Главная

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. ДЕНЬ ЗА ДНЕМ. 1 ФЕВРАЛЯ 2023 г.

1 февраля 1865 г. – Президент США Авраам Линкольн подписал резолюцию конгресса о внесении 13-й поправки в Конституцию США об отмене рабства: «Ни в Соединенных Штатах, ни в каком-либо другом месте, на которое распространяется их власть, не должно существовать ни рабства, ни подневольных работ, кроме случаев наказания за преступление, за совершение которого виновный должен быть должным образом осужден». С тех пор в Соединенных Штатах эту дату отмечают, как Национальный день свободы.
***
1 февраля 1671 г. – После недолгого вдовства царь Алексей Михайлович женился на Наталье Кирилловне Нарышкиной, представительнице небогатого и незнатного рода.
Наталья Кирилловна получила великолепное по тем временам воспитание в доме царского друга боярина Артамона Сергеевича Матвеева, слывшего в Московском государстве самым просвещенным и передовым человеком. Считается, что именно в доме боярина Матвеева ее и увидел Алексей Михайлович. Наталья Кирилловна была призвана на собранный со всей страны смотр невест и повенчана с царём, ей было 19 лет. От этого брака в царской семье родились две дочери и сын, в живых остались двое – сын Петр, будущий царь Петр I Великий и дочь Наталья.
Спокойные и счастливые времена кончились для Нарышкиной после смерти мужа. Удаленная от двора при царе Феодоре Алексеевиче, она жила с детьми в подмосковном селе Преображенском. Положение ее особенно ухудшилось в 1682 г. в правление Софьи Алексеевны. Рос и мужал Петр, усиливалась вражда между мачехой и падчерицей. Нарышкина устроила женитьбу сына на Евдокии Лопухиной в 1689 г., выбрав ему невесту.
Переворот 1689 г. и торжество Петра над Софьей восстановили прежний почет и значение царицы. В царствование Петра I она принимала участие в важных делах: после смерти патриарха Иоакима настояла на избрании Патриархом Казанского митрополита Адриана.
Наталья Кирилловна умерла на 43-м году жизни 4 февраля 1694 г. от болезни сердца. После смерти матери Петр принимает на себя всю полноту власти.
***
1 февраля 1675 г. – Русские правительственные войска после 9-летней осады захватили Соловецкий монастырь, центр раскольничества.
Осада Соловков стала одной из печальных страниц истории Российского государства, – следствием трагедии церковного раскола. Причиной осады стал отказ монахов проводить службы по новым книгам, которые в 1657 г. им прислали из Москвы. Сделано это было не сгоряча: сначала книги прочитали, затем монахи собрали совет старцев, которые посовещались и решили: сатанинские книги запереть в казенной палате, а службу проводить как раньше – блюсти старую веру.
В 1667 г. в Москве прошел собор, утвердивший обряды по новым канонам и заклеймивший всех «двоеперстников» и старообрядцев «еретиками». Царя охватила идея «Москва – Третий Рим», которая возникла после падения Константинополя, и перспектива занять Константинопольский престол. Он воспринял сопротивление монахов обители как бунт и оправил в обитель войска.
В конце XVII века монастырь был крепостью с фортификационными укреплениями, пушками, 425 насельников монастыря знали военное дело, были готовы отразить атаку, имели обширный арсенал. В монастыре был запас провизии, монахи были привычны к тяготам жизни и ограничениям в еде. Все это делало задачу взятия монастыря очень сложной. Монахи держали осаду крепко, отстреливались, заваливали подкопы.
Неизвестно, сколько бы еще продолжалось противостояние, если бы к воеводе не явился бы сбежавший из обители монах по имени Феоктист, который поведал, что пробраться в обитель можно через заложенное кирпичом окно у Белой башни, и лучше делать это ранним утром, когда на башне и на монастырской стене остается по одному часовому.
В ночь на 1 февраля 1675 г. началась метель, и стрельцы без труда проникли внутрь обители, пробрались к воротам монастыря и распахнули их. Только 30 вооруженных монахов попытались оказать им сопротивление, но были перебиты. Остальные спали. Из стрельцов не погиб никто, раненых было четверо. Каждому из монахов воевода Мещеринов задавал один вопрос: как они смели противиться воле государя? И каждый раз получал один и тот же ответ: что сопротивлялись монахи не царю, а «тем, кто стрелял по церквям Христовым».
Так было подавлено соловецкое восстание. Убитые монахи были прославлены РПСЦ как священномученики; каждый год 29 января / 11 февраля старообрядцы празднуют день памяти святых, «в Соловецкой обители за древлее благочестие пострадавших».
22 января /4 февраля память Соловецких мучеников совершается и в Русской Православной Церкви.
***
1 февраля 1699 г. – Петр I повелевает челобитные и договоры в России писать на гербовой бумаге.
***
1 февраля 1816 Г. – создан «Союз спасения» – первая тайная политическая организация декабристов.
***
1 февраля 1819 г.– Киргизы Большой Орды вступают в подданство России. Оказавшись в 1-й половине XIX века под властью Кокандского ханства, киргизские племена к середине XIX ека. начали добровольно принимать русское подданство. Этот процесс был неоднородным и продолжался до 60-70-х гг. XIX века, когда основная часть населенной ими территории стала частью Российской империи.
***
1 февраля / 20 января 1828 г. – В Санк-Петербурге, Российская империя, родился Николай Афанасьевич Телешов (1828-1895). Русский изобретатель, пионер авиации, автор первого в России проекта самолёта, а также одного из первых в мире проектов реактивного самолёта.
***
1 февраля / 20 января 1857 г. – В селе Сорали, Елабужского уезда, Вятской губернии родился Владимир Михайлович Бехтерев (1867-1927). Выдающийся русский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик. Тайный советник, генерал-майор медицинской службы царской армии. Внес неоценимый вклад в исследование проблем мозга и человека. В.М. Бехтерев оставил собственную школу и сотни учеников, в том числе 70 профессоров.
***
1 февраля 1864 г. – День рождения Ивана Ивановича Восторгова (1964-1918). Священник Русской Православной Церкви, протоиерей. Проповедник, церковный писатель, миссионер, видный деятель монархического движения, председатель Русской монархической партии. Расстрелян большевиками.
Прославлен в лике Святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 г. для общецерковного почитания; память – 23 августа по юлианскому календарю и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Родился в 1864 г. на Кубани, в станице Кавказской в семье священника Ивана Александровича и Татьяны Ксенофонтовны Восторговых. Дед, Александр Восторгов, был магистром богословия, профессором Владимирской духовной семинарии. В 1887 г. окончил Ставропольскую духовную семинарию. С 1 августа 1889 г. – диакон церкви во имя Архангела Михаила села Кирпильское Кубанской области; 6 августа 1889 г. возведен в сан иерея.
В 1894-1901 гг. – законоучитель в гимназиях Закавказья. 6 января 1901 г. возведен в сан протоиерея. С 25 января 1906 г. – проповедник-миссионер с правами противосектантского епархиального миссионера, в связи с чем переехал в Москву. Во время служения в Московской епархии был одним из ближайших соратников митрополита Владимира. Автор большого количества работ, посвященных критике социалистических и коммунистических учений. По его словам, «раз социализм отрицает Бога, душу, бессмертие, свободу духовную в человеке, постоянные правила нравственности, то он должен обратиться к единственному средству воздействия на человека – к насилию». Инициатор создания и с января 1909 г. товарищ председателя Братства Воскресения Христова, созданного для организации духовного окормления русских переселенцев. В 1909-1910 гг. организовал в Москве пастырско-миссионерские курсы по подготовке священников и учителей для создаваемых в переселенческих районах приходов и школ. Почетный член Казанской духовной академии (1909). C 9 сентября 1909 г. – настоятель Князе-Владимирской церкви при Московском епархиальном доме. С 1910 г. – руководитель Высших богословских женских курсов в Москве, в 1913 г. преобразованных в Женский миссионерский институт. С 31 мая 1913 года – настоятель Покровского собора на Рву (храма Василия Блаженного). Избирался председателем Московского столичного совета благочинных.
Был одним из самых известных православных проповедников своего времени. Иоанн Кронштадтский высоко оценивал его деятельность, говоря, «что это дивный человек, обладающий необыкновенным красноречием, что это Златоуст, что он может великую пользу принести России». Одновременно занялся политической деятельностью, став одним из виднейших деятелей монархического движения. Вступил в Русскую монархическую партию (РМП), стал членом московского отдела Союза русского народа (СРН; до 1908 г.). Издавал газеты «Церковность», «Русская земля», журнала «Верность». Участвовал во Втором и Третьем Всероссийских съездах русских людей.
С 1907 г. – председатель Русской монархической партии, переименованной затем в Русский монархический союз, возглавлял Русское монархическое собрание. В 1913 г., когда Синод запретил священнослужителям заниматься политической деятельностью, покинул руководящий пост в Русском монархическом союзе, а в 1915 г. – и Главную палату РНСМА.
После падения монархии в 1917 г. состоял секретарем Миссионерского совета при Святейшем синоде. Участник Всероссийского Поместного собора 1917-1918 гг. 30 мая 1918 г. был арестован в своей квартире. Содержался во внутренней тюрьме ВЧК, затем в Бутырской тюрьме.
После убийства Моисея Урицкого и покушения на Ленина большевистская власть объявила красный террор. По всей советской России начались бессудные казни заложников; в числе первых жертв красного террора оказался и протоиерей Иоанн Восторгов: 4 сентября 1918 г. Следственная комиссия Революционного трибунала при ВЦИКе постановила ликвидировать дело отца Иоанна во внесудебном порядке. Публично расстрелян 5 сентября 1918 г. в Петровском парке вместе с епископом Ефремом, а также бывшим председателем Государственного совета Иваном Щегловитовым, бывшими министрами внутренних дел Николаем Маклаковым и Алексеем Хвостовым и сенатором Степаном Белецким. После расстрела тела всех казненных (до 80-ти человек) были ограблены.
Из рассказа одного из очевидцев:
«По просьбе отца Иоанна палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва «смертников», после чего все подходили под благословение преосвященного Ефрема и отца Иоанна, а затем все простились друг с другом. Первым бодро подошёл к могиле протоиерей Восторгов, сказавший перед тем несколько слов остальным, приглашая всех с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. «Я готов», – заключил он, обращаясь к конвою. Все встали на указанные места. Палач подошёл к нему со спины вплотную, взял его левую руку, вывернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнул отца Иоанна в могилу».
Погребен на Ходынском поле в Москве.
***
1 февраля / 20 января 1884 г. – День рождения Евгения Ивановича Замятина (1884-1937). Русский и советский писатель, публицист и литературный критик, киносценарист, морской инженер, педагог.
Родился в г. Лебедянь Тамбовской губернии. Отец – православный священник, мать – пианистка. С 1893 по 1896 гг. Замятин посещал Лебедянскую гимназию, потом учился в Воронежской гимназии, которую окончил в 1902 г. с золотой медалью. Продолжить учебу он решил на кораблестроительном факультете Санкт-Петербургского политехнического института. В это время Замятин увлёкся социалистическим учением, вступил во фракцию большевиков РСДРП (1905-1910), входил в боевую дружину Выборгского района и принимал активное участие в жизни революционной студенческой молодежи. Тогда же он встретил свою будущую жену – Людмилу Николаевну Усову (1883-1965). В 1905 г. Замятина арестовали за революционную деятельность, но благодаря усилиям матери вскоре выпустили. Летом того же года при возвращении через Одессу из морского путешествия в Египет Замятин случайно оказался свидетелем восстания на броненосце «Потёмкин», был снова арестован и выслан в Лебедянь. В том же году он тайно вернулся в Петербург, где до 1911 г. жил на нелегальном положении.
В 1911 г. Замятина за нелегальное проживание выслали в Лахту. Здесь он написал свою первую повесть «Уездное», где с горечью изобразил полный инертности мир русской провинции. Это произведение привлекло внимание знатоков литературы и других писателей, в том числе Горького.
В марте 1916 г. Замятин как опытный инженер был командирован в Англию для участия в строительстве российских ледоколов на верфях Ньюкасла, Глазго и Сандерленда; побывал в Лондоне. Он был представителем заказчика при строительстве ледоколов «Святой Александр Невский», получившего после Октябрьской революции имя «Ленин», для которого он делал как аванпроект, «Святогор», переименованного в 1927 г. в «Красин», «Минин», «Пожарский», «Илья Муромец» и ещё пяти маленьких ледоколов.
В сентябре 1917 г. Замятин вернулся в Россию. В петроградском Доме искусств им был организован класс художественной прозы, из которого выделилась группа молодых одаренных писателей «Серапионовы братья». Еёечленами были Михаил Зощенко, Константин Федин, Всеволод Иванов, Вениамин Каверин, Николай Тихонов и другие. В 1918-1924 гг. был членом редколлегии «Всемирной литературы» и заведующим редакцией в издательстве. В 1924 г. участвовал в издании независимого литературно-художественного журнала «Русский современник». Был активен в литературной жизни страны: входил в Правление Всероссийского союза писателей, в Комитет Дома литераторов и Совет Дома искусств, был председателем ленинградского отделения Всероссийского союза писателей.
Замятин критиковал политику большевистского правительства во время Гражданской войны. В частности, в марте 1919 г. он вместе со многими известными деятелями искусства (А. А. Блок, А. М. Ремизов, Р. В. Иванов-Разумник, К. С. Петров-Водкин) был арестован во время спровоцированных левыми эсерами рабочих волнений на заводах Петрограда. Вопрос о его высылке дважды обсуждался на Политбюро, в итоге он был отпущен «без последствий».
В 1920 г. Замятин закончил работу над знаковым романом «Мы», с которого начался расцвет жанра антиутопии. Он описывает общество жесткого тоталитарного контроля над личностью, свои представления о развитии и будущем периода военного коммунизма. Этот замысел он вынес из «машинизированной» Англии. В 1921 г. рукопись романа «Мы» была отправлена автором в Берлин для публикации издательством З. Гржебина, с которым Замятин был связан договорными отношениями. Издательство, в свою очередь, передало копию в США для перевода и издания на английском языке. Но советская цензура усмотрела в романе прикрытую издёвку над коммунистическим строем и запретила публикацию произведения. На русском языке полный текст романа «Мы» впервые был опубликован в 1952 г. в американском издательстве имени Чехова (Нью-Йорк), в России – лишь в 1988 г. в журнале «Знамя».
В 1922 г. имя Замятина было включено в списки на высылку из Советской России, а 17 августа он был арестован с резолюцией «высылка отсрочена до особого распоряжения». Замятин провел почти месяц в тюрьме ГПУ, однако благодаря стараниям друзей (в частности, Юрия и Елены Анненковых) приговор был отменен.
Роман «Мы» был издан в Нью-Йорке на английском языке в 1925 г., а затем – на чешском (1927) и французском (1929) языках. Эти переводы заметно повлияли как на европейскую литературную жизнь, так и на судьбу автора. В 1929 г. советским издательством «Федерация» был приостановлен на четвертом томе выпуск собрания сочинений писателя. На волне жёсткой критики и травли Замятин в 1929 г. заявил о выходе из Союза писателей, а в июне 1931 г. написал письмо И. В. Сталину с просьбой разрешить ему выезд за границу. Он получил положительный ответ (по ходатайству Горького) и в ноябре 1931 г. уехал – сначала в Ригу, затем – в Берлин, откуда в феврале 1932 г. перебрался в Париж.
В июне 1934 г. по собственной просьбе и с одобрения Сталина был принят в новообразованный Союз советских писателей, а в 1935 г. участвовал в антифашистском Конгрессе писателей в защиту культуры как член советской делегации. До конца жизни сохранил советское гражданство.
Замятин скучал по Родине до своей смерти. Писатель скончался в Париже на улице Огюста Раффе в нищете 10 марта 1937 г. от сердечного приступа. На его похоронах присутствовала лишь небольшая группа друзей. Похоронен на парижском кладбище в Тье.
***
1 февраля 1918 г. – Патриарх всея Руси Тихон предал анафеме Советскую власть.
1 февраля / 19 января 1918 г. – Святой Патриарх Тихон направил всем верующим Послание о неслыханном гонении, обрушившимся на Русскую Церковь. Это было извещательное окружное Послание в начале тяжелых испытаний с призывом к верующим сплотиться вокруг Матери-Церкви и с самым резким осуждением гонителей. Это историческое Послание раз и навсегда дает церковную оценку гонения, равного по силе гонениям раннехристианского времени, на Русскую Церковь, а с нею и на весь народ. О гонителях, погромщиках храмов и убийцах, сказано:
«Остановитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы … это – поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей – земной.
Властию, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению принадлежите к Церкви православной.
Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение: «изымите злаго от вас самих» (1 Кор. 5, 13)».
Далее перечисляются основные преступления гонителей: разгром и уничтожение храмов, в том числе расстрел храмов Кремля; кощунства, отвержение таинств, захват храмов и обителей, «которые объявляются каким-то народным достоянием»; уничтожение православных школ, «которые … обращаются в училища безверия или даже в рассадники безнравственности»; захват имущества «под предлогом, что это – народное достояние, но без всякого права и даже без желания считаться с законною волею самого народа»; широчайший обман народа: «власть, обещавшая водворить на Руси право и правду, обеспечить свободу и порядок, проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и сплошное насилие над всеми и в частности над святою Церковью Православной».
Захватчики именуются в Послании также «безбожными властелинами тьмы века сего». В заключение Послание призывает всех верующих становиться в ряды «духовных борцов» и выражает твердое упование, «что враги Церкви будут посрамлены и расточатся силою Креста Христова…».
Что особенно важно, эта анафема подтверждена заседавшим в то время Поместным Собором Русской Православной Церкви.
В материалах к Х-й партийной конференции в 1922 г. Ленин писал: «Наша главная задача – борьба с религией, но не надо этого выпячивать». Несколько позже, когда гражданская война уже кончилась и коммунисты вошли в полную силу, они сразу развернули еще более массовый террор против Церкви. В том же 1922 г. на секретном заседании советского руководства было решено считать Православную Церковь «последней контрреволюционной партией». Таким образом, Церкви был вынесен смертный приговор.
Всю страну покрыли густой сетью концентрационных лагерей, о которых сейчас предпочитают не говорить, а напрасно. Народ должен знать подлинную историю трагического ХХ века. Народ, не знающий своей истории, бессилен и становится игрушкой в чужих руках. Лишь, пожалуй, с конца 70-х гг. обстановка стала мало по малу меняться, да и то очень медленно и незначительно.
Канонизация святых новомучеников и исповедников российских, пострадавших за веру Христову, на Соборе 2000 г. стала явным подтверждением пророчества св. Патриарха Тихона в его Послании о посрамлении врагов веры силою Креста Господня.
***
1 февраля 1921 г. – В Петрограде создается литературная группа «Серапионовы братья»: Вениамин Каверин, Михаил Зощенко, Лев Лунц, Михаил Слонимский и другие. Название заимствовано из сборника новелл немецкого романтика Э. Т. А. Гофмана «Серапионовы братья», в которых фигурирует литературное содружество имени пустынника Серапиона.
Первоначально группа сложилась из кружка учеников Евгения Замятина и Виктора Шкловского, занимавшихся в «Доме искусств», а затем в «Литературной студии» под руководством Корнея Чуковского, Николая Гумилёва и Бориса Эйхенбаума. Упоминание Ахматовой, Шкловского и иных авторов, официально не входивших в группу, объясняется тем, что у молодых литераторов имелось немало друзей и единомышленников, многие из них регулярно посещали серапионовские собрания, участвовали в обсуждении новых произведений. В1926 г. объединение практически прекратило свои собрания, однако не было официально распущено.
«Серапионовы братья» пытались не просто быть вне идеологии и государственного строя – они пытались остаться свободными художниками и людьми. Они называли друг друга братьями. И, как пишет исследователь творчества братьев, «Русская, да и мировая литература знает мало примеров такого уважительного и тёплого отношения коллег по творческому цеху, где нередко проявление зависти, эгоизма, подлости».
***
1 февраля 1923 г. – В дер. Моговка, Карачевский уезд, Брянская губерния, РСФСР, родился Иван Антонович Леонов (1923-2018). Советский военный лётчик, участник Великой Отечественной войны, Полковник; Герой России. Единственный в мире боевой лётчик, воевавший в небе с ампутированной рукой. 15 июля 1943 г. в воздушном бою он получил тяжелое ранение, в результате чего лётчику была ампутирована левая рука. Впоследствии летал с протезом собственной конструкции вместо руки.
***
1 февраля 1924 г. – Великобритания официально признала СССР.
***
1 февраля 1926 г. – Образование Киргизской Автономной Советской Социалистической Республики. 1 октября 1921 г. 15 волостей Омского уезда Омской губернии были переданы в Киргизскую АССР. В июне 1925 г. Киргизская АССР была переименована в Казахскую АССР, столица была перенесена из Оренбурга в Кзыл-Орду, а Оренбургская губерния в июле 1925 г. была выделена из состава Киргизской АССР и передана в непосредственное подчинение РСФСР.
В дальнейшем, в процессе социалистического строительства Казахская АССР была преобразована в союзную республику (по Конституции СССР 1936 г. Казахская Автономная Социалистическая Республика стала называться Казахская Советская Социалистическая Республика).
***
1 февраля 1930 г. – В СССР объявлено начало массовой коллективизации.
7 ноября 1929 г. в газете «Правда» № 259 была опубликована статья Сталина «Год Великого перелома», в которой 1929 г. был объявлен годом «коренного перелома в развитии нашего земледелия».
1 февраля 1930 г. Совет народных комиссаров СССР и Центральный исполнительный комитет СССР издали постановление «О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством».
Документ отменил право на аренду земли и на использование наёмного труда в единоличных крестьянских хозяйствах. Исключение могло быть сделано на основании специального совместного решения районного и окружного исполнительных комитетов только в отношении «середняков». Но такая политика вела к разорению крупных крестьянских хозяйств, поэтому вскоре кулаками стали считать и «середняков».
Местные власти были наделены чрезвычайными полномочиями «вплоть до полной конфискации имущества кулаков и выселения их из пределов отдельных районов и краёв (областей)». Конфискованное имущество, за исключением той части, которая шла в погашение причитающихся с кулаков обязательств государственным и кооперативным органам, должно было передаваться в неделимые фонды колхозов в качестве взноса за вступавших в них бедняков и батраков.
В районах сплошной коллективизации предписывалось конфисковывать у кулаков средства производства, скот, хозяйственные и жилые постройки, производственные и торговые предприятия, продовольственные, кормовые и семенные запасы, наличные деньги и «излишки домашнего имущества». Реализация постановления вызвала по всей стране вооружённые восстания крестьян, на подавление которых направлялись войска. Только в 1930 г. более 2,5 млн. сельских жителей приняли участие в 14 тыс. восстаний, бунтов и манифестаций.
Протесты крестьян, составлявших большинство населения страны, заставили центральную власть несколько придержать активность местных управленцев. 2 марта 1930 г. в газете «Правда» появилась статья И. В. Сталина «Головокружение от успехов», в которой критиковалось нарушение принципа добровольности вступления в колхозы и предлагалось искать формы коллективизации, наиболее приемлемые для конкретной местности.
13 августа 1954 г. процессы, связанные с проведением политики ликвидации кулачества как класса, были прекращены постановлением Совета Министров СССР «О снятии ограничений по спецпоселению с бывших кулаков». К этому времени единоличных хозяйств в стране практически не осталось.
***
1 февраля 1931 г. – В с. Бутка на Урале родился Борис Николаевич Ельцин (1931- 2007). Политический и государственный деятель, первый президент Российской Федерации (1991-1999.
По данным «Левада-Центра», негативно оценивали итоги его правления 67 % в 2000 г. и 70 % – в 2006 г., положительно 15 % и 13 % соответственно.
Ельцин стал разрушителем великой державы. Ни один из правителей Советского Союза не причинил столько зла стране и народу, как этот «первый президент». Период правления Ельцина ознаменовался августовским путчем и распадом Советского Союза в 1991 г., либерализацией цен и бандитской приватизацией в начале 1992 г., (при этом проводимые реформы сопровождались постоянной угрозой голода и дефицита), попытками импичмента в 1993 и 1999 гг., расстрелом парламента в 1993 г., и принятием в том же году Конституции, первой чеченской войной (1994-1996; потери федеральных сил в войне составили до 80 тыс. человек убитыми) и началом второй чеченской войны. Особенно ухудшили обстановку в стране процветающий бандитизм и рэкет, от которых граждан не защищали даже правоохранительные органы. В бандитские группировки шла молодёжь и те, кто попал в число безработных.
***
1 февраля 1931 г. – Торжественное открытие и первый съемочный день Центральной фабрики Союзкино (ныне «Мосфильм»).
***
1 февраля 1938 г. – В соответствии с Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР в целях обеспечения надежной охраны государственных рубежей установлена пограничная полоса на всем протяжении границы СССР.
**
1 февраля 1939 г. – Открывается Мурманский областной драматический театр.
***
1 февраля 1939 г. – В Москве родилась Екатерина Сергеевна Максимова (1939-2009). Артистка балета и педагог, прима-балерина Большого театра в 1958-1988 годах, приглашенная звезда «Московского классического балета» и других балетных трупп. Народная артистка ССС (1973). Лауреат Гос. премии СССР (1981).
Вместе с мужем, танцовщиком В. Васильевым, составляла один из выдающихся балетных дуэтов XX века. Гастролировала в США, Канаде, Австрии, Дании, Норвегии, Финляндии, Венгрии и др. Танцевала на лучших сценах мира – «Ла Скала» (Милан), «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк), «Гранд-опера» (Париж), «Ковент Гарден» (Лондон) и «Колон» (Буэнос-Айрес). Начиная с 1978 г., выступала в зарубежных труппах «Балет XX века» М. Бежара (1978), театр «Сан-Карло» (1986, 1988-989), Марсельский балет (1987), Английский национальный балет (1989). С 1980 г. танцевала в спектаклях ансамбля «Московский классический балет». В 1982 г. по приглашению Ф. Дзеффирелли снялась в его «Травиате» (па-де-де Е. Максимовой и В. Васильева было заснято с одного дубля). Режиссёром А. Белинским специально для нее были сняты фильмы-балеты «Галатея», «Анюта», «Старое танго» и др. Последний раз выступила на балетной сцене в 1999 году. Написала автобиографическую книгу «Мадам нет» (Москва, 2003).
Екатерина Максимова скоропостижно скончалась 28 апреля 2009 г. на 71-м году жизни в Москве во сне в собственной квартире. Похоронена на Новодевичьем кладбище Москвы.
***
1 февраля 1943 г. – Ошеломляющий огневой удар артиллерии обрушен на северную группировку немецких войск в Сталинграде – последние залпы. В подвале механосборочного цеха тракторного завода пленен ее штаб. 1 февраля 1943 г. в Сталинграде Воронов и Рокоссовский провели первый допрос Паулюса – первого германского фельдмаршала, взятого в плен.
***
1 февраля 1944 г. – Войска 2-й ударной армии (командующий генерал-лейтенант И. И. Федюнинский) освободили Кингисепп – город был основан в XIV веке как русская крепость Ям.
***
На 1 февраля 1945 г. В Красной Армии и ВМФ насчитывается 6418 Героев Советского Союза (живых и павших).
***
1 февраля 1949 г. – Начало разработки нового генерального плана реконструкции Москвы.
***
1 февраля 1950 г. – Летчик-испытатель подполковник И.Т. Иващенко совершил первый пробный полет на новом советском истребителе МиГ-17.
***
1 февраля 1957 г. – В Дрездене (ГДР) умер Паулюс – первый германский фельдмаршал, который был взят в плен. 1 февраля 1943, 75 лет назад, Воронов и Рокоссовский провели первый допрос пленного Паулюса.
***
1 февраля 1959 г. – Открывается Музей народного искусства в Холуе – один из признанных центров лаковой миниатюрной живописи России.
Первоначально слободские умельцы (также, как их соседи в Палехе и Мстёре) с XVII века занимались иконописью, в основном для Троице-Сергиевой Лавры, а также изготовляли и недорогие иконы для окрестных жителей. Работы Холуйской слободы были настолько популярными, что в год ими создавалось до 2 миллионов икон.
Коренное отличие холуйской миниатюры от других, аналогичных, производств было заложено с самого начала: по совету занимавшегося развитием народных промыслов искусствоведа А. В. Бакушинского, для экономии средств мастера обучались работе не на предметах, планируемых для росписи, а на листах картона, окрашенных в чёрный цвет и покрытых лаком. Миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, кубышки, игольницы и т. д. На предметах часто изображаются мотивы русских народных сказок. Стандартно предметы обрамляют орнаментом из сусального золота и вишневой смолы.
Лаковые изделия из Холуя пользуются спросом в таких странах, как Великобритания, США, Италия, Испания, Канада.
***
1 февраля 1971 г. – Погиб при испытании самолёта Амет-Хан Султан – летчик-истребитель, заслуженный летчик-испытатель СССР, дважды Герой Советского Союза. В войну сбил 30 самолетов врага лично и 19 в составе группы. После войны стал летчиком-испытателем Летно-исследовательского института.
***
1 февраля 2009 г. – В Москве в храме Христа Спасителя прошла интронизация шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Он был избран на Московский Патриарший Престол Поместным Собором Русской Православной Церкви 27 января.

Добавьте комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

4 НОЯБРЯ — ПРАЗДНОВАНИЕ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (В ПАМЯТЬ ИЗБАВЛЕНИЯ МОСКВЫ И РОССИИ ОТ ПОЛЯКОВ В 1612 Г.)
kazikona12
ЗАСТУПНИЦА УСЕРДНАЯ. ИКОНА КАЗАНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ИЗ ВОЗНЕСЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…
ЧУДОТВОРНАЯ ЖАДОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
ВОЗРОЖДЕНИЕ ЖАДОВСКОЙ ОБИТЕЛИ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

4 НОЯБРЯ — СЕМИ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ
СЕМЬ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ. ИКОНА. РОССИЯ. XVIIIв.
СЕМЬ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

«Сроки страшные близятся. Скоро
Станет тесно от свежих могил.
Ждите глада, и труса, и мора,
И затменья небесных светил.

Только нашей земли не разделит
На потеху себе супостат:
Богородица белый расстелет
Над скорбями великими плат».

(А. Ахматова)

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

3 НОЯБРЯ — ПАМЯТЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА АЛЕКСАНДРА ЛЬВОВИЧА БОГОЯВЛЕНСКОГО (1879–1937 гг.)
ОЗЕРО ГРЯДЕЦКОЕ У СЕЛА ГРЯДЦЫ
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АЛЕКСАНДР ЛЬВОВИЧ БОГОЯВЛЕНСКИЙ (1879–1937 гг. ). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

3 НОЯБРЯ — ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРОТОИЕРЕЯ ВИКТОРА БОГДАНОВА

МИТРОФОРНЫЙ ПРОТОИЕРЕЙ ВИКТОР БОГДАНОВ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

3 НОЯБРЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА СТАРЦА СХИАРХИДИАКОНА ИЛАРИОНА (ВЛАДИМИРА МИХАЙЛОВИЧА ДЗЮБАНИНА)
ИЕРОДИАКОН ИГНАТИЙ (В СХИМЕ - ИЛАРИОН)
СТАРЕЦ СХИАРХИДИАКОН ИЛАРИОН (ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ ДЗЮБАНИН; 1924–2007). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

2 НОЯБРЯ — ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА
br75
БИТВЫ РОССИИ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

31 ОКТЯБРЯ — МУЧЕНИЧЕСКАЯ КОНЧИНА ИОСИФА МУНЬОСА (1997 г.)

ИВЕРСКАЯ МОНРЕАЛЬСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ И ЕЕ ХРАНИТЕЛЬ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

28 ОКТЯБРЯ – СВЯТИТЕЛЯ АФАНАСИЯ ИСП., ЕП. КОВРОВСКОГО (1887-1962)
ВЛАДЫКА АФАНАСИЙ, О. ИОСИФ ПОТАПОВ И МОНАХИНЯ МАРГАРИТА (ЗУЕВА)
МОНАХИНЯ МАРГАРИТА (АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВНА ЗУЕВА; 1885–1964). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ
К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ.
ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

ПРЕПОДОБНЫЙ СТАРЕЦ АЛЕКСИЙ (СОЛОВЬЕВ)

Старец Алексий жил в Сергиевом Посаде, когда по указанию безбожной власти начали вскрывать мощи святых. Старец печалился об этом и много молился, недоумевая – почему Господь попускает совершаться такому злу? Однажды вечером, когда он совершал молитвенное правило, рядом с ним встал прп. Сергий Радонежский и сказал:
– Молись три дня и постись, и после этого я скажу тебе то, что
нужно.
В следующие два дня, когда отец Алексий молился, снова вставал с ним рядом прп. Сергий. Отец Алексий питался в эти дни одной просфорой. На третий день преподобный сказал:
– Когда подвергаются такому испытанию живые люди, то необходимо, чтобы этому подвергались и останки людей умерших. Я сам отдал тело свое, чтобы град мой во веки был цел.

2 МАЯ 2001 г. ОСВЯЩЕНИЕ ЧАСОВНИ СВ. МАТРОНЫ В Г. СХОДНЯ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

О МОЛИТВЕ

http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/05/7mol10.jpg

Дорогие посетители сайта, пришло время вспомнить и восстановить древнюю ветхозаветную и апостольскую традицию – семиразовую молитву в течение суток, совершаемую каждые три часа (в 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 часа). Эта молитва особенно действенна в условиях испытания, посланного нам – угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Предлагаю Вам ознакомиться с главой из книги «РИТМЫ ЦЕРКОВНОГО ГОДА», написанной много лет назад и размещенной на этом сайте: О СЕМИРАЗОВОЙ МОЛИТВЕ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ… http://alexandrtrofimov.ru/?p=766
В ней дается историческое и богословское обоснование необходимости этой молитвы. Сейчас, в условиях карантина православным людям совсем не сложно включиться в этот молитвенный ритм.
Присоединяйтесь к ежедневной семиразовой молитве, рассылайте текст статьи и сообщения о ней своим друзьям и знакомым.
***
Святейший Патриарх Кирилл благословил молитву, которую уже произносят за богослужением во всех православных храмах, ее можно присоединить к семиразовой молитве:
МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВРЕДОНОСНОГО ПОВЕТРИЯ ЧТОМАЯ
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Александр Трофимов

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

СЧЕТЧИК