Главная Памятные даты

БЕСЕДЫ, СЛОВА И ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ АРХИМАНДРИТА ГЕРМОГЕНА, В СХИМЕ СХИАРХИМАНДРИТА ТИХОНА (АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА МУРТАЗОВА)

ПАМЯТИ АРХИМАНДРИТА ГЕРМОГЕНА, В СХИМЕ СХИАРХИМАНДРИТА ТИХОНА (АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА МУРТАЗОВА) ПОСВЯЩАЕТСЯ
(1935–2018)

Представляем вниманию читателей беседы, слова, ответы на вопросы новопреставленного старца архимандрита Гермогена, в схиме схиархимандрита Тихона

***

«НАША ЗЕМНАЯ ЖИЗНЬ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ НЕ ФАВОРОМ, А ГОЛГОФОЙ, КРЕСТОМ»

О МОНАШЕСТВЕ

СХИАРХИМАНДРИТ ТИХОН (МУРТАЗОВ; 1935 — 2018)

Монах, в переводе с греческого, одинокий человек; инок – человек, ведущий иной, духовный образ жизни, который не измеряется нашими человеческими понятиями, мирской человек и не может этого вместить. Основоположниками монашества являются Господь наш Иисус Христос и Божия Матерь. Богородицу называют Приснодева: она Дева до брака, Дева во время ношения Сына Божия и после Его Рождества Дева. В иконографии это выражается на Ее иконах тремя звездочками – на плечах Божией Матери и на челе. Она первая дала обет монашества. У Господа в Евангельском учении нет специальной заповеди, чтобы быть монахами, но Он дает это как совет, также и святой апостол Павел говорит: лучше было бы, как я есть. Оженивыйся печется о мирском, а неоженивыйся печется о Господнем. Како угодно Господу.

АРХИМАНДРИТ ГЕРМОГЕН (МУРТАЗОВ)

В Евангелии передается беседа Апостолов со Спасителем, где Господь говорит о скопцах от чрева матери, об оскопленных людьми, «и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами Царства Небесного» (Мф. 19, 12). Царство Божие – это Царство любви, Царство святости. Оно начинается с Таинств крещения, миропомазания, покаяния, бракосочетания и др. Через эти тайны нам дается сила свыше, и задача наша пользоваться этими Таинствами, чтобы Дух Божий жил в нашем сердце, и умело беречь внутренний мир с Богом и людьми.

Первое монашество – это Апостолы, жены-мироносицы, преданные Господу, которые сопровождали Господа, Мария Магдалина и другие. После смерти Господа, Воскресения и Вознесения, Апостолы, по Его слову, в котором Господь обещал ниспослать на них Духа Святаго, и Который «наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин. 16, 13), не уходили из Иерусалима. Они молились в своей горнице десять дней, ожидая, после чего облеклись силой свыше и получили благодать Святаго Духа. После Святой Пятидесятницы они пошли с проповедью Евангелия по Иерусалиму и по всей земле. Апостолам Господь сказал: «Научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 19–20) и «Вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним всё бывает в притчах» (Мк. 4, 11). Апостолы являлись носителями тайны Царствия Божия, этой благодати, а другим, обыкновенно спасающимся, достаточно соблюсти заповеди. Всю полноту внутреннего делания благодати, как пользоваться ею, чтобы врачевать свои души – эти тайны дано знать Апостолам. Монашествующие являются продолжателями делания тайны Царствия Божия.

АРХИМАНДРИТ ГЕРМОГЕН (МУРТАЗОВ)

Мы знаем из истории Церкви, что от Вознесения Господа первого века и далее три века до Константина Великого был мученический период. Христиан мучили, избивали, и кровь христианская лилась рекой. Мученик есть свидетель страданий Господа, который своей кровью запечатлел свое вероисповедание. Первые христиане свидетельствовали о Христе и при истязаниях и пытках совершались чудеса, иначе невозможно было грубого язычника словесно убедить, только такими великими чудесами, страданиями, которые проявлялись в пытках через твердость веры. И римское язычество приходило к вере Христовой. Поэтому историк Тертуллиан писал: «Кровь мучеников есть семя христианства».

Когда Константин Великий издал Миланский эдикт о свободном вероисповедании христианской веры, и христианство стало государственной религией, в Церковь пошли люди с разными языческими убеждениями, вследствие этого некоторые умы неординарно воспринимали христианство. Начались недомыслия, несогласия, возникали вероучительные споры, что заставило собрать Вселенские Соборы и разрешить все недоразумения по вере, установив догматы – систематизированные истины вероучения, открытые навсегда всему человечеству, чтобы было единогласие в основах веры. Православное вероучение потому и называется так – «правильно славящее Господа».

АРХИМАНДРИТ ГЕРМОГЕН (МУРТАЗОВ)

Мученический период, который длился три века, перешел в бескровное мученичество хранения чистоты веры и истины монашеством. Монашеский род явился продолжателем тайного делания, и монашествующие продолжили апостольский подвиг. Монашество продолжило кровный подвиг мученичества бескровным подвигом, полностью отдаваясь исполнению воли Божией, чтобы очистить себя от всякой скверны, плоти и духа и стяжать в своем сердце Царство Божие. Для сохранения чистоты веры явились такие люди, подвижники, монашествующие как Антоний Великий, Макарий Великий, Евфимий Великий и другие, которые уходили в пустыню, чтобы найти полное единение с Богом, исполнение воли Божией во всей чистоте первохристианской традиции, когда было у первых христиан первого века едино сердце, едина душа и един дух. Они уходили в пустыню, отдаваясь полностью на служение Богу, руководимые жертвенной любовью ко Господу нашему Иисусу Христу и Святым угодникам с Пречистой Божией Матерью, стараясь достигнуть духовных высот, и оставив по себе аскетический опыт, которым пользуется Церковь во все времена и доныне для нашего спасения и назидания.

АРХИМАНДРИТ ГЕРМОГЕН (МУРТАЗОВ)

Пустынножители получили в уединении богатый опыт в том, как правильно соединяться с Богом и опыт личного спасения души. Они ушли на молитву, на подвиги в пустыню и подвизались в посте и молитве, поэтому сподобились благодати Божией, стали, как земные ангелы, в своих подвижнических трудах. Они оставили после себя много сочинений, трудов, которыми мы до сих пор пользуемся, чтобы победить, или врачевать тот или иной грех, с которым мы боремся и который мешает нам на спасительном пути в достижении Царства Небесного.

Все монашество делится на два класса: пустынножители-анахореты и общежительное монашество. Преподобный Антоний Великий является начальником восточного пустынножительства, на Западе не развилось пустынножительство в той степени, как, например, на Востоке. Начальником общежительного монашества является преподобный Пахомий Великий. Все монастырское делание определялось не своей волей, а по указанию Божиему и Его Ангелов. И тот, и другой вид монашества оправдал себя в жизни Церкви и оставил нам богатое наследство трудов аскетики.

АРХИМАНДРИТ ГЕРМОГЕН

Призвание к монашеству, на монашеский подвиг имеет три причины, признанные Церковью. Первая – горение, жертвенная любовь к Богу, когда человек отдается полностью служению Господу. Вторая – пример подвигов близких подвижников святой жизни, духовных старцев. Третья – через жизненные неудачи, семейные скорби. Монашествующие принимают три подвига, несут три обета: целомудрие, послушание и нестяжание.

Целомудрие – целостное состояние служения Господу, когда «возлюбиши Господа всем сердцем, всей душою, всем разумением своим, всей крепостию своею» – целостно, полностью возлюбить Бога. Обет безбрачия, целомудрия – не только физическое требование, но, что важнее, духовное состояние девства, которое не разрешает разжигания мысленных страстей: если кто воззрит на жену с вожделением, говорит Господь, тот является прелюбодеем в своем сердце. Грех прощается тогда, когда грех возненавидят, пока есть мысли о грехе есть и грех, значит, есть большая любовь к греху, чем ко Христу. Когда нас искушают помыслы, мы часто говорим: бес нас искушает, но надо и самому трезвиться.

АРХИМАНДРИТ ГЕРМОГЕН (МУРТАЗОВ)

Бесы явление не философское, а настоящее, реальное, и единственный способ борьбы с ними молитва, пост, смирение, как было с преподобным Макарием Великим, которому бес сказал: «я не имею до тебя доступа, потому что у тебя есть смирение». Когда начинается духовная жизнь в монашестве, надо начинать ее с исповедания помыслов. Как в Оптиной пустыни старцами было заведено не только исповедовать проявляющиеся, заметные помыслы: гнев, страсть блуда и т.п., а исповедовать все, и тогда духовный руководитель, старец определял навязчивые помыслы, которые мешают ясности мысли, мешают молитве. Навязчивые помыслы следует отгонять молитвой, не вступая с ними в спор, другой помысел придет и доведет до умопомешательства. Собственными силами бесовскую силу не победить,– только при помощи благодати Божией. Помыслы необходимо исповедовать, есть и специальные молитовки против хульных помыслов. При этом не отчаиваться, молиться и продолжать делать поклоны, не останавливаться на помыслах, они как ветер, и ты их не остановишь.

В монастырях только с Божией помощью и духовной силой возможно очищение: ходить в целомудрии, уметь хранить и зрение, через которое приходит много искушений, и чувства. У монаха есть не только молитвенное правило, а сам монах есть правило: правило, сколько отдыхать, сколько есть, сколько молиться, как трезвиться в чувствах и помыслах, но все делать по благословению духовника или игумена. И даже количество молитв только с благословения читать, не принимать на себя никакого молитвенного подвига без духовника. Благословение – нам во всем полезно во спасение, а особенно в монастыре. В миру человек ведет естественный образ жизни, а монах – сверхъестественный, уподобляясь безплотным силам – Ангелам.

Послушание – преданность исполнения воли Божией. Мы знаем, что первый человек был изгнан из Рая через ослушание, нарушив Заповедь Божию. Через послушание Господь нам дал пример, как восстановить утраченную природу человеческую, Сам Спаситель сказал нам, что пришел исполнить не Свою волю, а волю Отца Небесного – Сам Спаситель был послушен Отцу Своему, даже до «смерти крестныя», показав нам, как правильно нести послушание. Исполнять послушание – значит, не творить свою волю, потому что воля своя есть греховная, исполнение воли бесовской. Человек склонен более к греху, нежели к добру, о чем писал Апостол Павел в своих посланиях: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7, 19, 22–23). Наличие двух природ в человеке есть следствие греха, который стал привычкой, и чтобы очиститься от него, требуются усилия, но самому человеку этого не одолеть – только с Божией помощью, только с Божией благодатью, которая дается и при Таинстве крещения и при Таинствах пострига, покаяния, при молитве, когда мы общаемся с Богом.

В послушании необходим подвиг монаха, который оставил мир и хочет созидать Царство Божие внутри себя, что возможно только при послушании, исполнении Заповедей Божиих. Есть дисциплина и есть послушание, для мира это одинаковые понятия. Как говорил Суворов, без дисциплины армия превращается в сброд. Но в духовном значении эти понятия разные: дисциплина основывается на силе, а послушание основывается на любви ко Христу, на вере, и если не будет послушания, не получим благодати Духа Святаго. В монастыре непослушание – грех, и на исповеди в этом грехе необходимо исповедоваться и исправляться.

Нестяжание – по этому обету монах отказывается от всего. И находясь в монастыре, все имеет за благословение. В монастыре строятся, что-то созидают, находятся в материальном мире, но только за послушание. И не является стяжанием то, что не себе и не для себя делается. Стяжательный человек не тот, кто много имеет, а тот, кто над рублем трясется. Стяжательный человек не будет иметь чистоту молитвы, стяжательный человек, по слову Божию, является идолослужителем, и Царствие Божие не наследует. Монашествующие полностью отказались от мира и отдаются на волю Божию, и даже, вращаясь среди этого мира, они к нему не привязываются, они ему непричастны, они стараются быть выше соблазнов мира. Как нам говорит Святое Евангелие «ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33). Мысль монаха должна быть на первом месте, и проникнута угождением Богу, и куда бы ни пошли, должны брать благословение Божие: Господи благослови! И все, что я делаю, молюсь, выполняю послушание – все я делаю пред лицем Божиим.

