Главная Книги Памятные даты

ЕСФИРЬ (ЭСФИРЬ)

Предлагаем вниманию читателей очередную главу из книги Александра Трофимова

«МАТЕРЬ ВСЕХ ЖИВУЩИХ.
СВЯТЫЕ И ПРАВЕДНЫЕ ЖЕНЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА»,
посвященную Есфири (Эсфири) – царице Персидского царства, спасительнице своих соотечественников-иудеев, оставшихся «на реках вавилонских» после возвращения части израильтян в Землю Обетованную.

***

Глава 22
ЕСФИРЬ (ЭСФИРЬ)

«Превратилась у них печаль в радость,
и сетование – в день праздничный»

(Есф. 9, 22)

ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ С КЛЕЙМАМИ ИЗОБРАЖЕНИЯМИ ПРАМАТЕРЕЙ ИЗРАИЛЬСКОГО НАРОДА. ЦАРИЦА ЕСФИРЬ

Воздвигая великих и благочестивых мужей для устроения жизни иудеев, возвратившихся из плена в Землю Обетованную, Господь не оставлял Своим промышлением и тех, которые остались в пределах Персидского царства. В годину бедствий рука Его и там воздвигала им достойных защитников от злобы врагов. Таковы знаменитая царица Есфирь и ее родственник Мардохей, их вера и добродетели его были награждены чудесной судьбой, которая привела к необычайному возвышению их обоих. Эта чудесная история описана в библейской Книге Есфирь.

Исторические события, описанные в Книге Есфирь, приходятся на время правления Ксеркса I (485–465 гг. до Р. Х.)*, в период между возвращением из вавилонского плена первой партии иудеев во главе с Зоровавелем (538 г. до Р. Х.) и второй – во главе с Ездрой (458 г. до Р. Х.).

КСЕРКС НА ТРОНЕ. РЕЛЬЕФ ИЗ ДВОРЦА В ПЕРСЕПОЛЕ

* Ксеркс (по-древнееврейски Ахашверош). – В исторической литературе царь, названный в библейском тексте Артаксерксом (на древнеперсидском «владеющий праведным царством»), традиционно именуется Ксерксом I; он правил Персией с 486-го по 465 г. до Р. Х. Его отцом был Дарий Великий (521–486 гг. до Р. Х.), а матерью – Атосса, дочь Кира. Он унаследовал от своего отца огромную империю, но, вопреки многочисленным попыткам, не смог расширить ее границы за время своего правления.

Поразительная история об избавлении еврейского народа от уничтожения в царствование Артаксеркса поддерживала веру иудеев во времена множества других национальных гонений вплоть до настоящего времени. Автор книги ставит целью ободрить своих собратьев, возвратившихся из Персии в Иерусалим, показать, как необычно и убедительно может действовать промысл Божий о Его избранном народе.

ДАРИЙ I И ЕГО НАСЛЕДНИК КСЕРКС. РЕЛЬЕФ ИЗ ЦАРСКОГО ДВОРЦА В ПЕРСЕПОЛЕ. V в. до Р. Х.

Подобно Ездре и Неемии, Есфирь жила во времена, когда во всей западной Азии и Египте господствовали персы, добившиеся исключительной организации своей огромной империи. Персидская империя простиралась от долины Инда на востоке до Фракии и Македонии на западе, охватывая весь Ближний Восток, Северную Африку, включая Египет, Ливию и Куш, а также всю Малую Азию, Армению, Урарту и Бактрию на севере. Сузы, древняя столица Елама, были перестроены Дарием, отцом Артаксеркса, как одна из его столиц.

ДВОРЕЦ КСЕРКСА I В ПЕРСЕПОЛЕ. СФИНКС

Мы уже знаем о том, как Кир, великий основатель Персидской империи, позволил пленным евреям в 539 г. до Р. Х. вернуться в Иерусалим из Вавилона (Езд. 1, 1–4), и с этого момента пленники начали возвращаться и восстанавливать свои дома и Храм Иерусалимский, а позже под руководством Неемии и иерусалимские стены. Впрочем, таких было меньшинство; большинство же иудеев оставалось еще в плену, рассеявшись по территории нынешнего Ирана и Ирака.

***

ОСТАТКИ ДВОРЦА КСЕРКСА I В ПЕРСЕПОЛЕ

Наступил третий год царствования Артаксеркса. Персы только что потерпели поражение от греков при Марафоне. Молодой персидский царь, возбуждаемый сатрапом Мардонием, жаждал мести; он собрал в Сузах всех высоких сановников своего царства, чтобы представить им план новой кампании против греков. Прежде чем распустить собрание, Артаксеркс дал своим именитым подданным в Сузах семидневный праздник. Царь председательствовал на пире мужчин; царица Астинь (Вашти) – на пире женщин.

ПЕРСИДСКИЙ ЦАРЬ КСЕРКС I

Праздник для жителей Сузы; и этот праздник продолжался 7 дней. В это время также Астинь, супруга Артаксеркса, давала в своих дворцах пиры, которые отличались такой же роскошью и великолепием.

Великолепные занавеси самых разнообразных цветов, прикрепленные к мраморным колоннам, предохраняли от солнечного зноя и пропускали приятный свет. Золотые и серебряные кровати симметрично расставлены были на полу, сделанном из порфира и белого мрамора, украшенном удивительными рисунками. Чаши и вся столовая посуда блистали золотом и драгоценными камнями. За каждым столом находился один из придворных, которому дано было приказание не жалеть ничего для угощения. Праздник был самый великолепный, вино лилось рекой, гости ликовали. Персидские пиры собирали до 15 тысяч гостей.

АУДИЕНЦИЯ ПЕРСИДСКОГО ЦАРЯ. РЕЛЬЕФ ИЗ ДВОРЦА В ПЕРСЕПОЛЕ

Цари Персии принимали своих гостей во дворце Города лилий*. В этом дворце двор внутреннего сада служил залом для праздника мужчин. В седьмой и последний день торжества, разгоряченный вином Артаксеркс, показавший своим гостям все свои богатства, приказал привести свою супругу, украшенную диадемой, чтобы заставить их удивляться красоте царицы, своей супруги. Обычаи персов дозволяли присутствие женщин на больших пирах**. Но Астинь, считая недостойным для царицы и унизительным для женской чести, по восточному обыкновению, явиться среди этого веселого собрания, отказалась исполнить волю своего супруга.
* Сузы называли именем лилий, которые во множестве росли там.
** Геродот. 1. V. XVIII. При этом все-таки нужно иметь в виду, что вообще женщине на Востоке считалось неприличным являться в мужской компании.

ЦАРИЦА АСТИНЬ ОТКАЗЫВАЕТСЯ ПРИСУТСТВОВАТЬ НА ПИРЕ. ХУД. Г. ДОРЕ (1832–1883)

Решительный отказ царицы появиться на царском пиру ставил Артаксеркса в глупое положение, и он впал в ярость. Оскорбленный таким публичным непослушанием, Артаксеркс решился отвергнуть свою жену и представил это на решение верховного совета. Артаксеркс спросил своих министров, какого наказания заслуживает царица. Один из них объявил, что Астинь оскорбила не только царя лично, но целый народ. Случилось нечто из ряда вон выходящее. Не следует, чтобы персидские жены брали пример с государыни. После этого и другие женщины, чего доброго, захотят поставить под сомнение правомерность требований супруга!

Он призвал царя к солидарности со всеми мужчинами и посоветовал ему издать указ об изгнании Астинь (Есф. 1, 16–20). Артаксеркс пожертвовал своей любовью гневу, который так искусно сумели разжечь в нем придворные. Книга Есфирь рисует жизнь персидского двора во всем ее великолепии. Царь Артаксеркс управлял 127 провинциями, но не мог, однако, справиться со своей женой. Не без скрытой иронии автор заканчивает первый эпизод царским декретом о том, чтобы «всякий муж был господином в доме своем» (Есф. 1, 22).

ОСТАТКИ ДВОРЦА КСЕРКСА I В ПЕРСЕПОЛЕ

Однако продолжающиеся войны с Грецией вместо ожидаемого пополнения казны и военной добычи, а также расширения торговых связей принесли одни убытки. Артаксеркс после своих неудач в войне с греками взял себе жену Аместрис, затем Артайянту, но ни та, ни другая не заменили ему целомудренной и гордой Астинь.
Тогда вельможи предложили своему царю собрать со всего царства самых красивых девиц; среди них Артаксеркс должен был выбрать себе спутницу, которая бы могла заменить Астинь не только на троне, но и в его сердце.

ДВОРЕЦ ПЕРСИДСКОГО ЦАРЯ В ПЕРСЕПОЛЕ. РЕКОНСТРУКЦИЯ

Для выбора новой царицы царь назначил «во все области своего царства» наблюдателей, которые должны были собрать «всех молодых девиц, красивых видом», и направить их в Сузы под надзор царского евнуха Гегая (Есф. 2, 3). Та из девиц, «которая понравится глазам царя», должна стать новой царицей «вместо Астинь» (Есф. 2, 4).

ЕСФИРЬ. ГРАВЮРА. XIX в. ФРАНЦИЯ

В десятый месяц седьмого года царствования Артаксеркса ему была представлена одна из молодых девушек чудной красоты, по имени Гадасса, дочь Аминадава, иудейка из колена Вениаминова. Ее представил ко двору один из привратников, родственник Гадассы Мардохей, благочестивый иудей, в малолетстве уведенный в плен вместе с царем Иехонией. Будучи бездетным, Мардохей воспитал юную сироту Гадассу как свою родную дочь.

Все девицы, претендовавшие на положение царицы, в течение 12 месяцев проходили курс косметических процедур с использованием ароматических веществ, которыми всегда славились страны Востока. Самым печальным во всем этом было то, что, несмотря на роскошь подготовительного периода, большинство девушек проводили с царем только одну ночь, а затем переводились в число наложниц – забытых жен, проводивших свою жизнь в скуке и праздности. Юные красавицы, каждая по очереди, вводились к царю, но Артаксеркс отсылал их от себя.

ТУАЛЕТ ЕСФИРИ. 1684 г. ХУД.АРЕНТ ДЕ ГЕЛДЕР (1645–1727)

В числе прочих «в царский дом под надзор Гегая» (Есф. 2, 8) была взята и молодая еврейка Есфирь, жившая в Сузах вместе со своим родственником Мардохеем; по «приказанию» Мардохея Есфирь скрывала свое происхождение (Есф. 2, 10). В течение 12 месяцев над ней производилось «все, определенное женщинам: …притиранья… мирровым маслом … ароматами и другими притираньями женскими» веществами» (Есф. 2, 12), после чего настала ее очередь идти к царю.

По милости Божией Есфирь избежала участи отвергнутых невест, преимущество ей обеспечила не только ее красота, но и ее ум. Сила ее обворожительной красоты была такова, что Артаксеркс сам «возложил царский венец на голову ее, и сделал ее царицею на место Астини» (Есф. 2, 17), дав ей почетное имя Есфирь – «звезда». Однако и после этого она «не сказывала о родстве своем и о народе своем» (Есф. 2, 20).

СМОТРИНЫ ЕСФИРИ. ХУД. АНТУАН КУАПЕЛЬ (1661–1722)

Ее снабдили всем, что необходимо для величия будущей царицы; к услугам Есфири назначены были семь ее сверстниц. Случилось это лишь к концу четвертого года его царствования, из-за того, что Артаксеркс достаточно долго отсутствовал в Персии, воюя с греками.
Очарованный красотой новой царицы, Артаксеркс отметил ее вступление во дворец великим пиршеством, данным для вельмож и слуг, а народу были уменьшены налоги и розданы дары.

Свое царствование Есфирь начала спасением жизни супруга. Двое из царских придворных составили заговор против жизни Артаксеркса. Нареченный отец Есфири, Мардохей, живя у царских ворот, следил за судьбой своей приемной дочери: он узнал о заговоре и известил ее, а она предупредила супруга, открыв, между прочим, кто сообщил о заговоре. Есфирь не сказала, что это ее родственник, потому что Мардохей строго запретил ей открывать свое происхождение. Злоумышленники, схваченные и сознавшиеся в преступлении, были повешены, а поступок Мардохея записан был «в книгу дневных записей у царя» (Есф. 2, 23).

ЕСФИРЬ ПОЛУЧАЕТ КОРОНУ ИЗ РУК АРТАКСЕРКСА. ХУД. ЯКОПО ДЕЛЬ СЕЛЛАЙЛО (1441 или 1442–1493)

Царица Есфирь вскоре завоевала любовь и уважение народа, проявив справедливость, благородство и умение заботиться о нуждах других.

Прошли четыре года супружества. Царь решил выдвинуть одного из своих придворных на высшую государственную должность, но избрал он не того человека, который спас ему жизнь, а некого Амана*, сына Гаммедата, из Агага**. Свою привязанность к новому любимцу царь выразил тем, что приказал «всем служащим при царе, которые были у царских ворот» (Есф. 3, 2), преклонять перед ним колена и падать ниц. Один только Мардохей не кланялся ему в ноги: иудей считал постыдным воздавать земной власти такое почтение, каким мы обязаны только Богу. Мардохей, который считал подобное поклонение идолопоклонством, отказался исполнять это приказание царя и не кланялся гордому любимцу.
* Имя одной Мидийской провинции.
** Происхождение Амана возводится к Агагу, царю амаликитян, которого пощадил Саул (см.:1 Цар. 15, 7–9, 32, 33).

ПИР, УСТРОЕННЫЙ ЦАРЕМ В ЧЕСТЬ НОВОЙ ЦАРИЦЫ – ЕСФИРИ. ХУД. ИОГАНН ГЕЙС (1640–1704)

Раздраженный холодным и полным достоинства поведением Мардохея, Аман решился отомстить. Гордый честолюбец пришел в ярость и поклялся за это отомстить самым страшным образом. Мардохей умрет; но этого мало… Аман и решил не только «наложить руку на одного Мардохея», но и «истребить всех Иудеев», поскольку ему сообщили, «из какого народа Мардохей» (Есф. 3, 6)*.
* Полагают, что Аман был амаликитянином, и его гнев усиливался родовой ненавистью к еврейскому народу.

Аман обвиняет пред Артаксерксом народ, который жил в его государстве. Этот народ опасен, потому что соблюдает свои законы и имеет особенные обычаи. Притом он богат. Истребляя его, царь потерял бы только немного подданных сомнительной верности, но приобрел бы их сокровища, десять тысяч талантов серебра.

ЦАРИЦА ЕСФИРЬ. 1878 г. ХУД. ЭДВИН ЛОНГ (1829–1891)

Иудеи имели свои обычаи, но они помнили наказ пророка Иеремии жить мирно в чужеземном изгнании (Иер. 29, 7) и исполняли его. Изображая заботу о соблюдении интересов царя, Аман предложил ему избавить империю от этого опасного элемента, а чтобы заинтересовать царя, привел и финансовую выгоду от такого решения. Аман предложил внести в казну своих 10 тысяч талантов серебра. Сумма, обещанная Аманом, была очень велика, что говорит о его огромном богатстве, хотя он, конечно, собирался еще поживиться грабежом имущества тех, кого он хотел предать смерти.

Артаксеркс, который не придавал особой важности деньгам, уступил страху политической опасности. Кроме того, обманутый мнимым бескорыстием Амана, и не попытавшись внимательнее вникнуть в суть дела, он поручил Аману действовать от имени царя и передал ему свое кольцо с печатью.

ЕСФИРЬ БЕСЕДУЕТ С МАРДОХЕЕМ. 1675 г. ХУД. АРЕНТ ДЕ ГЕЛДЕР (1645–1727)

Облеченный такой страшной властью, Аман решил назначить время для кровавого истребления ненавистного ему народа, для чего бросил жребий (пур). Жребий пал на 13-й день месяца адара*. В месяц нисан** Аман от имени Атраксеркса подготовил указ, в котором приказывал сатрапам в 13 день адара истребить в своем царстве всех евреев. Указ был немедленно составлен, размножен, переведен, скреплен царской печатью и разослан во все концы империи посредством почтовой системы, введенной еще Киром. Указ предоставлял Аману богатство иудеев и предписывал «сатрапам царским и к начальствующим над каждою областью … убить, погубить и истребить всех Иудеев, малого и старого, детей и женщин, в один день, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца Адара, и имение их разграбить» (Есф. 3, 12–13).
* Месяц адар по современному календарю начинается в феврале.
** Месяц нисан по современному календарю начинается в марте. Пасха – великий праздник в память об избавлении израильтян из египетского рабства – справлялась 14 нисана. Указ же был написан 13 нисана, а введен в действие именно с 14 нисана. Таким образом, как раз в тот день, когда евреи праздновали великое избавление от своих прошлых врагов, египтян, они узнали о заговоре своего нового врага.

АМАН И МАРДОХЕЙ. ХУД. ПОЛЬ ЛЕРУА (1860–1942)

Этот страшный и неожиданный удар поразил отчаянием сердца всех израильтян. Отныне они считали себя жертвами, обреченными на неизбежную смерть. Под угрозой оказалось существование всего еврейского народа, обитавшего на территории Персидского царства, в том числе и в Палестине: «все области царя» (Есф. 3, 13). Лишь на том основании, что иудеи избраны Богом и живут по иным, чем другие народы, законам, они приговариваются к истреблению. Протяженность империи в то время была такова, что в случае удачи Аман мог стереть с лица земли целый народ. Однако вмешательство свыше разрушило его планы.

ЕСФИРЬ И МАРДОХЕЙ. 1675 г. ХУД. АРЕНТ ДЕ ГЕЛДЕР (1645–1727)

При виде страшного указа, объявленного в Сузах, Мардохей разодрал свою одежду, облекся во вретище, посыпал пеплом главу свою, с горькими воплями ходил по улицам города и в этом расстроенном виде явился ко двору. Наступил час, в который Мардохей обыкновенно приходил к вратам покоев царицы, но его все не было. Служанки царицы и стражи известили свою госпожу, что Мардохей не мог проникнуть во дворец, потому что ему, одетому в рубище и покрытому пеплом, в этом трауре вход в царское жилище был воспрещен. Смущенная Есфирь послала Мардохею одежды, но он отказался от них. Страж, по приказанию царицы, спросил Мардохея о причине его скорби, и тот передал послу царицы список с царского указа об истреблении иудеев.

ЕСФИРЬ И МАРДОХЕЙ ПИШУТ ПЕРВОЕ ПИСЬМО ПУРИМА. ХУД. АРЕНТ ДЕ ГЕЛДЕР (1645–1727)

Есфирь могла предупредить исполнение указа: Мардохей велел сказать Есфири, чтобы она заступилась перед царем за свой народ и остановила исполнение жестокого указа. Царица колебалась. Она дала знать своему нареченному отцу, что как бы ни был подданный близок к трону, ему запрещено являться к государю, если его не потребуют. Она не имела права приближаться к трону, а царь не вызывал ее к себе уже 30 дней. Как и любой другой человек, рискнувший войти к царю без вызова, она будет казнена, если только царский скипетр не окажется направленным в ее сторону. Даже будучи царицей, Есфирь не может защитить себя (Есф. 4, 13).

ЕСФИРЬ РИСКУЯ ЖИЗНЬЮ ЯВЛЯЕТСЯ НЕЗВАНОЙ К ЦАРЮ КОТОРЫЙ СКИПЕТРОМ ПОКАЗЫВАЕТ СВОЮ БЛАГОСКЛОННОСТЬ. ХУД. ЯКОПО ДЕЛЬ СЕЛЛАЙЛО (1442–1493)

Мардохей сурово принял ответ своей приемной дочери. Неужели Есфирь думает, что Бог возвел ее на царский трон для собственного счастья? Давая власть Своей твари, Бог делает ее Своим орудием самоотвержения и преданности. «Не думай,– говорил он,– что ты одна спасешься в доме царском из всех Иудеев. Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придет для Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете. И кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?» (Есф. 4, 13–14).

Мардохей и предупредил Есфирь, что положение царицы не спасет ее от смерти. Но если она откажется действовать, то избавление иудеев придет «из другого места» (Есф. 4, 14). Мардохей не сомневался, что Бог защитит Свой народ и что Он, намереваясь сделать это через Есфирь, предопределил избрание ее царицей. В этом глубочайший духовный смысл Книги Есфирь. Мардохей верит, что Бог управляет и политическими событиями, и отдельными жизнями, даже если властители не признают Его.

Есфирь не противоречила более. Она сказала, что для спасения своего народа готова погибнуть; приказала Мардохею собрать живущих в столице иудеев, которые должны поститься и молиться о ней три дня, сама же она также наложила на себя пост и с горькими слезами молилась Богу. «И сказала Есфирь в ответ Мардохею: пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть – погибну. И пошел Мардохей и сделал, как приказала ему Есфирь» (Есф. 4, 15–17).

ЕСФИРЬ ИДУЩАЯ К ЦАРЮ ХУД. ФИЛИППИНО ЛИППИ (1457–1504)

«И пошел Мардохей и сделал, как приказала ему Есфирь. И молился он Господу, воспоминая все дела Господни, и говорил: Господи, Господи, Царю, Вседержителю! Все в Твоей власти, и нет противящегося Тебе, когда Ты захочешь спасти Израиля; Ты сотворил небо и землю и все дивное в поднебесной; Ты – Господь всех, и нет такого, кто воспротивился бы Тебе, Господу. Ты знаешь всё; Ты знаешь, Господи, что не для обиды и не по гордости и не по тщеславию я делал это, что не поклонялся тщеславному Аману, ибо я охотно стал бы лобызать следы ног его для спасения Израиля; но я делал это для того, чтобы не воздать славы человеку выше славы Божией и не поклоняться никому, кроме Тебя, Господа моего, и я не стану делать этого по гордости. И ныне, Господи Боже, Царю, Боже Авраамов, пощади народ Твой; ибо замышляют нам погибель и хотят истребить изначальное наследие Твое; не презри достояния Твоего, которое Ты избавил для Себя из земли Египетской; услышь молитву мою и умилосердись над наследием Твоим и обрати сетование наше в веселие, дабы мы, живя, воспевали имя Твое, Господи, и не погуби уст, прославляющих Тебя, Господи» (Есф. 4, 17) – текст из Септаугинты.

АРТАКСЕРКС НА ТРОНЕ, СЦЕНА ИЗ КНИГИ ЕСФИРИ. ФРЕСКА СИНАГОГИ ДУРА-ЕВРОПОС. СИРИЯ. II–III вв.

Вначале Есфирь лишь повиновалась Мардохею, но когда опасность приблизилась, именно она предложила иудеям предпринять трехдневный пост. Пусть ее соотечественники помолятся о ней! Призыв Есфири к посту показывает, что она разделяла веру Мардохея в Бога, Который отвечает на молитву, хотя и не упоминала о Нем. Есфирь признавала власть более могущественную, чем царская, и решилась взять на себя инициативу. Ее миссия ходатаицы за свой народ требовала смелости и находчивости, ведь это могло стоить ей жизни.

Одетая в одежду скорби, с головой, покрытой пеплом, царица стоит на молитве. От нее одной зависит ее решимость; ей нужно победить в борьбе против собственной слабости, и один Бог может поддержать ее в этом. Собираясь предстать перед царем, Есфирь произносит одну из самых мужественных фраз, когда-либо сказанных библейскими женщинами: «…и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть, погибну» (4 Есф. 4, 16).

ЕСФИРЬ ПЕРЕД АРТАКСЕРКСОМ. ХУД. ЯКОПО ДЕЛЬ СЕЛЛАЙО (1441–1493)

И действительно, погибель ее зависела от нее самой. Она могла не рисковать,– стоило только забыть свой народ, предаться всецело своим обязанностям, упиваться ласками царя и льстивым почитанием народа. Но она вспоминает о миссии, которую Господь даровал детям Израиля. Что сделается с этой миссией, если не будет народа, который должен был ее выполнить? И она решает пожертвовать собой.

Растерзанная горестью царица просила Бога отцов своих, чтобы Он освободил их от предстоящей опасности, потому что, кроме Его, у них нет никакой другой помощи. «Господи мой! – восклицала она, обливаясь потоками слез. – Ты один Царь наш; помоги мне, одинокой и не имеющей помощника, кроме Тебя; ибо беда моя боле меня. Я слышала, Господи, от отца моего, в родном колене моем, что Ты, Господи, избрал себе Израиль из всех народов и отцов наших из всех предков их в наследие вечное, и сделал для них то, о чем говоришь им. И ныне мы согрешили пред Тобою, и предал Ты нас в руки врагов наших за то, что мы оставили богов их: праведен Ты, Господи! А ныне они не удовольствовались горьким рабством нашим, но положили руки свои в руки идолов своих, чтобы ниспровергнуть заповедь уст Твоих, и истребить наследие Твое, и заградить уста воспевающих Тебя, и погасить славу храма Твоего и жертвенника Твоего, и отверзть уста народов на прославление тщетных богов, и царю плотскому величаться вовек. Не предай, Господи, скипетра Твоего богам несуществующим, и пусть не радуются падению нашему, но обрати замысел их на них самих: наветника же против нас предай позору. Помяни, Господи, яви Себя нам во время скорби нашей и дай мне мужество. Царь богов и Владыка всякого начальства! даруй устам моим слово благоприятное пред этим львом и исполни сердце его ненавистью к преследующему нас, на погибель ему и единомышленникам его; нас же избавь рукою Твоею и помоги мне, одинокой и не имеющей помощника, кроме Тебя, Господи. Ты имеешь ведение всего и знаешь, что я ненавижу славу беззаконных и гнушаюсь ложа необрезанных и всякого иноплеменника; Ты знаешь необходимость мою, что я гнушаюсь знака гордости моей, который бывает на голове моей во дни появления моего, гнушаюсь его, как одежды, оскверненной кровью, и не ношу его во дни уединения моего. И не вкушала раба Твоя от трапезы Амана и не дорожила пиром царским, и не пила вина идоложертвенного, и не веселилась раба Твоя со дня перемены судьбы моей доныне, кроме как о Тебе, Господи Боже Авраамов. Боже, имеющий силу над всеми! Услышь голос безнадежных, и спаси нас от руки злоумышляющих, и избавь меня от страха моего» (Есф. 4, 17) – текст из Септаугинты).

АМАН И МАРДОХЕЙ. ХУД. ПОЛЬ ЛЕРУА (1860–1942)

Поступок Амана, решившего из ненависти к Мардохею погубить весь его народ, получает в молитве Есфири религиозное толкование; обращаясь к Богу, она говорит, что враги Израиля «положили руки свои в руки идолов своих, чтобы ниспровергнуть заповедь уст Твоих… и заградить уста воспевающих Тебя, и погасить славу храма Твоего и жертвенника Твоего, и отверзть уста народов на прославление тщетных богов…». Спасение иудеев, о котором просит Есфирь, трактуется как гарантия сохранения истинного богопочитания: «Не предай, Господи, скипетра Твоего богам несуществующим». Есфирь говорит с пренебрежением о своем царском достоинстве и свидетельствует, что, несмотря на жизнь в царском дворце, она продолжает исполнять предписания закона Моисеева: «…я гнушаюсь знака гордости моей, который бывает на голове моей… и не ношу его во дни уединения моего. И не вкушала раба Твоя от трапезы Амана и не дорожила пиром царским, и не пила вина идоложертвенного…»

ЦАРИЦА ЕСФИРЬ ПЕРЕД ЦАРЕМ АРТАКСЕРКСОМ. 1815 .г. ХУД. ФРАНЧЕСКО КАУЦИГ(1755–1828)

В третий день Есфирь окончила свой пост и решилась идти к царю. Действия Есфири, тщательно рассчитанные заранее, отражают мудрость, дарованную ей во время поста. Она знала, что должна действовать быстро, но очень мудро и осторожно. Есфирь оставляет свои траурные одежды, заменяет их украшениями царицы, приказывает сопутствовать себе служанкам. Под страхом потерять свое положение и жизнь, вопреки строгому придворному этикету Есфирь явилась к царю без приглашения. В греческом переводе Септаугинты сообщается, что, отправляясь к царю с двумя служанками, она призвала «всевидца Бога и Спасителя».

ЕСФИРЬ ПЕРЕД АРТАКСЕРКСОМ. 1778 г. ХУД. ФРАНЦИСК СМУГЛЕВИЧ (1745–1807)

Когда в нарушение строгого этикета Есфирь явилась к царю, Артаксеркс «обратив лице свое, пламеневшее славою, он взглянул с сильным гневом; и царица упала духом и изменилась в лице своем от ослабления и склонилась на голову служанки, которая сопровождала ее. И изменил Бог дух царя на кротость, и поспешно встал он с престола своего и принял ее в объятия свои, пока она не пришла в себя. Потом он утешил ее ласковыми словами, сказав ей: что тебе, Есфирь? Я – брат твой; ободрись, не умрешь, ибо наше владычество общее; подойди. И простер царь к Есфири золотой скипетр, который был в руке его, и подошла Есфирь и коснулась конца скипетра» (Есф. 5, 1–2) – текст из Септаугинты.

ЕСФИРЬ ПЕРЕД ЦАРЕМ АРТАКСЕРКСОМ. ХУД. ЯКОПО ТИНТОРЕТТО (1518 или 1519–1594)

Царь тотчас сменил гнев на милость, утешил Есфирь и ласково спросил: «Что тебе, царица Есфирь. Какая просьба твоя? Даже до полуцарства будет дано тебе» (Есф. 5, 3).

Артаксеркс простер свой скипетр в сторону своей супруги, она приблизилась к нему и открыла ему причину своего присутствия. Царь спрашивал у своей супруги, чего она желает, что он готов исполнить все, что ей угодно, даже отдать ей полцарства. Есфирь ответила, что у нее всего лишь одна просьба: чтобы царь пришел к ней на пир вместе с Аманом.

ЕСФИРЬ ПЕРЕД АРТАКСЕРКСОМ. 1887 г. ХУД. А. П. РЯБУШКИН (1861–1904)

Есфирь пригласила царя вместе с его любимцем Аманом к себе на пир, показывая этим важность своего дела. Премудрым промыслом Божиим, Астинь, не явившаяся по приглашению царя, была им отвергнута – Есфирь же, явившись без приглашения, обрела милость.

Царь согласился и, дав знать об этом своему любимцу, отправился на пир к Есфири. Аман был очень доволен, поскольку решил, что завоевал благорасположение не только царя, но и царицы. Теперь ему казалось, что он легко расправится со своим врагом Мардохеем. К концу пира Артаксеркс, повторил ей прежнее обещание исполнять все, чего она пожелает. Но Есфирь пригласила царя и министра пожаловать также к ней на праздник и завтра, обещав, что скажет супругу свое желание на этом втором пире. Артаксеркс согласился. Приглашение царского фаворита Амана было мудрым и смелым шагом.

ЕСФИРЬ ПЕРЕД АРТАКСЕРКСОМ. ХУД. ПАОЛО ВЕРОНЕЗЕ (1528–1588)

Есфирь знала, что, хотя она заслужила любовь и доверие своего супруга, ей предстояло вступить в борьбу против могущественных и зловещих сил. И лучше всего было повести дело не очень поспешно. Пусть главные участники предстоящих событий еще раз насладятся пиром, и тогда она сможет приступить к царю со своим делом.

Когда Аман, веселый и довольный оказанной ему честью, покинул пир, он встретил при царских воротах Мардохея, который даже не поднялся со своего места, увидев всесильного вельможу. Презрение, с каким относился к нему отверженный иудей, к тому же знающий о приготовленной для его народа погибели, привел его в неистовство. Он сознавался своим друзьям и родственникам, что при оскорблениях, которые ему наносил Мардохей своим непочтением, его не радуют царские милости. Они ответили: «Пусть приготовят дерево вышиною в пятьдесят локтей, и утром скажи царю, чтобы повесили Мардохея на нем; и тогда весело иди на пир с царем» (Есф. 5, 14). Аман подумал, что царица, дважды пригласившая его на пир, решила не ставить никаких препятствий в исполнении его мщения иудеям. По советам друзей Аман приказал воздвигнуть высокую виселицу и решил наутро просить у царя дозволения повесить Мардохея. Он рассчитывал, что царь подпишет смертный приговор Мардохею, и эта мысль наполняла его счастьем.

ЕСФИРЬ ПЕРЕД ЦАРЕМ АРТАКСЕРКСОМ. ХУД. ФИЛИППО ГЕРАРДИ (1643–1704)

Контраст между Аманом и Мардохеем вырисовывается все яснее по мере того, как каждый из них следует избранной им стратегии. Мардохей постился и скорбел, пока царь и Аман пировали. Мардохей изъявлял свою веру, в то время как Аман торжествовал, сооружая для него виселицу. Так шла борьба не на жизнь, а на смерть. И тогда Господь – неназванный и незримый, но, безусловно присутствующий в повествовании – побуждает царя наградить Мардохея почестями еще до того, как Есфирь обратится к царю с просьбой о «даровании» жизни ее народу.

ЕСФИРЬ ПЕРЕД ЦАРЕМ АРТАКСЕРКСОМ. ХУД. АНДРЕА ЧЕЛЕСТИ (1637–1712)

Поворотным пунктом оказалась ночь, в которую «Господь отнял сон от царя» (Есф. 6, 1). Артаксеркс не мог сомкнуть глаз и приказал читать себе хронику своего царства. Чтобы разогнать скуку бессонной ночи, царь приказал читать себе царские летописи. Там была запись о той опасности, от которой однажды избавил его Мардохей. Артаксеркс спросил у своих слуг, какая награда была дана его спасителю? Ему ответили, что Мардохей не получил никаких знаков царской благодарности. Как раз в это время к царю вошел Аман, чтобы просить у него приказания повесить своего врага Мардохея. Артаксеркс же думал о том, как бы наградить его.

ЕСФИРЬ ПЕРЕД ЦАРЕМ АРТАКСЕРКСОМ. ХУД. ЮЛИУС ШРАДЕР (1815–1900)

Царь спросил своего любимца Амана: «Что́ сделать бы тому человеку, которого царь хочет отличить почестию?» (Есф. 6, 6). Аман, вполне убежденный, что торжество готовится ему, с большой охотой перечисляет все свои желания. Он отвечал, что такого человека нужно почтить царским венцом и царским одеянием, посадить на коня и заставить одного из первых князей царства водить его по городу с провозглашением о царской милости: «Так сделано с человеком, к которому благоволит царь, в награду ему» (Есф. 6, 9). «И сказал царь Аману: тотчас же возьми одеяние и коня, как ты сказал, и сделай это Мардохею Иудеянину, сидящему у царских ворот; ничего не опусти из всего, что́ ты говорил» (Есф. 6, 10).

ТРИУМФ МАРДОХЕЯ. 1624 г. ХУД ПИТЕР ЛАСТМАН (1583–1633)

Аман совершенно не ожидал такой развязки. Но делать было нечего: надобно было повиноваться. С сердцем, разрывающимся от ненависти, покрытый стыдом, Аман исполнил царское приказание и воздал величайшую честь своему смертельному врагу. Когда кончилась церемония, он, униженный, «поспешил в дом свой» (Есф. 6, 12) и излил свой гнев пред женой и друзьями, которые не скрывали своих опасений. Промыслом Божиим Аман принужден был исполнить роль слуги в триумфе ненавистного ему Мардохея, но язычник не вразумился столь явным обличением Божиим. Его жена и друзья предвещали ему недоброе и предупредили Амана, что ему, вероятно, не удастся пересилить Мардохея, «ибо с ним Бог живой» (Есф. 6, 13); эти слова отсутствуют в еврейском тексте и имеются только в Септаугинте.

ТРИУМФ МАРДОХЕЯ. 1861 г. РИСУНОК А. П. САПОЖНИКОВА (1795–1855)

Далее события развиваются быстро. Во время их совета явился евнух и попросил Амана поспешить на пир к царице. Пришло время ему самому попасть в ловушку. Настал час, когда должна была решиться участь этого злого человека. Разбитый духом, он отправился на пир к Есфири, но там его ждала заслуженная участь.

На втором пиру, довольный угощением, Артаксеркс снова предложил Есфири просить у него все, что только она захочет, «хотя бы до полуцарства». И она упала к ногам царя и со слезами в глазах произнесла: «Если я нашла благоволение в очах твоих, царь, и если царю благоугодно, то да будут дарованы мне жизнь моя, по желанию моему, и народ мой, по просьбе моей! Ибо проданы мы, я и народ мой, на истребление, убиение и погибель. Если бы мы проданы были в рабы и рабыни, я молчала бы, хотя враг не вознаградил бы ущерба царя» (Есф. 7, 3–4).

ЕСФИРЬ, АРТАКСЕРКС И АМАН. ХУД. ЯН СТЕН (1625 или 1626–1679)

Эти слова, пугающие своей смелостью, уже гарантировали внимание царя. Она говорит царю о большой сумме, за которую фактически продан еврейский народ. Можно стерпеть, когда народ продают в рабство, но их продают на «истребление, убиение и погибель» – те же самые слова, что и в царском указе (Есф. 3, 13). Царица намекает на обещание Амана заплатить десять тысяч талантов за истребление иудеев; но никакими деньгами нельзя было компенсировать потери подданных. Есфирь хочет сказать, что она заботится об интересах царя и что люди для него гораздо важнее, чем деньги и иные накопленные сокровища.

ПИР У ЕСФИРИ. 1625 г. ХУД. ЯН ЛИВЕНС (1607–1674)

Затем царь получает следующий удар. На его вопрос, кто осмелился сделать это, Есфирь ответила: «Враг и неприятель – этот злобный Аман! И Аман затрепетал пред царем и царицею» (Есф. 7, 6). Он узнает, что именно Аман планировал уничтожить царицу и ее народ. Здесь особенно проявилась мудрость Есфири: приглашение Амана на пир поставило его прямо перед лицом той судьбы, которую он заслужил как враг не только иудейского народа, но и самого царя.

Есфирь не знала, какой будет реакция царя на известие, что она иудейка. Царь в гневе размышлял, как справиться с такой неожиданной ситуацией. «И царь встал во гневе своем с пира и пошел в сад при дворце» (Есф. 7, 7). «Аман же остался умолять о жизни своей царицу Есфирь, ибо видел, что определена ему злая участь от царя. Когда царь возвратился из сада при дворце в дом пира, Аман был припавшим к ложу, на котором находилась Есфирь. И сказал царь: даже и насиловать царицу хочет в доме у меня!» (Есф. 7, 7–8).

ЦАРЬ И АМАН НА ПИРУ У ЕСФИРИ. 1648 г. ХУД. РЕМБРАНДТ ХАРМЕНС ВАН РЕЙН (1606–1669). ГМИИ. МОСКВА

Аман, сидевший в пиршественной зале как гость, затрепетал от слов царицы, бросился к ее ногам царицы и в отчаянии умолял о пощаде. Персы во время трапезы возлежали. Аман в своем отчаянном положении пошел на нарушение придворного этикета, приблизившись к ложу царицы. Забыв об обычных условностях, он слишком приблизился к ней, чем вызвал еще больший гнев царя. Царь увидел Амана склонившегося на диване Есфири и решил, что это новое оскорбление от его прежнего любимца.
* В Ассирии в XI в. до Р. Х. к женщинам из царского гарема запрещалось приближаться ближе, чем на семь шагов.

ПИР ЕСФИРИ И АРТАКСЕРКСА. 1640 г. ХУД. ЯН ВИКТОРС (1619–1676)

Кто-то из придворных, известил царя о виселице, приготовленной Аманом «для Мардохея, говорившего доброе для царя» (Есф. 7, 9). Царь Артаксеркс больше не нуждался в подсказках. Он приказал повесить Амана на том самом дереве, которое было приготовлено для Мардохея. Так, Аман, сам того не зная, подготовил свою собственную казнь.

После всего случившегося Есфирь стала пользоваться еще большим доверием царя. Он отдал ей дом Амана и простер к ней свой золотой скипетр, а ее нареченный отец занял место Амана. Артаксеркс теперь узнал, какие узы соединяли царицу с его спасителем. На этот раз царское кольцо вручается Мардохею, ему же доверяются и государственные дела.

ТРИУМФ МАРДОХЕЯ. РОСПИСЬ СИНАГОГИ В ДУРА ЕВРОПОС. СИРИЯ. 250 г.

Но дело ее еще не было окончено, потому что указ об избиении иудеев еще оставался в силе, «ибо письма, написанного от имени царя и скрепленного перстнем царским, нельзя отменить» (Есф. 8, 8). Указ, подготовленный и разосланный Аманом, имел статус закона и не мог быть отменен (по этой же причине и Дарий вынужден был бросить пророка Даниила ко львам). Он был выпущен от имени царя (который один имел право его изменить) и был уже обнародован во всех имперских провинциях. Суровая необходимость заставила Есфирь снова приблизиться к царскому трону в качестве просителя за свой народ.

МАРДОХЕЮ ОКАЗЫВАЮТСЯ ПОЧЕСТИ. ХУД. Ю. Ш. ФОН КАРОЛЬСФЕЛЬД (1794–1872)

Она падает к ногам царя, плача и умоляя его отвратить «злобу Амана… и замысел его… против Иудеев» (Есф. 8, 3). И вновь она тщательно подбирает слова, стараясь не касаться темы закона, потому что, как было сказано прежде, что «впишется в законы Персидские и Мидийские… не отменяется» (Есф. 1, 19), к тому же царь должен был сохранить свое лицо. Мудрость и смелость ее были вознаграждены: царь дотронулся до нее своим скипетром, разрешая ей встать.
В отмену указа об истреблении иудеев Мардохей от имени Артаксеркса подготовил и разослал во все провинции новый указ «к Иудеям, и к сатрапам, и областеначальникам, и правителям областей от Индии до Ефиопии» (Есф. 8, 9). В этом указе, имевшем статус закона (Есф. 8, 13), говорилось, что «царь позволяет Иудеям… стать на защиту жизни своей»; при этом иудеи могли безнаказанно нападать на жилища всех своих врагов, убивать их с семьями и разграблять их имущество (Есф. 8, 10–11). Жертвами прежнего указа должны были стать «все иудеи, малый и старый, дети и женщины» (Есф. 3, 13); Иудеям же разрешалось защищаться с оружием в руках в случае нападения на них врагов, тогда как Аман предлагал совершенно хладнокровное уничтожение всех иудеев.

ЕСФИРЬ ПЕРЕД АРТАКСЕРКСОМ. 1655 г. ХУД. НИКОЛА ПУССЕН (1594–1665)

Первый указ лишал иудеев защиты со стороны государства и обеспечивал плату за проведения военных акций против них. Второй указ разрешал евреям формировать свои собственные военные дружины, а тем самым фактически лишал царской зашиты (но не финансовой поддержки) тех, кто был нанят бороться против иудеев. Врагами же иудеев были участники заговора Амана. То были отряды наемников или гарнизонные войска, организованные Аманом для участия в этой акции и получившие от него за это деньги. Когда «гонцы, поехавшие верхом на быстрых конях» (Есф. 8, 14), доставили списки этого указа в разные области Персидской империи, многие представители различных народов «сделались Иудеями, потому что напал на них страх пред Иудеями» (Есф. 8, 17).
Когда наступил решающий день – тринадцатый день месяца адара – «Иудеи взяли власть над врагами своими» (Есф. 9, 1). Повествование о событиях того дня не оставляет сомнений, что жертва стала победителем. И «никто не мог устоять пред лицом их, потому что страх пред ними напал на все народы» (Есф. 9, 2).

ЕСФИРЬ ПЕРЕД АРТАКСЕРКСОМ. ХУД. Г. ДОРЕ (1832–1883)

Кровопролития избежать было невозможно. В силу нового указа иудеи собрались в городах империи, вооружились и организовали массовое избиение своих врагов. Трижды автор книги замечает, что иудеи «на грабеж не простерли руки своей» (Есф. 9, 10, 15, 16), хотя им было разрешено грабить имение своих врагов. Следуя примеру Авраама, они не могли обогащаться имуществом поверженного врага (Быт. 14, 23). Такое необычное самоограничение не могло остаться незамеченным, оно поднимало иудеев в глазах других подданных царя. И в этой сдержанности проявляется отличие народа Божия от его врагов.
За спасением иудеев следует суд над их врагами, вина которых состоит в стремлении истребить народ Божий. Их настигает смерть, которую они готовили иудеям. Есфирь настаивает на демонстрации поражения Амана и предлагает повесить тела его сыновей для всеобщего обозрения, настаивает она и на окончательном истреблении врагов ее народа, оставшихся в Сузах и за пределами столицы. Часто Есфирь упрекали за это, но нельзя забывать, что враги ее народа были безжалостны и жестоки. И, кроме того, она заботилась не о своей безопасности, а о безопасности своего народа.
Всего в результате организованного иудейского сопротивления в империи были убиты 75 000 человек – цифра, напоминающая об указе Амана. Поскольку в эту битву были втянуты вес 127 провинций, то каждая потеряла около 600 человек. В Сузах избиение продолжалось два дня (13 и 14 адара), а на третий день (15 адара) иудеи «успокоились и сделали его днем пиршества и веселья» (Есф. 9, 18). В прочих областях уже 14 адара началось празднование победы (Есф. 9, 17), чем и объясняется в библейском тексте различная дата праздника у иудеев, живущих в городе и «в селениях открытых» (Есф. 9. 19): Мардохей разослал по всем областям империи письма, в которых иудеям предписывалось установить празднование в честь того, что «превратилась у них печаль в радость, и сетование – в день праздничный» (Есф. 9, 22).

Евреи отпраздновали спасение от гибели, которую готовил им Аман. В воспоминание о таком чудесном спасении был установлен особый праздник – Пурим, от слова «пур» – жребий (Есф. 9, 26)*, потому что Аман бросал жребий, чтобы найти подходящий день для осуществления своего плана истребления еврейского народа. Это избавление ассоциировалось с освобождением от фараона в период исхода. Как Пасха, так и Пурим говорят об одном: о превращении печали в радость, а скорби – в веселье.
* Найденная игральная кость времен царствования Салманасара (858–824 гг. до Р. Х.) – это одно из свидетельств, что в первый день нового года составлялся годовой календарь и бросался жребий с целью установления наиболее благоприятных дней. На этой кости имеется надпись «pur», откуда и берет начало слово purim в (Есф. 9, 24).
Иудеи постановили, что Пурим должен праздноваться каждый год в течение двух дней и что ни они, ни их потомки не могут этого отменить (Есф. 9, 27–28). Царица Есфирь также разослала «ко всем Иудеям в сто двадцать семь областей царства Артаксерксова» особое увещание о необходимости исполнения этих постановлений о празднике Пурим (Есф. 9, 29–32). В заключение сообщается о том, что царь возвеличил Мардохея, который стал в Персидской империи «вторым по царе Артаксерксе», а среди своего народа «великим… и любимым у множества братьев своих»; деяния Мардохея и те знаки отличия, которыми его наградил Артаксеркс, были записаны «в книге дневных записей царей Мидийских и Персидских» (Есф. 10, 2–3).

Итак, намерение Амана стереть с лица земли еврейский народ обернулось укреплением его единства и его духа через общие для всех испытания и чудесное избавление.

ПРАЗДНОВАНИЕ ПУРИМ

Накануне этого праздника (13 адара) бывает пост, который называется постом Есфири. Воздержание от всякой пищи продолжается только от восхода до заката солнца, а не в продолжение 24 часов. Утром 14-го дня раввины собираются в синагогу и читают книгу Есфирь, писанную на еврейском языке, на свитке пергамента, подобном древним рукописям.
А 14-го и 15-го адара народ предавался неудержимому ликованию. В собраниях народа с благоговением читалась «Книга Есфирь» и при всяком упоминании имени Амана все присутствующее ударяли руками и топали ногами, громко произнося: «да погибнет память о нем!». Для иудеев, история которых полна трагических событий, эта книга стала источником надежды. На протяжении столетий публичное чтение этой книги на празднике Пурим оживляло национальную надежду.

В наши дни праздник Пурим отмечается 14 и 15 марта, в те дни, когда во всех еврейских синагогах был прочитан указ Есфири. Согласно последнему постановлению царицы Есфири, этот праздник должен был отмечаться ежегодно, и это слово было «вписано в книгу» (Есф. 9, 32). Закон этот соблюдается и поныне. И в наши дни имя Амана произносится на собраниях во время богослужения Пурим, сопровождаясь каждый раз громким стуком, криками и топотом ног, а во время торжеств съедаются «шляпы Амана» (треугольные пироги).
Каждый из присутствующих должен разом, не переводя дыхания, прочитать имена десяти сыновей Амана. Они радуются, что последний имел такое незначительное потомство, что перечислить его можно не переводя дыхания. Все слушатели от малого до большого бьют молотком или топчут изображение этого врага народа Божия, которое повешено бывает на чем-нибудь подобно виселице; если же его нет, то эта церемония происходит над его именем или чем-нибудь другим; и все это происходит для того, чтобы унизить память амаликитянина. После этого посылаются друг другу дары, состоящие из съестного, и даются праздники, на которые приглашаются знакомые и бедные.
Уважение книге Есфири было столь большим среди иудеев, что каждая семья стремилась иметь ее рукописный текст для предписанного Талмудом чтения во время праздника Пурим. Это привело к появлению огромного количества отдельных рукописей книги, многие из которых были богато иллюстрированы миниатюрами и помещались в специальные ящики из золота и серебра.

ИМЕНА

В истории, о которой рассказывается в Книге Есфирь, внешне нет ничего сверхъестественного – ни явного Божественного вмешательства, ни таинственных происшествий. Действия участников происходящих событий логичны и понятны. Происходят как будто естественные события, которые, в результате, поразительным образом изменяют ситуацию. На первый взгляд кажется, что в этой истории нет ничего чудесного. И все же это захватывающее воображение чудо!
Книга Есфирь является прекрасной иллюстрацией к истине о Божественном провидении, показывая его действие в конкретное историческое время. Она подтверждает слов святого апостола Павла: «Ибо праведно пред Богом – оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым – отрадою…» (2 Фес. 1, 6–7). В обеих книгах «оскорбление» – это преследование народа Божия, который не может защититься. Мощное противодействие народу Божию сохранялось на протяжении многих веков, но «наша брань не против крови и плоти» (Еф. 6, 12). Иногда Бог вмешивается совершенно поразительным образом, как это было во время царицы Есфири.
В течение столетий, предшествовавших приходу Христа, само существование Церкви зависело от выживания еврейского народа. Поэтому Книга Есфирь, повествующая именно об этом выживании, неотделима от Библии и представляет особую ценность и для христиан.

Книга Есфирь прославляет всеохватывающее провидение и воздающую справедливость Бога, любовь Которого может ограждать и спасать Божий народ и в рассеянии среди других народов. Хотя имя Божие и отсутствует в еврейском тексте, все содержание книги свидетельствует о божественном провидении в человеческой истории.
В то время как в 167 стихах канонического еврейского текста персидский царь упомянут 190 раз, о Боге Израиля не говорится ни разу. Отсутствуют также ключевые библейские понятия и реалии: молитва, спасение, Иерусалим, храм и т. п. Из многочисленных иудейских религиозных обрядов упомянут только пост. Совсем иную картину представляет греческий перевод канонического текста. Во многих местах сделаны вставки, содержащие слова «Бог» и «Господь». Например, сообщается, что Мардохей приказал Есфири не только не говорить «о родстве своем и о народе своем» (Есф. 2. 20), но также «бояться Бога и соблюдать Его постановления». В Септаугинте приведены молитва Мардохея и молитва Есфири, которую она произнесла, прежде чем явиться перед царем. Все события Книги Есфири, описанные в добавлениях Септаугинты, трактуются как исполнение плана Бога о Своем народе, открытого заранее Мардохею.
Нельзя с уверенностью утверждать, что все подобные отличия греческого перевода от еврейского текста являются поздними вставками. Возможно, некоторые из них соответствуют первоначальному тексту книги, который впоследствии мог быть исправлен с целью свести к минимуму религиозную составляющую. Таким образом, основная богословская идея греческих переводчиков Книги содержится в добавлениях.

И Мардохей и Есфирь сознавали возможное значение ее пребывания в царском доме. Когда Есфирь попала в дом царя, ни она, ни Мардохей не знали, что предстоит им в будущем. Действия Амана нельзя было предвидеть, и не было известно, что он приобретет власть и влияние; все это произошло позже.
Вполне возможно, что в начале пребывания Есфири во дворце Аман и не испытывал осознанной враждебности к евреям, и у него явно не было определенных замыслов против них. И, тем не менее, Есфирь была готова к тому, что может случиться что-то неожиданное,– недаром вначале «не говорила Есфирь о своем народе и происхождении» (Есф. 2, 10). Эта осмотрительность не была случайной и не была необходимой лично для Есфири. Она действовала так по указанию Мардохея, которому была послушна. Есфирь предстала пред царем сиротой, не имеющей родственников, хотя это, естественно, могло повредить ее положению при дворе. Ведь человек неизвестного происхождения, без родственных связей, изначально вызывает пренебрежение и подозрения.

Вначале, когда Есфирь стала любимицей царя, это не дало никаких преимуществ «народу Мардохея» (Есф. 3, 6), как названы евреи в этой книге. А ведь в те времена в обычаях царей было вознаграждать фавориток из другого народа предоставлением благ и привилегий ее народу. Чужеземные наложницы нередко действовали в интересах своих соотечественников или приверженцев своей веры. Есфирь явно не искала такого влияния. Став царицей, она достигла высокого положения и имела возможность удовлетворить свое честолюбие; об этом женщина в те дни могла только мечтать. Тем не менее, Есфирь чувствовала, что ее задача более значительна и важна.

Отношения между Мардохеем и его племянницей – не просто родственный союз, и мы начинаем понимать, что Есфирь фактически выполняла определенную миссию, причем для нас не столь важно, делала ли она это сознательно и добровольно, или просто повинуясь Мардохею, своему духовному наставнику и руководителю.
Вопрос Мардохея: «И кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?» (Есф. 4, 14), произнесенный в критический момент, помогает читателю увидеть, что Божие провидение уже проявилось в избрании ее царицей. Мардохей разъяснил Есфири ее миссию спасительницы своего народа, а также то, что она не вправе уклониться от этой миссии и должна выполнить ее во что бы то ни стало. Сказав это, он поставил Есфирь перед трудным выбором. С одной стороны, она в один миг могла потерять все – и даже жизнь; с другой стороны, отказавшись от своей миссии, Есфирь до конца жизни осталась бы человеком, предавшим свой народ и веру. Но Есфирь согласилась принести себя в жертву ради спасения своего народа и, с честью выполнила свою миссию.

Имя Есфири стало символом преданности преследуемому народу и высшего триумфа правды и справедливости. Пост и молитва – это одна из главных тем книги, потому что только с их помощью Есфирь смогла обрести уверенность и решимость для активных действий. Чувства Есфири в связи с предстоящим испытанием, ее преданность народу, ее вера в Бога проявляются, когда она просит Мардохея призвать евреев поститься три дня и молиться об успехе ее миссии. В посте и смирении она умоляла всевидящего Господа, Бога веков, Который, видя смирение души ее, избавил народ, для блага которого она подвергла себя смертельной опасности.

Бог не оставляет Свой народ. Эта идея также проходит через всю книгу. Несмотря на то, что иудеи за свои грехи находятся в изгнании, Бог заботится о них. Он может избавить их независимо от того, пожелает ли Есфирь участвовать в этом избавлении (Есф. 4, 14), найдя для этого подходящие средства. На это же указывает неоднократное спасение Есфири и Мардохея от грозившей им смертельной опасности. В напоминании об этой заботе Бога о Своем народе состоит основной религиозный смысл праздника Пурим, об установлении которого рассказывается в Книге Есфири. Книга Есфирь остается напоминанием о благости Бога, Который использует несовершенное человечество для исполнения Своего великого замысла.

***

Еврейское имя Есфири было Гадасса («мирт»); когда же она стала царицей, ее имя было изменено на имя Есфирь, что значит «звезда». В историю она вошла со вторым именем. Эта перемена имени, по-видимому, ассоциировалось с похожими на звезды цветами мирта (мирт – вечнозеленый кустарник с прекрасными белыми душистыми цветами). Мирт в Священном Писании Ветхого Завета символизирует силу и красоту вечно живой, цветущей и благоухающей Духом Божиим Церкви Господней. То, что Есфирь была «красива станом и пригожа лицом» (Есф. 2, 7), было щедрым даром Бога и помогло в воплощении Его замысла. И она действительно стала путеводной звездой израильского народа, которому угрожало полное истребление.
Есфирь отдала себя в жертву ради спасения народа. Она не жила для себя, ожидая своего часа, чтобы встать на защиту богоизбранного народа. Как путеводная звезда, она вывела израильский народ из тьмы погибели на путь жизни.

Есфирь – одна из семи пророчиц Израиля. Значение Есфири в повествовании древнего автора подтверждается тем, что ее имя на протяжении книги повторяется 55 раз. Ни одна из библейских женщин не была упоминаема столь же часто. С ней может сравниться только Сарра, чье имя названо 51 раз.

Такое испытание жертвенностью (скрытое и не выраженное в словах Священного Писания), которое прошла Есфирь, сделало ее не просто значительной фигурой в еврейской истории, а величайшей национальной героиней. Она стала героиней благодаря своему бесстрашию, мудрости, проницательности. То великое место, которое она заняла в сердцах своего народа, утвердилось благодаря тому, что она приняла свое Божественное предназначение.

Но скорби и вражда не затмят Божией заботы, потому что как Бог печется о маленькой птичке, так и о детях Своих, ибо «у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10, 30). В Книге Есфирь вместо смерти иудеев последовала смерть их врагов. Иисус утверждал, что Он принес не мир, но меч (Мф. 10, 34). Божие провидение включает в себя и Его справедливость, и Его любовь при управлении нашим далеким от совершенства миром. И это проливает свет на ту роль, которая отводится в этом мире мечу.

Понять смысл достаточно жестокой борьбы, которую Израиль вел со своими противниками, можно, лишь исходя из перспективы Нового Завета. С этой точки зрения история Израиля имеет высшую цель. Обретенное в конце исторического пути Спасение дано не одному Израилю, но и всем народам на все времена. Израильтяне были вынуждены убивать язычников не только и не столько ради своего существования и спасения своих детей, но и для спасения потомков тех, кто тогда противодействовал их служению. Спустя полтысячелетия проповедь святого апостола Петра будут слушать «парфяне, и мидяне, и еламиты, и жители Месопотамии…» (Деян. 2, 9).

Попытка Амана уничтожить иудеев ставит под вопрос обетование, данное в Слове Божием. Но Бог остается верен Своему народу, когда тот со всей искренностью обращается к Нему. Ради своего народа Есфирь рискует жизнью и побеждает.
Служение Есфири подчинено общему ходу и задачам истории Ветхозаветной Церкви. Действия Есфири были направлены на сохранение народа израильского как «остатка», над которым действует промысл Божий, а спасение всего человечества произошло через пришедшего среди народа Израилева Мессию, родившегося от Девы.

Книга Есфирь особенно важна в наши дни, она представляет нашему взору потрясающий урок, побуждает нас к размышлению о соотношении библейских ценностей и ценностей этого все более удаляющегося от Бога мира. Эта книга ясно показывает, что судьба человека и целого народа может совершенно измениться, если он (человек или народ) идет наперекор вечным замыслам Бога.
Книга Есфирь вызовет благодарный отклик в христианских сердцах и напомнит о том, чем они обязаны таким крепким в вере иудеям, как Мардохей и Есфирь.
Большинство исследователей считают, что время написания книги – вторая половина V века до Р. X. Это предположение подтверждается более поздним иудейским преданием о том, что книгу Есфирь издала Великая синагога, учрежденная при Ездре.

Критики помещают Книгу Есфири среди величайших шедевров мировой литературы.
Имя Есфири обессмертило искусство таких мастеров как Готлиб Бирман, Юлиус Шрадер, Тинторетто; она продолжает жить в творчестве Жана Батиста Расина, написавшего пьесу о жизни Есфири, и в музыке Генделя, сочинившего ораторию «Есфирь» на текст английского перевода Расина. В Виндзорском замке есть также чудесные гобелены, на которых изображена драматическая история Есфири.

Александр Трофимов

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

14 НОЯБРЯ — СВЯТЫХ БЕССРЕБРЕНИКОВ И ЧУДОТВОРЦЕВ КОСМЫ И ДАМИАНА АССИЙСКИХ
ИКОНА СВВ. КОСМЫ И ДАМИАНА АССИЙСКИХ
АКАФИСТ СОБОРУ СВЯТЫХ ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

8 НОЯБРЯ — ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ДИМИТРИЯ МИРОТОЧИВОГО СОЛУНСКОГО
ИКОНА СВ. ВМЧ. ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО
ФЕССАЛОНИКИ – ГРАД СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ДИМИТРИЯ МИРОТОЧИВОГО. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

4 НОЯБРЯ — ПРАЗДНОВАНИЕ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (В ПАМЯТЬ ИЗБАВЛЕНИЯ МОСКВЫ И РОССИИ ОТ ПОЛЯКОВ В 1612 Г.)
kazikona12
ЗАСТУПНИЦА УСЕРДНАЯ. ИКОНА КАЗАНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ИЗ ВОЗНЕСЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…
ЧУДОТВОРНАЯ ЖАДОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
ВОЗРОЖДЕНИЕ ЖАДОВСКОЙ ОБИТЕЛИ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

4 НОЯБРЯ — СЕМИ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ
СЕМЬ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ. ИКОНА. РОССИЯ. XVIIIв.
СЕМЬ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

3 НОЯБРЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА СТАРЦА СХИАРХИДИАКОНА ИЛАРИОНА (ВЛАДИМИРА МИХАЙЛОВИЧА ДЗЮБАНИНА)ИЕРОДИАКОН ИГНАТИЙ (В СХИМЕ - ИЛАРИОН)
СТАРЕЦ СХИАРХИДИАКОН ИЛАРИОН (ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ ДЗЮБАНИН; 1924–2007). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

3 НОЯБРЯ — ПАМЯТЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА АЛЕКСАНДРА ЛЬВОВИЧА БОГОЯВЛЕНСКОГО (1879–1937 гг.)
ОЗЕРО ГРЯДЕЦКОЕ У СЕЛА ГРЯДЦЫ
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АЛЕКСАНДР ЛЬВОВИЧ БОГОЯВЛЕНСКИЙ (1879–1937 гг. ). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

28 ОКТЯБРЯ — ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА
br75
БИТВЫ РОССИИ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

«Природа является путем к Богу; она ведет к Нему, потому что вышла из Его творческих рук. Каждое дерево у дороги, каждый цветок в поле, каждый человек, встреченный нами на путях жизни, несет на себе отпечаток Создателя своего: удивительная красота и совершенство всего сущего и чудесно организованный порядок, всё соединяющий воедино, подтверждает на каждом шагу бытие Божие».

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

13 ИЮНЯ - ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК