8 декабря / 25 ноября – память священномученика Климента I, апостола от 70-ти, 3-го папы Римского († 101 г.), которого называют первым небесным покровителем Древней Руси.
Один из самых больших и прекрасных православных храмов Москвы и переулок, в котором он находится, носят имя священномученика Климента папы Римского. Большинству наших современников его имя не ведомо, но так было не всегда. В домонгольский период апостол Климент был одним из наиболее почитаемых нашими предками святых. В его честь строились храмы, создана обширная агиография, его изображение можно увидеть на многих древних фресках и иконах.
Память священномученика Климента Церковь празднует пять раз в году: 30 января/12 февраля 861 г. – обретение в Херсонесе мощей Святого, 22 апреля (5 мая), 10 (23) сентября, 25 ноября (8 декабря) и 15 (28) декабря – Собор Крымских святых.
Предлагаем вниманию читателей сайта посвященную священномученику главу из книги А. Трофимова «Икона Божией Матери Одигитрия (Корсунская) Ефесская в судьбах России».
Тропарь, глас 4:
Иже от Бога чудодействы / преславно удивляя вселенныя концы мира, / священный страдальче, / паче естества морю составы водам содеваеши разделение / в честней памяти твоей / всегда притекающим усердно в Богозданную ти церковь / чудесным твоим мощем, / и по всенародном хождении / море во едино течение чудодетельне твориши, / Клименте предивный, / моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 2:
Божественнаго винограда / священноодеянна всем лоза явися, / каплющи сладость премудрости, / молитвами твоими, всечестне, / да тебе исткану, яко багряницу, / песнь мысленную принесем, / Клименте святе, / спаси рабы твоя.
МОЛИТВА 1-я, ПОСЛЕ АКАФИСТА
О всечестный учениче верховнаго апостола Петра, новый Петре веры Христовой, вторый Моисею, священномучениче Клименте, просвещенный учением великаго апостола, венчанный венцем мученичества! Испроси нам молитвами твоими благодать Святаго Духа сохраняти веру Христову и церковныя спасительныя обычаи, да расточится безбожие. Умоли, угодниче Божий, Милосердаго Творца, да излиется на нас благодать Святаго Духа, просвещающая наши души, да попалит Господь Бог страстей наших огнепальная стремления, да сохранит нас от всякия злобы, да спасет от напастей, бед и скорбей, и да пребудем верными христианами до конца жизни нашея, сохраняя в сердцах наших памятование печалей, болезней и трудов твоих, во славу Бога Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
МОЛИТВА 2-я
О великий чудотворче, свещенномучениче Клименте! Приклонися ныне к нашим воздыханием сердечным и помози нам во временном житии сем творити вся в законе Божии предложенная, всякаго же греха отметатися. Ты, великий подвижниче, от юности твоея клеветы претерпевый, многия же болезни душевныя и труды понесый, помолися ко Господу Богу о нас, грешных и недостойных рабах Божиих (имена), да твоим предстательством и заступлением подаст Всеблагий и нам, грешным, силу и крепость во благодушии претерпевати клеветы человеческия и яже на земли скорби и сохранити заповеди Его, да прославим пречестное и великолепое имя Господа Бога и Его благодать, данную тебе, во веки веков.
ЕФЕССКАЯ (КОРСУНСКАЯ) ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В СУДЬБАХ РОССИИ
Глава 3
ХЕРСОНЕС ТАВРИЧЕСКИЙ (КОРСУНЬ) – «ДУХОВНАЯ КОЛЫБЕЛЬ» РУСИ
СВЯТЫЕ ХЕРСОНЕСА
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК КЛИМЕНТ I, ПАПА РИМСКИЙ († 101 г.)
(ПАМЯТЬ 30 января/12 февраля, 22 апреля / 5 мая, 10/23 сентября, 25 ноября / 8 декабря и 15/28 декабря)
В IV веке в Крым простираются пути апостольского благовествования Иерусалимской Церкви. Святой Град лежит во прахе, император Адриан (117–138 гг.) призывает распахать то место, где находятся развалины города. Иерусалимская Патриархия имеет временный центр в Кесарии Палестинской. Иерусалимская Церковь получила название «Матери Церквей», однако официально она будет названа так только на III Вселенском Соборе в 431 году, где ей и присвоят официально статус Патриархии. Позднее знаменитый церковный поэт и песнотворец преподобный Иоанн Дамаскин посвятил Иерусалимской Патриархии воскресный гимн: «Радуйся, Сионе Святый, Мати Церквей, Божие жилище, ты бо приял еси первый оставление грехов воскресением» (стихира воскресная 8-го гласа).
Если Иерусалим – Мать всех Церквей, то история, по-видимому, поставила Херсонес Таврический на место, подобное ему по значимости. Херсонес Таврический (Корсунь) стал колыбелью Русской Церкви. После святого апостола Андрея, после священномученика Климента Римского над этой колыбелью склонилась в IV веке сама Мать Церквей. Несмотря на кажущуюся слабость свою, несмотря на то, что эпоха гонений еще не кончилась, Иерусалимский Патриарх Ермон (по некоторым источникам Герман), занимавший патриарший престол с 303 по 313 год, разослал в разные страны для евангельской проповеди многих епископов. Двое из них, Василий и Ефрем, прибыли в Херсонес и с успехом проповедовали там Царствие Божие. В Херсонесе принял мученическую смерть святой апостол Климент, папа Римский, утопленный в море по велению императора Траяна.
«Священномученника Климента от Рима
в Херсонес, а от Херсонеса в нашу
Русскую страну привел Христос Бог наш
преизобильной милостью Своей
для спасения нас, верующих…»
(Слово на обновление Десятинной церкви)
Климент родился в Риме от знаменитых родителей язычников: отец его Фавст был римским сенатором. Еще во время младенчества Климента, мать его Матфидия, вынуждена была оставить Рим и с двумя старшими сыновьями своими, Фавстом и Фавстинианом, отправиться в Афины, но буря занесла корабль на один Азийский остров, где она едва могла найти пристанище в хижине бедной вдовы. Дети же ее, братья Климента, после кораблекрушения, найдены были морскими разбойниками и проданы. Отец Климента предпринял путешествие, разыскивая своих детей и супругу; но когда все поиски его остались тщетными, он, ожесточившись против всего мира, скитался, как нищий по разным странам мира. Около двадцати лет Климент, оставшись в Риме сиротой среди вcех богатств родительских, оплакивал и родителей, и братьев.
Молва о появлении Иисуса Христа в Иудее увлекла Климента на восток, где уже распространился свет истинной веры. В Александрии Климент слушал проповедь апостола Варнавы о Христе. В Кесарии Стратоновой он встретил апостола Петра, и принял от него Святое Крещение (до 53 года по Р. Х). Путешествуя со своим великим наставником и крестителем, новопросвещенный юноша нашел мать свою, потом братьев, уже уверовавших в Господа, а затем и престарелого отца. Незадолго до своих страданий святой апостол Петр рукоположил Климента во епископа города Рима. Св. Ириней говорит о нем как о «видевшем блаженных Апостолов и общавшемся с ними, еще имевшем проповедь Апостолов в ушах своих и предание их пред глазами своими». Об этом же сообщает Тертуллиан, подтверждает также и Епифаний Кипрский.
После мученической смерти апостола и кончины ранее рукоположенных епископа Лина (64–76 гг.)* и святителя Анаклета (79–91 гг.)** святой Климент занял римскую кафедру, сделавшись, таким образом, третьим (не считая святого апостола Петра) папой Римским (91–100 гг.). Его милосердие, добродетельная жизнь и молитвенный подвиг обратили многих ко Христу.
Во время первых уз апостола Павла (53 г.) Климент страдал с ним в Филиппах; будучи ревностным сотрудником и этого апостола, разделял с ним опасности и труды апостольской проповеди и в других местах. Вероятно, о нем апостол Павел говорит в послании к Филипийцам, называя своим сотрудником в благовествовании: «Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена – в книге жизни» Флп. 4, 3.
* Память святого епископа Римского Лина (67–69 гг.), одного из числа 70-ти апостолов, совершается 5 ноября и 4 января.
** Святой Анаклет – епископ Римский (79–91 гг.)
Время после кончины апостолов Петра и Павла с 67 по 92 год святой Климент, вероятно, проводил в подвигах миссионерских, являя в себе пример всех добродетелей христианских и творя чудеса. С вступлением на Римскую кафедру святой Климент много подвизался в устроении Римской Церкви, и вскоре посвятил епископа к Галлам для приведения их к вере христовой. В 93 и 96 годы показал удивительный пример терпения и самоотвержения во время гонений при императоре Домициане (81–96 гг.) В 97 году во время распри между верующими в Коринфе Климент написал послание увещевательное, которое Евсевий называет великим и удивительным. По случаю бывших жестоких гонений на христиан святой Климент разделил Рим между семью писцами для собирания и записи сведений о подвигах мучеников за Христа. За обращение в христианскую веру многих римлян, император Траян в 100 г. осудил святого епископа Климента на ссылку в Таврические каменоломни, находившиеся в Ахтиаре (ныне Инкерман) неподалеку от Херсонеса.
Проповедь святителя Климента произвела большое впечатление на епарха Мамертина, который не нашел в святом Клименте никакой вины. Однако по долгу службы Мамертин послал доклад императору Траяну (98–117 гг.) о том, что на Климента восстал народ с обвинением в непочитании римских богов, но свидетельств для обвинения против него не имеется. Император ответил епарху, что Климент должен принести жертву богам, в противном случае его следует сослать как раба в Херсонес Таврический. Климент без колебания избрал второе. Епарх напутствовал святителя Климента словами: «Бог, Которому ты служишь всем сердцем, да поможет тебе в твоем изгнании».
Многие христиане из римской паствы добровольно последовали за ним в Херсонес. Святой Климент прибыл в Херсонес Таврический и нашел здесь более двух тысяч христиан, осужденных, как и он, тесать камни в горах. Вблизи Херсонеса находился город Инкерман – месторождение строительного камня. Здесь Римский епископ и в положении раба действовал как архиерей. В скалах Инкермана в ходе работ по ломке камня образовались пещеры. Одну из них святитель Климент расширил и устроил в ней церковь. Храм этот с алтарной преградой, престолом у стены, жертвенником и сиденьем для священнослужителя, сохранился; с этим храмом связана комната, в которой, быть может, жил сам святой Климент.
При отправлении святого Климента из Рима, многие, уверовавшие во Христа, обрекли себя на добровольное изгнание со своим архипастырем. По прибытии в Инкерманские каменоломни нашли они до 2000 христиан среди сосланных раньше из Рима на тяжкие работы. Работая вместе с ними, святой Климента утешал их и наставлял полезными советами.
Когда святой Климент прибыл на каторгу, то главной проблемой для тех, кто страдал и трудился здесь, было отсутствие воды. И святитель, видя мученичество многих ссыльных каторжан – и язычников, и христиан, так что им приходится издалека приносить себе воду на плечах, сказал: «Помолимся Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он Своим последователям открыл источник живой воды, подобно тому как открыл жаждущему Израилю в пустыне, когда разбил камень и потекла вода; и получив таковую благодать его,– возвеселимся».
И начали все молиться. По окончании молитвы святой Климент увидел Агнца, стоявшего на одном месте и поднимавшего одну ногу, как бы показывая место. Климент понял, что это явившийся Господь, которого никто не видит, кроме него одного, и пошел на то место, сказав: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, копайте на этом месте». И все, став кругом, начали копать лопатами, но пока ничего не было, так как не могли напасть на то место, где стоял Агнец. После этого святой Климент взял маленькую лопату и начал копать на том месте, где стояла нога Агнца, и тотчас явился источник вкусной чистой воды; и образовалась из источника целая река. Тогда все возрадовались, а святой Климент сказал: «Речная устремления веселят град Божий» (Пс. 45, 5).
Слух об этом чуде распространился по всей окрестности; и стали стекаться люди в большом количестве, чтобы видеть реку, неожиданно и чудесно образовавшуюся по молитвам святого, а также и послушать его учения. Многие уверовали во Христа и крещены были в воде от святого Климента.
Столько народа приходило к святому, и столько обращалось ко Христу, что всякий день крестилось по пятисот человек и более. В одно лето число верующих настолько увеличилось, что было построено семьдесят пять церквей, и разбиты были все идолы, а капища – во всей стране разрушены, так как все жители приняли христианскую веру*.
* Этот святой источник существовал на протяжении веков – вплоть до нашего времени. В 1960-х годах Инкерманское управление по добыче камня начало разрабатывать в этих местах карьер – выбирать огромные пласты, продвигаясь в сторону Свято-Климентовской обители. Даже поговаривают о том, что стояла такая задача – потихоньку всю скалу выбрать и стереть с лица земли монастырь. И вот рабочие, начав приближаться к пещерным храмам, случайно перебили жилу источника святого Климента, так что буквально за одну ночь карьер был затоплен – образовалось озеро, на дне которого так и осталась техника. Народ назвал этот новый водоем Климентовским озером. Жертв не было, но разработка камня остановилась. Получается, что источник спас эти древнейшие пещерные храмы.
Слух о быстром распространении христианской веры в Херсонесе дошел до императора Траяна, и он послал в Херсонес своего сановника, Анфидиона, которому приказал восстановить почитание языческих богов. Сановник, прибыв в Херсонес, убедился в том, что в нем слишком много христиан, так что всех их истребить невозможно. Тогда он приказал утопить в море святителя Климента. 25 ноября 101 года после различных мучений святителя посадили в лодку, и с якорем, привязанным на шее, бросили в море, против берега Херсонеса, где впоследствии был устроен храм в честь сщмч. Климента.
Вот как повествует об этом житие святого: «И, вывезши мученика на середину моря и привязав на шее его железный якорь (котву), опускает в глубину, дабы и тело его, по расчету игемона, не досталось христианам. Оно было ввергнуто в море, а множество христиан, стоя на берегу, плакали, жалостно стенали и печальнейшими воплями призывали патриарха. Корнилий* же и Фив**, ученики Климента, и сами вопили то, что внушило им горе, и, не зная, какое утешение предложить в несчастии, сказали: “Помолимся все единодушно, чтобы мощи мученика были явлены нам”»
* Святой Корнилий – ученик и сотрудник святого Климента в деле проповеди Евангелия в Риме, сопровождал его в изгнании, там помогал делу проповеди и распространению христианства. Находился при блаженной кончине своего учителя. Место погребения его неизвестно.
** Святой Фив – ученик святого Климента, сопровождал его в изгнание на Таврические каменоломни. После мученической кончины св. Климента верующие приписывали силе молитвы Фива и Корнилия отлив воды, для открытия дна морского, где находились мощи святого Климента. Когда скончался и где погребен Фив неизвестно, но в Х столетии мощи его почивали в Софийском соборе Херсонеса, и часть их святой князь Владимир получил от местного епископа в благословение, которая и была привезена в Киев. Память святого Фивы совершается в один день с его учителем – 25 ноября (8 декабря).
Однажды после молитвы верующих море отступило, и люди нашли нетленные мощи святого, почивавшие в подводной пещере, которую затем назвали Ангельской церковью. По молитвам множества христиан море отступило. И прошли они по сухому дну к скале, подобной Ангельскому храму, и нашли лежащее в углублении скалы светлое тело мученика и рядом тяжелый якорь. Но было откровение Корнилию и Фиву, чтобы не переносить оттуда мощей, благолепно лежащих в глубине, что и было исполнено. Каждый год ко времени кончины мученика море отступало на семь дней, открывая доступ для приходящих к мощам. Семь столетий свершалось это чудо. Этот подводный храм во имя святого, сооруженный, по преданию, «руками апостольскими», в течение многих веков считался еще одной великой христианской святыней. И так было много лет, начиная с царствования Траяна до царствования Никифора (802–811), царя греческого. Много и других совершилось там чудес по молитве святого, которого прославил Господь.
Однажды море в обычное время открыло доступ к пещере, и много народу пришло для поклонения мощам святого мученика. Случайно был оставлен в пещере ребенок, забытый родителями при уходе их. Когда море стало опять возвращаться на прежнее место и уже покрывало пещеру, то все, бывшие в ней, поспешили уйти, боясь, чтобы и их не покрыло море, и родители оставленного ребенка также поспешили выйти, думая, что ребенок раньше вышел с народом. Осмотревшись и ища его везде среди народа, они не находили его, а возвратиться снова в пещеру не было уже возможности, так как море покрыло пещеру; неутешно плакали родители и пошли к себе домой с великим плачем и скорбью. На следующий год море снова отступило и родители ребенка пришли опять для поклонения святому. Взойдя в пещеру, они нашли ребенка живым и здоровым, сидящим у гробницы святого. Взяв его, родители с неописанной радостью, спрашивали его, как он остался жив. Ребенок, показывая пальцем на гробницу мученика, сказал: «Этот святой меня сохранил живым, питал меня, и все морские ужасы отгонял от меня». Тогда великая радость была у родителей и у народа, пришедшего на праздник, и все прославляли Бога и угодника Его… Святой епископ Херсонский Ефрем в «Сказании о совершившемся над отроком чуде священномученика и апостола Климента» писал, что «чудодействуется здесь нечто дивнее чуда Моисеева».
В VI столетии диакон Феодосий писал: «Также город Херсон, что у моря Понта; там претерпел мучения святой Климент; гробница его в море, где было брошено его тело; этому святому Клименту был привязан на шею якорь, и теперь, в день его памяти, все, народ и священники, садятся в ладьи, и когда приплывают туда, море высушивает шесть миль, и на месте, где находится сама гробница, раскидываются шатры и сооружается алтарь, и в течение восьми дней служатся там Литургии, и Господь совершает там много чудес: там изгоняются бесы, и если кто из одержимых получит возможность прикоснуться к якорю и прикоснется, то сейчас исцеляется».
В начале IX столетия море перестало отступать, и мощи святого Климента в течение многих лет были недоступны. Как сказано в Житии святого, «чудо морского отлива, знаменитое в истории страданий упомянутого первосвященника, давно уже прекратилось за грехи и нерадение жителей, и море прежние свои места покрыло волнами».
С VI века известны в христианском мире сказания о мученической кончине святого Климента в Крыму, но особое почитание этого папы произошло в связи с деятельностью святых Кирилла и Мефодия.
В конце 50-х или в 60-е годы IX столетия Крым посетили святые братья Константин (в монашестве Кирилл; † 869 г.) и Мефодий († 885 г.). В Крым они были посланы византийским императором Михаилом III (842–867 гг.) по просьбе хазар, желавших познакомиться с христианской религией. Херсонес Таврический был у них на пути и стал местом подготовки к предстоящей проповеди христианства, к диспуту с язычниками, магометанами и иудеями. В Херсонесе (Корсуни) святой Кирилл нашел Евангелие и Псалтирь, написанные русскими письменами. Здесь же он познакомился с человеком, говорящим по-русски и стал учиться у него читать и говорить на его языке. Так что через Крым наметилась прямая связь равноапостольных братьев с Русью. Действительно, когда святой равноапостольный Кирилл в 861 году по пути в Хазарскую землю остановился в Херсонесе, то встретил здесь «пришельцев из разных народов, а не местных уроженцев».
Здесь же святые братья узнали о скрытых мощах святого Климента, и у них появилось желание обрести их. По просьбе святых братьев архиепископ Херсонесский Георгий созвал свою паству на всенощное бдение. Собравшиеся молились на берегу моря. Когда наступила полночь, в морских глубинах возник свет, а затем на поверхности моря показалось нетленное тело священномученика Климента. Так в 861 году, при епископе Херсонском Георгии и стратиге Никифоре, в восьми верстах от Херсонеса, в Казачьей бухте, были обретены мощи святого Климента и положены при всеобщем ликовании народа в кафедральном Херсонесском соборе. Житие святого повествует: «Когда началась святая Литургия, то много совершилось чудес: слепые прозирали, хромые и всякие больные получали исцеление, и бесноватые освобождались от демонов, по молитвам святого Климента, благодатью Господа нашего Иисуса Христа…»
Тогда же равноапостольный Кирилл составил «краткую историю» их обретения и «торжественное слово» в честь Климента I. В дальнейшем эти сочинения были переведены на славянский язык под названием «Слово на пренесение мощемъ преславнаго Климента историчъскую имуще беседу». Это произведение получило распространение среди книжников Древней Руси. В проложном варианте «Слова» говорится, что часть мощей святого Климента были привезены Константином Философом в Константинополь и положены в церкви Святых Апостолов. Кроме того, в Житии Константина говорится, что после его возвращения с мощами из Херсонеса, он жил при этой церкви. Другая часть мощей вместе с главой святого Климента была оставлена в Херсонесе, где покоилась в резной мраморной гробнице, сделанной византийскими мастерами из проконесского мрамора.
Обретение солунскими братьями мощей святого Климента, возродило его почитание в Херсонесе и надолго вернуло городу честь и славу обладания святыней.
Следующим этапом проповеди равноапостольных братьев была миссия у хазар. Как известно, она завершилась успешно: правитель хазар, его вельможи и часть народа приняли Святое Крещение. Возвращаясь домой, святые братья снова остановились в Херсонесе.
В 862 году к императору Михаилу III (858–867 гг.) и Патриарху Фотию (877–886 гг.) прибыли послы из Моравии с особой просьбой. Славяне в Моравии уже приняли Крещение от католиков, представителей немецкого духовенства, и богослужение совершалось на непонятном для них латинском языке. Они просил дать текст богослужения на их родном, славянском языке. Император сказал Константину: «Иди туда, ибо лучше тебя никто этого не исполнит».
Начался подвиг просвещения славянских народов святыми равноапостольными братьями. Святой Константин с постом и молитвой приступил к новому подвигу. В 862 или 863 году Кирилл и Мефодий направились в Моравию, где находились несколько лет, занимаясь переводом на славянский язык богослужебных текстов. С помощью учеников Кирилла – Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра они составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Псалтирь и избранные службы. Некоторые летописцы сообщают, что первые слова, написанные на славянском языке, были слова апостола Евангелиста Иоанна: «Вначале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово» (Ин. 1, 1). Случилось это в 863 году.
Труды святых братьев, вызвали со стороны германских клириков многочисленные протесты и апелляции к авторитету Рима. Возник конфликт, за разрешением которого обе стороны обратились в Рим, куда они прибыли весной 868 года. На пути в Рим святые Кирилл и Мефодий взяли с собою для благословения часть мощей святого Климента. Папа Андриан II (867–872 гг.), из благоговения к останкам святого мученика, торжественно сам встретил их со всеми гражданами и положил в храме святой Марии, называемой Фонт. Впоследствии мощи перенесли в Свято-Климентовскую базилику, по преданию построенную на месте дома епископа-мученика.
Находясь в Риме, святой Константин тяжело занемог и был пострижен в схиму с именем Кирилл. 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Он тихо отошел ко Господу, и был похоронен рядом с гробницей, где лежали мощи святителя Климента. Перед смертью он говорил брату: «Мы с тобой как дружная пара волов вели одну борозду; я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору». В дальнейшем Папа Римский утвердил Богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать Литургию на славянском языке. Так в единстве Востока и Запада завершились земные события, связанные с прославлением священномученика Климента. Крыму суждено было стать важным звеном в цепи этих исторических событий.
После кончины святого Кирилла папа послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его в архиепископа Моравии и Паннонии. Там он продолжал Евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу. В последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью учеников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги. Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках — славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда – столицы Моравии.
Для православной России празднование память первоучителей славянских имеет особое значение: «Ими бо начася на сроднем нам язьще словенстем Литургия Божественная и все церковное служение совершатися, и тем неисчерпаемый кладезь воды текущия в жизнь вечную дадеся нам».
Добавьте комментарий