Жития святых

СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА МАРИНА (МАРГАРИТА) АНТИОХИЙСКАЯ

СВ. ВМЦА МАРИНА. АКАФИСТ. ЖИТИЕ. М. 2002 г. ОБЛОЖКА
СВ. ВМЦА МАРИНА. АКАФИСТ. ЖИТИЕ. М. 2002 г. ОБЛОЖКА

Великомученица Марина является одной из наиболее чтимых святых Церкви Христовой. Ее прославляют, ей молятся восточные и западные христиане. Тому есть особые причины, ибо слава ее и подвиги превосходят славу многих великих святых мужей и жен Вселенской Церкви. Богу было угодно, чтобы юная дева, которая «могуществом силы Его» (Еф. 6, 10) изумила мир явлением удивительной силы веры, и до сего дня изумляет своим житием всякого, кто познакомится с ним.

Любовь святой Марины к Богу, ее вера и дерзновение столь велики, что после жесточайших пыток, когда все тело страдалицы было истерзано мучителями, пятнадцатилетняя отроковица умолила Бога подвергнуть ее неслыханному испытанию: она упросила Бога дать ей сразиться с диаволом и одолеть его с помощью Божией.

СВ. ВМЦА МАРИНА. АКАФИСТ. ЖИТИЕ. М. 2002 г.  ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
СВ. ВМЦА МАРИНА. АКАФИСТ. ЖИТИЕ. М. 2002 г. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

И все это совершилось: надменный и лукавый князь мира сего был попран девической стопой и вынужден был открыть правду о том, как губит он человеческие души: от самого духа тьмы люди узнали, как овладевает он человеком. Голос юной невесты Христовой донес нам через многие столетия свидетельство огромного, непреходящего значения. Свидетельство великомученицы и ее подвиг особенно важны в наши дни для утверждения веры в Истинного Бога и укрепления православных христиан в духовной брани.

О подвигах великомученицы Марины нам известно из подлинных древнейших мученических актов, дошедших до наших дней. Кроме того, страдания ее описал очевидец событий блаженный Феотим. Феотим стал свидетелем славного мученичества святой Марины и ее казни. Ему удалось купить у скорописцев (тахиграфов) протоколы суда – дословные записи допросов и приговора святой Марине. Используя эти ценнейшие документы, а также по личным своим воспоминаниям Феотим продиктовал писцу Евфимию все, что он видел и слышал о святой мученице, так что его свидетельство стало основой для последующих житий.

СВ. ВМЦ. МАРИНА. АКАФИСТ. ЖИТИЕ. М. 2002 г.  БЛАГОСЛОВЕНИЕ
СВ. ВМЦ. МАРИНА. АКАФИСТ. ЖИТИЕ. М. 2002 г. БЛАГОСЛОВЕНИЕ

При составлении жития великомученицы Марины древние греческие агиографы в X–XI веках исключили подробности беседы святой Марины с диаволом, и в течение тысячелетия они были забыты. Сегодня житие великомученицы раскрывает нам ее поистине великий и неповторимый подвиг. (Это полное житие святой Марины опубликовано издательством «Скиния» в Москве: А. В. Бугаевский, игумен Владимир (Зорин). Житие и страдания святой великомученицы Марины. Страдание и чудеса святой великомученицы Параскевы. М., 1999. Как пишут составители жития, оно подготовлено по дошедшим до нашего времени греческим и латинским рукописям, включая уникальные памятники рубежа IV–V веков.) Открытая брань и победа святой девы Марины над сатаной – единственное из дошедших до нашего времени подобных свидетельств.

Великомученица Марина совершила свой подвиг во времена гонений, бывших при правлении императора Диоклетиана (284–305) и его соправителя императора Галерия (285–311). По свидетельству древних писателей и многих историков, это было самое тяжкое и жестокое гонение. Но в то же время оно стало и последним в Римской империи. Современным читателям не всегда бывает понятно, почему с такой жестокостью уничтожали христианство и христиан в Древнем Риме. Поэтому мы предваряем житие святой Марины кратким очерком истории последнего в языческом Риме гонения на христиан.

ГЛАВА I

ГОНЕНИЕ НА ХРИСТИАН ВО ВРЕМЕНА ПРАВЛЕНИЯ ИМПЕРАТОРА ДИОКЛЕТИАНА (284–305 гг.)

ПОРТРЕТ РИМСКОГО ИМПЕРАТОРА ДИОКЛЕТИАНА. МРАМОР. III в.РИМ
ПОРТРЕТ РИМСКОГО ИМПЕРАТОРА ДИОКЛЕТИАНА. МРАМОР. III в.РИМ

20 ноября 284 года римская армия провозгласила императором Валерия Диоклетиана, бывшего вольноотпущенника, который прошел путь от простого легионера до командира императорской гвардии протекторов. Двадцать один год правил он империей, после чего отрекся от престола в пользу выбранных им же самим наследников. Конец своего правления Диоклетиан ознаменовал кровавой расправой над христианами. «То была страшная тризна, справленная язычеством по себе самом, потому что это был канун триумфа христианского общества над языческим». (А. П. Лебедев. Эпоха гонений на христиан. М., 1994).

Эти гонения кажутся противоречием с прежней политикой Диоклетиана. В продолжение девятнадцати лет своего царствования он не трогал христиан. Более того, христиане занимали государственные должности, были они среди высших провинциальных чиновников и в армии. Даже в самой императорской семье христиане имели могущественных покровителей. Приска, супруга Диоклетиана, и его дочь Валерия, супруга кесаря Галерия, были расположены к христианству так, что избегали участия в приношении языческих жертв, и только государственное и общественное положение удерживало их от принятия христианства.

ИЛЛИРИЯ. ДВОРЕЦ ИМПЕРАТОРА ДИОКЛЕТИАНА
ИЛЛИРИЯ. ДВОРЕЦ ИМПЕРАТОРА ДИОКЛЕТИАНА

Церковный историк Евсевий восклицает: «Благосостояние христиан с течением времени при Диоклетиане упрочивалось, с каждым днем приходило в силу и величие, и никакая ненависть не стеснила его, никакой злой демон не был в состоянии вредить». Изучавший эту эпоху знаменитый историк Буркхардт заметил о Диоклетиане, что «он остался бы для нас одним из величайших римских императоров, спасителем цивилизации и государства, глубокомысленнейшим судиею потребностей своего времени, если бы он умер в 302 году, то есть накануне гонений». (А. П. Лебедев. Эпоха гонений на христиан. М., 1994).

Действительно, итоги его царствования впечатляют. Он восстановил стабильность империи, реорганизовал административную систему, увеличил вдвое численность армии, урегулировал финансовое положение. Практически прекратились многочисленные до этого бунты и восстания. Принимая в свои руки правление империей, Диоклетиан желал восстановить силу и величие государства и в течение многих лет проводил государственные реформы. Одним из главных принципов его реформ было восстановление римской религии во всем ее прежнем величии и блеске. Он хорошо понимал, что обширные государственные реформы нуждались во внутренней силе для поддержки, иначе они были бы внешними и искусственными.

Сам Диоклетиан был убежден, что языческие боги призывают его укрепить расшатавшееся царство. Современники говорят, что задолго до своего провозглашения он узнал от одной прорицательницы о своем назначении быть императором. Поэтому Диоклетиан все свои реформы ставил в отношения с культом богов. Этот тиран служил язычеству религии с такой же преданностью, с какой впоследствии и Юлиан Отступник. Диоклетиан смотрел на себя, как на верховного жреца древней римской религии, в этом он видел залог благоденствия и процветания государства.

Гонение на христиан Диоклетиан начал с сознанием того, что новая религия, способная попрать языческих богов, угрожает и незыблемости империи. Поэтому христиане не могли ждать от него пощады.

Христианское общество, пользуясь продолжительным спокойствием после гонения императора Валериана (253–259), умножилось в числе, выросло и окрепло, но в то же время начало терять свою силу. Вот как пишет об этом Евсевий: «От полноты свободы течение наших дел христианских, превратилось в медленное и вялое. Мы начали друг другу завидовать, друг с другом ссориться и при случае поражать один другого стрелами слова едва ли не так же, как и оружием. Предстоятели начали нападать на предстоятелей, массы христиан возмущаться против масс, постыдное лицемерие и притворство достигли высшей степени зла». (Евсевий. Церковная история. VIII. 2).

Все это не могли не видеть и язычники. И все же сами христиане не давали никаких поводов власти для гонений. Напротив, они слушались голоса своих пастырей и оказывали повиновение языческой власти, воздавая «кесарево кесарю». Во время правления Диоклетиана христиане служили в армии, ясно сознавая, что это долг истинных патриотов своей земной отчизны. Более того, епископ Феона в письме к Лукилиану пишет, что сам император вверил охрану своей персоны христианским воинам. В армии Диоклетиана был целый легион (6000 воинов), так называемый Фиваидский, состоящий из христиан. Так что борьба с христианством стала заключительным звеном в программе реформ римского государства.

Диоклетиан пытался сначала устроить внутреннюю жизнь империи, а потом уже обрушился на христиан. Это решение становится еще более понятным, когда мы узнаем о его личном негативном опыте влияния христианской религии на языческий культ. В одном из сохранившихся документов император Константин Великий вспоминал, как жрецы, вернувшись от оракула Аполлона в храме Бранхидов, сообщили, что оракул молчал, так как «был под воздействием происходящего на земле». Когда Диоклетиан спросил, что означает эта фраза, ему ответили: «Христиане, конечно». Есть свидетельства, что даже когда тайные христиане, сопровождавшие императора, мысленно совершали крестное знамение, оракул либо молчал, либо не давал нужных ответов.

В феврале 303 года был объявлен первый указ против христиан, предписывающий разрушать церкви до основания, священные же книги истреблять огнем; христиане лишались гражданских должностей и права жаловаться в судах, то есть оставались без покровительства законов и права голоса в публичных делах. Вскоре издан был второй указ с новыми требованиями в отношении христиан. По нему предстоятели церквей «заключались в оковы» и, как пишет Евсевий, «темницы, первоначально предназначенные для убийц и злодеев, наполнились везде епископами, пресвитерами, диаконами, чтецами, так что осужденным за злодеяния не оставалось в них и места». (Евсевий. Церковная история. VIII. 2. 6). Христиан стали обвинять в возмущениях против власти, а предстоятелей церквей считали тайными вождями и подстрекателями к этим восстаниям.

Вслед за этим в императорском дворце дважды вспыхнул пожар. Язычники обвинили христиан в поджоге. Подозрения императора к христианам усилились, и он разрешил применять пытки ко всем христианам, подозреваемым в измене. В том же 303 году последовал третий указ, по которому все духовенство, заключенное согласно требованию второго указа в тюрьмы, должно было приносить языческие жертвы под угрозой пыток при отказе. Однако в конце 303 года была объявлена амнистия, причиной которой было двадцатилетие царствования Диоклетиана: по ней все арестанты освобождались из тюрем. Твердо решив уничтожить христианство, Диоклетиан, хотя и позволил подвести их под амнистию, вскоре с еще большей силой возобновил гонения, как только кончился праздник, посвященный его двадцатилетнему царствованию.

В следующем 304 году появился последний, четвертый указ против христиан. Современник так описывает его содержание: «Посланы были царские грамоты, в которых заключалось повеление всем (христианам) поголовно приносить жертвы и делать возлияния богам». (Евсевий. О палестинских мучениках. Гл. 3). Этим указом объявлялось повсеместное гонение на христиан. Из-за этого последнего указа пролилось более всего крови христиан, хотя состоял он всего из двух строчек. Указ действовал восемь лет, до 311 года. То было требование подчинения государству в вопросах веры. Но это было абсолютно неприемлемо для христиан. От них требовали отречения от своей веры, требовали приносить жертвы и возлияния перед статуями языческих богов и императора. В случае отказа следовали пытки и казнь. Гонение было начато по личной инициативе императора, и потому Диоклетиан вошел в историю как один из величайших врагов христианской веры и Церкви Христовой.

После ухода Диоклетиана императором стал его зять Галерий. Он не издавал новых грозных указов против христиан, гонение продолжалось на основании прежних указов Диоклетиана. Но при новом правлении гонение потеряло всякую цель и стало бессмысленным изуверством. Христиан гнали, мучили, казнили главным образом потому, что они лишены были покровительства законов.

Евсевий пишет, что в последующие годы на востоке империи всех христиан привлекали к принесению жертв; христиан было приказано вносить в списки и вызывать поименно для исполнения обряда языческого жертвоприношения. Товары, продаваемые на рынках, окроплялись жертвенными возлияниями. Было изобретено даже такое средство: сочинены были какие-то акты Пилата, в которых Христос описывался в весьма непристойных чертах. Списки с этих листов прибивались на столбах, но этого показалось мало: школьным учителям приказано было диктовать эти акты, а ученикам заучивать наизусть. Тем самым в молодом поколении хотели воспитать ненависть к христианству. (Как все это похоже на то, что делалось в нашей Отчизне во времена богоборчества. Диавол во все времена использует те же испытанные методы: ложь, насилие, убийства).

Современник Диоклетиана христианский историк Лактанций пользуется словами великого римского поэта Вергилия, чтобы описать это гонение: «Если б у меня была сотня уст и железный язык, то я не мог бы исчислить все роды зол, не мог бы хотя поименовать все наказания». Гонения Диоклетиана и Галерия были самыми жестокими и массовыми,– но это были последние гонения, которые предпринималось с осознанным намерением полностью истребить христиан в Римской империи. Однако результатом их стало укрепление Церкви, потому что отрекшиеся стали требовать повторного принятия их в общины после того, как испытания остались позади, а многие язычники, пораженные мужеством христиан, обрели истинную веру. К этому времени среди населения империи уже не было такой вражды к христианам, как прежде.

Когда гонения достигли своего апогея, ужас объял многих, казалось, что мир христианский вот-вот поколеблется, но эти гонения стало агонией язычества, которое завершилось торжеством христианства. В царствование Галерия Рим сделал уступку христианам, признав христианскую религию. Сам гонитель Галерий, наученный жестоким опытом, издал указ 311 года, прекращающий гонения. Подписав такой указ, император, а вместе с ним и языческий мир заявил о своем полном бессилии в борьбе с христианством. Указ, прекращающий гонения, гласил: «Мы хотели прежде, чтобы христиане возвратились к древним законам и общественным учреждениям римлян. Христиан обуяла такая притязательность, поработило такое безумие, что они отнюдь не хотели следовать древним уставам. Мы позволяем христианам исповедовать свою религию и строить дома для их богослужебных собраний». Христианство «позволено» – «religia licita» – вот формула указа Галерия. Теперь языческий император ждет от христиан молитв. Последние слова указа звучат так: «За такое наше снисхождение христиане должны молить своего Бога о нашем здравии и общественном благоденствии».

Христианские историки утверждают, что поводом к этому указу послужила ужасная, мучительная болезнь Галерия, которая свела его в могилу и в которой император увидел перст Божий, наказывающий его за преследование христиан.

Гонения эти ясно показало, что все меры против христиан, даже пытки и убийства, оказались бессильны, и потому благоразумнее было прекратить кровопролитие, уничтожавшее граждан империи. Христиане остались верными своей религии, невзирая ни на какие угрозы, пытки, лишения. Евсевий вспоминает, что после указа ворота темниц отворились и заключенные в них христиане возвращались в свои дома. С пением и ликованием проходили они по городам и селам, радость светилась в их глазах. Христиан освобождали также и от принудительных работ. «Даже прежние убийцы,– пишет Евсевий о язычниках,– видя это неожиданное чудо, радовались о случившемся». А через два года явился знаменитый Миланский эдикт Константина Великого. Свет луны уступил место свету солнца.

ГЛАВА 2

ГОРОД СВЯТОЙ МАРИНЫ – АНТИОХИЯ ПИСИДИЙСКАЯ

Святая Марина родилась в Антиохии Писидийской или Галатийской. Это был пограничный город между Фригией и Писидией. Ко времени св. апостола Павла город был отнесен к римской провинции Галатии. Он располагался в самом сердце Малой Азии, в маловодной горной местности северо-восточней гор Тавра. О его былом великолепии и поныне свидетельствуют величественные развалины римских храмов, площадей, триумфальной арки Августа, римского акведука.

Основанная сирийским властителем Селевком I Никатором (312–280 гг. до Р. Х.) и названная в честь его отца, Антиоха в 189 году до Р. Х. Аннтиохия стала свободным городом (с избираемой администрацией). В 24 году до Р. Х. город стал столицей римской провинции. Жители с особым статусом граждан Рима занимали главенствующее положение; местные уроженцы пользовались меньшими правами. Языком общения являлся греческий – международный язык в восточной части империи. В 11 году до Р. Х. город превратился в римскую колонию – место поселения солдат-ветеранов.

Являясь оживленным торговым центром с хорошо развитым кожевенным промыслом, удобно расположенным на торговом пути из Ефеса к Киликийским воротам, Антиохия привлекала к себе многочисленных иудейских торговцев, которые построили здесь синагогу. Кроме того, в городе размещалось множество гражданских и военных учреждений.

Антиохия была центром почитания бога плодородия Мена, которого изображали в образе воина с бычьей головой и во фригийском колпаке. Мессианские ожидания, оживившиеся в эпоху императора Октавиана (первого носителя титула Август; 31 г. до Р. Х. – 14 г. по Р. Х.) и позволившие отождествить бога Мена с императором, сменились после смерти Августа глубоким разочарованием.

Апостолы Павел и Варнава впервые посетили Антиохию во время своего первого миссионерского путешествия (около 48 г. по Р. Х.) и основали там христианскую общину, которая, утвердившись, по обыкновению, при иудейской синагоге, оказывала сильное влияние на всю округу. Эта церковь состояла преимущественно из принявших христианство язычников. Во всяком случае, у апостола Павла появились серьезные противники среди осевших в Антиохии иудеев (Деян. 14, 19; 2 Тим 3, 11). В ее столице – Антиохии – после субботней проповеди в местной синагоге почти все горожане заинтересовались словами Павла. Однако руководители синагоги и начальство города изгнали Павла и Варнаву из своих пределов (Деян. 13, 14–52). Хотя евреи и отвергли Евангелие, но писидийский народ принял его (Деян 13, 49). Новообращенные Павлом и Варнавой ученики «исполнялись радости и Духа Святого». Из Антиохии Слово Божие распространилось «по всей стране» – Писидии.

На обратном пути апостол Павел вновь побывал в Антиохии (Деян. 14, 21); возможно, он еще раз посетил этот город в начале своего второго путешествия (51–52 гг. по Р. Х.). Именно в Антиохии Писидийской был построен первый храм в честь святого апостола.

Развалины располагавшейся некогда на нескольких холмах высотою до 1200 метров Антиохии Писидийской, называемой римлянами Кесарией Антиохийской, находятся ныне около современного турецкого города Ялвач (Yalvaç). Кстати, в Археологическом музее Ялвача выделен отдельный зал, историческая информация и экспонаты которого посвящены апостолу Павлу.

В 713 году Антиохия Писидийская в результате очередного нападения арабов была разрушена и полностью утратила военное, политическое и торговое значение. Сегодня только руины напоминают о былой славе города, где когда-то были тщательно построены каменные дороги, улицы с колоннами и действовали общественные здания, водопровод, бани.

На Писидийской земле прославились многие святые: мученик Порфирий Антиохийский (Писидийский); святые мученики Вианор и Силуан; cвятитель Киндей, епископ Писидийский; обличавший иконоборческую ересь святитель Георгий Исповедник, епископ Антиохии Писидийской и другие. Среди прославленных чудотворных икон Божией Матери есть иконы Антиохийская и Писидийская.

ГЛАВА 3

ЖИТИЕ СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ МАРИНЫ

Святая Марина происходила из знатной семьи, ее отец Эдесий был языческим жрецом. Мать Марины умерла, когда девочке исполнилось двенадцать лет. После этого отец отдал свою единственную дочь на воспитание кормилице, которая жила в поместье его жены в пятнадцати семеях (семея – греческое название римской мили, равной 1478,17 метрам) от города.

От своей кормилицы Марина впервые услышала о Христе. Юная дева была прекрасна телом и еще прекраснее душой. Она всем сердцем восприняла то, что посеяла кормилица, и искала любого случая, чтобы услышать новые свидетельства о Христе. Во время начавшихся тогда гонений многие христиане скрывались в пещерах и небольших селениях, но проповедь христианства не прекращалась. Марине удалось встретиться с одним из таких христиан-проповедников. От него узнала она о спасительном учении Христа и жизни вечной. С тех пор Марина помышляла только о том, чтобы побольше узнать о Христе и научиться жить по Его заповедям. Она скорбела, что не может немедленно принять крещение, так как ни в городе, ни в окрестностях его, ввиду гонений, не было ни одного священника, который мог бы совершить Таинство.

К пятнадцати годам любовь ко Христу так пламенела в ее сердце, что она желала только одного – причаститься мученичеству и пролить свою кровь во имя этой любви. Марина открыто исповедовала свою веру пред людьми и высмеивала культ идолов, хотя и знала, что может разделить судьбу гонимых и мучимых христиан. Она была готова принять муки и желала пролить свою кровь за Христа, чтобы креститься ею, как купелью крещения.

Вскоре Эдесий с ужасом узнал, что его дочь уверовала во Христа, и отрекся от нее. Это было тяжелым испытанием для Марины, но она осталась твердой в исповедании веры и возложила все надежды на Господа, испрашивая сил и благословения, чтобы послужить Ему.

В течение трех лет юная дева укреплялась в вере и любви к Богу. Она слышала о многих святых мучениках, положивших души свои за Господа, и ей хотелось подражать им. В своих молитвах, которые сохранил описатель ее подвига, есть такие слова: «Владыко Человеколюбче, Ты знаешь мою слабость и немощь человеческой природы. Укрепи меня против супостата, дабы я попрала его и прославила Тебя во веки. Аминь». И Господь услышал эту молитву, избрав юную деву для прославления имени Своего.

Как-то Марина вышла с подругами из города посмотреть на пасущихся в поле овец. В это время по дороге из Асии в город Антиохию ехал епарх (правитель) провинции Олимврий. Согласно указам императора Диоклетиана, епарх объезжал писидийскую область для розыска и казни христиан. Увидев Марину, он был очарован красотой девушки и решил взять ее себе в жены, если она дочь свободного гражданина, а если рабыня, то выкупить ее у хозяина и сделать своей наложницей. Олимврий приказал воинам привести девицу к нему.

Марина поняла, что пришло время ее страданий за веру и стала молиться:
«Господи Иисусе Христе, Боже мой! не оставь меня и не дай погибнуть душе моей! Да не одолеют меня враги мои, да не осквернится слух мой их лукавыми речами, да не уступит ум мой их скверным соблазнам, да не устрашится сердце мое их страшных угроз. Не попусти вере моей быть вверженной в грязь и в тину, чтоб не порадовался диавол, ненавидящий добро, но пошли мне помощь с высоты Своего Престола, дай мне премудрость, дабы я укрепилась силой Твоей и без страха отвечала на вопросы мучителя. Ей, Господи мой, призри милостию в этот час на меня; вот я теперь как овца среди волков, как птица среди ловцов, как рыба в сетях; прииди и избавь меня от козней вражиих!»

Воины вернулись к правителю и сообщили, что девица молится Христу. Олимврий приказал подвести к нему девушку и спросил:
– Как твое имя, красавица, где твоя родина и какой ты веры?

Марина рассказала епарху о себе и о своем происхождении. Отбросив боязнь, она смело объявила, что верует во Христа, Единого Бога, Творца Неба и земли, что соединена с Ним сердечной любовью и иного жениха не желает.

Тогда Олимврий приказал своим слугам вести девушку в город, надеясь отвратить ее от Христа и склонить к вступлению в брак. Прибыв в Антиохию, Олимврий по языческому обычаю принес жертвы богам и торжественно воздал хвалу императорам, державшим скипетр Римской державы.

На следующий день правитель повелел жителям города собраться на главную площадь. Сам он прибыл в сопровождении отряда копьеносцев и воссел на судейском месте (трибунале). По его приказу первой привели на допрос Марину. Олимврий со сладострастием смотрел на девушку, все более разгораясь к ней плотским чувством. Он предложил ей принести жертву богам, обещая сделать ее богатой и знатнейшей из женщин города.

Когда Марина отказалась, епарх стал угрожать:
– Если ты послушаешься моего совета, то тотчас на глазах у всех граждан удостоишься великой чести: я возьму тебя в жены, все тебя будут уважать, как мою возлюбленную супругу, и я дам тебе почет и славу, а ты принесешь мне радость и усладишь мою жизнь! Если же ты не послушаешь меня и отвергнешь любовь мою к тебе, то знай, что испытаешь много зла: ты заставишь меня, хоть я и не хочу этого, мучить тебя и погубить твою редкую красоту, здоровье и сладостную жизнь, ты подвергнешься жестоким, нестерпимым мукам и погибнешь от огня и железа!

Святая отвечала:
– Не надейся, епарх, переменить мою веру во Христа на ваше безверие – ни ласками, ни угрозами: я верная раба моего Владыки, пострадавшего добровольно за меня. Если Он за меня претерпел распятие на Кресте и смерть, не щадя Своего пресвятого тела, принятого от Пречистой Девы Марии, то и я должна за Него пострадать и умереть, нимало не щадя своего грешного тела и здоровья. Не думай испугать меня своими угрозами: я готова на всякие муки и на смерть. Укрепит меня Тот, на Кого надеюсь. А что ты мне говоришь о супружестве, почете, славе и богатстве, то все это для меня противно и мерзко. Неужели я оставлю Бессмертного Жениха моего Христа, Царя Небесного, и вступлю в брак с тобой?.. Никогда!

Услышав такие слова, епарх оскорбился, разгневался и тотчас приказал воинам сорвать с девушки одежды, растянуть ее на скамье и бить палками. Палачи привязали Марину и долго били ее, так что тело разрывалось от ран, и кровь текла на землю. Глашатай во время пыток повторял:
– Марина, принеси жертву богам…

Но святая, укрепляемая Божественной благодатью, просила Господа: «Не остави меня, Господи, Иисусе Христе, пошли целебную росу и исцели мои раны. Помоги мне, ибо ради Тебя я претерпеваю эти страдания».

Многие горожане проникались жалостью, наблюдая, как жестоко мучают такую красивую девушку, и говорили Марине:
– Исполни повеление епарха, и он избавит тебя от смертоносных пыток. Мы видим, что ты невинное дитя. Твой Бог простит тебя, ибо ты уже немало за Него пострадала.

Марина с укором отвечала им:
– Лукавые советники и злые помощники, вы стараетесь соблазнить меня. Как древний змей подал Еве лукавый совет в раю, так вы теперь советуете мне отступить от Бога моего. Пусть тело мое погибнет, зато душа упокоится со святыми девами, уневестившимися Христу. Многие люди познают через меня Истинного Бога и Спасителя. А вашим богам, глухим и немым, я не верю и жертв им не принесу!

Обращаясь к Олимврию, святая Марина сказала:
– Делай дела отца твоего сатаны, пес бесстыдный. Я же исполню заповеди моего Владыки Жениха Христа. Видя мою женскую немощь, ты напрасно надеешься сломить меня силой. Я готова на любые муки, ибо мне помогает Христос.

Слова Марины еще более уязвили самолюбие отвергнутого епарха, и он приказал прибить клинками к столбу тело мученицы и строгать его железными крюками. Палачи обступили агницу Христову и начали рвать ее тело железом. Страдалица подняла глаза к небу и обратилась к Богу: «Окружили меня враги мои, замышляя зло против меня, но Ты, Господи мой, призри на меня и помилуй меня, пошли мне помощь Животворящего Твоего Духа. Пусть Он умудрит меня исповедать пресвятое имя Твое до последнего издыхания, пусть даст мне крепость мужественно противиться диаволу и слугам его, чтобы я одолела и посрамила их; удостой меня быть образцом для любящих Тебя и хранящих свое девство ради Тебя, чтоб стать мне вместе с ними по правую сторону во время праведного суда Твоего!»

Тем временем мучители продолжали терзать тело святой. Даже епарх не мог смотреть на эти кровавые истязания: он закрыл лицо плащом и отвернулся. Все присутствовавшие изумлялись терпению Марины. Уставшие от своей кровавой работы палачи удалились в седьмом часу, так как по римским законам запрещено было допрашивать и пытать заключенных после шести часов вечера.

Епарх снова обратился к Марине:
– До каких же ты пор будешь упорствовать, Марина? Вот уже и тело твое растерзано; хоть теперь согласись принести жертву богам, или завтра я прикажу казнить тебя.

– Мерзкий убийца,– ответила Марина,– ты пожираешь человеческое мясо и притворяешься, будто жалеешь меня! Я сама себя не жалею ради Христа, не пощадившего Себя, но отдавшегося за меня на бо́льшие муки. Если я послушаю твоего безумного совета и пощажу свое тело, то как же увенчается моя душа в Царстве Небесном?

После этих слов епарх велел отнести Марину в темницу для осужденных на смерть. Других заключенных там не было. Но в ту ночь ее навестил Феотим, будущий описатель подвига святой. (В латинском тексте жития Codex Casinensis указано, что вместе с Феотимом Марину навестила и ее кормилица). Он передал Марине через окно хлеб и воду. Это было промыслительно, потому что Феотим стал свидетелем поединка святой Марины с диаволом и смог поведать о нем людям.

В темнице Марина обратилась к Богу с молитвой:
«Боже Вышний, Тебе предстоят со страхом все Небесные Силы, и все Начала и Власти трепещут пред лицом Твоим, и всякое создание Твоей всемогущей Силой сохраняется, изменяется и обновляется. Ты – Надежда ненадежных, Отец сирот и Праведный Судия. Ты, Владыка, призри с небесной высоты, с престола славы Своей на меня, смиренную, непотребную и недостойную рабу Твою: на Тебя надеюсь, к Тебе прибегла я и страдаю Твоего ради имени. Призри, Благоутробный, и исцели мое тело, израненное, как разорванное одеяние, обнови мою душу и сохрани ее для Твоего Царства. Дай мне увидеть врага рода человеческого, воюющего против меня. Пусть он лицом к лицу станет предо мной. Ты Судия и Властитель живых и мертвых – так суди между мной и диаволом. Избавь меня от погибели. Помоги мне одолеть его Твоей непобедимой Силой и отправь сатану в преисподнюю. Ты – Бог, Хранящий надеющихся на Тебя, Благословенный во веки. Аминь».

Господь исполнил молитву святой Марины и показал ей противника всех людей – диавола. В первый раз диавол явился Марине в темнице, в ночь после первого дня пыток, когда она молилась,– как уточняет коптская версия жития – сложив руки крестообразно. После сильного землетрясения здание темницы покачнулось. Внезапно перед Мариной появилось чудовище пестрой окраски, похожее на дракона. Из ноздрей его выходило пламя и густой дым. Зубы чудовища сверкали, а язык был кровавого цвета. До самой шеи дракона обвивало множество змей.

Чудовище стало кружиться вокруг Марины, шипело, свистело, наполняя темницу нестерпимым зловонием. Девушка затрепетала от ужаса, но скоро опомнилась, преклонила колени и обратилась к Богу:
«Боже Невидимый, от Твоего взгляда высыхает море и разверзается бездна. Ты смирил силу ненавидящего добро змея; Ты поставил пределы аду и освободил заключенных в нем. Не попусти, Господи, ныне одолеть меня злому бесу, бешеному зловонному чудовищу. Помоги мне победить это исчадие ада. Пусть снизойдет на меня сладость и милость Твоего Святого Духа».

Слова Марины привели чудовище в бешенство. Дракон пытался проглотить Марину, но святая осенила себя крестным знамением: чудовище рванулось и с великим шумом упало, а чрево его расселось. Дракон лежал мертвым на полу темницы, а святая Марина осталась целой и невредимой.

В это мгновение Марина увидела самого сатану – Вельзевула, который сидел в левом углу темницы и был черным как ночь. Святая снова обратилась к Богу:
«Воспеваю и славлю Тебя, Господа Вседержителя и Всемогущего Творца. «Буду радоваться и веселиться о милости Твоей» (Пс. 30, 8). О Царь царей, правителей, властей и неисчислимых сил, Ты возвысил мой крест. Благодарю Тебя, Господи, за то, что Ты дал мне, рабе Твоей Марине, воочию увидеть врага рода человеческого, воюющего против меня, и посрамить нечистого. Силой Святого Твоего Духа Ты укрепил мою веру, попрал дерзкого и надменного беса, явившегося в образе дракона.
Ныне Ты явил мне самого сатану. Дабы низвергнуть миродержца в преисподнюю, я призываю Тебя – Святой, Бессмертный, Мудрый и Кроткий Христос. Ты – Краеугольный Камень, прибежище и твердыня Твоих рабов; Ты – моя несокрушимая Крепость и Надежда на вечную жизнь. Ты – Жезл мой и Лествица, возводящая меня к Отцу. Ты Милостивый и Человеколюбивый Бог, да будет имя Твое прославлено во веки. Аминь».

Когда святая произнесла «Аминь», диавол воскликнул:
– Замолчи, Марина! Это я послал своего родственника Руфа (Руф (по латыни – «рыжий») – местное языческое божество.) в образе дракона, чтобы он убил тебя, но ты своими молитвами повергла его, а теперь и меня хочешь погубить. Прекрати воевать с нами. Пощади и не причиняй мне зла, ведь я явил великие дела.

Признав, что в образе дракона Марина повергла Руфа, своего сородича, «князь бесовский» приступил ко второму натиску – физическому. Но святая Марина укрепила себя знамением креста и вступила в борьбу с диаволом. Особенность, отличающая великомученицу Марину от других святых дев и даже мужей, состоит здесь в том, что сатане – в отличие от людей – Марина оказывает активное физическое сопротивление. Она не только молится, но еще и атакует диавола всеми подручными средствами, и победа оказывается на ее стороне. Продолжая творить молитвы, Марина вдруг заметила лежащий в углу темницы медный молот. Схватив его, она начала бить им сатану по голове, удерживая его за волосы (или за рога).

Диавол упал на землю и воскликнул:
– Горе мне, горе!

Марина поставила правую ногу ему на шею и, продолжая наносить удары молотом, произнесла:
– Отступи от меня, беззаконный отец геенны, ибо я агница Распятого и Воскресшего Христа, сотворившего все Своей Премудростию.

Вдруг кровля над темницей раскрылась, и необычайный яркий небесный свет воссиял среди ночи, а посреди темницы появился Крест, достигавший неба. Над Крестом святая увидела белоснежного голубя, который произнес:
– Радуйся, Марина, сохранившая непорочными тело и душу для Бессмертного Жениха и славно украсившая девство мученичеством. Радуйся, блаженная, силою Животворящего Креста повергшая мерзкого беса. Радуйся, добропобедная, ты свяжешь до скончания века и другого ненавистного врага – сатану. Радуйся, Марина, ибо тебе уготован нетленный венец и открыты двери рая.

Марина ощутила несказанную радость после этих слов. Ее истерзанное тело исцелилось. Язвы покрылись кожей, боль исчезла: она почувствовала себя совершенно здоровой и начала благодарить Господа:
«Благодарю Тебя, Господи, за то, что Ты посетил в темнице Твою рабу. Слава Тебе, укрепившему меня силою Своей. Господи, основавший землю на водах, дай омыться в них, ибо святое Крещение есть баня бессмертия. Прими меня, крещеную кровию, в Твой брачный чертог вместе с мудрыми девами».

– Мир тебе, Марина,– послышался голос свыше,– ничего не бойся. Вскоре Я возьму тебя к Себе. А теперь, Марина, изучи помышления сатаны, испытай его сердце и свяжи навеки.

Беседа, в которую Веельзевул вступает с девушкой, представляет собой третий натиск сатаны. Здесь под личиной откровенности рассказа о своих злодеяниях он вновь пытается увлечь ее в те грехи, которым юная девушка противостоит.

Когда голубь поднялся к небу, святая обратилась к демону:
– Скажи, нечистый дух, как твое имя, откуда ты происходишь, и открой мне свои помыслы. (Появление Вельзевула в видимом образе воочию перед святой Мариной, ее противоборство с ним и вынужденная «исповедь» сатаны – важнейшая часть жития великомученицы и вообще единственный сохранившийся в древних житиях подобный текст. Связанный святой Мариной, Вельзевул вынужден был открыть тайны той борьбы, которую ведут демоны против рода человеческого. Благодаря великомученице Марине православные люди могут увидеть страшную опасность, которую представляют демоны, осознать необходимость противостоять искушениям и прилогам духов злобы и обрести веру в то, что с Божией помощью подвигом жизни всякий христианин может победить диавола.)

– Имя мое Вельзевул, – ответил тот. – Прошу тебя, Марина, убери ногу с моей шеи, и я откроюсь тебе.

Святая сняла ногу с демона, и он начал говорить:
– Изначально Бог сотворил меня светлым Ангелом и поставил во главе Ангельских чинов. Но из-за моего злого произволения Всевышний лишил меня этой благой доли. Я был низвергнут во тьму вместе с воинством ангелов-отступников и стал сатаной. Я один из властителей мрачных злых духов, противостоящих Богу. Я князь тьмы, Вельзевул, предводитель бесов. Мы, демоны, бестелесны, поэтому не ходим по земле, как люди, а мгновенно переносимся в любой среде.

Я искривляю пути Господни,– продолжал демон,– со всем рвением клевещу на людей, а людям – на Бога и потому прозван диаволом. («Диавол» в переводе с греческого означает «клеветник»). С помощью враждебных воздушных духов мы разжигаем в людях гнев, лишаем их разума и побуждаем к беззаконию. Мы склоняем народ к клевете, коварству, воровству, убийству, всевозможным злодеяниям и постыдным порокам. Демоны стремятся смутить и потревожить каждого человека, всем всегда и во всем противостоять, побеждать людей и править ими.

Мы воюем всюду, где слышим о праведных делах. Я заставляю сомневаться даже святых, изменяю их рассудок, смущаю сердце, и ночью, во время сна, влагаю в них желания. Когда они всенощно молятся, я помещаю свою главу в их головы и совращаю ум. Я внушаю праведникам нечистые помыслы: принимая эти помыслы, они оскверняются и впадают в прегрешения. После грехопадения я вселяю в их сердца робость и уныние. Я, Вельзевул, немало награбил: отнял плоды трудов у многих святых, многих праведников совратил. Побежденные мной люди предают забвению мудрость и получают вместо сладости горечь, а вместо благоухания – запах гнили. Я вкладываю в их сердца горящий огонь страсти, и грех становится острым мечом, ранящим души.

Я насмехаюсь над всяким человеком, стремящимся к распутству, помрачая его ум, делаю гордым и надменным. Я стараюсь уловить в свои сети всех людей, но особенно подобных тебе – непорочных и чистых дев. Против них, призванных Создателем к чести и славе, мы используем зависть и злобу. Я нападаю на девственниц и придумываю, как страстью блуда увлечь их в пропасть отступничества и погибели.

Многих святых я испытывал. Но никто никогда не мог победить моего сородича Руфа – ты одна одолела его. И никто никогда не ставил свою ногу на мою шею, а ныне ты повергла меня. Ты была для меня ничто – словно прах и пепел, но после того, как темницу озарил светоносный крест, Дух Святой вселился в тебя, и я вижу в тебе другое подобие.

Великие мужи покорялись мне, а теперь я попран и посрамлен юницей Христовой, слабой по природе пятнадцатилетней отроковицей. Если бы меня одолел могучий муж, я не испытал бы такого позора. Это поражение особенно велико, ибо твой отец и все твои предки слушались меня, во всем следуя моей воле. Ты же, Марина, противостала своему роду, воспротивилась их вере и превзошла свою немощную природу, выдержав величайшие испытания. Я удивляюсь твоей мудрости. Ты доказала мне свое превосходство и одержала надо мной великую победу. Заклинаю тебя, Марина, могучим и славным Престолом, не связывай прежде срока мою волю…

Открыв по принуждению Марине свою истинную природу, отец лжи Вельзевул решил, как свойственно ему всегда, обмануть святую. Мудрая Марина сразу почувствовала, что дух злобы, вынужденно рассказав о своем коварстве и злодеяниях, стал примешивать к правде выдумки и вздор. (Для примера приведем отрывок из древнего текста «исповеди» Вельзевула, в котором тот пытался обмануть святую: «Сатанаил взял в жены дочь Зевса, и так стала она совершенным бесом. Сатанаил смешался с ней, как андрогин, и произвел из себя прежде рождения яйца, а из этих яиц вышли злые бесы… Со времен Соломона мы сохранялись в сосудах, заключенных печатью сатаны. Когда же пришли вавилоняне, мы произвели пламя из кувшинов. Они, увидев пламя, решили, что в медных сосудах находится золото, и открыли их, дабы завладеть сокровищем. Так мы освободились и убежали в поднебесье»).

Но и здесь Марина победила диавола.
– Умолкни, – сказала святая демону, – я не дам тебе лгать и говорить лишнее. Полезно было узнать о тайнах, которые ты невольно открыл мне в своей «исповеди». Но по своему диавольскому высокомерию ты стал хвастать и подменять ненавистную тебе истину вымыслом. Ты лжец и обманщик.

Марина сотворила над демоном крестное знамение,– в это время земля разверзлась и святая дева произнесла такие слова:
– Ступай в адскую бездну до Страшного Суда, пока не дашь ответ за души, которые ты погубил.

Бездна поглотила Вельзевула, а Марина, преклонив колени, стала на молитву, по окончании которой земля сотряслась и сомкнулась.

После таких видений и откровений Марина провела оставшуюся часть ночи в торжестве и радости. Наступил новый день, ставший последним в ее земной жизни.

Утром епарх Олимврий приказал привести из темницы мученицу на допрос. Едва ли не половина города собралась посмотреть на то, как закончится жизнь юной христианки, не подчинившейся мучителям. Увидев Марину со светлым лицом, совершенно здоровой и невредимой, даже без следов вчерашних истязаний, епарх изумился и недоумевал, как это могло случиться. Удивлялись и язычники, собравшиеся на зрелище: некоторые превозносили Силу Христову, иные же считали это результатом колдовства.

Епарх обратился к Марине с такими словами:
– Видишь, Марина, как наши боги заботятся о тебе! Они сжалились над твоею юностью и красотой и исцелили тебя от ран. Нужно и тебе в благодарность за полученное благодеяние принести им жертвы; а еще больше тебе нужно быть подражательницей и преемницей своего отца: он служил богам в сане жреца и тебе нужно стать жрицею, и служить им всю жизнь.

– Не подобает мне оставить Бога моего Истинного и Живого и служить ложным и мертвым богам вашим; наоборот, тебе необходимо познать Единого Бога Небесного и уверовать в Него, видя на мне такую силу Его: ты вчера растерзал меня на части, а Он ныне сразу сделал меня здоровой и невредимой! Он – Всемогущий Врач душ и тел человеческих!

Но епарх еще более ожесточился и повелел подвесить мученицу на во́роте и жечь горящими свечами. Марина терпела все и молилась Богу. Когда же ее, едва живую сняли с ворота, она громко сказала:
«Господи! Ты сподобил меня за имя Твое пройти через огонь, сподоби пройти и через воду святого крещения, и, омытую от грехов, введи меня в покой Твой».

Мучитель же, услышав, что Марина упомянула о воде, сказал:
– Хочет пить, окаянная, надо напоить ее,– после чего повелел принести огромный чан с водой и бросить святую в него вниз головой, чтобы утопить. Пока палачи наполняли сосуд водой, святая взывала к Богу с мольбой:
«Господи, Иисусе Христе, выводящий из оков, разрешающий узы смерти и ада и поднимающий из гробов манием Божественной Силы Твоей! Призри на рабу Твою и расторгни узы мои! И пусть эта вода будет мне желанным святым крещением на рождение в жизнь вечную, чтобы, совлекшись ветхого человека, я облеклась в нового и явилась к Тебе в одежде брачной в Твой чертог!»

Воины бросили Марину в чан с водой, но вдруг затряслась земля и веревки, которыми связали мученицу, развязались. Над главой Марины засиял столп света, на вершине которого находился Крест, и явился виденный ею прежде белый голубь, который сел на верху Креста. И снова раздался голос, который слышали многие из собравшихся:
– Мир тебе, невеста Христова Марина, ныне ты примешь неувядающий венец добродетели от руки Господней и почиешь в Царстве Небесном вместе со святыми.

Собравшийся народ стал славить Христа, ибо многие уверовали в Него после всего виденного. Олимврий испугался и повелел обезглавить тех людей, которые во всеуслышание объявили себя христианами. В тот день за городом воины казнили 85 человек. (В некоторых списках жития святой Марины упоминается число казненных от пяти до пятнадцати тысяч человек, кроме женщин и детей. Эта цифра маловероятна, так как близка к общей численности большого города того времени. Скорее всего, речь идет о количестве уверовавших во Христа, а не о казненных за исповедание веры).
Епарх боялся, что при новых пытках святая Марина сотворит такие чудеса, которые обратят ко Христу всех жителей города. Он понял, наконец, что ни ласками, ни угрозами, ни муками не сможет отвратить Марину от веры во Христа, и потому приказал отсечь ей главу. Спекулатор (спекулатор – воин, приводивший в исполнение судебный приговор) по имени Малх в сопровождении воинов повел Марину на казнь за пределы города. Толпа горожан следовала за мученицей. Когда все подошли к месту казни, Малх вынул из ножен меч и обратился к Марине:
– Я вижу Христа в окружении множества Ангелов, которые приготовились тебя сопровождать. Вытяни шею и после удара мечом отправишься в Царство Небесное. Помяни меня там, ибо и я касался твоего святого мафория.

– Если ты видишь Бога,– сказала мученица,– то и сам ты недалеко от Царства Небесного. Прошу тебя, брат, позволь мне помолиться и попрощаться с народом.

– Молись Богу и говори с людьми, сколько пожелаешь,– ответил Малх.

– Братья и друзья мои,– сказала святая Марина,– помолитесь за меня Богу, чтобы мне достойно завершить земной путь. В мой последний час я прошу всех вас, старых и юных, быть стойкими в исповедании Христа. Тогда Бог приведет вас к познанию истины, просветит светом Своего лица, чтобы в конце жизненного пути вы не стыдились, а радовались перед Ним.

Затем Марина подняла руки к небу и обратилась ко Господу:
«Боже Всемогущий, исполни мою просьбу. Будь милостив ко всем, кто, услышав о моей мученической кончине, почтит память рабы Твоей Марины и обратится ко мне в молитвах. Отпусти их грехи, ибо Ты знаешь, что мы плоть и кровь. Помоги, Господи, им, если они впадут во искушение или окажутся в затруднительном положении, или будут судимы и попросят Тебя именем моим. Даруй им, Господи, победу над врагами, неправедно нападающими на них. Избавь от злых демонов всех христиан, призвавших имя мое на смертном одре, и да не приблизятся к ним бесы. Пусть во всем будет воля Твоя, как на Небе, так и на земле во веки веков. Аминь».

Когда святая Марина закончила слова молитвы, снова содрогнулась земля. Народ пал ниц на землю. Спекулатор Малх, уже обнаживший меч для казни мученицы, от страха выронил его. Светлое облако осенило святую, и пред ней предстал Господь с Ангелами. Увидев Спасителя, Марина затрепетала и припала к Его стопам.

– Здесь, Марина,– обратился Господь к Своей избраннице,– ты глава воинства Моего, ибо привела ко Мне множество народа. Ангелы унесут твою душу в рай, а на земле останутся твои святые мощи: от них совершатся многие милости и чудеса. В каждой церкви Ангелы будут служить тем, кто именем твоим призовет Меня.

Затем Христос распростер Свои руки над святой и сказал:
– Блаженна ты, Марина, ибо в свой смертный час ходатайствуешь о грешниках. Я дам им мужество победить диавола и, ради твоего мученического подвига и памяти о нем, исполню все, о чем ныне ты попросила Меня. Лукавый дух не приблизится к тем местам, где будут почивать твои мощи. Да будет там исцеление от всяких болезней, прощение грехов, мир и любовь Отца Истины.

Марина приказала Малху совершить казнь и подставила свою главу под меч. Но тот не решался исполнить приговор епарха. Тогда святая строго сказала ему:
– Сделай это, иначе не будешь иметь со мною части в Царстве Небесном.

Спекулатор поднял меч и одним ударом отсек главу святой, сказав:
– Господи, не осуди меня за кровь святой девы.

После казни святой Марины Малх бросился на свой меч и пал возле ее тела, став надгробной жертвой великомученице.

Так закончилось мученичество святой Марины. Верный почитатель ее Феотим умастил ароматами и благовониями тело великомученицы и перенес их в город Антиохию, в дом одной благочестивой сенаторши. У мощей святой Марины сразу после этого начались исцеления больных и одержимых злыми духами.

ГЛАВА 4

ПОЧИТАНИЕ СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ МАРИНЫ В ХРИСТИАНСКОМ МИРЕ

Традицию почитания Марины установил сам свидетель ее заточения казни (304 год), а затем и агиограф святой – Феотим. Впоследствии ее мощи были помещены в каменную гробницу в специально построенном молитвенном доме – мартирии, где каждый год в день памяти святой, служилась Божественная литургия и затем устраивалась трапеза в честь великомученицы. Основанием для признания Марины святой, как и на протяжении всей эпохи раннего христианства, являлась не формальная процедура канонизации, а многочисленные чудеса, совершающиеся от ее мощей.

На протяжении всего времени с момента появления жития святая великомученица Марина почитается в православных церквах Востока (день памяти – 17 июля по юлианскому календарю), а также в Коптской церкви. В Риме житие святой Марины было признано апокрифическим в 494 году Папой Римским Геласием I. Со своей стороны, восточнохристианские жития не упоминают о действиях Геласия; саму же святую они называют, как и гласят надписи на древних иконах, только одним именем – Марина. При большой схожести греческого и латинского текстов житий святую с некоторого момента начинают почитать в разных частях Европы под разными именами: ближе к югу и востоку под оригинальным именем Марина, а на Западе и Севере – как Маргариту. В средние века в Западной Европе ее почитание возобновляется под именем Маргариты Антиохийской.

В VIII столетии греческая императрица Мария перенесла часть мощей святой Марины в Константинополь. Они хранились в монастыре Пантепонта (Всевидца Христа) до взятия города в 1204 году крестоносцами. Другую часть мощей святой перенесли в 908 году из Антиохии в Тоскану (Италия) и положили в городе Монтефиасконе (ныне они находятся в соборе святой Маргариты, построенном в XIV веке).

Известно также, что в 1213 году некий Иоанн де Бореа взял в одном из монастырей Константинополя серебряный ларец с ладонью святой. Эти мощи спасли Иоанна от бури на морском пути в Венецию. Мощевик святой положили в венецианском храме святого Либерала, после чего саму церковь переименовали в честь святой Марины. Еще в XVII веке мощи оставались там. Видевший их вспоминает, что на ларце была греческая надпись: «Мощи святой великомученицы Марины». В XIX веке эту святыню перенесли в Венецию в храм святого Фомы.

В Католической церкви святая Марина (Маргарита) до принятия в 1969 году нового календаря входила в число так называемых «Четырнадцати святых помощников» – древних святых, почитание которых восходит ко времени эпидемии чумы в середине XIV века. На Западе ее почитают одной из трех святых дев вместе со святыми Варварой и Екатериной. В алтарных картинах ее изображают рядом с Девой Марией. Согласно преданиям, святую Марину особо почитали в своих походах крестоносцы, и она была одной из святых, являвшихся Жанне д’Арк.

Частицы мощей святой Марины разошлись по всему христианскому миру. Особую любовь к святой Марине имеют православные греки. В Греции воздвигнуто множество храмов в честь великомученицы, здесь хранится честная глава святой. Но, пожалуй, нигде не чтут святую Марину так, как на Святой Афонской Горе. Части ее мощей находятся среди святынь большинства афонских монастырей. Часть руки святой находится в монастыре Ксенофонт, левая рука с кистью – в Иверском монастыре, правая рука – в монастыре Дохиар, в монастыре Филофея – нога, в русском Пантелеимоновом монастыре – одно из ребер; крупные части мощей ее есть в Хиландаре и Эсфигмене.

Житие великомученицы стало основанием для благоговейного почитания ее святогорцами, ведь святая бросила вызов самому диаволу и Силою Божией победила князя тьмы. Делатели молитвы Иисусовой, монахи-святогорцы ведут непрестанную духовную брань с духами тьмы. Полтора тысячелетия здесь на Святой Горе по благодати Божией иноки противостоят диаволу и разрушают его планы непрестанной молитвой. Они мешают диаволу и его слугам властвовать в мире, поэтому так люто ненавидят бесы святогорцев и вообще всех избравших монашеский путь. Поэтому не случайно именно среди святынь Афона находится нога великомученицы Марины: та самая нога, которая попрала самого диавола.

В Зугдиди (Грузия) хранится часть руки святой. Частицы мощей великомученицы благоговейно хранятся и в России: в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, в московском храме Воскресения Христова (Сокольники) в ларце, принесенном со Святой Горы в 1863 году старцем иеромонахом Арсением.

В России одним из самых распространенных и любимых народом женских имен стало имя великомученицы Марины, оно уже давно воспринимается как традиционное русское имя. В «Реэстре о дамах и прекрасных девицах» из русских народных картинок XVIII века есть такие слова: «Промолвит, накормит Марина». И в поэзии ее имя прекрасно рифмуется с такими исконно русскими словами, как рябина, равнина.

Уже с IV столетия святая Марина почиталась как избавительница от напастей и бед, от неправедного суда и беззаконного приговора. Но особая область, где ее предстательство имеет необычайную силу,– защита от духов злобы, от нападений вражиих, от клеветы и наветов. В Афонском Проскинитарии (описание святых мест) 1701 года говорится, что от мощей великомученицы Марины исцеляются бесноватые и душевнобольные. Защищая от «клеветы, наветов и нападений вражиих», святая Марина, победившая диавола при жизни, более всего помогает людям, обуреваемым духами злобы, милосердствует она и о лежащих на смертном одре, отгоняя от них демонов. Святая Марина подает исцеление в различных болезнях, утешает скорбящих, помогает в преодолении греховных навыков и привычек, спасает от голода, сохраняя посевы от разгула стихий: града, ураганов, засухи, от нападений саранчи, гусениц и других насекомых.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Имя святой великомученицы Марины в переводе с латинского означает «морская». В древних латинских житиях и мученических актах ее называют также Маргаритой, под этим именем ее почитают западные христиане. Есть предположение, что Маргарита – это прозвище святой Марины, данное ей за красоту и благородство (от греческого и латинского слова «маргарита», то есть «жемчужина, перл»).

Последняя молитва великомученицы Марины была о тех христианах, которые будут обращаться к ней в свой трудный час:

«Боже Всемогущий, исполни мою просьбу. Будь милостив ко всем, кто, услышав о моей мученической кончине, почтит память рабы твоей Марины и обратится ко мне в молитвах. Отпусти их грехи, ибо Ты знаешь, что мы плоть и кровь. Помоги, Господи, им, если они впадут во искушение или окажутся в затруднительном положении, или будут судимы и попросят Тебя именем моим. Даруй им, Господи, победу над врагами, неправедно нападающими на них. Избавь от злых демонов всех христиан, призвавших имя мое на смертном одре, и да не приблизятся к ним бесы. Пусть во всем будет воля Твоя, как на Небе, так и на земле во веки веков. Аминь».

А теперь вложим в сердца наши и слова Спасителя, Который даровал Своей избраннице великое дерзновение и благодать помощи всем, кто обратится к ней:

«Блаженна ты, Марина, ибо в свой смертный час ходатайствуешь о грешниках. Я дам им мужество победить диавола и, ради твоего мученического подвига и памяти о нем, исполню все, о чем ныне ты попросила Меня. Лукавый дух не приблизится к тем местам, где будут почивать твои мощи. Да будет там исцеление от всяких болезней, прощение грехов, мир и любовь Отца Истины».

Вот почему столь велика благодатная сила мощей великомученицы – ведь по обетованию Самого Господа к ним не могут приблизиться духи злобы; молитва к ней отгоняет демонов от тех, кто находится на смертном одре. Ее могущественное предстательство помогает больным, скорбящим, страждущим обрести радость, любовь, покой, исполнение просимого. Эти слова Господа наполняют всех христиан радостью о том, что есть у нас дивная предстательница пред Богом, святая дева-мученица Марина, которая до скончания века останется скорой помощницей и заступницей всех почитающих ее и обращающихся к ней с мольбой. Она победила диавола при жизни, она помогает побеждать его и всем верным, всем любящим Бога и чтущим Его избранницу святую великомученицу Марину.

Подвиг святой Марины особенно важен для наших дней, как пример стояния в вере до смерти. Молитва ее ограждает и защищает души верных, и в первую очередь – православных жен и дев – от действа диавольского. Диавол и его слуги хорошо знают, что на русских женщинах лежит главная тяжесть противостояния греху и разрушению,– тому безумию, которое охватывает мир. Поэтому бесы и земные слуги диавола бьют в самое сердце, чтобы разрушить соборное единство народа, которое скрепляется женской любовью, хранением семьи и рода, связью с предшествующими поколениями. Обращение к св. великомученице Марине может помочь многим русским женщинам выстоять в том, о чем сказано в стихире по 6-й песни Канона Пресвятой Богородице: «скорбь бо обдержит мя, терпети не могу демонскаго стреляния…». Святая Марина поможет защитить наших женщин от «демонского стреляния»,– от нападений духов злобы поднебесных. Православным христианкам нужно постоянно молиться святой Марине, хорошо иметь при себе или носить на цепочке иконку или ладанку с ее изображением. И, конечно, читать постоянно предсмертную молитву Марины и по возможности – посвященный ей акафист.

Празднование в честь святой великомученицы Марины совершается один раз в году 17/30 июля.

3 комментария

Нажмите, чтобы оставить комментарий

  • Благодарю Вас за интересную и жизненно важную информацию для меня о великомученнице Марине- моем добрейшем Ангеле Хранителе, много мне стало понятно и самой себе и также ярче и сильней оосвятилась моя вера в Господа Нашего и Иисуса Христа и моя несокрушимая ненависть к сатане и его служакам поганым.
    Великомученица Марина, моли Бога за нас всех грешников! Аминь. Аминь. Аминь.

  • Спасибо за чудесное повествование. При рождении нарекли меня именем Марина. Очень постараюсь пройти те страшные испытания, которые даны мне Господом для укрепления веры. Помоги нам не сломиться, св. Марина.

  • Спаси Господи! Всех благ! Очень помогло мне в трудной ситуации,открылось многое в духовной жизни. Св. великомученица МАРИНА моли БОГА о нас грешных!

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

17 АВГУСТА — СЕМИ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ
СЕМЬ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ. ИКОНА. РОССИЯ. XVIIIв.
СЕМЬ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

17 АВГУСТА — ПАМЯТЬ СВЯТОЙ МУЧЕНИЦЫ ИИ
fialka1
ФИАЛКА. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

В здоровом теле здоровый дух,
На самом деле – одно из двух.
(Гринберг)

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

14 АВГУСТА – ПРОИСХОЖДЕНИЕ (ИЗНЕСЕНИЕ) ЧЕСТНЫХ ДРЕВ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ – ПРАЗДНЕСТВО ВСЕМИЛОСТИВОМУ СПАСУ И ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ
tutaev03
ПРЕЧИСТОМУ ТВОЕМУ ОБРАЗУ ПОКЛОНЯЕМСЯ, БЛАГИЙ…ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

14 АВГУСТА – ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ МАККАВЕЕВ, МАТЕРИ ИХ МУЧЕНИЦЫ СОЛОМОНИИ И УЧИТЕЛЯ ИХ МУЧЕНИКА ЕЛЕАЗАРА
 СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ МАККАВЕИ. ГРЕЧЕСКАЯ ИКОНА
СОЛОМОНИЯ, МАТЬ МАККАВЕЕВ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

10 АВГУСТА — ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ СМОЛЕНСКАЯ ОДИГИТРИЯ
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ОДИГИТРИЯ. ВИЗАНТИЯ. XIV в.
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ СМОЛЕНСКАЯ ОДИГИТРИЯ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

9 АВГУСТА — ВЕЛИКОМУЧЕНИКА И ЦЕЛИТЕЛЯ ПАНТЕЛЕИМОНА
СВ. ВМЧ. ПАНТЕЛЕИМОН. ИКОНА. XIII в. СИНАЙ
ЖИТИЕ И СТРАДАНИЯ СВЯТОГО СЛАВНОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ПАНТЕЛЕИМОНА

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

7 АВГУСТА 1921 Г. – ДЕНЬ КОНЧИНЫ АЛЕКСАНДРА БЛОКА
blok
А Смоленская нынче именинница,
Синий ладан над травою стелется.
И струится пенье панихидное,
Не печальное нынче, а светлое.
И приводят румяные вдовушки
На кладбище мальчиков и девочек
Поглядеть на могилы отцовские,
А кладбище – роща соловьиная,
От сиянья солнечного замерло.
Принесли мы Смоленской заступнице,
Принесли Пресвятой Богородице
На руках во гробе серебряном
Наше солнце, в муке погасшее, –
Александра, лебедя чистого.
1921 г.
Анна Ахматова

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

6 АВГУСТА — МЧЧ. БЛГВВ. КНЯЗЕЙ БОРИСА И ГЛЕБА, ВО СВ. КРЕЩЕНИИ РОМАНА И ДАВИДА
 СВВ. БОРИС И ГЛЕБ. ИКОНА. XIV в. МОСКВА
К ТЫСЯЧЕЛЕТИЮ ПАМЯТИ СВЯТЫХ КНЯЗЕЙ-СТРАСТОТЕРПЦЕВ БОРИСА И ГЛЕБА. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

13 ИЮНЯ - ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК