Статьи

ФЕССАЛОНИКИ – ГРАД СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ДИМИТРИЯ МИРОТОЧИВОГО

ИКОНА СВ. ВМЧ. ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО
ИКОНА СВ. ВМЧ. ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО

ГРАД СОЛУНЬ

Славен был в древнем мире град Солунь. Первое, что вспоминается при звучании имени этого города: «К Солуняном послание святаго апостола Павла чтение…». Солунь (Фессалоники, Салоники) – столица Македонии, основан в 315 году до Рождества Христова на месте еще более древнего города Ферма полководцем Александра Македонского Кассандром. Новую столицу Македонии Кассандр назвал именем своей жены – Фессалоники – сестры (по отцу) Александра Македонского, пытаясь тем самым утвердить свое право на его наследие.

dimsolun09При владычестве римлян город стал одной из крепостей, охранявших стратегическую дорогу, ведущую из внутренних областей империи на восток а впоследствии – пограничным пунктом между Римской империей и славянскими племенами, проникавшими на Балканы и постепенно их заселявшими. Город был хорошо известен в славянских землях и вскоре болгарское название «Солунь» стало вытеснять греческое «Фессалоники».

Издавна здесь жило много евреев. К ним была обращена проповедь святого апостола Павла, основавшего здесь первую христианскую общину. Ей и адресовал Апостол два Послания.

Евангелие быстро распространилось среди язычников, и солунская община стала драгоценным украшением древней христианской Церкви. В первые века христианства многие из граждан города засвидетельствовали свою веру мученической кончиной, а среди них особую благодать перед Богом обрел святой великомученик Димитрий (281–306), ставший небесным покровителем города и одним из самых чтимых святых греческого Православия.

ПОДВИГ СВЯТОГО ДИМИТРИЯ И ПОСТРАДАВШИХ С НИМ

СВ. ВМЧ. ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ. ИКОНА. АФОН. 1545 г.
СВ. ВМЧ. ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ. ИКОНА. АФОН. 1545 г.

В царствование императора Диоклетиана городом управлял проконсул из именитого солунского рода. Это было время жестоких гонений на христиан. Поэтому проконсул и его жена – тайные христиане – никогда не объявляли открыто о своей вере. Когда у них родился сын, ему дали традиционное солунское имя «Димитрий» – в честь богини Деметры, особенно почитавшейся в Македонии. Мальчика крестили в тайной церкви, устроенной в доме проконсула, и наставляли в христианской вере. Димитрий рос отважным и сильным, и избрал воинское поприще.

В 305 году император отказался от власти и ушел на покой. Многие христиане восприняли эту весть с чувством радости и облегчения, так как Диоклетиан был самым жестоким гонителем христиан изо всех, кого знала древняя Церковь.

В это время умерли родители Димитрия, и император Галерий Максимиан, вступивший на престол в том же 305 году, вызвал сына проконсула Фессалоник в столицу.

Убедившись в образованности и воинской доблести Димитрия, император назначил его проконсулом на место отца. Поручая ему эту должность, император сказал: «Сохраняй родной твой город и очисти его от нечестивых христиан, предавай смерти каждого, кто только призовет имя Распятого».

СВ. ВМЧ. ДИМИТРИЙ ПОБЕЖДАЕТ ВРАГОВ СОЛУНИ. КЛЕЙМО ИКОНЫ ЧУДО ВМЧ. ДИМИТРИЯ С ЖИТИЕМ. XVI в. РОСТОВ
СВ. ВМЧ. ДИМИТРИЙ ПОБЕЖДАЕТ ВРАГОВ СОЛУНИ. КЛЕЙМО ИКОНЫ ЧУДО ВМЧ. ДИМИТРИЯ С ЖИТИЕМ. XVI в. РОСТОВ

Приняв назначение, Димитрий возвратился домой и с честью был встречен жителями Фессалоник. Но вместо того, чтобы гнать и казнить христиан, он перед всеми исповедал Христа и начал открыто проповедовать.

Составитель жития святого Димитрия говорит, что он стал для Фессалоник «вторым Павлом». Хотя Димитрий правил недолго народ успел его полюбить. Он был другом обиженных и обездоленных. Все жители города, независимо от национальности и вероисповедания,– бедные и притесняемые, рабы и чужестранцы видели в нем покровителя и заступника. В отличие от отца, Димитрий открыто приходил на собрания христианской общины. На вечери любви проконсул возлежал за одним столом с рабами, ремесленниками, нищими, чужестранцами – с теми, от кого отворачивались люди его круга.

Однако не могла быть долгой власть христианского градоправителя в языческом государстве, поскольку ни один императорских эдиктов, направленных против христиан, не был отменен. Осенью 306 года весь город всколыхнуло известие: император Максимиан – смертельный враг христианства, должен прибыть в Фессалоники. Узнав, что новый проконсул – христианин, и что он многих обратил в христианство, император, возвращавшийся из похода в Причерноморье, решил расправиться с солунскими христианами.

Ожидая прибытия Максимиана, Димитрий поручил своему верному слуге Луппу раздать нищим все свое и имущество, сказав: «Раздели сие богатство земное между ними, будем искать себе богатство небесное». Сам же стал молиться, готовясь к испытанию.

СВ. ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ НА СУДЕ ПЕРЕД ИМПЕРАТОРОМ МАКСИМИНАМ. ФРЕСКА БАЗИЛИКИ СВ. ВМЧ ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО
СВ. ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ НА СУДЕ ПЕРЕД ИМПЕРАТОРОМ МАКСИМИНАМ. ФРЕСКА БАЗИЛИКИ СВ. ВМЧ ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО

Войдя в город, император призвал к себе Димитрия и потребовал отвечать, правда ли то, что проконсул – христианин? Максимиан сказал еще: «Желая почтить римских богов, я отдал приказ об устройстве общественного жертвоприношения и надеюсь увидеть на торжествах первого гражданина города. Твердо и ясно Димитрий отказался от предложения, исповедав себя христианином. Император пытался убедить его послушаться, напоминая о воинской дисциплине и карьере, но Димитрий не согласился.

После жертвоприношения, на котором Димитрий не присутствовал, по городу разнесся слух, что любимый правитель заключен в тюрьму. Древнерусский агиограф так объясняет действия Максимиана: «Царь боялся градьского восстания, вси бо мужи, не яко подручни, но яко обладаема, не яко слуги, яко уди телу, к Димитрию привезани бяху».

СВ. ВМЧ. ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ. МОЗАИКИ ИЗ ЦЕРКВИ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА ЗЛАТОВЕРХОГО МОНАСТЫРЯ. 1111-1113 гг.
СВ. ВМЧ. ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ. МОЗАИКИ ИЗ ЦЕРКВИ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА ЗЛАТОВЕРХОГО МОНАСТЫРЯ. 1111-1113 гг.

В темнице Димитрий непрестанно молился, зная, об ожидавшей его мучительной смерти. Житие повествует, что святой удостоился посещения Ангела, призвавшего его к мужеству в предстоящем подвиге. Верный слуга Лупп и еще несколько христиан ежедневно навещали обреченного на смерть.

Тем временем в городе шла бурная жизнь. Пышные пиршества следовали одно за другим. В октябре в Солуни совершались празднества в честь богини Деметры, с особым торжеством справляемые в Македонии. По этому случаю император устроил гладиаторские игры. В Солунь прибыл знаменитый римский воин-богатырь по имени Лий. Считалось, что во всей империи не было равного ему борца. Любимым его развлечением было, пользуясь своей громадной силой, бросать христиан на лес копий, которые держали воины внизу, под борцовским помостом. Его жертва умирала в судорогах, в то время как собравшиеся в цирке рукоплескали убийце. Любимец Диоклетиана, он во время гонений на христиан сотнями убивал верующих. В разных концах империи знали его зловещее имя, олицетворявшее несокрушимую силу империи, способную раздавить и уничтожить ненавистных «галилеян».

СВ. ВМЧ. ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ. ИКОНА. АФОН. XIII в. МОНАСТЫРЬ ВАТОПЕД
СВ. ВМЧ. ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ. ИКОНА. АФОН. XIII в. МОНАСТЫРЬ ВАТОПЕД

Император не только хотел потешить толпу кровавыми зрелищами, но прежде всего имел целью расправиться с христианами, показать им, что с уходом Диоклетиана ничего не изменилось в империи. И вновь полилась в Солуни кровь христиан: сотни людей, ускользнувших из рук палачей во время прежних гонений, должны были погибнуть на копьях, поверженные Лием.

Воины насильно приводили христиан к помосту и заставляли вступать в схватку с любимцем императора. Однако эффект от этого зрелища оказался совсем не таков как хотелось бы императору. Ведь в городе и зрители и жертвы были родными друг другу, а властитель, сместивший и арестовавший градоправителя и теперь истребляющий сограждан, внушал страх и негодование.

МУЧЕНИК НЕСТОР. ИКОНА XI в. ЕГИПЕТ
МУЧЕНИК НЕСТОР. ИКОНА XI в. ЕГИПЕТ

Среди зрителей, видевших мучительную смерть многих братьев, был юноша-христианин именем Нестор, ученик святого Димитрия. В ночь на 26 октября он пришел в тюрьму вместе с Луппом, чтобы получить у Димитрия благословение на борьбу с убийцей. Димитрий предсказал Нестору: «Ты одержишь победу над Лием и претерпишь муки за Христа».

Подойдя к месту зрелищ, Нестор заявил о своем желании сразиться с императорским любимцем, взошел на помост и несокрушимо веруя в победу, одолел Лия и сбросил его на копья ошеломленных воинов, не успевших расступиться. Разгневанный император повелел немедленно казнить победителя – святого мученика Нестора. Церковь назвала его Христовым воином, воспевая в тропаре:

ПОЕДИНОК НЕСТОРА С ЛИЕМ. КЛЕЙМО ИКОНЫ ЧУДО ВМЧ. ДИМИТРИЯ С ЖИТИЕМ. XVI в. РОСТОВ
ПОЕДИНОК НЕСТОРА С ЛИЕМ. КЛЕЙМО ИКОНЫ ЧУДО ВМЧ. ДИМИТРИЯ С ЖИТИЕМ. XVI в. РОСТОВ
НЕСТОР УБИВАЕТ ЛИЯ. КЛЕЙМО ИКОНЫ ЧУДО ВМЧ. ДИМИТРИЯ С ЖИТИЕМ. XVI в. РОСТОВ
НЕСТОР УБИВАЕТ ЛИЯ. КЛЕЙМО ИКОНЫ ЧУДО ВМЧ. ДИМИТРИЯ С ЖИТИЕМ. XVI в. РОСТОВ

«Страдальчествовав добре, безсмертную славу наследовал еси ныне яко воин изрядный Владыки был еси молитвами Димитрия мученика; с ним убо, Несторе мудре, моля не престай о всех нас».

«О поражении Нестором Лия,– пишет исследователь жития святого,– говорится в самых древних актах, и в поступке Нестора все заслуживает похвалы: поражена гордость борца, посрамлена страсть императора к сему борцу и борьбе вообще, приписана победа единственно помощи Бога Христианского».

УБИЕНИЕ СВ. ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО. СВТ. АФАНАСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ. ГРЕЧЕСКАЯ ИКОНА. XV в.
УБИЕНИЕ СВ. ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО. СВТ. АФАНАСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ. ГРЕЧЕСКАЯ ИКОНА. XV в.

Узнав, что Нестор вступил в единоборство с Лием по совету и благословению Димитрия, император послал в темницу воинов, приказав им пронзить копьями Димитрия, что те и сделали на рассвете того же дня – 26 октября 306 года. Верный слуга святого Димитрия – Лупп выкупил у стражи тело своего господина и совершил христианское погребение. Он сохранил окровавленную одежду Димитрия и кольцо, орошенное кровью. Этими предметами Лупп стал исцелять болезни и изгонять духов злобы. Слух о чудесных исцелениях разнесся по городу.

Узнав об этом, Максимиан приказал казнить и Луппа. Одежду святого Димитрия солунские христиане долгие годы хранили, как величайшую святыню.

МЕСТО МУЧЕНИЧЕСКОЙ КОНВИНЫ СВ. ВМЧ. ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО. ФЕССАЛОНИКИ
МЕСТО МУЧЕНИЧЕСКОЙ КОНВИНЫ СВ. ВМЧ. ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО. ФЕССАЛОНИКИ

Когда после Миланского эдикта прекратились гонения на христиан, над гробом святого Димитрия воздвигли небольшой храм, в который стали стекаться паломники со всей христианской Эллады. Шли столетия – и с каждым годом росла слава великомученика. В VII веке при строительстве нового храма на месте обветшавшего, были обретены нетленные мощи святого Димитрия.

С этого времени (по другим свидетельствам с X века) от мощей началось истечение мира, его было столько, что оно стекало в специально устроенный бассейн, откуда его черпали кувшинами. Целый ряд историков описали это явление. Приведем свидетельство духовного писателя XIV века Димитрия Хризолога: «Оно (миро) по своему составу не вода, но гуще ее, и не походит ни на одно из тел на земле ни из жидких, ни их твердых и ни на одно из приготовленных искусственно… Оно удивительнее всех благовоний, не только приготовленных искусством, но и по естеству созданных Богом».

ФЕССАЛОНИКИ. БАССЕЙН ПОД БАЗИЛИКОЙ СВ. ВМЧ. ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО
ФЕССАЛОНИКИ. БАССЕЙН ПОД БАЗИЛИКОЙ СВ. ВМЧ. ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО

Много исцелений совершалось через помазание этим миром; даже неверующие во Христа были убеждены в его целебной силе. Так при разорении Фессалоник турками в 1429 году некоторые из врагов пожелали взять с собой миро, о чудесном действии которого много слышали, церковь назвала святого Димитрия Мироточивым, восхваляя его в песнопениях: «Мира благовонна и честна, Димитрие, отверзый источниче… и ныне источник показался еси мира, проходящ, земли концы и ныне, яко воду проливавши сердцам благовонное миро, Димитрие».

В V веке император Юстиниан захотел перенести мощи святого Димитрия в Константинополь. Когда священники попытались исполнить указ императора. Из гробницы святого исшел агонь и люди услышали голос: «Не прикасайтесь к ним!». И в последующие времена почитатели несколько раз пытались перенести святые мощи или частицы их в Константинополь или в другие места империи, но неизменно святой Димитрий запрещал это сделать, таинственно проявляя свою волю остаться покровителем защитником родных Фессалоник. Неоднократно подступавшие к городу славяне-язычники бывали отгоняемы от стен Фессалоник явлением светлого и грозного воина, обходившего стены и внушавшего ужас нападавшим.

СВ. ВМЧ. ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ. ИКОНА. ВИЗАНТИЯ. XIII в.
СВ. ВМЧ. ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ. ИКОНА. ВИЗАНТИЯ. XIII в.

Один из особо памятных случаев произошел в царствование императора Маврикия (582–603), когда Фессалоники и осадило огромное войско аваров (значительную часть которых составляли славяне. Житие повествует, что еще за 10 дней до прихода врага святой Димитрий явился архиепископу Евсевию и объявил, о грозящей городу: страшной опасности. Сил для отражения врага в Фессалониках было совершенно недостаточно, но когда отряды язычников пошли на приступ, на городской стене появился святой Димитрий в виде вооруженного воина и поразил первого поднявшегося на стену неприятеля. Вслед за этим непонятный ужас объял воинов, и они отступили. Но то было лишь начало осады. На город обрушились тучи стрел, камней, к стенам придвинули тараны.

/home/valentin/Documents/ДляСайтаТроф/ДляВалентНовыеМатер2/ДимитрСолунКоломяги/ФЕССАЛОНИКИ. УБИЕНИЕ СВ. ВМЧ. ДИМИТРИЯ СЛУНСКОГО. ФРЕСКА ИЗ КИВОРИЯ БАЗИЛИКИ СВ. ВМЧ. ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО
ФЕССАЛОНИКИ. УБИЕНИЕ СВ. ВМЧ. ДИМИТРИЯ СЛУНСКОГО. ФРЕСКА ИЗ КИВОРИЯ БАЗИЛИКИ СВ. ВМЧ. ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО

В это время один благочестивый христианин именем Иллюстрий пришел ночью к храму великомученика Димитрия, чтобы помолиться покровителю города об избавлении от врагов, и вдруг сподобился узреть видение: два Ангела подошли к храму, двери которого сами собой распахнулись, и они вошли внутрь. Из-за завесы навстречу им вышел святой Димитрий, от него исходил яркий свет. Ангелы сказали ему «Владыка послал нас, повелевая тебе оставить город и пойти к Нему, ибо Он хочет предать его в руки врагов». Святой Димитрий ответил: «Скажите Владыке моему, что раб Его Димитрий говорит так: «Ты Сам поставил меня стражем сего города; позволь мне подражать Тебе, моему Владыке: дай мне положить душу свою за жителей сего города, и если им суждено погибнуть, то погибну и я вместе с ними; не погуби же, Господи, города, где все взывают к Твоему святому имени; если люди сии согрешили, они все-таки не отступили от Тебя: ведь Ты Бог кающихся»». Сказав это, святой вошел в гробницу и она затворилась, Ангелы же стали невидимы.

ФЕССАЛОНИКИ. СВ. ВМЧ. ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ. ФРЕСКА XIV в. В ХРАМЕ СВ. НИКОЛАЯ СИРОТЫ
ФЕССАЛОНИКИ. СВ. ВМЧ. ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ. ФРЕСКА XIV в. В ХРАМЕ СВ. НИКОЛАЯ СИРОТЫ

Когда утром Иллюстрий рассказал о видении, все жители со слезами стали умолять Господа о помиловании, призывал на помощь святого Димитрия. Город был спасен – на седьмой день осады враги без видимой причины обратились в бегство, а впоследствии выяснилось, что они увидели на стенах множество защитников, которые вышли из города и устремились на осаждавших. Во главе этого воинства был сияющий юноша в белой одежде на белом коне. Так святой Димитрий защитил свой град.

В 547 году его заступничеством город был спасен от голода: святой Димитрий появлялся на кораблях, везущих зерно, повелевая плыть в Фессалоники.

СВ. ДИМИТРИЙ ПРОПОВЕДУЕТ ЖИТЕЛЯМ СОЛУНИ. ФРЕСКА СОБОРА СВ. ВМЧ. ДИМИТРИЯ. ФЕССАЛОНИКИ
СВ. ДИМИТРИЙ ПРОПОВЕДУЕТ ЖИТЕЛЯМ СОЛУНИ. ФРЕСКА СОБОРА СВ. ВМЧ. ДИМИТРИЯ. ФЕССАЛОНИКИ

Множество христиан, захваченных в рабство, были освобождены чудесным предстательством святого великомученика Димитрия. Известны такие случаи. Один епископ был схвачен варварами и заключен в оковы, но святой явился ему, освободил из плена и епископ благополучно возвратился в Фессалоники. В другой раз варвары вошли в город и взяли в плен множество жителей. Среди пленников находились две женщины – мастерицы по вышивке на полотне. Варвары отвели их в свою землю и подарили князю. Узнав об их искусстве, князь приказал им вышить на полотне изображение святого Димитрия, пригрозив казнить, если они не исполнят повеления.

СОЛУНСКИЕ ДЕВУШКИ ВЫШИВАЮТ ОБРАЗ СВ. ДИМИТРИЯ. КЛЕЙМО ИКОНЫ ЧУДО ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО О ЦАРЕ КОЛОЯНЕ. XVI в.
СОЛУНСКИЕ ДЕВУШКИ ВЫШИВАЮТ ОБРАЗ СВ. ДИМИТРИЯ. КЛЕЙМО ИКОНЫ ЧУДО ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО О ЦАРЕ КОЛОЯНЕ. XVI в.

Боясь смерти, пленницы начали вышивать и накануне дня празднования великомученика Димитрия закончили работу, но, зная, что князь желает надругаться над изображением, начали плакать и просить прощения у святого Димитрия. После этого они заснули, и во время сна великомученик Димитрий чудесным образом перенес их вместе с вышитым образом в Фессалоники на свой праздник и поставил в церкви у своих мощей, В это время шло праздничное богослужение. Жители Фессалоник с великим ликованием узнали о дивном случае заступничества небесного покровителя их града, а вышитый образ поставили над алтарем, и много чудес совершалось уже от этого образа по молитвам святого Димитрия.

***
У славянских народов с древнейших времен особое отношение к святому великомученику Димитрию. Сербы и болгары чтут его как небесного покровителя, называя его «отечестволюбцем» славянских народов.

После принятия христианства славянами святой Димитрий становится у них одним из самых почитаемых святых. Замечательно и то, что сами греки считали великомученика как бы славянским святым по преимуществу. И дело не только в том, что во время нападений на Фессалоники славянские воины не раз отгонялись от стен его чудесным заступничеством святого. Славяне почувствовали в нем своего святого, который покровительствует им, он стал для них родным и близким. Не случайно впоследствии возникла версия о славянском происхождении святого Димитрия (будто бы мать его была славянка).

Много бед претерпели Фессалоники за 23 века существования. Бывали моменты, когда город подвергался такому разрушению, что казалось, невозможно возродить его былую красоту и славу. Но каждый раз город восставал как птица Феникс из пепла, оставаясь твердыней православной веры.

В 904 году сарацины овладели городом и продали 22 тысячи его жителей в рабство. В 1165 году город был взят и разграблен норманнами. Ужасающий разгром устроили в Фессалониках крестоносцы, основавшие на его развалинах королевство, но даже при их владычестве город был в основном православным.

ФЕССАЛОНИКИ. ВНУТРЕННИЙ ВИД БАЗИЛИКИ СВ. ВМЧ. ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО
ФЕССАЛОНИКИ. ВНУТРЕННИЙ ВИД БАЗИЛИКИ СВ. ВМЧ. ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО

С 1296 года Фессалоники снова становятся греческим городом – вторым по значению в Византийской империи. Золотым веком Фессалоник считается XIV столетие. Число его жителей достигло тогда 60 тысяч (для сравнения – в Париже в то время было около 100 тысяч жителей). Множество прекрасных храмов воздвигли тогда в городе.

Но после падения и разгрома Константинополя в 1453 году пришел черед Фессалоник. Все храмы города были разграблены, осквернены и обращены в мечети. С особой яростью восстали турки против монашества – монастыри закрывались, монахов предавали мучениям, убивали. В первые десятилетия турецкого ига открыто объявить себя православным монахом означало подписать себе смертный приговор. В глазах турок монахи были фанатиками, мешавшими победному распространению ислама.

Тогда-то и появилась одежда греческих монахов, под турецким халатом и феской, скрывавших свой сан. Только цвет ее был всегда черным. И по сей день сохранило греческое монашество те же облачения – в память о трагических событиях прошлого и как символ своей верности Богу.

***
В XV веке Фессалоники приняли большую часть евреев, изгнанных из Испании. Город стал вторым по значению после Иерусалима религиозным центром иудеев. Даже к началу XX века половину населения города составляли евреи. После эпидемии чумы, унесшей из жизни огромное количество жителей, турецкие власти разрешили грекам селиться в городе.

К концу XIX века из 120 тысяч жителей в Фессалониках было уже 14 тысяч греков, 60 тысяч евреев, 25 тысяч турок, 3,3 тысячи французов, остальные – жители иных национальностей. В это время в городе уже был греческий митрополит, которому турецкие власти позволили начать строительство нового храма – в честь святителя Григория Паламы.

Добавьте комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

31 ЯНВАРЯ — ПРЕПОДОБНЫХ КИРИЛЛА И МАРИИ РАДОНЕЖСКИХ, РОДИТЕЛЕЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
ИКОНА ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ПРЕПОДОБНЫМИ КИРИЛЛОМ И МАРИЕЙ
ПРЕПОДОБНАЯ МАРИЯ РАДОНЕЖСКАЯ († 1337 г.) (Глава из книги Александра Трофимова «Святые жены Руси»). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

31 ЯНВАРЯ — ДЕНЬ МУЧЕНИЧЕСКОЙ КОНЧИНЫ МАРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ ШАФРОВОЙ-МАРУТАЕВОЙ
МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА ШАФРОВА-МАРУТАЕВА - ЕДИНСТВЕННОЕ ФОТО, КОТОРОЕ УДАЛОСЬ НАЙТИ

МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА ШАФРОВА-МАРУТАЕВА. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. ЯНВАРЬ 2023 г. ДЕНЬ ЗА ДНЁМ

31/18 января – Память святителей Афанасия (295-373) и Кирилла (370/380-444), архиепископов Александрийских.
***
31/18 января – Память святителя Никиты, архиепископа Новгородского (1030-1108).
***
31/18 января – Память преподобных Кирилла и Марии Радонежских († 1337), родителей преподобного Сергия Радонежского.
***
31/21 января 1605 г. – Состоялась Битва при Добры́ничах – сражение между армией Лжедмитрия I и царскими войсками под предводительством князя Ф. И. Мстиславского близ деревни Добрыничи. Битва завершилась полным разгромом Лжедмитрия I, потерявшего в сражении значительную часть своего войска.
***
31/19 января 1714 г. – Петр I запретил жениться не получившим образования дворянским детям (недорослям).
Из текста Указа: «Послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтоб учить дворянских детей, кроме однодворцев и приказного чина, цифири и геометрии и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего выучится». А священникам строго запрещалось венчать дворянских отпрысков без «соизволения» школьного преподавателя.
***
31/19 января 1801 г. – Грузия добровольно вошла в состав Российской Империи.
***
31/19 января 1852 г. – День рождения Льва Александровича Тихомирова (1852-1923), российский общественный деятель.
Лев Александрович Тихомиров писал в своих воспоминаниях: «Наш род принадлежит к коренным жителям Тульского края, насколько хватает семейных воспоминаний, был всегда духовного звания». Из семьи военного врача. Родился19 января 1852 г. на Кавказе, в военном поселении Геленджик. Окончил керченскую Александровскую гимназию (1870) с золотой медалью и поступил на юридический факультет Московского университета. Перевелся на медицинский факультет (1871).
Принимал активное участие в революционном движении. В 1872-1873 гг. – активный член общества «чайковцев», вёл пропаганду среди рабочих. В ноябре 1873 г. арестован, был под судом по «процессу 193-х». В 1878 г. – член центра «Земли и воли» и редакции ее печатного органа. В 1879 г. – член Исполнительного комитета, распорядительной комиссии и редакции «Народной воли», организовавшей убийство императора Александра II. От имени «исполнительного комитета» составил известную прокламацию, выпущенную после 1 марта 1881 г. (сразу после убийства Александра II) На Липецком съезде 20 июля 1879 г. (на котором была организована «Народная воля») поддержал решение съезда о цареубийстве. В начале марта 1881 г. вместе с оставшимися на свободе членами Исполнительного комитета несколько раз на конспиративной квартире обсуждал воззвание «Ко всему народу русскому» и письмо Александру III, которое сам и написал.
11 ноября 1873 г. Л. А. Тихомирова арестовали и отправили в Петропавловскую крепость. Замечательна история его освобождения из тюрьмы, рассказанная современниками. Однажды император Александр II лично обходил заключенных в Петропавловской крепости; естественно, каждый из осужденных пытался сказать государю о своей невиновности в надежде получить его защиту, но Тихомиров единственный честно признал себя заслуживающим наказания. Тогда император сказал, что не находит возможности содержать в одинаковом заключении столько «невиновных» людей совместно с «преступником» и повелел освободить Тихомирова из заключения. Произошло это в начале 1878 г., после его четырехлетнего заключения в крепости.
В 1880 г. Лев Александрович женился на Екатерине Дмитриевне Сергеевой и в 1882 г. вместе с женой эмигрировал за границу, проживая в Швейцарии, а затем во Франции. Вскоре после переезда в Швейцарию, 26 августа 1882 г., в семье Тихомировых родился сын, названный Александром (будущий православный подвижник и старец епископ Череповецкий Тихон).
К тому времени у него уже возникли сомнения в целесообразности революционной деятельности, но тем не менее в Женеве он стал во главе «Вестника Народной воли». И только в 1888 г. он открыто выступил иротив прежних своих идей, напечатав книгу «Почему я перестал быть революционером» (М ., 1888), которая сделала возможным его возвращение в Россию. В 1888 г. он написал прошение на Высочайшее Имя о помиловании и разрешении жить в России, что и было даровано ему Высочайшим повелением 10 декабря 1888 г.
Л. А. Тихомиров был глубоко православным человеком, в его трудах звучит искренняя и твердая вера в особую роль Церкви в истории народов. Он написал множество книг и статей, посвященных русской национальной идее, и стал самым крупным в России идеологом монархической власти. Итогом его трудов явилась книга «Монархическая государственность» (1905, переиздание СПб., 1992). В своих исследованиях он пытался раскрыть, с точки зрения православного историка, «понимание тех законов, которыми живет человеческое общество и государство».
При правлении П. А. Столыпина Л. А. Тихомиров был Высочайше пожалован чином статского советника и являлся членом кабинета министров. В 1907-1908 гг. он был членом Предсоборного Совещания.
В 1903-1906 гг. работал над книгой «Монархическая государственность». В 1907 г. был приглашен из Москвы лично Петром Столыпиным в Санкт-Петербург, где занял должность члена совета Главного управления по делам печати. Основной же его задачей было консультирование Столыпина по вопросам, связанным с рабочим движением ввиду обсуждаемого трудового законодательства. В 1909 г. Тихомиров вернулся в Москву. В награду от премьер-министра он получил в аренду издание «Московские ведомости», редактором которого был до 1913 г.
За 10 лет до смерти Тихомиров поселился в Сергиевом Посаде (где и умер 16 октября 1923 г.). Здесь он создал трактат «Религиозно-философские основы истории», в котором анализировал историю человечества с религиозной точки зрения, включая последние эсхатологические времена. В этой книге (впервые опубликованной лишь в 1997 г. в издательстве журнала «Москва») показано развитие в человеческой истории различных религиозных течений, взаимная связь и преемственность религиозных идей и заблуждений разных времён, которые то исчезают с исторической сцены, то, надевая новые личины, появляются вновь. На этом фоне Тихомиров доказывает истинность и глубину православного понимания истории. Последним законченным произведением Тихомирова стала художественная повесть «В последние дни (Эсхатологическая фантазия)», написанная в 1919-1920 гг.
Лев Александрович Тихомиров скончался в 1923 г. в Сергиевом Посаде посвятив остаток дней богословским трудам. Место его захоронения неизвестно.
***
31/19 января 1864 г. – В Москве открывается для посетителей первый в России «общедоступный зоологический сад» – московский зоопарк.
***
31/19 января 1865 г. – День рождения Тихона (в миру Василий Иванович Беллавин; 1865-1925), Патриарха Московского и всея Руси (1917-1925).

***
31 января / 12 февраля 1865 г. – День рождения Алексея Александровича Бахрушина (1865-1929). Родился в Москве, Российская империя. – Русский купец, потомственный почетный гражданин Москвы, меценат, благотворитель, собиратель театральной старины, создатель литературно-театрального музея.
Представитель московской династии Бахрушиных. Бахрушины были в старой Москве известными благотворителями. Будущий знаток театральной старины уже с шестилетнего возраста стал завсегдатаем Большого театра, потом – поклонником труппы Малого театра, а впоследствии сам пробовал играть на сцене Перловского театрального кружка. Учился в частной гимназии Ф.Креймана (III-IV классы). В 1888 г. включился в семейное дело – «Товарищество кожевенной и суконной мануфактуры Алексей Бахрушин и сыновья» и до 1890 г. активно занимался торгово-промышленной деятельностью. Увлекшись собирательством, Бахрушин посвящал ему всё больше времени и постепенно отошёл от дел. Однако после смерти старшего брата, он был вынужден возглавлять до 1917 г. семейное дело. За свои промышленные достижения удостоился нескольких золотых медалей и ордена Св. Анны 3-й степени.
Также он был гласным Московской городской думы (1900-1916), в которой возглавлял комиссию по народным развлечениям. Комиссия приняла решение открыть в Москве 12 народных домов, заведовать которыми в 1915 г. был уполномочен А. А. Бахрушин.
Коллекционировать начал под влиянием двоюродного брата, страстного собирателя Алексея Петровича Бахрушина. «Вскоре театральное собирательство, – вспоминал его сын, – превратилось у него в страсть. Окружающие смотрели на это как на блажь богатого самодура, трунили над ним, предлагали купить пуговицу от брюк Мочалова или сапоги Щепкина». 30 мая 1894 г. владелец впервые показал своё театральное собрание ближайшим друзьям, а 29 октября того же года представил его для обозрения театральной общественности Москвы. С этого дня и началась биография первого московского литературно-театрального музея. Он целенаправленно вёл поиски, чтобы представить в своей коллекции всю историю отечественного театра, от зарождения до современности. В поисках экспонатов Алексей Александрович Бахрушин не раз совершал длительные путешествия по России, из которых привозил не только театральные раритеты, но и произведения народного искусства, мебель, старинные русские костюмы.
Бывая за границей, Алексей Александрович непременно обходил антикварные магазины. В начале XX в. он трижды предпринимал специальные поездки для пополнения разделов по истории западноевропейского театра. Из-за границы он привёз личные вещи французской актрисы Марс, коллекцию масок итальянского театра комедии, многие редчайшие музыкальные инструменты.
Идея Бахрушина о создании театрального музея так пришлась по душе, что многие «безданно и беспошлинно» присылали ему в подарок редкие фотографии, автографы, мемориальные вещи. Притоку даров способствовали и снискавшие немалую популярность в театральных кругах Москвы «Бахрушинские субботы». На «огонёк» к Бахрушину собирались известные актёры и режиссёры: здесь бывали А. И. Южин, А. Л. Ленский, М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко. По сложившейся традиции сюда приходили не с пустыми руками. Так, прославленная актриса Малого театра Гликерия Николаевна Федотова передала Бахрушину все свои реликвии и памятные подарки, полученные за годы сценической жизни.
Свой музей Алексей Александрович Бахрушин называл литературно-театральным. В обширном и многообразном его собрании выделялись три раздела – литературный, драматический и музыкальный. В литературном разделе были собраны редкие издания пьес Я. Б. Княжнина, А. П. Сумарокова, А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского. Немалый интерес представляли и сочинения по истории театра, театральные альманахи, журналы, сборники. Здесь были письма, записные книжки, дневники известных деятелей отечественной культуры: А. С. Грибоедова, И. И. Лажечникова, М. М. Хераскова, Н. В. Гоголя, А. Н. Верстовского, А. Ф. Писемского, П. А. Каратыгина, Н. Г. Помяловского. Коллекция рукописей включала свыше тысячи наименований.
В драматическом разделе были собраны декорации, афиши и программы, портреты и скульптурные изображения актёров и драматургов, предметы театрального быта. Среди произведений декораторов хранились работы двух крупнейших театральных художников конца XIX — начала XX в. – К. А. Коровина и А. Я. Головина. Были здесь и народные картинки с изображениями «бесовских потех».
Особую ценность представляли личные вещи многих прославленных актёров. В драматическом разделе находилась, кроме того, изумительная по богатству портретная галерея: здесь рисунки, гравюры, литографии, живописные и скульптурные произведения, большая коллекция фотографий, причём не только отдельные портреты актёров, но и большое количество запечатлённых фотографами сцен из спектаклей.
Театральный быт представлен предметами, сопутствующими завзятым театралам, в том числе — уникальной коллекцией зрительских трубочек и театральных биноклей. Музыкальный отдел состоял из инструментов разных времён и народов: славянские гусли, румынская кобза, европейская мандолина, китайская флейта и даже африканские трубы. Верным помощником в собирательской деятельности Алексея Александровича Бахрушина была его жена Вера Васильевна. Она приводила в порядок газетные вырезки, афиши, программы, помогала отбирать вещи на выставки, устраивать экспозиции.
В 1909 г. бахрушинской коллекцией заинтересовалась Академия наук. 25 ноября 1913 г. состоялся торжественный акт передачи собрания Академии наук. Было создано Правление музея во главе с жертвователем, признававшимся пожизненным почётным попечителем музея. В 1915 г. жертвователь был удостоен ордена Св. Владимира 4-й степени. Музей, созданный Алексеем Александровичем Бахрушиным, существует и поныне (ул. Бахрушина, д. 31/12). Он, как и прежде, располагается в старом здании. Это одна из немногих коллекций старой Москвы, уцелевшая до наших дней. Алексей Александрович Бахрушин оставался во главе музея и после 1917 г., до самой смерти. Бахрушин умер в подмосковной усадьбе Малые Горки близ станции Апрелевка Киевского направления Московской железной дороги 7 июня 1929 г. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
***
31/19 января 1875 г. – День рождения Лидии Алексеевны Чарской (Вороновой; 1875-1937), писательницы. Родилась она в Санкт-Петербурге. Ей суждено было более 20 лет владеть умами и чувствами самого широкого круга читателей России.
Первая же повесть «Записки институтки», написанная в 1902 г., принесли ей громкую славу. За 20 лет литературной деятельности Чарская написала около 80 произведений! Ее известность достигла европейских стран. Переведенная на немецкий, английский, французский, чешский языки, она вошла в каждый дом, в каждую семью, где росли дети. Молодежь зачитывалась ее произведениями, восторженно встречая новые книги. Повести «Княжна Джаваха», «Люда Влассовская», «Вторая Нина», «Записки маленькой гимназистки», «Сибирочка», «Лесовичка», рассказы «Волька», «Первый день», «Два сочельник», сказки «Золотая свирель», «Волшебная сказка» и другие – вот неполный перечень того, что взахлеб читало подрастающее поколение начала XX века.
Она писала о доброте, любви к ближнему, состраданию, самоотверженности, отзывчивости. Ее герои – люди разных сословий. Это и дворяне, обучающие своих детей в привилегированных учебных заведениях; и служащие, живущие на вознаграждение за свой труд; и нищие, которые мечтают о куске хлеба. Но всех их объединяет человеколюбие, желание отозваться на чужую боль, бескорыстие – те человеческие качества, дефицит которых особенно сильно ощущается в наше время.
В 1917 г., с приходом Советской власти ее перестали печатать, не простив писательнице ее дворянского происхождения. С 1925 по 1929 гг. ей с большим трудом удалось опубликовать 4 маленькие книжки для детей под псевдонимом Н. Иванова. Ее произведения были изъяты из библиотек и уничтожены. Больше не было любимого дела, куда-то исчезли благодарные читатели. Жизнь остановилась на полном ходу, особенно после известия о гибели сына Юрия, который сражался в Красной Армии. Началась буквально нищенская жизнь. И тогда именно К. И. Чуковский выхлопотал ей пенсию.
Она ушла тихо и незаметно. Но оставила после себя до сих пор никем не разгаданную тайну. Официальным местом ее погребения считается Смоленское кладбище в Санкт-Петербурге.
О Чарской вспомнили в 90-е гг. XX столетия. Понадобился почти век, чтобы мы снова открыли для себя ее творчество. Радует то, что разные издательства взяли на себя труд возродить ее произведения. Сейчас издано уже и полное собрание ее сочинений. Безусловно, книги Чарской найдут своего читателя, ее полюбят маленькие и юные российские граждане XXI века, как когда-то ее любили дети начала прошлого столетия. Книги ее повествуют о добросердечии и отзывчивости, о человечности, благодарности и любви, как высшей добродетели.
***
31/19 января 1879 г. –В Харькове, Российская империя, родился Борис Викторович Савинков 1879-1925) российский революционер, террорист, один из лидеров партии эсеров, руководитель Боевой организации партии эсеров, глава Союза защиты Родины и Свободы. Участник Белого движения, писатель (прозаик, поэт, публицист, мемуарист; литературный псевдоним – В. Ропшин).
Известен также под псевдонимами «Б. Н.», Вениамин, Галлей Джемс, Крамер, Ксешинский, Павел Иванович, Роде Леон, Субботин Д. Е., Ток Рене, Томашевич Адольф, Чернецкий Константин.
Принимал участие в подготовке ряда террористических актов на территории России: убийство министра внутренних дел В. К. Плеве, московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, покушения на министра внутренних дел И. Н. Дурново и на московского генерал-губернатора Ф. В. Дубасова.
Савинков стал заместителем руководителя Боевой организации Евно Азефа, а после его разоблачения — руководителем. Вместе с Азефом выступил инициатором убийства священника Георгия Гапона, заподозренного в сотрудничестве с Департаментом полиции. В 1906 г. Савинков в Севастополе подготавливал убийство командующего Черноморским флотом адмирала Чухнина. Был арестован полицией, заключен в Севастопольскую тюрьму и приговорён к смертной казни, но бежал в Румынию.
В эмиграции в 1909 г. написал книгу «Воспоминания террориста», в том же году опубликовал повесть «Конь бледный», в 1914 г. – роман «То, чего не было». После начала Первой мировой войны Савинков перебрался в Париж, где, благодаря своим связям, получает удостоверение военного корреспондента. Его корреспонденция публиковалась в газетах «Биржевые ведомости», «День», «Речь».
После Февральской революции Савинков вернулся в Россию 9 апреля 1917 г. и возобновил политическую деятельность: он был назначен комиссаром Временного правительства в 7-й армии, а 28 июня – комиссаром Юго-Западного фронта. Савинков активно выступал за продолжение войны до победного конца. Стал товарищем (помощником) военного министра (военным министром был сам премьер Керенский). При наступлении Корнилова на Петроград был назначен военным губернатором Петрограда и исполняющим обязанности командующего войсками Петроградского военного округа. Но 30 августа подал в отставку, не согласный с изменениями в политике Временного правительства. После того 9 октября 1917 г. был исключен из партии эсеров по так называемому «корниловскому делу».
Октябрьский переворот 1917 г. встретил враждебно. В феврале-марте 1918 г. создал в Москве на базе организации гвардейских офицеров подпольный контрреволюционный «Союз защиты Родины и Свободы», включавший около 800 человек. Целями этой организации было свержение советской власти, установление военной диктатуры и продолжение войны с Германией. В конце мая заговор в Москве был раскрыт, многие его участники арестованы.
Уехал с военной миссией во Францию, где вёл переговоры о помощи Белому движению. Во время Советско-польской войны 1920 г. Савинков, обосновавшись в Варшаве. В октябре 1921 г. был выслан из Польши. Порвав с белым движением, Савинков искал связей с националистическими течениями. Он встречался с итальянским лидером Бенито Муссолини в 1922-1923 гг. Однако в конце концов Савинков оказался в полной политической изоляции, в том числе и от эсеров. В это время он занялся работой над повестью «Конь вороной», осмысляющей итоги Гражданской войны.
В начале августа 1924 г. Савинков нелегально приехал в СССР, куда был завлечен в результате разработанной ОГПУ операции «Синдикат-2». 16 августа в Минске был арестован вместе со своей любовницей Любовью Ефимовной Дикгоф и ее мужем А. А. Дикгофом. На суде Савинков признал свою вину и поражение в борьбе против советской власти. Военная коллегия Верховного суда СССР 29 августа 1924 г. приговорила его к высшей мере наказания – расстрелу. Верховный суд ходатайствовал перед Президиумом ЦИК СССР о смягчении приговора. Ходатайство было удовлетворено, расстрел заменен лишением свободы на 10 лет.
По официальной версии, 7 мая 1925 года в здании ВЧК на Лубянке Савинков покончил жизнь самоубийством. Воспользовавшись отсутствием оконной решётки в комнате, где он находился по возвращении с прогулки, Борис Савинков выбросился из окна пятого этажа во двор. Место захоронения Б. Савинкова неизвестно.
***
31 января 1881 г. – Экспедиционный корпус под командованием генерала М. Д. Скобелева вступил в Ашхабад. Завершено покорение Туркестана.
***
31/19 января 1887 г. – Умер Семён Яковлевич Надсон (1862-1887), русский поэт.
Появившийся в печати в 1885 г. сборник его стихотворений, тираж которого составил 600 экземпляров, принес Надсону огромный успех. При жизни поэта книга выдержала 5 изданий, а до 1917 г. ее успели переиздать 29 раз, последнее из которых имело огромный по тем временам тираж – 10 000 экз. После смерти Надсона его творчество получило еще большую известность. Многие поэты посвящают его памяти стихотворения (Я. П. Полонский, Л. И. Пальмин, К. М. Фофанов, Г. Ф. Дешкин). А с посмертной публикацией произведений Надсона слава его достигает своего апогея. Молодёжь заучивала его стихотворения наизусть. Произведения Надсона постоянно включались в альбомы и рукописные журналы учащихся, долгие годы их часто декламировали со сцены, почётное место отводилось им в различных хрестоматиях и сборниках. Свыше 100 стихотворений Надсона положено на музыку. И хотя шедевров вокальной лирики на слова Надсона не создано, примечательно, что к его произведениям обращались такие выдающиеся композиторы, как Ц. А. Кюи, А. Г. Рубинштейн, С. В. Рахманинов, Э. Ф. Направник.

ВЕРЬ В ВЕЛИКУЮ СИЛУ ЛЮБВИ!..

Верь в великую силу любви!..
Свято верь в ее крест побеждающий,
В ее свет, лучезарно спасающий,
Мир, погрязший в грязи и крови,
Верь в великую силу любви!

ВПЕРЁД!

Вперед, забудь свои страданья,
Не отступай перед грозой,-
Борись за дальнее сиянье
Зари, блеснувшей в тьме ночной!
Трудись, покуда сильны руки,
Надежды ясной не теряй,
Во имя света и науки
Свой частный светоч подымай!
Пускай клеймят тебя презреньем,
Пускай бессмысленный укор
В тебя бросает с озлобленьем
Толпы поспешный приговор;
Иди с любящею душою
Своею торною тропой,
Встречая грудью молодою
Все бури жизни трудовой.
Буди уснувших в мгле глубокой,
Уставшим – руку подавай
И слово истины высокой
В толпу, как светлый луч, бросай.

***

Блещут струйки золотые,
Озаренные луной;
Льются песни удалыя
Над поверхностью речной,
Чистый тенор запевает
«Как на Волге на реке»,
И припевы повторяет
Отголосок вдалеке.
А кругом царит молчанье,
И блестящей полосой
Золотой зари сиянье
Догорает за рекой.

***
31 января 1893 г. – В селе Прислониха в семье потомственных иконописцев родился Аркадий Александрович Пластов (1893-1972). Народный художник СССР (1962). Академик АХ СССР. Лауреат Ленинской премии (1966) и Сталинской премии первой степени (1946).

Родился в семье потомственных иконописцев. В 1903 г. поступил в Симбирское духовное училище. С 1908 г. учился в Симбирской духовной семинарии, а затем переехал в Москву. Занимался рисованием у Дмитрия Архангельского. Некоторое время занимался в мастерской Ильи Машкова, затем поступил в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище, где одним из его учителей был Фёдор Федоровский. Проучившись в нём с 1912 по 1914 гг., поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение. Его учителями были живописцы Алексей Корин, Аполлинарий Васнецов, Абрам Архипов, Алексей Степанов, Леонид Пастернак и скульптор Сергей Волнухин.
В его картинах отражены испытания советского народа в годы войны («Фашист пролетел», 1942), патриотический труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы («Жатва», «Сенокос», 1945),
В 1947 г. А. Пластов стал академиком АХ СССР. Член СХ СССР (1937), член правления СХ РСФСР и СХ СССР (1957), секретарь правления СХ СССР (1968).
***
31 января 1901 г. –Премьера пьесы А. П. Чехова «Три сестры» в Художественном театре.
***
31 января 1904 г. – В Москве умер Алексей Иванович Абрикосов (1824-1904), русский предприниматель, фабрикант, основавший во второй половине XIX века «Фабрично-торговое товарищество А. И. Абрикосова сыновей» (ныне концерн «Бабаевский»), а также владевший кондитерскими и чайными магазинами в Москве, Поставщик Двора Его Императорского Величества, председатель совета Учетного Банка, действительный статский советник.
Алексей Иванович и его супруга Агриппина Александровна похоронены на кладбище Ново-Алексеевского монастыря в Москве. В 1926 г. монастырь был закрыт, а кладбище уничтожено.
Во время Крымской войны Абрикосов делал ежегодные 100-рублевые пожертвования госпиталям и ополчению. Позднее стал членом комитета по оказанию помощи семьям убитых и раненных в войне с Турцией, в 1880 г. вошел в состав Совета Дома московского купеческого общества для бесплатных квартир. Служил старостой Успенского храма на Покровке.
Его супруга в конце 1889 г. открыла бесплатный родильный приют и женскую больницу с «постоянными кроватями А. А. Абрикосовой» (на пять коек). Агриппина Александровна завещала городу 100 000 рублей на устройство родильного приюта; здание по проекту И. А. Иванова-Шица на Миусской площади на 51 койку было освящено в мае 1906 г. (с добавлением городских средств, постройка обошлась в 206 000 рублей). По решению Московской городской управы новый родильный приют стал официально носить имя Агриппины Александровны Абрикосовой (1832-1901), после революции — переименован в роддом имени Н. К. Крупской, в 1994 г. ему вернули имя основательницы.
В 1896 г. на средства Алексея Абрикосова и мецената С. А. Корзинкина было завершено строительство кирпичного здания церковно-приходской школы при Ильинском храме в деревне Изварино. Сам же храм Илии Пророка был отстроен заново на деньги тех же Абрикосовых и Корзинкиных в 1904 г. взамен обветшавшей Ильинской церкви.
***
31 января 1910 года родилась В. С. Гризодубова (г. Харьков), летчица, Герой Советского Союза (1938 г), Герой Социалистического Труда (1986 г.), полковник. Дочь одного из первых русских авиаконструкторов и летчиков С. В. Гризодубова. В 1929 г. окончила Пензенский аэроклуб, занималась планерным спортом. В Красной Армии с 1936 г. Командир экипажа самолета «Родина», совершившего в сентябре 1938 г. беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток. В Великую Отечественную войну командовала 101-м полком авиации дальнего действия. После войны работала начальником летно-испытательной станции, затем директором НИИ. Умерла 28.04.1993 г.
***
31 января 1924 г. – Второй съезд Советов СССР утвердил Конституцию СССР – первый основной закон Союза Советских Социалистических Республик, который закрепил, окончательно юридически оформил образование и разделение прав СССР и союзных республик.
***
31 января 1928 г. – В январской «Роман-газете» появляются первые главы романа Михаила Шолохова «Тихий Дон».
***
31 января 1932 г. – Запущена первая доменная печь Магнитогорского металлургического комбината – одного из крупнейших металлургических комбинатов России. В годы Великой Отечественной войны комбинат, первоначально ориентированный на выпуск «гражданских» сортов металла, освоил выпуск броневой стали, а также прокатку броневого листа. В конце 1942 г. вступила в строй домна № 5, крупнейшая в СССР.
***
31 января 1942 г. – Мученическая смерть Марины Александровны Шафровой-Марутаевой (1908-1942).
***
31 января 1943 г. – В Сталинграде принят ультиматум советского командования о немедленном прекращении огня и о полной капитуляции южной группы немецких войск. В 13 часов советскими воинами вместе со своим штабом пленен командующий немецкой 6-й полевой армии генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс.
30 января Паулюс отправил радиограмму в Берлин: «Адольфу Гитлеру! 6-я армия поздравляет своего фюрера со славной годовщиной! Флаг со свастикой по-прежнему реет над Сталинградом. Паулюс». А 31 января капитулировал.
***
31 января 1952 г. – День рождения художницы Надежды Рушевой. Она слишком рано ушла из жизни в возрасте 17 лет, но успела подарить миру тысячи своих произведений.
Надя начала рисовать с пяти лет, причем никто не обучал ее рисованию, также до школы ее не учили читать и писать. В семилетнем возрасте, будучи первоклассницей, она начала рисовать регулярно, каждый день не более получаса после уроков. Тогда же она за один вечер нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, за то время, пока отец читал эту её любимую сказку вслух. В мае 1964 г. состоялась первая выставка ее рисунков, организованная журналом «Юность» (Надя училась в пятом классе). После этой выставки в том же году в № 6 журнала появились первые публикации ее рисунков, когда ей было всего 12 лет. За следующие пять лет ее жизни состоялось пятнадцать персональных выставок в СССР, Польше, Чехословакии, Румынии, Индии.
Среди ее работ – иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, М. А. Булгакова. Всего были проиллюстрированы произведения около пятидесяти авторов. Работа над «Мастером и Маргаритой» стала для нее последней. В то же время, для «Мастера и Маргариты» Надя стала первой художницей. На титульной иллюстрации, изображающей встречу Берлиоза и Бездомного на Патриарших прудах, Елена Сергеевна Булгакова, вдова Михаила Афанасьевича, оставила свой автограф: «Как жаль, что я не знала это необыкновенное существо – Надю Рушеву».
Ее рисунки рождались без эскизов, всегда рисовала враз, набело, и она никогда не пользовалась стирательной резинкой. «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести», – говорила Надя
Надя оставила после себя огромное художественное наследие – около 12 тысяч рисунков. Точное их число невозможно подсчитать – значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница подарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок. Прошло более 160 выставок ее работ в разных странах: Японии, Германии, США, Индии, Монголии, Польше и многих других.
Скончалась Надежда 6 марта 1969 г. в больнице в возрасте 17 лет из-за разрыва сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния в мозг.
***
31 января 1955 г. – В Ленинграде умер Михаил Леонидович Лозинский (1886-1955), русский советский поэт-акмеист, переводчик, один из создателей советской школы поэтического перевода.
Окончил 1-ю петербургскую классическую гимназию с золотой медалью. Слушал лекции в Берлинском университете. Затем учился в Петербургском университете. В 1909 г. получил диплом юриста, а затем пять лет занимался на историко-филологическом факультете.
Был близок к поэтам «серебряного века», в частности к акмеистам, дружил с О. Э. Мандельштамом, А. А. Ахматовой и был ближайшим другом Н. С. Гумилёва. В 1912 г. Лозинский организовал издательство «Гиперборей», где печатались акмеисты, и входил в созданный Гумилёвым «Цех поэтов».
В 1913-1917 гг. – редактор журнала «Аполлон». В 1914 г. начал работать в Публичной библиотеке библиотекарем и консультантом (работа в библиотеке продолжалась до 1937 г.).
После октябрьского переворота 1917 г. М. Горький привлек Лозинского к работе в издательстве «Всемирная литература», где тот занимался переводом и редактурой.
В 1921 г. задерживался по делу Н. С. Гумилёва, находился две недели под арестом в 1927 г. со служащими Публичной библиотеки. 20 марта 1932 г. арестован и Постановлением Коллегии ОГПУ от 17 июня 1932 г. осужден по ст. 58-10 УК РСФСР (антисоветская агитация и пропаганда) на 3 года лишения свободы условно. Реабилитирован в 1989 г.
В 1924 г. Лозинский писал в Париж своей сестре, Елизавете Леонидовне Миллер, о сложности жизни в советской России, о «систематическом удушении мысли», но еще и о том, что «дезертировать нельзя»:
«В отдельности влияние каждого культурного человека на окружающую жизнь может казаться очень скромным <…>. Но как только один из таких немногих покидает Россию, видишь, какой огромный и невосполнимый он этим приносит ей ущерб <…>. Если все разойдутся, в России наступит тьма, и культуру ей придется вновь принимать из рук иноземцев. <…> Надо оставаться на своём посту. Это наша историческая миссия…»
Лозинский много работал над переводами западной классики, тяготея в поэзии к крупной форме, драматургии, переводил также и прозу. В его переводе в СССР вышли произведения таких классиков, как Уильям Шекспир, Ричард Шеридан, Пьер Корнель, Жан Батист Мольер, Лопе де Вега, Мигель Сервантес, Карло Гоцци, Проспер Мериме, Ромен Роллан. Главной его работой стал перевод «Божественной комедии» Данте Алигьери. Переводил Лозинский и восточных поэтов, таких как Фирдоуси, Саят-Нова, грузинского поэта-романтика Николоза Бараташвили.
«В трудном и благородном искусстве перевода Лозинский был для XX века тем же, чем был Жуковский для века XIX», – сказала на его похоронах Анна Ахматова.
Лозинский скончался 31 января 1955 г. в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
***
31 января 1956 г. – В Москве родилась Вера Витальевна Глаголева (1956-2017). Советская и российская актриса театра и кино, кинорежиссёр, сценарист и продюсер. Народная артистка Российской Федерации (2011).
Вера Глаголева умерла 16 августа 2017 г. Похоронена на Троекуровском кладбище.
***
31 января 1966 г. – В СССР осуществили запуск космической ракеты с автоматической межпланетной станцией «Луна-9», которая совершит мягкую посадку на Луну в районе Океана Бурь и передаст научную информацию на Землю, в том числе первую серию панорамных снимков с ее поверхности.
***
31 января 2003 г. – День памяти Леонида Эрдмана (1940-2003).
***
31 января 2020 г. – Великобритания официально вышла из ЕС

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

Однажды ночью идя домой, я увидел впереди громко лающую свору собак. Мне было страшно идти дальше,– постояв какое-то время, я повернул назад и отправился к дому обходными путями. Маме я ничего не сказал об этой истории. Но на следующий же день мне стало очевидно, что она знает о моем вчерашнем поведении, поскольку сама завела разговор о страхе и боязливости. Передаю ее слова: «Каждый человек, и особенно верующий в Бога, обязан преодолевать страх. Это очень опасная и губительная страсть. Если ее не преодолеть, то в самый важный и трудный момент жизни, когда придется выбирать между добром и злом, человек может стать отступником и предателем. Мы знаем, как во время гонений люди из-за трусости отрекались от Христа. С этой страстью следует бороться постоянно, преодолевая страх и боязливость в самых разных проявлениях. Если ты чего-то боишься, нужно идти навстречу этой опасности с молитвой к Богу, к Божией Матери, к своему Ангелу-хранителю. Но самое надежное средство к победе над этой страстью – любовь, окончательно страх может победить только любовь».

2 МАЯ 2001 г. ОСВЯЩЕНИЕ ЧАСОВНИ СВ. МАТРОНЫ В Г. СХОДНЯ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

30 ЯНВАРЯ — ПРП. АНТОНИЯ ВЕЛИКОГО
antvel8
«РЕВНИТЕЛЯ ИЛИЮ НРАВЫ ПОДРАЖАЯ…». ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

27 ЯНВАРЯ – ДЕНЬ ПАМЯТИ СТАРИЦЫ СХИМОНАХИНИ МАРГАРИТЫ (ЕВФРОСИНИИ ФОМИНИЧНЫ ЛАХТИОНОВОЙ; 1899-1997)
СХИМОНАХИНЯ МАРГАРИТА (ЕВФРОСИНИЯ ФОМИНИЧНА ЛАХТИОНОВА)
СХИМОНАХИНЯ МАРГАРИТА (ЕВФРОСИНИЯ ФОМИНИЧНА ЛАХТИОНОВА; 1899–1997) (Последняя старица Дивеевской обители). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

25 ИЮЛЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ

Мама жила в ритме природы, постоянно любовалась своим садом в разное время года, специально выходила помолиться среди кустов и деревьев. В течение многих лет она делала выписки из разных книг и статей по народному календарю: там были сведения о приметах погоды в связи с церковным календарем, о прилете и отлете птиц, о свойствах и красоте цветов, деревьев и других растений, а также камней и минералов. Мы постоянно выписывали журнал «Наука и жизнь», из которого мама вырезала и подшивала ежемесячные заметки о природе и календаре. Из того, что собрала мама, можно было бы составить интереснейшую книгу. Все эти материалы были постоянно «в ходу»: когда приходили очередные посетители, мама открывала раздел своего собрания, соответствующий месяцу, неделе и даже конкретному дню и начинала читать выдержки. В такие минуты я не выдерживал, оставлял все свои дела и присоединялся к слушателям…

К сожалению, размеры книги не позволяют опубликовать интереснейшие сведения, которые собрала мама по народному календарю. Поэтому вниманию читателей предлагается лишь один календарный месяц – март. Весна была любимым временем года, а март – любимым ее месяцем, недаром в нем совершились столько важнейших событий ее жизни. 21 марта родился я, в марте сделали маме серьезную операцию, в марте умер мой отец, в марте отошла в вечность и мама. Она знала, что уйдет из жизни в марте, знала даже число – 29-е, о чем сохранились такие свидетельства: за день до смерти она попросила меня снять все деньги с ее пенсионной книжки, чтобы не нужно было потом ходить по инстанциям и оформлять наследство (и здесь, даже перед лицом смерти она думала о том, как избавить сына от лишних хлопот). Сохранился листок с выпиской из церковного календаря, сделанный рукой мамы: на нём записаны даты от 27 до 31 марта с указанием памяти святых каждого дня. Сделана эта запись много лет назад, еще до смерти отца, и именно в этом интервале умерли отец (27 марта) и мама (29 марта – день памяти мученика Трофима).

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

МАРТ. ДЕНЬ ЗА ДНЕМ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

А. Трофимов

О МОЛИТВЕ

http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/05/7mol10.jpg

Дорогие посетители сайта, пришло время вспомнить и восстановить древнюю ветхозаветную и апостольскую традицию – семиразовую молитву в течение суток, совершаемую каждые три часа (в 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 часа). Эта молитва особенно действенна в условиях испытания, посланного нам – угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Предлагаю Вам ознакомиться с главой из книги «РИТМЫ ЦЕРКОВНОГО ГОДА», написанной много лет назад и размещенной на этом сайте: О СЕМИРАЗОВОЙ МОЛИТВЕ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ… http://alexandrtrofimov.ru/?p=766
В ней дается историческое и богословское обоснование необходимости этой молитвы. Сейчас, в условиях карантина православным людям совсем не сложно включиться в этот молитвенный ритм.
Присоединяйтесь к ежедневной семиразовой молитве, рассылайте текст статьи и сообщения о ней своим друзьям и знакомым.
***
Святейший Патриарх Кирилл благословил молитву, которую уже произносят за богослужением во всех православных храмах, ее можно присоединить к семиразовой молитве:
МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВРЕДОНОСНОГО ПОВЕТРИЯ ЧТОМАЯ
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Александр Трофимов

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК