Главная

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. МАРТ 2024 Г. ДЕНЬ ЗА ДНЁМ. 10 МАРТА

0 марта – День архивов в России.
10 марта архивисты Российской Федерации отмечают свой профессиональный праздник – День архивов.
Он был установлен 5 марта 2003 г. решением коллегии Федеральной архивной службы России. Дата была выбрана в память о подписании Петром I 10 марта 1720 г. первого российского государственно-правового акта – «Генерального регламента или Устава». Документ стал первым шагом на пути создания в государстве отдельной архивной службы как особой сферы его жизнедеятельности.
Это был общегосударственный правовой акт, определивший основы организации централизованной системы архивного дела в стране.
Архивная служба призвана донести до нас документальную и неотъемлемую часть историко-культурного наследия народов Российской Федерации. Архивы содержат сведения, необходимые для обеспечения государственного суверенитета и национальной безопасности России, ее внешнеполитической деятельности, эффективного функционирования всех государственных структур, развития отечественной науки и культуры.

***

10 марта 1302 г. – Во Флоренции после государственного переворота «черных гвельфов» были заочно приговорены к смерти 15 вождей «белых», в том числе великий Данте, обвиненный в присвоении казенных денег, вымогательстве и непокорности папе.
Предписывалось: если Данте Алигьери вернется во Флоренцию, то пусть его «жгут огнем, пока не умрет». Алигьери после этого много странствовал, побывал даже в Париже и в конце концов скончался в Равенне в 1321 г. Именно в годы изгнания он сочинил «Божественную комедию», заложившую основы итальянского литературного языка (на базе тосканского диалекта). Теперь городские власти Флоренции делают все возможное, чтобы вернуть прах Данте на родину и устроить пышное погребение в церкви Санта-Кроче, но Равенна отказывается выдать того, кого флорентийцы сами изгнали из своего города.

***

10 марта 1388 г. – Сыновья покойного нижегородского князя Василий и Семен Дмитриевичи, при поддержке Дмитрия Донского, подошли к Нижнему Новгороду, чтобы принудить своего дядю Бориса Константиновича, ставленника Тохтамыша, отказаться от княжения и вернуться в Городец: «Тое же зимы князь Василеи да князь Семенъ Дмитриевичи събравше воя многы съ своеи отчины, Суждальци и Городчяне, и у князя великаго Дмитрея Ивановичя испросиша себе силу въ помочь, рать Можаискую и Звенигородцкую и Волотцкую, и съ всеми сими поидоша къ Новугороду къ Нижнему на своего дядю на князя Бориса Костянтиновичя, и приидоша къ Новугороду въ великое говение, месяца Марта въ 10 день, въ вторникъ на похвалнои недели, и стояша рати у города межю собою 5 день и потомъ умиришася; князь Борисъ съступися имъ волостеи Новогородцкихъ, а они ему отступишася его уделовъ, и тако взяша миръ межи собою, и възвратишася кождо въ свояси» (Симеоновская летопись)

***

10 марта 1564 г. – В Москве вышла первая русская печатная книга «Апостол».
Книга создавалась в типографии Ивана Федорова и Петра Мстиславца, которые вошли в историю как русские первопечатники. Выбор «Апостола» для первого издания государственной типографии был неслучаен: «Апостол» использовался и как богослужебная книга, и для обучения духовенства.

Отпечатанная Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем первая датированная книга стала образцом для последующих изданий. Работа над «Апостолом» велась в течение года с апреля 1563 года по март 1564 г. Для напечатания необходимо было отлить шрифты, сделать оборудование. Продолжительное время заняла и подготовка текста «Апостола». Он был отредактирован при участии митрополита Макария.

***

10 марта 1755 г. – В Петербурге дана первая в нашей стране опера на русском языке – «Цефал и Прокрис» (автор либретто – А. П. Сумароков). Опера, исполненная русскими придворными, имела большой успех. За оперу императрица Елизавета Петровна пожаловала Сумарокову чин полковника, Арайе – 500 рублей и соболью шубу, артистам – сукна на платье.

***

10 марта 1806 г. – По указу императора Александра I создан музей Московского Кремля.
10/22 марта 1806 г. указом императора Александра I «О правилах управления и сохранения в порядке и целости находящихся в Мастерской и Оружейной палате древностей» Оружейная палата – древняя российская сокровищница – приобрела статус музея. Оружейная палата в Москве известна с начала XVI в. На протяжении многих лет в ней было сосредоточено изготовление, закупка и хранение оружия, драгоценностей, предметов дворцового обихода. При Иване III для хранения великокняжеской казны между Архангельским и Благовещенским собором было построено отдельное двухэтажное каменное здание – «Казённый двор», которое совмещало в себе хранилище и производственные мастерские.

***

10 марта 1845 г. – Родился император Александр III (1845-1894). Александр III вошел в историю как царь-Миротворец – в годы его правления Россия не участвовала ни в одном серьезном военно-политическом конфликте того времени.

Российский император Александр III родился 10 марта / 26 февраля 1845 г. в Санкт-Петербурге. Он был вторым сыном императора Александра II и императрицы Марии Александровны.
Получил традиционное для великих князей военно-инженерное образование. В 1865 г., после смерти старшего брата – великого князя Николая, стал цесаревичем, после чего получил более фундаментальные знания. Среди наставников Александра были Сергей Соловьев (история), Яков Грот (история литературы), Михаил Драгомиров (военное искусство). Наибольшее влияние на цесаревича оказал преподаватель законоведения Константин Победоносцев.
До восшествия на престол Александр Александрович состоял наказным атаманом всех казачьих войск, был командующим войсками Петербургского военного округа и Гвардейского корпуса.
С 1868 г. являлся членом Государственного совета и Комитета министров. В русско-турецкой войне 1877-1878 гг. командовал Рущукским отрядом в Болгарии. После войны участвовал в создании Добровольного флота – акционерной судоходной компании, призванной содействовать внешнеэкономической политике правительства.
Взошел на престол 1 марта 1881 г. после убийства террористами-народовольцами Александра II. Первые годы царствования провел в Гатчине под усиленной охраной войск и полиции.
В реформах отца, Александра II, видел, прежде всего, негативные аспекты – рост правительственной бюрократии, тяжелое материальное положение народа, подражание западным образцам. Политический идеал Александра III опирался на представления о патриархально-отеческом самодержавном правлении, насаждении в обществе религиозных ценностей, укреплении сословной структуры, национально-самобытном общественном развитии.
29 апреля 1881 г. Александр III издал манифест «О незыблемости самодержавия» и развернул ряд реформ, которые были направлены на частичное сворачивание либеральных начинаний отца-реформатора.
Внутренняя политика царя характеризовалась усилением контроля центральной власти над всеми сферами жизни государства.
Для усиления роли полиции, местной и центральной администрации было принято «Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия» (1881). Принятые в 1882 г. «Временные правила о печати» четко очерчивали круг тем, о которых можно было писать, и вводили жесткую цензуру. Кроме этого, был проведен ряд «контрреформ», благодаря которым удалось подавить революционное движение, прежде всего деятельность партии «Народная воля».
Александр III предпринял меры по охране сословных прав дворян-помещиков: учредил Дворянский поземельный банк, принял выгодное для помещиков Положение о найме на сельскохозяйственные работы, усилил административную опеку над крестьянством, содействовал укреплению общинности крестьян, формированию идеала большой патриархальной семьи.
При этом в первой половине 1880-х гг. им был принят ряд мер, облегчающих материальное положение народа и смягчающих социальную напряженность в обществе: введение обязательного выкупа и снижение выкупных платежей, учреждение Крестьянского поземельного банка, введение фабричной инспекции, поэтапная отмена подушной подати.
Серьезное внимание император уделял повышению общественной роли Православной Церкви: он увеличил число церковно-приходских школ, ужесточил репрессии против старообрядцев и сектантов. В царствование Александра III было завершено возведение храма Христа Спасителя в Москве (1883), восстановлены закрытые в предшествующее царствование приходы, построено много новых монастырей и храмов.
Александр III внес существенный вклад в переустройство системы государственных и общественных отношений. В 1884 г. он издал Университетский устав, который урезал автономию университетов. В 1887 г. издал «циркуляр о кухаркиных детях», ограничивший поступление в гимназии детей из низших сословий.
Укрепил общественную роль поместного дворянства: с 1889 года крестьянское самоуправление было подчинено земским начальникам – соединявших в своих руках судебную и административную власть чиновникам из местных помещиков.
Ограничил сферу действия суда присяжных, восстановил закрытое судопроизводство для политических процессов.
Для хозяйственной жизни России в годы правления Александра III характерен экономический рост, что во многом было связано с политикой усиленного покровительства отечественной промышленности. Страна перевооружила армию и флот, стала крупнейшим в мире экспортером сельскохозяйственной продукции. Правительство Александра III поощряло рост крупной капиталистической индустрии, достигшей заметных успехов (продукция металлургии в 1886-1892 гг. удвоилась, сеть железных дорог выросла на 47%).
Внешняя политика России при Александре III отличалась прагматизмом. Главным содержанием был поворот от традиционного сотрудничества с Германией к союзу с Францией, который был заключен в 1891-1893 гг. Обострение отношений с Германией было сглажено «Перестраховочным договором» (1887).
Александр III вошел в историю как царь-Миротворец – в годы его правления Россия не участвовала ни в одном серьезном военно-политическом конфликте того времени. Единственное значимое сражение – взятие Кушки – состоялось в 1885 г., после чего было завершено присоединение к России Средней Азии.
Александр III был одним из инициаторов создания Русского исторического общества и его первым председателем. Учредил Исторический музей в Москве.
Он упростил придворный этикет и церемониал, в частности, отменил коленопреклонение перед царем, сократил штат министерства двора и ввел строгий надзор за расходованием денег.
Император был набожен, отличался бережливостью, скромностью, досуг проводил в узком семейном и дружеском кругу. Интересовался музыкой, живописью, историей. Собрал обширную коллекцию картин, предметов декоративно-прикладного искусства, скульптур, которая после его смерти была передана в основанный императором Николаем II в память об отце Русский музей.
С личностью Александра III связывается представление о настоящем богатыре с железным здоровьем. 17 октября 1888 г. он пострадал в железнодорожной катастрофе недалеко от станции Борки в 50 км от Харькова. Однако, спасая жизни близких, император около получаса держал рухнувшую крышу вагона, пока не подоспела помощь. Как предполагают, в результате этого чрезмерного напряжения у него начала прогрессировать почечная болезнь.
1 ноября / 20 октября 1894 г. император умер в Ливадии (Крым) от последствий нефрита. Тело было доставлено в Петербург и похоронено в Петропавловском соборе.

Супругой Александра III была датская принцесса Луиза София Фредерика Дагмара (в православии — Мария Федоровна) (1847-1928), на которой он женился в 1866 г. У императора и его супруги было пятеро детей: Николай (впоследствии – российский император Николай II), Георгий, Ксения, Михаил и Ольга.

***

10 марта 1880 г. – Александр Григорьевич Столетов открыт явление фотоэффекта.
Впервые в истории мировой физики воспроизводилось явление фотоэлектрического тока. Великий русский учёный не только получил первый фотоэлемент, но и начал плодотворное изучение фотоэффекта.
Помимо сугубо теоретических знаний, это открытие изменило повседневную жизнь человечества. В дальнейшем, на протяжении XX столетия, принцип фотоэффекта находит своё применение в различных сферах: обеспечении безопасности, медицине, торговле, транспорте и целом ряде других направлений.
Именно Столетов сформулировал два из четырех современных законов фотоэффекта. Заслуги Александра Столетова признаны всем мировым научным сообществом, а на результаты его трудов в своей деятельности опирались многие специалисты из самых разных стран мира, в том числе гениальный Альберт Эйнштейн.
Открытие русского физика полностью изменило жизнь всех людей в мире, сделав ее проще, безопаснее, комфортнее и открыв совершенно новые, невиданные ранее возможности.

***

10 марта 1908 г. – Родился Жозеф Яковлевич Котин (1908-1979). Советский учёный, конструктор танков и тракторов. Заместитель министра оборонной промышленности СССР. Генерал-полковник инженер. Герой Социалистического Труда. Лауреат четырёх Сталинских премий. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР.

Жозеф Котин родился 10 марта 1908 г. в Павлограде Екатеринославская губернии. В 1927-1930 гг. – студент Харьковского политехнического института. В 1932 г. окончил Военно-техническую академию им. Ф. Э.Дзержинского. В 1932-1937 гг. – инженер, затем начальник конструкторского бюро научно-исследовательского отдела Военной академии механизации и моторизации РККА.
В 1937 г. главный конструктор Кировского завода в Ленинграде. Под руководством Котина в 1938 г. началась работа по созданию тяжелого танка с противоснарядной броней СМК и КВ, экспериментальные образцы которых прошли испытания в советско-финляндской войне (1939-1940). В первые дни Великой Отечественной войны Котин был назначен заместителем наркома танковой промышленности и главным конструктором танкового завода в Челябинске.
Принял участие в разработке тяжелых танков КВ-1С, ИС-1, КВ-85, один их создателей самого мощного танка второй мировой войны – ИС-2 с 122-миллиметровой пушкой.
В 1943-1944 гг.х под руководством Котина на базе танков КВ-1С и ИС были созданы самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122. В послевоенные годы Жозеф Котин вернулся в Ленинград, где руководил разработкой тяжелого танка ИС-4 (1947), плавающего танка ПТ-76 (1951), тяжелого танка Т-10 (1953), плавающего бронетранспортера БТР-501 (на базе танка ПТ-76), а также трелевочного КТ-12 (1948) и колесного К-700 (1963) тракторов.
В 1941-1943 гг. Котин – заместитель наркома танковой промышленности СССР, главный конструктор танкового завода в Челябинске. Возглавлял работы по созданию тяжелых танков КВ-2, КВ-16, КВ-85, ИС-1, ИС-2, тяжелых самоходных артиллерийских установок У-152, ИСУ-152, ИСУ-122. С 1968 года – заместитель министра оборонной промышленности СССР.
Умер 21 октября 1979 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

***

10 марта / 27 февраля 1917 г. – Манифестом Императора Николая II распущена IV Государственная Дума. Дума отказалась подчиниться, собираясь в частных совещаниях.
Будучи одним из центров оппозиции Николаю II, Дума сыграла ключевую роль в Февральской революции: её членами 27 февраля был образован Временный комитет Государственной думы, де-факто принявший на себя функции верховной власти, сформировав Временное правительство России.
После падения монархии Дума ни разу не собиралась в полном составе, хотя регулярные заседания проводил Временный комитет Государственной думы.

***

10 марта 1922 г. – Открылся ЦУМ в здании бывшего магазина «Мюр и Мерилиз» – одно из крупнейших предприятий розничной торговли в российской столице – расположен в самом центре Москвы, вблизи Красной площади и Большого театра.

***

10 марта 1926 г. – Родился Александр Зацепин – советский и российский композитор. Гений киномузыки, написавший песни и мелодии более чем к 120 фильмам и мультфильмам. Хитов в его музыкальной кинокопилке не счесть. И главное, что это песни на все времена, они не устаревают, их слушают, поют, под них проживают лучшие моменты своей жизни. Народный артист Российской Федерации.

Александр Зацепин родился в 1926 г. в Новосибирске. По окончании школы поступил в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта. Из института был призван в армию и там самостоятельно освоил несколько музыкальных инструментов.
В 1956 г. Зацепин окончил Алма-Атинскую консерваторию. Его дипломной работой был балет «Старик Хоттабыч», который вскоре поставили в Театре оперы и балета в Алма-Ате. А Зацепин устроился работать на студию «Казахфильм», где и состоялся его дебют в качестве кинокомпозитора. Он написал музыку к фильму «Наш милый доктор». Но популярность к нему пришла позже, уже в Москве, когда он начал сотрудничать с режиссером Леонидом Гайдаем и написал знаменитые мелодии к его фильмам «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» и «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», а затем и к «Бриллиантовой руке». Также он работал с Гайдаем на фильмах «Двенадцать стульев», «Иван Васильевич меняет профессию», «Частный детектив, или Операция «Кооперация», «На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-Бич опять идут дожди».
В 1965 г. состоялась судьбоносная встреча двух многолетних соавторов – Александра Зацепина и поэта Леонида Дербенёва. Вместе они написали более 100 песен. И это был тот самый счастливый случай, когда поэт и композитор понимали друг друга с полуслова. Их песни – это самые настоящие маленькие шедевры, как по музыке, так и по текстам. Стоит вспомнить хотя бы такие хиты, как «Остров невезения» из «Бриллиантовой руки», «Есть только миг» из «Земли Санникова», «Давным-давно была война» из «Командира счастливой «Щуки», «Песня о Купидоне» из «Не может быть!», «Разговор со счастьем» из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», «Ты не стал судьбой» и «Этот мир» из картины «Женщина, которая поет».
Песни Александра Зацепина исполняли звезды советской эстрады и кино – Андрей Миронов, Юрий Никулин, Валерий Золотухин, Олег Даль, Олег Анофриев, Татьяна Анциферова, Аида Ведищева, София Ротару, Жанна Рождественская. Сотрудничал Александр Сергеевич и с примадонной нашей эстрады – Аллой Пугачевой. Она исполняла его песни в фильмах «Центровой из поднебесья», «Фантазии Веснухина», «Повар и певица», «Женщина, которая поет».
Легендарными можно уже, наверное, назвать песни Александра Зацепина из фильма «31 июня». Его музыка – это, пожалуй, половина успеха этой картины. Да и вообще мелодии Александра Сергеевича в кино – это не фон, это полноправные участники действия, сюжета, без них эти истории были бы неполными и что-то бы явно потеряли. Во всяком случае, представить эти картины без песен Зацепина теперь уже абсолютно невозможно.

***

10 марта 1939 г. – XVIII съезд ВКП(б) принял решение о «постепенном переходе от социализма к коммунизму».
10 марта 1939 г. в Москве открылся XVIII съезд ВКП(б), который констатировал победу социализма в СССР и принял решение о «постепенном переходе от социализма к коммунизму».
На съезде присутствовало 1965 делегатов, из которых: 1570 с решающим голосом, 395 с совещательным голосом. В докладе ЦК ВКП(б) был дан анализ международного и внутреннего положения страны, перспектив её развития.

***

10 марта 1939 г. – Впервые в нашей стране началось регулярное телевизионное вещание из Шаболовского телецентра в Москве.

Телецентр на Шаболовке – телевизионный и радиовещательный центр на улице Шаболовка в Москве у подножия Шуховской башни. До открытия в 1967 г. телецентра Останкино являлся главным передающим телевизионным центром СССР. С самого начала телевизионного вещания в Москве зрители запомнили адрес телевидения, куда в день приходили мешки писем: Москва, Шаболовка, 37.
Регулярные трансляции советского телевидения через передатчики Шуховской башни начались 10 марта 1939 г. В тот замечательный день 1939 г. из Шаболовского телецентра начали транслировать сигнал на вершину Шуховской башни, где была установлена серия передающих антенн. В Москве было всего-то около 100 телевизионных приёмников, и счастливые владельцы могли посмотреть первую полуторачасовую программу – снятый только что увлекательный документальный фильм об открытии XVIII съезда ВКП(б). В дальнейшем передачи велись 4 раза в неделю по 2 часа. К концу 1939 г. в Москве насчитывалось от 100 до 200 телевизионных приёмников, а именно телевизоров ТК-1, выпускаемых на заводе «Коминтерн» по американской лицензии.
Экран телевизора по техническим причинам был расположен горизонтально, поэтому телевизор был оснащен зеркалом, с помощью которого зрителю было удобно смотреть картинку.
К началу Великой Отечественной войны таких телевизоров было выпущено около 2000 штук.
Московский телецентр на Шаболовке стал основой для создания в 1951 г. Центральной студии телевидения СССР, которая охватила своими программами всю страну. До 1967 г. у подножия Шуховской башни размещалась штаб-квартира Гостелерадио СССР. После строительства телецентра в Останкино на Шаболовке остались лишь две редакции Центрального телевидения – программ для детей и научно-популярных программ. В 1991 г. технический комплекс на Шаболовке передан ВГТРК. Отсюда осуществляется вещание всех телеканалов ВГТРК, кроме телеканала «Культура».

***

10 марта 1940 г. В Москве скончался Михаил Афонасьевич Булгаков (1891-1940).

Русский писатель и драматург Михаил Афанасьевич Булгаков родился 15/3 мая 1891 г. в Киеве в многодетной семье профессора Киевской духовной академии и учительницы. В 1901-1909 гг. учился в Первой киевской гимназии. В 1916 г. окончил медицинский факультет Киевского университета.
В 1916 г. Михаил Булгаков работал в госпиталях Красного Креста на Юго-Западном фронте Первой мировой войны (1914-1918). Тогда же был призван на военную службу и переведен в Смоленскую губернию, где стал врачом сначала сельской больницы в селе Никольском, а с сентября 1917 г. – Вяземской городской больницы. В марте 1918 года Булгаков возвратился в Киев, где работал врачом.
В августе 1919 г. после взятия Киева генералом Деникиным Михаил Булгаков был мобилизован как военный врач в Белую армию и отправлен на Северный Кавказ. Здесь появилась первая его публикация – газетная статья под названием «Грядущие перспективы».
Вскоре он расстался с профессией врача и целиком посвятил себя литературному труду. В 1919-1921 гг., работая во Владикавказском подотделе искусств, Булгаков сочинил пять пьес, три из которых были поставлены на сцене местного театра. Их тексты не сохранились, за исключением одной – «Сыновья муллы».
В 1921 г. он переехал в Москву. Служил секретарем Главного политико-просветительного комитета при Народном комиссариате просвещения РСФСР. В 1921-1926 гг. Булгаков сотрудничал с московской редакцией берлинской газеты «Накануне», помещая в ней очерки о жизни Москвы, с газетами «Гудок» и «Рабочий», журналами «Медицинский работник», «Россия» и «Возрождение».
В литературном приложении к газете «Накануне» были опубликованы «Записки на манжетах» (1922-1923), а также рассказы писателя «Похождения Чичикова», «Красная корона», «Чаша жизни» (все – 1922). В 1925-1927 гг. в журналах «Медицинский работник» и «Красная панорама» были опубликованы рассказы из цикла «Записки юного врача».
Общая тема булгаковских произведений обусловлена отношением автора к советской власти – писатель не считал себя ее врагом, но оценивал действительность весьма критически, считая, что своими сатирическими обличениями приносит пользу стране и народу. К ранним примерам относятся повести «Дьяволиада. Повесть о том, как близнецы погубили делопроизводителя» (1924) и «Роковые яйца» (1925), объединенные в сборник «Дьяволиада» (1925). Большим мастерством и более резкой социальной направленностью отличается написанная в 1925 г. повесть «Собачье сердце», более 60 лет пребывавшая в «самиздате».
Рубежом, отделяющим раннего Булгакова от зрелого, явился роман «Белая гвардия» (1925). Отход Булгакова от подчеркнуто отрицательного изображения белогвардейской среды навлек на писателя обвинения в попытках оправдать белое движение.
Позднее на основе романа и в содружестве с МХАТом Булгаков написал пьесу «Дни Турбиных» (1926). Знаменитая мхатовская постановка этой пьесы (премьера состоялась 5 октября 1926 г.) принесла Булгакову широкую известность. «Дни Турбиных» пользовались небывалым успехом у зрителя, но критика развернула разгромную кампанию против «антисоветски» настроенного автора пьесы.
В этот же период в Театре-студии Евгения Вахтангова шла пьеса Булгакова «Зойкина квартира» (1926), которая была запрещена после 200-го представления. Пьесу «Бег» (1928) запретили после первых репетиций во МХАТе. Пьеса «Багровый остров» (1927), поставленная в Московском Камерном театре, была запрещена после 50-го представления. В начале 1930 г. его пьеса «Кабала Святош» (1929) была запрещена и не дошла до репетиций в театре.
В 1930 г. пьесы Булгакова были сняты из репертуара театров, его произведения не печатались. В этой ситуации писатель вынужден был обратиться к высшей власти и написал «Письмо правительству», прося либо предоставить ему работу и, следовательно, средства к существованию, либо отпустить за границу. За письмом последовал телефонный звонок И. В. Сталина Булгакову (18 апреля 1930 г.). Вскоре Булгаков получил работу в качестве режиссера МХАТа и тем самым решил проблему физического выживания. В марте 1931 г. он был принят и в актерский состав этого театра. Работая во МХАТе, написал инсценировку «Мертвых душ» по Николаю Гоголю. В феврале 1932 г. «Дни Турбиных» во МХАТе были возобновлены.
В 1930-е гг. одной из главных в творчестве Булгакова стала тема взаимоотношений художника и власти, реализованная им в пьесе «Мольер», биографической повести «Жизнь господина де Мольера», пьесе «Последние дни», романе «Мастер и Маргарита». В 1936 г. из-за разногласий с руководством во время репетиционной подготовки «Мольера» Булгаков был вынужден порвать с МХАТом и перейти на работу в Большой театр СССР либреттистом.
В последние годы Булгаков продолжал активно работать, создавая либретто опер «Черное море» (1937, композитор Сергей Потоцкий), «Минин и Пожарский» (1937, композитор Борис Асафьев), «Дружба» (1937-1938, композитор Василий Соловьев-Седой; осталась незавершенной), «Рашель» (1939, композитор Исаак Дунаевский) и др.
Попытка возобновить сотрудничество с МХАТом постановкой пьесы «Батум» о молодом Сталине (1939), созданной при активной заинтересованности театра к 60-летию вождя, окончилась неудачей. Пьеса был запрещена к постановке и истолкована политическими верхами как стремление писателя наладить отношения с властью.
В 1929-1940 гг. создавался многоплановый философско-фантастический роман Булгакова «Мастер и Маргарита» – последнее произведение Булгакова.
Врачи обнаружили у писателя гипертонический нефросклероз, неизлечимую болезнь почек. В начале 1940 г. он был серьезно болен, почти ослеп, и изменения в рукопись под диктовку вносила его жена. 13 февраля 1940 г. стал последний днем работы над романом.
10 марта 1940 года Михаил Булгаков скончался в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

При жизни не увидели свет его пьесы «Адам и Ева», «Блаженство», «Иван Васильевич», последняя из них была экранизирована режиссером Леонидом Гайдаем в комедии «Иван Васильевич меняет профессию» (1973). Также после смерти писателя был опубликован «Театральный роман», в основу которого легли «Записки покойника».
Философско-фантастический роман «Мастер и Маргарита» до публикации был известен лишь узкому кругу близких автору людей, не размноженная рукопись была чудом сохранена. Роман впервые был напечатан в сокращении в 1966 г. в журнале «Москва». Полный текст в последней редакции Булгакова был опубликован на русском языке в 1989 г.
Роман стал одним из художественных достижений русской и мировой литературы XX века и одной из самых популярных и читаемых книг на родине писателя, неоднократно экранизировался и ставился на театральной сцене. В 1980-х гг. Булгаков стал одним из самых издаваемых авторов в СССР.
26 марта 2007 г. в Москве, в квартире на Большой Садовой улице, дом 10, где писатель проживал в 1921-1924 гг., правительством столицы был учрежден первый в России Музей М. А. Булгакова.

Михаил Булгаков был женат три раза. С первой супругой Татьяной Лаппа (1892-1982) писатель обвенчался в 1913 году. В 1924 году он вступил в брак с Любовью Белозерской (1895-1987), которая ранее была замужем за журналистом Ильей Василевским и эмигрировала с ним в Париж и Берлин, в начале 1920-х гг. вернулась на родину. Булгакову она посвятила мемуары «О, мед воспоминаний» (1969), устные рассказы о эмигрантской жизни в Париже послужили материалом для пьесы «Бег». В 1932 г. писатель женился на Елене Шиловской (урожденная Нюренберг, по первому мужу Неелова), супруге генерал-лейтенанта Евгения Шиловского, с которой познакомился в 1929 г. С 1 сентября 1933 г. Елена Булгакова (1893-1970) вела дневник, ставший одним из важных источников биографии Михаила Булгакова. Она сохранила архив писателя, который передала в Государственную библиотеку СССР имени В. И. Ленина (ныне Российская Государственная библиотека), а также Институту русской литературы АН СССР (Пушкинскому Дому). Булгаковой удалось добиться публикации «Театрального романа» и «Мастера и Маргариты», переиздания в полном виде «Белой гвардии», издания большинства пьес.
В 2018 г. в Москве на Большой Пироговской улице был установлен памятник Михаилу Булгакову.

***

10 марта 1941 г. – На Воронежском авиазаводе (тогда завод № 18) выпущен первый серийный штурмовик Ил-2. К началу войны изготовлено 249 машин. Немцы называли его . В августе завод награжден орденом Ленина.

Главной и революционной особенностью штурмовика стала бронекапсула, защищавшая летчика и жизненно важные узлы самолета: двигатель, бензобаки, систему управления. 5-миллиметровая броня выдерживала очередь авиационного пулемета, а от 6-миллиметровой нижней отскакивали осколки зенитных снарядов. Спину летчика прикрывала металлическая плита сантиметровой толщины. Все остальное было деревянным – пали сколько хочешь.
В горячие дни штурмовики привозили в хвосте и крыльях по десятку пробоин. За ночь техники латали их и утром Ил-2 был опять готов к бою.
Самолет напоминал танк не только защитой, но и вооружением. Две пушки, два пулемета и 300 килограммов бомб могли уничтожить мост, разогнать батальон пехоты и поджечь пару танков. Однако после первых же боевых вылетов летчики через наркомат обороны попросили Ильюшина создать место для заднего стрелка. Конструктору очень не хотелось добавлять 150 килограммов веса в и без того тяжелый самолет, но он подчинился. Так на Ил-2 появился второй член экипажа и еще один пулемет. Кроме него, у стрелка было 10 авиационных гранат. Если немецкий истребитель заходил в хвост, стрелок нажимал рычажок, граната сбрасывалась на парашюте и взрывалась в 150 метрах за самолетом. Двигатель для двухместной версии пришлось форсировать на 100 лошадиных сил – прежний не тянул.
«Летающая смерть» или «летающий танк» – так прозвали Ил-2 немцы. Штурмовик проходил сквозь плотный заградительный огонь, сбрасывал бомбы на цель, а на обратном пути разгонял бомбардировщики люфтваффе, поливая их огнем пушек и пулеметов. Еще лучше, чем броня, самолет защищали возможность летать на низкой высоте и высокой скорости.
Оптимальной тактикой работы броневика был подход к цели на бреющем полете – при высоте менее 100 метров немецкие зенитчики не успевали прицелиться, – снижение до 50 метров, сброс бомб и ураганный огонь из всех стволов. А затем переход к следующей стадии боя – охоте за вражескими штурмовиками.

***

10 марта 1943 г. – В Советском Союзе были начаты практические работы по созданию ядерного оружия.

Бесспорно, создание этого вида вооружения заслуженно отдано Лаврентию Павловичу Берия. Именно он, несмотря на то, что шла Великая Отечественная война, в короткие сроки мобилизовал лучшие ученые умы и уже в 1949 г. успешно провел испытания ядерной бомбы. Вместе с Курчатовым они сделали невозможное.
Игоря Курчатова назначили начальником Лаборатории № 2 АН СССР (ныне НИЦ «Курчатовский институт»), центра атомного проекта.
В разгар Великой Отечественной войны разработка продвигалась с трудом, и Курчатов сообщил Сталину о недостаточном обеспечении и плохой организации работ. На что Сталин ответил:
«Дитя не плачет – мать не разумеет, что ему нужно. Просите все, что угодно! Отказа не будет. Только дайте бомбу…»

В 1945 г., на Потсдамской конференции глава США Гарри Трумэн известил Сталина о создании в Америке «оружия страшной разрушительной силы». При этом он не уточнил, что речь идёт о ядерном оружии. Однако, к удивлению Трумэна и Черчилля, Сталин «и бровью не повёл». Они решили, что он их не понял и не думали, что советский вождь уже готовится конкурировать с ними в этом вопросе.
В итоге первая ядерная бомба СССР была испытана уже в 1949 г. Монополия США на ядерное оружие, которая грозила ужасными последствиями всему миру (например, как бомбардировки Хиросимы и Нагасаки), была разрушена.

***

10 марта 1959 г. – Открыта антарктическая научная станция «Лазарев».

Эта станция, носившая имя одного из руководителей Первой русской антарктической экспедиции, была расположена на побережье Земли Королевы Мод (Берег Принцессы Астрид) на шельфовом леднике Лазарева на высоте 24 м над уровнем моря. Она была единственной длительно действующей советской научной станцией, находившейся на шельфовом леднике.
На станции велись аэрометеорологические, актинометрические, океанологические, гляциологические и геофизические наблюдения. В летние сезоны она служила базой для проведения обширных геолого-географических и гляциологических исследований с применением геофизических методов, а также для выполнения аэрофотосъемки.

***

10 марта 1970 г. – С целью прекратить теологические брожения и стимулировать эммиграцию в Израиль Кнессет постановил считать евреем не только «рожденного от еврейки», но и всякого нееврея, принявшего иудаизм. Сейчас более 70 процентов эммигрантов в Израиль – русские, украинцы, белорусы, татары, казахи, азербайджанцы.

***

10 марта 1980 г. – КГБ СССР начал операцию «Арсенал». Накануне Московской Олимпиады необходимо было обезоружить преступные группировки.

О существовании организованной преступности в то время и знали-то в основном только комитетчики. Председатель КГБ Юрий Андропов был всерьез обеспокоен тем, что у братвы накопилось довольно много оружия. По сравнению с сегодняшним днем арсенал преступного мира оказался скромным, хотя чекисты работали вполне добросовестно.
Совместно с прокуратурой и милицией до 25 мая 1980 г. было изъято: 6905 единиц огнестрельного оружия, в том числе 25 пулеметов, 146 автоматов, 1676 винтовок и карабинов, 828 пистолетов, 1750 стволов мелкокалиберного оружия, 2480 обрезов и самодельного нарезного оружия, а также 290 тысяч патронов, 965 гранат, 1189 килограммов взрывчатых веществ, 13 самодельных взрывных устройств. К уголовной ответственности привлекли 1025 человек, а к административной – 11 700. Пройдет десять лет – и такие операции станут для силовиков обычными.

***

10 марта 1985 г. – В Москве от остановки сердца скончался Константин Устинович Черненко (1911-1985), Генеральный Секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР. Его преемником стал М. С. Горбачёв.

Константин Черненко родился 24 сентября 1911 г. в селе Большая Тесь, Енисейской губернии в крестьянской семье. Окончил трехгодичную школу сельской молодежи. Затем, назначен заведующим отделом пропаганды и агитации районного комитета комсомола. В начале 1930-х гг. служил в Казахстане, где командовал пограничным отрядом и участвовал в ликвидации банды Батыра Бекмуратова. В период службы в погранвойсках вступил в Всесоюзную коммунистическую партию и избран секретарем партийной организации пограничного отряда.
С 1943 по 1945 гг. Константин Устинович учился в Москве в Высшей школе партийных организаторов при Центральном Комитете Всесоюзной коммунистической партии большевиков. Его деятельность в годы войны отмечена медалью «За доблестный труд». Следующие три года работал секретарем областного комитета по идеологии в Пензенской области, затем заведовал отделом пропаганды и агитаций в Центральном Комитете коммунистической партии Молдавии.
Именно здесь в начале 1950-х гг. Черненко познакомился с Леонидом Брежневым, тогда первым секретарем. Деловое общение переросло в крепкую дружбу, которая длилась до конца жизни. С помощью Брежнева, Константин Устинович совершил уникальную партийную карьеру, пройдя от основания до вершины пирамиды власти, при этом не обладая сколько-нибудь заметными качествамируководителя. Когда Брежнев возглавил партийное руководство, стал заведующим Общим отделом Центрального Комитета Коммунистической партии. Избранный кандидатом в члены ЦК на XXIII партийном съезде, Черненко уже на XXIV съезде стал членом Центрального Комитета.
В феврале 1984 г. наступил звездный час Черненко. Волею сложившихся обстоятельств после смерти Юрия Андропова политик оказался вознесен на самую вершину верховной власти и стал четвертым Генеральным секретарем Центрального Комитета КПСС. За время правления Черненко предпринято несколько так и не удавшихся проектов: полная политическая реабилитация И. В. Сталина, реформа школы, усиление роли профсоюзных комитетов.
Константин Устинович Черненко скончался 10 марта 1985 г. в Москве от остановки сердца. После года и двадцати пяти дней правления стал последним генеральным секретарем, похороненным у Кремлевской стены. Похороны состоялись в среду, 13 марта.

***

10 марта 2003 г. – Скончалась легенда советского кино, народная артистка СССР Марина Алексеевна Ладынина (1908-2003). Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1942, 1946, 1948, 1951).

Марина Ладынина родилась 24/11 июня 1908 года в селе Скотинино Смоленской губернии в крестьянской семье Алексея Дмитриевича (1879-1955) и Марии Наумовны (1889-1971) Ладыниных. В семье было четверо детей, Марина была старшей.
С ранних лет начала проявлять интерес к книгам и сцене. Училась в педагогическом классе школы в Ачинске, нередко подменяла актёров в Ачинском городском театре. После окончания школы, когда ей ещё не было шестнадцати лет, стала сельской учительницей. По стечению обстоятельств, познакомилась с артистом Театра им. Вс. Мейерхольда С. С. Фадеевым, который подарил ей книгу К. С. Станиславского и посоветовал поступать в ГИТИС. В 1929 г. приехала в Москву и с первой же попытки поступила в ГИТИС. На втором курсе обучения института проходила стажировку во МХАТе им. М. Горького.
В 1933 г., окончив ГИТИС, была принята в труппу МХАТа им. М. Горького и прослужила в нём до 1935 года. Сама актриса рассказывала, что режиссёр К. С. Станиславский сказал ей тогда: «Недостатки свои знаете? При вашем росте у вас чересчур длинные руки!», и она поняла, почему ей некуда девать руки на сцене.
В 1934 г., во время съёмок фильма «Вражьи тропы», познакомилась с режиссёром И. А. Пырьевым. В 1936 г. они поженились. В 1935-1945 гг. – актриса киностудии «Мосфильм. Среди самых знаменитых киноработ – «Трактористы», «Свинарка и пастух», «В 6 часов вечера после войны», «Кубанские казаки».
C 1945 по 1994 гг. периодически выходила на сцену Театра-студии киноактёра (ныне – Государственный театр киноактёра), выступала с концертами и творческими вечерами по городам и весям Советского Союза. В 1954 г. вышел на экраны фильм «Испытание верности», после чего брак Ладыниной и Пырьева распался. После этого актриса не захотела больше сниматься в кино.
Последние десять лет жила затворницей и практически ни с кем не общалась. Марина Алексеевна Ладынина скончалась 10 марта 2003 г. на 95-м году жизни в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

***

10 марта 2021 г. – Скончалась Людмила Алексеевна Лядова (1925-2021) – советский и российский композитор, пианистка, певица. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Народная артистка РСФСР, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР. Лауреат премии Ленинского комсомола. Лауреат Всесоюзных и международных фестивалей и конкурсов.
Людмила Лядова – легендарная женщина-композитор ушедшей советской эпохи. Всю жизнь народная артистка была бодрой и сохраняла жизнелюбие, заработав прозвища Мадам Тысяча Вольт и Мадам Оптимизм.
В конце февраля звезда советской эстрады заболела коронавирусной инфекцией, 26 числа того же месяца ее экстренно госпитализировали…

***

10 МАРТА 2024 г. – 75 ЛЕТ СО ДНЯ КОНЧИНЫ СТАРЦА ЗОСИМОВОЙ ПУСТЫНИ ИЕРОСХИМОНАХА ИННОКЕНТИЯ (ОРЕШКИНА; 05.06.1870–10.03.1949)

Добавьте комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

22 МАЯ – ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ И ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ ИЗ МИР ЛИКИЙСКИХ В БАРИ (1087 г.)

ПАЛОМНИЧЕСТВО В БАРИ К МОЩАМ СВЯТИТЕЛЯ И ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ЧУДЕСА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

«Сроки страшные близятся. Скоро
Станет тесно от свежих могил.
Ждите глада, и труса, и мора,
И затменья небесных светил.

Только нашей земли не разделит
На потеху себе супостат:
Богородица белый расстелет
Над скорбями великими плат».

(А. Ахматова)

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

22 МАЯ — ДУБЕНСКОЙ-КРАСНОГОРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (ПЕРЕХОДЯЩЕ ПРАЗДНОВАНИЕ В ПРЕПОЛОВЕНИЕ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ)
КРАСНОГОРСКАЯ ДУБЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИИГУМЕН АНДРЕЙ (МИЩЕНКО) (ПОСЛЕДНИЙ ДУХОВНИК КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ
К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ.
ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

ПРЕПОДОБНЫЙ СТАРЕЦ АЛЕКСИЙ (СОЛОВЬЕВ)

Старец Алексий жил в Сергиевом Посаде, когда по указанию безбожной власти начали вскрывать мощи святых. Старец печалился об этом и много молился, недоумевая – почему Господь попускает совершаться такому злу? Однажды вечером, когда он совершал молитвенное правило, рядом с ним встал прп. Сергий Радонежский и сказал:
– Молись три дня и постись, и после этого я скажу тебе то, что
нужно.
В следующие два дня, когда отец Алексий молился, снова вставал с ним рядом прп. Сергий. Отец Алексий питался в эти дни одной просфорой. На третий день преподобный сказал:
– Когда подвергаются такому испытанию живые люди, то необходимо, чтобы этому подвергались и останки людей умерших. Я сам отдал тело свое, чтобы град мой во веки был цел.

2 МАЯ 2001 г. ОСВЯЩЕНИЕ ЧАСОВНИ СВ. МАТРОНЫ В Г. СХОДНЯ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

27 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ АРШАКА АРУТЮНОВИЧА АРАКЕЛЯНА
МУЖ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ АРШАК АРУТЮНОВИЧ
АРШАК. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

О МОЛИТВЕ

http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/05/7mol10.jpg

Дорогие посетители сайта, пришло время вспомнить и восстановить древнюю ветхозаветную и апостольскую традицию – семиразовую молитву в течение суток, совершаемую каждые три часа (в 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 часа). Эта молитва особенно действенна в условиях испытания, посланного нам – угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Предлагаю Вам ознакомиться с главой из книги «РИТМЫ ЦЕРКОВНОГО ГОДА», написанной много лет назад и размещенной на этом сайте: О СЕМИРАЗОВОЙ МОЛИТВЕ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ… http://alexandrtrofimov.ru/?p=766
В ней дается историческое и богословское обоснование необходимости этой молитвы. Сейчас, в условиях карантина православным людям совсем не сложно включиться в этот молитвенный ритм.
Присоединяйтесь к ежедневной семиразовой молитве, рассылайте текст статьи и сообщения о ней своим друзьям и знакомым.
***
Святейший Патриарх Кирилл благословил молитву, которую уже произносят за богослужением во всех православных храмах, ее можно присоединить к семиразовой молитве:
МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВРЕДОНОСНОГО ПОВЕТРИЯ ЧТОМАЯ
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Александр Трофимов

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

СЧЕТЧИК