16 февраля – Память праведных Симеонa Богоприимца и Анны пророчицы.
***
16 февраля – Память святого равноапостольного Николая (Касаткина), архиепископа Японского (1912).
***
16 февраля 1446 г. – В ходе междоусобной войны ослеплен и сослан в Углич свергнутый русский Великий Князь Василий Темный (1415-1462).
***
16 февраля 1571 г. – Царь Иоанн Грозный утверждает первый в России воинский устав – «Приговор о станичной и сторожевой службе», разработанный воеводой Михаилом Воротынским. Основная цель «Боярского приговора…» – организовать оборону Русского царства на южных и восточных границах от вражеских набегов.
Задача была поручена самому опытному «воеводе от поля», руководителю всей обороны «крымской украины» князю Михаилу Ивановичу Воротынскому. Он начал с подробного изучения документов Разрядного приказа, касающихся службы на южной границе, «велел доискатись станичных прежних списков». Затем в Разрядный приказ были вызваны с «крымской украины» служилые люди, прежде всего те, кто имел большой опыт по охране границы, «преж того езживали лет за десять и за пятнадцать». Были привлечены к работе даже те, кто покинул службу по старости или увечью, но «наперед того в станицах и на сторожи изживали, или… в полону были, а ныне из полону вышли».
В январе-феврале 1571 г. «из всех украинных городов дети боярские, станичники и сторожи и вожи… к Москве все съехались», и «станичных голов и их товарищев станичников, и вожей, и сторожей велел государь распросити, а распрося расписати подлинно, из котораго города и по которым местом и до каких мест пригоже станицам ездити, и на которых местах сторожам на сторожах стояти…».
Обстоятельно расспросив опытных служилых людей, «как бы государеву станичному делу было прибыльнее», Воротынский «приговор велел написать». Одновременно на границу были посланы уполномоченные, чтобы лично убедиться в правильности расстановки сторожевых застав. По «украинным городам» ездили с той же целью воеводы и дьяки Разрядного приказа. После полуторамесячной работы 16 февраля 1571 г. был утвержден первый в истории России пограничный устав.
К катастрофическому по своим последствиям походу в мае 1571 г. результаты реформы еще не успели сказаться. Но уже в следующем году пограничная служба сыграла значительную роль в успехе действий русских войск, завершившихся решительной победой в битве при Молодях.
Основные положения «Боярского приговора о станичной и сторожевой службе» действовали более ста лет вплоть до того времени, когда Российское государство продвинулось далеко на юг, а армия была реорганизована на регулярной основе.
***
16 февраля 1722 г. – Император Петр I подписал «Указ о наследии престола»,
«Указ о наследии престола» отменял древний обычай передавать монарший престол прямым потомкам по мужской линии и предусматривал назначение престолонаследника по воле монарха.
Это было следствием борьбы Петра I с сыном царевичем Алексеем (вокруг которого группировалась оппозиция). После суда над царевичем Алексеем, которого обвинили в подготовке заговора против Петра I, и его гибели в казематах Петропавловской крепости у Петра II, внука Петра I и сына царевича Алексея Петровича не было никаких шансов занять российских престол. Однако смерть сына Петра от второго брака (Петра Петровича) неожиданно сделала сына царевича Алексея единственным претендентом на российский престол. Опасаясь прихода к власти партии противников реформ, чтобы не допустить внука к престолу (это означало бы возвышение рода первой жены Евдокии Лопухиной), 16 февраля 1722 г. Петр I подписал «Указ о наследии престола», согласно которому император назначал приемника по своему усмотрению, не считаясь с традициями «старшинства и крови». Но, несмотря на подписание указа, в истории России не сохранились какие-либо распоряжения Петра I о наследнике престола. Указ этот остался только на бумаге. Историки подозревают, что этим поручениям не был дан ход представителями ближайшего окружения императора, присутствовавшими у его смертного одра. Вдовствующая императрица Екатерина I утвердила своим наследником Петра II, на престол он взошел в возрасте 11 лет.
С указом Петра связана атмосфера борьбы за престол и дворцовых переворотов, характеризующая русский XVIII век. Кроме того, указ Петра I вызвал нервозность в народных массах: люди посчитали, что их могут заставить присягать Антихристу, этот суеверный страх привел к народным волнениям.
***
16/4 февраля 1831 г. – В Орловской губернии родился Николай Семёнович Лесков (1831-1895). Русский писатель и публицист, мемуарист.
В отличие от других крупных русских писателей своего времени, не принадлежал к столбовому дворянству; в сфере его интересов находились иные сословия. В лесковской прозе отразились традиции как духовенства (житийные мотивы, церковная книжность), так и мещанства (авантюрные сюжеты, лубочная культура). Часто работая в технике сказа, придавал большое значение нюансам интонации, установке на непридуманность рассказанного, избегал простановки однозначных оценок. В своих произведениях создал обширную галерею праведников из народа. Склонность Лескова к неожиданным развязкам (пуантам) ярко проявилась в святочных рассказах (см. цикл «Святочные рассказы») и новеллах-анекдотах.
Родился 16/4 февраля1831 г. в селе Горохово Орловского уезда. Отец писателя, Семён Дмитриевич Лесков (1789-1848), выходец из духовной среды, по словам Николая Семёновича, был «…большой, замечательный умник и дремучий семинарист». Порвав с духовной средой, он поступил на службу в Орловскую уголовную палату, где дослужился до чинов, дававших право на потомственное дворянство, и, по свидетельству современников, приобрел репутацию проницательного следователя, способного распутывать сложные дела. Мать, Елизавета Петровна Лескова (урожденная Алферьева, 1813-1886), была дочерью обедневшего московского дворянина.
В августе 1841 г. в десятилетнем возрасте Лесков поступил в первый класс Орловской губернской гимназии, где учился неважно: через пять лет он получил свидетельство об окончании лишь двух классов.
В июне 1847 г. Лесков поступил на службу в Орловскую палату уголовного суда, где до 1839 г. работал его отец, на должность канцелярского служителя. В июле 1848 г. от холеры умер отец Лескова. В конце сентября 1848 г. Н. С. Лесков получил должность помощника столоначальника Орловской палаты уголовного суда. В сентябре 1849 г. получает двухмесячный отпуск и уезжает в Киев, где подает прошение о переводе на службу в штат Киевской казённой палаты, куда и поступил 31 декабря 1849 г. Служил в Киевской казённой палате, занимая разные должности и дослужился в 1853 г. до столоначальника Киевской казённой палаты, прослужив на этой должности до сентября 1857 года. В июле 1856 г. произведен в губернские секретари.
В Киеве (в 1850-1857 гг.) Лесков посещал вольнослушателем лекции в университете, изучал польский язык, увлекся иконописью, принимал участие в религиозно-философском студенческом кружке, общался с паломниками, старообрядцами, сектантами.
В 1857 г. Лесков уволился со службы и начал работать в компании мужа своей тётки А. Я. Шкотта (Скотта) «Шкотт и Вилькенс». Здесь Лесков приобрел огромный практический опыт и знания в многочисленных областях промышленности и сельского хозяйства. По делам фирмы Лесков постоянно отправлялся в «странствования по России», что также способствовало его знакомству с языком и бытом разных областей страны. «…Это самые лучшие годы моей жизни, когда я много видел и жил легко», – позже вспоминал Н. С. Лесков. Летом 1860 г. вернулся в Киев, где занялся журналистикой и литературной деятельностью. Через полгода он переехал в Петербург.
В начале своей литературной карьеры Н. С. Лесков сотрудничал со многими петербургскими газетами и журналами, более всего печатаясь в «Отечественных записках, в «Русской речи» и «Северной пчеле». В начале творческой деятельности Лесков писал под псевдонимами. С начала 1862 г. Н. С. Лесков стал постоянным сотрудником газеты «Северная пчела», где помещал как передовые статьи, так и очерки, нередко на бытовые, этнографические темы, но также – критические статьи, направленные, в частности, против «вульгарного материализма» и нигилизма. Высокую оценку его деятельность получила на страницах тогдашнего «Современника».
Писательская карьера Н. С. Лескова началась в 1863 г., когда были напечатаны первые его повести. Именно в этих повестях проявился индивидуальный юмор Лескова, впервые стал складываться его уникальный стиль, разновидность сказа, родоначальником которого – наряду с Гоголем — он впоследствии стал считаться Лесков.
В 1864 г. вышел в свет первый его роман роман «Некуда». Этот роман на многие годы предопределил особое место Лескова в литературном сообществе, которое, в большинстве своем, склонно было приписывать ему «реакционные», взгляды. Ходили слухи, согласно которым роман был написан «по заказу» Третьего отделения. Это «гнусное оклеветание», по словам писателя, испортило всю его творческую жизнь, на многие годы.
В 1870 г. Н. С. Лесков опубликовал роман «На ножах», в котором продолжил зло высмеивать нигилистов, представителей складывавшегося в те годы в России революционного движения, в представлении писателя, сраставшегося с уголовщиной. Как отмечал Максим Горький, «…после злого романа «На ножах» литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, – он начинает создавать для России иконостас ее святых и праведников». Основными героями произведений Лескова стали представители русского духовенства, отчасти – поместного дворянства.
Роман-хроника «Соборяне», напечатанный в 1872 г. в «Русском вестнике» – это произведение, темой которого стало противодействие «истинного» христианства казенному, впоследствии привело писателя к конфликту с церковными и светскими властями. Оно же стало первым, «имевшим значительный успех». Одним из самых ярких образов в галерее лесковских «праведников» стал Левша («Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», 1881). В 1872 г. была написана, а год спустя опубликована повесть Н. С. Лескова «Запечатленный ангел», повествовавшая о чуде, приведшем раскольничью общину к единению с православием. В том же году вышла повесть «Очарованный странник» – повесть имела успех в официальных сферах и даже при Дворе. Создание галереи ярких положительных персонажей было продолжено писателем в сборнике рассказов, вышедшем под общим названием «Праведники». В 1880-х гг. Лесков создал также серию произведений о праведниках раннего христианства: действие этих произведений происходит в Египте и странах Ближнего Востока.
Публикация собственных сочинений для Лескова всегда была трудным делом, а в последние годы жизни превратилась в непрестанную муку. И всё же положение Лескова было поправлено изданием в 1889-1890 гг. у А. С. Суворина десятитомного собрания его сочинений (позже были добавлены 11-й том и посмертно –12-й). Издание было быстро распродано и принесло писателю значительный гонорар (в 1897 г. было переиздано А. Ф. Марксом).
Говоря о творчестве писателя, невозможно не обсудить его сложные отношения с Церковью. Он был христианином и – без всякого противоречия – но вместе с тем он был обличителем и жизни, уклада, общества Империи, выразителем христианской социально-освободительной правды. Он смотрел на Церковь и как писатель, как исследователь нравов и быта.
У Лескова много текстов, описывающих реальных служителей Церкви, прекрасных, истинно христианских пастырей. А вот его слова о Церкви:
«Мы имеем право считать ее [православную церковь]еще живою и способною возродиться и исполнять своё духовное служение русскому народу, а потому и говорим о ее нуждах».
«Более чем когда-либо верю в великое значение Церкви, но не вижу нигде того духа, который приличествует обществу, носящему Христово имя».
И в то же время православное духовенство, по его словам, вызывает к себе «неуважение своими доносами, нетерпеливостью, малосведущностью в Писаниях, так называемою “слабостью жизни”, любостяжанием и неумением чинно служить, что доходит у нас теперь до самых крайних пределов».
«Я не хочу ее [православную церковь] опорочить; я ей желаю честного прогресса от коснения, в которое она впала, задавленная государственностью, но в новом колене слуг алтаря я не вижу «попов великих»».
Мало у кого даже из самых известных писателей можно найти такое истовое желание изобразить хорошего человека, доброго и светлого. Князь Мышкин у Достоевского, Алеша Карамазов у Достоевского, Платон Каратаев у Толстого, да, но это не осознано как главная задача.
Лесков же видел в этом свою цель. Он никогда не мог от христианской темы отойти, он никогда ее не оставлял. В конце жизни он продолжал об этом писать. Многие написанные им истории все о том же: не обязательно быть крещеным, не обязательно быть правоверным, истина Христова может воссиять в любом сердце и в любой момент.
Он особенно современен, потому что он проповедует вещи, которые для нашего уха сегодня звучат нормально и привычно, а тогда, в XIX веке, это было не так. Смысл его проповеди в том, чтобы мы все время сомневались, чтобы думали, верили Христу и не всегда верили людям, верили Евангелию, а не его интерпретациям и задавали себе тот же вопрос: там ли спасение, где его чаем?
Федор Михайлович Достоевский – один из немногих творцов золотого века русской литературы, который открыто и ясно выразил свое восхищение стилем писателя. Достоевский признавался, что многое перенял у Лескова, прежде всего по части конструирования художественных образов, прорисовки характеров. Л. Н. Толстой называл Лескова «самым русским из русских писателей», а Чехов и Тургенев считали Николая Семеновича своим наставником.
Скончался Н. С. Лесков 21 февраля / 5 марта 1895 г. в Петербурге от очередного приступа астмы, мучившей его последние пять лет жизни. Похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.
«Самым скромным и дешевым порядком» просил Лесков организовать свои похороны и никогда не ставить на могиле «никакого иного памятника, кроме обыкновенного, простого деревянного креста».
После октября 1917 г. Лесков был объявлен «реакционным, буржуазно-настроенным писателем», и произведения его на долгие годы (исключение составляет включение 2-х рассказов писателя в сборник 1927 г.) были преданы забвению. Во время короткой хрущевской оттепели читатели наконец получили возможность вновь соприкоснуться с творчеством Лескова – в 1956-1958 гг. было издано 11-томное собрание сочинений писателя, которое, однако, не является полным. В 1989 г. первое собрание сочинений Лескова – также в 12 томах – было переиздано в «Библиотеке «Огонька»». первые по-настоящему полное (30-ти томное) собрание сочинений писателя стало выходить в издательстве «Терра» с 1996 г.
***
16/4 февраля 1838 г. – В Москве родился Александр Николаевич Веселовский (1838-1906). Русский историк литературы, профессор (с 1872), заслуженный профессор (с 1895) Петербургского университета, ординарный академик Петербургской АН (с 1881). Тайный советник. Брат литературоведа и академика Алексея Николаевича Веселовского.
В 1854 г. с золотой медалью окончил 2-ю Московскую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского университета. По окончании курса (1859) около года служил гувернером в семье русского посланника в Испании князя М. А. Голицына, побывал в Италии, Франции и Англии. В 1862 г. был командирован за границу для приготовления к профессорскому званию: более года занимался в Берлине; в 1863 г. изучал славистику в Праге, в Чехию и, наконец, в Италию, где пробыл несколько лет.
Защитил магистерскую и докторскую диссертации. Веселовский проявил редкие способности к языкам и, не будучи лингвистом в тесном смысле слова, усвоил большинство неоевропейских (средневековых и новейших) языков, широко пользуясь этим преимуществом для своих историко-сравнительных исследований. Вообще, в своих многочисленных и разнообразных трудах Веселовский выказывал замечательную эрудицию, строгость приемов критики в разработке материалов и чуткость исследователя (по преимуществу аналитика), который, конечно, может порой ошибаться в высказываемых гипотезах, но всегда основывал свои мнения на научно возможных и вероятных соображениях и приводил в подтверждение более или менее веские факты.
Доцент кафедры всеобщей литературы Московского университета (1870-1872). Экстраординарный профессор Санкт-Петербургского университета (с 1872); ординарный профессор (с 1879); заслуженный профессор (с 1895). Профессор Высших женских курсов (с 1872). В 1891 г. вышел первый том перевода Веселовского «Декамерона» Боккаччо.
Александр Николаевич Веселовский скончался 23 октября 1906 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга.
***
16/4 февраля 1854 г. – Основана крепость Верный (с 1921 г. – Алма-Ата, столица Казахстана в 1929-1997 гг.).
***
16/4 февраля 1893 г. – В имении Александровское, Смоленская губерния, Российская империя родился Михаил Николаевич Тухачевский (1893-1937). Маршал Советского Союза (1935). В 1914 г. окончил Александровское военное училище. Участвовал в Первой мировой войне, поручик. В 1915 г. попал в плен, бежал. С 1918 г. в Красной Армии. Во время Гражданской войны командовал армиями и фронтами. Принимал активное участие в разработке принципов и проведении военной реформы 1924-1925 гг. Затем командовал войсками ряда округов. С 1931 г. – зам. председателя Реввоенсовета СССР и начальник вооружений РККА. В 1934 г. становится заместителем наркома обороны, а с 1936 г. – 1-й зам. наркома обороны и начальник управления боевой подготовки. Сыграл большую роль в техническом перевооружении Красной Армии, развитии новых родов войск. С 11.05.1937 г. командующий войсками Приволжского военного округа. Арестован 26.05.1937 г. по обвинению в руководстве заговором в Красной Армии. Расстрелян 12.06.1937 г. Процесс по делу Тухачевского положил начало массовым репрессиям в РККА 1937-1938 гг.
В 1956 г. Главная военная прокуратура и Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР проверили уголовное дело Тухачевского и других вместе с ним осужденных лиц и установили, что обвинение против них было сфальсифицировано. Военная коллегия Верховного суда СССР под председательством генерал-лейтенанта юстиции Чепцова А. А., рассмотрев 31 января 1957 г. заключение Генерального прокурора СССР, определила: приговор Специального судебного присутствия Верховного суда СССР от 11 июня 1937 г. в отношении Тухачевского, Якира, Уборевича, Корка, Эйдемана, Примакова, Путны и Фельдмана отменить и дело за отсутствием в их действиях состава преступления производством прекратить.
***
16 февраля 1906 г. – В Петербурге на Театральной площади открывается памятник М. И. Глинке (скульптор Р. Р. БАХ). Памятник намеревались открыть в день столетия со дня рождения композитора в 1904 году, своевременно изготовили и установили на площади, но из-за русско-японской войны и революционных беспорядков церемонию пришлось отложить.
***
16 февраля 1908 г – В Петербурге открывается Психоневрологический институт за Невской заставой, основанный В. М. Бехтеревым (1857-1927).
Первый в мире научный центр по комплексному изучнию человека и научной разработке психологии, психиатрии, неврологии и других «человековедческих» дисциплин, организованный как исследовательское и высшее учебное заведение, ныне носящее имя В. М. Бехтерева.
***
16 февраля 1910 г. – В Петербурге закладывается Соборная мечеть на Кронверкском проспекте.
***
16/3 февраля 1912 г. – скончался святитель Николай Японский (в миру Иван Дмитриевич Касаткин; 1836-1912) – апостол Японии. Епископ Русской Православной Церкви; архиепископ Токийский и Японский (с 1906 г.). Миссионер, основатель Православной церкви в Японии, почётный член Императорского православного палестинского общества. Прославлен в лике святых как равноапостольный (1970); память – 3/16 февраля. За 52 года служения обратил в православие 33 тыс. японцев.
Родился 1/13 августа 1836 г. в Берёзовском погосте Бельского уезда Смоленской губернии в семье диакона. Окончил Бельское духовное училище и Смоленскую духовную семинарию. В числе лучших учеников в 1857 г. был рекомендован и на казённый счёт поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, где учился с 1857 до 1860 гг., когда, узнав, что есть вакансия на должность настоятеля церкви при недавно открытом русском консульстве в городе Хакодате (Япония), изъявил желание. По личному ходатайству митрополита Санкт-Петербургского Григория (Постникова) ему было предоставлено место в Японии, а также присвоена учёная степень кандидата богословия.
23 июня 1860 г. ректором академии епископом Нектарием (Надеждиным) пострижен в монашество с именем в честь святителя Николая Мирликийского. 30 июня рукоположен в иеромонаха. 2 июля 1861 г. прибыл в Хакодате. Первые годы своего пребывания в Японии самостоятельно изучал японский язык, культуру и быт японцев.
Из воспоминаний святителя: «Один Господь знает, сколько мне пришлось пережить мучений в эти первые годы. Все три врага спасения – мир, плоть и диавол со всею силою восстали на меня и по пятам следовали за мной, чтобы повергнуть меня в самом первом же темном и узком месте…
Я старался сначала со всею тщательностью изучить японскую историю, религию и дух японского народа, чтобы узнать, в какой мере осуществимы надежды на просвещение страны евангельской проповедью… Чем больше я знакомился со страною, тем больше убеждался, что очень близко время, когда слово Евангелия громко раздастся там и быстро пронесется из конца в конец империи».
Первым японцем, обращенным им в православие, несмотря на то, что обращение в христианство было запрещено законом, стал приемный сын синтоистского священнослужителя Такума Савабэ, бывший самурай, принявший крещение в числе двух других японцев весной 1868 г.
За полвека служения в Японии покидал ее только дважды: в 1869-1870 и в 1879-1880 гг. В 1870 г. по его ходатайству была открыта русская духовная миссия в Японии с центром в Токио, начальником которой был назначен иеромонах Николай с возведением его в сан архимандрита. 1873 г. стал определяющим в судьбе японского Православия: в этом году были отменены старые антихристианские указы. Проповедь Христа теперь могла стать открытой. В последующие годы число христиан-японцев продолжало увеличиваться. В 1875 г. был рукоположен первый священник-японец, а к 1878 г. их было уже шестеро.
17 марта 1880 г. определением Святейшего синода ему указано быть епископом Ревельским, викарием Рижской епархии, с откомандированием в Японию; 30 марта 1880 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры хиротонисан во епископа.
В процессе миссионерской деятельности отец Николай перевел на японский язык Священное Писание, другие богослужебные книги, создал духовную семинарию, шесть духовных училищ для девочек и мальчиков, библиотеку, приют и другие учреждения. Издавал православный журнал «Церковный вестник» на японском языке. Согласно рапорту Святейшему синоду, на конец 1890 г. православная церковь в Японии насчитывала 216 общин и в них 18 625 христиан. 8 марта 1891 г. был освящен кафедральный Воскресенский собор в Токио, называемый японцами Никорай-до (ニコライ堂). На освящении присутствовало 19 японских священников и более 4 тысяч христиан. Православный храм скоро стал достопримечательностью японской столицы.
Во время русско-японской войны остался со своей паствой в Японии, однако в общественных богослужениях участия не принимал, так как, согласно чинопоследованию богослужений (и благословению самого Николая Японского), японские христиане молились о победе своей страны над Россией: «Сегодня по обычаю я служу в соборе, но отныне впредь я уже не буду принимать участия в общественных Богослужениях нашей церкви… Доселе я молился за процветание и мир Японской империи. Ныне же, раз война объявлена между Японией и моей родиной, я, как русский подданный, не могу молиться за победу Японии над моим собственным отечеством. Я также имею обязательства к своей родине и именно поэтому буду счастлив видеть, что вы исполняете долг в отношении к своей стране».
Когда в Японию стали прибывать русские пленные (общее их число достигало 73 тыс. человек), епископ Николай с согласия японского правительства образовал Общество духовного утешения военнопленных. Для окормления пленных им были отобраны пятеро священников, владевших русским языком. Пленные снабжались иконами и книгами. Владыка неоднократно обращался к ним письменно (самого Николая к пленным не пускали).
24 марта 1906 г. возведен в сан архиепископа Токийского и всея Японии. В том же году было основано Киотоское викариатство. 30 июня 1910 г. в Токио был торжественно отпразднован 50-летний юбилей его служения в Японии. К этому дню преосвященный Николай был возведен в сан архиепископа. Это празднование отчетливо показало, как благодаря подвигу всей его жизни в Японии изменилось отношение к Православию. Святителя чествовали не только его чада, но и светские власти и пресса.
16 февраля 1912 г. Святитель Николай предал Богу душу в келье собора Воскресения Христова. Медицинской причиной смерти был паралич сердца. Святителю Николаю было 75 лет, за его полувековую деятельность в Японии насчитывалось 31 984 верующих, 265 церквей, 41 священник, 15 хоровых регентов, 121 катехизатор.
После кончины архиепископа Николая японский император Мэйдзи лично дал разрешение на захоронение его останков в пределах города, на кладбище Янака.
10 апреля 1970 г. Японская Церковь томосом Патриарха Московского Алексия I получила автономию.
***
16 февраля 1916 г. – Первая мировая война. Русская Кавказская армия Н. Н. Юденича разгромила 3-ю турецкую армию и захватила стратегически важный город Эрзурум, открыв себе дорогу вглубь Турции. Кавказская армия генерала Юденича продвинулись на 150 км. Турецкая 3-я армия была разгромлена полностью. Она потеряла больше половины своего состава: 66 тыс. человек убитыми и ранеными, 13 тыс. попало в плен. Было взято также 9 знамен и 323 орудия. Русская армия потеряла 2339 убитыми и 6 тыс. ранеными.
***
16 февраля 1918 г. – провозглашена независимость Литвы от России и Германии.
***
16 февраля 1919 г. – Коллегия Наркомата юстиции приняла первое постановление об организации вскрытия мощей святых на территории России.
На начальном этапе антицерковной политики советской власти важное место занимала организованная в 1918-1920 гг. кампания по вскрытию святых мощей, которые рассматривались как «орудие для затемнения сознания трудящихся», а также как средство извлечения доходов храмами и монастырями. Толчком для кампании по вскрытию мощей стало растиражированное в газетах известие о разгроме красноармейцами осенью 1918 г. мужского монастыря преподобного Александра Свирского в Олонецкой губернии, где хранившиеся мощи преподобного Александра Свирского объявили «восковой куклой».
16 февраля 1919 г. коллегия НКЮ приняла первое постановление об организованном вскрытии мощей, в котором указывалось, что следует предоставить инициативу на местах. Для вскрытия мощей создавалась комиссия в составе представителей исполкома, райкома партии, ЧК, врача, духовенства. При скоплении публики вскрывалась рака, с мощей снимались облачения. В оскорбляющем верующих виде мощи выставлялись в храме в целях «раскрытия обмана». В газетах и протоколах вскрытия внимание акцентировалось на таких, по представлению членов комиссий, отталкивающих верующих деталях, как «почерневшие кости», «отсутствие останков», «пыль», «труха». Нередко на вскрытие приглашался фотограф.
С начала 1919 года произошло вскрытие мощей почитаемых святых Русской православной церкви святителей Тихона Задонского, Митрофания Воронежского, преподобного Саввы Сторожевского и Сергия Радонежского.
Надругательство над религиозными чувствами верующих вызвало волну антиправительственных выступлений по всей России. С целью воспрепятствовать осквернению святынь патриарх Московский и всея России Тихон неоднократно направлял письма руководителям Советской России.
20 июля 1920 г. Совнарком принял постановление «О ликвидации мощей во всероссийском масштабе», в котором была сформулирована пропагандистская цель «полностью ликвидировать варварский пережиток старины, каким является культ мертвых тел». Речь шла об уничтожении почитания святых мощей среди православного населения Советской России.
29 июля 1920 года появились предложения НКЮ по ликвидации мощей во всероссийском масштабе, которые гласили:
«1. Опираясь на революционное сознание трудящихся масс, планомерно и последовательно провести полную ликвидацию мощей на местах, избегая вредной нерешительности и половинчатости мероприятий.
2. Ликвидацию названного культа мертвых тел и кукол осуществить или путем помещения так называемых «мощей» в музеи в отделы церковной старины, или путем их захоронения.
3. Губисполкомы обязаны проверить все конкретные условия проведения мероприятий по ликвидации мощей, провести соответствующую агитацию как на фабрично-заводских, красноармейских и иных собраниях в городах, так равно и в деревне, в особенности среди малосознательной части отсталого крестьянства, и уже после сего утвердить соответствующее решение на пленуме исполкома с точным обозначением как времени, так равно и способа ликвидации каждых отдельных «мощей».
4. При обнаружении дальнейших случаев шарлатанства, фокусничества, фальсификации и иных уголовных деяний, направленных к эксплуатации темноты, как со стороны отдельных служителей культа, так равно и организаций бывших официальных вероисповедных ведомств, отделы юстиции возбуждают судебное преследование против всех виновных лиц, причем ведение следствия целесообразно поручить следователям по важнейшим делам Наркомюста и при отделах юстиции, а само дело разбирать при условии обеспечения самой широкой гласности процесса».
В тот же день Совет народных комиссаров на заседании по вопросу о ликвидации мощей во всероссийском масштабе постановил утвердить предложения Наркомюста.
25 августа 1920 г. народный комиссар юстиции Дмитрий Курский подписал специальное постановление, в котором предлагал исполкомам местных советов «последовательно и планомерно проводить полную ликвидацию мощей, избегая при этом всякой нерешительности и половинчатости».
По официальным сведениям, с осени 1919 по осень 1920 гг. было произведено 63 публичных вскрытия мощей. К 1922 г. публичные вскрытия мощей почти прекратились, но при этом во время изъятия церковных ценностей производилось множество неофициальных вскрытий, зачастую без надлежащих протоколов. Мощи некоторых святых, в том числе мощи преподобного Серафима Саровского, были перевезены в Центральный антирелигиозный музей, открывшийся в 1929 г. в женском монастыре Страстной иконы Божией Матери в Москве, а после сноса обители – в Музей истории религии и атеизма, который находился в закрытом Казанском соборе в Ленинграде (Санкт-Петербурге).
Кампания по вскрытию святых мощей нисколько не изменила отношение верующих людей к своим святыням, а у некоторых из них, наоборот, она вызвала религиозный подъем. Основная масса верующих приходила к поруганным и выставленным на всеобщее обозрение в музеях и на выставках останкам святых с благоговением и молитвой.
Некоторые святые мощи в годы гонений скрывались верующими и лишь спустя несколько десятилетий были переданы в храмы и монастыри (например, глава преподобного Саввы Сторожевского). В конце 1980-х – начале 1990-х гг. некоторые изъятые в музеи мощи русских святых были возвращены РПЦ. Так, в 1991 г. идентифицированы и возвращены Церкви мощи преподобного Серафима Саровского и святителя Иоасафа Белгородского. Судьба многих святых мощей, изъятых из храмов в советскую эпоху, до сих пор неизвестна.
***
16 февраля 1921 г. – В период ликвидации последних очагов Гражданской войны в Закавказье началась Тифлисская наступательная операция войск Кавказского фронта. В ходе операции, завершившейся 25 февраля, в основном были разгромлены войска меньшевиков в Грузии и взят Тифлис.
***
16 февраля 1934 г. – В Москве умер Эдуард Георгиевич Багрицкий (настоящая фамилия Дзюбин; 1896-1934). поэт, переводчик и драматург, художник-график.
Эдуард Багрицкий родился в Одессе в еврейской семье. В 1905-1910 г. учился в Одесском училище Св. Павла, в 1910-1912 гг. – в Одесском реальном училище Жуковского, в 1913-1915 годах – в землемерной школе. Первые стихи были напечатаны в 1913 и 1914 годах в альманахе «Аккорды» (№ 1-2, под псевдонимом «Эдуард Д.». С 1915 г. под псевдонимом «Эдуард Багрицкий».
Вскоре стал одной из самых заметных фигур в группе молодых одесских литераторов, впоследствии ставших крупными советскими писателями (Юрий Олеша, Илья Ильф, Валентин Катаев, Лев Славин, Семён Кирсанов, Вера Инбер). Багрицкий любил декламировать собственные стихи перед молодёжной публикой.
В апреле 1919 г., во время Гражданской войны, добровольцем вступил в Красную Армию, служил в Особом партизанском отряде ВЦИКа, после его переформирования – в должности инструктора политотдела в Отдельной стрелковой бригаде, писал агитационные стихи. В июне 1919 г. вернулся в Одессу, где вместе с Валентином Катаевым и Юрием Олешей работал в Бюро украинской печати (БУП). С мая 1920 г. как поэт и художник работал в ЮгРОСТА (Южное бюро Украинского отделения Российского телеграфного агентства), вместе с Ю. Олешей, В. Нарбутом, С. Бондариным, В. Катаевым; был автором многих плакатов, листовок и подписей к ним (всего сохранилось около 420 графических работ поэта с 1911 по 1934 гг.). Публиковался в одесских газетах и юмористических журналах, выступал на поэтических вечерах.
В 1925 г. Багрицкий по инициативе Валентина Катаева переехал в Москву, где стал членом литературной группы «Перевал», через год примкнул к конструктивистам. Жил в Кунцеве, на Пионерской (б. Монастырской) улице – сейчас улица Багрицкого. В 1928 г. у него вышел сборник стихов «Юго-запад». Второй сборник, «Победители», появился в 1932 г. В 1930 г. поэт вступил в РАПП. С 1931 г. жил в Москве в знаменитом «Доме писательского кооператива».
Романтические яркие стихи Багрицкого до сих пор звучат в песнях. Романтизм Эдуарда Багрицкого также нашел свое место в революционной поэзии, основная идея которой была в строительстве нового, более справедливого и правильного мира и общества. В своих произведениях и стихах поэт пытался сам разобраться и понять, что же может принести тоталитаризм и жестокость революционной идеология, что ему просто не давало покояКниги его переиздаются. Творчество поэта вызывает споры и в начале XXI столетия. Творчество Багрицкого оказало влияние на целую плеяду поэтов. «Мне ужасно нравился в молодости Багрицкий», – признавался Иосиф Бродский, включивший его в список самых близких поэтов. В честь Багрицкого названа одна из московских улиц.
С начала 1930 г. у Багрицкого обострилась бронхиальная астма – болезнь, которой он страдал с детства. Он умер 16 февраля 1934 г. в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
СТИХИ ЭДУАРДА БАГРИЦКОГО
ПУШКИН
..И Пушкин падает в голубоватый
Колючий снег. Он знает – здесь конец…
Недаром в кровь его влетел крылатый,
Безжалостный и жалящий свинец.
Кровь на рубахе… Полость меховая
Откинута. Полозья дребезжат.
Леса и снег и скука путевая,
Возок уносится назад, назад…
Он дремлет, Пушкин. Вспоминает снова
То, что влюбленному забыть нельзя,-
Рассыпанные кудри Гончаровой
И тихие медовые глаза.
Случайный ветер не разгонит скуку,
В пустынной хвое замирает край…
…Наемника безжалостную руку
Наводит на поэта Николай!
Он здесь, жандарм! Он из-за хвои леса
Следит – упорно, взведены ль курки,
Глядят на узкий пистолет Дантеса
Его тупые, скользкие зрачки…
И мне ли, выученному, как надо
Писать стихи и из винтовки бить,
Певца убийцам не найти награду,
За кровь пролитую не отомстить?
Я мстил за Пушкина под Перекопом,
Я Пушкина через Урал пронес,
Я с Пушкиным шатался по окопам,
Покрытый вшами, голоден и бос.
И сердце колотилось безотчетно,
И вольный пламень в сердце закипал
И в свисте пуль за песней пулеметной
Я вдохновенно Пушкина читал!
Идут года дорогой неуклонной,
Клокочет в сердце песенный порыв…
…Цветет весна – и Пушкин отомщенный
Все так же сладостно-вольнолюбив.
(1924 г.)
НАС ВОДИЛА МОЛОДОСТЬ
Нас водила молодость
В сабельный поход,
Нас бросала молодость
На кронштадтский лед.
Боевые лошади
Уносили нас,
На широкой площади
Убивали нас.
Но в крови горячечной
Подымались мы,
Но глаза незрячие
Открывали мы.
Возникай содружество
Ворона с бойцом, –
Укрепляйся мужество
Сталью и свинцом.
Чтоб земля суровая
Кровью истекла,
Чтобы юность новая
Из костей взошла.
(1932 г.)
***
16 февраля 1942 г. – Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и героизм проявленные в борьбе с немецкими фашистами Зое Анатольевне Космодемьянской присвоено посмертно звание Героя Советского Союза.
***
16 февраля 1943 г. – В ходе проведения Воронежско-Харьковской стратегической наступательной операции войска Воронежского фронта (генерал-лейтенант Ф.И. Голиков) освободили г. Харьков, разгромив танковые дивизии СС «Адольф Гитлер» и «Райх».
***
16 февраля 1948 г. – Состоялась премьера художественного фильма режиссера Ивана Пырьева «Сказание о земле Сибирской», снятого на киностудии Мосфильм. В фильме снимались: Владимир Дружников, Марина Ладынина, Борис Андреев, Вера Васильева, Сергей Калинин, Елена Савицкая, Владимир Зельдин, Михаил Сидоркин, Григорий Шпигель, Василий Зайчиков.
***
16 февраля 1959 г. – Фидель Кастро возглавил правительство Кубы.
***
16 февраля 1960 г. – В Кремле на конференции «За разоружение» Патриарх Алексий I заявил о гонениях и трагическом положении Церкви.
Патриарх так начал свою речь: «Моими устами говорит с вами Русская Православная Церковь, объединяющая миллионы православных христиан – граждан нашего государства».
Далее патриарх говорил о роли и значении Церкви в истории Российского государства, ее вкладе в культуру страны, о выдающейся патриотической деятельности Церкви в годы Великой Отечественной войны и работе во благо мира на земле в последующие годы. Закончил патриарх свою речь словами: «…Что могут значить все усилия человеческого разума против христианства, если двухтысячелетняя история его говорит сама за себя, если все враждебные против него выпады предвидел Сам Христос и дал обетование непоколебимости Церкви, сказав, что и врата адовы не одолеют Церкви Его».
Несколько позже, в июле 1960 г., митрополит Николай (Ярушевич) так передал атмосферу зала после выступления патриарха: «А вы знаете, что произошло потом? Когда патриарх закончил читать речь, в зале раздались два-три жидких хлопка, а вслед за тем один за другим поднялись представители «общественности» и начали громить патриарха: «Вы хотите нас уверить, что вся русская культура создана Церковью, что мы ей всем обязаны, но это неправда…» Произошел целый скандал».
Естественно, эта речь привела Хрущёва в ярость. «Оттепель» окончательно ушла в небытие: набирали силу хрущёвские гонения на Церковь – не столь кровавые, как ленинско-сталинские, но не менее жестокие.
***
16 февраля 1976 г. – С конвейера Камского автомобильного завода сходит первый тяжелый грузовик марки «КАМАЗ». С тех пор выпущено более 1,9 млн. автомобилей и около 2,6 млн. двигателей. Каждый второй грузовик полной массой 14-40 тонн, эксплуатируемый в России и странах СНГ, – это КАМАЗ. Каждый четвёртый вновь выпущенный грузовик экспортируется за пределы России. КАМАЗы эксплуатируются более чем в 80 странах мира.
***
16 февраля 1992 г. – На совещании Организации экономического сотрудничества (ОЭС) в Тегеране в нее приняты Азербайджан, Узбекистан, Туркмения, Киргизия и Таджикистан.
***
16 февраля 2005 г. – Россия ратифицировала Киотский протокол.
Этот дополнительный документ к Рамочной конвенции ООН об изменении климата был подписан в Киото (Япония) в декабре 1997 г. Свои подписи под ним поставили представители 159 государств.
Протокол обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить выбросы парниковых газов, которые вызывают глобальное потепление. Киотский протокол стал первым международным соглашением по охране окружающей среды. В настоящее время к Киотскому протоколу присоединилось более 190 стран. Россия ратифицировала его в феврале 2005 г.
Добавьте комментарий