Главная

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. МАРТ 2024 Г. ДЕНЬ ЗА ДНЁМ. 7 МАРТА

7 марта 321 г. – Император Константин Великий (272-337) провозгласил Воскресенье днем отдыха.

Сегодня во всем мире воскресенье является официальным выходным днем благодаря тому, что Римский император Константин Великий 7 марта 321 г. впервые воскресенье объявил днем отдыха. Ранее, именно в этот день, восемью годами ранее, он впервые разрешивший свободное исповедание христианства.
На этот день рынки должны были закрываться, а государственные учреждения – прекращать всякую деятельность за исключением операций по освобождению рабов. Никаких ограничений на земледельческие труды, в которых принимало участие большинство населения, не налагалось.
До эдикта Константина граждане Римской империи отмечали в этот день – «день Солнца». Отголосок этой традиции сохранился в современном названии воскресенья в ряде европейских языков. Константин изменил традицию. А причиной тому послужил сон: накануне важнейшей битвы ему приснился крест на солнце и надпись, которая обещала победу с этим знаком.
Сон оказался вещим, Константин действительно одержал победу. Потому-то император запретил физический труд в воскресенье и посвятил его Господу. С тех пор в христианских странах воскресный день считается праздником – днем, когда верующие обычно посещают церковь. В некоторых странах, в которых официальной религией является Ислам, а также в Израиле, воскресенье является обычным рабочим днем.

***

7 марта 1573 г. – Иван Фёдоров основал во Львове первую типографию.
Во Львове, куда Иван Фёдоров приезжает в конце 1572 г., московский печатник решительно настроен на открытие типографии. Но на запуск «друкарни» нужно много денег, найти которые Фёдорову было очень непросто. Богатые купцы ему в спонсировании отказывают. В конце концов несколько простых небогатых горожан, среди которых Семён Седляр да священник Онуфриевской церкви Леонтий, помогают ему и выделяют необходимые средства. У Семена Седляра, жившего на Подзамчье, Фёдоров и поселился на первое время. Когда необходимые деньги на открытие типографии были найдены, печатник снял помещение в доме бондаря Адама Торека.
Именно в этом доме, вероятнее всего, и была открыта львовская типография Ивана Фёдорова. 15 февраля 1574 г. «москвитин» заканчивает здесь печать «Апостола», в целом повторяющего московское издание. Львовский «Апостол» 1574 г. считается первой украинской точно датированной печатной книгой. Одновременно с «Апостолом» Фёдоров печатает и первый кириллический учебник грамоты – «Азбуку».

***

7 марта / 25 февраля 1590 г. – В русском лагере близ Нарвы (у Ивангорода) подписано предварительное перемирие между Швецией и Русским государством сроком на год. России передавались города Ям, Ивангород и Копорье.

***

ТЕРРИТОРИЯ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ НА ОТКРЫТКАХ КОНЦА 19-ГО ВЕКА
7 марта / 25 февраля 1605 г. – Киево-Печерский монастырь возвращен Православной Церкви.

Киево-Печерский монастырь возник в первой половине XI века, когда в пещерах, получивших позже название Дальних, обосновались первые монахи. Вскоре они возвели здесь деревянную церковь Богородицы. Часть братии, ввиду тесноты переселилась в другие пещеры, названные затем Ближними. В 1062 г. на поле, подаренном монастырю князем Изяславом Ярославичем, была сооружена Успенская деревянная церковь. В 1073-1078 гг. вместо нее построили каменный Успенский собор (не сохранился). В конце XVI века Киево-Печерский монастырь подвергался опасности со стороны польского правительства, требовавшего, чтобы православные церкви и монастыри признали власть униатов.
Митрополит Михаил Рогоза, предававший Православие, после Брестского собора выхлопотал у короля повеление, чтобы этот монастырь был передан непосредственно в его ведение. Были назначены люди, которые должны были привести королевское повеление в исполнение, но Печерская братия не пустила их в обитель. В 1598 г. безуспешно закончилась и вторая попытка завладеть монастырем. А в 1605 г. произошло историческое событие – архимандрит Елисей (Плетенецкий) получил грамоту от польского короля Сигизмунда III Вазы, дававшую ему разрешение на управление Лаврой.

***

7 марта / 25 февраля 1609 г. – Подавлен заговор русских бояр с целью свергнуть с престола Василия Шуйского.
В этот день в Москве в обстановке всеобщей государственной нестабильности потерпела крах попытка группы бояр низложить царя Василия Шуйского. Заговор возглавили московские дворяне – князь Роман Гагарин и Тимофей Грязной.
Заговорщики ворвались в Кремль, требуя «царя Василия переменити», поскольку тот «чрез происки взошел на престол» и «от неразумного его правления проливается кровь в междоусобиях».
Опасаясь насилия, члены думы не слишком спорили с мятежниками. Когда толпа двинулась из дворца на площадь, они воспользовались суматохой и разбежались по своим дворам. Но, несмотря на старания, заговорщикам не удалось спровоцировать восстание столичного посада.
Царь успел вызвать отряды верных ему войск из лагеря на Ходынке. Когда заговорщики бросились к царской резиденции, чтобы арестовать Шуйского, момент был упущен. Видя, что широкой поддержки у них нет, заговорщики бежали в Тушино, где в то время находился лагерь Лжедмитрия II.
В результате неудавшегося мятежа Василий Шуйский остался на престоле, хотя и ненадолго…

***

7 марта 1613 г. – Из Москвы разосланы по городам грамоты с известием об избрании Михаила Романова русским царем. Одновременно была разослана и крестоцеловальная запись. Через неделю стали поступать ответы о принесении жителями городов присяги государю.

***

7 марта 1654 г. – Послы гетмана Хмельницкого получили в Москве жалованную грамоту «восточного царя православного» о принятии Украины в свое подданство, что отвечало решению и просьбе Переяславской Рады от 8 января 1654 г.

***

7 марта 1768 г. – По договору России и Речи Посполитой на её территории уравнены в правах православные и католики.
Православные русские (малороссы и белорусы), оставшиеся еще в Польше и после воссоединения Малороссии с Россией, стали обращаться к русскому правительству с жалобами на свое бесправное положение и с просьбами о помощи. Императрица Екатерина II сочла своим долгом вмешаться. Варшавский договор 1768 г. между Россией и Речью Посполитой о союзе и гарантиях продиктовала российская сторона. Согласно заключенному договору, Россия гарантировала существовашие законы, конституцию и форму правления Речи Посполитой, как и то, что господствующей религией в Польше остается католицизм, а польским королем может стать только католик. С другой стороны, договор гарантировал равные права православных с католиками, а все польские законы и статьи Конституции, направленные ранее против некатоликов, считались недействительными. Варшавский договор лишил польских дворян права применять смертную казнь по отношению к крепостным крестьянам. Заключение договора стало возможным вследствие нараставшего влияния России на слабевшую Польшу.

***

7 марта 1784 г. – Екатерина II в письме московскому генерал-губернатору Захару Григорьевичу Чернышеву дала согласие на строительство у Бутырской заставы каменного тюремного замка вместо существовавшего деревянного острога. К письму прилагался общий план будущей тюрьмы.
Здание тюрьмы было спроектировано выдающимся московским архитектором Матвеем Казаковым. Бутырский замок имел 4 башни: «Пугачёвская» (до 1775 г. – Южная), «Полицейская», «Северная», «Часовая». В центре Бутырского губернского тюремного замка в 1782 г. был построен Покровский храм, также по проекту Казакова. С 1868 г. заведение было центральной пересыльной тюрьмой, через которую ежегодно проходило порядка 30 тыс. человек. Нынешнее здание тюрьмы было построено в 1879 г. При тюрьме действовали столярные, переплётная, сапожная, портняжная мастерские, а также мастерские по изготовлению венских стульев и выжигания по дереву. Также был организован Сергиево-Елисаветинский приют для жён и детей, добровольно следующих за ссыльными в Сибирь.

***

7 марта 1792 г. – Указом Императрицы Екатерины II начальником управления Черноморского флота в Николаеве назначен адмирал Николай Семенович Мордвинов (1755-1845). Командовал управлением с 1792 по 1799 гш. (с 1794 г. в Николаеве).

Сын адмирала С. И. Мордвинова, один из организаторов Черноморского флота, председатель Черноморского адмиралтейского правления (1792–1799), первый морской министр Российской империи (в 1802), председатель Вольного экономического общества (1823-1840), англоман, владелец Новониколаевки в Байдарской долине и усадьбы Мордвиново. Сенатор (1802).
Н. С. Мордвинов – видный сторонник протекционизма, автор значимых трудов по экономике, финансовой политике, сельскому хозяйству, банковскому делу. Поклонник английской политической системы, Н. С. Мордвинов имел репутацию самого либерального человека в царском правительстве и пользовался большим авторитетом среди декабристов. Наравне со Михаилом Сперанским, в случае успеха восстания, декабристы рассчитывали ввести в состав Временного правительства Н. С. Мордвинова. «Мордвинов заключает в себе одном всю русскую оппозицию», — писал о нём Александр Пушкин.

***

7 марта 1803г. – Умерла Прасковья Ивановна Ковалёва-Жемчугова (1768-1803). Русская актриса и певица, крепостная графов Шереметевых.

Прасковья Ковалёва-Жемчугова родилась 31 июля 1768 г. в деревне Березники Ярославской губернии. Росла в семье крепостного кузнеца. В семь лет девочка была взята на воспитание княгиней Марфой Долгорукой в подмосковную усадьбу Шереметевых – Кусково. Прасковья хорошо пела, её готовили для службы в крепостном театре Шереметевых. Она научилась играть на клавесине и арфе, говорила по-итальянски и по-французски.
Дебют Прасковьи Ковалёвой, получившей псевдоним Жемчугова, на сцене театра состоялся в 1779 г. Он сыграла роль служанки в опере Гретри «Опыт дружбы». Вскоре она начинает играть главные роли в театре. Блестящая актриса и певица, обладающая прекрасными драматическими данными и лирическим сопрано, Жемчугова стала настоящим украшением театра графа Николая Петровича Шереметева – страстного любителя искусства. Одну из лучших своих ролей Прасковья сыграла в спектакле «Браки Самнитян». Спектакль был настолько известен, что его посетила даже Екатерина II.
В 1797 г. граф Шереметев по делам службы переехал в Петербург. Вместе с ним переехала и часть его труппы, в том числе Прасковья Жемчугова. Между актрисой и графом вспыхнули чувства, который привели к тому, что в ноябре 1801 г. влюблённые тайно обвенчались в церкви Симеона Столпника в Москве. Николай Шереметев дал вольную всей семье Ковалёвых и Прасковье Ивановне, которая стала официально графиней Шереметевой.
Через 2 года молодая графиня родила сына Дмитрия. Никогда не отличавшаяся хорошим здоровьем, после родов Прасковья почувствовала себя хуже обычного. У неё произошло обострение туберкулёза.
Прасковья Ивановна Ковалева-Жемчугова скончалась 7 марта 1803 г. В память о жене Николай Петрович Шереметев построил в Москве Странноприимный дом. В настоящее время в этом здании размещается Институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского.

***

7 марта 1814 г. – В сражении при Краоне (Пикардия, Франция) 40-тысячная французская армия под командованием Наполеона (в бою 29400, 120 орудий) сошлась почти со 100-тысячной армией союзников под командованием фельдмаршала Гебхарда Блюхера и генерал-лейтенанта Михаила Семёновича Воронцова (в бою 21200, 84 орудия).
Блюхер укрепился на возвышенности близ Краона, которая была захвачена корпусами маршалов Виктора и Нея в штыковой атаке. Сражение при Краоне считается самым кровопролитным в кампании 1814 г. в процентном соотношении потерь от числа участников. Русские войска потеряли около 5 тысяч человек убитыми и ранеными, французы – 8 тысяч. У французов было много новобранцев, поэтому генералы и маршалы лично вели их в атаку. Были серьёзные ранены маршал Виктор (это сражение стало для него последним), генералы Груши, Нансути, Лаферьер и ещё 4 генерала. У русских в атаке получил смертельное ранение генерал-майор Сергей Николаевич Ланской, погиб генерал-майор Сергей Николаевич Ушаков и единственный сын генерала Павла Александровича Строганова 19-летний Александр (ему ядром оторвало голову). Отряд М.С. Воронцова стойким сопротивлением сдержал натиск Наполеона (корпуса Нея и Виктора) и тем самым дал возможность основным силам маршала Блюхера отойти к Лану. За это сражение Воронцов был пожалован орденом Святого Георгия 2-й степени.

***

7 марта 1833 г. – А. С. Пушкин писал своему другу Павлу Нащокину: «Заботы о жизни мешают мне скучать. Но нет у меня досуга, вольной холостой жизни, необходимой для писателя. Кружусь в свете, жена моя в большой моде – все это требует денег, деньги достаются мне через труды, а труды требуют уединения».

***

7 марта 1875 г. – Родился французский композитор Морис Равель (1875-1937).
Выдающийся французский композитор. Дирижер. Реформатор музыки XX века. Вошел в историю как один из ведущих представителей музыкального импрессионизма. Его открытия в области гармонии, ритма, лада и оркестровки привели к новым стилистическим течениям в музыке.

Морис Равель родился 7 марта 1875 г. в городе Сибур, Франция. Музыкальные способности обнаружились у него очень рано. В возрасте семи лет начал заниматься фортепиано и гармонией. В возрасте четырнадцати лет поступил в Парижскую консерваторию. Уже в студенческие годы создал талантливые произведения.
Многое композитор воспринял от музыки Эммануэля Шабрие, Эрика Сати, Клода Дебюсси, а также русских композиторов Александра Бородина, Николая Римского-Корсакова, Модеста Мусоргского. Известность Равелю принесло в 1899 г. произведение «Павана на смерть инфанты», а еще через два года создал фортепианный цикл «Игра воды», который сыграл революционную роль в развитии французской фортепианной школы.
Непревзойденный мастер оркестра, Равель создал замечательные образцы в различных жанрах. Композитора привлекали старинный и современный танец, джазовые ритмы и особенно испанская музыка. Такими шедеврами стали «Испанская рапсодия», опера «Испанский час», «Благородные и сентиментальные вальсы», «Дитя и волшебство» и другие. Равель является автором оркестрового переложения «Картинок с выставки» Мусоргского.
Музыка Мориса Равеля сочетает тонкую колористичность с мелодичностью линий, звукопись с ритмической определенностью, строгостью форм. Композитор упростил изложение музыкальной мысли, но остался верным классическим идеалам: ясности стиля, чувству меры и красоты.
Во время Первой мировой войны Равель ушел добровольцем на фронт, где не переставал сочинять. Результатом стали глубоко драматические произведения, одно из которых: фортепианный концерт для левой руки, написанный по просьбе Петра Витгенштейна, потерявшего на фронте правую руку. Погибшим друзьям посвятил фортепианную сюиту «Гробница Куперена».
В 1920-х гг. Равель знакомится с русским постановщиком Сергеем Дягилевым, ставящим в Париже «Русские сезоны». Специально по его заказу ставится балет на музыку Равеля «Дафнис и Хлоя» с Вацлавом Нижинским в главной партии. Тогда же Морис много гастролирует по странам Европы и Америки: дает концерты как пианист и дирижер, исполняя преимущественно свои сочинения. Всюду его встречал восторженный прием благодарных почитателей.
Все это происходит во время работы Мориса над самым известным его произведением «Болеро». В нем композитор пытался соединить классические традиции с ритмами испанской музыки. Замысел и заказ этого произведения принадлежит знаменитой балерине Иде Рубинштейн. На сцене парижской «Гранд-Опера» 22 ноября 1928 г. состоялась премьера «Болеро». Популярность этого сочинения не имеет границ. Его триумфальное шествие по концертным эстрадам мира началось сразу же после театральной премьеры. Оно вошло в репертуар подавляющего большинства оркестров и дирижеров мира. Знаменитая русская балерина Анна Павлова включила «Болеро» в свой репертуар.
Начиная с 1933 г. Равель страдал от серьезного неврологического заболевания, ставшего, возможно, последствием черепно-мозговой травмы, которую получил в автокатастрофе. Последним произведением тяжело больного композитора были «Три песни» к первому звуковому фильму «Дон Кихот», написанные для русского певца Федора Шаляпина.
Морис Равель скончался 28 декабря 1937 г. в Париже после неудачно проведенной операции на головном мозге, предпринятой с целью лечения афазии. Похоронен великий композитор на кладбище парижского пригорода Леваллуа-Перре.

***

7 марта 1878 г. – Родился русский живописец Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927). Академик живописи Императорской Академии художеств (с 1909 г.). Член Ассоциации художников революционной России (с 1923 г.). Портретист, театральный художник и декоратор, иллюстратор и оформитель книг.

Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 г. в Астрахани. Отец преподавал в духовной семинарии, однако скончался, когда ребенку не исполнилось и двух лет. Мать осталась вдовой в двадцать пять лет и содержала четверых детей. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. В 1887 г., побывав на выставке художников-передвижников, твердо решает посвятить свою жизнь изобразительному искусству. По окончании духовной семинарии Борис поступает в 1896 г. в Высшее художественное училище при Академии художеств. Здесь обучается в мастерской Ильи Ефимовича Репина, пишет много портретов и картин с натуры.
В 1901 г. Илья Репин приглашает талантливого ученика для совместной работы над картиной «Заседание Государственного Совета». После этого, Борис Кустодиев, живший в Санкт-Петербурге и Москве, регулярно путешествует по провинции. Особенно любил посещать города и села на Верхней Волге. Именно здесь мастер черпал вдохновение и находил типажи для своих работ, так называемой, «волжской серии».
В ноябре 1903 г. Кустодиев окончил Академию художеств с золотой медалью и отправился сначала во Францию, потом в Испанию. Вернувшись из заграничного турне, Борис купил под Кинешмой землю и своими руками построил дом. Свою дачу–мастерскую называл «Теремом». Именно в это время начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Художник захотел уйти от репинского реализма, больше не подражать учителю, писать не с натуры, а исходя из собственных представлений о русской красоте. Мастер восторгался народными гуляньями, ярмарками, вдохновлялся лубочными изображениями.
В 1904 г. Кустодиев стал учредителем Нового общества художников. Через год начал увлекаться графикой, работал карикатуристом в журналах «Жупел», «Адская почта», «Искры». Проиллюстрировал «Шинель» Николая Гоголя, изданную в 1905 г. В это же время Кустодиев начал работать в Мариинском театре помощником декоратора Головина.
В 1907 г. Борис Михайлович вступил в Союз русских художников. Через два года в 1909 г. стал академиком живописи, а с 1912 г. – вошел в Совет Академии художеств.
Кустодиев занимался оформлением книг, начал рисовать плакаты, календари. Иллюстрировал и «Сказки Пушкина», и сборники в духе «Ленин и юные ленинцы». Рисовал эскизы для оформления революционных праздников и манифестаций. Продолжал сотрудничать с театрами: в начале 1920-х гг. создал декорации к операм «Царская невеста» для Большого оперного театра Народного дома, «Снегурочка» для Большого театра, «Вражья сила» для Мариинского театра. В 1925 г. в Московском Художественном Академическом Театре поставили «Блоху» Евгения Замятина, декорации к которой рисовал Кустодиев.
Через четыре года художник в результате паралича оказался инвалидом, но, несмотря на это, продолжал много работать, успешно сочетая работу живописца с книжной иллюстрацией, литографией, скульптурой, сценографией. За год до смерти Кустодиев завершил работу над картиной «Русская Венера». Врачи разрешали ему работать всего несколько часов, так что на «Венеру» у художника ушел почти год.
Великий русский художник Борис Михайлович Кустодиев умер 26 мая 1927 г. в собственной мастерской в Санкт-Петербурге. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В 1948 г. прах и памятник перенесены на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

***

7 марта 1881 г. – Началось производство «Жигулевского» пива.

В 1881 г. согласно «Московским новостям», начинается производство «Жигулевского» пива. Начало пивоварению в Самаре положил австрийский дворянин Филипп фон Вакано в середине XIX века.
Его сын Альфред расширил дело, и в 1879 г. Самарская городская дума сдала ему в аренду на 99 лет участок земли на берегу Волги. В 1881 г. пивоваренный завод начинает давать продукцию. В 1913 г. он будет третьим в списке крупнейших пивзаводов России. С началом Первой мировой войны Альфред фон Вакано по подозрению в шпионаже в пользу Австро-Венгрии будет отправлен в ссылку. Производство пива в то время в связи с введением сухого закона будет прекращено и восстановится уже при советской власти. Называется выпускаемое заводом пиво в то время «Венским». «Жигулевским» оно станет в 1934 г., когда посетивший Самару нарком пищевой промышленности А. И. Микоян побывает на пивзаводе и спросит, почему понравившееся ему пиво носит такое буржуазное название. Позже будут заменены и другие немецкие названия сортов пива: «Мюнхенское» станет «Украинским», «Пильзенское» – «Рижским».

***

7 марта 1906 г. – В начале шестого часа дня служащие банка Московского купеческого общества взаимного кредита, находившегося на Ильинке, в Рыбном переулке, закончили работу и спокойно подводили итоги дневных операций. Но тут размеренную жизнь финансового учреждения нарушили полтора десятка молодых людей с револьверами в руках, которые ворвались в банк.
Очень скоро выяснилось, что это не банальные бандиты, а идейные, поскольку они кричали: «Ни с места во имя революции!». Так что получился не грабеж, а экспроприация. А поскольку революция важнее жизни, то экспроприаторы водрузили на стол жестяную коробку и объявили, что там находится бомба. Они не блефовали. Уже после их ухода в швейцарской были найдены три жестяные коробки, оказавшиеся адскими машинами, приготовленными из так называемого гремучего студня. Этот студень был любимым орудием эсеровского террора. Нападавшие забрали из двух корзин 5 тысяч рублей золотом и 870 тысяч рублей кредитными билетами, сложенными в пачки по 10 тысяч рублей каждая. Из похищенных денег до 400 тысяч рублей они сложили в принесенный с собой мешок, около 150 тысяч рублей завернули в бумагу, а остальное разместили по своим карманам. Сумма в 875 тысяч стала рекордной для ограблений в России. И говорят, что если пересчитать те рубли на нынешние, то ограбление Московского купеческого общества взаимного кредита до сих пор остается непревзойденным достижением. Грабители благополучно скрылись, но оказалось, что банкиры заведомо переписали номера купюр. Поэтому тратить их даже за границей оказалось весьма опасно. На этом погорел один из грабителей – Беленцов, которого задержали в Швейцарии во время пьяного дебоша и обнаружили у него купюры, номера которых совпали с похищенными. Оказалось, что эсеры ограбили банк, а Александр Беленцов (носивший среди своих кличку Казак) ограбил товарищей по партии. Тайно прихватив пакет с 230 тысячами рублей, он улизнул от товарищей и отправился в Швейцарию. А там принялся пить горячительное, гулять по бабам и сорить деньгами. Что его и сгубило. Швейцарские власти Беленцова выдали России. 18 апреля 1907 г. он скончался в Московской тюремной больнице.

***

7 марта 1917 г. – Император Николай II выехал из Петрограда в Могилев.

В последние годы своего царствования император-страстотерпец Николай II проводил в Могилеве больше времени, чем в Петербурге. Обязанности Верховного главнокомандующего, принятые им на себя, требовали его почти постоянного пребывания в Ставке. Так и получилось, что фактически последней столицей империи стал Могилев – город, где находилась царская Ставка.
В августе 1915 г. Николай II принял на себя звание Верховного Главнокомандующего, отстранив от этой должности великого князя Николая Николаевича. Решение это мотивировано было многими обстоятельствами.
Прежде всего здесь сыграло роль желание государя прекратить разделение государственной власти, все более ширившееся с начала войны. Об этом положении, создавшемся вследствие чуть ли не враждебного отношения Ставки к правительству и правительства к Ставке, можно найти упоминания во многих мемуарах деятелей того времени. (Каждый, естественно, видел ситуацию со своей колокольни и со своей колокольни о ней судил.) Например, генерал А. Д. Бубнов, наблюдавший происходящее с «колокольни Ставки», впоследствии писал в своих воспоминаниях: «Оба органа верховной власти: правительство в столице и верховное командование в Ставке, если и не вступили сразу же после начала войны в открыто неприязненные отношения, то во всяком случае, вместо тесного единения, начали подозрительно относиться друг к другу. В Ставке стали прислушиваться и приглядываться к тому, что говорят и делают в столице, то есть в правительственных и придворных кругах, а в столице стали гадать и наблюдать за тем, что думает и предпринимает Ставка. При этом тесного единения не было не только между гражданским управлением государством и верховным командованием, но не было его и в чисто военной сфере, ибо военный министр, на котором лежала громадная и ответственная задача снабжения и укомплектования армии, не был подчинен Верховному Главнокомандующему».

***

7 марта 1918 г. – Газета «Правда» сообщила, что Совнарком дал указание установить радиостанции почти в сорока городах Республики. В кратчайший срок они стали действовать, принимая сообщения из Москвы, Петрограда и некоторых зарубежных стран. Информация, записанная радистами, публиковалась в местных газетах под заголовком «Радиосообщения», а также на специальных плакатах, которые вывешивались на площадях, железнодорожных вокзалах, пристанях и так далее. («Правда, 1918, 7 марта).

***

7 марта 1919 г. – В послереволюционной Москве умерла от голода Мария Александровна Пушкина (Гартунг Мария Александровна; 1832-1919), старшая дочь Александра Сергеевича Пушкина и Натальи Николаевны Пушкиной, урожденной Гончаровой.

Мария Пушкина родилась 31 мая 1832 г. в городе Санкт-Петербург. Пушкин старшую дочь очень любил. Она часто упоминается в его письмах. Ранние годы детства Мария провела в Полотняном Заводе, в деревенском приволье – ее увезли из Петербурга, когда ей было пять лет. Много времени она проводила в играх на свежем воздухе. Училась сидеть в седле, брать лошадь в поводья. У нее на всю жизнь, до глубокой старости, сохранилась прямая и гордая осанка. Не меньше времени отнимали и серьезные занятия: игра на фортепьяно, вышивание, чтение, уроки грамматики.
По возвращении в столицу (в 1839 г.) с Мари и ее братьями серьезно занималось несколько педагогов, рекомендованных друзьями отца. Мари делала большие успехи в фортепьянной и шахматной игре, рисовании и рукоделии, изучении иностранных языков.
В 1852 г. она была пожалована во фрейлины и состояла при жене Императора Александра II. Посещала вечера, балы и приемы.
Замуж вышла в 1860 г., за генерал-майора Леонида Гартунга, управляющего Императорскими конными заводами в Туле и Москве, человека глубоко порядочного и благородного. Их гостеприимный щедрый дом, где часто устраивались музыкальные вечера и «чайные балы», становится известен в округе. На одном из губернских балов в 1861г. в Туле с ней знакомится Лев Николаевич Толстой. Дочь поэта настолько поразила творческое воображение Толстого, что он отобразил ее внешние черты в облике любимой героини своего знаменитого «семейного романа» – Анне Карениной.
Судьба и жизнь Марии Александровны в дальнейшем складывалась не менее трагично, чем у героини Толстого. Супруг застрелился в 1877 г., будучи опутанным интригами и отданным под суд. Детей у них не было. После смерти мужа Мария Александровна осталась практически без средств к существованию. Она подолгу гостила у своих сводных сестер Ланских – Софьи и Елизаветы. Помогала воспитывать племянников овдовевшему старшему брату Александру и несколько лет прожила в его большой и дружной семье. Она всегда была весела, остроумна, любила общество молодежи и детей.
В Москве Мария Александровна была почетным попечителем и председателем первой Общественной библиотеки имени Пушкина. Она прожила длинную и достойную жизнь.
Мария Александровна Пушкина скончалась 7 марта 1919 г. в возрасте 86 лет в Москве, по некоторым свидетельствам – от голода.

***

7 марта 1921 г. – Войска под командованием М. Тухачевского начали обстреливать Кронштадт, восставший против большевиков.

Среди требований восставших: обеспечение свободных перевыборов Советов, свобода слова и печати для рабочих и крестьян, свобода собраний, профсоюзов и объединений крестьян, освобождение политзаключенных, реализация лозунга «землю-крестьянам», разрешение кустарного производства собственным трудом. Руководитель восстания С. Петриченко позднее писал: «Стоя по пояс в крови трудящихся, кровавый фельдмаршал Троцкий первый открыл огонь по революционному Кронштадту, восставшему против владычества коммунистов для восстановления подлинной власти Советов». Лишь через 10 дней, благодаря применению тактики расстрела отступающих заградительными отрядами и стягиванию большого количества войск, правительству удалось разбить кронштадтцев.

***

7 марта 1925 г. – Умер Георгий Евгеньевич Львов (1861-1925).
Российский государственный деятель. Во время Февральской революции 1917 г. назначен императором Николаем II главой Временного правительства: фактически главой государства. Являлся председателем первого Временного правительства и министром внутренних дел России.

Георгий Львов родился 2 ноября 1861 г. в Дрездене, Германия. Происходил из рода Рюриковичей, потомков ярославских удельных князей. Его отец, Евгений Владимирович являлся помещиком Тульской области, а мать, Варвара Алексеевна из мелкопоместных дворян. В 1881 г. юноша окончил частную Поливановскую гимназию в Москве и через четыре года юридический факультет Московского университета.
Работая в судебных и земских органах Тульской области, он очень скоро завоевал широкую известность как земский деятель; председатель Тульской земской управы, участник земских съездов. Совмещал общественную деятельность с управлением собственным имением Поповка в Алексинском уезде Тульской области.
В 1904 г., в начале Русско-японской войны, избран Главноуполномоченным общеземских организаций по оказанию помощи больным и раненным воинам. Выезжал в Манчжурию в составе комиссии земских организаций для создания медицинских пунктов для русских солдат.
С начала ХХ века Львов являлся одним из лидеров оппозиционного либерального земского движения, выступавшего за ограничение самодержавия. Входил в состав нелегальной леволиберальной земской организации «Союз освобождения», участвовал в земских съездах 1904-1905 гг. В мае 1905 г. Георгий Евгеньевич входил в делегацию земских организаций, принятую императором Николаем II. Земцы передали царю обращение с просьбой созвать в России представительный орган власти: парламент.
Во время революции, с 1905 по 1907 гг. Георгию Львову дважды предлагали войти в состав правительства в качестве министра земледелия. В ноябре 1905 гг. с таким предложением к нему обращался председатель Совета министров Сергей Витте, а в июле 1906 гг. Петр Столыпин. Однако соглашения достигнуто не было.
В 1906 г. Георгий Львов избран депутатом Первой Государственной Думы от блока кадетов и октябристов Тульской области. Тогда же вступил в Партию народной свободы, являлся членом партийной фракции в Думе. После досрочного роспуска парламента политик участвовал в совещаниях оппозиционных депутатов, однако не подписал Выборгское воззвание: призыв депутатов к организации в России акций гражданского неповиновения. После 1906 г. прекратил членство в кадетской партии.
С 1907 г. Львов участвовал в благотворительных мероприятиях земств по оказанию помощи голодающим и малоимущим погорельцам. Также ездил на Дальний Восток для ознакомления с бытом переселенцев из центральных областей Европейской России. В 1909 г. совершил поездку в Канаду для изучения переселенческого дела.
Георгий Евгеньевич с 1912 г. входил в московский комитет Прогрессивной партии, где лидерами выступали крупные предприниматели: Иван Ефремов, Александр Коновалов, Павел Рябушинский. Через год избран на должность городского головы Москвы от оппозиционной группы гласных депутатов, однако оказался не утвержден министром внутренних дел Николаем Маклаковым и в должность не вступил.
С 30 июля 1914 г. на протяжении трех лет Георгий Львов возглавлял Всероссийский земский союз помощи больным и раненым воинам: крупнейшую общественную организацию, занимавшуюся медицинской помощью и снабжением армии в годы Первой мировой войны. Союз выступал посредником при распределении заказов Военного министерства на изготовление интендантского имущества и части вооружения.
В июле 1915 г. организация объединилась со Всероссийским союзом городов в единый Главный по снабжению армии комитет Всероссийских земского и городских союзов: Земгор. Земгор имел собственные отделения в большинстве областей России, а также на каждом из фронтов. В области политики Земгор находился в оппозиции правительству и примыкал к Прогрессивному блоку в IV Государственной думе.
В сентябре 1915 г. земские съезды выступили с требованием к императору Николаю II создать «правительство доверия» из деятелей либеральной оппозиции, а в декабре 1916 г. – правительство, ответственное перед Государственной думой. Тогда же кандидатура Георгия Львова предлагалась Прогрессивным блоком на пост министра внутренних дел, а затем на пост председателя правительства. В оппозиционных кругах Львова в этот период называли «некоронованным королем всех общественных организаций».
Георгий Львов с 15 марта по 20 июля 1917 гг. занимал посты председателя первого Временного правительства и министра внутренних дел России. В ходе Февральской революции 15 марта 1917 г. утвержден председателем кабинета министров решением Временного комитета Государственной думы при согласии Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. В тот же день император Николай II вместе с отречением от престола подписал указ о назначении Львова председателем Совета министров России: фактически назначив Главой государства.
В ходе кризиса Временного правительства в апреле 1917 г. Георгий Львов выступил за коалицию с социалистами, вследствие чего кабинет покинули министры-либералы Павел Милюков и Александр Гучков. В июле этого же года, после второго правительственного кризиса, последовавшего за провалом июньского наступления Русской армии и попыткой вооруженного захвата власти большевиками, Львов ушел в отставку, после чего удалился в Оптину пустынь. Пост главы кабинета занял военный и морской министр Александр Керенский.
Георгий Евгеньевич, после прихода к власти большевиков в октябре 1917 г. переехал в Тюмень. В феврале 1918 г. оказался арестован советскими властями и перевезен в Екатеринбург, где три месяца находился в тюрьме. Накануне суда освобожден и смог бежать в Омск, занятый в тот момент частями Чехословацкого корпуса. В октябре 1918 г. получил дипломатические полномочия от Временного Всероссийского правительства Петра Вологодского. Выехал в Соединенные Штаты Америки для ведения переговоров о помощи антибольшевистскому движению в России, встречался с президентом Томасом Вудро Вильсоном, однако никаких договоренностей в ходе их переговоров достигнуто не было.
С конца 1918 г. Львов проживал в Париже. По июнь 1919 г. участвовал в работе Русского политического совещания: представительства Белого движения за рубежом, организации материального снабжения Северо-Западной армии генерала Николая Юденича и Вооруженных сил Юга России генерала Антона Деникина.
В апреле 1920 г. Львов в Париже открыл Биржу труда для русских эмигрантов, использовал для этого средства Земгора, находившиеся в зарубежных банках. С 1921 по 1925 гг. возглавлял Российский земско-городской комитет помощи российским гражданам за границей, который оказывал материальную помощь русским эмигрантам.
Георгий Евгеньевич Львов скончался 7 марта 1925 г. в Париже. Похоронен на кладбище Батиньоль, а позднее перезахоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

***

7 марта 1928 г. – Родился Владимир Алексеевич Чивилихин (1928-1984). Российский писатель-прозаик. Журналист. Лауреат Государственной премии СССР. Сторонник идей большой древности и «арийского» происхождения славян. Известен своим романом «Память».

Владимир Чивилихин родился 7 марта 1928 г. в городе Мариинск, Сибирский край. Рано остался без отца, который работал главным кондуктором на товарных поездах и погиб на производстве в 1937 г. Ребенок был вынужден рано пойти трудиться и его первым рабочим местом стало железнодорожное депо на станции Тайга. После войны семья переехала в Чернигов.
В 1954 г. Владимир с отличием окончил факультет журналистики Московского государственного университета имени Ломоносова. Получив диплом вуза сначала практиковался в газетах «Гудок», «Вечерняя Москва», «Брянский рабочий», «Углярка», воронежская «Коммуна», черниговская «Деснянська правда» и других, затем почти десять лет работал в «Комсомольской правде». В «Комсомолке» занимал посты литературного сотрудника отдела рабочей молодежи, заместителя секретаря, редактора отдела литературы и искусств, являлся членом редколлегии.
Писатель с 1957 г. начинает активно публиковаться. Среди изданного: документальная повесть «Живая сила», посвященные современникам повести «Про Клаву Иванову», «Елки-моталки», «Над уровнем моря», «Пестрый камень». Широкую известность получили его публицистические очерки «Месяц в Кедрограде», «О чем шумят русские леса?», «Земля в беде», «Шведские остановки». В 1970-е годы Чивилихин поднял актуальный вопрос экологии Байкала в повести «Светлое око Сибири». Одним из самых известных произведений писателя является документальная повесть «Серебряные рельсы», рассказывающая об экспедиции Александра Кошурникова на изыскании трассы железной дороги Абакан-Тайшет.
Последней работой писателя, которую начал еще в 1940-е гг., а закончил за несколько дней до смерти, стал роман-эссе о русской истории «Память», вышедший в трех книгах и завоевавший широкое признание. В этом произведении автор решает вопросы литературного и художественного наследия, рассматривая их в неразрывной исторической цепи времен. Свободное по форме и многоплановое по содержанию, произведение пронизано гражданским чувством, основанным на авторском убеждении, что без знания прошлого нельзя оценить настоящее и понять будущее.
Роман посвящен событиям ХIII века в Центральной Азии, Куликовской и Грюнвальдской битвам, отдельным эпизодам Отечественной войны 1941-1945 гг., памятникам нашей средневековой литературы, русскому зодчеству, эпосу и летописанию, истории земли вятичей. Композиционный и тематический центр романа: героическая семинедельная оборона Козельска в 1238 году.
За заслуги в развитии советской литературы Владимир Чивилихин награжден орденами и медалями, удостоен звания лауреата премии Ленинского комсомола, Государственных премий России и Советского Союза. Книги писателя переведены на многие иностранные языки.
Владимир Алексеевич Чивилихин скончался 9 июня 1984 г. в Москве в возрасте пятидесяти шести лет от инсульта. Похоронен российский писатель на Ново-Кунцевском кладбище столицы

***

7 марта 1936 г. – В нарушение Версальского мирного договора Адольф Гитлер ввёл войска в Рейнскую демилитаризованную зону. Тем самым было положено начало территориальным захватам гитлеровцев в Европе и фактически похоронен Версальский мирный договор, заключенный по окончании 1-й мировой войны.

***

7 марта 1939 г. – Состоялась премьера второй серии художественного фильма «Петр I» (премьера первой серии состоялась 31 августа 1937 года). Производство: Ленфильм. Режиссеры: Владимир Петров, Сергей Бартенев. Сценаристы: Владимир Петров, Алексей Толстой, Николай Лещенко.
В фильме снимались: Николай Симонов, Николай Черкасов, Алла Тарасова, Михаил Жаров, Михаил Тарханов, Константин Гибшман, Виктор Добровольский, Федор Богданов, Николай Литвинов, Ирина Зарубина, Александр Лариков, Петр Кузнецов, Владимир Гардин, Владимир Ершов, Евгений Агеев, Э. Гаррик, Нина Латонина, Анатолий Ржанов, Н. Рошефор, М. Сафронова, Герман Орлов, Н. Корсакпаев.
Исторический фильм о жизни и государственной деятельности преобразователя России XVIII века царя Петра I. Сталинская премия (1941) I степени – Михаил Жаров, Владимир Петров, Николай Симонов.

***

7 марта 1941 г. – Родился знаменитый советский актер Андрей Александрович Миронов (1941-1987). Актёр театра и кино, артист эстрады; народный артист РСФСР (1980).

Андрей Миронов – коренной москвич. Он родился 7 марта 1941 г. Родители ребенка немного схитрили, записав ему другую дату – 8 марта. Мама, Мария Владимировна, говорила, что этот мальчик будет праздничным подарком для женщин. Ее слова оказались пророческими – у ее сына была огромная армия поклонниц, он сам любил многих женщин, и они обожали его. Его родители, Мария Владимировна Миронова и Александр Семенович Менакер, были известными артистами. Они встретились, будучи уже семейными людьми на гастролях в Ростове-на-Дону. Влюбленные не захотели обманывать своих супругов, сразу же расторгнув прежние браки, создали новый союз.
Рождение маленького Андрюши было знаковым, таинство чуть не случилось на театральных подмостках, схватки у Марии Владимировны начались во время спектакля. Родители очень радовались появлению долгожданного малыша. Андрюше было три месяца, когда началась Великая Отечественная война. Театр, где работали его родители, эвакуировали в Ташкент. В этом теплом восточном городе прошло раннее детство будущего актера. В Ташкенте малыш перенес серьезную болезнь, тропическую дизентерию. Болезнь протекала очень тяжело, мама опасалась за жизнь Андрюши. Знакомые помогли достать необходимые лекарства, ребенок пошел на поправку.
Пережив тяжелые военные годы, семья возвращается в Москву. Андрей Менакер становится школьником. В такое неспокойное, опасное, мрачное время, когда государственные органы занимались печально известным «делом врачей», мальчик носил еврейскую фамилию. Любящие родители, желая хоть как-то обезопасить сына, решили сменить его фамилию. С этого времени он становится Мироновым.
У Андрея было счастливое детство. Он был единственным ребенком в семье, ему доставалась вся родительская любовь. Мальчик увлекался футболом, коллекционировал значки, с удовольствием смотрел заграничные «трофейные» фильмы. В школе он считался обычным, средним учеником, при этом был лидером, пользовался авторитетом у одноклассников. Родителей Андрея часто посещали знаменитые писатели – Валентин Катаев, Михаил Зощенко, певец Леонид Утесов, актриса Фаина Раневская.
Лето родители Миронова проводили в подмосковном поселке Пестов, в Доме отдыха для артистов. Здесь можно было встретить писателей, композиторов, известных актеров из МХАТа, других театров. Андрей тоже часто бывал здесь, на него очень влияла атмосфера искусства, которая царила в Доме отдыха. Родители замечали, что их сын растет талантливым, артистичным мальчиком. Видели это и педагоги, часто привлекая Андрея к участию в школьных спектаклях.
О выборе профессии речи не было, Андрей знал, что у него одна дорога – работать на сцене. После окончания школы он подает документы в Щукинское училище, поступает туда. Никакой протекции для сына знаменитых актеров не было. Родители не знали о решении сына и его успехе, в это время они были на гастролях. Члены приемной комиссии даже не догадывались, чей сын пришел на экзамены, ведь он носил широко распространенную фамилию.
Миронов учится с увлечением, упорно осваивает актерское мастерство. По-другому ему, сыну известных родителей, просто нельзя, он должен быть лучшим. Через четыре года он с отличием заканчивает театральный ВУЗ. Талант актера неоспорим и очевиден, он без каких-либо проблем поступает на работу в Театр сатиры. Здесь он и проработает четверть века, отдав этому театру всю свою короткую, но яркую жизнь.
Валентин Плучек, главный режиссер Театра сатиры, высоко оценил талант молодого актера. Миронов сразу стал его любимцем, и это было совсем неудивительно. Яркий, искрометный талант, невероятный темперамент молодого актера мгновенно покорял всех, кто был рядом с Андреем. Даже опытные театралы были поражены высоким профессионализмом новичка. Первые постановки с участием Миронова «Клоп», «Доходное место», «Над пропастью во ржи» ясно показали это.
В те годы попасть на спектакль в Театр сатиры было очень непросто. Появление новой звезды еще более усложнило эту задачу. Завзятые театралы считали большой удачей попасть на постоянный спектакль с участием Миронова, антрепризы в других театрах тоже пользовались бешеной популярностью. Этот актер обладал каким-то удивительным магнетизмом, за его игрой наблюдали, затаив дыхание. Он умел держать зрителя, вести его за собой от начала до конца представления.

ФИЛЬМЫ

Фильмография Андрея Миронова началась с картины Александра Зархи «Мой младший брат». Ее считают первой серьезной работой артиста в кино. Это была роль второго плана, актер играет баскетболиста Юрия, мечтательного, романтичного юношу, каких было немало во времена хрущевской «оттепели».
Затем была комедия «Три плюс два», которая не потеряла своей актуальности и поныне. Этот фильм – невероятно оптимистичная, солнечная картина, приносившая огромные кассовые сборы. Молодые актеры за создание такого шедевра были отмечены руководством – повышением оклада и солидными по тем временам премиями. Здесь Миронову досталась роль одного из «дикарей», он играет ветеринара Романа Любешкина. Актер, которому на то время исполнился 21 год, по сценарию должен был влюбиться в Зою, цирковую актрису (Наталья Фатеева).
Добрый, интеллигентный Роман стесняется своей профессии, из-за которой он уже пережил расставание с любимой девушкой, а зрители горячо ему сочувствуют. На самом деле Миронов по-настоящему влюбился в голубоглазую красавицу Наталью. Их отношения были недолгими, Миронов тяжело переживал расставание со своей любовью.
В фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» Миронову досталась роль Димы Семицветова, продавца комиссионки, частенько торгующего дефицитом из-под полы. Его близким партнером по фильму был Анатолий Папанов, выступающий в роли тестя Димы. И хотя роль Миронова была второстепенной, кинокритики оценили игру актера чрезвычайно высоко.
Многие режиссеры добивались участия Андрея Миронова в создании их фильмов. Его фамилия в титрах была настоящим талисманом, картины с его участием были просто обречены на успех. Уместно вспомнить картину Алексея Коренева «Урок литературы», здесь актеру досталась роль Феликса. Эта картина пользовалась популярностью. В фильме Григория Рошаля «Год как жизнь», актер перевоплощается в молодого Фридриха Энгельса, а Игорь Кваша играет его сподвижника Карла Маркса.
Воспоминания Кваши о съемках этого фильма достойны внимания. Несмотря на серьезность ролей, актеры всегда находили место для доброй шутки, часто разыгрывали друг друга. Дуэт прекрасных актеров, вдохновенно играющих свои роли, сделал фильм востребованным и популярным у широкого круга зрителей.
Комедийный талант Андрея Миронова нашел яркое выражение в фильме «Бриллиантовая рука». В комедии был занят знаменитый комик Юрий Никулин, любимец зрителей Анатолий Папанов, и каждый сыграл свою роль с блеском. Для Миронова этот фильм стал настоящим трамплином к успеху – ведь здесь он демонстрирует свой незаурядный певческий талант. Его песня «Остров невезения» мгновенно разлетелась по стране, став настоящим хитом. С тех пор актер очень часто исполняет песни в фильмах, где он снимается.
Театральная карьера актера часто пересекается с его кинокарьерой. Так, пьеса «Маленькие комедии большого дома», где партнером Миронова был Спартак Мишулин, через небольшой промежуток времени становится популярным телевизионным спектаклем. Зрителями этого талантливого дуэта становилась вся многомиллионная страна.
Главная удача картины – роль, где знаменитый актер выразил самого себя. Это добрый, несколько сумбурный, но удивительно азартный человек, настоящий максималист, не признающий половинчатых, размытых чувств. В его душе живет большая нежность, любовь ко всему живому, которая легко сочетается с неизменной самоиронией. Такие люди редко встречаются в жизни, и таким человеком был сам Андрей Миронов. В этом фильме актер исполнил сольный номер – песню «Кто на новенького».
Участие в фильмах Эльдара Рязанова «Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России» стало для актера знаковым. После их выхода Андрею Миронову присвоили звание Заслуженного артиста РСФСР. Во время съемок последней картины итальянские актеры не уставали поражаться смелостью и бесстрашием Андрея. Все рискованные трюки он проделывал сам, снимался без каскадера.
Э. Рязанов высоко ценил комедийный талант артиста, он мечтал увидеть Миронова в роли Ипполита, однако Андрею хотелось сыграть Лукашина. Но здесь было такое расхождение с действительностью, которым невозможно было пренебречь. В фильме доктор Лукашин сетует, что никогда не пользовался успехом у женщин, чему ни за что не поверил бы советский зритель.
Игра Миронова в отечественных мюзиклах была поистине непревзойденной. «Небесные ласточки», «Соломенная шляпка» с начала своего появления на экране вошли в «золотой фонд» советского кинематографа. Отлично сыграл Миронов и в «Обыкновенном чуде», осчастливив зрителей очаровательной песенкой о бабочке и воробушке.
Дальше была роль харизматичного авантюриста Остапа Бендера в «Двенадцати стульях», участие в картинах «Будьте моим мужем» (Виктор, детский врач), «Мой друг Иван Лапшин» (писатель Ханин). И со всеми этими работами Андрей Александрович справляется блестяще. Критики особенно высоко отмечают его игру в фильме «Мой друг Иван Лапшин», по фрагментам этой картины студентов до сих пор обучают актерскому мастерству.
Жизнь этого удивительного, гениального актера была очень короткой. Первый раз его болезнь проявилась в 1978 г., на гастролях в Ташкенте, в виде кровоизлияния. Доктора поставили диагноз – менингит, через два месяца здоровье пришло в норму. В 80-х гг. его мучил фурункулез, тело и даже лицо было усеяно нарывами, актер испытывал мучительную боль. После сложной операции он восстановился, продолжил работу.
В начале августа 1987 г. умер большой друг Миронова, его партнер Анатолий Папанов. Андрей тяжело переживал его кончину, стоя у гроба, даже просил забрать его с собой. Можно по-разному относиться к этой просьбе, но через 9 дней Андрей, играя роль на рижской сцене в спектакле «Женитьба Фигаро», упал. Через два дня он умер, причиной кончины стало обширное кровоизлияние. Все усилия докторов, до конца боровшихся за жизнь актера, были безрезультатными. Так, на сцене закончилась жизнь великого актера, Андрея Александровича Миронова.

***

7 марта 1942 г. – В блокадном Ленинграде снова пущен трамвай! Пока только грузовой, но для блокадного города это большое событие.

***

7 марта 1944 г. – На вооружение Красной Армии передана танковая колонна имени Дмитрия Донского, созданная на средства верующих. В ее состав входили 19 танков Т-34-85 и 21 огнеметный танк ОТ-34.

***

7 марта 1954 г. – Сборная СССР впервые стала Чемпионом мира по хоккею.

Сборная СССР по хоккею 7 марта 1954 года обыграла команду Канады со счетом 7:2 и впервые в истории выиграла Чемпионат мира. Турнир проходил в шведской столице городе Стокгольм. Для советской команды это был дебютный чемпионат. Канадцы не выдержали высокого темпа, который навязали ей советские хоккеисты и после первого периода счет на табло был 4:0. Во втором отрезке сборная СССР забросила еще три шайбы пропустив одну. В завершающем периоде канадцы смогли забить лишь гол. По итогам турнира, сборная Канады, к тому времени пятнадцатикратные чемпионы мира, взяли лишь серебро. Бронзовые медали завоевала команда Швеции.

***

7 марта 1960 г. – В СССР сформирована первая группа космонавтов из двадцати военных лётчиков.

Ученые и конструкторы космических систем во главе с Сергеем Королевым приступили к решению проблемы пилотируемых космических полетов. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О медицинском отборе кандидатов в космонавты» вышло 5 января 1959 г., а 22 мая 1959 г. появилось постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О подготовке человека к космическим полетам». Критерии отбора: возраст до 35 лет, рост не более 175 сантиметров, вес – до 75 килограммов, отличное здоровье.
Решение о создании Центра подготовки космонавтов было принято 11 января 1960 г. К февралю 1960 г. этап психофизиологического обследования успешно прошли лишь 29 человек.
Первый отряд космонавтов в СССР был сформирован 7 марта 1960 г., когда в Центр прибыли первые двенадцать человек из числа военных летчиков: Иван Аникеев, Валерий Быковский, Борис Волынов, Юрий Гагарин, Виктор Горбатко, Владимир Комаров, Алексей Леонов, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович, Герман Титов и Георгий Шонин.
Летом 1960 г. была выделена группа из шести космонавтов для подготовки к первому полету, юридически оформлена приказом Главкома ВВС №176 11 октября: Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриян Николаев, Павел Попович, Анатолий Карташов и Валентин Варламов. Эта группа продолжила непосредственную подготовку к первому полету человека в космос, однако вскоре по медицинским показателям Анатолий Карташов был заменен Григорием Нелюбовым, а Варламов – Валерием Быковским.
Шесть первых кандидатов в космонавты: Юрий Гагарин, Герман Титов, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович и Валерий Быковский в период декабрь 1960-январь 1961 гг. готовились к первому полету в космос в городе Жуковском. Центр подготовки космонавтов тогда уже был учрежден, но практически еще не работал. Основные тренировки проходили в одном из филиалов Летно-исследовательского института, в лаборатории №47, где находилась модель космического корабля «Восток-3А».
Тренировками космонавтов руководил знаменитый летчик-испытатель Герой Советского Союза Марк Лазаревич Галлай. Когда кто-то из них занимал свое место в «шарике» корабля, Галлай говорил: «Поехали!», – и начиналось воспроизведение штатных и нештатных ситуаций полета. Команда «Поехали!» звучала на каждой тренировке, к ней привыкли. Марк Лазаревич рассказывал потом, что команду эту еще до войны давал на тренировках один из летчиков-инструкторов ленинградского аэроклуба, где учился летать сам Галлай.

***

7 марта 1960 г. – В Тихом океане американский авианосец «Kearsarge» поднял на борт с дрейфующей в Тихом океане баржи четырех советских солдат – Зиганшина, Поплавского, Федорова и Крючковского.
Они держались на барже, угнанной штормом в океан, – без воды и пищи, без связи с берегом 49 дней. (Стойкости и героизму наших солдат посвятил свою первую песню «Сорок девять дней» В. Высоцкий: «…Окончены все переплеты – Вновь служат! – Что, взял океан?! – Крючковский, Поплавский, Федотов, И с ними Зиганшин Асхан!»).

***

7 марта 1963 г. – На встрече с советской интеллигенцией глава СССР Никита Хрущёв предложил поэту Андрею Вознесенскому эмигрировать из страны.

Вознесенский поднялся на трибуну и попытался выступить. Вот как вспоминает об этом выступлении Михаил Ромм:
«Вышел Вознесенский. Ну, тут начался гвоздь программы. Я даже затрудняюсь как-то рассказать, что тут произошло.
Вознесенский сразу почувствовал, что дело будет плохо, и поэтому начал робко, как-то неуверенно.
Хрущев почти мгновенно его прервал – резко, даже грубо и, взвинчивая себя до крика, начал орать на него.
Тут были всякие слова: и «клевета», и «клеветник», и «что вы тут делаете?», и «не нравится здесь, так катитесь к такой–то матери», «мы вас не держим». «Вам нравится там, за границей, у вас есть покровители – катитесь туда!
Получайте паспорт, в две минуты мы вам оформим. Громыко здесь?» – «Здесь». – «Оформляйте ему паспорт, пусть катится отсюда!» Вознесенский говорит: я здесь хочу жить!
– Так. Так вот, пока вы, товарищ Вознесенский, не поймете, что вы – ничто, ничего из вас не выйдет. Вы это себе на носу зарубите: вы – ничто».

***

7 марта 1967 г. – Было принято постановление о переводе рабочих и служащих на пятидневную рабочую неделю.
Постановление 1967 г. «О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями» добавляло к н нерабочим дням 52 субботы. Впрочем, государство уже безболезненно пошло по этому пути: к середине 60-х дефицита рабочей силы не было, и лишние выходные практически никак не отразились на работе заводов. Естественно, трудящиеся отнеслись к брежневской новации положительно.

***

7 марта 1970 г. – Чемпионат по спортивным танцам на льду в Любляне выигрывают Людмила Пахомова и Александр Горшков (СССР).

***

7 марта 1990 г. – Президент СССР М. С. Горбачёв подписал указ о присвоении звания Героя Социалистического Труда выдающемуся спортсмену Льву Ивановичу Яшину.

***

7 марта 2009 г. – Умер Дмитрий Ильич Козлов (1919-2009). Конструктор ракетно-космической техники. Дважды Герой Социалистического Труда. Член-корреспондент РАН. Член-корреспондент АН СССР. Профессор. Доктор технических наук. Являлся Генеральным директором и генеральным конструктором «ЦСКБ-Прогресс».

Дмитрий Козлов родился 1 октября 1919 г. в городе Тихорецк, Краснодарский край. После Гражданской войны, отец Дмитрия приступил к партийной работе на железнодорожном транспорте, и в связи с частыми переездами, Дмитрию пришлось учиться в школах городов Владикавказ, Грозный и Новороссийск. Окончил среднюю школу в 1937 г. в городе Пятигорск. После школы поступил в Ленинградский военно-механический институт.
Во время Великой Отечественной войны 1 июля 1941 г., студент пятого курса института Дмитрий Козлов добровольцем записался в Ленинградское народное ополчение. Принимал участие в боях под Лугой. Получил ранение в бою 10 августа 1941 г. После выздоровления зачислен в ряды регулярной Красной Армии, в 165 отдельный строительный батальон 2 ударной армии на Волховском фронте.
Позже, в ноябре 1943 г., окончил курсы младших лейтенантов. С конца того же года занял должность командира взвода 71 отдельной морской стрелковой бригады на Ораниенбаумском плацдарме. Участвовал в Ленинградско-Новгородской наступательной операции, во время которой 25 января 1944 г. был вторично тяжело ранен.
В мае 1944 г., Козлов вновь вернулся на фронт в качестве командира стрелкового взвода 173 стрелкового полка 90 стрелковой дивизии 21 армии Ленинградского фронта. Принимал непосредственное участие в Выборгской наступательной операции и в боях севернее Выборга, где 12 июля 1944 г., в результате третьего тяжелого ранения лишился левой руки. В сентябре 1944 г. по инвалидности демобилизован.
После демобилизации вернулся в институт и окончил ВУЗ в декабре 1945 г. Вплоть до 1946 г., работал в составе Технической комиссии по изучению трофейной ракетной техники. Затем перешел на работу в КБ завода № 88 имени Калинина, на должность «инженера-конструктора» под руководством Сергея Павловича Королева.
В пятидесятых годах замещал должность ведущего конструктора ракеты Р-5 и Р-7 – ракеты, позволившей обеспечить приоритет СССР в разработке межконтинентальных баллистических ракет и положить начало созданию практической космонавтики.
С 1958 г., Дмитрий Ильич возглавлял развертывание серийного производства ракет Р-7 на самолетостроительном заводе № 1 в городе Самара и организацию на данном предприятии КБ, ставшего впоследствии одним из ведущих в стране по созданию ракетно-космической техники.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 г., за выдающиеся заслуги в создании образцов ракетной техники и обеспечение первого в мире полета человека в космическое пространство Дмитрию Козлову присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Начиная с того же 1961 г., Козлов последовательно работал на руководящих должностях: заместителем Главного конструктора ОКБ-1, первым заместителем Главного конструктора ОКБ-1 и начальником и Главным конструктором филиала № 3.
С 1967 г., являлся первым заместителем Главного конструктора Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения, начальником и Главным конструктором Куйбышевского филиала ЦКБЭМ.
В 1974 г., получил назначение на должность начальника и Главного конструктора Центрального специализированного конструкторского бюро — ЦСКБ, а с 1983 г., работал начальником и генеральным конструктором вышеуказанного ЦСКБ.
С апреля 1996 г., после образования РКЦ «ЦСКБ-Прогресс», Дмитрий Ильич приступил к работе на посту Генерального директора и Генерального конструктора организации. С 2003 г. являлся Почетным генеральным конструктором «ЦСКБ-Прогресс».
Скончался 7 марта 2009 г. Похоронен на Самарском городском кладбище.
В Самаре, рядом с музеем «Самара космическая», 2 октября 2019 г. открыли памятник Дмитрию Козлову в честь столетия со дня его рождения. В церемонии приняли участие губернатор Дмитрий Азаров, родные и близкие Дмитрия Ильича, депутаты Госдумы Леонид Симановский и Владимир Бокк, а также сотни жителей города.

***

7 марта 2014 г. – Открылись XI Паралимпийские зимние игры в Сочи

Зимние Паралимпийские игры 2014 г. в городе Сочи стартовали 7 марта и проходили по 16 марта, где за неделю до этого завершились XXII зимние Олимпийские игры. И, по традиции, по окончании основных Игр на тех же спортивных объектах прошли зимние Паралимпийские игры.
Эти главные спортивные международные соревнования для людей с ограниченными возможностями также проходили под девизом «Жаркие. Зимние. Твои», а официальными талисманами зимних Паралимпийских игр в Сочи стали Лучик и Снежинка, которые были выбраны самими паралимпийцами.
Для нашей страны это был первый опыт проведения Паралимпиады. Так же, как и зимние Олимпийские игры, они впервые прошли на территории России. Вообще зимние паралимпийские игры ведут свою историю с 1976 г., а летние проводятся с 1960 г. Организацией, занимающейся развитием паралимпийского движения в мире, является Международный паралимпийский комитет – МПК.
Начиная с 1992 г., Паралимпиады проходят в тех же городах, что и основные Игры. Они имеют схожие традиции, в частности и Эстафету Олимпийского огня. Но в отличие от основных Игр, Эстафета Паралимпиады короче, и ее маршрут начинается не в греческой Олимпии, а в любом другом месте, определенном организаторами. Начиная с Паралимпийских игр 2014 г., один из этапов Эстафеты огня — британский городок Сток-Мандевиль в графстве Бекингемшир, который считается родиной Паралимпиад.
Паралимпийские игры являются самыми престижными соревнованиями для спортсменов с инвалидностью, отбор на которые проходит в рамках национальных, региональных и мировых состязаний. Но всех паралимпийцев объединяют, прежде всего, их жизненные истории преодоления, воплощающие Паралимпийские ценности — смелость, решимость и вдохновение.
В рамках программы Сочинской Паралимпиады за 9 соревновательных дней было разыграно 72 комплекта медалей в 5-ти Паралимпийских зимних видах спорта: биатлон, горные лыжи, включая пара-сноуборд, соревнования по которому проходили впервые в истории Паралимпийских игр, керлинг на колясках, лыжные гонки, следж-хоккей на льду.
Здесь надо отметить, что соревнования на данных Играх проходят не только в разных видах спорта, но и в разных классах — это спортсмены с нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющие возможность ходить, спортсмены с нарушениями опорно-двигательного аппарата, не имеющие возможности ходить, спортсмены с нарушением зрения.
В Играх в Сочи приняли участие 567 спортсменов-паралимпийцев и еще более 1 000 членов команд из 45 стран мира. Российская паралимпийская сборная, в составе 87 человек, стала самой многочисленной командой из всех представленных на этих Играх.
Первая Паралимпиада для России стала и самой результативной для нашей страны, ведь российская команда паралимпийцев стала триумфатором этих соревнований. Сборная России досрочно и с безоговорочным преимуществом победила в неофициальном медальном зачете Паралимпийских игр, завоевав 80 медалей – 30 золотых, 28 серебряных и 22 бронзовых, что стало абсолютным рекордом соревнований.
На втором командном месте по количеству наград с огромным отставанием расположилась сборная Германии с 15 наградами – 9 золотых, 5 серебряных и 1 бронзовая, замкнула тройку лидеров Канада с результатом 16 медалей – 7 золотых, 2 серебряные и 7 бронзовых.

Не удивительно, что главными героями Паралимпиады в Сочи стали российские спортсмены, среди которых наиболее отличился Роман Петушков – он стал шестикратным чемпионом этих Игр. Тем самым Петушков установил новый рекорд в истории Паралимпийских игр – ранее ни одному спортсмену не удавалось завоевать на одной Паралимпиаде столько наград.
Также шесть наград у лыжницы и биатлонистки Михалины Лысовой – у нее три золота и три серебра. Отличились и другие российские спортсмены, в том числе и горнолыжники Александра Францева и Алексей Бугаев, которые собрали богатые коллекции медалей на сочинских склонах. А команды по керлингу на колясках и следж-хоккею, дебютировавшие на Играх, с первой же попытки завоевали серебряные награды.
Среди иностранных спортсменов, вошедших в тройку самых титулованных в Сочи – горнолыжницы: немка Анна Шаффельхубер, завоевавшая 5 золотых медалей, и француженка Мари Боше – 4 золота.

Добавьте комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

7 СЕНТЯБРЯ – ДЕНЬ БОРОДИНСКОГО СРАЖЕНИЯ РУССКОЙ АРМИИ ПОД КОМАНДОВАНИЕМ М. И. КУТУЗОВА С ФРАНЦУЗСКОЙ АРМИЕЙ (1812 г.)
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ОДИГИТРИЯ. ВИЗАНТИЯ. XIV в.
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ СМОЛЕНСКАЯ ОДИГИТРИЯ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…
ИГУМЕНИЯ МАРИЯ (МАРГАРИТА МИХАЙЛОВНА ТУЧКОВА)
ИГУМЕНИЯ МАРИЯ (МАРГАРИТА МИХАЙЛОВНА ТУЧКОВА; 1781–1852) НАСТОЯТЕЛЬНИЦА СПАСО-БОРОДИНСКОГО МОНАСТЫРЯ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

6 СЕНТЯБРЯ — ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ АФОНСКОГО СТАРЦА МОНАХА ИННОКЕНТИЯ
«ЕДИН ОТ ДРЕВНИХ» АФОНСКИЙ СТАРЕЦ МОНАХ ИННОКЕНТИЙ
«ЕДИН ОТ ДРЕВНИХ» АФОНСКИЙ СТАРЕЦ МОНАХ ИННОКЕНТИЙ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

«Сроки страшные близятся. Скоро
Станет тесно от свежих могил.
Ждите глада, и труса, и мора,
И затменья небесных светил.

Только нашей земли не разделит
На потеху себе супостат:
Богородица белый расстелет
Над скорбями великими плат».

(А. Ахматова)

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

2 СЕНТЯБРЯ — ПРОРОКА САМУИЛА
АННА МАТЬ ПРОРОКА САМУИЛА. ИКОНААННА, МАТЬ ПРОРОКА САМУИЛА. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

1 СЕНТЯБРЯ — ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ДОНСКАЯ»
ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. КОНЕЦ XIV В. МОСКВА. ГТГ
ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

31 АВГУСТА — ДЕНЬ АНГЕЛА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ЕМИЛИАНА (ЕМИЛИАН ИВАНОВИЧ ПАНАСЕВИЧ)

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ЕМИЛИАН (ЕМИЛИАН ИВАНОВИЧ ПАНАСЕВИЧ), ПРЕСВИТЕР ТИХВИНСКИЙ (1875–1937). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ
К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ.
ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

ПРЕПОДОБНЫЙ СТАРЕЦ АЛЕКСИЙ (СОЛОВЬЕВ)

Старец Алексий жил в Сергиевом Посаде, когда по указанию безбожной власти начали вскрывать мощи святых. Старец печалился об этом и много молился, недоумевая – почему Господь попускает совершаться такому злу? Однажды вечером, когда он совершал молитвенное правило, рядом с ним встал прп. Сергий Радонежский и сказал:
– Молись три дня и постись, и после этого я скажу тебе то, что
нужно.
В следующие два дня, когда отец Алексий молился, снова вставал с ним рядом прп. Сергий. Отец Алексий питался в эти дни одной просфорой. На третий день преподобный сказал:
– Когда подвергаются такому испытанию живые люди, то необходимо, чтобы этому подвергались и останки людей умерших. Я сам отдал тело свое, чтобы град мой во веки был цел.

2 МАЯ 2001 г. ОСВЯЩЕНИЕ ЧАСОВНИ СВ. МАТРОНЫ В Г. СХОДНЯ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

О МОЛИТВЕ

http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/05/7mol10.jpg

Дорогие посетители сайта, пришло время вспомнить и восстановить древнюю ветхозаветную и апостольскую традицию – семиразовую молитву в течение суток, совершаемую каждые три часа (в 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 часа). Эта молитва особенно действенна в условиях испытания, посланного нам – угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Предлагаю Вам ознакомиться с главой из книги «РИТМЫ ЦЕРКОВНОГО ГОДА», написанной много лет назад и размещенной на этом сайте: О СЕМИРАЗОВОЙ МОЛИТВЕ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ… http://alexandrtrofimov.ru/?p=766
В ней дается историческое и богословское обоснование необходимости этой молитвы. Сейчас, в условиях карантина православным людям совсем не сложно включиться в этот молитвенный ритм.
Присоединяйтесь к ежедневной семиразовой молитве, рассылайте текст статьи и сообщения о ней своим друзьям и знакомым.
***
Святейший Патриарх Кирилл благословил молитву, которую уже произносят за богослужением во всех православных храмах, ее можно присоединить к семиразовой молитве:
МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВРЕДОНОСНОГО ПОВЕТРИЯ ЧТОМАЯ
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Александр Трофимов

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

СЧЕТЧИК