Главная Жития святых Книги

ПРЕПОДОБНАЯ (СВЯТАЯ БЛАГОВЕРНАЯ КНЯЖНА) ХАРИТИНА ЛИТОВСКАЯ

5/18 ОКТЯБРЯ – ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОЙ ХАРИТИНЫ, КНЯЖНЫ ЛИТОВСКОЙ, ИГУМЕНИИ НОВГОРОДСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ ВО ИМЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА.
Предлагаем вниманию читателей посвященную ей главу из книги А. Трофимова «СВЯТЫЕ ЖЕНЫ РУСИ»

ПРЕПОДОБНАЯ (СВЯТАЯ БЛАГОВЕРНАЯ КНЯЖНА) ХАРИТИНА ЛИТОВСКАЯ

ПРП. ХАРИТИНА ЛИТОВСКАЯ. ИКОНА

Преподобная Харитина была урожденная княжна литовская и подвизалась в новгородском девичьем монастыре во имя святых апостолов Петра и Павла на Синичьей горе. Время подвигов ее точно не определено в письменных памятниках, так что остается определять его с рассуждением; а между тем, это время может показать особенность и в духовной жизни княжны. Известно, что каменный храм обители, где почивают мощи преподобной, построен в 1192 году. Если же храм свв. Петра и Павла существовал уже тогда, когда блаженная Харитина поселилась в Новгороде, то время жизни ее в Новгороде следует отнести к XIII столетию; с другой стороны, известно, что вторая половина XIII столетия была бурным, кровавым временем для Литвы. В 1265 году многие лица княжеского литовского дома поспешно удалились из Литвы в Россию: князь Довмонт – во Псков, а сын князя Товтивилла с двором своим убежал из Полоцка в Новгород. По летописи, новгородцы хотели тогда перебить прибежавших к ним литовцев за прежние обиды Литвы Новгороду, но князь Ярослав не позволил. Таким образом, открывается, что литовская княжна Харитина была из числа лиц, гонимых бурею времени, помимо личных дел своих.

СВ. МЦ. ХАРИТИНА. ИКОНА

Переселившись на Русь, она с юности решила посвятить себя Богу и приняла постриг в Новгородском женском монастыре в честь святых апостолов Петра и Павла на Синичьей горе. Петропавловский монастырь не имел богатых земельных наделов, не пользовался щедрыми пожертвованиями и содержался от скромных лепт горожан и богомольцев. Здесь юная инокиня Харитина, как и остальные сестры обители, исполняла свои нелегкие послушания.

После многих лет подвижнической жизни она стала игуменией этого монастыря, являя образ смирения, чистоты и строгого воздержания, скрывая от всех свои духовные подвиги. Нет никаких оснований предполагать, что в XIII–XV вв. другая какая-либо княжна литовская могла стать инокиней Петропавловского монастыря в Новгороде.

ПРП. ХАРИТИНА ЛИТОВСКАЯ. ИКОНА

Скончалась преподобная Харитина 5/18 октября 1281 года, и память ее верующие чтут в этот день поныне, обходя с молитвами церковь святых апостолов Петра и Павла на Синичьей горе, которая хранит святые мощи литовской княжны.

Наиболее подробным свидетельством о святой является сказание, помещенное на медной раке, стоявшей в юго-западной части новгородской церкви во имя святых апостолов Петра и Павла над почивавшими под спудом мощами преподобной Харитины. Приведем эту надпись:
«Здесь в бывшем Петропавловском монастыре, в церкви святых апостолов Петра и Павла за правым клиросом при стене опочивающая святая благоверная княжна чехина Харитина инокиня из рода королей Литовских, преставися в лето от сотворения мира 7000, от Рождества Христова 1492 года октября 5 дня на день святой мученицы Харитины, при благоверном государе и Великом князе Иоанне Васильевиче, при митрополите Московском Зосиме Брадатом и при архиепископе Новгородском святом Геннадии. От Новограда едино поприще разстояния, зовомое место Синичья гора; основан бысть Петропавловский девичий монастырь в лето от сотворения мира 6600, от Рождества же Христова 1092* при пятом епископе Новгородском святом Германе».

ЦЕРКОВЬ СВВ. АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА НА СИНИЧЬЕЙ ГОРЕ. ФОТО И. ГРАБАРЯ. 1910-е гг.

* В рукописной летописи Николо-Дворищского собора сказано: «В лето 6600 заложены в Новгороде две церкви каменны: Вознесения на Прусской улице, другую церковь Святых апостолов Петра и Павла на Синичьи горы за земляным большим валом и монастырь девичь устроиша». Такое же сообщение имеется и в Новгородской летописи по Софийскому списку под 6600 годом. В Новгородской же Первой летописи о постройке этой церкви говорится под 6693 (1185) годом, а о ее освящении – под 6700 (1192) годом; но возможно, что эти указания относятся к перестроенному или восстановленному храму. Эта церковь бывшего монастыря в 1764 году стала кладбищенской.

ПРП. ХАРИТИНА ЛИТОВСКАЯ. ИКОНА

Надпись на ее раке называет годом кончины святой Харитины 7000 (1492) год. Однако архиепископ Филарет*, а следом за ним и другие авторы – архимандрит Леонид в «Святой Руси»**, архимандрит Герман в брошюре, посвященной святой Харитине***, – связывают историю жизни преподобной с княжеской междоусобицей, начавшейся после убийства Великого князя Литовского Миндовга, когда в 1265 году многие литовские роды и семьи вынуждены были оставить родину и искать пристанища в других землях, о чем уже сказано выше. Как раз в это время, по мнению упомянутых авторов, и прибыла в Новгород княжна Харитина. Она поселилась в Петропавловском монастыре и скончалась в 1281 году, по мнению митрополита Филарета, либо в самом конце XIII столетия.
* Архиепископ Филарет. Русские святые. 1865, т. 3, с. 199–200.
** Граф М. В. Толстой. Книга глаголемая описание российских святых. («Чтения в Имп. общ. истории и древностей», 1887, кн. 4.
*** Архимандрит Герман. Преподобная Харитина, княжна Литовская. Новгород, 1890.

ПРП. ХАРИТИНА ЛИТОВСКАЯ. ИКОНА

Время ее жизни в рукописных святцах неопределенно отнесено к седьмому тысячелетию (в лето 6000). В рукописных святцах Отенского монастыря, в «Книге глаголемой» записано: «Святая княжна инокиня Харитина, которая в девичьем монастыре была в год 6000 месяца октября в 5 день». Таким образом, автор ее уже в XVI веке знал о почитании святой преподобной княжны Литовской Харитины. Иконописный «Подлинник» указывает: «Родом была королевства Литовского; подобием простоволосая девица, в одной свите без мантии». В рукописном сказании, находившемся у раки преподобной, Харитина названа настоятельницей Петропавловского монастыря, в котором она и приняла постриг.

ПРП. ХАРИТИНА ЛИТОВСКАЯ. ИКОНА

Преподобная княжна Литовская Харитина начала местно почитаться в монастыре вскоре после своей кончины. Когда установилось местное почитание преподобной Харитины неизвестно, но память ее празднуется 5 октября по старому стилю. Определение дня памяти святой, вероятно, связано с тем, что это день празднования памяти мученицы Харитины, замученной при императоре Диоклетиане в 304 году. Над мощами преподобной было устроено деревянное надгробие, обитое металлическими листами с изображением юной княжны не в иноческом, а в княжеском одеянии в юных летах.

Дни памяти святой совершаются 5/18 октября, а также в соборные праздники Белорусских и Новгородских святых. Преподобную Харитину стали почитать, как небесную покровительницу Литвы и литовского народа. Ежегодно 18 октября, в день памяти преподобной, в Виленско-Литовской епархии совершается чин облачения сестер милосердия открытого здесь сестричества в честь святой Харитины Литовской. И это очень символично – ведь один из переводов имени Харитина означает «милая, милосердная».

ПРП. ХАРИТИНА ЛИТОВСКАЯ. ПРОРИСЬ. ХУД. В. СИДЕЛЬНИКОВ

Сведений о ее особых подвигах до настоящего времени не сохранилось. Ее главным поступком было само принятие веры Православной на Руси, обращение в нее других людей, в том числе и иноземцев. Именно по этой причине святую Харитину считают покровительницей чужестранцев, которые хотят принять Православие в нашей стране и ищут свой путь спасения.

В трудах ее явлена одна из главных особенностей женской святости на Руси: прикровенность делания, сокрытость. Монашеское имя преподобной (Харитина* – «Милующая», творящая милосердие), отражает ее духовное делание. Основное качество ее – отзывчивость, так характерная для русских женщин во все времена. Это отзывчивость на чужое горе, сострадание и помощь страждущим; принятие на себя чужой беды и трудности, как своей собственной. Это – отзывчивость, благодаря которой литовская княжна смогла стать своей, родной в другой стране. Она стала чадом другого народа и приняла в «игуменстве» чад этого народа. А игуменья – мать и отец в одном лице.
* Имя Харитина происходит от греческого слова (xarites) – «милость, доброта, благодать». В греческой мифологии хариты – благодетельные богини, воплощающие доброе, радостное и вечно юное начало жизни. Хариты – дочери Зевса и Эвригоны: Аглая (сияющая), Евфросиния (радостная, благомыслящая), Талия (цветущая). Хариты прекрасны внешностью.

ПРП. ХАРИТИНА ЛИТОВСКАЯ. ИКОНА

В жизни духовной может быть только мать и отец, и не должно быть мачехи или отчима – не должно быть чувства сиротства. Молитвенное предстательство святых жен под благодатным действием Самой Божией Матери помогает всем людям становиться истинными детьми Отца Небесного и возвратиться в свой Небесный Дом.

***

ПРЕПОДОБНОЙ ХАРИТИНЕ, КНЯЖНЕ ЛИТОВСКОЙ

Тропарь, глас 2:

От ю́ности твоея́ Бо́га всем се́рдцем возлюби́ла еси́, Харити́но преподо́бная, подви́ги в ве́ре положи́ла еси́ за Христа́ Жениха́ твоего́, и в но́вое твое́ Оте́чество, зе́млю Ру́сскую всели́лася еси́, к Небе́сному Оте́честву нас прнзыва́еши, моля́щи Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

СВЯТАЯ МУЧЕНИЦА ХАРИТИНА. СВЯТЦЫ XX в.

Кондак, глас 4:

Оте́чество твое́ и род оста́вивши, Вели́каго Новагра́да дости́гла еси́, во оби́тели и́ночестей многотру́дный по́двиг преподо́бнический подъя́ла еси́, а́нгельски на земле́ пожи́вши, мно́гим жена́м ру́сским путь ко спасе́нию показа́в. Те́мже вси притека́юще к тебе́ зове́м: ра́дуйся, преподо́бная ма́ти на́ша Харити́но.

Величание

Ублажа́ем тя, преподо́бная ма́ти Харити́но, н чтим святу́ю па́мять твою́, наста́внице и́нокиням и собесе́днице а́нгелом.

МОЛИТВА

О преподо́бная и пресла́вная ма́ти Харити́но, неве́сто Жениха́ твоего́ Христа́, предста́тельнице и храни́тельнице Вели́каго Новагра́да и земли́ Ру́сския. Услы́ши ны, моля́щияся к тебе́, и я́коже попече́ние име́ла еси́ о оби́тели твое́й и и́ночествующих в ней, и мно́жество жен ру́сских на путь спасе́ния напра́вила еси́, та́ко и ны́не помози́ нам, просвети́ омраче́ние умо́в на́ших и к све́ту и́стинныя ве́ры наста́ви наро́д росси́йский, наде́жду на Бо́га в душа́х на́ших укрепи́, любо́вь в сердца́х на́ших утверди́ и испроси́ нам вре́мя на покая́ние.
Во дни вели́ких бед и скорбе́й страны́ на́шея бу́ди о нас засту́пница, умоли́ Пречи́стую Ма́терь Го́спода, да спасе́т зе́млю Ру́сскую от гла́да, от наше́ствия враго́в и междоусо́бныя бра́ни, от смертоно́сных язв и боле́зней, да укрепи́т ны в правосла́вии, единомы́слии, братолю́бии и непоколеби́мом да́же до сме́рти испове́дании ве́ры Христо́вы, да научи́т ны послуша́нию Це́ркви Его́ святе́й.
О приснопа́мятная ма́ти на́ша Харити́но, принеси́ за нас гре́шных моли́твы твоя́ и разсе́янных чад Бо́жиих собери́ любо́вию твое́ю, да возгори́тся пла́мень моли́твы в сердца́х на́ших, да сла́вяще па́мять твою́, просла́вим Го́спода на́шего Иису́са Христа́ во ве́ки веко́в. Ами́нь.

СУДЬБА МОНАСТЫРЯ И ЦЕРКВИ СВВ. АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА НА СИНИЧЬЕЙ ГОРЕ

ЦЕРКОВЬ СВВ. АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА НА СИНИЧЬЕЙ ГОРЕ. ФОТО 1910 г.

Церковь свв. апостолов Петра и Павла на Синичьей горе датируется последней третью XII века, это один из немногих памятников новгородской и всей древнерусской архитектуры домонгольской поры, дошедших до наших дней. Местность тогда находилась на расстоянии «одного поприща» от города (Новгородского детинца) и называлась Синичьей горой по селившимся там синицам.

Храм является одним из самых древнейших в Новгороде. Согласно Новгородской I летописи, самой древней и достоверной, каменная церковь в честь апостолов Петра и Павла была заложена жителями Лукиной улицы 6 мая 1185 года. За пять дней до закладки церкви в городе видели полное солнечное затмение, которое однако, ко всеобщей радости, длилось недолго. Не исключено, что закладка храма была связана с этим событием. Как сообщает Новгородская I летопись: «В лето 6693. Мая въ 1 день, въ час 10 дни (т. е. около 6 часов вечера), яко в звонение вечерее, солнце померче, яко на часу и боле, и звезды быша и пакы просветися и ради быху. Месяця того же въ 6 заложи Лукиници церковь камяну святыхъ апостолъ Петра и Павла на Сильнище».
* Синильщина, Сильнище – как предполагают специалисты, происходил от слова силок – сетка, которой ловили птиц).

ЦЕРКОВЬ СВВ. АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА НА СИНИЧЬЕЙ ГОРЕ (1185-1192 гг.). ФОТО НАЧАЛА XX в.

По своим конструкциям и формам является типичной постройкой новгородской архитектуры второй половины XII века. Отличием является кладка стен, которая выполнена без применения камня, только из плинфы (плоский кирпич). Церковь построена из чередующихся углублений и выступающих рядов плинфы, соединенных известковым раствором с примесью толченого кирпича. Такая техника кладки в то время была характерна для киевской архитектуры, в XII веке так строили храмы в Смоленске и Полоцке. Семь лет спустя храм был закончен и освящен архиепископом Григорием. По сообщению новгородского летописца, «Въ лето 6700 (1192)… Въ то же лето концяша церковь святыхъ Апостолъ на Силинищи, и святи ю архиепископъ Григорий на Петровъ день».

ЦЕРКОВЬ СВВ. АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА НА СИНИЧЬЕЙ ГОРЕ. XII в. ФОТО 1960 г.

Удивляет долгий срок строительства, не характерный для новгородцев,– семь лет. Например, церкви близкого времени (Благовещения на Мячине, Спаса на Нередице, Спаса в Старой Руссе) возведены были за один сезон. Исследователи объясняют этот факт участием в работе разных мастеров. Об этом пользу свидетельствует характер кладки. До высоты 1,5 метра кладка традиционная, из чередующихся рядов известнякового камня и древнего кирпича (плинфы), выше стены сложены только из плинфы, что уникально для местного домонгольского зодчества. Причем кладка из плинфы выполнена в старой манере, «со скрытым рядом», когда один ряд кирпича выступает на поверхность, а следующий заглублен и скрыт обмазкой (традиция византийской полосатой кладки). В этот период так строили только в Полоцкой земле, и ученые сходятся во мнении, что здесь работала полоцкая артель. Таким образом, начинали строительство новгородцы, а после остановки работ продолжили его полоцкие мастера.

НИКОЛО-ДВОРИЩЕНСКИЙ СОБОР. ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД 1113 — 1136 гг.

В рукописной летописи Николо-Дворищенского собора сказано, что церковь на Синичьей горе была построена еще за сто лет до этого, в 1092 году, но тогда это была, скорее всего, деревянная церковь. О том же говорит текст на медной раке, стоявшей в юго-западной части Петропавловской церкви над мощами прп. Харитины Литовской: «От Новограда едино поприще разстояния, зовомое место Синичья гора; основан бысть Петро-Павловский девичий монастырь в лето от сотворения мира 6600, от Рождества же Христова 1092 при пятом епископе Новгородском святом Германе». Так что весьма вероятно, что каменный храм XII века был построен на месте более древнего, и ряд поздних источников относит строительство деревянной церкви святых апостолов Петра и Павла и основание Петропавловского женского монастыря к 1092 году, при епископе Германе.

ЦЕРКОВЬ СВВ. АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА НА СИНИЧЬЕЙ ГОРЕ. ФОТО НАЧАЛА XX в.

Со временем рядом с церковью Петра и Павла возник женский Петропавловский монастырь. Обычно женские монастыри устраивали в черте города, а мужские – выносили за земляной вал. Этот монастырь, находившийся в двух с половиною верстах от Новгородского кремля,– единственный за пределами окольного вала Новгорода: своих монахинь новгородцы старались селить внутри городских укреплений, чтобы внезапно нагрянувший враг не обидел инокинь. Петропавловский монастырь был исключением. Он просуществовал до 1764 года.

Синильщина, Сильнище, или Синичья гора, на которой воздвигли церковь, а затем устроили женский монастырь, в то время еще не входила в пределы городского массива. Для относящегося к городу храма гора, однако, была удачным местом так как, несмотря на свою небольшую высоту и пологие склоны, довольно заметно возвышалась над окрестной низиной, делая храм видным издалека и незатопляемым в бурные волховские паводки, когда воды могучей реки поднимались, заливая окрестности.

ЦЕРКОВЬ СВВ. АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА НА СИНИЧЬЕЙ ГОРЕ

О разорении монастыря упоминается в связи с походом московского князя Дмитрия Ивановича на Новгород в 1386 году.

В 1611 году монастырь был снова разорен во время шведской оккупации. По описи 1615 года после шведского разорения в монастыре были две церкви: 1) каменная во имя святых апостолов Петра и Павла; 2) деревянная во имя святителя Николая с трапезной. Эти храмы сохранялись до конца XVIII века, но деревянная церковь была потом освящена во имя преподобного Иоанна Лествичника.

МАРФА БОРЕЦКАЯ — НОВГОРОДСКАЯ ПОСАДНИЦА. . ХУД. А. ГУСЕВ. 1857 г.

Согласно новгородским преданиям, и по мнению новгородских исследователей именно в этот монастырь была заточена Марфа Посадница, вдова новгородского посадника Исаака Борецкого. Марфа возглавила после него антимосковскую партию новгородского боярства. Отстаивала независимость Новгорода и была взята под стражу, впоследствии насильно пострижена в монахини и заключена в этот монастырь*.
* По другим источникам Марфу выслали в Нижний Новгород и постригли в монашество под именем Марии в Зачатьевском монастыре, где она и умерла в 1503 году.

Монастырь не пользовался большими вкладами и не имел вотчин. В 1691 году он был приписан к Воскресенскому женскому монастырю на озере Мячино, но потом опять получил самостоятельность и существовал до 1764 года, когда был упразднен окончательно. С тех пор храм свв. апостолов Петра и Павла стал кладбищенским приходским храмом.

ВОСКРЕСЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ НА ОЗЕРЕ МЯЧИНО В ОКРЕСТНОСТЯХ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА

В XIX веке церковь свв. апостолов Петра и Павла достроили и перестроили: основной объем разделили на два этажа, в верхнем устроили придел св. царевича Димитрия, с запада пристроили паперть и колокольню с часовенкой.

В фондах Государственного архива Новгородской области находятся два документа, касающиеся судьбы этого древнего храма в советский период. Первый – акт от 5 мая 1924 года с результатами технического обследования Петропавловской кладбищенской церкви. Второй документ – постановление от 6 февраля 1925 года – дело о закрытии Петропавловской кладбищенской церкви и передачи здания в ведение Губмузея. Колокольня была снесена в 1934 году. Часовня стоит возле храма поныне. И она, и сама церковь с 1925 года не являются действующими.

Старейший православный храм был признан памятником архитектуры лишь в 1960 году. А в 1992 году церкви был присвоен статус объекта культурного наследия, который находится под охраной ЮНЕСКО.

АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ХРАМА

АРХИТЕКТОР-РЕСТАВРАТОР Г.М. ШТЕНДЕР В КРЕМЛЕ У СПАССКОЙ БАШНИ. 1970-е гг.

Существует выполненная Г. М. Штендером графическая реконструкция памятника. Облик его хранит черты новгородского каноничного храма: средних размеров, кубического объема, с тремя высокими апсидами, с одной главой, с позакомарным (волнообразным) покрытием, с членением стен выступами-лопатками сообразно внутренней структуре, с хорами и угловыми каморами второго яруса, внутристенной лестницей, отсутствием декора. Кровля была свинцовая, посводная, т.е. листы прибивались прямо к кладке сводов. Фундамент совсем неглубокий – 65 см.

Об истории храма сведений в источниках крайне мало. Известно лишь, что в XVIII–XIX вв. сделана прямая кровля, перебиты окна, заложен южный портал, с запада пристроена колокольня, тогда же или несколько ранее сделано междуэтажное перекрытие, и служба проводилась в верхнем ярусе. Монастырь был упразднен, его деревянные строения уничтожены, а церковь обращена в кладбищенскую. Еще ранее по какой-то причине, видимо, из-за неглубокого фундамента и начавшихся деформаций в интерьере, был проведен масштабный комплекс укрепительных работ: все арки, столбы и частично стены и своды усилили мощными кирпичными прикладками, т.е. сделали целую дополнительную конструктивную систему. Она датируется очень приблизительно и в широких пределах: Г. М. Штендер относил ее к XVI–XVII вв., в последнее время применяются более ранние датировки XV–XVI вв. и даже XIV в. Подобная древняя «реставрационная» или «консервационная» система уникальна для Новгорода, а может быть, и для Руси в целом.

АРХИТЕКТОР-РЕСТАВРАТОР ШТЕНДЕР Г.М. 1990-е гг.

Лучший знаток и исследователь памятника Григорий Михайлович Штендер установил, что церковь Петра и Павла изначально отличалась особым изяществом, тонкими стенами, аккуратностью кладки.

Реставраторы в послевоенный период доказали, что кажущаяся на первый взгляд дисгармоничность постройки есть следствие нарастания уровня земли до двух метров (культурного слоя), деформаций памятников от пожаров и примитивных перестроек XVIII–XIX вв. Первоначально же здание храма – выразительно и гармонично, поскольку существовал выверенный канон.

НОВГОРОД. ЦЕРКОВЬ СВВ. АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА. СЕВЕРНЫЙ ФАСАД. РЕКОНСТРУКЦИЯ Г. М. ШТЕНДЕРА

После октябрьского переворота памятник причислен к разряду особо ценных, передан на баланс новгородских музеев. Довольно крупные укрепительные работы проводились здесь в 1930-х гг., когда были стены, переложены некоторые своды, заведены металлические связи. Тогда же разобрали позднюю колокольню.

В годы Великой Отечественной войны памятник получил некоторые разрушения, был сильно поврежден западный фасад, нарушены связующая система, целостность кровли, имелись опасные трещины и деформации. Исследование и частичная реставрация проведены под руководством Г. М. Штендера в 1960–1963 гг.

Было ясно, что памятник не будет использоваться, поэтому работы проведены по экономичному варианту, сделаны по минимуму. Главная цель любой реставрации – продление жизни памятника, его укрепление. Были восстановлены связи, укреплена кладка.

ЦЕРКОВЬ СВВ. АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА НА СИНИЧЬЕЙ ГОРЕ. ДО РЕСТАВРАЦИИ

Г. М. Штендер обнаружил почти все древние формы, однако в целях экономии времени и финансов раскрыл или реставрировал только те из них, которые имели бесспорные следы, т.е. выполнены только необходимые, первоочередные мероприятия. Западный фасад и барабан реставрированы полностью. Причем автор применил новый методический прием: покрытие стены оставлено прежнее, XIX в., но рельефно выявлено древнее закомарное завершение, кладка здесь оставлена открытой и демонстрирует красивую полосатую фактуру полоцкой строительной традиции. Оставлены многие окна XIX в., но реставрировать их в будущем не составит особого труда.

ЦЕРКОВЬ СВВ. АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА НА СИНИЧЬЕЙ ГОРЕ. ДО РЕСТАВРАЦИИ

Поддерживать в порядке церкви, расположенные на кладбищах, особенно трудно. Могилы подступают к самым стенам, ослабляют фундамент, повышают уровень грунта, памятник оказывается в низине, что вызывает его затопление весной. Но и уничтожить могилы, и сделать срезку грунта невозможно. Все это происходило и в данном случае: в период таяния снега интерьер заливало водой, посетители кладбища использовали помещение как свалку.

Однако, несмотря на недочеты, главное – конструкции укреплены, фасады частично реставрированы, памятник спасен от разрушения. При реставрации было сделано немало научных открытий. К сожалению, Григорий Михайлович не оставил научного отчета или опубликованной статьи.

***

ЦЕРКОВЬ СВВ. АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА НА СИНИЧЬЕЙ ГОРЕ (1185–1192 гг.) ВИД ПОСЛЕ РЕСТАВРАЦИИ 1960-х гг.

Писать о современном состоянии Петропавловского храма тяжело и больно. В настоящее время это самый аварийный памятник Великого Новгорода. К началу XXI века кровли пришли в негодность, а реставрированный западный фасад обветшал. В 2001 г. архитектором В. А. Дружининым по материалам Г. М. Штендера выполнен эскизный проект полной реставрации церкви в формах XII в. Кровли были сняты, поставлены леса и сделан временный защитный шатер. В 2002 г. под руководством ведущих петербургских исследователей В. А. Булкина и И. В. Антипова проведены археологические раскопки внутри и вокруг храма, которые принесли интересные результаты. И… на этом все закончилось.

ЦЕРКОВЬ СВВ. АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА НА СИНИЧЬЕЙ ГОРЕ

В 2002 году составлен новый проект реставрации, поставлены леса, прохудившаяся кровля снята, установлен временный защитный шатер, и после этого работы остановились на много лет. Десять лет выдающийся древний памятник стоит без кровли, с обнаженными сводами! Весной, после снежной зимы 2009 г., шатер не выдержал тяжести и рухнул. Тонны мокрого снега покрыли своды, потоки воды текли по стенам внутри и через портал с вышележащих участков кладбища. Общество любителей древности вышло на субботник и сделало первоочередные работы. Позднее был отремонтирован шатер. Но храм до сих пор стоит без кровли и ждет новых катастроф. И никто не может сказать, когда будут выделены средства. Все забыли о церкви на Сильнище, благо она скрыта от глаз кладбищенскими деревьями.

ЦЕРКОВЬ СВВ. АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА НА СИНИЧЬЕЙ ГОРЕ

Этот вопиющий пример наглядно показывает всю фальшь и виртуальность отношения к памятникам старины.

Примерно в таком же состоянии находится и расположенный рядом шатровый памятник-склеп известной в городе семьи Бергов. Прохудившийся железный шатер начали менять, частично сняли и бросили. Любопытная постройка в русском стиле достойна лучшей участи.

Здесь не место искать и указывать виновников данной ситуации, к тому же это практически невозможно сделать: все запутано, нелепо, не поддается разумному объяснению. Но факт налицо: один из древнейших памятников новгородского зодчества находится на грани гибели. В любой момент своды могут рухнуть, и здание окажется в гораздо более худшем положении, чем после немецкой оккупации.

***

ЦЕРКОВЬ СВВ. АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА НА СИНИЧЬЕЙ ГОРЕ

Парадокс, но в настоящее время церковь свв. апостолов Петра и Павла на Синичьей горе, имеющая благодаря ЮНЕСКО мировое значение – самый аварийный памятник в Новгороде. О катастрофическом состоянии памятника новгородские ученые и общественность начали бить тревогу еще с 1990-х гг.

Богослужение в церкви не совершается. Из-под обвалившейся штукатурки местами видна плинфа. В 2010 году храм сильно пострадал: кровля не выдержала тяжести снега и протекла. Лишь благодаря субботнику, организованному Новгородским обществом любителей древностей удалось кое-как поправить беду и обратить на нее внимание властей. Церковь вроде бы реставрируется, но лишь формально (несколько лет окружена строительными лесами). На этом фоне особенно впечатляет табличка, повествующая о том, что памятник входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

ЦЕРКОВЬ СВВ. АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА НА СИНИЧЬЕЙ ГОРЕ. 2011 г.

Остается только уповать на Божию милость и молиться о возрождении еще одной новгородской святыни.

В 2012 году участники V научно-практической конференции «Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация» обратились с открытым письмом к федеральным и местным властям:

– Губернатору Новгородской области Митину С. Г.
– И.о. руководителя Территориального управления Росимущества в Новгородской области Калининой О. А.
– Руководителю межведомственной комиссии по направлению «Сохранение, использование и популяризация историко-культурного наследия, развитие культурно-познавательного туризма» Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству Сарабьянову В. Д.

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

ЦЕРКОВЬ СВВ. АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА НА СИНИЧЬЕЙ ГОРЕ

Мы, участники V научно-практической конференции «Новгород и новгородская земля. Искусство и реставрация», состоявшейся в Великом Новгороде 23–25 октября 2012 года, обращаемся с открытым письмом о катастрофическом состоянии уникального памятника, включенного в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО – церкви Петра и Павла на Синичьей горе (на Сильнище) в Великом Новгороде.
Памятник находится в остроаварийном состоянии, близком к гибельному – отсутствует кровля, разрушается кладка, своды, не защищенные от воды и мороза, могут рухнуть в любой момент. Между тем, речь идет об уникальном храме последней трети XII в. – одном из немногих сохранившихся памятников новгородской архитектуры домонгольской поры. Памятнике особенном, отличающемся от других строительной техникой, которую исследователи единодушно связывают с традицией полоцких мастеров. В 1992 году церковь Петра и Павла на Синичьей горе наряду с другими знаменитыми новгородскими храмами включили в список ЮНЕСКО, что, безусловно, являлось показателем уникальности этого архитектурного памятника.

ЦЕРКОВЬ СВВ. АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА НА СИНИЧЬЕЙ ГОРЕ (1185–1192 гг.) ВИД ПОСЛЕ РЕСТАВРАЦИИ 1960-х гг.

В 1961–1963 гг. по проекту Г. М. Штендера была проведена его реставрация. Но со временем кровли пришли в негодность, а реставрированный западный фасад обветшал, оконные проемы, во избежание вандализма, были заложены кирпичом. В 2002 г. составлен новый проект реставрации, поставлены леса, прохудившаяся кровля снята, установлен временный защитный шатер, и после этого работы остановились на много лет. Десять лет выдающийся древний памятник стоит без кровли, с обнаженными сводами! Весной, после снежной зимы 2009 г., шатер не выдержал тяжести и рухнул… Позднее шатер был отремонтирован, но храм до сих пор стоит без кровли и остро нуждается в компетентной инженерной диагностике основных конструкций (в первую очередь, сводов и арок) и определении дальнейших шагов по его спасению. Недавние сообщения информационных агентств о том, что прокурорской проверкой установлено «неудовлетворительное состояние» памятника и зафиксировано отсутствие охранного обязательства на этот объект культурного наследия, не внушают особых надежд на активизацию работы по его спасению. Если опасения специалистов подтвердятся и произойдет обрушение древнего храма, это будет означать не только утрату значимого элемента национальной культуры, но и останется в памяти потомков как свидетельство непростительного равнодушия к судьбе вверенного нашему государству национального достояния».

Письмо подписали все известные новгородские ученые-историки, археологи, реставраторы, сотрудники Новгородского музея-заповедника, а также ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Череповца, Петрозаводска, Суздаля, историки из Болгарии.

ПОДПИСАЛИ:

ЦЕРКОВЬ СВВ. АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА НА СИНИЧЬЕЙ ГОРЕ

Антипов И. В., старший преподаватель Санкт-Петербургского университета, Геров Г., доктор искусствоведения, доцент Нового Болгарского университета (г. София, Республика Болгария), Зайкова А. С., заведующая историко-этнографическим отделом Владимиро-Суздальского музея-заповеди и ка (г. Суздаль), Коваленко О. Н., архитектор-реставратор 1-й категории (Великий Новгород), Коляда М. И., руководитель АРМ-3«НИИ Спецпроектреставрация», архитектор-реставратор высшей категории, член Федерального научно-методического совета по охране и использованию культурного наследия РФ (г.Санкт-Петербург), Любимцев А. Ю., главный хранитель объектов культурного наследия Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи», Мильчик М. И., заместитель председателя совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга, член Российского комитета ИКОМОС, Незвицкая Т. В., заместитель директора по сохранению недвижимых памятников Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи», Паршина Л. В., Заслуженный работник культуры, специалист по вопросам хранения памятников деревянного зодчества, старший научный сотрудник АЭО «МНДЗ «Витославлицы» Новгородского музея-заповедника, Попов В. А., архитектор-реставратор высшей категории, ведущий архитектор-консультант АЭО «МНДЗ «Витославлицы», Секретарь Л. А., Заслуженный работник культуры, искусствовед, Трояновский С. В., председатель Новгородского общества любителей древности, заведующий Центром по организации и обеспечению археологических исследований Новгородского музея-заповедника, Хрусталёв М. Ю., доцент Череповецкого филиала Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, Царевская Т. Ю., доктор искусствоведения, Заслуженный работник культуры, заместитель генерального директора Новгородского музея-заповедника по научной работе, Шургин И. Н., архитектор-реставратор первой категории, управляющий и научный руководитель фонда «Поддержка памятников деревянного зодчества», старший научный сотрудник проектно-реставрационной фирмы «ПРК «КАРЭНСИ», Ядрышников В. А., старший научный сотрудник отдела хранения и изучения архитектурных памятников и монументальной живописи Новгородского музея-заповедника).

***

ПЕТРОВСКОЕ КЛАДБИЩЕ

ВХОД НА ПЕТРОВСКОЕ КЛАДБИЩЕ. ФОТО НАЧАЛА XX в.

Петровское кладбище прославлено в Великом Новгороде как самое древнее и самое почитаемое. Вокруг храма свв. апостолов Петра и Павла в течение веков возникло кладбище, на котором нашли вечный покой многие поколения новгородцев. Расположено кладбище в одном из наиболее красивых мест Новгорода – у южной окраины Воскресенской слободы, и по сути является аналогом знаменитого московского Новодевичьего кладбища. Вокруг Синичьей горы нашли свой последний приют десятки людей, кому обязан Новгород: художники, реставраторы, губернские деятели, ссыльные интеллигенты сталинской эпохи, например, сестры Гиппиус, Борис Мантейфель и многие другие. Чтобы их могилы и имена не стали забытыми, администрация города несколько месяцев назад издала распоряжение об охране захоронений и увековечивании памяти знаменитых земляков. На Петровском кладбище, нашли упокоение десятки поколений горожан, в этой земле лежат основатели звучных новгородских династий. Кладбище действует по сей день, и посетители, приходя сюда, видят жалкие остатки ограды и покосившихся ворот, возведенных в XIX веке известным и уважаемым жителем Новгорода, Владимиром Айфаловичем Молочниковым. Слева от центральной аллеи кладбища, не доходя до церкви, пока еще сохранилась могила его жены, Анны Яковлевны. И хоронить тут, кстати, не перестали, как думают многие. Правда делается это только в особых случаях, по разрешению городской администрации.

ЧАСОВНЯ У ЦЕРКОВИ СВВ. АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА НА СИНИЧЬЕЙ ГОРЕ

С левой стороны стоит выстроенная из красного кирпича и когда-то красивая часовня, которая в последнее время разрушается с невероятной скоростью. В 60-е годы около входа на кладбище стоял бревенчатый дом, в котором жил смотритель, следивший за порядком. Он всегда был на месте, и посетители обращались к нему со своими просьбами. Никогда отказа не было ни в помощи, ни просто в беседе. «Часто воры нас посещают,– жаловался смотритель,– то за оградками приходят, а то и новые провода смотали, пришлось без света сидеть…» После смерти смотрителя дом опустел, обветшал и его снесли. С тех пор длительное время нехитрый инвентарь стоял у часовни, приспособленной в качестве подсобки, люди брали, пользовались и ставили сами на место.

БАШНЯ ОГРАДЫ ЦЕРКВИ СВВ. АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА НА СИНИЧЬЕНЙ ГОРЕ. ФОТО 2009 г.

В настоящее время Петровское производит впечатление самого неухоженного кладбища в городе. Были даже случаи вскрытия старых захоронений, вероятно с целью обнаружения в них каких-либо ценностей. Центральная аллея Петровского кладбища от входа до храма устлана старыми могильными плитами – в свое время понадобился строительный материал для мощения дорожки.

Метет по этим плитам оскорбительный ветер забвения; в тени деревьев, в бесконечных строительных лесах, держась из последних сил, стоит древний храм в благородном облике XII века. Как говорят специалисты, по всем законам и расчетам храм давно должен был рухнуть. Но он стоит, с Божией помощью, безмолвным укором равнодушию, и все еще надеется, что мы опомнимся. А в юго-западном углу храма под спудом находятся мощи преподобной инокини Харитины, княжны Литовской…

ЦЕРКОВЬ СВВ. АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА НА СИНИЧЬЕЙ ГОРЕ

Пришла и новая напасть: коммерсанты решили застроить территорию возле церкви свв. апостолов Петра и Павла на Синичьей горе, что в направлении выезда из Новгорода в сторону Старой Руссы. А ведь этот храм – уникальный памятник древнерусского зодчества.

Сейчас храм пустует, стоит в лесах. Официально он находится в ведении Росимущества, но за него никто не отвечает, пользователя у него нет. Фактически храм ничей: ни Новгородская епархия, ни музей-заповедник брать его под защиту не хотят. Министерство культуры выделяет на его восстановление небольшие деньги, да и то не каждый год, поэтому реставрационный процесс растянулся на десятилетие. Силами нашего общества любителей древностей пришлось в 2011 году, во время сильного половодья, мешками с песком закладывать входы в храм, чтобы не пострадали своды. Диагноз, поставленный работавшими на специальном субботнике реставраторами, звучал зловеще: остроаварийное состояние. Больно было видеть под его сводами промерзшие на всю глубину лужи, хлещущую из щелей талую воду и насквозь промокшую уникальную для Новгорода кладку.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов: (Синодальный список). – Л., 1950. – С. 37-38, 40.
2. Герман, архим. Преподобная Харитина, княжна Литовская. СПб., 1870.
3. Мельников А. А. Путь непечален: Исторические свидетельства о святости Белой Руси. Минск, 1992.
4. Трофимов А. Святые жены Руси. М., 1994.
5. Жервэ Н. Н. Петропавловский монастырь // София. – 2000. – № 2.
6. Всемирное наследие ЮНЕСКО в Великом Новгороде / авторы текста С. Трояновский, В. Ядрышников, фот. А. Андреев и др.; Центр развития туризма «Красная изба». – [Б. м.: б. и.], 2010. – 32 с.: цв. ил. – (Великий Новгород – Родина России).
7. Штендер Г. М. Зодчество Великого Новгорода XI–XIII вв.: очерки // Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области / сост. М. И. Мильчик. – СПб., 2008. – С. 523–654.
8. Анфимов Б. Мертвое кладбище от гостей не спрячешь // Новая Новгородская газета. – 2012. – 12 сент.
9. Владимиров М. Синичья гора // Новгородские ведомости. – 1996. – 7 дек.
10. Томмингас Т. Скорбное пристанище на Синичьей горе / Т. Томмингас, А. Коткин // Новгородские ведомости. – 2001. – 17 нояб.
11. Ядрышников В. А. Петра и Павла апостолов на Сильнище церковь // Великий Новгород: история и культура IX–XVII веков: энциклопедический словарь. – СПб.: Нестор-История, 2007. – С. 496-497.
12. Ядрышников В. Церковь Петра и Павла на Сильнище: заброшенный древний памятник // Новгород. – 2012. – 10 нояб. – (Наследiе).
13. Вверено государству: [открытое письмо участников V научно-практической конференции «Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация» о катастрофическом состоянии памятника, включенного в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО – ц. Петра и Павла на Синичьей горе] // Новая Новгородская газета. – 2012. – 5 дек.
14. Вылегжанина Н. Что имеем, не храним: уникальный памятник XII века – церковь апостолов Петра и Павла на Синичьей горе – может обрушиться в любой момент // Новгородские ведомости. – 2012. – 10 дек.
15. Татьяна Карпова «И по мраморным плитам метет оскорбительный ветер забвенья…» https://ant53.ru/collection/79/241/.

Александр Трофимов

Добавьте комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

14 НОЯБРЯ — СВЯТЫХ БЕССРЕБРЕНИКОВ И ЧУДОТВОРЦЕВ КОСМЫ И ДАМИАНА АССИЙСКИХ
ИКОНА СВВ. КОСМЫ И ДАМИАНА АССИЙСКИХ
АКАФИСТ СОБОРУ СВЯТЫХ ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

11 НОЯБРЯ — ДЕНЬ ПАМЯТИ АРХИМАНДРИТА БОРИСА (ХОЛЧЕВА)

О СЕМИ БЛАГОДАТНЫХ ДАРАХ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

8 НОЯБРЯ — ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ДИМИТРИЯ МИРОТОЧИВОГО СОЛУНСКОГО
ИКОНА СВ. ВМЧ. ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО
ФЕССАЛОНИКИ – ГРАД СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ДИМИТРИЯ МИРОТОЧИВОГО. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

4 НОЯБРЯ — ПРАЗДНОВАНИЕ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (В ПАМЯТЬ ИЗБАВЛЕНИЯ МОСКВЫ И РОССИИ ОТ ПОЛЯКОВ В 1612 Г.)
kazikona12
ЗАСТУПНИЦА УСЕРДНАЯ. ИКОНА КАЗАНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ИЗ ВОЗНЕСЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…
ЧУДОТВОРНАЯ ЖАДОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
ВОЗРОЖДЕНИЕ ЖАДОВСКОЙ ОБИТЕЛИ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

4 НОЯБРЯ — СЕМИ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ
СЕМЬ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ. ИКОНА. РОССИЯ. XVIIIв.
СЕМЬ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

3 НОЯБРЯ — ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА
br75
БИТВЫ РОССИИ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

3 НОЯБРЯ — ПАМЯТЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА АЛЕКСАНДРА ЛЬВОВИЧА БОГОЯВЛЕНСКОГО (1879–1937 гг.)
ОЗЕРО ГРЯДЕЦКОЕ У СЕЛА ГРЯДЦЫ
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АЛЕКСАНДР ЛЬВОВИЧ БОГОЯВЛЕНСКИЙ (1879–1937 гг. ). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

3 НОЯБРЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА СТАРЦА СХИАРХИДИАКОНА ИЛАРИОНА (ВЛАДИМИРА МИХАЙЛОВИЧА ДЗЮБАНИНА)
ИЕРОДИАКОН ИГНАТИЙ (В СХИМЕ - ИЛАРИОН)
СТАРЕЦ СХИАРХИДИАКОН ИЛАРИОН (ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ ДЗЮБАНИН; 1924–2007). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

3 НОЯБРЯ — ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРОТОИЕРЕЯ ВИКТОРА БОГДАНОВА

МИТРОФОРНЫЙ ПРОТОИЕРЕЙ ВИКТОР БОГДАНОВ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

31 ОКТЯБРЯ — МУЧЕНИЧЕСКАЯ КОНЧИНА ИОСИФА МУНЬОСА (1997 г.)

ИВЕРСКАЯ МОНРЕАЛЬСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ И ЕЕ ХРАНИТЕЛЬ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

13 ИЮНЯ — ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

13 ИЮНЯ - ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК