Главная Памятные даты

О СЕМИ БЛАГОДАТНЫХ ДАРАХ

11 ноября – день кончины старца архимандрита Бориса (Холчева). Материалы для его прославления направлены в Комиссию по канонизации РПЦ от Ташкентской и Узбекистанской епархии.

***

ПАМЯТИ СТАРЦА АРХИМАНДРИТА БОРИСА (БОРИСА ВАСИЛЬЕВИЧА ХОЛЧЕВА; 1895–1971) ПОСВЯЩАЕТСЯ

АРХИМАНДРИТ БОРИС (ХОЛЧЕВ)

В 1970-1980-е годы мне приходилось ездить в командировки в места, где ковался «ядерный щит» нашей Отчизны. Особенно часто навещал я город Навои, где находился крупнейший завод по обогащению урана. Прямого рейса аэрофлота в Навои не было, поэтому приходилось лететь до Ташкента, а там пересаживаться на местный самолет до Навои или добираться туда же поездом. В Москве мне дали ташкентский адрес верующей женщины, чтобы можно было у нее переночевать, помолиться в местном соборе и утром отправиться в Навои. У этой женщины (имя ее Ольга) я узнал о ее духовном отце – прозорливом старце архимандрите Борисе (Холчеве), к тому времени уже почившем. Ольга дала мне почитать несколько толстых тетрадей с записями проповедей отца Бориса. Я был восхищен глубиной мудрости этих проповедей, увидел потрясающий дар слова старца, и мне захотелось их переписать. Ольга говорила, что у батюшки была великолепная дикция, говорил он медленно, так как видел, что прихожане записывали его слова. Ольга, скрепя сердцем, разрешила мне взять ее сокровище в Навои, чтобы за время командировки скопировать тексты. Мне удалось это осуществить, а на обратном пути я записал воспоминания Ольги о старце Борисе, а также получил тексты записей некоторых воспоминаний о нём духовных чад. Конечно, никаких имен по условиям того времени нельзя было называть. Вернувшись в Москву, я отдал машинистке перепечатать эти проповеди и загорелся целью написать жизнеописание старца Бориса.

ВЛАДЫКА ЕРМОГЕН ОТЕЦ БОРИС (ХОЛЧЕВ) — КРАЙНИЙ СПРАВА ОТЕЦ ПЕТР ГНЕДИЧ (ВТОРОЙ СЛЕВА)

Во время последующих поездок в Среднюю Азию я беседовал с людьми, знавшими отца Бориса, и записывал их воспоминания. Кроме того, мне дали тексты его огласительных бесед с крещаемыми и бесед о молитве Господней. Как-то мне принесли рукопись текста гимназического сочинения Бориса Холчева. Из всего этого получилась достаточно объемная книга, состоящая из жизнеописания, проповедей и бесед старца. Я давал эту книгу верующим друзьям, и она пошла «гулять» по стране, перепечатываемая и переписываемая многими людьми. Когда я встречаю современные тексты, посвященные жизни старца, то все они основаны на материале, собранном тогда, с различными добавлениями. Напечатать эту книгу в издательстве мне не пришлось, поскольку я предполагал составить большой том, посвященный православным подвижникам благочестия в Средней Азии, которую назвал «Сад угодников Божиих».

В этой публикации, кроме краткого жизнеописания старца, предлагаем одну его проповедь, которая изумила меня еще много лет назад. В разных книгах, статьях, толкованиях я пытался выяснить, сколько же существует даров Духа Святаго и как их именует Церковь. Речь шла обычно семи Дарах, но толкователи называли большее число. И вот в проповеди отца Бориса дано точное и глубокое объяснение духовной сути этих великих Даров. Текст этой проповеди и предлагаем вниманию читателей…

Александр Трофимов

***

О СЕМИ БЛАГОДАТНЫХ ДАРАХ

АРХИМАНДРИТ БОРИС (ХОЛЧЕВ)

Христос Воскресе!

О чем нам, братие, беседовать, как не о нашем Господе Иисусе Христе. В течение сорока дней после Своего Воскресения Он являлся Своим ученикам. Если вы читали Евангелие, то знаете, что все явления Господа не были безмолвны. Во время Своих явлений Он произносил какие-нибудь слова.

Слово человеческое имеет временное значение, а слово Господа – сверхвременно. Как в дни Своей земной жизни Господь словом исцелял недужных, воскрешал мертвых, изгонял бесов, словом имел власть над стихиями, и в Воскресении с каждым Его словом был соединен сверхвременный дар. И те слова, которые Он произносил после Своего Воскресения, имеют глубочайший смысл. Если мы внимательно отнесемся к тому, что повествуется в Евангелии, то увидим, что через эти слова Господь даровал человечеству семь благодатных даров, имеющих сверхвременное значение.

АРХИМАНДРИТ СЕРАФИМ, АРХИМАНДРИТ БОРИС (ХОЛЧЕВ) И ПРОТ. ФЕДОР СЕМЕНЕНКО ПОСЛЕ СОБРАНИЯ ДУХОВЕНСТВА. ТАШКЕНТ. 1960-е гг.

ПЕРВЫЙ ДАР был явлен в Его словах женам-мироносицам: «Радуйтесь!».

«Когда же шли они (мироносицы) возвестить ученикам Его, и се, Иисус встретил их и сказал: радуйтесь!» (Мф. 28, 9).

Слово это имело большую силу, оно дало великую радость женам-мироносицам и всему миру. Радости бывают разные, бывают греховные, губящие душу, а бывают негреховные – радость общения с родными, радость житейских успехов – они не греховны, но временны. Они отнимаются или болезнью, или смертью,– а есть такая радость, которую никто и ничто отнять не может: ни люди, на стихии, ни даже сама смерть.

Вот эту благодатную радость и даровал Господь женам-мироносицам. Она заключается в единении с Господом. Слово это было произнесено две тысячи лет назад, но имеет свою благодатную силу и доныне. Кто в единении с Богом, тот как бы принимает в свою душу эту радость, она ощущается всеми христианами от начала до вечности.

АРХИМАНДРИТ БОРИС (ХОЛЧЕВ)

ВТОРОЙ ДАР – мужество.

Второе слово Господа, обращенное к апостолам, было: «Не бойтесь!»

«Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братиям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мф. 28, 10).

Этим словом Господь дал людям дар духовного мужества. Когда человек отпал от духовного мира, он стал боязливым – стал бояться и людей, и природы. Страх этот умаляет человека до степени бессловесного животного. Страх и малодушие парализуют волю человека, а апостолы и первые христиане были окружены враждебным миром, старавшимися уничтожить их веру, и им особенно был нужен дар мужества. Этот дар пребывает и доныне в Церкви. Истинные христиане всегда радостны и мужественны.

ОТЕЦ БОРИС ХОЛЧЕВ ПОСЛЕ ВОЗВРАЩЕНИЯ ИЗ ЛАГЕРЕЙ

ТРЕТИЙ ДАР Господа – Мир благодатный.

В своем явлении ученикам Господь сказал: «Мир вам».

«Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди их и сказал им: мир вам» (Лк. 24, 36).

Когда человек удалился от Бога, были нарушены его отношения с Богом, мир между Богом и человеком, а также между душами отдельных людей. И этот нарушенный мир стал предметом исканий человечества. Между человеком и Богом после этих слов воцарился мир.

ЧЕТВЕРТЫЙ ДАР – дар разумения писаний.

АРХИМАНДРИТ БОРИС (ХОЛЧЕВ) В СВОЕЙ БИБЛИОТЕКЕ. ТАШКЕНТ

Апостол и евангелист Лука в своем Евангелии повествует о том, как Господь в Своем явлении двум ученикам, путешествующим в Эммаус, «отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк. 24, 45).

Человек может читать Священное Писание, но не понимать его, очи человека как бы закрыты. И у многих, кто раньше читал Священное Писание, очи были закрыты, сердца как бы окамененны. Древние иудеи хранили, но не разумели Писания. Верующие же христиане не только хранят, но и творят Писание.

ПЯТЫЙ ДАР открывается в словах Господа: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15). Этими словами Господь заповедал Своим ученикам благодатную проповедь, дар благодатного слова.

СИДЯТ СЩМЧ. ПЕТР ПЕТРИКОВ И АЛЕКСИЙ МЕЧЕВ И СВЯЩЕННИК БОРИС ХОЛЧЕВ. 1928 г. ВЕРЕЯ

Много было и до того разных проповедей, но Господь дал апостолам силу проповедью касаться сердца человека, дар возжигать словом это сердце, А от апостолов этот дар перешел к Церкви и сейчас хранится в ней.

ШЕСТОЙ ДАР, шестое слово Господа: «Итак, идите, научи́те все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19). Господь в Своем явления дал ученикам благодать и силу совершать Таинства, а Крещение – первое из них: это как бы дверь, которой христианин входит в Церковь.

Но есть еще СЕДЬМОЙ ДАР, данный Богом в Своем явлении апостолам. Этот седьмой дар неисчислимо превосходит все остальные шесть даров. Он даровал им Самого Себя. Сам Господь Иисус Христос – седьмой дар, данный человечеству.

КАБИНЕТ ОТЦА БОРИСА ХОЛЧЕВА

Какими же словами дал Он этот седьмой дар? «Се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28, 20).

Словами этими Господь дал Самого Себя не только апостолам, но дал Себя всем людям. Все люди, все народы стремились войти в общение, в единение с Высшим Существом, но без явления Господа, человек не знал, как это сделать.

Человек создан для того, чтобы стремиться к Богу, к единению с Ним. Без Бога человек не может жить, как не может жить растение без солнца. И Господь дал человеку дар богообщения. Мы утоляем нашу жаждущую душу, жажду быть с Богом. До этого люди только искали Бога, тянулись к Нему, а Господь дал им Самого Себя даром седьмым.

АРХИМАНДРИТ БОРИС (ХОЛЧЕВ)

В мире есть духовный Центр, и человек только тогда будет счастлив, когда соединится с этим Центром. Мы, братья-христиане, знаем тайну жизни, знаем, что путь к нему открыл нам Господь Иисус Христос этими семью благодатными дарами.

Вот какие семь слов обратил Господь к людям после Своего Воскресения – это Его семь благодатных даров. И они открыты нам не только для того, чтобы удовлетворять наше любопытство. Это обязывает нас стараться быть ближе к Богу, пребывать в Его Святой Церкви, исполненной благодатных даров.

Будем же Его настоящими учениками, откроем Ему свои сердца,– и тогда силою Своею Он преобразит нас, и мы сподобимся бесконечно славить Его со Безначальным Его Отцом и Святым Духом. Аминь

Архимандрит Борис (Холчев; 1895–1972)

АРХИМАНДРИТ БОРИС (ХОЛЧЕВ) (7.06.1895 – 10.10.1971)

ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ И МАРИЯ ПЕТРОВНА ХОЛЧЕВЫ — РОДИТЕЛИ АРХИМАНДРИТА БОРИСА

Будущий старец (в миру Борис Васильевич Холчев), родился 7 июня 1895 г. в городе Орел, в благочестивой семье Василия Михайловича Холчева и его жены Марии Петровны, он был старшим ребенком среди пятерых детей. Научившись читать в раннем детстве, он почти сразу начал собирать библиотеку, выдавал братьям и товарищам книги, записывал в карточки. Читал Борис постоянно, особенно любил русскую поэзию, часто декламировал стихи своим близким, изучал труды по философии, естествознанию, выписывал научные журналы. Чтобы покупать книги, давал уроки. В 1913 г. юноша с золотой медалью окончил Первую орловскую гимназию («с отличными успехами в науках, в особенности же в русском языке и философии») и поступил в Московский Императорский университет на философское отделение историко-филологического факультета.

В Москве посещал разные православные храмы, но в конце концов сердце его «прилепилось» к церкви святителя Николая в Кленниках на Маросейке и ее настоятелю, протоиерею Алексию Мечеву, ставшему духовным отцом юноши. С сыном о. Алексия – о. Сергием Мечевым, Бориса связывала глубокая духовная дружба, продолжавшаяся долгие годы.

БОРИС ХОЛЧЕВ В СТУДЕНЧЕСКИЕ ГОДЫ

В 1915 г. побывал в Оптиной пустыни, где в то время подвизались преподобные старцы отец Анатолий и отец Нектарий. К последнему и потянулась душа молодого человека. Отец Борис впоследствии говорил, что каждый человек несет в жизни свой крест, имеет свою Голгофу, и у каждого в утешение есть свой Фавор – переживания, сходные с радостным состоянием апостолов на горе Преображения: «Общение со старцем Нектарием было моим Фавором». Время от времени Борис ездил в Оптину, общался со старцем.

Из-за революционных событий и слабого здоровья (к ревматизму, вызвавшему хроническую болезнь сердца, прибавился туберкулез) Борис только в 1920 г. окончил университет, и ректор Орловского университета востоковед Н. И. Конрад пригласил его на должность научного сотрудника кафедры психологии. В Орле был секретарем церковного совета Воскресенского храма. В начале 1922 г., в ходе кампании по изъятию церковных ценностей, на квартире Холчевых был произведен обыск. Бориса арестовали и заключили в Орловскую тюрьму, где он находился с 22 апреля по 13 июня, когда был выпущен за отсутствием улик.

БОРИС ХОЛЧЕВ – СТУДЕНТ ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

В том же 1922 г. профессор Челпанов, помнивший своего одаренного талантливого ученика, пригласил его в Москву на должность сотрудника Научно-исследовательского института психологии. Борис Холчев работал ассистентом-психологом Института психологии при медико-педагогической клиники профессора Кащенко и в Первом вспомогательном институте для умственно отсталых детей. В этом институте он познакомился с близким ему по духу врачом Сергеем Алексеевичем Никитиным, с которым подружился, и по совету Бориса Сергей также стал прихожанином храма святителя Николая в Кленниках. С 1922 по 1924 гг. молодой ученый продолжал трудиться активно и плодотворно на научном поприще, готовил кандидатскую диссертацию, уже намечался день защиты. Борис поехал за благословением к старцу Нектарию в Оптину пустынь. Но преподобный старец, прежде весьма одобрявший и даже поощрявший научную деятельность Холчева, вдруг совершенно неожиданно сказал ему: «А теперь оставь все это и посвящайся во диаконы церкви Николы в Кленниках». Борис принял благословение старца с великим смирением и радостью о Господе.

БОРИС ХОЛЧЕВ СО СВОИМ ОТЦОМ

21 апреля 1927 г., в Великий Четверг, рукоположен в сан диакона архиепископом Бийским Иннокентием в домовой церкви митрополита Макария, в селе Котельники, неподалеку от Москвы.

21 июля 1928 г. рукоположен в сан священника епископом Арсением (Жадановским). Борис Холчев стал ближайшим сподвижником отца Сергия Мечева в окормлении прихожан храма на Маросейке.

16 февраля 1931 г. был арестован, обвинялся в том, что «являлся участником антисоветской организации, состоящей из лиц религиозного культа». Проходил по групповому делу «дело о. Бориса Холчева. Москва, 1931 г.». Во время предварительного заключения содержался в Бутырской тюрьме. 30 апреля 1931 г. Коллегией ОГПУ приговорен к пяти годам лагерей. Сначала отбывал срок на стройке в Красновишерске, затем его перевели в один из северных лагерей в Кемеровской области (город Юрга), где он сполна перенес ужасы лагерной жизни. В Юрге отец Борис встретился со знакомым по Оптиной пустыни иеродиаконом Рафаилом (Шейченко). Он работал ветеринарным фельдшером и жил не в бараке, а имел привилегированное положение, пользовался «отдельной комнатой» – стойлом в свинарнике. Отец Рафаил добился, чтобы отца Бориса не помещали в общий барак, а разрешили жить с ним в свином стойле. Там, по воспоминаниям отца Рафаила, они вдвоем встречали светлый праздник Христова Воскресения. За «ударную работу» лагерный срок сократили на год, и в 1935 г. отец Борис вышел на свободу – тяжело больным и крайне ослабленным физически, с возобновившимся процессом в легких.

ДИАКОН БОРИС ХОЛЧЕВ

Приехал в Орел, но там покоя ему не давали, вызывали в органы. И тогда по совету отца Сергия Мечева, который в то время работал фельдшером в Калинине, отец Борис в 1938 г. переселился в город Рыбинск, где 10 лет провел почти в затворе. Он получил инвалидность и невидимо для мира проводил дни и ночи в молитвенном подвиге. Тайно совершал Литургии. В основном служил один, изредка на Литургию приходили навещавшие его мать, сестра и маросейские духовные чада.

В 1948 г. о. Борису стало возможно служить открыто, и он приехал в Среднюю Азию к владыке Гурию (Егорову) Ташкентскому. 15 сентября 1948 г. его назначили штатным священником храма прп. Сергия Радонежского в Фергане. Почти сразу же он стал и благочинным Ферганского округа. В Фергане отец Борис служил до 1953 г. В это время правящим архиереем Ташкентской епархии стал архиепископ Ермоген (Голубев), в прошлом хорошо знавший отца Бориса. Он и перевел его в Ташкентский кафедральный Успенский собор. Ферганская паства провожала своего духовного наставника со слезами.

ОТЕЦ БОРИС ХОЛЧЕВ ПОСЛЕ ВОЗВРАЩЕНИЯ ИЗ ЛАГЕРЕЙ

В Ташкентском кафедральном Успенском соборе отцу Борису было поручено крестить взрослых. Во дворе собора была крещальная. Там батюшка беседовал с желающими креститься, исповедовал. Он считал невозможным крестить взрослых без предварительной беседы и исповеди. У него было глубокое понимание людей, чуткость, он умел подойти именно так, как того требовала душа человека. В храме почти за каждой Литургией, даже и в будние дни, отец Борис говорил хотя бы краткое слово. По воскресеньям после вечерней службы проводил беседы. На них обычно собирался полный собор народа. Люди стояли с тетрадками и записывали. У отца Бориса была прекрасная дикция, да и видя, что люди записывают, он старался говорить особенно отчетливо. В то время в собор приходили даже узбеки-мусульмане, называвшие отца Бориса «большой русский мулла». Но, к сожалению, беседы отца Бориса не могли долго продолжаться. Началась клевета, доносы. Отцу Борису запретили разговаривать с людьми наедине в крещальне. Принимать дома тоже было запрещено. Разрешили только исповедовать и беседовать в церкви наравне с другими священниками.

В 1955 г. отец Борис был назначен настоятелем Ташкентского кафедрального Успенского Собора. 7 октября 1955 г. был пострижен в монашество епископом Ермогеном. «Тебе,– сказал владыка, обращаясь к отцу Борису,– мы оставили прежнее имя. И вот по какой причине: когда мы постригаем юношу, или в зрелых годах человека, или овдовевшего священнослужителя, для которого с принятием пострига начинается новая жизнь во Христе, мы меняем ему имя. Тебе мы оставили твое прежнее имя, потому что сегодняшний день не кладет начало твоей новой жизни, не вносит существенных изменений в твою с юности посвященную Господу жизнь, а является лишь продолжением твоего служения Богу, лишь усугубляемого ныне иноческими подвигами».

КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ТАШКЕНТА И ДОМ, В КОТОРОМ ЖИЛ ОТЕЦ БОРИС ХОЛЧЕВ

26 ноября 1955 г. был возведен в сан архимандрита.

Владыка Ермоген (Голубев) выставил кандидатуру отца Бориса на епископство и повез его в Москву, будучи уверенным в успехе и захватив облачение для хиротонии, но гражданские власти не пропустили. Позже отец Борис сказал своему духовному сыну, что при настоящем церковном положении он не мог бы быть епископом, поэтому молился, чтобы Господь отвел это – и молитва его была услышана. Отец Борис вернулся на свое служение. В эти годы батюшка почти ослеп – полная катаракта обоих глаз. 4 января 1956 года он был освобожден от обязанностей благочинного, в 1957 г. – от обязанностей настоятеля кафедрального собора с оставлением его в числе причта и назначением духовником епархии. Это послушание он нес до самой блаженной кончины. Один из окормлявшихся у него священников пишет:
«Батюшка часто повторял, что он является духовником, а не старцем. Но говорил он это, конечно, по своему смирению, ибо был истинным старцем. В его лице Среднеазиатская епархия получила продолжение оптинского старчества». Из рассказов его духовных детей известно много случаев прозорливости, которую отец Борис усердно старался скрывать.

МОГИЛА АРХИМАНДРИТА БОРИСА ХОЛЧЕВА

В последние годы жизни отца Бориса, кроме почти полной слепоты, у него появились частые боли в сердце, бессонница, постоянная боль в ногах, от которой и походка стала прихрамывающей. Но, несмотря на все это, он так же постоянно служил (благодаря написанным очень крупно молитвам), так же каждый вечер исповедовал всех до последнего человека, беседовал.

За день перед своей кончиной он сказал, что человек воспринимает мир через пять чувств, но есть люди, которые наделены шестым чувством – интуицией. Но есть еще те, кто обладают седьмым чувством. Они воспринимают самые тонкие и сокровенные чувства и мысли людей – этим чувством обладали и обладают старцы, которые видят душу человеческую. Это были его последние слова. Благословив всех, он ушел к себе.

Утром 11 ноября 1971 г. ему стало плохо с сердцем, и он попросил приехавшую из Москвы духовную дочь Елену Сергеевну Волнухину вызвать «скорую». Елена Сергеевна сидела у его постели. Пульс постепенно слабел и, наконец, совсем изчез. Погребен старец архимандрит Борис на кладбище в Ташкенте, возле часовни в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость».

Добавьте комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

6 ДЕКАБРЯ — СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
ИКОНА СВ. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО С ЧАСТИЦЕЙ ЕГО МОЩЕЙ - КЕЛЕЙНАЯ ИКОНА СВМЧ. СЕРАФИМА (ЧИЧАГОВА)
СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
ДЕКАБРЬ 2022 г. ДЕНЬ ЗА ДНЁМ

6 декабря / 23 ноября – День памяти св. благоверного князя Александра Невского (1220/21-1263)
***
6 декабря 1240 г. – После долгой осады монголо-татарские войска ворвались в Киев.
В 1239 г. армия хана Батыя предприняла новый поход на Русь. До этого монголы разбили основные силы Владимиро-Суздальской земли, взяли и разграбили четырнадцать городов Северо-Восточной Руси. Батый мечтал об империи, протянувшейся от Тихого океана до Атлантики. Теперь его путь лежал в южные и западные земли. Однако легкой победы добиться не удалось. Все города русичей приходилось брать штурмом. Первым захваченным городом стал пограничный Переславль, затем Чернигов. К декабрю 1240 г. Батый подошел к Киеву. Хан не хотел разрушать красивый город и предложил горожанам сдаться без боя. Однако киевляне решили биться насмерть. Осада Киева длилась долго. На защиту города вышли все его жители от мала до велика. По свидетельству летописца «один бился с тысячей, а двое – с тьмою». Монголам пришлось использовать стенобитные орудия. Через провалы в стенах монголы ворвались в город. Последний оплот защищавшихся – Десятинная церковь – пал (согласно историческим документам) 6 декабря 1240 г.
***
6 декабря / 26 ноября 1590 г. – Царским указом запрещен переход крестьян от одного хозяина к другому.
Отмечавшийся на Руси 26 ноября по старому стилю Юрьев день (когда чтится память святого Георгия) завершал годовой цикл сельскохозяйственных работ и позволял крестьянам, в период времени за неделю до Юрьева дня и неделю после него уйти от старого хозяина.
26 ноября) / 6 декабря 1590 г. царь Феодор Иоаннович по инициативе Бориса Годунова издал указ, запрещавший переходы крестьян от одного владельца к другому даже в Юрьев день. Этот запрет оказался неожиданным для крестьян, именно тогда возникла поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». Однако у крестьян еще оставалась возможность скрыться от помещиков. В 1597 г. вышел указ об урочных летах, впервые определявший срок сыска беглых крестьян – 5 лет. Если в течение «урочных лет» помещик не сумел найти своего крестьянина и не подал челобитную о его розыске, он терял на него право и беглый закреплялся за новым владельцем. Норма «урочных лет» прикрепила к земле не только беглых крестьян, но и их детей и жен, ранее не подпадавших под действие «заповедных лет». Любой переход рассматривался как бегство. Беглый подлежал возврату со всей семьей и имуществом.
***
6 декабря / 25 ноября1741 г. – В результате государственного переворота российской императрицей стала Елизавета Петровна (1709-1762), дочь Петра I и Екатерины I.
Елизавета Петровна росла веселой красавицей и была прекрасно образована. После брака родителей, и принятия в 1721 году Петром I императорского титула, дочери Анна и Елизавета получили титул «цесаревны», который отделял детей императора от других членов дома Романовых. Петр, сын казненного царевича Алексея, назывался великим князем, а племянница Анна Иоанновна царевной.
Завещание Екатерины I предусматривало права Елизаветы и ее потомства на российский престол после Петра II (сына царевича Алексея) и Анны (старшей дочери Петра I). Но после неожиданной кончины Петра II в 1730 г., Елизавета оказалась законной наследницей престола, поскольку ее сестра Анна отреклась за себя и своих потомков от прав на российскую корону. Несмотря на завещание, Верховный тайный совет, признав Елизавету незаконнорожденной, отказал ей в правах на престол и «пригласил на царство» Анну Иоанновну, в правление которой Елизавета находилась в опале и была очень далека от политической жизни. Хотя в свете она показывалась достаточно часто и по-прежнему блистала на балах. После смерти Анны Иоанновны в 1740 г. трон наследовал ее двухмесячный внучатый племянник Иван Антонович, но в результате реальная власть перешла к его матери – Анне Леопольдовне.
Русское дворянство и аристократия были недовольны режимом последних правительниц, а широкие слои русского общества считали, что все беды происходят от захвата власти «иноземцами». Но если Анна Иоанновна была русской, то Анна Леопольдовна со своим супругом принцем Антоном Ульрихом Брауншвейгским являлись в глазах народа «чужими», несправедливо правящими Россией от имени младенца-императора, их презирали. Тем более, большое количество «немцев», занимавших главные посты в государстве, тоже многих не устраивало. Бирона ненавидели все, Миниха и Остермана не любили. В этих обстоятельствах массовые симпатии русского общества оказались на стороне Елизаветы, «русской сердцем и по обычаям», на дочь Петра Великого возлагали большие надежды. Центром движения в ее пользу стали казармы гвардейского Преображенского полка. Но немало потрудилась для завоевания симпатий гвардейцев и сама цесаревна. Она часто проводила время в казармах «без этикета и церемоний», одаривала гвардейцев деньгами и крестила их детей. Разговоры о возможном дворцовом перевороте начались ещё в начале 1741 г. Слухи о том, что Елизавета что-то затевает, неоднократно доходили до Анны Леопольдовны, но она не верила. Круг близких сторонников Елизаветы ограничивался в основном «кавалерами» ее двора. В подготовке переворота участвовали Разумовские, братья Шуваловы и Воронцов. Руководителями заговора являлись Лесток и сама цесаревна.
В ночь на 25 ноября / 6 декабря 1741 г. Елизавета Петровна, при поддержке своих сторонников и гвардейских офицеров совершила государственный переворот. В казармах Преображенского полка она обратилась к своим приверженцам: «Други мои! Вы знаете, чья я дочь, ступайте за мною! Как вы служили отцу моему, так и мне послужите верностью вашей».
Не встретив сопротивления, с помощью трёх сотен верных гвардейцев Елизавета заняла Зимний дворец и провозгласила себя новой императрицей. Вызванные полки принесли ей присягу. Солдаты разбудили и арестовали Анну Леопольдовну и ее мужа, а младенца-императора Ивана VI забрала сама Елизавета. К семи часам утра переворот завершился, причём без пролития крови. Наутро после переворота была готова форма присяги новой императрице, и был обнародован манифест, в котором говорилось об узурпации власти иностранцами. Елизавета распорядилась арестовать всю Брауншвейгскую фамилию и ее приверженцев, но «в остальном с ними обходились без ненужной жестокости».
Еще через 3 дня был издан второй манифест, в котором провозглашалось, что Елизавета Петровна вступила на престол «по законному праву, по близости крови к самодержавным родителям». Право дочери Петра I на российскую корону подкреплялось ссылкой на завещание Екатерины I. Елизавета Петровна Романова короновалась в апреле 1742 года.
Иван Антонович был объявлен незаконным государем, не имевшим «никакой уже ко всероссийскому престолу принадлежащей претензии, линии и права», и заключён в Шлиссельбург, а остальное Брауншвейгское семейство отправлено в Холмогоры. Фавориты прежней императрицы Миних, Левенвольде и Остерман были приговорены к смертной казни, позднее замененной ссылкой в Сибирь – чтобы показать Европе терпимость новой самодержицы. Своих же приверженцев Елизавета щедро наградила. Рота Преображенского полка была наименована лейб-компанией. Все рядовые были пожалованы в дворяне и наделены имениями, другие участники переворота также получили высокие чины и подарки.
Стоит отметить, что подобные государственные перевороты были и до, и после Елизаветы Петровны, но есть ряд особенностей, присущих этому событию: с одной стороны, патриотические лозунги в гвардии, с другой – особая роль самой Елизаветы, которая не только приняла участие в перевороте, но и лично возглавила его, а затем сумела удержаться на престоле в течение 20 лет, являясь продолжательницей петровских традиций и преобразований. В целом, внутренняя и внешняя политика Елизаветы отличались стабильностью и нацеленностью на рост авторитета и мощи государственной власти.
Императрица Елизавета была последней правительницей России, являвшейся Романовой «по крови». Официальным наследником престола она назначила своего племянника (сына сестры Анны) – будущего Петра III и женила его на принцессе – будущей Екатерине II. В его официальный титул были включены слова «Внук Петра Великого».
***
6 декабря 1813 г. – Родился Николай Платонович Огарёв (1813-1877). Поэт, публицист, русский революционер.
***
6 декабря 1971 г. – В Париже умерла Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская, польск. Matylda Maria Krzesińska; 1872-1971). Русская балерина, прима-балерина Мариинского театра, заслуженная артистка Его Величества Императорских театров, педагог.

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

Однажды ночью идя домой, я увидел впереди громко лающую свору собак. Мне было страшно идти дальше,– постояв какое-то время, я повернул назад и отправился к дому обходными путями. Маме я ничего не сказал об этой истории. Но на следующий же день мне стало очевидно, что она знает о моем вчерашнем поведении, поскольку сама завела разговор о страхе и боязливости. Передаю ее слова: «Каждый человек, и особенно верующий в Бога, обязан преодолевать страх. Это очень опасная и губительная страсть. Если ее не преодолеть, то в самый важный и трудный момент жизни, когда придется выбирать между добром и злом, человек может стать отступником и предателем. Мы знаем, как во время гонений люди из-за трусости отрекались от Христа. С этой страстью следует бороться постоянно, преодолевая страх и боязливость в самых разных проявлениях. Если ты чего-то боишься, нужно идти навстречу этой опасности с молитвой к Богу, к Божией Матери, к своему Ангелу-хранителю. Но самое надежное средство к победе над этой страстью – любовь, окончательно страх может победить только любовь».

2 МАЯ 2001 г. ОСВЯЩЕНИЕ ЧАСОВНИ СВ. МАТРОНЫ В Г. СХОДНЯ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

5 ДЕКАБРЯ — ДЕНЬ КОНЧИНЫ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II
patralex40
РУСЬ ОТЧАЛИВШАЯ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

4 ДЕКАБРЯ — ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. XV в. СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

3 ДЕКАБРЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА МИТРОПОЛИТА СИМБИРСКОГО И НОВОСПАССКОГО ПРОКЛА
prokl86
БОГОМУДРЫЙ АРХИПАСТЫРЬ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

3 ДЕКАБРЯ — СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ ТИХВИНСКИХ

СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ ТИХВИНСКИХ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ПРОТОИЕРЕЙ ИОАНН САРВ, ПРЕСВИТЕР ТИХВИНСКИЙ (1867–1937)
ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК АРСЕНИЙ (ДМИТРИЕВ), ИГУМЕН ТИХВИНСКИЙ (1872–1937)
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ЕМИЛИАН (ЕМИЛИАН ИВАНОВИЧ ПАНАСЕВИЧ), ПРЕСВИТЕР ТИХВИНСКИЙ (1875–1937)
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВАСИЛИЙ КАНДЕЛЯБРОВ, ПРЕСВИТЕР СЕННОВСКИЙ (1889–1937)
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК НИКОЛАЙ ПОКРОВСКИЙ, ПРЕСВИТЕР НИКОЛЬСКИЙ (1895–1937)
СВЯТАЯ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА ИГУМЕНИЯ ИОАННИКИЯ (АЛЕКСАНДРА ЯКОВЛЕВНА КОЖЕВНИКОВА; 1859–1937)

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

1 ДЕКАБРЯ — ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ГЕОРГИЯ КОНСТАНТИНОВИЧА ЖУКОВА
МАРШАЛ Г. К. ЖУКОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
МОЖАЙСКИЙ ДЕСАНТ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

29 НОЯБРЯ — ДЕНЬ КОНЧИНЫ МИТРОПОЛИТА ТРИФОНА (ТУРКЕСТАНОВА)
mitrifon7
ПАМЯТИ МИТРОПОЛИТА ТРИФОНА (1861–1934). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 НОЯБРЯ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА ВАВИЛОВА

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ВАВИЛОВ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

25 ИЮЛЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ

Мама жила в ритме природы, постоянно любовалась своим садом в разное время года, специально выходила помолиться среди кустов и деревьев. В течение многих лет она делала выписки из разных книг и статей по народному календарю: там были сведения о приметах погоды в связи с церковным календарем, о прилете и отлете птиц, о свойствах и красоте цветов, деревьев и других растений, а также камней и минералов. Мы постоянно выписывали журнал «Наука и жизнь», из которого мама вырезала и подшивала ежемесячные заметки о природе и календаре. Из того, что собрала мама, можно было бы составить интереснейшую книгу. Все эти материалы были постоянно «в ходу»: когда приходили очередные посетители, мама открывала раздел своего собрания, соответствующий месяцу, неделе и даже конкретному дню и начинала читать выдержки. В такие минуты я не выдерживал, оставлял все свои дела и присоединялся к слушателям…

К сожалению, размеры книги не позволяют опубликовать интереснейшие сведения, которые собрала мама по народному календарю. Поэтому вниманию читателей предлагается лишь один календарный месяц – март. Весна была любимым временем года, а март – любимым ее месяцем, недаром в нем совершились столько важнейших событий ее жизни. 21 марта родился я, в марте сделали маме серьезную операцию, в марте умер мой отец, в марте отошла в вечность и мама. Она знала, что уйдет из жизни в марте, знала даже число – 29-е, о чем сохранились такие свидетельства: за день до смерти она попросила меня снять все деньги с ее пенсионной книжки, чтобы не нужно было потом ходить по инстанциям и оформлять наследство (и здесь, даже перед лицом смерти она думала о том, как избавить сына от лишних хлопот). Сохранился листок с выпиской из церковного календаря, сделанный рукой мамы: на нём записаны даты от 27 до 31 марта с указанием памяти святых каждого дня. Сделана эта запись много лет назад, еще до смерти отца, и именно в этом интервале умерли отец (27 марта) и мама (29 марта – день памяти мученика Трофима).

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

МАРТ. ДЕНЬ ЗА ДНЕМ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

А. Трофимов

О МОЛИТВЕ

http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/05/7mol10.jpg

Дорогие посетители сайта, пришло время вспомнить и восстановить древнюю ветхозаветную и апостольскую традицию – семиразовую молитву в течение суток, совершаемую каждые три часа (в 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 часа). Эта молитва особенно действенна в условиях испытания, посланного нам – угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Предлагаю Вам ознакомиться с главой из книги «РИТМЫ ЦЕРКОВНОГО ГОДА», написанной много лет назад и размещенной на этом сайте: О СЕМИРАЗОВОЙ МОЛИТВЕ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ… http://alexandrtrofimov.ru/?p=766
В ней дается историческое и богословское обоснование необходимости этой молитвы. Сейчас, в условиях карантина православным людям совсем не сложно включиться в этот молитвенный ритм.
Присоединяйтесь к ежедневной семиразовой молитве, рассылайте текст статьи и сообщения о ней своим друзьям и знакомым.
***
Святейший Патриарх Кирилл благословил молитву, которую уже произносят за богослужением во всех православных храмах, ее можно присоединить к семиразовой молитве:
МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВРЕДОНОСНОГО ПОВЕТРИЯ ЧТОМАЯ
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Александр Трофимов

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК