21 ОКТЯБРЯ – ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИОНЫ (ЛАЗАРЕВА ИВАНА ИВАНОВИЧА), ЕПИСКОПА НЕВЕЛЬСКОГО, ВИКАРИЯ ПОЛОЦКОЙ ЕПАРХИИ (1869–1937).
Предлагаем вниманию читателей главу из книги А. Трофимова «Новомученики, исповедники и подвижники благочестия Тихвинской земли ХХ столетия, посвященную памяти священномученика.
***
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИОНА (ЛАЗАРЕВ ИВАН ИВАНОВИЧ), ЕПИСКОП НЕВЕЛЬСКИЙ, ВИКАРИЙ ПОЛОЦКОЙ ЕПАРХИИ (1869–1937)
Священномученик Иона (в миру Иван Иванович Лазарев) родился в 1869 году в селе Лучино (Лученский погост) Тихвинского уезда Санкт-Петербургской губернии* в семье священника. В 1892 году Иван Иванович окончил Новгородскую Духовную семинарию и был определен надзирателем в Звенигородское духовное училище. Он учился в Новгородской семинарии в тот период, когда ректором ее был архимандрит Тихон (Никаноров), впоследствии архиепископ Воронежский, в 1919 году претерпевший мученическую кончину от воинствующих безбожников.
* Воскресенский Лученской погост входил в состав Нагорной половины Обонежской пятины Великого Новгорода. В ХУП веке Нагорная половина была разделена на станы. Центр стана, в котором оказался Лученской погост, находился в Сенно. Здесь находились органы местного самоуправления, представленные избираемым губным старостой, и тюрьма. Петр 1 в 1702 г. упразднил деление на станы. Вначале им был сделан упор на уездное деление, а затем в 1708 г. он разделил всю Россию на 8 огромных губерний, в том числе Ингерманландскую (Санкт-Петербургскую); в Новгородскую провинцию которой вошел Лученский погост. В центре Воскресенского Лученского погоста находились две деревянные церкви и кладбище, общее для всех жителей погоста. В 1708 г. на месте обветшавшей церкви была построена новая церковь Воскресения Словущего, простоявшая здесь до 1893 г. По сведениям тихвинского краеведа И. П. Мордвинова, данная церковь была 20-главой, то есть была предшественницей широко известной 22-главой Преображенской церкви в Кижах постройки 1714 г. Церковь, сооруженная в 1893 г., была закрыта в 1938 г. и сгорела в 1960-е гг. На ее месте в 2004-2006 гг. построена небольшая однокупольная церковь Воскресения Христова со звонницей.
4 ноября 1892 года Иван был пострижен в монашество с наречением имени Иона, а 3 декабря того же года рукоположен в сан иеродиакона. 23 декабря 1893 года иеродиакон Иона был зачислен в число братии Саввино-Сторожевского монастыря, а 6 января 1895 года рукоположен в сан иеромонаха. 30 декабря 1899 года иеромонах Иона по ходатайству епископа Полоцкого Тихона (Никанорова) был зачислен в число братии Полоцкого архиерейского дома, а 5 января 1900 года назначен казначеем и ризничим Полоцкого архиерейского дома. 27 ноября того же года иеромонах Иона был назначен настоятелем Невельского Спасо-Преображенского заштатного необщежительного монастыря. 2 сентября 1902 года он был переведен на должность настоятеля Новгородского Сковородского необщежительного третьеклассного монастыря и через год возведен в сан архимандрита.
В 1907 году епископ Тихон жил в ставропигиальном Воскресенском Новоиерусалимском монастыре, исполняя должность его настоятеля. Перед тем как покинуть монастырь и занять архиерейскую кафедру, владыка предложил Святейшему Синоду назначить на должность настоятеля Новоиерусалимского монастыря архимандрита Иону, которого он давно и хорошо знал с самой лучшей стороны, и 22 марта 1911 года архимандрит Иона был назначен на должность настоятеля этого монастыря. В январе 1918 года архимандрит Иона был отправлен в распоряжение архиепископа Воронежского и Задонского Тихона (Никанорова).
29 января 1926 года архимандрит Иона был рукоположен во епископа Велижского (или Невельского), викария Полоцкой епархии. Не смог приступить к исполнению своих архиерейских обязанностей, видимо, из-за засилия обновленцев.
14 мая 1926 года он был уволен на покой с благословением заместителя Местоблюстителя митрополита Сергия проживать в селе Батюшкове Дмитровского района Московской области. Живя здесь, он служил в Никольском храме этого села. Многие почитали епископа Иону за дар рассуждения и приезжали, чтобы получить от него духовные наставления. В тридцатых годах на территории Дмитровского района была создана система исправительно-трудовых лагерей, заключенные которых занимались строительством каналов и шлюзов (ДМИТЛАГ*). Среди узников этих лагерей было много духовенства, и епископ через заключенных, имевших свободный выход из лагеря, помогал находящимся в неволе священникам.
* «Самый большой списочный состав лагерей,– писал впоследствии Варлам Шаламов,– был не на Колыме, не на Воркуте и не на БАМЛАГе. Самый многочисленный был ДМИТЛАГ, Москанал с центром в городе Дмитрове… – один миллион двести тысяч человек. Это – в 1933 году, и большей цифры заключенных не было» (В. Шаламов. Вишера. М. «Книга», 1989. С. 37).
До 1935 года техники на строительстве почти не было. На одной только Глубокой выемке (возле деревни Хлебниково) к этому времени было вынуто вручную более двух миллионов кубометров грунта. Людей, вывозивших на тачках землю из котлованов, было такое количество, что приходилось ставить регулировщиков. Случалось, что обессиленные, измученные непосильным трудом заключенные сами вместе с тачками срывались в котлованы, падали в бетон и оставались в нем замурованными. В некоторых случаях «доходяг» увозили в лагерные больницы, но дни их уже были сочтены. Санитар ДМИТЛАГа Г. Долманов вспоминал, что часть зеков хоронили еще живыми. Поначалу медики называли подлинные причины, приведшие к смерти, но потом делать это им запретили. Каждое утро из Дмитрова, Яхромы, Орева, Деденева, Икши выезжали грабарки, груженые трупами. В лесах устраивались массовые безымянные захоронения заключенных. Иногда умерших «дмитлаговцев» закапывали на окраинах кладбищ. Зимой трупы укладывали на дне вырытой ямы штабелями, присыпая очередной «слой» песком, и оставляли могилу незарытой до следующего дня. «На казнь возили каждую ночь,– рассказывал шофер дмитлаговской автобазы А. Воронков,– расстреливали в лесу и на северной окраине Дмитрова. У них это называлось «повезти на шлепку»…
15 августа 1937 года епископ Иона был арестован по обвинению в том, что под видом церковных проповедей он вел контрреволюционную агитацию. На допросах он виновным себя не признал. 17 октября Тройка НКВД приговорила владыку к расстрелу. Епископ Иона (Лазарев) был расстрелян 21 октября 1937 года и погребен в безвестной могиле на Бутовском полигоне Московской области. Групповое дело «Дело еп. Ионы (Лазарева) и др. Московская обл., 1937 г.»
Лазарев Иван Иванович реабилитирован 17 июля 1989 года за отсутствием состава преступления.
Священномученик епископ Иона (Лазарев) причислен к лику святых новомучеников и исповедников Церкви Русской согласно решению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000 г. для общецерковного почитания.
Память его совершается:
– 8/21 октября – день мученической кончины;
– в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской – ближайшее воскресенье после 25 янв./7 февр.
– в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших – 4-я неделя по Пасхе.
НОВОМУЧЕНИКАМ ТИХВИНСКИМ
Тропарь, глас4:
Восхва́лим днесь пресла́вный собо́р / новому́чеников и испове́дников Ти́хвинских, / священному́чеников епи́скопа Тихвинскаго Андрони́ка / и епи́скопа Ве́лижскаго Ио́ну, / преподобному́чеников Неофи́та и Арсе́ния, / священному́чеников Иоа́нна, Васи́лия, Емилиа́на, Никола́я, Алекса́ндра / и преподобному́ченицу игу́мению Иоанни́кию, / в дому́ Пречи́стыя Богома́тери, гра́де Ти́хвине / ду́ши своя́ за ве́ру Правосла́вную положи́вших, / и на Небесе́х со все́ми святы́ми просла́вленных, / ти́и бо мо́лят Еди́наго во Святе́й Тро́ице Бо́га, / вое́же Оте́честву на́шему в правове́рии утверди́тися / и спасти́ся душа́м нашим.
Кондак, глас 2:
Земли́ Ти́хвинския ра́дование / и всех ве́рных живу́щих зде кре́пкое предста́тельство, / собо́ре святы́й новому́чеников и испове́дников ди́вный / ны́не к вам моли́твенно притеќаем и с любо́вию вопи́ем: / просвеща́йте ве́рою призыва́ющия вы / и чту́щия честну́ю па́мять ва́шу.
МОЛИТВА
О святи́и уго́дницы Б́о́жии, новому́ченицы Ти́хвинстии архиере́и Бо́жии Андрони́че и Ио́но, преподобному́ченицы Неофи́те и Арсе́ние, священному́ченицы Иоа́нне, Васи́лие, Емилиа́не, Нико́лае, Александре и преподобному́ченице игу́мение Иоанни́кие, во дни лю́таго гоне́ния от безбо́жных в земли́ на́шей Христа́ дерзновенно испове́давшии, мно́гия му́ки за Него́ претерпе́вшии, ве́ру и́стинную да́же до сме́рти сохрани́вшии и вене́ц жи́зни от Го́спода прия́вшии! При́зрите на моли́тву чад ва́ших и умоли́те Го́спода и Спаси́теля на́шего, да благослови́т всю зе́млю Ру́сскую, кро́вьми новому́чеников и испове́дников освяще́нную, да предста́тельством Преблагослове́нныя Влады́чицы на́шея Богоро́дицы сохрани́т не то́кмо град Ти́хвин и жи́тели его́, но и всю страну́ Росси́йскую от гла́да и вся́ких боле́зней, от наше́ствия иноплеме́нных, междоусо́бныя бра́ни и вся́ких раздо́ров и нестрое́ний, да ниспосле́т мир на гра́ды и ве́си на́ша и пода́ст благорастворе́ние возду́хов и изоби́лие плодо́в земны́х, да укрепи́т в стране́ на́шей дух пра́выя ве́ры и благоче́стия, да всели́т в ду́ши ве́рных любо́вь к Це́ркви Бо́жией и Отчи́зне свое́й. О страстоте́рпцы Ти́хвинстии пресла́внии, по Богоро́дице на́ши предста́телие пред Го́сподом, соблюда́йте оби́тели гра́да Ти́хвина, Пречи́стей Богома́тери посвяще́нныя, и всех живу́щих и подвиза́ющихся в них избавля́йте от вся́каго искуше́ния и напа́сти; нас же всех, чту́щих святу́ю па́мять ва́шу, укрепи́те в стоя́нии за ве́ру Правосла́вную и Це́рковь Святу́ю, да́руйте нам дух чистоты́ и целому́дрия, сокруше́ние се́рдца, любо́вь нелицеме́рную, мир душе́вный и здра́вие теле́сное, помози́те нам в ми́ре и покая́нии сконча́ти житие́ на́ше и пресели́тися во оби́тели Небе́сныя, иде́же вы в ра́дости ны́не пребыва́ете, прославля́юще со все́ми святы́ми Бо́га, в Троице сла́вимаго, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
***
Священномученик архиепископ Тихон (Никаноров Василий Варсонофьевич; 1855–1919)
С декабря 1890 г. архимандрит, ректор Новгородской Духовной Семинарии. Епископ Можайский, викарий Московской епархии (1892 г.). С 1899 г. епископ Полоцкий и Витебский. С 1907 г. жил на покое в Новоиерусалимском монастыре, исполнял должность настоятеля. С 1912 г. епископ Калужский и Боровский. С 1913 г. архиепископ Воронежский и Задонский.
8 июня 1917 года праведный архипастырь за неподчинение власти был арестован и в сопровождении солдат отправлен в Петроград. Синод 14 июня заявил, что в действиях архиепископа Тихона нет ничего противозаконного, и владыка вернулся в Воронеж, продолжая управлять епархией. Несмотря на новые протесты властей, преданный церковным канонам исповедник оставался на своем посту. В 1917–1918 годах архиепископ Тихон участвовал в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви и избрании святого Патриарха Тихона.
Согласно преданию, на третий день Рождества Христова, 9 января 1920 г. (27 декабря 1919 г. по старому стилю), во время совершения богослужения архиепископ Тихон (Никаноров) был повешен на Царских вратах Благовещенского собора. (Другие источники датой его кончины указывают 27 февраля 1920 года.)
Верный воин Христов погребен был в склепе Благовещенского собора. В августе 1956 года, после варварского разрушения коммунистами собора и Благовещенского монастыря, святые мощи архиепископа Тихона были перезахоронены на городском Коминтерновском кладбище, а в 1993 году перенесены во вновь созданный некрополь Алексеевского Акатова монастыря. Память его совершается в день мученической кончины – 27 декабря / 9 января, а также в дни памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, Собора Воронежских святых (17 сентября), Собора Липецких святых (23 сентября), Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 гг. (18 ноября).
Тропарь священномученику Тихону (Никанорову), архиепископу Воронежскому: глас 3:
Це́ркве Ру́сския сто́лпе непоколеби́мый, благоче́стия пра́вило, жития́ ева́нгельскаго о́бразе, священному́чениче Ти́хоне, Христа́ ра́ди пострада́вый да́же до кро́ве, Его́же моли́ усе́рдно, я́ко Нача́льника и Соверши́теля спасе́ния, Русь Святу́ю утверди́ти в Правосла́вии до сконча́ния ве́ка.
Кондак священномученику Тихону (Никанорову), архиепископу Воронежскому, глас 2:
Восхва́лим, ве́рнии, изря́днаго во святи́телех и сла́внаго в му́ченицех Ти́хона, Правосла́вия побо́рника и благоче́стия ревни́теля, земли́ Ру́сския кра́сное прозябе́ние, и́же страда́нием Небесе́ дости́же и та́мо те́пле мо́лит Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
***
ПУБЛИКАЦИИ
1. Иона (Лазарев Иван Иванович) // Православная энциклопедия, т. ХХV (игум. Дамаскин (Орловский).
2. Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 2000. Кн. 5. С. 310–312.
3. Иона (Лазарев Иван Иванович) // Электронная база данных: Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет. ПСТГУ pstbi.ccas.ru.
4. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Сентябрь-Октябрь. Тверь, 2003.
5. Мануил (Лемешевский В. В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т. 3. С. 398.
6. Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917–1997. Т. 9. М., 1997. С. 743.
7. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях. Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. С. 976.
8. Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000 г.
9. Ленинградский мартиролог, 1937–1938: Книга памяти жертв политических репрессий. Т. 5. 1937 год. СПб., 2002. С. 107.
10. Подъяпольская Е. Н. Памятники архитектуры Московской области. Москва, Стройиздат, 1999.
11. ГАРФ. Ф. 10035, д. 20714.
12. РГИА. Ф. 831, оп. 1, д. 172.
Добавьте комментарий