«Будет в последния дни явлена гора Господня и дом Божий на верси гор, и возвысится превыше холмов; и приидут к ней вси языцы. И пойдут языцы мнози и рекут: приидите и взыдем на гору Господню, и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь Свой и пойдем по нему» (Ис. 2, 2).
Гора Афон, Гора Святая
Не знаю я твоих красот,
И твоего земного рая,
И под тобой шумящих вод…
Эти стихи, ставшие одним из любимых духовных песнопений православных людей в России, вспоминает, наверное, каждый паломник, прибывающий на Святую Гору. Афон действительно прекрасен, с первых шагов кажется, что ты вступил на землю райского сада. Многие из паломников от древности и до наших дней поднимались на вершину Афона, но этот подъем всегда воспринимался скорее восхождением к духовной, чем к земной вершине. «Никто не приходит на Святую Гору без воли на то Господа и Его Пречистой Матери», – сказал афонский старец.
Участвуя в евангельском благовестии, Пресвятая Богородица попросила даровать Ей в удел Афон и услышала глас Сына Своего: «Пусть это место станет Твоим Уделом и садом и раем, а еще и спасительной пристанью для тех, кто желает спастись». Сама же Божия Матерь сказала: «Сие место будет Мне от Сына и Бога Моего. Да пребудет же благодать Божия на месте сем и на живущих здесь с верою и исполняющих заповеди Сына Моего и Бога. Всё нужное для земной жизни будут иметь они, и не оскудеет к ним милость Сына Моего и Бога до скончания века. Сему месту Я буду Заступница и Ходатаица о нем Богу».
Афон собрал все виды христианского подвижничества: постничество, затвор, молитвенное делание. Сюда, под покров Пресвятой Девы собирались иноки из многих стран Востока и Запада, которые назвали Святую Гору «садом Панагии (т. е. Всесвятой)». Афон – это граница земли и неба. Как писал свт. Григорий Палама, «находясь на границе мира и премирных, Афон представляет собой источник добродетелей». Это – благословенный Сад Божией Матери, символ духовного единства всего православного мира. Здесь подвизались православные монахи разных национальностей: греки, русские, сербы, болгары, грузины, румыны, основавшие свои обители.
На Афоне установились три образа иноческого жития: Первое: большие монастыри, где введен общежительный устав. Второе: скитское житие, где братий немного. Они живут группами по 5-6 иногда и более – но это уже переходная стадия к большим монастырям. Обитателей небольших уединенных скитов называют келиотами. Скит и келия (по афонским понятиям) – это небольшой уединенный монастырь, управляемый старцем. Третье: уединенное, отшельническое житие – иноки живут в пещерах, отдельных помещениях, как их называют на Афоне – «каливах» (что означает в переводе «шатер» или «хижина»).
Это единственное на земле место – страна монахов, которая на внешний взгляд выпадает из общего хода развития мировой цивилизации. Здесь время как будто остановилось, уступая место вечности. Вся жизнь на Афоне подчинена иным законам: бдение, покаяние, молитва, служение Богу – ныне очень немногими исполняемые в миру.
Когда побываешь здесь, поражаешься контрасту бытия Афона в сравнении с тем миром, в котором живем мы. Снова и снова притягивает к себе Афон как духовный магнит, тех, кто прикоснулся к этому дивному острову благодати. Само существование Афона – явное свидетельство любви Божией к людям и Его всемогущества. Только силой благодати Господа можно объяснить то, что Святая Гора сохранила почти неизменной свои духовные традиции, быт, ритм жизни – в течении почти полуторатысячелетия. Господь по молитвам Божией Матери даровал людям эту святыню, которая не подчиняется напору темных сил.
***
Величие Афона – в его смирении и не случайно патриархи жили здесь и молились как простые монахи. Здесь отсутствует и малое желание произвести впечатление. Поэтому афонские иноки больше молчат и молятся. Святая Гора – это особый мир, где вот уже полторы тысячи лет обитают те, кто отказался от удовольствий мира, избрав тесный путь монашеской жизни. Богу было угодно создать на земле образ Эдема, где люди могли бы жить как земные ангелы, как предтечи того бытия, в котором «ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают как Ангелы Божии на небесах» (Мф. 20, 30). Отсюда запрет женской половине человечества на посещение Святой Горы. Это первое и главное преимущество Афонских монастырей перед другими монашескими обителями.
Здесь собираются мужи – небесные человеки и земные ангелы, чтобы славословить Бога и жить преподобно, т.е. в высшей степени уподоблялось Христу. Главный духовный плод делания святогорцев – это святость, которая является даром Духа Святаго. Свят на Афоне не тот, кто высок по моральным принципам, подвигам, чистоте жизни, или даже молитвы, но тот, кто является носителем Духа Святаго. В достижении святости и заключено оправдание монашеской жизни. Здесь в духовном подвиге, в ночных бдениях и молитвах обрели жизнь вечную и вошли в Торжествующую Церковь десятки тысяч преподобных отцов. И среди этого множества святых немало и наших соотечественников. Весь XIX век на Афоне прошел под знаком России: русские иноки составляли большинство ее насельников и явили высочайшие примеры подвижничества. Все сословия Российской империи направляли на Святую Гору лучших своих сынов.
***
Афон и сегодня имеет исключительное значение в духовной жизни Православия, ибо это единственное место на земле, где древнее монашеское делание Востока во всем его многообразии являет собой живой организм. Писания великих аскетов и мистиков Православия и до сего дня остаются для иноков насущным духовным хлебом. Это и одно из немногих мест на земле, где Византийское богослужение совершается в течении всего церковного года во всей его красоте и блеске.
Монахи – это прежде всего делатели молитвы. Здесь, на Афоне ни на мгновение не прекращается противодействие духу мира сего, здесь по благодати Божией иноки противостоят диаволу и разрушают его планы прежде всего своей непрестанной молитвой. Они мешают диаволу и его слугам, которые люто ненавидят святогорцев и вообще всех монахов. Оттого одно из главных дел духов злобы – помешать каждому, кто имеет стремление к монашеству, к непрестанной молитве. Афонские старцы говорят, что мир сегодня гибнет и страждет не потому, что нет тех, кто интересовался бы его нуждами, но потому, что нет истинных молитвенников.
Святогорцы живут для нас и являют собой свет и надежду в настоящей и будущей жизни. Днем и ночью преклоняют они колена за себя и за тех, кто остался в миру. Поэтому так много значит Афон для Церкви Божией, и для всех людей, не только православных, но и для каждого человека живущего среди страстей мира.
И до наших дней Афон остается быть может остается единственной на земле территорией неподвластной пока князю мира сего – не в том смысле, что его козни не действуют здесь, а тем, что иноки-святогорцы достойно противостоят диаволу и его слугам. Своей не престающейся ни на миг молитвой святогорцы разрушают планы диавола и являются одной из тех сил на земле, которая удерживает мир от духовной гибели.
Предание святых отцов Православия свидетельствует, что наш мир существует до тех пор, пока его освящают молитвы святогорцев и пока Вратарница Афона, Иверская икона Божией Матери находится на месте, установленном Самой Пресвятой Владычицей в Ее первом земном Жребии. Поэтому все связанное с Афоном имеет принципиальное значение для всех православных людей, где бы они ни жили. Нас, верных чад Русской Православной Церкви, особенно волнует судьба Свято-Пантелеимонова монастыря и русского монашества на Афоне. В докладе, посвященном тысячелетию Святой Горы (в 1962 году), архиепископ Аверкий (Таушев) сказал: «Такое столь печальное современное состояние нашей многовековой святыни не может не вызывать у нас чувства самой глубокой скорби и естественного желания что-то предпринять, чем можно было бы помочь нашим вымирающим обителям на Святой Горе. Но оно говорит нам и еще о чем-то – весьма знаменательном и судьбоносном. Ведь Святой Афон, как мы говорили об этом в самом начале, есть «земной жребий Божией Матери», о котором Она Сама благоизволила изречь, что он будет существовать «до скончания века». Следовательно, если Святому Афону придет конец, то это – явный признак, что наступает кончина века.
Единственное средство отсрочить эту явно приближающуюся кончину века сего это – оказать какую-то существенную поддержку нашим монастырям на Афоне, дабы они не вымерли окончательно, но могли бы и далее, с Божией помощью, и под Покровом Царицы Небесной, продолжать свое существование, неся свое высокое служение всему христианскому миру».
Вздохнем и помолимся за святогорцев, помянем их в своих молитвах, а иноки Святой Горы не останутся неблагодарными. Они каждый день и каждую ночь напролет молятся за нас, за всех людей, за весь мир. И в трудные минуты жизни, когда мы особенно нуждаемся в помощи, святогорцы вознесут к небу свои святые молитвы, приняв нашу беду, как свою, ибо тот, кто навсегда остался здесь, не видит иной цели в жизни, как помощь другим в спасении души и приобщении к жизни вечной.
Говоря о Святой Горе, один из вдохновенных её описателей призывает рассказывать «не о реликвиях прошлого, не о золотых сосудах, не о художественных рукописях, но о благодатной молитве, силой которой создано все…». (Архимандрит Херувим. Из Удела Божией Матери. Киев. 1998. С. 151.) Об одном из таких молитвенников за мир из Свято-Пантелеимонова монастыря мы попытаемся поведать читателям в следующей статье. Эта статья является свидетельством того, что Русский Афон не только выжил, несмотря на тягчайшие испытания минувшего столетия, но и способен давать миру истинных подвижников.
Для паломника из России восхождение на Афон начинается в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. На корабле «Аксион эстин» (т. е «Достойно есть» – первые слова знаменитой молитвы Богоматери и наименование одной из самых известных в православном мире чудотворных икон с Афона) он добирается до пристани скита Святой Анны, откуда начинается подъем. На отметке 1500 метров находится «Панагия», последнее убежище для паломников перед вершиной Афона. «Панагия» – это небольшая каменная церковь, посвященная Богоматери. Афонское предание гласит, что сооружена она в память странствования по Афону Божией Матери, Которая поднялась на гору до этого места. На самой вершине горы стояла статуя Аполлона слетевшая вниз и утонувшая в море при появлении здесь Пресвятой Богородицы. Панагия состоит из трех частей. Первая – это небольшая церковь во имя Богоматери. В ней есть свечи, масло для лампад, спички. Затем – притвор, где находятся камин и колодец: вода в него попадает по желобу, стекая во время дождя. Другой воды здесь нет. И, наконец, просторное помещение для отдыха и ночлега.
Дальнейший подъем идет по безжизненным скалам, но зато именно здесь особенно часто встречается красивый и благоуханный цветок, который издревле называют «неувядаемым цветком Богоматери». На вершине стоит металлический крест. Отсюда
весь полуостров виден как на ладони: вдали цепочка монастырей, вот и наш Свято-Пантелеимонов узнается, а далее белеют скиты, келии и каливы. Мы находимся на высоте 2033 метра – высшей точке Афона. Рядом, на крошечной площадке – построенная в прошлом веке церковь Преображения Господня. Одна из боковых стен ее примыкает к скале. Вокруг красота и величие Творения Божия. Именно здесь, на вершине Афона, преподобный Максим Кавсокаливит обрел непрестанную Иисусову молитву. Сама Божия Матерь явилась ему и сказала: «Поднимись, Максиме, на вершину Афона, чтобы получить дар умной молитвы…».
Каждый год в праздник Преображения Господня святогорские монахи поднимаются на вершину Афона, чтобы отслужить там Божественную литургию. Согласно афонскому преданию в этом храме будет совершена последняя на земле Божественная литургия перед концом земной истории, после чего придут «новое небо и новая земля».(Откр. 21, 1).
Добавьте комментарий