Памятные даты

ТРОИЦКИЙ СИНТЕЗ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

ПРП. СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ. ИКОНА. РОСТОВСКИЙ МУЗЕЙ
ПРП. СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ. ИКОНА. РОСТОВСКИЙ МУЗЕЙ

Эта статья, посвященная прп. Сергию Радонежскому, была написана в 1980 году к 600-летию со дня Куликовской битвы. Но в то время опубликовать было невозможно. Сегодня весь православный мир празднует 700-летие со дня рождения святого, поэтому предлагаю читателям этот текст, написанный с любовью к Ангелу-хранителю земли Русской.

В XVIII веке Россия распахнула свои двери для всего, что было создано Западной цивилизацией, и из сочетания древнерусских традиций и западных влияний возникла изумительная по глубине и красоте культура XIX века. Красота и завершенность русской культуры XIX в. явилась на твердом основании. Во все времена в русской культуре была особая тяга к синтезу, желание вобрать в себя лучшее из других культур. Основание было положено в Киеве, где был заложен фундамент Русского государства и русской культуры. Участие Божией Матери в этих событиях и вообще в Домостроительстве России подтверждается столь многочисленными свидетельствами, что вряд ли стоит вспоминать о них. Благодаря Ее участию, особым заботам и явилась в мире красота Святой Руси. Как говорили старцы, во времена начала Киева и после Крещения Руси Киев охраняла Архангельская стража.

Затем прп. Сергий в своем великом Троицком синтезе воздвиг здание русской государственности и культуры Древней Руси. Об этом синтезе и будет идти речь. Тогда и явилась миру истинно Святая Русь тогда поднялись стены дома, в котором мы живем и доныне.

И наконец, XIX век – завершение русской культуры – всего лучшего, что было создано веками в России. После XV века и эпохи прп. Сергия на Руси шел неуклонный спад духовности и истинного внутреннего делания. И именно в XIX веке произошло новое восстановление внутреннего делания в России – тогда явились в России прп. Серафим Саровский и Оптина пустынь с ее старцами. В другом направлении – русская культура сделала попытку начать всемирное единение человечества через художественную культуру. Оба эти направления нашли средоточие в двух именах, двух избранниках Божиих в земле России – это прп. Серафим Саровский и великий русский поэт А. С. Пушкин. Оба они дали великие образцы всего высочайшего достигнутого человечеством за всю его историю, каждый в своей области.

Прп. Серафим трудился в ограде Церкви, а Пушкин – вне видимой ограды. Но дело они делали общее. И очень важно понять, что нет «мирской» и «церковной» культуры, что они связаны неразрывно, ибо мир сотворен Богом материальным и потому постижение красоты мира духовного, внутреннего мира человека и постижение внешней красоты мира – творения Божия – есть общее дело. В разное время истории человечества, в разных странах определенные сферы человеческого творчества становятся более важными и необходимыми для духовного делания. У некоторых людей неприятие так называемого «светского» искусства приводит к абсурду: получается, что икона преп. Серафима – это искусство, а прижизненный замечательный портрет преп. Серафима – не искусство.

Сколько истинно глубокого и духовного заключено в лучших стихах Пушкина и созвездия его современников, в живописи, архитектуре – во всей дворянской культуре XIX века. К сожалению, часто встречается непонимание глубины и духовности внешне «нецерковной» культуры XVIII–XIX веков. Словами это доказать трудно – нужно побывать в дворянских усадьбах XVIII и XIX века. Главное, что чувствуешь в этих местах – стремление жить в мире совсем миром и прежде всего – в гармонии с природой, светлое желание просветить и освятить, приблизить его к постоянному хождению пред Богом во время любого дела: в работе, на отдыхе – везде быть с красотой Божиего творения, видеть ее и чувствовать и быть самим частью дивной гармонии мира. В дворянской усадьбе на деле видишь попытку «восстановить нарушенное» – ту гармонию, которая была у человека с природой и со всем миром в Эдеме. В усадьбах это чувство необычайно сильно, ибо здесь нет насилия человека над природой. Здесь творчество человека и творчество природы соединяются в один поток и создаются благодатные уголки, которые дают душе и сердцу так много радостного, духовного и прекрасного. Это чувство единения, гармонии человека с природой и с миром особенно сильно в Пушкинском Михайловском. Для многих здесь происходит открытие глубины русской культуры XIX века, потому поездки туда стали потребностью многих верующих – это то же поломничество в святое место.

Не отвержение мира, а преобразование, преображение его – «восстановление нарушенного» – вот один из важнейших уроков нашего XIX века. И не просто преобразование, а именно преображение мира – творческий акт и единение мира. В этом деле преображения и восстановления единства мира великий святой прп. серафим Саровский своими молитвами и великий поэт А. С. Пушкин своим творческим поэтическим даром – делали одно общее дело. В гении Пушкина с особой силой выразилась всеотзывчивость русской души, русской культуры.

Всего один пример из личного опыта. Однажды взял новый русский перевод «Рамаяны» – замечательного произведения древнеиндийской литературы. В предисловии переводчики написали, что постарались сохранить ритм произведения. Читаю – и чувствую что-то очень знакомое, и почти сразу вспомнил – это же ритм «Сказки о рыбаке и рыбке». Пушкин не знал и не мог знать не только ритмического строения, но и самой «Махабхараты», в то время в России она была неизвестна. Но эти произведения очень близки по своему философскому содержанию и глубочайшему подтексту, повествуя о судьбе человечества, и вот наш поэт смог уловить и воспроизвести этот ритм. Интересно, что ни в одном из творений Пушкина этот ритм больше не встречается. Как писал Блок:

Мы любим все – и жар холодных числ,
И дар Божественных видений,
Нам внятно все – в острый галльский смысл
И сумрачным германский гений…

Неизъяснимым Промыслом Божиим русскому народу была назначена великая миссия – служить единению человечества, стать оплотом истинной веры, которую не сможет сокрушить и антихрист. Вспомним пророческие слова прп. Серафима Саровского: «… и скажу тебе, вельми хорош будет мой собор, но все-таки еще не тот это дивный собор, что к концу-то века будет у вас. Тот, матушка, на диво будет собор. Подойдет антихрист-то, а он весь на воздух и поднимется, и не сможет он взять его. Достойные, которые войдут в него, останутся в нем, а другие, хотя и взойдут, но будут падать на землю. Так и не сможет достать вас антихрист-то: все равно как в Киеве приходили разбойники, а церковь-то поднялась на воздух: достать-то они ее не могли. Так вот и собор ваш и канавка поднимутся даже до неба и защитят вас, и не сможет ничего вам сделать антихрист. И при том соборе время придет такое у вас, матушка, что ангелы не будут поспевать принимать души, а вас всех Господь сохранит. Канавка эта одна всегда заступит вас, став огненною стеною до неба – и даже антихрист и тот ее перейти не сможет!»

Здесь прп. Серафим имеет в виду храм Вселенской Церкви последнего времени. Центром и средоточием этого великого храма должна стать Россия – четвертый жребий Божией Матери во Вселенной.

И духоносный Оптинский старец Нектарий говорил, что у нас еще должно быть 7 великих столпов, 7 светильников – великих старцев, имея в виду Церковь последнего времени. И эта церковь созидается на наших глазах. Конечно, видеть ее можно только оком духовным, ибо «церковь не в бревнах, а в ребрах», как гласит старая пословица. Церковь – это люди прежде всего. Хочется рассказать о пророческом сне одного иеромонаха, который тот пересказал великому старцу нашего времени, уже почившему. Иеромонах увидел митрополита нашей Церкви с двумя четками: одни четки – черные – были в руке, а другие четки – белые – на шее. Рядом строился большой красивый храм, но строителей было совсем немного. Среди строителей иеромонах узнал своего знакомого. Подойдя к Владыке, иеромонах попросил: «Владыка, дайте мне Ваши четки». Тот подает черные четки. Потом снимает с шеи белые четки и отдает их со словами: «Передай их своему знакомому, строящему здание Церкви».

Старец изъяснил этот сон так: «Четки – это молитва. Черные четки-молитвенное делание в монастыре. Белые четки – молитвенное делание в миру. Сам Владыка имеет оба эти делания. Своим подарком он указал на главное делание каждого из нас. Храм, над строительством которого трудился владыка и твои знакомый – есть храм Вселенской Церкви последнего времени и избранники Божии – те, кто участвуют в строительстве его». Потом старец спросил, насколько высоки стены храма и много ли времени может занять его завершение.

Значит храм последнего времени, о котором говорил прп. Серафим Саровский, созидается – и как знать – быть может скоро в нем уже и Алтарь будет освящен. Так что у нас впереди великие события я великие испытания, но это должно наполнять нас радостью, ибо пророчества святых русской Церкви, старцев и праведников нашего времени гласят, что Россия должна устоять, хотя многие скорби и испытания обрушатся на нее.

Сроки страшные близятся. Скоро
Станет тесно от свежих могил
Ждите глада, и труса, и мора,
И затменья небесных светил.
Только нашей земли не разделит
На потеху себе супостат
Богородица белый расстелит
Над скорбями великими плат.

(А. Ахматова)

Каждый православный россиянин верит, что Россия – Дом Божией Матери, что есть у нас Великая Заступница и на Нее уповаем мы в своей вере в светлую судьбу России. И как не радоваться, что мы живем здесь, в этой избранной стране. Но нельзя забывать, что избранность предполагает и особые труды. Вспомним когда-то избранный еврейский народ – до чего дошел он в своем богоборчестве. Спаситель сказал, что кому много дано, с того много и взыщется. И нам дано так много – посмотреть только на величественное здание русской культуры. Оно все просвечено светом и любовью Матери Божией. Это драгоценная россыпь, сияющая и переливающаяся, это светоносное ожерелье. Не могла Богородица – Покровительница творческих сил Вселенной не даровать Своей избранной земле и народу своему особой творческой одаренности и эта одаренность проявилась во всех сферах человеческой деятельности.

Русскому народу дарована была особая всеотзывчивость и способность воспринимать лучшее, что было в других народах, других землях. И почти всегда эти качества проявлялись в великих попытках создания синтеза – создания основы для грядущего единения человечества. Вспомним великих учителей Русской земли – они стремились соединить, связать, вобрать все лучшее и светлое, что было в мире. До Петра I Россия развивалась, являясь преемницей и наследницей великой культуры Византии и через нее Античной Греции. Западный мир воспринял глубже наследие Римской культуры. После разделения Церкви взаимное неприятие и вражда Западной и Восточной христианских культур все увеличивалось, и казалось, что невозможно было найти то общее, на чем могли бы снова объединиться эти столь разные по устремлениям культуры.

Еще один пласт очень важный для возможности синтеза в Русском Православии – это присутствие в Православной Церкви всей глубины духовной мудрости и понимания Востока и присутствие в славянской культуре глубинных основ культур Индии, Ирана (Персии) и угро-финской группы народов. В этой работе не место говорить об этом подробно, но примеров можно было бы привести множество. Приведем только один пример, быть может самый яркий – это «Слово о полку Игореве», в котором можно проследить все указанные пласты и это уже подтверждено достоверно и многочисленными исследованиями филологов и историков.

ПРП. СЕРГИЙ МОЛЯЩИЙСЯ ОБ УПОКОЕНИИ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ. ИКОНА XIX в.
ПРП. СЕРГИЙ МОЛЯЩИЙСЯ ОБ УПОКОЕНИИ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ. ИКОНА XIX в.

Воплощение в жизнь идеи синтеза и гармонии служений началось на Руси в эпоху прп. Сергия. Здесь труды по преображению себя, выявлению образа Божия в человеке соединились с трудами по преображению внешнего мира – такого ни в монашестве, ни в миру до преп. Сергия не было. В его жизни мы видим внутреннюю свободу и труды по созиданию единства всего мира, просвеченного духовным Светом. На природу, на весь мир растительный и животный разливалась гармония. Это была попытка восстановления того мира, который был у человека с природой до грехопадения.

В то же время – крестное служение. Прп. Сергий участвовал во всех жизненно важных событиях для России. Он жил ее болью, ее успехами. Единственный из преподобных наших Сергий почитается как защитник Русской земли – «Взбранный России воевода». Но он же и Всероссийский игумен, покровитель монашества. Он же Ангел-хранитель земли Русской. В самой личности прп. Сергия, в его образе святости явился в мир небывалый до сего синтез и гармония таких разных служений.

СВЯТО-ТРОИЦКАЯ СЕРГИЕВА ЛАВРА. ФОТО 1990-х гг.
СВЯТО-ТРОИЦКАЯ СЕРГИЕВА ЛАВРА. ФОТО 1990-х гг.

Прп. Сергий находится в ряду величайших творцов, явленных миру милосердием Божиим. Он стал истинно со-творцом Богу, ибо он стремился всей жизнью и трудами своими утвердить и соединить все светлое, что было в земле России и в мире, стремился «восстановить нарушенное» непослушанием человека и влиянием мировых сил зла.

«Скорбя о ненавистном разделении мира», прп. Сергий основал храм и великую обитель в честь Живоначальной Троицы. Прп. Сергий скорбел о разделении мира – всего мира, потому и встал он в ряду избранников Божиих, более других потрудившихся в деле приведения отпавшего от Бога человечества к Творцу своему.

Прп. Сергий встал в основании созидания великого синтеза духовности и деятельного служения миру. В том, что именно в России начался этот синтез, видится Промысел Божий. Ибо Россия – Дом Божией Матери. А любое творчество, любая попытка единения светлых сил невозможна без помощи Божией Матери, без молитвенного обращения к Ней.

Здесь нужно вспомнить два Евангельских события. Первое – перед тем, как Спаситель предал Свой Дух Отцу на Кресте, он сказал стоящим при Распятии Матери Своей и любимому ученику Своему: «Жено, се сын Твой!» (Ин. 19, 26), и ученику: «Се, Матерь твоя!» (Ин. 19, 27). Ученик этот – Апостол и Евангелист Иоанн Богослов и через него произошло усыновление Божией Матерью всего человеческого рода. И второе событие – в последних строках Евангелия от Иоанна сказано, что Господь позвал за Собой двух учеников Своих – Иоанна, через которого произошло усыновление человечества Богородицей, и Петра – апостола истинной веры, которому Он вручил ключи от Рая.

КРЕСТ, ПОСЛАННЫЙ ПРП. СЕРГИЮ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИМ ПАТРИРХОМ ФИЛОФЕЕМ
КРЕСТ, ПОСЛАННЫЙ ПРП. СЕРГИЮ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИМ ПАТРИРХОМ ФИЛОФЕЕМ

В житиях, написанных по благословению Божию, выделено главное в жизни святых, что важно и необходимо для потомков. Мы не знаем, сколько раз были видения у прп. Сергия, мы почти ничего не знаем о его внутренней жизни. Но то, что нужно для нашей духовной пользы, для уяснения заветов и делания преподобного, показано в житии его. Вот и описано, как центральное событие жития прп. Сергия явление ему Божией Матери с апостолами Петром и Иоанном. Именно это событие известно нам – оно для нас возвещено, ибо преподобный сам предупредил своего ученика, что это посещение состоится. Событие это – знамение того, что прп. Сергий встал на тот путь, к которому призвал его Спаситель – на путь следования за Ним, на путь усыновления своего и всего народа России Богородицей. И не случайно мы называем сегодня преп. Сергия Ангелом-хранителем Российской земли.

***
В личности и трудах преп. Сергия соединилось столько связанного с судьбами России, Русской и Вселенской Церкви: за какую сторону жизни, истории, культуры ни возьмешься, обязательно подойдешь к его наследию. Деятельность преподобного – это синтез самых различных важнейших сторон жизни и истории. Хочется отметить главные направления синтеза преп. Сергия.

1. Новое развитие и углубление учения о Святой Троице.
2. Включение светлого начала, образов и обрядов славянского язычества в христианство.
3. Синтез искусства в связи с учением о Святой Троице.
4. Русско-Византийский синтез через учение о Свете.
5. Церковно-государственный синтез.
6. Русско-европейский синтез через учение о Святой Троице.
7. Новое монашество.
8. Нравственный синтез.
9. Служение миру.

Таинство Святой Троицы – великое и страшное и не нам пытаться проникнуть в него. Почитание Святой Троицы на Руси началось не сразу после принятия христианства, первой постигла великую истину о Триединости Бога святая равноапостольная Ольга. Она построила на родине своей во Пскове первый на Руси храм в честь Святой Троицы. С тех пор Псков на Руси именуют Домом Святыя Троицы – этот храм действует и сегодня, после этого почти четыре века Русь почти не строила Троицких храмов, и вот прп. Сергий ушел в дремучие леса в Радонежье и своими руками воздвиг в центре Руси второй храм в честь Святой Троицы, а затем устроил и монашескую обитель в честь Живоначальной Троицы.

Именно здесь было установлено почитание Святой Троицы на Руси, была создана служба в честь Святой Троицы – это особенно отмечают и летописи и описатели жития – современники и духоносные ученики прп. Сергия. Они прекрасно понимали и чувствовали значение этого события в истории и потому особенно отмечали его.
Древний жизнеописатель подчеркнул, что преподобный Сергий «поставил храм Троицы, как зерцало, для собранных им в единожитие, дабы взиранием на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной разделенностью мира».

ЗАКЛАДКА ТРОИЦКОГО СОБОРА ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА МОНАСТЫРЯ. МИНИАТЮРА. XVI в.
ЗАКЛАДКА ТРОИЦКОГО СОБОРА ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА МОНАСТЫРЯ. МИНИАТЮРА. XVI в.

Прп. Сергий воздвиг храм Живоначальной Троицы, чтобы постоянным взиранием на Нее побеждался страх ненавистной розни мира сего. Троицкая обитель стала духовным символом собирания Святой Руси. В учении о Святой Троице прп. Сергий указал не только на святое совершенство вечной жизни, но и духовный идеал для жизни каждого человека – тот Идеал, к Которому должно стремиться все человечество, ибо в Нераздельной Троице не может быть ни междоусобий, ни разделений, но благословляется соборность и истинная творческая свобода.

«Ненавистная рознь мира» преодолевалась и общежитием, которое прп. Сергий устроил в своей обители. Тысячи паломников приходили сюда, видели и сердцем чувствовали то, что проповедовал прп. Сергий и разносили молву о нем по всей Руси. Обитель стала образцом возрождения и восхождения страны, народа и более широко – всего человечества – на пути к Образу, по Которому был сотворен человек. В учении прп. Сергия о Святой Троице народ Русский почувствовал свое вселенское призвание, постиг всемирное значение этого праздника и украсил его богатством народных обычаев и всего духовного опыта русского народа. Весь многовековый духовный опыт Русской Церкви и Русского народа в Троицком синтезе – в храмах, обителях, иконах Святой Троицы.

САНДАЛИИ ПРП. СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
САНДАЛИИ ПРП. СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

Трудами прп. Сергия и его учеников совершилось включение светлого начала в славянском язычестве в христианство, преображение этого языческого начала. Ко времени прп. Сергия христианство на Руси существовало 400 лет, но элементы язычества были все еще сильны, и включение это произошло в той точке, где и есть центр всего мира, всего сущего – в Святой Троице. В празднике Святой Троицы, который начиная с прп. Сергия начал праздноваться на Руси, соединился великий праздник Святой Троицы и наиболее почитаемый и всегда праздновавшийся народом Троицкий семик. И этот языческий праздник преобразуется в великое торжество Православия и истинного постижения Бога. Как хороши в этот день в храме пришедшие из языческой традиции троицкая березка, троицкая зелень, цветы, украшение храмов и домов. До чего радостно в этот день в храме: стены и иконы украшены зеленью, цветами,– необычайное чувство живости всего, храм кажется живым в этот день, он дышит, благоухает.

Зеленый цвет – цвет надежды, цвет жизни природы в сознании нашем связан с этим изумительным праздником. В этом достигнут синтез истинной веры и всего лучшего, вдохновенного, творческого, что было в языческом мировоззрении русского народа. И это творчество прп. Сергия и его учеников по включению светлых сторон язычества в христианство привели к такой своеобразной, просвеченной Светом церковной жизни на Руси, которую она сохраняет и сегодня, несмотря на попытки темных сил разрушить это единство. Именно эта творческая работа прп. Сергия и его учеников, воспринятая сердцем и душой народа, способствовала созиданию Святой Руси.

Претворением богословского ведения прп. Сергия стала чудотворная икона Живоначальной Троицы, написанная прп. Андреем Рублевым «в похвалу преподобному Сергию». Именно в это время на Руси явился миру великий творец и художник, создатель образа, явившего собой синтез и высочайшее постижение Бога, возможное человеку. Такой духовной мощью, силой, энергией веет от художественных произведений того времени. Иконы и фрески той эпохи буквально просвечены неземным светом. Образ, созданный прп. Андреем Рублевым, стал зрительным завершением того, к чему призывал прп. Сергий. Этот образ Живоначальной Троицы смог появиться потому, что монашеское делание прп. Сергия стало деланием и прп. Андрея. Тогда и смог прп. Андрей «зреть» этот образ. Сама Живоначальная Троица открылась ему в зримом образе и потому смог он написать эту икону. Сама Святая Троица явилась прп. Андрею и потому так убедителен для нас этот образ, потому и смог сказать о нем отец Павел Флоренский: «Есть «Троица» Рублева, следовательно есть Бог».

Икона эта была явлена миру Промыслом Божиим. Ни одна икона не могла так глубоко передать в зримых образах невещественное. В этом творении прп. Андрей выразил идею единения Руси – национального и духовного, и более того – идею единения всего мира, всего человечества, всей природы и всего сущего. Враг рода человеческого сеет рознь в мире, а здесь мы видим откровение Божие миру, призыв к единению всех.

Тайна Пресвятой Троицы непостижима. Блаженный Августин сидел однажды на берегу моря, размышляя над таинством Пресвятой Троицы, и молился о вразумлении – как можно понять человеку Триединство Бога. Вдруг он увидел младенца, который ложкой вычерпывал воду из моря. Блаженный Августин спросил его; «Неразумное дитя, разве можно вычерпать такой маленькой ложкой море?» и сам получил вопрос: «А как же ты хочешь уразуметь Таинство Пресвятой Троицы?» Тогда понял блаженный, что Младенец этот был Сам Христос.

sergsint47Много мнений существует о том, Кому из Лиц Пресвятой Троицы соответствует каждый из образов иконе, написанной преп. Андреем. В конце концов главное – это молитва перед чудотворным образом, наше делание: есть оно – есть и разумение. Но ведь все очень просто, и не нужно для этого устремляться в глубины Богословия. Последуем лишь словам Священного Писания – и все откроется и так радостно станет от этого понимания. Современники прп. Андрея Рублева прекрасно разумели эти образы, и только нам стало сложно разбираться, ибо мы все усложнили сами.

Ключ к пониманию – предметы, изображенные над каждым из Лиц Пресвятой Троицы. Древо Жизни насадил Отец Небесный – поэтому над ним и изображено дерево – дуб Маврийский, ибо Он – Насадитель жизни и Творец неба и земли, видимым же всем и невидимым. Над третьим Лицом Пресвятой Троицы – Духом Святым – изображена гора, ибо Духом возносимся мы на гору. Потому и слышим на Литургии: «Горе́ имеим сердца». И, наконец, храм изображен над Христом, ибо Он и есть Храм, Он и есть Церковь.

Добавьте комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

18 ИЮНЯ — ДЕНЬ ПАМЯТИ ГЕОРГИЯ КОНСТАНТИНОВИЧА ЖУКОВА
МАРШАЛ Г. К. ЖУКОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
МОЖАЙСКИЙ ДЕСАНТ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

На Руси – богословие сердца.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

15 ИЮНЯ — СВ. БЛГВ. КНЯГИНИ ИУЛИАНИИ ВЯЗЕМСКОЙ
iulianiav
СВЯТЫЕ ЖЕНЫ В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

14 ИЮНЯ — ДЕНЬ КОНЧИНЫ МИТРОПОЛИТА ТРИФОНА (ТУРКЕСТАНОВА)
mitrifon7
ПАМЯТИ МИТРОПОЛИТА ТРИФОНА (1861–1934). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

13 ИЮНЯ - ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

11 ИЮНЯ — ДЕНЬ ПАМЯТИ АЛЕКСАНДРЫ ЯКОВЛЕВНЫ ИСТОГИНОЙ
А. Я. ИСТОГИНА
АЛЕКСАНДРА ЯКОВЛЕВНА ИСТОГИНА. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

10 ИЮНЯ — ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА ИЕРОСХИМОНАХА ДИОНИСИЯ (ПЕТУШКОВА)
dionisiish11
ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК ИЕРОСХИМОНАХ ДИОНИСИЙ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

10 ИЮНЯ — ДЕНЬ ПАМЯТИ БЛАГОЧИННОГО ЗОСИМОВОЙ ПУСТЫНИ ИЕРОМОНАХА МЕЛХИСЕДЕКА
ЗОСИМОВА ПУСТЫНЬ. ИЕРОМОНАХ МЕЛХИСЕДЕК - ВТОРОЙ СПРАВА
БЛАГОЧИННЫЙ ЗОСИМОВОЙ ПУСТЫНИ ИЕРОМОНАХ МЕЛХИСЕДЕК. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

7 ИЮНЯ - ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЫ ЕЛЕНЫ СХОДНЕНСКОЙ (КОРОБКОВОЙ)
ИКОНА СВЯТЫХ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦ СХОДНЕНСКИХ ЕКАТЕРИНЫ НАТАЛИИ И ЕЛЕНЫ. 10.11.2013 г.
ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА ЕЛЕНА (МОНАХИНЯ ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА КОРОБКОВА). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ...

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК