ГРАД СОЛУНЬ
Славен был в древнем мире град Солунь. Первое, что вспоминается при звучании имени этого города: «К Солуняном послание святаго апостола Павла чтение…». Солунь (Фессалоники, Салоники) – столица Македонии, основан в 315 году до Рождества Христова на месте еще более древнего города Ферма полководцем Александра Македонского Кассандром. Новую столицу Македонии Кассандр назвал именем своей жены – Фессалоники – сестры (по отцу) Александра Македонского, пытаясь тем самым утвердить свое право на его наследие.
При владычестве римлян город стал одной из крепостей, охранявших стратегическую дорогу, ведущую из внутренних областей империи на восток а впоследствии – пограничным пунктом между Римской империей и славянскими племенами, проникавшими на Балканы и постепенно их заселявшими. Город был хорошо известен в славянских землях и вскоре болгарское название «Солунь» стало вытеснять греческое «Фессалоники».
Издавна здесь жило много евреев. К ним была обращена проповедь святого апостола Павла, основавшего здесь первую христианскую общину. Ей и адресовал Апостол два Послания.
Евангелие быстро распространилось среди язычников, и солунская община стала драгоценным украшением древней христианской Церкви. В первые века христианства многие из граждан города засвидетельствовали свою веру мученической кончиной, а среди них особую благодать перед Богом обрел святой великомученик Димитрий (281–306), ставший небесным покровителем города и одним из самых чтимых святых греческого Православия.
ПОДВИГ СВЯТОГО ДИМИТРИЯ И ПОСТРАДАВШИХ С НИМ
В царствование императора Диоклетиана городом управлял проконсул из именитого солунского рода. Это было время жестоких гонений на христиан. Поэтому проконсул и его жена – тайные христиане – никогда не объявляли открыто о своей вере. Когда у них родился сын, ему дали традиционное солунское имя «Димитрий» – в честь богини Деметры, особенно почитавшейся в Македонии. Мальчика крестили в тайной церкви, устроенной в доме проконсула, и наставляли в христианской вере. Димитрий рос отважным и сильным, и избрал воинское поприще.
В 305 году император отказался от власти и ушел на покой. Многие христиане восприняли эту весть с чувством радости и облегчения, так как Диоклетиан был самым жестоким гонителем христиан изо всех, кого знала древняя Церковь.
В это время умерли родители Димитрия, и император Галерий Максимиан, вступивший на престол в том же 305 году, вызвал сына проконсула Фессалоник в столицу.
Убедившись в образованности и воинской доблести Димитрия, император назначил его проконсулом на место отца. Поручая ему эту должность, император сказал: «Сохраняй родной твой город и очисти его от нечестивых христиан, предавай смерти каждого, кто только призовет имя Распятого».
Приняв назначение, Димитрий возвратился домой и с честью был встречен жителями Фессалоник. Но вместо того, чтобы гнать и казнить христиан, он перед всеми исповедал Христа и начал открыто проповедовать.
Составитель жития святого Димитрия говорит, что он стал для Фессалоник «вторым Павлом». Хотя Димитрий правил недолго народ успел его полюбить. Он был другом обиженных и обездоленных. Все жители города, независимо от национальности и вероисповедания,– бедные и притесняемые, рабы и чужестранцы видели в нем покровителя и заступника. В отличие от отца, Димитрий открыто приходил на собрания христианской общины. На вечери любви проконсул возлежал за одним столом с рабами, ремесленниками, нищими, чужестранцами – с теми, от кого отворачивались люди его круга.
Однако не могла быть долгой власть христианского градоправителя в языческом государстве, поскольку ни один императорских эдиктов, направленных против христиан, не был отменен. Осенью 306 года весь город всколыхнуло известие: император Максимиан – смертельный враг христианства, должен прибыть в Фессалоники. Узнав, что новый проконсул – христианин, и что он многих обратил в христианство, император, возвращавшийся из похода в Причерноморье, решил расправиться с солунскими христианами.
Ожидая прибытия Максимиана, Димитрий поручил своему верному слуге Луппу раздать нищим все свое и имущество, сказав: «Раздели сие богатство земное между ними, будем искать себе богатство небесное». Сам же стал молиться, готовясь к испытанию.
Войдя в город, император призвал к себе Димитрия и потребовал отвечать, правда ли то, что проконсул – христианин? Максимиан сказал еще: «Желая почтить римских богов, я отдал приказ об устройстве общественного жертвоприношения и надеюсь увидеть на торжествах первого гражданина города. Твердо и ясно Димитрий отказался от предложения, исповедав себя христианином. Император пытался убедить его послушаться, напоминая о воинской дисциплине и карьере, но Димитрий не согласился.
После жертвоприношения, на котором Димитрий не присутствовал, по городу разнесся слух, что любимый правитель заключен в тюрьму. Древнерусский агиограф так объясняет действия Максимиана: «Царь боялся градьского восстания, вси бо мужи, не яко подручни, но яко обладаема, не яко слуги, яко уди телу, к Димитрию привезани бяху».
В темнице Димитрий непрестанно молился, зная, об ожидавшей его мучительной смерти. Житие повествует, что святой удостоился посещения Ангела, призвавшего его к мужеству в предстоящем подвиге. Верный слуга Лупп и еще несколько христиан ежедневно навещали обреченного на смерть.
Тем временем в городе шла бурная жизнь. Пышные пиршества следовали одно за другим. В октябре в Солуни совершались празднества в честь богини Деметры, с особым торжеством справляемые в Македонии. По этому случаю император устроил гладиаторские игры. В Солунь прибыл знаменитый римский воин-богатырь по имени Лий. Считалось, что во всей империи не было равного ему борца. Любимым его развлечением было, пользуясь своей громадной силой, бросать христиан на лес копий, которые держали воины внизу, под борцовским помостом. Его жертва умирала в судорогах, в то время как собравшиеся в цирке рукоплескали убийце. Любимец Диоклетиана, он во время гонений на христиан сотнями убивал верующих. В разных концах империи знали его зловещее имя, олицетворявшее несокрушимую силу империи, способную раздавить и уничтожить ненавистных «галилеян».
Император не только хотел потешить толпу кровавыми зрелищами, но прежде всего имел целью расправиться с христианами, показать им, что с уходом Диоклетиана ничего не изменилось в империи. И вновь полилась в Солуни кровь христиан: сотни людей, ускользнувших из рук палачей во время прежних гонений, должны были погибнуть на копьях, поверженные Лием.
Воины насильно приводили христиан к помосту и заставляли вступать в схватку с любимцем императора. Однако эффект от этого зрелища оказался совсем не таков как хотелось бы императору. Ведь в городе и зрители и жертвы были родными друг другу, а властитель, сместивший и арестовавший градоправителя и теперь истребляющий сограждан, внушал страх и негодование.
Среди зрителей, видевших мучительную смерть многих братьев, был юноша-христианин именем Нестор, ученик святого Димитрия. В ночь на 26 октября он пришел в тюрьму вместе с Луппом, чтобы получить у Димитрия благословение на борьбу с убийцей. Димитрий предсказал Нестору: «Ты одержишь победу над Лием и претерпишь муки за Христа».
Подойдя к месту зрелищ, Нестор заявил о своем желании сразиться с императорским любимцем, взошел на помост и несокрушимо веруя в победу, одолел Лия и сбросил его на копья ошеломленных воинов, не успевших расступиться. Разгневанный император повелел немедленно казнить победителя – святого мученика Нестора. Церковь назвала его Христовым воином, воспевая в тропаре:
«Страдальчествовав добре, безсмертную славу наследовал еси ныне яко воин изрядный Владыки был еси молитвами Димитрия мученика; с ним убо, Несторе мудре, моля не престай о всех нас».
«О поражении Нестором Лия,– пишет исследователь жития святого,– говорится в самых древних актах, и в поступке Нестора все заслуживает похвалы: поражена гордость борца, посрамлена страсть императора к сему борцу и борьбе вообще, приписана победа единственно помощи Бога Христианского».
Узнав, что Нестор вступил в единоборство с Лием по совету и благословению Димитрия, император послал в темницу воинов, приказав им пронзить копьями Димитрия, что те и сделали на рассвете того же дня – 26 октября 306 года. Верный слуга святого Димитрия – Лупп выкупил у стражи тело своего господина и совершил христианское погребение. Он сохранил окровавленную одежду Димитрия и кольцо, орошенное кровью. Этими предметами Лупп стал исцелять болезни и изгонять духов злобы. Слух о чудесных исцелениях разнесся по городу.
Узнав об этом, Максимиан приказал казнить и Луппа. Одежду святого Димитрия солунские христиане долгие годы хранили, как величайшую святыню.
Когда после Миланского эдикта прекратились гонения на христиан, над гробом святого Димитрия воздвигли небольшой храм, в который стали стекаться паломники со всей христианской Эллады. Шли столетия – и с каждым годом росла слава великомученика. В VII веке при строительстве нового храма на месте обветшавшего, были обретены нетленные мощи святого Димитрия.
С этого времени (по другим свидетельствам с X века) от мощей началось истечение мира, его было столько, что оно стекало в специально устроенный бассейн, откуда его черпали кувшинами. Целый ряд историков описали это явление. Приведем свидетельство духовного писателя XIV века Димитрия Хризолога: «Оно (миро) по своему составу не вода, но гуще ее, и не походит ни на одно из тел на земле ни из жидких, ни их твердых и ни на одно из приготовленных искусственно… Оно удивительнее всех благовоний, не только приготовленных искусством, но и по естеству созданных Богом».
Много исцелений совершалось через помазание этим миром; даже неверующие во Христа были убеждены в его целебной силе. Так при разорении Фессалоник турками в 1429 году некоторые из врагов пожелали взять с собой миро, о чудесном действии которого много слышали, церковь назвала святого Димитрия Мироточивым, восхваляя его в песнопениях: «Мира благовонна и честна, Димитрие, отверзый источниче… и ныне источник показался еси мира, проходящ, земли концы и ныне, яко воду проливавши сердцам благовонное миро, Димитрие».
В V веке император Юстиниан захотел перенести мощи святого Димитрия в Константинополь. Когда священники попытались исполнить указ императора. Из гробницы святого исшел агонь и люди услышали голос: «Не прикасайтесь к ним!». И в последующие времена почитатели несколько раз пытались перенести святые мощи или частицы их в Константинополь или в другие места империи, но неизменно святой Димитрий запрещал это сделать, таинственно проявляя свою волю остаться покровителем защитником родных Фессалоник. Неоднократно подступавшие к городу славяне-язычники бывали отгоняемы от стен Фессалоник явлением светлого и грозного воина, обходившего стены и внушавшего ужас нападавшим.
Один из особо памятных случаев произошел в царствование императора Маврикия (582–603), когда Фессалоники и осадило огромное войско аваров (значительную часть которых составляли славяне. Житие повествует, что еще за 10 дней до прихода врага святой Димитрий явился архиепископу Евсевию и объявил, о грозящей городу: страшной опасности. Сил для отражения врага в Фессалониках было совершенно недостаточно, но когда отряды язычников пошли на приступ, на городской стене появился святой Димитрий в виде вооруженного воина и поразил первого поднявшегося на стену неприятеля. Вслед за этим непонятный ужас объял воинов, и они отступили. Но то было лишь начало осады. На город обрушились тучи стрел, камней, к стенам придвинули тараны.
В это время один благочестивый христианин именем Иллюстрий пришел ночью к храму великомученика Димитрия, чтобы помолиться покровителю города об избавлении от врагов, и вдруг сподобился узреть видение: два Ангела подошли к храму, двери которого сами собой распахнулись, и они вошли внутрь. Из-за завесы навстречу им вышел святой Димитрий, от него исходил яркий свет. Ангелы сказали ему «Владыка послал нас, повелевая тебе оставить город и пойти к Нему, ибо Он хочет предать его в руки врагов». Святой Димитрий ответил: «Скажите Владыке моему, что раб Его Димитрий говорит так: «Ты Сам поставил меня стражем сего города; позволь мне подражать Тебе, моему Владыке: дай мне положить душу свою за жителей сего города, и если им суждено погибнуть, то погибну и я вместе с ними; не погуби же, Господи, города, где все взывают к Твоему святому имени; если люди сии согрешили, они все-таки не отступили от Тебя: ведь Ты Бог кающихся»». Сказав это, святой вошел в гробницу и она затворилась, Ангелы же стали невидимы.
Когда утром Иллюстрий рассказал о видении, все жители со слезами стали умолять Господа о помиловании, призывал на помощь святого Димитрия. Город был спасен – на седьмой день осады враги без видимой причины обратились в бегство, а впоследствии выяснилось, что они увидели на стенах множество защитников, которые вышли из города и устремились на осаждавших. Во главе этого воинства был сияющий юноша в белой одежде на белом коне. Так святой Димитрий защитил свой град.
В 547 году его заступничеством город был спасен от голода: святой Димитрий появлялся на кораблях, везущих зерно, повелевая плыть в Фессалоники.
Множество христиан, захваченных в рабство, были освобождены чудесным предстательством святого великомученика Димитрия. Известны такие случаи. Один епископ был схвачен варварами и заключен в оковы, но святой явился ему, освободил из плена и епископ благополучно возвратился в Фессалоники. В другой раз варвары вошли в город и взяли в плен множество жителей. Среди пленников находились две женщины – мастерицы по вышивке на полотне. Варвары отвели их в свою землю и подарили князю. Узнав об их искусстве, князь приказал им вышить на полотне изображение святого Димитрия, пригрозив казнить, если они не исполнят повеления.
Боясь смерти, пленницы начали вышивать и накануне дня празднования великомученика Димитрия закончили работу, но, зная, что князь желает надругаться над изображением, начали плакать и просить прощения у святого Димитрия. После этого они заснули, и во время сна великомученик Димитрий чудесным образом перенес их вместе с вышитым образом в Фессалоники на свой праздник и поставил в церкви у своих мощей, В это время шло праздничное богослужение. Жители Фессалоник с великим ликованием узнали о дивном случае заступничества небесного покровителя их града, а вышитый образ поставили над алтарем, и много чудес совершалось уже от этого образа по молитвам святого Димитрия.
***
У славянских народов с древнейших времен особое отношение к святому великомученику Димитрию. Сербы и болгары чтут его как небесного покровителя, называя его «отечестволюбцем» славянских народов.
После принятия христианства славянами святой Димитрий становится у них одним из самых почитаемых святых. Замечательно и то, что сами греки считали великомученика как бы славянским святым по преимуществу. И дело не только в том, что во время нападений на Фессалоники славянские воины не раз отгонялись от стен его чудесным заступничеством святого. Славяне почувствовали в нем своего святого, который покровительствует им, он стал для них родным и близким. Не случайно впоследствии возникла версия о славянском происхождении святого Димитрия (будто бы мать его была славянка).
Много бед претерпели Фессалоники за 23 века существования. Бывали моменты, когда город подвергался такому разрушению, что казалось, невозможно возродить его былую красоту и славу. Но каждый раз город восставал как птица Феникс из пепла, оставаясь твердыней православной веры.
В 904 году сарацины овладели городом и продали 22 тысячи его жителей в рабство. В 1165 году город был взят и разграблен норманнами. Ужасающий разгром устроили в Фессалониках крестоносцы, основавшие на его развалинах королевство, но даже при их владычестве город был в основном православным.
С 1296 года Фессалоники снова становятся греческим городом – вторым по значению в Византийской империи. Золотым веком Фессалоник считается XIV столетие. Число его жителей достигло тогда 60 тысяч (для сравнения – в Париже в то время было около 100 тысяч жителей). Множество прекрасных храмов воздвигли тогда в городе.
Но после падения и разгрома Константинополя в 1453 году пришел черед Фессалоник. Все храмы города были разграблены, осквернены и обращены в мечети. С особой яростью восстали турки против монашества – монастыри закрывались, монахов предавали мучениям, убивали. В первые десятилетия турецкого ига открыто объявить себя православным монахом означало подписать себе смертный приговор. В глазах турок монахи были фанатиками, мешавшими победному распространению ислама.
Тогда-то и появилась одежда греческих монахов, под турецким халатом и феской, скрывавших свой сан. Только цвет ее был всегда черным. И по сей день сохранило греческое монашество те же облачения – в память о трагических событиях прошлого и как символ своей верности Богу.
***
В XV веке Фессалоники приняли большую часть евреев, изгнанных из Испании. Город стал вторым по значению после Иерусалима религиозным центром иудеев. Даже к началу XX века половину населения города составляли евреи. После эпидемии чумы, унесшей из жизни огромное количество жителей, турецкие власти разрешили грекам селиться в городе.
К концу XIX века из 120 тысяч жителей в Фессалониках было уже 14 тысяч греков, 60 тысяч евреев, 25 тысяч турок, 3,3 тысячи французов, остальные – жители иных национальностей. В это время в городе уже был греческий митрополит, которому турецкие власти позволили начать строительство нового храма – в честь святителя Григория Паламы.
Добавьте комментарий