3/10 января – Память преподобного Макария Писемского (XIV-XV вв.).
***
23/10 января – Память святителя Феофана, затворника Вышенского (Георгий Васильевич Говоров; 10/22 января 1815 – 6/18 января 1894).
ЗАТВОРНИК ВЫШЕНСКИЙ
Святитель Феофан Затворник родился в 1815 г. в семье сельского священника, окончил Киевскую Духовную Академию, стал епископом. В 1866 г. удалился в Вышенскую обитель, где и пребывал до своей кончины, из них – около 22 лет в строгом затворе. Замечательна жизнь этого светильника Русской Церкви перед наступлением столь грозных времен для нее и для всей России. Замечательно и огромное богатство в виде письменных творений, дающих нам единственно верный подход к духовной жизни в наше лукавое время, когда столь многие увлекаются всякими ветрами всевозможных лжеучений…
В глубине затвора епископ Феофан еще в 1860-1870 гг. прозревал духом то страшное бедствие, которое надвигалось на не устоявший в верности Православию русский народ, и грозно предостерегал о неизбежно ожидающей его каре Божией и притом именно в форме кровавой революции:
«Сколько знамений показал Господь над Россией, избавляя ее от врагов сильнейших и покоряя ей народы! Сколько даровал ей постоянных сокровищниц, источающих непрестанные знамения, – в святых мощах и чудотворных иконах, рассеянных по всей России! И, однакож, во дни наши начинают уклоняться от веры: одна часть совсем и всесторонне падает в неверие, другая отпадает в протестантство, третья тайком сплетает свои верования, в которых думает совместить и спиритизм и геологические бредни с Божественным Откровением. Зло растет: зловерие и неверие поднимают голову; вера и Православие слабеют. Ужели же мы не образумимся? И будет, наконец, тоже и у нас, что, например, у французов и других…» «Что там сделалось в малом объеме, того надобно ожидать со временем в больших размерах…»
Святитель ясно указывает причину грозящей нам катастрофы в нашем неразумном увлечении чуждой нам по духу полуязыческой, отрекшейся от Христа культурой Запада: «Западом и наказывал и накажет нас Господь… Завязли в грязи западной по уши, и все хорошо…». «Нас увлекает просвещенная Европа», — говорит он: «Да! Там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня. Но припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начал уже забываться тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлет на нас Господь таких же учителей наших, чтобы привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему».
В проповеди 8 сентября 1864 г., в день рождения Цесаревича Николая, свт. Феофан пророчески сказал: «Издавна охарактеризовались у нас коренные стихии жизни русской, и так сильно и полно выражаются привычными словами: Православие, Самодержавие и Народность. Вот что надобно сохранять! – когда ослабеют или изменятся сии начала, русский народ перестанет быть русским…».
Из поучений свт. Феофана о грехах
Во всяком человеке, нераскаянно живущем во грехе, живет бес, как в доме, и всем у него распоряжается. Когда по благодати Божией такой грешник приходит в сокрушение о грехах своих, кается и перестает грешить, – бес из него изгоняется. Сначала он не беспокоит покаявшегося, потому что в нем на первых порах много ревности, которая как огонь жжет бесов и как стрела отражает их. Но потом, когда ревность начинает охладевать, подступает и бес издали со своими предложениями, вбрасывает воспоминание о прежних удовольствиях и вызывает к ним. Не поостерегись только покаянник – от сочувствия скоро перейдет к желанию; если и здесь не опомнится и не возвратит себя в состояние прежней трезвенности, то падение недалеко. Из желания рождается склонение на грех и решимость: внутренний грех готов, для внешнего ожидается только удобство. Представься оно – и грех будет сделан. С этим вместе бес опять входит и начинает гнать человека от греха к греху еще быстрее, чем прежде. Это изобразил Господь притчею о вторичном возвращении беса в дом очищенный, подметенный (см. Мф. 12, 38-45).
***
23/10 января 1573 г. – Ливонская война: бой близ замка Лоде (на территории современной Эстонии), победа шведов над русскими.
***
23/19 января 1703 г. – Указ Петра I о строительстве канала между Цной и Тверцой, который соединил воды Балтики с Волгой, Балтийское и Каспийское моря. Первый в России судоходный канал сделал возможным великий водный путь от Санкт-Петербурга до Астрахани.
***
23/10 января 1758 г. – Русские войска взяли Кёнигсберг.
В 1756 г. в годы правления в России Елизаветы начинается Семилетняя война, которая станет хорошей школой для русского командующего состава, через нее пройдут выдающиеся полководцы. Но по сути это станет единственным приобретением России в этом конфликте. Все началось с противостояния Англии и Франции. У первой был союз с прусским королем Фридрихом-2. В ответ Франция, Россия и Австрия сколотили свою коалицию, и Пруссия оказалась на континенте одна против трех держав. Летом 1757 г. Россия вступает в войну уже полноценно, когда войска под командованием фельдмаршала Апраксина вошли в Восточную Пруссию, взяв Мемель и нанеся поражение прусакам, но царица заболела и, опасаясь прихода к власти Петра III, который любил Фридриха, Апраксин решает уйти обратно в Курляндию.
Но Елизавета Петровна пошла на поправку и приказала Апраксина арестовать и готовить новый поход. И в начале 1758 г. русская армия под командованием Виллима Виллимовича Фермора входит в Восточную Пруссию и, не встречая сопротивления, идет до ее столицы – Кёнигсберга – и входит в город 22 января 1758 г., без всякого сопротивления. Наоборот, нашу армию торжественно встречали. А на следующий день горожане присягали российской императрице Елизавете Петровне на верность, среди присягнувших был и философ Эммануил Кант, так что мы его можем считать своим.
По сути, задачи войны были выполнены, но конфликт на этом не закончился. Правда, в 1762 г. на престол приходит Петр III, который подписывает с прусаками сепаратный мир и отдает все завоевания. Далее, после переворота, приходит Екатерина II и остается приверженной подписанному договору, так что Кёнигсберг был оставлен нашими войсками. В целом же присоединять к России Восточную Пруссию и Елизавета так же не планировала, предполагалось обменять ее с Польшей на владения в Прибалтике. В следующий раз в Кёнигсберг наши войска войдут в 1813 г. А в 1945 г. он станет неотъемлемой территорией нашей страны.
***
23/12 января 1759 г. – Для защиты лесов вокруг столицы указ императрицы Елизаветы Петровны запретил располагать новые фабрики и заводы вблизи Петербурга.
***
23/12 января 1786 г. – В Шайо, близ Парижа, родился русский архитектор Август Антонович Монферран (1786-1858) – создатель Исаакиевского собора и Александровской колонны. По легенде, собор строился невероятно долго – 40 лет, – поскольку Монферрану предсказали, что он умрет сразу после того, как его достроит. Удивительно, но так и случилось.
***
23/12 января 1793 г. – Второй раздел Речи Посполитой между Российской империей и Пруссией.
23/12 января 1793 года Пруссия и Россия подписали конвенцию о втором разделе Речи Посполитой, которая была утверждена на созванном тарговичанами Гродненском сейме (1793). Одним из главных представителей Российской империи при разделе Речи Посполитой был назначен премьер-майор Генерального штаба Михаил Леонтьевич Булатов (1760-1825).
По этому соглашению Россия получила белорусские земли до линии Динабург-Пинск- Збруч, восточную часть Полесья, украинские области Подолье и Волынь. Включение Правобережной Украины в состав Российской империи повлекло за собой изменения административно-территориального устройства, то есть приведение его в соответствие с общеимперским делением. Указом от 13 апреля 1793 г. предписывалось образовать на присоединенных землях губернии и организовать судебные учреждения. На Правобережной Украине образовались две губернии: Изяславская и Брацлавская. Временно выделялась так называемая Каменецкая область, а бывшее Киевское и часть Брацлавского воеводства вошли в состав Киевского наместничества.
Под власть Пруссии перешли территории, населенные этническими поляками: Данциг, Торунь, Великая Польша, Куявия и Мазовия, за исключением Мазовецкого воеводства.
После второго раздела страна потеряла около 308 000 км² с населением около 2 миллионов человек; ее площадь составляла 223 000 км² с населением около 3,4 миллиона человек, что составляло примерно треть по сравнению с территорией к моменту первого раздела (1772).
В этом разделе, в отличие от двух других, не принимала участия Австрия, занятая войной с революционной Францией.
Содержание русско-польского договора «о вечном союзе» С. М. Соловьёв подытожил следующим образом:
«Обе державы взаимно ручались за неприкосновенность своих владений, обязывались подавать друг другу помощь в случае нападения на одну из них, причем главное начальство над войском принадлежало той державе, которая выставит большее число войска; Россия могла во всех нужных случаях вводить свои войска в Польшу; без ведома России Польша не могла заключать союза ни с какою другою державою; без согласия императрицы Польша не может ничего изменить в своем внутреннем устройстве. Число польского войска не должно превышать 15 000 и не должно быть менее 12000».
Недовольные территориальным переделом подняли восстание Костюшко, которое послужило поводом для окончательной ликвидации польско-литовского государства.
О РАЗДЕЛЕ ПОЛЬШИ
Согласно договора с Пруссией и Австрией от 12 января 1793 г. Россия вернула себе значительную часть исконно русских земель. Это был так называемый «второй раздел Польши». Ранее, по «первому разделу» (1772), Россия вернула Гомель,» Могилев, Витебск, Полоцк. По «третьему разделу» (1795) к России отошли земли по линии: р. Буг – Немиров – Гродно – река Неман (хотя часть русских земель так и осталась за границей – в Австрии).
На возвращенных землях вместе с коренным русским населением (малороссами и белорусами) оказалось и около миллиона евреев, переселившихся сюда за эти века после изгнания их из разных европейских стран. Так Россия в столь крупном масштабе впервые столкнулась с еврейской проблемой – как она видна из документа Г. Р. Державина «Мнение…» (1800).
***
23/11 января 1825 г. – А. С. Пушкина, находившегося в ссылке в Михайловском, навестил его лицейский друг Иван Пущин. Поэт запечатлел эту встречу в стихотворении «19 октября», посвященное лицейской годовщине:
…И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил.
***
23/11 января 1831 г. – Петр Арсеньевич Смирнов (1831-1898) основал виноторговую компанию. Так появилась знаменитая «Смирновская водка».
***
23/11 января 1867 г. – День рождения Сергия (в миру Иван Николаевич Страгородский;1867-1944), 12-го Патриарха Московского и всея Руси (с 12 сентября 1943 г.) Родился в г. Арзамас, Нижегородская губерния, Российская империя.
С декабря 1925 до конца 1936 гг. – заместитель патриаршего местоблюстителя (арестованного митрополита Петра), фактический руководитель РПЦ; с 1 января 1937 г. – патриарший местоблюститель, в связи с получением ложного извещения о смерти митрополита Петра.
В 1927 г. стал на путь лояльности политическому режиму СССР, что вызвало весьма противоречивую реакцию в Церкви как в СССР, так и за границей. Личность и деяния патриарха Сергия остаются дискуссионными до сих пор. Как отметил доктор исторических наук Сергей Фирсов, патриарх Сергий «для одних был и остается великим деятелем Церкви, спасшим ее в наиболее трудные годы воинствующего богоборчества, а для других – человеком, пошедшим на неприемлемые уступки власти и тем самым превратившим Церковь в послушное орудие Советского государства».
Родился 11/23 января 1867 г. в Нижегородской губернии в городе Арзамасе, в семье протоиерея Николая Страгородского, где получил религиозное воспитание. Первоначальное образование получил в приходском, а затем в Арзамасском духовном училище. В 1886 г. окончил Нижегородскую духовную семинарию и поступил в Петербургскую духовную академию.
30 января 1890 г. на Валааме пострижен в монашество с именем Сергий в честь преподобного Сергия Валаамского. Будучи студентом 4-го курса академии, 21 апреля рукоположен во иеромонаха.
9 мая 1890 г. окончил Академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Православное учение о вере и добрых делах»
13 июня был назначен в Японию членом духовной миссии. Ее начальник епископ Николай (Касаткин) записал в своем дневнике: «О. Иван прибыл 10/22 октября. Кажется, человек хороший, усердно принялся за японский язык, так что в Осака просится, чтобы между японцами, не слыша русского слова, поскорей научиться по-японски. Дай Бог, ему!». Служил в православном молитвенном доме в Киото и преподавал в духовной семинарии в Токио.
