Жития святых Памятные даты

СВЯТИТЕЛЬ СТЕФАН ИСПОВЕДНИК, АРХИЕПИСКОП СУРОЖСКИЙ

Сегодня, 28 декабря мы празднуем память Святителя Стефана исповедника, архиепископа Сурожского, прославившегося на нашей Крымской земле. Он был родом из Каппадокии – земли великих святых.

СВЯТЫЕ КАППАДОКИЙЦЫ

ИКОНА СВТ. СТЕФАНА СУРОЖСКОГО В ХРАМЕ В ЕГО ЧЕСТЬ В ПОС. ОРДЖОНИКИДЗЕ. КРЫМ

Отцами церкви, увековечившими имя Каппадокии для христианского учения, оказались три ее уроженца: Василий Великий (епископ Кессарии Каппадокийской), Григорий Нисский (епископ Ниссы, младший брат Василия) и Григорий Богослов (епископ Сасимский). Все они жили в IV веке и известны тем, что разработали учение о единосущной Троице, ввели в культуру – праздник Рождества Христова, создали общежительный монастырский устав. Из наиболее известных каппадокийских святых следует упомянуть также четырех членов семьи святителя Василия: его младшего брата – святителя Петра, епископа Севастийского, сестер – блаженную Макрину и праведную Феозву – диаконису, а также их мать, блаженную Емилию. Каппадокия – родина святого великомученика Георгия Победоносца и его дальней родственницы, святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Отсюда родом преподобные Савва Освященный – основатель Великой Лавры в Палестине и Симеон Столпник. В величественном сонме православных мучеников-каппадокийцев просияли сорок воинов, пострадавших в Севастийском озере.

В Кесарии Каппадокийской был обезглавлен великомученик Меркурий. Уже по смерти этого доблестного ратника Христова с его участием свершилось чудо, по молитвам святителя Василия Великого. Архиепископ Кесарии усердно взывал к Пресвятой Богородице с просьбой об избавлении христиан от гонений императора Юлиана Отступника. И вдруг изображенный на иконе рядом с образом Царицы Небесной великомученик Меркурий на мгновение стал невидим, а затем вновь показался с окровавленным копьем. И именно в это мгновение император-богоборец в сражении с персами был смертельно ранен неизвестным воином.

***

СВТ. СТЕФАН СУРОЖСКИЙ. ИКОНА. КИЗИЛТАШСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Будущий святитель Стефан по национальности был греком, родился он в Каппадокии. Древние Жития сообщают нам и имя малой родины святого – селение Морисава (Мориваса). С юности он отличался благочестивой жизнью и смирением. Семи лет родители отдали его для обучения грамоте; он оказался способным к учению и рано преуспел в науках. Когда ему исполнилось пятнадцать лет, он отправился из своего отечества в Константинополь, желая там продолжить свое образование. Святой Стефан продолжал усердно учиться и превзошел мудростью многих – даже самих учителей,– так что все удивлялись его премудрости. Слух о нем дошел до Патриарха Константинопольского Германа II (715–730), который пожелал его видеть. Святой Стефан явился к Патриарху и так ему понравился, что тот оставил его у себя. Несколько лет прожил блаженный Стефан в патриаршем доме, однако, стремясь к уединенной, безмолвной жизни, тайно от всех, ушел из столицы и, придя в некоторый монастырь, принял иноческий постриг и подвизался там. Затем, возжелав безмолвного жития, удалился из монастыря и, найдя уединенное и никому неведомое место, прожил там около тридцати лет, работая Богу в посте и молитвах. Скорее всего, он совершал свой подвиг в Каппадокии, где имелось множество пещерных монастырей и просто уединенных келий в горных массивах, где обитало огромное количество отшельников. Край этот был очень удобен для такого вида подвижничества, что и повлияло на всю жизнь Святителя Стефана.

ПАТРИАРХ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ ГЕРМАН II (715–730 гг.) ФРЕСКА МОНАСТЫРЯ СТУДЕНИЦА (СЕРБИЯ), 1208–1209 гг.

Так мог бы Стефан остаться безвестным среди множества каппадокийских отшельников. Но случилось так, что в 724 году, когда в городе Суроже (ныне Судак)* преставился правящий архиерей, жители города пришли в Константинополь к Патриарху Герману с просьбой поставить им епископа. Когда же начали обсуждать кандидатов на эту должность, явилось несогласие среди жителей города. Тогда сурожане стали просить императора и Патриарха дать им епископа, способного искусно управлять церковью, «ибо,– говорили они,– умножились ереси в городе нашем».

* Архиепископия Судакская существовала еще долгие века. В приписке к греческому синаксарию с 750 года (то есть со времени святого Стефана) по 1282 год упоминается 11 архиепископов и 1 митрополит, а в следующие 130 лет (то есть до 1419 года) – только архиепископ Лука, притом сообщается, что он погребен в Кафе (в Феодосии). Это произошло вследствие колонизации части Крымского побережья генуэзцами. Эта небольшая итальянская республика, давшая миру как крестоносцев, и смелых рыцарей, и талантливых коммерсантов, и государственных деятелей, так и великого открывателя Америки Христофора Колумба, оставила после себя красивые развалины крепостей – факторий в Судаке, Алуште и Феодосии, относящихся к 1270–1475 гг. В это время на побережье было много латинских церквей. Остатком православных храмов Сурожской епархии можно считать киновию святого Стефана. Ныне Сурожская епархия именуется как прежде, но находится в составе Русской Православной Церкви с кафедрой в Лондоне и юрисдикцией над Великобританией и Ирландией. Поэтому частица мощей святителя хранится в кафедральном Успенском соборе Лондона.

ПАТРИАРХ ГЕРМАН II ОПУСКАЕТ В МОРЕ ЛИДДСКУЮ ИКОНУ БОГОРОДИЦЫ, ЧТОБЫ СПАСТИ ЕЁ ОТ ИКОНОБОРЦЕВ

Святой Стефан не искал высокой должности и архиерейского служения: только по особому откровению Патриарх Герман, рукоположил аскета Стефана во епископа Сурожского для служения в Крыму. Вот как повествует об этом житие святого.

Однажды, когда Патриарх Герман ночью стоял на молитве, явился ему Ангел Господень и сказал:
– Завтра пошли в то пустынное место, где живет избранник Божий Стефан: его поставь епископом для Сурожа, ибо он хорошо может пасти Христово стадо и привести еретиков к истинной вере. Я же и к нему послан от Бога, с повелением, чтобы он ни в чем не ослушался тебя.
– О, господин,– сказал Патриарх, – как я узнаю место, где живет избранник Божий Стефан?
Тогда Ангел, взяв одного из слуг Патриарха, показал ему местопребывание святого, а слуга, возвратившись, поведал сие патриарху.
К святому же Стефану, который в то время в уединении своем молился Богу, явился тот же Ангел Господень в белой одежде,– и убоялся Стефан и в трепете пал от страха на землю.
Ангел успокоил его, сказав:
– Я – Ангел Господень и послан от Христа Спасителя возвестить тебе радость и повелеть идти в город Сурож, чтобы ты научил людей Христовой вере. Завтра Патриарх призовет тебя и, посвятив, пошлет туда архиепископом, ты же не ослушайся его, да не прогневаешь Бога.
На другой день Патриарх послал со слугой двух пресвитеров, и те с великой честью привели Стефана к Патриарху.
С радостью встретил Патриарх святого Стефана, поставил его архиепископом Сурожа, и отпустил на корабле в порученную ему епархию.

СВЯТИТЕЛЬ СТЕФАН ИСПОВЕДНИК, АРХИЕПИСКОП СУРОЖСКИЙ (697-698 – ПОСЛЕ 787). ИКОНА

Не случайно просили жители Сурожа владыку, способного противостоять ересям и особенно распространенному в Крыму язычеству. Особо почитался в Суроже бог Велес в качестве покровителя скотоводства, это был своеобразный «скотный бог». Бог Стрибог, по их понятиям, повелевал ветрами. А Жаба (лягушка) в засушливом летом Суроже считалась священным животным, божеством дождя. Боги дождя принадлежали к числу самых важных божеств у язычников Сурожа, ибо считали, что от них зависел урожай. Им приносили многочисленные дары, особенно накануне разных полевых работ. Иногда, при большой засухе, приносили даже человеческие жертвы.

Святитель Стефан, во время сильнейшей засухи, взяв Святое Евангелие, своим поучением так сумел подействовать на язычников Сурожской земли, что их старейшина стал делать поклоны и целовать Евангелие; за ним последовали и другие. Святитель Стефан роздал им зажженные свечи и с пением молитв совершал церковные процессии – крестный ход вокруг посевов и поселения. В ту же ночь Бог послал обильный дождь.

Были и другие ереси, которые проникали в знаменитый город позднего средневековья вместе с торгово-дипломатическими отношениями через Великий Шелковый путь. Еретические споры монофелитов об одной воле Христа, сменяли споры об иконах – последней опаснейшей ереси, потрясающей Церковь Христову.

ИМПЕРАТОР ЛЕВ ИСАВРЯНИН (717–741)

Первым гонителем иконопочитания был император Лев Исаврянин (717–741), страшный невежда в церковных делах. Он решил, что уничтожение почитания икон вернет империи утраченные ею области, и что евреи и магометане сблизятся с христианством. Император-иконоборец повелел вынести иконы из церквей и бросить на площадях, дабы им не могло быть воздано благоговейное почитание. Патриарха, за его противодействие ереси, император отправил в заточение, а на место его возвел иконоборца Анастасия. Времена иконоборчества были страшными, безжалостно уничтожались мозаики и фрески со стен храмов, иконы сжигались. Так были уничтожены все древние иконы храма Богородицы во Влахерне в Константинополе. Однако в этот темный период христианское искусство не исчезло полностью, но продолжало существовать потаенно в Крыму, Суроже.

Приведем слова о гонениях императора Льва из древнего текста Жития святого Стефана: «Он принял все царство и восстал на веру христианскую. И неотступно мучил, избивая христиан, сжигая иконы и раскалывая кресты и разбрасывая их по улицам и дорогам, и заключая в темницу и убивая епископов и игуменов, попов и дьяконов, монахов и монахинь, и весь народ христианский, старых и юных, мужей и жен.

ИМПЕРАТОРЫ ЛЕВ III ИСАВР И ЕГО СЫН КОНСТАНТИН V КОПРОНИМ

Епископам же, одним отсекали руки, а иным очи и носы, другим ноги и руки погружали в горячую смолу и мазали кистью, других же, ударяя в лицо железными руками, разбивали лица и выбивали им зубы. И послал (царь) (распоряжение) по всем городам, чтобы привели архиепископов и дьяконов и принуждали их к своей ереси. Тех, кто послушался его, он весьма чтил, а тех, которые не послушались его, замучил. И послал он по всем городам, чтобы привели архиепископов и диаконов. И принуждал их к своей ереси. Тех, кто слушался его, весьма чтил, а тех, кто не слушался, весьма мучил. Он разослал во все города о том, что никто не должен почитать святые иконы и кресты, но они не повиновались ему».

СВТ СТЕФАН СУРОЖСКИЙ. ПРОРИСЬ ИКОНЫ

По всем епархиям империи рассылались указы о прекращении почитания святых икон. Послы с таким указом явились и в Сурож. Святой Стефан ответил посланным: «Я не допущу, чтобы люди мои отступили от закона Христова; не слушаю повеления царева и нечестивого патриарха». На другой день вместе с послами святитель Стефан отправился в Константинополь. Император стал убеждать его, чтобы он оставил свое сопротивление и подчинился Патриарху Анастасию. Но Святитель в ответ на все увещания и угрозы сказал: «Если ты будешь жечь меня, или рассекать мои члены, или другими какими муками будешь мучить, я все охотно претерплю за святые иконы и Христов Крест». Разгневанный император приказал бить Святителя, а затем заключить в темницу.

Эпоха иконоборчества, ознаменовавшаяся ужасными репрессиями, вызвала большой приток в Сурож эмигрантов из Константинополя и центральных областей Византии – сторонников иконопочитания, скрывавшихся от притеснений. Сурож стал одним из немногих мест, где они могли успешно скрываться. Сурожская земля с ее пещерными монастырями, отдаленными горными кельями немного напоминала Святителю Стефану родину Каппадокию. Поэтому в урочище Красного камня (Кизилташ, в окружении гор «Очищающая от грехов» (Сочарикон-Кая), «Церковная» (Килиса- Кая) и Хребта Монаха-Священника (Папас-Теле), Архипастырь земли Сурожской Стефан основал летнюю резиденцию, где по преданию, молился в пещерке с целебным источником.

Церковь анафематствовала Льва: «Первому злейшему иконоборцу, паче же Христоборцу, зверю зловредному, демонскому слуге, мучителю, а не царю, Льву Исаврину и его лжепатриарху Анастасию, гонителю Христова стада, а не пастырю, и с таинники их – анафема».

ИМПЕРАТОР КОНСТАНТИН V КОПРОНИМ (741–775) ХУД. ПЛАМЕН ВАЛЧЕВ

К счастью, нечестивый император умер 18 июня 741 года, и воцарился сын его Константин Копроним. Супруга его, слышавшая о добродетелях и чудесах святого Стефана, просила мужа – отпустить страдальца на Сурожскую кафедру. В то же время родился у императора сын, и святой Стефан крестил его. Наградив Стефана дарами, император с великою честью отпустил его к пастве своей. Снова получил добрый пастырь престол свой и еще долго управлял своей паствой. Затем, провидя свое к Богу отшествие, поставил он вместо себя архиепископом для Сурожа клирика своего Филарета и преставился к Богу в жизнь вечную, месяца декабря в 15-й день 6.

Архипастырь земли Сурожской Стефан учил Слову Христову не только в церкви, но и в домах, и на торжищах, поэтому множество людей из язычников крестилось. Святой Стефан вполне оправдал те надежды, которые на него возлагались: через пять лет его правления не только в самом Суроже, но даже в его окрестностях не осталось ни еретиков, ни даже некрещеных язычников.

Был в Суроже один человек, по имени Ефрем,– слепой от чрева матери своей, которому святой Стефан помогал пищею, питьем и одеждою. Услышав о смерти своего благодетеля, он заплакал, говоря:
– Кто теперь будет заботиться обо мне? Ведите меня, дабы я мог облобызать святые ноги его.
И когда он был приведен к телу преставившегося святого Стефана, с плачем и рыданием припал к ногам его – и тотчас прозрел. Этим чудом известил Бог об угоднике Своем, что он причтен со святыми к лику чудотворцев и исповедников. Святое же тело его святителями и всем народом со многими слезами было с честью предано погребению, в Сурожском Софийском соборе, «где мощи его сокрыты».

***

КИЗИЛТАШСКИЙ СТЕФАНО-СУРОЖСКИЙ МОНАСТЫРЬ БЛИЗ ФЕОДОСИИ. ЛИТОГРАФИЯ

Сегодня не только русский город Сурож – столица Сурожской Руси на Черном море, где жили славяне с VIII века до Р. Х. позабыт, но и позабыта слава византийского Сурожа VIII века нашей эры, который будучи окраиной Империи, не только сохранял античное культурное наследие, но и был одним из центров распространения христианства для Святой Руси…

И всё же, история сохранила свидетельства об участии святого Стефана в жизни и судьбе нашей земли.

Сохранилось свидетельство, что около 790 года, во время похода в Крым, под влиянием чудес у раки святителя, принял крещение русский князь Бравлин.

Об исцелении царицы корсуньской
(Из Жития св. Стефана Сурожского)

КИЗИЛТАШСКИЙ СВЫЯТО-СТЕФАНО-СУРОЖСКИЙ МОНАСТЫРЬ

«И Анна царица (благочестивая царица по имени Анна), от Корсуня в Керчь идучи, разболелась смертным недугом среди пути на Черней Воде. На ум ей пришел (святой Стефан), и она сказала: «Святой Стефан, если меня избавишь (от этой болезни), я воздам тебе многими дарами и честью». И в туже ночь явился ей святой Стефан и сказал: «Христос, истинный Бог наш, велит через меня, служителя своего, так: завтра встань здорова и иди своим путем с миром». И тотчас недуг отступил, и была она здорова, как будто никогда и не болела вовсе. Она же, почувствовав исцеление, вознесла добрые хвалы Богу и святому Стефану. И все те, кто были с нею, встав утром, с великой радостью пустились в путь свой, и проповедовали дела Божьи, бывшие (явлены) его угодником. И всюду проповедовали славу его. (Воздав много даров церкви святого, так как Бог сотворил великие чудеса через своего угодника, они всюду проповедовали его славу)».

ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ СВЯТОГО СТЕФАНА СУРОЖСКОГО. ОРДЖОНИКИДЗЕ. КРЫМ

В числе исторических личностей – «претенденток» на Анну из Жития, которая благодаря святому Стефану Сурожскому чудесным образом излечилась во время путешествия из Херсона в Керчь, – несомненное лидерство занимает Анна Киевская, супруга киевского князя Владимира Великого и сестра императора Василия II.

***

КИЗИЛТАШСКИЙ СВЯТО-СТЕФАНО-СУРОЖСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Уже с X века святой Стефан Сурожский приобретает черты покровителя и защитника Сурожа.

Еще более востребованной становится фигура Стефана Сурожского, защитника от иноверцев и святого покровителя, в смутные времена второй половины ХШ–ХV веков. В это время Сугдея (Сурож), судя по припискам на полях Сугдейского синаксаря и другим источникам, неоднократно подвергается нападению врагов. Лишения терпят не только местные греки, но и все жители многонационального города. Именно тогда, или чуть позднее, русский переводчик создает и церковно-славянское Житие.

В середине XV века на Руси уже стало особенно популярно и Житие Стефана Сурожского.

ОТКРЫТИЕ ПАМЯТНИКА СВТ. СТЕФАНУ СУРОЖСКОМУ В СУДАКЕ. 28 ДЕКАБРЯ 2016 г.

О торговле русских купцов в Суроже в XIII веке имеются арабские и европейские свидетельства. Причем термином сурожане называли не только торговцев из Крыма, но и русских людей, ездивших на полуостров за товарами. В 1549 году в Новгороде функционировал и Сурожский двор. Из таможенной грамоты 1571 года явствует, что новгородские сурожане ранее пользовались различными льготами.

Русские же люди восприняли культ Стефана Сурожского и принесли его на Русь, где он и стал российским святым, о чем свидетельствуют последние строки переведенного древнерусскими книжниками Жития святого:
«Русская земля стяжала тебя как предстателя, славный же город Сурож (стяжал) твои мощи, и почетом соблюдает как некое сокровище, и как живому, тебе поклоняются православные христианские народы всякий день с теплой верой и принимают благословение, и все, одержимые различными недугами, в скором (времени) получают исцеление. Это тебе от Бога дается воздаяние за труды твои, ибо ты пострадал из-за иконы и креста Господнего, (из-за) порученного тебе стада, которое ты обучил и утвердил славить Отца и Сына и Святого Духа, Ему (Отцу) ж подобает всякая слава, честь, и держава, и благолепие от ангелов и от человеков, а вместе с ним и от него рожденному века прежде (нас) пречистому Сыну, и Безначальному и Пречистому и Благому и Животворящему Духу, ныне и присно и во веки веков, аминь!»

***

СВЯТИТЕЛЮ СТЕФАНУ ИСПОВЕДНИКУ, АРХИЕПИСКОПУ СУРОЖСКОМУ

Тропарь, глас 4:

Яко святитель со Безплотными единожитель быв, / священномучениче Стефане, / восприем бо Крест яко оружие,/ и став крепко сопротив иконоукорителя и духоборцев, / не покланяющихся пречистому образу Христа Бога нашего,/ и отсекл еси всяку ересь лукавых. / Того ради прием мучения венец,/ избавил еси град твой Сурож от всякия неприязни./ И ныне молим тя, святе,/ да избавиши нас от всяких злых искушений, и бед, / и вечныя муки.

Кондак, глас 3:

Вышняго силою, священне, укрепився, / царева низложил еси иконоборная шатания;/ днесь Сурожу и нам верным предлежат/ слава и богатство – святыя твоя мощи, /ихже свыше дароносят Ангельстии чинове, / песньми и пением славословят тя,/ великий священный Стефане.

МОЛИТВА

О, священная главо, крепкий наш молитвенниче и заступниче, святителю отче наш Стефане, услыши нас с верою и любовию призывающих тя. Поминай нас у Престола Вседержителева и не престай молитися о нас. Испроси предстательством твоим у Всемилостивейшего Спаса нашего мир Церкви, его пастырем, Божию ревность и силу, православной стране нашей мир и спасение. Умоли Небеснаго Отца нашего всем подати коемуждо благопотребен дар: веру истинную, надежду твердую, любовь неоскудную, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и губительства избавление, от нашествия иноплеменник сохранение, юным благое в вере возрастание, старым и немощным утешение и укрепление, болящим исцеление, сирым и вдовицам милость и заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас во уповании нашем, споспешствуй, яко отец чадолюбивый, и нам понести благое иго Христово во благодушии и терпении и всех нас управи в мире и покаянии непостыдно живот свой окончати и Царствия Божия наследницы быти, идеже ты ныне водворяешися со Ангелы и всеми Святыми, выну хваля Бога, в Троице славимого, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ


«В мире так недостает добра, ласки и нужно давать людям это добро, радовать их. Нас постоянно пытаются запугать, посеять страх в душах. Но мы не должны поддаваться, должны хранить бодрость, активно трудиться, не позволять лениться своим душе и телу, постоянно понуждать на труд, как бы трудно и больно ни было,– тогда и болезнь ослабнет и полегчает на душе. Нельзя поддаваться лени, унынию!
Сейчас враг рода человеческого через своих слуг пытается возбудить в людях недовольство, возмущение, желание отомстить мнимым виновникам своих бед и неприятностей. Человек не понимает, что настоящий виновник всего этого – диавол, внушающий ему такие помыслы, которые нарушают мир и радость в душе. Ничего в нашей жизни не может совершиться без воли Божией, и поэтому все трудное, что с нами происходит – не козни соседей или знакомых, а лишь средство для нашей же пользы и исправления жизни»

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

18 ИЮЛЯ — ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
ПРП. СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ. ИКОНА. РОСТОВСКИЙ МУЗЕЙ
ТРОИЦКИЙ СИНТЕЗ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

18 ИЮЛЯ — ПРП. АФАНАСИЯ АФОНСКОГО

ПРЕПОДОБНЫЙ АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

15 ИЮЛЯ – ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕСТНОЙ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ

ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕСТНОЙ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

9 ИЮЛЯ — ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ТИХВИНСКИЯ
ТИХВИНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ОКЛАДЕ
ТИХВИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ.ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

6 ИЮЛЯ — ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
СРЕТЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

2 ИЮЛЯ — ДЕНЬ КОНЧИНЫ ИЕРОМОНАХА ГАВРИИЛА (СЕРПАНЮКА)
gavriilafon2
СВЯТОЕ ВОСПОМИНАНИЕ (Рассказ афонского старца). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

30 ИЮНЯ — ДЕНЬ ПАМЯТИ ОЛЬГИ НИКОЛАЕВНЫ ВЫШЕСЛАВЦЕВОЙ (ИНОКИНИ МАРИИ)
trisudbi
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ОЛЬГИ НИКОЛАЕВНЫ ВЫШЕСЛАВЦЕВОЙ (ИНОКИНИ МАРИИ). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

13 ИЮНЯ — ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

19 ДЕКАБРЯ - КОНЧИНА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК