2 апреля Церковь празднует память святой Фотинии (Фотины) – жены-самарянки и ее сыновей Виктора (Фотина) и Иосии.
САМАРЯНКА ФОТИНИЯ. СЛОВО О ЖАТВЕ
«Жатвы много, а делателей мало;
итак, молите Господина жатвы,
чтобы выслал делателей на жатву Свою»
(Лк. 10, 2)
Кондак самаряныни, гл. 8
Верою пришедшая на кладязь самаряныня, виде Тя премудрости воду, еяже напившися обильно, царcтвиe вышнее наследова вечно, яко приснославная.
***
Беседа Господа Иисуса Христа с самарянкой является очевидными свидетельством Его Божественной славы, ибо после беседы с Господом самарянка и сограждане ее убедились, что беседовавший есть воистину Спаситель Mиpa – Христос. Вспомним евангельские события, связанные с этой беседой.
Проходя через Самарию, Иисус остановился с учениками для отдыха близ города Сихарь (древний Сихем) у колодца, ископанного, по преданию, еще патриархом Иаковом. Было время полуденного зноя, ученики вызвались сходить в город за пищей, а Иисус остался у колодца. «Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа» (Ин. 4, 6). Случайно ли Евангелист называет нам время? – Конечно, нет. Шесть – это число дней творения Богом нашего мира. Именно в шестом часу Господь наш был распят на Кресте. Вспомним тропарь шестого часа великопостных часов: «Иже в шестый день же и час, на кресте пригвождей в рай дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас».
Библейский шестой час – это 12 часов по-нашему времени, то есть полдень, самое пекло. «Скажи мне, ты, которого любит душа моя: … где отдыхаешь в полдень?» (Песн. Песн. 1, 6),– спрашивает невеста своего возлюбленного в Песни Песней. Полдень – время покоя, когда на Востоке стараются скрыться в тени дома или сада, и никто не показывается на улице. И действительно, у колодца, где в другое время могло бы быть много народа, где обычно встречаются, общаются, обмениваются новостями, в этот час никого нет. У колодца только Спаситель и самарянка. Сердцеведец, зная о ее готовности принять Небесную истину, начал беседу с образа родниковой воды, близкого ее пониманию, и постепенно привел самарянку к спасительной вере.
Источник «Сихарь» в переводе с арамейского означает «Дар Божий». И потому совсем не случайно Господь говорит самарянке: «Если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4, 10). Под даром Божиим Христос разумел благодать Святого Духа.
Ибо весь этот мир есть дар Божий человеку, человек же – дар Божий миру. А в духовном смысле под даром Божиим следует понимать Самого Господа нашего Иисуса Христа. Даровав весь видимый мир сей человеку, Господь дарует ему и Себя Самого. Под водою живой Господь подразумевает благодатную и животворящую силу Духа Святаго, которую Он обещал верным. «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин. 7, 38–39).
«Кто будет пить воду, которую Я дам ему,– говорит Господь самарянке,– тот не будет жаждать вовеки, но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 14). Самарянка обращается ко Христу: «Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать…» (Ин. 4, 15).
После этих слов Господь обличает самарянку в том, что у нее было пять мужей, и живет она теперь с шестым. С такой женщиной по иудейским законам нельзя общаться с точки зрения морали того времени. Это отверженный человек, исключенный из общества. Мужской разврат по понятиям того времени естественен, но женский является преступлением. Но Христос вступает в общение с каждым человеком, готов принять любого, даже самого грешного.
Самарянка обращается ко Христу: «Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме» (Ин. 4, 20). Отчего вспоминает самарянка гору Гаризим*? На этой горе Моисей при вступлении израильтян в Землю Обетованную повелел произнести торжественное благословение исполняющим Синайский Закон. Здесь приносили жертвы Авраам, Исаак, Иаков. Иаков выкопал этот колодец для своего сына Иосифа. По верованиям самарян, на этой горе был насажден рай, на ней сотворен был из праха земного Адам, на ней же остановился ковчег Ноя.
* С начала Межзаветного периода на Гаризиме стоял храм, без благословения Божия возведенный самарянами и разрушенный Иоанном Гирканом около 130 г. до Р. Х.
Господь отвечает ей: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в Духе и Истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе и Истине» (Ин. 4, 21–23). Истина – это Сам Христос. В прощальной беседе с учениками Он говорит: «Я есмь Путь и Истина и Жизнь» (Ин. 14, 6). Здесь раскрывается тайна Пресвятой Троицы. Поклоняться Отцу, т.е. первому лицу Святой Троицы. Поклоняться в Духе, т.е. третьему Лицу Святой Троицы. Поклоняться в Истине, т.е. второму Лицу Святой Троицы. Поклоняться Отцу в Духе и Истине – значит войти в общение со Святой Троицей.
Об этом поется в стихире на день Святой Пятидесятницы: «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся, Сыну в Отце, со Святым Духом; Отец бо безлетно роди Сына Соприсносущна и Сопрестольна, и Дух Святый бе в Отце, с Сыном прославляемь. Едина сила, едино существо, едино Божество. Емуже поклоняющеся вси глаголем: Святый Боже, вся содеявый Сыном, содейством Святаго Духа; Святый Крепкий, Имже Отца познахом, и Дух Святый прииде в мир; Святый Бессмертный, Утешительный Душе, от Отца, Отца познали, Которым и Дух Святой пришел в мир; Святый Бессмертный, Утешитель-Дух, исходящий от Отца и почивающий в Сыне – Троица Святая, слава Тебе!». Поклонение в Духе и Истине – есть реальная встреча с БОГОМ.
Именно этой женщине Господь доверил эту великую истину, ставшую основанием наших познаний о Боге. Отныне Богу будут служить в Духе и Истине, ибо Сам Господь сошел к людям, чтобы показать пример такого служения и такого поклонения.
Евангельский рассказ о встрече самарянки со Христом имеет огромное и непреходящее значение. До Христа религия – это главным образом закон, правила – множество предписаний и запретов. Слова Господа отвергают прежнее поклонение. Не в страхе, не в источнике, не в каком-либо конкретном месте, а в свободной любви, свободном выборе поклоняется человек. Не закон или предписание, а свободный выбор – вот в чем корень нового учения. В центре проповеди Христа – любовь, а не предписания, как Он Сам сказал: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9, 13). Не обязательно дойти до Иерусалима, чтобы принести истинную жертву Богу. Богослужение можно совершить и «по дороге». Истинная жертва всегда при человеке – это его сердце. «Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже», – говорил еще ветхозаветный покаянный псалом (Пс. 50, 19). Дар любви возможен всегда. Для принесения этой жертвы не нужно быть в Иерусалиме. С формы главное переносится на содержание. Разговор Господа и самарянки – это разговор Бога, Который пребывает верен, и души, которая не верна. Разговор сей касается и тебя. Это разговор Небесного Жениха со Своею невестой, душой человеческой.
Во время беседы Христа с самарянкой перед нами раскрывается переход (Пасха) от смерти к жизни. Самарянка совершает такой переход к истинной вере во Христа, как Мессии-Спасителя. Вспоминается в этой связи и тропарь Преполовения Пятидесятницы: «Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет. Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе».
***
После беседы Христа с самарянкой к колодцу возвратились апостолы Петр, Андрей, Иоанн, Иаков. Они удивлены: о чем их Учитель может разговаривать с женщиною язычницей, самарянкой? Тогда начинается разговор между Учителем и Его учениками, которые просили Его, говоря: Равви! ешь. Ибо они купили пищи в городе и принесли Ему.
Он отвечает ученикам: «У Меня есть пища, которой вы не знаете» (Ин. 4, 32). Он говорит о пище духовной, а ученики – о телесной. Повторяется почти та же самая сцена, что была незадолго до этого с самарянкой, когда Он говорил о воде духовной, а она – о воде колодезной. Иисус говорит им: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин. 4, 34). И тут же Господь говорит о жатве. По времени года жатва начнется только через четыре месяца. Но нивы, которые созреют через четыре месяца, «уже побелели». Побелели они по закону благодати, ибо Сам Господь пришел в мир,– потому и побелели нивы, хотя и не пришло время жатвы.
«Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: «один сеет, а другой жнет». Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их» (Ин. 35–38).
На ниве Божией сеяние идет с самого начала жизни на земле, и сеятелями были праотцы, пророки, праведники и угодники Божии. Они сеяли, но не видели посевы, принесшие плод. Все они верою жили и умерли в вере, не увидев обетованных плодов во время земной жизни своей, а только издали видели их духовными очами своими. Указывая на приходящих к Нему самарян, Христос пророчески предвозвещает Своим ученикам, что им предстоит настоящая жатва, которой Он вместе с ними будет радоваться: они пожнут то, что посеяно другими. Он подвигает учеников к предстоящим апостольским трудам, чтобы они смело шли в мир, где жатва для них уже приготовлена.
Воистину, «Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Лк. 10, 2). Апостолы Христовы – эти делатели, жнецы на ниве Божией. «Итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9, 38).
Вместе с учениками Господа грешница-самарянка становится апостолом Христовым. Она проповедует и приводит к Нему множество верующих душ, разбуженных ее проповедью о Царстве Божием, пришедшем в силе.
Евангелие не сообщает нам имени самарянки, но Предание Церкви его сохранила, и мы называем ее по-гречески – Фотиния, по-русски – Светланой, на кельтских языках – Фионой, на других западных языках – Клэр. И все эти имена говорят нам об одном: о свете. Повстречав Господа Иисуса Христа, она стала светом, в мире сияющем, светом, который просвещает тех, кто встречается с ней. Беседуя с самарянкой, Господь просвещает ее Божественным Светом. Самарянка принимает этот Свет в глубины своего сердца, и всей последующей жизнью доказывает миру, что Иисус Христос – Свет, пришедший в мир.
После вознесения Господня св. Фотина благовествовала в Карфагене и Риме, и во время гонения Нерона со многими просвещенными ею христианами приняла мученический венец в Риме в 66 году. Вместе с ней пострадали ее сыновья Иосия и Виктор, а также сестры Анастасия, Параскева, Кириакия, Фото и Фотида. По сказанию Пролога она исцелила вождя Севастиана, который «разжегся лицом и упал на землю от тяжкой и лютой болезни». За проповедь Христа, брошенная в колодец, святая, при колодце оставившая путь греха и принявшая от Господа жизнь новую, благодатную, в колодце же оставила и всю временную жизнь и перешла в жизнь вечную, нескончаемую. Ее память совершается в Православной церкви 20 марта / 2 апреля. По сказанию Дю-Канжа мощи ее и церковь были в Царьграде за воротами Влахернскими.
***
Особое почитание жены-самарянки напоминает нам слова о жатве, которые сказал Господь апостолам сразу после беседы с самарянкой. И в другом месте Евангелия говорит Господь, что жнецы этой Жатвы – суть ангелы. Вспоминается знаменитая фреска из ярославского храма с изображением жатвы.
Это постоянное напоминание о Жатве, которая совершается в мире. Жатва – это главное содержание всей истории человечества. Господь призвал на эту жатву делателей Своих – апостолов. Вслед за ними на жатву выходили святые мученики, святители, преподобные отцы и матери, благоверные князья и цари, блаженные, праведники и исповедники. Жатва эта продолжается и в наши дни, а завершение ее означает конец нашего мира: «И увидел я новое Небо и новую Землю, ибо прежнее Небо и прежняя Земля миновали» (Откр. 21, 1)…
***
САМАРЯНКА
Под тенью навеса на выступе гладком,
Сидел у колодца Христос,
Тут шла самарянка; обычным порядком.
Наполнила свой водонос.
Христос попросил поделиться водою,
Она же сказала в ответ:
«Ведь я самарянка, а с нашей средою,
Общения, кажется, нет».
Христос ей ответил: «О, если б ты знала,
Кто воду живую творит,
Сама бы искала, сама бы просила,
Того, Кто с тобой говорит».
«Колодец глубокий, как воду живую,
Ты можешь достать из него,
Отец наш Иаков, дал воду простую,
Неужели Ты больше его?»
Христос ей сказал: «Приведи сюда мужа»,
Ответила: «Нет у меня».
Ты правду сказала, что пять их имела,
И этот, не муж у тебя.
Я вижу, пророк Ты, скажи, где молиться?
На нашей горе Иразим,
Иль Богу Живому, иль в храме Святому,
Пришедше во Иерусалим».
«Ни здесь и ни там, но везде и повсюду,
Где сердце любовью горит,
Об этом Мессия поведает людям,
Мессия с тобой говорит».
Тогда самарянка бегом побежала,
Оставила свой водонос,
И встречным кричала и всех призывала:
«Идите!: явился Христос!»
Он там у колодца, сидит ожидает,
С восторгом кричала о Нем,
Послушайте только, как Он рассуждает
И очи пылают огнем.
Он все мне сказал, что я думала тайно,
Пойдите, он скажет и вам,
И все удивлялись, встречая случайно,
И верили этим словам.
И весть самарянки в сердца проникала,
Хоть была коротка, проста,
И многие люди спасенья искали,
В учении Иисуса Христа.
***
Добавьте комментарий