Жития святых

СВЯТАЯ БЛАЖЕННАЯ КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ

ksp12
Изучая жития святых Русской земли, мы понимаем, что все они являлись в те моменты нашей истории, когда в том или ином образе духовного подвига можно было действеннее проявить любовь свою к Богу и к людям. Блаженная Ксения приняла на себя подвиг юродства Христа ради в Петербурге в середине XVIII века. Она стала первой канонизированной святой из многих российских подвижниц XVIII–XIX веков.

В Промысле Божием не бывает случайностей и потому не случайно то огромное прижизненное еще большее посмертное почитание, которым окружил народ «странницу Петрова града». Ее жизнь и духовный подвиг, ее молитвенное предстательство имеют особое значение как для наших дней, так и для будущей судьбы всей России.

Юродство во Христе – особый подвиг аскетизма. Слово «аскет» – производное от греческого ασχησιζ, означавшее на языке древних философов упражнение в добродетели и особенно в подчинении своей воли. На Руси юродивых чаще называли блаженными. В Евангельском понимании слово «блаженный» – это счастливый человек. Блаженство есть награда, которая дается Богом: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 3.)

Юродивые Христа ради не только добровольно отказывались от удобств и благ земных, от выгод жизни общественной, от родства, но принимали вид безумного человека,– часто пренебрегали приличиями, совершая себе иногда внешне соблазнительные поступки. – За свои странные действия они подвергались насмешкам и оскорблениям. Не страшась гнева сильных мира сего, они говорили им правду в глаза, обличали людей несправедливых, жестоких, забывающих правду Божию, и в то же время радовали, утешали благочестивых, страждущих, обездоленных.

«Человек Божий» – еще одно имя Христа ради юродивых на Руси. Народ верил, что они возглашают волю Божию, и даже могущественные правители терпеливо выслушивали дерзновенные слова блаженных. Общеизвестно смелое обличение царя Иоанна Грозного псковским юродивым Николаем Салосом, предложившим царю кусок сырого мяса. Когда царь отказался вкушать мясо, сославшись на Великий пост, Николай заявил: «Ты пьешь человеческую кровь!» Блаженный Василий Московский также обличал Иоанна Грозного. Московский Христа ради юродивый Иоанн всенародно обвинял Бориса Годунова за участие в убийстве царевича Димитрия.

Замечателен пример из XIV века – времени раздробленности Руси и жестоких братоубийственных войн. Тогда в Великом Новгороде несли подвиг юродства блаженные Феодор и Николай. Один жил на Софийской стороне, другой на Торговой. Один другого не пускал на свою сторону, дело доходило до драки – оба показывали себя непримиримыми врагами, осмеивая вражду между разными концами Новгорода и между князьями на Руси. Как-то «спасаясь» от Феодора, который гнался за ним, Николай перебежал летом реку Волхов как по сухому пути и бросал в своего противника кочанами капусты, за что и получил прозвище Николай Кочанов.
Юродивые не гнушались самых порочных членов общества, погибших в общественном мнении,– и многих из отверженных возвращали на путь истины и добра. Почти все юродивые Православного Востока были монахами. На Руси и в России этот подвиг встречался в монашестве, но гораздо он совершался в миру, в самой гуще народа, истинными печальниками которого они и были.

Основой и оправданием этого подвига служат слова святого апостола Павла: «Мы юроди Христа ради» (1 Кор. 4, 10). В тропаре юродивому мы поем: «Глас апостола Твоего Павла услышав глаголющ: мы юроди Христа ради, раб Твой Христе Боже – юрод бысть на земли». Юродивый добровольно несет унижения и оскорбления, которые принимает со смирением и кротостью, и обретает любовь даже к врагам и гонителям своим. Это борьба не на жизнь, а на смерть с грехами во всех их тайных и явных проявлениях, усилие распять плоть свою со страстями и похотями (Гал. 5, 24), покорить ее и всю свою жизнь духовному закону, всецело жить в Боге и для Бога. «Истинная ревность за веру, полное и бесповоротное решение идти за Христом, всегда и при всех порядках жизни разрешается в исповедничество или мученичество». (Антоний, архиепископ Волынский. Сочинения. СПб.,1911, т. 3, с. 130.)

Подвиг Христа ради юродивых и есть добровольное мученичество, каждодневное умирание: каждый день,час, мгновение – жестокая брань против плоти, мира и диавола, изнурение тела, отсечение всякой нечистой мысли. Поэтому в службе блаженному Михаилу Клопскому сказано: «Мученицы бо вмале времени пострадавше: ты же всю жизнь твою мученически скончал». Этот подвиг невозможно понести без любви ко Кресту, научающей страдать и распинаться со Христом. Юродивый всецело предает свой разум, свою волю Господу и за то часто уже при жизни награждается от Бога благодатными дарами: пророчества, прозорливости, чудотворений.

Юродивые не раз предупреждали и избавляли сограждан от грозивших им бед, не раз отвращали возмездие от своих соплеменников. Святой Прокопий Великоустюжский (XIII в.) своей молитвой спас Великий Устюг от страшного камнепада, грозившего разрушить город за грехи жителей: по его молитве гроза ушла от города и разразилась на пустынном месте в 20 верстах от Устюга. Прошло семь столетий, но на этом месте ничего не растет. Такой могла быть участь города за беззакония его жителей.

Преподобный Паисий Величковский писал, что за странными, с точки зрения внешнего взгляда, поступками «юродивые скрывали чистое сердце, полное преданности Богу и самоотверженной любви к людям, что нередко и обнаруживалось у них делами, достойными самого высокого и просвещенного ума». (Паисий Величковский. Крины сельные или цветы прекрасные. Одесса, 1910.)

Хочется также привести слова одного из современных православных подвижников о подвиге юродства Христа ради: «Юродивые – это страшные люди. Они обличают в тайных грехах. На самом деле – какой дар!.. Быть юродивой Христа ради – это выше монашества. Это такая любовь должна быть к Богу, и она ведь неотрывна от любви к людям. Эта любовь к Богу – она и рождает любовь к человеку. Юродивый особенно любит человека. Он обличает, он учит, он молится. Он может потушить пожар целого города, и только молитва юродивого тушила пожары. Какую они имели силу пред Богом – ходатайствовать за целые города! Какие они были удивительные пророки, предвозвещали несчастья государству и людям. Какое они имели дерзновение пред Богом за свое смирение и самоуничижение. Они презрели себя ради любви к Богу до ненависти к себе. Это особая форма смирения и любви. Есть они и живут сейчас в народе…»

Приведем также дневниковую запись духовника блаженной матушки Екатерины (Матушка Екатерина (Е. В. Малков-Панина). 1889–1968 гг.), старицы Пюхтицкого Свято-Успенского монастыря, хорошо поясняющую суть подвига: «Юродство Христа ради или умышленная глупость? –этот вопрос хорошо разъяснила мать Екатерина: “Умышленная глупость есть грех,– сказала она,– потому что человек не пользуется даром Божиим, закопав свой талант в землю, как ленивый раб”. – А о себе матушка Екатерина сказала: “Я отказалась от своего разума, разумеется, для славы Божией, покорив Ему всю свою волю, принесла жизнь свою в дар Богу… А Бог дарует человеку благодатный дар высшего рассуждения и прозрения. Откровение же Божие получается через молитву”. Одной из своих духовных дочерей мать Екатерина писала: “Когда я отдала свой ум Господу, – у меня сердце стало широким-широким…”».

***

БЛАЖЕННАЯ КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ. ИКОНА. XX в.
БЛАЖЕННАЯ КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ. ИКОНА. XX в.

Прославление блаженной Ксении совершилось в год тысячелетия Крещения Руси (1988 г.), через 376 лет после кончины последней из канонизированных святых жен Руси – святой Софии Слуцкой (1612 г.), скончавшейся в возрасте 26 лет. Святая блаженная Ксения начала свой подвиг также в 26 лет и в совпадении этих возрастов видится знак духовного преемства святых жен Древней Руси и святых жен Новой России.

Блаженная Ксения родилась между 1719 и 1730 годами. О детстве и юности ее нет никаких сведений. В памяти народной сохранилась лишь причина, послужившая к началу подвига блаженной. Ксения была замужем за Андреем Феодоровичем Петровым – певчим придворного хора. Жили они в любви и согласии. Имели собственный дом на Петербургской стороне. Было Ксении 26 лет, когда муж ее внезапно скончался. Родственники надеялись, что Ксения поскорбит, поскорбит, да и снова выйдет замуж. Но во внезапной кончине мужа Ксении открылась вся тщета земной жизни,– и отныне ее сердце жаждало только одного – послужить Богу. Она просила о вразумлении, как устроить дальнейшую жизнь. И тогда в сонном видении увидела преподобную Марию Египетскую, которая возвестила ей о благословении свыше на подвиг юродства Христа ради. Ведь самочинно, без благодатной помощи свыше нести этот подвиг невозможно.

После похорон мужа Ксения одела на себя его одежду: камзол, кафтан, штаны и картуз, и стала уверять всех, что муж ее не умер, а умерла его супруга Ксения Григорьевна и просила называть себя Андреем Феодоровичем. Она говорила родственникам и знакомым. «Андрей Феодорович не умер, но воплотился в меня, Ксению, которая давно умерла».

ksp13В наследство от мужа остался дом в приходе церкви апостола Матфия на Петербургской стороне. Часть этого дома снимала благочестивая христианка Параскева Антонова. Утешая после похорон «помрачившуюся умом» Ксению, Параскева спросила: «Как же ты будешь жить теперь матушка?» – «Да что, ведь я похоронил свою Ксеньюшку, и мне теперь больше ничего не нужно. Дом я подарю тебе, только ты бедных даром жить пускай; вещи сегодня же раздам все, а деньги в церковь снесу, пусть молятся об упокоении души рабы Божией Ксении». На вопрос Параскевы, чем же она будет жить и кормиться, блаженная ответила: «Господь питает птиц небесных, а я не хуже птицы. Пусть воля Его будет».

Родственники Ксении решили, что от большого горя она лишилась рассудка и подали прошение начальнику умершего Андрея Феодоровича, прося не позволять Ксении в безумстве раздавать свое имущество. Начальство умершего вызвало Ксению и из беседы с ней убедилось, что она психически здорова и потому имеет право распоряжаться своим имуществом, как ей захочется.

После этого Ксения раздала все принадлежащее ей, и ушла навсегда из дома. В своем странном одеянии она целыми днями, в любое время года бродила по улицам Петербурга. Встречающимся знакомым и обращающимся к ней по имени она говорили: «Ну какое вам дело до покойной Ксении, она вам ничего худого не сделала!» Бывало, что злые люди и особенно уличные мальчишки глумились и смеялись над блаженной. Но она переносила всё с ангельской кротостью и смирением, продолжаяя эимой и летом, в стужу и зной скитаться по улицам города. Изредка заходила она к своим знакомым, беседовала, обедала и снова отправлялась странствовать. Где она проводила ночи, долгое время никто не ведал. Однажды проследили и выяснили, что Ксения в любое время года, несмотря на петербургские дожди и стужи, уходит на ночь за город в поле и до восхода солнца молится, делая земные поклоны на все четыре стороны света.

ksp14Постепенно многие из жителей Петербурга поняли, что Ксения не простая побирушка-нищая. Милостыню она брала не от каждого, а лишь от добрых и благочестивых людей. Брала всегда только копейку и тут же отдавала нищим. Заходила блаженная не в каждый дом, куда ее приглашали, а приглашали ее часто, так как заметили, что в домах, где хотя бы недолго побыла Ксения, воцарялись мир, достаток и радость.

Многие жалели ее, старались чем-то помочь. Одежда мужа со временем совершенно истлела, и Ксения стала одеваться зимой и летом в лохмотья; на босых ногах, распухших от мороза, носила рваные башмаки. Ей предлагали теплую одежду, обувь, деньги,– Ксения не соглашалась брать ничего, но неизменно одевалась в красную кофту и зеленую юбку, либо в зеленую кофту и красную юбку.
Рабочие, возводившие новую каменную церковь на Смоленском кладбище, стали отмечать, что ночью кто-то натаскивает на леса строящейся церкви горы кирпича, оставалось лишь укладывать их в стены. Решили разузнать, кто этот незримый помощник, и увидели, как блаженная Ксения ночью носит наверх кирпичи.

Только Богу известно, как могла выдержать босая и еле одетая женщина затяжные Петербургские дожди, когда пронизывающий ветер дует со всех сторон, трескучие морозы, когда и в теплой одежде неуютно. 45 лет подобной жизни провела блаженная и достигла таких высот духовного совершенства, такой силы веры, при которой вся жизнь становится непрестанным чудом, явленным Божественной благодатью. В ее словах и поступках начали видеть глубокий смысл. Если Ксения просила у человека что-либо, то вскоре его ожидала беда или утрата; если дарила – то неожиданная радость. Торговцы, завидев блаженную, наперебой упрашивали «Андрея Феодоровича» взять что-нибудь из товара. Ибо давно заметили: если Ксения возьмет что-либо у хозяина, торговля неизменно будет удачной. Извозчики, завидя блаженную, гнали лошадей и упрашивали ее проехать с ними хотя бы несколько шагов – это обещало удачу на целый день.

БЛАЖЕННАЯ КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ. СКУЛЬПТОР МИХАИЛ ЧИРОК
БЛАЖЕННАЯ КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ. СКУЛЬПТОР МИХАИЛ ЧИРОК

Особый дар блаженной Ксении состоял в устройстве семейной жизни христиан. Сколько счастливых браков устроила она, посылая невесту туда, где она должна была встретить жениха, благословляла на брак, предостерегала от ошибочного выбора. Матери были убеждены, что если блаженная приласкает или покачает в люльке больного ребенка, тот непременно выздоровеет. Поэтому, увидев Ксению, со всех сторон к ней спешили матери, прося благословить своих деток или просто погладить их по голове.

Своим великим смирением, подвигом духовным, любовью к ближним и полным самоотречением Ксения стяжала благодатный дар прозорливости. Прозревая тайны сердец человеческих, она предсказывала будущее, исцеляла больных, особенно детей, направляла на путь исправления заблудших. Она говорила каждому то, что было необходимо конкретно ему для спасения – иным ласково, а иным строго и даже грозно.

Однажды, зайдя в дом к молодой купчихе Крапивиной, предвидя ее смерть, блаженная сказала: «Вот зелена крапива, а скоро, скоро завянет». Слышавшие эти слова гости Крапивиной не придали им значения, однако после внезапной смерти купчихи вспомнили.

Известен случай, когда Ксения заботилась о судьбе еще не родившегося младенца. Приходит она к своей давней знакомой Параскеве Антоновой и говорит: «Вот ты сидишь и чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал! Иди скорее на Смоленское кладбище!» – Параскева, знавшая, что Ксения ничего не говорит от себя, поспешила на кладбище, рядом с которым увидела толпу народа. Оказалось, что извозчик сбил с ног беременную женщину, которая здесь же на улице родила мальчика, а сама скончалась. Параскева взяла мальчика к себе и усыновила, т.к. несмотря на многие старания, найти отца или кого-то из родственников не удалось. Параскева вырастила мальчика, дала образование, и он до самой кончины с любовью заботился о своей приемной матери. Особенно прославило блаженную среди жителей Петербурга чудесное воскрешение утонувшего в Невских водах мальчика. Промыслительно оказалась она рядом с матерью, в неутешном горе оплакивающей утонувшего сына. С дерзновенной мольбой обратилась блаженная Ксения к Господу. По благословению свыше она прикоснулась руками к утонувшему, – и тот ожил.

БЛАЖЕННАЯ КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ. ИКОНА. ЧАСОВНЯ БЛАЖЕННОЙ КСЕНИИ
БЛАЖЕННАЯ КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ. ИКОНА. ЧАСОВНЯ БЛАЖЕННОЙ КСЕНИИ

Часто бывала блаженная в семье Голубевых, состоявшей из матери-вдовы и ее семнадцатилетней дочери. Однажды блаженная Ксения неожиданно появилась в дверях их дома в тот момент, когда мать и дочь готовили кофе. Обратясь к дочери, Ксения сказала: «Эх, красавица, ты тут кофе варишь, а муж твой жену хоронит на Охте. Беги скорее туда!» Девушка была смущена услышанным: «Как так? – У меня не только мужа, но и жениха-то нет. А тут какой-то муж, да еще жену хоронит?». Тогда Ксения строго сказала: «Иди!»

На кладбище мать с дочерью увидели похоронную процессию. Хоронили жену одного доктора, скончавшуюся при родах. Молодой вдовец безутешно рыдал, а когда над телом погребенной насыпали могильный холм, лишился сознания и упал на руки едва успевшим подбежать Голубевым. Когда он пришел в себя, мать и дочь как могли старались утешить его. Началось их знакомство. Год спустя молодой человек сделал дочери Голубевой предложение. Брак их оказался счастливым. Конечно, не без молитвенного предстательства блаженной прозорливицы прожили они долгую, тихую и благочестивую жизнь, а умирая, заповедали чтить память блаженной Ксении и следить за ее могилой.

Еще при жизни своей блаженная Ксения стала многим христианам скорой помощницей в бедах, скорбях и болезнях. Встретила блаженная на улице благочестивую женщину и, подав ей медный пятак, сказала: «Возьми пятак. Тут царь на коне… Потухнет!» Женщина, взяв пятак, в недоумении пошла домой. Выйдя на свою улицу, она увидела, что в доме ее начался пожар. Но не успела еще добежать до дома,– как пламя было потушено.

Накануне праздника Рождества Христова, 24 декабря 1761 года блаженная Ксения бегала по городу и кричала: «Пеките блины, пеките блины! Завтра вся Россия будет печь блины!» (Блинами на Руси традиционно поминали усопших.) На другой день стало известно о смерти императрицы Елисаветы Петровны.

В письменных свидетельствах не сохранилось сведений о точном времени и обстоятельствах кончины и погребения блаженной Ксении. Однако, сохранившееся до наших дней предание говорит, что перед кончиной блаженная Ксения сподобилась видеть во сне Пресвятую Богородицу, Которая возвестила ей о близости дня завершения ее земного странствия и о том, что до скончания века будут верующие почитать ее.

ЧАСОВНЯ НАД МОГИЛОЙ СВ. БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ. 1902 г. СПб.
ЧАСОВНЯ НАД МОГИЛОЙ СВ. БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ. 1902 г. СПб.

Скончалась блаженная в конце XVIII – начале XIX века на 72-м году жизни и была похоронена на Смоленском кладбище Петербурга, где в свое время она помогала строить церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери. Отпевание добровольной страдалицы совершалось в церкви святого апостола Матфия. Люди, получившие от блаженной благодатную помощь, приходили молиться и просить помощи к ней на могилу. И блаженная мати Ксения откликалась делами милости и чудотворения. Если при жизни о ее благодатных дарах знали лишь жители Петербурга, то после кончины на ее могилу потянулись люди со всех концов России. Здесь постоянно служили панихиды. Каждый посетитель уносил горсть земли с могилы как святыню, помогавшую в болезнях и скорбях, и потому приходилось время от времени подсыпать землю. Положили поверх могильной насыпи каменную плиту, но ее паломники разбили на мелкие куски и разнесли по домам. Положили новую плиту – с ней случилось то же самое. Тогда решили на пожертвования богомольцев возвести каменную часовню над могилой. Почитатели блаженной очень скоро построили часовню, а на могилу положили плиту с надписью: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. На сем месте положено тело рабы Божией Ксении Григорьевны, жены придворного певчего, в ранге полковника, Андрея Феодоровича. Осталась после мужа 26-ти лет, странствовала 45 лет; всего жития ее было 71 год; называлась «Андрей Феодорович». Кто меня знал, да помянет душу мою, для спасения своей души. Аминь».

Число приходящих к могиле все увеличивалось и к часовне пристроили стеклянную галерею. В часовне с утра до вечера служили панихиды. Сотни писем приходили из Сибири, с Кавказа и других областей России с просьбой помолиться на могиле блаженной Ксении. Неисчислимы чудеса, совершенные и совершаемые по ходатайству блаженной.

ВНУТРЕННИЙ ВИД ЧАСОВНИ БЛАЖЕННОЙ КСЕНИИ В НАЧАЛЕ XX в.
ВНУТРЕННИЙ ВИД ЧАСОВНИ БЛАЖЕННОЙ КСЕНИИ В НАЧАЛЕ XX в.

После кончины блаженной Ксении почитание ее распространилось также и в высших слоях общества. Император Александр III, будучи еще наследником, заболел возвратным тифом. Его жена, будущая императрица Мария Феодоровна, переживала тревожные часы. Тогда кто-то из дворцовых слуг принес ей горсть песка с могилы блаженной Ксении и посоветовал положить этот песок под подушку больного, помолившись блаженной. Великая княгиня последовала совету и молитва ее была услышана. Ночью у постели больного она забылась, и ей было видение: стоит старая женщина в странном наряде и говорит: «Твой муж выздоровеет. Тот ребенок, которого ты теперь носишь в себе, будет девочка. Назовите ее в мою память Ксенией. И она будет хранить вашу семью от всяких бед».

Все, что сказала блаженная, исполнилось с точностью – больной выздоровел и родившуюся вслед за этим девочку назвали Ксенией. Поминая благодатную помощь от блаженной Ксении, Мария Феодоровна ежегодно приезжала на ее могилу и заказывала панихиды. И до самой революции среди бесчисленного потока верующих, приходивших к могиле блаженной, можно было видеть вдовствующую императрицу.
Еще один памятный случай. В одной семье перед намечавшейся свадьбой невеста и ее мать отслужили панихиду на могиле блаженной Ксении; свадьба тотчас же расстроилась, так как публично обнаружилось, что жених – беглый каторжник, осужденный за убийство.

Добавьте комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

18 МАРТА – НАЧАЛО ВЕЛИКОГО ПОСТА
post
ВЕЛИКИЙ ПОСТ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПЕРВАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА
post3
ПЕРВАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ
К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ.
ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

ПРЕПОДОБНЫЙ СТАРЕЦ АЛЕКСИЙ (СОЛОВЬЕВ)

Старец Алексий жил в Сергиевом Посаде, когда по указанию безбожной власти начали вскрывать мощи святых. Старец печалился об этом и много молился, недоумевая – почему Господь попускает совершаться такому злу? Однажды вечером, когда он совершал молитвенное правило, рядом с ним встал прп. Сергий Радонежский и сказал:
– Молись три дня и постись, и после этого я скажу тебе то, что
нужно.
В следующие два дня, когда отец Алексий молился, снова вставал с ним рядом прп. Сергий. Отец Алексий питался в эти дни одной просфорой. На третий день преподобный сказал:
– Когда подвергаются такому испытанию живые люди, то необходимо, чтобы этому подвергались и останки людей умерших. Я сам отдал тело свое, чтобы град мой во веки был цел.

2 МАЯ 2001 г. ОСВЯЩЕНИЕ ЧАСОВНИ СВ. МАТРОНЫ В Г. СХОДНЯ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

17 МАРТА – НЕДЕЛЯ СЫРОПУСТНАЯ. ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ. ЗАГОВЕНЬЕ НА ВЕЛИКИЙ ПОСТ
ПРАОТЕЦ АДАМ. ФРЕСКА. КОНСТАНТИНОПОЛЬ. 1416-1321 гг.
ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

14 МАРТА – ДЕНЬ АНГЕЛА АНТОНИНЫ СЕРГЕЕВНЫ ОРЛОВОЙ (ТРОФИМОВОЙ)

АНТОНИНА СЕРГЕЕВНА ОРЛОВА (ТРОФИМОВА). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

13 МАРТА – ПРЕПОДОБНЫЕ МАРИНА И КИРА БЕРИЙСКИЕ

ПРЕПОДОБНЫЕ МАРИНА И КИРА БЕРИЙСКИЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

10 МАРТА – 70 ЛЕТ СО ДНЯ КОНЧИНЫ СТАРЦА ЗОСИМОВОЙ ПУСТЫНИ ИЕРОСХИМОНАХА ИННОКЕНТИЯ (ОРЕШКИНА; 05.06.1870–10.03.1949)
ИЕРОСХИМОНАХ ИННОКЕНТИЙ (ОРЕШКИН)
ИЕРОСХИМОНАХ ИННОКЕНТИЙ (ОРЕШКИН ИВАН ИГНАТЬЕВИЧ). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

25 ИЮЛЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ

Мама жила в ритме природы, постоянно любовалась своим садом в разное время года, специально выходила помолиться среди кустов и деревьев. В течение многих лет она делала выписки из разных книг и статей по народному календарю: там были сведения о приметах погоды в связи с церковным календарем, о прилете и отлете птиц, о свойствах и красоте цветов, деревьев и других растений, а также камней и минералов. Мы постоянно выписывали журнал «Наука и жизнь», из которого мама вырезала и подшивала ежемесячные заметки о природе и календаре. Из того, что собрала мама, можно было бы составить интереснейшую книгу. Все эти материалы были постоянно «в ходу»: когда приходили очередные посетители, мама открывала раздел своего собрания, соответствующий месяцу, неделе и даже конкретному дню и начинала читать выдержки. В такие минуты я не выдерживал, оставлял все свои дела и присоединялся к слушателям…

К сожалению, размеры книги не позволяют опубликовать интереснейшие сведения, которые собрала мама по народному календарю. Поэтому вниманию читателей предлагается лишь один календарный месяц – март. Весна была любимым временем года, а март – любимым ее месяцем, недаром в нем совершились столько важнейших событий ее жизни. 21 марта родился я, в марте сделали маме серьезную операцию, в марте умер мой отец, в марте отошла в вечность и мама. Она знала, что уйдет из жизни в марте, знала даже число – 29-е, о чем сохранились такие свидетельства: за день до смерти она попросила меня снять все деньги с ее пенсионной книжки, чтобы не нужно было потом ходить по инстанциям и оформлять наследство (и здесь, даже перед лицом смерти она думала о том, как избавить сына от лишних хлопот). Сохранился листок с выпиской из церковного календаря, сделанный рукой мамы: на нём записаны даты от 27 до 31 марта с указанием памяти святых каждого дня. Сделана эта запись много лет назад, еще до смерти отца, и именно в этом интервале умерли отец (27 марта) и мама (29 марта – день памяти мученика Трофима).

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

МАРТ. ДЕНЬ ЗА ДНЕМ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

А. Трофимов

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

О МОЛИТВЕ

http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/05/7mol10.jpg

Дорогие посетители сайта, пришло время вспомнить и восстановить древнюю ветхозаветную и апостольскую традицию – семиразовую молитву в течение суток, совершаемую каждые три часа (в 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 часа). Эта молитва особенно действенна в условиях испытания, посланного нам – угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Предлагаю Вам ознакомиться с главой из книги «РИТМЫ ЦЕРКОВНОГО ГОДА», написанной много лет назад и размещенной на этом сайте: О СЕМИРАЗОВОЙ МОЛИТВЕ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ… http://alexandrtrofimov.ru/?p=766
В ней дается историческое и богословское обоснование необходимости этой молитвы. Сейчас, в условиях карантина православным людям совсем не сложно включиться в этот молитвенный ритм.
Присоединяйтесь к ежедневной семиразовой молитве, рассылайте текст статьи и сообщения о ней своим друзьям и знакомым.
***
Святейший Патриарх Кирилл благословил молитву, которую уже произносят за богослужением во всех православных храмах, ее можно присоединить к семиразовой молитве:
МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВРЕДОНОСНОГО ПОВЕТРИЯ ЧТОМАЯ
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Александр Трофимов

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

СЧЕТЧИК