Афон Жития святых

ПРЕПОДОБНЫЙ СИЛУАН АФОНСКИЙ

ПРП. СИЛУАН АФОНСКИЙ. ФРЕСКА ХРАМА СВТ. НИКОЛАЯ В САБУРОВО

Великий молитвенник за весь мир, ярчайший светильник Святой Горы Афон в XX веке, преподобный Силуан родился в России, в селе Шовское Лебединского уезда Тамбовской губернии. (Село это известно с XVII века. О нем упоминается в документах с 1678 года. Название села произошло от реки Шовки, которая когда-то протекала здесь. В 1782 году крестьяне воздвигли в селе каменную церковь в честь Рождества Христова. В начале XX века в селе насчитывалось 363 двора, 1116 душ мужского и 1155 душ женского пола. В местном приходе числилось четыре деревни, волостное правление, лавки, имелась церковно-приходская одноклассная и министерская образцовая школы, в которых учились 70 детей).

Родился преподобный в 1866 году в семье крестьянина Ивана Антонова. Во святом крещении был назван Симеоном. Не сохранились сведения, в честь какого именно святого Симеона он был назван. Семья была большая: мать, отец, пятеро сыновей и две дочери. Родители его были благочестивы и занимались нелегким крестьянским трудом. Благодаря этому жили безбедно. Они были страннолюбивы и предоставляли кров и пищу нуждающимся. С младенчества Симеон был воспитан в православной вере. Однажды, воспользовавшись гостеприимством родителей, у них дома оказался некий книгоноша, который убеждал, что Христос не Бог, и Бога вообще нет. «Где он Бог?» – спрашивал безбожник. Четырехлетний Симеон не мог согласиться с этим и решил, что когда вырастет большой, то по всей земле пойдет искать Бога.

ПРП. СИЛУАН АФОНСКИЙ. ИКОНА

Учился в школе Симеон немного, всего два года, потом стал помогать семье по хозяйству. Он вырос, стал крепким и очень сильным человеком – русским богатырем. Ему было уже двадцать лет, когда он, работая столяром в строительной артели, по Промыслу Божию, услыхал рассказ женщины, ходившей на богомолье и посетившей могилку замечательного подвижника – затворника Иоанна (Сезеновского). Она рассказала о его святой жизни и о том, что на могилке бывают чудеса. Услыхав этот рассказ, юноша подумал: «Если он святой, то значит Бог с нами, и незачем мне ходить по всей земле – искать Его»,– и при этой мысли в душе его воспламенилась любовь к Богу.

Так глубока была в нем вера, полученная еще во младенчестве, что нападки на Бога он не мог забыть и десятилетия спустя. Старец вспоминал: «с малых лет я молился о тех, кто меня обижал, я говорил: «Господи, не поставь ему грехов за меня». Почувствовав в себе прилив любви к Богу, Симеон начал усердно и с плачем молиться. Он решил принять монашество, но не посмел ослушаться отца, велевшего ему сначала пройти военную службу, и отложил свое намерение уйти в Киево-Печерскую Лавру.

Когда откладывается благое намерение,– усиливаются искушения от врага: у Симеона не хватило терпения ждать положенной поры. Он ослабил молитву, и враг человеческий наслал на него различные искушения. Однажды, работая в поле с семьей, Симеон забыл, что была пятница и приготовил обед с мясом. Отец огорчился, но не хотел смутить сына и промолчал; о чем Симеон впоследствии вспоминал с умилением. Случалось ему, по наущению вражию, впасть в тяжкий смертный грех,о чем он всю жизнь помнил и даже покаявшись и получив отпущение грехов от духовника, всегда мнил себя недостойнейшим из людей.

ПРП. СИЛУАН АФОНСКИЙ. ИКОНА

Его отец был настолько благочестив, что Силуан, уже будучи схимонахом на Святой Горе Афонской, вспоминал: «Я в меру отца моего не пришел. Он был совсем неграмотный, но был кроткий и мудрый человек». А когда однажды Симеон ночь провел вне дома, в грехе, то отец только сказал ему утром тихо:
– Сынок, где ты был вчера? Болело сердце мое.

Рассказывая подобные случаи из своей жизни в доме отца, Старец добавлял: «Вот такого старца я хотел бы иметь; он никогда не раздражался, всегда был ровный и кроткий».

Отец Небесный за благочестие и молитвы родителей даровал юноше, о котором было Его определение, скорое раскаяние в грехах. Однажды, совершив плотской грех, он задремал и в легком сне увидел, что змея заползла ему в рот. Он почувствовал сильное омерзение и проснулся. В это время он услыхал слова: «Ты проглотил змею во сне, и тебе противно: так Мне нехорошо смотреть на то, что ты делаешь».

Симеон не увидел того, кто говорит; он слышал только тихий голос, который был необычайно сладок и красив. То был голос Самой Богородицы. До конца своих дней он благодарил Божию Матерь, что Она не возгнушалась им, но Сама благоволила посетить его и восставить от падения. Он говорил: «Теперь я вижу, как Господу и Божией Матери жалко народ. Подумайте, Божия Матерь пришла с небес вразумить меня, юношу, во грехах».

ПРП. СИЛУАН АФОНСКИЙЮ ФРЕСКА В МОНАСТЫРЕ ВАТОПЕД. АФОН

Он не удостоился видеть Владычицу, поскольку был в нечистоте в тот день. Это событие вернуло Симеона к благочестивой жизни навсегда. Больше действия вражеские не имели на него того прямого влияния, от которого человек впадает в грех. Он принял твердое решение стать монахом.

«С детства душа моя,– вспоминал старец,– любила размышлять, как вознесся Господь на Небо на облаках и как Божия Матерь и Святые Апостолы видели cue вознесение. Но когда я потерял благодать Божию (в годы юности), то душа моя одичала, и пленилась грехами, и уже редко вспоминала о вознесении Господнем. Но потом познала душа моя грехи свои, и опечалился я зело о том, что Господа оскорбил и потерял дерзновение к Богу и Божией Матери, и омерзел мне грех, и решил я пойти в монастырь – просить у Бога прощения, и положил в душе – умолить Бога, дабы Милостивый Господь простил мне грехи мои».

Опыт святых отцов говорит, что чем более преуспевает человек в добродетели, тем более мнит себя меньшим из всех, и каждый, даже малейший собственный грех видится ему великим, слабое препинание – глубоким падением. То же чувствовал и старец: «Я большой грешник, но я видел великую любовь и милость Господа над собой».

ПРП. СИЛУАН АФОНСКИЙ. ИКОНА. ФРАГМЕНТ

Преподобный Силуан до конца жизни имел «сердце сокрушенно и смиренно». По его раскаянию и молитвам Всемилостивый Бог послал ему дар рассуждения еще до поступления в монастырь. И в родном дома, и на военной службе Симеон часто советовал, как поступить в трудных обстоятельствах по-христиански.

Исполняя благословение отца, Симеон пошел служить в армию, но душой стремился на Афон, о котором читал и слышал от людей: «Скучает душа моя на земле и желает небесного».

За богатырское телосложение и огромную силу его взяли на службу в гвардию, в Петербург. Однажды под праздник с тремя гвардейцами своего батальона он отправился в город, в трактир, где ярко горел свет и громко играла музыка. Симеон сидел молча. Один из них спросил его:
– Семен, ты все молчишь, о чем ты думаешь?

– Я думаю: сидим мы сейчас здесь, едим, пьем, слушаем музыку и веселимся, а на Афоне теперь творят бдение и всю ночь будут молиться, так вот – кто же из нас на Страшном Суде даст лучший ответ, они или мы?

ПРП. СИЛУАН АФОНСКИЙ. СОВРЕМЕННАЯ ИКОНА

Тогда другой сказал: «Какой человек Симеон! Мы слушаем музыку и веселимся, а он умом на Афоне и на Страшном Суде».

Товарищи его не усомнились в искренности его помышлений о горнем. Симеон часто посылал деньги на Афон. В армии начальствующие его очень любили как исполнительного солдата; он был спокойного, хорошего поведения,– а товарищи знали его как верного друга.

Бог слышал молитвы его. Однажды шел Симеон из Усть-Ижорского лагеря, где летом стоял их батальон, на почту в село Колпино, чтобы перевести еще деньги на Афон. На обратном пути, прямо навстречу ему выбежала большая бешеная собака. Когда она была совсем близко и готова была броситься на него, он проговорил: «Господи, помилуй!» – Лишь только произнес он эту короткую молитву, как собаку какая-то сила сразу отбросила в сторону, словно она наткнулась на что-то; обогнув Симеона, она убежала.

Симеон много молился, чтобы ничто не задержало его в миру; и за время, пока он служил, девушка, на которой он обещал жениться, счастливо вышла замуж за купца-хлеботорговца, заехавшего в их село.

По окончании службы в гвардии будущий преподобный отправился к праведному Иоанну Кронштадтскому за благословением ехать на Афон. Отца Иоанна не было в городе, и тогда Симеон оставил записку: «Батюшка, хочу пойти в монахи; помолитесь, чтобы мир меня не задержал». По словам преподобного Силуана, уже через день после возвращения в казарму он почувствовал, что кругом него «гудит адское пламя». Так враг задолго до пострижения начал невидимую брань против избранника Божия. Об этом позже Старец написал: «Если бы Господь не вразумлял меня как Добрый Пастырь Своею благодатью, то враги поглотили бы меня».

ПРП. СИЛУАН АФОНСКИЙ. СОВРЕМЕННАЯ ИКОНА. 2009 г.

Приехав из армии, Симеон пробыл дома только одну неделю. Родные и односельчане, узнав, что он собирается на Святую Гору, в душевной радости собрали холсты и много других вещей на монастырскую потребу. Русский народ во все времена благоговейно чтил монастыри, а особенно Святую Гору Афонскую. Не всегда владея книжной мудростью, народ молитвенно помнил, что монашество началось в России именно с посланника Афонского преподобного Антония. Душой знала Россия, что в монастырях хранится истина и творится живая молитва, что Святая Афонская Гора находится под особенным покровительством Пресвятой Богородицы.

Осенью 1892 года Симеон приехал поступать на послушание в русский монастырь святого великомученика Пантелеимона. Торжественным спокойствием горных вершин, красотой зеленых склонов, бескрайним морем, безмолвным сиянием звезд небесных, синеглавыми куполами русского монастыря встретила нового своего молитвенника Святая Гора.

«На первом году моей жизни в монастыре душа моя познала Господа Духом Святым»,– напишет позднее преподобный.

По афонскому обычаю новоначальный несколько дней проводил в полном покое, чтобы вспомнить свои грехи за всю жизнь и, записав их, исповедать духовнику. Госплдь даровал Симеону покаяние; и он с готовностью и великим страхом, искренне, ни в чем себя не оправдывая, исповедал все соделанное в своей жизни. Духовник сказал новому брату, что исповедью простились ему все грехи, что с этого дня начинается для него новая жизнь. «Иди с миром и радуйся, что Господь привел тебя в эту пристань спасения».

ПРП. СИЛУАН АФОНСКИЙ

В обители научили брата Симеона келейному правилу, совершению Иисусовой молитвы по четкам. Непрестанное призывание имени Иисуса Христа наполнило душу Симеона радостью.

«Любящая Господа душа не может не молитъся, ибо она влечется к Нему благодатью, которую познала в молитве»,– писал преподобный.

Тогда же молодой послушник получил первый духовный урок. Вот как он говорит о нем: «По окончании военной службы, поступил я в монастырь, и вскоре напали на меня помыслы и гнали снова в мир, жениться, но я решительно сказал в душе: умру здесь за грехи мои. И стал я крепко молиться, чтобы простил мне Господь множество грехов моих».

Как водится в православных обителях, послушник рассказал духовнику об искушении. Духовник сказал Симеону: греховных помыслов никогда не принимай, а как только придут, сразу отгоняй. Следуя этому указанию, преподобный Силуан более блудных помыслов не принимал всю жизнь,– так велико было его послушание духовнику. Он так писал о своем опыте: «Мы живем на войне; если кто попал в прелесть (искушение, грех, смущение), то иди скорее к духовнику и все расскажи, чтобы духовник стоял в епитрахили, веруй, что поправился ты и изнутри вышел бес, которого ты принял по ошибке; а если не будешь каяться – тебе до гроба не исправиться. Они в наши тела входят и выходят. Если человек раздражился, то бес в него вошел, а если смирился – то бес вышел».

ПРП. СИЛУАН АФОНСКИЙ. ХУД. ПАВЕЛ РЫЖЕНКО

Но враг изощрялся в других искушениях. Стали тогда приходить к нему помыслы превозношения и уныния: «ты живешь свято, покаялся, грехи тебе прощены, молишься непрестанно, послушание исполняешь хорошо; ты молишься и, может быть, спасешься; но если в раю ты не найдешь ни отца, ни матери, ни тех, кого ты любишь, то и там не будет тебе никакой радости».

«В одно время,– вспоминал отец Силуан,– напал на меня дух отчаяния; мне казалось, что Бог отринул меня вконец, и уже нет мне спасения, но ясно видится в душе вечная погибель. И ощутил я в душе, что Бог немилосерд и неумолим. Продолжалось это со мною час или немного более. Дух этот такой тяжелый и томительный, что страшно о нем и вспоминать. Душа не в силах понести его долго. В эти минуты можно погибнуть на всю вечность. Попустил Милостивый Господь духу злобы, сделать такую брань с моею душою. Прошло мало времени; я пошел в церковь на вечерню и, глядя на икону Спасителя, сказал: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного». И с этими словами увидел на месте иконы живого Господа, и благодать Святаго Духа наполнила душу мою и все тело. И так я Духом Святым познал, что Иисус Христос есть Бог; и я сладко желал страданий за Христа… Одни грехи принес я в монастырь, и не знаю за что Господь даровал мне, когда я был еще молодым послушником, столь много благодати Святаго Духа, что и душа и тело были полны благодатию, и благодать была, как у мучеников, и тело мое жаждало страдать за Христа. Я не просил у Господа Духа Святаго: я не знал, что есть Дух Святой, как Он приходит в душу и что делает с душою; а теперь мне радостно писать об этом».

«Человеколюбче Господи, как не забыл Ты грешного раба Твоего, но милостиво призрел на меня от славы Твоей, и непостижимо явился мне? Твой тихий, кроткий взор привлек душу мою. Что воздам я Тебе, Господи, или какую хвалу воспою Тебе? Ты даешь благодать Свою, чтобы душа постоянно горела любовью, и не знает она покоя день и ночь от любви Божией».

ПАНТЕЛЕИМОНОВ МОНАСТЫРЬ. СТАРАЯ МЕЛЬНИЦА И ХРАМ ВО ИМЯ ПРП. СИЛУАНА АФОНСКОГО. ОКТЯБРЬ 2003 г.

Силуан твердо убедился, что вести борьбу с врагами, и побеждать их должно Христовым смирением.

«В первый год, по получении Святого Духа, я думал: грехи мне Господь простил: благодать свидетельствует об этом; чего мне еще более надо? Но не так надо думать. Хотя грехи прощены, но всю жизнь надо о них помнить и скорбеть, чтобы сохранить сокрушение. Я так не делал и перестал сокрушаться, и много я потерпел от бесов».

Однажды ночью, во время келейной молитвы, он встал с табурета, чтобы поклониться иконам и увидел беса, вставшего между ним и иконами и ждавшего, чтобы Силуан поклонился ему. Силуан сел и снова погрузился в молитву. «И я недоумевал, что со мною делается: душа моя знает Господа и Его любовь; как же мне приходят плохие мысли». «Господи, Ты видишь, что я хочу молиться Тебе чистым умом, но бесы не дают мне. Научи меня, что должен я делать, чтобы они не мешали мне?»

И в душе своей получил ответ от Бога: «Гордые всегда так страдают от бесов…»

«Господи,– спросил, отец Силуан,– научи меня, что должен я делать, чтобы смирилась моя душа?» И получил ответ: «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся».

КЕЛИЯ ПРП. СИЛУАНА НА СТАРОМ РУССИКЕ

Так Силуан был возвращен Господом к молитве покаянной. В тот день он просил благодати, а не прощения грехов своих.

«Но Господь меня пожалел, и Сам научил, как надо смиряться: «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся». И этим побеждаются враги; а когда я умом выхожу из огня, то помыслы снова приобретают силу.

Кто, подобно мне, потерял благодать, тот пустъ мужественно борется с бесами. Знай, что ты сам виноват: впал в гордость и тщеславие, и Господь милостиво дает тебе познать, что значит быть в Духе Святом, и что значит быть в борьбе с бесами. Так душа опытом познает вред гордости, и тогда бегает тщеславия, и похвалы человеческой, и помыслов. Тогда начнет душа выздоравливать и научается хранить благодать. Как понять – здорова ли душа, или больна? Больная душа – горделива; а здоровая душа любит смирение».

«С тех пор, как познал я Господа, душа моя влечется к Нему, и ничто меня более не веселит на земле. Но единое мое веселие – Бог, Он – моя радость; Он – моя сила; Он – моя премудрость; Он – мое богатство».

КЕЛИЯ ПРП. СИЛУАНА В ЗДАНИИ БЫВШЕЙ МЕЛЬНИЦЫ СВЯТО-ПАНТЕЛЕИМОНОВА МОНАСТЫРЯ

Однажды, когда Симеон молился Пресвятой Богородице, он получил дар непрестанной молитвы. То, чего многие монашествующие достигают многолетними трудами, Божия Матерь даровала ему еще в первый год послушания в монастыре.

В то время русский монастырь на Афоне насчитывал около двух тысяч насельников. Многие сотни паломников постоянно прибывали из России и подолгу жили в монастырских гостиницах. Работы у послушников было много. Первым трудовым послушанием Симеона была работа на мельнице. Все, кто знал его тогда, отмечали, что по своей богатырской силе трудился он за десятерых, работал хорошо, исполнительно, с терпением и кротостью. Братия любила его за это. Внешне Симеон жил как все: исполнял келейное правило, выстаивал многочасовые богослужения в храме, ходил в трапезную с братией. Однако спал он мало, урывками по 15–20 минут, чтобы не оставлять надолго молитвы, всего по два часа в сутки. В постель он не ложился, спал сидя на табурете. Самым трудным был подвиг внутреннего послушания – отсечения своей воли, и полного предания себя в волю Божию. Воздерживался в пище, в беседах, в движениях; подолгу молился умной Иисусовой молитвой.

Враг с другой стороны подступал к послушнику и через помысл внушал ему идти в пустыню и там спасаться. «Хорошо,– ответил Симеон,– я пойду к игумену просить на это благословение». «Не ходи, игумен не благословит,– говорил помысл». – «Ты гнал меня из монастыря в мир, теперь гонишь в пустыню… Если игумен не благословит, значит не на добро ты толкаешь меня»,– и с решимостью в глубине души Симеон сказал: «Умру здесь за грехи мои». В этой беседе с помыслом проявилось истинное понимание послушником Симеоном монашеского пути к спасению. Путь этот только тогда верен, когда монашествующий отсекает свою волю и, не рассуждая, действует по слову духовника.

АФОН. СТАРЫЙ РУСИК. КЕЛИЯ ПРП. СИЛУАНА АФОНСКОГО. ВНУТРЕННИЙ ВИД. СЕНТЯБРЬ 2004 г.

Во время молитв в келии его со всех сторон обступали бесы, являясь ему видимым образом, и наводили на него страх, пытались прельстить речами. Они то убеждали его, что он уже спасся, что он святой, то что он никогда не спасется. Симеон спросил их (он еще не знал, что с ними разговаривать нельзя), почему они говорят все время разное. И бес насмешливо ответил: «Мы правды никогда не говорим». Вера во всемогущество Бога была в Силуане так крепка, что он не боялся, когда видел и слышал бесов. Молитвой, постом и послушанием он побеждал, по милости Божией, духов тьмы. Из той беседы с вражьим духом отец Силуан сделал такой вывод: «Помни два помысла, и бойся их. Один говорит: ты – святой, другой – ты не спасешься. Оба эти помысла от врага, и нет в них истины. Но ты думай: я – великий грешник, а Господь Милостивый, Он много любит людей, и простит мне грехи мои. Так всю жизнь душа проводит в борьбе с помыслами. Но ты не унывай от борьбы, ибо Господь любит мужественного борца».

Через четыре года после поступления в обитель, в 1896 году он был пострижен в мантию с именем Силуан. А в 1911 году его постригли в великую схиму. Все годы жизни в монастыре, вплоть до самой кончины, преподобный Силуан подражал в смирении и других духовных подвигах преподобным отцам Афона. Бог даровал ему за смирение узнать Свою любовь. И эта любовь так наполнила Силуана, что он в избытке изливал ее на ближних, на всех, кто встречался ему на жизненном пути. Она была так сильна, что преподобному Силуану было жаль всех согрешавших. Ему хотелось, чтобы все спаслись, и слезы обильно лились у него во время молитвы. Не уныние, но любовь вызывала эти благие слезы.

Внешность его, по описаниям знавших его, была такова. Роста он был большого, пропорционально сложен. Отмечали силу больших его рук. Взгляд его бывал разным и зависел от того, с каким сердцем подходил к нему собеседник. Одни видели его строгим, другие – приветливым, третьи – погруженным внутрь себя и умиротворенным. Но главное впечатление складывалось от беседы с ним.

ГЛАВА ПРП. СИЛУАНА АФОНСКОГО

Многие из насельников Афонской Горы из разных монастырей приходили к отцу Силуану побеседовать с ним о монашеском делании, о богомыслии. Любили говорить с ним и высокообразованные люди. Когда им говорили, что отец Силуан неграмотный, и как же можно с ним говорить, они отвечали, что «для того чтобы говорить с ним, нужно быть профессором», или, что «он стяжал исключительную духовную мудрость». Он обладал даром сказать каждому приходящему именно то, что тому необходимо было услышать. Многих сильно изменила беседа с преподобным Силуаном. «Сладостная душа»,– отзывался о нем сербский епископ Николай (Велимирович). Сербские монахи из монастыря Хиландар видели в нем своего духовного отца. Лица, имеющие высокий духовный сан, вспоминали, как встречи с преподобным Силуаном помогли им. Отвечал он и на письма тех, кто обращался к нему за советом.

Вот что писал о нем митрополит Вениамин (Федченков): «Не нам, грешникам, судить о святых людях. Сам Бог прославляет их, якоже весть. Но совершенно искренно скажу, что в последние годы я не ощущал ни от кого такой силы благодати, как от него, отца Силуана. Трудно рассказать словами, в чем была эта сила.

ПРП. СИЛУАН АФОНСКИЙ

Как про Христа Господа говорили при жизни Его на земле, что говорил Он со властию, а не якоже книжницы… так и из писем отца Силуана совершенно явно ощущалась мною, грешным, такая сила, какой я не испытывал ни от кого. Небесный Божественный дух… Убедительный без всяких доказательств… Точно голос «оттуда», от Бога… И лучше сказать не умею… И потому я храню его письма ко мне. И если бы я не знал ничего о его жизни, подвигах, молитве, послушании, то одного духа писем довольно для меня, грешного, чтобы считать его преподобным».

В повседневной жизни он был молчалив. В Евангелии говорится: «По плодам их узнаете их» (Мф. 16, 7). Силуан был полон добродетелей Христовых, как древо многоплодное. Он сподобился от Бога благодати за смирение и нелицемерное отвержение себя, что и есть по существу послушание. Благодать преумножила в нем дары. Он входил от силы в силу. В годы лихолетья на родине, он отмаливал грехи народа, поднявшего руку на Матерь-Церковь. Он был духовным предстателем за Россию. Просил он у Бога спастись всем людям. «Молиться за людей – это кровь проливать»,– говорил исполненный любви Христовой старец.

Познав благодатные посещения и сладость блаженства жизни будущей, он узнал, насколько красоты земного мира слабее небесной красоты. «Душа долго живет на земле и любит земную красоту; любит она небо и солнце, любит прекрасные сады, и море, и реки, леса и луга; любит душа и музыку, и все это земное услаждает душу. Но когда познает она Господа нашего Иисуса Христа, тогда не хочет уже видеть земное. Любовь Господня горяча и не дает помнить землю. Кто испытал ее, тот неутомимо день и ночь ищет ее, и влечется к ней».

ПРЕПОДОБНЫЙ СТАРЕЦ СИЛУАН АФОНСКИЙ

«Кто чисто молится, тот богослов» – говорил старец. Он имел в виду, что тот умудрен в познании Бога. В преподобном Силуане гармонично сочетались внутреннее безмолвие и погруженность в молитву с радостным восхищением перед красотой и мудрым устроением созданного Творцом видимого мира. Однажды, беседуя с насельником Святой Горы Софронием Сахаровым) – будущим архимандритом – и наблюдая движение облаков на изумрудно-голубом небе, он сказал:

– Я думаю: какой величественный наш Господь. Какую красоту создал Он во славу Свою, для блага народа Своего, чтобы народы в радости славили Творца своего… О, Владычице, удостой народ видеть славу Господню.

«Так, останавливаясь на короткое время на созерцании видимой красоты и славы Божией в ней, он снова обращался к молитве за народ»,– заметил отец Софроний.

Старец бережно и благоговейно относился ко всякому живому существу, даже к растениям; по отношению к ним всякую грубость, наносившую им вред, он считал противною учению благодати. Он говорил, что Дух Божий учит жалеть всю тварь, так что «без нужды» и листа на дереве не хочется повредить:
– Листок на дереве зеленый, и ты его сорвал без нужды. Хотя это и не грех, но почему-то жалко и листок, жалко всю тварь сердцу, которое научилось любить.

Жалел он и животных. Но эта жалость к зеленому листку на дереве, или полевому цветку под ногой, или к летучей мыши не мешала ему реально сознавать, что всякая вещь в мире, вся тварь создана для служения человеку и что человек может пользоваться всем в меру необходимости. Сам он косил сено, рубил лес, заготавливал себе дрова на зиму, ел рыбу.

«Некоторые привязываются к животным, но этим они оскорбляют Творца, ибо человек призван вечно жить с Господом, царствовать с Ним и любить Единого Бога. К животным не должно иметь пристрастия, но должно только иметь сердце, милующее всякую тварь»,– писал преподобный.

Кто воистину любит человека и в своих молитвах плачет за весь мир, тот не может привязаться к животным.

Избранник Божий Силуан всегда сохранял внутреннее трезвение. Он не возносился над другими людьми, которые не удостоились стяжать благодать Божию. Характерен такой рассказ о нем архимандрита Авеля (Македонова).

ПРП. СИЛУАН АФОНСКИЙ (1866 — 1938)

В последние годы преподобный Силуан нес послушание эконома, и всегда все, что может понадобиться, готовил и выдавал заранее. Но находился и такой из братии, кто не умел заказать и получить нужное заранее и прибегал в последний час. Однажды идет служба. Силуан стоит в храме, весь погруженный в молитву. Подбегает такой суетливый брат и начинает говорить, что ему срочно надо то-то и то-то. Силуан и глаз не поднимет, молится. Тот второй и третий раз говорит свое. Отец Силуан как будто не слышит.
– Ух ты колдун! – В раздражении выкрикнул проситель и убежал.
Служба закончилась, отец Силуан нашел его и спокойно, будто и не было никаких обидных слов, сказал, что выдаст все нужное.
– Меня посылают по делу, и надо на два дня взять с собой то-то и то-то.
– Я дам тебе на четыре.
– Зачем мне на четыре?
– Сам увидишь. – Так и вышло, что тот брат вернулся только по прошествии четырех дней.

Погруженный в молитву во время Богослужения, стараясь забыть все земное, ничего не видеть, не слышать, а иметь «сердце горе́», преподобный Силуан, хоть и не отвлекся от службы и молитвы, но видел и слышал все происходящее. «И важно,– подчеркнул архимандрит Авель,– что Силуан всегда был такой незлобивый, спокойный, доброжелательный, кто бы и как бы ни оскорблял его».

Старец говорил: кто любит Бога Духом Святым, тот непременно любит всякое творение Божие, и прежде всего человека. И одним из главных признаков подлинности этой любви и духовного опыта человека является любовь к врагам.

«Когда душа увидит Господа, как Он кроток и смирен, тогда она и сама смиряется до конца, и ничего так не желает, как смирения Христова; и сколько бы ни жила душа на земле, она все будет желать и искать это непостижимое смирение, которое невозможно забыть. Но кто не будет любитъ врагов, тот не может познать Господа и сладость Духа Святого.

Если человек в брате своем видит присутствие Духа Святого, то это значит, что и сам он имеет большую благодать, а если кто ненавидит брата своего, то это значит, что сам он одержим злым духом».

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

6 ДЕКАБРЯ — СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
ИКОНА СВ. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО С ЧАСТИЦЕЙ ЕГО МОЩЕЙ - КЕЛЕЙНАЯ ИКОНА СВМЧ. СЕРАФИМА (ЧИЧАГОВА)
СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
ДЕКАБРЬ 2022 г. ДЕНЬ ЗА ДНЁМ

6 декабря / 23 ноября – День памяти св. благоверного князя Александра Невского (1220/21-1263)
***
6 декабря 1240 г. – После долгой осады монголо-татарские войска ворвались в Киев.
В 1239 г. армия хана Батыя предприняла новый поход на Русь. До этого монголы разбили основные силы Владимиро-Суздальской земли, взяли и разграбили четырнадцать городов Северо-Восточной Руси. Батый мечтал об империи, протянувшейся от Тихого океана до Атлантики. Теперь его путь лежал в южные и западные земли. Однако легкой победы добиться не удалось. Все города русичей приходилось брать штурмом. Первым захваченным городом стал пограничный Переславль, затем Чернигов. К декабрю 1240 г. Батый подошел к Киеву. Хан не хотел разрушать красивый город и предложил горожанам сдаться без боя. Однако киевляне решили биться насмерть. Осада Киева длилась долго. На защиту города вышли все его жители от мала до велика. По свидетельству летописца «один бился с тысячей, а двое – с тьмою». Монголам пришлось использовать стенобитные орудия. Через провалы в стенах монголы ворвались в город. Последний оплот защищавшихся – Десятинная церковь – пал (согласно историческим документам) 6 декабря 1240 г.
***
6 декабря / 26 ноября 1590 г. – Царским указом запрещен переход крестьян от одного хозяина к другому.
Отмечавшийся на Руси 26 ноября по старому стилю Юрьев день (когда чтится память святого Георгия) завершал годовой цикл сельскохозяйственных работ и позволял крестьянам, в период времени за неделю до Юрьева дня и неделю после него уйти от старого хозяина.
26 ноября) / 6 декабря 1590 г. царь Феодор Иоаннович по инициативе Бориса Годунова издал указ, запрещавший переходы крестьян от одного владельца к другому даже в Юрьев день. Этот запрет оказался неожиданным для крестьян, именно тогда возникла поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». Однако у крестьян еще оставалась возможность скрыться от помещиков. В 1597 г. вышел указ об урочных летах, впервые определявший срок сыска беглых крестьян – 5 лет. Если в течение «урочных лет» помещик не сумел найти своего крестьянина и не подал челобитную о его розыске, он терял на него право и беглый закреплялся за новым владельцем. Норма «урочных лет» прикрепила к земле не только беглых крестьян, но и их детей и жен, ранее не подпадавших под действие «заповедных лет». Любой переход рассматривался как бегство. Беглый подлежал возврату со всей семьей и имуществом.
***
6 декабря / 25 ноября1741 г. – В результате государственного переворота российской императрицей стала Елизавета Петровна (1709-1762), дочь Петра I и Екатерины I.
Елизавета Петровна росла веселой красавицей и была прекрасно образована. После брака родителей, и принятия в 1721 году Петром I императорского титула, дочери Анна и Елизавета получили титул «цесаревны», который отделял детей императора от других членов дома Романовых. Петр, сын казненного царевича Алексея, назывался великим князем, а племянница Анна Иоанновна царевной.
Завещание Екатерины I предусматривало права Елизаветы и ее потомства на российский престол после Петра II (сына царевича Алексея) и Анны (старшей дочери Петра I). Но после неожиданной кончины Петра II в 1730 г., Елизавета оказалась законной наследницей престола, поскольку ее сестра Анна отреклась за себя и своих потомков от прав на российскую корону. Несмотря на завещание, Верховный тайный совет, признав Елизавету незаконнорожденной, отказал ей в правах на престол и «пригласил на царство» Анну Иоанновну, в правление которой Елизавета находилась в опале и была очень далека от политической жизни. Хотя в свете она показывалась достаточно часто и по-прежнему блистала на балах. После смерти Анны Иоанновны в 1740 г. трон наследовал ее двухмесячный внучатый племянник Иван Антонович, но в результате реальная власть перешла к его матери – Анне Леопольдовне.
Русское дворянство и аристократия были недовольны режимом последних правительниц, а широкие слои русского общества считали, что все беды происходят от захвата власти «иноземцами». Но если Анна Иоанновна была русской, то Анна Леопольдовна со своим супругом принцем Антоном Ульрихом Брауншвейгским являлись в глазах народа «чужими», несправедливо правящими Россией от имени младенца-императора, их презирали. Тем более, большое количество «немцев», занимавших главные посты в государстве, тоже многих не устраивало. Бирона ненавидели все, Миниха и Остермана не любили. В этих обстоятельствах массовые симпатии русского общества оказались на стороне Елизаветы, «русской сердцем и по обычаям», на дочь Петра Великого возлагали большие надежды. Центром движения в ее пользу стали казармы гвардейского Преображенского полка. Но немало потрудилась для завоевания симпатий гвардейцев и сама цесаревна. Она часто проводила время в казармах «без этикета и церемоний», одаривала гвардейцев деньгами и крестила их детей. Разговоры о возможном дворцовом перевороте начались ещё в начале 1741 г. Слухи о том, что Елизавета что-то затевает, неоднократно доходили до Анны Леопольдовны, но она не верила. Круг близких сторонников Елизаветы ограничивался в основном «кавалерами» ее двора. В подготовке переворота участвовали Разумовские, братья Шуваловы и Воронцов. Руководителями заговора являлись Лесток и сама цесаревна.
В ночь на 25 ноября / 6 декабря 1741 г. Елизавета Петровна, при поддержке своих сторонников и гвардейских офицеров совершила государственный переворот. В казармах Преображенского полка она обратилась к своим приверженцам: «Други мои! Вы знаете, чья я дочь, ступайте за мною! Как вы служили отцу моему, так и мне послужите верностью вашей».
Не встретив сопротивления, с помощью трёх сотен верных гвардейцев Елизавета заняла Зимний дворец и провозгласила себя новой императрицей. Вызванные полки принесли ей присягу. Солдаты разбудили и арестовали Анну Леопольдовну и ее мужа, а младенца-императора Ивана VI забрала сама Елизавета. К семи часам утра переворот завершился, причём без пролития крови. Наутро после переворота была готова форма присяги новой императрице, и был обнародован манифест, в котором говорилось об узурпации власти иностранцами. Елизавета распорядилась арестовать всю Брауншвейгскую фамилию и ее приверженцев, но «в остальном с ними обходились без ненужной жестокости».
Еще через 3 дня был издан второй манифест, в котором провозглашалось, что Елизавета Петровна вступила на престол «по законному праву, по близости крови к самодержавным родителям». Право дочери Петра I на российскую корону подкреплялось ссылкой на завещание Екатерины I. Елизавета Петровна Романова короновалась в апреле 1742 года.
Иван Антонович был объявлен незаконным государем, не имевшим «никакой уже ко всероссийскому престолу принадлежащей претензии, линии и права», и заключён в Шлиссельбург, а остальное Брауншвейгское семейство отправлено в Холмогоры. Фавориты прежней императрицы Миних, Левенвольде и Остерман были приговорены к смертной казни, позднее замененной ссылкой в Сибирь – чтобы показать Европе терпимость новой самодержицы. Своих же приверженцев Елизавета щедро наградила. Рота Преображенского полка была наименована лейб-компанией. Все рядовые были пожалованы в дворяне и наделены имениями, другие участники переворота также получили высокие чины и подарки.
Стоит отметить, что подобные государственные перевороты были и до, и после Елизаветы Петровны, но есть ряд особенностей, присущих этому событию: с одной стороны, патриотические лозунги в гвардии, с другой – особая роль самой Елизаветы, которая не только приняла участие в перевороте, но и лично возглавила его, а затем сумела удержаться на престоле в течение 20 лет, являясь продолжательницей петровских традиций и преобразований. В целом, внутренняя и внешняя политика Елизаветы отличались стабильностью и нацеленностью на рост авторитета и мощи государственной власти.
Императрица Елизавета была последней правительницей России, являвшейся Романовой «по крови». Официальным наследником престола она назначила своего племянника (сына сестры Анны) – будущего Петра III и женила его на принцессе – будущей Екатерине II. В его официальный титул были включены слова «Внук Петра Великого».
***
6 декабря 1813 г. – Родился Николай Платонович Огарёв (1813-1877). Поэт, публицист, русский революционер.
***
6 декабря 1971 г. – В Париже умерла Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская, польск. Matylda Maria Krzesińska; 1872-1971). Русская балерина, прима-балерина Мариинского театра, заслуженная артистка Его Величества Императорских театров, педагог.

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

Однажды ночью идя домой, я увидел впереди громко лающую свору собак. Мне было страшно идти дальше,– постояв какое-то время, я повернул назад и отправился к дому обходными путями. Маме я ничего не сказал об этой истории. Но на следующий же день мне стало очевидно, что она знает о моем вчерашнем поведении, поскольку сама завела разговор о страхе и боязливости. Передаю ее слова: «Каждый человек, и особенно верующий в Бога, обязан преодолевать страх. Это очень опасная и губительная страсть. Если ее не преодолеть, то в самый важный и трудный момент жизни, когда придется выбирать между добром и злом, человек может стать отступником и предателем. Мы знаем, как во время гонений люди из-за трусости отрекались от Христа. С этой страстью следует бороться постоянно, преодолевая страх и боязливость в самых разных проявлениях. Если ты чего-то боишься, нужно идти навстречу этой опасности с молитвой к Богу, к Божией Матери, к своему Ангелу-хранителю. Но самое надежное средство к победе над этой страстью – любовь, окончательно страх может победить только любовь».

2 МАЯ 2001 г. ОСВЯЩЕНИЕ ЧАСОВНИ СВ. МАТРОНЫ В Г. СХОДНЯ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

5 ДЕКАБРЯ — ДЕНЬ КОНЧИНЫ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II
patralex40
РУСЬ ОТЧАЛИВШАЯ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

4 ДЕКАБРЯ — ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. XV в. СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

3 ДЕКАБРЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА МИТРОПОЛИТА СИМБИРСКОГО И НОВОСПАССКОГО ПРОКЛА
prokl86
БОГОМУДРЫЙ АРХИПАСТЫРЬ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

3 ДЕКАБРЯ — СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ ТИХВИНСКИХ

СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ ТИХВИНСКИХ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ПРОТОИЕРЕЙ ИОАНН САРВ, ПРЕСВИТЕР ТИХВИНСКИЙ (1867–1937)
ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК АРСЕНИЙ (ДМИТРИЕВ), ИГУМЕН ТИХВИНСКИЙ (1872–1937)
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ЕМИЛИАН (ЕМИЛИАН ИВАНОВИЧ ПАНАСЕВИЧ), ПРЕСВИТЕР ТИХВИНСКИЙ (1875–1937)
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВАСИЛИЙ КАНДЕЛЯБРОВ, ПРЕСВИТЕР СЕННОВСКИЙ (1889–1937)
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК НИКОЛАЙ ПОКРОВСКИЙ, ПРЕСВИТЕР НИКОЛЬСКИЙ (1895–1937)
СВЯТАЯ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА ИГУМЕНИЯ ИОАННИКИЯ (АЛЕКСАНДРА ЯКОВЛЕВНА КОЖЕВНИКОВА; 1859–1937)

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

1 ДЕКАБРЯ — ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ГЕОРГИЯ КОНСТАНТИНОВИЧА ЖУКОВА
МАРШАЛ Г. К. ЖУКОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
МОЖАЙСКИЙ ДЕСАНТ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

29 НОЯБРЯ — ДЕНЬ КОНЧИНЫ МИТРОПОЛИТА ТРИФОНА (ТУРКЕСТАНОВА)
mitrifon7
ПАМЯТИ МИТРОПОЛИТА ТРИФОНА (1861–1934). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 НОЯБРЯ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА ВАВИЛОВА

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ВАВИЛОВ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

25 ИЮЛЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ

Мама жила в ритме природы, постоянно любовалась своим садом в разное время года, специально выходила помолиться среди кустов и деревьев. В течение многих лет она делала выписки из разных книг и статей по народному календарю: там были сведения о приметах погоды в связи с церковным календарем, о прилете и отлете птиц, о свойствах и красоте цветов, деревьев и других растений, а также камней и минералов. Мы постоянно выписывали журнал «Наука и жизнь», из которого мама вырезала и подшивала ежемесячные заметки о природе и календаре. Из того, что собрала мама, можно было бы составить интереснейшую книгу. Все эти материалы были постоянно «в ходу»: когда приходили очередные посетители, мама открывала раздел своего собрания, соответствующий месяцу, неделе и даже конкретному дню и начинала читать выдержки. В такие минуты я не выдерживал, оставлял все свои дела и присоединялся к слушателям…

К сожалению, размеры книги не позволяют опубликовать интереснейшие сведения, которые собрала мама по народному календарю. Поэтому вниманию читателей предлагается лишь один календарный месяц – март. Весна была любимым временем года, а март – любимым ее месяцем, недаром в нем совершились столько важнейших событий ее жизни. 21 марта родился я, в марте сделали маме серьезную операцию, в марте умер мой отец, в марте отошла в вечность и мама. Она знала, что уйдет из жизни в марте, знала даже число – 29-е, о чем сохранились такие свидетельства: за день до смерти она попросила меня снять все деньги с ее пенсионной книжки, чтобы не нужно было потом ходить по инстанциям и оформлять наследство (и здесь, даже перед лицом смерти она думала о том, как избавить сына от лишних хлопот). Сохранился листок с выпиской из церковного календаря, сделанный рукой мамы: на нём записаны даты от 27 до 31 марта с указанием памяти святых каждого дня. Сделана эта запись много лет назад, еще до смерти отца, и именно в этом интервале умерли отец (27 марта) и мама (29 марта – день памяти мученика Трофима).

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

МАРТ. ДЕНЬ ЗА ДНЕМ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

А. Трофимов

О МОЛИТВЕ

http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/05/7mol10.jpg

Дорогие посетители сайта, пришло время вспомнить и восстановить древнюю ветхозаветную и апостольскую традицию – семиразовую молитву в течение суток, совершаемую каждые три часа (в 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 часа). Эта молитва особенно действенна в условиях испытания, посланного нам – угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Предлагаю Вам ознакомиться с главой из книги «РИТМЫ ЦЕРКОВНОГО ГОДА», написанной много лет назад и размещенной на этом сайте: О СЕМИРАЗОВОЙ МОЛИТВЕ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ… http://alexandrtrofimov.ru/?p=766
В ней дается историческое и богословское обоснование необходимости этой молитвы. Сейчас, в условиях карантина православным людям совсем не сложно включиться в этот молитвенный ритм.
Присоединяйтесь к ежедневной семиразовой молитве, рассылайте текст статьи и сообщения о ней своим друзьям и знакомым.
***
Святейший Патриарх Кирилл благословил молитву, которую уже произносят за богослужением во всех православных храмах, ее можно присоединить к семиразовой молитве:
МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВРЕДОНОСНОГО ПОВЕТРИЯ ЧТОМАЯ
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Александр Трофимов

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК