Главная Жития святых Памятные даты

ПОДВИГ СВЯТОГО ВОИНА МЕРКУРИЯ СМОЛЕНСКОГО

7 декабря Церковь празднует память св. мученика Меркурия Смоленского. Представляем вниманию читателей посвященную святому главу из книги Александра Трофимова «ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ СМОЛЕНСКАЯ ОДИГИТРИЯ».

***

ПОДВИГ СВЯТОГО ВОИНА МЕРКУРИЯ СМОЛЕНСКОГО

СМОЛЕНСК. ГРАВЮРА ГЕОРГА КЕЛЛЕРА. 1610 г.

Ко времени татаро-монгольского нашествия Смоленск достиг высшей точки своего расцвета. Но в 1230 году на Смоленск обрушивается страшный мор, унесший жизни 30 тысяч смолян. Жизнь в городе замирает, прекращается каменное строительство. Вслед за тем пришла еще бо́льшая беда – нашествие полчищ монголо-татар.

Один за другим обращались в пепел цветущие и многолюдные русские города. Как писал арабский историк XIII века Ибн ал-Асир: «Не было от сотворения мира катастрофы более ужасной для человечества, и не будет ничего подобного до окончания веков и Страшного Суда». Истекающая кровью своих сынов и дочерей Русь защищала Европу от ужасающего разорения, и, быть может, уничтожения целых народов. Однако и по сей день справедливыми остаются слова великого поэта России А. С. Пушкина: «Европа в отношении России была столь невежественна, как и неблагодарна».

НАШЕСТВИЕ БАТЫЯ. ДРЕВНЕРУССКАЯ МИНИАТЮРА. XVI в.

Смоленск избежал ужасной участи русских городов во время монголо-татарского нашествия. Сегодня мы должны духовно осознать, почему из всех древнерусских городов уцелели только Смоленск, Полоцк, Новгород и Псков. Все эти центры Русского государства были спасены заступничеством Божиим. Русский щит встал между Ордой и Европой, прервав всесокрушающую лавину с Востока. Русь оказалась в те страшные годы между молотом и наковальней, ибо и с Запада ей постоянно угрожало иноземное нашествие. Эти три русских города, три княжества были промыслительно сохранены от разорения, чтобы отразить попытку Запада добить разгромленную и ослабленную Русь. Летописи говорят, что почти сразу после монголо-татарского нашествия смоленские полки оказали помощь Великому Новгороду в борьбе с тевтонскими рыцарями.

БРАНЬ БЛАГОЧЕСТИВЫХ С НЕЧЕСТИВЫМ БАТЫЕМ. ДРЕВНЕРУССКАЯ МИНИАТЮРА

В 1238 году монголо-татары обошли Смоленск, коснувшись только восточных частей княжества. В следующих1239–240 годы враги двинулись на южные русские княжества, разгромили и завоевали их, но Смоленск снова остался в стороне от движения захватчиков.

Разорив северо-восточную и южную Русь, полчища Батыя так и не смогли дойти до северо-западных и западных русских земель, поэтому такие мощные и богатые города, как Новгород Великий, Полоцк, Смоленск, не подверглись монгольскому разгрому. Однако жители даже этих городов испытали столь страшное потрясение от Батыева нашествия, что спасение их родных земель от разорения народное православное сознание, конечно же, объяснило чудом Божиего заступничества. Так произошло и в Смоленске. Заступничеством Пресвятой Богородицы Смоленск был спасен от разорения. Тогда впервые проявилась благодатная сила чудотворного образа Смоленской «Одигитрии».

ВЗЯТИЕ СУЗДАЛЯ МОНГОЛАМИ. МИНИАТЮРА ИЗ РУССКОЙ ЛЕТОПИСИ

Вскоре в Смоленске складывается сказание, объясняющее чудесный факт спасения города. Позднее, в XV–XVI вв., это сказание было записано и стало известно под названием «Слово о Меркурии Смоленском». Вот что повествует этот древнерусский памятник.

В 1238 году орды Батыя подступили к Смоленску и находились в 30 поприщах (поприще = 1061 метрам) от города, на Долгомостье, угрожая разорением городу и его святыням. Жители Смоленска с ужасом и трепетом ожидали появления завоевателей и «неисходно пребывали в соборном Успенском храме, взывая с плачем великим в обильных слезах к Всемилостивому Богу и Пречистой Его Богоматери, и ко всем святым, чтобы они сохранили город от всякого зла». Денно и нощно пребывали жители в смоленском Успенском соборе у иконы Божией Матери, которую более ста лет назад принес из Киева в Смоленск князь Владимир Мономах, и которую ко времени монголо-татарского нашествия уже стали именовать Смоленской иконой Божией Матери, и молили Господа и Пресвятую Богородицу о помощи. Богородица услышала слезные молитвы, и свершилось чудо…

СМОЛЕНСК. ОБЩИЙ ВИД ГОРОДА

В XI–XIV веках Господь выводил из латинских земель своих праведников, оставшихся верными Православию после разделения Церквей. В XII веке прибыл из Италии в Новгород преподобный Антоний Римлянин, а в XIII веке на Руси оказался римский воин Меркурий, которого привела в Смоленск Сама Пресвятая Богородица, сказав: «Меркурий, избранник Мой! Иди в Мой город, Русь ждет тебя»*. Меркурий – воин Смоленского князя, тайно вел подвижническую жизнь: был строгим постником, девственником, проводил ночи в молитве.

СВ. МЧ. МЕРКУРИЙ СМОЛЕНСКИЙ

* По другим сведениям святой мученик Меркурий Смоленский был славянин, по происхождению, вероятно, из Моравии, потомок княжеского рода. Воспитанный в Православии, святой Меркурий по ревности к истинной вере ушел из своего отечества на Русь и служил в войске смоленского князя.

И вот в ночь веред появлением врага, Божия Матерь явилась пономарю кафедрального собора, повелела ему разыскать молодого воина Меркурия из дружины Смоленского князя и сказать, что Сама Пресвятая Богородица зовет его в церковь.

Услышав слова Пресвятой Богородицы, переданные пономарем, он явился в храм и увидел Божию Матерь, окруженную ангельскими силами. Пречистая обратилась к нему со словами: «Чадо Меркурий, избранник Мой! Властитель завоевателей в нынешнюю ночь хочет напасть на город Мой со всею ратью. Но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, чтобы не предал его во вражие рабство. Посылаю тебя: иди скорее сотвори мщение за кровь христианскую, выйди тайно от всех навстречу врагу и силою Христа победишь злочестивого царя Батыя и все войско его. Я Сама буду с тобою. Но вместе с победой ожидает тебя мученический венец. Подойдет к тебе человек, прекрасный ликом, передай ему в руки оружие твое. И отсечет тебе голову, ты же возьми ее в руки свои и ступай в свой город, там примешь кончину, и положено будет тело твое в Моей церкви».

ПОДВИГ СВ. МЕРКУРИЯ СМОЛЕНСКОГО

Укрепленный благословением Пречистой, Меркурий сел на коня и устремился к вражескому стану. Достигнув расположения войск Батыя, Меркурий в бою сразился с предводителем монголо-татарского войска – великаном, обладавшим громадной силой, убил его и вступил в единоборство с вражеским полчищем. Призывая Имя Господа и Пречистой Богородицы, святой воин поразил множество врагов, собирая взятых в плен русских людей и отпуская их в родной город. Вражеские воины с ужасом видели, что святому Меркурию помогают в битве молниеносные мужи и лучезарная Жена, и, не в силах устоять против воина Христова, обратились в бегство.

СВ. МЧ. МЕРКУРИЙ СМОЛЕНСКИЙ НЕСЕТ СВОЮ ГОЛОВУ

Узнав об истреблении своих людей, Батый ушел от города. После битвы перед Меркурием предстал прекрасный воин – Меркурий отдал ему оружие свое и, склонив голову, был усечен мечом. Исполняя повеление Пречистой, Меркурий взял голову в свои руки и направился в Смоленск. Дойдя до врат города, он лег возле них и отдал Богу душу. Многие жители Смоленска видели это чудо. Архиепископ с народом хотел унести тело святого, но не смог взять его. Тогда архиепископ стал молиться Богу с просьбой о вразумлении и помощи, чтобы с честью совершить погребение святого, и услышал голос: «Господень слуга, о том не скорби: Кто послал на победу, Тот его подберет».

СВ. МЧ. МЕРКУРИЙ СМОЛЕНСКИЙ

Так лежал Меркурий без погребения. И вот на третий день архиепископ увидел из окна своей кельи, как в ярком свете вышла из Успенского собора Пресвятая Богородица с Архангелами Михаилом и Гавриилом и, дойдя до места, где лежало тело Меркурия, взяла его и перенесла в соборную церковь Свою, положив в гробнице.

* В других редакциях «Слова о Меркурии Смоленском» излагается несколько иная версия событий: во время сражения Меркурия с монголами над Смоленском является Сама Божия Матерь и тем устрашает врагов, заставляя их бежать; голову Меркурию отсекает не прекрасный воин, а некий варвар; наконец, после смерти Меркурия его тело кладут в церкви, а затем он является в видении пономарю и велит повесить свой щит и копье над своим гробом).

САНДАЛИИ СВ. МУЧЕНИКА МЕРКУРИЯ СМОЛЕНСКОГО В СМОЛЕНСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ

С тех пор мощи святого Меркурия постоянно находились в Успенском соборе. Святой Меркурий явился в видении тому же пономарю и велел повесить над гробницей его оружие (щит и копье), обещая смолянам постоянную помощь во всех скорбях и битвах с врагами. С того времени жители Смоленска называют святого Меркурия главным своим заступником и покровителем. Позднее он был причислен к лику святых (память его празднуется 24 ноября / 7 декабря); в день его кончины было установлено совершать всенощное бдение и благодарственное молебствие пред чудотворным образом Одигитрии. От всех реликвий Меркурия до наших лет сохранились лишь железные сандалии, хранящиеся в соборном Успенском храме. Все остальное утрачено при разных обстоятельствах.

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ОДИГИТРИЯ В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ СМОЛЕНСКА. ФОТО 1912 г.

Его подвиг увековечил на Руси повсеместное прославление образа Смоленской Одигитрии как национальной святыни-заступницы. В нынешнем Успенском соборе Смоленска до сего дня хранятся железные рыцарские сандалии святого воина.

Последняя находка, связанная с именем святого Меркурия, была сделана в 1900 году. Церковный историк Д. Вишневский на чердаке Диво-Зачатьевской церкви обнаружил сундук, а в нем серебряный ковчежец с частицей мощей святого Меркурия.

В русской иконописи образ Меркурия представляется в облике юноши в латах и в полном вооружении.

Художник Н. К. Рерих создал картину на сюжет со святым Меркурием Смоленским (находится в Америке). Он изобразил его на фоне крепостной стены XVII века. Образ святого Меркурия Смоленского мы найдем и в росписях Владимирского собора в Киеве, выполненных художником В. М. Васнецовым. В честь подвига Меркурия смоляне поставили когда-то знак – каменный столб у Молоховских ворот, который был утрачен еще в XVIII веке.

***

СВ. ВМЧ. МЕРКУРИЙ КЕСАРИЙСКИЙ. ИКОНА. XVIII в. АФОН

Подвиг святого Меркурия Смоленского имеет глубокую связь с подвигом святого, имя которого носил воин-мученик: святого великомученика Меркурия Кесарийского. Их память празднуется в один день (24 ноября / 7 декабря), и в этом, как и в совершенных ими подвигах, видим мы духовное преемство. Поэтому познакомимся подробное с жизнеописанием святого Меркурия Кесарийского, ибо оно поможет глубже осознать тот подвиг и то духовное делание, которые через благословение Самой Пресвятой Богородицы возлагались на Смоленск и его жителей, а также на весь русский народ.

Во время правления императоров Деция и Валериана многочисленное войско варваров напало на Римскую империю. По указу императора Деция воинские соединения из разных концов империи начали стягиваться к Риму, ввиду грозной опасности. Пришел в Рим и отряд, в котором служил воин Меркурий. Римские войска преградили путь варварам, и произошло кровопролитное сражение. Во время битвы Меркурию явился Ангел в образе светлого мужа в белых одеждах, держащий в руках меч, и сказал, что послан ему на помощь, дал ему свой меч и повелел устремиться на врагов без малейшего страха. Меркурий пробился сквозь вражеский строй и поразил варварского царя. После этого войско варваров бежало, и было изгнано из римских пределов.

РИМСКИЙ ИМПЕРАТОР ДЕЦИЙ. 250 г.

Узнав о храбрости и подвиге Меркурия, Деций почтил его большими дарами и поставил военачальником над всей армией. На пути в Рим ночью Ангел снова явился Меркурию и поведал, что ему предстоит пострадать за веру христианскую. Вскоре Деций собрал совет, на котором присутствовал и Меркурий. После совета все направились в храм Артемиды, чтобы принести жертвы. Меркурий отказался идти со всеми, о чем Децию доложили. Император спросил, почему Меркурий не воздал чести отеческим богам, оказавшим помощь в победе над варварами. Меркурий ответил, что он христианин и подвиг его совершен силою Христа. Тогда император повелел заключить Меркурия в темницу. Святого мученика растянули над огнем, резали ножами, били плетьми так, что кровь из ран его гасила огонь. Но каждый раз, когда его бросали в темницу умирающим от ран, святой Меркурий получал от Господа исцеление. Осужденный на смертную казнь, святой сподобился видения Самого Господа, обещавшего ему скорое избавление от мучений. Славный воин Христов был усечен мечом в Кесарии Каппадокийской. Его святое тело благоухало миром и фимиамом, подавая исцеления многим больным.

СВ. МЕРКУРИЙ ПОРАЖАЕТ ИМПЕРАТОРА ЮЛИАНА ОТСТУПНИКА. КОПТСКАЯ ИКОНА. XVIII в.

Житие святого повествует еще об одном знаменательном событии в истории Вселенской Церкви. Святитель Василий Великий молился перед иконой Пресвятой Богородицы, на которой было изображение великомученика Меркурия с копьем, о том, чтобы император Юлиан Отступник – один из самых жестоких гонителей христиан, не вернулся из воинского похода на персов. Во время молитвы он увидел, что изображение святого Меркурия на иконе стадо невидимым на некоторое время, после чего показалось снова, копье великомученика было окровавлено. В то же самое время Юлиан был поражен неизвестным воином. Юлиан, умирая, воскликнул: «Ты победил меня, Галилеянин!». Так Пресвятая Богородица по молитвам святителя Василия Великого послала великомученика Меркурия покарать отступника от веры и гонителя христиан.

На православном Востоке сохранилось множество древних икон св. великомученика Меркурия Кесарийского. У итальянского художника Боттичелли святой Меркурий изображен на его самой известной картине «Весна» (около1478 г.). На нем легкая накидка, шлем и меч на подвязи через плечо.

***

СМОЛЕНКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ОДИГИТРИЯ ИЗ КАФЕДРАЛЬНОГО УСПЕНСКОГО СОБОРА Г. СМОЛЕНСКА

Спасение Смоленска от монголо-татар явилось для всей Руси свидетельством заступничества Божией Матери. Это было первое чудо от иконы Смоленской «Одигитрии», явленное для всего русского народа. И в этом явлении благодатной силы заключался глубочайший духовный смысл: это было БЛАГОСЛОВЕНИЕ ЖЕРТВЫ русского народа, указание на путь добровольного жертвенного служения. Недаром в житии подчеркивается, что светлый воин отсек главу Меркурия Смоленского, который сам склонил ее,– он склонил главу после победы над злым врагом, после победы, совершенной с помощью Божией Матери и небесного воинства. Ценой своей жизни Меркурий Смоленский отвратил от своего города монголо-татарское нашествие. И хотя подвиг святого не избавил Русскую землю от иноплеменников, его мученическая смерть явилась в сознании русских людей провозвестием грядущей победы.

Русский народ должен был совершить жертву во искупление грехов своих, и прежде всего – греха разделения, братоубийственных усобиц и неисполнения Богом возложенного на Русь хранения и распространения православной веры,– и лик Пресвятой Богородицы Смоленской «Одигитрии» благословил Русь на этот подвиг.

НАШЕСТВИЕ БАТЫЯ НА РУСЬ. ДРЕВНЕРУССКАЯ МИНИАТЮРА

Принять первый жесточайший удар Орды, претерпеть муки, унижения, спасти народы Европы от гибельного нашествия, затем просветить эту Орду, дойти до самого края Востока, нося Свет Христов – такова первая жертва, которую должен был принести русский народ. Так началось крестное служение Руси – жертвенное служение миру, без различения на верных и неверных, как об этом изумительно сказал преподобный Феодосий Печерский – родоначальник общежительного монашества на Руси: «Аще ли видеши нага, или голодна или зимою или бедою одержима, аще ли то будет жидовин, или сарацин, или болгарин, или еретик, или латинянин, или от всех поганых – всякаго помилуй, и от беды избави, аще можеши».

***

ВОСКРЕСЕНСКИЕ ВОРОТА В СМОЛЕНСКЕ. МИНИАТЮ РА XVII в.

В 1239 году, когда святой воин-мученик Меркурий избавил Смоленск от Батыева пленения, из Смоленска увезли и укрыли на время войны княжеского сына, младенца Феодора, которому суждено было стать защитником земли Русской в самом стане врагов, в Орде. Святой благоверный князь Феодор Смоленский прибыл в Орду в 1280 году и был несколько лет на службе у хана, участвовал в походах Орды в Осетинскую землю, в Литву и другие места, проявив при этом огромное мужество и воинские способности. Хан Менгу-Темир, выдавший, кстати, первый ярлык о неприкосновенности церковных имуществ митрополиту Кириллу, полюбил Феодора. Как пишет летописец: «Князя Феодора Ростиславича царь Менгу-Темир и царица его вельми любяше и на Русь его не хотяше пустити мужества ради и красоты лица его». Три года служил князь у хана. Наконец, «царь отпустил его с великой честью», и князь прибыл в Ярославль, к этому времени супруга его Мария уже умерла, в городе правила княгиня Ксения с внуком Михаилом. Ярославцы не приняли вернувшегося из Орды князя, и ему пришлось возвратиться назад в Орду.

ПАНОРАМА СМОЛЕНСКА. НА СОБОРНОЙ ГОРЕ — УСПЕНСКИЙ СОБОР. 1900-е гг.

Жена хана пожелала выдать за князя Феодора свою дочь. Такой брак имел бы для Руси огромное значение. Хан долго не соглашался, ибо считал русских своими «улусниками», то есть данниками. Выдать дочь за русского князя означало признать за ним равное достоинство. И еще важное – признать превосходство Православия, потому что прежде венчания татарская царевна должна была принять Святое Крещение.

Но хану слишком важен был союз с Русью, и он согласился: «Царевну повелел за князя Феодора дати, и повелел ее прежде крестить, а православной веры не велел осквернить». Так женился князь Феодор на дочери могущественного хана, нареченной в крещении Анной. «Царь же его весьма чтил и повелел ему садитися напротив себя, построил ему дворец, дал князи и боляри на послужение».

Уяснять духовный смысл этих событий чрезвычайно важно для нас сегодня. На Руси поговаривали про князя Феодора, что вот, мол, выслужился у хана, женился на его дочери, чуть ли не изменник. Нет! Это подвиг духовный!

СВВ. КНЯЗЬЯ ФЕОДОР СМОЛЕСКИЙ С ЧАДАМИ ДАВИДОМ И КОНСТАНТИНОМ. ИКОНА

Хан долго думал, можно ли отдавать дочь за русского князя, и тем более – может ли она при этом принять Крещение. Была духовная борьба и духовная победа – хану пришлось крестить свою дочь для того, чтобы она стала русской княгиней. Там, в Орде, родились у святого Феодора сыновья – Давид и Константин, причисленные впоследствии к лику святых. Потомки Золотоордынского хана, внуки его, стали русскими святыми, у завоевателей появились небесные покровители и молитвенники, стоящие перед Престолом Божиим. Святой Феодор приобрел большое влияние в Орде и использовал его во славу Русской земли и Русской Церкви. Именно тогда стало укрепляться среди татар Православие, ордынцы начали усваивать русские обычаи, нравы, благочестие. Сам святой Феодор был достойным примером всего лучшего, что несла святая Русь на Восток. К берегам Дона, Волги, за Урал, в Монголию шли русские купцы, зодчие, мастера, воины, священники-миссионеры. Так началось великое миссионерское движение Русской Церкви на Восток, просвещение светом Евангелия и веры Христовой всех племен, населявших землю до самого Великого океана.

Святой Феодор скончался в 1299 году в Ярославле, приняв перед кончиной монашеский постриг, принеся всенародное покаяние. 3 марта 1463 года в Ярославле были обретены мощи святого Феодора и чад его, святых Давида и Константина. Летописец – очевидец событий, записал этим годом: «Во граде Ярославле, в монастыре Святаго Спаса лежали три князя великие, князь Феодор Ростиславич да дети его Давид и Константин, поверх земли лежали. Сам же великий князь Феодор велик был ростом человек, те у него, сыновья Давид и Константин, под пазухами лежали, зане меньше его ростом были. Лежали же во едином гробе». Так и изображали их всегда иконописцы Древней Руси.

Тропарь мученику Меркурию Смоленскому, глас 2:

Возсия́в, я́ко звезда́ многосве́тлая,/ в собо́рней це́ркви пред пречи́стым и чудотво́рным о́бразом Пречи́стей Богоро́дицы,/ за Ню́же и за град Смоле́нск пострада́,/ многоко́зненнаго и богоме́рзкаго царя́ Баты́я устраши́,/ и си́льнаго исполи́на победи́, и лю́ди удиви́,/ ду́шу свою́, многострада́льне Мерку́рие, за благоче́стие положи́,/ я́ко Заха́риина и А́велева я́сно вопие́т твоя́ кровь ко Го́споду.// И ны́не моли́ся за ду́ши на́ша.

Кондак мученику Меркурию Смоленскому, глас 4:

Яви́ся во бране́х непобеди́мь во́ин,/ от ри́млян ро́дом,/ сыновство́ име́ гра́да Смоле́нска,/ я́ко бо сих ра́ди нарече́ся,/ я́ко от Богоро́дицы страж кре́пок посла́ся гра́ду,/ пе́сньми Мерку́рия ублажи́м,/ пра́зднующе ве́село па́мять его́,// я́ко да изба́вит град наш от беды́ ра́тник.

Ин кондак мученику Меркурию Смоленскому, глас 8:

Чистото́ю душе́вною ку́пно и теле́сною/ и серде́чною к Бо́гу любо́вию и непреста́нною моли́твою/ ри́мское бога́тство оста́вль/ и прия́т бога́тство от Го́спода – вене́ц,/ прие́м в ру́це копие́, кре́пко злове́рнаго царя́ Баты́я ужаси́,/ и самохва́льнаго исполи́на победи́,/ и вси вну́цы ага́рянския прожену́в, страстоте́рпче Мерку́рие,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

МОЛИТВА 1-я

О великому́чениче святы́й и до́блий во́ине Христо́в Мерку́рие, страда́нием, кро́вию и сме́ртию свое́ю ве́рность Христу́ и Це́ркви Его́ свиде́тельствовавый и сего́ ра́ди вене́ц жи́зни от Него́ прия́вый! Ны́не в хвале́бных пе́снех тебе́ прославля́юще, смире́нно к тебе́ припа́даем и усе́рдно мо́лим: предста́тель бу́ди пред Бо́гом о душа́х на́ших неусы́пный, умоли́ Влады́ку Го́спода, да сохрани́т Святу́ю Це́рковь Свою́ и всех чад ея́ в сою́зе любве́ и единомы́слии, да утверди́тся мир и безмяте́жие в лю́дех, во Оте́честве на́шем живу́щих, да позна́ют вси, я́ко Христо́с есть Путь, Истина и Жизнь, и да прии́дут к Нему́ вси тружда́ющиися и обремене́ннии, и упоко́ит их. О вели́кий уго́дниче Бо́жий! Кре́пкое стоя́ние в ве́ре на́шей да́руй нам, благода́тную по́мощь нам низпосли́, да ми́рное, ти́хое и богоуго́дное житие́ поживе́м в ве́це сем и досто́йне с тобо́ю в день о́ный восхва́лим Пресвяту́ю Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

МОЛИТВА 2-я

О, святы́й му́чениче Мерку́рие, гра́да на́шего Смоле́нска ди́вный защи́тниче! Приими́ от нас благода́рственное сие́ пе́ние, не оста́ви гра́да, в нем же проли́л кровь свою́ святу́ю и увенча́лся еси́ венце́м побе́ды. Но моли́ Го́спода на́шего и Спаси́теля Иису́са Христа́ и Влады́чицу на́шу Госпожу́ Богоро́дицу, иму́ще к ней дерзнове́ние, сохрани́тися гра́ду и всей стране́ на́шей в благослове́нном неруши́мом ми́ре, всем лю́дем и ми́ру в ве́ре и благода́ти Христо́вой, в Це́ркви Правосла́вной, и твои́ми моли́твами спаси́ ду́ши на́ша. О, пресла́вный и светоза́рный во́ине Цари́цы Небе́сной! Бу́ди нам по́мощию и заступле́нием в чи́стых и святы́х мольба́х твои́х зде и всегда́ в час кончи́ны на́шея и на Стра́шнем Суде́ Христо́вом, да сподо́бимся и мы с тобо́ю, засту́пниче и моли́твенниче наш святы́й Мерку́рие, воспева́ти стра́шное и чу́́дное и́мя Го́спода Савао́фа и Пречи́стую Бо́жию Ма́терь во ве́ки веко́в. Ами́нь.

ЛИТЕРАТУРА

1. Буслаев Ф. И. Смоленская легенда о св. Меркурии. М.,1860.
2. Кадлубовский А. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902.
3. Белецкий Л. Т. Литературная история повести о Меркурии Смоленском. Пг., 1922.
4. Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. СПб., 1882.
5. Белецкий Л. Т. К литературной истории повести о Меркурии Смоленском [по поводу статьи П. Миндалева «Повесть о Меркурии Смоленском и былевой эпос»]. Казань, Пг., 1914.
6. Святой мученик Меркурий Смоленский» // Журнал Московской Патриархии. 1990, № 1.
7. Иванов Ю. Г. Великие крепости России. Смоленск, 2003.
8. Епископ Смоленский и Дорогобужский Михаил. Успенский кафедральный собор в Смоленске» Журнал Московской Патриархии, 1956, № 7.
9. Настольная книга священнослужителя. Тт. 2, 3. М., 1978, 1979.
10. 200 лет храму Смоленской иконы Божией Матери» СПб. (буклет), б\г.

Добавьте комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

31 ЯНВАРЯ — ПРЕПОДОБНЫХ КИРИЛЛА И МАРИИ РАДОНЕЖСКИХ, РОДИТЕЛЕЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
ИКОНА ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ПРЕПОДОБНЫМИ КИРИЛЛОМ И МАРИЕЙ
ПРЕПОДОБНАЯ МАРИЯ РАДОНЕЖСКАЯ († 1337 г.) (Глава из книги Александра Трофимова «Святые жены Руси»). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

31 ЯНВАРЯ — ДЕНЬ МУЧЕНИЧЕСКОЙ КОНЧИНЫ МАРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ ШАФРОВОЙ-МАРУТАЕВОЙ
МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА ШАФРОВА-МАРУТАЕВА - ЕДИНСТВЕННОЕ ФОТО, КОТОРОЕ УДАЛОСЬ НАЙТИ

МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА ШАФРОВА-МАРУТАЕВА. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. ЯНВАРЬ 2023 г. ДЕНЬ ЗА ДНЁМ

31/18 января – Память святителей Афанасия (295-373) и Кирилла (370/380-444), архиепископов Александрийских.
***
31/18 января – Память святителя Никиты, архиепископа Новгородского (1030-1108).
***
31/18 января – Память преподобных Кирилла и Марии Радонежских († 1337), родителей преподобного Сергия Радонежского.
***
31/21 января 1605 г. – Состоялась Битва при Добры́ничах – сражение между армией Лжедмитрия I и царскими войсками под предводительством князя Ф. И. Мстиславского близ деревни Добрыничи. Битва завершилась полным разгромом Лжедмитрия I, потерявшего в сражении значительную часть своего войска.
***
31/19 января 1714 г. – Петр I запретил жениться не получившим образования дворянским детям (недорослям).
Из текста Указа: «Послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтоб учить дворянских детей, кроме однодворцев и приказного чина, цифири и геометрии и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего выучится». А священникам строго запрещалось венчать дворянских отпрысков без «соизволения» школьного преподавателя.
***
31/19 января 1801 г. – Грузия добровольно вошла в состав Российской Империи.
***
31/19 января 1852 г. – День рождения Льва Александровича Тихомирова (1852-1923), российский общественный деятель.
Лев Александрович Тихомиров писал в своих воспоминаниях: «Наш род принадлежит к коренным жителям Тульского края, насколько хватает семейных воспоминаний, был всегда духовного звания». Из семьи военного врача. Родился19 января 1852 г. на Кавказе, в военном поселении Геленджик. Окончил керченскую Александровскую гимназию (1870) с золотой медалью и поступил на юридический факультет Московского университета. Перевелся на медицинский факультет (1871).
Принимал активное участие в революционном движении. В 1872-1873 гг. – активный член общества «чайковцев», вёл пропаганду среди рабочих. В ноябре 1873 г. арестован, был под судом по «процессу 193-х». В 1878 г. – член центра «Земли и воли» и редакции ее печатного органа. В 1879 г. – член Исполнительного комитета, распорядительной комиссии и редакции «Народной воли», организовавшей убийство императора Александра II. От имени «исполнительного комитета» составил известную прокламацию, выпущенную после 1 марта 1881 г. (сразу после убийства Александра II) На Липецком съезде 20 июля 1879 г. (на котором была организована «Народная воля») поддержал решение съезда о цареубийстве. В начале марта 1881 г. вместе с оставшимися на свободе членами Исполнительного комитета несколько раз на конспиративной квартире обсуждал воззвание «Ко всему народу русскому» и письмо Александру III, которое сам и написал.
11 ноября 1873 г. Л. А. Тихомирова арестовали и отправили в Петропавловскую крепость. Замечательна история его освобождения из тюрьмы, рассказанная современниками. Однажды император Александр II лично обходил заключенных в Петропавловской крепости; естественно, каждый из осужденных пытался сказать государю о своей невиновности в надежде получить его защиту, но Тихомиров единственный честно признал себя заслуживающим наказания. Тогда император сказал, что не находит возможности содержать в одинаковом заключении столько «невиновных» людей совместно с «преступником» и повелел освободить Тихомирова из заключения. Произошло это в начале 1878 г., после его четырехлетнего заключения в крепости.
В 1880 г. Лев Александрович женился на Екатерине Дмитриевне Сергеевой и в 1882 г. вместе с женой эмигрировал за границу, проживая в Швейцарии, а затем во Франции. Вскоре после переезда в Швейцарию, 26 августа 1882 г., в семье Тихомировых родился сын, названный Александром (будущий православный подвижник и старец епископ Череповецкий Тихон).
К тому времени у него уже возникли сомнения в целесообразности революционной деятельности, но тем не менее в Женеве он стал во главе «Вестника Народной воли». И только в 1888 г. он открыто выступил иротив прежних своих идей, напечатав книгу «Почему я перестал быть революционером» (М ., 1888), которая сделала возможным его возвращение в Россию. В 1888 г. он написал прошение на Высочайшее Имя о помиловании и разрешении жить в России, что и было даровано ему Высочайшим повелением 10 декабря 1888 г.
Л. А. Тихомиров был глубоко православным человеком, в его трудах звучит искренняя и твердая вера в особую роль Церкви в истории народов. Он написал множество книг и статей, посвященных русской национальной идее, и стал самым крупным в России идеологом монархической власти. Итогом его трудов явилась книга «Монархическая государственность» (1905, переиздание СПб., 1992). В своих исследованиях он пытался раскрыть, с точки зрения православного историка, «понимание тех законов, которыми живет человеческое общество и государство».
При правлении П. А. Столыпина Л. А. Тихомиров был Высочайше пожалован чином статского советника и являлся членом кабинета министров. В 1907-1908 гг. он был членом Предсоборного Совещания.
В 1903-1906 гг. работал над книгой «Монархическая государственность». В 1907 г. был приглашен из Москвы лично Петром Столыпиным в Санкт-Петербург, где занял должность члена совета Главного управления по делам печати. Основной же его задачей было консультирование Столыпина по вопросам, связанным с рабочим движением ввиду обсуждаемого трудового законодательства. В 1909 г. Тихомиров вернулся в Москву. В награду от премьер-министра он получил в аренду издание «Московские ведомости», редактором которого был до 1913 г.
За 10 лет до смерти Тихомиров поселился в Сергиевом Посаде (где и умер 16 октября 1923 г.). Здесь он создал трактат «Религиозно-философские основы истории», в котором анализировал историю человечества с религиозной точки зрения, включая последние эсхатологические времена. В этой книге (впервые опубликованной лишь в 1997 г. в издательстве журнала «Москва») показано развитие в человеческой истории различных религиозных течений, взаимная связь и преемственность религиозных идей и заблуждений разных времён, которые то исчезают с исторической сцены, то, надевая новые личины, появляются вновь. На этом фоне Тихомиров доказывает истинность и глубину православного понимания истории. Последним законченным произведением Тихомирова стала художественная повесть «В последние дни (Эсхатологическая фантазия)», написанная в 1919-1920 гг.
Лев Александрович Тихомиров скончался в 1923 г. в Сергиевом Посаде посвятив остаток дней богословским трудам. Место его захоронения неизвестно.
***
31/19 января 1864 г. – В Москве открывается для посетителей первый в России «общедоступный зоологический сад» – московский зоопарк.
***
31/19 января 1865 г. – День рождения Тихона (в миру Василий Иванович Беллавин; 1865-1925), Патриарха Московского и всея Руси (1917-1925).

***
31 января / 12 февраля 1865 г. – День рождения Алексея Александровича Бахрушина (1865-1929). Родился в Москве, Российская империя. – Русский купец, потомственный почетный гражданин Москвы, меценат, благотворитель, собиратель театральной старины, создатель литературно-театрального музея.
Представитель московской династии Бахрушиных. Бахрушины были в старой Москве известными благотворителями. Будущий знаток театральной старины уже с шестилетнего возраста стал завсегдатаем Большого театра, потом – поклонником труппы Малого театра, а впоследствии сам пробовал играть на сцене Перловского театрального кружка. Учился в частной гимназии Ф.Креймана (III-IV классы). В 1888 г. включился в семейное дело – «Товарищество кожевенной и суконной мануфактуры Алексей Бахрушин и сыновья» и до 1890 г. активно занимался торгово-промышленной деятельностью. Увлекшись собирательством, Бахрушин посвящал ему всё больше времени и постепенно отошёл от дел. Однако после смерти старшего брата, он был вынужден возглавлять до 1917 г. семейное дело. За свои промышленные достижения удостоился нескольких золотых медалей и ордена Св. Анны 3-й степени.
Также он был гласным Московской городской думы (1900-1916), в которой возглавлял комиссию по народным развлечениям. Комиссия приняла решение открыть в Москве 12 народных домов, заведовать которыми в 1915 г. был уполномочен А. А. Бахрушин.
Коллекционировать начал под влиянием двоюродного брата, страстного собирателя Алексея Петровича Бахрушина. «Вскоре театральное собирательство, – вспоминал его сын, – превратилось у него в страсть. Окружающие смотрели на это как на блажь богатого самодура, трунили над ним, предлагали купить пуговицу от брюк Мочалова или сапоги Щепкина». 30 мая 1894 г. владелец впервые показал своё театральное собрание ближайшим друзьям, а 29 октября того же года представил его для обозрения театральной общественности Москвы. С этого дня и началась биография первого московского литературно-театрального музея. Он целенаправленно вёл поиски, чтобы представить в своей коллекции всю историю отечественного театра, от зарождения до современности. В поисках экспонатов Алексей Александрович Бахрушин не раз совершал длительные путешествия по России, из которых привозил не только театральные раритеты, но и произведения народного искусства, мебель, старинные русские костюмы.
Бывая за границей, Алексей Александрович непременно обходил антикварные магазины. В начале XX в. он трижды предпринимал специальные поездки для пополнения разделов по истории западноевропейского театра. Из-за границы он привёз личные вещи французской актрисы Марс, коллекцию масок итальянского театра комедии, многие редчайшие музыкальные инструменты.
Идея Бахрушина о создании театрального музея так пришлась по душе, что многие «безданно и беспошлинно» присылали ему в подарок редкие фотографии, автографы, мемориальные вещи. Притоку даров способствовали и снискавшие немалую популярность в театральных кругах Москвы «Бахрушинские субботы». На «огонёк» к Бахрушину собирались известные актёры и режиссёры: здесь бывали А. И. Южин, А. Л. Ленский, М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко. По сложившейся традиции сюда приходили не с пустыми руками. Так, прославленная актриса Малого театра Гликерия Николаевна Федотова передала Бахрушину все свои реликвии и памятные подарки, полученные за годы сценической жизни.
Свой музей Алексей Александрович Бахрушин называл литературно-театральным. В обширном и многообразном его собрании выделялись три раздела – литературный, драматический и музыкальный. В литературном разделе были собраны редкие издания пьес Я. Б. Княжнина, А. П. Сумарокова, А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского. Немалый интерес представляли и сочинения по истории театра, театральные альманахи, журналы, сборники. Здесь были письма, записные книжки, дневники известных деятелей отечественной культуры: А. С. Грибоедова, И. И. Лажечникова, М. М. Хераскова, Н. В. Гоголя, А. Н. Верстовского, А. Ф. Писемского, П. А. Каратыгина, Н. Г. Помяловского. Коллекция рукописей включала свыше тысячи наименований.
В драматическом разделе были собраны декорации, афиши и программы, портреты и скульптурные изображения актёров и драматургов, предметы театрального быта. Среди произведений декораторов хранились работы двух крупнейших театральных художников конца XIX — начала XX в. – К. А. Коровина и А. Я. Головина. Были здесь и народные картинки с изображениями «бесовских потех».
Особую ценность представляли личные вещи многих прославленных актёров. В драматическом разделе находилась, кроме того, изумительная по богатству портретная галерея: здесь рисунки, гравюры, литографии, живописные и скульптурные произведения, большая коллекция фотографий, причём не только отдельные портреты актёров, но и большое количество запечатлённых фотографами сцен из спектаклей.
Театральный быт представлен предметами, сопутствующими завзятым театралам, в том числе — уникальной коллекцией зрительских трубочек и театральных биноклей. Музыкальный отдел состоял из инструментов разных времён и народов: славянские гусли, румынская кобза, европейская мандолина, китайская флейта и даже африканские трубы. Верным помощником в собирательской деятельности Алексея Александровича Бахрушина была его жена Вера Васильевна. Она приводила в порядок газетные вырезки, афиши, программы, помогала отбирать вещи на выставки, устраивать экспозиции.
В 1909 г. бахрушинской коллекцией заинтересовалась Академия наук. 25 ноября 1913 г. состоялся торжественный акт передачи собрания Академии наук. Было создано Правление музея во главе с жертвователем, признававшимся пожизненным почётным попечителем музея. В 1915 г. жертвователь был удостоен ордена Св. Владимира 4-й степени. Музей, созданный Алексеем Александровичем Бахрушиным, существует и поныне (ул. Бахрушина, д. 31/12). Он, как и прежде, располагается в старом здании. Это одна из немногих коллекций старой Москвы, уцелевшая до наших дней. Алексей Александрович Бахрушин оставался во главе музея и после 1917 г., до самой смерти. Бахрушин умер в подмосковной усадьбе Малые Горки близ станции Апрелевка Киевского направления Московской железной дороги 7 июня 1929 г. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
***
31/19 января 1875 г. – День рождения Лидии Алексеевны Чарской (Вороновой; 1875-1937), писательницы. Родилась она в Санкт-Петербурге. Ей суждено было более 20 лет владеть умами и чувствами самого широкого круга читателей России.
Первая же повесть «Записки институтки», написанная в 1902 г., принесли ей громкую славу. За 20 лет литературной деятельности Чарская написала около 80 произведений! Ее известность достигла европейских стран. Переведенная на немецкий, английский, французский, чешский языки, она вошла в каждый дом, в каждую семью, где росли дети. Молодежь зачитывалась ее произведениями, восторженно встречая новые книги. Повести «Княжна Джаваха», «Люда Влассовская», «Вторая Нина», «Записки маленькой гимназистки», «Сибирочка», «Лесовичка», рассказы «Волька», «Первый день», «Два сочельник», сказки «Золотая свирель», «Волшебная сказка» и другие – вот неполный перечень того, что взахлеб читало подрастающее поколение начала XX века.
Она писала о доброте, любви к ближнему, состраданию, самоотверженности, отзывчивости. Ее герои – люди разных сословий. Это и дворяне, обучающие своих детей в привилегированных учебных заведениях; и служащие, живущие на вознаграждение за свой труд; и нищие, которые мечтают о куске хлеба. Но всех их объединяет человеколюбие, желание отозваться на чужую боль, бескорыстие – те человеческие качества, дефицит которых особенно сильно ощущается в наше время.
В 1917 г., с приходом Советской власти ее перестали печатать, не простив писательнице ее дворянского происхождения. С 1925 по 1929 гг. ей с большим трудом удалось опубликовать 4 маленькие книжки для детей под псевдонимом Н. Иванова. Ее произведения были изъяты из библиотек и уничтожены. Больше не было любимого дела, куда-то исчезли благодарные читатели. Жизнь остановилась на полном ходу, особенно после известия о гибели сына Юрия, который сражался в Красной Армии. Началась буквально нищенская жизнь. И тогда именно К. И. Чуковский выхлопотал ей пенсию.
Она ушла тихо и незаметно. Но оставила после себя до сих пор никем не разгаданную тайну. Официальным местом ее погребения считается Смоленское кладбище в Санкт-Петербурге.
О Чарской вспомнили в 90-е гг. XX столетия. Понадобился почти век, чтобы мы снова открыли для себя ее творчество. Радует то, что разные издательства взяли на себя труд возродить ее произведения. Сейчас издано уже и полное собрание ее сочинений. Безусловно, книги Чарской найдут своего читателя, ее полюбят маленькие и юные российские граждане XXI века, как когда-то ее любили дети начала прошлого столетия. Книги ее повествуют о добросердечии и отзывчивости, о человечности, благодарности и любви, как высшей добродетели.
***
31/19 января 1879 г. –В Харькове, Российская империя, родился Борис Викторович Савинков 1879-1925) российский революционер, террорист, один из лидеров партии эсеров, руководитель Боевой организации партии эсеров, глава Союза защиты Родины и Свободы. Участник Белого движения, писатель (прозаик, поэт, публицист, мемуарист; литературный псевдоним – В. Ропшин).
Известен также под псевдонимами «Б. Н.», Вениамин, Галлей Джемс, Крамер, Ксешинский, Павел Иванович, Роде Леон, Субботин Д. Е., Ток Рене, Томашевич Адольф, Чернецкий Константин.
Принимал участие в подготовке ряда террористических актов на территории России: убийство министра внутренних дел В. К. Плеве, московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, покушения на министра внутренних дел И. Н. Дурново и на московского генерал-губернатора Ф. В. Дубасова.
Савинков стал заместителем руководителя Боевой организации Евно Азефа, а после его разоблачения — руководителем. Вместе с Азефом выступил инициатором убийства священника Георгия Гапона, заподозренного в сотрудничестве с Департаментом полиции. В 1906 г. Савинков в Севастополе подготавливал убийство командующего Черноморским флотом адмирала Чухнина. Был арестован полицией, заключен в Севастопольскую тюрьму и приговорён к смертной казни, но бежал в Румынию.
В эмиграции в 1909 г. написал книгу «Воспоминания террориста», в том же году опубликовал повесть «Конь бледный», в 1914 г. – роман «То, чего не было». После начала Первой мировой войны Савинков перебрался в Париж, где, благодаря своим связям, получает удостоверение военного корреспондента. Его корреспонденция публиковалась в газетах «Биржевые ведомости», «День», «Речь».
После Февральской революции Савинков вернулся в Россию 9 апреля 1917 г. и возобновил политическую деятельность: он был назначен комиссаром Временного правительства в 7-й армии, а 28 июня – комиссаром Юго-Западного фронта. Савинков активно выступал за продолжение войны до победного конца. Стал товарищем (помощником) военного министра (военным министром был сам премьер Керенский). При наступлении Корнилова на Петроград был назначен военным губернатором Петрограда и исполняющим обязанности командующего войсками Петроградского военного округа. Но 30 августа подал в отставку, не согласный с изменениями в политике Временного правительства. После того 9 октября 1917 г. был исключен из партии эсеров по так называемому «корниловскому делу».
Октябрьский переворот 1917 г. встретил враждебно. В феврале-марте 1918 г. создал в Москве на базе организации гвардейских офицеров подпольный контрреволюционный «Союз защиты Родины и Свободы», включавший около 800 человек. Целями этой организации было свержение советской власти, установление военной диктатуры и продолжение войны с Германией. В конце мая заговор в Москве был раскрыт, многие его участники арестованы.
Уехал с военной миссией во Францию, где вёл переговоры о помощи Белому движению. Во время Советско-польской войны 1920 г. Савинков, обосновавшись в Варшаве. В октябре 1921 г. был выслан из Польши. Порвав с белым движением, Савинков искал связей с националистическими течениями. Он встречался с итальянским лидером Бенито Муссолини в 1922-1923 гг. Однако в конце концов Савинков оказался в полной политической изоляции, в том числе и от эсеров. В это время он занялся работой над повестью «Конь вороной», осмысляющей итоги Гражданской войны.
В начале августа 1924 г. Савинков нелегально приехал в СССР, куда был завлечен в результате разработанной ОГПУ операции «Синдикат-2». 16 августа в Минске был арестован вместе со своей любовницей Любовью Ефимовной Дикгоф и ее мужем А. А. Дикгофом. На суде Савинков признал свою вину и поражение в борьбе против советской власти. Военная коллегия Верховного суда СССР 29 августа 1924 г. приговорила его к высшей мере наказания – расстрелу. Верховный суд ходатайствовал перед Президиумом ЦИК СССР о смягчении приговора. Ходатайство было удовлетворено, расстрел заменен лишением свободы на 10 лет.
По официальной версии, 7 мая 1925 года в здании ВЧК на Лубянке Савинков покончил жизнь самоубийством. Воспользовавшись отсутствием оконной решётки в комнате, где он находился по возвращении с прогулки, Борис Савинков выбросился из окна пятого этажа во двор. Место захоронения Б. Савинкова неизвестно.
***
31 января 1881 г. – Экспедиционный корпус под командованием генерала М. Д. Скобелева вступил в Ашхабад. Завершено покорение Туркестана.
***
31/19 января 1887 г. – Умер Семён Яковлевич Надсон (1862-1887), русский поэт.
Появившийся в печати в 1885 г. сборник его стихотворений, тираж которого составил 600 экземпляров, принес Надсону огромный успех. При жизни поэта книга выдержала 5 изданий, а до 1917 г. ее успели переиздать 29 раз, последнее из которых имело огромный по тем временам тираж – 10 000 экз. После смерти Надсона его творчество получило еще большую известность. Многие поэты посвящают его памяти стихотворения (Я. П. Полонский, Л. И. Пальмин, К. М. Фофанов, Г. Ф. Дешкин). А с посмертной публикацией произведений Надсона слава его достигает своего апогея. Молодёжь заучивала его стихотворения наизусть. Произведения Надсона постоянно включались в альбомы и рукописные журналы учащихся, долгие годы их часто декламировали со сцены, почётное место отводилось им в различных хрестоматиях и сборниках. Свыше 100 стихотворений Надсона положено на музыку. И хотя шедевров вокальной лирики на слова Надсона не создано, примечательно, что к его произведениям обращались такие выдающиеся композиторы, как Ц. А. Кюи, А. Г. Рубинштейн, С. В. Рахманинов, Э. Ф. Направник.

ВЕРЬ В ВЕЛИКУЮ СИЛУ ЛЮБВИ!..

Верь в великую силу любви!..
Свято верь в ее крест побеждающий,
В ее свет, лучезарно спасающий,
Мир, погрязший в грязи и крови,
Верь в великую силу любви!

ВПЕРЁД!

Вперед, забудь свои страданья,
Не отступай перед грозой,-
Борись за дальнее сиянье
Зари, блеснувшей в тьме ночной!
Трудись, покуда сильны руки,
Надежды ясной не теряй,
Во имя света и науки
Свой частный светоч подымай!
Пускай клеймят тебя презреньем,
Пускай бессмысленный укор
В тебя бросает с озлобленьем
Толпы поспешный приговор;
Иди с любящею душою
Своею торною тропой,
Встречая грудью молодою
Все бури жизни трудовой.
Буди уснувших в мгле глубокой,
Уставшим – руку подавай
И слово истины высокой
В толпу, как светлый луч, бросай.

***

Блещут струйки золотые,
Озаренные луной;
Льются песни удалыя
Над поверхностью речной,
Чистый тенор запевает
«Как на Волге на реке»,
И припевы повторяет
Отголосок вдалеке.
А кругом царит молчанье,
И блестящей полосой
Золотой зари сиянье
Догорает за рекой.

***
31 января 1893 г. – В селе Прислониха в семье потомственных иконописцев родился Аркадий Александрович Пластов (1893-1972). Народный художник СССР (1962). Академик АХ СССР. Лауреат Ленинской премии (1966) и Сталинской премии первой степени (1946).

Родился в семье потомственных иконописцев. В 1903 г. поступил в Симбирское духовное училище. С 1908 г. учился в Симбирской духовной семинарии, а затем переехал в Москву. Занимался рисованием у Дмитрия Архангельского. Некоторое время занимался в мастерской Ильи Машкова, затем поступил в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище, где одним из его учителей был Фёдор Федоровский. Проучившись в нём с 1912 по 1914 гг., поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение. Его учителями были живописцы Алексей Корин, Аполлинарий Васнецов, Абрам Архипов, Алексей Степанов, Леонид Пастернак и скульптор Сергей Волнухин.
В его картинах отражены испытания советского народа в годы войны («Фашист пролетел», 1942), патриотический труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы («Жатва», «Сенокос», 1945),
В 1947 г. А. Пластов стал академиком АХ СССР. Член СХ СССР (1937), член правления СХ РСФСР и СХ СССР (1957), секретарь правления СХ СССР (1968).
***
31 января 1901 г. –Премьера пьесы А. П. Чехова «Три сестры» в Художественном театре.
***
31 января 1904 г. – В Москве умер Алексей Иванович Абрикосов (1824-1904), русский предприниматель, фабрикант, основавший во второй половине XIX века «Фабрично-торговое товарищество А. И. Абрикосова сыновей» (ныне концерн «Бабаевский»), а также владевший кондитерскими и чайными магазинами в Москве, Поставщик Двора Его Императорского Величества, председатель совета Учетного Банка, действительный статский советник.
Алексей Иванович и его супруга Агриппина Александровна похоронены на кладбище Ново-Алексеевского монастыря в Москве. В 1926 г. монастырь был закрыт, а кладбище уничтожено.
Во время Крымской войны Абрикосов делал ежегодные 100-рублевые пожертвования госпиталям и ополчению. Позднее стал членом комитета по оказанию помощи семьям убитых и раненных в войне с Турцией, в 1880 г. вошел в состав Совета Дома московского купеческого общества для бесплатных квартир. Служил старостой Успенского храма на Покровке.
Его супруга в конце 1889 г. открыла бесплатный родильный приют и женскую больницу с «постоянными кроватями А. А. Абрикосовой» (на пять коек). Агриппина Александровна завещала городу 100 000 рублей на устройство родильного приюта; здание по проекту И. А. Иванова-Шица на Миусской площади на 51 койку было освящено в мае 1906 г. (с добавлением городских средств, постройка обошлась в 206 000 рублей). По решению Московской городской управы новый родильный приют стал официально носить имя Агриппины Александровны Абрикосовой (1832-1901), после революции — переименован в роддом имени Н. К. Крупской, в 1994 г. ему вернули имя основательницы.
В 1896 г. на средства Алексея Абрикосова и мецената С. А. Корзинкина было завершено строительство кирпичного здания церковно-приходской школы при Ильинском храме в деревне Изварино. Сам же храм Илии Пророка был отстроен заново на деньги тех же Абрикосовых и Корзинкиных в 1904 г. взамен обветшавшей Ильинской церкви.
***
31 января 1910 года родилась В. С. Гризодубова (г. Харьков), летчица, Герой Советского Союза (1938 г), Герой Социалистического Труда (1986 г.), полковник. Дочь одного из первых русских авиаконструкторов и летчиков С. В. Гризодубова. В 1929 г. окончила Пензенский аэроклуб, занималась планерным спортом. В Красной Армии с 1936 г. Командир экипажа самолета «Родина», совершившего в сентябре 1938 г. беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток. В Великую Отечественную войну командовала 101-м полком авиации дальнего действия. После войны работала начальником летно-испытательной станции, затем директором НИИ. Умерла 28.04.1993 г.
***
31 января 1924 г. – Второй съезд Советов СССР утвердил Конституцию СССР – первый основной закон Союза Советских Социалистических Республик, который закрепил, окончательно юридически оформил образование и разделение прав СССР и союзных республик.
***
31 января 1928 г. – В январской «Роман-газете» появляются первые главы романа Михаила Шолохова «Тихий Дон».
***
31 января 1932 г. – Запущена первая доменная печь Магнитогорского металлургического комбината – одного из крупнейших металлургических комбинатов России. В годы Великой Отечественной войны комбинат, первоначально ориентированный на выпуск «гражданских» сортов металла, освоил выпуск броневой стали, а также прокатку броневого листа. В конце 1942 г. вступила в строй домна № 5, крупнейшая в СССР.
***
31 января 1942 г. – Мученическая смерть Марины Александровны Шафровой-Марутаевой (1908-1942).
***
31 января 1943 г. – В Сталинграде принят ультиматум советского командования о немедленном прекращении огня и о полной капитуляции южной группы немецких войск. В 13 часов советскими воинами вместе со своим штабом пленен командующий немецкой 6-й полевой армии генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс.
30 января Паулюс отправил радиограмму в Берлин: «Адольфу Гитлеру! 6-я армия поздравляет своего фюрера со славной годовщиной! Флаг со свастикой по-прежнему реет над Сталинградом. Паулюс». А 31 января капитулировал.
***
31 января 1952 г. – День рождения художницы Надежды Рушевой. Она слишком рано ушла из жизни в возрасте 17 лет, но успела подарить миру тысячи своих произведений.
Надя начала рисовать с пяти лет, причем никто не обучал ее рисованию, также до школы ее не учили читать и писать. В семилетнем возрасте, будучи первоклассницей, она начала рисовать регулярно, каждый день не более получаса после уроков. Тогда же она за один вечер нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, за то время, пока отец читал эту её любимую сказку вслух. В мае 1964 г. состоялась первая выставка ее рисунков, организованная журналом «Юность» (Надя училась в пятом классе). После этой выставки в том же году в № 6 журнала появились первые публикации ее рисунков, когда ей было всего 12 лет. За следующие пять лет ее жизни состоялось пятнадцать персональных выставок в СССР, Польше, Чехословакии, Румынии, Индии.
Среди ее работ – иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, М. А. Булгакова. Всего были проиллюстрированы произведения около пятидесяти авторов. Работа над «Мастером и Маргаритой» стала для нее последней. В то же время, для «Мастера и Маргариты» Надя стала первой художницей. На титульной иллюстрации, изображающей встречу Берлиоза и Бездомного на Патриарших прудах, Елена Сергеевна Булгакова, вдова Михаила Афанасьевича, оставила свой автограф: «Как жаль, что я не знала это необыкновенное существо – Надю Рушеву».
Ее рисунки рождались без эскизов, всегда рисовала враз, набело, и она никогда не пользовалась стирательной резинкой. «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести», – говорила Надя
Надя оставила после себя огромное художественное наследие – около 12 тысяч рисунков. Точное их число невозможно подсчитать – значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница подарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок. Прошло более 160 выставок ее работ в разных странах: Японии, Германии, США, Индии, Монголии, Польше и многих других.
Скончалась Надежда 6 марта 1969 г. в больнице в возрасте 17 лет из-за разрыва сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния в мозг.
***
31 января 1955 г. – В Ленинграде умер Михаил Леонидович Лозинский (1886-1955), русский советский поэт-акмеист, переводчик, один из создателей советской школы поэтического перевода.
Окончил 1-ю петербургскую классическую гимназию с золотой медалью. Слушал лекции в Берлинском университете. Затем учился в Петербургском университете. В 1909 г. получил диплом юриста, а затем пять лет занимался на историко-филологическом факультете.
Был близок к поэтам «серебряного века», в частности к акмеистам, дружил с О. Э. Мандельштамом, А. А. Ахматовой и был ближайшим другом Н. С. Гумилёва. В 1912 г. Лозинский организовал издательство «Гиперборей», где печатались акмеисты, и входил в созданный Гумилёвым «Цех поэтов».
В 1913-1917 гг. – редактор журнала «Аполлон». В 1914 г. начал работать в Публичной библиотеке библиотекарем и консультантом (работа в библиотеке продолжалась до 1937 г.).
После октябрьского переворота 1917 г. М. Горький привлек Лозинского к работе в издательстве «Всемирная литература», где тот занимался переводом и редактурой.
В 1921 г. задерживался по делу Н. С. Гумилёва, находился две недели под арестом в 1927 г. со служащими Публичной библиотеки. 20 марта 1932 г. арестован и Постановлением Коллегии ОГПУ от 17 июня 1932 г. осужден по ст. 58-10 УК РСФСР (антисоветская агитация и пропаганда) на 3 года лишения свободы условно. Реабилитирован в 1989 г.
В 1924 г. Лозинский писал в Париж своей сестре, Елизавете Леонидовне Миллер, о сложности жизни в советской России, о «систематическом удушении мысли», но еще и о том, что «дезертировать нельзя»:
«В отдельности влияние каждого культурного человека на окружающую жизнь может казаться очень скромным <…>. Но как только один из таких немногих покидает Россию, видишь, какой огромный и невосполнимый он этим приносит ей ущерб <…>. Если все разойдутся, в России наступит тьма, и культуру ей придется вновь принимать из рук иноземцев. <…> Надо оставаться на своём посту. Это наша историческая миссия…»
Лозинский много работал над переводами западной классики, тяготея в поэзии к крупной форме, драматургии, переводил также и прозу. В его переводе в СССР вышли произведения таких классиков, как Уильям Шекспир, Ричард Шеридан, Пьер Корнель, Жан Батист Мольер, Лопе де Вега, Мигель Сервантес, Карло Гоцци, Проспер Мериме, Ромен Роллан. Главной его работой стал перевод «Божественной комедии» Данте Алигьери. Переводил Лозинский и восточных поэтов, таких как Фирдоуси, Саят-Нова, грузинского поэта-романтика Николоза Бараташвили.
«В трудном и благородном искусстве перевода Лозинский был для XX века тем же, чем был Жуковский для века XIX», – сказала на его похоронах Анна Ахматова.
Лозинский скончался 31 января 1955 г. в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
***
31 января 1956 г. – В Москве родилась Вера Витальевна Глаголева (1956-2017). Советская и российская актриса театра и кино, кинорежиссёр, сценарист и продюсер. Народная артистка Российской Федерации (2011).
Вера Глаголева умерла 16 августа 2017 г. Похоронена на Троекуровском кладбище.
***
31 января 1966 г. – В СССР осуществили запуск космической ракеты с автоматической межпланетной станцией «Луна-9», которая совершит мягкую посадку на Луну в районе Океана Бурь и передаст научную информацию на Землю, в том числе первую серию панорамных снимков с ее поверхности.
***
31 января 2003 г. – День памяти Леонида Эрдмана (1940-2003).
***
31 января 2020 г. – Великобритания официально вышла из ЕС

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

Однажды ночью идя домой, я увидел впереди громко лающую свору собак. Мне было страшно идти дальше,– постояв какое-то время, я повернул назад и отправился к дому обходными путями. Маме я ничего не сказал об этой истории. Но на следующий же день мне стало очевидно, что она знает о моем вчерашнем поведении, поскольку сама завела разговор о страхе и боязливости. Передаю ее слова: «Каждый человек, и особенно верующий в Бога, обязан преодолевать страх. Это очень опасная и губительная страсть. Если ее не преодолеть, то в самый важный и трудный момент жизни, когда придется выбирать между добром и злом, человек может стать отступником и предателем. Мы знаем, как во время гонений люди из-за трусости отрекались от Христа. С этой страстью следует бороться постоянно, преодолевая страх и боязливость в самых разных проявлениях. Если ты чего-то боишься, нужно идти навстречу этой опасности с молитвой к Богу, к Божией Матери, к своему Ангелу-хранителю. Но самое надежное средство к победе над этой страстью – любовь, окончательно страх может победить только любовь».

2 МАЯ 2001 г. ОСВЯЩЕНИЕ ЧАСОВНИ СВ. МАТРОНЫ В Г. СХОДНЯ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

30 ЯНВАРЯ — ПРП. АНТОНИЯ ВЕЛИКОГО
antvel8
«РЕВНИТЕЛЯ ИЛИЮ НРАВЫ ПОДРАЖАЯ…». ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

27 ЯНВАРЯ – ДЕНЬ ПАМЯТИ СТАРИЦЫ СХИМОНАХИНИ МАРГАРИТЫ (ЕВФРОСИНИИ ФОМИНИЧНЫ ЛАХТИОНОВОЙ; 1899-1997)
СХИМОНАХИНЯ МАРГАРИТА (ЕВФРОСИНИЯ ФОМИНИЧНА ЛАХТИОНОВА)
СХИМОНАХИНЯ МАРГАРИТА (ЕВФРОСИНИЯ ФОМИНИЧНА ЛАХТИОНОВА; 1899–1997) (Последняя старица Дивеевской обители). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

25 ИЮЛЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ

Мама жила в ритме природы, постоянно любовалась своим садом в разное время года, специально выходила помолиться среди кустов и деревьев. В течение многих лет она делала выписки из разных книг и статей по народному календарю: там были сведения о приметах погоды в связи с церковным календарем, о прилете и отлете птиц, о свойствах и красоте цветов, деревьев и других растений, а также камней и минералов. Мы постоянно выписывали журнал «Наука и жизнь», из которого мама вырезала и подшивала ежемесячные заметки о природе и календаре. Из того, что собрала мама, можно было бы составить интереснейшую книгу. Все эти материалы были постоянно «в ходу»: когда приходили очередные посетители, мама открывала раздел своего собрания, соответствующий месяцу, неделе и даже конкретному дню и начинала читать выдержки. В такие минуты я не выдерживал, оставлял все свои дела и присоединялся к слушателям…

К сожалению, размеры книги не позволяют опубликовать интереснейшие сведения, которые собрала мама по народному календарю. Поэтому вниманию читателей предлагается лишь один календарный месяц – март. Весна была любимым временем года, а март – любимым ее месяцем, недаром в нем совершились столько важнейших событий ее жизни. 21 марта родился я, в марте сделали маме серьезную операцию, в марте умер мой отец, в марте отошла в вечность и мама. Она знала, что уйдет из жизни в марте, знала даже число – 29-е, о чем сохранились такие свидетельства: за день до смерти она попросила меня снять все деньги с ее пенсионной книжки, чтобы не нужно было потом ходить по инстанциям и оформлять наследство (и здесь, даже перед лицом смерти она думала о том, как избавить сына от лишних хлопот). Сохранился листок с выпиской из церковного календаря, сделанный рукой мамы: на нём записаны даты от 27 до 31 марта с указанием памяти святых каждого дня. Сделана эта запись много лет назад, еще до смерти отца, и именно в этом интервале умерли отец (27 марта) и мама (29 марта – день памяти мученика Трофима).

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

МАРТ. ДЕНЬ ЗА ДНЕМ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

А. Трофимов

О МОЛИТВЕ

http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/05/7mol10.jpg

Дорогие посетители сайта, пришло время вспомнить и восстановить древнюю ветхозаветную и апостольскую традицию – семиразовую молитву в течение суток, совершаемую каждые три часа (в 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 часа). Эта молитва особенно действенна в условиях испытания, посланного нам – угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Предлагаю Вам ознакомиться с главой из книги «РИТМЫ ЦЕРКОВНОГО ГОДА», написанной много лет назад и размещенной на этом сайте: О СЕМИРАЗОВОЙ МОЛИТВЕ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ… http://alexandrtrofimov.ru/?p=766
В ней дается историческое и богословское обоснование необходимости этой молитвы. Сейчас, в условиях карантина православным людям совсем не сложно включиться в этот молитвенный ритм.
Присоединяйтесь к ежедневной семиразовой молитве, рассылайте текст статьи и сообщения о ней своим друзьям и знакомым.
***
Святейший Патриарх Кирилл благословил молитву, которую уже произносят за богослужением во всех православных храмах, ее можно присоединить к семиразовой молитве:
МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВРЕДОНОСНОГО ПОВЕТРИЯ ЧТОМАЯ
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Александр Трофимов

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК