Будущий старец архимандрит Афанасий (в миру Александр Иванович Москвитин), родился в 1906 году в г. Орле. Учился в Орловской гимназии, которую окончил е 1923 году. Любовь Александра к церкви проявилась еще в юношеские годы. Какое-то время он служил иподиаконом у архиепископа Серафима (Остроумова)*. По свидетельству самого отца Афанасия, именно владыка Серафим заложил в нем любовь к Священному Писанию, богословию.
* Священномученик Серафим (Михаил Митрофанович Остроумов; 1880–1937), правящий архиерей Орловской епархии в 1917–1937 гг.
В 1927 году учился на курсах по подготовке в техникумы и вузы, после чего окончил в конце 1930 года медицинский факультет Смоленского заочного университета. В то время Церковь была гонима, но, несмотря на это, Александр Иванович принял твердое решение стать монахом. В 1930 году епископ Рославльский Даниил (Троицкий)* совершил иноческий постриг Александра с именем Афанасий – в честь святителя Афанасия Великого. Монастыри и храмы закрывались, и иноку Афанасию сначала пришлось работать в миру. Он окончил Московский учетно-экономический институт народного хозяйства и поступил на службу старшим счетоводом в 3-й конный парк города Москвы.
* Епископ Рославльский Даниил (Дмитрий Алексеевич Троицкий; 1887–1934), архиепископ Брянский.
К моменту начала Великой Отечественной войны отец Афанасий имел группу инвалидности, поэтому на военную службу его не призвали. В конце войны политика государства по отношению к верующим изменилась, и появилась возможность выйти на открытое служение Церкви. В то время отец Афанасий проживал в Москве вместе с братьями – Василием (иермонахом Владимиром; 1895–1976) и Павлом (1909–1987). Василий, как и Александр, в молодости прислуживал архиепископу Серафиму (Остроумову) и епископу Даниилу (Троицкому). С конца 1920-х годов он жил в Москве, работал в системе торговли. В Москве же был пострижен в монашество с именем Владимир. В Москве братья Александр (будущий архимандрит Афанасий) и Васнлий (будущий иеромонах Владимир) Москвитины ввели в свой молодежный православный круг и своего двоюродного брата Ивана Крестьянкина (будущего старца архимандрита Иоанна).
Настоятель храма святого мученика Иоанна Воина на Большой Якиманке, протоиерей Александр Воскресенский*, подготовил троих братьев к сдаче экзамена экстерном в открывшемся Богословском институте. Живая сила Истины, явленная в жизни и служении Богу отца Александра Воскресенского, сообщалась многим, притягивала к нему. Около отца Александра собрался круг молодых людей: кроме братьев Москвитиных, среди них были Василий Серебренников (будущий старец-протоиерей), Константин Нечаев (будущий митрополит Питирим), будущий священник Владимир Редин и другие. Отец Александр помогал им подготовиться к экзаменам в семинарию по богословским дисциплинам, а также пастырскими советами по служению и духовничеству.
* Протоиерей Александр Георгиевич Воскресенский (1875–1950) – московский священник, которого называли «духовником старцев».
14 ноября 1944 года епископ Донецкий и Ворошиловградский Никон (Петин)* рукоположил монаха Афанасия в иеродиакона, а 17 ноября – во иеромонаха и приписал его к Свято-Николаевскому собору г. Ворошиловграда (ныне Луганск). Здесь ему довелось служить вторым священником, с исполнением обязанностей секретаря епископа при кафедральном соборе до 26 октября 1947 года. В характеристике своего секретаря владыка отметил: «За время служения в Донецкой епархии обнаружил способности хорошего проповедования Слова Божьего, молитвенность и истовое церковное служение».
* Архиепископ Херсонский и Одесский Никон (Александр Порфирьевич Петин; 1902–1956).
После переезда на жительство в Москву, с ноября 1947 года по 1 июня 1949 года отец Афанасий служил в храме Воскресения Христова в Сокольниках и Богоявленском Патриаршем кафедральном соборе. 9 июня 1949 года Указом митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) отец Афанасий назначается настоятелем Спасской церкви города Солнечногорска Московской епархии, где прослужил до своей кончины.
Предстояло приложить много сил, чтобы восстановить храм после Великой Отечественной войны. На восстановление храма люди несли крохи своих сбережений, делились последним. Добрый пример ревности о Господе зажигал сердца верующих. Отца Афанасия отличала глубокая преданность пастырскому делу: он был настоящим отцом и наставником своей паствы. Воодушевление, молитвенное горение отца Афанасия вызывали к нему чувство глубокого расположения и любви. Неусыпной была его забота о полном, строго по церковному уставу, совершении богослужений и всех треб. Все проповеди отца Афанасия были основаны на Священном Писании и глубоко затрагивали душу верующего человека.
На доброго пастыря поступали анонимки на имя благочинного Клинского округа протоиерея Александра Смирнова, но священноначалие это не смущало, и на праздник Пасхи 14 мая 1953 года отец Афанасий был возведен в сан игумена. А 30 апреля 1960 года, на Пасху, Святейший Патриарх Алексий I удостоил отца Афанасия сана архимандрита. В апреле 1965 года в связи с 55-летием отец Афанасий был награжден правом служения Божественной литургии с открытыми царскими вратами до «Отче наш». Через год он награждается орденом Святого Князя Владнмира 3-й степени, а 11 июня 1969 года – вторым крестом с украшениями.
Архимандрит Афанасий имел особые дары от Бога, но до нас, к сожалению, дошли лишь очень скудные воспоминания об этом. Известен случай, когда по молитвам отца Афанасия была исцелена слепая девочка, которую родители привели к батюшке после врачей, оказавшихся бессильными помочь. Молодые люди, которых батюшка благословлял на учебу в техникум или вуз, обязательно туда поступали. Когда один из чиновников пришел с целью закрыть храм, отец Афанасий предупредил его, что этого не произойдет и что ему следует принести покаяние, потому что завтра он умрет. Чиновник не поверил, но на следующий день его действительно нашли умершим прямо за рабочим столом.
Сохранился рассказ рабы Божией Анастасии. Однажды вместе с подругой они остались сторожить храм. Неожиданно на территорию храма пробрались грабители и, угрожая ножом, стали требовать ключи. Анастасия пыталась разговорить нападавших, чтобы протянуть время в надежде на чью-нибудь помощь. И вдруг выскочила огромная собака и стала громко лаять. Это смутило воров, и они отступили. Утром Анастасия хотела было рассказать отцу Афанасию с случившемся, но он сказал, что все знает и что Сам Господь сохранил храм.
Всячески скрывая свои молитвенные подвиги, беря тяжесть паствы на свои плечи, архимандрит Афанасий окончательно подорвал свое здоровье. Наступил момент, когда по заключению врачей он нуждался в строгом постельном режиме и ограничении в служении. Но и тяжко болея, архимандрит Афанасий ходил по домам прихожан и служил молебны.
Вот заключение доктора медицинских наук профессора А. А. Герке: «22 сентября 1965 года я был вызван на дом к гражданину Москвитину А. И. 59 лет. Больной страдает сахарным диабетом, очаговые поражения передней стенки левого желудочка (грудная жаба) вследствие склеротического поражения внешних сосудов сердца…».
На протяжении многих лет (с 1949 по 1971 год), архимандрит Афанасий хранил у себя десницу святой мученицы Татианы. Святыню ему передали благочестивые супруги именитого рода, его духовные чада, впоследствии оба принявшие от отца Афанасия монашеский постриг. Они же в свое время выкупили святые мощи на золотую валюту при разорении Царскосельского государева дворца, где они хранились. По условиям времени жестоких гонений на Церковь святыня хранилась в тайне, как у супругов, так и у отца Афанасия, но всегда с должными ей почестями и молитвенным предстоянием пред нею. Уже после смерти отца Афанасия, 30 января 1977 года, его брат иеромонах Владимир (Москвитин) передал десницу св. мученицы Татианы в Псково-Печерский монастырь. Святыня находится в Михайловском соборе монастыря*.
* По благословению наместника Псково-Печерского монастырь архимандрита Тихона частица мощей св. мученицы Титианы была принесена в Спасскую церковь. Теперь за каждым богослужением верующие люди города Солнечногорска имеют возможность приложиться к мощам мученицы и попросить ее молитвенной помощи и заступничества.
В апреле 1971 года болезнь отца Афанасия обострилась. Возложив всё упование на Господа, он пособоровался. 28 апреля его родной брат иеромонах Владимир причастил умирающего Святых Христовых Таин, и во время чтения благодарственных молитв, при произнесении слов «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…» мирно отошел ко Господу.
30 апреля 1971 года при большом стечении верующих, после заупокойной Литургии митрополитом Пименом, будущим Патриархом, было совершено отпевание почившего по монашескому чину.
Погребен архимандрит Афанасий за алтарной стеной Спасской церкви г. Солнечногорска. Живые цветы, которыми всегда украшена его могила – трогательное свидетельство любви верующих, благодарности и уважения к его памяти.
Использованные материалы:
Журнал Московской Патриархии, 1973 г., № 1.
Газета «Жизнь Православная», 2006 г., № 9 (57).
Смирнова Т. С. «Память сердца». Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2006 г.
«Жизнь и служение протоиерея Александра Воскресенского». Изд-во «Артос-Медиа», Москва, 2005 г.
Кривов М. В. Храм Всемилостивого Спаса в Солнечногорске.
Добавьте комментарий