В декабре 1891 г. назначен судовым священником на крейсер 1-го ранга «Память Азова».
В 1893 г. назначен исполняющим обязанности доцента по кафедре Священного писания в Петербургской духовной академии.
13 декабря 1893 г. назначен исполнять должность инспектора Московской духовной академии.
21 сентября 1894 г. возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Русской посольской церкви в Афинах.
Удостоен степени магистра богословия за диссертацию «Православное учение о спасении».
В 1897 г.у вторично назначен в Японию помощником начальника Православной духовной миссии.
29 июля 1899 г. назначен ректором Петербургской духовной семинарии, а 6 октября того же года – инспектором Петербургской духовной академии. С 21 января 1901 г. – ректор той же Духовной академии.
25 февраля 1901 г. хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. В ноябре 1901 – апреле 1903 гг. вёл религиозно-философские собрания представителей духовенства и общественности, созданные по инициативе ряда деятелей творческой интеллигенции для обсуждения проблемы взаимоотношения Церкви, интеллигенции и государства; свободы совести; Церкви и брака; христианской догматики и других. После 22 заседаний собрания были прекращены по распоряжению обер-прокурора Святейшего синода Константина Победоносцева.
6 октября 1905 г. назначен архиепископом Финляндским и Выборгским». С 6 мая 1911 г. – член Святейшего синода. 1 марта 1912 г. высочайше утвержден председателем новоучрежденного Предсоборного совещания при Святейшем синоде.
Определением Святейшего синода от 10 августа 1917 г. № 4961 после избрания клиром и мирянами епархии утвержден архиепископом Владимирским и Шуйским. Участник Всероссийского Поместного собора 1917-1918 гг. в Москве. 28 ноября 1917 г. возведен в сан митрополита, а 7 декабря избран членом Священного синода, разделив третье место по числу поданных за него голосов с архиепископами Анастасием и Евлогием.
В январе 1921 г. митрополит Сергий был арестован и несколько месяцев находился в Бутырской тюрьме. На Пасху был выпущен на свободу.
16 июня 1922 г. митрополит Сергий совместно с нижегородским архиепископом Евдокимом и костромским архиепископом Серафимом в так называемом «Меморандуме трёх» («Воззвании») публично признали обновленческое Временное церковное управление единственной канонической церковной властью. «Воззвание» гласило:
«Мы, Сергий, Митрополит Владимирский и Шуйский, Евдоким, Архиепископ Нижегородский и Арзамасский и Серафим, Архиепископ Костромской и Галичский, рассмотрев платформу Временного Церковного Управления и каноническую законность Управления, заявляем, что целиком разделяем мероприятия Временного Церковного Управления, считаем его единственной, канонически законной верховной церковной властью и все распоряжения, исходящие от него, считаем вполне законными и обязательными. Мы призываем последовать нашему примеру всех истинных пастырей и верующих сынов церкви, как вверенных нам, так и других епархий. 16-го июня 1922 года».
Однако митрополит Сергий, несмотря на признание ВЦУ, указал поминать имя Патриарха Тихона в своей епархии.
Митрополит Сергий не был сторонником обновленческих реформ. 6-17 августа 1922 г. в Москве прошел Всероссийский съезд белого духовенства и мирян «Живая церковь», на котором была принята программа обновленческих реформ, таких как введение женатого епископата, второбрачие духовенства. Митрополит Сергий выступил против этих решений. 25 августа 1922 г. он обратился в ВЦУ с письмом протеста против неканонических нововведений. Он привел список канонических правил, которые нарушили обновленцы своими решениями. Он заявил, что в его епархии эти нововведения приняты не будут. Однако письмо митрополита Сергия было проигнорировано в обновленческом ВЦУ.
23 октября 1922 г. заявил о прекращении церковного общения с деятелями «новой демократической церкви» и покинул созданное ими Высшее церковное управление. 13 сентября 1922 г. митрополит Сергий разорвал отношения с ВЦУ. Таким образом, Владимирская епархия во главе с митрополитом Сергием перешла на автокефальное управление. Об отделении митрополита Сергия от ВЦУ после съезда «Живой церкви» стало широко известно в среде духовенства.
27 августа 1923 года он принес покаяние. Чин покаяния, в отличие от такового, принесенного большинством прочих епископов, проходил публично, за Литургией в Донском монастыре в день Успения. Принят по покаянии Святейшим Патриархом Тихоном в лоно Патриаршей церкви.
После покаяния и возвращения в Патриаршую церковь Сергий некоторое время продолжал жить в Москве. Он общался с членами Синода, московским духовенством, по просьбе которого стал выезжать на службы. С 18 марта 1924 г. – митрополит Нижегородский.
После того как 10 декабря 1925 г. был арестован Патриарший местоблюститель митрополит Петр (Полянский), во главе Патриархии де-факто стал Сергий как заместитель Патриаршего местоблюстителя. Предчувствуя свой арест, митрополит Петр 23 ноября/ 6 декабря 1925 г. составил завещательное распоряжение, в котором говорил: «в случае невозможности по каким-либо обстоятельствам отправлять Мне обязанности Патриаршего Местоблюстителя временно поручаю исполнение таковых обязанностей высокопреосвященнейшему Сергию, митрополиту Нижегородскому. <…> Возношение за богослужением Моего имени, как Патриаршего Местоблюстителя, остается обязательным».
14 декабря 1925 г. владыка Сергий сообщил из Нижнего Новгорода викарию Московской епархии епископу Клинскому Гавриилу о своем вступлении в исполнение обязанностей Патриаршего местоблюстителя и просил известить об этом всех архиереев в Москве.
Поддержал архиепископа Илариона, находившегося на Соловках, выступившего с инициативой избрания патриарха путём сбора подписей архиереев, ввиду невозможности созвать собор. Кандидатом на Патриарший престол архиепископ Иларион предложил митрополита Кирилла, срок ссылки которого истекал в ближайшее время. Практическим осуществлением выборов руководил архиепископ Рыльский Павлин (Крошечкин) со своими помощниками – иеромонахом Таврионом и мирянами отцом и сыном Кувшиновыми. За короткое время они объездили места ссылок архиереев, собрав 72 подписи.
В ноябре 1926 г. митрополит Сергий был вновь арестован по обвинению в связях с эмиграцией и в подготовке проведения нелегальных выборов патриарха. Арест использовался ОГПУ как средство оказания давления на митрополита Сергия, чтобы понудить его к публикации обращения к Церкви в нужной для властей редакции. Обязанности заместителя Местоблюстителя должны были перейти к митрополиту Иосифу, но ввиду невозможности сего, согласно завещанию митрополита Иосифа, были восприняты архиепископом Угличским Серафимом.
27 марта 1927 г. митрополит Сергий снова вступил в управление Патриаршей церковью на правах заместителя Патриаршего местоблюстителя. Результатом ареста и дальнейшего давления на него и на Патриаршую церковь, которая в то время с точки зрения «советского права» находилась «на нелегальном положении», было издание документа, известного как «Декларация митрополита Сергия», опубликованная 16/29 июля 1927 г., в которой отмечался факт ожесточенной вредительской и диверсионной деятельности «наших зарубежных врагов», в связи с чем особо важно «теперь показать, что мы, церковные деятели, не с врагами нашего Советского государства и не с безумными орудиями их интриг, а с нашим народом и Правительством».
Первоначальная реакция на «Послание» в среде Церкви (в СССР) не была резко критической: так, авторы «Послания Соловецких епископов» от 14/27 сентября 1927 г., не находя возможность «принять и одобрить послания в его целом», по существу, выдвигают те же принципы взаимоотношения Церкви с государством.
Протест духовенства становится более резким в конце 1927 г., после того как Временный Патриарший Синод под давлением власти начал увольнять на покой сосланных архиереев, и начались перестановки на кафедрах. Это вызвало резкое недовольство у части духовенства. Именно эти действия подтолкнули некоторых представителей епископата и клира разорвать общение с митрополитом Сергием, сохраняя поминовение митрополита Петра. Так перевод митрополитом Сергием, по требованию властей, митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых) в Одессу был истолкован как его позволение властям вмешиваться в кадровую политику, что вызвало резкое неприятие. В конце осени 1927 г. центром сопротивления курсу митрополита Сергия стал Ленинград во главе с митрополитом Иосифом, находившимся тогда в Ростове.
К концу 1930 г. насчитывалось до 37 архиереев Патриаршей Церкви, отказавшихся от административного подчинения митрополиту Сергию. Особое недовольство среди духовенства и мирян вызывалось запретом поминовения на богослужении (ектениях и иных публичных молитвах) ссыльных архиереев и требованием поминовения властей.
19 февраля 1930 г. Заместитель Местоблюстителя обратился к Советскому правительству с посланием, в котором ходатайствовал о возобновлении церковно-издательской деятельности и о восстановлении духовных школ. Патриархия получила разрешение на издание официального органа – Журнала Московской Патриархии (ЖМП); в 1931-1935 гг. выпущено 24 номера. Помимо официальных документов, в нём помещались богословские статьи, в основном самого митрополита Сергия, который был главным редактором издания.
27 апреля 1934 г. Временный Патриарший Священный Синод, при участии прочих архиереев (всего 21 человек) усвоил ему титул «Блаженнейший митрополит Московский и Коломенский» с правом ношения двух панагий, то есть с разрешения властей возвёл его с титулом митрополита на патриаршую (Московскую) кафедру.
18 мая 1935 г. состоялось последнее заседание Временного Патриаршего Священного Синода, на котором он под давлением властей был упразднён. Управление делами Синода реорганизовано в Управление делами Московской Патриархии.
Осенью 1936 г. в Московскую Патриархию поступило сообщение (как окажется много позднее, ложное) о кончине Местоблюстителя митрополита Петра в заключении 11 сентября 1936 г. 27 декабря того же года Патриархией был издан «Акт о переходе прав и обязанностей Местоблюстителя Патриаршего престола Православной Российской Церкви к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя, Блаженнейшему митрополиту Московскому и Коломенскому Сергию (Страгородскому)»; также был издан указ Московской Патриархии о соответствующей форме поминовения с 1 января 1937 г. за богослужением Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия.
После «Большого террора» 1937-1938 гг., летом 1939 г., от епископата Патриаршей Церкви, включая Патриаршего Местоблюстителя, осталось всего 4 штатных (сохранивших регистрацию в качестве «служителя культа») архиерея: митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), архиепископ Петергофский Николай (Ярушевич), архиепископ Дмитровский Сергий (Воскресенский); еще несколько уцелевших архиереев Патриархии находились на покое или совершали богослужения как настоятели храмов.
22 июня 1941 г. митрополит Сергий, узнав о начале Великой Отечественной войны, написал послание к пастырям и верующим Русской Православной Церкви, благословив всех, кто решился отправиться на фронт]:
«Фашиствующие разбойники напали на нашу родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью родины, кровными заветами любви к своему отечеству.
Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божиею помощью, и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы — православные, родные им и по плоти, и по вере.
[…]
Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины.
Господь нам дарует победу».
26 июня 1941 г. в Богоявленском соборе митрополит Сергий отслужил молебен «О даровании победы». С этого времени во всех храмах Московского Патриархата стали совершаться подобные молебствия, по специально составленным текстам: «Молебен в нашествии супостатов, певаемый в Русской Православной Церкви в дни Отечественной войны».
7 октября 1941 г., когда в ходе начального этапа операции «Тайфун» советская оборона на дальних подступах к Москве была разгромлена Вермахтом, Мосгорсовет постановил «предложить Московской Патриархии временно покинуть Москву»: митрополиту Сергию предстояло отбыть в Чкалов (Оренбург). Отъезд состоялся вечером 14 октября. В поезде в ночь с 15 на 16 октября самочувствие митрополита Сергия резко ухудшилось; во время остановки в Пензе его осмотрели врачи. Из Москвы поступило предписание об изменении маршрута: по просьбе Патриаршего Местоблюстителя вагон вместо Оренбурга направили в Ульяновск, который на тот момент являлся районным центром Куйбышевской области. Архиереев доставили в Ульяновск в ночь с 18 на 19 октября 1941 г. Для устройства временного Патриаршего кафедрального собора городские власти предоставили деревянное здание бывшего костёла на улице Водников. 30 ноября 1941 г. митрополит Сергий освятил его в честь Казанской иконы Божией Матери, 19 декабря переехал в новую квартиру под одной крышей с храмом.
5 января 1943 г. митрополит Сергий направил Сталину телеграмму об открытии счета для сбора Церковью пожертвований. Сталин положительно откликнулся на просьбу митрополита Сергия. В советской прессе была напечатана ответная телеграмма Сталина с просьбой передать привет и благодарность Красной Армии духовенству Русской Православной Церкви. Счёт был открыт, и таким образом за Церковью как централизованной структурой впервые с 1918 г. были признаны права юридического лица.
Вернуться в Москву смог лишь 31 августа 1943 г. Ко времени его возвращения в Москву штатный епископат Патриаршей Церкви (без оккупированных территорий) насчитывал уже 18 архиереев.
4 сентября 1943 г. вместе с митрополитами Алексием и Николаем был принят председателем СНК СССР И. В. Сталиным. На встрече присутствовали также Вячеслав Молотов и полковник НКГБ Георгий Карпов, будущий председатель Совета по делам Русской Православной Церкви. Митрополиты по приглашению Сталина изложили свои пожелания, в числе которых было проведение Собора и избрание патриарха. Сталин заверил, что правительство СССР окажет всяческое содействие. На следующий день, 5 сентября, в газете «Известия» было опубликовано сообщение: «<…> Во время беседы Митрополит Сергий довёл до сведения Председателя Совнаркома, что в руководящих кругах Русской Православной Церкви имеется намерение в ближайшее время созвать Собор епископов для избрания Патриарха Московского и всея Руси и образования при Патриархе Священного Синода. Глава Правительства тов. И. В. Сталин сочувственно отнёсся к этим предположениям и заявил, что со стороны Правительства не будет к этому препятствий».
8 сентября 1943 г. в новом здании патриархии в бывшей резиденции германского посла, в особняке по адресу Чистый переулок, дом 5 состоялся Собор епископов, который избрал патриархом Московским и всея Руси митрополита Сергия. 12 сентября 1943 г. состоялась интронизация новоизбранного патриарха в кафедральном Богоявленском соборе, что в Елохове. После интронизации патриарх Сергий сказал:
«В моем положении по внешности как будто ничего не изменилось с получением Патриаршего сана. Фактически я уже в течение 17 лет несу обязанности Патриарха. Это так кажется только по внешности, а на самом деле это далеко не так. В звании Патриаршего Местоблюстителя я чувствовал себя временным и не так сильно опасался за возможные ошибки. Будет, думал я, избран Патриарх, он и исправит допущенные ошибки. Теперь же, когда я облечен высоким званием Патриарха, уже нельзя говорить о том, что кто-то другой исправит ошибки и сделает недоделанное, а нужно самому поступать безошибочно, по Божией правде, и вести людей к вечному спасению…
27 октября 1943 г. патриарх Сергий направил Карпову ходатайство об амнистии 25 архиереев и священника Феофана (Адаменко), которых он «желал привлечь к церковной работе». К тому времени из всего списка в живых оставался лишь епископ Николай (Могилевский), а остальные были уже расстреляны или погибли в лагерях.
Скончался Патриарх Сергий 15 мая 1944 г. от «кровоизлияния в мозг». Погребен в Никольском приделе Богоявленского патриаршего собора в Москве. Надгробие создано по проекту архитектора, академика Алексея Щусева.
***
23/11 января 1881 г. – Впервые на сцене Большого театра была исполнена опера Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин», до этого поставленная в марте 1879 года в Малом театре силами учащихся Московской консерватории.
***
23 января / 4 февраля 1889 г. – Родился Питирим Александрович Сорокин (1889-1968), российский и американский социолог, и культуролог, педагог. Один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности. Родился в селе Туръя, Яренский уезд, Вологодская губерния, Российская империя.
Питирим окончил юридический факультет СПб. университета в 1914 г. и был оставлен на кафедре уголовного права для подготовки к профессорскому званию.
После Февральской революции принял активное участие в политической деятельности. Был одним из редакторов (вместе с Е. К. Брешко-Брешковской) центральной газеты партии эсеров «Воля народа»[ Участник I Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов, избран членом Центрального исполнительного комитета; член исполкома Крестьянского совета. Секретарь А. Ф. Керенского. 26 мая 1917 г. П. А. Сорокин женился на Елене Петровне Баратынской (1894-1975), с которой познакомился еще в 1912 г. на литературных вечерах в доме К. Ф. Жакова. Е. П. Баратынская, дочь поместного дворянина Таврической губернии, окончила Бестужевские курсы, по образованию ботаник-цитолог. У них родилось два сына – Петр и Сергей.
Осудил Октябрьский переворот и активно выступал против него. Был избран депутатом Учредительного собрания от Вологодской губернии по списку партии эсеров. 2 января 1918 г. арестован за подготовку покушения на Ленина (что не было доказано) и заключен в Петропавловскую крепость, освобождён 23 февраля. В марте 1918 г. входит в состав «Союза возрождения России», объединившего эсеров, народных социалистов и кадетов для борьбы с большевиками. 7-16 мая участвует в нелегальном VIII Совете партии эсеров, в мае становится редактором газеты «Возрождение» в Москве.
В условиях НЭПа В. И. Ленин поставил вопрос о необходимости продолжения жёсткого идеологического контроля над содержанием обучения по общественным дисциплинам. Руководство страны решило отстранить от преподавания и от руководства наукой «буржуазную профессуру». Летом 1922 года в Советской России прошли аресты научной и творческой интеллигенции. Против Питирима Сорокина по вопросу статистики разводов населения Петрограда выступил В. И. Ленин. Он указывал, что профессоров и писателей, которые для воспитания масс «годятся не больше, чем заведомые растлители годились бы для роли надзирателей в учебных заведениях для младшего возраста», революционный пролетариат «вежливо выпроводил» бы из страны. По постановлению Коллегии ГПУ от 26 сентября 1922 года выслан за границу из Петрограда на поезде, став одним из тех, кого позднее стали ассоциировать с «философским пароходом». Подписал документ о невозвращении в Россию под страхом применения к нему высшей меры наказания. Первоначально выехал в Берлин. Проживал в Праге (Чехословакия), редактировал журнал «Крестьянская Россия».
В октябре 1923 г. приглашен в США американскими социологами для чтения курса лекций по истории русской революции, с которыми Сорокин выступал в различных колледжах и университетах. В 1930 г. принял американское гражданство. В 1931 г. основал социологический факультет в Гарвардском университете и руководил им до 1942 г. В 1931-1959 гг. – профессор Гарвардского университета, первый профессор социологии в этом университете. В 1965 г. – президент Американской социологической ассоциации.
Питирим Сорокин сформировал русскую школу социологии уголовного права и криминологии. Перу Питирима Сорокина принадлежит один из первых русских учебников по общей теории права. Критически анализируя в своём учебнике различные подходы к понятию права, Сорокин трактовал право как такие издаваемые и охраняемые государством общеобязательные правила поведения, в которых свобода одного лица согласуется со свободой других лиц в целях разграничения и защиты интересов человека. Свобода личности, по мнению Сорокина, – это цель правового развития, а мера раскрепощения личности, расширения ее основных прав и свобод – это критерий правового прогресса человечества.
Питирим Сорокин входил в интеллектуальную элиту американского общества, при этом во многом американские ценности ученый не принял. Лекции Питирима Сорокина в Гарварде слушали дети президента Рузвельта, а также будущий президент Джон Кеннеди, с которым впоследствии Питирим Сорокин состоял в переписке. Исторический процесс рассматривал как циклическую смену основных типов культуры, в основе которых интегрированная сфера ценностей, символов. Утверждая, что современная культура переживает общий кризис, Сорокин связывал его с развитием материализма и науки и выход видел в развитии религиозной «идеалистической» культуры.
Сорокин является автором теории исторического круговорота, основанной на понятии социокультурной суперсистемы. В зависимости от преобладающего мировоззрения социокультурные суперсистемы бывают трёх главных типов: идеальная (религиозное мировоззрение), идеалистическая (переходное между религиозным и материалистическим мировоззрением) и сенситивная (материалистическое мировоззрение). Идеальная суперсистема господствовала в Древней Греции с 6 по 4 век до нашей эры и в эпоху Средневековья. Сенситивная суперсистема господствовала в античной цивилизации с 3 века до Р. Х. до 1 века по Р. Х. нашей эры и в современной западной культуре с XVI века по настоящее время. Идеалистическая суперсистема господствовала с 1 века по Р. Х. до гибели Римской империи в 5 веке. Культура включает в себя три обязательных компонента: совокупность идей и взглядов, господствующих в обществе, материальная культура, социальный компонент.
С 2015 г. Сыктывкарский государственный университет носит имя Питирима Сорокина.
***
23 января 1898 г. – Первая постановка пьесы А. П. Чехова «Чайка» на сцене МХАТа. Чайка станет символом Московского Художественного театра.
***
23 января / 5 февраля1918 г. – вышел декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».
После появления в печати проекта декрета митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) обратился в Совнарком с письмом, в котором говорилось:
«Осуществление этого проекта угрожает большим горем и страданиями православному русскому народу… Считаю своим нравственным долгом сказать людям, стоящим в настоящее время у власти, предупредить их, чтобы они не приводили в исполнение предполагаемого проекта декрета об отобрании церковного достояния».
Официального ответа не последовало, но В. И. Ленин, ознакомившись с письмом, своей резолюцией призвал коллегию при Народном Комиссариате юстиции как можно скорее подготовить декрет об отделении Церкви от государства.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕКРЕТА
1. Церковь отделяется от государства.
2. В пределах Республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести, или устанавливали какие бы то ни было преимущества или привилегии на основании вероисповедной принадлежности граждан.
3. Каждый гражданин может исповедывать любую религию или не исповедывать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются.
Примечание. Из всех официальных актов всякое указание на религиозную принадлежность и непринадлежность граждан устраняется.
4. Действия государственных и иных публично-правовых общественных установлений не сопровождаются никакими религиозными обрядами или церемониями.
5. Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан Советской Республики.
Местные власти имеют право принимать все необходимые меры для обеспечения в этих случаях общественного порядка и безопасности.
6. Никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей.
Изъятия из этого положения, под условием замены одной гражданской обязанности другою, в каждом отдельном случае допускаются по решению народного суда.
7. Религиозная клятва или присяга отменяется.
В необходимых случаях даЕтся лишь торжественное обещание.
8. Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записи браков и рождений.
9. Школа отделяется от церкви.
Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается.
Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом.
10. Все церковные и религиозные общества подчиняются общим положениям о частных обществах и союзах, и не пользуются никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправляющихся установлений.
11. Принудительные взыскания сборов и обложений в пользу церковных и религиозных обществ, равно как меры принуждения или наказания со стороны этих обществ над их сочленами, не допускаются.
12. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют.
13. Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием.
Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ.
Список подписавшихся
Декрет был подписан председателем Совета Народных Комиссаров В. И. Ульяновым (Лениным), а также Народными Комиссарами: Подвойским, Алгасовым, Трутовским, Шлихтером, Прошьяном, Менжинским, Шляпниковым, Петровским и управляющим делами Совета Народных Комиссаров Вл. Бонч-Бруевичем.
В советское время особо подчеркивалось, что закон именовался не просто правовым декретом, как это предполагалось комиссией, а декретом Совета Народных Комиссаров, поэтому декрет подписали все народные комиссары, весь состав Совнаркома.
5 января Священный Собор, продолжавший работу с августа 1917 года, издал «Соборное постановление по поводу декрета совета народных комиссаров об отделении Церкви от государства»:
«1. Изданный советом народных комиссаров декрет об отделении Церкви от государства представляет собою, под видом закона о свободе совести, злостное покушение на весь строй жизни православной Церкви и акт открытого против неё гонения.
2. Всякое участие как в издании сего враждебного Церкви узаконения, так и в попытках провести его в жизнь несовместимо с принадлежностью к православной Церкви и навлекает на виновных кары вплоть до отлучения от Церкви (в последование 73 правилу святых апостол и 13 правилу VII Вселенского Собора).»
Это постановление Собора было оглашено в церквах. Кроме того, 19 января (ст. ст.), сразу после попыток реквизировать Александро-Невскую Лавру, Патриарх Тихон от своего имени издал Воззвание, анафематствовавшее «безумцев», которые характеризовались следующим образом:
«Гонение жесточайшее воздвигнуто и на святую Церковь Христову: благодатные таинства, освящающие рождение на свет человека, или благословляющие супружеский союз семьи христианской, открыто объявляются ненужными, излишними; святые храмы подвергаются или разрушению чрез расстрел из орудий смертоносных (святые соборы Кремля Московскаго), или ограблению и кощунственному оскорблению (часовня Спасителя в Петрограде); чтимые верующим народом обители святые (как Александро-Невская и Почаевская лавры) захватываются безбожными властелинами тьмы века сего и объявляются каким-то якобы народным достоянием; школы, содержавшиеся на средства Церкви православной и подготовлявшие пастырей Церкви и учителей веры, признаются излишними и обращаются или в училища безверия, или даже прямо в рассадники безнравственности. Имущества монастырей и церквей православных отбираются под предлогом, что это – народное достояние, но без всякого права и даже без желания считаться с законною волею самого народа… И, наконец, власть, обещавшая водворить на Руси право и правду, обеспечить свободу и порядок, проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и сплошное насилие над всеми и в частности – над святою Церковью православной.»
Послание призывало к защите Церкви: «Враги церкви захватывают власть над нею и ее достоянием силою смертоносного оружия, а вы противопоставьте им силою веры вашего всенародного вопля, который остановит безумцев и покажет им, что не имеют они права называть себя поборниками народного блага, строителями новой жизни по велению народного разума, ибо действуют даже прямо противно совести народной».
22 января Собор обсудил «Воззвание» Патриарха и принял постановление с одобрением воззвания и призывом к Церкви «объединиться ныне вокруг Патриарха, дабы не дать на поругание веры нашей».
Декрет положил начало разграблению храмов и монастырей по всей территории, подконтрольной большевикам. При этом нередко приходилось преодолевать упорное сопротивление верующих, что вело к кровопролитию. Согласно советским источникам, в период с февраля по май 1918 года выступления верующих и попытки защитить церковное имущество сопровождались гибелью 687 человек. Главный удар в гонениях пришелся на монастыри, большинство из которых в 1918-1919 гг. было разорено и закрыто\
В русле реализации декрета шла начатая в 1918 году кампания по вскрытию, изъятию и ликвидации мощей.
Декрет был признан утратившим силу постановлением Верховного Совета РСФСР от 25 октября 1990 г. «О порядке введения в действие Закона РСФСР „О свободе вероисповеданий“».
***
23 января 1920 г. – В Новороссийске умер Евгений Николаевич Трубецкой (1863-1920), русский философ, правовед, публицист, общественный деятель из рода Трубецких. Сын музыковеда Николая Петровича Трубецкого, брат князей Петра, Сергея и Григория Николаевичей, отец философа и литератора Сергея Трубецкого.
Жизнь Евгения Трубецкого была тесно связана с жизнью его старшего брата (оба от второго брака) – Сергея Николаевича. В 1874 г. оба брата поступили в 3-й класс частной гимназии Креймана, в 1877 г. – в 5-й класс гимназии в Калуге, куда их отец был назначен вице-губернатором. Огромные духовные сокровища были вложены в жизнь семьи матерью – С. А. Лопухиной.
Огромное влияние на формирование религиозной настроенности в семье оказали монастыри, располагавшиеся неподалеку от усадьбы Трубецких – Ахтырки. В тринадцати верстах от нее находится Троице-Сергиева лавра и в пяти верстах – Хотьковский женский монастырь. Из воспоминаний Е. Н. Трубецкого: «Хотьковом и Лаврой полны все наши ахтырские воспоминания. В Лавру совершались нами, детьми, частые паломничества, там же похоронили и дедушку Трубецкого, а образ святого Сергия висел над каждой из наших детских кроватей».
В 1881 г. братья Трубецкие окончили Калужскую гимназию и поступили на юридический факультет Московского университета. По окончании университета со степенью кандидата прав в 1885 г. Евгений поступил в качестве вольноопределяющегося в стоявший в Калуге Киевский гренадерский полк; в сентябре сдал офицерские экзамены и получил чин подпоручика.
В апреле 1886 года получил в Демидовском лицее звание приват-доцента, защитив диссертацию pro venia legendi на тему «О рабстве в древней Греции»[6] и с 22 июля начал читать лекции на кафедре энциклопедии права.
В 1886 г. Евгений во время одной из «сред» в доме Льва Лопатина познакомился с Владимиром Соловьёвым. Будучи учеником и продолжателем Соловьёва, не соглашался со многими аспектами его учения, особенно – с его экуменическими идеями. Он был «даже не соловьёвец, но активный и часто непобедимый его противник».
С 4 июля 1892 году перемещен на службу в Киевский университет Святого Владимира – приват-доцентом кафедры энциклопедии права. В ноябре этого же года в Императорском Московском университете защитил магистерскую диссертацию «Религиозно-общественный идеал западного христианства в V в. Миросозерцание Блаженного Августина». В конце мая 1897 г. после защиты там же диссертации «Религиозно-общественный идеал западного христианства в XI в. Идея Божеского царства у Григория VII и публицистов – его современников» (Киев, 1897) был удостоен степени доктора государственного права и в июле получил должность ординарного профессора Киевского университета.
В 1889 г. женился на княжне Вере Щербатовой, дочери бывшего первого выборного московского городского головы князя Александра Щербатова. От этого брака у них родилось трое детей: Сергей, Александр и Софья. Лето семья почти всегда проводила в Наре (Верейского уезда), в имении Щербатова.
После образования в октябре 1905 г. Конституционно-демократической партии вошел в ее Центральный комитет. В конце 1905 г. граф Сергей Витте, формировавший новый Совет министров, предложил Трубецкому пост министра народного просвещения, но при встрече последний отказался от портфеля и в открытом письме констатировал, что в таком правительстве он, как член партии, не сможет выполнить свою программу в настоящее смутное время.
Начиная с 1905 г. на средства меценатки Маргариты Морозовой Трубецкой стал издавать общественно-политический журнал «Московский еженедельник». Более трёхсот передовых статей Трубецкого было напечатано здесь. Уже в 1907 г. в статье «Два зверя» Трубецкой предчувствовал надвигающуюся катастрофу Российской империи: «При первом внешнем потрясении Россия может оказаться колоссом на глиняных ногах. Класс восстанет против класса, племя против племени, окраины против центра. Первый зверь проснётся с новою, нездешней силой и превратит Россию в ад».
Выдающимся итогом этого союза стало московское книгоиздательство Морозовой «Путь», где, кроме работ Трубецкого, были напечатаны труды Сергея Булгакова, Владимира Эрна, Павла Флоренского. В начале 1906 г. баллотировался в Первую Государственную думу от Партии народной свободы, то есть кадетов. С 1906 г. Трубецкой – профессор энциклопедии и истории философии права в Московском университете, позднее занимал кафедру философии.
В 1907-1908 гг. (а затем – в 1915-1917 гг.) Трубецкой – член Государственного совета.
В 1911 г. Евгений Трубецкой вместе с большой группой профессоров покинул Московский университет в знак несогласия с нарушением правительством принципов университетской автономии. В связи с этим семья Трубецких переселилась в Калужскую губернию – в имение Бегичево. Здесь Трубецкой занимался ведением хозяйства, а также писал философские статьи для издательств «Путь» и «Русская мысль». В Москву он приезжал лишь для чтения лекций в народном университете имени Шанявского и участия в некоторых заседаниях Религиозно-философского и Психологического обществ. В эти годы под влиянием впечатлений от выставки древнерусской живописи из коллекции Ильи Остроухова он написал три очерка о русской иконе: «Умозрение в красках» (1915), «Два мира в древнерусской иконописи» (1916) и «Россия в ее иконе» (1917).
В 1917-1918 гг. Е. Н. Трубецкой – член Всероссийского Поместного собора, товарищ председателя, член Соборного Совета и Религиозно-просветительного совещания при нем, заместитель председателя VI и член II отделов, член Высшего Церковного Совета.
Угроза ареста вынудила Трубецкого покинуть Москву, и 24 сентября 1918 г. он выехал в Киев. В начале декабря того же года покинул осажденный войсками Симона Петлюры Киев и в конце этого месяца перебрался в Одессу, затем в Екатеринодар к Антону Деникину. В 1919 г. на белом юге России принимал участие в создании единого управления Русской православной церкви до освобождения Москвы и соединения с Патриархом. Член Юго-восточного русского церковного собора с 19 по 23 мая 1919 гг. в Ставрополе, принявшего положение о высшем церковном управлении в регионе.
Попав вместе с отступавшей армией в Новороссийск, Трубецкой заболел здесь сыпным тифом и умер 5 февраля 1920 г. Похоронен на Успенском кладбище, действовавшем с 1870-х годов до 1920-х, могила восстановлена в 1993 г.
Протоиерей Сергий Булгаков в некрологе написал: «Среди интеллигенции, духовно-темной и мертвой, князь Евгений Николаевич Трубецкой являлся нелицемерным и верным исповедником христианской веры».
***
23 января 1924 г. – Траурный поезд, ведомый паровозом У127, привёз на Павелецкий вокзал Москвы тело В. И. Ленина.
***
23 января 1927 г. – Было создано Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству – ОСОАВИАХИМ.
Эта добровольная общественная организация, призванная содействовать укреплению обороноспособности страны, к началу 1930-х гг. превратилась в мощную военизированную организацию. Ее члены, составившие основной костяк Красной Армии (около 80% военнослужащих сухопутных войск и флота и почти 100% – авиационных), приняли на себя все тяготы начального периода Великой Отечественной войны.
***
23 января 1931 г. – Умерла Анна Павловна Павлова (настоящее отчество Матвеевна; 1881-1931), русская артистка балета, прима-балерина Мариинского театра в 1906-1913 гг. Признана величайшей балериной XX века.
После начала Первой мировой войны поселилась в Великобритании, постоянно гастролировала со своей труппой по всему миру, выступив более чем в 40 странах и во многих из них впервые представив искусство балета. Гастроли Анны Павловой способствовали утверждению мировой славы русского балета. Хореографическая миниатюра-монолог «Умирающий лебедь», впервые исполненной 22 января 1907 г., стала одним из высших эталонов и символов русской балетной школы. Имя Павловой еще при жизни балерины стало легендарным, ей старались подражать, она вызывала восторг, в ее честь устраивались королевские приемы, кондитеры давали своим тортам ее имя. Для нее писали стихи и прозу, ее изображали на портретах.
Последние годы Павлова мечтала вернуться на родину, но ее желание не было осуществлено. Павлова скончалась в Гааге от гнойного плеврита во время гастролей 23 января 1931 г. (простудилась, репетируя в холодном неотапливаемом зале). Согласно биографам, перед смертью балерина произнесла: «Приготовьте мой костюм лебедя!».
Урна с прахом Анны Павловой находится в закрытом колумбарии крематория Голдерс-Грин в Лондоне.
***
23 января 1933 г. – В Москве умер живописец Апполинарий Михайлович Васнецов (1856-1933).
Воплощенный его талантом жанр исторического пейзажа раскрывает красоту Древней Руси и Старой Москвы.
В 1931 г. стал единственным из художников, публично выступившим против сноса храма Христа Спасителя, написав письмо в газету «Известия».
Аполлинарий Васнецов умер в Москве 23 января 1933 г. Похоронен на Введенском кладбище. В столице действует мемориальная квартира-музей художника.
***
23 января 1933 г. – К. С. Станиславский в письме к гардеробщикам МХАТа заявил: «Театр начинается с вешалки».
***
23 января 1942 г. – Принято постановление «Об устройстве детей, оставшихся без родителей».
***
23 января 1944 г. – Постановлением ГКО № 5020 сс от 23 января 1944 г. на вооружение РККА был принят танк Т-34-85.
***
23 января 1944 г. – Слуцк переименован в Павловск. Павловску возвращено историческое название. В 1918 г. город был переименован в честь революционерки Веры Слуцкой, погибшей годом раньше в окрестностях Павловска. В этот день еще шли бои за город, Павловск освободят 24 января 1944 г. Так же, 23 января, Красногвардейск (с 1923 по 1929 гг. – Троцк) переименован, возвращено имя Гатчина.
***
23 января 1950 г. – Иерусалим провозглашен столицей Израиля.
***
23 января 1973 г.– 50 лет со дня кончины старицы схимонахини Ольги (Ложкиной Марии Ивановны; 1871-1973).
***
23 января 2005 г. – В Киеве состоялась инаугурация третьего Президента Украины Виктора Ющенко.
***
23 января 2012 г. – Сенат Франции принял законопроект о криминализации отрицания геноцида армян.
Добавьте комментарий