяет значение слова «катастрофа» как «крушение, сопровождающееся трагическими последствиями». В древности это слово употреблялось в значении заключительной части классической греческой трагедии – развязка, переворот, а также и «крушение», «гибель».
Буквальный перевод греческого слова «катастрофа» – это «поворот против». Против кого или чего? – Против Бога. Результатом этого поворота становится гибель, разрушение души человека и его жизни.
В мироздании были три онтологические катастрофы: первая – небесная – и две земные.
Первая – отпадение Денницы и трети ангелов от Бога и возникновение демонического мира.
Вторая – грехопадение прародителей Адама и Евы, изгнание их из Рая и последующее отпадение человечества от Бога вследствие умножения греха.
Третья – неприятие людьми и распятие Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего спасти человечество от греха и смерти. Как говорил святой апостол Иоанн Богослов: «Пришел к своим, и свои Его не приняли, а тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1, 11–12).
С тех пор перед каждым человеком, пришедшим в мир, встает выбор: быть и жить с Богом, исполняя Его заповеди, или отступить от Творца своего, жить по своим похотям и желаниям. Современное отступление человека от Бога – апостасия* – это продолжающаяся и углубляющаяся катастрофа, следование по пути смерти и неуклонное приближение к концу мира. Остановить этот гибельный процесс может только возвращение человека к Богу, как это случилось с блудным сыном Евангельской притчи: «О том подобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15, 32).
* Апостасия – в переводе с греческого языка означает отступление от веры, от основных догматов, от принятых Церковью положений исповедания веры.
Для того чтобы определить состояние души возвратившегося к Богу сына есть замечательное греческое слово «эпистрофа», как противоположность катастрофы; оно означает «возвращение», т.е. участие человека в процессе созидания жизни в союзе с Богом.
Евангельская притча о возвращении блудного сына лучше всего отражает существо понятий катастрофы и эпистрофы.
По сути дела в жизни каждого отдельного человека, в жизни целых народов, стран и всего сообщества людей эти два процесса постоянно присутствуют, вопрос только в том, что возобладает в тот или иной период. Победа греха, греховного начала означает начало апостасии, начало ухода «на страну далече» (Лк. 15,13). Это и есть катастрофа, а покаяние блудного сына, возвращение его к Богу и отцу своему и есть эпистрофа. Покаяние и творчество жизни с Богом и в Боге должны составлять смысл жизни человека, иначе это не жизнь, а бессмыслица и разрушение.
Сейчас в криминальных хрониках и рассказах о преступном мире появилось парадоксальное словосочетание «мертвая жизнь». Оно очень точно отражает суть происходящего с теми, кто отпал от Бога. Их жизнь становится мертвой, они сами – как ходячие мертвецы. И все потому, что истинная жизнь невозможна без Бога – единственного Творца жизни.
Жизнь без Бога есть саморазрушение (selfdestruction), это медленное самоубийство. Хотя физически человек может жить долго, но самое ужасное для судьбы человека – наступающая духовная смерть. В современном мире вслед за этим часто идут алкоголь, наркотики…
Бог даровал нам жизнь и как бы ни было трудно, человек сам не должен и не имеет права, распоряжаться своею жизнью. Бывают в истории периоды, когда отдельные личности, группы людей, народы, страны и даже весь мир могут идти к саморазрушению. Уход от Бога и саморазрушение – это синонимы религиозной жизни и психологии. Следствием такого выбора становится цепочка: апостасия (отступление от Бога, катастрофа) – саморазрушение – духовная смерть. Эта цепочка работает сейчас, как маховик, все более набирающий обороты.
Но есть другой выход, иная цепочка, противодействующая общей тенденции. Постоянно идет и процесс возвращения к Богу: эпи-строфа в отличие от ката-строфы – апостасии. Тогда работает иная цепочка: эпистрофа – самоосуждение – жизнь.
Сегодня мы являемся свидетелями процесса гибели нашего народа, который лавинообразно нарастает. Но мы люди верующие в Творца, Его любовь к нам, и мы верим, что должно произойти чудо Божие и наш народ должен сойти с дороги смерти и возвратиться на путь истинной жизни – жизни с Богом!
В наше время, говоря о катастрофах, имеют в виду прежде всего природные или техногенные катастрофы. Но они по сути своей вторичны и являются лишь следствием первичной катастрофы – жизни без Бога. Когда грех начинает объявляться нормой жизни, как это происходит в наши дни, в мире идет накопление энергии зла. Силы природы не выдерживают напора этого зла – тогда-то и начинается «бунт стихий»: землетрясения, наводнения, засухи, цунами, гигантские пожары, извержения вулканов, страшные морозы.
Человечество переступает какую-то грань, за которой природа уже не в состоянии выдерживать преступления людей.
Сегодня мы видим, как стихии природы становятся одним из главных вразумителей человечества в попытках остановить безумие, остановить растление и злобу. Господь употребляет естественные явления и законы природы в качестве оружия Своей воли.
К этим вразумлениям добавляются техногенные катастрофы – следствия преступлений человеком законов жизни и нравственности, данных Богом. Священное Писание говорит, что человек был введен в мир, как царь. После грехопадения вся тварь покорилась закону смерти, поскольку царь ее стал смертным по плоти. Во все времена от духовно-нравственного состояния человека зависело и состояние мира. Отступление человека от Бога, недуховное, потребительское отношение к миру и рождает природные катастрофы.
Отрицание Бога делает жизнь безблагодатной, механической, безрадостной и является единственной подлинной катастрофой для человека. А для верующего никакие иные «катастрофы» не страшны. Вспомним слова псалмопевца: «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах. Посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля, и горы двинулись в сердце морей. Пусть шумят, воздымаются воды их, трясутся горы от волнения их. Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышняго. Бог посреди его, он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра…» (Пс. 45, 2–6).
Да и сам конец мира для верующего не страшен, ибо есть начало новой жизни «идеже несть болезнь и печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная». Потому и восклицает святой апостол Иоанн Богослов: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Апок. 22, 20).
Таким образом, жизнь человека без Бога – катастрофа, и смерть его тогда тоже катастрофа, ибо в вечности у него продолжается тот же поворот против Бога. Тогда вместо Царствия Небесного и вечной радости он пребывает там, где царят «плач и скрежет зубов» (Мф. 8, 12).
Господи, да не будет этого с нами! Аминь.
***
СВИДЕТЕЛЬСТВА КАТАСТРОФЫ
Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога»
(Пс. 52, 2)
Вследствие значительных перемен в основах жизни российского общества после разрушения государства одной из самых жгучих проблем стало огромное распространение алкоголизма среди населения страны. Миллионы людей остались без работы и без особых надежд на перемены к лучшему: начиная с 1990-го года, каждый новый год приносит все большее обнищание населения и, как следствие, голод, болезни, невиданный рост преступности. В этих условиях все больше становится мужчин, столкнувшихся с невозможностью не только содержать семьи, но и просто прокормить самих себя; они пытаются забыть о мучительных проблемах с помощью алкоголя – самого распространенного «продукта» на теперешнем российском рынке. В результате наблюдается массовое разрушение семей, умственная и физическая деградация миллионов людей, рождение больных и умственно неполноценных детей. Все это уже принимает характер национальной катастрофы: который год население страны значительно убывает, происходит резкое сокращение продолжительности жизни.
Но при всей важности экономических причин трагедии они являются лишь внешней стороной проблемы, представляя собой как бы вершину айсберга, а в глубине находится то, что определяет не только истоки повального алкоголизма, но и саму экономику страны. Основания всякой жизни коренятся в духовном мире.
Помню, как мне довелось в 1990 году участвовать в российско-американском симпозиуме по алкоголизму. И мы принципиально разошлись с американскими врачами с первых же моментов дискуссии.
Они считают алкоголизм целиком областью медицины. Но любой священник, занимающийся проблемами алкоголизма, достоверно знает, что это один из самых ярких примеров бесоодержимости. Смешно слушать рассказы об исцелении людей от алкоголизма с помощью таблеток или иных методик. Врачи дают таблетки,– а бес, насмехаясь над докторами, на время отходит, чтобы потом с еще большей яростью мучить бедного человека.
По большому счету вся атеистическая медицина работает на уровне симптоматическом и потому чаще всего дает лишь временное облегчение больному, помогая снять те или иные проявления болезни. Но подлинное исцеление возможно только на ином уровне – патогенетическом или казуальном (т. е. причинном).
Алкоголизм как болезнь имеет две составляющие: физиологическую и духовную. Первая связана с привыканием организма к алкоголю и изменившимся из-за этого обменом веществ, с общим истощением нервной системы, поражением всех органов. Поэтому можно и нужно использовать лекарственные средства. Но на другую сторону – духовную – необходимо воздействовать только духовными средствами, богатство и возможности которых в Православии безграничны.
Исцеление от алкоголизма, как и от любого иного вида бесоодержимости, возможно только с помощью Церкви и только духовными усилиями. Без Бога ни о каком исцелении и говорить невозможно. А таблетки и медицинские методики помогают снимать соматические и психические последствия алкоголизма. Алкоголизм – это, прежде всего, греховная болезнь, страсть, но за каждой страстью стоит бес.
