В северной части Месопотамии, у реки Тигра, на пограничной черте между Римской империей и Персией, стоял город-крепость Бет-Забди. Он был обнесен высокими зубчатыми стенами, небольшие башни его были снабжены военными машинами. Во второй половине IV века, в последние годы царствования императора Констанция, у одного из жителей Бет-Забди, Арпократа, была единственная дочь, которую он при крещении назвал Евдокией. Арпократ как человек глубоко верующий, желал, чтобы его дочь снискала милость и благоволение пред лицом Господа, в знак чего он и дал ей имя «благоволение» — Евдокия.
Евдокия лишилась матери вскоре после рождения. Отец поручил ее надзору и заботам одной благочестивой женщины, но и сам наблюдал за воспитанием дочери, руководя ее к правде и добру. Он внушал ей любовь к родине и с удовольствием видел, что эта любовь, глубоко вложенная в ее природу, еще с детства крепко привилась в душе девочки. Но еще сильнее внедрилась в сердце ее любовь ко Христу и к ближним. Великой радостью отца было видеть, как она с каждым годом сознательнее и полнее любит сердцем и мыслью, а не устами лишь, своего Господа Иисуса Христа и «меньшую братию Его» (Мф. 25, 40).
Евдокия была так сердечна, дышала такой светлой красотой, что, казалось, разливала вокруг себя какой-то дивный аромат. Вместе с тем она была так проста и скромна в отношении к людям, что походила на скромную, простую фиалку, распространяющую в тиши свой дивный аромат.
За эту лучезарную, безмятежную красоту души, и за это кроткое благоухание чистоты, пронизанную радостью и веявшую миром, ее прозвали Ия (т.е. Фиалка).
IV век был веком тяжким для Месопотамии. В 360 году христианской эры персидский царь Сапор II Долговечный, вероломно напал с громадным войском на страну и, в частности, на крепость Бет-Забди. Сапор разрушил и разграбил город и, после беспощадной резни, увел девять тысяч человек с собою в плен.
В числе пленных находились: Арпократ, Ия, архиепископ Илиодор и два престарелые пресвитера-сирийца. Наконец они достигли Сузианы, где им предстояло жить в неволе. (Сузиана – историческая область в Персии (Иране). Древние историки называли Сузианой равнину, на которой был расположен административный и культурный центр Элама – город Сузы.)
Пленные были в отчаянии, и только одна Ия радовалась. Она нашла себе поприще, на котором могла широко осуществить свое заветное пламенное желание проповедовать Христа.
С горячим усердием и любовью Ия вела свое дело между женщинами Персии и многих обратила к истинной вере. Но проповедь Христа в языческой Персии была опасным делом.
Мужья обращенных пожаловались жрецам-магам, что Ия отвлекает от них жен, которые перестали также почитать отеческих богов.
Жрецы-огнепоклонники всревожились, опасаясь за свою власть и доходы. Они донесли о проповеди девушки-христианки царю в Ктесифон. (Ктесифон – город на левом берегу реки Тигр (близ современного Багдада). С III века до Рождества Христова был резиденцией Парфянских царей.Начиная со 115 г. город неоднократно завоевывали римляне. Но в 266 г. Ктесифон стал столицей государства Сасанидов.)
Сапор вызвал двух верховных магов, и дал им такой приказ: «Если пленница Ия поклоняется нашим богам, если она почитает солнце, огонь и воду; если она, не оказывает презрения к моей власти, то пусть живет попрежнему в Сузиане. Но если нет, то замучьте ее всякого рода пытками. Предоставляю ее в вашу волю; вы изобретательны: делайте же с ней, что хотите!»
Жрецы велели схватить Ию и привести к ним на допрос…Был летний день, один из тех дней, которые бывают полны удивительной прелести и очарования, и которыми природа как бы дает человеку усладить взор пред наступлением дождей и холодов. В одном саду, примыкавшем к небольшому дому, собрались персидские женщины и девушки. Ия стояла посреди персиянок, внимательно слушавших ее слова. Было тихо…. Не слышно было ни движения водной зыби, ни шелеста ветерка в листве, ни вздохов женщин.
Только раздавался голос Ии, полный неотразимой власти. Глаза ее сверкали, щеки горели, вокруг высокого чела вились волосы. В эти минуты она казалась каким-то бесплотным существом, и была действительно «выше мира и страстей»…
«Как вы счастливы, – говорила она, – вы захотели познать истину, вы поняли заповедь Божию, вы с сердечным желанием восприняли веру, – и эта вера во Христа Бога вошла в сердца ваши и внедрилась в них. Вы знаете теперь достаточно, чтобы видеть единое на потребу… Веруйте же, веруйте! –горячо воскликнула Ия, – веруйте во Христа несомненно, пламенно, без колебаний и отступлений. Кто медлит и раздумывает – тот раб мира, а не Христа! Вы же идите ко Христу с безграничной верой, – и она спасет вас от бед многих, и усладит на светлых пажитях рая! Что может поколебать веру? Какое сомненье дерзнет ее коснуться? Пусть в вас ничто не может уменьшить веры: ни невзгоды, ни беды, ни скорби, ни муки! Пусть теснят, гонят, преследуют вас правды ради, – страдайте, но стойте твердо в исповедании святого имени Христова. Не уступайте немощи тела, не покоряйтесь слабости духа, не глядите ни направо, ни налево!.. Вера не знает страха, она многоочита и видит наперед все опасности и препоны…
Возлюбленные сестры мои! – продолжала Ия, и голос ее был полон искренности и внутренней силы убеждения, – возлюбленные! если постигнет вас какое-нибудь земное горе или придет час исповедать свою веру, не лгите на Бога и на себя, не отказывайтесь от веры, не отрекайтесь от веры, не отрекайтесь от Христа! Он сокрушил жало смерти. Он открыл нам вход на небо. Он даровал нам вечную жизнь! Что бы ни пришлось вам вынести, не отрекайтесь от Христа! За муки он наградит вас воздаянием, какого не выскажет человеческий язык. Он примет вас в общение с Собой в Своем нетленном вечном Царстве».
Ее речь прервал звон оружия и чьи-то грубые голоса. Из-за деревьев показались солдаты…
– Ия, пойдем ко мне, – воскликнула одна из персиянок, – я укрою тебя, и никто тебя не тронет у меня. И она, крепко сжав руку Ии, тянула ее за собой.
– Пойдем ко мне, пойдем ко мне, – шептали другие женщины. И каждая из них хотела увести ее с собой.
– Ия, пока есть время, ради нас, скройся, не оставляй нас… Как мы будем без тебя жить? Мы погибнем!
– Не гневи Бога, – остановила ее Ия, – вы теперь не одни, Христос теперь с вами! Мне не страшно оставить вас. Да я и не оставлю вас – я буду жить с вами в вере вашей! Если я останусь, то сберегу ли вас? Ия отстранила женщин и пошла навстречу солдатам, которые объявили ей:
– Архимаги, по повелению могущественного, великого Сапора-Сасаниды (да живет он вовек), царя царей, царя Ариев и Неариев, царя Персии, Мидии, Армении, Балха и Сузианы, приказали взять тебя и отвести в царскую резиденцию.
Ия покорно дала себя связать и увести. Ее привели в столицу Персии, Ктесифон, и заключили там в тюрьму. Через несколько дней Ия приведена была к верховным жрецам.
На базаре Ктесифона под роскошным балдахином приготовлен был высокий помост с сидениями для жрецов. Прибыв сюда, небрежно воссели они на своих местах, окидывая гордым взглядом собравшуюся толпу народа.
Ия спокойно и достойно стояла перед ступенями судилища. Первый вопрос, обращенный к ней, был таков:
– Ты – христианка?
– Я – христианка, – спокойно ответила Ия. Жрецы были удивлены благородством, красотой и прямотой ее. Но гордость и ослепление своею мудростью пересилили, и они заносчиво и презрительно смотрели на девушку.
Поверх своих ярких одежд из плотной шелковой материи они облечены были в красные мантии. Их смуглые лица были суровы и резки и носили на себе печать сухости и надменности.
– Ты повинна смерти, – сказал один их верховных жрецов – Адерфер, – потому что поклоняешься Христу.
– Я, с помощью Христа Бога, – радостно сказала Ия, – только способствовала людям прийти к Нему, старалась указать им этот путь. Теперь они счастливы… Они веруют воХриста, и над ними совершено святое крещение.
Гнев и злоба охватили жрецов, они пришли в неистовство и воскликнули:
– Ты достойна неслыханной казни, и мы изобретем для тебя такие муки, что содрогнется сам свирепый Ангро-Майнью! (Ангро-Майнью – в иранских религиозных представлениях глава сил зла, тьмы и смерти.)
И пытка началась. Ию обложили во весь рост сделанными из тростника острыми лучинами и начали стягивать и скручивать ее тонкими веревками так сильно, что лучины впивались в тело…
Потом они стали за концы вытаскивать лучины из ее тела! Ни стона, ни возгласа, ни вздоха не вылетело из груди Ии. Какая же непонятная, неведомая сила давала мученице возможность переносить такие страдания и держала крепко нить ее жизни?! – Вера, неотразимая, непреодолимая, несокрушимая вера! Ия молчала, взгляд ее был направлен к небу. Мучители продолжали свою сатанинскую работу. Наконец, Ия упала…
Она лежала в крови, как мертвая. Кровь текла из нее ручьями, кости и внутренности обнажились. В таком положении провела она десять дней, а потом снова начались допросы и муки. Но на этот раз ненадолго. Жрецы поняли, что им не осилить «слабую» девушку; по их знаку воин взмахнул мечом, – и голова Ии скатилась на землю.
И тут совершилось нечто совершенно неожиданное: на залитом кровью месте, где лежала мученица, мгновенно выросло множество фиалок. Они, казалось, жили, а не просто цвели, и окружающий воздух трепетал дыханием их аромата. При виде чуда народ заволновался, и многие прославили Бога христиан.
Архимаги растерялись и не знали, что делать. Но из крови мученицы выросло и иное семя. Одна из персиянок подошла к жрецам и сказала:
– Ни один зверь не стал бы так кровожадно мучить человека, как вы мучили Ию. Я – христианка и презираю ваших бездушных богов.
Адерфер сделал знак рукой и один из солдат отсек голову исповеднице. Но вслед за ней вышла другая…
Увидев все происходящее, жрецы просто сбежали, пытаясь, правда, сохранить важный вид.
После бегства жрецов народ продолжал волноваться. Фиалки, как очевидное в данную минуту доказательство всемогущества Божия, цвели, разливая дивное благоухание…
Христиане выкупили у стражи тело Ии и унесли его. Они чувствовали невыразимую отраду, навеваемую запахом фиалок.
«Мученица Ия, – говорили они, – походила на фиалку не по одному имени, она выдохнула из себя аромат благоухающих фиалок».
Добавьте комментарий