Главная

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. ФЕВРАЛЬ 2023 г. ДЕНЬ ЗА ДНЁМ. 17 ФЕВРАЛЯ

17 февраля 440 г. – В селении Ацик, провинция Тарон, близ озера Ван в Малой Азии родился Месроп Маштоц (361/362-440). Армянский учёный-языковед, создатель армянского алфавита, основоположник армянской литературы и письменности, национальной школы и педагогической мысли, просветитель, миссионер, переводчик Библии, теолог, святой Армянской Апостольской церкви и Армянской католической церкви.
Историческая миссия Маштоца сыграла важнейшую роль для дальнейшего сохранения армянской идентичности. Согласно преобладающему научному мнению, являлся также создателем грузинского и агванского алфавитов.

Получил образование в начале 370 годов в одной из грекоязычных школ в Тароне. Кроме родного армянского, владел греческим, сирийским и персидским языками. Первоначальное греческое образование Маштоца было не самым высоким для своего времени: по сообщению историка конца V столетия Парпеци, он умел читать на этом языке по слогам, тогда как персидским и сирийским владел блестяще. Позже изучал кавказские языки.
Маштоц служил при дворе Аршакидов, царей Великой Армении. В этот период происходили драматические события в политической жизни Армении, которые в 387 г. привели к разделу Армянского царства между Восточной Римской империей (Византией) и Персидской державой Сасанидов. Вероятно, эти события были одной из причин принятия им монашества.
Около 395-396 гг. он оставил царский двор и начал проповедническую деятельность в Армении. Начав проповедовать, М. М. вскоре осознал трудность этой работы в отсутствие книг Священного Писания на армянском языке. Ему приходилось одновременно читать Библию по-гречески или по-сирийски и переводить текст слушателям; не все священники и проповедники в Армении владели греческим или сирийским языком. Кроме того, после раздела 387 г. в персидской части Армении, большей по размеру, были закрыты греч. школы. По словам Мовсеса Хоренаци, «видя, что Армянскому царству наступает конец, воспринял бедствие как испытание своему терпению».
В условиях политического и культурного кризиса и грозящей национальной катастрофы у Меропа Маштоца созревает мысль о создании специальной армянской письменности. С этой идеей он обратился к армянскому католикосу святому Сааку I Партеву, который сразу же поддержал его, т. к. сам в это время размышлял о том же. Католикос созвал Собор, куда прибыли все епископы Армянской Апостольской Церкви, и на нем официально решил вопрос о необходимости создания армянской письменности, перевода Священного Писания и богослужебных книг. О решении Собора был извещен царь Армении Врамшапух (389/400-414), который его поддержал и со своей стороны сообщил, что недавно от некоего монаха Авеля узнал о существовании армянской письменности в Месопотамии.
В 404-405 гг. Месроп Маштоц приступил к созданию нового алфавита и для этого по приказу царя и напутствию католикоса отправился в Месопотамию. Он обошел города Амиду, Эдессу, Самосату, встретился с учеными, представителями светских властей, духовенством, в т. ч. с епископом Даниилом. Однако никакой помощи он не получил
Тогда, как пишет его жизнеописатель Корюн, Месроп Маштоц стал молиться о ниспослании помощи свыше. За то, что он претерпел «много лишений в оказании доброй помощи своему народу… ему было даровано такое счастье Всемилостивейшим Богом: святой десницей Своей Он, как Отец, породил новое и чудесное дитя – письмена армянского языка. И там Он поспешно начертал, дал названия и расставил письмена по порядку, расположил их]по силлабам-слогам» (Корюн. Житие Маштоца). Создав 1-й вариант алфавита в Эдессе, он прибыл в Самосату и там вместе с греческим писцом и каллиграфом Ропаносом (Руфином) усовершенствовал начертание армянских букв.
Используя алфавит, его автор вместе с учениками уже в Самосате предпринял первые попытки перевести Священное Писание. Эта работа была начата с Книги Притчей Соломоновых. Первая строка: «Познать мудрость и наставление, постичь слово гения» (ср. Притч 1. 1) – стала девизом армянских переводчиков на протяжении последующих столетий. Ок. 406 г. Месроп Маштоц привез алфавит в Вагаршапат. После того как Месроп Маштоц и католикос Саак I Партев убедились в совершенстве алфавита, была создана Вагаршапатская школа, где обучали трём основным предметам: грамматике, логике и риторике. Школа по своей структуре и преподаванию была похожа на греческие катехизические школы. Основной целью занятий была подготовка переводчиков, проповедников, и будущих учителей.

Месроп Маштоц в последние годы занимался в основном переводами, писал церковные стихи, церковно-религиозные трактаты. Его произведения являются древнейшими образцами древнеармянской церковной поэзии – творчества Шараканов – и лежат в основе армянских духовных песнопений и гимнов. Они составляют важнейшую часть древнеармянского «Шаракноца» (Собрания гимнов). Из его произведений до нашего времени дошли около 130 церковных стихов.
Поэзия Маштоца представляет собой искреннюю беседу с Господом. Он учит надежде на милосердие Господа и спасение молящейся души:

Надежда моя в детстве моём –
Не оставь меня, мой Господи Боже!
Надежда моя в старости моей –
Не оставь меня, мой Господи Боже!
Надежда моя в день второго пришествия –
Не оставь меня, мой Господи Боже!

Бурными волнами сотрясает меня
Вихрь моего беззакония, –
Царь-миротворец, помоги мне!
И несут меня волны по пучинам моря греховного,
– Добрый Кормчий, спаси меня!

Месроп Маштоц скончался в 440 г. Он посвятил 45 лет проповеди христианства и 35 лет распространению армянской письменности. Скончался после непродолжительной болезни в городе Вагаршапате. Согласно жизнеописанию, при кончине Месропа Маштоца, когда он в последний раз молился за своих учеников и за народ, произошло чудо – явился светоносный крест на стене того здания, где находился их учитель. Правитель Армении Ваан Аматуни и Амаяк Мамиконян, брат полководца Вардана Мамиконяна, с почестями похоронили Месропа в селе Ошакан, где на могиле в 443 г. была построена церковь, (после причисления Месропа Маштоца к лику святых эту церковь освятили в его честь). Она находится в 30 км от Еревана и до настоящего времени является местом паломничества).
Его имя упоминается на каждой воскресной Литургии. Именем его названо всемирно известное книгохранилище рукописей Матенадаран имени Месропа Маштоца в Ереване.

***

17 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЫ СХИМОНАХИНИ РАФАИЛЫ (МАРИНЫ АРХИПОВНЫ ВИШНЯКОВОЙ; 1887-1938).
ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА СХИМОНАХИНЯ РАФАИЛА (В МИРУ МАРИНА АРХИПОВНА ВИШНЯКОВА; 1887-1938). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

***

17 февраля 1447 г. – Великий князь Василий II через год после своего ослепления вернул себе власть в Москве.

Великий князь московский Василий Васильевич. Был ослеплён в результате кровавого междоусобного противостояния, развернувшегося на Руси во второй четверти XV века. … После этого Василия II, который за свою слепоту получил прозвище Тёмный, отправили в Углич. Опираясь на своих сторонников, Василий Темный сумел взять верх над ослепившим его противником. 17 февраля 1447 г. Великий Князь Василий II торжественно въехал в Москву, на сей раз окончательно утвердившись на троне.

***

17 февраля 1598 г. – Земский собор избирает на царство Бориса из рода Годуновых, шурина Феодора Иоанновича и принес ему присягу на верность, а 3 сентября Борис венчался на царство.

7 января 1598 года царь Феодор Иоаннович умер, не оставив наследников. По распоряжению патриарха повсюду был разослан приказ о присяге царице Ирине. Но спустя неделю царица отказалась от власти и удалилась в Новодевичий монастырь.
17 февраля, когда истёк траур по царю Феодору Иоанновичу, патриарх Иов собрал Земский собор. Представители духовенства, верхушка городского посада стрельцы, дворяне, часть бояр, присутствовавших на соборе, поддержали Годунова и избрали его царем. Однако, осознавая силу оппозиции, Годунов, не сразу дал согласие на престол.
1 сентября 1568 г. Борис Годунов был венчан патриархом на царство в Успенском соборе Московского Кремля. Впервые на российский престол взошел не «прирожденный», а избранный государь.

Царствование Бориса ознаменовалось начавшимся сближением России с Западом. Не было прежде на Руси государя, который столь благоволил бы к иностранцам, как Годунов. Он стал приглашать иноземцев на службу.
Царствование Бориса начиналось успешно. Однако вскоре начались беды. Непогода привела к неурожаю, в стране начался голод, продолжавшийся три года. Цена хлеба увеличилась в 100 раз. Стремясь помочь голодающим, Борис не жалел средств, широко раздавая беднякам деньги. Но хлеб дорожал, а деньги теряли цену. Борис приказал открыть для голодающих царские амбары. Однако их запасов не хватало на всех голодных. Появились случаи людоедства. Люди начинали думать, что это – кара Божия. Возникало убеждение, что царствование Бориса не благословляется Богом, потому что оно беззаконно, достигнуто неправдой и не может кончиться добром.
Повстанческое движение охватило около 20 уездов центральной России и юга страны. Восставшие объединялись в крупные отряды, которые продвигались к Москве. Против них Борис Годунов направил войско. В сентябре 1603 г. в ожесточенном сражении под Москвой повстанцы были разбиты. По стране стали ходить слухи, что царевич Дмитрий жив. В начале 1604 г. было перехвачено письмо одного иноземца из Нарвы, в котором объявлялось, что у казаков находится чудом спасшийся Дмитрий, и Московскую землю скоро постигнут большие несчастья.
16 октября 1604 г. Лжедмитрий I с горсткой поляков и казаков двинулся на Москву. Даже проклятия московского патриарха не остудили народного воодушевления. В январе 1605 г. правительственные войска разбили самозванца.
Ситуация для Годунова также осложнялась из-за состояния его здоровья. Уже с 1599 г. появляются упоминания о его болезнях, нередко царь недомогал и в 1600-е гг.
13 апреля 1605 года Борис Годунов казался веселым и здоровым, много и с аппетитом ел. Потом поднялся на вышку, с которой нередко обозревал Москву. Вскоре сошел оттуда, сказав, что чувствует дурноту. Позвали лекаря, но царю стало хуже: из ушей и носа пошла кровь. Царь лишился чувств и вскоре умер.
Ходили слухи, что Годунов в припадке отчаяния отравился; версия о естественной смерти более вероятна, так как Годунов и раньше нередко болел. Похоронили его в Кремлёвском Архангельском соборе.

Основные реформы Бориса Годунова

Сближение России с Западом и приглашение иноземцев на службу.
Заключения мира с Польшей, возврат к позициям у Финского залива, отторгнутым в итоге русско-шведской войны.
Долгожданное учреждению патриаршества, что укрепило положение России и дало возможность отделиться Русской православной церкви от Византийской патриархии. Годунов в 1588 г. сделал так, чтобы патриархом в России был назначен митрополит Иов.
Указ о «заповедных летах», запрещающий выход крестьян (отмена «Юрьева дня»).
Указ о «урочных летах», по которому беглые крестьяне подлежали розыску и возврату владельцу в течение 5 лет.
Образование стрелецкого приказа.
Широкое развитие строительства. Кроме прочего, строил типографии и развивал книгопечатание.
Укрепление крепостного права, в котором Борис Годунов видел выход из хозяйственного кризиса.

***

17/28 февраля 1719 г. – В Москве умер граф Борис Петрович Шереметев (1652-1719). Русский воинский начальник (воевода) времен Северной войны, дипломат, один из первых русских генерал-фельдмаршалов (с 1701 г.), граф (с 1706 г.). В 1706 г. первым в истории Российского царства возведён в графское достоинство.

Родился в старинной боярской семье Шереметевых. Старший сын боярина П. В. Шереметева (умер в 1690 г.) и его жены А. Ф. Волынской (умерла в 1684 г.).
В 13 лет был назначен в комнатные стольники. В 1681 г. в должности воеводы и тамбовского наместника командовал войсками против османов и крымских татар. В 1682 г. получил боярский титул. Проявил себя на военном и дипломатическом поприщах. В 1686 г. участвовал в заключении «Вечного мира» в Москве с Польской Речью Посполитой, а затем был поставлен во главе посольства, отправленного в Варшаву для ратификации заключённого мира.
Вернувшись в Россию, с 1692 г. был в должности Белгородского воеводы, командовал войсками в Белгороде и Севске, отвечавшими за охрану от крымских набегов. Служба вдали от Москвы позволила Шереметеву не делать выбора во время борьбы между царевной Софьей и Петром I. В 1695 г. при первом Азовском походе Петра I командовал отдельным корпусом Русского войска, действовавшим в низовьях Днепра, отвоевал у османов (турок) три крепости.
В 1697-1699 гг. Шереметев совершил путешествие по Центральной, Западной и Южной Европе (был в Польше, Австрии, Италии, на острове Мальта, где его сопровождал Иоанн Пашковский), выполняя дипломатические поручения Петра I. Великий магистр Мальтийского ордена Раймундо де Перельос-и-Рокафуль посвятил посла в рыцари-иоанниты. Б. П. Шереметев стал первым русским православным – почетным кавалером католического Ордена Св. Иоанна Иерусалимского.
В годы Северной войны со Швецией, командовал поместной конницей и участвовал в неудачном для русских Нарвском сражении 19/30 ноября 1700 г. Несмотря на поражение, Петр прислал Шереметеву ободряющее письмо, произвел его в генерал-аншефы.
2 октября 1701 г. Петр I, посетив Псков, отдал приказ о «генеральном походе». 23 декабря 1701 г. Шереметев во главе армии (по-старому называлась Большой полк) вступил в Шведскую Ливонию (Лифляндию), в сражении у Эрестфера близ Дерпта 29 декабря 1701 г. (9 января 1702 г.) года нанёс поражение шведам генерала Шлиппенбаха, от которого они «долго необразумятца и не оправятца». За первую победу в войне получил чин генерал-фельдмаршала и орден Святого Андрея Первозванного. 19/30 июля нанёс новое поражение Шлиппенбаху при Гуммельсгофе, в августе 1702 г. занял Мариенбург, где, кроме всего прочего, захватил Марту Скавронскую, которая вскоре оказалась в услужении у Меншикова, затем у царя Петра I и впоследствии стала Российской императрицей под именем Екатерины I.
Осенью 1702 г. возглавил осадную армию при взятии Нотебурга. 1 мая 1703 г. в присутствии царя после недельной осады принудил к капитуляции Ниеншанц и завершил покорение Ингерманландии. В конце 1705 г. направлен Петром I в Астрахань для подавления мятежа. Высочайшим указом от 1706 г. генерал-фельдмаршал Б. П. Шереметев был первым в России возведен, с нисходящим его потомством, в графское достоинство Российского царства; его сын Михаил Борисович Шереметев получил чин полковника Астраханского пехотного полка. В Полтавской битве (1709 г.) формально возглавлял русскую армию. В 1709-1710 гг. командовал армией при осаде Риги.
В 1711 г. командовал русской армией (в присутствии царя) в неудачном для русской армии Прутском походе, вынужден был подписать невыгодный мир, в залог которого оставил своего сына Михаила Шереметева (умер по возвращении на родину в 1714 г.).
В 1712 г. Шереметев заявил Петру I о своем желании постричься в монахи Киево-Печерской лавры, но царь заменил монастырь женитьбой на молодой красавице-вдове своего родного дяди Льва А. П. Салтыковой. С этого времени Шереметев прочно обосновался в Киеве, получив назначение быть главнокомандующим южной наблюдательной армии, и ездил в Петербург и Москву только с докладами о происходящем на Украине.
В 1715 г. Шереметев поставлен командующим русским экспедиционным корпусом в Померании и Мекленбурге для совместных действий с прусским королём против шведов. В 1717 г. он возвратился в Москву и после тяжелой болезни скончался.
В завещании Шереметев просил похоронить его в Киево-Печерской лавре, но Петр I, решив создать пантеон в Санкт-Петербурге, приказал похоронить Шереметева на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры, заставив служить государству даже усопшего сподвижника.
В отличие от других петровских генералов он пользовался любовью солдат, сложивших о своем «отце» много песен». Борис Шереметев изображен на памятнике Тысячелетие России в ряду выдающихся военных деятелей.

***

17 февраля 1797 г. – Император Павел I отправил А. В. Суворова в отставку, сославшись на его слова, что «войны нет и ему делать нечего».

***

17/5 февраля 1807 г. – В селе Покровское, Грязовецкий уезд, Вологодская губерния, Российская империя родился епископ Игнатий (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов; 1807-1867), епископ Русской церкви, богослов и проповедник.
Прославлен Русской православной церковью в лике святителей на Поместном соборе 1988 г. Память – 30 апреля / 13 мая.

Родился 5/17 февраля 1807 г. в селе Покровском Грязовецкого уезда Вологодской губернии, принадлежал к старинной дворянской фамилии Брянчаниновых.
В 1822 г. Димитрий поступил юнкером в Военное инженерное училище (Санкт-Петербург), которое закончил в 1826 г. в чине поручика. В годы учения он познакомился с монахами Валаамского подворья и Александро-Невской лавры. Определяющей в принятом решении была встреча с иеромонахом Леонидом, будущим оптинским старцем. Димитрий Александрович направился на службу в Динабургскую крепость, где тяжело заболел и 6 ноября 1827 г. получил отставку.
В возрасте двадцати лет он поступил послушником в Александро-Свирский монастырь – под духовное руководство отца Леонида. Спустя год он последовал за своим руководителем вместе с другими его учениками в Площанскую пустынь.
Когда в апреле 1829 г. отец Леонид с учениками отправился в Оптину пустынь, Димитрий Брянчанинов со своим другом Михалом Чихачёвым направили свой путь через Свенский монастырь к Белобережской пустыни, где встретился с делателем умной молитвы иеросхимонахом Афанасием, учеником преподобного Паисия Величковского. Отсюда они отправились в Оптину пустынь, где пробыли недолго: в конце 1829 г. Брянчанинов с другом оказался под кровом родительского дома, в Покровском.
Конец 1830 – начало 1831 гг. Дмитрий Брянчанинов провёл в Семигородней Успенской пустыни, где написал «Плач инока», о котором его современник писал: «Едва ли кто поверит, что эта книга написана почти несовершеннолетним юношей».
28 июня 1831 г. епископом Вологодским Стефаном Брянчанинов был пострижен в монашество с именем Игнатий в честь священномученика Игнатия Богоносца; 5 июля был рукоположен в иеродиакона, а 20 июля – в иеромонаха.
В самом конце 1831 г.а был определен настоятелем Пельшемского Лопотова монастыря (на Вологодчине). 28 мая 1833 г. был возведен в сан игумена. В ноябре 1833 г. император Николай I поручил игумену Игнатию управление пришедшей в запустение Троице-Сергиевой пустынью под Петербургом (Стрельна), где тот начал страдать от болезни, зависти и клеветы. 1 января 1834 г. в Казанском соборе игумен Игнатий был возведен в сан архимандрита, а 1838 г. он получил звание благочинного всех монастырей Петербургской епархии. Здесь был образован хор, советы которому давал Михаил Глинка. В 1839 г. определен настоятелем Свято-Троицкого Антониева Дымского монастыря. Весной 1847 г. после приступа ревматизма 40-летний архимандрит Игнатий подал прошение об увольнении на покой в Николо-Бабаевский монастырь. Ему был разрешен лишь отпуск на 11 месяцев, который он и провел в этом монастыре. Здесь он написал несколько очерков. В 1848 г. он возвратился в Троице-Сергиеву пустынь. В 1847 г. впервые появились в печати его литературные произведения. За заслуги перед Отечеством архимандрит Игнатий был награжден орденом Святой Анны 1-й степени.
27 октября 1857 г. в петербургском Казанском соборе был хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского; 4 января 1858 г. он прибыл в Ставрополь. Обустройство епархии потребовало больших трудов, у архиерея не было своего дома, половина населения епархии (линейные казаки) была выведена из ведения епископа, Святейший Синод не выделял необходимых средств, значительная часть старообрядцев, число которых было значительно, проявляло враждебность по отношению к епископу. За четыре года управления епархией святителю удалось наладить ее жизнь.
Занятия по управлению епархией не отвлекли его от иноческого делания: он продолжал внимательно изучать монашество как науку жизни, ведущую к христианскому совершенству. Здесь он написал книгу «Приношение современному монашеству», составившую 4-й том его творений, изданных в 1867 г. Болезнь заставила просить епископа Игнатия об увольнении на покой. В 1861 г. прошение было удовлетворено, и он 13 октября 1861 г. приехал в Николо-Бабаевский монастырь Костромской епархии, где вёл уединенную молитвенную жизнь. В это время были созданы и изданы многие известные сочинения: «Слово о смерти» (1862), «Отечник» (издан после смерти святителя – в 1870 г.); как и раньше, он продолжал переписку с духовными детьми.
16 апреля 1867 г. в день Пасхи он отслужил свою последнюю литургию; 21 апреля были получены только что вышедшие из печати 3-й и 4-й тома его сочинений; 30 апреля 1867 г. в праздник Святых Жен-мироносиц он скончался.
Епископ Игнатий Брянчанинов причислен к лику святых 6 июня 1988 г. Перед канонизацией, 26 мая 1988 г., его мощи были торжественно перенесены в Свято-Введенский Толгский монастырь в Ярославле.

Как грозное предупреждение звучат ныне слова великого святителя и учителя духовной жизни, они сказаны более чем сто лет назад, но как они современны:
«Наше время походит на последнее. Соль обуевает. В высших пастырях Церкви осталось слабое, темное, сбивчивое, неправильное понимание по букве, убивающей духовную жизнь в христианском обществе, уничтожающей христианство, которое есть дело, а не буква. Тяжело видеть, кому вверены, или кому попались в руки овцы. Христовы, кому предоставлено их руководство и спасение! Волки, облечённые в овечью кожу, являются и познаются от дел и плодов своих. Но это – попущение Божие. Находящиеся в Иудее да бегут в горы!»

***

17 февраля 1810 г. – Абхазия вошла в состав Российской империи. Абхазское царство возникло в VIII веке, во второй половине IX века вошло в состав Грузии, в XVI-XVII веках выделилось в самостоятельное государство; со второй половины XVI века Абхазия оказалась в зависимости от Турции; в ответ на обращение владетельного князя Г. Чачба-Шервашидзе император Александр I манифестом от 17 февраля 1810 г. объявил об официальном присоединении Абхазии к Российской империи.

***

17 февраля 1813 г. – Учреждена медаль «1812 ГОДЪ» для всех участников Отечественной войны – от генерала до ополченца. Носилась на голубой Андреевской ленте.

***

17 февраля 1852 г. – Эрмитаж открыли для публики.

Тень моя на стенах твоих,
Отраженье мое в каналах,
Звук шагов в Эрмитажных залах,
Где со мною мой друг бродил.
А. Ахматова.

Эрмитаж возник в 1764 г. как частное собрание Екатерины II, после того как в Берлине она приобрела у берлинского коммерсанта И. Гоцковского коллекцию из 225 картин работы голландских и фламандских художников. Поначалу большинство картин размещалось в тихих и уедин6нных апартаментах дворца, получивших французское название «Эрмитаж» (место уединения).
17 февраля 1852 г. состоялось открытие Нового Эрмитажа, одного из пяти связанных друг с другом зданий на Дворцовой набережной, построенных по проекту баварского архитектора Лео фон Кленце. Тогда же для публики был открыт и весь музей. К тому времени он насчитывал богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII-XIX веков.
Важными источниками пополнения фондов во второй половине столетия становятся дарения и закупки у отечественных коллекционеров. К началу XIX века в музее хранилось уже множество (тысячи) полотен. В коллекции картин Эрмитажа уже в те времена были очень ценные произведения, в том числе и средневековых мастеров, например, всемирно знаменита картина Рембрандта «Возвращение блудного сына», которая была написана в Голландии в XVII веке, в переломный период между средневековьем и Новым временем.
В 1956 г. открылся третий этаж Эрмитажа, с коллекцией импрессионистов. Тогда же осенью была выставка Пикассо.
Современный Государственный Эрмитаж занимает шесть величественных зданий, расположенных вдоль набережной Невы в самом центре Санкт-Петербурга. Ядро Эрмитажа и всего Санкт-Петербурга – Зимний дворец. За полтора столетия в Эрмитаже собрана одна из крупнейших мировых коллекций, насчитывающая около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия.

***

17/5 февраля 1859 г. – В Одессе, Херсонская губерния, Российская империя родился Николай Федорович Гамалея (1859-1949), российский и советский врач, микробиолог и эпидемиолог, почетный член АН СССР (с 1940), академик АМН СССР (1945). Лауреат Сталинской премии (1943).

В 1880 г. окончил Новороссийский университет, а в 1883 г. – Петербургскую военно-медицинскую академию. По окончании академии он вернулся в Одессу, где начал работать в больнице. Он одним из первых в Российской империи начал развивать отечественную бактериологию. В 1885 г. на конкурсной основе Николая Федоровича избрали для командировки в Париж в лабораторию Луи Пастера для углубления опыта в области бактериологии. На протяжении года изучал в лаборатории Пастера бешенство. Изучив метод приготовления вакцины и методику прививки против бешенства, вернулся в Одессу. Здесь, совместно с Ильёй Мечниковым, он основал городскую лабораторию. В 1886 г., при содействии Луи Пастера, Гамалея учредил совместно с Мечниковым и Бардахом первую в России (и вторую в мире) бактериологическую станцию и впервые в России осуществил вакцинацию людей против бешенства. С 1899 по 1908 гг. он был директором основанного им Бактериологического института в Одессе.
В 1912 г. переехал в Санкт-Петербург. С 1912 по 1928 гг. он руководил Петербургским (Петроградским) оспопрививательным институтом. По его инициативе, с помощью разработанного им метода приготовления противоосповой вакцины, в 1918 г. в Петрограде была проведена всеобщая прививка от оспы, принятая затем по всей стране, согласно декрету от 10 апреля 1919 г., подписанному Лениным. В 1918-1919 гг. изучал методы приготовления вакцины от сыпного тифа.
С 1930 по 1938 г. был научным руководителем Центрального института эпидемиологии и микробиологии в Москве (в настоящее время институт носит его имя). С 1938 г. и до конца жизни работал профессором кафедры микробиологии 2-го Московского медицинского института, с 1939 г. он был заведующим лабораторией института эпидемиологии и микробиологии АМН СССР. В 1939 г. избран членом-корреспондентом АН СССР. Через год избран почетным академиком АН СССР. В 1945 избран академиком АМН СССР. В 1954-1956 годах было издано шеститомное собрание научных трудов Гамалеи. Учёный воспитал целую плеяду советских микробиологов.
Умер 29 марта 1949 г. в Москве; похоронен на Новодевичьем кладбище.

***

17/5 февраля 1867 г. – В Одессе родился Петр Петрович Шмидт (расстрелян в 1906 г.), российский революционер, лейтенант, один из руководителей Севастопольского восстания 1905 г.

Родился 5/17 февраля 1867 г. в городе Одессе Одесского уезда Херсонской губернии в семье дворянина. Его отец, Петр Петрович Шмидт – потомственный морской офицер, впоследствии контр-адмирал, начальник Бердянского порта. Мать Шмидта – Екатерина Яковлевна Шмидт из княжеского рода, (1835-1877; в девичестве фон Вагнер). Родной дядя Владимир Петрович Шмидт – полный адмирал, член Адмиралтейств-совета, сенатор, с 1890 г. первый по старшинству чинов в военно-морском флоте России.
В 1880-1886 гг. Шмидт учился в Петербургском морском училище. Окончив Морское училище, был произведён по экзамену в мичманы и назначен на Балтийский флот. В 1886 г. был зачислен в 8-й флотский экипаж мичманом. Получил назначение вахтенным офицером на портовое судно «Невка». 17 января 1888 года Приказом Его Императорского Высочества Генерал-Адмирала по Морскому ведомству № 86 переведен из Балтийского в Черноморский флот. Далее следует череда отпусков по болезни с редкими перерывами на службу. Проходил курс лечения в частной лечебнице доктора Савей-Могилевича для нервных и душевнобольных в г. Москве.
Далее следует увольнение, а затем возвращение на флот. 6.12.1895 г. Высочайшим приказом по Морскому ведомству № 59 произведен в лейтенанты. После лечения в больнице для душевнобольных увольняется, и снова возвращается на службу. 12 апреля 1904 г., по обстоятельствам военного времени, Петра Шмидта, как офицера запаса флота, вновь призвали на действительную военную службу и направили в распоряжение штаба Черноморского флота. В конце октября 1905 г. был арестован за антиправительственную пропаганду. 7.11.1905 Высочайшим приказом по Морскому ведомству лейтенант (9-й класс в табели о рангах) Шмидт уволен от службы.
14 ноября 1905 г. поднимается на борт крейсера «Очаков» в качестве руководителя восставших матросов, самовольно присваивает себе чин капитана 2-го ранга действительной службы. Вечером того же дня на совещании на «Очакове» было решено предпринять целый ряд наступательных действий как на море, так и в самом Севастополе: захватить суда и арсеналы, арестовать офицеров и т. д. Но активных действий флот под руководством Шмидта не предпринял. На следующий день мятеж был подавлен. После этого участвовал в революционных событиях в Одессе. 20 октября / 2 ноября 1905 г. на митинге в честь восьми человек, погибших в ходе неудачного штурма тюрьмы, произнес речь, ставшую известной как «клятва Шмидта»: «Клянёмся в том, что мы никогда не уступим никому ни одной пяди завоёванных нами человеческих прав».
14/27 ноября Шмидт возглавил мятеж на крейсере «Очаков» и других судах Черноморского флота. Шмидт объявил себя командующим Черноморским флотом, дав сигнал: «Командую флотом. Шмидт». В тот же день он отправил телеграмму Николаю II: «Славный Черноморский флот, свято храня верность своему народу, требует от Вас, государь, немедленного созыва Учредительного собрания и не повинуется более Вашим министрам. Командующий флотом П. Шмидт».
Выбросив на «Очакове» адмиральский флаг и дав сигнал: «командую флотом, Шмидт», с расчетом сразу привлечь этим к восстанию всю эскадру, он направил свой крейсер к «Пруту», чтобы освободить потемкинцев. Сопротивления никакого не было оказано. «Очаков» принял матросов-каторжан на борт и обошел с ними всю эскадру. Со всех судов раздавалось приветственное «ура». Несколько из судов, в том числе броненосцы «Потемкин» и «Ростислав», подняли красное знамя; на последнем оно, впрочем, развевалось лишь несколько минут.
15 ноября в 9 часов утра на «Очакове» был поднят красный флаг. Против восставшего крейсера правительство немедленно начало военные действия. В 3 часа дня начался морской бой, а в 4 часа 45 мин. царский флот уже одержал полную победу. Шмидт вместе с другими руководителями восстания был арестован.

Шмидт вместе с соратниками был приговорен к смертной казни закрытым военно-морским судом, проходившим в Очакове с 7 по 18.02.1906. Обвинители считали необходимым признать виновным Шмидта по статье «Вооруженное восстание» и «Попытка к насильственному нисповержению существующего строя», защитники же настаивали на том, что Шмидт совершил лишь дисциплинарное нарушение, и не вёл огня с «Очакова».
Официальная жена Шмидта обращалась к царю с прошением о признании её мужа душевнобольным, но сам Шмидт категорически отказался от медицинского освидетельствования на невменяемость, и такая экспертиза не была проведена.
20 февраля был вынесен приговор, по которому Шмидт и 3 матроса приговаривались к смертной казни. 06.03.1906 г. на острове Березань расстрелян вместе с Н. Г. Антоненко (член революционного судового комитета), машинистом А. Гладковым и старшим баталёром С. П. Частником. 14 ноября 1923 г. прах Шмидта с товарищами перезахоронен в Севастополе на городском кладбище Коммунаров.

***

17/5 февраля 1870 г. – Родился Георгий Аполлонович Гапон (убит в 1906), русский православный священник, проповедник, политический деятель и профсоюзный лидер, оратор и проповедник.

Создатель и бессменный руководитель рабочей организации «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга», организатор январской рабочей забастовки и массового шествия рабочих к царю с петицией, закончившегося расстрелом рабочих и положившего начало Первой русской революции 1905-1907 годов. После 9 января 1905 г. – деятель русской революционной эмиграции, организатор Женевской межпартийной конференции 1905 г., участник неудавшейся подготовки вооруженного восстания в Санкт-Петербурге с помощью оружия с парохода «Джон Графтон», основатель революционной организации «Всероссийский рабочий союз». После возвращения в Россию в октябре-ноябре 1905 г. – руководитель возрожденного «Собрания русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга», союзник графа Витте, сторонник реформ, провозглашенных Манифестом 17 октября. В марте 1906 г. убит в Озерках группой боевиков-эсеров по обвинению в сотрудничестве с властями и предательстве революции.
Священник Георгий Гапон написал книгу «История моей жизни», которая вышла большими тиражами и впоследствии была переведена на многие языки мира. Деньги, заработанные литературным трудом, Гапон жертвовал на нужды рабочей организации. Последняя глава книги называлась «Будущее русской революции» и заканчивалась следующими словами:
«…По всему этому я могу с уверенностью сказать, что борьба идёт быстро к концу, что Николай II готовит себе судьбу одного из английских королей или французского короля недавних времён, что те из его династии, которые избегнут ужасов революции, в недалёком будущем будут искать себе убежища на Западе».
(Г. А. Гапон. История моей жизни. – М.: «Книга», 1990. – С. 47-48)

А вот еще одна цитата из письма в ответ обвиняющих его в организации шествия 9 января:
«…9 января – роковое недоразумение. В этом, во всяком случае, не общество виновато со мной во главе… Я действительно с наивной верой шёл к царю за правдой, и фраза: «ценой нашей собственной жизни гарантируем неприкосновенность личности государя» не была пустой фразой. Но если для меня и для моих верных товарищей особа государя была и есть священна, то благо русского народа для нас дороже всего. Вот почему я, уже зная накануне 9, что будут стрелять, пошёл в передних рядах, во главе, под пули и штыки солдатские, чтобы своею кровью засвидетельствовать истину – именно неотложность обновления России на началах правды».

***

17 февраля 1901 г. – В г. Ковно, Российская империя родилась Агния Львовна Барто (1901-1981). русская советская писательница, автор стихов для детей, киносценарист, радиоведущая, лауреат Сталинской премии второй степени (1950) и Ленинской премии (1972).

Училась в гимназии и одновременно в балетной школе. Затем поступила в хореографическое училище и после его окончания в 1924 г. в балетную труппу, где работала около года. В 1926 г. вышла змуж за поэта Павла Барто. Совместно с ним она написала три стихотворения – «Девочка-рёвушка», «Девочка чумазая» и «Считалочка». В 1927 г. у них родился сын Эдгар (Гарик), а через 6 лет супруги развелись. Вторым мужем Барто был теплоэнергетик, член-корреспондент АН СССР Андрей Владимирович Щегляев.
В 1924 г. на показательном концерте выпускников хореографического училища присутствовал нарком просвещения Луначарский. Он обратил внимание на исполнение стихов Агнией и через несколько дней пригласил ее на прием к себе в наркомат, где посоветовал ей стать поэтессой. Первые опубликованные стихотворения «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка» (1925). Сборники «Стихи детям» (1949), «За цветами в зимний лес» (1970).
Во время Великой Отечественной войны Агния Барто с семьей была эвакуирована в Свердловск. Там ей пришлось освоить профессию токаря. Премию, полученную во время войны, она отдала на строительство танка. В 1944 г. они вернулись в Москву. В 1964-1973 гг. вела на радиостанции «Маяк» программу «Найти человека» о поисках семей детей, потерявшихся во время Великой Отечественной войны. Благодаря этой передаче были восстановлены связи между членами почти тысячи советских семей. На основе программы была написана прозаическая книга «Найти человека» (1968). Позже формат программы был взят за основу телевизионной программы «Жди меня». Автор сценариев кинофильмов «Подкидыш» (совместно с Риной Зелёной, 1939), «Слон и верёвочка» (1945), «Алёша Птицын вырабатывает характер» (1953), «10000 мальчиков» (1961). Сотрудничала с киножурналом Ералаш.
Большинство стихов Агнии Барто были написаны для детей-дошкольников или младших школьников. Стихи отличаются простотой чтения и запоминания. Через них автор на равных обращалась к ребёнку простым языком. Все персонажи в стихах называются по именам: «Мы с Тамарой», «Кто не знает Любочку», «Наша Таня громко плачет», «Володин портрет», «Лёшенька, Лёшенька, сделай одолжение».
Была награждена премиями за произведения для детей: Сталинская премия второй степени (1950) – за сборник «Стихи детям» (1949), Ленинская премия (1972) – за книгу стихов «За цветами в зимний лес» (1970).
Умерла 1 апреля 1981 г. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.

СТИХИ АГНИИ БАРТО

АПРЕЛЬ

Верба, верба, верба,
Верба зацвела.
Это значит верно,
Что весна пришла.
Это значит верно,
Что зиме конец.
Самый, самый первый
Прилетел скворец,
Засвистел в скворечне
– Ну, теперь я здешний.
Но весне не верьте,
Слышен ветра свист,
Ветер, ветер, ветер
По дорогам вертит
Прошлогодний лист.
Все апрелю шутки!
Сельский детский сад
Утром скинул шубки,
В полдень – снегопад!
Но не так уж скверно
Обстоят дела,
Если верба, верба,
Верба зацвела.

ЖУК

Мы не заметили жука
И рамы зимние закрыли,
А он живой, он жив пока,
Жужжит в окне,
Расправив крылья…
И я зову на помощь маму:
– Там жук живой!
Раскроем раму!

ЗАЙКА

Зайку бросила хозяйка –
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.

МИШКА

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу –
Потому что он хороший.

МЯЧИК

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
– Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.

ВПОЛГОЛОСА

Два цветка, два гладиолуса,
Разговор ведут вполголоса.
По утрам они беседуют
Про цветочные дела…
Но подслушивать не следует,
Я подальше отошла,
Чтоб не знать, о чем вполголоса
Говорят два гладиолуса.

***

17/4 февраля 1905 г. – Был совершен очередной акт революционного террора – убийство Великого Князя Сергея Александровича Романова (1857-1905) в Москве. Великий князь был пятым сыном Императора Александра II, дядей Царя-мученика, супругом преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны.

4 /17 февраля 1905 г., около 3 часов пополудни, Великий князь отъехал в карете от Николаевского дворца в Кремле; при подъезде к Никольской башне был разорван «адской машиной», брошенной членом «Боевой организации партии социалистов-революционеров» Иваном Каляевым. Сергей Александрович погиб сразу, смертельно ранило кучера, карету разнесло. За два дня до того, Каляев тот отказался бросать бомбу в карету, увидев, что рядом с Великим князем сидят его жена и малолетние племянники. Тело великого князя было расчленено взрывом на части; после бальзамирования и заморозки останки были положены в гроб, который был поставлен в соборе кремлёвского кафедрального Чудова монастыря. Из телеграмм из Москвы 8 февраля: «Кремль весь день переполнен народом. У гроба Великого Князя непрерывно служатся панихиды. Церковь святителя Алексия, в которой поставлен гроб с останками Великого Князя, далеко не может вместить всех желающих поклониться праху…». Раненый кучер Андрей Рудинкин был доставлен в Яузскую больницу, где вскоре умер; его имя также поминалось на Высочайшей панихиде вечером 8 февраля, которую возглавлял митрополит Московский Владимир (Богоявленский) при всеобщем рыдании богомольцев.
Отпевание, по высочайше утверждённому церемониалу, было совершено 10 февраля 1905 г. в Алексеевской церкви Чудова монастыря в Кремле митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) в сослужении викариев; император и императрица не присутствовали. В слове утешения Елисавете Феодоровне пред богослужением митрополит Владимир назвал великого князя «мучеником». Его останки вскоре были преданы земле в храме-усыпальнице, устроенном по проекту архитектора Василия Загорского под Алексеевским собором Чудова монастыря (снесенного в 1930 г.; в 1995 г. обнаружены при раскопках в Кремле и перенесены в Новоспасский монастырь).
Великая княгиня Елисавета 7 февраля навестила в тюрьме убийцу, террориста Каляева, и простила его от имени мужа. Она подарила ему Евангелие и маленькую иконку, призвав его к покаянию. Она же просила императора о помиловании убийцы. После убийства мужа, оставив светскую жизнь, Елизавета Федоровна основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия.
2 апреля 1908 г. на месте гибели Сергея Александровича в Кремле был освящен и открыт памятник-крест, выполненный по проекту Виктора Васнецова; памятник был снесен 1 мая 1918 г., причём в сносе креста лично участвовал В. И. Ленин. После перенесения останков великого князя в Новоспасский монастырь в нём в 1998 г. по эскизам Виктора Васнецова был воссоздан крест-памятник. 1 ноября 2016 г. в Кремле заложен камень в основание креста на месте убийства. Памятник-крест открыт 4 мая 2017 г. с участием президента России Владимира Путина и патриарха Московского и вся Руси Кирилла

***

17 февраля 1907 г– В Берестово-Богодуховский рудник, Российская империя родился Дмитрий Борисович Кедрин (1907-1945), русский советский поэт, переводчик, журналист.

Художественное мастерство поэзии Кедрина, писавшего в широком диапазоне от острых эпиграмм до масштабных исторических поэм, характеризуют соединение лиризма, эпичности, самобытного использования приёмов драматизации – монологичности, диалогов, лирики, сказового и песенного фольклорного начала. Кедрина считают одним из наиболее талантливых продолжателей и интерпретаторов русского устного народно-поэтического творчества.
Произведения Кедрина, частично обращенные вглубь веков, а также к мифологическим, вневременным темам, к сюжетам православной догматики, не были восприняты советской литературной критикой 1930-1940-х гг., при жизни поэта был опубликован единственный его сборник «Свидетели» из 17 стихотворений. Отдельный пласт творчества Кедрина представляет его патриотическая, военно-фронтовая поэзия. Помимо стихов и поэм литературное наследие Кедрина включает в себя сказки, песни, драму в стихах, значительное число переводов поэтов советских республик, а также с сербско-хорватского.
Первые серьезные исследования поэзии Кедрина появились в начале 1960-х гг., однако объёмный социальный, психологический и мистический подтексты его творчества до конца не изучены. Настоящее признание и массовые тиражи пришли к Кедрину только с середины 1980-х гг. Загадка гибели 38-летнего Кедрина 18 сентября 1945 года близ Кусковского лесопарка до сих пор остаётся нераскрытой тайной советской криминалистики.

Родился в 1907 г. в донбасском поселке Берестово-Богодуховский рудник в семье горняка. Литературным воспитанием внука занималась бабушка Неонила, весьма начитанная женщина, страстно любившая стихи, привившая Дмитрию любовь к поэзии: читала из своей тетради Пушкина, Лермонтова, Некрасова, а также в подлиннике – Шевченко и Мицкевича. Бабушка и стала первой слушательницей стихов Кедрина. Кедрину едва минуло 6 лет, когда семья поселилась в Екатеринославе (ныне – Днепр). В 1916 г. 9-летнего Дмитрия отдали в коммерческое училище. По пути в училище по зелёной Надеждинской улице к широкому проспекту, всегда останавливался на бульваре, где возвышался бронзовый Пушкин. «От памятника Пушкина начинается у меня тяга к искусству», – вспоминал впоследствии поэт.
В юности Кедрин много занимался самообразованием. Изучал не только литературу и историю, но и философию, географию, ботанику. На столе у него лежали тома художественной литературы, энциклопедический словарь, «Жизнь животных» Брема, труды из различных областей науки. Еще в коммерческом училище Дмитрию удавались эпиграммы и стихи на злобу дня. Серьёзно заниматься поэзией начал с 16 лет.
Учился в Екатеринославском железнодорожном техникуме (1922-1924), но не окончил его по слабости зрения. Включился в работу литературного объединения «Молодая кузница». В газете «Грядущая смена» начал работать репортёром. К 1925 г., когда Кедрин впервые поехал в Москву, его стихи печатались уже в журналах «Прожектор», «Молодая гвардия» и «Комсомолия», газетах «Комсомольская правда» и «Юношеская правда». Свой творческий девиз Кедрин определил в словах: «Поэзия требует полной обнаженности сердца». В 1926 г. 19-летний Кедрин через общего знакомого, литератора, написавшего ему рекомендательное письмо, познакомился с 17-летней Людой Хоренко, приехавшей в Днепропетровск из Жёлтых Вод, а через четыре года женился на ней. В 1929 г. на Украине был заключен в тюрьму «за недонесение известного контрреволюционного факта». Факт состоял в том, что у его приятеля отец был деникинским генералом, а Кедрин, зная об этом, в органы на него не донёс. За это «преступление» был осужден на два года, провел за решеткой 15 месяцев и был досрочно освобожден. С этим событием, а также с отказом Кедрина быть секретным осведомителем НКВД (сексотом), ряд исследователей связывают последующие проблемы поэта с публикацией его произведений, а также тайну гибели Дмитрия Борисовича при не выясненных до сих пор обстоятельствах.
В 1931 г. вслед за друзьями, поэтами Михаилом Светловым и Михаилом Голодным, переехал в Москву. Кедрин вместе с женой обосновался в полуподвале старого двухэтажного дома на Таганке. После рождения дочери, в декабре 1934 г. семья Кедриных переезжает в подмосковный поселок Черкизово Пушкинского района. Работал в заводской многотиражке «Кузница» мытищинского завода «Метровагонмаш», затем литературным консультантом при издательстве «Молодая гвардия» и одновременно внештатным редактором в Гослитиздате.
Опубликованные стихи принесли ему известность. Стихи Кедрина очень психологичны, обращены к темам историческим, камерным и интимным, он прославлял творцов – создателей вневременной истинной красоты. В 1939 г. принят в Союз писателей СССР.
В начале Великой Отечественной войны Кедрин хотел добровольцем уйти на фронт, однако в армию его не взяли из-за плохого зрения (минус 17). В эвакуацию он также не поехал, продолжал в Черкизове (до которого захватчики не дошли всего 15 км) заниматься переводами из антифашистской поэзии народов СССР, которые печатались в газетах (в том числе и в «Правде»), и написал две книги оригинальных стихов, в издании которых Кедрину было отказано. Выехать на фронт поэту удалось лишь в мае 1943 г. В течение девяти месяцев работал корреспондентом авиационной газеты 6-й воздушной армии «Сокол Родины» (1942-1944) на Северо-Западном фронте. За время работы во фронтовой газете Дмитрий Борисович прислал домой жене 75 номеров, где было напечатано около ста его стихотворений. Находясь на фронте, Кедрин много писал о родной Украине и ее героях, стихи, посвящённые Киеву, Харькову, Днепру, Днепропетровску. В конце 1943 г. был награжден медалью «За боевые заслуги».
15 сентября 1945 г. на платформе Ярославского вокзала неустановленные лица по непонятной причине едва не столкнули Кедрина под поезд, и лишь вмешательство пассажиров в последний момент спасло ему жизнь. Вернувшись вечером домой в Черкизово, поэт в мрачном предчувствии сказал жене: «Это похоже на преследование». Жить ему оставалось три дня. 18 сентября 1945 г. Дмитрий Кедрин трагически погиб под колёсами пригородного поезда по пути домой из Москвы в Черкизово. По распространенной версии, он был выброшен преступниками из тамбура вагона. Тело поэта было найдено на следующее утро неподалёку от железнодорожной насыпи на мусорной куче в Вешняках. Исследователи до сих пор теряются в догадках, как осторожный, внимательный и предусмотрительный Кедрин, спешивший домой с лекарствами к занемогшей жене, оказался так далеко, в противоположной стороне от Москвы и от своего дома, на линии, идущей не с Ярославского вокзала, а с Казанского. Несмотря на проведённое УГРО расследование, данных, проясняющих картину происшествия, получено не было, виновные лица не установлены. Тайна смерти поэта до сих пор остается неразгаданной. Документы Кедрина, по воспоминаниям дочери поэта, спустя две недели были подброшены к порогу его дома в Черкизово.
Дмитрий Кедрин похоронен в Москве на Введенском кладбище. У изголовья могилы Дмитрия Кедрина стоит 300-летний дуб, древнейший на Введенских горах, что стало мотивом философского стихотворения Светланы Кедриной, посвящённого памяти отца.

Мышлению Кедрина, которое называют «планетарным», присуще не покидающее поэта ощущение своей преемственной связи с мировой историей и культурой. Иллюстрацией этого являются стихи и баллады, посвящённые истории, героям и мифам разных народов. Творческий дар проникать в далёкие эпохи, быть в них не исследователем-архивистом, а современником, очевидцем давно канувших в Лету событий – редкое свойство таланта Кедрина. До выхода сборника Кедрина в серии «Библиотека поэта» (1947) его творчество было известно лишь немногим знатокам поэзии. В 1984 г., накануне перестройки, объёмный однотомник Кедрина, включающий его основные произведения, впервые был издан массовым, 300-тысячным тиражом. В 1996 г. в Москве в издательстве «Янико» вышла книга воспоминаний дочери поэта Светланы Дмитриевны об отце «Жить вопреки всему».

СТИХИ ДМИТРИЯ КЕДРИНА

СЛЕДЫ ВОЙНЫ НЕИЗГЛАДИМЫ

Следы войны неизгладимы!..
Пускай окончится она,
Нам не пройти спокойно мимо
Незатемненного окна!

Юнцы, видавшие не много,
Начнут подтрунивать слегка,
Когда нам вспомнится тревога
При звуке мирного гудка.

Счастливцы! Кто из них поверит,
Что рев сирен кидает в дрожь,
Что стук захлопнувшейся двери
На выстрел пушечный похож?

Вдолби-ка им – как трудно спичка
Порой давалась москвичам
И отчего у нас привычка
Не раздеваться по ночам?

Они, минувшего не поняв,
Запишут в скряги старика,
Что со стола ребром ладони
Сметает крошки табака.

ХОЧЕШЬ ЗНАТЬ, ЧТО ТАКОЕ РОССИЯ

Хочешь знать, что такое Россия –
Наша первая в жизни любовь?
Милый друг! Это ребра косые
Полосатых шлагбаумных столбов.
Это щебет в рябиннике горьком,
Пар от резвых коней на бегу,
Это желтая заячья зорька,
След на сахарном синем снегу.
Это пахарь в портах полотняных,
Пес, что воет в ночи на луну,
Это слезы псковских полонянок
В безутешном ливонском плену,
Это горькие всхлипы гармоник,
Свет далеких пожаров ночных,
Это – кашка, татарка и донник
На высоких могилах степных.
Это – эхо от песни усталой,
Облаков перелетных тоска,
Это свист за далекой заставой
Да лучина в окне кабака.
Это хлеб в узелке новобранца,
Это туз, что нашит на плечо,
Это дудка в руке Самозванца,
Это клетка, где жил Пугачев.
Да, страна наша не была раем:
Нас к земле прибивало дождем.
Но когда мы ее потеряем,
Мы милей ничего не найдем.

Я НЕ ЗНАЮ, ЧТО НА СВЕТЕ ПРОЩЕ

Я не знаю, что на свете проще?
Глушь да топь, коряги да пеньки.
Старая березовая роща,
Редкий лес на берегу реки.

Капельки осеннего тумана
По стволам текут ручьями слез.
Серый волк царевича Ивана
По таким местам, видать, и вез.

Ты родись тут Муромцем Илюшей,
Ляг на мох и тридцать лет лежи.
Песни пой, грибы ищи да слушай,
Как в сухой траве шуршат ужи.

На сто верст кругом одно и то же:
Глушь да топь, чижи да дикий хмель.
Отчего ж нам этот край дороже
Всех заморских сказочных земель?

СЕРДЦЕ МАТЕРИ

Дивчину пытает казак у плетня:
«Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?
Я саблей добуду для крали своей
И светлых цехинов, и звонких рублей!»
Дивчина в ответ, заплетая косу:
«Про то мне ворожка гадала в лесу.
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердце мне в дар принесет.
Не надо цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне матери старой твоей.
Я пепел его настою на хмелю,
Настоя напьюсь – и тебя полюблю!»
Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, саламаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь:
Он сердце ее на цветном рушнике
Коханой приносит в косматой руке.
В пути у него помутилось в глазах,
Всходя на крылечко, споткнулся казак.
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: «Не ушибся, сынок?»

КРАСОТА

Эти гордые лбы винчианских мадонн
Я встречал не однажды у русских крестьянок,
У рязанских молодок, согбенных трудом,
На току молотящих снопы спозаранок.
У вихрастых мальчишек, что ловят грачей
И несут в рукаве полушубка отцова,
Я видал эти синие звезды очей,
Что глядят с вдохновенных картин Васнецова.
С большака перешли на отрезок холста
Бурлаков этих репинских ноги босые…
Я теперь понимаю, что вся красота –
Только луч того солнца, чье имя – Россия!

РОДИНА

Весь край этот, милый навеки,
В стволах белокорых берез,
И эти студеные реки,
У плеса которых ты рос,
И темная роща, где свищут
Всю ночь напролет соловьи,
И липы на старом кладбище,
Где предки уснули твои,
И синий ласкающий воздух,
И крепкий загар на щеках,
И деды в андреевских звездах,
В высоких седых париках,
И рожь на нолях непочатых,
И эта хлеб-соль средь стола,
И псковских соборов стрельчатых
Причудливые купола,
И фрески Андрея Рублева
На темной церковной стене,
И звонкое русское слово,
И в чарочке пенник на дне,
И своды лабазов просторных,
Где в сене – раздолье мышам,
И эта – на ларчиках черных –
Кудрявая вязь палешан,
И дети, что мчатся, глазея,
По следу солдатских колонн,
И в старом полтавском музее
Полотнища шведских знамен,
И сапки, чтоб вихрем летели!
И волка опасливый шаг,
И серьги вчерашней метели
У зябких осинок в ушах,
И ливни – такие косые,
Что в поле не видно ни зги, –
Запомни:
Всё это – Россия,
Которую топчут враги.

РОССИЯ

Россия! Мы любим неяркий свет
Твоих сиротливых звезд.
Мы косим твой хлеб. Мы на склоне лет
Ложимся на твой погост.
Россия! Ты – быстрый лесной родник,
Степной одинокий стог,
Ты – первый ребячески звонкий вскрик,
Глухой стариковский вздох.
Россия! Мы все у тебя в долгу.
Ты каждому – трижды мать.
Так можем ли мы твоему врагу
В служанки тебя отдать?..
На жизнь и на смерть пойдем за тобой
В своей и чужой крови!
На грозный бой, на последний бой,
Россия, благослови!

***

17 февраля 1918 г. – начался Ледовый поход Балтийского флота – операция по перебазированию кораблей Балтфлота из Ревеля (Таллинна) и Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт в целях недопущения их захвата немецкими войсками после прекращения Брестских переговоров. В ходе операции, завершившейся 2 мая, в российскую базу было выведено 236 кораблей, которые стали основой боевой мощи на Балтике.

***

17 февраля 1924 г. – Родился Геворк Андреевич Вартанян (1924-2012) – советский разведчик, сотрудник Первого главного управления (ПГУ) Комитета государственной безопасности СССР (внешняя разведка), участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1984), полковник.
Подробнее о жизни, подвиге и судьбе Вартаняна и его супруги Гоар рассказано в Историческом календаре с датой 10 января – дне кончины разведчика.

***

17 февраля 1925 г. – В Праге умер Никодим Павлович Кондаков (1844-1925). Русский историк византийского и древнерусского искусства, археолог, создатель иконографического метода изучения памятников искусства. Академик Петербургской АН (1898, член-кор. 1892) и Императорской академии художеств (1893). Член-учредитель Русского собрания (1901). Тайный советник (1900).

Родился 1/13 ноября 1844 г. в слободе Ольшанка Новооскольского уезда Курской губернии в семье Павла Ивановича Кондакова, который в то время числился «помещика Трубецкого дворовый человек» (то есть был в составе крепостной прислуги помещика), затем был главноуправляющего имениями князей Трубецких, купцом 3-й гильдии. Мать – Елена Филипповна Кондакова.
Учился в Москве в приходском училище, затем во 2-й московской гимназии, которую окончил в 1861 г. Затем учился на историко-филологическом факультете Московского университета (1861-1865), где его руководителем стал. Федор Иванович Буслаев (1818-1897). По окончании университета преподавал в средних учебных заведениях, в том числе московском художественном училище. В 1870 г. был избран приват-доцентом кафедры истории и теории искусств Новороссийского университета в Одессе; с 1877 г. – профессор того же университета. В 1873 г. защитил в Московском университете магистерскую диссертацию «Памятник Гарпий из Малой Азии и символика греческого искусства»; в 1876 г. – докторскую диссертацию «История Византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей».
С 1888 по 1897 гг. – профессор кафедры истории искусств Санкт-Петербургского университета, преподавал также на петербургских Высших женских курсах. В 1888-1893 гг. – старший хранитель отделения искусства средних веков и эпохи Возрождения Эрмитажа. В 1895 г. основал (вместе с Федором Успенским) Русский археологический институт в Константинополе. В 1901 г. был избран член-корреспондентом Сербской Королевской академии наук.
Был пожалован чинами действительного статского советника (1882), тайного советника (1900).
Лекции Кондакова оказали большое влияние на Дмитрия Айналова, Николая Лихачёва, Михаила Ростовцева, Сергея Жебелёва и многих других историков, археологов и историков искусства. Вокруг Кондакова формируется кружок так называемых «фактопоклонников».
С 1917 г. Кондаков жил в Одессе, с 1918 г. – в Ялте. В 1920 г. эмигрировал в Константинополь, затем – в Софию (Болгария), где до 1922 г. был профессором Софийского университета.
В 1922 г. по личному приглашению президента Т. Г. Масарика переехал в Прагу (Чехословакия). Преподавал в Карловом университете до своей смерти в 1925 г. В 1916 г. Кондаков вошел в узкий круг иностранцев, награжденных французским орденом Почетного легиона за вклад в науку, в 1924 г. к 80-летию ученый был отмечен орденом «Grand officier» итальянской короны и болгарским орденом «За гражданские заслуги».
Умер в Праге 17 февраля 1925 г. Похоронен в крипте церкви Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище в Праге.

Кондаков совершил переворот в науке, создав историю византийского искусства как научную дисциплину. Он первым предложил ставшую общепринятой и сохранившую актуальность периодизацию византийского искусства, дал характеристику наиболее важных особенностей каждого из периодов. Исключительно много Кондаков сделал для выяснения культурных связей внутри Византии (с Востоком и др.) и ее обширного ареала (Закавказье, Балканы, Древняя Русь), определив отличительные черты, присущие каждой из культур. Он также развил ранее высказанный тезис о преувеличении значения влияний Византии на древнерусское искусство, доказав, что «русское искусство есть оригинальный художественный тип, крупное историческое явление, сложившееся работою племенем к государственной и художественной деятельности» великорусского племени при содействии целого ряда иноплеменных и восточных народностей, вызванных этим. По определению С. А. Жебелёва, это был боевой клич русской археологии. Кондаков выявил проблему генетического родства искусства Западной Европы, Византии и христианского Востока. Совместно с Н. П. Лихачёвым создал теорию влияния итальянского искусства Возрождения на византийское и древнерусское изобразительное искусство (в первую очередь в иконописи).

***

17 февраля 1935 г. – Принято решение об организации Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве.

***

17 февраля 1943 г. – В Феодосии умер Константин Федорович Богаевский (1872-1943). Русский и советский живописец-пейзажист из Феодосии, условно относимый к киммерийской школе. Синтезировал традиции символизма, искусства кватроченто и героического пейзажа XVII века. Стержневая тема его творчества – древняя Киммерия, с ее величественными горами, складками холмов, античными городами и заливающим пейзажи ослепительным солнцем. Художник так раскрывает о своих картинах, названных «Киммерийский цикл»: «В своих композициях я пытаюсь передать образ этой Земли – величавый и прекрасный, торжественный и грустный. Этот пейзаж, насыщенный большим историческим прошлым, со своеобразным ритмом гор, напряженными складками холмов, носящий несколько суровый характер, служит для меня неисчерпаемым источником…».
После путешествия в Европу, начиная с 1910 г., Богаевский пишет классические пейзажи, явно под впечатлением от немецких (Дюрер, Альтдорфер) и итальянских (Мантенья) мастеров эпохи Возрождения.
В 1912 г. по заказу Рябушинского Богаевский выполнил три панно для его московского особняка – самое известное его произведение.
Для современных зрителей он остаётся вдохновенным певцом любимого художником Крыма.
Творческое наследие Богаевского наиболее полно представлено в следующих музеях: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Феодосийская картинная галерея, Севастопольский художественный музей, Симферопольский художественный музей, Сочинский художественный музей.

***

17 февраля 1944 г. – Разгром 10 дивизий врага в ходе Корсунь-Шевченковской операции. Эту битву назвали «новым Сталинградом».

***

17 февраля 1993 г. – Постановление Совета Министров РФ создано российское акционерное общество «Газпром» – РАО «Газпром», переименованное в 1998 г.у в открытое акционерное общество «Газпром» – ОАО «Газпром».

Сегодня это крупнейшая газовая компания в мире. Основными направлениями ее деятельности являются геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация углеводородов, а также производство и сбыт электрической и тепловой энергии. «Газпром» располагает самыми крупными запасами природного газа. На его долю приходится около 20 процентов мировой добычи газа.
«Газпром» содержит самую крупную в мире систему транспортировки газа протяженностью 156,9 тысяч километров.
«Газпром» входит в тройку крупнейших энергетических компаний мира по рыночной капитализации. Приоритетным направлением деятельности «Газпрома» является освоение газовых ресурсов полуострова Ямал, Арктического шельфа, Восточной Сибири и Дальнего Востока. По поручению Правительства РФ «Газпром» является координатором деятельности по реализации Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР (Восточная программа). На востоке России будет создана газоперерабатывающая и газохимическая промышленность, развитие которой позволит рационально использовать значительные запасы гелия и других ценных компонентов, содержащихся в восточносибирском газе.

***

17 февраля 2006 г. – Кончина афонского старца монаха Иннокентия (Иван Матвеевич Дудченко; 1918-2006).

***

17 февраля 2015 г. – Начали отмечать день российских студенческих стройотрядов. Первый студенческий стройотряд был сформирован еще в 1959 г. Через это движение прошли более 13 млн советских граждан, но официальный статус праздник получил лишь 2015 г.

Добавьте комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

«Сроки страшные близятся. Скоро
Станет тесно от свежих могил.
Ждите глада, и труса, и мора,
И затменья небесных светил.

Только нашей земли не разделит
На потеху себе супостат:
Богородица белый расстелет
Над скорбями великими плат».

(А. Ахматова)

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

17 АПРЕЛЯ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ СТАРЦА ПРОТОИЕРЕЯ ИОАННА ФЕДОРОВИЧА ГОРЕМЫКИНА (1869–1958)
ЦЕРКОВЬ СВ. ВМЧ. ДИМИТРИЯ В КОЛОМЯГАХ
ПРОТОИЕРЕЙ ИОАНН ФЕДОРОВИЧ ГОРЕМЫКИН. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

16 АПРЕЛЯ — ДЕНЬ ПАМЯТИ АРХИЕПИСКОПА НИКОНА (ПЕТИНА)
nikonpetin16
АРХИЕПИСКОП НИКОН (АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ ПЕТИН; 1902–1956 гг.). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

12 АПРЕЛЯ – ДЕНЬ ПОБЕДЫ РУССКИХ ВОИНОВ КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО НАД НЕМЕЦКИМИ РЫЦАРЯМИ НА ЧУДСКОМ ОЗЕРЕ (ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ, 1242 ГОД)
ИКОНА СВ. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО С ЧАСТИЦЕЙ ЕГО МОЩЕЙ - КЕЛЕЙНАЯ ИКОНА СВМЧ. СЕРАФИМА (ЧИЧАГОВА)
СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

10 АПРЕЛЯ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ СТАРЦА АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВИЧА ГРОШЕВА
А. Ф. ГРОШЕВ
ПОСЛЕДНИЙ ХРАНИТЕЛЬ КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКОЙ ОБИТЕЛИ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

7 АПРЕЛЯ — БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
ksp12
БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

5 АПРЕЛЯ — ПАМЯТИ МОСКОВСКОЙ СТАРИЦЫ СХИМОНАХИНИ СЕВАСТИАНЫ (ОЛЬГИ ИОСИФОВНЫ ЛЕЩЕВОЙ)
СХИМОНАХИНЯ СЕВАСТИАНА
МОСКОВСКАЯ СТАРИЦА СХИМОНАХИНЯ СЕВАСТИАНА (ОЛЬГА ИОСИФОВНА ЛЕЩЕВА; 1878–1970)

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ
К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ.
ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

ПРЕПОДОБНЫЙ СТАРЕЦ АЛЕКСИЙ (СОЛОВЬЕВ)

Старец Алексий жил в Сергиевом Посаде, когда по указанию безбожной власти начали вскрывать мощи святых. Старец печалился об этом и много молился, недоумевая – почему Господь попускает совершаться такому злу? Однажды вечером, когда он совершал молитвенное правило, рядом с ним встал прп. Сергий Радонежский и сказал:
– Молись три дня и постись, и после этого я скажу тебе то, что
нужно.
В следующие два дня, когда отец Алексий молился, снова вставал с ним рядом прп. Сергий. Отец Алексий питался в эти дни одной просфорой. На третий день преподобный сказал:
– Когда подвергаются такому испытанию живые люди, то необходимо, чтобы этому подвергались и останки людей умерших. Я сам отдал тело свое, чтобы град мой во веки был цел.

2 МАЯ 2001 г. ОСВЯЩЕНИЕ ЧАСОВНИ СВ. МАТРОНЫ В Г. СХОДНЯ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

27 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ АРШАКА АРУТЮНОВИЧА АРАКЕЛЯНА
МУЖ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ АРШАК АРУТЮНОВИЧ
АРШАК. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

О МОЛИТВЕ

http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/05/7mol10.jpg

Дорогие посетители сайта, пришло время вспомнить и восстановить древнюю ветхозаветную и апостольскую традицию – семиразовую молитву в течение суток, совершаемую каждые три часа (в 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 часа). Эта молитва особенно действенна в условиях испытания, посланного нам – угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Предлагаю Вам ознакомиться с главой из книги «РИТМЫ ЦЕРКОВНОГО ГОДА», написанной много лет назад и размещенной на этом сайте: О СЕМИРАЗОВОЙ МОЛИТВЕ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ… http://alexandrtrofimov.ru/?p=766
В ней дается историческое и богословское обоснование необходимости этой молитвы. Сейчас, в условиях карантина православным людям совсем не сложно включиться в этот молитвенный ритм.
Присоединяйтесь к ежедневной семиразовой молитве, рассылайте текст статьи и сообщения о ней своим друзьям и знакомым.
***
Святейший Патриарх Кирилл благословил молитву, которую уже произносят за богослужением во всех православных храмах, ее можно присоединить к семиразовой молитве:
МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВРЕДОНОСНОГО ПОВЕТРИЯ ЧТОМАЯ
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Александр Трофимов

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

СЧЕТЧИК