Тропарь, глас 1:
В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к Животу, Мати суши Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
Кондак, глас 2:
В молитвах неусыпаюшую Богородицу, и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к Животу престави, во утробу Вселивыйся Приснодевственную.
Успение Божией Матери – последний великий двунадесятый праздник литургического года. Это день завершения подвига жизни Девы Марии, самый великий из посвященных Ей праздников.
После святой Пятидесятницы Церковь Христова была поручена Пресвятой Богородице. Она была радостью и славой апостолов. Своими молитвами Она помогала молодому христианскому обществу. Во время избиения камнями первомученика архидиакона Стефана, Она вместе с апостолом Иоанном, стоя на высоком месте, молилась Своему Сыну, чтобы Он укрепил мученика в его подвиге. Ее молитвами Савл был обращен из лютого гонителя в апостола.
Первые годы апостолы оставались преимущественно в Иерусалиме; и, если на время отлучались для проповеди, то снова возвращались, привлекаемые, главным образом, жаждой видеть Богоматерь.
Когда же все апостолы, оставляя лишь Иакова, епископа Иерусалимского, разошлись по вселенной в страны, указанные брошенным ими жребием, тогда и Богоматерь пожелала участвовать в апостольских трудах. Пресвятой Богородице выпал жребий просвещать Иверскую землю. Однако явившийся Ангел возвестил Ей, что Иверия просветится в последующее время, а Ее ожидает попечение об иной земле. Пресвятая Богородица осталась жить в Иерусалиме, в доме апостола Иоанна Богослова. Для того и оставил Господь на земле Матерь Свою, чтобы Ее присутствием, советами, материнскими молитвами смогла утвердиться на земле Церковь Христова, смогли укрепиться в вере апостолы.
Она помогала и укрепляла их в делах благовестия Евангелия по всему миру. Божия Матерь была сердцем Иерусалимской общины. Апостолы, возвращаясь из дальних странствий, приходили к Ней, как дети к своей матери, и затем снова шли на подвиг проповеди, который практически для каждого из них окончился подвигом мученичества.
После убийства Иакова, брата Господня, первого Иерусалимского епископа, во время гонения, воздвигнутого Иродом на Церковь Христову (Деян. 12), Пресвятая Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом в 43 году удалилась в Ефес, где по жребию апостольскому проповедовал апостол Иоанн. Из Ефеса Божия Матерь и апостол Иоанн направились морем на Кипр к Лазарю Четверодневному, бывшему там епископом.
По пути корабль сделал остановку у пристани горы Афонской. В то время здесь было святилище Аполлона. Сойдя на берег, Пресвятая Богородица начала благовествовать народу о Христе Спасителе. Многие уверовали по Ее словам, воздали благоговейное поклонение и крестились. После крещения народа Пречистая поставила одного из Своих последователем учителем новопросвещенных людей и сказала: «Место это да будет Моим жребием, который дан Мне Сыном и Богом Моим». Так определился на земле первый жребий Пресвятой Богородицы – святая Гора Афонская, которая во все последующие века останется под сугубым Ее покровительством и благодатным действием. Иверия стала вторым жребием Пресвятой Богородицы. Третьим был Киев, четвертым – Дивеево.
Жребии Ее – это особые избранные места, через которые Она осуществляет Свое благодатное действие на весь мир. Но мы должны разуметь, что жребий Божией Матери – это вся земля, все человечество, каждая душа человеческая, жаждущая познания истинной веры.
Лазарю Богоматерь привезла в дар омофор и поручи, сшитые Ее руками, так как была искусна в женских рукоделиях. С Кипра Пресвятая Богородица прибыла в Иерусалим и уже до Успения Своего не оставляла Святой град.
Последнее время Своей жизни, Пресвятая Дева проводила в Иерусалиме, охраняемая Божией десницей от злобы архиереев и книжников, видевших в Ней самую сильную проповедницу христианства. Со всех сторон тогдашнего мира стекались в Иерусалим верующие, чтобы утешиться видом этого живого чуда христианства.
Священное Предание сохранило нам сведения о внешности и характере Пресвятой Девы. Она была выше среднего роста, волосы Ее были цвета спелой пшеницы, лик овальный, уста похожи на лепестки роз. Глаза большие, цвета маслин. Форма лица не круглая, не острая, а продолговатая. Пальцы рук Ее были длинны. Одежда чрезвычайно простая, чтоб не сказать бедная. Весь облик Ее дышал красотой и благодатью. Целые дни Она пребывала в безмолвии и молитве. В беседе больше слушала, чем говорила. Каждое слово Ее дышало неизъяснимой благодатью. Она беседовала с человеком с таким благоговением, с каким мы не обращаемся к Богу. Она отвечала добром на зло и молилась о своих гонителях. Ее не видели ни смеющейся, ни возмущенною…
До нас дошло драгоценное свидетельство современника: письмо к апостолу Павлу святого Дионисия Ареопагита, приезжавшего из Афин, чтобы встретиться с Богоматерью:
«Вождь и начальник наш,– пишет Дионисий,– свидетельствуюсь Богом, что, кроме самого Бога, нет ничего во вселенной в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел и уразумел, не только душевными, но и телесными очами. Исповедаю пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лице Пресвятой Девы, я пережил невыразимые чувства. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух, я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не мог перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если б у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем-то, которое я тогда ощутил».
Свидетельство же о том, как стремились к Богоматери тогдашние христиане, мы находим в послании из Антиохии Игнатия Богоносца к Иоанну Богослову:
«Много жен у нас желают видеть Матерь Иисусову и только о том и думают, как бы проехать к вам. У нас проходит о Ней слава, что Она преисполнена всяких добродетелей и благодати: тверда в гонениях и бедах, не скорбит в нищете и недостатках, не гневается на озлобляющих Ее, но благодетельствует им; помогает бедным, сколько может; особенно любит смиренных и Сама смиренна со всеми. Терпелива Она пред насмешками, которыми осыпают Ее еврейские учителя и фарисеи. Достойные доверия люди поведали нам, что в Марии, Матери Иисусовой, по Ее великой святыне, человеческое естество кажется соединенным с ангельским. И все такие слухи возбудили в нас безмерное желание видеть это (выражусь так) небесное чудо».
Добавьте комментарий