Жития святых

СВЯТАЯ БЛАЖЕННАЯ КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ

ksp12
Изучая жития святых Русской земли, мы понимаем, что все они являлись в те моменты нашей истории, когда в том или ином образе духовного подвига можно было действеннее проявить любовь свою к Богу и к людям. Блаженная Ксения приняла на себя подвиг юродства Христа ради в Петербурге в середине XVIII века. Она стала первой канонизированной святой из многих российских подвижниц XVIII–XIX веков.

В Промысле Божием не бывает случайностей и потому не случайно то огромное прижизненное еще большее посмертное почитание, которым окружил народ «странницу Петрова града». Ее жизнь и духовный подвиг, ее молитвенное предстательство имеют особое значение как для наших дней, так и для будущей судьбы всей России.

Юродство во Христе – особый подвиг аскетизма. Слово «аскет» – производное от греческого ασχησιζ, означавшее на языке древних философов упражнение в добродетели и особенно в подчинении своей воли. На Руси юродивых чаще называли блаженными. В Евангельском понимании слово «блаженный» – это счастливый человек. Блаженство есть награда, которая дается Богом: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 3.)

Юродивые Христа ради не только добровольно отказывались от удобств и благ земных, от выгод жизни общественной, от родства, но принимали вид безумного человека,– часто пренебрегали приличиями, совершая себе иногда внешне соблазнительные поступки. – За свои странные действия они подвергались насмешкам и оскорблениям. Не страшась гнева сильных мира сего, они говорили им правду в глаза, обличали людей несправедливых, жестоких, забывающих правду Божию, и в то же время радовали, утешали благочестивых, страждущих, обездоленных.

«Человек Божий» – еще одно имя Христа ради юродивых на Руси. Народ верил, что они возглашают волю Божию, и даже могущественные правители терпеливо выслушивали дерзновенные слова блаженных. Общеизвестно смелое обличение царя Иоанна Грозного псковским юродивым Николаем Салосом, предложившим царю кусок сырого мяса. Когда царь отказался вкушать мясо, сославшись на Великий пост, Николай заявил: «Ты пьешь человеческую кровь!» Блаженный Василий Московский также обличал Иоанна Грозного. Московский Христа ради юродивый Иоанн всенародно обвинял Бориса Годунова за участие в убийстве царевича Димитрия.

Замечателен пример из XIV века – времени раздробленности Руси и жестоких братоубийственных войн. Тогда в Великом Новгороде несли подвиг юродства блаженные Феодор и Николай. Один жил на Софийской стороне, другой на Торговой. Один другого не пускал на свою сторону, дело доходило до драки – оба показывали себя непримиримыми врагами, осмеивая вражду между разными концами Новгорода и между князьями на Руси. Как-то «спасаясь» от Феодора, который гнался за ним, Николай перебежал летом реку Волхов как по сухому пути и бросал в своего противника кочанами капусты, за что и получил прозвище Николай Кочанов.
Юродивые не гнушались самых порочных членов общества, погибших в общественном мнении,– и многих из отверженных возвращали на путь истины и добра. Почти все юродивые Православного Востока были монахами. На Руси и в России этот подвиг встречался в монашестве, но гораздо он совершался в миру, в самой гуще народа, истинными печальниками которого они и были.

Основой и оправданием этого подвига служат слова святого апостола Павла: «Мы юроди Христа ради» (1 Кор. 4, 10). В тропаре юродивому мы поем: «Глас апостола Твоего Павла услышав глаголющ: мы юроди Христа ради, раб Твой Христе Боже – юрод бысть на земли». Юродивый добровольно несет унижения и оскорбления, которые принимает со смирением и кротостью, и обретает любовь даже к врагам и гонителям своим. Это борьба не на жизнь, а на смерть с грехами во всех их тайных и явных проявлениях, усилие распять плоть свою со страстями и похотями (Гал. 5, 24), покорить ее и всю свою жизнь духовному закону, всецело жить в Боге и для Бога. «Истинная ревность за веру, полное и бесповоротное решение идти за Христом, всегда и при всех порядках жизни разрешается в исповедничество или мученичество». (Антоний, архиепископ Волынский. Сочинения. СПб.,1911, т. 3, с. 130.)

Подвиг Христа ради юродивых и есть добровольное мученичество, каждодневное умирание: каждый день,час, мгновение – жестокая брань против плоти, мира и диавола, изнурение тела, отсечение всякой нечистой мысли. Поэтому в службе блаженному Михаилу Клопскому сказано: «Мученицы бо вмале времени пострадавше: ты же всю жизнь твою мученически скончал». Этот подвиг невозможно понести без любви ко Кресту, научающей страдать и распинаться со Христом. Юродивый всецело предает свой разум, свою волю Господу и за то часто уже при жизни награждается от Бога благодатными дарами: пророчества, прозорливости, чудотворений.

Юродивые не раз предупреждали и избавляли сограждан от грозивших им бед, не раз отвращали возмездие от своих соплеменников. Святой Прокопий Великоустюжский (XIII в.) своей молитвой спас Великий Устюг от страшного камнепада, грозившего разрушить город за грехи жителей: по его молитве гроза ушла от города и разразилась на пустынном месте в 20 верстах от Устюга. Прошло семь столетий, но на этом месте ничего не растет. Такой могла быть участь города за беззакония его жителей.

Преподобный Паисий Величковский писал, что за странными, с точки зрения внешнего взгляда, поступками «юродивые скрывали чистое сердце, полное преданности Богу и самоотверженной любви к людям, что нередко и обнаруживалось у них делами, достойными самого высокого и просвещенного ума». (Паисий Величковский. Крины сельные или цветы прекрасные. Одесса, 1910.)

Хочется также привести слова одного из современных православных подвижников о подвиге юродства Христа ради: «Юродивые – это страшные люди. Они обличают в тайных грехах. На самом деле – какой дар!.. Быть юродивой Христа ради – это выше монашества. Это такая любовь должна быть к Богу, и она ведь неотрывна от любви к людям. Эта любовь к Богу – она и рождает любовь к человеку. Юродивый особенно любит человека. Он обличает, он учит, он молится. Он может потушить пожар целого города, и только молитва юродивого тушила пожары. Какую они имели силу пред Богом – ходатайствовать за целые города! Какие они были удивительные пророки, предвозвещали несчастья государству и людям. Какое они имели дерзновение пред Богом за свое смирение и самоуничижение. Они презрели себя ради любви к Богу до ненависти к себе. Это особая форма смирения и любви. Есть они и живут сейчас в народе…»

Приведем также дневниковую запись духовника блаженной матушки Екатерины (Матушка Екатерина (Е. В. Малков-Панина). 1889–1968 гг.), старицы Пюхтицкого Свято-Успенского монастыря, хорошо поясняющую суть подвига: «Юродство Христа ради или умышленная глупость? –этот вопрос хорошо разъяснила мать Екатерина: “Умышленная глупость есть грех,– сказала она,– потому что человек не пользуется даром Божиим, закопав свой талант в землю, как ленивый раб”. – А о себе матушка Екатерина сказала: “Я отказалась от своего разума, разумеется, для славы Божией, покорив Ему всю свою волю, принесла жизнь свою в дар Богу… А Бог дарует человеку благодатный дар высшего рассуждения и прозрения. Откровение же Божие получается через молитву”. Одной из своих духовных дочерей мать Екатерина писала: “Когда я отдала свой ум Господу, – у меня сердце стало широким-широким…”».

***

БЛАЖЕННАЯ КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ. ИКОНА. XX в.
БЛАЖЕННАЯ КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ. ИКОНА. XX в.

Прославление блаженной Ксении совершилось в год тысячелетия Крещения Руси (1988 г.), через 376 лет после кончины последней из канонизированных святых жен Руси – святой Софии Слуцкой (1612 г.), скончавшейся в возрасте 26 лет. Святая блаженная Ксения начала свой подвиг также в 26 лет и в совпадении этих возрастов видится знак духовного преемства святых жен Древней Руси и святых жен Новой России.

Блаженная Ксения родилась между 1719 и 1730 годами. О детстве и юности ее нет никаких сведений. В памяти народной сохранилась лишь причина, послужившая к началу подвига блаженной. Ксения была замужем за Андреем Феодоровичем Петровым – певчим придворного хора. Жили они в любви и согласии. Имели собственный дом на Петербургской стороне. Было Ксении 26 лет, когда муж ее внезапно скончался. Родственники надеялись, что Ксения поскорбит, поскорбит, да и снова выйдет замуж. Но во внезапной кончине мужа Ксении открылась вся тщета земной жизни,– и отныне ее сердце жаждало только одного – послужить Богу. Она просила о вразумлении, как устроить дальнейшую жизнь. И тогда в сонном видении увидела преподобную Марию Египетскую, которая возвестила ей о благословении свыше на подвиг юродства Христа ради. Ведь самочинно, без благодатной помощи свыше нести этот подвиг невозможно.

После похорон мужа Ксения одела на себя его одежду: камзол, кафтан, штаны и картуз, и стала уверять всех, что муж ее не умер, а умерла его супруга Ксения Григорьевна и просила называть себя Андреем Феодоровичем. Она говорила родственникам и знакомым. «Андрей Феодорович не умер, но воплотился в меня, Ксению, которая давно умерла».

ksp13В наследство от мужа остался дом в приходе церкви апостола Матфия на Петербургской стороне. Часть этого дома снимала благочестивая христианка Параскева Антонова. Утешая после похорон «помрачившуюся умом» Ксению, Параскева спросила: «Как же ты будешь жить теперь матушка?» – «Да что, ведь я похоронил свою Ксеньюшку, и мне теперь больше ничего не нужно. Дом я подарю тебе, только ты бедных даром жить пускай; вещи сегодня же раздам все, а деньги в церковь снесу, пусть молятся об упокоении души рабы Божией Ксении». На вопрос Параскевы, чем же она будет жить и кормиться, блаженная ответила: «Господь питает птиц небесных, а я не хуже птицы. Пусть воля Его будет».

Родственники Ксении решили, что от большого горя она лишилась рассудка и подали прошение начальнику умершего Андрея Феодоровича, прося не позволять Ксении в безумстве раздавать свое имущество. Начальство умершего вызвало Ксению и из беседы с ней убедилось, что она психически здорова и потому имеет право распоряжаться своим имуществом, как ей захочется.

После этого Ксения раздала все принадлежащее ей, и ушла навсегда из дома. В своем странном одеянии она целыми днями, в любое время года бродила по улицам Петербурга. Встречающимся знакомым и обращающимся к ней по имени она говорили: «Ну какое вам дело до покойной Ксении, она вам ничего худого не сделала!» Бывало, что злые люди и особенно уличные мальчишки глумились и смеялись над блаженной. Но она переносила всё с ангельской кротостью и смирением, продолжаяя эимой и летом, в стужу и зной скитаться по улицам города. Изредка заходила она к своим знакомым, беседовала, обедала и снова отправлялась странствовать. Где она проводила ночи, долгое время никто не ведал. Однажды проследили и выяснили, что Ксения в любое время года, несмотря на петербургские дожди и стужи, уходит на ночь за город в поле и до восхода солнца молится, делая земные поклоны на все четыре стороны света.

ksp14Постепенно многие из жителей Петербурга поняли, что Ксения не простая побирушка-нищая. Милостыню она брала не от каждого, а лишь от добрых и благочестивых людей. Брала всегда только копейку и тут же отдавала нищим. Заходила блаженная не в каждый дом, куда ее приглашали, а приглашали ее часто, так как заметили, что в домах, где хотя бы недолго побыла Ксения, воцарялись мир, достаток и радость.

Многие жалели ее, старались чем-то помочь. Одежда мужа со временем совершенно истлела, и Ксения стала одеваться зимой и летом в лохмотья; на босых ногах, распухших от мороза, носила рваные башмаки. Ей предлагали теплую одежду, обувь, деньги,– Ксения не соглашалась брать ничего, но неизменно одевалась в красную кофту и зеленую юбку, либо в зеленую кофту и красную юбку.
Рабочие, возводившие новую каменную церковь на Смоленском кладбище, стали отмечать, что ночью кто-то натаскивает на леса строящейся церкви горы кирпича, оставалось лишь укладывать их в стены. Решили разузнать, кто этот незримый помощник, и увидели, как блаженная Ксения ночью носит наверх кирпичи.

Только Богу известно, как могла выдержать босая и еле одетая женщина затяжные Петербургские дожди, когда пронизывающий ветер дует со всех сторон, трескучие морозы, когда и в теплой одежде неуютно. 45 лет подобной жизни провела блаженная и достигла таких высот духовного совершенства, такой силы веры, при которой вся жизнь становится непрестанным чудом, явленным Божественной благодатью. В ее словах и поступках начали видеть глубокий смысл. Если Ксения просила у человека что-либо, то вскоре его ожидала беда или утрата; если дарила – то неожиданная радость. Торговцы, завидев блаженную, наперебой упрашивали «Андрея Феодоровича» взять что-нибудь из товара. Ибо давно заметили: если Ксения возьмет что-либо у хозяина, торговля неизменно будет удачной. Извозчики, завидя блаженную, гнали лошадей и упрашивали ее проехать с ними хотя бы несколько шагов – это обещало удачу на целый день.

БЛАЖЕННАЯ КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ. СКУЛЬПТОР МИХАИЛ ЧИРОК
БЛАЖЕННАЯ КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ. СКУЛЬПТОР МИХАИЛ ЧИРОК

Особый дар блаженной Ксении состоял в устройстве семейной жизни христиан. Сколько счастливых браков устроила она, посылая невесту туда, где она должна была встретить жениха, благословляла на брак, предостерегала от ошибочного выбора. Матери были убеждены, что если блаженная приласкает или покачает в люльке больного ребенка, тот непременно выздоровеет. Поэтому, увидев Ксению, со всех сторон к ней спешили матери, прося благословить своих деток или просто погладить их по голове.

Своим великим смирением, подвигом духовным, любовью к ближним и полным самоотречением Ксения стяжала благодатный дар прозорливости. Прозревая тайны сердец человеческих, она предсказывала будущее, исцеляла больных, особенно детей, направляла на путь исправления заблудших. Она говорила каждому то, что было необходимо конкретно ему для спасения – иным ласково, а иным строго и даже грозно.

Однажды, зайдя в дом к молодой купчихе Крапивиной, предвидя ее смерть, блаженная сказала: «Вот зелена крапива, а скоро, скоро завянет». Слышавшие эти слова гости Крапивиной не придали им значения, однако после внезапной смерти купчихи вспомнили.

Известен случай, когда Ксения заботилась о судьбе еще не родившегося младенца. Приходит она к своей давней знакомой Параскеве Антоновой и говорит: «Вот ты сидишь и чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал! Иди скорее на Смоленское кладбище!» – Параскева, знавшая, что Ксения ничего не говорит от себя, поспешила на кладбище, рядом с которым увидела толпу народа. Оказалось, что извозчик сбил с ног беременную женщину, которая здесь же на улице родила мальчика, а сама скончалась. Параскева взяла мальчика к себе и усыновила, т.к. несмотря на многие старания, найти отца или кого-то из родственников не удалось. Параскева вырастила мальчика, дала образование, и он до самой кончины с любовью заботился о своей приемной матери. Особенно прославило блаженную среди жителей Петербурга чудесное воскрешение утонувшего в Невских водах мальчика. Промыслительно оказалась она рядом с матерью, в неутешном горе оплакивающей утонувшего сына. С дерзновенной мольбой обратилась блаженная Ксения к Господу. По благословению свыше она прикоснулась руками к утонувшему, – и тот ожил.

БЛАЖЕННАЯ КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ. ИКОНА. ЧАСОВНЯ БЛАЖЕННОЙ КСЕНИИ
БЛАЖЕННАЯ КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ. ИКОНА. ЧАСОВНЯ БЛАЖЕННОЙ КСЕНИИ

Часто бывала блаженная в семье Голубевых, состоявшей из матери-вдовы и ее семнадцатилетней дочери. Однажды блаженная Ксения неожиданно появилась в дверях их дома в тот момент, когда мать и дочь готовили кофе. Обратясь к дочери, Ксения сказала: «Эх, красавица, ты тут кофе варишь, а муж твой жену хоронит на Охте. Беги скорее туда!» Девушка была смущена услышанным: «Как так? – У меня не только мужа, но и жениха-то нет. А тут какой-то муж, да еще жену хоронит?». Тогда Ксения строго сказала: «Иди!»

На кладбище мать с дочерью увидели похоронную процессию. Хоронили жену одного доктора, скончавшуюся при родах. Молодой вдовец безутешно рыдал, а когда над телом погребенной насыпали могильный холм, лишился сознания и упал на руки едва успевшим подбежать Голубевым. Когда он пришел в себя, мать и дочь как могли старались утешить его. Началось их знакомство. Год спустя молодой человек сделал дочери Голубевой предложение. Брак их оказался счастливым. Конечно, не без молитвенного предстательства блаженной прозорливицы прожили они долгую, тихую и благочестивую жизнь, а умирая, заповедали чтить память блаженной Ксении и следить за ее могилой.

Еще при жизни своей блаженная Ксения стала многим христианам скорой помощницей в бедах, скорбях и болезнях. Встретила блаженная на улице благочестивую женщину и, подав ей медный пятак, сказала: «Возьми пятак. Тут царь на коне… Потухнет!» Женщина, взяв пятак, в недоумении пошла домой. Выйдя на свою улицу, она увидела, что в доме ее начался пожар. Но не успела еще добежать до дома,– как пламя было потушено.

Накануне праздника Рождества Христова, 24 декабря 1761 года блаженная Ксения бегала по городу и кричала: «Пеките блины, пеките блины! Завтра вся Россия будет печь блины!» (Блинами на Руси традиционно поминали усопших.) На другой день стало известно о смерти императрицы Елисаветы Петровны.

В письменных свидетельствах не сохранилось сведений о точном времени и обстоятельствах кончины и погребения блаженной Ксении. Однако, сохранившееся до наших дней предание говорит, что перед кончиной блаженная Ксения сподобилась видеть во сне Пресвятую Богородицу, Которая возвестила ей о близости дня завершения ее земного странствия и о том, что до скончания века будут верующие почитать ее.

ЧАСОВНЯ НАД МОГИЛОЙ СВ. БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ. 1902 г. СПб.
ЧАСОВНЯ НАД МОГИЛОЙ СВ. БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ. 1902 г. СПб.

Скончалась блаженная в конце XVIII – начале XIX века на 72-м году жизни и была похоронена на Смоленском кладбище Петербурга, где в свое время она помогала строить церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери. Отпевание добровольной страдалицы совершалось в церкви святого апостола Матфия. Люди, получившие от блаженной благодатную помощь, приходили молиться и просить помощи к ней на могилу. И блаженная мати Ксения откликалась делами милости и чудотворения. Если при жизни о ее благодатных дарах знали лишь жители Петербурга, то после кончины на ее могилу потянулись люди со всех концов России. Здесь постоянно служили панихиды. Каждый посетитель уносил горсть земли с могилы как святыню, помогавшую в болезнях и скорбях, и потому приходилось время от времени подсыпать землю. Положили поверх могильной насыпи каменную плиту, но ее паломники разбили на мелкие куски и разнесли по домам. Положили новую плиту – с ней случилось то же самое. Тогда решили на пожертвования богомольцев возвести каменную часовню над могилой. Почитатели блаженной очень скоро построили часовню, а на могилу положили плиту с надписью: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. На сем месте положено тело рабы Божией Ксении Григорьевны, жены придворного певчего, в ранге полковника, Андрея Феодоровича. Осталась после мужа 26-ти лет, странствовала 45 лет; всего жития ее было 71 год; называлась «Андрей Феодорович». Кто меня знал, да помянет душу мою, для спасения своей души. Аминь».

Число приходящих к могиле все увеличивалось и к часовне пристроили стеклянную галерею. В часовне с утра до вечера служили панихиды. Сотни писем приходили из Сибири, с Кавказа и других областей России с просьбой помолиться на могиле блаженной Ксении. Неисчислимы чудеса, совершенные и совершаемые по ходатайству блаженной.

ВНУТРЕННИЙ ВИД ЧАСОВНИ БЛАЖЕННОЙ КСЕНИИ В НАЧАЛЕ XX в.
ВНУТРЕННИЙ ВИД ЧАСОВНИ БЛАЖЕННОЙ КСЕНИИ В НАЧАЛЕ XX в.

После кончины блаженной Ксении почитание ее распространилось также и в высших слоях общества. Император Александр III, будучи еще наследником, заболел возвратным тифом. Его жена, будущая императрица Мария Феодоровна, переживала тревожные часы. Тогда кто-то из дворцовых слуг принес ей горсть песка с могилы блаженной Ксении и посоветовал положить этот песок под подушку больного, помолившись блаженной. Великая княгиня последовала совету и молитва ее была услышана. Ночью у постели больного она забылась, и ей было видение: стоит старая женщина в странном наряде и говорит: «Твой муж выздоровеет. Тот ребенок, которого ты теперь носишь в себе, будет девочка. Назовите ее в мою память Ксенией. И она будет хранить вашу семью от всяких бед».

Все, что сказала блаженная, исполнилось с точностью – больной выздоровел и родившуюся вслед за этим девочку назвали Ксенией. Поминая благодатную помощь от блаженной Ксении, Мария Феодоровна ежегодно приезжала на ее могилу и заказывала панихиды. И до самой революции среди бесчисленного потока верующих, приходивших к могиле блаженной, можно было видеть вдовствующую императрицу.
Еще один памятный случай. В одной семье перед намечавшейся свадьбой невеста и ее мать отслужили панихиду на могиле блаженной Ксении; свадьба тотчас же расстроилась, так как публично обнаружилось, что жених – беглый каторжник, осужденный за убийство.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

17 АВГУСТА — СЕМИ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ
СЕМЬ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ. ИКОНА. РОССИЯ. XVIIIв.
СЕМЬ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

17 АВГУСТА — ПАМЯТЬ СВЯТОЙ МУЧЕНИЦЫ ИИ
fialka1
ФИАЛКА. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

В здоровом теле здоровый дух,
На самом деле – одно из двух.
(Гринберг)

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

14 АВГУСТА – ПРОИСХОЖДЕНИЕ (ИЗНЕСЕНИЕ) ЧЕСТНЫХ ДРЕВ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ – ПРАЗДНЕСТВО ВСЕМИЛОСТИВОМУ СПАСУ И ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ
tutaev03
ПРЕЧИСТОМУ ТВОЕМУ ОБРАЗУ ПОКЛОНЯЕМСЯ, БЛАГИЙ…ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

14 АВГУСТА – ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ МАККАВЕЕВ, МАТЕРИ ИХ МУЧЕНИЦЫ СОЛОМОНИИ И УЧИТЕЛЯ ИХ МУЧЕНИКА ЕЛЕАЗАРА
 СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ МАККАВЕИ. ГРЕЧЕСКАЯ ИКОНА
СОЛОМОНИЯ, МАТЬ МАККАВЕЕВ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

10 АВГУСТА — ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ СМОЛЕНСКАЯ ОДИГИТРИЯ
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ОДИГИТРИЯ. ВИЗАНТИЯ. XIV в.
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ СМОЛЕНСКАЯ ОДИГИТРИЯ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

9 АВГУСТА — ВЕЛИКОМУЧЕНИКА И ЦЕЛИТЕЛЯ ПАНТЕЛЕИМОНА
СВ. ВМЧ. ПАНТЕЛЕИМОН. ИКОНА. XIII в. СИНАЙ
ЖИТИЕ И СТРАДАНИЯ СВЯТОГО СЛАВНОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ПАНТЕЛЕИМОНА

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

7 АВГУСТА 1921 Г. – ДЕНЬ КОНЧИНЫ АЛЕКСАНДРА БЛОКА
blok
А Смоленская нынче именинница,
Синий ладан над травою стелется.
И струится пенье панихидное,
Не печальное нынче, а светлое.
И приводят румяные вдовушки
На кладбище мальчиков и девочек
Поглядеть на могилы отцовские,
А кладбище – роща соловьиная,
От сиянья солнечного замерло.
Принесли мы Смоленской заступнице,
Принесли Пресвятой Богородице
На руках во гробе серебряном
Наше солнце, в муке погасшее, –
Александра, лебедя чистого.
1921 г.
Анна Ахматова

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

6 АВГУСТА — МЧЧ. БЛГВВ. КНЯЗЕЙ БОРИСА И ГЛЕБА, ВО СВ. КРЕЩЕНИИ РОМАНА И ДАВИДА
 СВВ. БОРИС И ГЛЕБ. ИКОНА. XIV в. МОСКВА
К ТЫСЯЧЕЛЕТИЮ ПАМЯТИ СВЯТЫХ КНЯЗЕЙ-СТРАСТОТЕРПЦЕВ БОРИСА И ГЛЕБА. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

13 ИЮНЯ - ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК