7 декабря Церковь празднует память св. мученика Меркурия Смоленского. Представляем вниманию читателей посвященную святому главу из книги Александра Трофимова «ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ СМОЛЕНСКАЯ ОДИГИТРИЯ».
***
ПОДВИГ СВЯТОГО ВОИНА МЕРКУРИЯ СМОЛЕНСКОГО
Ко времени татаро-монгольского нашествия Смоленск достиг высшей точки своего расцвета. Но в 1230 году на Смоленск обрушивается страшный мор, унесший жизни 30 тысяч смолян. Жизнь в городе замирает, прекращается каменное строительство. Вслед за тем пришла еще бо́льшая беда – нашествие полчищ монголо-татар.
Один за другим обращались в пепел цветущие и многолюдные русские города. Как писал арабский историк XIII века Ибн ал-Асир: «Не было от сотворения мира катастрофы более ужасной для человечества, и не будет ничего подобного до окончания веков и Страшного Суда». Истекающая кровью своих сынов и дочерей Русь защищала Европу от ужасающего разорения, и, быть может, уничтожения целых народов. Однако и по сей день справедливыми остаются слова великого поэта России А. С. Пушкина: «Европа в отношении России была столь невежественна, как и неблагодарна».
Смоленск избежал ужасной участи русских городов во время монголо-татарского нашествия. Сегодня мы должны духовно осознать, почему из всех древнерусских городов уцелели только Смоленск, Полоцк, Новгород и Псков. Все эти центры Русского государства были спасены заступничеством Божиим. Русский щит встал между Ордой и Европой, прервав всесокрушающую лавину с Востока. Русь оказалась в те страшные годы между молотом и наковальней, ибо и с Запада ей постоянно угрожало иноземное нашествие. Эти три русских города, три княжества были промыслительно сохранены от разорения, чтобы отразить попытку Запада добить разгромленную и ослабленную Русь. Летописи говорят, что почти сразу после монголо-татарского нашествия смоленские полки оказали помощь Великому Новгороду в борьбе с тевтонскими рыцарями.
В 1238 году монголо-татары обошли Смоленск, коснувшись только восточных частей княжества. В следующих1239–240 годы враги двинулись на южные русские княжества, разгромили и завоевали их, но Смоленск снова остался в стороне от движения захватчиков.
Разорив северо-восточную и южную Русь, полчища Батыя так и не смогли дойти до северо-западных и западных русских земель, поэтому такие мощные и богатые города, как Новгород Великий, Полоцк, Смоленск, не подверглись монгольскому разгрому. Однако жители даже этих городов испытали столь страшное потрясение от Батыева нашествия, что спасение их родных земель от разорения народное православное сознание, конечно же, объяснило чудом Божиего заступничества. Так произошло и в Смоленске. Заступничеством Пресвятой Богородицы Смоленск был спасен от разорения. Тогда впервые проявилась благодатная сила чудотворного образа Смоленской «Одигитрии».
Вскоре в Смоленске складывается сказание, объясняющее чудесный факт спасения города. Позднее, в XV–XVI вв., это сказание было записано и стало известно под названием «Слово о Меркурии Смоленском». Вот что повествует этот древнерусский памятник.
В 1238 году орды Батыя подступили к Смоленску и находились в 30 поприщах (поприще = 1061 метрам) от города, на Долгомостье, угрожая разорением городу и его святыням. Жители Смоленска с ужасом и трепетом ожидали появления завоевателей и «неисходно пребывали в соборном Успенском храме, взывая с плачем великим в обильных слезах к Всемилостивому Богу и Пречистой Его Богоматери, и ко всем святым, чтобы они сохранили город от всякого зла». Денно и нощно пребывали жители в смоленском Успенском соборе у иконы Божией Матери, которую более ста лет назад принес из Киева в Смоленск князь Владимир Мономах, и которую ко времени монголо-татарского нашествия уже стали именовать Смоленской иконой Божией Матери, и молили Господа и Пресвятую Богородицу о помощи. Богородица услышала слезные молитвы, и свершилось чудо…
В XI–XIV веках Господь выводил из латинских земель своих праведников, оставшихся верными Православию после разделения Церквей. В XII веке прибыл из Италии в Новгород преподобный Антоний Римлянин, а в XIII веке на Руси оказался римский воин Меркурий, которого привела в Смоленск Сама Пресвятая Богородица, сказав: «Меркурий, избранник Мой! Иди в Мой город, Русь ждет тебя»*. Меркурий – воин Смоленского князя, тайно вел подвижническую жизнь: был строгим постником, девственником, проводил ночи в молитве.
* По другим сведениям святой мученик Меркурий Смоленский был славянин, по происхождению, вероятно, из Моравии, потомок княжеского рода. Воспитанный в Православии, святой Меркурий по ревности к истинной вере ушел из своего отечества на Русь и служил в войске смоленского князя.
И вот в ночь веред появлением врага, Божия Матерь явилась пономарю кафедрального собора, повелела ему разыскать молодого воина Меркурия из дружины Смоленского князя и сказать, что Сама Пресвятая Богородица зовет его в церковь.
Услышав слова Пресвятой Богородицы, переданные пономарем, он явился в храм и увидел Божию Матерь, окруженную ангельскими силами. Пречистая обратилась к нему со словами: «Чадо Меркурий, избранник Мой! Властитель завоевателей в нынешнюю ночь хочет напасть на город Мой со всею ратью. Но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, чтобы не предал его во вражие рабство. Посылаю тебя: иди скорее сотвори мщение за кровь христианскую, выйди тайно от всех навстречу врагу и силою Христа победишь злочестивого царя Батыя и все войско его. Я Сама буду с тобою. Но вместе с победой ожидает тебя мученический венец. Подойдет к тебе человек, прекрасный ликом, передай ему в руки оружие твое. И отсечет тебе голову, ты же возьми ее в руки свои и ступай в свой город, там примешь кончину, и положено будет тело твое в Моей церкви».
Укрепленный благословением Пречистой, Меркурий сел на коня и устремился к вражескому стану. Достигнув расположения войск Батыя, Меркурий в бою сразился с предводителем монголо-татарского войска – великаном, обладавшим громадной силой, убил его и вступил в единоборство с вражеским полчищем. Призывая Имя Господа и Пречистой Богородицы, святой воин поразил множество врагов, собирая взятых в плен русских людей и отпуская их в родной город. Вражеские воины с ужасом видели, что святому Меркурию помогают в битве молниеносные мужи и лучезарная Жена, и, не в силах устоять против воина Христова, обратились в бегство.
Узнав об истреблении своих людей, Батый ушел от города. После битвы перед Меркурием предстал прекрасный воин – Меркурий отдал ему оружие свое и, склонив голову, был усечен мечом. Исполняя повеление Пречистой, Меркурий взял голову в свои руки и направился в Смоленск. Дойдя до врат города, он лег возле них и отдал Богу душу. Многие жители Смоленска видели это чудо. Архиепископ с народом хотел унести тело святого, но не смог взять его. Тогда архиепископ стал молиться Богу с просьбой о вразумлении и помощи, чтобы с честью совершить погребение святого, и услышал голос: «Господень слуга, о том не скорби: Кто послал на победу, Тот его подберет».
Так лежал Меркурий без погребения. И вот на третий день архиепископ увидел из окна своей кельи, как в ярком свете вышла из Успенского собора Пресвятая Богородица с Архангелами Михаилом и Гавриилом и, дойдя до места, где лежало тело Меркурия, взяла его и перенесла в соборную церковь Свою, положив в гробнице.
* В других редакциях «Слова о Меркурии Смоленском» излагается несколько иная версия событий: во время сражения Меркурия с монголами над Смоленском является Сама Божия Матерь и тем устрашает врагов, заставляя их бежать; голову Меркурию отсекает не прекрасный воин, а некий варвар; наконец, после смерти Меркурия его тело кладут в церкви, а затем он является в видении пономарю и велит повесить свой щит и копье над своим гробом).
С тех пор мощи святого Меркурия постоянно находились в Успенском соборе. Святой Меркурий явился в видении тому же пономарю и велел повесить над гробницей его оружие (щит и копье), обещая смолянам постоянную помощь во всех скорбях и битвах с врагами. С того времени жители Смоленска называют святого Меркурия главным своим заступником и покровителем. Позднее он был причислен к лику святых (память его празднуется 24 ноября / 7 декабря); в день его кончины было установлено совершать всенощное бдение и благодарственное молебствие пред чудотворным образом Одигитрии. От всех реликвий Меркурия до наших лет сохранились лишь железные сандалии, хранящиеся в соборном Успенском храме. Все остальное утрачено при разных обстоятельствах.
Его подвиг увековечил на Руси повсеместное прославление образа Смоленской Одигитрии как национальной святыни-заступницы. В нынешнем Успенском соборе Смоленска до сего дня хранятся железные рыцарские сандалии святого воина.
Последняя находка, связанная с именем святого Меркурия, была сделана в 1900 году. Церковный историк Д. Вишневский на чердаке Диво-Зачатьевской церкви обнаружил сундук, а в нем серебряный ковчежец с частицей мощей святого Меркурия.
В русской иконописи образ Меркурия представляется в облике юноши в латах и в полном вооружении.
Художник Н. К. Рерих создал картину на сюжет со святым Меркурием Смоленским (находится в Америке). Он изобразил его на фоне крепостной стены XVII века. Образ святого Меркурия Смоленского мы найдем и в росписях Владимирского собора в Киеве, выполненных художником В. М. Васнецовым. В честь подвига Меркурия смоляне поставили когда-то знак – каменный столб у Молоховских ворот, который был утрачен еще в XVIII веке.
***
Подвиг святого Меркурия Смоленского имеет глубокую связь с подвигом святого, имя которого носил воин-мученик: святого великомученика Меркурия Кесарийского. Их память празднуется в один день (24 ноября / 7 декабря), и в этом, как и в совершенных ими подвигах, видим мы духовное преемство. Поэтому познакомимся подробное с жизнеописанием святого Меркурия Кесарийского, ибо оно поможет глубже осознать тот подвиг и то духовное делание, которые через благословение Самой Пресвятой Богородицы возлагались на Смоленск и его жителей, а также на весь русский народ.
Во время правления императоров Деция и Валериана многочисленное войско варваров напало на Римскую империю. По указу императора Деция воинские соединения из разных концов империи начали стягиваться к Риму, ввиду грозной опасности. Пришел в Рим и отряд, в котором служил воин Меркурий. Римские войска преградили путь варварам, и произошло кровопролитное сражение. Во время битвы Меркурию явился Ангел в образе светлого мужа в белых одеждах, держащий в руках меч, и сказал, что послан ему на помощь, дал ему свой меч и повелел устремиться на врагов без малейшего страха. Меркурий пробился сквозь вражеский строй и поразил варварского царя. После этого войско варваров бежало, и было изгнано из римских пределов.
Узнав о храбрости и подвиге Меркурия, Деций почтил его большими дарами и поставил военачальником над всей армией. На пути в Рим ночью Ангел снова явился Меркурию и поведал, что ему предстоит пострадать за веру христианскую. Вскоре Деций собрал совет, на котором присутствовал и Меркурий. После совета все направились в храм Артемиды, чтобы принести жертвы. Меркурий отказался идти со всеми, о чем Децию доложили. Император спросил, почему Меркурий не воздал чести отеческим богам, оказавшим помощь в победе над варварами. Меркурий ответил, что он христианин и подвиг его совершен силою Христа. Тогда император повелел заключить Меркурия в темницу. Святого мученика растянули над огнем, резали ножами, били плетьми так, что кровь из ран его гасила огонь. Но каждый раз, когда его бросали в темницу умирающим от ран, святой Меркурий получал от Господа исцеление. Осужденный на смертную казнь, святой сподобился видения Самого Господа, обещавшего ему скорое избавление от мучений. Славный воин Христов был усечен мечом в Кесарии Каппадокийской. Его святое тело благоухало миром и фимиамом, подавая исцеления многим больным.
Житие святого повествует еще об одном знаменательном событии в истории Вселенской Церкви. Святитель Василий Великий молился перед иконой Пресвятой Богородицы, на которой было изображение великомученика Меркурия с копьем, о том, чтобы император Юлиан Отступник – один из самых жестоких гонителей христиан, не вернулся из воинского похода на персов. Во время молитвы он увидел, что изображение святого Меркурия на иконе стадо невидимым на некоторое время, после чего показалось снова, копье великомученика было окровавлено. В то же самое время Юлиан был поражен неизвестным воином. Юлиан, умирая, воскликнул: «Ты победил меня, Галилеянин!». Так Пресвятая Богородица по молитвам святителя Василия Великого послала великомученика Меркурия покарать отступника от веры и гонителя христиан.
На православном Востоке сохранилось множество древних икон св. великомученика Меркурия Кесарийского. У итальянского художника Боттичелли святой Меркурий изображен на его самой известной картине «Весна» (около1478 г.). На нем легкая накидка, шлем и меч на подвязи через плечо.
***
Спасение Смоленска от монголо-татар явилось для всей Руси свидетельством заступничества Божией Матери. Это было первое чудо от иконы Смоленской «Одигитрии», явленное для всего русского народа. И в этом явлении благодатной силы заключался глубочайший духовный смысл: это было БЛАГОСЛОВЕНИЕ ЖЕРТВЫ русского народа, указание на путь добровольного жертвенного служения. Недаром в житии подчеркивается, что светлый воин отсек главу Меркурия Смоленского, который сам склонил ее,– он склонил главу после победы над злым врагом, после победы, совершенной с помощью Божией Матери и небесного воинства. Ценой своей жизни Меркурий Смоленский отвратил от своего города монголо-татарское нашествие. И хотя подвиг святого не избавил Русскую землю от иноплеменников, его мученическая смерть явилась в сознании русских людей провозвестием грядущей победы.
Русский народ должен был совершить жертву во искупление грехов своих, и прежде всего – греха разделения, братоубийственных усобиц и неисполнения Богом возложенного на Русь хранения и распространения православной веры,– и лик Пресвятой Богородицы Смоленской «Одигитрии» благословил Русь на этот подвиг.
Принять первый жесточайший удар Орды, претерпеть муки, унижения, спасти народы Европы от гибельного нашествия, затем просветить эту Орду, дойти до самого края Востока, нося Свет Христов – такова первая жертва, которую должен был принести русский народ. Так началось крестное служение Руси – жертвенное служение миру, без различения на верных и неверных, как об этом изумительно сказал преподобный Феодосий Печерский – родоначальник общежительного монашества на Руси: «Аще ли видеши нага, или голодна или зимою или бедою одержима, аще ли то будет жидовин, или сарацин, или болгарин, или еретик, или латинянин, или от всех поганых – всякаго помилуй, и от беды избави, аще можеши».
***
В 1239 году, когда святой воин-мученик Меркурий избавил Смоленск от Батыева пленения, из Смоленска увезли и укрыли на время войны княжеского сына, младенца Феодора, которому суждено было стать защитником земли Русской в самом стане врагов, в Орде. Святой благоверный князь Феодор Смоленский прибыл в Орду в 1280 году и был несколько лет на службе у хана, участвовал в походах Орды в Осетинскую землю, в Литву и другие места, проявив при этом огромное мужество и воинские способности. Хан Менгу-Темир, выдавший, кстати, первый ярлык о неприкосновенности церковных имуществ митрополиту Кириллу, полюбил Феодора. Как пишет летописец: «Князя Феодора Ростиславича царь Менгу-Темир и царица его вельми любяше и на Русь его не хотяше пустити мужества ради и красоты лица его». Три года служил князь у хана. Наконец, «царь отпустил его с великой честью», и князь прибыл в Ярославль, к этому времени супруга его Мария уже умерла, в городе правила княгиня Ксения с внуком Михаилом. Ярославцы не приняли вернувшегося из Орды князя, и ему пришлось возвратиться назад в Орду.
Жена хана пожелала выдать за князя Феодора свою дочь. Такой брак имел бы для Руси огромное значение. Хан долго не соглашался, ибо считал русских своими «улусниками», то есть данниками. Выдать дочь за русского князя означало признать за ним равное достоинство. И еще важное – признать превосходство Православия, потому что прежде венчания татарская царевна должна была принять Святое Крещение.
Но хану слишком важен был союз с Русью, и он согласился: «Царевну повелел за князя Феодора дати, и повелел ее прежде крестить, а православной веры не велел осквернить». Так женился князь Феодор на дочери могущественного хана, нареченной в крещении Анной. «Царь же его весьма чтил и повелел ему садитися напротив себя, построил ему дворец, дал князи и боляри на послужение».
Уяснять духовный смысл этих событий чрезвычайно важно для нас сегодня. На Руси поговаривали про князя Феодора, что вот, мол, выслужился у хана, женился на его дочери, чуть ли не изменник. Нет! Это подвиг духовный!
Хан долго думал, можно ли отдавать дочь за русского князя, и тем более – может ли она при этом принять Крещение. Была духовная борьба и духовная победа – хану пришлось крестить свою дочь для того, чтобы она стала русской княгиней. Там, в Орде, родились у святого Феодора сыновья – Давид и Константин, причисленные впоследствии к лику святых. Потомки Золотоордынского хана, внуки его, стали русскими святыми, у завоевателей появились небесные покровители и молитвенники, стоящие перед Престолом Божиим. Святой Феодор приобрел большое влияние в Орде и использовал его во славу Русской земли и Русской Церкви. Именно тогда стало укрепляться среди татар Православие, ордынцы начали усваивать русские обычаи, нравы, благочестие. Сам святой Феодор был достойным примером всего лучшего, что несла святая Русь на Восток. К берегам Дона, Волги, за Урал, в Монголию шли русские купцы, зодчие, мастера, воины, священники-миссионеры. Так началось великое миссионерское движение Русской Церкви на Восток, просвещение светом Евангелия и веры Христовой всех племен, населявших землю до самого Великого океана.
Святой Феодор скончался в 1299 году в Ярославле, приняв перед кончиной монашеский постриг, принеся всенародное покаяние. 3 марта 1463 года в Ярославле были обретены мощи святого Феодора и чад его, святых Давида и Константина. Летописец – очевидец событий, записал этим годом: «Во граде Ярославле, в монастыре Святаго Спаса лежали три князя великие, князь Феодор Ростиславич да дети его Давид и Константин, поверх земли лежали. Сам же великий князь Феодор велик был ростом человек, те у него, сыновья Давид и Константин, под пазухами лежали, зане меньше его ростом были. Лежали же во едином гробе». Так и изображали их всегда иконописцы Древней Руси.
Тропарь мученику Меркурию Смоленскому, глас 2:
Возсия́в, я́ко звезда́ многосве́тлая,/ в собо́рней це́ркви пред пречи́стым и чудотво́рным о́бразом Пречи́стей Богоро́дицы,/ за Ню́же и за град Смоле́нск пострада́,/ многоко́зненнаго и богоме́рзкаго царя́ Баты́я устраши́,/ и си́льнаго исполи́на победи́, и лю́ди удиви́,/ ду́шу свою́, многострада́льне Мерку́рие, за благоче́стие положи́,/ я́ко Заха́риина и А́велева я́сно вопие́т твоя́ кровь ко Го́споду.// И ны́не моли́ся за ду́ши на́ша.
Кондак мученику Меркурию Смоленскому, глас 4:
Яви́ся во бране́х непобеди́мь во́ин,/ от ри́млян ро́дом,/ сыновство́ име́ гра́да Смоле́нска,/ я́ко бо сих ра́ди нарече́ся,/ я́ко от Богоро́дицы страж кре́пок посла́ся гра́ду,/ пе́сньми Мерку́рия ублажи́м,/ пра́зднующе ве́село па́мять его́,// я́ко да изба́вит град наш от беды́ ра́тник.
Ин кондак мученику Меркурию Смоленскому, глас 8:
Чистото́ю душе́вною ку́пно и теле́сною/ и серде́чною к Бо́гу любо́вию и непреста́нною моли́твою/ ри́мское бога́тство оста́вль/ и прия́т бога́тство от Го́спода – вене́ц,/ прие́м в ру́це копие́, кре́пко злове́рнаго царя́ Баты́я ужаси́,/ и самохва́льнаго исполи́на победи́,/ и вси вну́цы ага́рянския прожену́в, страстоте́рпче Мерку́рие,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
МОЛИТВА 1-я
О великому́чениче святы́й и до́блий во́ине Христо́в Мерку́рие, страда́нием, кро́вию и сме́ртию свое́ю ве́рность Христу́ и Це́ркви Его́ свиде́тельствовавый и сего́ ра́ди вене́ц жи́зни от Него́ прия́вый! Ны́не в хвале́бных пе́снех тебе́ прославля́юще, смире́нно к тебе́ припа́даем и усе́рдно мо́лим: предста́тель бу́ди пред Бо́гом о душа́х на́ших неусы́пный, умоли́ Влады́ку Го́спода, да сохрани́т Святу́ю Це́рковь Свою́ и всех чад ея́ в сою́зе любве́ и единомы́слии, да утверди́тся мир и безмяте́жие в лю́дех, во Оте́честве на́шем живу́щих, да позна́ют вси, я́ко Христо́с есть Путь, Истина и Жизнь, и да прии́дут к Нему́ вси тружда́ющиися и обремене́ннии, и упоко́ит их. О вели́кий уго́дниче Бо́жий! Кре́пкое стоя́ние в ве́ре на́шей да́руй нам, благода́тную по́мощь нам низпосли́, да ми́рное, ти́хое и богоуго́дное житие́ поживе́м в ве́це сем и досто́йне с тобо́ю в день о́ный восхва́лим Пресвяту́ю Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
МОЛИТВА 2-я
О, святы́й му́чениче Мерку́рие, гра́да на́шего Смоле́нска ди́вный защи́тниче! Приими́ от нас благода́рственное сие́ пе́ние, не оста́ви гра́да, в нем же проли́л кровь свою́ святу́ю и увенча́лся еси́ венце́м побе́ды. Но моли́ Го́спода на́шего и Спаси́теля Иису́са Христа́ и Влады́чицу на́шу Госпожу́ Богоро́дицу, иму́ще к ней дерзнове́ние, сохрани́тися гра́ду и всей стране́ на́шей в благослове́нном неруши́мом ми́ре, всем лю́дем и ми́ру в ве́ре и благода́ти Христо́вой, в Це́ркви Правосла́вной, и твои́ми моли́твами спаси́ ду́ши на́ша. О, пресла́вный и светоза́рный во́ине Цари́цы Небе́сной! Бу́ди нам по́мощию и заступле́нием в чи́стых и святы́х мольба́х твои́х зде и всегда́ в час кончи́ны на́шея и на Стра́шнем Суде́ Христо́вом, да сподо́бимся и мы с тобо́ю, засту́пниче и моли́твенниче наш святы́й Мерку́рие, воспева́ти стра́шное и чу́́дное и́мя Го́спода Савао́фа и Пречи́стую Бо́жию Ма́терь во ве́ки веко́в. Ами́нь.
ЛИТЕРАТУРА
1. Буслаев Ф. И. Смоленская легенда о св. Меркурии. М.,1860.
2. Кадлубовский А. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902.
3. Белецкий Л. Т. Литературная история повести о Меркурии Смоленском. Пг., 1922.
4. Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. СПб., 1882.
5. Белецкий Л. Т. К литературной истории повести о Меркурии Смоленском [по поводу статьи П. Миндалева «Повесть о Меркурии Смоленском и былевой эпос»]. Казань, Пг., 1914.
6. Святой мученик Меркурий Смоленский» // Журнал Московской Патриархии. 1990, № 1.
7. Иванов Ю. Г. Великие крепости России. Смоленск, 2003.
8. Епископ Смоленский и Дорогобужский Михаил. Успенский кафедральный собор в Смоленске» Журнал Московской Патриархии, 1956, № 7.
9. Настольная книга священнослужителя. Тт. 2, 3. М., 1978, 1979.
10. 200 лет храму Смоленской иконы Божией Матери» СПб. (буклет), б\г.
Добавьте комментарий