17 Февраля – память преподобномученицы схимонахини Рафаилы (Марины Архиповны Вишняковой; 1887–1938). Предлагаем вниманию читателей посвященную ей главу из книги А. Трофимова «Мне имя – Марина. Святая великомученица Марина (Маргарита) Антиохийская. Имя в истории».
***
Будущая преподобномученица схимонахиня Рафаила родилась в 1887 году в деревне Вилятово Новогрудского уезда, находившегося тогда на территории Польши, а позже – в Минской губернии, в семье бедного крестьянина Архипа Вишнякова. Девочку назвали Мариной. В 1906 году, когда ей исполнилось 19 лет, она поступила послушницей в Красностокский Рождество-Богородичный монастырь*, находившийся в 30 верстах от города Гродно, известный подвижнической жизнью насельниц. Но более всего монастырь был известен чудотворной Красностокской иконой Божией Матери, почитавшейся не только православными, но и католиками. В этом монастыре Марина прожила 16 лет и приняла монашеский постриг.
Во время Первой мировой войны Красностокский монастырь, расположенный близ западной границы Российской империи, был вынужден вместе со всеми своими святынями эвакуироваться в центральные области России. Летом 1915 года 400 его насельниц и более 500 детей, находившихся на попечении обители, собрались в столице и были размещены в Александровском дворце Нескучного сада.
Оказавшись в Москве, монахини имели возможность посещать Троице-Сергиеву лавру.
Здесь матушка познакомилась с игуменом Варфоломеем (Ремовым)*, экстраординарным профессором Московской духовной академии, аскетом и богословом. Между ними установились столь глубокие духовные отношения, что отец Варфоломей счел возможным постричь (не позднее 1918 года) молодую 30-летнюю монахиню в великую схиму и дал ей имя Рафаила – «исцеление Божие». Столь ранний постриг в схиму очень редкий случай. Причина его осталась неизвестной. В дальнейшем архимандрит Варфоломей, позже епископ, переехал в Москву, но общение матушки Рафаилы с ним сохранялось до самой его кончины.
В 1918 году насельницы Красностокского монастыря были распределены по монастырям Московской епархии. Бо́льшая часть монахинь (около 160 человек) с игуменией была переведена в помещения Екатерининской пустыни Подольского уезда.
Схимонахиня Рафаила, единственная из красностокских монахинь, поступила в Спасо-Влахернский монастырь Дмитровского уезда*, удаленный от Троице-Сергиевой лавры всего на 40 километров. Вероятнее всего, выбор обители принадлежал архимандриту Варфоломею.
В то время во Влахернском монастыре жила старица схимонахиня Серафима (Кочеткова)*, известная высокой духовной жизнью и почитавшаяся как местным и московским духовенством, так и архиереями. Ее молитва в значительной степени определяла духовную атмосферу монастыря. Ее опыт и повседневное руководство были необходимы молодой схимнице. Десятилетнее общение со старицей Серафимой оказало заметное влияние на формирование духовного устроения матери Рафаилы, а также оценку ею событий церковной жизни и выбор своей церковной позиции.
После «упразднения» Спасо-Влахернского монастыря и последовавшей через несколько лет ликвидации сельскохозяйственной монашеской артели насельницы обители разошлись, кто куда мог. Большинство монахинь были местными, они имели возможность вернуться домой.
Но матушке Рафаиле ехать было некуда. На оставшиеся 10 лет жизни ее схимой стал многоболезненный подвиг странничества. Оказавшись в гуще мирской богоборческой жизни, она осталась чуждой миру бездомной скиталицей, жила, ничего от него не имея: ни крова, ни возможности согреться, отдохнуть, а подчас и никакой пищи. Ежедневно, от деревни до деревни, она проходила километр за километром, в любую погоду, по лесам и полям, замерзая и промокая, где-то засыпала и утром вновь продолжала путь. Но это было не бесцельным скитальчеством. Принимая Богом данный крест, схимонахиня не утратила твердости духа и находила в этом состоянии возможность служения Христу.
В Сергиевом Посаде, после того, как Троице-Сергиева лавра была закрыта, а монахи изгнаны, по благословению наместника архимандрита Кронида (Любимова) была тайно восстановлена монашеская община. Бывшие насельники обители, находившиеся на свободе и вернувшиеся из ссылок, тайно продолжали жить по монастырскому уставу.
Со времени пострига схимонахиня Рафаила не прерывала связи с Троице-Сергиевой лаврой, где ее хорошо знали. Изгнанная из своей обители, она стала участницей молитв и трудов иноков тайного монастыря, со всей энергией включившись в его проповедническую деятельность. Хоть и жила матушка подаянием, но много помогала сосланному духовенству, была близка духовнику Троице-Сергиевой Лавры иеромонаху Ипполиту (Яковлеву). Она водила паломников по святым местам, а в храмах многочисленных селений, которые посещала, неизменно обращалась к верующим, утешая их, убеждая сохранять верность Христу.
Чаще всего схимонахиня Рафаила ходила по окрестностям Спасо-Влахернского монастыря и отдаленным деревням Дмитровского района – там была возможность общения со знакомыми сестрами Спасо-Влахернской обители и монахами – бывшими насельниками Николо-Пешношского монастыря Дмитровского уезда*, до 1937 года избежавшими ареста и жившими порознь.
Нередко приходя в Москву (за 70 километров от Лавры и Дмитрова), мать Рафаила стремилась утвердить в вере прихожан московских храмов. После богослужения она беседовала с ними, дарила иконки. Вспоминают, что схимнице открывалось будущее. Она говорила своим собеседникам: «Это Бог в наказание за грехи народа послал нам власть безбожную. Он смилуется, будет война, огнем очистится эта власть антихристова».
Ради пропитания мать Рафаила просила милостыню, а когда ей давали деньги, почти все посылала иеромонаху Николо-Пешношского монастыря Спиридону, не имевшему родных и до ареста ведшему такую же скитальческую жизнь, как и она.
21 января 1938 года матушку Рафаилу арестовали за «активное участие в контрреволюционной церковно-монархической группе» вместе с большой группой монахов Троице-Сергиевой Лавры и верующих и заключили в Бутырскую тюрьму. В справке на арест записано: «Тайная схимонахиня Рафаила, систематически посещает различные церкви Москвы, где среди верующих распространяет различную клевету… Одновременно с этим Рафаила производит сбор денежных средств в пользу находящихся в лагерях и ссылках».
Матушка прекрасно знала, что ее ожидает, и для нее не могло быть выбора «тактики» ответов на допросах: она желала пронести свой крест до конца, не запятнав его малодушной ложью, изворотливостью ради смягчения приговора. Матушку Рафаилу допросили в первый же день после ареста. Отвечая на вопросы следователя, она сказала, что определенного места жительства не имеет и живет на пожертвования, но назвать, у кого она останавливалась и кто оказывал ей помощь, отказалась.
Из показаний о ней вызванных для допроса свидетелей:
«…Враждебно настроена против Советской власти…»
«…Все время посещает святые места…»
«…Проводит большую а/с деятельность»
«…Говорила, что Бог, наказывая за грехи народ, послал нам безбожную власть, но Он смилуется, будет война, огнем очистится эта антихристова власть…»
«…Занимается предсказаниями, доказывая неизбежную гибель Советской власти…»
«…Проживает нелегально без паспорта, ходит по московским церквям, распространяет слухи о якобы существующем в СССР гонении на религию, духовенство, верующих… Так, она в церкви Знамения у Крестьянской Заставы говорила: «Советская власть – это власть антихриста, устраивает гонение на религию, ломает святыни, а духовенство и монахов невинно арестовывает и высылает в отдаленные места России, где их подвергают пыткам». Во время голосования в Верховный Совет своим почитателям говорила: «Не ходите голосовать за антихристов, которые только и знают, что разрушать православную веру»».
– Когда и откуда вы приехали в Москву? – спрашивали ее на допросе.
– Я не имею определенного места жительства, веду бродячий образ жизни. В данный момент я приехала в Москву из деревни Медведевка Дмитровского района Московской области.
– На какие средства вы живете?
– Я живу на средства моих почитателей. Кроме того, я хожу по церквям Москвы и занимаюсь нищенством.
– У кого вы останавливаетесь в Москве?
– Отвечать на этот вопрос я не буду.
– Уточните, в каком монастыре вы жили и какой имели сан?
– В монастыре я живу с 19 лет и имею сан схимонахини. Мое духовное имя – Рафаила…
– Где вы взяли иконки, найденные у вас при обыске?
– Несколько иконок, отобранных у меня при обыске, – это остаток подаренных мне монахом Спиридоном (фамилию его я не знаю). Эти иконки я распространяла среди населения Москвы.
– Следствие располагает сведениями, что вы поддерживали тесную связь с монахами Спиридоном и Варфоломеем.
– Да, я поддерживала с ними тесную связь. В данный момент бродячий монах Спиридон выслан, и я оказывала ему материальную помощь.
Больше показать ничего не могу. Записано с моих слов верно и мне прочитано.
Простые ее ответы вряд ли устраивали следствие, но то, что она схимонахиня, следователю казалось достаточным преступлением. Он даже не спросил матушку, признает ли она себя виновной в антисоветской деятельности. При аресте сотрудники НКВД, сфотографировав ее в схимническом облачении, сочли это существенной уликой, подтверждающей ее «преступную» деятельность. Эта фотография из следственного дела сохранилась, и мы можем увидеть худенькую скорченную схимницу с отекшим разбитым лицом, уже с трудом сидящую на стуле. Перед ней вещественные доказательства вины: котомка со Священным Писанием и разорванные церковные книги.
Текст допроса короток – следствию все ясно. 14 февраля 1938 года судебная «Тройка» при УНКВД СССР по Московской области приняла постановление: по статье 58-10 ч. 1 УК РСФСР обвиняемую в антисоветской деятельности Вишнякову М. А. расстрелять за «активное участие в контрреволюционной церковно-монархической группе». Приговор приведен в исполнение 17 февраля 1938 года в поселке Бутово Московской области.
Так пиком страданий – мученичеством, завершившим 10-летний подвиг скитальчества, с несломленной верой, в стоянии в истине Христовой окончила свой жизненный путь матушка Рафаила. 12 мая 1989 года матушка реабилитирована прокурором Московской области.
Схимонахиня Рафаила причислена к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских постановлением Священного Синода 17 июля 2002 года для общецерковного почитания по представлению от Московской епархии.
Дни памяти:
1. Собор новомучеников и исповедников Российских – первое воскресение, начиная от 25.01/07.02.
2. 4/17 февраля – день мученической кончины (1938 г.)
***
ПРИМЕЧАНИЯ
* АРХИЕПИСКОП ВАРФОЛОМЕЙ (В МИРУ НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ РЕМОВ; 1888–1935)
Сын священника московской Успенской на Малой Дмитровке церкви. Окончил Законоспасское духовное училище, Московскую духовную семинарию в 1908, Московскую духовную академию (1912) со степенью кандидата богословия. Магистр богословия (1914; тема диссертации: «Книга пророка Аввакума. Введение в толкование»). В июне 1911 г. был пострижен в монашество, с 23 июня 1911 г.– иеродиакон, с 18 февраля 1912 г. – иеромонах. С 1912 г. – доцент кафедры вященного Писания Ветхого Завета Московской духовной академии. С 1913 г. – благочинный академического Покровского храма. С 1914 г. – доцент. С 20 августа 1916 года – экстраординарный профессор. С 1919 г. – настоятель академического Покровского храма. Архимандрит. В 1920 г. Патриарх Тихон назначил его директором Высшего богословского института. В 1920 г. выступил с проповедью против вскрытия мощей прп. Сергия Радонежского. 6 сентября 1920 г. был за это арестован, 28 февраля 1921 г. освобожден по состоянию здоровья (из тюрьмы его вынесли на носилках).
Был известен как знаток литургики и церковно-славянского языка. Митрополит Сергий (Страгородский) поручил ему исправлять все церковные службы, песнопения, поступающие на отзыв в Московскую Патриархию.С 28 июля 1921 года – епископ Сергиевский, викарий Московской епархии. После закрытия Троице-Сергиевой лавры, в1923–1929 гг. – настоятель Высокопетровского монастыря в Москве. В 1929–1935 гг.– настоятель храма Рождества Богородицы, что в Путинках – в этот храм после закрытия монастыря перешли клирики, служившие вместе с епископом Варфоломеем, и близкие к нему прихожане. Пользовался уважением верующих как аскет, молитвенник и исповедник, имел репутацию старца. Организатор тайных монашеских общин. Оставался в юрисдикции Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), критически относился к его церковно-политическому курсу.
В 1928 г. был арестован, обвинен в «укрывательстве шпиона». Находясь в заключении, подписал обязательство сотрудничать с ОГПУ, после чего был освобожден. В качестве агента не давал чекистами информации, на которую те рассчитывали. С самого начала своего «сотрудничества» с ОГПУ выполнял обязанности агента формально, стремясь сохранить в Москве тайное монашество, «прикрыв» его от репрессий со стороны властей. 9 июня 1934 г. возведен в сан архиепископа. 21 февраля 1935 г. архиепископ Варфоломей был арестован и отправлен в Бутырскую тюрьму. Обвинен в измене и нарушении служебного долга по отношению к НКВД. 17 июня 1935 г. приговорен к расстрелу военной коллегией Верховного суда СССР и вскоре расстрелян.
***
** СПАСО-ВЛАХЕРНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Монастырь находится в 12 верстах от Дмитрова, при реке Икша. Прежде здесь было село Деденево. Основан как женская монашеская община в 1852 году в имении Головиных, владевших селом с1687 года. Святейший Синод разрешил открыть общежитие монашествующих девиц, что и было утверждено императором в 1852 году.
Главный придел построенного храма освятили 28 июня1858 года в честь иконы Божией Матери Влахернской, хранившейся в роде Головиных. В 1861 году община преобразована в Спасо-Влахернский монастырь. В монастыре было обширное хозяйство. Сестры несли различные послушания: писали иконы, шили золотом церковные облачения, изготавливали одежды для сестер, выращивали овощи (особенно славилась монастырская квашенная капуста), работали в саду и разводили цветы, ловили рыбу в монастырском пруду. При открытии в монастыре было 6 сестер, к 1914 году число насельниц составляло около 300.
В 1922 году монастырь был закрыт советской властью. Сестры организовали трудовую сельхозартель «Влахернскую». В 1924 году артель была упразднена ввиду «сохранения монастырского уклада жизни». В 1928 году на территории монастыря был размещен дом инвалидов (впоследствии ставший санаторием для участников Великой Отечественной Войны) Но службы в Спасском храме продолжались, и монахини жили в оставшихся незанятых монастырских постройках. Окончательное закрытие обители произошло около 1931 года. В это время были арестованы 42 монахини. Так Спасо-Влахернский монастырь прекратил свое существование на восемьдесят лет. Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен и до конца века оставался в руинах. После долгого забвения монастырь был открыт 20 апреля 2001 года.
***
*** НИКОЛО-ПЕШНОШСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Николо-Пешношский монастырь, основанный в 1361 г. учеником прп. Сергия Радонежского – прп. Мефодием Пешношским, одна из древнейших обителей Московской Руси. В XVI в. во время общего расцвета дмитровских земель в монастыре началось каменное строительство, так что к XVII в. деревянных зданий в нем уже не осталось. Способствовали развитию монастыря и значительные пожертвования дмитровских князей Петра Дмитриевича (1389–1428) и Юрия Васильевича (1462–1473), а позже – царя Иоанна IV Грозного (1533–1584).
В 1544 г. митрополит московский Макарий возводит в сан игумена монастыря Варсонофия, будущего епископа Тверского. В 1553 г. по пути в Кирилло-Белозерский монастырь Николо-Пешношский монастырь посетил Иоанн Грозный. По преданию царь спросил Вассиана: «Отче, как лучше править государством?» – на что получил ответ: «Если хочешь быть истинным самодержцем, то не имей советников мудрее себя; держись правила что ты должен учить, а не учиться, повелевать, а не слушаться. Тогда будешь твердым на царстве и грозою для вельмож». Иван Грозный на это сказал: «Сам отец мой не дал бы мне лучшего совета». Вскоре после этого царь пожаловал монастырю дворцовое село Суходол и 25 деревень Суходольской волости. Когда же в Казани в 1555 г. создавалась новая епархия, Варсонофий был направлен туда в сане архимандрита для основания новой обители – Спасо-Преображенского монастыря.
В Смутное время монастырь занимают польские отряды. В 1700 г. Николо-Пешношский монастырь приписывают к Троице-Сергиеву монастырю и он приходит в упадок. В 1764 г. он упраздняется, однако возобновляется уже в 1766 г. стараниями дмитровских купцов Ивана Сычева и Ивана Толченова и по ходатайству помещика действительного статского советника Михаила Веревкина. При архимандрите Макарии (1788–?) монастырь интенсивно развивается и становится одной из самых благоустроенных российских обителей, московский митрополит Платон называет его «второй Лаврой». В 1812 году монастырь избежал разорения: французы, находившиеся всего в 18 верстах, побоялись идти к нему по окруженной болотами дороге.
После Октябрьской революции ряд зданий монастыря передается филиалу Дмитровского краеведческого музея. В 1927 г. как монастырь, так и филиал музея были закрыты, в их зданиях размещен Дом инвалидов Мособлсобеса. Попытка директора музея Дмитровского края К. А. Соловьева и сотрудников превратить монастырь в музей, предпринятая в 1928–1931 годах, не увенчалась успехом. В январе 1933 года весь музей был разгромлен, а его сотрудники во главе с директором репрессированы.
В 1960-х – начале 1970-х гг. под руководством Н. И. Иванова отреставрированы некоторые храмы, а также частично укрепления монастыря.
С 1966 г. на территории монастыря располагается Психоневрологический интернат № 3 Департамента социальной защиты населения города Москвы. Вопрос о выводе интерната из исторического архитектурного комплекса впервые был поднят еще в 1975 г., однако его решение тянется уже несколько десятилетий. Второе возрождение Николо-Пешношского монастыря началось в 2007 г.
Главный храм обители – древнейший белокаменный Никольский собор первой трети XV века – сохранился до наших дней. Под слоем побелки на стенах собора до сих пор сохраняются фрески кисти Андрея Рублева. Уникальный архитектурный ансамбль монастыря дополняет прекрасно сохранившаяся колокольня, два нижних яруса которой с аркадами и Богоявленским храмом «под колоколы» отстроены в начале XVI столетия, а два верхних яруса звона добавлены в 1793 г.
***
Источники
1. Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД «Объект Бутово» 08.08.1937–19.10.1938. М.: «Зачатьевский монастырь», 1997. С. 67.
2. Синодик пострадавших за веру и Церковь Христову в Бутово. М.:ПСТБИ, Братство во Имя Всемилостивого Спаса, Община Храма свв. новомучеников и исповедников российских в Бутово, 1995. 19 с.
3. Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии. Дополнительный том I. Тверь: «Булат», 2005. С. 50–52.
4. Списки клириков и мирян, расстрелянных и захороненных в районе пос. Бутово Московской обл.
5. ГА РФ. Следственное дело Нестора (Балашова) и др. (Ф.10035. Оп.1. Д.П-77438.)
6. Журнал N 35 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2002 г.
7. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том I. – Тверь, 2005. С. 50–52.
Добавьте комментарий