Существуют три вида бесоодержимости. В первом случае бес нападает на человека и, помучив его, покидает тело. Во втором случае бес задерживается в человеке на более или менее длительное время. В третьем случае бес живет в человеке постоянно или очень долгое время. Примером первого вида является взрыв неудержимой ярости, внезапно возникшая страсть разрушения и т. п. Пример второго вида – обычный алкогольный запой. Пример третьего вида – большинство укоренившихся страстей, терзающих человека.
Западные медицинско-психологические методики предлагают различные способы замещения алкоголизма, как то: карьера, успех, деньги, семейные ценности и т. д. Образно эти методики можно сравнить с перестановкой мебели в одной и той же комнате (это в лучшем случае). А в худшем случае происходит замена одного беса другим: например, гордыни, тщеславия, сребролюбия, алчности и т. п. Единственный фактор, заслуживающий внимания,– это, конечно,– семья. Она может сделать очень многое в спасении своего члена от пагубной страсти.
Для того чтобы понять, как помочь зараженному страстью к спиртному, нужно выяснить главный грех, который мешает больному освободиться от алкогольной зависимости. Этот грех именуется непослушанием. Корень его – гордыня, но этот грех, безусловно, имеет множество ответвлений.
Алкоголику говоришь:
– Не пей, брось, тебе говорит это священник, занимающийся проблемой лечения алкоголизма более сорока лет. Ты должен до конца жизни своей прекратить употреблять спиртное, иначе снова и снова будешь падать и двигаться к погибели, к разложению личности.
На это он, как правило, отвечает так:
– Я смогу бросить когда захочу,– или: нет, я месяц продержусь, а потом буду пить как все, воздержанно, культурно, без запоев.
Но страсть-то остается, она внутри человека, она ждет своего часа, и от нее никуда не денешься. Пьющий не понимает, что имеет дело с хитроумным и злобным бесом, который просчитывает его действия и действия лечащих его врачей на несколько ходов вперед. Потом же, уловив их в свои сети, смеется и «потирает копытами» от удовольствия в бесовской своей радости.
Поэтому те, кто пытаются помочь алкоголикам без Бога, вне Церкви, сами того не ведая, часто являются обыкновенными игрушками в лапах бесов.
Русское духовное сознание может существовать лишь в двух состояниях (других нет!):
– русский человек, его душа может быть связана с Богом – и это ее нормальное состояние;
– если этого нет, то она становится одержимой.
Исторически складывалось так, что, теряя контакт с Богом, русский человек начинал богоборчествовать, богохульничать. Неконтролируемая уже человеком нецензурная брань, вспышки неуправляемой агрессивности – все это примеры явной одержимости. Алкоголизм также является одержимостью.
Кроме двух перечисленных состояний есть еще одно – безблагодатное. Но оно особенно характерно для западного сознания: нет одержимости, люди вполне благополучны и благопристойны, но нет и Духа Святого. О таком безблагодатном состоянии хорошо сказал поэт С. Маршак:
Как вежлив ты в покое и тепле.
Но будешь ли таким во время давки
На поврежденном бурей корабле
Или в толпе у керосинной лавки?
Напился, беснуется или ругается – это характерно для русского человека, если его сознание строится без Бога, а вот такого – безблагодатного русского человека быть не может. Он перестает быть русским, если выбирает ценности западного общества: материальное благополучие, стремление хорошо и спокойно пожить – здесь и теперь. Русскому человеку невозможно остаться русским и забыть совсем о своей небесной родине. Многолетний психотерапевтический и священнический опыт позволяют с уверенностью утверждать – пристрастие к винопитию – это проблема духовная и справляться с нею надо, прежде всего, на духовном уровне. Рассказы, свидетельства очевидцев оставили описания удивительных примеров исцеления от этого недуга, когда обращались за помощью к подвижникам, то есть к тем людям, которые всю жизнь свою посвятили «стяжанию Духа Святого» – духа мира, кротости, прощения и любви.
Дорогой Александр Аршакович! Спасибо Вам за огромную радость, которую Вы подарили всем нам этим замечательным материалом. Какая яркая мозаика Личностей! Как это живо и живёт в нас, хотя бы потому, что все мы знаем сборник задач Ларичева, а в вузе обязательно читали хотя бы что-то из трудов А.Ф. Лосева.
И вот оказывается, что судьба о.Валерия вплетена в такой чудесный венок! Как это дивно и чудно! Дорогой батюшка, я хочу поклониться Вам и поблагодарить за эти чудесные воспоминания. Они возвышают и дают огромный духовный заряд!
Помоги вам обоим Бог! Спаси Христос!