Книги Памятные даты

Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне

15 июля Святая Православная Церковь отмечает праздник Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.
В этот день предлагаем вниманию читателей сайта рассказ о хранящихся во Влахернском храме в Зугдиди (Грузия) величайших святынях Церкви Христовой – Ризе и части пояса Пресвятой Богородицы.

Этот рассказ представляет собой главу из книги
«МНЕ ИМЯ – МАРИНА».
СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА МАРИНА (МАРГАРИТА) АНТИОХИЙСКАЯ.
ИМЯ В ИСТОРИИ

***

Глава 7. Монастыри, храмы и святыни, связанные с именем святой великомученицы Марины (Маргариты)

ГРУЗИЯ

ЦЕРКОВЬ ВЛАХЕРНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ЗУГДИДИ

ЦЕРКОВЬ ВЛАХЕРНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ЗУГДИДИ. ГРУЗИЯ

Среди святынь церкви Влахернской иконы Божией Матери в Зугдиди хранится кисть святой великомученицы Марины. Для Второго Жребия Божией Матери – Иверии – святая Марина даровала кисть, в которой она держала молот, сокрушивший самого диавола. Это глубоко символично,– ведь молот имеет форму Т-образного креста, на котором был распят наш Господь и Спаситель мира. И не случайно Влахернский храм в Зугдиди стал хранителем величайших святынь Церкви Христовой, о которых мы сейчас вспомним. Это Риза и часть пояса Пресвятой Богородицы, часть губки, из которой испил уксуса Распятый Иисус Христос, мощи великих святых Православия.

ЦЕРКОВЬ ВЛАХЕРНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ЗУГДИДИ. ГРУЗИЯ

Расскажем теперь о храме, ставшем хранителем таких духовных сокровищ – Кафедральном соборе в честь Влахернской иконы Божией Матери в Зугдиди. Первый храм на этом месте был воздвигнут для Влахернской иконы Божией Матери, которая была принесена в Мегрелию* из Константинополя и представляла одну из главных сокровищ князей Дадиани. В 1805 году мегрельская княгиня Нино, дочь грузинского царя Георгия XII (вдова Григола Дадиани), после принятия российского подданства подарила икону и часть пояса Богоматери Императору Александру I, который богато украсил икону и пояс и вернул ее мегрельскому народу.

ЦЕРКОВЬ ВЛАХЕРНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ЗУГДИДИ. ГРУЗИЯ

После этого в 1825 году началась строительство нового храма, который должен был стать вместилищем прославленных святынь. Деньги на строительство выделил российский Император Александр I, а освятили храм в 1830 году.

* Мегрелы издавна живут в соседстве с грузинами и в настоящее время составляют с ними единую культурную и национальную общность, несмотря на языковые различия. В позднем Средневековье мегрелы пользовались относительной самостоятельностью и имели собственную династию владетельных князей (Дадиани). В 1803 г. владетель Мегрельского княжества вступил в российское подданство.

***

ВЛАХЕРНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Влахернская икона, в честь которой был воздвигнут храм в Зудиди, входит в число тех старинных икон, создание которых предание приписывает апостолу и евангелисту Луке. Икона изначально хранилась на родине апостола в Антиохии, а затем была перенесена в Иерусалим. Императрица Евдокия привезла ее в 439 году из Иерусалима в Константинополь вместе с другими христианскими святынями. Переданная в дар Пульхерии, сестре императора Феодосия II, икона была помещена в церкви Богородицы в Влахернах. От имени храма икона получила свое название. Икона стала главной его святыней.

В эпоху иконоборчества кто-то из почитателей иконы ночью перенес ее из Влахернского храма в обитель Пантократора (Вседержителя). Затеплив перед ней лампаду, он наглухо заложил ее в стене алтаря. Место, укрывшее святыню, тогда было известно немногим. В 787 году императрица Ирина созвала в Никее VII Вселенский Собор, провозгласивший анафему иконоборцам и восстановивший иконопочитание. Ересь иконоборчества рухнула окончательно, но святая икона была обретена не сразу.

ВЛАХЕРНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. XIII в. КИПР

Долго благочестивые император Константин VI (790–802) и его мать Ирина искали сокрытый в стене образ. Патриарх Тарасий призывал молиться настоятелей и затворников по всем монастырям, чтобы открыл Господь, «где сокровенна» икона Пречистой Богородицы. Наконец, одному затворнику в сонном видении было дано повеление искать ее в Пантократоре. По его указанию сокрытая икона была обретена: зажженная перед ней лампада чудесным образом продолжала гореть все эти годы. Икону торжественно вынесли оттуда и снова поставили во Влахернском храме. После захвата Константинополя крестоносцами икону снова укрывали в обители Пантократора. Икона вернулась в свой храм, когда была восстановлена Греческая империя. В нем она благоволила пробыть до царствования Иоанна Палеолога, и удалилась из него окончательно за семьдесят лет до взятия турками Константинополя.

Влахернская икона считалась покровительницей города Константинополя и византийских императоров. В 626 году во время осады города персами, аварами и славянами патриарх Сергий обошел с ней стены Константинополя и, по сообщению Пасхальной хроники, враги отступили, заявив, что видели на стене Богородицу. С этого момента возникла традиция ежегодно в Великий пост переносить эту икону из Влахерн в императорский дворец, где она находилась до понедельника Светлой седмицы. Икона была известна русским паломникам, о торжественных процессиях с ней пишет Стефан Новгородец, посетивший Константинополь в XIV веке.

***

Паломники из Росси, Украины, Беларуси постоянно совершают поездки в Грузию и непременно посещают Зугдиди, чтобы поклониться святыням Влахернского собора, но более всего вдохновляет их возможность поклониться Ризе Пресвятой Богородицы.

ХОБСКИЙ МОНАСТЫРЬ. УСПЕНСКИЙ ХРАМ. ГАЛЕРЕЯ (XIII–XIV вв.) ГРУЗИЯ

Как же попала эта святыня в Зугдиди? После разорения Константинополя Риза, хранившаяся до этого во Влахернском храме, неведомыми путями Божественного Промысла попала в Грузинскую Церковь. Согласно грузинской традиции Риза Пресвятой Богородицы была чудотворной и в течение многих столетий хранилась в Хобском монастыре*. После революции, в эпоху атеизма, о святыне вообще забыли, обнаружив ее едва ли не случайно в 1936 году. Тогда же ее перенесли из храма во дворец князей Дадиани в Зугдиди, ставший музеем, и заключили в одну из башен. В историческом музее Зугдиди хранятся и другие святыни, которые были изъяты из разных церквей и монастырей Мегрелии в 1923–1936 годы.
* Хобский Успенский монастырь находится в Хобском районе Мегрелии, в 27 километрах от Зугдиди. Все постройки в современном состоянии относятся к концу XIII–началу XIV века. В кризисные дни Византийской империи в Грузию была принесена Риза Богородицы, которую поместили в Хобском монастыре. Здесь же оказались мощи св. вмц. Марины, св. вмч. Георгия. В 1936 году все реликвии вывезли в Зугдиди и поместили в музей. Сейчас в монастыре нет древних святынь, но память о былом осталась, и на гербе местного муниципалитета изображена Риза Богоматери.

РИЗА БОГОМАТЕРИ В ДВОРЦ-МУЗЕЕ КНЯЗЕЙ ДАДИАНИ. ФОТО С ПРОЯВИВШИМСЯ ЛИКОМ ХРИСТА. ЗУГДИДИ. ГРУЗИЯ

В конце прошлого века Риза удивила всех еще одним чудом. Когда ее сняли на кинопленку, а затем просматривали запись на студии, вдруг заметили на полотне изображение Христа, абсолютно невидимое невооруженным глазом. Почти как на Туринской плащанице. Подлинность святыни была засвидетельствована греческими и грузинскими специалистами.

Сейчас Риза хранится в витрине музея, она сделана из материала, похожего на холст серо-белого цвета. Лишь один раз в году, 15 июля, в праздник положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, ее приносят в церковь. Этот день очень чтится в Зугдиди и окрестностях, и верующие люди со всей Грузии приезжают поклониться Святыне. Этот праздник называют здесь Влакерноба. Пречистая Риза выносится из Зугдидского музея в Кафедральный собор Влахернской иконы Божией Матери, расположенный тут же, на территории музея. После торжественной службы паломники могут приложиться к этой величайшей святыне христианского мира. Множество христиан из разных стран приезжают в Грузию поклониться Ризе Божией Матери, промыслом Божиим оказавшейся в Ее Иверском уделе.

РИЗА БОГОМАТЕРИ

РИЗА БОГОМАТЕРИ В МУЗЕЕ-ДВОРЦЕ КНЯЗЕЙ ДАДИАНИ В ЗУГДИДИ. ГРУЗИЯ

Во Влахернском храме Константинополя, освященном 2 июля 457 (474) года, была положена обретенная Риза Богоматери, принесенная из Палестины. Ризу Богоматери, называемую по-еврейски «мафора», что значит «головной покров» (по-гречески – мафорий). Покров этот опускался на плечи, поэтому впоследствии его стали называть «омофор» – «наплечник». Этот омофор Богородицы византийские императоры носили с собой в походах как священное знамя. Впоследствии вместе с Ризой Богородицы была положена во Влахернской церкви и часть пояса Ее. Это обстоятельство и запечатлено в православной иконографии праздника, объединяющей два события: положение Ризы и положение пояса Богоматери во Влахерне. Русский паломник Стефан Новгородец, посетивший Царьград около 1350 года, свидетельствует: «вдохом во Влахерну, идеже лежит Риза в алтаре на престоле в ковчеге запечатана».

ВЛАХЕРНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. XV в. (НА ОСНОВЕ XIII в.) КОНСТАНТИНОПОЛЬ

В VI веке Историк Никифор Каллист писал: «Риза Богоматери сохранялась в этом храме (Влахернском) и доселе сохраняется, как защита для города, подавая различные исцеления, и чудесами своими, побеждая естество и время». Не раз при нашествии врагов спасала Матерь Божия город, которому даровала Свою Ризу. Так было при осаде Константинополя аварами в 626 году, персами в 677 году, арабами в 717 году. Но наиболее важным для русских людей являются события 860 года, когда Русь впервые заявила всему миру о себе.

18 июня 860 года русский флот князя Аскольда в составе более 200 судов, опустошив берега Черноморья и Босфора, вошел в бухту Золотой Рог и угрожал Константинополю. В виду города плыли русские корабли, высадившиеся воины «проходили пред градом, простирая свои мечи». Войск для защиты столицы практически не было, ибо в это время император начал поход на арабов. В связи с осадой русских император Михаил III (842–867) возвратился в столицу и, как гласят византийские хроники, всю ночь молился, простершись ниц на каменных плитах Влахернской церкви.

ВЛАХЕРНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ИЗ СЕЛА ВЛАХЕРНСКОГО (ГТГ)

Патриарх Фотий обратился к жителям Константинополя с проповедью, призывая слезами покаяния омыть грехи и в усердной молитве прибегнуть к заступничеству Пресвятой Богородицы. Опасность возрастала с каждым часом. «Город едва не был поднят на копье»,– говорит в другой своей проповеди Патриарх Фотий. В этих условиях было принято решение спасать церковные святыни, и прежде всего – святую Ризу Богородицы, которая хранилась во Влахернском храме, недалеко от берега залива.

После всенародного молебна Ризу Богоматери с крестным ходом обнесли вокруг городских стен и опустили край ее в воды Босфора, после чего перенесли в храм Святой Софии. В это время началась буря, которая разметала флот Аскольда, усмирила русских воинов и сделала их князя более сговорчивым. Византийский историк XI века Кедрен писал, что тогда «испытали руссы [варяжские дружины] Божию власть и отступили». Аскольд заключил почетный мир и 25 июня снял осаду Константинополя. 2 июля чудотворную Ризу Богоматери торжественно возвратили во Влахернскую церковь. В воспоминание этих событий Патриархом Фотием было установлено ежегодное празднование Положения Ризы Богоматери.

ПОСЕЛЕНИЕ АСКОЛЬДА И ДИРА В КИЕВЕ. МИНИАТЮРА

Вскоре, в октябре-ноябре 860 года, русское посольство прибыло в Константинополь для заключения договора «любви и мира». По мирному договору Византия начала выплату русским ежегодной дани, русским было разрешено вступать в византийскую армию, вести торговлю в империи (прежде всего, в Константинополе), посылать дипломатические миссии. Но самым важным событием стал пункт договора о Крещении Руси.

Византийские хронист свидетельствует, что «посольство их (русских) прибыло в Царьград с просьбой сделать их участниками в святом крещении, что и было исполнено». О событиях 860 года повествуют не только греческие, но и русские летописные источники. Преподобный Нестор Летописец подчеркивает, что после русского похода на Царьград отчизна наша «начала прозываться Русская земля». Русские летописцы прекрасно понимали, что это было эпохальным для Руси событием, ибо это свидетельство на протяжении веков переходит из одной летописи в другую.

ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕСТНОЙ РИЗЫ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ. ИКОНА. РУСЬ

Во исполнение договора император и патриарх направили на Русь святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Незадолго перед этим святые братья изобрели славянскую азбуку и перевели на славянский язык Евангелие. Зиму 860–861 года братья провели в Корсуни, где святой Кирилл выучил русский язык. Весной 861 года они были у князя Аскольда, в Киеве. В конце 861 года святые Кирилл и Мефодий возвратились в Константинополь и привезли с coбой послание князя Аскольда, в котором он благодарил императора за то, что тот прислал «такого мужа, который показал словом и примером, что христианская вера – святая. Убедившись, что это – истинная вера, повелели мы креститься по своей воле в надежде и нам достигнуть святости. Мы же все – друзья твоему царству и готовы на службу твою, когда потребуешь».

Аскольд принял святое Крещение с именем Николай, крестились и многие дружинники князя. Так из столицы Православия – Константинополя трудами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия на Русь пришли славянская письменность и славянское богослужение. Патриарх Фотий учредил на Руси митрополию и назначил первым митрополитом Киевским Михаила, ставшего и первым святителем Русской Православной Церкви. В послании 867 года патриарх Фотий писал: «не только болгары, но и русские, грубые, нечестивые, крестились, приняли обряды с любовью и тщанием». Таким образом, день празднования Положения Ризы Богоматери во Влахернской церкви является днем основания Русской Православной митрополии и днем рождения Русской Православной Церкви. Поэтому в 1862 году на могиле князя Аскольда в Киеве была отслужена торжественная панихида в связи с 1000-летием со дня крещения первого русского князя.

ПОХОД КНЯЗЯ ОЛЕГА НА ЦАРЬГРАД. МИНИАТЮРА. ИЗ ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

Аскольд построил первую на Руси церковь в честь святого пророка Илии и пытался утвердить в стране христианство. Однако сделать этого в то время не удалось. Первый князь-христианин был убит князем-язычником – «вещим Олегом». Святая Ольга воздвигла над могилой Аскольда Никольский храм. Впоследствии в Киеве был установлен крестный ход от Аскольдовой могилы в церковь Ризоположения в память об описанных событиях.

В 907 году «вещий Олег», как и его предшественник Аскодьд, подошел с войском к стенам Константинополя и снова подтвердил военную мощь родившегося молодого государства, прибив свой щит «на вратах Царьграда». Этот щит имеет очень важную символику: на нем изображен всадник на коне, как и на будущем гербе Московского государства – святой великомученик Георгий Победоносец на коне.

ПОЛОЖЕНИЕ ПОЯСА БОГОРОДИЦЫ. ИКОНА

Замечателен возврат и утверждение праздника Положения Ризы Богоматери на Русь. Празднование этого дня известно на Руси со времени святого благоверного князя Андрея Боголюбского, который воздвиг во Владимире на Золотых Вратах храм в честь Ризоположения, то есть в одно время с установлением празднования дня Покрова Богородицы.

Святая Риза Божией Матери, сохранившая когда-то столицу Византии от русских язычников, впоследствии спасала от врагов и российскую столицу – Москву. В конце XIV века часть Ризы Богоматери была перенесена на Русь святым Дионисием, архиепископом Суздальским († 1385; память 26 июня), после чего в Русской Церкви стали праздновать день Положения Ризы Богоматери во Влахерне.

