3 января / 31 декабря – Отдание праздника Рождества Христова.
***
13 января / 31 декабря – Память Святителя Петра Могилы, митрополита Киевского (1596-1646).
При владыке Петре была прославлена праведная Иулиания, княжна Ольшанская. Прилагал усилия к общецерковному прославлению Печерских святых, при нём был составлен Патерик Печерский.
Святитель Петр внезапно умер в последнюю ночь 1646 г. на новый, 1647 г., то есть 1 января 1647 г., в полном расцвете сил. Тело святителя Петра было перенесено из Киево-Печерской лавры в Софийский собор. 9/22 марта останки митрополита, не подвергшиеся во все эти месяцы тлению, были преданы земле на указанном им самим месте – в Великой Печерской (Успенской) соборной церкви возле левого клироса.
Тело митрополита Петра находилось на месте погребения вплоть до Второй мировой войны. В ноябре 1941 г. Великая лаврская церковь была взорвана. Взрывчатку заложили возле места погребения митрополита. Гроб с останками оказался полностью уничтожен, сохранились лишь серебряные пластины с родовым гербом и эпитафией, которые в 1982 г. были найдены при раскопках археологической экспедицией под руководством В. Харламова.
Московский митрополит Макарий Булгаков в «Истории Русской Церкви» писал: «Имя Петра Могилы – одно из лучших украшений нашей церковной истории. Он, несомненно, превосходил всех современных ему иерархов не только Малорусской, но и Великорусской Церкви и даже всей Церкви Восточной, – превосходил своим просвещением, ещё более – своею любовию к просвещению и своими подвигами на пользу просвещения и Церкви. Для своей Малорусской церкви он оказал величайшую услугу тем, что отстоял перед королем Владиславом IV главнейшие ее права, поруганные латинянами и униатами и мужественно защищал ее в продолжение всего архипастырского служения; восстановил в ней многое, прежде ниспровергнутое или разрушенное врагами и положил в ней начало для лучшего порядка вещей. Всей Русской Церкви оказал великую услугу основанием и обеспечением своей коллегии, послужившей первым рассадником и образцом для духовно-учебных заведений в России. Всей православной Восточной церкви – тем, что заботился составить «Православное Исповедание», принятое и одобренное всеми ее первосвятителями и доселе остающееся ее символическою книгою».
***
13 января 1510 г. – В Пскове по воле Великого Князя Московского Василия III был снят вечевой колокол. Со стороны князя это был шаг к укреплению российской государственности. Обвинив псковичей в том, что они чинят препятствия новому государеву наместнику, он пресёк внутренние псковские распри и повелел донести до граждан Псковской республики свою волю: «Снять прочь вечевой колокол и более не быть вечам во Пскове; а быть во Пскове государеву наместнику».
***
13/23 января 1681 г. – Подписан Бахчисарайский мирный договор 1681 г. – соглашение о перемирии в Бахчисарае между Османской империей, Крымским ханством и Русским царством по результатам войны 1672-1681 гг.
Договор был заключен сроком на 20 лет и завершил войны 70-х годов XVII века между этими государствами за обладание правобережными землями Днепра. По договору:
– граница между Турцией и Россией устанавливается по Днепру, султан и хан обязались не помогать врагам России;
– Россия присоединяет левобережные земли Днепра и Киев с округой. Запорожье формально становилось независимым. Россия согласилась на ежегодное предоставление хану «казны»;
– казаки получают право на рыбную ловлю, добычу соли и свободного плавания по Днепру и его притокам до Чёрного моря;
– крымцы и ногайцы имеют право кочевать и промышлять на обоих берегах Днепра.
Бахчисарайский мирный договор в очередной раз перераспределил земли между соседними государствами. Также договор имел большое международное значение и обусловил подписание «Вечного мира» в 1686 г. между Россией и Польшей.
***
13 января 1703 г. – В Москве вышел первый номер газеты «Ведомости». Это была первая в России газета; в 1992 г. в честь этого события был учрежден День российской печати.
***
13 января 1813 г. – русские войска во главе с императором Александром I под командованием генерал-фельдмаршала М. И. Кутузова перешли Неман и, вступив в герцогство Варшавское, начали освобождение Европы от Наполеона.
***
13 января 1833 г. – Высочайше утвержден официальный Государственный Гимн Российской Империи «Боже, Царя храни!» (с 1833 по 1917 гг.)
Боже, Царя храни!
Сильный, державный,
Царствуй на славу, на славу намъ!
Царствуй на страхъ врагамъ,
Царь православный!
Боже, Царя храни!
Для этого гимна поэт В. А. Жуковский подобрал стихи из своего старого стихотворения «Молитвы русского народа». С таким названием новый гимн и был впервые исполнен в Большом театре 18 декабря 1833 г. (по другим сведениям 25 декабря); с 31 декабря / 13 января1833 г. он стал официальным гимном Российской империи под новым названием «Боже, Царя храни!» и просуществовал до Февральской революции 1917 года.
***
13 января 1858 г. – Поступила в обращение первая российская почтовая марка.
***
13 января 1872 г. – в России начала работу служба погоды. Геофизическая обсерватория Санкт-Петербурга стала выпускать ежедневный бюллетень с прогнозами.
***
13 января 1874 г. – в России на смену рекрутской системе пришла всеобщая воинская повинность.
***
13 января / 31 декабря 1880 г. Во время Ахалтекинской экспедиции погиб герой воинского долга русский солдат-артиллерист Агафон Никитин (род. в 1848 г.). Захваченный накануне текинцами в плен, он отказался стрелять в своих, за что враги подвергли его жесточайшим мучениям и отрубили голову.
***
13 января 1905 г. – Скончался изобретатель радио Александр Степанович Попов (1859-1905). Русский физик и электротехник, первый российский радиотехник, основатель радиотехнической научной школы, профессор (1901), статский советник (1901).
***
13 января 1909 г. / 31 декабря 1908 г. – В Москве умер Иван Егорович Забелин (1820-1908). Российский археолог и историк, специалист по истории Москвы. Член-корреспондент по разряду историко-политических наук (1884), почетный член Петербургской академии наук (1907), инициатор создания и товарищ председателя Императорского Российского Исторического музея имени Императора Александра III, действительный тайный советник (1908), действительный член Российской академии художеств.
Составитель «Домашняя жизнь русских царей» (1862), «Домашняя жизнь русских цариц» (1872) и «Великие бояре в своих вотчинах» (1871) до сих пор к этим книгам обращаются и цитируют современные историки. Его великий труд «История русского быта с древнейших времен», к сожалению, остался незаконченным.
***
13 января 1934 г. – Постановлением Совнаркома СССР учреждена ученая cтепень кандидата наук.
***
13 января 1944 г. – Решением Ленгорисполкома возвращены исторические названия 20 площадям и улицам Ленинграда (в том числе Дворцовой площади и Невскому проспекту).
***
13 января 1945 г. – Великая Отечественная война: начало Восточно-Прусской наступательной операции Советской Армии.
***
13 января 1953 г. – в Советском Союзе начались аресты по так называемому «делу врачей».
***
13 января 1963 г. – В Москве умер Николай Павлович Смирнов-Сокольский (псевдоним, настоящая фамилия Смирнов; 1898-1962) – советский артист эстрады, писатель, библиофил и библиограф, историк книги. Народный артист РСФСР (1957), основатель Московского Театра Эстрады.
Главным делом всей его жизни стала библиофилия, его называли «рыцарем книги». Вся его огромная уникальная коллекция первых и прижизненных изданий русских классиков, альманахов, рукописных сборников, рисунков XVIII-XX веков (более 19000 томов) сейчас находится в Российской государственной библиотеке (бывшая Ленинка) в Музее книги. Автор трудов по истории книг (Соч.: Рассказы о книгах, М., 1959, 1977, 1978; Моя библиотека, т. 1-2, М., 1969, Рассказы о прижизненных изданиях Пушкина, М., 1962; Русские литературные альманахи и сборники XVIII-XX веков, М., 1965), изданных уже после его смерти.
Умер 13 января 1962 г. в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
***
13 января 1981 г. – В Москве умер Игорь Владимирович Ильинский (1901-1981), советский актер, режиссер театра и кино, мастер художественного слова. Герой Социалистического Труда (1974), народный артист СССР (1949), лауреат Ленинской премии (1980) и трех Сталинских премий I степени (1941, 1942, 1951). Кавалер трех орденов Ленина (1967, 1971, 1974).
В 1938 г. Ильинский снялся в комедии «Волга-Волга». Фильм стал одной из любимых картин Сталина, и когда тому впервые представили Ильинского, игра которого в роли Бывалова генсеку очень нравилась, Сталин пошутил: «Здравствуйте, гражданин Бывалов. Вы бюрократ, и я бюрократ, мы поймём друг друга. Пойдемте побеседуем».
Склонность к лирике, драматизму, передаче глубоких человеческих чувств нашла своё отражение и в его концертной деятельности (как мастер художественного слова Ильинский выступал с начала 1920-х гг.). Особенно ярко эти качества проявились в исполнении рассказа Карла Ивановича из «Отрочества» Л. Толстого и «Старосветских помещиков» Н. Гоголя. В эстрадном репертуаре большое место занимают произведения А. Пушкина, И. Крылова, М. Щедрина, А. Чехова, М. Зощенко. Использовал в концертных выступлениях свою богатую мимику, выразительный жест, движение. В 1960-1962 гг. преподавал в Высшем театральном училище имени М. С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре, в 1977-1984 гг. – в ГИТИСе им. А. В. Луначарского (ныне Российский институт театрального искусства – ГИТИС) (с 1962 г. – профессор по кафедре мастерства актера).
В марте 1966 г. подписал письмо тринадцати деятелей советской науки, литературы и искусства в президиум ЦК КПСС против реабилитации И. В. Сталина. Скончался 13 января 1987 г. на 86-м году жизни в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
***
13 января 1990 г. – В «самом интернациональном городе СССР», как любили называть Баку агитпроповцы из ЦК Компартии Азербайджана, начались невиданные по своему размаху массовые погромы и резня еще остававшихся в городе армянских жителей, которые по своей жестокости и продолжительности превзошли резню в Сумгаите.
Погромы в Баку приобрели организованный и повсеместный характер. 13 января 1990 г. после 17 часов толпа около 50 тысяч человек, вышедшая с митинга на площади Ленина, разделившись на группы под руководством активистов НФА, стала методично, дом за домом, «очищать» город от армян. Существуют многочисленные свидетельства о зверствах и убийствах, совершенных с исключительной жестокостью, включая сожжения заживо….
Тех из армян, кого оставляли в живых, отправляли в порт – для посадки на паромы, идущие через Каспий в Туркменскую ССР. Все это происходило под контролем и при непосредственном участии как официальных властей, так и НФА. Погромы не были стихийными, так как погромщики имели списки армян и их адресов. Согласно показаниям многих сотен беженцев из Баку, схема действий погромщиков была однотипной. Вначале в квартиру врывалась толпа в 10-20 человек; начинались избиения и насилия. Затем появлялись представители НФА, зачастую с оформленным по всем правилам ордером на квартиру, предлагавшие немедленно отправиться в порт. Людям иногда разрешали брать с собой кое-что из вещей, но при этом отбирали деньги, ценности, сберкнижки. В порту находился пикет НФА; беженцев обыскивали, снова избивали, после чего депортировали….
Погромы продолжались целую неделю при полном бездействии внутренних войск и многочисленных частей Бакинского гарнизона Советской армии. В ночь на 20 января 1990 г. в столицу Азербайджанской ССР, захлебнувшуюся в крови погромов и беспределе насильников, были введены части Советской армии, встретившие ожесточенное сопротивление вооруженных отрядов НФА (народного фронта Азербайджана) и прочей «демократической оппозиции». Войска вошли не для того, чтобы защитить уничтожаемое армянское меньшинство и начавших ощущать на себе последствия безнаказанности погромщиков славянское население Баку. Но для того, чтобы восстановить номинальную власть республиканского коммунистического руководства, которую последнее фактически добровольно сдало….
Советская пресса тогда пыталась всячески скрыть и исказить происходящее в Баку….
В ходе погромов Баку был полностью «очищен» от армян – за исключением нескольких сотен человек в смешанных семьях, многих из которых позже буквально «выуживали» по спискам для последующего обмена на плененных в ходе карабахской войны азербайджанцев….
***
13 января 1991 г. – Советский спецназ и группа «Альфа» взяли штурмом телебашню в Вильнюсе (погибло 13 человек). Отмечается в Литве как День защитников свободы.
***
13 января 1996 г. – Скончался старец архимандрит Павел (Павел Александрович Груздев; 1910-1996).
Родился 10/23 января 1910 г. в деревне Большой Борок Мологского уезда в крестьянской семье Александра Ивановича (1888-1958) и Александры Николаевны, урожденной Солнцевой (1890-1961). У него было три младших сестры: Ольга (1912) Мария (1914). Анна (1918). Отца забрали на войну, семья стала бедствовать, и в 1916 г. Павел ушел к тёткам, монахине Евстолии и инокиням Елене и Ольге в мологский Афанасьевский женский монастырь; сначала пас цыплят, затем коров и лошадей, пел на клиросе. Носить подрясник восьмилетнего послушника благословил живший некоторое время в монастыре Патриарх Московский Тихон. В 1928 г. признан негодным к службе в армии из-за «слабого умственного развития» (в то время всем верующим ставили такое «клеймо»).
После закрытия монастыря 3 января 1930 г. перебрался в Хутынский монастырь, расположенный под Новгородом. Здесь его облачили в рясофор с благословения епископа Алексия (Симанского), будущего Патриарха. Живя в монастыре, работал на Деревяницкой судостроительной верфи, а в свободное время пел и читал на клиросе в монастыре, звонил на колокольне, следил за порядком и чистотой у раки с мощами преподобного Варлаама.
В 1932 г. закрылся и этот монастырь, инок Павел несколько лет жил на родине, работал на скотном дворе Государственной селекционной станции. Деревня попала в зону затопления Рыбинского водохранилища. В 1938 г. с отцом разобрали избу, сплавили ее по Волге до Тутаева и там на левом берегу собрали. Здесь жил с семьей до 1941 г., был рабочим на базе «Заготскот», ходил в Леонтьевскую церковь, пел на клиросе в церковном хоре и пономарил при иеромонахе Николае (Воропанове).
13 мая 1941 г. Павел Груздев вместе с иеромонахом Николаем и еще 11 верующими православными людьми был арестован по делу архиепископа Ярославского Варлаама (Ряшенцева; 1878-1942). Арестованных содержали в тюрьмах Ярославля. Долгое время Павел Груздев находился в одиночной камере в полной изоляции, затем в одноместную камеру из-за нехватки мест поместили 15 человек. Заключенным не хватало воздуха, поэтому они, чтобы подышать, по очереди припадали к дверной щели у пола. На допросах Павла подвергли пыткам: избивали, выбили почти все зубы, ломали кости и слепили глаза, он начал терять зрение.
Во время допросов следователь кричал: «Ты, Груздев, если не подохнешь здесь в тюрьме, то потом мою фамилию со страхом вспоминать будешь! Хорошо её запомнишь – Спасский моя фамилия, следователь Спасский!» Отец Павел об этом рассказывал: «Прозорливый был, зараза, страха, правда не имею, но фамилию его не забыл, до смерти помнить буду. Все зубы мне повыбил, вот только один на развод оставил».
Отец Павел любил вспоминать слова, сказанные ему иеромонахом Николаем после вынесения смертного приговора: «Запомни, Павлуша: Бог был, есть и будет. Храни веру православную!». Эти слова страстотерпца отец Павел пронес через всю свою жизнь. Иеромонаха Николая расстреляли 3 сентября 1941 г.
Остальные заключенные, проходившие по этому делу, также были расстреляны, а отец Павел был приговорен к шести годам лишения свободы в ИТЛ с поражением прав на 3 года. С 1941 по 1947 гг. он находился в Вятлаге (Кировская область, Кайский район, село Волосница), будучи заключенным под номером 513. Условия жизни в лагере были невыносимыми: голод, холод, непосильная работа, издевательства и избиения как со стороны руководства колонии, так и со стороны уголовников. Однажды в декабре, в сильные морозы, уголовники отобрали у Павла валенки, привязали босого к дереву и оставили так стоять, обрекая на верную смерть. Глубокий снег под ногами Павла протаял до земли, однако ему удалось выжить. О другом подобном случае отец Павел рассказал следующее:
В самый канун Рождества обращаюсь к начальнику и говорю: «Гражданин начальник, благословите в самый день Рождества Христова мне не работать, за то я в другой день три нормы дам. Ведь я человек верующий, христианин.» «Ладно, – отвечает, – благословлю». Позвал еще одного охранника, такого, как сам, а может, и больше себя. Уж били они меня, родные мои, так, не знаю сколько, и за бараком на земле лежал. Пришел в себя, как-то, как-то ползком добрался до двери, а там уж мне свои помогли и уложили на нары. После того неделю или две лежал в бараке и кровью кашлял. Приходит начальник на следующий день в барак: «Не подох еще?» С трудом рот-то открыл: «Нет, – говорю, – еще живой, гражданин начальник». «Погоди, – отвечает. – Подохнешь». Было это как раз в день Рождества Христова.
Павел Груздев был назначен обходчиком узкоколейной железной дороги, по которой из тайги вывозили лес с лесоповала. В связи с этим он получил статус бесконвойного, то есть мог самостоятельно покидать зону, выходить в тайгу или посещать близлежащий посёлок. Павел Груздев воспользовался этим преимуществом для помощи другим заключенным. Поскольку в годы войны лагеря особенно плохо снабжали продовольствием, то положение заключенных было исключительно тяжелым. «Кто в войну не сидел, тот и лагеря не отведал», – гласила лагерная пословица. Павел спасал от голодной смерти своих товарищей. Для этого он собирал грибы и ягоды и приносил их в лагерь, отдавая часть собранного охранникам. Затем он менял грибы и ягоды в санчасти на хлеб и кормил ослабевших от голода заключенных.
Однажды Павел вытащил из петли другого заключенного – пастуха. Этот человек заснул от утомления, в результате чего его лошади забрели на железную дорогу и попали под поезд. Пастух решил покончить жизнь самоубийством и попытался повеситься, но Павел успел вынуть его из петли и привести в чувство. После этого пастуха судили, Павла, проходившего по делу свидетелем, пытались заставить оговорить подсудимого – заявить, что он, как немец, совершил диверсию. Однако Павел решительно выступил против этой клеветы и сказал, что это была случайность. В результате пастух получил сравнительно мягкое наказание – 5 лет условно, после чего он подкармливал Павла хлебом.
С окончанием войны Павла освободили из лагеря; он вернулся в Тутаев к прежней работе и занятиям, но в 1949 г. по тому же делу осужден повторно и сослан на спецпоселение в Казахскую ССР. Был чернорабочим в облстройконторе в Петропавловске; в свободное время исполнял обязанности уставщика и чтеца в соборе Святых Апостолов Петра и Павла. 20 августа 1954 г. был освобожден, и снова вернулся в Тутаев, работал на строительстве, в свободное время служил чтецом, пел на клиросе и пономарил в Воскресенском соборе. Подал два прошения о рукоположении в священный сан, но ему было отказано из-за судимости. 21 января 1958 г. был реабилитирован и подал новое прошение.
9 марта 1958 г. Павел Груздев в кафедральном Феодоровском соборе в Ярославле был рукоположен епископом Угличским Исаией во диакона, а 16 марта – во пресвитера. В августе 1961 г. архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом пострижен в монашество. Служил настоятелем церкви села Борзово Рыбинского района. С 1960 г. настоятель Троицкой церкви села Верхне-Никульского Некоузского района (ранее Мологского уезда). Получил известность далеко за пределами села и даже области. Самые разные люди ехали к нему за благодатным утешением и решением жизненных вопросов. Многие люди воспринимали его как благодатного старца.
В 1961 г. был награжден фиолетовой скуфьей, в 1963 г. – наперсным крестом, в 1971 г. – палицей, в 1976 г. – крестом с украшениями. С 1962 г. – иеромонах, с 1966 г. – игумен, с 1983 г. – архимандрит.
С июня 1992 г. по состоянию здоровья переехал в Тутаев, жил в сторожке при Воскресенском соборе, поскольку не имел никаких средств для приобретения жилья. Несмотря на полную слепоту и тяжелую болезнь продолжал служить и проповедовать, принимать народ. Умер 13 января 1996 г. Похоронен архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем в сослужении 38 священников и 7 диаконов при большом стечении народа на Леонтьевском кладбище Тутаева (Романова-Борисоглебска) рядом с родителями.
Место погребения старца архимандрита Павла пользуется народным почитанием, к нему приезжают паломники из разных регионов России. На могиле старца постоянно служатся панихиды.
***
13 января 2007 г. – в Донском монастыре (Москва) захоронены останки генерала В. О. Каппеля (1883-1920). Русский военачальник, участник Первой мировой и Гражданской войн. Один из руководителей Белого движения на Востоке России. Генерального штаба генерал-лейтенант (1919). Главнокомандующий армиями Восточного фронта Русской армии (1919).
***
13 января 2009 г. – В Латвии 27 партий и общественных организаций призвали своих сторонников прийти на Домскую площадь и поддержать идею роспуска Сейма.
Добавьте комментарий