Жития святых

СВЯТАЯ ПРАВЕДНАЯ ИУЛИАНИЯ ЛАЗАРЕВСКАЯ, МУРОМСКАЯ

iullaz4

Вступая в семью христианских народов, Русь внесла в нее свой неповторимый вклад. Первыми канонизированными святыми Русской Православной Церкви стали жившие в XI веке князья-страстотерпцы Борис и Глеб, не пожелавшие поднять меч на брата своего, исполняя закон братолюбия, и принявшие добровольно мученическую смерть. В XX столетии воссиял на Русской земле сонм новомучеников и исповедников Российских, который вообще превысил число святых всех прошлых веков христианства, и большая часть их – это миряне, простые верующие православные люди. А ровно посередине уже нашей христианской истории, в XVI столетии, появилась столь же редкая в других народах, сколь и природная нам прославленная мирянка – жена не только по рождению, но и по чину.

Жизнеописание святой Иулиании Лазаревской написано ее сыном. Это единственное сохранившееся подробное описание жизни святой, восполняющее сторицей недостаточность сведений о других праведных русских женах. Начало рукописи жития в одном из изводов гласит: «Кое слово сможет похвалити тоя труды? Спехи же ея кто измерит? Блага ея кто испишет? Милостыню кто прочтет? Да и кто те глаголющие, яко не можно в мире спастись?.. Блаженная Иулиания с мужем живше, и чада имуще, и рабы владеюще, а Богови угоди – и Бог прослави ю».

Родилась Иулиания в тридцатые годы XVI века в городе Плосне от благочестивых дворян Иустина и Стефаниды Недюревых и крещена была Иулианией (проще Юлианией, по-народному – Ульяной). Отец ее был царским ключником (служащим приказов). Шести лет девочка осталась круглой сиротой. Бабушка с материнской стороны взяла девочку к себе в город Муром. Через шесть лет умерла и бабушка, завещав своей дочери, уже имевшей девятерых детей, взять на воспитание двенадцатилетнюю сироту. С юных лет видела Иулиания в окружавших ее людях искреннее благочестие и сострадание к нищим и убогим. Кроткая, богобоязненная, трудолюбивая воспитанница была с ранних лет примером любви к страждущим людям.

Иулиания пользовалась любой возможностью помочь другим. Она избегала детских игр и забав, предпочитая пост, молитву и рукоделие, чем вызывала постоянные насмешки сестер и слуг. Она привыкла подолгу молиться со множеством поклонов. Кроме обычных постов налагала на себя еще более строгое воздержание. Родственники были недовольны, боялись за ее здоровье и красоту. Иулиания терпеливо и кротко переносила упреки, но продолжала свой подвиг. Двоюродные сестры много раз пытались уговорить ее нарушить пост или звали ее участвовать в их забавах и плясках. Но все старания были напрасны: юная Иулиания отказывалась участвовать в играх, а более стремилась к молитвенной жизни и служению больным и бедным людям. Это была потребность сердца. Ночами Иулиания шила, чтобы одевать сирот, вдов и нуждающихся, ходила ухаживать за больными, кормила их.

Слава о ее добродетелях и благочестии разнеслась по окрестностям. К ней посватался владелец села Лазаревское, что неподалеку от Мурома, Юрий Осорьин. Шестнадцатилетняя Иулиания была выдана замуж и стала жить в семье мужа. Родители и родственники мужа полюбили кроткую и приветливую невестку и вскоре поручили ей ведение хозяйства всей многочисленной семьи. Она окружила старость родителей мужа неусыпной заботой и лаской. Дом вела образцово, вставала с зарей, ложилась спать последней.

Став распорядительницей в доме супруга, Иулиания не оставляла прежних благочестивых привычек: подолгу молилась, призывая к тому же и супруга. Каждую ночь она вставала на молитву со множеством поклонов. Не считая себя вправе подавать милостыню из имущества мужа, она всякую свободную минуту и многие ночные часы занималась рукоделием, чтобы на полученные средства творить дела милосердия. Искусно вышитые пелены Иулиания дарила в храмы, а остальные работы продавала, чтобы деньги раздать нищим. Благодеяния она совершала тайно от родных, а милостыню посылала по ночам с верной служанкой. Особенно заботилась она о вдовах и сиротах. Целые семьи кормила и одевала Иулиания трудами рук своих.

Имея множество слуг и дворни, она не позволяла одевать и разувать себя, подавать воду для умывания: со слугами была неизменно приветлива, никогда не доносила мужу об их поступках, предпочитая брать вину на себя. «С рабами, как с родными детьми обходилась: была для них мать, а не госпожа»,– пишет сын.

Бесы пригрозили Иулиании во сне, что погубят ее, если она не прекратит своих благодеяний людям. Но Иулиания не обратила внимания на эти угрозы. Она не могла проходить мимо человеческого страдани. Когда наступил голод, и множество людей умирало от истощения, она, вопреки обычаю, стала брать у свекрови значительно больше пищи, чтобы тайно раздавать голодным. К голоду присоединилась эпидемия, люди запирались в домах, боясь заразиться. Иулиания, не страшась смерти, тайком от родных мыла в бане больных, лечила их, как умела, молилась об их выздоровлении. Тех, кто умирал, она обмывала и нанимала людей для погребения, молилась об упокоении каждого умершего, ходила утешать скорбящих и потерявших своих близких.

iullaz3
СВ. ПРАВЕДНАЯ ИУЛИАНИЯ ЛАЗАРЕВСКАЯ. ИКОНА XX в.

Будучи, по всей видимости, малограмотной и не читавшей Священного Писания, юная Иулиания обладала духовной мудростью (целостностью, полнотою молитвенного ума – целомудрием духа) – внутренним благим «смыслом», ниспосланным ей свыше: «И не случилось ей в девическом возрасте ни в церковь приходить, ни слышать чтения Слова Божия, ни учителя у нее не было, кто поучал бы во спасение, но смыслом благим наставляема была она нраву добродетельному, как глаголет великий Антоний: «Имеющим целостный ум не требуется Писание». Сие Слово блаженная собою верно исполняла, и хотя и не училась по книгам, ни учителя, наставляющего ее, у нее не было, но в девическом возрасте все заповеди усердно исполняла, как бисер многоценный посреди нечистоты, в благочестии подвизалась, и желала слышать Слово Божие… Хотя и не училась, но любила слушать чтение Божественных книг, и толковала непонятные словеса, как премудрый философ или книжник… и много поучала детей своих по Божественному Писанию».

Вера ее крепка была не словами, не призывами к милосердию, а живыми делами праведными для людей бедных и нуждающихся – во славу Божию. И мужа своего она приучила к частой и теплой молитве. Иулиания прожила с супругом в согласии и любви много лет, родила десять сыновей и трех дочерей. Умерли родители мужа, принявшие перед кончиной монашеский постриг. Четверо сыновей и три дочери умерли в младенчестве. Преодолевая скорбь сердца, Иулиания так говорила о смерти детей: «Бог дал, Бог и взял… Души их со Ангелы славят Бога и о родителях своих Бога молят». «И потому они (родители),– пишет сын,– об умерших чадах не скорбели, а о живых радовались». (Из текста жития известно, что из 13 детей Иулиании и Георгия Осорьиных шестеро умерли в младенчестве, а остались в живых только семеро: дочь – инокиня-схимница Феодосия и шестеро сыновей».)

Тем временем скорби праведницы умножались. Старший сын был убит одним из слуг «по наваждению диавола», хотевшего «ввести Иулианию в отчаяние и отлучить от Бога». Вслед за этой бедой другой ее сын был убит на царской службе.

После трагической смерти двух сыновей Иулиания стала проситься отпустить ее в монастырь. Но муж ответил на это, что она должна воспитать и вырастить остальных детей. Всю жизнь Иулиания забывала себя ради других, поэтому и на этот раз она согласилась, но упросила мужа, чтобы им не иметь супружеских отношений, и жить как брат с сестрой.

Праведница еще более увеличила свои подвиги и стала вести монашескую жизнь. Днем и вечером занималась хозяйством и воспитанием детей, а ночами молилась, делала множество поклонов, сократив сон до двух-трех часов; спала на печке, положив под голову поленья вместо подушки, ежедневно посещала богослужения в храме, держала строгий пост. Жизнь ее стала непрестанной молитвой и служением.

Нищелюбие ее было так велико, что нередко она раздавала последнее – всё, что имела, даже те деньги, которые брала у детей для приобретения одежды. Оставшись из-за этого зимой без теплой одежды, она одно время перестала часто ходить в храм, усилив домашнюю молитву. Она была прихожанкой церкви святого Лазаря Четверодневного – брата святых Марфы и Марии. Однажды священник услышал в храме голос от иконы Божией Матери: «Пойди и скажи милостивой Иулиании, отчего она не ходит в церковь? И домашняя ее молитва угодна Богу, но не так, как церковная. Вы же почитайте ее, ей уже 60 лет и на ней почивает Дух Святой».

После смерти мужа Иулиания раздала свое имущество бедным. Порой у нее в доме не оставалось ни копейки, и она занимала у сыновей деньги, на которые шила зимнюю одежду для нищих, а сама, имея уже под 60 лет, ходила всю зиму без шубы.

Она стала еще более строгой к себе; постоянно, даже во сне творила Иисусову молитву. Чем суровее становились подвиги Иулиании, тем сильнее были нападения на нее духов злобы, не желавших признать своего поражения. Подвиг праведницы вызвал ненависть диавола, и тот не раз пытался ослабить ее страхованиями или несчастьями, которые постигали семью – но безуспешно. Все принимала Иулиания с покорностью и всецелой преданностью воле Божией, и не прекращала благотворения бедным и долгих молитвенных бдений.

«Однажды,– повествует сын ее,– Иулиания, придя по обыкновению в молельную комнату, где принимали странников, подверглась нападению злых демонов, хотевших убить ее. Она же надеясь на силу Христову, не устрашилась, но возвела очи к Богу и помолилась со слезами: “О, Владыка, Боже Вседержителю! Не предай зверям душу, исповедующую Тебе, и душу убогую не погуби до конца, но пошли угодника Своего Николая на помощь мне, рабе Своей”. И в тот же час явился святой Николай, имея в руке палицу великую и прогнал духов нечистых… Бесы исчезли, но один из них, угрожая подвижнице, предрек ей, что в старости она сама начнет “голодом помирать, нежели чужих людей кормить”».

Угроза беса исполнилась лишь отчасти. Хотя Иулиании действительно пришлось страдать от голода, но ее любящее и сострадательное сердце не могло оставить умирающих от голода без помощи. Это случилось в страшные годы (1601-1603 гг.), в царствование Бориса Годунова.

В. О. Ключевский пишет об этом времени: «Такое бедствие случилось в начале XVII века, при царе Борисе. В 1601 году, едва кончился весенний сев, полили страшные дожди и лили все лето. Полевые работы прекратились, хлеб не вызрел, до августа нельзя было начать жатву, а на Успеньев день неожиданно ударил крепкий мороз и побил недозревший хлеб, который почти весь остался в поле. Люди кормились остатками старого хлеба, а на следующий год посеялись кое-как собранным зяблым зерном нового урожая; ничего не взошло, все осталось в земле, и наступил трехлетний голод. Царь не жалел казны, щедро раздавал в Москве милостыню, предпринял обширные постройки, чтобы достать заработок нуждающимся. Прослышав об этом, народ толпами повалил в Москву из неурожайных провинций, чем усилил нужду в столице. Началась сильная смертность: только в трех казенных столичных скудельницах, куда царь велел подбирать бесприютные жертвы, за два года и четыре месяца их насчитали 127 тысяч. Но беда создана была в значительной мере искусственно. Хлеба оставалось довольно от прежних урожаев. После, когда самозванцы наводнили Русь шайками поляков и казаков, которые своими опустошениями прекратили посевы на обширных пространствах, этого запасного хлеба много лет хватало не только на своих, но и на врагов.

При первых признаках неурожая начала разыгрываться хлебная спекуляция. Крупные землевладельцы заперли свои склады. Скупщики пустили все в оборот, деньги, утварь, дорогое платье, чтобы забрать продажный хлеб. Те и другие не пускали зерна на рынок, выжидая высоких цен, радуясь, по выражению современника, барышам, «конца же вещи не разумеюще, сплетены смуты слагающе и народ смущающе». Хлебные цены были взбиты на страшную высоту: четверть ржи с 20 тогдашних копеек скоро поднялась до 6 руб., равнявшихся нашим 60 руб., то есть вздорожала в 30 раз! Царь принимал строгие и решительные меры против зла, запретил винокурение и пивоварение, велел сыскивать скупщиков и бить кнутом на рынках беспощадно, переписывать их запасы и продавать в розницу понемногу, предписывал обязательные цены и карал тяжкими штрафами тех, кто таил свои запасы». (В.О.Ключевский. Исторические портреты. М. «Правда» 1990.)

СВ. ПРАВЕДНАЯ ИУЛИАНИЯ ЛАЗАРЕВСКАЯ. ИКОНА. XIX в. СОБОР БЛАГОВЕЩЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ. МУРОМ
СВ. ПРАВЕДНАЯ ИУЛИАНИЯ ЛАЗАРЕВСКАЯ. ИКОНА. XIX в. СОБОР БЛАГОВЕЩЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ. МУРОМ

Страшное это было время: люди, обезумевшие от голода, ели даже человеческое мясо,– чтобы добыть пищи, шли на какое угодно преступление. Человек, потерявший власть над собой, становится страшнее зверя. Людей Иулиании, живших в ее непосредственной близости, любивших ее, конечно, нельзя сравнивать с теми, кто жил в совершенно других условиях. Но власть голода ужасна, и, конечно, Иулиания спасала своих рабов не только от голодной смерти,, но и от нравственного падения. Иулиания считала себя ответственной за души этих людей, вверенных ей Богом. Как воин на поле битвы, неустрашимо и непрерывно боролась она со злом, и так сильно было ее влияние, так велико обаяние ее духа, что ни один из подвластных ей людей не запятнал себя преступлением,– во время общей разнузданности это было почти чудом.

Начало голодного трехлетия при царе Борисе застало Иулианию в Нижегородской вотчине совсем неприготовленной. С полей своих Иулиания не собрала зерна, запасов не было, скот пал почти весь от бескормицы. Иулиания не отчаялась, а бодро принялась за дело: распродала оставшийся скот, платье, посуду и все ценное в доме и на вырученные деньги покупала хлеб, который и раздавала голодающим, ни одного просящего не отпускала с пустыми руками и особенно заботилась о прокормлении своей челяди. Жила в нищете, но «ни единого нищего из приходящих не отпустила с пустыми руками в дорогу». Тогда многие расчетливые господа просто прогоняли со своих дворов холопов, чтобы не кормить их, но не давали им вольных, чтобы после воротить их в неволю. Брошенные на произвол судьбы среди всеобщей паники, холопы принимались воровать и грабить. Иулиания больше всего старалась не допустить до этого своих челядинцев и удерживала их при себе, сколько было у ней силы.

Наконец, она дошла до последней степени нищеты, обобрала себя дочиста, так что не в чем стало выйти в церковь. Выбившись из сил, израсходовав весь хлеб до последнего зерна, она объявила своей крепостной дворне, что кормить ее больше она не может, кто желает, пусть берет свои крепости или отпускные и идет с Богом на волю (и это в XVI веке!). Но некоторые из слуг не пожелали оставить госпожу, предпочитая погибнуть вместе с ней. Тогда Иулиания со свойственной ей энергией принялась спасать близких от голодной смерти. Она разослала своих верных слуг по лесам и полям собирать древесную кору и лебеду и принялась печь хлеб из этих суррогатов, которыми кормилась с детьми и холопами, даже ухитрилась делиться с нищими, «потому что в то время нищих было без числа»,– замечает ее биограф.

Окрестные помещики с удивлением говорили этим нищим: «Почему вы ходите к ней? Чего взять с нее? Она и сама помирает с голоду». – «А мы вот что скажем, говорили нищие: много обошли мы сел, где нам подавали настоящий хлеб, да и он не елся нам так всласть, как хлеб этой вдовы – как бишь ее?» Многие нищие не умели и назвать ее по имени. Тогда соседи-помещики начали подсылать к Иулианияи за ее диковинным хлебом; отведав его, они находили, что нищие были правы, и с удивлением говорили меж себя: мастера же ее холопы хлебы печь!

От нее не слышали ни слова ропота, печали, напротив, все три голодных года она была в особом приподнятом и радостном настроении: «Не опечалилась, не смутилась, не пороптала и не согрешила устами своими в безумии на Бога, и не изнемогла от нищеты, но более прежнего была весела»,– так заканчивает сын свой рассказ о последнем подвиге матери.

СВ. ПРАВЕДНАЯ ИУЛИАНИЯ ЛАЗАРЕВСКАЯ. ФРЕСКА. ОПТИНА ПУСТЫНЬ
СВ. ПРАВЕДНАЯ ИУЛИАНИЯ ЛАЗАРЕВСКАЯ. ФРЕСКА. ОПТИНА ПУСТЫНЬ

Когда приблизилось время ее кончины Иулиании (праведница проболела шесть дней), она призвала своего духовника и причастилась Святых Таин. Во все время болезни она не переставала молиться, а ночью вставала, и никем не поддерживаемая, творила обычные молитвы так, что некоторые служанки ей не верили, что она близка к смерти. Причастившись и призвав детей и слуг, Иулиания простилась с каждым, прося у всех прощения. Тут еще раз выразила она печаль, что не удостоилась принять ангельский образ иноческий: «поскольку недостойна была, грешница убогая».

Попросив принести кадило, она еще раз простилась со всеми, всех перецеловала и обвив четки около руки, трижды перекрестилась, вздохнула и проговорила: «Слава Богу за все… В руки Твои, Господи, передаю дух мой». С великой верой, смирением и любовью также, как жила, скончалась праведная Иулиания. Все предстоявшие увидели вокруг ее главы сияние, золотой венец, как пишут вокруг голов на иконах. Похоронили ее у церкви Праведного Лазаря возле мужа.

Иулиания призвала для последнего наставления своих детей и слуг – тех, чьей наставницей она была в жизни. Есть в этом описании трогательная деталь – последний жест Иулиании: перекрестившись трижды, она обвила четки вокруг своей руки. Это, конечно же, вызывает в памяти жест другой муромской святой,– Февронии Муромской. Перед кончиной Феврония шьет возду́х для церковных сосудов, но, услышав троекратный зов своего супруга Петра о том, чтобы им умереть вместе, она оставляет шитье незаконченным, воткнув иглу и аккуратно обернув вокруг нее нить… Д. С. Лихачев назвал этот «лаконичный и зрительно ясный» жест Февронии драгоценным: «Чтобы оценить этот жест Февронии, обертывающей нить об иглу, надо помнить, что в древнерусских литературных произведениях нет быта, нет детальных описаний – действие в них происходит как бы в сукнах. В этих условиях жест Февронии драгоценен, как и то золотое шитье, которое она шила для святой чаши».

Дружина Осорьин, житель Мурома, не мог не знать жития Петра и Февронии Муромских, самых почитаемых святых муромской земли. Но даже независимо от того, осознанно ли автор жития – сын святой Иулиании передал будущим читателям этот жест, в сознании невольно возникает мысль о связующей нити и духовном преемстве муромских святых жен.

Скончалась праведная Иулиания 2 января 1604 года в одном из сел Нижегородской губернии, и по завещанию и была погребена рядом со своим супругом Георгием в Лазареве. Вскоре над ними была построена деревянная церковь во имя Собора Архангела Михаила. Дочь их Феодосия была схимонахиней в Муроме.

В августе 1614 года, когда в притворе церкви начали копать могилу для ее скончавшегося сына, землекопы обнаружили гроб. Сразу они и не поняли, кому он принадлежал, так как многие к этому времени о месте погребения Иулиании по неизвестным нам причинам забыли, и долгие годы здесь больше никого не хоронили. Через два дня оставшиеся в храме после погребения сына Иулиании женщины осмелились открыть крышку обретенного гроба и увидели, что он содержит нетленные мощи и наполнен благоуханным миром. С этого дня у мощей Иулиании стали совершаться чудеса, что является одним из главных оснований для церковного прославления угодника. Вот как пишет об этом событии сын Иулиании: «…Нашли гроб ее наверху земли цел и не поврежден. И недоумевали, чей он, ибо многие годы не погребали тут никого. Женщины же… открыли гроб ее и увидели, что он полон мира благовонного… Мы же, услышав о том, изумились и, открыв гроб, увидели все так, как и женщины говорили… Наполнили малый сосуд мы тем миром и отвезли в город Муром в соборную церковь. И если смотреть миро днем, то словно квас свекольный, а к ночи сгущается, как масло багряновидное. Тела же ее… не смели мы всего осмотреть, только видели ноги ее и бедра – невредимые… В ту ночь многие слышали в церкви звон. И, думая, что пожар, прибежав, ничего не увидели, только благоухание вокруг исходило. И многие о том слышали, приходили и мазали себя миром и облегчение от разных болезней получали. Когда же было роздано миро, начала выходить около гроба пыль, подобная песку. И до сего дня приходят сюда больные недугами разными и натираются этим песком и облегчение находят».

Со времени обретения гроб с нетленными мощами оставался на поверхности земли, и к нему стали приходить на исцеление больные. Позже вокруг гроба сделали загородку из досок. Первоначально Иулиания почиталась как «чаемая» (ожидаемая) святая, и у ее раки совершались панихиды по ней. Ближе к 40-м годам XVII века появилась ее икона, через некоторое время (примерно через тридцать лет после обретения мощей) стали чествовать ее как прославленную святую – петь молебны в дни памяти и погребения, а вследствие этого появляется служба ей, составление которой приписывается ее сыну Дружине Осорьину.

СВ. ПРАВЕДНАЯ ИУЛИАНИЯ ЛАЗАРЕВСКАЯ. ИКОНА. XVII в.
СВ. ПРАВЕДНАЯ ИУЛИАНИЯ ЛАЗАРЕВСКАЯ. ИКОНА. XVII в.

Тогда же, в XVII веке, служба и житие новой чудотворицы «святыя праведныя матере нашея Иулиании, еже от Божия благодати новыя мироточицы, от града Мурома, яко звезду пресветлу чудесми и добльствием детельным восиявшу» были занесены в «Муромские житийники», в сборники житий муромских и других святых и в сборники для назидательного чтения, в рукописные святцы XVII века – «Книгу, глаголемую Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых». Частица мощей святой Иулиании Лазаревской была помещена в Рязанском кафедральном соборе, что свидетельствует о распространении ее почитания за пределами Муромской земли.

Через некоторое время святые мощи праведной Иулиании и младенца неизвестного пола (местночтимый) были вынуты из земли и положены в раку, первое упоминание о которой относится к 1689 году. В 1710 году для гроба с мощами святой была сооружена богатая деревянная позолоченная рака, заменившая прежнюю, простую, а в 1713 году над ракой возведена сень. Вполне возможно, что эти работы были проведены к столетию почитания святой. Кроме двух пелен с изображениями святой, в церкви в селе Лазареве было еще пять ее икон, причем, на одной она изображалась вместе со святыми муромскими чудотворцами Петром и Февронией, а на другой – с пятью муромскими святыми.

В 1811 году деревянная церковь в Лазареве сгорела, мощи святой были сильно повреждены пожаром. На месте сгоревшего был построен новый каменный храм с колокольней (средства на строительство пожертвовала Пелагея Артемоновна Бычкова). Престолов в этом храме было три: главный – во имя святого Архангела Михаила, и в трапезной (теплой части церкви) – во имя святителя Николая Чудотворца, и во имя святого Лазаря. В новом храме у северной стены стояла рака с мощами святой Иулиании. Гробница была сделана из кипарисового дерева, обложена позолоченной и посеребренной медью.

Добавьте комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

21 СЕНТЯБРЯ — ДЕНЬ КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ
br75
БИТВЫ РОССИИ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

20 СЕНТЯБРЯ — ПРПП. АЛЕКСАНДРА (ОСЛЯБИ) И АНДРЕЯ (ПЕРЕСВЕТА)
br 64

ПРПП. АЛЕКСАНДР (ОСЛЯБЯ) И АНДРЕЙ (ПЕРЕСВЕТ). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

20 СЕНТЯБРЯ — ПАМЯТЬ ПРОТОИРЕЯ НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА ГОЛУБЦОВА>
ПРОТОИЕРЕЙ НИКОЛАЙ ГОЛУБЦОВ (1900-1963)
ПРОТОИЕРЕЙ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОЛУБЦОВ (1900–1963 гг.). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

18 СЕНТЯБРЯ — МЧЧ. БЛГВ. КНЯЗЯ ГЛЕБА, ВО СВ. КРЕЩЕНИИ ДАВИДА
 СВВ. БОРИС И ГЛЕБ. ИКОНА. XIV в. МОСКВА
К ТЫСЯЧЕЛЕТИЮ ПАМЯТИ СВЯТЫХ КНЯЗЕЙ-СТРАСТОТЕРПЦЕВ БОРИСА И ГЛЕБА. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

17 СЕНТЯБРЯ — ПРОРОКА БОГОВИДЦА МОИСЕЯ
СВЯТОЙ ПРОРОК МОИСЕЙ. ИКОНА XVI в. ВОЛОГДА
ИОХАВЕДА, МАТЬ МОИСЕЯ. МАРИАМ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

14 СЕНТЯБРЯ — НАЧАЛО ИНДИКТА, ЦЕРКОВНОЕ НОВОЛЕТИЕ
НАЧАЛО ИНДИКТА. ИКОНА
НАЧАЛО ИНДИКТА, ЦЕРКОВНОЕ НОВОЛЕТИЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

14 СЕНТЯБРЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА МАТУШКИ МАРГАРИТЫ АРКАДЬЕВНЫ ЛАРИЧЕВОЙ
ПОТРЕТ МАТУШКИ МАРГАРИТЫ ЛАРИЧЕВОЙ. ХУД. А. НЕЙМАН. 10 СЕНТЯБРЯ 1996 г.
МАТУШКА МАРГАРИТА АРКАДЬЕВНА ЛАРИЧЕВА (1938–2002). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

14 СЕНТЯБРЯ — ПРАВЕДНОГО ИИСУСА НАВИНА
ИИСУС НАВИН. МОНАСТЫРЬ ХОСИАС ЛУКАС. ВИЗАНТИЯ. XI в.
РААВ (РАХАВА). ИИСУС НАВИН. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

14 СЕНТЯБРЯ — ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОЙ МАРФЫ (В ИНОЧЕСТВЕ МАРГАРИТЫ) ТАМБОВСКОЙ († 1800 г.) – ОСНОВАТЕЛЬНИЦЫ КИРСАНОВСКОГО ТИХВИНСКОГО БОГОРОДИЦКОГО МОНАСТЫРЯ

ИКОНА ПРП. МАРФЫ ТАМБОВСКОЙ С ЧАСТИЦЕЙ ЕЕ МОЩЕЙ
ПРЕПОДОБНАЯ МАРФА (В ИНОЧЕСТВЕ МАРГАРИТА) ТАМБОВСКАЯ († 1800 г.) – ОСНОВАТЕЛЬНИЦА КИРСАНОВСКОГО ТИХВИНСКОГО БОГОРОДИЦКОГО МОНАСТЫРЯ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

«Природа является путем к Богу; она ведет к Нему, потому что вышла из Его творческих рук. Каждое дерево у дороги, каждый цветок в поле, каждый человек, встреченный нами на путях жизни, несет на себе отпечаток Создателя своего: удивительная красота и совершенство всего сущего и чудесно организованный порядок, всё соединяющий воедино, подтверждает на каждом шагу бытие Божие».

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

13 ИЮНЯ - ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК