Рождество Богородицы – на одну неделю предваряет праздник Воздвижения Креста. Здесь начинается спасение, уже ознаменованное Крестом. Открытие и закрытие литургического года праздниками, посвященными Матери Господа Иисуса Христа, объясняются тем, что Она есть самое чистое и самое близкое к Богу создание. Она – Жена, через которую Спаситель входит в мир, но также Та, чью душу Христос приходит принять в день Ее Успения. Будучи первой в цепочке искупленного человеческого рода, Она прокладывает дорогу и показывает «Путь», Она – Путеводительница человечества ко Христу, ко спасению, Она – «Одигитрия».
Этот пример особенно потрясает. В Своем промысле Бог избирает не только народ, пророков, но и Жену, выполняя пророчество, данное прародителям сразу после их грехопадения (Быт. 3, 15). Она рождается от бесплодной матери, как бесспорное доказательство дара жизни и благодати. Бесплодие – синоним отсутствия жизни, оно связано со смертью, прекращением рода. Поэтому Христос выводит нас из смерти (греха) к жизни, освобождая людей от духовного бесплодия.
Анна – носительница судьбоносного имени, ибо оно значит «благодать», имя же ее супруга означает «Бог поставил», ибо Господь поставил его быть отцом Богоотроковицы. Церковь в конце каждой службы призывает на отпусте молитвенную помощь святых родителей Девы Марии – Иоакима и Анны, так велико их значение и почитание народом Божиим.
Иоаким, находясь в полях, узнает от Ангела, что у них будет ребенок. Икона выражает радость об обретенной плодоносности и о близком избавлении рода человеческого, ибо эта сокровенная жизнь возвещает Воскресение. Святой Иоанн Дамаскин видит в исцелении этого бесплодия доказательство того, что «окончится бесплодность мира, неспособная сама по себе произвести благо… Вот почему Матерь Божия появляется на свет в силу обетования» (Гомилия на Успение 1, 5–6).
Вот Та, Которую избрал Бог, чтобы Она даровала рожденного Еммануила: «Из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный» (Тропарь праздника, глас 4). Да, Христос есть Свет, воссиявший во мраке смерти, Свет бесконечного дня, начало которого положено Его Воскресением.
Православная Церковь учит, что человек наследует не грех Адама, но последствия его падения – склонность к злу, неотделимую от человеческой свободы. В этом она отличается от Римской Церкви, согласно учению которой каждый человек наследует первородный грех. С католической точки зрения, Анна может зачать дочь только сохраненную от этого греха, то есть своим рождением онтологически отделенную от других людей (отсюда догмат о непорочном зачатии). Напротив, Православная Церковь проповедует, что Мария от самого Своего зачатия была во всем подобна всем прочим смертным, но пребыла нерушимо обращенной к Богу и, следовательно, совершенно чистой. Это не просто спор из-за слов, это богословское различие оказывается решающим, ибо в нем заключается весь смысл спасения. Она, Пресвятая Дева,– от рода нашего! Ведь как говорит знаменитое святоотеческое изречение: «То, что не восприято, не может быть спасено» (Григорий Богослов). Воплощение Второго Лица Святой Троицы подразумевает, что Его Мать была Сама подобна людям, истинная дочь Евы, подверженная добровольному подчинению страстям. Всякое ограничение этого понимания уменьшает полноту Воплощения, обесценивает утверждение, что Христос был во всем подобен нам.
Добавьте комментарий