14/1 января – Обрезание Господне.
На восьмой день по Своем рождении Господь принял обрезание, установленное законом для всех младенцев мужского пола. При совершении этого обряда Ему дано было имя Иисус. Обряд совершен в знак того, чтобы никто потом не смог усомниться в истинности Его человеческого естества. В Новом Завете сей обряд уступил место Таинству Крещения.
**
14 января 1610 г. – В крепость Троице-Сергиева монастыря во время Троицкой осады прорвались отряды Г. Валуева (500 человек). 22 января осада была поспешно снята.
***
14/1 января 1700 г. – Царь Петр I издал Указ с 1700 г. считать первым днем Нового года 1 января; (царь ошибся, решив, что новый век начинается в 1700 г.). До 1492 г. Новый год начинался 1 марта –в день сотворения Адама и Евы; с 1492 до 1700 гг. – 1 сентября, эта дата по-прежнему отмечается в Православии как Церковное Новолетие.
***
14/1 января 1700 г. – Петр I повелел дворянам носить европейские костюмы.
***
14/2 января 1814 г. – В Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие Императорской Публичной библиотеки, основанной 16/27 мая 1795 г. по указу императрицы Екатерины II. Императорская Публичная библиотека стала первой государственной библиотекой России. Перед ней была поставлена цель создать «полное собрание российских книг», как изданных с самого начала книгопечатания в России, так и выпущенные на русском языке за рубежом
***
14/2 января 1824 г. – День рождения Владимира Васильевича Стасова (1824-1906). Русский художественный и музыкальный критик, один из организаторов Товарищества передвижников.
В мае 1854 г. с помощью В. В. Стасова в Петербурге оформилось художественное объединение композиторов, ставшее известным под именем, данным Стасовым, – Могучая кучка. В 1860-х гг. Стасов поддерживал «Товарищество передвижных выставок», с которым тесно связана вся его деятельность. Стасов был одним из главных вдохновителей и историком «передвижников», принимал активное участие в подготовке первой и ряда последующих их выставок.
В 1856-1872 гг. Стасов работал в Публичной библиотеке, имея в Художественном отделении свой стол. По его инициативе организуется ряд выставок древнерусских рукописей. В ноябре 1872 г. принят на штатную должность библиотекаря, до конца жизни заведовал Художественным отделом. На этом посту постоянно консультировал писателей, художников, композиторов, собирал рукописи русских деятелей искусства, в особенности композиторов (во многом благодаря Стасову Российская национальная библиотека располагает ныне самыми полными архивами композиторов петербургской школы).
В 1900 г. одновременно со своим другом Л. Н. Толстым избран почетным членом Императорской Санкт-Петербургской АН.
Умер 23 октября 1906 г. в Санкт-Петербурге. Похоронен в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. Бронзовый памятник над могилой – работы скульптора И. Я. Гинцбурга и архитектора И. П. Ропета.
***
14/2 января 1827 г. – День рождения Петра Петровича Семенова-Тянь-Шанского (1827-1914). Родился в поместье Рязанка Российской империи. Русский географ, ботаник, статистик, экономист, путешественник, государственный и общественный деятель.
Приписку к своей фамилии «Тян-Шанский» он получил, поскольку описал Тян-Шанские горы (в современном написании – Тянь-Шаньские). Вице-председатель Императорского Русского географического общества (с 1873) и президент Русского энтомологического общества (с 1889). Почетный член: Императорской Академии наук (1873) и Академии художеств (1874). Сенатор 2-го (крестьянского) департамента Правительствующего сената (с 1882). Член Государственного совета (c 1897). Член Русского горного общества (1900). Действительный член всех Российских университетов. В 1859-1860 участвовал в качестве члена-эксперта и управляющего делами Редакционной комиссии по подготовке крестьянской реформы 1861 г. Организатор первой переписи населения России в 1897 г.
П. П. Семенов-Тян-Шанский умер в Петербурге 26 февраля / 11 марта) 1914 г. от воспаления лёгких на 88-м году жизни. Похоронен на Смоленском православном кладбище, рядом с умершей в 1906 г. дочерью Ольгой. В 1915 г. рядом похоронили его вторую жену Елизавету Андреевну (1842-1915), с которой Петр Петрович прожил более 50 лет. А в апреле 1942 г. здесь же похоронили и их сына Андрея Петровича Семенова-Тян-Шанского (1866-1942), энтомолога, эколога, поэта, профессора зоологии, умершего в блокаду, так же, как и еще двух сыновей Петра Петровича. Нынешний памятник на могиле установлен в 1958 г.
***
14/2 января 1891 г. – День рождения Осипа Эмильевича Мандельштама (1891-1938). Родился в Варшаве. – Русский поэт, прозаик, переводчик и литературный критик. Осип Мандельштам родился в 1891 г. в Варшаве. Один из крупнейших русских поэтов XX века.
Жертва сталинских репрессий. Реабилитирован посмертно «за отсутствием состава преступления»: по делу 1938 г. – в 1956 г., по делу 1934 г. – в 1987 г. Погиб 27 Декабря 1938 г. во Владперпункте – лагерном подразделении, Севвостлага ГУ СДС «Дальстрой» ОГПУ-НКВД СССР. Местонахождение могилы поэта до сих пор неизвестно.
В начале 1930-х гг. поэтический дар Мандельштама достиг расцвета. В советский период творчества у Мандельштама вышло 8 книг из 10. В ноябре 1933 г. Осип Мандельштам написал антисталинскую эпиграмму «Мы живём, под собою не чуя страны», которую прочел полутора десяткам человек. Борис Пастернак называл этот поступок самоубийством. Это единственное в те годы протестное стихотворение, написанное прямо, без намеков и недомолвок. Борис Пастернак, услышав этот стих от самого Мандельштама, сказал: «То, что вы мне прочли, не имеет никакого отношения к литературе, поэзии. Это не литературный факт, но акт самоубийства, который я не одобряю и в котором не хочу принимать участия. Вы мне ничего не читали, я ничего не слышал, и прошу вас не читать их никому другому».
Мы живем, под собою не чуя страны,*
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.
А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет,
Как подкову, кует за указом указ:
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него — то малина
И широкая грудь осетина.
1933 г.
Первый вариант:
* Мы живём, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
Только слышно кремлёвского горца —
Душегубца и мужикоборца.
Это стихотворение послужило главным обвинительным материалом в «деле» Мандельштама после его ареста в ночь 13/14 мая 1934 г. Авторства своего Осип Мандельштам не скрывал и после ареста готовился к расстрелу. Защита Бухарина смягчила приговор – Мандельштама выслали в Чердынь-на-Каме, а затем в Воронеж. После окончания срока ссылки ему было запрещено жить в Москве.
В ночь с 1 на 2 мая 1938 г. Осип Эмильевич был арестован вторично и по этапу отправлен в лагерь на Дальний Восток. До пункта назначения Мандельштам не доехал и скончался 27 декабря 1938 г. в пересыльном лагере Владперпункт (Владивосток). Тело Мандельштама до весны вместе с другими усопшими лежало непогребенным. Затем весь «зимний штабель» был захоронен в братской могиле. Могила Мандельштама до сих пор неизвестна.
***
14/2января 1895 г. – В Российской империи окончательно введена винная монополия. Вступило в силу «Положение о казенной продаже питий».
***
14 января 1902 г. – Открыто движение поездов по участку Маньчжурия-Харбин Китайско-Восточной железной дороги.
***
14 января 1919 г. – Скончался от ранения один из вождей Белого движения генерал-майор Дроздовский Михаил Гордеевич (1881-1919), открыто заявлявший о своей верности монархии. Погребен был в Екатеринодаре, но в марте 1920 г. его соратники ворвались в уже занятый большевиками город и вывезли гроб с телом командира в Крым и перезахоронили его в Севастополе на Малаховой кургане. Место погребения знали только пять дроздовцев.
***
14 января 1929 г. – Образована Московская область.
***
14 января 1929 г. – Умер замечательный духовный писатель Сергей Александрович Нилус (1862-1929.).
Вновь читают книги Нилуса
В XX столетии на долгие годы был «забыт» русский писатель С. А. Нилус, автор книг «На берегу реки Божией», «Великое в малом» (сюда были включены «Протоколы собраний Сионских мудрецов»), «Близ есть, при дверех» и другие. Последняя книга, изданная в феврале 1917 г., по распоряжению Керенского была изъята из типографии, и ее тираж почти полностью уничтожили. Благодаря Нилусу увидели свет записки Н. А. Мотовилова (он умер пятьюдесятью годами раньше Нилуса) о его встречах и беседах с батюшкой Серафимом Саровским. Ныне книги Нилуса вернулись к читателям. Найдена и могилка писателя – его останки почивают в селе Крутец, в четырех верстах от Александровской слободы, вотчины Царя Иоанна Грозного.
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ О СТЯЖАНИИ ДУХА СВЯТАГО
(Отрывок из книги С. Нилус «Великое в малом»)
Смысл христианской жизни батюшка Серафим изложил своему «служке» Николаю Александровичу Мотовилову так: «Говорили вам: ходи в церковь, молись Богу, твори заповеди Божии, твори добро – вот тебе и цель жизни христианской… Но они не так говорили, как бы следовало. Вот я, убогий Серафим, растолкую вам теперь, в чем, действительно, эта цель состоит.
Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель нашей христианской жизни состоит в стяжании Духа Святаго Божьего… Лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святаго Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущего века нам не представляет да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святаго, но более всего дает молитва, потому что она как бы всегда в руках наших, как орудие для стяжания благодати Духа… А ведь молитвою мы с Ним Самим, Всеблагим и Животворящим Богом и Спасом нашим беседовать удостаиваемся…
Мы в настоящее время, по нашей почти всеобщей холодности к святой вере в Господа нашего Иисуса Христа и по невнимательности нашей к действиям Его Божественного о нас Промысла и общения человека с Богом, до того дошли, что можно сказать, почти вовсе удалились от истинно-христианской жизни… Мы удалились от простоты первоначального христианского ведения и, под предлогом просвещения, зашли в такую тьму неведения, что нам уже кажется неудобопостижимым то, о чем древние до того ясно разумели, что им и в обыкновенных разговорах понятие о явлении Бога между людьми не казалось странным…
Благодать Духа Святаго есть свет, просвещающий человека… Господь неоднократно проявлял для многих свидетелей действие благодати Духа Святаго в тех людях, которых Он освящал и просвещал великими наитиями Его»…
«Каким же образом, – спросил я батюшку отца Серафима, –узнать мне, что я нахожусь в благодати Духа Святаго?» – «Это, ваше Боголюбие, очень просто», – отвечал он мне… взял меня весьма крепко за плечи и сказал мне: «Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою!.. Что же ты не смотришь на меня?» Я отвечал: «Не могу, батюшка смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли!..» Отец Серафим сказал: «Не устрашайтесь, ваше Боголюбие! И вы теперь сами также светлы стали, как и я сам. Вы сами теперь в полноте Духа Божьего, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть». И преклонив ко мне свою голову, он тихонько на ухо сказал мне: «Благодарите же Господа Бога за неизреченную к вам милость Его. Вы видели, что я не перекрестился даже, а только в сердце моем мысленно помолился Господу Богу и внутри себя сказал: «Господи! Удостой его ясно и телесными глазами видеть то сошествие Духа Твоего, которым Ты удостоиваешь рабов Своих, когда благоволишь являться во свете великолепной славы Твоей!» И вот, батюшка, Господь и исполнил мгновенно смиренную просьбу убогого Серафима… Как же нам не благодарить Его за этот Его неизреченный дар нам обоим! Этак, батюшка, не всегда и великим пустынникам являет Господь Бог милость Свою. Это благодать Божия благоволила утешить сокрушенное сердце ваше… Смотрите просто и не убойтесь – Господь с нами!»
Я взглянул после этих слов в лицо его, и напал на меня еще больший благоговейный ужас. Представьте себе, в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный и простирающийся далеко, на несколько сажень кругом…
«Ну, уж теперь нечего более, кажется, спрашивать, ваше Боголюбие, каким образом бывают люди в благодати Духа Святаго!.. Будете ли вы помнить теперешнее явление неизреченной милости Божией, посетившей нас?» – «Не знаю, батюшка, – сказал я, – удостоит ли меня Господь навсегда помнить так живо и явственно, как теперь я чувствую, эту милость Божию». – «А я мню, – отвечал мне о. Серафим, – что Господь поможет вам навсегда удержать это в памяти вашей, ибо иначе благость Его не преклонилась бы так мгновенно к смиренному молению моему и не предварила бы так скоро послушать убогого Серафима тем более, что и не для вас одних дано вам разуметь это, а через вас для целого мира, чтобы вы сами, утвердившись в деле Божием, и другим могли быть полезными».
***
14 января 1966 г. – В Москве умер Сергей Павлович Королёв, (1907-1966) – советский ученый, конструктор ракетно-космических систем, председатель Совета главных конструкторов СССР (1946-1966), академик АН СССР (1958). Сергей Королёв родился в 1907 г. в городе Житомир (Волынская губерния, Российская империя).
Сергей Королёв является одним из основных создателей советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой, и ключевой фигурой в освоении человеком космоса, основателем практической космонавтики. В официальных документах СССР его называли просто «Главный конструктор». Под его руководством был организован и осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина. Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии. Скончался 14 января 1966 г. в Москве, похоронен в некрополе у Кремлевской стены.
***
14 января 1970 г. – премьера фильма «Бег» режиссеров Александра Алова и Владимира Наумова, снятого по мотивам произведений Михаила Булгакова «Бег», «Белая гвардия» и «Черное море». «Бег» — первая экранизация произведений Михаила Булгакова в СССР. Главные роли сыграли Людмила Савельева, Алексей Баталов, Михаил Ульянов, Владислав Дворжецкий, Евгений Евстигнеев.
***
14 января 1980 г. – Чрезвычайная сессия Генеральной ассамблеи ООН осудила ввод советских войск в Афганистан.
***
14 января 1983 г. – В Москве умер Николай Евграфович Пестов (1892-1982) – богослов, историк Православной Церкви, доктор химических наук – специалист в области технологии минеральных удобрений, профессор, кавалер ордена Ленина.
Николай Пестов родился 17 августа 1892 г. в Нижнем Новгороде. Его отец происходил из мещан, мать – из купеческого сословия. Николай был последним, десятым, ребёнком в семье.
В 1903-1910 гг. учился в реальном училище, где окончил дополнительный класс, что дало ему право поступления в высшее учебное заведение – в 1911 г он поступил на химический факультет Императорского Московского высшего технического училища. В 1915 г. с четвертого курса училища ушел добровольцем на фронт. Поступив в Алексеевское военное училище, он к августу 1917 г. был уже адъютантом полка в звании поручика. Во время кратковременного отпуска в феврале 1916 г. он женился на дочери присяжного поверенного Руфине Дьячковой.
С февраля по август 1918 г. Пестов служил в Нижегородской ЧК делопроизводителем, затем в городском продовольственном комитете; 13 августа 1918 г. он был арестован, но 2 ноября освобожден и направлен на работу в органы Всевобуча. В декабре 1918 г. вступил в РКП(б). В Нижнем Новгороде он работал до 30 января 1919 г. Затем работал в Москве, в управлении всевобуча при Всеросглавштабе и, одновременно, учился на Центральных высших курсах всеобуча. Весной 1919 г. в числе 15 тысяч коммунистов он был отправлен в Северную группу Восточного фронта РККА и после победы Красной армии в августе был вызван в Москву. В сентябре 1919 г. ему присвоили звание окружного военного комиссара и направили начальником управления всевобуча в Приуральский военный округ. На этой должности он оставался в Свердловске до 1921 г. Об этом периоде своей жизни он написал в своем дневнике: «Вспоминать все это зло, которое я совершил в те годы, мне всего тяжелее… Весь этот кошмар … карамазовская грязь… Всё это было при отсутствии у меня христианской веры…»
Весной 1921 г. он пережил духовное потрясение, приведшее его к православной вере; в июле 1921 г. он уволился из рядов РККА, а в 1922 г. вышел из партии. В это время от него ушла первая жена, а он, вернувшись в Москву, окончил МВТУ.
Осенью 1921 г. Пестов попал на лекцию Владимира Марцинковского и вскоре познакомился с организатором христианского студенческого кружка в МВТУ Зоей Бездетновой, с которой обвенчался 20 мая 1923 г. В 1924 г. как член христианского студенческого кружка он был арестован, но 19 декабря был освобожден. В Бутырской тюрьме он познакомился с прихожанином Никольского храма на Маросейке, в котором вскоре стал исполнять обязанности старосты.
Ещё до окончания МВТУ Пестов был зачислен сотрудником Научного института по удобрениям (НИУИФ). В МВТУ он был ассистентом академика Брицке и читал курс по технологии удобрений. Затем, продолжая работать в НИУИФ, он перешел во 2-й МХТИ, а позже – в Военную академию химической защиты, где в должности заведующего кафедрой калийных солей проработал до октября 1933 г.
В 1933-1937 гг. он работал на кафедре технологии минеральных веществ Московского химико-технологического института имени Менделеева (профессор кафедры с 1934 г.). За отказ выступить на собрании с осуждением арестованного профессора Николая Юшкевича осенью 1937 г. Пестов был уволен из МХТИ. Спустя два года он был избран по конкурсу заведующим кафедрой химической технологии Московского инженерно-экономического института, где в январе 1941 г. защитил докторскую диссертацию «Физико-химические свойства порошкообразных и зернистых продуктов химической промышленности»; с декабря 1942 по декабрь 1943 гг. был деканом химического факультета, а с октября 1943 г. состоял заместителем директора по научной и учебной работе.
Был награжден орденом Трудового Красного Знамени (1944) и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946). В 1953 г. за выслугу лет и безупречную работу в числе работников науки высших учебных заведений г. Москвы он был награжден орденом Ленина.
Н. Е. Пестов является автором трудов философского и богословского содержания. С 1943 г. работал над фундаментальным трудом «Современная практика православного благочестия (Опыт христианского миросозерцания)». В конце 1950-х гг. Пестовым были написаны первые труды по богословию. Это были в основном выдержки из Святых Отцов и Учителей Церкви по различным вопросам христианской жизни, объединенные в два тома под названием «Пути к совершенной радости», а также первая редакция книги «Над Апокалипсисом».
Семья Н. Е. Пестова:
Жена: Зоя Вениаминовна Бездетнова (1899–1973), дочь врача из Углича. Их дети:
Николай (18.2.1924-1943)
Наталья (8.9.1925-23.1.2014) – стала женой священника Владимира Соколова, настоятеля храма св. Адриана и Натальи в Лосиноостровской и матерью священников Николая Владимировича Соколова, настоятеля храма святителя Николая в Толмачах , Фёдора Владимировича Соколова, настоятеля Преображенского храма в Тушине и епископа РПЦ Сергия (Соколова).
Сергей (18.10.1927–2002)
Н. Е. Пестов скончался 14 января 1982 г. Погребен на кладбище в Гребневе Московской области, рядом с могилой жены.
***
14 января 1998 г. – Верховная рада ратифицировала Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной.
Добавьте комментарий