Афон Жития святых

ПРЕПОДОБНЫЙ СИЛУАН АФОНСКИЙ

Великий молитвенник за весь мир, ярчайший светильник Святой Горы Афон в XX веке, преподобный Силуан родился в России, в селе Шовское Лебединского уезда Тамбовской губернии. (Село это известно с XVII века. О нем упоминается в документах с 1678 года. Название села произошло от реки Шовки, которая когда-то протекала здесь. В 1782 году крестьяне воздвигли в селе каменную церковь в честь Рождества Христова. В начале XX века в селе насчитывалось 363 двора, 1116 душ мужского и 1155 душ женского пола. В местном приходе числилось четыре деревни, волостное правление, лавки, имелась церковно-приходская одноклассная и министерская образцовая школы, в которых учились 70 детей).

Родился преподобный в 1866 году в семье крестьянина Ивана Антонова. Во святом крещении был назван Симеоном. Не сохранились сведения, в честь какого именно святого Симеона он был назван. Семья была большая: мать, отец, пятеро сыновей и две дочери. Родители его были благочестивы и занимались нелегким крестьянским трудом. Благодаря этому жили безбедно. Они были страннолюбивы и предоставляли кров и пищу нуждающимся. С младенчества Симеон был воспитан в православной вере. Однажды, воспользовавшись гостеприимством родителей, у них дома оказался некий книгоноша, который убеждал, что Христос не Бог, и Бога вообще нет. «Где он Бог?» – спрашивал безбожник. Четырехлетний Симеон не мог согласиться с этим и решил, что когда вырастет большой, то по всей земле пойдет искать Бога.

Учился в школе Симеон немного, всего два года, потом стал помогать семье по хозяйству. Он вырос, стал крепким и очень сильным человеком – русским богатырем. Ему было уже двадцать лет, когда он, работая столяром в строительной артели, по Промыслу Божию, услыхал рассказ женщины, ходившей на богомолье и посетившей могилку замечательного подвижника – затворника Иоанна (Сезеновского). Она рассказала о его святой жизни и о том, что на могилке бывают чудеса. Услыхав этот рассказ, юноша подумал: «Если он святой, то значит Бог с нами, и незачем мне ходить по всей земле – искать Его»,– и при этой мысли в душе его воспламенилась любовь к Богу.

Так глубока была в нем вера, полученная еще во младенчестве, что нападки на Бога он не мог забыть и десятилетия спустя. Старец вспоминал: «с малых лет я молился о тех, кто меня обижал, я говорил: «Господи, не поставь ему грехов за меня». Почувствовав в себе прилив любви к Богу, Симеон начал усердно и с плачем молиться. Он решил принять монашество, но не посмел ослушаться отца, велевшего ему сначала пройти военную службу, и отложил свое намерение уйти в Киево-Печерскую Лавру.

Когда откладывается благое намерение,– усиливаются искушения от врага: у Симеона не хватило терпения ждать положенной поры. Он ослабил молитву, и враг человеческий наслал на него различные искушения. Однажды, работая в поле с семьей, Симеон забыл, что была пятница и приготовил обед с мясом. Отец огорчился, но не хотел смутить сына и промолчал; о чем Симеон впоследствии вспоминал с умилением. Случалось ему, по наущению вражию, впасть в тяжкий смертный грех,о чем он всю жизнь помнил и даже покаявшись и получив отпущение грехов от духовника, всегда мнил себя недостойнейшим из людей.

Его отец был настолько благочестив, что Силуан, уже будучи схимонахом на Святой Горе Афонской, вспоминал: «Я в меру отца моего не пришел. Он был совсем неграмотный, но был кроткий и мудрый человек». А когда однажды Симеон ночь провел вне дома, в грехе, то отец только сказал ему утром тихо:
– Сынок, где ты был вчера? Болело сердце мое.

Рассказывая подобные случаи из своей жизни в доме отца, Старец добавлял: «Вот такого старца я хотел бы иметь; он никогда не раздражался, всегда был ровный и кроткий».

Отец Небесный за благочестие и молитвы родителей даровал юноше, о котором было Его определение, скорое раскаяние в грехах. Однажды, совершив плотской грех, он задремал и в легком сне увидел, что змея заползла ему в рот. Он почувствовал сильное омерзение и проснулся. В это время он услыхал слова: «Ты проглотил змею во сне, и тебе противно: так Мне нехорошо смотреть на то, что ты делаешь».

Симеон не увидел того, кто говорит; он слышал только тихий голос, который был необычайно сладок и красив. То был голос Самой Богородицы. До конца своих дней он благодарил Божию Матерь, что Она не возгнушалась им, но Сама благоволила посетить его и восставить от падения. Он говорил: «Теперь я вижу, как Господу и Божией Матери жалко народ. Подумайте, Божия Матерь пришла с небес вразумить меня, юношу, во грехах».

Он не удостоился видеть Владычицу, поскольку был в нечистоте в тот день. Это событие вернуло Симеона к благочестивой жизни навсегда. Больше действия вражеские не имели на него того прямого влияния, от которого человек впадает в грех. Он принял твердое решение стать монахом.

«С детства душа моя,– вспоминал старец,– любила размышлять, как вознесся Господь на Небо на облаках и как Божия Матерь и Святые Апостолы видели cue вознесение. Но когда я потерял благодать Божию (в годы юности), то душа моя одичала, и пленилась грехами, и уже редко вспоминала о вознесении Господнем. Но потом познала душа моя грехи свои, и опечалился я зело о том, что Господа оскорбил и потерял дерзновение к Богу и Божией Матери, и омерзел мне грех, и решил я пойти в монастырь – просить у Бога прощения, и положил в душе – умолить Бога, дабы Милостивый Господь простил мне грехи мои».

Опыт святых отцов говорит, что чем более преуспевает человек в добродетели, тем более мнит себя меньшим из всех, и каждый, даже малейший собственный грех видится ему великим, слабое препинание – глубоким падением. То же чувствовал и старец: «Я большой грешник, но я видел великую любовь и милость Господа над собой».

Преподобный Силуан до конца жизни имел «сердце сокрушенно и смиренно». По его раскаянию и молитвам Всемилостивый Бог послал ему дар рассуждения еще до поступления в монастырь. И в родном дома, и на военной службе Симеон часто советовал, как поступить в трудных обстоятельствах по-христиански.

Исполняя благословение отца, Симеон пошел служить в армию, но душой стремился на Афон, о котором читал и слышал от людей: «Скучает душа моя на земле и желает небесного».

За богатырское телосложение и огромную силу его взяли на службу в гвардию, в Петербург. Однажды под праздник с тремя гвардейцами своего батальона он отправился в город, в трактир, где ярко горел свет и громко играла музыка. Симеон сидел молча. Один из них спросил его:
– Семен, ты все молчишь, о чем ты думаешь?

– Я думаю: сидим мы сейчас здесь, едим, пьем, слушаем музыку и веселимся, а на Афоне теперь творят бдение и всю ночь будут молиться, так вот – кто же из нас на Страшном Суде даст лучший ответ, они или мы?

Тогда другой сказал: «Какой человек Симеон! Мы слушаем музыку и веселимся, а он умом на Афоне и на Страшном Суде».

Товарищи его не усомнились в искренности его помышлений о горнем. Симеон часто посылал деньги на Афон. В армии начальствующие его очень любили как исполнительного солдата; он был спокойного, хорошего поведения,– а товарищи знали его как верного друга.

Бог слышал молитвы его. Однажды шел Симеон из Усть-Ижорского лагеря, где летом стоял их батальон, на почту в село Колпино, чтобы перевести еще деньги на Афон. На обратном пути, прямо навстречу ему выбежала большая бешеная собака. Когда она была совсем близко и готова была броситься на него, он проговорил: «Господи, помилуй!» – Лишь только произнес он эту короткую молитву, как собаку какая-то сила сразу отбросила в сторону, словно она наткнулась на что-то; обогнув Симеона, она убежала.

Симеон много молился, чтобы ничто не задержало его в миру; и за время, пока он служил, девушка, на которой он обещал жениться, счастливо вышла замуж за купца-хлеботорговца, заехавшего в их село.

По окончании службы в гвардии будущий преподобный отправился к праведному Иоанну Кронштадтскому за благословением ехать на Афон. Отца Иоанна не было в городе, и тогда Симеон оставил записку: «Батюшка, хочу пойти в монахи; помолитесь, чтобы мир меня не задержал». По словам преподобного Силуана, уже через день после возвращения в казарму он почувствовал, что кругом него «гудит адское пламя». Так враг задолго до пострижения начал невидимую брань против избранника Божия. Об этом позже Старец написал: «Если бы Господь не вразумлял меня как Добрый Пастырь Своею благодатью, то враги поглотили бы меня».

Приехав из армии, Симеон пробыл дома только одну неделю. Родные и односельчане, узнав, что он собирается на Святую Гору, в душевной радости собрали холсты и много других вещей на монастырскую потребу. Русский народ во все времена благоговейно чтил монастыри, а особенно Святую Гору Афонскую. Не всегда владея книжной мудростью, народ молитвенно помнил, что монашество началось в России именно с посланника Афонского преподобного Антония. Душой знала Россия, что в монастырях хранится истина и творится живая молитва, что Святая Афонская Гора находится под особенным покровительством Пресвятой Богородицы.

Осенью 1892 года Симеон приехал поступать на послушание в русский монастырь святого великомученика Пантелеимона. Торжественным спокойствием горных вершин, красотой зеленых склонов, бескрайним морем, безмолвным сиянием звезд небесных, синеглавыми куполами русского монастыря встретила нового своего молитвенника Святая Гора.

«На первом году моей жизни в монастыре душа моя познала Господа Духом Святым»,– напишет позднее преподобный.

По афонскому обычаю новоначальный несколько дней проводил в полном покое, чтобы вспомнить свои грехи за всю жизнь и, записав их, исповедать духовнику. Госплдь даровал Симеону покаяние; и он с готовностью и великим страхом, искренне, ни в чем себя не оправдывая, исповедал все соделанное в своей жизни. Духовник сказал новому брату, что исповедью простились ему все грехи, что с этого дня начинается для него новая жизнь. «Иди с миром и радуйся, что Господь привел тебя в эту пристань спасения».

В обители научили брата Симеона келейному правилу, совершению Иисусовой молитвы по четкам. Непрестанное призывание имени Иисуса Христа наполнило душу Симеона радостью.

«Любящая Господа душа не может не молитъся, ибо она влечется к Нему благодатью, которую познала в молитве»,– писал преподобный.

Тогда же молодой послушник получил первый духовный урок. Вот как он говорит о нем: «По окончании военной службы, поступил я в монастырь, и вскоре напали на меня помыслы и гнали снова в мир, жениться, но я решительно сказал в душе: умру здесь за грехи мои. И стал я крепко молиться, чтобы простил мне Господь множество грехов моих».

Как водится в православных обителях, послушник рассказал духовнику об искушении. Духовник сказал Симеону: греховных помыслов никогда не принимай, а как только придут, сразу отгоняй. Следуя этому указанию, преподобный Силуан более блудных помыслов не принимал всю жизнь,– так велико было его послушание духовнику. Он так писал о своем опыте: «Мы живем на войне; если кто попал в прелесть (искушение, грех, смущение), то иди скорее к духовнику и все расскажи, чтобы духовник стоял в епитрахили, веруй, что поправился ты и изнутри вышел бес, которого ты принял по ошибке; а если не будешь каяться – тебе до гроба не исправиться. Они в наши тела входят и выходят. Если человек раздражился, то бес в него вошел, а если смирился – то бес вышел».

Но враг изощрялся в других искушениях. Стали тогда приходить к нему помыслы превозношения и уныния: «ты живешь свято, покаялся, грехи тебе прощены, молишься непрестанно, послушание исполняешь хорошо; ты молишься и, может быть, спасешься; но если в раю ты не найдешь ни отца, ни матери, ни тех, кого ты любишь, то и там не будет тебе никакой радости».

«В одно время,– вспоминал отец Силуан,– напал на меня дух отчаяния; мне казалось, что Бог отринул меня вконец, и уже нет мне спасения, но ясно видится в душе вечная погибель. И ощутил я в душе, что Бог немилосерд и неумолим. Продолжалось это со мною час или немного более. Дух этот такой тяжелый и томительный, что страшно о нем и вспоминать. Душа не в силах понести его долго. В эти минуты можно погибнуть на всю вечность. Попустил Милостивый Господь духу злобы, сделать такую брань с моею душою. Прошло мало времени; я пошел в церковь на вечерню и, глядя на икону Спасителя, сказал: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного». И с этими словами увидел на месте иконы живого Господа, и благодать Святаго Духа наполнила душу мою и все тело. И так я Духом Святым познал, что Иисус Христос есть Бог; и я сладко желал страданий за Христа… Одни грехи принес я в монастырь, и не знаю за что Господь даровал мне, когда я был еще молодым послушником, столь много благодати Святаго Духа, что и душа и тело были полны благодатию, и благодать была, как у мучеников, и тело мое жаждало страдать за Христа. Я не просил у Господа Духа Святаго: я не знал, что есть Дух Святой, как Он приходит в душу и что делает с душою; а теперь мне радостно писать об этом».

«Человеколюбче Господи, как не забыл Ты грешного раба Твоего, но милостиво призрел на меня от славы Твоей, и непостижимо явился мне? Твой тихий, кроткий взор привлек душу мою. Что воздам я Тебе, Господи, или какую хвалу воспою Тебе? Ты даешь благодать Свою, чтобы душа постоянно горела любовью, и не знает она покоя день и ночь от любви Божией».

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

21 ИЮЛЯ — КАЗАНСКОЙ ЖАДОВСКОЙ ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
ЧУДОТВОРНАЯ ЖАДОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
ВОЗРОЖДЕНИЕ ЖАДОВСКОЙ ОБИТЕЛИ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

Слава подобна морской воде,– чем больше пьешь, тем больше жаждешь.
(А. Чехов)

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

18 ИЮЛЯ — ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
ПРП. СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ. ИКОНА. РОСТОВСКИЙ МУЗЕЙ
ТРОИЦКИЙ СИНТЕЗ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

9 ИЮЛЯ — ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ТИХВИНСКИЯ
ТИХВИНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ОКЛАДЕ
ТИХВИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ.ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

13 ИЮНЯ - ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК