ПАМЯТИ ИРИНЫ НИКОЛАЕВНЫ ФЛЕРОВОЙ (МОНАХИНИ ЕВДОКИИ-ИКОНОМИИ) ПОСВЯЩАЕТСЯ
12 сентября 2016 года после долгой и тяжкой болезни отошла ко Господу Ирина Николаевна Флерова (монахиня Евдокия-Икономия). Много лет работала она в Государственной Третьяковской галерее, водила экскурсии, читала лекции, проводила беседы и собрания, посвященные искусству Древней Руси. Дважды приглашала она меня выступить в ГТГ: на встрече, посвященной обретению Иверской иконы Божией Матери (Московской Вратарницы) из разрушенной Иверской часовни, и на встрече, посвященной судьбе иконы Божией Матери Одигитрия Ефесская (Корсунская). В моем архиве сохранилась написанная ею статья о русской сказке. В память об этой удивительной, прекрасной душе предлагаем вниманию читателей эту статью с небольшим моим добавлением, а также воспоминания о матушке ее духовной сестры иконописца Ольги Клодт.
Александр Трофимов
***
«Ночью 12 сентября отошла к Господу Ирина Николаевна Флёрова (монахиня Евдокия-Икономия). Бог подарил нам встречу почти сорок лет назад. Мы ходили вместе в церковь Илии Обыденного, у нас был один духовный отец и множество общих близких друзей по духу. Оглядываясь сейчас на прошедшие годы, могу говорить, что этот человек прошел необыкновенный Путь, о котором подробно сейчас невозможно рассказать, но со временем непременно будем вспоминать и много говорить.
А совсем коротко, Ирина закончила в Москве Литературный институт. В течение 16 лет она работала в Третьяковской галерее. Если сказать, что она водила экскурсии и читала лекции в залах древнерусского искусства, значит, ничего не сказать. Ее лекции были проповедью. У Ирины был необыкновенный дар ви́дения и раскрытия иконы. Как часто мы восхищаемся красотой иконы, сердце чувствует нечто необыкновенное, идущее от образа. Ирина не просто рассказывала, она помогала каждому слушателю самому услышать в своей душе ответы, почему мастер написал именно так, что услышал мастер от Господа, когда сделал такую композицию, каково символическое звучание цвета, что говорит каждый жест, каждый Лик. И когда слушатели «открывали» для себя образ по-новому, они сами уходили с экскурсии обновленными…
Она организовала в Третьяковке клуб, который назвали «Плоды доброго ученья». Он скоро стал популярным, до 200 человек приходило на заседания Клуба. То Ирина Николаевна говорила об истории какой-либо редкой иконы, то приглашала замечательных людей, задавая разные темы заседаний. И всякий раз подготовка заседания была большим трудом. И всякий раз слушатели уходили после такого вечера просветленными, обновленными. Знаю неверующих, которые после этих вечеров становились христианами. Да, эти заседания Клуба тоже стали проповедью.
А потом начался ее крестный путь. Пять лет назад проявилась тяжелейшая онкологическая болезнь. Врачи давали год жизни, но Господь устроил по-другому. Почти два года назад Ирина приняла монашеский постриг и стала матерью Евдокией-Икономией. Второе имя необычно, но это отдельная история. Так или иначе, старец Илий постригал матушку и благословил так именоваться. Эти последние годы жизни были наверно, самым тяжелым испытанием в ее жизни, но также и временем расцвета духовной красоты, мудрости, временем внутренних изменений. Когда-то, о чем говорила Ирина Николаевна в своих лекциях,– что путь христианина нельзя пройти без своей малой Голгофы, мать Евдокия прошла своей болезнью, своим покаянием и согласием с волей Божией. Царствие ей Небесное!
Отпевание состоится в храме Святой Троицы в гор. Электроугли, в среду, 14 сентября в 11 часов.
Ольга Клодт
***
И. Н. ФЛЁРОВА (МОНАХИНЯ ЕВДОКИЯ-ИКОНОМИЯ)
СКАЗКА
Ты с раннего детства помнишь сказки и «Репка», «Колобок», «Курочка-ряба». Может быть, ты думаешь что сказки – для малышей и там все понятно, ничего интересного? Тогда давай поговорим сначала о такой простой сказке как «Репка». Ты, конечно, знаешь ее наизусть. А какой смысл у этой сказки? Чтобы вытянуть такую громадную репку, нужно потрудиться всем вместе,– это и малышам понятно. Но это не всё. Сказки проходят через века и тысячелетия, в них заключена мудрость народная; она скрывается за каждым словом, и нужно суметь ее разгадать. Начнем разгадывать?
«Выросла репка большая-пребольшая». Дед прекрасно видел, какая она большая, так почему же он все-таки пошел тянуть один? – Понадеялся на себя, да и похвалиться хотелось – какую он репку вытянул. Но не смог один вытянуть, понял, что без бабки не обойтись. Бабка позвала на помощь внучку – бабушки с внучками дружно живут; внучка позвала Жучку – дети с животными любят друг друга. Но репку им н е вытянуть: пришлось Жучке звать Кошку! А кошки с собаками обычно ссорятся, дерутся, даже поговорка такая есть: «дерутся, как кошка с собакой». Но Кошка пришла на помощь. А репка и тут не поддается. Кого еще позвать? Осталась только Мышка. А ведь в когтях у кошки – мышкина смерть! Но Мышка отозвалась на призыв о помощи, простила Кошке вечную вражду, поверила зову дружбы. И вытянули репку. Не физическая сила крохотной Мышки решила все дело, а преодоление смертельной вражды, примирение всех и соединение в общем деле, в одной цели. Ведь репка выросла такая большая потому, что потрудилась вся природа: и солнце, и земля, и вода, и воздух – и вместе с ними потрудился человек.
А почему центром всей сказки стала репка? И это не случайно.
Нарисуй репку. На что она похожа? На сердце. Репка желтая, от солнца золотая. О хорошем человеке говорят: «У него золотое сердце». Значит, это сказка о том, как стать хорошим человеком, у которого золотое сердце. Такой человек живет в мире, дружбе и любви, он умеет прощать, примирять и соединять всех. А когда все вместе – и люди, и вся природа – нет ничего непосильного.
***
Хочется добавить несколько слов к этому замечательному истолкованию знаменитой сказки, известной с детства всякому русскому человеку. А именно – о библейском и евангельском смысле сказки-притчи. Она раскрывает единство всего мира, сотворенного любовью Божией.
«Праведник милует души скотов своих»
(Притч. 12, 10).
Поручая всех тварей земных и водных и птиц заботам человека, Господь произносит слово «владычествуйте» или «владейте» (Быт 1, 28). Владычество, дарованное человеку,– это мудрое управление, ответственность и забота о природе и обо всей твари. Человек должен был царствовать в сотворенном мире,– сотворенный по образу и подобию Божию, он имел особый дар проникать в смысл творения и каждого существа. Поэтому Господь Бог приводит к человеку «всех животных полевых и всех птиц небесных… чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым» (Быт. 2, 19–20).
До непослушания Адама все животные были покорны тому, кто нарек им имена. Человеку даются в пищу растения, то есть его владычество не несет никаких неприятных последствий для животных. Более того, в отношении своего правления человек ответственен перед Богом, потому что сотворенный мир по-прежнему принадлежит Богу. Грехопадение прародителей человечества разрушило дарованные Богом принципы отношения человека и природного мира. Все творение, в том числе и животный мир, поработились тлению и смерти, и жаждет искупления, как об этом говорит апостол Павел: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих,– потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего (ее),– в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8, 19–21).
Мы знаем другой пример истинного общежития на земле – Ноев ковчег. Святой праотец Ной собрал в спасительный ковчег всю земную тварь и сохранил жизнь животного мира на земле. Но изначальное бытие человека и природного мира в любви и гармонии было устроено Творцом в Эдеме,– библейском саде, куда были введены прародители человечества Адам и Ева.
Репка, которую надобно вытащить – это восстановленное Древо Жизни, это исполнение того подвига, общего дела, которое должно совершить все человечество вместе с сущностями природы. Дедка и Бабка – это образы прародителей Адама и Евы. Внучка – символ всех последующих поколений человечества. Жучка – образ животного мира, которому особенно близки дети. Это начало участия животного мира в общем деле спасения. Здесь преодолевается вражда между человеком и животным миром, возникшая после грехопадения. Следующий образ – Кошка, которая находится в извечной вражде с Жучкой и здесь в общем усилии преодолевается вражда между животными, которые ссорятся и не переносят друг друга. И, наконец, завершение всего – Мышка, которая является пищей для Кошки, встает вслед за своим злейшим врагом, чтобы вместе участвовать в вытаскивании репки. Это завершение, восстановление единства человечества и всей природы. Ведь Репка – это также и образ растительного мира. И не крошечная сила Мышки помогла вытащить Репку, а преодоление, прекращение смертельной вражды, восстановление единства мира в любви и общем творчестве.
В конце времен, когда мир будет совершенно очищен от своих грехов, вселенная обретет первоначальное единство, как о том пишут библейские пророки: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицей, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норой аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис. 11, 6–9).
(Александр Трофимов)
***
Ты думаешь, что одна эта сказка такая мудрая? Нет, возьми любую, например, «Курочку рябу». Жили-были дед и баба и была у них курочка Ряба. Снесла им курочка яичко, да не простое, а золотое. Дед бил, бил, не разбил… Ты никогда не задумывался, а зачем он бил его? Яичко-то золотое, не простое! И баба тоже била, била – не разбила. Нет, чтобы остановить деда: «Что ты делаешь? Давай полюбуемся, подивимся на такое чудо, соседей порадуем…»
Простые яички бьют, чтобы съесть, значит, и с золотым яичком дед и баба решили поступить так же. Но не вышло, и они его забросили, забыли о нем, может быть, осталось золотое яичко в самом завалящем месте, где мышки бегают. Тут мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет… А что плакать-то? Сами же хотели разбить! Яичко не разбивалось, чтобы они остановились, образумились, а потом разбилось от их небрежения, бесчувственности.
Так бывает и с нами: «Что имеем, не храним, потерявши – плачем». Сколько чудесных даров получаем мы в жизни без всяких наших заслуг: любовь родителей, верность друзей, все, что мы знаем и умеем – получено в дар через целые поколения людей, получено в дар от природы. А мы на все это смотрим не с радостью и удивлением, а с расчетом: как бы употребить, использовать, съесть. Видим луг золотых одуванчиков – обрываем, чтобы сварить себе банку вареная; видим, что нас кто-то любит – выпрашиваем какую-то вещь, открываем тайну природы – употребляем в корыстных целях, да так, что и природу отравляем, и себя тоже.
Бьем, бьем – и пока еще не разбиваем, но до поры-до времени. А потом глядь – от пренебрежения, неуважения, неблагодарности теряется любовь, пропадает чистая вода, уходят с земли растения и животные, угасают способности человека. И мы плачем, как дед с бабкой. И курочка Ряба нам говорит: «Не плачьте, снесу я вам яичко, но уже не золотое, а простое. Будете вы жить, есть, пить, но уже без чудесного сияния радости, а обыденно, как вы и жили». Но как не плакать, когда было тебе подарено чудо, а ты не сберег его! Трудно утешиться яйцом всмятку!
Но, может быть, это горе поможет другими глазами увидеть и курочку Рябу, и яичко – не золотое, а простое, в котором таится чудо жизни – золотой цыпленок. Кто же эта таинственная курочка Ряба? Почему именно Ряба? Вспомни ночное небо, усыпанное звездами. Это – тайна Вселенной, подарившей нам жизнь.
***
Сколько мудрости сокрыто в самых простых сказках! Чтобы ты научился сам разгадывать сказки, давай подумаем вместе еще об одной самой простой сказке «Колобок».
Попросил дед у бабки испечь колобок, а бабка сказала, что у них и муки-то нет. Это значит, что они были бедные. Дед посоветовал: «По сусекам поскреби, по амбарам помети, авось мука и наберется». Бабка так и сделала, из последних остатков муки испекла она колобок. Положила она его на окошко студиться, а колобок решил сбежать. Он знал, что это – последняя мука, что деду с бабкой больше нечего есть; он создан из муки, предназначенной для того, чтобы питать людей. Но Колобок не захотел выполнить свое предназначение.
Ему захотелось другого. И он поскакал: с окна на лавку, с лавки на пол, с пола на порог, с порога на землю. Зачем это все так подробно рассказывается в сказке? Так ведь и человек, убегающий от своего назначения, отказывающийся служить другим, катится все ниже и ниже. Но жизнь постоянно напоминает о его предназначении. Так на пути колобку встретился сначала Зайчик и мягко, но прямо напомнил ему о том, что он предназначен для еды: «Я тебя съем». Нет, не хочет Колобок. Тогда об этом же ему говорит злой Волк. – Снова убегает Колобок. Могучий Медведь оглушает его ревом: «Я тебя съем!» – И это не испугало Колобка. Прямые слова не действуют. Так часто и мы проходим мимо правды, которую говорят нам в глаза, убегаем от нее. Это потому, что правда задевает наше самолюбие. А у кого самолюбие на первом месте, того легче всего взять лестью. Лиса не говорит правды Колобку, она лукавит, льстит ему. И вот Колобок, отказавшись послужить добрым людям, стал добычей лукавой Лисы. Кто не хочет служить добру, тот служит злу, питает это зло.
Ирина Николаевна Флерова (монахиня Евдокия-Икономия)
Добавьте комментарий