14/27 августа – память иконы Божией Матери, именуемой «Беседная». Представляем вниманию читателей сайта главы из книги А. Трофимова «Старый Тихвин – Дом Пречистыя Богородицы», посвященную этой иконе и основанному на месте явления Богоматери Николо-Беседному монастырю.
***
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМАЯ «БЕСЕДНАЯ».
НИКОЛО-БЕСЕДНЫЙ МОНАСТЫРЬ В ТИХВИНЕ
В 1383 году произошло событие, благодаря которому о Тихвине узнала вся Русь Православная. Третья Новгородская летопись, так называемый «Летописец новгородский церквам Божиим», под 1383 годом, отмечает: «В лето 6891. Во области Великого Новаграда, нарицаемей Тихфин, явися икона Пречистые Богородицы и Приснодевы Марии с Предвечным Младенцем на руку Своею».
Сказание о явлении иконы свидетельствует, что образ Богоматери, прежде чем остановиться в Тихвине, являлся в других местах. Икону видели рыбаки «на воздусе» над Ладожским озером; затем она явилась в Ширшиничах на Ояти, откуда была перенесена в Имоченицы (Вымоченицы),– тут в честь ее возник погост. В память явления в Вымоченицах был основан монастырь, существовавший еще в 1600 году, по писцовой книге 1583 года, было здесь 10 келий монашеских и 5 келий, где жили бельцы, старцы и старицы. Затем икона скрылась и появилась на Куковой горе при реке Паше, где уже существовал погост издавна; в честь ее тут была сооружена часовня. Отсюда икона также скрылась и явилась «на воздусе» над рекою Тихвиною, где и остановилась окончательно.
Окрестные жители стали строить в честь ее церковь на правом берегу реки, где теперь находится Полковая церковь, но совершилось чудо – и закладка церкви, бревна и даже щепа, были в «нощь едину» перенесены на левый берег реки; убежденное этим чудом население решило основать церковь там, куда она перенеслась.
Пономарь Пречистенского погоста Юрыш (Георгий) был послан в окрестные погосты созывать народ на освящение храма. При постройке храма решено было венчать новую церковь железным крестом.
Возвращаясь накануне Успеньева дня в Пречистенский погост, в трех верстах от последнего, Юрыш «узре Жену в богряну ризу одеяну и неизреченным светом сияющу, на соснове кладе седящу, и пред Нею светла мужа, сединами украшена, в святительских ризах стояща». Пресвятая Богородица и святитель Николай повелели Георгию запретить тихвинцам, ставить железный крест на церкви. Тихвинцы не поверили Юрышу, но Господь явил Свою волю: поднялся вихрь, и установитель креста, сброшенный с крыши, был отнесен бурей за полверсты от погоста. Только после этого тихвинцы поверили Юрышу, и на месте видения им Божией Матери со святителем Николаем поставили часовню, водрузив на ней сделанный из чудесной сосновой колоды крест.
На месте явления чудотворного образа возник Пречистенский погост. Одновременно с погостом на месте современного Николо-Беседного монастыря была построена часовня, а впоследствии церковь. Присутствие святыни стало привлекать к Тихвину множество новых жителей. Так начался расцвет края: закипело строительство, стали возникать пустыньки и новые погосты, явилась надобность проводить дороги, все большее число паломников приходило поклониться святыне.
В 1383 году первая Пречистенская церковь сгорела «от свещи», а икону после пожара нашли «в можжевельнике на воздусе в перестрел от церкви». Поставили новую церковь, но и она в 1395 году сгорела от той же причины, что и первая. В этом же году была построена третья церковь.
В XV веке известность Пречистенского погоста сильно возросла: наезжавшие сюда торговые люди разнесли по всей Руси свидетельства о чудотворной иконе, и в Тихвин отовсюду стали приходить богомольцы. По-видимому, в конце века при погосте образовалось монашеское поселение – в древнем синодике записаны имена иеромонахов Ионы, Ефрема, Евфимия и Димитрия, служивших в Пречистенском храме до основания обители.
В 1507 году началось строительство каменной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы, которую окончили и освятили в 1515 году. В «Летописце новгородским церквам Божиим» отмечено: «В лето 7023 – поставили Новгородския области церковь каменную на Тихвине в монастыре, повелением Государя и Великого князя Василия Иоанновича всея России, а посвящена бысть на праздник Успения Пресвятой Богородицы, а нарядчиком был Димитрий Сырков; благословением Варлаама митрополита строен монастырскою казною». Другая летопись называет нарядчиком того же Сыркова, а мастером Фрязина.
В 1510 году Великий князь Василий приказал построить на месте видения Юрыша Николо-Беседный монастырь, который считается первым и старейшим в Тихвинском крае.
С построением великолепного собора, законченного в 1515 году слава Тихвина упрочилась. Судя по летописному упоминанию, с XVI века тихвинская святыня привлекает к себе внимание московских князей. Первым приехал на богомолье в 1526 году Великий князь Василий Иванович с новопоставленным Владыкой Новгородским Макарием, впоследствии Митрополитом Московским. Об этом посещении вторая Новгородская летопись говорит: «Лета 7035, месяца декабря 24, в навечерие Рождества Христова приехал князь великий Василий Иванович всея Руси к Пречистой Богородицы на Тихвину помолился, бысть князь великий на Тихвине 3 дни и 3 ночи и поехал к Москве».
Василий III ездил в Тихвин для моления о даровании «плода чрева». Его сопровождал Макарий, только что поставленный на новгородскую кафедру архиепископом.
Забелин в своем сочинении «Домашний быт русских царей» упоминает об этом посещении, приводит старинные документы и добавляет: «Молился Великий князь о здравии и о спасении, чтобы ему Господь Бог даровал плод чрева… великую веру и умильное моление показал к Всемилостивому Спасу и Пречистой Богородице и к их угодникам, показал многую милость к печальным людям, которые в его государевой опале были, многие монастыри милостями удоволил».
Ровно через восемь месяцев у Великого князя родился 25 августа сын Иоанн – первый русский царь Иоанн Грозный. Царь Иоанн Васильевич всю жизнь проявлял внимание к Тихвину и почитал образ Богоматери, перед которой был вымолен. Иоанн Грозный был в Тихвине в 1547 году, в конце ноября (после 20 числа). Во второй Новгородской летописи отмечено: «Да выехал государь из Новагорода во Псков того же месяца в 20 день, а изо Пскова опять приехал в Новагород, а ночевал в городе две ночи, поехал из Новагорода к Пречистой на Тихвину».
Сказание о Тихвинской иконе (в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского) добавляет: «Видев же церковь ту мирскими иереи и диаконы держиму и управляему и селения народная окрест многая не благоволил есть о том, но иноческому пребыванию тамо быти изволяше». По указу царя в 1560 году на месте Пречистенского погоста был основан мужской Тихвинский большой монастырь, а на правом берегу Тихвинки – Введенский девичий.
В XVI веке Тихвин был важнейшим северным пограничным городом, находящимся на расстоянии ста верст от «свейского рубежа». Через Тихвин шли торговые пути на Москву, Новгород, Устюжну, в Поволжье. Поэтому город стал главной пограничной крепостью на севере России.
НИКОЛО-БЕСЕДНЫЙ МОНАСТЫРЬ
Николаевский Беседный мужской монастырь, основан был на том месте, где, по преданию, в 1383 году клирику Георгию (Юрышу) явились Божия Матерь и святитель Николай, которые благословили строительство Успенского собора и дали указание о том, чтобы крест его был выполнен только из дерева. Место это находилось примерно в трех верстах от Спасо-Преображенского собора, если идти сначала по Екатерининской улице, а затем – по полевой тропе, являющейся ее продолжением.
Судя по историческим описаниям, оба события – явление чудотворной иконы Божией Матери и явление самой Божией Матери вместе со Святителем Николаем – произошли через несколько месяцев одно после другого, и поэтому неудивительно, что практически одна вслед за другой в 1383 году были построены две деревянные церкви, возведенные в честь двух этих событий: Успенский собор и церковь Святителя Николая Чудотворца*. Как мы уже знаем, вокруг Успенского собора позже был основан Успенский (Большой) монастырь, а на месте второй церкви был основан в 1510–1515 годах Николаевский Беседный монастыря. В этом же столетии деревянная церковь, трижды до этого пострадавшая во время пожаров, была заменена на каменную. В летописи 1562 года сказано «Да того же лета семъдесятого, месяца июня, в 13 день, в суботу, от Тихвины от Пресвятыи за четыре версты горел храм чюдотворец (Никола), церковь и с иконами и с книгами и со всем запасом, да и кели игуменскии згорели, новый монастырь, при игумене Ионе Мухи».
* Если быть более точным, на месте явления клирику Георгию Божией Матери и беседы его с чудотворцем Николаем была возведена часовня, в которую помещен был крест, сделанный из клади сосновой, на которой сидела Царица Небесная, а чуть позже (в том же 1383 году) рядом с этой часовней – построена церковь, освященная в честь Святителя Николая Чудотворца (в конце XVI в.)
В 1560 году в Николо-Беседном монастыре была возведена еще одна каменная церковь – Усекновения главы Иоанна Предтечи (в 1829 году после перестройки была переосвящена как церковь Владимирской иконы Божией Матери). Таким образом, ко второй половине XVI века монастырский комплекс был сформирован в окончательном виде. Церковь Святителя Николая Чудотворца была, правда, еще раз незначительно перестроена в 1842–1845 годах, но в целом обе церкви сохранили облик середины XVI века. В 1613 году монастырь был разрушен во время осады Тихвина и возобновлен только к 1648 году. Остальные постройки монастыря – каменная ограда с башенками и кельями – построены в ХIХ веке.
Монастырю принадлежала каменная часовня у Большой дороги, построенная в 1845 году с древними образами и древним же крестом, подобным тому, который описан в сказании о Тихвинской иконе (находился в часовне до 1930-х гг.). Монастырь значился как приписной к Тихвинскому Большому монастырю. При часовне находился колодец, вода которого считалась священной. Около часовни помещалась монастырская гостиница.
В послепетровскую эпоху, в период гонения властей на монастыри, Николо-Беседный монастырь был упразднен (1764 г.) и восстановлен лишь несколько лет спустя.
К началу ХХ века здесь по-прежнему стояло две каменные церкви – соборная Святителя Николая, при ней же колокольня и церковь Владимирской Божией Матери с приделом святого Иоанна Предтечи.
В 1917 году в монастыре было восемь монахов и пять послушников. Обители принадлежало 236 десятин земли. Тихвинцы очень любили Николо-Беседный монастырь. Большой торжественностью отличалась празднование дня явления Божией Матери Георгию 14 августа. Бывал крестный ход, который совершался еще и в другие дни: в праздник Преполовения, 1 августа (Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице), 29 августа (Усекновение главы св. Иоанна Предтечи) и 14 сентября (начало индикта – церковное Новолетие).
Второй раз монастырь был закрыт (при действующих церквах) после октябрьского переворота в 1920-е годы. В 1931 году власти закрыли оба действующих храма. Затем в монастыре был размещен свиносовхоз «1 Мая». В 1941 году во время наступательной операции на Тихвин здесь закрепились немцы. Монастырь сильно пострадал во время жесточайших боев за Тихвин. Немецкие захватчики не смогли пройти дальше Беседного монастыря. Здесь были сорваны их планы покорения Русского Севера. Монастырь стал ратным полем и памятником освобождения Тихвина от врагов. И уже по этой одной причине следовало бы возродить эту обитель. Но, к сожалению, монастырь не только не сохранили, но более того – в послевоенное время церкви, и монастырские строения были стерты с лица земли. Вместе с ними исчез и крест (главная святыня монастыря), сделанный из поваленной сосны, на которой, по преданию, восседала Царица Небесная в момент явления пономарю Георгию.
***
Николо-Беседному монастырю в этом году исполнилось 518 лет. Вспомним еще раз, что Божия Матерь явилась на этом святом месте на 40-й день после обретения Тихвинской иконы и накануне праздника Своего Успения и дня освящения храма – 14/27 августа. В 1510 году Великий князь Василий Иоаннович повелел учредить в Тихвине монастырь, и что особенно важно – им стал именно монастырь на месте явления Богоматери. А на месте явления Тихвинской иконы знаменитый монастырь был основан лишь спустя 50 лет уже царем Иоанном Грозным. То есть Николо-Беседный монастырь стал первым из трех Тихвинских монастырей. Главными святынями монастыря были Беседная икона Богоматери, изображающая беседу Богоматери с Георгием, и Крест, изготовленный из сосновой колоды, на которой явилась Богородица.
Сейчас вряд ли кто-нибудь в Тихвине сможет показать точное расположение монастырских строений. Многие годы не было ни малейшей надежды на возрождение хотя бы памяти о первой тихвинской обители. Но когда в 2004 году чудотворная Тихвинская икона вернулась в Россию на свое законное место, произошло чудо: о монастыре вспомнили!
В 2004 году близ места уничтоженной обители был совершен первый молебен. А в следующем году православный предприниматель Геннадий построил часовню, в которой раз в году в день явления Богоматери пономарю Георгию 14/27 августа стали служить Литургии. На территории, прилегающей к автобазе, установили поклонный крест в память о монастыре. Много столетий назад явление Тихвинской иконы послужило причиной основания монастыря, так в наше время возвращение иконы стало надеждой на его возрождение. К 500-летнему юбилею монастыря (2010 г.) по инициативе Геннадия был ископан колодец, построен келейный дом с трапезной, отлит большой колокол и написана большая Беседная икона Божией Матери.
Каждый год, приезжая в Тихвин ко дню празднования Тихвинской иконы, я обязательно посещаю эту часовню; здесь собираются верующие тихвинцы – прихожане разных храмов, чтобы вместе помолиться соборно Божией Матери, святителю Николаю, древним святым покровителям Тихвинской земли, и, конечно, новомученикам Тихвинским. На этом месте каждого приходящего посещает особая молитвенная благодать, здесь как-то особенно чувствуешь незримое присутствие Богоматери. Говорят, что это происходит оттого, что Матерь Божия здесь некогда Сама беседовала с простым русским человеком – членом Церкви, и дух этой беседы сохраняется и поныне. То есть здесь молитва становится продолжением той самой беседы. Верующий народ идет сюда побеседовать с Матерью Божией.
На этом месте пока еще нет монастыря, нет большого храма, нет братии. Но ведь и в древности монастырь начинался с такой же маленькой часовни, с небольшого ручейка богомольцев, с чудотворного креста, сделанного из сосны, освященной явлением Пресвятой Богородицы.
Кстати, крест этот, как считалось, был утрачен в советское время. Но вскоре после строительства Беседной часовни некая старица передала Геннадию часть того самого Креста, которую она чудом сохранила. Теперь эту часть поместили в большой выносной крест, с которым отныне совершаются традиционные Крестные ходы, и который стал новой святыней этого места.
Будем надеяться и верить, что рано или поздно на этом месте вновь возродиться обитель. Когда возвращают сохранившиеся монастыри и храмы, это, конечно, чудо Божие, но когда и возвращать уже собственно нечего, и, тем не менее, происходит возрождение святыни – то это особое великое чудо любви Божией.
Александр Трофимов
***
СКАЗАНИЕ О ЯВЛЕНИИ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ПУСТЫНИ БЛАГОГОВЕЙНОМУ МУЖУ ЮРЫШУ
«…И когда свершили церковь, тогда священники послали в весь, за двадцать поприщ, проповедовать православному христианству милость Божию и чудеса Пречистой Богородицы, чтобы восприять пост и молитву и прийти на освящение церкви Святой Богородицы.
Случилось же, что посланником был некий муж благоговейный, именем нарицаемый Юрыш , чистый житием и боящийся Бога.
Посланный же, обойдя веси, поведал христианам о милости Божьей и чудесах Пречистой Богородицы и церкви освящении.
Итак, возвращался тот муж из веси, направляясь к церкви, проходя пустынные места, в навечерии праздника Успения Пречистой Богородицы, и когда было за три поприща от Тихвина, в пустыни слышится ему некое благоухание неизреченное, как от множества благовонного фимиама. Но было это не фимиамное обоняние, а благодать Духа Святого, освящающая место оное, словно Богу хотелось явить милость свою на месте том. Итак, следуя, размышлял он в себе: «Как и откуда такому обонянию благоухающему быть в пустыни?» Так, помышляя и двигаясь по пути, дошел он туда, где Бог изволил Пречистой Богородице показать ему чудо дивное и преславное, радости наполненное.
Видение было внезапно: Узрел он жену в багряную ризу одетую, неизреченным светом сияющую, на колоде сосновой сидящую и червленый жезл свой в правой руке держащую, и тем как бы подпирающуюся, а пред нею стоящего мужа светлого во святительских ризах, сединою украшенного. Юрыш же, видев это, страхом и ужасом объят был, пал на землю как мертв. Светлый же муж, предстоя, прикоснулся к оному посланнику и говорит ему: «Восстань, не бойся!» Слышав это, Юрыш с радостью восстал. И потом сидящая жена говорит ему: «Иди, человек, отсюда три поприща, где ныне свершают церковь во имя Успения Пречистой Богородицы и хотят поставить на церкви крест железный, а ты скажи священникам и христолюбивым людям – да поставят пусть крест деревянный, поскольку я на своем храме не изволяла быть кресту железному, но да поставят крест деревянный, как свидетельство Господне, чтобы увериться, что Господь, сын и Бог мой – Иисус Христос, человеческого ради спасения на кресте деревянном распят был, а не на железном».
Посланный же тот муж, едва в себя очутившись, встрепенувшись как ото сна и отвечая, с дерзновением сказал: «Госпожа, не будет мне веры». Светлый же муж тот тогда говорит ему: «А если не получишь веры, будет знамение». И после этого сидящая чудная жена и светлый тот муж предстоящий вдруг невидимыми стали.
Разумел считать Юрыш сидевшую жену, как истинную Владычицу Богородицу, а пред ней стоявшего того мужа светлого, как великого Чудотворца Николу – архиепископа Мирликийского и, придя к церкви, поведал священникам и христолюбивым людям преславное то видение и слово-извещение о кресте. Они же ему не поверили и повелели церковным делателям ставить на церкви крест железный. Один же из делателей церковных по повелению священника взял крест и с ним взошел на церковь и начал на церкви крест ставить железный.
О, предивное чудо! Когда начали ставить на церкви крест железный, тотчас же над церковью прошла буря великая, прихватив человека оного с крестом с верха церковного и снеся, поставила на землю его невредимого ничем. Потому невредим он был, что не спадал с церкви, как некоторым случается с высоты падать и убиваться. Здесь же не так, а Божьею силою взят был он от верха церковного и словно руками человеколюбия в сторону от церкви снесен и с крестом на землю поставлен, ничем не вредим. И это знамение Бог показал неверующим по слову великого святителя и чудотворца Николы, как сказано было в пустыни благоговейному Юрышу.
Священники же и христолюбивые люди, видевшие страшное чудо такое, убоялись страхом великим и прославили Бога и Пречистую Матерь Его Владычицу нашу Богородицу и великого Чудотворца Николу обо всех вышесказанных неложных утверждениях и свидетельствах, извещающих человеколюбия пучину, по которой с такой высоты церковной древоделу не повредиться низверженному, а словно руками человеколюбно сохраненному довелось быть, и, моление со слезами к Пренепорочной Владычице Госпоже Богородице сотворив, просили от Нее милости и грехов оставление и прощения за то, что ослушались Ее повеления, и, молебное пение совершив, и, в том же часе сделав крест деревянный, и, поставив его на церкви Святой Богородицы, освятили ее и в ней поставили чудотворную икону. И были тогда от иконы этой Пречистой Богородицы Одигитрии многие чудеса и исцеления одержимым различными недугами и страстями с верою приходящим, какие даже и по сей день бывают.
В пустыни же, где посланный тот Юрыш стоял и преславное узрел видение, на том месте во имя святого Чудотворца Николы поставили часовню, а из колоды, на которой он видел Пречистую Богородицу сидящую, сделали крест и поставили в часовню на поклонение православным и на память последнему роду ради бывшего здесь явления Святой Богородицы и преславного ради чуда Ее. Да незабвенно то будет вовеки!
По совершении же и освящении начальной церкви Тихвинской и по прошествии семи лет церкви она погорела вся от свечи. Чудотворную же икону Пречистой Богородицы Одигитрии обрели в можжевельнике, от церкви вдали около полпоприща, целую и ничем не поврежденную. В то же время и часовня, которая была в пустыни, погорела. Крест же тот сосновый, о нем же прежде говорили, обретен был в том же ельнике, весь цел и от огня невредим, от часовни вдали примерно полпоприща.
Священники же и христолюбивые люди, видевшие чудо, удивились случившимся чудесам с иконой Пречистой Богородицы и с крестом и прославили Бога и Пречистую Богородицу и после этого поставили вторую церковь деревянную. Так же и в пустыни часовню поставили на том же месте.
По совершении же второй церкви, спустя пять лет, грехов ради наших и за небрежение, опять и вторая церковь погорела, также от свечи ночью. И не осталось в ней ничего, но только обрели чудотворную икону Пренепорочной Владычицы нашей Богородицы Одигитрии в пепле Божьей благодатью целую всю и неприкосновенную огненного горения. В то же время и другая часовня, что в пустыни, вся погорела. Крест же тот сосновый обретен был в пепле весь целый и огнем не поврежден.
Священники же и христолюбивые люди, снова видевшие чудо такое, удивились великим и преславным чудесам Пречистой Богородицы об иконе и о кресте и, со слезами молясь, прославили Бога, показавшего такое дивное и великое чудо в последнем роде этом, славянах нового Израиля, пуще того невещественного огня, показавшего великому Моисею купину палимую и несжигаемую. Так и чудотворной иконы Святой Богородицы Одигитрии и кресту, которые в Тихвине, совсем не прикоснулся огонь, в толще пламени сильного оказавшихся и без вреда пребывавших в нем и явившихся целыми.
Священники же и христолюбивый народ, удивившись величию Божьей силы и преславным чудесам Богородицы, на месте погоревшей церкви опять поставили третью церковь, деревянную, больше первых обоих и благолепнейшую весьма и, освятив ее во имя Богородицы, поставили в ней чудотворную икону Богоматери, как и прежде творящую чудеса и подающую исцеления различным недугующим, всем с верою приходящим.
В пустыни же оной, где было явление Пречистой со святым Николою, там опять третью часовню совершили, и честный крест сосновый в часовне поставили. И была третья церковь 105 лет, как и часовня столько же.
И пошла слава великая о преславных и дивных чудесах и многих исцелениях бывающих от этой иконы Пречистой Богородицы Одигитрии не только до Великого Новгорода и Пскова, но и во все города Великого Российского государства и всего славянского языка и в немецкие острова по Варяжскому морю и до Великого Рима, еще же и до самого царствующего Константина-града. Кроме того, от благородных и начальствующих славной России до слуха самодержца подробно вся дошла и ведома была в то время доброуправляющему державой с Божьей помощью скипетродержанием своим благоверному и достохвальному Великому Князю всея Руси Василию Ивановичу. Этот добрый благочестия содержатель, к Господу Богу и к Пречистой Его Богоматери великую веру имея, к чудотворной иконе святой Богородицы сильную любовь стяжал. И сего ради самодержец повелел от своей царской казны на поставление иконы во имя Пречистой Богородицы на Тихвине устроить церковь каменную в похвалу своему благочестию и в память имени своему.
Божьим же изволением и Пречистой Богородицы, повелением самодержца Великого Князя Василия поставили церковь великую и чудную и паперти около церкви каменные сделали и начали изнутри белить и углаживать, но Бог весть какими судьбами своды паперти упали и засыпало делателей тех церковных, и была священникам и христолюбивым людям скорбь великая об убиенных делателях. Их же засыпало каменьем и варом, и думали, что все они побиты были от засыпания каменного. И так 20 человек в конечном отчаянии до трех дней пребывали, никакого о них промышления уже не творили, а только печалью и страхом одержимы были, однако же Господу Богу угодно было следующее:
Как однажды Всесильные четверодневного в Вифании мертвеца оживили, так же и ныне, восхотели Всемогущие еще больше прославить образ Богоматери своей.
Спустя три дня разобрали камение и Божьей милостью и Пречистой Богородицы хранением делатели под камением обретены были живые все и ничем не повреждены. Священники же и христолюбивый народ, видевшие великое чудо сие, возрадовались и прославили Господа Бога и Пречистую Владычицу Богородицу об этом преславном чуде.
И после этого вскоре, паперти и своды каменные, и церковь совершив, освятили ее во имя Успения Святой Богородицы, в ней же и поставили чудотворную икону Одигитрии, не оскудно благодать свою и милость и исцеление подающую, и до сего дня.
Священники же и христолюбивый народ, видевшие великое чудо, возрадовались и прославили Господа Бога и Пречистую Владычицу Богородицу о сем преславном чуде.
Освящена же была сия церковь каменная Преосвященным и Боголюбивым Серапионом, архиепископом Новгородским, в лето 7023 (1515) года, месяца августа, в 12 день.
В пустыни же оной, где по явлению Святой Богородицы во имя Святого Николая Чудотворца поставлена была часовня, там, Самодержца и Великого Князя повелением, поставили церковь деревянную во имя Святого Николы Чудотворца и устроили монастырь для пребывания инокам.
По совершении же Тихвинской церкви каменной, спустя одиннадцать лет, Самодержец Великий Князь Василий, услышав о многих чудесах и исцелениях от иконы бывающих, великою верою влекомый, восхотел помолиться и самовидцем быть иконе оной Святой Богородицы, что на Тихвине».
***
ИКОНОГРАФИЯ БЕСЕДНОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Изображение Беседной иконы точно следует тексту «Сказании об иконе Богоматери Тихвинской» (XVI в.) Богоматерь предстает сидящей на срубленном (иногда растущем) дереве, покрытом зеленью или диковинными цветами, с «червленым жезлом» в правой руке. Справа или слева от Богоматери стоит святитель Николай Чудотворец и коленопреклоненный пономарь Юрыш (Георгий). Вверху, в сегменте неба, изображается Спас Эммануил, благословляющий двумя руками. Фоном иконы или миниатюры служат деревья, горки или стена, иногда вдали изображается деревянный Успенский храм. Образ Богоматери с крестом-посохом, символизирующим Древо Жизни и являющимся знаком Божественной силы и царской власти, встречается в древнейших иконах и фресках V–IX вв.
В древнерусском искусстве изображения Богоматери вместе со святителем Николаем восходят к древнегреческому тексту македонской эпохи о следовании свт. Николая в небесной иерархии прямо за Богоматерью: «Ибо единственный, кто удостоился чести стать после Владычицы всего сущего, он не перестает всем являться постоянно вместе с Нею».
«Явление Богоматери и святителя Николая пономарю Юрышу» изображалось как клеймо на иконах Богоматери Тихвинской, а также как самостоятельный сюжет на иконах и миниатюрах. Наибольшее распространение Беседная икона получила на севере России в XVII веке, что связано с известностью Тихвинского монастыря и почитанием его главной святыни.
Добавьте комментарий