Главная

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. МАРТ 2024 Г. ДЕНЬ ЗА ДНЁМ. 1 МАРТА

СВЯТОЙ ПРОРОК ДАНИИЛ. РУССКАЯ ИКОНА XVII в.
1 марта 607 г. – Родился Пророк Ветхого Завета Даниил

Пророк Даниил родился в VII веке до нашей эры в городе Иерусалим, Израиль. Происходил из знатного иудейского рода. Подростком попал вместе с соплеменниками в вавилонский плен после завоевания Навуходоносором Иерусалима.

Царь Вавилона Навуходоносор распорядился обучить его халдейской премудрости, воспитать в роскоши, при своем дворе. Но, храня заповеди своей веры, отказывался от излишеств и вел строгий образ жизни, питался только овощами и водой.

Господь даровал святому Даниилу дар прозорливости и истолкования снов. Святой пророк, свято храня веру в Единого Бога и уповая на Его всесильную помощь, мудростью своей превзошел всех халдейских звездочетов и волхвов и стал приближен к царю Навуходоносору.

Однажды Навуходоносор увидел странный сон, поразивший его, но, проснувшись, забыл виденное. Вавилонские мудрецы оказались бессильны узнать, что приснилось царю. Тогда святой пророк Даниил прославил перед всеми силу истинного Бога, открывшего ему не только содержание сна, но и его пророческое значение.

При истолковании сна царя Навуходоносора пророк Даниил возвестил о сменяющих друг друга царствах и величии последнего Царства — Царства Господа нашего Иисуса Христа. Пророческое видение о семидесяти седминах поведало миру знамения Первого и Второго пришествий Господа Иисуса Христа и связанных с ними событий.

После этого Даниил возведен царем в сан начальника Вавилона. Вскоре Навуходоносор повелел воздвигнуть свое изображение — огромную статую, которой надлежало воздавать божеские почести. За отказ сделать это три отрока — Анания, Азария и Мисаил — ввергнуты в пылающую печь. Пламя поднималось над печью на 49 локтей, опаляя стоящих рядом халдеев, а святые отроки ходили посреди пламени, вознося молитву Господу и воспевая Его. Ангел Господень, явившись, охладил пламя, и отроки остались невредимы. Царь, увидев это, повелел им выйти и обратился к Богу истинному.

При царе Валтасаре Даниил истолковал таинственную надпись, появившуюся на стене дворца во время пира, предвещавшую падение Вавилонского царства. При персидском царе Дарии святой по наветам своих врагов брошен в ров с голодными львами, но они не тронули его, и пророк остался невредим. Царь Дарий возрадовался о Данииле и повелел во всем своем царстве поклоняться Богу Даниилову, «потому что Он есть Бог Живый и Присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно».

Святой пророк Даниил глубоко скорбел о своем народе, претерпевающем справедливую кару за множество грехов и беззаконий, за преступление заповедей Божиих — тяжкий плен вавилонский и разорение Иерусалима: «Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено Имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие». Святому пророку, праведной жизнью и молитвой искупавшему беззакония своего народа, открыта судьба народа Израиля и судьбы всего мира.

Святой Даниил ходатайствовал за свой народ перед преемником Дария — царем Киром, который весьма его ценил, и объявил пленникам свободу. Сам же пророк и друзья его Анания, Азария и Мисаил дожили до глубокой старости и скончались в плену в VI веке до нашей эры.

Пророк Даниил похоронен в гробнице в городе Сузы. Впрочем, его могилы показывают также по крайней мере в пяти местах, в том числе в Киркуке и Самарканде.

Перенесение Тамерланом части мощей св. пророка Даниила в Самарканд.

Существует несколько версий о том, как были принесены мощи пророка в Самарканд. Самая распространенная версия говорит о том, что во время семилетнего похода в Малую Азию (1397-1404) Тамерлан не смог взять город Сузы штурмом.
Расспросив богословов, великий завоеватель узнал, что город защищают мощи святого ветхозаветного пророка Даниила. После этого Тамерлан договорился с осажденными, что не тронет ни одного жителя Суз, если получит позволение увезти часть святых мощей пророка, а именно – правую руку, чтобы она защищала Самарканд. Тем более, что духовный наставник завоевателя шейх Мир-Сеида Береке дал ему совет, что в Самарканд нужно перенести останки пяти великих пророков, и тогда красота и значение столицы сохранятся при любых нашествиях врага и землетрясениях. На следующий день город был взят, после чего гробницу пророка вскрыли, а часть его мощей изъяли и перенесли в Самарканд.
Согласно одному из преданий, когда Тамерлан въехал со своим караваном, везущим мощи святого Даниила, в Самарканд, его знаменитый конь, остановился как вкопанный и отказывался двигаться дальше. И в том месте, где он стоял и бил копытом, забил источник. И потому Тимур устроил гробницу пророка здесь же, на холме, у стен городища Афрасиаб. В другом варианте – остановился не конь правителя, а верблюд, который вез на себе останки святого. Мощи поместили в саркофаг и устроили над ними мавзолей. В этот же день под холмом, где расположился мавзолей, забил святой родник, – и по сей день находится он той стороны, куда смотрит голова саркофага. Вода в источнике считается святой и целебной, и лечит как телесные, так и душевные недуги.
Гробница святого пророка Даниила представляет собой пятикупольный мавзолей, воздвигнутый самаркандскими мастерами. Здание имеет 18 метров в длину и шесть метров в ширину и лишено каких-либо внешних или внутренних украшений. Входя в мавзолей, паломники по обычаю снимают обувь в знак благоговения перед святыней.
Этот мавзолей, находясь в отдалении от других достопримечательностей Самарканда, привлекает к себе огромное количество паломников многих наций и религий. Гробницу пророка Даниила посещают все официальные делегации, из стран с различным вероисповеданием. В 2001 г. это священное место почтил и сам Путин во время своего официального визита в Самарканд.
***

1 марта – Память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси (в миру Ермолай;1530-1612).
Церковный и общественный деятель эпохи Смутного времени. Патриарх Московский и всея Руси (1606-1612). Канонизирован Русской Православной Церковью в лике священномученика. Дни памяти совершаются 1 марта / 17 февраля в високосный год или 2 марта / 17 февраля в невисокосный, 25 мая и в Соборе Московских святителей.

Ермолай родился около 1530 г. Происходил из донских казаков. Подростком ушел в Казань и поступил в Спасо-Преображенский монастырь, где его религиозные взгляды укрепились. Сначала являлся священником при гостинодворской церкви во имя святителя Николая.
Во время его служения 21 июля 1579 г. совершилось явление и обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Будучи еще священником, с благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии, Ермолай переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил сказание о явлении чудотворной иконы и совершавшихся от нее чудесах.
В 1587 г. Ермолай пострижен в монашество с именем Ермоген. Вскоре стал архимандритом Казанского в честь Преображения Господня мужского монастыря. Хиротонисан во епископа 13 мая 1589 г. и возведен в сан митрополита Казанского и Астраханского. В 1591 г. святитель собирал в кафедральный собор новокрещенных татар и в течение нескольких дней наставлял их в христианской вере.
Святитель Ермоген 9 января 1592 г. направил Патриарху Иову письмо, в котором сообщал, что в Казани не совершается особое поминовение православных воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью, и просил установить определенный день памяти воинов. В ответ святителю Патриарх прислал указ от 25 февраля, который предписывал «по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду и субботний день после Покрова Пресвятой Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия». Святитель проявлял ревность по вере и твердость в соблюдении церковных традиций, заботился о просвещении верой Христовой казанских татар.
В 1595 г. при деятельном участии святителя совершилось обретение и открытие мощей Казанских чудотворцев: святителей Гурия, первого архиепископа Казанского и Варсонофия, епископа Тверского. Царь Феодор Иоаннович приказал соорудить в Казанском Спасо-Преображенском монастыре новую каменную церковь на месте прежней, где погребены святые. Когда обретены гробы святых, Ермоген пришел с собором духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей, сообщил Патриарху и царю. По благословению Святейшего Патриарха Иова и по повелению царя, мощи новоявленных чудотворцев поставлены в новом храме. Святой сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия, епископов Казанских.
За выдающиеся архипастырские труды митрополита Ермогена избрали на первосвятительскую кафедру, а 3 июля 1606 г. возведен собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе. Митрополит Исидор вручил Святейшему Патриарху посох святителя Петра, Московского чудотворца, a царь принес в дар новому Патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох. По древнему чину Святейший совершал шествие на осляти вокруг стен Кремля.
Деятельность Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом — нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. В этом подвиге Патриарх не был одинок: ему подражали и помогали самоотверженные русские люди. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество, и искоренить Православие.
Когда самозванец подошел к Москве и расположился в Тушине, Патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания. В одном из них писал: «…Вы забыли обеты Православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за Дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику… Болит моя душа, болезнует сердце и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых… Посмотрите, как отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете?… Заклинаю вас Именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца».

В другой грамоте Первосвятитель призывал: «…Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, жен и чад, и всех нас; и станем молить за вас Бога».

Вскоре праведный суд Божий свершился и над Тушинским вором: его постигла столь же печальная и бесславная участь, как и предшественника, был убит собственными приближенными 11 декабря 1610 г. Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как в ней находились поляки и изменники-бояре, преданные Сигизмунду III.
Грамоты, рассылавшиеся Патриархом по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками насильно свели святого Ермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу.
В Светлый понедельник 1611 г. русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру».
Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Но русские воеводы не проявили тогда единодушия и согласованности, поэтому не смогли взять Кремль и освободить своего Первосвятителя. Более девяти месяцев томился в тяжком заточении.
Патриарх Ермоген умер 27 февраля 1612 года мученической смертью от голода.

В 1652 г. останки Ермогена, по повелению Патриарха Московского Никона перенесены из ветхой гробницы в Чудовом монастыре в Большой Успенский собор. Его мощи в деревянной гробнице, обитой фиолетовым бархатом, поставлены в юго-западном углу собора.
Священномученик Ермоген прославлен в лике святителей 25 мая 1913 г. В том же году в Московском Кремле состоялось торжественное открытие и переложение мощей святителя в новую раку, сооруженную иждивением императора Николая II и императрицы Александры Феодоровны, которую поместили под золоченым бронзовым шатром, изготовленным царем Михаилом Федоровичем. Торжества возглавил митрополит Московский Макарий.

***

1 марта 1325 г. – Москва стала церковным центром Руси: Московский князь Иван Калита убедил митрополита Петра перенести резиденцию из Владимира в Москву.

***

1 марта 1445 г. – Родился Сандро Боттичелли (Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi; 1445-1510).

Выдающийся итальянский живописец эпохи Возрождения. Яркая фигура на фоне художников периода Лоренцо Великолепного. Представитель флорентийской школы живописи. Участвовал в украшении Сикстинской капеллы фресками. Автор знаменитой картины «Рождение Венеры». Его произведения являют собой бесценное наследие, воплотившее в себя отблески ушедших времен.
Сандро Боттичелли родился 1 марта 1445 г. в городе Флоренция, Италия. Мальчик вырос в семье предпринимателя. Начальное образование получил в монастыре Санта Мария Новелла, в котором позднее будут размещены его работы. Первым делом, которому обучился будущий художник являлось ювелирное мастерство, развившее в нем творческие задатки. Затем поступил в подмастерье известного художника Филиппо Липпи, а вскоре перешел к Андрео де Вероккио.
В 1470 г. Боттичелли получил свой собственный заказ. Именно с этого момента его творчество вышло на новую ступень. Больше всего положительных откликов получила его работа «Поклонение волхвов» для монастыря Санта Марии Новелла. В одном из персонажей картины мастер изобразил себя. Его заказчиком являлся банкир, политик и дипломат Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. На полотне «Поклонение волхвов» семейство Медичи изображено практически в полном составе вместе со свитой. Ее частью был и Боттичелли, фигуру которого можно увидеть в правом углу.
Боттичелли в 1481 г. принимал участие в украшении Сикстинской капеллы фресками. Конкретно Сандро занимался тремя сценами: «Наказание Корея, Дафана и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея». По возвращении в Рим художник написал ряд картин на мифологические темы: «Весна», «Турнир», «Рождение Венеры».
В 1480-х гг. художник находился на вершине славы, заказов было очень много. В одиночку мастер уже не справлялся, поэтому по традиции времени Сандро поручал большую часть работы своим ученикам, а на себя брал самое трудное и престижное. Известность художника была велика, и он по праву считался лучшим живописцем во Флоренции.
В старости Боттичелли увлекся идеями проповедника аскетизма, Савонаролы, из-за чего поменялся стиль его живописи, усилились религиозные тенденции. В творчестве художника появились трагизм и надломленность. В последние годы жизни его слава померкла и о былой популярности остались лишь вспоминать. В 1502 г. королева Изабелла Кастильская, выбирая кого-нибудь из флорентийских художников для исполнения ее заказа, отвергла его кандидатуру.
Сандро Боттичелли скончался 17 мая 1510 г. во Флоренции и похоронен на кладбище церкви Всех Святых. Вскоре о нем все забыли. Заново его творчество открыли только в конце XIX века стараниями английского искусствоведа Джона Рескина и группы художников-прерафаэлитов.

***

1 марта 1564 г. – Выход первой точно датированной книги русской печатной книги- «Апостола» Ивана Фёдорова – в Москве.

***

1 марта 1762 г. – Манифест о вольности дворянства Петра III отменил обязательную службу для дворян. Уволилось 7,5 тыс.

***

1 марта 1799 г. – Родился Алексей Николаевич Верстовский (1799-1862). Русский композитор и театральный деятель.

Родился в имении Растов Сад Тамбовской губернии. Отец композитора был внебрачным сыном генерала А. Селиверстова и пленной турчанки, получившим усечённую фамилию, однако был приписан к дворянскому сословию как выходец из польского шляхетства. Мать, Анна Васильевна (урождённая Волкова), происходила из военной среды.
С детства был приобщён к музыке, поскольку отец содержал крепостной оркестр и устраивал домашние музыкальные собрания. Вместе со своим братом Василием и сестрой Варварой обучался игре на скрипке и фортепиано. С девяти лет выступал в концертах в Уфе.
В 1816 г. переехал в Санкт-Петербург. Там был определён в Институт корпуса инженеров путей сообщения, где проучился один год, после чего поступил на службу и до 1823 г. служил в разных учреждениях. Тем временем продолжал своё музыкальное образование, брал уроки у Дж. Фильда и Д. Штейбельта (фортепиано), Тарквини (пение), Ф. Бёма и Л. Маурера (скрипка), Брандта, К. Цейнера, Миллера (теория композиции). В эти же годы начал увлекаться театром (среди его петербургских друзей были выдающиеся деятели театра: князь А. А. Шаховской, П. Н. Арапов, А. А. Алябьев, Н. В. Всеволожский, П. Е. Мансуров, Ф. Ф. Юрьев). Активно участвовал в любительских спектаклях в качестве переводчика пьес, актёра, певца и автора музыки к театральным постановкам.
Его первые три оперы-водевили «Бабушкины попугаи» (1819), «Карантин» (1820), «Новая шалость, или Театральное сражение» (1822) были поставлены в Петербурге и имели успех. Тексты этих произведений создал друг А. Верстовского, популярный в то время в Петербурге драматург Н. И. Хмельницкий.
С 1823 г. до конца жизни жил в Москве. Поначалу был переведён в Москву чиновником особых поручений канцелярии при генерал-губернаторе Д. В. Голицыне, затем в контору Дирекции императорских театров. С 1825 г. занимал должность инспектора музыки Дирекции московских театров, с 1830 г. – инспектора репертуара, а с 1842 по 1859 гг. он был управляющим Московской театральной конторой.
После долгих лет жизни в наёмных домах с супругой, известной актрисой и певицей Н. В. Репиной, в 1836 г. они купили собственный домик на Арбате (в Большом Афанасьевском переулке № 16/24), где жили до переезда в Хлебный переулок в 1860 (дом был снесён в 1971 г.). Здесь их посещали Ф. Лист (в 1843 г.), Р. Шуман со своей женой Кларой (в 1844 г.) и, вероятно, в 1847 г. Г. Берлиоз.
Был фактическим руководителем театральной жизни города. Показал себя не только энергичным администратором и умелым руководителем, но и часто выступал в роли режиссёра и педагога. Всячески способствовал обогащению репертуара, улучшению работы театральной школы, поднятию художественного уровня спектаклей, уделял большое внимание подбору и воспитанию актёров. Его стараниями при Дирекции московских театров были открыты музыкальные классы, готовившие оркестрантов для будущей работы в театральных оркестрах. В 1826 г. совместно с А. И. Писаревым издавал «Драматический альбом для любителей театра и музыки» (вышло 2 книги). В 1829 г. стал членом Общества любителей русской словесности. В 1833 г. экстерном закончил Императорский Московский университет.
Умер 17/5 ноября 1862 г. в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

***

1 марта 1810 г. – Император Александр I подписал Манифест о присоединении Абхазии к России.

***

1 марта 1810 г. – В местечке Желязова Воля неподалеку от Варшавы родился Фридерик Шопен (1810-1840), великий польский композитор и пианист. В отличие от многих своих предшественников и современников, Шопен сочинял почти исключительно для фортепиано. Он не оставил ни одной оперы, ни одной симфонии или увертюры. Тем более поразительно дарование композитора, сумевшего создать так много яркого, нового в области фортепианной музыки.
Отец Шопена – француз Николя Шопен переселился в Польшу в 16 лет и обрел здесь свое новое отечество; мать – Юстина Кжижановская – была полькой. Оба любили музыку – мать играла на фортепиано, отец – на флейте. Маленький Шопен, слушая их, часто плакал. Родителям казалось, что музыкальные звуки раздражают и травмируют ребенка. Только потом они поняли, что это нечто иное. Первое музыкальное сочинение – полонез — Фридерик сочинил в возрасте 7 лет. А уже в следующем году одна из варшавских газет писала: «Он не только исполняет самые трудные пьесы на фортепиано, но и является автором нескольких танцев и вариаций, которые изумляют знатоков музыки…»
В 1825 г., когда юному композитору было всего 15 лет, ему было доверено выступить перед императором Александром I в Варшаве. Через пять лет Фридерик отправился в турне за границу и… больше на родину не вернулся. В 1830 г. в Польше вспыхнуло восстание (Польша тогда входила в состав Российской империи). Восстание было подавлено, а его активные участники и предводители наказаны расстрелом и Сибирью. Шопен отказался возвращаться на родину.
Его личная жизнь была мятежной: первая любовь Констанца Гладковская вышла замуж за богатого торговца; помолвка с Марией Водзинской расстроилась из-за несогласия на брак ее отца; совместное проживание с писательницей Авророй Дюдеван, более известной под псевдонимом Жорж Санд, закончилось разрывом… Умер Фредерик Шопен в 1840 г. от туберкулеза. Ему было 39 лет.

***

1 марта 1815 г. – Наполеон во второй раз стал императором Франции. Эта повторная попытка его правления получила название Ста дней, потому что продолжалась всего до 22 июня.

После реставрации монархии во Франции Наполеон был сослан на Эльбу. Но внимание Бонапарта к французской политической жизни не ослабело. Он знал, что в разных местах Франции то и дело вспыхивали бунты и мятежи, и решил воспользоваться этим обстоятельством, чтобы вернуть себе власть. 1 марта 1815 г. он вместе с небольшой армией высадился на юге Франции. Наполеон говорил, что хочет дать крестьянам свободное владение землей и оградить Францию от оскорблений со стороны вернувшегося дворянства. Он заявлял о том, что Франция получит «мир извне и свободу изнутри». Неудивительно, что поход бывшего императора превратился в триумфальное шествие.

***

1 марта 1863 г. – В Санкт-Петербурге родился Фёдор Кузьмич Сологуб, (настоящая фамилия – Тетерников; 1863-1927). Русский поэт, писатель, драматург, публицист, переводчик.

Фёдор Тетерников родился в Санкт-Петербурге в семье портного, бывшего крестьянина Полтавской губернии Кузьмы Афанасьевича Тетерникова и Татьяны Семёновны, крестьянки Петербургской губернии. Через два года родилась сестра писателя, Ольга. Семья жила бедно, положение усугубилось, когда отец Фёдора умер в 1867 г. Мать была вынуждена вернуться в семью Агаповых, петербургских дворян, у которых она служила прежде. В доме семьи Агаповых в Матятинском переулке прошло всё детство и отрочество будущего писателя.
Первые дошедшие до нас законченные стихотворения начинающего поэта датируются 1877 г. Годом ранее Фёдор Тетерников поступил во Владимирское городское училище, через год перешёл в Рождественское городское училище. В 1879 г. поступил в Петербургский учительский институт, где учился и жил на полном пансионе четыре года. Окончив институт в июне 1882 г., он вместе с матерью и сестрой уехал в северные губернии – сначала в Крестцы, затем в Великие Луки (в 1885 г.) и Вытегру (в 1889 г.), где учительствовал десять лет.
В Крестцах (Новгородская губерния) Сологуб три года преподавал математику в Крестецком народном училище. Первой публикацией молодого поэта стала басня «Лисица и Ёж», напечатанная в петербургском детском журнале «Весна» 28 января 1884 г. за подписью «Те-рников». Систематически на страницах периодики имя Ф. Тетерникова стало появляться с 1890 г. Осенью 1892 г. он был определён учителем Рождественского городского училища на Песках.
Журнал «Северный вестник» сыграл особую роль в биографии Сологуба. Именно в нём он стал широко публиковаться в 1890-х гг. : помимо стихотворений, были напечатаны первые рассказы, роман, переводы из Верлена, рецензии. И собственно сам псевдоним «Фёдор Сологуб» был придуман в редакции журнала. В 1896 г. выходят первые три книги Фёдора Сологуба: «Стихи, книга первая», роман «Тяжёлые сны» и «Тени». В 1904 г. вышли Третья и Четвёртая книги стихов, собравшие под одной обложкой стихи рубежа веков. «Собрание стихов 1897-1903» явилось своего рода рубежом между декадентством и последующим символизмом Сологуба, в котором утвердились символы Сологуба-поэта.
К середине 1900-х гг. литературный кружок, собиравшийся в доме у писателя по воскресеньям ещё в середине 1890-х гг., стал одним из центров литературной жизни Петербурга. На воскресеньях у Сологуба велись разговоры исключительно литературные, в начале за столом, затем в хозяйском кабинете, где читались стихи, драмы, рассказы. Среди посетителей «воскресений» Сологуба были З. Гиппиус, Д. Мережковский, Н. Минский, А. Волынский, А. Блок, М. Кузмин, В. Иванов, С. Городецкий, А. Ремизов, К. Чуковский; из Москвы приезжали Андрей Белый, В. Брюсов.
В период Первой русской революции 1905-1906 гг. большим успехом пользовались политические сказочки Сологуба, печатавшиеся в революционных журналах. «Сказочки» – это особый жанр у Фёдора Сологуба. В 1905 г. Сологуб собрал часть опубликованных к тому времени сказочек в «Книгу сказок».
Летом 1902 г. был окончен роман «Мелкий бес». В романе изображена душа зловещего учителя-садиста Ардальона Борисыча Передонова на фоне тусклой бессмысленной жизни провинциального города. «Его чувства были тупы, и сознание его было растлевающим и умертвляющим аппаратом, – описывается Передонов в романе. – Всё доходящее до его сознания претворялось в мерзость и грязь. В предметах ему бросались в глаза неисправности, и радовали его. У него не было любимых предметов, как не было любимых людей, – и потому природа могла только в одну сторону действовать на его чувства, только угнетать их». Садизм, зависть и предельный эгоизм довели Передонова до полного бреда и потери реальности.
Книга была издана в 1926 г. в Ленинграде в издательстве «Мысль», автор получил гонорар в 1000 рублей. В период оттепели, в 1958 г., роман «Мелкий бес» был издан отдельной книгой Кемеровским книжным издательством. То, что произведение Федора Сологуба было напечатано в советское время, является редким исключением. В 2004 г., к столетию сологубовского романа, «Мелкий бес» вышел в академической серии «Литературные памятники» со всем сводом материалов и комментариев.
В 1908 г. Сологуб женился на переводчице Анастасии Чеботаревской. Близко восприняв творчество Сологуба, Чеботаревская не ограничилась статьями о писателе, а стала также вникать во все литературные связи мужа, стараясь укрепить их, стала, можно сказать, его литературным агентом. В 1910 г. Сологуб с Чеботаревской переезжают в дом 31 по Разъезжей улице, где стараниями Чеботаревской был устроен настоящий салон, в котором, по выражению К. Эрберга, «собирался почти весь тогдашний театральный, художественный и литературный Петербург». В салоне на Разъезжей устраивались специальные вечера в честь новых интересных поэтов, – были вечера Анны Ахматовой, Сергея Есенина. В октябре 1912 г. познакомился с автором сильно заинтересовавших его стихов – 25-летним поэтом Игорем Северяниным, и вскоре после этого устроил ему вечер в своём салоне.
Фёдор Сологуб задумал серию поездок по стране с чтением стихов и лекции о новом искусстве, пропагандировавшей принципы символизма. После основательной подготовки и премьеры лекции «Искусство наших дней» 1 марта 1913 г. в Санкт-Петербурге Сологубы вместе Игорем Северяниным выехали в турне. Более месяца продолжалась их поездка по российским городам (от Вильны до Симферополя и Тифлиса). Турне продолжились вплоть до весны 1914 г., завершившись серией лекций в Берлине и Париже.
Первую мировую войну Фёдор Сологуб воспринял как роковое знамение, могущее принести множество поучительных, полезных плодов для российского общества, как средство пробуждения в русском народе сознания нации. Однако к 1917 г. Сологуб разуверился в таком мистическом свойстве войны для России, убедившись, что никакого духа в этой войне нет.
После многих неудачных попыток выехать из Советской России и трагической смерти жены Фёдор Сологуб остался в СССР и продолжал трудиться, много писал – но всё «в стол»: его не печатали. Чтобы продолжать активную литературную деятельность в таких условиях, Сологуб с головой ушёл в работу петроградского, с 1924 г. ленинградского Союза писателей (в январе 1926 г. Сологуб был избран председателем Союза). Деятельность в Союзе писателей, заполнив всё его время, позволила Сологубу преодолеть одиночество и расширить круг общения: ведь к тому времени почти все бывшие крупные писатели и поэты дореволюционной России, к среде которых принадлежал Сологуб, оказались за границей.
Последним большим общественным событием в жизни Фёдора Сологуба стало празднование его юбилея – сорокалетие литературной деятельности, отмеченное 11 февраля 1924 г. Чествование, организованное друзьями писателя, проходило в зале Александринского театра. На сцене с речами выступили Е. Замятин, М. Кузмин, Андрей Белый, О. Мандельштам; среди организаторов торжества – А. Ахматова, Аким Волынский, В. Рождественский. Как отмечал один из гостей, всё проходило так великолепно, «как будто все забыли, что живут при советской власти». Это торжество парадоксально оказалось прощанием русской литературы с Фёдором Сологубом: никто из тогдашних поздравителей, равно как и сам поэт, не предполагал, что после праздника больше не выйдет ни одной его новой книги.
В начале 1925 и весной 1926 гг., Сологуб написал около дюжины антисоветских басен, которые читались лишь в узком кругу. По свидетельству Р. В. Иванова-Разумника, «Сологуб до конца дней своих люто ненавидел советскую власть, а большевиков не называл иначе, как „туполобые“». В качестве внутренней оппозиции режиму (особенно после того, как вопрос с эмиграцией отпал) был отказ от нового правописания и нового стиля летосчисления в творчестве и личной переписке.
Скончался Фёдор Сологуб 5 декабря 1927 г. Смерть наступила от миокардита, осложнённого атеросклерозом и воспалением лёгких. Похоронен на Смоленском православном кладбище рядом с могилой А. Н. Чеботаревской.
За пятьдесят лет творческой жизни – с 1878 по 1927 гг. – Ф. К. Сологуб выпустил 18 оригинальных поэтических сборников, три книги стихов в собрании сочинений в 12 томах издательства «Шиповник» (СПб., 1909-1911), пять – в собрании сочинений, выпущенных издательством «Сирин» (СПб., 1913-1914). Около 150 стихотворений, опубликованных в периодических изданиях, сборниках и литературно-художественных альманахах, поэт не включил в авторские книги стихов.

***

1 марта 1869 г. – Создана таблица химических элементов а.

Днем открытия периодического закона считается 1 марта 1869 г., в который Дмитрий Менделеев закончил работу над «Опытом системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве». По легенде, мысль о системе химических элементов пришла к Менделееву во сне, однако известно, что однажды на вопрос, как он открыл периодическую систему, ученый ответил: «Я над ней, может быть, двадцать лет думал, а вы думаете: сидел и вдруг готово».
Открытие Менделеевым периодического закона стало не только одним из крупнейших событий в истории химии XIX столетия, но и в известном смысле одним из самых выдающихся достижений человеческой мысли минувшего тысячелетия.
Написав на карточках основные свойства каждого элемента, Менделеев начинает многократно переставлять эти карточки, составлять из них ряды сходных по свойствам элементов, сопоставлять ряды один с другим. Итогом работы стал отправленный в 1869 году в научные учреждения России и других стран первый вариант системы, в котором элементы были расставлены по девятнадцати горизонтальным рядам и по шести вертикальным столбцам.
В декабре 1869 г. вышла работа немецкого химика Мейера, в которой он изменил свое решение в пользу мысли Менделеева. Но в западной литературе он все же считается одним из открывателей, либо «независимо от Менделеева опубликовавшим периодический закон».
В 1870 г. Менделеев в «Основах химии» публикует второй вариант системы, имеющий более привычный нам вид: горизонтальные столбцы элементов-аналогов превратились в восемь вертикально расположенных групп. Шесть вертикальных столбцов первого варианта превратились в периоды, начинавшиеся щелочным металлом и заканчивающиеся галогеном. Каждый период был разбит на два ряда, элементы разных рядов образовали подгруппы.
Сущность открытия Менделеева заключалась в том, что с ростом атомной массы химических элементов их свойства меняются не монотонно, а периодически. После определенного количества разных по свойствам элементов, расположенных по возрастанию атомного веса, свойства начинают повторяться. Например, натрий похож на калий, фтор похож на хлор, а золото похоже на серебро и медь.
Разумеется, свойства не повторяются в точности, к ним добавляются и изменения. Отличием работы Менделеева от работ его предшественников было то, что основ для классификации элементов у Менделеева была не одна, а две — атомная масса и химическое сходство.
Для того, чтобы периодичность полностью соблюдалась, Менделеевым были предприняты очень смелые шаги: он исправил атомные массы некоторых элементов, несколько элементов разместил в своей системе вопреки принятым в то время представлениям об их сходстве с другими, оставил в таблице пустые клетки, где должны были разместиться пока не открытые элементы. В 1871 г. на основе этих работ Менделеев сформулировал Периодический закон, форма которого со временем была несколько усовершенствована.
Научная достоверность Периодического закона получила подтверждение очень скоро: в 1875-1886 гг. были открыты галлий, скандий и германий, для которых Менделеев, пользуясь периодической системой, предсказал не только возможность их существования, но и с поразительной точностью описал целый ряд физических и химических свойств.

***

1 марта 1892 г. – Родился японский писатель Акутагава Рюноскэ (1892-1927).

Он родился в Токио утром 1 марта 1892 года, или, по старинному времяисчислению, в час Дракона дня Дракона месяца Дракона, и потому его и нарекли Рюноскэ, что означает «дракон».
Его короткая жизнь оставила неизгладимый след в истории мировой литературы. Он начал писать в то время, когда изолированная прежде Япония стремительно усваивала опыт Запада. Оставаясь в пределах национальной тематики и географии, он предложил совершенно новые художественные решения, невиданные прежде ни на Западе, ни на Востоке. Сюжеты и стили европейских авторов – Гоголя, Чехова, Свифта, Тургенева – он вплетал в ткань традиционной японской литературы. За 12 лет помимо 150 сюжетных новелл им были созданы циклы афоризмов, несколько сценариев, ряд литературно-критических статей и лирико-философских эссе.
Он любил только искусство. Он говорил: «Человеческая жизнь не стоит и одной строки Бодлера». Реальность причиняла ему страдания. Он оборвал их в 1927 г., приняв смертельную дозу снотворного. Ему было 35 лет. «Конечно, я потерпел неудачу, – говорил он. – Но то, что создало меня, создаст кого-нибудь другого. Гибель одного дерева – частное явление. Пока существует великая земля, хранящая бесчисленные семена в своем лоне».
Его имя соседствует с самыми великими писателями, он издается и переиздается на всех континентах, его произведения экранизируются, он признанный мировой классик, в Японии ежегодной премией имени Акутагава Рюноскэ награждают лучших писателей

***

1 марта 1912 г. – Родился Борис Евсеевич Черток (1912-2011). Российский ученый-конструктор. Один из ближайших соратников Сергея Павловича Королева. Академик Российской Академии Наук. Герой Социалистического Труда. Основоположник теории и практики создания систем управления ракетами и космическими аппаратами.

Борис Черток родился 1 марта 1912 г. в городе Лодзь, Польша. Воспитывался в семье служащих. Отец являлся счетоводом, мать работала фельдшером-акушеркой. В 1914 г. Польша оказалась зоной военных действий. Родители с потоком русскоязычных беженцев выехали во внутренние районы России и поселились в Москве.
В 1929 г. Борис окончил школу и сразу же поступил на работу электромонтером на Краснопресненский силикатный завод. В конце 1930 г. перешел на завод имени Горбунова, который в то время являлся крупнейшим в стране авиационным предприятием. Здесь Борис Евсеевич прошел путь от электромонтера по промышленному оборудованию до начальника конструкторской бригады по самолетному оборудованию и вооружению.
Через четыре года Черток разработал автоматический электронный бомбосбрасыватель, который прошел испытания в научно исследовательском институте военно-воздушных сил. В 1935 г., как изобретатель Борис Евсеевич выдвинут на инженерную должность в Опытное Конструкторское Бюро, созданном под руководством конструктора Виктора Болховитинова.
В 1937 г. ученый назначен ведущим инженером по электрооборудованию самолетов полярных экспедиций. Участвовал в подготовке самолетов экспедиции группы Водопьянова на Северный полюс и самолета Леваневского для трансполярного перелета Москва-США.
До 1940 г. учился в Московском энергетическом институте, который окончил с отличием. Во время Великой Отечественной войны разрабатывает автоматику управления вооружением самолетов, систему управления и зажигания жидкостных ракетных двигателей.
В апреле 1945 г. в составе специальной комиссии Борис Евсеевич командирован в Германию. В звании майора 2 мая 1945 г. расписался на Рейхстаге, что считал счастливейшим моментом в своей жизни. В Германии до января 1947 г. руководил работой группы советских специалистов по изучению ракетной техники. Совместно с Алексеем Исаевым организовал в советской зоне советско-германский ракетный институт «Рабе», который занимался изучением и развитием техники управления баллистическими ракетами дальнего действия.
На базе института создан новый институт «Нордхаузен», где главным инженером являлся Сергей Павлович Королев, с которым Борис Евсеевич с этого времени работал в тесном сотрудничестве. Вся научно — инженерная деятельность Чертока с этого времени связана с разработкой и созданием систем для управления ракетами и космическими аппаратами. Им создана школа, которая до настоящего времени определяет научные направления и уровень отечественной техники пилотируемых космических полетов.
В 1958 г. Борису Евсеевичу присуждена ученая степень доктора технических наук. Через пять лет назначен заместителем начальника предприятия по научной работе и начальником филиала №1, на котором разрабатывались космические аппараты и системы управления. С 1966 г. стал заместителем главного конструктора, руководителем комплекса Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения.
Позднее Черток становится заместителем генерального конструктора Научно-производственного объединения «Энергия» по системам управления. В этой должности оставался до 1992 г., а затем до конца своих дней являлся главным научным консультантом генерального конструктора ракетно-космического комплекса «Энергия» имени Сергея Королева.
Секретный сотрудник засекреченной отрасли вышел из тени, когда ему было уже за 80 лет. Ученый написал книгу «Ракеты и люди»: четырехтомную энциклопедию о всех тайнах советской космонавтики, о том, как и кем она создавалась. Американское космическое агентство NASA переиздало четырехтомник на английском, и теперь «Ракеты и люди» является настольной книгой специалистов американских специалистов.
Черток в свободное время перечитывал русскую и зарубежную классику: Толстого, Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Ильфа и Петрова, Хемингуэя. Любил хорошую научную фантастику, книги о происхождении и строении Вселенной, мемуары и жизнеописания выдающихся ученых.
Великий ученый Борис Евсеевич Черток скончался 14 декабря 2011 г. от пневмонии. Похоронен конструктор на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награды и Звания Бориса Чертока

В 1961 г. удостоен звания Героя Социалистического труда.
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1996)
Два ордена Ленина (1956, 1961)
Орден Октябрьской Революции (1971)
Орден Трудового Красного Знамени (1975)
Орден Красной Звезды (1945)
Медаль «За заслуги в освоении космоса» (12 апреля 2011 года)
Ленинская премия (1957) – за участие в создании первых искусственных спутников Земли
Государственная премия СССР (1976) – за участие в осуществлении проекта «Союз-Аполлон»
Премия имени Б. Н. Петрова РАН (1993)
Золотая медаль имени С. П. Королева РАН (2007)
Международная премия Андрея Первозванного «За веру и верность» (2010)
Премия Правительства Российской Федерации имени Ю. А. Гагарина
Почетный гражданин города Королев (Московская область)

***

1 марта 1922 г. – Родился Ицхак Рабин (1922-1995). Израильский государственный деятель. Шестой и одиннадцатый премьер-министр Израиля (1974-1977 и 1992-1995). Лауреат Нобелевской премии мира за заключенный с Организацией освобождения Палестины договор, вошедший в историю под названием «Соглашения в Осло». Убит религиозным фанатиком.

Ицхак Рабин родился 1 марта 1922 г. в Иерусалиме, Израиль. В 1940 г. закончил школу сельского хозяйства «Кадури». Через год добровольно поступил на военную службу в Пальмах и спустя четыре года назначен заместителем командира первого батальона.
В 1956 г. Ицхак Рабин стал генерал-майором Цхакля. Через три года занял высокий пост заместителя начальника Генерального Штаба, а в 1964 г. возглавил Генеральный Штаб. В 1967 г. под командованием Рабина армия Израиля одержала победу над Египетскими, Сирийскими и Иорданскими вооруженными силами в Шестидневной войне.
Закончил военную карьеру в 1968 г. и в течение пяти лет являлся послом Израиля в Соединенных Штатах Америки. Через пять лет вернулся на родину и стал членом партии Авода. После избрания в Кнессет, Ицхак Рабин стал министром труда. В том же 1974 г. сменил Голду Меир на посту премьер-министра Израиля, в 1984 г. Рабин стал министром обороны Израиля и занимал этот пост на протяжении четырех лет.
После скандала в прессе, в 1987 г., связанного с наличием у члена семьи Рабина счета в Соединенных Штатах Америки, что по израильским законам в то время было запрещено, ушел в отставку. В 1992 г. снова стал премьер-министром.
В 1993 г. получил Нобелевскую премию мира за подписанное им с Ясиром Арафатом «Соглашения в Осло», в результате которого появилась Палестинская Автономия. В следующем году подписал мирный договор с Иорданией.
Ицхак Рабин убит 4 ноября 1995 г. сразу после митинга на Площади Царей Израиля в Тель-Авиве, где выступал в поддержку мирного процесса. Похоронен на горе Герцля в Иерусалиме.

***

1 марта 1930 г. – Основан Московский авиационный институт.

***

1 марта 1937 г. – Родился народный артист Молдовы, композитор Евгений Дмитриевич Дога (1937-
Один из самых романтичных и исполняемых композиторов XX столетия, Евгений Дога пишет музыку в самых разных стилях и жанрах. Он является автором нескольких балетов, оперы, более 100 инструментальных и хоровых сочинений, музыки к фильмам, спектаклям и радиопостановкам, более 260 песен и романсов, огромного количества вальсов, произведений для детей… А еще он известен как активный общественный деятель и талантливый педагог.

Евгений Дмитриевич Дога родился 1 марта 1937 года в селе Мокра Молдавской АССР. В 1951 году начал учебу в Кишиневском музыкальном училище по классу виолончели, которую окончил в 1955 году.
В 1960-1965 гг. Дога учился в консерватории по классу композиции, и в это время состоялся дебют его песни в исполнении оркестра Шико Аранова. В 1963 г. им был написан первый струнный квартет. После окончания консерватории он посвящает себя изучению теории музыки, работает над учебником для студентов. Также работал на Молдавском радио. Однако из-за паралича левой руки Евгений Дога не смог сделать карьеру музыканта.
В 1962-1963 гг. Евгений Дога преподает в музыкальной школе Кишинева, а в 1963-1967 гг. – в музыкальном училище имени Е. Коки. В 1967-1972 гг. он участвовал в репертуарно-редакционной коллегии Министерства культуры. С 1987 по 1999 гг. Дога был членом комиссии по Ленинским и Государственным премиям Советского Союза. Он является действительным членом Академии наук Молдовы и членом Союза композиторов Молдовы.
Евгений Дога написал музыку ко многим известным фильмам, их более 200 («Табор уходит в небо», «Мой ласковый и нежный зверь», «Одиноким предоставляется общежитие», «Валентин и Валентина», «Королева Марго»), является автором трех балетов и симфонии, нескольких мюзиклов и квартетов. Самая известная песня города Кишинева «Мой белый город» тоже написана этим талантливым композитором.
Евгений Дога награжден орденами Александра Невского, «За заслуги перед Отечеством» IV степени, является лауреатом государственной премии СССР и Молдавии, многих музыкальных и песенных фестивалей и премий, Заслуженным деятелем искусств Молдавской ССР (1974), Народным артистом Молдавии (1984) и Народным артистом СССР (1987), а также обладателем других наград.
Помимо творчества Дога также занимается педагогической деятельностью – он постоянно проводит просветительские концерты, читает лекции для студентов, а еще участвует в различных благотворительных акциях, в жюри многочисленных музыкальных и кинематографических конкурсов и фестивалей, как в России, так и за рубежом. Живёт и работает и в Кишиневе, и в Москве.

***

1 марта 1953 г. – Иосиф Сталин обнаружен парализованным в своей резиденции.

В официальной резиденции Иосифа Сталина, «Ближней даче» в районе «Фили-Давыдково», где он проживал в послевоенный период, один из охранников 1 марта 1953 г. обнаружил его лежащим на полу малой столовой. Утром 2 марта прибывшие врачи у Сталина диагностировали паралич правой стороны тела. Иосиф Сталин скончался 5 марта 1953 г. в 21 час 50 минут. Согласно заключению, смерть наступила в результате кровоизлияния в мозг. Забальзамированное тело Сталина 9 марта 1953 года было помещено в Мавзолей Ленина, который в 1953-1961 гг.х именовался «Мавзолей В. И. Ленина и И. В. Сталина». На XXII съезд КПСС 30 октября 1961 г. вынесено постановление, что «серьёзные нарушения Сталиным ленинских заветовu делают невозможным оставление гроба с его телом в Мавзолее».

***

1 марта 1954 г. – На атолле Бикини Маршалловых островов США произвели взрыв водородной бомбы мощностью 15 мегатонн – в 500 раз превосходящей бомбу, сброшенную на Хиросиму. Случайными жертвами испытаний стали несколько японских рыболовных шхун. Ударная волна и радиоактивные осадки вызвали беспокойство во всем мире, в том числе и в США. Последовавшее заявление нобелевских лауреатов Рассела, Эйнштейна, Жолио-Кюри и других выдающихся личностей привело к образованию Пагуошского движения ученых Запада и Востока, и международной кампании за ядерное разоружение. 1 марта в Японии отмечается как «День Бикини»» – Национальный день борьбы за мир.

***

1 марта 1993 г. – Сформировано спецподразделение СОБР УБОП.

Днем создания специального отряда быстрого реагирования СОБР УБОП считается 1 марта 1993 г. Основная задача СОБРа – борьба с организованной преступностью. Однако, в связи с изменением внутриполитической обстановки, СОБР успешно применялся в том числе в войсковых антитеррористических операциях, проводимых в Северо-Кавказском регионе.
СОБР – одно из федеральных и региональных специальных подразделений Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, штатно входивших до 2003 г. в состав Управлений по борьбе с организованной преступностью РУБОП МВД России, подразделения свыше 200 человек с конца 1990-х гг. назывались отрядами.
В 2002 г. отряды СОБР были преобразованы в отряды милиции специального назначения ОМСН. Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации Рашида Нургалиева 30 ноября 2011 г. отряды милиции специального назначения МВД России вновь стали официально именоваться специальными отрядами быстрого реагирования.
Ежегодно 9 ноября, начиная с 2004 г., в России отмечается День специального отряда быстрого реагирования СОБР. Подготовка сотрудников в СОБРе, в отличие от других специальных подразделений МВД, носит ярко выраженный индивидуальный характер. Очень много специалистов по различным направлениям применения, однако взаимозаменяемость поставлена во главу угла.
Упор подготовки сделан на работу против вооруженного преступника в городе с дистанцией работы до 100 метров и на транспорте, однако СОБРы успешно применялись практически в любых условиях. Большое внимание уделяется физической и психологической подготовке.
СОБРы нашли успешное применение не только во взаимодействии с регулярными силовыми формированиями России, но и на отдельных направлениях, показали отличные результаты применения в Чеченских кампаниях в первых эшелонах.
Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина от 5 апреля 2016 г. специальные отряды быстрого реагирования Министерства внутренних дел Российской Федерации были переподчинены и включены в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
Согласно указу, в отношении лиц, проходящих службу в рядах «Росгвардии», планировалось провести организационно-штатные мероприятия и кадровую чистку, особое внимание должно было уделяться высшему государственному образованию офицеров СОБР, дипломам, специальностям и учебным заведениям.

***

1 марта 1995 г. – В подъезде собственного дома был убит Владислав Николаевич Листьев (1956-1995) – генеральный директор Общественного российского телевидения, президент независимой телекомпании «ВиД».
Журналистская карьера Листьева началась на Всесоюзном радио, где он проработал пять лет и приобрел первые навыки работы. С 1987 по 1990 гг. он был ведущим программы «Взгляд» молодежной редакции Центрального телевидения. С 1990 г. – художественным руководителем и ведущим программ «Поле чудес», «Тема», «Час пик», а также продюсером ряда программ, в том числе «Звездный час», «Автошоу», «L-клуб», «Академия», тех де «Поле чудес» и «Тема». В январе 1995 г. Владислав Николаевич был назначен на должность генерального директора ОАО «Общественное Российское телевидение», которую, как и должность президента телекомпании «ВиД», занимал до трагического события 1 марта 1995 г. В этот день Листьев был убит в подъезде своего дома двумя выстрелами в спину. Это преступление стало одним из самых громких заказных убийств. В ходе его расследования было допрошено более двух тысяч свидетелей, объем материалов следствия составляет более 100 томов, однако ни заказчик, ни исполнитель так и не установлены.

***
1 марта 1996 г. – Указом президента России был образован второй государственный испытательный космодром Министерства обороны Российской Федерации «Свободный». Он расположен на Дальнем Востоке, в междуречье рек Амура и Зеи в районе города Свободный (отсюда и название).

Впервые вопрос о необходимости создания и выборе места расположения нового российского космодрома был поставлен командованием Военно-космических сил перед руководством Министерства обороны в конце 1992 г. Основной причиной послужило то, что в результате распада СССР космодром Байконур оказался вне территории России. Реализация российских космических программ оказалась зависимой от другого государства. Если применительно к гражданским космическим системам это, в принципе, допустимо, то в отношении военных космических систем исключено.
Космодром «Свободный» предназначен главным образом для запусков искусственных спутников Земли. В районе космодрома имеется жилой городок на несколько тысяч жителей, автомобильные и железные дороги, системы энерго- и водоснабжения, связь, в 70 километрах от него расположен аэродром.
В марте 2007 г. о закрытии космодрома заявил губернатор Амурской области Леонид Коротков.
За всё время существования космодрома здесь было произведено пять запусков ракет (данные на апрель 2006). Из них последний – 25 апреля 2006 г. С 2007 г. космодром не функционирует.
Осенью 2007 г. появились сообщения о планах создания до 2018 г. в Амурской области нового космодрома «Восточный». Космодром будет с новой инфраструктурой, а все военные запуски решено производить из Плесецка. Административным и жилым центром нового космодрома будет город Циолковский, строящийся на месте бывшего города Свободный-18 (Углегорск).

***

1 марта 2000 г. – Бой у высоты 776 – эпизод Второй чеченской войны, в ходе которого 29 февраля-1 марта 2000 г. 6-я рота 2-го батальона 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии (Псковской) под командованием гвардии подполковника М. Н. Евтюхина вступила в бой со значительно превосходящим по численности отрядом чеченских боевиков и арабских наёмников, руководимых Хаттабом, под Аргуном в Чечне, на рубеже Улус-Керт – Сельментаузен, на высоте 776.
В ходе боя погибли 84 российских военнослужащих и около 100 боевиков ЧРИ (по другим сведениям – 200-500). 22 солдатам 6-й роты было присвоено звание Героя Российской Федерации (из них 21 – посмертно).

Указом Президента РФ 22 десантникам 6-й роты было присвоено звание Героя России (из них 21 – посмертно), 68 солдат и офицеров роты награждены орденами Мужества (63 из них – посмертно).

В апреле 2001 г. Президент России Владимир Путин посетил место боя во время своего визита в Чечню.

Подвиг бойцов 6 роты увековечен на стеле «Город воинской славы», открытой во Пскове 22 июля 2010 года.

В городе Тихвин Ленинградской области именем рядового Ярослава Иванова названа улица и установлен памятник.

Добавьте комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

19 ЯНВАРЯ — КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ)
krechenie25
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

«Сроки страшные близятся. Скоро
Станет тесно от свежих могил.
Ждите глада, и труса, и мора,
И затменья небесных светил.

Только нашей земли не разделит
На потеху себе супостат:
Богородица белый расстелет
Над скорбями великими плат».

(А. Ахматова)

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

12 ЯНВАРЯ – ПАМЯТЬ ЦАРЯ И ПРОРОКА ДАВИДА
В день памяти пророка и величайшего царя израильского Давида предлагаем вниманию читателей главу из книги А. Трофимова «МАТЕРЬ ВСЕХ ЖИВУЩИХ. СВЯТЫЕ И ПРАВЕДНЫЕ ЖЕНЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА», посвященную Вирсавии – супруге царя Давида, матери царя и пророка Соломона.

«МАТЕРЬ ВСЕХ ЖИВУЩИХ. СВЯТЫЕ И ПРАВЕДНЫЕ ЖЕНЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА». Глава 16. ВИРСАВИЯ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

9 ЯНВАРЯ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО РУССКОГО ПОЭТА БОРИСА ЧИЧИБАБИНА (1923 – 1994)

«И ВСЕ-ТАКИ Я БЫЛ ПОЭТОМ…» (БОРИС ЧИЧИБАБИН). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

7 ЯНВАРЯ — РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
rozhdestvo13
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

7 ЯНВАРЯ — 17 ЯНВАРЯ — РОЖДЕСТВЕНСКИЕ СВЯТКИ
В радостные, святые рождественские дни предлагаем вниманию читателей воспоминание афонского старца иеросхимонаха Гавриила (Серпанюка Георгия Стефановича; 1930-2006) о чудесном явлении Божией Матери с родившемся Богомладенцем.
gavriilafon2
СВЯТОЕ ВОСПОМИНАНИЕ (Рассказ афонского старца). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ
К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ.
ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

ПРЕПОДОБНЫЙ СТАРЕЦ АЛЕКСИЙ (СОЛОВЬЕВ)

Старец Алексий жил в Сергиевом Посаде, когда по указанию безбожной власти начали вскрывать мощи святых. Старец печалился об этом и много молился, недоумевая – почему Господь попускает совершаться такому злу? Однажды вечером, когда он совершал молитвенное правило, рядом с ним встал прп. Сергий Радонежский и сказал:
– Молись три дня и постись, и после этого я скажу тебе то, что
нужно.
В следующие два дня, когда отец Алексий молился, снова вставал с ним рядом прп. Сергий. Отец Алексий питался в эти дни одной просфорой. На третий день преподобный сказал:
– Когда подвергаются такому испытанию живые люди, то необходимо, чтобы этому подвергались и останки людей умерших. Я сам отдал тело свое, чтобы град мой во веки был цел.

2 МАЯ 2001 г. ОСВЯЩЕНИЕ ЧАСОВНИ СВ. МАТРОНЫ В Г. СХОДНЯ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

О МОЛИТВЕ

http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/05/7mol10.jpg

Дорогие посетители сайта, пришло время вспомнить и восстановить древнюю ветхозаветную и апостольскую традицию – семиразовую молитву в течение суток, совершаемую каждые три часа (в 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 часа). Эта молитва особенно действенна в условиях испытания, посланного нам – угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Предлагаю Вам ознакомиться с главой из книги «РИТМЫ ЦЕРКОВНОГО ГОДА», написанной много лет назад и размещенной на этом сайте: О СЕМИРАЗОВОЙ МОЛИТВЕ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ… http://alexandrtrofimov.ru/?p=766
В ней дается историческое и богословское обоснование необходимости этой молитвы. Сейчас, в условиях карантина православным людям совсем не сложно включиться в этот молитвенный ритм.
Присоединяйтесь к ежедневной семиразовой молитве, рассылайте текст статьи и сообщения о ней своим друзьям и знакомым.
***
Святейший Патриарх Кирилл благословил молитву, которую уже произносят за богослужением во всех православных храмах, ее можно присоединить к семиразовой молитве:
МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВРЕДОНОСНОГО ПОВЕТРИЯ ЧТОМАЯ
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Александр Трофимов

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

СЧЕТЧИК