В этой подборке мы начинаем публикацию рассказов о чудесной помощи любимого святого нашего народа – святителя Николая. Собирать эти рассказы я начал по благословению замечательной русской женщины – Ольги Николаевны Вышеславцевой (инокини Марии; 4.03.1898–30.06.1995). Перед своей кончиной в 1995 году она передала мне составленную ею рукопись с этими рассказами и попросила продолжить собирание новых текстов для возможной публикации в будущем. Она говорила, что запись подобных рассказов ведется со времен Древней Руси, но каждая эпоха приносит всё новые и новые свидетельства благодатной помощи Святителя. Особенно важно открывать современные нам случаи, которые укрепляют людей в вере, надежде и любви. Я попытался продолжить этот труд, просматривая многочисленные публикации в православных газетах, журналах, книгах. Но затем вышло несколько сборников с новыми и древними чудесами по молитвам святителя Николая, и я прекратил собирание новых текстов. А с появлением интернета отпал вопрос и об издании собранных текстов. И всё же ко дню памяти Святителя представляю некоторые из собранных рассказов, и надеюсь, что читателям будет радостно узнать о трудах великого святителя в нашей земле…
И еще одна подробность: все эти тексты отпечатала на пишущей машинке моя мама – Мария Сергеевна Трофимова (1917–2002). В возрасте 75 лет она по самоучителю начала печатать вслепую тексты моих книг и статей. Она же была первым редактором и советчиком по исправлению текстов. Я отсканировал напечатанные ею рассказы о чудесах святителя Николая и представляю их вниманию читателей.
Александр Трофимов
***
ВОСПОМИНАНИЕ О СТАРОЙ МОСКВЕ
Опять с московских колоколен
В морозный сумрак льется звон.
Опять зима и день Николин,
И лучезарен Орион.
Опять от молодого снега
По переулкам тишь и гладь
И санок радостного бега
Отрадно шорох услыхать.
И снова праздник в светлом храме,
Живой рождественский канон,
А дома – радостное пламя
Лампадок алых у икон.
Но сердце, сердце? Что с тобою?
Откуда эти облака?
Зачем с доверчивой мольбою
Смешалась тайная тоска?
А. Солодовников
1931 г.
++++++++++++++++
Сирень цветет… Проходит май…
Рассветы нежно-сини…
Твой день, святитель Николай,
Собрал нас в храме ныне.
Твой день среди пасхальных дней
Для верных не затерян,–
С Христом воскресшим ты сильней
Тебя поющим верен.
Колокола зовут-звонят,
И облако в лазури
Плывет как бы корабль в Барград,
Смиряя духа бури.
***
Вся Русь – любила
этого святого,
И ныне любит
в веке скоростей,
Спасает он людей
со дна морского,
Со дна морского
и и со дна страстей.
Старушка молит –
будет в утешеньи.
Ребенок просит –
и ему даёт.
И узнику пошлет
освобожденье,
И путника в дороге
поведет.
Не все еще погибло
в мире этом,
Не все еще терпенье
через край –
Спешит в беде
на помощь тихим светом
Святой Угодник Божий
Николай.
Нина Карташева
1994 г.
++++++++++++++++++++++++++++++
ЗАСТУПНИЧЕСТВО СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
(по воспоминаниям и рассказам протоиерея Василия Швеца)
Перед самым началом Великой Отечественной войны (в 1941 году) старцу Валаамского монастыря (Валаам в то время принадлежал Финляндии) иеросхимонаху Михаилу было три видения во время службы в храме:
I. Он увидел Божию Матерь, святого Иоанна Предтечу, святителя Николая и сонм святых, которые молили Спасителя о том, чтобы он не оставил Россию. Спаситель ответил, что в России так велики мерзость запустения, развращенность, упадок веры и благочестия, что невозможно более терпеть эти беззакония. Все святые с Богородицей продолжали молиться со слезами, и, наконец, Спаситель сказал: «Я не оставлю Россию».
2. Матерь Божия, святой Иоанн Предтеча и святитель Николай стоят пред престолом Спасителя и молят Его о спасении России. И снова звучит ответ: «Я не оставлю России».
3. Божия Матерь одна стоит перед Сыном Своим и со слезами молит Его о спасении России. Она сказала: «Вспомни, Сын Мой, как Я стояла у Креста Твоего»,– и хотела встать на колени пред Ним. Спаситель сказал: «Не надо, Я знаю, как Ты любишь Россию, и ради слов Твоих не оставлю ее. Накажу, но сохраню…»
Старец Михаил после окончания войны перешел в Псково-Печерский монастырь, где и почил в возрасте около ста лет.
До конца дней своих оставался он молитвенником за страну нашу, сохраняя удивительную бодрость духа и телесную крепость. Вспоминают, как он, сам 96-летний, встретил схимника из братии, согнувшегося почти до земли от старости, сказал ему: «Что это брат, тебя так согнуло, ты ведь молодой, тебе всего 95 лет».
***
Когда наши войска стояли перед одним укрепленным районом Восточной Пруссии, святитель Николай явился нам и повелел отслужить молебен перед началом штурма, предупредив, что иначе многие воины погибнут из-за неверия, а город так и не возьмут. Начальники наши не послушались вразумления. Войска пошли в наступление, и полегло там много наших воинов, а укреплений так и не взяли. Лишь когда подошли поляки и, узнав о явлении святителя, попросили священников отслужить молебен, укрепленный район был взят нашими войсками совместно с поляками.
***
Весной 1945 года кто-то из начальства додумался напоить солдат перед наступлением. Целый танковый корпус пошел вперед, многие наши ребята тогда погибли. Наш минометный дивизион двигался по следам танкового корпуса. К ночи мы подошли к какому-то селению, расставили часовых. Я пошел проверять посты, после чего отошел в сторону от дороги, взглянул на небо – и остановился как вкопанный. На небе явились славянские буквы, которые не мог тогда прочесть, так как не знал славянского языка, разобрал только слово «Б0Г». Это было какое-то озарение, я задумался о смысле бытия, о том, доживу ли до конца войны, о том, что меня ожидает – и так простоял всю ночь, не замечая времени.
Утром зашел в немецкий дом, недавно покинутый хозяевами. Печь была натоплена, кровати чисто застелены. Мне стало очень жалко хозяев дома, наверное, они где-то недалеко спрятались. Очень захотелось спать, и я решил устроиться на диване, чтобы не мять постель. Снял сапоги и только прилег, как в комнату вошел старичок – русский с виду, благообразный, в простой одежде. Я решил, что это один из русских пленных или вывезенных на работу в Германию и удивился, неужели таких старых увозили ка работы? Спросил его: «Ты откуда, дедушка, и как сюда попал?» Старичок ответил так: «Ты задумался о смысле жизни и о смерти – завтра встретишься с ней лицом к лицу, но не умрешь, а впоследствии послужишь мне. Тебя до конца войны ни одна пуля не тронет, даже ноготь не зацепит – по молитвам твоей матери». Мать родила меня, когда шла помолиться в Почаев, и еще до родов сказала: «В какой день родится, того и будет». Родился я в прощенное воскресенье, и мать всю жизнь молилась за сына.
Затем старичок начал обличать меня в грехах, вспомнил всю мою жизнь, упрекал меня, что не исполнил обещания, данного матери, не причастился, а только поисповедовался, уходя на фронт. «За это ты долго еще не увидишь ее»,– сказал старец. Обличал он и русских солдат за безобразия, предсказал, что они будут наказаны. Это предсказание вскоре исполнилось: немцы устроили засаду – и весь танковый корпус, который шел перед нами, был разгромлен, столько танков сгорело и погибло наших солдат. После этого случая я дал обет – не брать в рот спиртного до конца жизни.
Старец стоял передо мной во время беседы, а я сидел на диване. В конце беседы я спросил: «Как тебя зовут, дедушка?» – и наклонился, чтобы надеть сапоги. Когда поднял голову – никого в доме не было. Прошел по дому, заглянул за шкаф, затем спросил часового, не входил ли кто в дом и не выходил ли только что? Часовой ответил, что никого не видел.
А на следующий день действительно увидел смерть лицом к лицу. Пошел по делам в штаб, перекинул автомат через плечо, хотя обычно ходил с пистолетом. На пути увидел, как в стороне от дороги метрах в пятистах что-то блеснуло. Удивился, кто там может быть, кругом наши войска, и решил подойти поближе. Когда приблизился вплотную к этому месту, обомлел: в укрытии находились девять немецких корректировщиков. Конечно, все стволы наведены на меня, за автомат хвататься было бесполезно – все равно не успею. Командир их вытащил пистолет, дал знак, чтобы остальные не стреляли и начал прицеливаться. Тогда я изменил направление движения и начал удаляться от них, каждое мгновение ожидая выстрела. Еще подумал: «Не так смерть страшна, как плен, они ведь могут скрутить меня». Вся жизнь прошла тогда передо мною, мышцы стали как каменные, казалось, что никогда не кончатся эти минуты, пока шел под пистолетом, направленным в спину. Когда зашел за ближайшую сопку, рухнул на землю, думал, что ранен, но оказалось, от нервного напряжения. – Немцы так и не выстрелили. Потом доложил начальству, что у нас в тылу корректировщики, но немцы успели уйти и я был очень доволен, ведь они меня не тронули.
Тогда я дал обещание исповедаться и причаститься после войны, повенчаться с женой и чем смогу, послужить Богу.
В ноябре 1947 года, когда я жил уже в Ленинграде, явился во сне тот самый старец уже в архиерейском облачении и обличил, что не выполнил я обещаний своих: не повенчался с женой, не ношу крест, боюсь в доме иконы держать. Затем сказал: «Ты хотел знать мое имя: звать меня Николай, приходи ко мне»,– и назвал адрес. После этого добавил: «Через три дня ты узнаешь, как была спасена Россия и твой город,– не забудь об этом и поведай другим». Я запомнил этот адрес и когда разыскал указанный дом, оказалось что это…. кафедральный Никольский собор в Санкт-Петербурге (тогдашнем Ленинграде).
Через три дня я по делам службы рано утром оказался на Московском вокзале. Вдруг вижу: идет начальник МВД города, с ним множество милиции, солдаты, почетный караул, никого не пускают. Все говорят: «Наверно, Сталин приехал…» У всех находившихся на перроне начали проверять документы. Офицер, проверявший документы посоветовал мне не двигаться с места, чтобы не арестовали. Так я остался стоять на перроне и в это время увидел Косыгина, вместе с ним шли митрополит Ленинградский Григорий и невысокий смуглый митрополит с восточными чертами лица. Гостю с Востока предложили сесть в обкомовскую машину, но он отказался и сел в машину к митрополиту Григорию.
Тогда я вспомнил про сон и выяснил, что прибыл митрополит Гор Ливанских Илия (Карам), и что завтра он будет служить Литургию в Никольском соборе. 9 ноября после окончания Литургии митрополит Илия преподнес храму частичку мощей святителяя Николая, которая и по сей день находится в старинном храмовом образе святителя перед солеей слева от главного престола. В кратком слове Владыка объявил о цели своего приезда в град святого Петра – поведать жителям его о том, как заступничеством Божией Матери была спасена Россия в минувшей войне. Сказал он еще, что прибыл для того чтобы возложить драгоценный венец на икону Казанской Божией Матери, через которую Сама Пречистая явила Свою благодатную помощь в спасении России и ее народа. Обо всем этом он подробнее расскажет после вечернего богослужения во Владимирском соборе, где хранилась Казанская икона.
Сначала я решил поехать во Владимирский собор прямо к вечерней службе – к шести часам. Днем зашел к своему двоюродному брату, и он сказал, что нужно ехать немедленно – ведь после такого рассказ в Никольском весь Питер съедется послушать слова Владыки Илии. Ведь каждый, кто был в Никольском соборе, рассказал о предстоящем событии своим знакомым, родным, соседям.
Почти сразу выяснилось, что мы уже опоздали – проехать к собору было невозможно, транспорт не ходил, все прилегающие к собору улицы заполнены народом. С большим трудом протиснулись к собору, но внутрь войти не можем – солдаты стоят в оцеплении, никого не пропускают. Вдруг из служебного входа появился мой старый знакомый-фронтовик. Оказалось, что он служит алтарником во Владимирском соборе и пропустил меня с братом, так что мы оказались у самой солеи. Там было отгорожено место, где стояли гости, члены Правительства – мы насчитали 42 человека. Среди них был начальник милиции города (в штатской одежде). Около шести часов к нему подошел полковник и спросил: «Что делать? – столько народа, как будто весь город движется сюда, а у меня всего 400 милиционеров». Тот ответил: «Возьмите дополнительно людей». В тот день не менее двухсот тысяч человек стояли вокруг храма.
И вот показались митрополит Илия, митрополит Григорий, священство. Отслужили рядовую вечерню, после чего возложили драгоценный венец – дар митрополита Илии – на Казанскую икону Божией Матери. В момент возложения венца члены правительства и генералитет стояли перед образом Божией Матери. Митрополит Илия своими руками прибил венец к иконе над изображением главы Богоматери. После этого Владыка произнес проповедь. Перескажу по памяти то, о чем поведал он тогда жителям нашего города – слова Владыки тут же переводили и транслировали через громкоговорители, так что тысячи людей слышали этого великого святителя в тот день.
Митрополит Илия был благоговейнейшим почитателем Божией Матери, всегда молился Ей, собирал иконы с Ее изображениями. Во всех храмах делал земной поклон перед каждой иконой Богоматери. Поэтому и обратился он с горячей молитвой к Царице Небесной после начала Великой Отечественной войны. Владыка читал о Казанской иконе Божией Матери, знал о том, что хранит этот образ град Святого Петра. Митрополит Илия знал, как много значит Россия для мира, и поэтому молился о спасении нашей страны и укреплении ее народа в борьбе с врагами. Знал он и о страшной беде, постигшей град святого Петра, оказавшегося в полной блокаде, о голоде.
Вражеские армии подходили уже к Москве. В это время Патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием к иерархам Востока, к христианам всего мира, ко всем народам земли о молитвенной и материальной помощи России. После этого обращения митрополит Илия стал еще горячее, всем сердцем молиться за спасение России. Он решил затвориться, наложить на себя пост и просить Божию Матерь открыть, как можно помочь России.
Владыка взял икону Божией Матери и спустился в маленькую каменную келью в подземелье, куда не доносился ни один звук с земли, где не было ни скамейки, ни света. Здесь он затворился, не вкушал пищи, не пил, не спал, а только, стоя на коленях на каменном полу, молился пред иконой Божией Матери. Каждое утро Владыке приносили сводки с фронтов об убитых и раненых и куда дошел враг.
Через трое суток бдения огненный столп явился через раскрывшийся потолок кельи и Вдадыка услышал голос Божией Матери, Которая объявила, что избран он, истинный молитвенник и друг России, для того, чтобы передать определение Божие для страны и народов России.
Пречистая сказала Владыке: «Встань, не плачь, ты молишься за тот город, который хранит Мое изображение, и за страну, именуемую Домом Моим. Передай правительству России и лично Сталину то, что они обязаны сделать. Только после этого будут они иметь успех и одолеют врага. Если все, что определено, не будет исполнено, Россия погибнет.
Должны быть открыты храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священников необходимо возвратить с фронтов и из тюрем для служения во вновь открытых храмах. Сейчас готовится к сдаче Ленинграду – сдавать город нельзя. Пусть вынесут чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда враг не ступит на его святую землю, это избранный город. Перед Казанской иконой нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России. Когда война закончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена».
Митрополит Илия связался с представителями Русской Православной Церкви, с советским правительством. И теперь хранятся в архивах письма и телеграммы, переданные Владыкой в Москву.
Все произошло по слову Божией Матери, переданному митрополитом Илией. Из Владимирского собора града святого Петра вынесли Казанскую икону Божией Матери и прошли с ней крестным ходом – и город выстоял.
Разгром немцев под Москвлй – это истинное чудо, явленное молитвами и заступничеством Божией Матери. Есть свидетельство, что произошло это после того, как Тихвинская икона Божией Матери, взятая на борт самолета, облетела вокруг столицы.
Затем Казанскую икону перевезли в Сталинград, где перед ней служились молебны и поминовения погибших воинов. Икона стояла среди наших войск на правом берегу. Волги, и немцы не смогли перейти на другой берег. Был момент, когда защитники города остались на маленьком «пятачке» у Волги, но враги не смогли сбросить наших воинов, ибо среди них была Казанская икона. Знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед чудотворным образом, и только после этого был дан сигнал к наступлению.
Тысячи храмов Русской Православной Церкви были открыты в то время, были восстановлены духовные школы, возобновлена Троице-Сергиева Лавра. Было получено разрешение на перенесение мощей святителя Алексия Митрополита Московского в Богоявленский Патриарший собор, где находилась всю войну чудотворная икона Казанской Божией Матери, которая пришла с ополчением, освободившим Москву от врагов в 1612 году. Удивительное наступило время для России: люди не боялись ходить в церковь; крестились, венчались, совершали требы. Военные в форме свободно стояли в храмах и молились. Наступило время возрождения веры в России.
В ноябре 1947 года Сталин исполнил свое обещание, пригласив митрополита Илию в Россию, так как все пророчества переданные Владыкой, исполнились. Перед приездом гостя Сталин вызвал Патриарха Алексия I и спросил, чем может отблагодарить митрополита Русская Православная Церковь? Патриарх предложил подарить митрополиту Гор Ливанских икону Казанской Божией Матери, золотой крест и панагию, украшенную драгоценными камнями из разных областей страны, чтобы вся Россия участвовала в этом подарке.
По прибытии митрополита Илии в Москву Сталин пригласил его в Кремль и имел с ним беседу. Тогда же правительство наградило Владыку сталинской премией за помощь России во время войны.
От премии Владыка отказался, сказав, что монаху деньги не нужны, пусть они пойдут на нужды страны и сам передал значительную сумму от своей паствы в фонд помощи детям-сиротам, у которых погибли на войне родители.
Из Москвы митрополит Илия направился в Ленинград, где и совершилось столь памятное для всех нас событие перед Казанской иконой Божией Матери. В конце своего повествования о спасении России митрополит Илия сказал:
«Я молился за ваш прекрасный город, и так благодарен Господу, что Он удостоил меня побывать здесь, помолиться вместе с вами. Я увидел, что Матерь Божия не оставила чад Своих. Мне преподнесли крест, панагию, украшенную драгоценными камнями со всей земли Русской и икону Казанской Божией Матери. Крест этот я положу на престоле кафедрального собора в Ливане, и он всегда будет находиться на престоле как знамение победы России и всех светлых сил над тьмою. Этот крест из России всегда будет лежать на престоле, пока я жив, и завещаю, чтобы он оставался там и после моей кончины. Икона Казанская будет также находиться в алтаре и станет напоминанием о России во время богослужений. А через панагию вся страна ваша отныне будет всегда на моей груди, у моего сердца, побуждая к молитве за Россию и я передам ее своему преемнику, завещая и молитву о всех вас. Простите, дорогие мои, что не могу благословить и обнять каждого из вас. Посылаю благословение Божие на всех вас и всегда буду о вас молиться».
Говорил он через переводчика, но многие в храме плакали. Какое счастье выпало тем, кто мог присутствовать во Владимирском храме в тот день, какая радость на всю жизнь! Все чувствовали себя братьями и сестрами. И вот запели тропарь Казанской иконе: «Заступница усердная…» Слова тропаря подхватили все стоящие на площади, на прилегающих улицах, десятки тысяч голосов пели, молясь истинной Заступнице и Спасительнице России.
Митрополит Илия еще дважды посетил нашу страну: летом 1956 года и летом 1962 года. Скончался Владыка 11 апреля 1969 года.
***
По благословению Псково-Печерского старца иеросхимонаха Симеона я закончил Санкт-Петербургскую (тогда Ленинградскую) духовную семинарию и был направлен служить настоятелем храма в честь святителя Николая Псковской епархии. После нескольких лет служения мне предложили перейти в любимый мною Пюхтицкий монастырь.
Уже получил я разрешение от Владыки. Хотя была мысль: нехорошо храм оставлять, пока не нашлось другого священника, да ведь и святитель Николай сказал, что мне нужно будет послужить ему. Но все же решил согласиться на переход, оставив Никольский храм на волю Божию. И вот, уже с документами ехал на велосипеде к храму и на ровном месте упал, да так, что нога попала между рамой и получился открытый перелом. Боль невыносимая, кости торчат, слезы из глаз, а у меня на сердце ликование, только благодарю: «Святителю отче Николае, багодарю тебя, что вразумил меня, безумца!» Кое-как дополз до дома, сам соединил раздробленные кости, сделал лубок, перевязал. После этого совершилось явное чудо по молитвам святителя Николая – через неделю я уже служил Литургию самостоятельно, правда с костылями. С тех пор и до самого выхода за штат не было и мысли от оставлении храма.
Протоиерей Василий Швец (1913–2011)
Читал о помощи Святителя Николая Чудотворца со слезами радости, что он не оставляет нас грешных нигде и помогает во многом.