На изображении в центральном люнете константинопольского храма святой Софии Христос держит Евангелие, раскрытое на словах: «Я свет миру» (Ин. 8, 12). В Преображении тема света является одной из главных. Она проходит через всю восточную иконопись, является неотъемлемым ее признаком и превращает ее в величественную «солнечную мистику». Некогда каждый монах-иконописец начинал свое служение с написания иконы Преображения. Такое посвящение в искусство учило прежде всего тому, что икона создается не столько красками, сколько Фаворским светом. Согласно Преданию, присутствие Святого Духа проявляется именно в светоносности самой иконы, оно устраняет всякий иной источник света в иконографической композиции.
В конце Литургии святого Иоанна Златоустого хор поет: «Видехом Свет Истинный, прияхом Духа Небеснаго», т.е. мы видели свет, потому что приняли Духа. Это свидетельство реально пережитого: мы действительно созерцали свет. Поэтому святой Симеон Новый Богослов говорит: «Бог есть Свет, и Он сообщает Свое сияние тем, кто с Ним соединяется, в меру их очищения…» Значит те, кто не видели этого Света, не видели Бога, потому что Бог есть Свет…
Икона изображает Христа, являющегося апостолам в «образе Божием», как одна из Ипостасей Троицы, это явление есть Троическое Богоявление, когда звучит голос Отца, а Святой Дух является светоносным облаком. «Свете неизменный Слове, Света Отца нерожденна, в явлением свете Твоем, днесь на Фаворе Свет видехом Отца, Свет и Духа, светом наставляющаго всю тварь» (светилен утрени Преображения). В этом свете прозреваются грядущие события; перед Своими страданиями Господь говорит: «Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем» (Ин. 13, 31). «Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю» (Ин. 12, 28).
В Преображении – Пресвятая Троица явила Себя по преимуществу в славе несотворенного Божественного света. В нем все свет, все наполняется им и все в нем таинственно видоизменяется. «И просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17, 2). Икона Преображения являет нам этот неземной свет, который опрокидывает апостолов в тот момент, когда они воспринимают его.
Иконография праздника сначала носила символический характер. Впервые композицию на сюжет Преображения можно увидеть в росписи Равенны. Мозаика в церкви Сан-Аполлинарио-ин-Классе (VI в.) выполнена в духе раннехристианских иносказаний. В алтарной апсиде изображен крест в круге сияющих звезд, по сторонам греческие буквы α и ώ. Также по сторонам креста расположены полуфигуры Моисея и Илии, над крестом – длань Бога Отца. В нижней части композиции находятся изображение горы Фавор с деревьями, среди которых помещены три агнца, символизирующие апостолов Петра, Иакова и Иоанна». В дальнейшем иконография Преображения представляет конкретные изображения Христа, пророков, апостолов и практически не претерпевает изменений.
Преобразившийся Спаситель изображен в круге славы – мандорле (мандорла (от итал. mandorla – миндалина) – в христианской иконографии миндалевидное сияние, окружающее Христа и Богоматерь, когда хотели представить Их во Славе) на вершине горы беседующим с Моисеем и Илией. Ризы Его сверкающей белизны. Фигуры пророков в одних случаях касаются мандорлы, а в других находятся за пределами ее. Сама же форма мандорлы может быть в виде круга или в виде эллипса с заостренными углами. Фигуры Спасителя и пророков помещены на горках. От мандорлы или от самой фигуры Христа нисходят три луча, упирающиеся в лежащих апостолов. На иконе Моисей (справа) держит в руке книгу; обычно это скрижали Завета. Илия (слева) изображен старцем с длинными волосами.
Святой Иоанн Златоуст указывает на причины, которые объясняют присутствие Моисея и Илии во время Преображения. Эта же тема присутствует во многих литургических текстах. Во-первых, Моисей воплощает Закон, насажденный Отцом Небесным. Во-вторых, оба они – пророки и прообразуют то, что совершил Христос. В-третьих, оба сподобились видеть таинственное явление Господа: первый – на Синае, второй – на горе Хорив. Ветхий Завет сообщает о волнующем эпизоде, когда Моисей пожелал увидеть лицо Бога: «[Моисей] сказал: покажи мне славу Твою… И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. И сказал Господь: вот место у Меня: стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо… Когда сходил Моисей с горы Синая и две скрижали Откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним. И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лицо его сияет, и боялись подойти к нему… И когда Моисей перестал разговаривать с ними, то положил на лицо свое покрывало» (Исх. 33, 20–23; 34, 29–30, 33).
Тот, кто видел славу Божию, ныне на иконе предстоит Слову Воплощенному. Также здесь присутствует Илия, который ощущал присутствие Бога Израиля «в веянии тихого ветра» (3 Царств 19, 12–13). И, наконец, в-четвертых, Моисей олицетворяет мир мертвых, тогда как Илия, восхищенный в небесные сферы на огненной колеснице,– посланец живых. Все это отражено как в литургических текстах, так и в иконографии: «С земли апостолы, как бы с неба – Илия Фесвитянин, а из мертвых – Моисей» (2-й канон, песнь 8-я, тропарь 3-й),– по словам творца канона на Преображение, преп. Иоанна Дамаскина. А на фреске XII века в церкви Спаса Преображения на Нередице (Новгород) один Ангел выводит Моисея из гроба, а другой сопровождает Илию, выходящего из облака. Христос является здесь как Господь живых и мертвых, грядущий во Славе пакибытия.
Восходя на гору Сионскую, израильтяне пели 42-й псалом «Суди меня, Боже»: «Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою» (Пс. 42, 3). Святая гора является важнейшим элементом библейского пейзажа. На иконах Христос часто изображается стоящим или сидящим на вершине горы, где берут начало эдемские реки, бьет Источник жизни, разделяющийся затем на четыре потока. Новый Адам, Христос, восстанавливает природу в соответствии с замыслом Божиим: «Иже с Моисеом глаголавый древле на горе Синайстей образы, глаголя, Аз есмь Бог Сый: днесь же на горе Фаворстей преображься, началообразное показа лучами облистаяся» (стихира на малой вечерни, глас 1-й). «Фаворская гора светом покрывашеся, ученицы Твой, Слове, повергоша себе долу на земли, не терпяще зрети невидимаго зрака, Ангел и служаху страхом и трепетом, небеса убояшеся, земля вострепета, видяще на земли славы Господа» (стихира на великой вечерни, глас 6-й).
Добавьте комментарий