7 ФЕВРАЛЯ – ПРАЗДНОВАНИЕ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ».
***
7 февраля 1918 г. – Память священномученика Владимира, митрополита Киевского (в мару Василий Никифорович Богоявленский; 1848-1918).
С 1892 г. состоял постоянным членом Святейшего синода, с ноября 1912 по март 1917 гг. первенствующий член Святейшего синода. Был единственным иерархом Православной российской церкви синодального периода, последовательно занимавшим все три митрополичьи кафедры в Российской империи. Был внесен в список как одна из кандидатур при выборе патриарха на этапе первоначального голосования на Поместном соборе. Был тем, кто провозгласил в Соборе жребий быть Тихону патриархом.
Прославлен Русской православной церковью в 1992 г. в лике святых как священномученик (память –25 января / 7 февраля). День молитвенного поминовения священномученика митрополита Владимира (Богоявленского) объявлен днём молитвенного поминовения всех новомучеников российских (ближайшее воскресенье к 7 февраля по н. ст.).
Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (род. в 1848 г.) был первым в сонме замученных и убиенных русских православных архиереев. Его убили в Киеве, недалеко от Лавры. 25 января 1918 г. вооруженные люди ворвались в покои митрополита Владимира и после издевательств над ним повели на расстрел. «Брошенный братией, окруженный палачами, кроткий старец шел на казнь, осеняя себя крестным знамением. Шел спокойно, словно на служение Литургии. Перед смертью святитель совершил молитву, затем благословил убийц и сказал: «Господь вас да простит».
Среди гробовой тишины послышались выстрелы. «Это, наверное, владыку расстреливают» – робко произнес кто-то из иноков. В эту ночь покой обители больше не нарушался. Братия спала, и только на рассвете узнали от пришедших на богомолье в Лавру женщин, что за оградой в луже крови лежит мертвый владыка. На нем не оказалось панагии, клобучного креста, сапог и золотых часов. Тело было изувечено множеством колотых и огнестрельных ран…», –находим описание последних минут жизни архипастыря.
А в Москве проходил Всероссийский Собор Православной Церкви. Весть о мученической кончине старейшего иерарха потрясла всех его участников. Расправа над святителем Владимиром стала началом длительного периода гонений на Русскую Православную Церковь, в течение которого множество клириков и мирян приняло мученические венцы, свидетельствуя о вере Христовой“даже до смерти».
Собор постановил в день кончины владыки творить ежегодное молитвенное поминовение всех усопших во время гонений исповедников и мучеников.
***
7 февраля 1795 г. – По велению императрицы Екатерины II был переименован, получив название Одесса, в честь существовавшей недалеко от Одесского залива греческой колонии Одиссос. В ее указе от 27 января (ст. ст.) 1795 года упоминается город Одесса, «татарами Хаджибей именованный».
При градоначальнике герцоге Эммануиле де Ришелье Одесса превратилась в главный порт Российской империи на Чёрном море. Постепенно город превратился в четвертый по величине город Российской империи.
***
7 февраля 1238 г. – Орда неумолимого хана Батыя, внука Чингисхана, приступом взяла крупнейший город Северо-Восточной Руси, Владимир. К чести местных правителей, братьев Всеволода и Мстислава Юрьевичей, надо сказать, что в отличие от других князей они не оставили хану Бату вотчины и подданных, а погибли вместе со всей своей дружиной. Главный удар был нанесен монголами с запада. Как пишет историк Сергей Михайлович Соловьев, в этот день:
«Монголы приступили к городу, до обеда взяли новый город и запалили его, после чего князья Всеволод и Мстислав и все жители бросились бежать в старый, или Печерный, город; князь Всеволод, думая умилостивить Батыя, вышел к нему из города с малою дружиною, неся дары; но Батый не пощадил его молодости, велел зарезать перед собою. Между тем епископ Митрофан, великая княгиня с дочерью, снохами и внучатами, другие княгини со множеством бояр и простых людей заперлись в Богородичной церкви на полатях. Татары отбили двери, ограбили церковь, потом наклали лесу около церкви и в самую церковь и зажгли ее: все бывшие на полатях задохнулись от дыма, или сгорели, или были убиты».
Владимир был полностью разорен. Тех же, кто выжил и попал в плен – стариков, жен, девиц, детей, – ждала также горькая участь. Большинство из них погибли – захватчики, привязав пленных к лошадям, волокли их нагими в лютые морозы прямо по снежному насту. Москва, тогда еще не слишком значительный центр, пала за пять дней до этого, 2 февраля. То же произошло зимой 1238 г. еще с 12 городами, среди которых оказались Ярославль, Дмитров, Волоколамск, Тверь. Пройдет два года, и орды татаро-монгол возьмут и разграбят Киев.
***
7 февраля 1693 г. – в Москве родилась будущая императрица Анна Иоанновна (1693-1740) – дочь Ивана V, племянница Петра I.
Четвёртая дочь русского царя Иоанна V от его брака с Прасковьей Салтыковой. После смерти отца, 31 октября / 11 ноября)1710 г. была выдана замуж своим дядей – царём Петром I – за герцога Курляндии и Семигалии Фридриха III Вильгельма. Овдовевшая через 2,5 месяца после свадьбы Анна была отправлена в Курляндию. После смерти своего двоюродного племянника Петра II была приглашена в 1730 г. на российский престол Верховным тайным советом как монарх с ограниченными (в пользу аристократов – «верховников») полномочиями. При поддержке дворян восстановила абсолютизм, распустив Верховный тайный совет. Время ее правления позднее получило название «бироновщина» по имени ее фаворита Эрнста Бирона.
***
7 февраля 1710 г – Петр I в первый раз велел сличить приход и расход в масштабах государства. Оказалос, во всех губерниях доходу 3 051 796 рублей, расход составил 3 834 418 рублей. Расходы превышали доходы, и не было сомнения, что неисправность и казнокрадство много уменьшали последние, но обратить пристальное внимание на это у Петра не было времени, так как затягивалась шведская война, к ней присоединялась еще и турецкая. А почти 80 процентов всех расходов составляли как раз затраты на армию, флот, артиллерию и прочие военные нужды.
***
7 февраля 1721 г. – Петр I учредил Духовную коллегию, или Святейший правительствующий Синод, который должен был управлять всеми делами Церкви. Так был положен конец патриаршеству на Руси. Восстановить Патриаршество удалось только после отделения Церкви от государства при советской власти.
***
7 февраля 1762 г. – Петр III ликвидирует Тайную канцелярию розыскных дел и запрещает применение пыток на допросах.
***
7 февраля 1807 г. Сражение между русской и французской армиями при Прейсиш-Эйлау (ныне город Багратионовск Калининградской области РФ) – самая кровавая битва русско-прусско-французской войны1806-1807 гг. На начало сражения русская и наполеоновская армии насчитывали примерно по 70 тысяч человек, 400 орудий в русской, 450 во французской. Наполеон, преследовавший русскую армию, не ожидал, что Беннигсен выберет Эйлау местом генерального сражения, и французские части с марша втягивались в бой с русским арьергардом, усиливавшийся по мере подхода подкрепления с обеих сторон. Бои носили малоорганизованный, но крайне ожесточенный характер. Французам удалось с боем взять город, потом русские его отбили, но из-за организационной неразберихи позволили французам занять его без боя.
Обе стороны понесли большие потери: русские войска – до 26 тысяч человек (по другим данным – 30 тысяч человек) убитыми и ранеными, французы – около 30 тысяч человек (по другим данным –10 тысяч человек). Особенностью сражения у Прейсиш-Эйлау явилась его незавершенность, так как не было общей атаки всеми силами со стороны французов и общей контратаки русских. Цель Наполеона – отрезать русскую армию от коммуникаций с Россией и Кенигсбергом – не была достигнута. Задача Беннигсена была частично выполнена – русские сильно ослабили армию Наполеона и остановили ее наступление. Итоги сражения при Прейсиш-Эйлау, несмотря на последующий отход русских войск, явились их стратегическим успехом.
***
7 февраля 1822 г. Член Госсовета М. М. Сперанский проводит перестройку управления Сибирью. Сибирь разделена на два генерал-губернаторства – Западно-Сибирское с центром в Тобольске и Восточно-Сибирское с центром в Иркутске. Учреждена Енисейская губерния с центром в Красноярске.
***
7 февраля 1827 г. В Петербурге основывается Военно-морская академия России.
***
7 февраля 1832 г Ректор Казанского университета профессор Н. И. Лобачевский представляет в Академию наук работу «О началах геометрии» – первый опубликованный труд по неевклидовой геометрии.
***
7 февраля 1847 г. – Профессор Московского университета Федор Иванович Иноземцев (1802-1869) впервые в России производит хирургическую операцию с использованием эфирного наркоза в хирургической клинике Московского университета.
***
7 февраля 1853 г. – В Санкт-Петербурге родился Иван Константинович Григорович (1853-1930). Адмирал, член Госсовета. В русско-японскую войну командир броненосца «Цесаревич», с апреля 1904 г. начальник порта в Порт-Артуре. Служил на Черном море, командовал Портом императора Александра III (Либава). Кронштадтским портом, был военным губернатором Кронштадта. В 1911-1917 гг. морской министр. На всех должностях и постах проявлял себя умелым командиром и способным администратором. Ни Временное правительство, ни советская власть ни в чем не могли его обвинить. С 1924 г. проживал во Франции.
***
7 февраля / 26 января 1855 г. – Подписано первое дипломатическое соглашение между Россией и Японией – Симодский договор между Россией и Японией или Симодский трактат. Было подписано вице-адмиралом Е. В. Путятиным и Тосиакирой Кавадзи.
Состояло из 9-ти статей. Главной идеей договора было установление «постоянного мира и искренней дружбы между Россией и Японией». Для русских в Японии вводилась, по существу, консульская юрисдикция. Курильские острова к северу от острова Итуруп объявлялись владениями России, в свою очередь Япония получила острова Кунашир, Итуруп, Шикотан и Хабомаи, а Сахалин продолжал оставаться как совместное, нераздельное владение двух стран.
Для русских кораблей были открыты также порты Симода, Хакодатэ, Нагасаки. Россия получала режим наибольшего благоприятствования в торговле и право открыть консульства в указанных портах.
Положение о совместном владении Сахалином было более выгодно для России, продолжавшей активную колонизацию Сахалина. Позже Япония начала усиленно заселять территорию острова и вопрос о нём начал приобретать все более острый и спорный характер. Противоречия сторон были разрешены в 1875 г. с подписанием Санкт-Петербургского договора, согласно которому Россия уступала Японии все Курильские острова в обмен на полноправное владение Сахалином.
Дата подписания Симодского трактата с 1981 г. отмечается в Японии как «День северных территорий».
***
7 февраля 1857 г. – В России император Александр II издал указ о сооружении первой сети железных дорог. В его царствование протяженность железных дорог в России увеличилась с 1,5 до 21 тысяч верст.
***
7 февраля 1873 г. – Первое исполнение II симфонии П.И. Чайковского (Москва).
***
7 февраля 1885 г. – Начало военного воздухоплавания в России. В Санкт-Петербурге сформирована Воздухоплавательная команда — первое в русской армии воздушное регулярное подразделение под началом поручика А. М. Кованько.
***
7 февраля 1898 г. – В Тифлисе, Российская империя родился Петр Яковлевич Зубов (1898-1952). Советский разведчик, резидент в Чехословакии, глава разведывательной школы НКВД, полковник.
***
7 февраля 1906 г. – В селе Троицы Московской губернии, Российская империя родился Олег Константинович Антонов (1906-1984). Авиаконструктор, доктор технических наук (1960), профессор (1978), академик АН СССР. Герой Социалистического Труда (1966). Лауреат Ленинской премии (1962) и Сталинской премии второй степени (1952).
Из потомственных дворян. С 1912 г. жил в городе Саратове. В 1915-1922 гг. учился в Саратовском реальном училище и средней школе. С юных лет увлекался авиацией, занимался в школьном кружке любителей авиации; в 1921 г. подал заявление в Красный Воздушный Флот с просьбой принять его в авиационную школу, однако получил отказ.
В 1924 г. во время обучения на путейском факультете Саратовского университета, в который он поступил, чтобы быть ближе к авиации, построил свой первый планер, организовав местный Кружок любителей авиации.
В 1924 г. принял участие во вторых Всесоюзных Планерных испытаниях в Коктебеле, на горе Узын-Сырт. В 1925 г. поступил на машиностроительный факультет ЛПИ имени М. И. Калинина, который окончил в 1930 г.
В 1931 г. возглавлял техническую часть Высшей лётно-планерной школы в Коктебеле и Центрального бюро планерных конструкций Осоавиахима, занимаясь постройкой планеров (серия ОКА, серия УС / «Учебно-серийный», учебный паритель «Упар»). С 1933 г. – главный конструктор планерного завода в Тушине. С 1938 г. – ведущий инженер КБ Яковлева. В 1940-1941 гг. – главный конструктор завода в Ленинграде.
В 1941 г. Антонов был назначен главным инженером планерного управления Наркомата авиационной промышленности. С 1943 г. – первый заместитель главного конструктора Яковлева. С 1946 г. руководил филиалом ОКБ в Новосибирске, позднее – своим ОКБ-153. С 1952 г. руководил киевским ГСОКБ-473.
В 1953 г. О. К. Антонов начал читать лекции по курсу конструкции самолётов в Киевском институте гражданского воздушного флота. В 1962 г. присвоено звание Генерального конструктора ОКБ. Олег Антонов возглавлял с 1966 г. – Киевский механический завод, с 1984 года – ОКБ имени О. К. Антонова (с 1989 г. – Авиационный научно-технический комплекс «Антонов», сейчас – ГП «Антонов»).
В ноябре 1965 г. Олег Антонов подписал открытое письмо в ЦК КПСС (так называемое письмо 78) с протестом против политических репрессий в отношении представителей творческой интеллигенции УССР и дискриминации украинской литературы.
Умер 4 апреля 1984 г. в Киеве. Похоронен на Байковом кладбище.
Антонов по праву считается «отцом» транспортной авиации. В ОКБ, которое он возглавлял, был спроектирован Ан-22 «Антей», ознаменовавший новый шаг в самолётостроении — он стал первым в мире широкофюзеляжным самолётом. По своим размерам он превосходил все, что к тому времени было создано в мировой авиации, и тут надо было впервые в истории решать многие конструкторские и технологические проблемы. Требовалось множество рискованных экспериментов. Успех был отмечен во всем мире.
В Париже на 26-м Международном авиакосмическом салоне самолёт сразу же оказался в центре всеобщего внимания и стал главной сенсацией. Английская The Times писала: «Благодаря этому самолёту Советский Союз опередил все остальные страны в авиастроении…» О самом Олеге Константиновиче зарубежные корреспонденты отзывались так: «Конструктор элегантный, с хорошими манерами настоящего артиста, обладает рафинированным умом, склонным анализировать, разговаривает на английском и французском языках».
***
7 февраля 1918 г. – Народный комиссариат по военным и морским делам отдал приказ № 84, которым предписывалось полностью сохранить для трудового народа все авиационные части и школы. «Все авиационные части и школы сохранить полностью для трудового народа. Товарищам авиаработникам приложить все усилия к сбережению имущества…» Согласно этому приказу авиационные отряды старой армии не демобилизовывались, а переформировывались в авиаотряды советского Воздушного флота.
***
7 февраля1920 г. – В Иркутске расстрелян адмирал Александр Васильевич Колчак (1871-1920), бывший главнокомандующий Черноморским флотом, с 1918 г. «Верховный правитель Российского государства». Вместе с Колчаком по приговору Иркутского ВРК был казнен председатель Совета министров Омского правительства Виктор Пепеляев. Тела расстрелянных утопили в проруби.
А. В. Колчак – русский государственный, политический и военный деятель, учёный-океанограф, полярный исследователь (1900-1903), флотоводец (1915-1917), вошедший в историю как руководитель Белого движения во время Гражданской войны в России. Верховный правитель России (18 ноября 1918 — 7 февраля 1920) гг. и Верховный главнокомандующий Русской армией (ноябрь 1918 — 4 января 1920 г.).
В январе 1920 г. во время отступления белых войск и эвакуации иностранных интервентов из Сибири был выдан в Иркутске командованием Чехословацкого корпуса местным властям в обмен на свободное продвижение чехословацких эшелонов и союзных военных миссий во Владивосток. 7 февраля 1920 г. был расстрелян без суда и до окончания расследования по постановлению Иркутского военно-революционного комитета, возглавлявшегося большевиками и действовавшего по личному указанию председателя Совета народных комиссаров РСФСР В. И. Ленина.
***
7 февраля 1924 г. – Италия официально признала СССР. Между СССР и Италией устанавливаются дипломатические отношения. Возглавлял итальянское правительство Бенито Муссолини.
***
7 февраля 1927 г. – В Алексино, Тростянецкий район, УССР родился Владимир Петрович Куц (1927-1975). Прославленный советский легкоатлет, стайер. Заслуженный мастер спорта СССР. За недолгую карьеру успел установить несколько мировых рекордов, дважды выиграть олимпиаду, стать первым советским бегуном, получившим золотую олимпийскую медаль, и символом неудержимости и дерзания в спорте, лучший мировой стайер с 1953 по 1956 гг.
***
7 февраля 1942 г. – В блокадном Ленинграде умер от голода художник Иван Яковлевич Билибин (1876-1942). Русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель, участник объединения «Мир искусства».
Иван Билибин родился 4/16 августа 1876 г в поселке Та́рховка в окрестностях Сестрорецка (близ Петербурга), в семье военно-морского врача Якова Ивановича Билибина. В 1888 г. Иван Билибин поступил в Первую Санкт-Петербургскую классическую гимназию, которую окончил с серебряной медалью в 1896 г. В 1900 г. окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. В 1895-1898 гг. занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1898 г. два месяца учился в мастерской художника Антона Ашбе в Мюнхене. Несколько лет (1898-1900) занимался под руководством Ильи Репина в школе-мастерской княгини Марии Тенишевой, в 1900-1904 гг. под руководством того же И. Е. Репина, – в Высшем художественном училище Академии художеств.
Жил преимущественно в Санкт-Петербурге. После образования художественного объединения «Мир искусства» Иван Билибин становится его активным членом. В 1899 г. Билибин случайно приезжает в деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии. Здесь он впервые создает иллюстрации в ставшем впоследствии «билибинском» стиле к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».
Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками. С 1899 по 1902 гг. он создает серию из шести «Сказок», изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг, затем то же издательство выпускает сказки Пушкина с иллюстрациями Билибина. В частности, появились «Сказка о царе Салтане» (1905) и «Сказка о золотом петушке» (1910). В 1905 г. издана иллюстрированная Билибиным былина «Вольга», а в 1911 г. – сказки Рославлева в издательстве «Общественная Польза». К тому же «сказочному» стилю с древнерусскими орнаментальными мотивами относится постановка оформленной Билибиным оперы «Золотой Петушок» в 1909 г. в театре Зимина в Москве.
В духе французской мистерии представлено им «Чудо св. Теофила» (1907), воссоздающее средневековую религиозную драму; Испанией XVII века вдохновлены эскизы костюмов к драме Лопе де Вега «Овечий источник», к драме Кальдерона «Чистилище св. Патрика» – театральная постановка «Старинного Театра» в 1911 г.. Шутливой карикатурой на ту же Испанию веет от водевиля Фёдора Сологуба «Честь и Месть», поставленного Билибиным в 1909 г.
Заставки, концовки, обложки и другие работы Билибина встречаются в таких журналах начала XX века, как «Мир искусства», «Золотое Руно», в изданиях «Шиповника» и «Московского Книгоиздательства». В 1915 г. он участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси наряду со многими другими художниками своего времени.
После Февральской революции Билибин создал эскиз с изображением двуглавого орла, который использовался в качестве временного символа Российской республики.
После октябрьского переворота художник уезжает в Крым, где живёт до сентября 1919 года. До декабря 1919 года он находится в Ростове-на-Дону, затем с отступлением Белой армии попадает в Новороссийск. 21 февраля 1920 г. на пароходе «Саратов» Билибин эвакуировался из Новороссийска.
Пороход прибыл в Египет, поэтому с 1920 г. Билибин жил в Каире. В феврале 1923 г. Билибин женился на художнице Александре Васильевне Щекатихиной-Потоцкой, приехавшей к нему в Каир вместе с сыном Мстиславом. Летом 1924 г. путешествовал с семьёй по Сирии и Палестине. В октябре 1924 г. поселился в Александрии.
В августе 1925 г. Билибин переехал в Париж. В это время он готовил блистательные декорации к постановкам русских опер, художника приглашали оформить балет Стравинского «Жар-птица» в Буэнос-Айресе. В 1934-1935 гг. создал для оперных постановок Пражского Национального театра и Городского театра в Брно декорации и костюмы к «Сказке о царе Салтане» и «Сказанию о невидимом граде Китеже» Н. А. Римского-Корсакова. Выполнял иллюстрации к русским сказкам, сказкам братьев Гримм, сказкам Тысячи и одной ночи.
Со временем Билибин захотел вернуться на родину. В 1935-1936 гг. он участвовал в оформлении советского посольства в Париже, создал монументальное панно «Микула Селянинович». В 1936 г. художник на теплоходе «Ладога» вернулся в Советский Союз и поселился в Ленинграде. Он преподавал во Всероссийской Академии художеств, продолжал работать как иллюстратор и художник театра.
После начала Великой Отечественной войны отказался эвакуироваться и умер в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 г. в больнице при Всероссийской Академии художеств от истощения. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.
***
7 февраля 1943 г. – В Ленинград на Финляндский вокзал по трехсотметровому низководному мосту через Неву, построенному воинами-железнодорожниками всего за 10 суток, паровозная бригада машиниста И. Пироженко провела первый поезд с продовольствием с «Большой Земли» от сибиряков и уральцев для блокадного Ленинграда.
Поезд этот пришел на Финляндский вокзал по «Дороге победы» – железнодорожной ветке, проложенной в том самом месте, где войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду 18 января 1943 г.
***
7 февраля 1956 г. – В поселке Таскудук Джамбейтинского района Уральской области, Казахская ССР родился Николай Саинович Майданов (1956-2000). Советский, казахстанский и российский военный лётчик, полковник, Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации (один из четырёх человек, удостоенных обоих званий).
Николай Саинович родился в семье казаха и немки в поселке Таскудук Джамбейтинского района Уральской области, Казахская ССР. После окончания школы поступал в Актюбинское высшее лётное училище гражданской авиации, но из-за того, что его друг был забракован врачебной комиссией, поступать в училище отказался. Срочную службу проходил в Группе советских войск в Германии.
После окончания службы в 1976 г. поступил в Саратовское высшее военное авиационное училище лётчиков. После окончания училища служил в Южной группе войск, Одесском, Забайкальском и Туркестанском военных округах. Летал на вертолётах Ми-6 и Ми-8.
В 1984 г. был направлен в первую командировку в Афганистан. Второй раз в Афганистан Майданов был направлен в 1987 г. Принимал участие в десантных операциях в районах Панджшера, Ташкудука, Мазари-Шарифа, Газни, Джелалабада. Всего за время командировок в Афганистан Майданов совершил 1250 боевых вылетов. Общий налёт составил 1100 часов. Лично вывез с поля боя 85 раненых солдат и офицеров, перевез до 1000 десантников и 100 тонн грузов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1988 г. за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, Николаю Саиновичу Майданову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11582).
В 1992 г. окончил Военно-воздушную академию имени Ю. А. Гагарина. После распада СССР продолжил службу в Вооруженных силах Республики Казахстан в должности командира 157-го отдельного транспортного вертолётного полка в городе Тараз.
В 1997 г. Майданов переехал с семьей в Россию и поступил на службу в авиации Сухопутных войск Российской Федерации. Командовал вертолётным полком Ленинградского военного округа, дислоцированным под Санкт-Петербургом в поселке Агалатово.
В 1999-2000 гг. командир 325-го отдельного транспортно-боевого вертолётного полка полковник Н. С. Майданов принимал участие в антитеррористической операции российских войск в Чеченской Республике.
28 января 2000 г. при проведении боевой операции полковник Майданов был смертельно ранен и скончался в кабине боевой машины, до последнего борясь за жизни находящихся на борту и пытаясь посадить вертолёт. Газета «Труд» писала:
«При выполнении боевой задачи в Чечне по десантированию штурмовой группы в районе Аргунского ущелья был обстрелян вертолёт, который пилотировал командир части Герой Советского Союза полковник Николай Майданов. Как сообщили в Минобороны, несмотря на тяжёлые ранения, полковник Майданов выполнил поставленную задачу – дотянуть до аэродрома, однако на то, чтобы посадить машину, у него не осталось сил. От полученных ранений полковник скончался в кабине своего вертолёта, который посадил его помощник. Инцидент произошел в пятницу, 28 января. В Минобороны сообщили, что похороны полковника Майданова пройдут в среду в Санкт-Петербурге.
В 2000 г. Николаю Майданову было присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).
Похоронен в Санкт-Петербурге на Аллее Героев Серафимовского кладбища.
***
7 февраля 1960 г. в Москве скоропостижно скончался Игорь Васильевич Курчатов (1903-1960).
Советский физик, «отец» советской атомной бомбы. Трижды Герой Социалистического Труда (1949, 1951, 1954). Академик АН СССР (1943), доктор физико-математических наук (1933), профессор (1935). Основатель и первый директор Института атомной энергии (1943-1960). Главный научный руководитель атомной проблемы в СССР, один из основоположников использования ядерной энергии в мирных целях. Лауреат Ленинской премии и четырех Сталинских премий.
Подробнее о его жизни и судьбе рассказано в Историческом календаре с датой 21/8 января.
***
7 февраля 1968 г. – в Москве умер Иван Александрович Пырьев (1901-1968). Советский кинорежиссёр, сценарист, актёр. Основатель и первый председатель Союза кинематографистов СССР. Народный артист СССР. педагог, общественный деятель; народный артист СССР (1948), лауреат шести Сталинских премий (1941, 1942, 1943, 1946, 1948, 1951).
Его музыкальные кинокартины «Богатая невеста» (1937), «Трактористы» (1939), «Свинарка и пастух» (1941), «В 6 часов вечера после войны» (1944), «Сказание о земле Сибирской» (1947), «Кубанские казаки» (1949) снискали всенародную популярность, принесли ему почетные звания, премии и награды, но также и репутацию «лакировщика» действительности. Во всех этих фильмах главные роли исполнила его жена, актриса Марина Ладынина.
В 1950-1960 гг. отошел от жанра кинокомедии, экранизировав произведения Ф. М. Достоевского «Идиот» (1958), «Белые ночи» (1959), «Братья Карамазовы» (1968). По результатам опроса читателей журнала «Советский экран» его экранизации «Идиота» и «Братьев Карамазовых» были признаны лучшими фильмами года. Последний фильм был завершён после его смерти исполнителями главных ролей Кириллом Лавровым и Михаилом Ульяновым. В 1954-1957 гг. был директором киностудии «Мосфильм». После долгих попыток сумел добиться организации творческого союза кинематографистов.
Иван Пырьев умер 7 февраля 1968 г. на 67-м году жизни во сне, вернувшись со съемок «Братьев Карамазовых». Медицинское освидетельствование установило шесть инфарктов, перенесенных «на ногах» во время работы. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
***
7 февраля 1969 г. – В Ростове-на-Дону умерла Епистиния Федоровна Степанова (1882-1969). Русская женщина, восемь сыновей которой погибли на войне, сражаясь за свою Родину, девятый сын умер от полученных на фронте ран. Кавалер орденов «Мать-героиня» и Отечественной войны I степени. Одному из сыновей, самому младшему – Александру, которого в семье ласково звали Мизинчиком, посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
***
7 февраля 2008 года умер Гай Ильич Северин (1920-2008). Генеральный конструктор НПП «Звезда», Герой Социалистического Труда (1982), академик РАН, доктор технических наук, профессор, учёный в области систем жизнеобеспечения экипажей самолетов и космических кораблей, повышения эффективности боевых самолётов. Создатель лучшего в мире катапультного кресла К-36, спасшего жизни более тысячи летчиков, иногда в самых невероятных ситуациях, и уникальных космических скафандров серии «Орлан», в течение 40 лет используемых нашими и зарубежными космонавтами. Мастер спорта СССР, двукратный чемпион СССР по горнолыжному спорту, почетный член президиума Федерации горнолыжного спорта России.
Гай Ильич Северин родился в поселке Чудово Новгородской области. Был вторым ребёнком в семье. Брат Владимир – на два года старше. Отец работал в системе совхозов НКВД и семья часто меняла место жительства. В 1939 г. они переехали под Алма-Ату. Там в горах Ала-Тау под руководством старшего брата Володи Гай познакомился с альпинизмом и спуском на самодельных лыжах с гор.
Когда в 1942 г. в Алма-Ату эвакуировали Московский авиационный институт (МАИ), Гай учился в девятом классе. Он сдал экстерном экзамены за десятый класс и в возрасте 16 лет поступил в МАИ. В 1942 г. институт действительно вернулся в военную Москву. Гай получил место в общежитии, днем учился, а по ночам вместе со всеми дежурил на крышах, чтобы при авианалетах тушить «зажигалки».
Учился Гай хорошо, но и спортом занимался очень активно. Кроме знакомого с детства альпинизма Гай занимался ещё гимнастикой, академической греблей, волейболом. Больше всего ему нравился горнолыжный спорт и когда его товарищ Лёня Юрасов, член спортклуба МАИ – альпинист, горнолыжник – организовал в институте секцию горных лыж, Гай сразу в нее записался. Катались они на трофейных немецких лыжах с Воробьевых гор. Кроме Воробьёвых гор, ездили тренироваться на горнолыжную базу, расположенную недалеко от железнодорожной станции «Турист».
В 1947 г. Гай уже участвовал в первенстве «Буревестника», потом стал призёром первенства Москвы, и спортклуб МАИ отправил его в Кировск на чемпионат СССР. Хотя призёром он там не стал, но вошёл в десятку лучших горнолыжников страны. В 1948 г. он во второй раз поехал на чемпионат СССР, который проходил тоже в Кировске, где победил в скоростном спуске.
В 1947 г. студент 5 курса МАИ Гай Северин узнал, что в Лётно-Исследовательском институте, расположенном в подмосковном поселке Стаханово, вскоре переименованного в город Жуковский, открылась школа лётчиков-испытателей. И попав туда, он сможет осуществить свою давнюю детскую мечту! «Ну, что ж, значит, нужно туда поступить!» — решил Гай, и добился распределения в ЛИИ.
На чемпионате СССР 1950 г. который проводился в Чимбулаке, недалеко от родительского дома, он снова стал чемпионом в скоростном спуске. После этой победы в Чимбулаке, когда Гай стал двукратным чемпионом СССР, он понял, что ему пора сделать выбор, чему посвятить свою дальнейшую жизнь – профессиональному спорту или работе в авиации.
Северина включили в группу, которая проводила исследования аэродинамических характеристик самолётов на летающих моделях. И он настолько глубоко вошёл в эту тему, что ему поручили докладывать результаты проведенных исследований знаменитому авиаконструктору С. А. Лавочкину.
В 1950 г. его перевели из лаборатории Матвеева, в лабораторию № 24, в отдел систем заправки топливом в полёте. В этот период он много летал в качестве ведущего инженера на самолётах Ту-2, Ту-4, Ту-16, Ил-28. Это дало ему возможность в полной мере ощутить и понять работу лётчиков, созданию максимально комфортных условий для деятельности которых, он посвятил всю свою дальнейшую жизнь.
Благодаря своей энергии, инженерному и организаторскому таланту, а также удивительной работоспособности, Гай быстро поднимался по служебной лестнице. Еще до защиты диссертации, в 1954 г. он стал начальником отдела. Такие должности в ЛИИ занимали только маститые учёные, а ему было лишь 28 лет. Вскоре Гая назначили начальником лаборатории № 24. И это ни у кого не вызвало удивления, потому что, кроме таланта инженера, он ещё обладал уникальным чутьем, необходимым руководителю – что надо делать и по какому направлению идти для скорейшего достижения нужного результата.
В конце 1950-х гг., после успешного запуска первого Советского спутника по инициативе Северина начались исследования по спасению и спуску на землю отработанных ступеней ракет. В то же время появилась острая необходимость в надёжных средствах спасения лётчиков скоростных военных самолётов. Использовавшиеся катапультные кресла первого поколения, созданные самолётными ОКБ, уже не обеспечивали надёжное спасение экипажа.
Ведущая роль лаборатории Северина в создании ряда катапультных кресел ни у кого не вызывала сомнений. Недаром в списке Лауреатов Ленинской премии за 1965 г. «За разработку и внедрение в серийное производство всережимных катапультных кресел для боевых самолётов», из тринадцати человек – трое сотрудники ЛИИ, во главе с Севериным.
Лаборатории Северина было предложено заняться проблемой приземления, а также аварийного спасения космонавта. появилась необходимость в катапультном кресле. После детального анализа требований к креслу космонавта, инженеры лаборатории Северина пришли к выводу, что их можно полностью удовлетворить, модифицировав уже разработанную капсулу. Так постепенно окончательно сформировался облик катапультной системы корабля «Восток», обеспечивающей как аварийное спасение космонавта, так и его штатное приземление после завершения космического полёта.
После успешного полета Гагарина, Г.И. Северин за участие в разработке и за руководство испытаниями системы приземления и спасения космонавта космического корабля «Восток», проведённых в ЛИИ, был награждён Орденом Трудового Красного Знамени.
В январе 1964 г. Гай Ильич Северин после семнадцати лет работы в Лётно-Исследовательском институте, вступил в новый этап своей жизни, став Главным конструктором завода № 918, впоследствии – знаменитой «Звезды» – ему было только 38 лет!
В краткой статье невозможно перечислить все открытия, изобретения, приборы и устройства, созданные творческим гением Северина. Подробнее о его делах можно прочитать в интернете…
До конца своих дней Г. И. Северин оставался на посту руководителя НПП «Звезда», был таким же энергичным, полным планов на будущее энтузиастом своего дела. Но нелепая случайность оборвала жизнь этого замечательного человека.
3 февраля 2008 г. на 82-м году жизни, катаясь на горных лыжах на Боровском кургане, он неудачно упал на трассе и сломал ногу, а 7 февраля, после успешной операции, неожиданно скоропостижно скончался в больнице от оторвавшегося тромба. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве,
Добавьте комментарий