РИЗА БОГОМАТЕРИ В МУЗЕЕ-ДВОРЦЕ КНЯЗЕЙ ДАДИАНИ В ЗУГДИДИ. ГРУЗИЯ

Летом 1451 года под стены Москвы подступили войска татарского царевича Мазовши. Столица готовилась к защите, день и ночь в храмах шла непрестанная служба. Святитель Московский Иона, как некогда святой Патриарх Фотий, призвал народ к покаянию и молитве. В ночь на 2 июля, как сообщают летописи, в татарском стане началось великое смятение; враги бросили награбленное добро и поспешно отступили, будто гонимые ужасом. Когда-то сами враги, устрашенные и вразумленные чудом от святой Ризы Богоматери, русские люди стали почитателями Пресвятой Богородицы и Она удостоила первопрестольную Москву частью Своей святой Ризы и явила Свой Покров и заступление от нашествия вражеского в день празднования Положения Ее святой Ризы во Влахерне.

В память избавления Москвы от татарского нашествия святитель Иона воздвиг в том же1451 году в Кремле церковь Ризоположения, ставшей домовой церковью митрополитов Московских. Этот храм и по сей день украшает Москву.

ПОКРОВ БОГОРОДИЦЫ

ДРЕВНЯЯ ВЛАХЕРНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

В середине Х века миру было явлено знамение, связанное с Влехернским храмом и упоминаемой нами святыней. В то время Византия вела войну с сарацинами. Силы врага были неизмеримо большими и столица – святой град Константинополь – оказалась перед угрозой разорения и даже уничтожения. Тогда люди собрались в храмах и в ночной молитве просили о заступничестве Царицы Небесной и защите града от нашествия иноплеменных. Во всех храмах Константинополя совершалось всенощное бдение. В то время оно начиналась вечером, а кончалась утром, так что, когда священник возглашал: «Слава Тебе, показавшему нам свет» – наступал рассвет.

Собрался народ и во Влахернской церкви, где хранилась Риза Богородицы и часть Ее пояса. За этим ночным богослужением присутствовал блаженный Андрей и ученик его Епифаний. И вот в четвертом часу ночи у блаженного Андрея открылись духовные очи, и он узрел дивное видение: он увидел, как от западных врат к алтарю идет Сама Пресвятая Богородица, на главе был сияющий мафорий, Ее сопровождали святой Иоанн Предтеча и святой апостол Иоанн Богослов. В это время блаженный Андрей обратился к Епифанию: «Видишь ли ты Владычицу?». Тот ответил: «Вижу, отче, и ужасаюсь».

ПОКРОВ БОГОРОДИЦЫ. ФРЕСКА ФЕРАПОНТОВА МОНАСТЫРЯ. ХУД. ДИОНИСИЙ. 1502 г.

Матерь Божия подошла к алтарю, остановилась у Царских врат, опустилась на колени и долго молилась за христиан. Затем, подойдя к престолу, снова опустилась на колени и молилась. По окончании молитвы Она вышла из алтаря, сняла со Своей головы мафорий и простерла его над молящимися людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Матерь Божия просила Сына Своего: «Приими всякаго человека, молящагося Тебе и призывающаго имя Мое на помощь, да не отыдет от лика Моего тощ и неисцелен!»

Святые Андрей и Епифаний «долгое время смотрели на распростертое над миром покрывало и на блиставшую подобно молнии славу Господню. Доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало, по отшествии же Ее сделалось и оно невидимым». Видели все это только святые Андрей и Епифаний, но весь народ сердцем чувствовал присутствие Царицы Небесной. Весть об этом видении быстро распространилась по городу, воодушевила народ и войско, и Константинополь вскоре был освобожден от осады.

Святой Андрей, удостоившийся этого видения, был славянин, в молодые годы попавший в плен и проданный в рабство местному жителю Феогносту.

ХРАМ ПОКРОВА БОГОМАТЕРИ НА НЕРЛИ

В честь этого события и было установлено празднество Покрову Богородицы и потому Святая Церковь воспевает в этот день: «Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых за ны невидимо молится Богу: ангелы со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога».

До XII века праздник Покрова Богородицы был местным праздником Влахернской церкви, была написана икона в честь этого события, однако ни Греческая, ни Римская церковь не знали этого праздника. Впервые общецерковное празднование дня Покрова Богородицы было установлено на Руси. В Прологе XII века записано: «Се убо, егда в мыслех помышлях, кяко стршное и милосердное видение и паче надеяние и заступление нелегко, бысть без празднества… восхотех, да не без праздника остается Святый Покров Tвой, Преблагая!» В праздничном песнопении Покрову Богородицы Русская Церковь обращается к Пречистой: «За ны грешныя молися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя».

ХРАМ ПОКРОВА БОГОМАТЕРИ НА НЕРЛИ

В XII веке появились на Руси храмы в честь Покрова Богородицы, в том числе один из самых прекрасных на Руси – храм Покрова на Нерли. И впоследствии очень часто посвящали русские люди новые храмы празднику Покрова, ибо всегда чувствовали особый покров и заступничество Царицы Небесной над народом и землей нашей. Да и знаменитый храм Василия Блаженного на Красной площади – тоже Покровский.

Праздник Покрова Богородицы был установлен на Руси в середине XII века при святом благоверном князе Андрее Боголюбском, тогда же была создана служба празднику. Установлением этого празднования была утверждена вера всего русского народа в то, что Сама Божия Матерь приняла Русь Святую под Свой Покров.

Покров Богородицы стал одним из любимейших русских церковных праздников. Русские люди особенно любят Богородичные праздники. Какой-то свет озаряет в эти дни души людей и благодать изливается в сердца тех, кто молится Божией Матери. Вот почему православные христиане имеют в домах своих иконы Божией Матери и много раз в течение дня повторяют молитвы к Ней, стараются особо отмечать дни, связанные с памятью Пречистой.

ПРАЗДНИК ПОКРОВА БОГОРОДИЦЫ В ГРЕЦИИ. 2012 г.

Удивительно, но долгое время в Греческой церкви праздник Покрова Пресвятой Богородицы не отмечался. Явное заступничество Пресвятой Богородицы помогло народу Греции освободиться от фашистских завоевателей в ходе Второй Мировой войны. В октябре 1944 года после трех с половиной лет немецкой оккупации, Афины были освобождены от немецко-фашистских захватчиков в день празднования Покрова Богоматери. После этого Священный Синод Элладской Православной Церкви установил празднование дня Покрова Пресвятой Богородицы 28 октября. По благословению Архиепископа Эллады и Священного Синода была составлена новая Служба Покрову Богородицы по случаю освобождения Греции от оккупационных войск в минувшую войну. День празднования приурочен к государственной дате – 28 октября. Служба составлена келлиотом Герасимом на Святой Горе. Константинопольский Патриархат также последовал этой календарной перемене в греческих епархиях и в диаспоре, и ныне это празднование широко распространилось в грекоязычном Православном мире.

Тропарь праздника Покрова Божией Матери
в Элладской Церкви, глас 1-й:

Покро́ва Твое́го, Де́во, воспева́ем благода́ти, его́же , я́ко светоно́сный о́блак, простира́еши па́че ра́зума и покрыва́еши лю́ди Твоя́ у́мно от вся́каго вра́жия наве́та. Тебе́ бо Покро́в, и Предста́тельницу, и Помо́щницу стяжа́хом, вопию́ще Ти: сла́ва вели́чию Твоему́, Чи́стая, сла́ва Боже́ственному Покро́ву Твоему́, слава Твоему́ о нас промышле́нию, Пренепоро́чная.

ПОЯС БОГОМАТЕРИ

СОВРЕМЕННАЯ ВЛАХЕРНСКАЯ ЦЕРКОВЬ НА МЕСТЕ ДРЕВНЕЙ

Следует сказать и о судьбе пояса Богоматери. Многие года пояс Богородицы передавался верующими друг другу и в царствование императора Аркадия (395–408)) был перенесен в Константинополь.
После падения Константинополя известно о нескольких местах нахождения частей этой реликвии, прославившихся множеством чудес:
– монастырь Ватопед (Афон) – дар сербского князя Лазаря, считается частью пояса, которую византийские императоры брали с собой в военные походы и которую отбили у византийцев болгары;
– монастырь Троодитисса (Кипр);
– Влахернская церковь в Зугдиди (Грузия) – часть, привезенная племянницей императора Романа III, ставшей женой грузинского царя Баграта IV.
Праздник Положения Пояса Пресвятой Богородицы совершается 31 августа (13 сентября по новому стилю), в последний день церковного года. Тем самым, церковный год начинается с Рождества Пресвятой Богородицы (8/21 сентября), спустя неделю после церковного новолетия, и заканчивается Успением Пресвятой Богородицы и связанным с ним праздником Положения Ее честного Пояса. Об этом говорится и в тропаре праздника Положения Пояса: «Богородице Приснодево, человеков Покрове, Ризу и Пояс пречистаго Твоего телесе, державное граду Твоему обложение даровала еси, безсеменным Рождеством Твоим, нетленна пребывающи: о Тебе бо и естество обновляется, и время. Темже молим Тя, мир граду Твоему даровати, и душам нашим велию милость».

Александр Трофимов

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

17 АВГУСТА — СЕМИ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ
СЕМЬ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ. ИКОНА. РОССИЯ. XVIIIв.
СЕМЬ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

17 АВГУСТА — ПАМЯТЬ СВЯТОЙ МУЧЕНИЦЫ ИИ
fialka1
ФИАЛКА. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

В здоровом теле здоровый дух,
На самом деле – одно из двух.
(Гринберг)

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

14 АВГУСТА – ПРОИСХОЖДЕНИЕ (ИЗНЕСЕНИЕ) ЧЕСТНЫХ ДРЕВ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ – ПРАЗДНЕСТВО ВСЕМИЛОСТИВОМУ СПАСУ И ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ
tutaev03
ПРЕЧИСТОМУ ТВОЕМУ ОБРАЗУ ПОКЛОНЯЕМСЯ, БЛАГИЙ…ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

14 АВГУСТА – ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ МАККАВЕЕВ, МАТЕРИ ИХ МУЧЕНИЦЫ СОЛОМОНИИ И УЧИТЕЛЯ ИХ МУЧЕНИКА ЕЛЕАЗАРА
 СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ МАККАВЕИ. ГРЕЧЕСКАЯ ИКОНА
СОЛОМОНИЯ, МАТЬ МАККАВЕЕВ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

10 АВГУСТА — ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ СМОЛЕНСКАЯ ОДИГИТРИЯ
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ОДИГИТРИЯ. ВИЗАНТИЯ. XIV в.
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ СМОЛЕНСКАЯ ОДИГИТРИЯ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

9 АВГУСТА — ВЕЛИКОМУЧЕНИКА И ЦЕЛИТЕЛЯ ПАНТЕЛЕИМОНА
СВ. ВМЧ. ПАНТЕЛЕИМОН. ИКОНА. XIII в. СИНАЙ
ЖИТИЕ И СТРАДАНИЯ СВЯТОГО СЛАВНОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ПАНТЕЛЕИМОНА

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

7 АВГУСТА 1921 Г. – ДЕНЬ КОНЧИНЫ АЛЕКСАНДРА БЛОКА
blok
А Смоленская нынче именинница,
Синий ладан над травою стелется.
И струится пенье панихидное,
Не печальное нынче, а светлое.
И приводят румяные вдовушки
На кладбище мальчиков и девочек
Поглядеть на могилы отцовские,
А кладбище – роща соловьиная,
От сиянья солнечного замерло.
Принесли мы Смоленской заступнице,
Принесли Пресвятой Богородице
На руках во гробе серебряном
Наше солнце, в муке погасшее, –
Александра, лебедя чистого.
1921 г.
Анна Ахматова

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

6 АВГУСТА — МЧЧ. БЛГВВ. КНЯЗЕЙ БОРИСА И ГЛЕБА, ВО СВ. КРЕЩЕНИИ РОМАНА И ДАВИДА
 СВВ. БОРИС И ГЛЕБ. ИКОНА. XIV в. МОСКВА
К ТЫСЯЧЕЛЕТИЮ ПАМЯТИ СВЯТЫХ КНЯЗЕЙ-СТРАСТОТЕРПЦЕВ БОРИСА И ГЛЕБА. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

13 ИЮНЯ - ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК