Предлагаем вниманию читателей очередную главу из книги Александра Трофимова
«МАТЕРЬ ВСЕХ ЖИВУЩИХ.
СВЯТЫЕ И ПРАВЕДНЫЕ ЖЕНЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА»,
посвященную праведной Сусанне
***
Глава 22
СУСАННА
(VI в. до Р. Х.)
Следующие два имени ветхозаветной лествицы святых и праведных жен – Сусанна и Есфирь принадлежат эпохе Вавилонского плена еврейского народа и последующего образования Персидской империи. Поэтому кратко напомним главные вехи этого периода жизни богоизбранного народа.
СУДЬБА ЦАРСТВА ИУДЕЙСКОГО
После смерти Иосии царство Иудейское подпало под владычество Египта. Иудеи избрали нового царя, которым стал четвертый сын покойного Иосии – Селлум. Помазанный на царство, Селлум по обычаю получил новое священное имя Иоахаз – «поддерживаемый Иеговой».
Но его царствование продолжалось лишь до тех пор, пока от фараона Нехо не прибыли послы, возвестившие народу неблагосклонность фараона к этому выбору и напоминавшие ему о его вассальном положении по отношению к фараону. Иоахаза увели в военный стан фараона, а затем отправили в Египет, где он оставался пленником до самой смерти. Говоря о его судьбе, пророк Иеремия восклицал: «Не плачьте об умершем и не жалейте о нем; но горько плачьте об отходящем в плен, ибо он уже не возвратится, и не увидит родной страны своей» (Иерем. 22, 10).
На место низвергнутого царя фараон поставил Елиакима (переименованного в Иоакима), второго сына Иосии, на тяжелых условиях – ежегодной уплаты огромной дани – сто талантов серебра и один талант золота. Эта сумма была невыносима для маленького царства Иудейского, тем более что она взималась с беспощадной строгостью.
Bсе эти бедствия должны были бы вразумить народ и обратить его взоры к единому истинному Царю Израиля; но увы – зло прежнего идолопоклонства уже настолько отравило совесть народа, что он в этих бедствиях стал видеть мщение со стороны отвергнутых при Иосии богов. Ему казалось, что они были счастливее, когда поклонялись Ваалам и Астартам. Нашлись люди, которые стали проповедовать восстановление язычества. «Будем,– говорили они,– кадить богине неба и возливать ей возлияния, как мы делали, мы и отцы наши, цари наши и князья наши, в городах Иудеи и на улицах Иерусалима; потому что тогда мы были сыты и счастливы, и беды не видели. А с того времени, как перестали мы кадить богине неба и возливать ей возлияния, терпим во всем недостаток и гибнем от меча и голода» (Иерем. 44, 17–18).
Иоаким, конечно, охотно присоединился к этому движению, и идолопоклонство вновь стало быстро водворяться в Иудее. Во внутреннем дворе, между портиком и святилищем, собирались языческие жрецы, которые, обратившись лицами к востоку, боготворили восходящее солнце как своего бога Ваала. Боги в Иудее сделались столь же многочисленными, как и города. В долине Гинномовой, под самыми стенами Иерусалима, опять раздавалось дикое торжество безумцев, приносивших своих детей в жертву Молоху.
Страницы книг современных тому времени пророков поражают изображением бездны нравственного падения общества. Вокруг пророков Иеремии, Варуха и Аввакума еще оставались люди, преданных Иегове, но они бессильны были остановить все более распространявшийся поток зла. За свою верность религии они подверглись притеснениям и гонениям. Сама жизнь становилась для них бременем, и они хотели бы найти себе убежище даже где-нибудь в дебрях пустынь, чтобы только не видеть того, что происходило на их земле. Но долг служения удерживал их на месте.
Некоторые из пророков и их последователей должны были вынести тяжкие гонения и страдания. Иеремия заключен был в колоду и брошен в подземную водосточную яму, обращенную в тюрьму, а затем вынужден был для спасения своей жизни бежать из Иудеи; пророк Урия за свое обличение царя и народа подвергся также преследованию от Иоакима, который хотел предать его смерти. Спасаясь от мщения царя, Урия бежал в Египет, но по просьбе Иоакима он выдан был египтянами и убит в Иерусалиме.
Сама природа как будто возмущалась совершавшимся на земле беззаконием, и небо не давало дождя, так что страну постигла страшная засуха, которая, по объяснению пророков, была наказанием за беззакония. Суббота совершенно не соблюдалась, и этот священный день проводился на рынке, в торговле и разгуле. За все это, по предсказанию пророков, царство Иудейское должно было подвергнуться величайшим бедствиям от внешних завоевателей. Но подобная проповедь делала только самих проповедников-пророков еще более ненавистными народу, который презирал их и гнал как нарушителей общественного порядка.
Между тем гроза быстро надвигалась. Ассирийское царство было разрушено и все могущество Месопотамии сосредоточилось в Вавилоне. Навуходоносор, сын основателя Вавилонского царства Набополассара, предводительствуя войсками отца, не только дал отпор египетскому фараону, который продолжал заявлять свои притязания на Месопотамию, но и нанес ему решительное поражение в битве при Каркемише на Евфрате. Вслед за этим пред новым завоевателем открылся свободный путь к Средиземному морю, и он двинулся для подчинения себе всех народов и стран.
На пути грозного завоевателя лежала и Палестина, которая неминуемо должна была сделаться его добычей. Эту опасность яснее всех предвидел пророк Иеремия, который и предсказал, что Вавилон сокрушит царство Иудейское и народ будет отведен в плен, в котором и останется в течение семидесяти лет. «Посему так говорит Господь Саваоф: за то, что вы не слушали слов Моих, вот, Я пошлю и возьму все племена северные, говорит Господь, и пошлю к Навуходоносору, царю Вавилонскому, рабу Моему, и приведу их на землю сию и на жителей ее и на все окрестные народы; и совершенно истреблю их и сделаю их ужасом и посмеянием и вечным запустением. И прекращу у них голос радости и голос веселия, голос жениха и голос невесты, звук жерновов и свет светильника. И вся земля эта будет пустынею и ужасом; и народы сии будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет» (Иерем. 25, 8–11).
Подобное пророчество могло послужить причиной к религиозно-нравственному подъему, чтобы умилостивить разгневанного Иегову; но жестоковыйный народ оставался в своем нечестии и беззаконии. Наконец, чтобы как-нибудь пробудить дремлющую совесть народа, пророк написал свои пророчества на особом свитке и велел громко читать их при входе в храм, где постоянно толпились богомольцы. И он отчасти достиг своей цели. Страшные пророчества заставили трепетать всех. Но только когда уже Навуходоносор приближался к Иерусалиму, все убедились в истинности пророчества Иеремии.
Услышав предсказание о гибели царства, царь в раздражении вырвал свиток из рук чтеца, сам изрезал его в куски и бросил в растопленную печь, желая этим показать свое презрение к тому, что ему казалось пустыми бреднями полоумных людей.
Сами пророки должны были бежать от царя, который грозил им суровым наказанием за нарушение спокойствия царя и города. Тогда Иеремия изрек было ему новое пророчество, в котором предсказал, что за такую самонадеянность и неверие царь не передаст лично престола Давидова своему сыну, что его тело будет выброшено непогребенным на улицах, и только после разложения будет погребено «ослиным погребением». Предсказание это скоро оправдалось во всей своей ужасной точности. Сам Иоаким чрез несколько лет погиб бесславной смертью,– он был убит в Иерусалиме, и тело его, по иудейскому преданию, было выброшено на улицу и только после уже предано «ослиному» погребению: его тело выбросили за ворота города.
Вторгшись в Палестину, Навуходоносор потребовал от Иоакима подчинения, и устрашенный царь поспешил отказаться от египетского фараона и перейти под власть Вавилона. Таким быстрым подчинением он на время отвратил гибель своего государства и, если бы оставался верным своему новому властелину, мог бы удержать за собою престол до конца жизни. Но он поддался внушениям египетской партии в Иерусалиме, и по ее совету чрез три года отложился от вавилонян и опять подчинился фараону Нехо. Лишь только весть об этом донеслась до Навуходоносора, как он немедленно явился пред вратами Иерусалима, которые устрашенный царь без сопротивления отворил перед грозным воителем, надеясь этим хоть отчасти смягчить гнев его.
Завоеватель захватил в плен несколько тысяч иудеев и нескольких знатных юношей в качестве заложников, предполагая в то же время дать им халдейское образование и сделать из них впоследствии верных слуг престола. Среди этих юношей был Даниил с его тремя товарищами – Ананией, Азарией и Мисаилом, последующая судьба которых сделала их знаменитыми в истории. Это было так называемое первое пленение, которое и считается началом семидесятилетнего плена Вавилонского.
Сношения нового царя Иехонии с Египтом снова вызвали нашествие Навуходоносора, который лично явился под стенами Иерусалима, и город спасен был от разрушения только сдачей царя со всеми его женами и приближенными. Все они вместе с множеством лучших воинов и ремесленников, в числе 10000 человек, отведены были в Вавилон. Среди пленных были пророк Иезекииль и Семей, дед прославившегося впоследствии Мардохея. В Иудее осталось лишь немногие, самые бедные жители. Это событие названо в священной истории великим пленом.
СЕДЕКИЯ. ВАВИЛОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ
Но с Иехонией еще не вполне закончилось существование царства Иудейского. Для управления его жалкими остатками Навуходоносор поставил третьего сына благочестивого Иосии – Матфания, переименованного в Седекию. Во время своего одиннадцатилетнего царствования он злоупотреблял властью даже больше своих жалких предшественников. В девятый год царствования он, несмотря на мудрые предостережения пророка Иеремии, вздумал свергнуть вавилонское иго и опять завел сношения с Египтом. Навуходоносор в последний раз явился под стенами Иерусалима и начал его осаду. Иерусалим отчаянно защищался в течение полутора лет, и являлась даже надежда на избавление, особенно когда дошло известие, что на выручку его выступил египетский фараон. Но Навуходоносор быстрым движением настиг и разбил египтян и затем еще крепче обложил Иерусалим. В городе начался страшный голод. Не выдержали, наконец, и стены. В одном месте сделан был пролом, через который вавилоняне и ворвались в город.
Седекия хотел спастись бегством, но был схвачен и приведен к Навуходоносору. Его дети были убиты пред его глазами, после чего сам он был ослеплен. Затем последний Иудейский царь был отведен в плен и заключен в тюрьму. Иерусалим же подвергся беспощадному разграблению победителями. Город вместе с храмом и дворцами разрушен был до основания, городские стены сровняли с землей, и все сокровища увезены в Вавилон.
Первосвященники были убиты, а бо́льшая часть остального населения уведена в плен. В течение следующих 50 лет город Давида и Соломона представлял собой груду развалин. С разрушением Иерусалима погиб и Храм, и сам Ковчег Завета исчез бесследно.
Это случилось в 10 день пятого месяца, в 19 год царствования Навуходоносора, и этот страшный день падения города Давидова и до наших дней у иудеев отмечается строгим постом.
Все постигшие царство Иудейское бедствия были заранее предсказаны пророком Иеремией, он же стал очевидцем исполнения своего ужасного предсказания. Падение Иерусалима пророк оплакал в глубоко трогательных песнях, которые составляют книгу «Плач Иеремии». Сам пророк скончался в Египте, куда его насильственно увели вместе с остатками иудейского народа.
Над оставшеюся частью иудейского населения Навуходоносор назначил правителем Годолию. Как человек благородный и мудрый, он призывал соотечественников: не бойтесь быть подвластными Халдеям, селитесь на земле и служите царю Вавилонскому, и будет хорошо вам (4 Цар. 25, 24). В этих словах была покорность воле Божией.
Своим местопребыванием Годолия избрал Массифу – город на северо-западе от Иерусалима. Здесь он составил из иудеев и халдеев стражу и при поддержке пророков Иеремии и Варуха пытался организовать бедное население Иудеи в общину. Планы эти не осуществились. Годолия был злодейски убит через два месяца Измаилом, посланным аммонитянским царем Ваалисом. В память насильственной смерти Годолии, по иудейскому преданию, был установлен пост в седьмой месяц. Иосиф Флавий называет Годолию человеком честным и человеколюбивым.
***
Хотя Иудейское царство, также как и царство Израильское, подверглось разрушению, и народ его был отведен в плен, этот плен был для него лишь временным испытанием; народ иудейский должен был опять возвратиться в свою землю, чтобы вновь засветился «светильник Давида, раба Моего, во все дни пред лицем Моим, в городе Иерусалиме, который Я избрал Себе для пребывания там имени Моего» (3 Цар. 11, 36),– до тех пор, пока не придет исполнение времен.
По мере того, как избранный народ все более становился неспособным быть живым носителем и хранителем завета Божия и обетований о Спасителе, все большее значение приобретала письменность, которая достигла ко времени падения царств высочайшего развития. Главными ее творцами были пророки, которые по-прежнему составляли религиозные братства, достигшие расцвета при пророках Илии и Елисее. После этих двух величайших представителей устного пророчества начинает все более развиваться писаное пророчество, как дававшее больше возможности для сохранения изрекаемых истин в наступившие смутные и тяжелые времена жизни народа.
Падение избранного народа в этот период проявилось в том, что он все более терял свое предназначение – быть светом для всех остальных народов. Не только в царстве Израильском, но и в царстве Иудейском идолопоклонство прочно водворилось на почве Земли Обетованной и часто торжествовало над истинной религией, особенно при Манассии, который поставил истукан Астарты в Иерусалимском храме. Принимая культ языческих народов, избранный народ часто падал даже ниже своих совратителей-язычников. Те, конечно, только радовались такому падению израильского народа, во время его гибели открыто высказывали свое злорадство и жестоко мстили царству Иудейскому за вынесенное некогда от него рабство.
В книге пророка Иезекииля все время «беззакония дома Израилева» определяется в 390 лет; эта цифра и показывает приблизительно время существования народа еврейского от Иеровоама до разрушения Иерусалима.
«НА РЕКАХ ВАВИЛОНСКИХ» (ПС. 136)
После длительного и мучительного перехода колонна пленных достигла Вавилона. В Псалме 136 мы слышим отголоски этих страданий. Страна, в которую иудеи были уведены в плен, представляла обширную низменную равнину, заключенную между реками Евфратом и Тигром. Вместо родных живописных гор пленники видели пред собой необозримые поля, пересеченные искусственными каналами, среди которых высились исполинские башни городов. Вавилон, столица царства, в это время представлял собою величайший и богатейший город на земле, блистая роскошью и величием многочисленных храмов и дворцов, пред которыми в изумлении останавливались пленники. Величественную столицу империи окружали фруктовые и цветочные сады, рощи финиковых пальм и гранатовых деревьев.
Облик города и его окрестностей произвел на них огромное впечатление. Здесь не было нагромождений хижин, втиснутых в узкие улочки или заполонивших склоны холмов, как в Иерусалиме. Вавилон оказался огромной столицей, простиравшейся на равнинах по обе стороны реки, с массивными крепостными стенами и прямоугольной решетчатой планировкой улиц. Самая широкая из них, Дорога процессий, проходила от разноцветных ворот Иштар мимо Висячих садов. Ворота украшали рельефы из кирпичей, покрытых эмалью, а сады позже стали одним из семи чудес света. Напротив стоял храм Нинмах (Великой Матери и богини Подземного царства), похожий на крепость со своими белыми оштукатуренными стенами и многочисленными башнями. Далее на Дороге процессий располагался Этеменанки – семиярусный зиккурат высотой 90 м, покоившийся на квадратном основании. Снаружи находились ступени для восхождения, и Геродот пишет после подъема на зиккурат в 460 г. до Р. Х. (с явной долей облегчения): «Посредине пути имеется платформа, где можно посидеть и отдохнуть». На последней платформе стоял большой храм. Ни один человек не мог оставаться здесь со времени захода солнца до рассвета. В городе имелось более 50 других храмов.
Самые оживленные городские кварталы располагались вдоль берегов реки Евфрат. Мост покоился на восьми столбах и был достаточно высок, чтобы под ним могли проплывать и маленькие лодки, и большие корабли. Округлые корпуса лодок изготавливали из ивовых ветвей, покрывали соломой и обтягивали кожей. Управляли ими с помощью шестов, и лодки плыли по течению со стороны Ассирийских гор, загруженные всевозможными товарами, например кожаными бурдюками с вином. Лодочники всегда имели на борту хотя бы одного осла. После того как они продавали свои товары и деревянный каркас лодки, они снимали с каркаса шкуры, сворачивали их, навьючивали на осла и возвращались домой пешком.
Больных выкладывали для публичного обозрения вдоль берега реки, по которому приезжие торговцы и крестьяне шли в город продавать свои товары или покупать что-то, поскольку существовала традиция, согласно которой каждый прохожий мог дать совет больным, как излечиться от недуга или облегчить страдания.
И все же в новой стране иудеям была предоставлена относительная свобода. Обосновавшись в городе и его ближайших окрестностях, пленники считались не рабами, а жителями города, обязанными выполнять физическую работу, которая заключалась главным образом в рытье ирригационных каналов, необходимых для развития экономики региона. В остальном же они ничем не отличались от других жителей Вавилонской империи и могли иметь собственное домашнее хозяйство и помимо основной работы заниматься любой другой. Некоторые евреи занялись земледелием и скотоводством, но большинство открыли для себя, что в таком огромном городе существует масса возможностей для торговли. Многие евреи разбогатели, а беднейшим из них ежедневно выдавали еду из царских складов. На самом деле еврейская колония в Вавилоне была одной из самых состоятельных и крупных диаспор и оставалась таковой вплоть до середины следующего века.
Разрушение Иерусалима и переселение в Вавилон ввергли народ Израиля в ощущение полной катастрофы. В течение многих лет народ израильский находился в плену, потеряв все: землю, храм, царя. Однако в этой ситуации духовная жизнь народа Божия не только не прекратилась, но, наоборот, в лице пророков стала искать для себя новые живые формы. Надежду на избавление воскрешает пророк Иезекииль. Он поддерживал в них веру, говоря, что «вавилонское пленение» продлится не более 70 лет. В чужой земле укрепились их чувство национального единства и религиозность. Евреям позволялось исповедовать свою религию при условии уважительного отношения к другим верованиям этой страны. Поскольку у них не было больше Храма Иерусалимского, они собирались на молитвы и религиозные обряды в «домах собраний» (на иврите – синагогах).
«На реках Вавилонских» перед богоизбранным народом стояла двоякая задача: во-первых, оценить, осмыслить происшедшую катастрофу, ее причины, проанализировав прошедшую историю в свете главных религиозных требований. А во-вторых, найти в себе силы надеяться, что Бог не забыл Свой народ и что возможна жизнь с Богом и в новых, казалось бы, невыносимых условиях духовной чужбины.
***
Во время плена вавилонского прославился пророк, который был представителем и проповедником истинного Бога пред лицом самих царей-завоевателей – пророк Даниил. Еще отроком его увели в плен при первом взятии Иерусалима Навуходоносором. Чтобы привязать к себе иудейский народ, Навуходоносор тогда же велел начальнику своих евнухов Асфеназу выбрать из числа сынов израилевых «отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом, и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки, и смышленых и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку Халдейскому» (Дан. 1, 4).
В числе их оказался Даниил со своими товарищами Ананией, Азарией и Мисаилом, которым в Вавилоне даны были новые имена – Валтасар, Седрах, Мисах и Авденаго. Но перемена имени не изменила их глубокого благочестия и непоколебимой преданности истинной религии, которые и прославлены были целым рядом чудесных событий – особенно в судьбе пророка Даниила. Как знатным юношам, им предоставлено было пользоваться пищей и вином с царского стола; но они, опасаясь оскверниться принятием чего-нибудь посвященного идолам, предпочли питаться простыми овощами и пить воду. Несмотря на это при представлении царю они оказались полнее и здоровее всех остальных юношей. Вместе с тем они показали и блистательные успехи в мудрости халдейской.
При главных храмах царства имелись целые классы мудрецов или волхвов, которые постоянно с особых обсерваторий или вершин пирамидальных храмов производили свои наблюдения и давали отчет царю о том, что должно было по их заключениям совершиться в природе, политике и частной жизни. Эти ученые считались славой и гордостью Вавилона. И такую-то мудрость должен был изучать Даниил со своими товарищами. Успехи их были таковы, что царь после произведенного им испытания нашел их и особенно Даниила «в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его» (Дан. 1, 20). Так Бог, в промышлении о Своем избранном народе, при всяком тяжком испытании его, воздвигал ему вождя, стоявшего на высоте мудрости его врагов. Таким при переселении в Египет был Иосиф, мудрый толкователь снов и великий государственный муж; при исходе Моисей, знавший «всю мудрость египетскую», и теперь Даниил, величайший мудрец Вавилонского царства.
Именно через него Бог определил преподать гордому вавилонскому завоевателю уроки, которые должны были показать тому, что власть и сила даже могущественнейшего царя на земле (каким в то время был Навуходоносор) бессильны пред властью и могуществом того самого Бога, которого он считал побежденным в лице иудейского народа.
Все мудрецы и волхвы халдейской земли оказались бессильными рассказать и объяснить сон, приснившийся Навуходоносору. Тогда он был объяснен Даниилом, а именно знаменитый сон о четырехсоставном истукане, означавшем четыре великих царств мира, которые последовательно должны были сменять одна другую; среди них находилось царство самого Навуходоносора, и на развалинах этих царств «Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится» (Дан. 1, 20),– духовное царство Сына Давидова.
Пораженный точностью передачи забытого, но страшного сна и мудростью юного иудея, Навуходоносор признал могущество Бога Даниилова. В награду за мудрое истолкование сна он щедро наградил Даниила и поставил его правителем всей области вавилонской и главой всех мудрецов страны, вверив в то же время соподчиненные ему должности трем его друзьям. Возвышение этих трех юношей на высокие посты послужило поводом к новому уроку для Навуходоносора. Царь, не зная границ своему самовластию и самовозвеличению, приказал воздвигнуть огромный золотой истукан близ Вавилона, и в праздник, устроенный для прославления своих подвигов, повелел всему населению поклоняться ему.
Волхвы, которые завидовали успеху чужеземцев, превзошедших их своей мудростью и тем самым подвергших их посрамлению в глазах царя и народа, искали возможность навлечь на них немилость царя. Они хорошо знали, что иудеи предпочтут скорее умереть, чем поклониться истукану. Так и случилось: юноши отказались поклониться идолу, и волхвы не замедлили донести об этом царю. Разъяренный царь тотчас же решил подвергнуть виновных примерному наказанию: он повелел всемеро против обыкновения раскалить печь, служившую обычным способом наказания богохульников и нечестивцев в Вавилоне, и в эту печь были ввержены все трое товарищей Даниила; но чудесное спасение их Ангелом заставило Навуходоносора опять преклониться пред могуществом их Бога, так что он издал указ о смертной казни всякому, кто бы стал хулить Его.
Благоговение перед Яхве, однако же, не заставило надменного Навуходоносора отказаться от почитания прочих богов и не смирило его дух, царь продолжал превозноситься собственным величием. С годами власть все больше развращала вавилонского властителя, так что «сердце его надмилось и дух его ожесточился до дерзости» (Дан. 5, 20). Тогда получил он еще один урок от Господа, который, наконец, смирил его гордыню, привел к полному признанию всемогущества Яхве и подвигнул царя вновь прославить Его перед всем миром. В 572 г. до Р. Х. ему приснился таинственный сон. Привиделось ему могучее дерево высотою до небес, покрывавшее всю землю. Но вот сошел с небес Бог, повелел срубить дерево, обрубить ветви, стрясти листья и разбросать плоды. Бог повелел оставить в земле основной корень – орошаться небесной росою, чтобы с животными в траве земной была его участь. И сказал Бог, что отнимет от этого корня сердце человеческое и даст ему сердце звериное на семь времен, «дабы знали живущие, что Всевышний владычествует над царством человеческим, и дает его кому хочет» (Дан. 4, 14).
Мудрецы вавилонские оказались не в силах разгадать тайный смысл сновидения, и тогда Даниил истолковал, что могучим укрепившимся древом Господь показал Навуходоносору его царство. Даниил предупредил, что царю предстоит отлучение от людей и уподобление зверю на семь лет, дабы познал царь, что над миром господствует Всевышний.
Надменный владыка не вразумился откровением пророка. Через год, обозревая с кровли своего дворца величественную столицу и в безумии своем уже почитая себя равным Богу, он гордо произнес: «Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!» (Дан. 4, 27). Тотчас после этих слов потерял он рассудок, и постигло его все сказанное Даниилом: «отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него – как у птицы» (Дан. 4, 30).
Тяжелое умопомешательство, когда человек избегает общества людей и воображает себя животным (ликантропия), окончательно смирило Навуходоносора, которого в годы безумия придворные вынуждены были скрывать от посторонних взоров. Через семь лет он возвел глаза свои к небу, и разум возвратился к царю. Осознав свою вину, он восхвалил Господа за тяжкий урок и издал повеление всем подвластным народам славить, превозносить и величать «Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны и Который силен смирить ходящих гордо» (Дан. 4, 34). В такой убежденности и скончался Навуходоносор II в 562 г. до Р. Х. на сорок третьем году своего царствования.
Сын Навуходоносора Евилмеродах (Амель-Мардук), наученный скорбным опытом отца, относился к иудеям с милостью, освободил царя Иехонию, томившегося в заточении 37 лет, и окружил его царскими почестями. Через два года престол занял Периглиссор (Нериглиссар), затем Лаворосоардах (Лабаши-Мардук), а в 556 г. до Р. Х. на престол взошел внук Навуходоносора Набонид, который в последние годы своего тиранического семнадцатилетнего царствования для упрочения престола за своим родом воцарил в Вавилоне своего сына Валтасара, сам же поселился во дворце города Тейма Северной Аравии. Валтасар стал последним владыкой Вавилонского царства.
Добавьте комментарий