КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПРЕД ЕЕ ИКОНОЮ БОГОЛЮБСКАЯ (БОГОЛЮБИВАЯ)
Тропарь, глас 1:
Боголюбивая Царице, Неискусомужная Дево, Богородице Марие, моли за ны Тебе Возлюбившаго и Рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, подати нам оставление прегрешений, мирови мир, земли плодов изобилие, пастырем святыню и всему человечу роду спасение. Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи и от междоусобныя брани сохрани. О Мати Боголюбивая Дево! О Царице Всепетая! Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, от видимых и невидимых враг защити и спаси души наша.
Кондак, глас 3:
Дева днесь предстоит Сыну, руце Свои к Нему простирающи, святый князь Андрей радуется, и с ним Российская страна торжествует, нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.
МОЛИТВА
О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему приими наше хвалебное пение сие и пролей теплую Твою молитву о нас, грешных, ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас. О Предивная Владычице! покажи на нас чудныя милости Твоя: избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия благодетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и ссоры, сохрани от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы, подай нам Свою милостивую помощь на пути, в мори и на суше, да не погибнем люте. О Всемилостивая Боголюбивая Мати, с твердым упованием возсылаем к Тебе нашу убогую молитву! Не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни живота нашего, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.
***
В день празднования Боголюбской иконы Божией Матери предлагаем вниманию посетителей сайта выдержки из жизнеописания архимандрита Василия (Виталия Михайловича Капалина; 1946–2006)), настоятеля Спасской церкви в городе Сонечногорске. Во время его служения была чудесно обретена Боголюбская икона Божией Матери, ставшая главной святыней храма.
В этом году исполнилось 12 лет со дня кончины отца Василия (Капалина). Мне посчастливилось быть в числе его духовных друзей, и в течение нескольких лет я пытался собирать воспоминания о нём его духовных чад, почитателей. Хотелось составить хотя бы небольшую книжицу об этом замечательном человеке и, не побоюсь этого слова – подвижнике благочестия. Господь дал ему трудную жизнь, не очень похожую на то, что мы читаем в книгах и статьях о подвижниках Церкви и старцах. Но дары благодати, которые были видимы всем, кто близко общался с ним, свидетельствуют о том, что для многих православных людей знакомство с его жизнью очень полезно для духовного опыта. У Господа есть много путей, которыми Он ведет души ко спасению. Предлагаем в этой публикации прикоснуться и к тому пути, который прошел приснопамятный архимандрит Василий.
«Он жил в божественной реальности»,– сказал об отце Василии один из подвижников наших дней. Справедливость этих слов подтверждают воспоминания его духовных чад и мнения уважаемых пастырей и духовников. Думаю, что это было бы самым точным названием книги, посвященной его судьбе. Но это дело будущего, а пока мы представляем читателям сборник воспоминаний об архимандрите Василии. Надеемся, что те, кто помнит батюшку, откликнутся и пришлют свои воспоминания, быть может, фотографии и документы, связанные с жизнью отца Василия, на адрес сайта.
Это краткое жизнеописание отца Василия с рассказом о Боголюбской иконе составлено почти сразу после отпевания батюшки в Спасской церкви Солнечногорска.
Александр Трофимов
***
«ОН ЖИЛ В БОЖЕСТВЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ…»
ПАМЯТИ АРХИМАНДРИТА ВАСИЛИЯ (ВИТАЛИЯ МИХАЙЛОВИЧЯ КАПАЛИНА; 1946–2006)
4 января 2006 г. закончил свой земной путь архимандрит Василий (Капалин), в течение многих лет бывший настоятелем Спасской церкви города Солнечногорска. Приснопоминаемый отец Василий происходил из удивительной семьи. Четверо сыновей Михаила и Марии Капалиных стали служителями Церкви: Николай (1945 г. рожд.) – протоиерей; Виталий (1946 г. рожд.) – архимандрит Василий; Герман (1949 г. рожд.) – митрополит Калужский и Боровский Климент, глава Издательского совета Московского патриархата; Алексий (1952 г. рожд.) – архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий. Кроме того, в их семье воспитывался еще один юноша – Василий Александрович Агриков (1953 г. рожд.), ныне епископ Дмитровский Александр, викарий Московской епархии. Он был племянником духоносного старца отца Тихона (Агрикова), ставшего духовником семьи Капалиных.Конечно, все братья совершили отпевание почившего, и это отпевание походило на Торжество Православия: в солнечногорском храме во имя Всемилостивого Спаса собрались три архиерея, священство, множество прихожан, друзей и духовных чад отца Василия, чтобы попрощаться с ним и проводить его в последний путь
Семья
Отец будущего архимандрита Василия был рабочим, семья жила в поселке Удельное Раменского района Московской области. Мать – Мария Алексеевна по словам близких обшивала всю округу. Семья Капалиных рано потеряла своего главу,– случилось это в 1950-е годы, и Виталий (будущий архимандрит) стал главным кормильцем семьи и помощником любимой своей мамы. Несколько лет он работал таксистом, благодаря чему приобрел богатый опыт общения с самыми разными людьми. Трудами и заботами Виталия братья были ухожены, сыты и могли продолжать учебу. В его характере было свойство – заботиться, прежде всего, о близких, забывая себя. И еще одно качество, присущее ему от юных лет отмечают родные – у него не было желания обладания какими-то материальными благами, он легко мог отдавать даже нужное себе и последнее.С раннего детства он, как и его братья, был воспитан в вере и благочестии. Во времена его детства и юности нужно было иметь большое мужество, чтобы открыто исповедовать свою веру. Виталий имел это мужество, и сами братья его, вспоминая об этом времени, говорят, что Виталий научил их любить Святую Церковь, в те годы гонимую и осмеиваемую многими. Стоит вспомнить лишь один эпизод, когда одного из его братьев распинали на столе за то, что он носил крест. Братьям пришлось потерпеть немало унижений от учителей, оскорблений и даже побоев от сверстников: все знали, что это благочестивая православная семья, что дети молятся и посещают храм.
С детства Виталий полюбил храм, проникся красотой богослужения, и был примером для братьев в исполнении церковных канонов и устава. Братья Капалины и живший в их семье Василий Агриков особенно любили бывать в Троице-Сергиевой Лавре. Собираясь к прп. Сергию, они заранее готовились, надевали лучшую одежду. Каждое такое посещение превращалось в праздник, о котором долго вспоминали. В праздник Крещения Господня Виталий первым погружался в прорубь, показывая пример братьям.
Когда братья подросли и получили образование, Виталий смог осуществить заветную свою мечту и поступил в Московскую духовную семинарию, которую блестяще закончил и поступил в Духовную академию, по окончании которой защитил кандидатскую диссертацию и поступил в аспирантуру. Многие из знакомых видели его дары и способности и были убеждены, что он непременно станет архиереем. Поначалу так и казалось,– Виталий принял в Троице-Сергиевой Лавре монашеский постриг с именем Василий в честь святителя Василия Великого, затем последовали хиротонии во иеродиакона и иеромонаха. Его заметили и приняли из братства Сергиевой Лавры на работу в ОВЦС (Отдел внешних церковных сношений Московской Патриархии). Немаловажной причиной такого послушания было знание языков: отец Василий мог читать и разговаривать на пяти языках. В ОВЦС он успешно трудился десять лет, был возведен в сан игумена, готовил к защите магистерскую диссертацию.
И вдруг неожиданный поворот – его назначают настоятелем бедного сельского храма. Какое-то время он совмещал настоятельство с работой в ОВЦС, но вскоре ушел оттуда. Причину происшедшего отец Василий открыл уже после перестройки. Он рассказал, как ему предложили стать архиереем, но перед хиротонией вызвали в КГБ, где сообщили, что он сможет стать епископом лишь в том случае, если согласится сотрудничать с органами госбезопасности. Отец Василий отказался от предложения, вследствие чего дальнейшее продвижение стало для него невозможным. Проблематичной стала и работа в ОВЦС, за деятельностью которого был особый присмотр со стороны КГБ.
Так отец Василий сделал свой выбор: в 1979 г. стал простым сельским батюшкой и всецело погрузился в заботы по ремонту и благоустроению Спасской церкви и в пастырские труды. Получив назначение, он сказал: «Пока я нужен Богу, буду служить в этом храме».
Храм Всемилостивого Спаса
Необходимо теперь рассказать о том храме, в котором отцу Василию суждено было прослужить 24 года и быть погребенным у его алтаря.Церковь Всемилостивого Спаса города Солнечногорска – единственное, что осталось от села Спасское-Телешово и некогда богатой усадьбы, владельцами которой были знаменитые и славные в русской истории люди. С незапамятных времен стояла здесь деревянная церковь, сгоревшая во время Смуты начала XVII века. Село сменило много владельцев, а в конце XVIII века перешло к роду Лопухиных; одной из владелиц его была первая жена Петра I Евдокия Лопухина. В 1742 году село стало собственностью Петра Ивановича Лопухина. В 1759 году он и построил каменный храм во имя Всемилостивого Спаса. В 1897 г. Лопухины продали село семейству князей Львовых, которые владели им до 1917 г.
Спасская церковь имеет три престола: на втором этаже – летний храм Всемилостивого Спаса, с выходами на галереи; в северной стене колокольни имеется вход в малый придел во имя святителя Николая; на первом этаже – зимняя церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери. Церковь не закрывалась в советское время, но сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны.
Во время Великой Отечественной войны в храме Всемилостивого Спаса служил священник из монахов Антипа (отец Антипий, как называли его в народе), ранее служивший в Никольском храме города Солнечногорска. Известно по воспоминаниям знавших его людей, что мирское имя отца Антипы было Иван, и что он был коренным жителем Солнечногорского района. Отец Антипа запомнился прихожанам как истинный подвижник благочестия. Одевался он всегда скромно, носил вериги, долго молился, стоя на коленях, из-за чего на них образовались язвы. Это был полный бессребреник: что бы ему не приносили, будь то деньги или какие-либо вещи, он немедленно все раздавал нуждающимся. В трудных жизненных обстоятельствах людям свойственно прибегать к Божией помощи, и тогда они устремляются в храмы. Так было и в ноябре-декабре 1941 года, когда на солнечногорской земле шли ожесточенные бои. Многие окрестные жители, спасаясь от бомбежек и обстрелов, приходили в Спасский храм, надеясь укрыться в этом святом месте. Отец Антипа принимал всех,– люди размещались прямо на полу, где отец Антипа стелил им старые монашеские мантии. Домой они вернулись после того, как в результате наступления Красной Армии фронт отодвинулся на запад. Спасая укрывшихся в нем людей, сам Спасский храм пострадал, получив раны во время боев между советскими и фашистскими войсками. Отец Антипа тяжело болел и скончался вскоре после войны, оставив о себе добрую память в народе. Долгое время в приходе сохранялись его вериги. Сейчас они утеряны.
В 1949 году настоятелем храма был назначен иеромонах Афанасий (Москвитин)*, двоюродный брат архимандрита Иоанна (Крестьянкина). При нем храм был восстановлен. Отец Афанасий был духовником и старцем для многих православных людей, окормлявшихся у него в послевоенные годы. Среди них – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. В последние годы жизни архимандрит Афанасий тяжело болел, но не оставлял служения, принимал своих духовных чад и заботился о благоукрашении храма. 28 апреля 1971 г. после соборования и причащения Святых Христовых Таин, во время чтения благодарственных молитв (при произнесении слов «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко») отец Афанасий тихо отошел ко Господу. 30 апреля при большом стечении верующих Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Пимен (впоследствии Патриарх Московский и всея Руси) совершил отпевание почившего старца. Погребен архимандрит Афанасий у алтарной стены Спасской церкви.
Мне не удалось выяснить, был ли знаком отец Василий со старцем Афанасием, но точно известно, с каким благоговением и любовью относился он к его памяти, постоянно поминал в молитвах, служил панихиды в памятные дни. И могилы их сейчас находятся рядом, а все с любовью чтущие обоих пастырей, верят и надеются, что и в Царстве Небесном они пребывают недалеко друг от друга.
* Отцу Афанасию посвящен отдельный рассказ в конце подготовленного текста.
Пастырское служение
Начав служение, отец Василий прежде всего принялся за ремонт храма, к тому времени уже обветшавшего. Здесь он проявил талант замечательного строителя и организатора работ. В те годы ремонт храма был делом чрезвычайно трудным: необходимо было находить средства, доставать стройматериалы, которые купить официально было почти невозможно; при этом в любой момент могла нагрянуть милиция или местные власти с требованием представить документы на стройматериалы, разрешение на ремонт и т. п. Трудами и заботами отца Василия храм был полностью отремонтирован снаружи и изнутри, обновлены были росписи. Тогда удалось провести газовое отопление и водопровод, покрыть медью купола, обновить паперть и старинную ограду, провести асфальтированную дорогу к церкви.Когда копали землю во время ремонтных работ, обнаружили неподалеку от храма тела погребенных монахов с веригами.
В этих трудах особенно проявилось умение отца Василия найти подход к каждому человеку. Когда хлопотали о подведении газа к храму, батюшка сумел так поговорить с сотрудниками газового хозяйства, что они сами помогли оформить необходимые документы и завершить работы. Отец Василий мог найти общие интересы или темы для разговора с любым человеком, мог попросить об услуге или каком-нибудь деле так, что ему невозможно было отказать.
Но все же главным для него было не внешний вид храма, а его прихожане. В эти годы во всей силе проявился его талант устроителя духовной жизни. Он сумел создать в своем приходе церковь-семью. Вокруг него собрались верные прихожане, и особенно много было среди них молодежи. Отец Василий не жалел времени и сил на общение с молодыми прихожанами. Когда он видел приходивших в храм молодых людей, то сразу старался привлечь их к церковной службе, пению и чтению на клиросе, к различной помощи приходу, к изучению основ православной веры. Сколько молодых людей благодарны батюшке за то, что он ввел их в церковную жизнь. Многие из его подопечных стали священниками, иноками, псаломщиками, научились петь на клиросе.
Особенно привлекала молодежь его образованность и начитанность. Отец Василий собрал большую духовную библиотеку, очень любил книги, много читал, имел прекрасную память. За годы учебы и самостоятельной работы он приобрел глубокие знания во многих областях, но особенно начитан был в богословской литературе, в творениях святых отцов Православия. Однако при общении с людьми он не выпячивал свою образованность и эрудицию. Он хорошо знал, что «знание надмевает, а любовь назидает» (1 Кор. 8, 1). Поэтому если кто-то пытался щегольнуть своими знаниями или умениями, батюшка осаживал такого человека, причем делал это очень тонко, с замечательным юмором.
Он хорошо видел духовное устроение человека, его тайные недуги, но обычно не обличал прямо, а говорил с любовью, сочувствием и часто с доброй шуткой, вспоминая какую-нибудь историю, относящуюся к этому недугу. Правда, как вспоминают близкие, батюшка мог иногда говорить довольно соленые слова тому, кто переходил какие-то пределы. Но такое бывало редко.
К нему можно было прийти с любой нуждой или просьбой. Советы он давал простые и дельные. Как пастыря его отличала забота и внимание к людям.
Очень любил батюшка детей, умилялся и радовался, когда они приходили в храм, старался уделить им внимание, чем-то угостить. Особенную любовь и заботу проявлял он к детям из приюта, находившегося неподалеку от храма. Один из священников Солнечногорского благочиния вспоминает: «Когда из-за болезни отца Василия я приехал причастить детей из приюта, почувствовал, что батюшка с какой-то ревностью воспринял это и скорбел, что не может сам сделать это. Преодолевая немощь, он все же пришел в приют, принеся сладости: пирожные, конфеты, печенье, чтобы утешить своих подопечных. Я видел, с какой радостью и любовью смотрел он на детей во время чаепития, устроенного после причащения».
До конца своих дней отец Василий любил и постоянно посещал Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Там он много лет исповедовался у лаврского духовника архимандрита Кирилла (Павлова). Когда к нему обращались с вопросами и проблемами, нередко посылал людей за их разрешением к прп. Сергию. Спасский приход был небогатым, поэтому отец Василий не мог материально помогать Лавре, но все же использовал любую возможность для облегчения жизни ее братии. Осенью после сбора урожая он обязательно посылал в Лавру собранные на огородах картошку и другие овощи. Он говорил: «Мне самому ничего не нужно. Ведь ничего с собой не возьмем из этой жизни. Хочется только послужить Церкви».
Обретение святыни
В рассказе о служении отца Василия невозможно не вспомнить об одном событии, которое имело огромное значение для жизни прихода Спасской церкви. В разных источниках рассказывается, как в 1991 году Божия Матерь явилась во сне одной из прихожанок храма и известила о том, что на колокольне находится в небрежении Ее чудотворный образ. Поначалу женщина не решилась рассказать об это настоятелю, т. к. читала и слышала о том, что сонным видениям не следует доверять. И все-таки она захотела проверить: поднялась на колокольню, но ничего не обнаружила. Когда сон повторился, она рассказала о нем отцу Василию. Батюшка осмотрел колокольню, но никаких икон или старых досок там не было. Однако при осмотре лестницы, ведущей на верх колокольни, он заметил, что одна из нижних ступенек была заметно шире остальных. Эту ступеньку освободили, промыли святой водой и на обратной ее стороне обнаружили видимые контуры иконы Божией Матери. Доску отдали реставраторам, и скоро выяснилось, что это образ Боголюбской Божией Матери. Икону поместили в киот, и с этого момента она стала главной святыней храма.По смирению своему отец Василий поддерживал эту версию, и не раз подробно рассказывал, как обнаружили образ Богоматери. Но вот строки из воспоминаний его келейницы: «Когда я келейничала у батюшки Василия в 2003–2006 годы, я стала спрашивать: что это за прихожанка, где она живет? Как ее имя? Он отмалчивался, а потом и говорит: Ну и зануда же вы, Александра Егоровна, и сознался, что это ему приснилась Божия Матерь. И когда Она явилась во второй раз, то сказала: «Поднимите доску, по которой ходите на колокольню». Вот так и обратили внимание на ступеньку, которая была шире остальных. Таким чудным образом и явилась нам эта икона».
Батюшка постоянно молился перед иконой сам и призывал прихожан обращаться к Заступнице нашей во всех бедах и печалях. Со временем заметили, как изображение на иконе, довольно темное, начало светлеть и становиться все более четким. В течение нескольких лет и вплоть до наших дней икона обновляется – и это чудо многих прихожан укрепило в вере, помогло еще сильнее полюбить свой храм.
К сожалению, никто не записывает случаи благодатной помощи после молитвы у иконы, но, как свидетельствуют прихожане, их было немало за эти годы. Не раз после молебнов перед иконой у бесплодных родителей рождались младенцы. Особенно часто приходила помощь в семейных проблемах, при устройстве на работу, при получении жилья и обменах квартир. Батюшка знал это и поэтому часто направлял помолиться перед чудотворным ликом Пречистой тех, кто нуждался в помощи. Много раз повторял он прихожанам: «Когда возникнут проблемы, идите к Боголюбской иконе, просите с верой – и все устроится!».
Не раз приходилось мне бывать в храме во дни празднования памяти Боголюбской иконы Божией Матери. Отец Василий совершал эту память торжественно и вдохновенно. После Божественной литургии бывал крестный ход, служился молебен перед чудотворным образом, затем следовала праздничная трапеза. На этих трапезах бывало очень тепло, живо и радостно, даже хочется сказать весело. Батюшка старался ободрить собравшихся, рассказывал что-то веселое и в то же время интересное и душеполезное.
Боголюбская икона стала, пожалуй, лучшей памятью об отце Василии. Думается, что не случайно совершилось в его служение это обретение святыни. Батюшка благоговейно и трепетно любил Божию Матерь, особо чтил дни богородичных праздников, постоянно призывал своих духовных чад молиться Ей. Прихожане вспоминают, как часто и подолгу молился он со слезами перед этой иконой, вымаливая, выпрашивая помощь своим духовным чадам.
А какие замечательные проповеди произносил он в дни празднования икон Божией Матери! При этом старался говорить просто и доходчиво, зная, что прихожане храма – в основном люди простые и не слишком искушенные в богословии.
Не случайно и то, что при отце Василии в храме обнаружили еще одну забытую святыню – чудотворную Смоленскую икону Божией Матери. В старых документах нашли свидетельство о чуде, совершившемся после молитв перед этой иконой – избавление от эпидемии холеры в Дмитровском уезде в 1871 году.
Вспоминает священник, много лет знавший отца Василия: «Однажды отца Василия сильно покусала собака, и я заехал к нему. У батюшки не оказалось четок, и он спросил, нет ли у меня с собой четок. Скрепя сердце, я отдал ему свои любимые богородичные четки, привезенные с Афона*. Сейчас нисколько не жалею об этом, т. к. верю, что это был промысел Божий, чтобы к отцу Василию за его любовь к Божией Матери пришли богородичные четки».
* Их называют на Святой Горе «богородичные слезки». По преданию, Божия Матерь явилась одному отшельнику, указала ему растение, имеющее голубовато-зеленые ягоды и повелела, чтобы иноки делали из них четки.
Болезни и скорби
Путь отца Василия был скорбным и трудным. «Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12, 9),– говорит Сам Господь. И этих немощей, а особенно телесных болезней было даровано батюшке с избытком. Еще работая таксистом, он попал в аварию и получил сильнейшее сотрясение мозга. Батюшка редко обращался к врачам. За долгие годы болезней он изучил медицину, знал, какие таблетки и процедуры следует принимать, сам делал себе уколы.У него были очень слабые легкие, из-за чего преследовали частые простуды, кашель. Отец Василий колол себе антибиотики, глотал таблетки, чтобы иметь возможность служить. Часто служил совершенно больным, преодолевая боли, слабость и немощь. Особенно трудно приходилось ему, когда наступали холода. И все же он говорил с обычным своим юмором: «Хоть на карачках, а поползу в храм, что бы ни болело». Это был постоянный подвиг преодоления себя, своей немощи и боли. Помню, как батюшка сказал: «Кажется, столько уже болезней получил, трудно что-то новое испытать. Но Господь даёт новую боль, неведомую раньше – и слава Богу за это!» Благодаря своим многим недугам отец Василий стал практическим врачом, помогая многим людям справляться с их болезнями.
Но не только телесные болезни терзали батюшку,– дано было ему много лет нести еще один недуг, о котором следует вспомнить особо. Дело в том, что в 1980-е годы отец Василий взял на себя подвиг отчитывания больных, бесноватых, винопийц. Мы не знаем, кто дал ему благословение на этот подвиг, но уж точно, вряд ли он начал бы это служение без благословения духовника.
Одна из духовных чад батюшки рассказала, как по молитвам отца Василия ее муж воскрес от беспробудного пьянства, когда, казалось, семья должна была разрушиться. Отец Василий молился о ее муже, и тот совершенно бросил пить. Эта женщина падала в ноги батюшке, благодаря за спасение мужа и ее семьи. Однажды, как вспоминал сам отец Василий, он увидел беса, который сказал: «Я тебе отомщу!».
И, действительно, отомстил. Кроме многих телесных болезней, дано было батюшке на долгие годы нести тот недуг, от которого он спасал других. Но эта немощь имела и спасительные последствия,– отец Василий, видя собственную слабость, стал снисходительным, сострадательным и как-то особенно жалостливым к немощам других людей; со слезами и сочувствием молился он за людей, старался никого не обличать, а убеждать, утешать, дарить любовь и сочувствие. Эта болезнь помогла ему обрести сострадание ко всем приходившим к нему за помощью людям.
Известно, что немощи человека часто делают его неудобным для общения и многие отстраняются, уходят от этого человека. Но отец Василий даже в немощи своей был столь благороден, обаятелен и интересен для многих, что люди продолжали ему доверять, молились за него. Поэтому Господь даровал батюшке силы продолжать свое служение Богу и пастве.
Дары благодати, которые Господь дал отцу Василию, невозможно было скрыть. Но мне нелегко было объяснить, как это может сочетаться с таким видимым для многих недугом. И я благодарен отцу Василию за то, что из общения с ним стали более понятны слова св. апостола Павла: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился» (2 Кор. 12, 7). Как пишет об этом А. П. Лопухин: «Откровения, полученные Павлом, были так необычайны, что могли заставить его возгордиться. И вот, для спасения его от гордости, Бог послал ему болезнь, которая часто напоминала ему о том, что он – слабый, немощной человек. Болезнь эту Апостол называет «жалом в плоть», «ангелом сатаны»». Думается, что эти слова относятся и к судьбе отца Василия.
Крест, который понёс отец Василий, был тяжелым и скорбным. Но было и немало утешений – скольких людей привел он к вере, отвратил от грехов, скольким помог стать членами Святой Церкви, а скольким помог исцелиться от болезней духовных и телесных!
Кончина
До конца дней своих сохранил отец Василий ясный ум и память, сохранил заботу и внимание к людям, продолжая духовно окормлять и помогать людям даже в дни тяжелой болезни, и совершал богослужения, когда позволяло здоровье. Последнюю свою Литургию отец Василий отслужил 19 декабря, в день памяти святителя Николая.Последние два года жизни вошла в его судьбе еще ода скорбь: из-за болезни он уже не мог совершать все уставные богослужения и его перевели вторым священником в церковь святого великомученика Никиты неподалеку от Малаховки. Отношения с настоятелем не сложились, и это еще более усугубило болезнь батюшки.
Случилось так, что настоятеля вскоре отправили за штат и в храм пришел молодой священник. Отец Василий сказал ему: «Я вернусь в Спасский храм». Тот не поверил, поскольку видел, как тяжело болел отец Василий. Но батюшка оказался прав – он действительно вернулся в свой любимый храм, где его тело отпели после кончины и навсегда упокоили у его стен.
Самым большим утешением для отца Василия была возможность жить эти последние годы с любимой своей мамой, которая к тому времени приняла монашеский постриг с именем Алексии. Отец Василий из любви к маме старался скрывать свои болезни, но материнское сердце все чувствовало. Господь умножил ей годы жизни (сейчас ей 90 лет), чтобы она оберегала сына, жалела и ухаживала за ним в болезни. Мама и проводила своего любимого сына в вечность. Скончался архимандрит Василий утром 4 января 2006 года в поселке Удельная Раменского района Московской области, в доме своей матери, монахини Алексии.
В жизни духовного человека не может быть ничего случайного, тем более не случаен день его кончины. Отец Василий умер, когда наступили рождественские морозы и глубокий снег укрыл землю, в которую предстояло опустить его тело. То был день предпразднества Рождества Христова. Третий день по кончине пришелся на рождественский сочельник – 6 января, а 40-й день – Собор трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, то есть память святого, имя которого носил в монашестве отец Василий. День Ангела батюшки 14 января пришелся на десятый день после его кончины.Отпевали отца Василия в Спасской церкви. На Литургии и отпевании замечательно пел хор Калужской духовной семинарии. Совершили отпевание его родные братья: митрополит Калужский и Боровский Климент, архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий и протоиерей Николай. Вместе с ними молился и епископ Дмитровский Александр, воспитанник семьи Капалиных, тоже считавший отца Василия своим братом.
В заключение приведем отрывки из надгробных слов братьев почившего:
Господь взял душу Своего верного служителя накануне праздника Рождества Христова. Он возлюбил Бога с самого детства, и Господь одарил его многими талантами, даровал ему глубокую крепкую веру. Он был истинным пастырем и отдал всю свою жизнь служению Богу и пастве своей. Мы можем уверенно сказать, что архимандрит Василий внес свой свет в жизнь каждого из нас, кто соприкасался с ним. Пусть это прощание станет духовной вехой нашей жизни, просветлением души и приготовлением к жизни вечной в молитве о новопреставленном отце Василии. Верим, что Господь, зная преданность и любовь почившего к Нему, простит все его согрешения и водворит в Царствии Своем. Аминь».
Даты жизни архимандрита Василия
- Родился 5 мая 1946 г. в ст. Быково Московской области в семье рабочего.
- 1969 г. – окончил полный курс Московской духовной семинарии.
- С 1969 по 1973 г – окончил четырехлетний курс Московской духовной академии, и была присвоена ученая степень – кандидат богословия 12 июня 1973 г.
- 1971 г. 22 декабря – пострижен в монашество с наречением имени Василий в Троице-Сергиевой лавре архимандритом Варнавой (Кедровым).
- 1972 г. 31 января – рукоположен в сан иеродиакона.
- 1972 г. 12 июля – рукоположен в сан иеромонаха архиепископом Волоколамским Питиримом (Нечаевым).
- 1973 г. – набедренник.
- С 1974 по 1976 годы работал в ОВЦС (отдел внешних церковных сношений Московской Патриархии).
- 1975 г. июнь – направлен на приход в Спасскую церковь Солнечногорского района Московской области, настоятелем.
- 1975 г. – наперсный крест.
- 1976 г. – закончил аспирантуру при МДА.
- 1977 г. – награжден палицей.
- 1977 г. 11марта – возведен в сан игумена.
- 1986 г. – награжден Патриархом крестом с украшениями.
- 1991 г. 27 февраля – возведен в сан архимандрита.
- 2002 г. 19 августа – награжден орденом преподобного Сергия Радонежского III степени.
- В марте 2003 г. – направлен клириком в церковь Святого великомученика Никиты Раменского района Московской области.
- 4 января 2006 г. – скончался утром 4 января 2006 года в поселке Удельная Раменского района Московской области, в доме своей матери, монахини Алексии.
Александр Трофимов
Икона Божией Матери Боголюбская-Зимаровская (список с Боголюбской иконы Божией Матери ), по древнему преданию, стояла на воротах города Пронска, а во время нашествия татар (XIII в.) была расколота и брошена в кусты, где сама чудесно срослась, но одна половина её так и осталась выше другой. Поэтому строго надвратной иконой Москвы её считать нельзя. Скорее надвратной иконой Пронска.