15 декабря – день памяти святой преподобномученицы Маргариты (Закачуриной; 1884–1937). Предлагаем вниманию читателей посвященную святой главу из книги Александра Трофимова «МНЕ ИМЯ – МАРИНА». СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА МАРИНА (МАРГАРИТА) АНТИОХИЙСКАЯ. ИМЯ В ИСТОРИИ.
***
СВЯТАЯ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА МАРГАРИТА (ЗАКАЧУРИНА; 1884–1937)
Евдокия Ксенофонтовна Закачурина (будущая монахиня Маргарита) родилась в 1884 году в деревне Пахота Лежневского района Ивановской области. В семье было четверо детей: Евдокия, Анфиса, Федор и Анатолий. Родители были людьми верующими. После смерти матери отец женился вторично. С приходом в семью мачехи, у которой не сложилось добрых отношений с детьми мужа, детство Евдокии стало безрадостным. По Промыслу Божию, в 1902 году в Иваново-Вознесенске была основана богадельня, при которой действовал храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. В этом храме Евдокия стала петь на клиросе – у нее был красивый голос.
Через некоторое время Синод учредил на месте богадельни женскую общину, настоятельницей которой была прислана из Владимира 54-летняя монахиня Августа. В 1916 году община стала монастырем в честь Владимирской иконы Божией Матери. Здесь Евдокия приняла монашеский постриг, с именем Маргарита в честь святой великомученицы Марины (Маргариты) Антиохийской.
Монахиня Маргарита трудилась на разных послушаниях, в том числе, была благочинной (как это записано в протоколе допроса). Всего в монастыре подвизалось около 100 насельниц.
В 1918 году, власти преобразовали монастырь в трудовую земледельческую артель. Кроме полевых работ, инокини монастыря занимались рукоделием. На заработанные средства были построены два деревянных домика недалеко от монастыря, в которых поселилось по несколько монахинь.
В 1927 году монастырские помещения были переоборудованы под казармы авиаотряда. Оставшись без жилья, монахини вынуждены были на скромные, заработанные в артели «Трудовая игла» деньги, купить маленький домик. В нем поселились монахини Маргарита и Евфалия (Екатерина Николаевна Калинина). Позже, к ним присоединилась и монахиня Ксения (Григорьева). Их дом находился на 1-й Лежневской улице Иваново-Вознесенска (ныне это место напротив кинотеатра «Лодзь»; дом был снесен в 1990 году.
После смерти своей сестры Анфисы, Маргарита взяла в свою келью на воспитание ее семилетнюю дочку Машу (Попову); вырастила ее и выдала замуж за хорошего человека. По воспоминаниям родственников, Маргарита была очень доброй, трудолюбивой, энергичной, но в то же время, спокойной и с чувством юмора. Она «не демонстрировала своей веры, никогда не снимала монашеского платья, даже в опасные годы, и никто не видел, когда она молилась».
В марте 1937 года, ночью, после обыска, монахиню Маргариту арестовали. Вместе с ней были арестованы монахини Тамара (Проворкина), Феврония (Ишина) и Мария Ивановна Дмитриевская (вдова священника).
Монахиню Маргариту допросили:
– Следствию известно, что вы среди своего окружения делали провокационно-клеветнические заявления о гонении советской властью религии и духовенства. Расскажите об этом,– сказал следователь.
– Заявлений провокационно-клеветнического порядка о гонении советской властью религии и преследовании духовенства и верующих мной не делалось,– ответила монахиня Маргарита.
– Вы продолжаете отрицать факты распространения хранившейся у вас церковно-монархической книги «Протоколы Сионских мудрецов»?
– Да, я это отрицаю, хранившаяся у меня церковно-монархическая книга «Протоколы Сионский мудрецов» мной не распространялась.
В материалах УНКВД значится, что до вынесения приговора монахини содержались в Ивановской тюрьме. Позже они были переведены в тюрьму города Шуи, где условия содержания были тяжкими. По словам племянницы Ксении, отец ездил туда к Маргарите, привозил продукты и теплые вещи. На головном платке, который он ей передал, Маргарита вышила образ Спасителя. После этого ей добавили срок.
Все обвиняемые проходили по одному групповому делу «Сестричества прп. Киприана». Матушку Маргариту обвинили в «контрреволюционной деятельности», а также в том, что она была «участницей к/р группы монашества и церковников». Монахини Маргарита и Тамара были приговорены к пяти годам, а монахиня Феврония и Мария Ивановна к трем годам ссылки в Казахстан. До вынесения приговора монахини содержались в Ивановской тюрьме, позже были переведены в тюрьму г. Шуи, где условия содержания были намного тяжелее. По воспоминаниям родных, перед отправлением поезда в ссылку, они отслужили по себе панихиду…
В ссылке они также держались вместе и поселились в поселке Майское Бескаргайского района Павлодарской области, подвизаясь в совместной молитве.
Второй арест последовал 3 декабря 1937 года в ссылке. Было составлено новое групповое дело «Маргариты (Закочуриной) и др. г. Павлодар, 1937 г.». Мать Маргарита была арестована вместе с проживавшими с ней в одной комнате монахинями Февронией (Ишиной), Тамарой (Проворкиной) и Марией Ивановной Дмитриевской.
На допросах они держались мужественно и на все обвинения в проводимой ими контрреволюционной работе, дали одинаковый ответ: «Контрреволюционной работой при нахождении в ссылке в пос. Майском мы не занимались, но среди жителей поселка Майскогомы вели постоянный разговор, что советская власть дана от Бога для наказания людей».
Матушку Маргариту конкретно обвинили в том, что она «является участницей контрреволюционной группировки монашества и церковников, имела церковно-монархическую книгу «Протоколы Сионских мудрецов», которую использовала в к-р целях, вела антисоветскую агитацию, распространяла провокационные слухи, за что была ранее сослана».
Монахини Маргарита, Феврония, Тамара и Мария виновными в предъявленных им обвинениях себя не признали.
14 декабря следствие по этому делу было завершено с окончательным приговором: высшая мера наказания – расстрел. Смертный приговор приведен в исполнение 15 декабря 1937 года в два часа ночи. Место погребения Ивановских монахинь неизвестно. Так, в Павлодарской области Казахстана были расстреляны четыре подвижницы, жизни которых объединились сначала в служении Христу, а затем и в святом мученичестве.
В конце 1950-х годов три возвратившиеся из ссылки монахини Владимирской общины (среди них Анна Ивановна, сестра Тамары Проворкиной) обратились по поводу пересмотра дела. Дело, как «чисто религиозное», пересмотрели, но реабилитировали всех заключением Павлодарской прокуратуры только 6 июня 1989 года. Когда открылись архивы ФСБ г. Павлограда и стали известны имена расстрелянных здесь за веру Христову, Ивановские мученицы были прославлены как местночтимые Павлоградские святые.
Для общецерковного почитания монахиня Маргарита (Закачурина), монахиня Тамара (Проворкина), монахиня Феврония (Ишина) и Мария Ивановна Дмитриевская прославлены на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года в лике новомучеников и исповедников Российских. День ИХ молитвенной памяти установлен 2/15 декабря (день мученической кончины), а также в дни празднования Собора новомучеников и исповедников Российских и Собора Ивановских святых 7/ 20 июня.
МОНАСТЫРЬ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В ГОРОДЕ ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКЕ
В конце 1899 года купеческая дочь Е. Г. Корина и ее тетка Н. И. Щербакова предложили организовать в Иваново-Вознесенске женский монастырь. Новую обитель они предлагали посвятить Владимирской иконе Божией Матери, поскольку эта древняя икона издавна хранилась у них как семейная реликвия. Для начала они обратилась во Владимирскую духовную консисторию с предложением об организации на месте будущей обители женской богадельни с церковью. Устав богадельни Синод утвердил в следующем году, и она перешла в ведение еперхиального управления. Согласно уставу, здесь жили и женщины для обслуживания престарелых и ухода за ними.
11 мая 1903 года провели торжественную закладку трехпрестольной церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери с приделами св. Марии Магдалины и прп. Михаила Клопского. Главный престол освятили 22 декабря 1904 года, а боковые – через три года. Храм выстроили из красного кирпича в подражание архитектуре московских и ярославских церквей ХVII века. Внутри установили четырехъярусный иконостас с иконами «древнемосковского» письма. Рядом с храмом воздвигли деревянную колокольню.
В 1906 году построили деревянный двухэтажный дом, где могли жить «труженицы, желающие послужить богадельне и призреваемым в ней», а на первом этаже устроили трапезную. К тому времени при богадельне жили уже более пятидесяти женщин. В основном это были крестьянки Владимирской, Тамбовской, Рязанской губерний, вдовы священников, бывшие послушницы монастырей. Их трудами содержалась церковь, был создан хороший хор, совершалось чтение Псалтири, молитвенное пение при погребении умерших, они занимались также и рукоделием. Праздничные службы в храме привлекали многоверующих, в том числе и интеллигенции.
В ответ на многочисленные просьбы, во Владимирскую духовную консисторию в августе 1907 года из Успенского Княгинина монастыря города Владимира прислали в качестве настоятельницы 54-летнюю монахиню Августу. В 1916 году Владимирская община стала монастырем, где жили 14 монахинь и 62 послушницы. На территории, окруженной забором, находился храм и девять деревянных домов с хозяйственными постройками.
В 1918 году монастырь преобразовали в трудовую земледельческую артель, кроме того монахини занимались рукоделием. В 1920-е годы часть монастырских помещений заняли под студенческие общежития, в двухэтажном жилом доме поселились студенты Политехнического института и рабфака, а всех монахинь и послушниц переселили в здание трапезной. После выезда студентов дом заняли под жилье. В 1925 году в монастыре остались 39 монахинь и послушниц. В 1927 году монастырские помещения переоборудовали под казармы авиаотряда. В 1993 году в храме возобновились богослужения, произведена реставрация.
ИСТОЧНИКИ
1. Архив ДКНБ по г. Павлодару и Павлодарской обл. Д. 01445.
2. Архив УФСБ РФ по Ивановской обл. Д. 4057-П. Л. 214.
3. БД ПСТГУ «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века».
4. Святая преподобномученица Маргарита (Закачурина) (1884–1937 гг.) Монахиня Ивановского монастыря Владимирской иконы Божией Матери // Комиссия по канонизации святых Иваново-Вознесенской епархии
5. Тихомиров А.М. Храмы Иваново-Вознесенска. Иваново, 1996.
6. Архив Введенского женского монастыря г. Иваново.
Добавьте комментарий