Священное Писание повествует, что согласно намерению Божию, женщина была сотворена равной мужчине в качестве «помощника, соответственного ему» (Быт. 2, 18).
Когда Творец создал из ребра Адама женщину и привел ее к первому человеку, то «сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек (в русском переводе с еврейского «и оставит муж») отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2, 23-24). Так появилась первая чета, первая «семья», первое человеческое сообщество. Адам признал жену как неотъемлемую часть своего существа. Из слов Библии следует, что муж и жена представляют собой единство в браке и что жена должна подчиняться мужу, как помощница, созданная для него. «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всякими животными и пресмыкающимися» (Быт. 1, 28).
Блаженная жизнь первой человеческой четы в раю была прервана событием, которое мы называем теперь «грехопадением прародителей». По внушению диавола в жизнь человека вошел грех, и совершилось это печальное событие через первозданную жену: «И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их, и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3, 1–6).
Грех совершен, но вместо того, чтобы тотчас призвать к покаянию себя и жену, Адам, призванный к возделыванию райского сада и владению всем творением (Быт. 1, 28) «скрылся… от лица Господа Бога между деревьями рая» (Быт. 3, 8) и на призыв Отца Небесного ответил: «Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся… Кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты сделала? Жена сказала: змей обольстил меня и я ела» (Быт. 3, 10–13). Славянское слово «лесть» означает «обман». И Всемилостивый Господь, видящий сокровенные мысли и чувства, дает Божественное определение судьбы прародителей после грехопадения, учитывающее вину каждого: «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3, 16–19).
Грехопадение вызвало катастрофу во всем сотворенном мире. Земля и все живущее на ней оказывается зараженным греховной скверной, явились скорби и болезни,– неразлучные спутники падшего человека, и смерть пришла в мир.
Однако есть очень важная особенность Божественного определения, касающаяся жены. Обращаясь к искусителю, Господь сказал: «Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3, 15). Эти слова стали пророчеством о том, что от семени жены родится Спаситель мира, Который победит диавола. Адам же, добывая в поте лица своего хлеб насущный, для себя и для жены, должен был возвратиться в землю: «яко земля еси и землю отидеши» (Быт. 3, 19). Смиренно принимая это определение Божие, Адам называет имя своей спутнице: «И нарек Адам имя жене своей: Ева (Жизнь), ибо она стала матерью всех живущих» (Быт. 3, 20).
Древнееврейское имя «Хавва» (в славянском произношении «Ева»), в переводе на греческий «Зоя», и на латинский «Вита», означает «Жизнь». Эти слова стали вторым Божественным определением предназначения первозданной жены.
Первая Ева – праматерь человечества и продолжает жить в своем потомстве. Памятуя Божественное обетование о «семени жены» ветхозаветные праведницы – жены, матери, вдовицы, девы-невесты должны были через многие столетия сохранить, пронести и исполнить это обетование до рубежа Ветхого и Нового Заветов. Человек не был потерян для Бога из-за грехопадения, он был предназначен через искупление от власти греха и смерти к конечному восстановлению своей Божественной природы, к совершенному полному «обожению», которое и является истинной целью каждого человека.
Ветхозаветный закон предписывал жене беспрекословное повиновение своему мужу (Быт. 3, 16), но и муж не освобождался от повиновения жене: «Во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее» (Быт. 21, 12),– говорит Господь Аврааму. Этими словами на вечные времена устанавливается взаимное послушание и доверие между мужчиной и женщиной, между мужем и женой. Последующие библейские рассказы из жизни патриархов и пророков Ветхого Завета еще глубже раскрывают эти Божественные установления.
Ветхозаветные праведницы: праматери Спасителя, жены-пророчицы, упомянутые в Священном Писании, и многие, чьи имена нам неведомы, пронесли обетование Отца Небесного о спасении, побеждая своей верою царство греха и смерти. Во многих образах Библии женские судьбы раскрываются как выражение путей души и как ступени, возводящие человека к Богу. Это особенно отмечал святой апостол Павел, говорящий, что Сарра и Агарь – не только конкретные исторические личности, но символы двух заветов: «один от горы Синайской, рождающей рабство, который есть Агарь» (Гал. 4, 24), и второй (Сарра) – «вышний Иерусалим» (Гал. 4, 26), который рождает свободу.
Так восходящий ряд женских образов Ветхого Завета отмечает путь человечества ко спасению. Путь, пройденный праведными женами Ветхого Завета – это явленная всему человечеству духовная лествица, вершиной которой стала Новая Ева – Пресвятая Дева Мария, Царица Небесная, Предстательница и Заступница человеческого рода перед Престолом Вседержителя. В день Сретения Господня в Иерусалимском храме, последнем ветхозаветном храме Истинного Бога, через последних ветхозаветных старцев – праведного Симеона и пророчицу Анну совершилась встреча Ветхого и Нового Заветов. Перед алтарем храма в тот день стояли основоположники Нового Завета: Матерь Божия с Богомладенцем на руках – родоначальником Завета Вечного. Пресвятая Богородица стала прямой наследницей матери всех живущих – первозданной Евы. «Дева (Ева) изгнала нас из рая, – говорит свт. Иоанн Златоуст, – через Деву (Марию) мы обрели вечную жизнь – чем осуждены, тем и увенчаны».
С приходом Новой Евы началась и новая жизнь, изменилось и отношение к женщине. Мы видим, что к последним дням земной жизни Спасителя Ему сопутствует небольшая женская община, члены которой «служили Ему имением своим» (Лк. 8, 2), то есть снабжали всем необходимым во время Его путешествий. Это они неотступно пребудут со Своим Учителем и Господом на всем Его крестном пути до самой Голгофы.
«Она доброе дело сделала для Меня… Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала» (Мк. 14, 6, 8–9). Такими словами Сам Господь оценил служение женщины в доме Симона. Простой самарянке Господь открыл высочайшие истины о духовной, благодатной жизни, о служении Богу в духе и истине и о Своем мессианском достоинстве.
Первые последовательницы Христа имели чистое сердце, сострадание, целомудрие, несли близким и всем окружающим людям удивительную сострадательную любовь. Именно женщины более всего способствовали распространению христианства в греко-римском мире. Фанатичный враг христианства Цельс даже называл христианство «религией женщин».
Господь знал женское сердце, знал, что оно полно любви, милосердия и постигает все святое, таинственное гораздо легче, чем мужское сердце. Женщины меньше рассуждают и больше чувствуют и познают сердцем. Поэтому не случайно первыми узнали о Воскресении Господа жены-мироносицы, которым Сам Христос повелел: «не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, а там они увидят Меня» (Мф. 28, 10). В этих словах на все времена даровано женщинам новое назначение: благовествовать Воскресшего Господа. По пути, проложенному святыми женами-благовестницами апостольского времени, пошло множество христианок. История Церкви Христовой подарила нам святых равноапостольных Марию Магдалину, Апфию, Феклу, Елену, Нину, Людмилу, Ольгу.
Их подвиг любви вдохновил многих женщин и положил начало их служению Святой Церкви. Уже в Древней Церкви женщины-христианки заботились о воспитании детей, о сиротах, о больных. Их подвиги благочестия, забота о страждущих людях, дела милосердия не могли не вызывать восхищения даже у язычников. Так, один из учителей святителя Иоанна Златоуста, знаменитый ритор, воскликнул в порыве восхищения: «какие женщины у христиан!»
Святой апостол Петр в своем Послании нарисовал идеал женщины-христианки: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Петр. 3, –4).
Женщины в Церкви и в общественной жизни являли образцы верности, любви, сострадания, повседневной заботы о ближних и дальних. Многих спасали они своим молчаливым, заботливым любящим присутствием, сердечным теплом.
За двадцать столетий своего существования на земле Церковь Христова украсилась множеством святых подвижниц, отдавших жизнь служению Богу и ближним. Немало их было и на Русской земле. Вся история Русской Православной Церкви со времен ее основания раскрывает исключительную благодатную роль, которую имели в ее судьбе святые женщины. Путь женской святости на Руси озарен сиянием славы Самой Пречистой Матери Господа. Благоговейное почитание Божией Матери, обилие посвященных Ей храмов и монастырей, огромное число чудотворных Ее икон оказали решающее влияние на русскую православную духовность. Христианки на Руси особо почитали святых жен Вселенской Церкви: великомучениц Варвару, Екатерину, Параскеву, Веру, Надежду, Любовь и Софию. Как идеал женской святости, они навсегда вошли в народную память.
Жизнь очень немногих русских праведниц запечатлена была в житийных сказаниях и летописях, тем более драгоценны для нас исторические свидетельства о них. В дореволюционный период Российской истории были общецерковно прославлены 13 святых жен:
1. Святая равноапостольная Великая княгиня Ольга († 969 г., память 11/24 июля) – Х век.
2. Преподобная (святая благоверная княгиня) Анна Новгородская († 1051 г., память 10/23 февраля) – XI век.
3. Преподобная (святая благоверная княжна) Евфросиния Полоцкая † 1173 г., память 23 мая/5 июня) – XII век.
4. Святая благоверная княгиня (преподобная) Феврония (в иночестве Евфросиния) Муромская († 1228 г., память 25 июня/8 июля) – XIII век.
5. Преподобная (святая благоверная княжна) Евфросиния Суздальская († 1250 г., память 25 сентября/8 октября) – XIII век.
6. Преподобная (святая благоверная княжна) Харитина Литовская († 1281 г., память 5/18 октября) – XIII век.
7. Преподобная (святая благоверная княгиня) Анна Кашинская († 1337 г., память 2/15 октября и 12/25 июня) – XIV век.
8. Святая благоверная княгиня (мученица) Иулиания Вяземская и Новоторжская († 1406 г., память 21 декабря/13 января) – XV век.
9. Преподобная (святая благоверная княгиня) Евфросиния Московская († 1407 г., память 7/20 июля и 17/30 мая) – XV век.
10. Святая праведная Гликерия, дева Новгородская († 1522 г., память 13/26 мая) – XVI век.
11. Святая праведная дева Иулиания, княжна Ольшанская († 1550 г., память 6/19 июля) – XVI век.
12. Святая праведная Иулиания Лазаревская Муромская († 1604 г., память 2/15 января) – XVII век.
13. Святая праведная София, княгиня Слуцкая († 1612 г., память 19 марта/1 апреля) – XVII век.
Кончина последней из них – святой праведной Софии княгини Слуцкой – приходится на 1612 год, то есть рубеж, отделяющий времена Древней Руси от рождения из ее недр новой общности – Российского государства. И вряд ли случайно, что после этого более трехсот лет не было канонизаций святых жен. Само их число говорит о многом: ведь Христос и Его 12 апостолов составляют вместе число 13. Недаром темные так боятся этого числа, пытаясь убедить людей в том, что 13 – несчастливое число.
Почти все канонизированные жены Древней Руси – княгини. На них с первых веков христианства в Русской земле Промысл Божий возложил особый подвиг – явить своим сестрам образцы христианской женственности, стоять «светильником горящим и светящим» (Ин. 5, 35), свечой на подсвечнике и светить всем в доме (Мф. 5, 15). Среди них – семь святых инокинь.
На соборах Русской Православной Церкви 1988 и 1992 годов были прославлены: святая блаженная Ксения Петербургская († начало XIX века, память 24 января/6 февраля), преподобная Мария – мать преп. Сергия Радонежского († 1337 г., память 28 сентября/11 октября), святая преподобномученница Великая княгиня Елисавета († 1918 г., память 5/18 июля), святая преподобномученница Варвара († 1918 г., память 5/18 июля).
Святые и праведные жены как в Древней Руси, так и в послепетровской России создавали ту среду благочестия и чистоты, особую семейную обстановку, которые взрастили многих подвижников Русской Церкви. Образы таких святых матерей проходят через всю нашу церковную историю. Во многих житиях святых упоминаются благочестивые родители, воспитавшие великих подвижников и старцев.
Малое число прославленных святых жен Древней Руси не умаляет их подвига – они стали достойными «помощницами» своих святых братьев, отцов, мужей, сыновей. Через их подвиг на примере бытия великого народа раскрывается духовная лествица, устроенная Благодатью Божией и любовью Божией Матери. Мы должны помнить, что они – лишь малая часть святых жен и дев, утаенных от мира и совершивших свой подвиг в полной безвестности, подражая Пресвятой Богородице. Их завет был воспринят и исполнен: бесчисленный сонм праведных инокинь и мирянок воссиял на Русской земле.
Но вот пришел ХХ век – и наш народ явил миру великий Собор новомучеников и исповедников Российских. И среди них – многие тысячи святых жен и дев, преподобномучениц и исповедниц. К сожалению, у нас нет возможности дать полный список святых жен и дев, прославленных на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Поэтому обратимся к ним и ко всем их святым сестрам, знаемым нами и незнаемым, словами молитвы: «Вся святыя жены, в земли Российстей просиявшия, молите Бога о нас!».
Добавьте комментарий