Главная

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. ЯНВАРЬ 2024 Г. ДЕНЬ ЗА ДНЁМ. 25 ЯНВАРЯ

25/12 января – День памяти святой мученицы Татианы († 226).

***

25 января – День российского студенчества – Татьянин день (Учрежден Указом Президента РФ № 76 от 25.01.2005. В этот день в 1755 г. императрица Елизавета Петровна подписала Указ «Об учреждении Московского университета» по проекту М. В. Ломоносова и графа И. И. Шувалова.

***

25/12 января 1610 г. – Осада Троице-Сергиевой Лавры осада польскими отрядами и войсками «тушинского вора» – Лжедмитрия II была снята войсками Михаила Васильевича Скопина-Шуйского и Якоба Делагарди. Окончание «Троицкого сидения» 1608-1610 гг.

ОБОРОНА ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ

Обитель преподобного Сергия – главный оплот Православия и средоточие всех путей к северу — была выстроена во имя Живоначальной Троицы в 64 верстах от Москвы. Лавра со времени Иоанна Грозного была обнесена каменными стенами вышиной в четыре и толщиной в три сажени, с башнями, острогами и глубоким рвом.
23 сентября 1608 г. Ян-Петр Сапега приступил к осаде Троице-Сергиевой Лавры. Вначале у Сапеги вместе с Лисовским было до 30.000 человек (поляков и войск «вора» – Лжедмитрия II), но так как осада затянулась и Сапега вынужден был рассылать отряды в разные стороны, то иногда у него бывало не более 10.000 человек. Защитников же Лавры было всего около полутора тысячи человек, в том числе дворян, боярских детей, казаков и разных людей – 1300 человек и до 200 человек иноков, способных носить оружие, из которых многие были прежде воинами и теп ь поверх ряс надели ратные доспехи. В Лавру, кроме того, собралось множество стариков, женщин и детей из окрестных деревень и сожженных вокруг монастыря посадов, так что теснота в ней была большая. Здесь же находилась бывшая королева ливонская Мария Владимировна, в иночестве Марфа, и инокиня Ольга – в миру царевна Ксения Годунова. Архимандритом монастыря был доблестный старец Иоасаф, а воеводами – окольничий князь Григорий Борисович Роща-Долгорукий и дворянин Алексей Голохвастов. Продовольствием и боевыми припасами монастырь был снабжен довольно обильно, но дров было заготовлено мало.
Архимандрит Иоасаф привел воевод и всех ратных людей к присяге у мощей прп. Сергия, где они обещали биться крепко и без измены» против врагов Православия и Отечества, и затем велел непрестанно совершать богослужение и пение молебнов святому Сергию. Защитники же обители готовились всеми силами к отражению врага. Одна половина их всегда находилась на стенах башнях, вооруженная пушками и пищалями, а другая предназначалась для замены убитых и больных и для вылазок, во главе которых часто становились храбрые иноки.
Вместе с тем иноки рассылали грамоты в неприятельский стан к казакам и русским «ворам», убеждая их покаяться и отложиться от врагов нашей веры.
Все первоначальные попытки овладеть обителью приступом были отбиты. Скоро поляки с негодованием стали писать «вору» в Тушино про иноков Сергиевой Лавры, что эти «черные вороны, возгнездившиеся в гроб каменный и там седящие, пакоствуют нами повсюду…».
На предложение поляков сдаться, с угрозой в противном случае взять монастырь и предать его защитников смерти, о. Иоасаф отвечал: «Да ведает ваше темное державство, что напрасно прельщаете Христово стадо, православных христиан. Какая польза человеку возлюбить тьму больше света и преложить ложь на истину: как же нам оставить вечную святую истинную свою православную христианскую веру греческого закона и покориться еретическим законам, которые прокляты четырьмя вселенскими Патриархами? Или какое приобретение оставить нам своего православного государя Царя и покориться ложному врагу, и вам латыне иноземной, уподобиться жидам или быть еще хуже их?».
Убедившись, что придется провести зиму под стенами обители, Сапега стал укрепляться и с 3 октября в продолжение шести недель вел пальбу из 63 пушек с тем, чтобы разрушить стену. Однако большинство ядер летело мимо зданий и падало в пустыри или монастырские пруды.
Видя в малоуспешных действиях вражеских пушек явное доказательство милости Божией к обители св. Сергия, все укрепились духом в ожидании приступа, исповедались и приобщились Святых Таин; многие приняли пострижение, чтобы умереть в иноческом чине. Несмотря на неприятельский огонь, вдоль стен обители ежедневно совершались крестные ходы со святыми иконами… Неоднократно являлся прп. Сергий защитникам своей обители, предупреждая их о новых приступах врагов, исцеляя больных, ободряя унывающих, помогая тем, кто находился в опасности. Помогал православным и Небесный воин – Архистратиг Михаил.
Ни пушечные обстрелы, ни приступы, ни подкопы, ни лазутчики не помогли полякам овладеть Лаврой на протяжении шестнадцатимесячной ее осады. Мужественные защитники обители, терпя голод, холод и болезни, оставаясь порой числом до 200 человек, выстояли и 12 января 1610 г. радостно встретили войска князя-освободителя М. В. Скопина-Шуйского.

Освобождение Лавры от осады торжествовала вся Россия. В обители этот день был увековечен установлением крестного хода по стенам монастыря.
И еще не раз твердая духом Лавра помогала русскому народу одолеть Смутное время.

По книге А. Нечволодова «Сказания о Русской земле» и др. источникам.

***

25 января – День Ангела Татьяны Татосовой (1952-1982).

***

25 января – День Ангела Татьяны Васильевны Трофимовой (1886-1934).

***

25/2 января 1682 г. – Царь Феодор Алексеевич Романов (1661-1682) отменил местничество – систему получения государственных постов по степени родовитости. Сожжение разрядных книг.

***

25/2 января 1701 г. – в Москве основана школа математических и навигацких наук.

***

25/2 января 1708 г. – В Москве вышла первая русская книга, напечатанная гражданским шрифтом – «Геометрия славенски землемерие» – первый в России печатный учебник по геометрии.

***

25/2 января 1721 г. – Учреждение Духовной коллегии (будущего Святейшего Синода РПЦ).

***

25/2 января 1755 г. – Основание Московского университета.

Создание университета было предложено И. И. Шуваловым и М. В. Ломоносовым. Первоначально открытие университета планировалось на 1754 г., однако из-за подготовительных работ, связанных в первую очередь с ремонтом здания, открытие состоялось только в 1755 г. Указ о создании университета был подписан императрицей Елизаветой Петровной 24 января / 4 февраля) 1755 г. Ранее, 12/23 января, в день святой мученицыТатианы, Елизаветой Петровной был утвержден проект об учреждении Московского Университета, поэтому именно Татьянин День (12 января – по юлианскому календарю, по григорианскому календарю в XX–XXI веках – 25 января) отмечается как дата основания Московского Университета и День российского студенчества. Первые лекции в университете были прочитаны 26 апреля / 7 мая 1755 г. Иван Иванович Шувалов стал кур тором университета, а Алексей Михайлович Аргамаков (1711–1757) – первым директором. Ни в официальных документах, представленных в Сенат, ни в речах, произнесенных на открытии университета, имя Ломоносова даже не было упомянуто.
Университет подчинялся непосредственно Правительствующему сенату. Профессура не подлежала никакому суду, кроме университетского – с санкции куратора и директора. Главой университета являлся куратор: он назначал преподавателей и утверждал курсы лекций. Непосредственное управление осуществлял директор, назначавшийся из посторонних чиновников; он должен был: «править доходами Университета и стараться о его благосостоянии; учреждать вместе с профессорами науки в Университете изучение в гимназии», вести переписку «со всеми присутственными м.стами по делам, касающимся до Университета».

Изначально университет располагался в здании Главной аптеки (бывший Земский приказ) на месте Государственного исторического музея на Красной площади. В 1782 г. для расширения своих владений Университет купил у княгини А. М. Волконской двор с каменными и деревянными постройками в приходе церкви Дионисия Ареопагита на Никитской улице между своим двором и Леонтьевским переулком. При Екатерине II в 1793 г. университет переехал в специально построенное здание на противоположной стороне Моховой между 1782 и 1793 гг. по проекту Матвея Казакова. Впоследствии, после Московского пожара 1812 г., здание было восстановлено архитектором Доменико Жилярди.

***

25/2 января 1763 г. – Указом Екатерины II учреждён Генеральный штаб Вооружённых сил Российской империи.

***

25 января 1831 г. – День рождения Константина Николаевича Леонтьева (1831-1891). Родился в с. Кудиново, Мещовский уезд, Калужская губерния, Российская империя. Отец Николай Борисович (1784-1840?) происходил из калужской ветви дворянского рода Леонтьевых. Мать Феодосия Петровна (1794-1871) была дочерью младшего единокровного брата и тёзки поэта Петра Матвеевича Карабанова.
Русский мыслитель религиозно-консервативного направления, философ, писатель, публицист, литературный критик, социолог, врач, дипломат. В конце жизни принял монашеский постриг с именем Климент.

В 1841 г. он поступил в Смоленскую гимназию, а в 1843 г. – кадетом в Дворянский полк. Из полка Леонтьев был уволен по болезни в октябре 1844 г. и в том же году зачислен в третий класс Калужской гимназии, которую он окончил в 1849 г. с правом поступления в университет без экзаменов. Поступив в ярославский Демидовский лицей, в ноябре того же года перевелся на медицинский факультет Московского университета.
В 1851 г. написал своё первое произведение – комедию «Женитьба по любви». Для его оценки он решил обратиться к И. С. Тургеневу, жившему тогда в Москве. Тот дал положительный отзыв о пьесе, однако она не была опубликована, так как её не пропустила цензура.
В 1854 г., досрочно получив диплом, отправился добровольцем в качестве батальонного лекаря на Крымскую войну. Служил в Белевском егерском полку, затем – в Керчь-Еникальском и Феодосийском военных госпиталях. Уволившись 10 августа 1857 г. с военной службы, возвратился в Москву.
В конце 1860 года переехал в Санкт-Петербург и поселился у своего брата Владимира Николаевича. В 1861 г. возвратился в Крым, в Феодосию, где женился на Елизавете Павловне Политовой, дочери греческого торговца. Оставив жену в Крыму, приехал в Санкт-Петербург, где в это время выходил его первый большой роман «Подлипки». Второе большое произведение – роман «В своём краю» (1864). Порвал с модным тогда либерализмом и стал убеждённым консерватором.
В 1863 г. поступил на службу в Министерство иностранных дел и 25 октября того же года назначен драгоманом русского консульства в Канеа (Ханья), на острове Крит. С жизнью на Крите связаны восточные рассказы Леонтьева («Очерки Крита», повесть «Хризо», «Хамид и Маноли»). В августе 1864 г. был назначен исполняющим обязанности консула в Адрианополе, где прослужил два с лишним года. После непродолжительного отпуска в Константинополе в 1867 г. получил пост вице-консула в Тульче.
Через год был назначен консулом в албанский город Янину, климат которого, однако, отрицательно сказался на его здоровье; был переведён на пост консула в Салоники. Его готовили к должности генерального консула в Богемии. Но в июле 1871 г. он заболел болезнью, которую он принял за холеру. Когда смерть казалась ему неминуемой, он увидел икону Божией Матери, которую ему подарили афонские монахи; он дал обет Богородице, что в случае выздоровления он примет монашество. Спустя два часа он почувствовал облегчение. Сразу после того, как болезнь отступила, он отправился верхом через горы на Афон, где оставался до августа 1872 г.; намеревался исполнить свое обещание и стать монахом, но афонские старцы отговорили его от такого шага.
В 1872-1874 годах жил в Константинополе и на острове Халки; в этот период раскрыл себя как публицист («Панславизм и греки», «Панславизм на Афоне»). К этому же времени относится его работа «Византизм и славянство», а также роман «Одиссей Полихрониадес».
В 1874 г. возвратился в родное Кудиново, которое нашёл в запустении. В августе совершил первую поездку в Оптину пустынь, где встретился со старцем Амвросием, к которому имел письмо от афонских монахов, и познакомился с иеромонахом Климентом (Зедергольмом). В ноябре 1874 г. поступил послушником в Николо-Угрешский монастырь под Москвой, но уже в мае 1875 г. снова отправился в Кудиново.
В 1879 г. принял предложение князя Н. Н. Голицына и приехал в Варшаву, где стал сотрудником газеты «Варшавский дневник». В ноябре 1880 г. поступил на службу в Московский цензурный комитет; в должности цензора прослужил шесть лет.
В 1883 г. Леонтьев познакомился с Владимиром Соловьёвым. В 1885-1886 гг. появился сборник его статей «Восток, Россия и Славянство».
Осенью 1887 года переехал в Оптину пустынь, где снял у монастыря в аренду двухэтажный дом, — у самой монастырской стены. В начале 1890 года у него в гостях был Л. Н. Толстой, который провёл у него два с половиной часа, ушедших на споры о вере. В Оптиной К. Леонтьев пишет работы: «Записки отшельника», «Национальная политика как орудие всемирной революции», «Анализ, стиль и веяние» и другие.
23 августа 1891 г. в Предтеченском скиту Оптиной пустыни принял тайный постриг с именем Климент и переехал в Сергиев Посад.
Скончался от пневмонии 12/24 ноября 1891 г.; был похоронен в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры близ храма Черниговской Божией Матери (ныне – Черниговский скит).

***

25 января 1832 г. – Родился Иван Иванович Шишкин (1832-1898), знаменитый русский художник-пейзажист, один из крупнейших мастеров реалистической пейзажной живописи. Родился 1832 г. в городе Елабуга, Российская империя.

***

25 января 1852 г. – Первое представление «Маскарада» М. Ю. Лермонтова в Александринском театре.

***

25 января 1898 г. – День рождения Аллы Константиновны Тарасовой (1898-1973). Родилась в Киеве, Российская империя, семье профессора медицинского факультета Киевского университета Константина Прокофьевича Тарасова (1865-1931) и Леониллы Николаевны Тарасовой (1870-1966).. Российская и советская актриса театра и кино, педагог. Герой Социалистического Труда (1973). Народная артистка СССР (1937). Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1946 – дважды, 1947, 1949).

С 1906 по 1910 гг. училась в Киево-Печерской женской гимназии; в 1910-1914 гг. – в частной гимназии А. К. Титаренко. С 1914 г. жила в Москве, училась в частной Школе драматического искусства Н. О. Массалитинова, Н. Г. Александрова и Н. А. Подгорного, посещала лекции в Московском городском народном университете им. А. Л. Шанявского. В 1916 г. Школа была преобразована во Вторую студию Московского художественного театра.
С 1916 г. играла в спектаклях Московского Художественного театра. Во время Гражданской войны с 1919 по 1922 гг. гастролировала с «Качаловской группой». Некоторое время жила в США. С 1923 г. – гастролировала с труппой театра за границей. С 1925 г. – в труппе МХАТа, в котором прослужила до конца своей жизни.
Слава пришла к ней в 18 лет, когда она сыграла в спектакле по пьесе З. Н. Гиппиус «Зелёное кольцо». Особенный успех имела в спектаклях по пьесам А. П. Чехова. С 1951 по 1955 гг. – директор МХАТа. С 1970 по 1973 гг. – председатель Совета старейшин МХАТа.
В последние годы посвящала себя работе с молодежью, педагогической деятельности. С 1967 г. – педагог в Школе-студии МХАТ (с 1968 г. – профессор).
Алла Тарасова умерла 5 апреля 1973 г. в Москве. Похоронена на Введенском кладбище.

***

25 января 1914 г. – В Петербурге открывается памятник великому князю Николаю Николаевичу на Манежной площади. Автор – итальянский скульптор П. Канонико.

***

25 января 1930 г. – Родилась Таня Савичева, ленинградская девочка, автор блокадного дневника.
Этот дневник 11-летней школьницы Тани Савичевой стал одним из самых страшных свидетельств ужасов войны. Эти записи девочка вела во время блокады Ленинграда в 1941 г., когда голод каждый месяц уносил из жизни ее близких. Всего девять страниц, на которых Таня немногословно сообщает о гибели родных людей, стали настоящей летописью смерти. Дневник Тани Савичевой был предъявлен на Нюрнбергском процессе в качестве доказательства преступлений фашизма. Девочка пережила блокаду, но так и не узнала о долгожданной Победе 9 мая 1945 г.

***

25 января 1932 г. – Гонения на церковь, начавшиеся после революции 1917 г., коснулись и Казанского собора в Ленинграде. С него был снят крест и заменён шпилем. Интерьер собора сильно пострадал при изъятии в 1922 г. церковных ценностей. Храм перешел в руки обновленцев и после закрытия в 1928 г. Исаакиевского кафедрального собора получил статус кафедрального собора обновленческой Ленинградской епархии, а в 1932 г. был закрыт как действующая церковь.

***

25 января 1932 г. – СССР и Польша подписали пакт о ненападении.

***

25 января 1938 г. – День рождения русского поэта, актера, барда Владимира Семеновича Высоцкого (1938-1980). Высоцкий стал символом эпохи 1970-х гг.

СТИХИ В. ВЫСОЦКОГО

Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю
Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю…
Что-то воздуху мне мало — ветер пью, туман глотаю…
Чую с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю!

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Вы тугую не слушайте плеть!
Но что-то кони мне попались привередливые –
И дожить не успел, мне допеть не успеть.

Я коней напою, я куплет допою –
Хоть мгновенье ещё постою на краю…

Сгину я — меня пушинкой ураган сметёт с ладони,
И в санях меня галопом повлекут по снегу утром…
Вы на шаг неторопливый перейдите, мои кони,
Хоть немного, но продлите путь к последнему приюту!

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Не указчики вам кнут и плеть!
Но что-то кони мне попались привередливые –
И дожить не успел, мне допеть не успеть.

Я коней напою, я куплет допою –
Хоть мгновенье ещё постою на краю…

Мы успели: в гости к Богу не бывает опозданий.
Так что ж там ангелы поют такими злыми голосами?!
Или это колокольчик весь зашёлся от рыданий,
Или я кричу коням, чтоб не несли так быстро сани?!

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Умоляю вас вскачь не лететь!
Но что-то кони мне попались привередливые…
Коль дожить не успел, так хотя бы – допеть!

Я коней напою, я куплет допою –
Хоть мгновенье ещё постою на краю…

ОХОТА НА ВОЛКОВ

Рвусь из сил – и из всех сухожилий,
Но сегодня – опять как вчера:
Обложили меня, обложили –
Гонят весело на номера!

Из-за елей хлопочут двустволки –
Там охотники прячутся в тень, –
На снегу кувыркаются волки,
Превратившись в живую мишень.

Идёт охота на волков,
Идёт охота –
На серых хищников
Матёрых и щенков!
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,
Кровь на снегу – и пятна красные флажков.

Не на равных играют с волками
Егеря, но не дрогнет рука:
Оградив нам свободу флажками,
Бьют уверенно, наверняка.

Волк не может нарушить традиций –
Видно, в детстве, слепые щенки,
Мы, волчата, сосали волчицу
И всосали: нельзя за флажки!

И вот – охота на волков,
Идёт охота –
На серых хищников
Матёрых и щенков!
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,
Кровь на снегу – и пятна красные флажков.

Наши ноги и челюсти быстры –
Почему же – вожак, дай ответ –
Мы затравленно мчимся на выстрел
И не пробуем через запрет?!

Волк не может, не должен иначе.
Вот кончается время моё:
Тот, которому я предназначен,
Улыбнулся и поднял ружьё.

Идёт охота на волков,
Идёт охота –
На серых хищников
Матёрых и щенков!
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,
Кровь на снегу – и пятна красные флажков.

Я из повиновения вышел:
За флажки – жажда жизни сильней!
Только – сзади я радостно слышал
Удивлённые крики людей.

Рвусь из сил – и из всех сухожилий,
Но сегодня – не так, как вчера:
Обложили меня, обложили –
Но остались ни с чем егеря!

Идёт охота на волков,
Идёт охота –
На серых хищников
Матёрых и щенков!
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,
Кровь на снегу – и пятна красные флажков.

ПРОЩАНИЕ С ГОРАМИ

В суету городов и в потоки машин
Возвращаемся мы – просто некуда деться!
И спускаемся вниз с покорённых вершин,
Оставляя в горах, оставляя в горах своё сердце.

Так оставьте ненужные споры –
Я себе уже всё доказал:
Лучше гор могут быть только горы,
На которых ещё не бывал,
На которых ещё не бывал.

Кто захочет в беде оставаться один?!
Кто захочет уйти, зову сердца не внемля?!
Но спускаемся мы с покорённых вершин…
Что же делать – и боги спускались на землю.

Так оставьте ненужные споры –
Я себе уже всё доказал:
Лучше гор могут быть только горы,
На которых ещё не бывал,
На которых ещё не бывал.

Сколько слов и надежд, сколько песен и тем
Горы будят у нас – и зовут нас остаться!
Но спускаемся мы (кто – на год, кто – совсем),
Потому что всегда, потому что всегда мы должны возвращаться.

Так оставьте ненужные споры –
Я себе уже всё доказал:
Лучше гор могут быть только горы,
На которых ещё не бывал,
На которых никто не бывал!

***

25 января 1942 г. – В освобожденной деревне Петрищево составлен акт о пытках и казни Зои Космодемьянской (1923-1941). На допросах назвалась Таней.

***

25 января 1943 г. – Город Воронеж освобожден от немецко-фашистских захватчиков.

***

25 января 1951 г. – В Москве умер Сергей Иванович Вавилов (1891-1951), советский физик, основатель научной школы физической оптики в СССР, действительный член (1932) и президент АН СССР (1945-1951), общественный деятель и популяризатор науки. Младший брат Н. И. Вавилова, советского ученого-генетика. Лауреат четырёх Сталинских премий.

***

25 января 1960 г. – В СССР ликвидирована система ГУЛаг.
ГУЛаг – Главное управление лагерей и мест заключения, был расформирован в соответствии с приказом МВД СССР № 020 от 25 января 1960 г. В дальнейшем ведомство было переименовано в ГУИН – Главное управление исполнения наказаний.

Добавьте комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

19 ЯНВАРЯ — КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ)
krechenie25
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

«Сроки страшные близятся. Скоро
Станет тесно от свежих могил.
Ждите глада, и труса, и мора,
И затменья небесных светил.

Только нашей земли не разделит
На потеху себе супостат:
Богородица белый расстелет
Над скорбями великими плат».

(А. Ахматова)

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

12 ЯНВАРЯ – ПАМЯТЬ ЦАРЯ И ПРОРОКА ДАВИДА
В день памяти пророка и величайшего царя израильского Давида предлагаем вниманию читателей главу из книги А. Трофимова «МАТЕРЬ ВСЕХ ЖИВУЩИХ. СВЯТЫЕ И ПРАВЕДНЫЕ ЖЕНЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА», посвященную Вирсавии – супруге царя Давида, матери царя и пророка Соломона.

«МАТЕРЬ ВСЕХ ЖИВУЩИХ. СВЯТЫЕ И ПРАВЕДНЫЕ ЖЕНЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА». Глава 16. ВИРСАВИЯ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

9 ЯНВАРЯ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО РУССКОГО ПОЭТА БОРИСА ЧИЧИБАБИНА (1923 – 1994)

«И ВСЕ-ТАКИ Я БЫЛ ПОЭТОМ…» (БОРИС ЧИЧИБАБИН). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

7 ЯНВАРЯ — РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
rozhdestvo13
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

7 ЯНВАРЯ — 17 ЯНВАРЯ — РОЖДЕСТВЕНСКИЕ СВЯТКИ
В радостные, святые рождественские дни предлагаем вниманию читателей воспоминание афонского старца иеросхимонаха Гавриила (Серпанюка Георгия Стефановича; 1930-2006) о чудесном явлении Божией Матери с родившемся Богомладенцем.
gavriilafon2
СВЯТОЕ ВОСПОМИНАНИЕ (Рассказ афонского старца). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ
К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ.
ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

ПРЕПОДОБНЫЙ СТАРЕЦ АЛЕКСИЙ (СОЛОВЬЕВ)

Старец Алексий жил в Сергиевом Посаде, когда по указанию безбожной власти начали вскрывать мощи святых. Старец печалился об этом и много молился, недоумевая – почему Господь попускает совершаться такому злу? Однажды вечером, когда он совершал молитвенное правило, рядом с ним встал прп. Сергий Радонежский и сказал:
– Молись три дня и постись, и после этого я скажу тебе то, что
нужно.
В следующие два дня, когда отец Алексий молился, снова вставал с ним рядом прп. Сергий. Отец Алексий питался в эти дни одной просфорой. На третий день преподобный сказал:
– Когда подвергаются такому испытанию живые люди, то необходимо, чтобы этому подвергались и останки людей умерших. Я сам отдал тело свое, чтобы град мой во веки был цел.

2 МАЯ 2001 г. ОСВЯЩЕНИЕ ЧАСОВНИ СВ. МАТРОНЫ В Г. СХОДНЯ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

О МОЛИТВЕ

http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/05/7mol10.jpg

Дорогие посетители сайта, пришло время вспомнить и восстановить древнюю ветхозаветную и апостольскую традицию – семиразовую молитву в течение суток, совершаемую каждые три часа (в 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 часа). Эта молитва особенно действенна в условиях испытания, посланного нам – угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Предлагаю Вам ознакомиться с главой из книги «РИТМЫ ЦЕРКОВНОГО ГОДА», написанной много лет назад и размещенной на этом сайте: О СЕМИРАЗОВОЙ МОЛИТВЕ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ… http://alexandrtrofimov.ru/?p=766
В ней дается историческое и богословское обоснование необходимости этой молитвы. Сейчас, в условиях карантина православным людям совсем не сложно включиться в этот молитвенный ритм.
Присоединяйтесь к ежедневной семиразовой молитве, рассылайте текст статьи и сообщения о ней своим друзьям и знакомым.
***
Святейший Патриарх Кирилл благословил молитву, которую уже произносят за богослужением во всех православных храмах, ее можно присоединить к семиразовой молитве:
МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВРЕДОНОСНОГО ПОВЕТРИЯ ЧТОМАЯ
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Александр Трофимов

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

СЧЕТЧИК