И отшельничество, и общежительные монастыри сыграли положительную роль в жизни Церкви, в жизни верующего народа. Они оставили богатую христианскую культуру, наследие духовного опыта. В общежительных монастырях, живущие монахи испытывают искушения обычно от людей. Святые отцы говорят: сначала нужно научиться среди людей жить, а потом только можно научиться жить среди ангелов. Как преподобный Серафим Саровский: сначала он жил в общежительном монастыре на послушании, самоотречении, духовном руководстве, а потом по благословению ушел на пустынножитие и достиг ангелоподобного духа. Они были как земные ангелы, и оставили нам богатый опыт работы над иссечением греха: «чистые сердцем Бога узрят» (Мф. 5, 8).

Те монахи, которые уходят в пустыню, испытывают борьбу непосредственно с бесами лицом к лицу. Пустынножители вступали с самой бесовской силой, не какой-то мысленной, а она непосредственно являлись им в разных видах со страхованиями. Преподобный Макарий Великий прошел большую школу пустынной жизни, и когда ушел в пустыню поселился в гробнице, как в келье, в ней подвизался, молился в посте, к нему только еду приносил один из братьев. Там и напали на него бесы, избили его так, что старец был как будто мертв. И брат принес его для погребения, а преподобный Макарий сказал: «Неси меня туда, где был». Бесы снова стали стращать преподобного, но Господь его утешил и голосом сказал ему, что видел его подвиги.
Преподобный Макарий спросил: «Господи, где же ты был, когда меня били?» На что Господь ответил: Я видел тебя, и был с тобою Духом, и ты получишь большую силу над ними за любовь ко Мне, особую благодать, потому что все претерпел». И в вечерних молитвах и в молитвах отчитывания злых духов есть молитвы преподобного Макария Великого, получившего от Господа силу благодати врачевания в изгнании духов зла. Там, в пустыни, он был с ними лицом к лицу, и однажды бес приступил и сказал ему: «ты плачешь – и я плачу, ты не спишь, я вообще не сплю, бодрствую и разница между тобой и мной – у меня гордость, а у тебя, Макарий, смирение». Смиритесь под крепкую руку Божию, и диавол отойдет от вас: «Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак. 4, 7),– говорит слово Божие.
Смирение, в котором Господь показал свой образ, палит беса. Послушание есть самоотречение через исполнение заповедей Божиих. Евангельская заповедь говорит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» Мф. 5, 3). Что это значит? Смиренномудрые, которые понимают, что далеки от того духовного идеала, который нам предлагается. У нас не хватает духа исполнить то, что начертано Господом, поэтому мы нищие духом. Но смиренномудрие – смирение ума, только начало смирения. Смиренномудрием мы осознаем, но еще надо много потрудиться, чтобы очистить свое сердце. Осознав, увидев свою греховность, каемся, исповедуемся, молимся и тогда исполняем следующую заповедь: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» Мф. 5, 4). Плачем о грехах мы, видим грех, сокрушаемся в нем, каемся, и тогда рождается следующая заповедь – «блажены кроткие» (Мф, 5, 5).

Кротость духа такое состояние, когда человек и при хвале, и при поругании остается в одинаковом спокойном духе: хочешь быть монахом, имей кротость духа. А это достигается через осознание своей духовной нищеты, покаянием, вот и появляется кротость. И тогда начинаем жить истиной, и алчем: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5, 6). Восхождение по этой лествице продолжается, человек очищается сердцем, приближается Богу и происходит духовное рождение, умиротворяется со своей совестью, с Богом, потом с ближними: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5, 9). И далее делается милость: милость бывает духовная и телесная. Телесная милость: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня…» (Мф. 25, 35). Милость телесная – милость мирских людей, а монашеская милость – духовное делание: молиться друг за друга, прощать обиды и обращать людей на путь Истины.

Человек, живя высоким духом Евангельских заповедей, не живет как все прочие: не вмещается среди мира, и начинаются разные испытания. Господь говорит: «Раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Ин. 15, 20–21), но «претерпевший же до конца спасется…» (Мф. 24, 13), и «радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5, 12). Евангельские заповеди – внутренний мир монаха, который должен идти по этой своей лестнице внутри себя, а все остальное, что окружает его – посты, молитвы, Богослужения – это, как средство, как орудие, которое должно помогать очищать сердце и стяжать Дух Святый.

Современное монашество не имеет такой высоты духа, как древнее восточное, египетское, палестинское, позже – греческое. По учению свт. Игнатия Брянчанинова, Господь явил Свою милость и оставил богатый опыт трудов Церкви, духовных сочинений наших Святых Преподобных. Их сейчас мало осталось – «оскуде преподобные» (Пс. 11, 2), и будет современное монашество спасаться скорбями и болезнями. От нас требуется искреннее стремление к Богу, без всякой фальши и утайки исповедание своих грехов, а уж само врачевание будет осуществлять Сам Господь, и, если кто претерпит до конца скорби и болезни, будет больше тех подвижников, которые подвизались в первые века христианства,– так говорил свт. Игнатий Брянчанинов.

Ныне пустынножителей нет явно, но есть тайно подвизающиеся, есть на Святой горе Афон, что только Богу известно, но без них не может существовать мир. Святые есть друзья Божии, Господь сказал Святым Апостолам: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую Вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (Ин. 15, 14–16).
Святые Преподобные были подражателями жизни нашего Господа, достигали святости и являлись друзьями Божиими и исполнителями воли Божией, сохраняя единство своего духа с Ним. И говорят Святые Отцы, если земля перестанет родить Святых, тогда и придет конец этого мира. А пока есть монастыри, есть Святые угодники Божии, за счет наших общих молитв Господь посылает Свою особую милость.

Все времена благодатны, все времена спасительны и Церковь, созданная Христом Спасителем, сохранится до скончания века. В ней будет совершаться Таинство Евхаристии, будут и достойные служители этого Таинства. Если хочешь работать Господу, «то приготовь душу твою к искушению (Сир.2, 1) – этими путями шел Сам Господь и, претерпев эти искушения, вышел на общественное служение народу.
Перед Евангельской проповедью диавол искушал Его в пустыне и оставил Его «до времени» (Лк. 4, 13), до Гефсиманского сада. Так и человек, когда начинает свой путь ко Господу, то приходят те же искушения, но особенно они усиливаются в жизненном итоге. Это ожидает индивидуально каждого христианина, если он идет истинным путем, а монаха – особенно. Наша религия является религией Креста: у каждого есть свой крест, своя Голгофа, и наша земная жизнь заканчивается не Фавором, а Голгофой, крестом. Есть у Церкви те же страдания, как и у Спасителя. Вся Церковь идет этим же путем крестоношения, потому что наша Церковь есть Тело Христово, и проходит те же этапы земной жизни Христа: Крещение, Проповедь, Преображение, Вход в Иерусалим, Голгофа, Воскресение, Вознесение. Аминь.

***

ЕЩЕ О МОНАШЕСТВЕ

АРХИМАНДРИТ ГЕРМОГЕН (МУРТАЗОВ)

Служение духовника в женском монастыре,– особенно таком большом, как Пюхтицкий, да и потом в Снетогорском,– конечно, не из легких. У нас владыка Таллинский и Эстонский Роман (Танг) говорил: «В женском монастыре одна большая игуменья, и сто маленьких». Каждую надо понять, к каждой найти свой подход. При мне в Пюхтице около ста сестер было. В России же при советской власти не было ни одного женского монастыря. Так что многих ищущих монашества сестер туда благословляли.
Кстати, у нас там, помню, была такая монахиня Димитрия, она ездила исповедоваться к старцу Лаврентию Черниговскому, ныне прославленному преподобному. Она рассказывала, что после своей смерти он ей явился и говорит: “Такие-то монастыри откроются, такие-то…”,– все перечислил.

Тогда это было невообразимо, настолько тогда жестокой была богоборческая власть. Но потом действительно всё так и произошло, как он предсказал. «Человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19, 26). Это из-за того, что у нас новомучеников много, Господь по их молитвам стал монастыри да храмы вновь благословлять к открытию.
Если Литургия совершается, то всё вокруг освящается. А попущено всё это разорение было за беззаконие, которое до революции уже проникало в сами же церковные круги.
Верным тогда мученичество было дано, чтобы Господа прославить и очистить себя. Также уже и в наши годы, особенно после 1980-го, когда в Россию на Олимпиаду языческий огонь привозили и все поклонялись ему, верующим во очищение было попущено много мученических кончин. Теперь уже в основном не от гонений и расправ, а по болезням,– многие крест раковых заболеваний понесли.

А как монастыри да храмы стали открываться, то уже самой службой всё очищалось. Потому как если Литургия совершается, то всё вокруг уже освящается: и место это, и люди, служащие, молящиеся за богослужением и даже просто живущие там. Помните, в житии преподобного Петра Афонского есть эпизод, когда он только-только еще первым пришел на Афон, а там всюду идолища, капища и, соответственно, полчища бесов. Как его бесы оттуда гнали! А он возьми да исповедуй:
– Хорошо, я уйду, но только если мне скажет Божия Матерь,– Она здесь Хозяйка!

Бесов вмиг не стало! Не потерпели самого имени Пресвятой. А как уж первая Литургия там была отслужена, так и вовсе пространство для них недоступным оказалось. Жжет их святыня. Вот что значит – служить Литургию! Бесы трепещут Жертвы Бескровной. Таинства, сказано, будут совершаться до скончания века. Церковь будет существовать до конца времен, и врата ада не одолеют ее. А раз так, то и святых она рождать будет.

НАДО БЫТЬ ОЧЕНЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМИ К СЛОВАМ…

АРХИМАНДРИТ ГЕРМОГЕН (МУРТАЗОВ)

В монастырь по-разному люди приходят. Очень важно благословение родителей. Известен такой случай. Один диакон решил пойти в монастырь спасаться. Матери говорит:
– Мама, благослови меня пойти в монастырь!
А она:
– Нет. Когда умру, тогда пойдешь.
– Да кому я там буду потом нужен? Сам состарюсь. Как в акафисте преподобному Серафиму Саровскому сказано: «От юности Христа возлюбил еси, блаженне, и Тому Единому работати пламенне вожделев…» Хочешь не хочешь ты благословлять, а я все-таки пойду!

Пришел в монастырь и стал там жить. Его рукоположили в диакона. Не так уж много он прослужил и скончался. Потом часто после Всенощного бдения он стал являться в храме на солею. Откинет орарь и поет:
– Вскую мя отринул еси от Лица Твоего, Свете Незаходимый, и покрыла мя есть чуждая тьма, окаяннаго, но обрати мя и к свету заповедей Твоих…
А оставшиеся слова: «пути моя направи, молюся»,– не договаривал.
Это видение постоянно повторялось после службы первого часа. Обратились к архиерею. Он приехал, отслужил службу, увидел всё своими глазами… Встал рядом с диаконом и допел оставшуюся часть этого ирмоса. Потом спросил:
– Где он похоронен?
Ему показали.
– Вскройте могилу.
Вскрыли. А он лежит там, как сейчас положенный, никакое тление его не коснулось.
– Где его личное дело? – спрашивает архиерей.
Принесли. Открывает, посмотрел. Стали искать: может, у него кто из родных еще живой остался? А его мать уже была древней бабкой, но еще жила…
– Это ваш сын? – спрашивает у нее владыка.
– Да, мой,– подтверждает.
– Почему с ним такая история произошла? – и рассказывает, что и как. – Вы его благословляли на монашество?
Она и призналась, что когда он хотел уйти, она ему сказала, что после моей смерти пойдешь в монахи, а он ее не послушался и ушел…
– Так что вместо благословения я ему проклятие произнесла…
Это и мешало его душе даже посмертно. Поэтому надо быть очень внимательными к словам,– разбрасываться ими нельзя.

ЖИТЬ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ

АРХИМАНДРИТ ГЕРМОГЕН (МУРТАЗОВ)

Монашество – это бескровное мученичество. После тех многих тяжких грехов, которые как при нынешней вседозволенности, так и при советской безбожной власти еще в норму вводились,– те же аборты! – иным подготовить себя к вечности можно только мученичеством. Или бескровным – монашество, а то и аварию какую-то Господь попустить может. Сказано же: все, «взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26, 52). Каяться надо, а там уж как Господь устроит,– на милость Его полагаться, нам Его суды неведомы: кого Он каким путем ко спасению поведет…

Но самочиния не должно быть никакого. Найти себе духовника – и слушаться, что он тебе скажет, как благословит. Господь умудряет пастырей.

Во времена святителя Иоанна Златоуста, когда был период гонений, один христианин выпрашивал у своего духовного отца себе благословения на мученический подвиг, а старец его не благословлял:
– Не надо!
А тот все-таки отправился. Потом, когда уже взяли по обычаю мощи в храм, стал диакон возглашать ектенью:
– Оглашенные, изыдите!
Мощи сами по себе подымались и какая-то невидимая сила износила их из храма. Верующие думали, что это они такие, недостойные присутствия святого… А потом, как стали разбираться, старец пояснил:
– Я его не благословлял на мученический подвиг.
Вот что значит благословение!

По благословению люди и женятся, и замуж выходят, а потом их Господь направляет на монашеские стези. У Бога всё вовремя бывает, если мы послушны и делаем всё по благословению. Вот мне архимандрит Никита (Чесноков) в Псково-Печерском монастыре рассказывал. Сам-то он был еще духовным сыном отца Иоанна Кронштадтского, но как насчет выбора жизненного пути посоветоваться,– ему уж пришлось к одному из оптинских старцев обратиться:
– Жениться не хочу,– говорит с порога. – Учебу закончу, да всецело себя Церкви посвящу, служить буду…
– Тебе, друг, сначала жениться нужно,– сразу же старец ему говорит. – Потом рукополагаться, а после и монахом будешь.

Он уже жил, считай, по-монашески. Ни с кем из девушек не знакомился. Обратился к знакомой монашке: так и так… А она его привела к одной, можно сказать, старой деве,– той, что блюла себя, когда все вокруг ровесницы замуж повыходили.
– Вот есть молодой человек, ему надо рукополагаться, священство принимать, а матушки нет…,– говорит своей знакомой монашка.
– А как звать его? – отзывается та.
(А Петр – так звали отца Никиту до пострига – всё это слышал.)
– Петр.
– Петр? Я согласна, – вдруг отвечает та.
– Как это согласна?!! – недоумевает монахиня. А вдруг он кривой-косой?
А та объясняет, что ей в свое время старец сказал:
– Ты ничего не ищи, занимайся своим делом. Станешь матушкой, батюшку твоего Петр звать будут…
Так они по благословению старцев и поженились. Жили душа в душу. Двое деток у них. Правда, дети потом в Великую Отечественную войну потерялись. А сами они оба постриг монашеский приняли: он стал впоследствии архимандритом Никитой, она – монахиней Варварой. Неисповедимы пути Господни.

ПРО МОНАХОВ ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕН

АРХИМАНДРИТ ГЕРМОГЕН (МУРТАЗОВ)

Хорошо, конечно, Богу жар юности посвятить. Но как про монахов наших последних времен сказано? У преподобного Макария Великого видение было.
– Что сделали мы? – было спрошено про его поколение, и дан ответ:
– Мы исполнили Закон.
– А что сделают после нас? – продолжался диалог.
– Они исполнят половину Закона.
– А следующие что сделают?
– А они ничего не будут делать. Будут только спасаться скорбями и болезнями.

И показано было, что у монахов первых времен христианства крылья были орлиные,– море житейское запросто можно было перелететь. У следующего поколения монахов – крылья гусиные: пролетят немного, да спуститься на воду, отдохнуть надо, и снова полетели. А у монашествующих последних времен крылья петушиные будут. С такими разве летают? Кудахчет и поднимается, садится; кудахчет, поднимается, садится, кудахчет…

Был такой эпизод в Псково-Печерском монастыре примечательный. Я одно время там жил, ища молитвенного покровительства отцов. Там тогда наместником громовержец архимандрит Гавриил (Стеблюченко) был. Его все так и называли: «Иван Грозный». Так вот однажды с хозяйственного двора вдруг вылетел петух и кружит над монастырем! Над соборной площадью, над храмами пролетел и уселся прямо на подоконник отца наместника, а окна были открыты,– лето… Это нам, наверно, такое чудо во укрепление от Бога явлено было. Правда, наместник потом некие гонения на петухов и кур устроил,– чтобы всех их из монастыря извести, чтоб не летали и не пачкали. И это, видимо, в назидание: без скорбей не спастись (см. Деян. 14, 22). Вот последние монахи подобны этим курам.

***
Печерском монастыре, когда отец Гавриил управлял – звали наместника Иваном Грозным. И был такой момент: со скотного двора перелетел петух и летел по всей площади, мимо храмов, сел к нему на подоконник, а окна были открыты, лето. И он дал такое распоряжение: уничтожить всех кур. Открыл гонения на кур, чтоб не летали и не пачкали.

Добавьте комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

14 ОКТЯБРЯ — ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
ПОКРОВ БОГОМАТЕРИ. ИКОНА
ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

12 ОКТЯБРЯ — ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ПРОТОИРЕЯ НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА ГОЛУБЦОВА
ПРОТОИЕРЕЙ НИКОЛАЙ ГОЛУБЦОВ (1900-1963)
ПРОТОИЕРЕЙ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОЛУБЦОВ (1900–1963 гг.). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

11 ОКТЯБРЯ — ПРПП. КИРИЛЛА И МАРИИ РАДОНЕЖСКИХ
ИКОНА ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ПРЕПОДОБНЫМИ КИРИЛЛОМ И МАРИЕЙ
ПРЕПОДОБНАЯ МАРИЯ РАДОНЕЖСКАЯ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

11 ОКТЯБРЯ — ПРП. ХАРИТОНА КУДИНСКОГО
ПРП. ХАРИТОН ИГУМЕН КУДИНСКИЙ. ИКОНА
ПРЕПОДОБНЫЙ ХАРИТОН КУДИНСКИЙ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

11 ОКТЯБРЯ — ДЕНЬ ПАМЯТИ СХИМОНАХИНИ АНТОНИИ (КАВЕШНИКОВОЙ)
СХИМОНАХИНЯ АНТОНИЯ
СХИМОНАХИНЯ АНТОНИЯ (КАВЕШНИКОВА АНАСТАСИЯ ЯКОВЛЕВНА; 1904–1998). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

10 ОКТЯБРЯ — ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МИТРОПОЛИТА СИМБИРСКОГО И НОВОСПАССКОГО ПРОКЛА
prokl86
БОГОМУДРЫЙ АРХИПАСТЫРЬ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

9 ОКТЯБРЯ — ПРОРОКА ГЕДЕОНА, СУДИИ ИЗРАИЛЬСКОГО (XII в. до Р. Х.)
ПРАВЕДНЫЙ ГЕДЕОН, СУДИЯ ИЗРАИЛЕВ. ИКОНА
ДОЧЬ ИЕФФАЯ. ГЛАВА ИЗ КНИГИ «МАТЕРЬ ВСЕХ ЖИВУЩИХ». ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

9 ОКТЯБРЯ — ДЕНЬ ПАМЯТИ МОНАХИНИ СИЛУАНЫ (НАДЕЖДЫ АНДРЕЕВНЫ СОБОЛЕВОЙ)
МАТЬ СИЛУАНА. ПЮХТИЦА. 1960-е гг.
МОНАХИНЯ СИЛУАНА (НАДЕЖДА АНДРЕЕВНА СОБОЛЕВА). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

8 ОКТЯБРЯ — ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
ПРП. СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ. ИКОНА. РОСТОВСКИЙ МУЗЕЙ
ТРОИЦКИЙ СИНТЕЗ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

13 ИЮНЯ — ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

13 ИЮНЯ - ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК