Дорогие читатели сайта, продолжаем публикацию глав из книги А. Трофимова «МАТЕРЬ ВСЕХ ЖИВУЩИХ. СВЯТЫЕ И ПРАВЕДНЫЕ ЖЕНЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА», посвященные святой пророчице и Судии Израиля Деворе и святой праведной Иаили.
Глава 9
ДЕВОРА
«САМ ГОСПОДЬ ПОЙДЕТ ПРЕД ТОБОЮ»
(Суд. 4, 14)
«В то время была судьею Израиля
Девора пророчица…»
(Суд. 4, 4)
В Ветхом Завете упоминается только одна женщина – Девора, сила характера, мужество и прозорливость которой помогли ей стать ни от кого не зависимым вождем богоизбранного народа. Время ее жизни называют эпохой Судей израилевых. Девора – одна из семи пророчиц и судья израильского народа, почитавшего ее своей матерью.
По смерти Иисуса Навина израильтяне остались без вождя. Настал период, когда вполне возможно было осуществиться тому богоправлению, которое лежало в основе Моисеева законодательства о государственном управлении израильского народа. Каждое колено должно было управляться своими собственными старейшинами, с отдельным князем или начальником колена во главе. Связующим звеном для них, кроме естественного родства и общих исторических воспоминаний, должна была служить их общая вера в единого истинного Бога, как единственного Царя и Судию народа, общее живое сознание, что все колена составляют одно нераздельное царство Иеговы. Видимым знаком этого религиозно-политического единства была общенародная святыня – скиния, поставленная с этой целью в средине страны – в Силом, на земле, отданной колену Ефремову. Но такое правление – теократия – предполагает действительно высокую ступень религиозно-нравственного состояния народа, и потому первые годы жизни израильтян в Земле Обетованной, когда «служил Израиль Господу» (И. Нав. 24, 31), т.е. был верен Его завету и послушен Его законам, были временем всеобщего мира и благоденствия, и каждый израильтянин мирно обитал под своей смоковницей. Такое состояние продолжалось до тех пор, пока еще живо было то поколение, которое было свидетелем великих благодеяний Божиих и чудес, совершенных ради избранного народа.
За это время некоторые колена (Иудино и Симеоново) успели продолжить завоевание Обетованной Земли, но так как окончательного завоевания ее не было сделано раньше общими усилиями, то израильтяне должны были примириться с этим. Обитая вместе с хананеями, они должны были побеждать их силой своего религиозно-нравственного превосходства и таким образом приобщать их к общему достоянию Царства Божия на земле. Однако народ израильский даже в тех случаях, когда имел возможность побеждать хананеян силою оружия, не всегда изгонял и истреблял их, а часто предпочитал оставлять их в качестве данников себе, нарушая таким образом из корысти прямое повеление Божие. Тем самым израильтяне готовили себе страшные бедствия, потому что, как предсказывал им Ангел Господень, эти оставшиеся народы «будут для вас петлею и сетью, бичом вашим и терном для глаз ваших, доколе не будете истреблены с сей доброй земли, которую дал вам Господь, Бог ваш» (И. Нав. 23, 13). Молодое поколение, пришедшее на место прежнего, не знало и не хотело знать «Господа и дел Его, которые Он делал Израилю. Тогда сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа, и стали служить Ваалам; оставили Господа, Бога отцов своих, который вывел их из земли Египетской, и обратились к другим богам, богам народов, окружавших их, и стали поклоняться им, и раздражили Господа; оставили Господа, и стали служить Ваалам и Астартам» (Суд. 2, 10–13), хананейским божествам, поклонение которым сопровождалось нечестием и распутством.
Множество смешанных браков ослабляло позицию Израиля. Мужчины, которые должны были сохранять верность Израилю, вместо этого хранили верность своим женам и детям-язычникам. За уклонением от истинной религии последовало и вообще ослабление нравственности в народе, водворилось господство неправды, необузданного произвола, неповиновение властям, за которыми в свою очередь следовало расстройство государственного и общественного управления и полное ослабление политического и военного могущества народа. В политическом отношении Израиль распался. Не было ни центрального правительства, ни царя, ни столицы.
Таким состоянием израильтян конечно пользовались и соседние народы, нападали и безнаказанно грабили и убивали их, заставляли платить себе дань, так что тот период, который должен был служить осуществлением истинного богоправления, вследствие непостоянства и неверности народа израильского стал для него временем страшных испытаний, новой школой религиозно-нравственного воспитания.
В наказание за богоотступничество и беззаконие Бог отдавал их в руки врагов, но из жалости к избранному народу воздвигал им избавителей, так называемых судей, которые при помощи Божией избавляли народ от притеснителей и чужеземного ига. Из таких судей наиболее известны: Гофониил, Аод, Девора с Вараком, Гедеон, Иеффеай, Самсон, Илий и Самуил. Некоторые из них были призваны Богом, другие избраны самим народом, а некоторые правили народом по праву наследства. Правление судей израильских обнимало период около 350 лет.
Израильтяне, забыв повеление Бoжиe, начали дружить с хананеями и заключать с ними брачные связи, а многие изменили своей вере и стали поклоняться богам Ханаана. Тогда Бог предал их в руки месопотамского царя Хусарсафема, который поработил их себе на восемь лет. Это бедствие заставило народ образумиться, и он возопил к Господу об избавлении. Господь воздвиг им избавителя, в лице первого судии Гофониила, внука Халева. Укрепляемый Духом Божиим, он стал во главе своего народа, собрал войско и низверг месопотамское иго, после чего народ наслаждался миром в течение сорока лет, до смерти Гофониила.
Но продолжительное благоденствие снова обратилось во зло, и по смерти Гофониила «сыны Израилевы опять стали делать злое пред очами Господа» (Суд. 3, 12). В наказание за это на них послан был Еглон, царь моавитский, который в союзе с соседним племенами разбил израильтян и поработил их на восемнадцать лет, пока не явился избавитель в лице второго судьи Аода. Новый судья убил тучного Еглона и затем с войском израильским разбил моавитян, после чего Обетованная Земля покоилась восемьдесят лет. После Аода судьей был Самегар, известный тем, что он воловьим рожком побил 600 воинов-филистимлян, совершивших набег на израильтян, и избавил их от разорения.
Однако и после этого народ «делал злое пред очами Господа», и должен был понести еще более тяжкое иго. Пользуясь слабостью израильтян, хананеи на севере Палестины чрезвычайно усилились. Ханаанский царь Иавин, составив из окружающих племен сильный союз, перешел в наступление. Его полководец, Сисара, совершил опустошительное нашествие на северные колена, которые не могли выстоять против его страшной конницы, состоявшей из 900 железных колесниц. Подавленные силой, северные колена, чувствуя свою полную беспомощность, в течение двадцати лет должны были сносить самое тяжкое угнетение от торжествующего врага. Прежде израильтяне терпели рабство у моавитян и аммонитян, народов, соседних Ханаану. Но попасть в рабство хананеянам, при величайшем презрении к ним израильтян,– это было слишком жестоко. Наконец, тяжесть ига заставила их вспомнить о Боге, и они обратились к Нему со скорбною молитвой. Но вот, когда народ уже терял надежду на избавление, и храбрейшие мужи не смели и думать о низвержении ига грозного врага, избавительницей угнетенных колен выступила женщина.
В гористой местности, между Рамой и Вефилем, на горе Ефремовой немного к северу от Иерусалима, жила знаменитая Девора, пророчица, жена Лапидофа. Она была «судьей» – человеком, чей нравственный авторитет считался вдохновенным от Бога, а потому признавался и почитался при разрешении споров и конфликтов. Хранительница закона, она была его вдохновенной толковательницей. Слава о ее мудрости гремела по всей стране, и «приходили к ней сыны Израилевы на суд» (Суд. 4, 5). Она выслушивала жалобы потомков Иакова, которые приходили к ней со всех сторон для решения своих споров. Ее слова были сладки как мед, и сильны как огонь и покоряли сердца всех. До нее донеслись и стоны угнетенных колен, и она мужественно выступила для их избавления.
В самом центре угнетенной страны, в городе Кедесе, колене Неффеалимовом, близ озера Меромского, жил Варак, самое имя которого – «молния», указывало на его мужественный дух. Его-то мудрая Девора и решила сделать вождем того воинства, которое должно было собраться по ее призыву под освободительное знамя. Отправив к нему посольство, Девора именем Бога, открывшего ей надежду на избавление от врага, повелела Вараку стать во главе десятитысячного отряда воинов из колен Неффеалимова и Завулонова и выступить против Сисары. Но даже мужественный Варак смутился от такого поручения, и он не осмеливался взяться за дело, пока к нему не явилась сама Девора. Ее появление ободрило не только Варака, но и пробудило надежду в народе, который стал собираться под ее знамя.
Девора дала понять Вараку, что она не боится Сисары, военачальника армии Иавина; не страшилась она и девятисот колесниц. Она заставила его почувствовать, что боевой настрой войска значит гораздо больше, чем любое оружие и укрепления. «Пойди,– твердо заявила Девора малодушному Вараку,– взойди на гору Фавор и возьми с собою десять тысяч человек из сынов Неффалимовых и сынов Завулоновых» (Суд. 4, 6). Она заверила Варака в том, что Господь предаст Сисару и все его войска и колесницы в руки израильтян.
Варак, ощущая дар Божественного прозрения, которым обладала Девора, и чувствуя настоятельную необходимость в ее присутствии и совете, ответил: «Если ты пойдешь со мною, пойду; а если не пойдешь со мною, не пойду» (Суд. 4, 8). Девора без колебаний ответила: «Пойти пойду с тобою; только не тебе уже будет слава на сем пути, в который ты идешь; но в руки женщины предаст Господь Сисару» (Суд. 4, 9). В этих словах Девора предстает перед нами уже не только предводительницей, но и пророчицей. «И встала Девора и пошла с Вараком в Кедес» (Суд. 4, 9) твердо веруя, что ей дарована сила от Господа.
Когда Варак с десятью тысячами воинов пришел на вершину горы, близ которой находились Сисара и его колесничие, Девора воскликнула, обращаясь к Вараку: «Встань, ибо это тот день, в который Господь предаст Сисару в руки твои; Сам Господь пойдет пред тобою» (Суд. 4, 14). Хананеи ждали свою возмутившуюся жертву: Войска Сисары и его смертоносные колесницы заняли равнину Ездрилонскую, это главное боевое поле Палестины. Извивающаяся здесь небольшая речка Киссон, почти высыхая летом, превращалась зимой и после дождей в бурный поток, который, выходя из берегов, затоплял всю окружающую местность, превращая ее в непроходимые болота.
Мужественная и мудрая руководительница войска израильского, собравшегося под знаменем Варака на горе Фаворе, господствующей над Ездрилонской равниной, сразу оценила выгоду этой позиции для израильтян и дала знак Вараку – без обычных приготовлений начать атаку на неприятеля.
По ее сигналу десять тысяч израильских воинов с верой в Бога, Который вел их к победе, бросились с Фавора на равнину*. Гордый своим могуществом и железными колесницами, Сисара скорее всего пренебрежительно отнесся к израильскому войску, во главе которого к тому же стояла женщина. Сисара, несомненно, полагал, что при виде его военной мощи мятежные израильтяне разбегутся по своим холмам. Но он не учел того, что Господь и погода были на стороне его противников. Почти одновременно с атакой воинов Варака началась буря с дождем и градом, ветер направлял потоки воды и град прямо в лицо Сисары и его воинов, не причиняя вреда израильтянам.
* Это место известно также как Мегиддо, здесь и после описываемых событий состоялось множество битв, в том числе под командованием фараона Рамсеса II и Наполеона.
Первый же натиск Варака сразу смешал ряды неприятеля и обратил их в беспорядочное бегство. Дорогу бегущим преграждал разлившийся Киссон, в образовавшихся от разлива топях тяжелые колесницы вязли и становились совершенно бесполезными,– колесничие были перебиты израильтянами. У всадников тоже не было надежды на спасение, так как лошади не могли быстро передвигаться в грязи. Практически все войско хананеев погибло – как от воды, так и от меча торжествовавшего Израиля. «Варак преследовал колесницы его и ополчение до Харошеф-Гоима, и пало все ополчение Сисарино от меча, не осталось никого» (Суд. 4, 16).
Сам Сисара с жалкими остатками своего войска бежал на север, пытаясь скрыться в горных проходах. Он искал убежища в деревне Кадеш у Хевера*, союзника своего царя. Бедуина не было дома. Жена его Иаиль, видя бегущего и верная обычаям патриархального гостеприимства, вышла к нему навстречу. «Зайди, господин мой, зайди ко мне, не бойся!» (Суд. 4, 18),– говорила она Сисаре. Шатер арабской женщины был неприкосновенным убежищем. Иаиль приглашает его именно к себе: у нее или был особенный шатер, как бывает у жен богатых арабов, или, по крайней мере, особое отделение в шатре. Хананейский военачальник вошел в жилище Иаили; она уложила его в постель и укрыла его ковром. Он почувствовал жажду и попросил немного воды,– она принесла ему молока в драгоценном сосуде и, напоив его, опять заботливо укрыла. Уступая изнеможению, Сисара заснул с уверенностью в безопасности своей жизни под кровом благородной и гостеприимной хозяйки.
* Хевер происходит от брата Сепфоры, жены Моисея и, живя с евреями, не смешался с ними, а остался аравитянином, скорее вступая в дружбу с хананеянами, чем с евреями (Суд. 4, 11, 17).
Но Иаиль, будучи потомком Иофора, тестя Моисея, и сознавая свою духовную связь с народом израильским, не пощадила предводителя врагов этого народа. Иаиль подкралась к спящему Сисаре: в левой руке у нее был кол, употребляемый для поддержки шатра, в правой – тяжелый молот, и «вонзила кол в висок его так, что приколола к земле; а он спал от усталости, и умер» (Суд. 4, 21).
В это время Варак, преследовавший Сисару, подошел к шатру Иаили, которая вышла к нему и сказала: «Войди, я покажу тебе того, кого ты ищешь» (Суд. 4, 22). Варак вошел в шатер и увидел окровавленный труп своего врага*.
* Библия не выставляет никакого нравственного извинения для поступка Иаили. Убивая Сисару, Иаиль предавала не только гостя, безоружного, сонного, но еще и друга своего дома. Даже если бы он был врагом ее семьи, обычаи ее племени не позволяли так поступить с гостем. Хотя своим поступком Иаиль нарушила древний закон гостеприимства, в Песни Деворы она восхваляется как убийца Сисары. Трудно представить, чтобы Иаиль была грубой и жестокой женщиной, хотя ее поступок не свидетельствует о мягкости характера. Само ее имя, означающее в переводе с древнееврейского «лань, серна» служит в Священном Писании образом женской скромности (Песн. 2, 7; 3, 5), неудержимого стремления (Пс. 41, 7), материнской привязанности (Ис. 14, 5), образом существа любящего (Песн. 2, 9, 17; 8, 14). Большие, дышащие мягкостью, глаза серны особенно ценились на Востоке. Но, как бы то ни было, действия Иаили были вполне в духе ее времени, когда среди людей еще не установились справедливые и мудрые законы. Поступок Иаили напоминает поступок Юдифи, которая отрубила голову Олоферну, пока тот спал.
Эта великая победа над жестоким и сильным врагом переполнила сердца победителей ликованием, и «в тот день воспела Девора и Варак, сын Авиноамов, сими словами: Израиль отмщен, народ показал рвение; прославьте Господа! Слушайте цари, внимайте вельможи; я Господу, я пою, бряцаю Господу, Богу Израилеву» (Суд. 5, 1–3). Девора не приписывала себе никаких заслуг. Она считала, что все заслуги принадлежат Господу. В каждой строке Песни чувствуется величайшая преданность Деворы Господу и делу своего народа.
Девора прославляла народ Иеговы, потому что он своею кровью выкупил свою свободу. Она славила Бога Израилева, Бога Синая, потому что Он дал Своему народу вдохновение героизма и честь победы. В упоении торжеством пророчица вспоминает прошедшие опасности. Прежде еврей боялся выходить на равнину и идти по прямой дороге: за ним мог следить взор притеснителя. Леденея от страха, народ Божий пробирался по горным тропинкам до тех пор, когда, наконец, Девора на своей груди отогрела Израиля, свое дитя.
«Сердце мое к вам, начальники Израилевы, к ревнителям в народе», но послушаем, кому она приписывает превозносимую ею силу: «Прославьте Господа!» (Суд 5, 9). К торжеству победы она призывает весь народ, всех, которые теперь наслаждаются мирной безопасностью. «Ездящие на ослицах белых, сидящие на коврах и ходящие по дороге, пойте песнь!» (Суд. 5, 10). Девора сурово порицает тех, кто не принял участия в войне и с восторгом хвалит поступок Иаили.
Подобно Мариами, другой пророчице из Ветхого Завета, Девора после победы над своими врагами исполнила триумфальную песню. Песнь Дворы – один из самых прекрасных гимнов Ветхого Завета. При сравнении песни Дворы с победной песнью Мариами обнаруживается знаменательное различие между ними. Мариамь даже не упоминает о себе в своем гимне, тогда как в песне Деворы пророчица подчеркивает свою роль в достижении победы: «Доколе не восстала я, Девора, доколе не восстала я, мать в Израиле» (Суд. 5, 7). В Песне Девора называет себя «матерью в Израиле»: как настоящая мать, она привела перепуганных детей Израиля к победе.
Теперь вместе с ней люди Израиля могут воскликнуть: «Так да погибнут все враги Твои, Господи» (Суд. 5, 31). В заключение снова является пророчица: ее мысль отражается в чистом и прекрасном образе Бога, помогающего любящим Его: «Любящие Его да будут как солнце, восходящее во всей силе своей!» (Суд. 5, 31).
Итог трудов Деворы и последствия славной победы в битве при Киссоне лучше всего выражены в конце библейского рассказа об этой женщине: «И покоилась земля сорок лет» (Суд. 5, 31).
Поражение Сисары и войска его вело к полному торжеству израильтян над хананеями и Иавином, царем хацорским. После этого поражения хананеи уже не упоминаются больше в числе угнетателей Израиля.
ИМЯ
Девора в библейском повествовании является олицетворением еврейского народа, каким его представлял Моисей. Израиль – орудие и жезл праведного Господа, а Девора – это Израиль, заботливо блюдущий закон, для распространения которого еще не пришло время. Девора есть один из тех образов, которые, представляя собою идею, не теряют своей индивидуальности. Она не только представляет собою идею народа Иеговы, она ее воплощает.
Ей суждено было стать одной из величайших женщин Израиля, да и во всей истории найдется немного женщин, удостоившихся такого почета и авторитета, как Девора.
Поскольку у израильтян не было предводителя, Девора встала во главе своего народа и провозгласила, что близится избавление от вражеского гнета. Ее религиозный и патриотический порыв придал ей новые силы. Она стала великим воплощением свободного духа народа Израиля. Бог снова был со Своим народом, воздвигнув избавителя от чужеземного ига, но на этот раз Он действовал через женщину.
В Книге Судей о ней говорится как о «матери в Израиле» (Суд. 5, 7). На языке Священного Писания слово Девора означает пчела, а также мед и господство. Это имя является символом царской власти и матери, вскармливающей своих детей медом. Она и была пчелой-маткой богоизбранного народа. Девора сидела под пальмой между Рамою и Вефилем. В Центральной Палестине, где она жила, пальм почти не было: «Пальма Деворы», растущая у подножия Ефремовой горы, была большой редкостью. Со времен пребывания Адама и Евы в раю пальма имеет мистическо-символическое значение: она считается символом древа жизни; будучи вечнозеленой, она воспринимается как символ вечной жизни, надежды и победы. К Деворе, сидящей под пальмой, приходили сыны Израилевы в поисках закона и справедливости. Ее слова были сладки как мед, и сильны как огонь и покоряли сердца всех. Недаром названа она в Библии женой Лапидофа (что означает «факел»). Ибо тот огонь, который зажгла Девора, на самом деле никогда не угас в сердцах людей Израиля.
До того как стать вдохновителем и организатором сражения, она долгое время была единственной в библейской истории женщиной-судьей. Большинство судей действовали в границах территории одного-двух колен; войны, которые вели эти колена, были преимущественно оборонительными. Каждое колено заботилось лишь о безопасности своего удела. Девора была исключением: ее руководство распространялось практически на весь народ Израиля. Она пыталась сформировать широкий союз, имея в виду общенациональные цели.
Девора названа в тексте Священного Писания пророчицей. Она в полноте исполняет свое служение: предупреждает народ о несчастьях и провозглашает волю Божию, которую узнает различными способами; находится в неразрывной связи с Богом и с уверенностью может сказать, что должно произойти и обязательно произойдет. Это она призывает Варака, отправляет его сражаться и предсказывает ему победу.
Девора стала избавительницей народа от гнета хананеев. И хотя хананеи не были еще разгромлены окончательно, но с тех пор они перестали быть политической силой в этой части страны. Так Девора добилась устранения опасности, которая, хотя и не была нацелена непосредственно на ее колено, в будущем могла угрожать всему народу.
Девора – народная спасительница. История Израиля протекает по одному и тому же укоренившемуся «сценарию»: народ Израиля предает своего Бога, терпит несправедливость и притеснения в своей среде, в наказание подвергается нападению внешних врагов и, наконец, «вопиет» к Господу. После этого Господь сжаливается над ним и посылает спасителя, который может поднять и повести за собой народ.
Именно такими способностями и обладала Девора, являющая собой наиболее яркий женский образ в историческую эпоху Израиля: она вершила правосудие, прорицала и вела за собой народ. Она была «матерью в Израиле», и остается матерью для многих людей и до сего дня. Не удивительно, что ее имя часто упоминается во второй половине XX века в связи с растущим женским движением.
Память пророчицы Деворы совершается в неделю святых праотец и в неделю святых отец.
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Песнь, которую Девора воспела после победы Варака над Иавином»
(Суд. 5, 2–31)
Песнь победы может быть разделена на восемь частей: вступление восхваления (ст. 2–3), обращение к Богу (4–5), опустошение при угнетателях (6–8), мобилизация племен израилевых (9–18), битва при Киссоне (19–23), смерть Сисары (24–27), описание матери Сисары, ожидающей его возвращения (28-30), и эпилог (31). Именно из песни, а не из повествования 4-й главы Книги Судей мы узнаем о том, что принесло поражение Сисаре: внезапный водный поток, заполнивший Киссон и принесший гибель колесницам хананеев, внесший смятение в войско и сделавший его легкой добычей воинов Варака.
Израиль отмщен,
народ показал рвение;
прославьте Господа!
Слушайте, цари, внимайте, вельможи:
я Господу, я пою, бряцаю Господу, Богу Израилеву.
Когда выходил Ты, Господи, от Сеира,
когда шел с поля Едомского
тогда земля тряслась, и небо капало,
и облака проливали воду;
Горы таяли от лица Господа,
даже этот Синай от лица Господа,
Бога Израилева.
Во дни Самегара, сына Анафова,
во дни Иаили, были пусты дороги,
и ходившие прежде путями прямыми
ходили тогда окольными дорогами.
Не стало обитателей в селениях у Израиля,
не стало, доколе не восстала я, Девора,
доколе не восстала я, мать в Израиле.
Избрали новых богов, оттого война у ворот.
Виден ли был щит и копье у сорока тысяч Израиля?
Сердце мое к вам, начальники Израилевы,
к ревнителям в народе;
прославьте Господа!
Ездящие на ослицах белых,
сидящие на коврах и ходящие по дороге,
пойте песнь!
Среди голосов, собирающих стада при колодезях,
там да воспоют хвалу Господу,
хвалу вождям Израиля!
Тогда выступил ко вратам народ Господень.
Воспряни, воспряни, Девора, воспряни,
воспряни! воспой песнь!
Восстань, Варак! и веди пленников твоих,
сын Авиноаиов!
Тогда немногим из сильных подчинил Он народ
Господь подчинил мне храбрых.
От Ефрема пришли укоренившиеся в земле Амалика;
за тобою Вениамин, среди народа твоего;
от Махира шли начальники,
и от Завулона владеющие тростию писца.
И князья Иссахаровы с Деворою,
и Иссахар так же, как Варак,
бросился в долину пеший.
В племенах Рувимовых большое разногласие.
Что сидишь ты между овчарнями,
слушая блеяние стад?
В Племенах Рувимовых большое разногласие.
Галаад живет спокойно за Иорданом,
и Дану чего бояться с кораблями?
Асир сидит на берегу Моря,
и у пристаней своих живет спокойно.
Завулон – народ, обрекший душу свою на смерть,
и Неффалим – на высотах по́ля.
Пришли цари, сразились,
тогда сразились цари Ханаанские
в Фанаахе у вод Мегиддонских,
но не получили нимало серебра.
С неба сражались, звезды
с путей своих сражались с Сисарою.
Поток Киссон увлек их, поток Кедумии,
поток Киссон. Попирай, душа моя, силу!
Тогда ломались копыта конские от побега,
от побега сильных его.
Прокляните Мероз, говорит Ангел Господень,
прокляните, прокляните жителей его за то,
что не пришли на помощь Господу,
на помощь Господу с храбрыми.
Да будет благословенна между женами Иаиль,
жена Хевера Кенеянина,
между женами в шатрах да будет благословенна!
Воды просил он; молока подала она,
в чаше вельможеской принесла молока лучшего.
Левую руку свою протянула к колу,
а правую свою к молоту работников;
ударила Сисару, поразила голову его,
разбила и пронзила висок его.
К ногам ее склонился, пал и лежал,
к ногам ее склонился, пал;
где склонился, там и пал сраженный.
В окно выглядывает и вопит
мать Сисарина сквозь решетку:
что́ долго не идет конница его,
что́ медлят колеса колесниц его?
Умные из ее женщин отвечают ей,
и сама она отвечает на слова свои:
Верно, они нашли, делят добычу
по девице, по две девицы на каждого воина;
в добычу полученная разноцветная одежда Сисаре,
полученная в добычу разноцветная одежда,
вышитая с обеих сторон, снятая с плеч пленника.
Так да погибнут все враги Твои, Господи!
Любящие же Его да будут как солнце,
восходящее во всей силе своей! –
И покоилась земля сорок лет.
(Суд. 5, 2–31)
ИЛИ ТАК:
Израиль отмщен, народ показал рвение; прославьте Господа!
Слушайте, цари, внимайте, вельможи: я Господу, я пою, бряцаю Господу, Богу Израилеву.
Когда выходил Ты, Господи, от Сеира, когда шел с поля Едомского, тогда земля тряслась, и небо капало, и облака проливали воду;
Горы таяли от лица Господа, даже этот Синай от лица Господа. Бога Израилева.
Во дни Самегара, сына Анафова, во дни Иаили, были пусты дороги, и ходившие прежде путями прямыми ходили тогда окольными дорогами.
Не стало обитателей в селениях у Израиля, не стало, доколе не восстала я, Девора, доколе не восстала я, мать в Израиле.
Избрали новых богов, оттого война у ворот. Виден ли был щит и копье у сорока тысяч Израиля?
Сердце мое к вам, начальники Израилевы, к ревнителям в народе; прославьте Господа!
Ездящие на ослицах белых, сидящие на коврах и ходящие по дороге, пойте песнь!
Среди голосов, собирающих стада при колодезях, там да воспоют хвалу Господу, хвалу вождям Израиля! Тогда выступил ко вратам народ Господень.
Воспряни, воспряни, Девора, воспряни, воспряни! воспой песнь! Восстань, Варак! и веди пленников твоих, сын Авиноаиов!
Тогда немногим из сильных подчинил Он народ; Господь подчинил мне храбрых.
От Ефрема пришли укоренившиеся в земле Амалика; за тобою Вениамин, среди народа твоего; от Махира шли начальники, и от Завулона владеющие тростию писца.
И князья Иссахаровы с Деворою, и Иссахар так же, как Варак, бросился в долину пеший. В племенах Рувимовых большое разногласие.
Что сидишь ты между овчарнями, слушая блеяние стад? В Племенах Рувимовых большое разногласие.
Галаад живет спокойно за Иорданом, и Дану чего бояться с кораблями? Асир сидит на берегу Моря, и у пристаней своих живет спокойно.
Завулон – народ, обрекший душу свою на смерть, и Неффалим – на высотах по́ля.
Пришли цари, сразились, тогда сразились цари Ханаанские в Фанаахе у вод Мегиддонских, но не получили нимало серебра.
С неба сражались, звезды с путей своих сражались с Сисарою.
Поток Киссон увлек их, поток Кедумии, поток Киссон. Попирай, душа моя, силу!
Тогда ломались копыта конские от побега, от побега сильных его.
Прокляните Мероз, говорит Ангел Господень, прокляните, прокляните жителей его за то, что не пришли на помощь Господу, на помощь Господу с храбрыми.
Да будет благословенна между женами Иаиль, жена Хевера Кенеянина, между женами в шатрах да будет благословенна!
Воды просил он; молока подала она, в чаше вельможеской принесла молока лучшего.
Левую руку свою протянула к колу, а правую свою к молоту работников; ударила Сисару, поразила голову его, разбила и пронзила висок его.
К ногам ее склонился, пал и лежал, к ногам ее склонился, пал; где склонился, там и пал сраженный.
В окно выглядывает и вопит мать Сисарина сквозь решетку: что́ долго не идет конница его, что́ медлят колеса колесниц его?
Умные из ее женщин отвечают ей, и сама она отвечает на слова свои:
Верно, они нашли, делят добычу, по девице, по две девицы на каждого воина; в добычу полученная разноцветная одежда Сисаре, полученная в добычу разноцветная одежда, вышитая с обеих сторон, снятая с плеч пленника.
Так да погибнут все враги Твои, Господи! Любящие же Его да будут как солнце, восходящее во всей силе своей! – И покоилась земля сорок лет.
(Суд. 5, 2–31)
Глава 10
ИАИЛЬ
«ДА БУДЕТ БЛАГОСЛОВЕННА МЕЖДУ ЖЕНАМИ ИАИЛЬ»
(Суд. 5, 24)
Из победной песни Деворы:
«Да будет благословенна между женами Иаиль,
жена Хевера Кенеянина,
между женами в шатрах да будет благословенна!
Воды просил он; молока подала она,
в чаше вельможеской принесла молока лучшего.
Левую руку свою протянула к колу,
а правую свою к молоту работников;
ударила Сисару, поразила голову его,
разбила и пронзила висок его.
К ногам ее склонился, пал и лежал,
к ногам ее склонился, пал;
где склонился, там и пал сраженный…»
(Суд. 5, 24–27)
В предыдущей главе мы подробно изложили библейскую историю о победе войска израильтян над врагами и освобождении сраны от ига хананеев. Главной героиней и вдохновительницей этой победы стала Судья Израиля пророчица Девора. Но в этой истории есть еще один лик ветхозаветной праведницы – мужественной Иаили. Ей и посвящена новая глава, поскольку Иаиль также стала одной из живых ступеней восхождения святых и праведных жен Ветхого Завета*.
* В первоначальном варианте книги я не включил Иаиль в лествицу ветхозаветных праведниц. Мне показалось, что своим поступком Иаиль нарушила традиционный на Востоке древний закон гостеприимства и не может находиться в ряду святых жен. Но вот книга завершена, и в лествице восхождения оказались 32 имени. Но по духовному рассуждению их должно быть 33 – по числу лет земной жизни Христа. Тогда я решил завершить книгу общей главой с названием «Добродетельная жена» и таким образом восполнить число праведниц. Во время сбора материала для этой главы, открыв православный календарь на букву «И» увидел текст: «Святая Иаиль, поразившая Сисару. Память ее совершается в Неделю святых праотец». После этого стало абсолютно ясно, что Иаиль – и есть то самое недостающее имя. Заглянув в службу святых праотец, обнаружил и литургическое свидетельство почитания святой Иаили: «Крепостию Твоею древле силы сотвориша Дщери Господи, Анна, и Иудиф, и Девора, Олда, Иаиль же, Есфирь, Сарра, Мариам же Моисеева, Рахиль и Ревекка, и Руфь, велемудрыя» (Тропарь 9-й песни службы святых праотец).
Пророк Самуил вспоминал о Сисаре, как Божией каре за нечестие Израильтян при поставлении царем Саула: «Но они забыли Господа Бога своего, и Он предал их в руки Сисары, военачальника Асорского, и в руки Филистимлян и в руки царя Моавитского, [которые] воевали против них» (1 Цар. 12, 9). В Псалме 82-м Сисара вспоминается среди прочих врагов Израиля: «Сделай им то же (то есть врагам) что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона» (Пс. 82, 10).
В Библии нет ничего случайного. И недаром Сисара – первый военачальник, который означается по имени во время долгих войн Израильтян в эпоху Судей. А имя это переводится, как «порядок битвы, приготовленный к битве». Оно ясно указывает на то, к чему призывал Господь воинов Израиля во главе с Деворой и Вараком в решающей битве с хананеями. Еще одно значение имени Сисара – «ретивый» или «резвый» (סיסרא на иврите). Ретивый – значит усердный, быстрый, исполнительный, это слово чаще всего употребляется в отношении к коню, а колесницы, запряженные конями, были главной силой войска Сисары. Израильтяне смогли победить неизмеримо более сильного врага только благодаря помощи Божией. Об этом и возгласила в своей вдохновенной песне пророчица Девора, прославляя «Господа, Бога Израилева».
В своей победной песне Девора благодарила Господа и прославляла мужество Варака и всех израильских воинов, но самая высокая похвала досталась отважной Иаили. Библия не осуждает и не оправдывает поступок Иаили, но в песне Деворы она восхваляется как убийца Сисары. Поступок Иаили напоминает поступок Иудифи, которая отрубила голову Олоферну, пока тот спал. Смерть Сисары была предсказана пророчицей Деворой израильскому военачальнику Вараку: «Только не тебе уже будет слава на сем пути, в который ты идешь; но в руки женщины предаст Господь Сисару» (Суд. 4, 9). Не ведая того, Иаиль в точности исполнила пророчество Деворы.
Ее поведение не соответствует привычным представлениям о женской слабости. Она являет образ истинного мужества, которое более пристало мужской половине человечества. И Библия воспевает силу и бесстрашие Иаили, которая совершает воинский подвиг, поражая злейшего врага богоизбранного народа. Через нее совершается суд Божий, исполняется Божественное пророчество о смерти Сисары от «руки женщины».
Действия Иаили были вполне в духе ветхозаветного времени, когда воплотившийся Христос еще не принес на землю главный закон жизни во всем сотворенном мире – закон любви. Значение имени Иаили, означающее в переводе с древнееврейского «лань, серна» (самка оленя)*,– служит в Священном Писании образом существа любящего (Песн. 2, 9, 17; 8, 14), образом женской скромности (Песн. 2, 7; 3, 5), материнской привязанности (Ис. 14, 5). Все эти качества в полноте воплотит Пресвятая Дева, Матерь Господа.
* Большие, дышащие мягкостью, глаза серны особенно ценились на Востоке.
Иаиль – жена Хевера, имя которого означает (союз, общество) и это единство прообразует союз мужества с любовью, которые утвердила подвигом своей жизни святая ветхозаветная праведница Иаиль.
Добавьте комментарий