Памятные даты Статьи

РУСЬ ОТЧАЛИВШАЯ (К кончине Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II)

patralex40
5 декабря 2008 года на 80-м году жизни Патриарх Московский и всея Руси Алексий II скончался в своей подмосковной резиденции. Предлагаю вниманию читателей статью, написанную сразу после этого события.

Из воспоминаний Патриарха Алексия II:

СВЯЩЕННИК ОТЕЦ МИХАИЛ И МАТЬ ЕЛЕНА ИОСИФОВНА РИДИГЕР С СЫНОМ АЛЕКСЕЕМ (ок. 1929-1933)
СВЯЩЕННИК ОТЕЦ МИХАИЛ И МАТЬ ЕЛЕНА ИОСИФОВНА РИДИГЕР С СЫНОМ АЛЕКСЕЕМ (ок. 1929-1933)

Я родился 23 февраля 1929 года в городе Таллин (Эстония). У родителей я был единственным сыном. Мой отец, Михаил Александрович Ридигер, был из Санкт-Петербурга и эмигрировал в Эстонию после революции. Мать, Елена Иосифовна, родилась и выросла в Эстонии. Жизнь нашей семьи всегда была тесно связана с храмом Божиим, с жизнью прихода.

С шести лет я стал прислуживать в церкви. Первым моим послушанием было разливать воду в праздник Крещения Господня. Потом был алтарником, ризничным, псаломщиком. В 15 лет я стал иподиаконом.

Учился в русской средней школе Таллинна, потом в Санкт-Петербургской семинарии (1947–1949) и Санкт-Петербургской Духовной Академии (1950–1953).

ТАЛЛИН. 1947 г.
ТАЛЛИН. 1947 г.

Студентом академии я был рукоположен в сан священника (в 1950 году) и сразу же назначен настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви Таллиннской епархии.

В 1961 году в Троице-Сергиевой Лавре я принял монашеский постриг. И в том же году стал епископом Таллиннским и Эстонским, а позднее и Митрополитом Ленинградским и Новгородским (1986).

В июне 1990 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви меня избрали на Московский Патриарший Престол. Тогда же состоялась интронизация.

Главный итог деятельности Патриарха – восстановлено тело Церкви, ее материальная основа.

patralex18Счастливого пути друзья желают
Тому, чей парус пред отплытьем взвит.
Так в небеса молитвы воспаряют,
Когда по ком-то колокол звонит…
Джон Донн

День кончины Главы Русской Церкви не может быть случайным. Первый после синодального периода Патриарх – святитель Тихон скончался в праздник Благовещения 7 апреля (25 марта) 1925 года. Это был духовный знак всем верным чадам РПЦ, что Патриарх Тихон вел церковный корабль по верному курсу. Погребен же он был в Вербное воскресенье, вслед за которым началась Страстная Неделя – как для Русской Православной Церкви, так и для народов России. Трудами и жертвами миллионов своих сынов Россия искупила свои грехи и дождалась момента, когда Свет Божий снова воссиял на нашей земле.

***

Святейший Патриарх Сергий управлял Русской Церковью совсем недолго после своего избрания 8 сентября 1943 г., в праздник Владимирской иконы Божией Матери (Владимирская икона Божией Матери – список с подлинника, сделанный известным реставратором и искусствоведом Анисимовым для Патриарха Тихона, также стал келейным образом и для Патриарха Сергия). Скончался он 15 мая 1944 года после того, как РПЦ восстановила свою иерархию, практически уничтоженную кровавыми гонениями. Это была 5-я неделя по Пасхе «о самаряныне», и это событие стало знамением скорой победы нашего народа над фашизмом, которое совершилось в светлые пасхальные дни 1945 года и напоминанием об особой роли русских женщин в подвиге сохранения Церкви в период гонений.

***

Святейший Патриарх Алексий I возглавлял РПЦ 25 лет (как и предсказал ему прп. Серафим Вырицкий). Это самое длительное служение всероссийских патриархов XX–XXI столетий. Скончался он в навечерие Лазаревой Субботы 17 апреля 1970 года.
И действительно, при его управлении Русская Церковь как праведный Лазарь воскресла к новой жизни. Тысячи храмов открылись тогда, наступило духовное возрождение в нашей Церкви.
Сейчас нетрудно увидеть связь даты смерти Патриарха с событиями жизни Церкви. Ведь по церковному календарю после Лазаревой Субботы следует Вход в Иерусалим Господа нашего – краткое торжество Его учения и силы, но вслед за ним начиналась Страстная неделя. Кратким был и период благоденствия Русской Церкви,– начались новые гонения (хрущевские), не столь кровавые, но не менее жестокие.

***

Следующий, четвертый (14-й) Патриарх нашей Церкви в XX столетии Пимен (1970–1990) скончался 3 мая 1990 года. То была 3-я Неделя по Пасхе Святых жен-мироносиц. Это был пасхальный день, когда все православные люди радостно воспевали «Христос Воскресе!».
В управлении Церковью Святейшим Патриархом Алексием II это пасхальное напутствие, дарованное кончиной Патриарха Пимена, воплотилось в жизнь. Тысячи храмов (сейчас их в РПЦ более 30 тысяч) и сотни монастырей (сейчас их более 700) открылись на нашей земле. Случилось и то, во что мало кто мог поверить: соединились обе ветви нашей Церкви, разделенной революцией и гражданской войной. Обо всем этом нет смысла говорить подробно, так как все происходило в жизни нашего поколения.

Но в день кончины Патриарха Пимена праздновалась память святых жен-мироносиц, что явилось подтверждением особой роли русских женщин в судьбах Русской Православной Церкви и нашей Отчизны. Каждый из народов земли воплощает и хранит близкий его духу человеческий идеал. Россия предстает перед миром прежде всего идеалом своей женщины.. Русские женщины научают нас такой любви, которую заповедал Господь – любви, которая забывает о себе, которая сияет для доброго и злого, любви, которая устоит против пыток, против страха, против угроз, оставаясь верной Богу, Церкви и Отчизне своей земной.

***

ПОСЛЕДНЯЯ ЛИТУРГИЯ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ II. УСПЕНСКИЙ СОБОР МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ. 4 ДЕКАБРЯ 2009 г.
ПОСЛЕДНЯЯ ЛИТУРГИЯ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ II. УСПЕНСКИЙ СОБОР МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ. 4 ДЕКАБРЯ 2009 г.

И вот пришел день кончины Святейшего Патриарха Алексия II – в день попразднества Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Достойное завершение его трудов – последняя Божественная литургия в главном храме Руси – Успенском соборе Московского Кремля в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы. Здесь видится историческая связь: именно здесь и в тот же день 1917 года состоялась интронизация Святейшего Патриарха Тихона. Тогда она совершилась в грозные дни российской смуты под гром орудий и смертоносной пальбы. И вот после стольких лет пленения безбожным режимом звучала в Успенском соборе за Божественной литургией патриаршая молитва.
Еще один духовный знак, связанный с кончиной Патриарха. Именно 5 декабря был взорван храм Христа Спасителя. И в тот же день Святейший Патриарх Алексий II отошел ко Господу, отслужив накануне свою последнюю Божественную литургию.

ОТПЕВАНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ II
ОТПЕВАНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ II

Вечером того же дня Святейший Патриарх Алексий II совершил вечернее богослужение в Донском монастыре у мощей святителя Тихона, Патриарха Московского. Историческй круг как будто замкнулся. Но правильнее сказать, что это не круг, а новый виток спирали. Наша Отчизна и Русская Православная Церковь находятся на новом витке спирали в своем восхождении на пути исполнения Промысла Божия.

Что же предвозвещает нам эта кончина пятого (15-го) патриарха Русской Церкви?
В духовном плане для Божией Матери Введение во храм стало Ее Входом в Иерусалим для исполнения того, к чему призвал Ее Всевышний.

АЛЕКСЕЙ РИДИГЕР. 1934-1941 гг.
АЛЕКСЕЙ РИДИГЕР. 1934-1941 гг.

В событии Введения во храм Пресвятая Дева, поставленная на первую ступень Иерусалимского храма, быстро поднялась на последнюю, пятнадцатую ступень. Входом в Иерусалимский храм была площадка, к которой вела с земли лестница. В иконографии праздника Введения изображается 15 ступеней лестницы. Иоаким и Анна поставили Богоотроковицу на первой ступени. Остальные Она прошла сама и встала на верху церковного помоста.

РОДИТЕЛИ – СВЯЩЕННИК ОТЕЦ МИХАИЛ И МАТЬ ЕЛЕНА ИОСИФОВНА
РОДИТЕЛИ – СВЯЩЕННИК ОТЕЦ МИХАИЛ И МАТЬ ЕЛЕНА ИОСИФОВНА

Приведем слова блаженного Иеронима Стридонского (V в.) о Введении во храм: «Кругом храма, сообразно 15 псалмам степеней, шло 15 ступеней, на каждой из этих ступеней пели один псалом священники и левиты, восходя к служению. На первую из этих ступеней родители поставили юную Марию. И когда сняли с Нее дорожные одежды и по обычаю одели Ее в лучшие и благолепнейшие, Дева Господня одна, ничьей рукой не поддерживаемая и не облегчаемая, взошла по всем ступеням так, как бы в совершенном возрасте. Если Господь в младенчестве Девы явил Ее величие, это предвещало уже, какова Она будет…»

ВИФЛЕЕМ. ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II СОВЕШАЕТ БОЖЕСТЫЕННУЮ ЛИТУРГИЮ В БАЗИЛИКЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. 2000 г.
ВИФЛЕЕМ. ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II СОВЕШАЕТ БОЖЕСТЫЕННУЮ ЛИТУРГИЮ В БАЗИЛИКЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. 2000 г.

Святейший Патриарх Алексий II – 15-й Патриарх РПЦ. И под его водительством подготовлены все условия для того, чтобы каждый житель России смог войти в храм Божий.
Именно 4 декабря, в канун дня ухода Патриарха, по церковному Уставу начинается пение рождественских песнопений. А 40-й день по кончине Патриарха – день Отдания праздника Рождества Христова и последний день 2008 года по юлианскому календарю. Это еще один духовный знак завершенности духовного подвига Святейшего Патриарха Алексия II.

Для Русской Церкви ее 15-й Патриарх возвещает: наступил для нее час, который ожидал весь сонм святых и праведников нашей земли. Час призвания к тому, для чего явил Господь на земле великий народ и великую Православную цивилизацию, именуемую Русью–Россией.
Это означает, что корабль РПЦ отчаливает от пристани, направляясь в последнее плавание, на исполнение своего призвания. Это должно наполнять сердца верующих радостью и бодростью. Это означает всеобщую мобилизацию тех, кто способен духовно трудиться и исполнять волю Божию. Но мы должны помнить слова апостола: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 12).

***

АЛЕКСЕЙ РИДИГЕР - ИПОДИАКОН
АЛЕКСЕЙ РИДИГЕР — ИПОДИАКОН

Россия и ее народ быть может глубже, чем любой из народов земли ощутил на себе последствия того, что называют сейчас «экономическим кризисом». Но это не финансовый и не экономический кризис. Это прежде всего кризис духовно-нравственный, когда миллиарды людей забыли о своем предназначении жить с верой в Бога, устремляться к вечность, и выбрали вещность, поставили целью своей жизни материальное благополучие. Экономика и и вся остальная наша жизнь, которые рушатся на глазах – лишь следствие этого кризиса. Господь дарует нам возможность понять, что если мы не умерим свои непрестанно растущие потребности, не вспомним о своем богосыновстве, то человечеству грозит гибель.

Но что такое кризис? – Это слово переводится с греческого как «СУД». Чей суд? – Божий суд. Господь являет Свою силу и разрушает очередную вавилонскую башню, на сей раз денежно-воровскую, чтобы вразумить человечество. Вспомним слова Господа, сказанные после обращения человека, просящего разделить наследство с его братом: «Смотри́те, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12, 15).
Вспомним еще одно евангельское событие: после Входа в Иерусалим «вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей» (Мф. 21, 12).

ЛЕНИНГРАД. ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ. 1950 г.
ЛЕНИНГРАД. ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ. 1950 г.

Вот и сегодня Он опрокидывает столы новых менял и ростовщиков, которые делают деньги из воздуха. План, по которому действовали современные «менялы» совершенно очевиден даже для того, кто не является экономистом: обрушить валюты, обесценить акции, после чего скупить по дешевке бо́льшую часть мирового производства, заводы, недра, земли, воды,– всё, что дает реальный доход, и после этого продиктовать миру новые условия и принципы, по которым придется жить или умирать остальным.

Но «процесс пошел» не по их «сценарию». То, что они готовили для других, обрушилось на самих инициаторов, и они в ужасе лихорадочно бросились спасать свои дутые капиталы. Так кризис стал всемирным, и случилось это попущением Божиим, чтобы люди вспомнили, Кто является Владыкой Неба и земли и всего, что на ней происходит.

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ. ОКОЛО 1954 г.
ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ. ОКОЛО 1954 г.

Апостол Петр сказал в своем Послании: «Ибо время начаться суду с дома Божия; если прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?» (1 Петр 4, 17). Апостол здесь имеет в виду Церковь. И в этой связи вспоминается слова, сказанные в интервью митрополитом Афинским в день празднования дня памяти Новомучеников и исповедников Российских. Владыка специально прибыл на торжества и сослужил Святейшему Патриарху Алексию II в Бутово. Он сказал, что чтит великий подвиг новомучеников Российских и хочет напомнить всем верующим в России, чтобы они учли опыт Вселенской Церкви.

После эпохи мученичества и тягчайших гонений I – III столетий пришла победа христианства свобода исповедания веры. Но вслед за этим началась эпоха ересей, терзавшая Церковь несколько столетий. А вслед за этим наступила эпоха скудости, материальной бедности. Это то, что ожидает и Русскую Православную Церковь: попытки разрушить ее изнутри ересями и расколами, а затем наступит время материального оскудения, бедности.

АЛЕКСЕЙ РИДИГЕР
АЛЕКСЕЙ РИДИГЕР

Мы видим, что пророчества Владыки на наших глазах исполняются. И в части ересей и расколов, а теперь на нас неотвратимо надвигается время скудости материальной. Но скудость приближает нас к Богу, помогая надеяться только на Него. Она помогает думать о главном. Не материальное, а духовное богатство должна сберечь и приумножить Россия. Поэтому нам следует с благодушием и терпением переносить бедность. Если наступит голод (чего боятся очень многие), то и его следует принять как из рук Божиих с верой, что Господь не оставит чад Своих по слову псалмопевца царя Давида: «Вот, око Господне над боящимися Его, что Он душу их спасет от смерти и во время голода пропитает их» (Пс. 32, 19).

Для православного человека совершенно очевидно, как следует себя вести в условиях надвигающегося кризиса – суда Божия. Мы знаем, что не только Россию, но и весь мир ожидают трудные времена. И мы должны принять всё, что пошлет нам Господь,– и принять не стиснув зубы, а с благодарностью к Его всеблагому Промыслу о жизни всякого человека, всякого народа, всякой страны.

ТАЛЛИН. 1947 г.
ТАЛЛИН. 1947 г.

Возвращаясь к словам апостола Петра о суде Божием, вспомним, что русские люди называли свою отчизну Домом Пресвятой Богородицы. Но Ее домом является не только Русь Древняя, не только православная Российская империя, но и новая Россия, какой она стала после крушения старой России.

Весь XX век после февральской революции и явления Державной иконы Божией Матери в 1917 году прошел под знаком и благословение этого лика Пресвятой Богородицы. На этой иконе Божия Матерь явила Себя Державной Правительницей России, в царской короне, с регалиями царской власти в руках.

СВЯЩЕННИК АЛЕКСИЙ РИДИГЕР
СВЯЩЕННИК АЛЕКСИЙ РИДИГЕР

И вот после развала Советского Союза Божия Матерь снова показала всем верующим знамение Своего Владычества в нашей Отчизне. 27 июля 1990 года при Патриархе Алексии II состоялось торжество Второго обретения Державной иконы Божией Матери. Так что корабль Русской Церкви, а вместе с ним и Русь-Россия отчаливают в последнее плавание во исполнение того, к чему призвал их Господь. И совершается этот исход под покровом и по благословению Самой Пречистой Матери Господа.

 ЙЫХВИ. 1953 г.
ЙЫХВИ. 1953 г.

Под возглавлением Святейшего Патриарха Алексия II восстановлено материальное ядро – тело Церкви: храмы, обители, духовные академии и семинарии, церковные школы и гимназии, братства и сестричества. Сейчас руль Церкви должен взять другой святитель, которого изберет Собор. И конечно, Сама Матерь Божия, как и прежде, поможет совершить избрание того, кто способен понести этот крест. Теперь православным людям России необходимо наполнить эти здания молитвой, личным участием в церковной жизни и иной деятельности Церкви во благо страны и народа нашего. Это труд благодатный, радостный, напряженный. Только совместной молитвой и братским единством сможем мы преодолеть те тяготы, которые надвигаются на мир попущением Божиим. Новый Патриарх должен возглавить это движение. Он должен стать истинным пастырем и отцом всех верных чад Церкви не только в России, но и в русском рассеянии.

***

patralex27
С РОДИТЕЛЯМИ НА ЧУДСКОМ ОЗЕРЕ. 1955 г.

А теперь напомним о том, для чего призвал Господь к бытию наш народ и нашу Отчизну Русь-Россию.

После выбора Руси, принявшей Крещение в 988 году, Промыслом Божиим на все века ее главная миссия – хранить Православие, как основу жизни русской державы, и жертвенно послужить миру ради спасения в вечности иных стран и народов.
Вторая задача, неотрывная от главной – защита Православия и своей страны от внешних и внутренних врагов, противостояние силам зла во всех их проявлениях.
И третья задача – соединение всех достижений человечества в духе и истине через любовь ко всему Божиему.

Если представить, что всё человечество есть единый организм, то Русь-Россия – его сердце. Но если сердце остановится, земной мир погибнет. Поэтому одна из главных задач духов злобы поднебесных и их земных слуг – уничтожить Россию и вытравить из ее народа веру православную. Это план диавола, но есть план Божий, в котором Россия должна послужить спасению многих людей, и мы верим, что в России и в Церкви Русской найдутся люди, способные откликнуться на призыв Господа.

ЕПИСКОП ТАЛЛИНСКИЙ И ЭСТОНСКИЙ АЛЕКСИЙ (РИДИГЕР)
ЕПИСКОП ТАЛЛИНСКИЙ И ЭСТОНСКИЙ АЛЕКСИЙ (РИДИГЕР)

***

Плывет над Русью колокольный звон,
Гудит набат напевно и тревожно.
И снова к битве, как тогда – за Дон,–
Спешат бойцы, пока еще возможно.

И над землей, венчая грозный век,
Уж слышен звук последней битвы.
Вставайте, жены русские, для всех
Надежда – ваши слезы и молитвы…

***

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ
БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ

 

 

С жизнью и кончиной Патриарха связано одно чудесное событие. В 1996 году Патриарх Алексий II побывал в Самарканде. Конечно, он пришел поклониться гробнице пророка Божия Даниила, мощи которого находятся в Самарканде*. Отслужив водосвятный молебен, Патриарх окропил освященной водой засохшее дерево, находящееся неподалеку от мавзолея с гробницей пророка. И совершилось чудо: весной дерево зацвело и с тех пор каждый год давало плоды. Но самое удивительное случилось в этом году: перед кончиной Патриарха Алексия II дерево снова засохло.

ДЕРЕВО У ГРОБНИЦЫ ПРОРОКА ДАНИИЛА В САМАРКАНДЕ ОЖИВШЕЕ ПОСЛЕ МОЛИТВЫ ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ II
ДЕРЕВО У ГРОБНИЦЫ ПРОРОКА ДАНИИЛА В САМАРКАНДЕ ОЖИВШЕЕ ПОСЛЕ МОЛИТВЫ ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ II
ДЕРЕВО У ГРОБНИЦЫ ПРОРОКА ДАНИЛА СНОВА ЗАСОХШЕЕ ПОСЛЕ КОНЧИНЫ ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ II
ДЕРЕВО У ГРОБНИЦЫ ПРОРОКА ДАНИЛА СНОВА ЗАСОХШЕЕ ПОСЛЕ КОНЧИНЫ ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ II

А дерево это не простое. Многие столетия приходили к гробнице пророка люди с просьбами о помощи в скорбях, болезнях и печалях, и когда получали просимое, снова возвращались к гробнице со словами благодарности. Кроме того, по древней традиции приходящие подвязывали к ветвям этого патриарха деревьев разноцветные платки, ленты и лоскуты материи, так что все дерево круглый год покрыто сверху донизу этими знаками благодарности пророку. И вот это святое дерево, воскресшее к жизни по молитве нашего Патриарха, предвозвестило печальную весть о смерти Святейшего Патриарха Алексия II.

* Вспомним исторические свидетельства о принесении в Самарканд мощей пророка Даниила. По преданию, Тимур (Тамерлан) спросил у своего духовного наставника шейха Мир-Сеида Береке – единственного человека, которого великий завоеватель слушался – что сделать, чтобы новая столица его государства – Самарканд сохранилась, устояла в веках. Тот ответил, что в город нужно перенести останки пяти великих пророков, и тогда красота и значение столицы сохранятся при любых нашествиях врага и землетрясениях.

МАВЗОЛЕЙ ПРОРОКА ДАНИИЛА В САМАРКАНДЕ.
МАВЗОЛЕЙ ПРОРОКА ДАНИИЛА В САМАРКАНДЕ.

Среди останков пророков, перенесенных Тимуром в Самарканд, была и часть мощей великого пророка Божия Даниила. Во время одного из походов Тимур повелел вскрыть гробницу пророка в Малой Азии и взять часть мощей, среди которых была рука пророка. Хроники времен Тимура повествуют, что в областях, через которые переносили мощи пророка, воцарялись мир и спокойствие.

По перенесении в Самарканд мощи положили в гробницу – и тут началось нечто чудесное. Как утверждают исламские историки, рука пророка высунулась из торца гробницы. Гробницу удлинили, но через некоторое время все повторилось. Снова гробницу удлинили – так продолжалось до тех пор, пока гробница не достигла длины в 22 хаза (18 с лишним метров). Это единственная в своем роде гробница мусульманского мира – и по размерам, и по форме. Она представляет собой не традиционное трехступенчатое надгробие, а огромней параллелепипед, с полукруглым завершением, над которым воздвигнут пятикупольный мавзолей.

У ГРОБНИЦЫ ПРОРОКА ДАНИИЛА
У ГРОБНИЦЫ ПРОРОКА ДАНИИЛА

Так город обрел небесного покровителя – великого тайнозрителя судеб Божиих и провозвестника Суда Божия (Даниил в переводе с древнееврейского означает «Судья Божий»). Мусульмане называли пророка Данияром, и во все времена необычайно почитали его гробницу. Существует даже местное предание, что в день последней битвы с воинством диавола великий пророк восстанет из гробницы, чтобы принять участие в битве в числе предводителей Сил Света.

СВЯТОЙ ИСТОЧНИК У ПОДНОЖЬЯ МАВЗОЛЕЯ ПРОРОКА ДАНИИЛА 1
СВЯТОЙ ИСТОЧНИК У ПОДНОЖЬЯ МАВЗОЛЕЯ ПРОРОКА ДАНИИЛА 1

Из подножья скалы Афрасиаба с гробницей пророка, выходит чудотворный источник, у которого в течение многих веков вплоть до наших дней совершались чудесные исцеления от многих болезней. В благодарность за исцеление или за исполненное прошение люди привязывают к деревьям, растущим возле гробницы, разноцветные ленточки и платки. И до сегодня деревья покрыты тысячами ленточек – от полуистлевших до совсем свежих, только что подвязанных. Это одна из немногих святынь в мире, перед которой преклоняют колени верующие трех мировых монотеистических религий: христиане, мусульмане и иудеи.

Декабрь 2008 г.

1 комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

  • Спасибо Александр Аршакович! Очень интересно!

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

31 ЯНВАРЯ — ПРЕПОДОБНЫХ КИРИЛЛА И МАРИИ РАДОНЕЖСКИХ, РОДИТЕЛЕЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
ИКОНА ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ПРЕПОДОБНЫМИ КИРИЛЛОМ И МАРИЕЙ
ПРЕПОДОБНАЯ МАРИЯ РАДОНЕЖСКАЯ († 1337 г.) (Глава из книги Александра Трофимова «Святые жены Руси»). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

31 ЯНВАРЯ — ДЕНЬ МУЧЕНИЧЕСКОЙ КОНЧИНЫ МАРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ ШАФРОВОЙ-МАРУТАЕВОЙ
МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА ШАФРОВА-МАРУТАЕВА - ЕДИНСТВЕННОЕ ФОТО, КОТОРОЕ УДАЛОСЬ НАЙТИ

МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА ШАФРОВА-МАРУТАЕВА. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. ЯНВАРЬ 2023 г. ДЕНЬ ЗА ДНЁМ

31/18 января – Память святителей Афанасия (295-373) и Кирилла (370/380-444), архиепископов Александрийских.
***
31/18 января – Память святителя Никиты, архиепископа Новгородского (1030-1108).
***
31/18 января – Память преподобных Кирилла и Марии Радонежских († 1337), родителей преподобного Сергия Радонежского.
***
31/21 января 1605 г. – Состоялась Битва при Добры́ничах – сражение между армией Лжедмитрия I и царскими войсками под предводительством князя Ф. И. Мстиславского близ деревни Добрыничи. Битва завершилась полным разгромом Лжедмитрия I, потерявшего в сражении значительную часть своего войска.
***
31/19 января 1714 г. – Петр I запретил жениться не получившим образования дворянским детям (недорослям).
Из текста Указа: «Послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтоб учить дворянских детей, кроме однодворцев и приказного чина, цифири и геометрии и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего выучится». А священникам строго запрещалось венчать дворянских отпрысков без «соизволения» школьного преподавателя.
***
31/19 января 1801 г. – Грузия добровольно вошла в состав Российской Империи.
***
31/19 января 1852 г. – День рождения Льва Александровича Тихомирова (1852-1923), российский общественный деятель.
Лев Александрович Тихомиров писал в своих воспоминаниях: «Наш род принадлежит к коренным жителям Тульского края, насколько хватает семейных воспоминаний, был всегда духовного звания». Из семьи военного врача. Родился19 января 1852 г. на Кавказе, в военном поселении Геленджик. Окончил керченскую Александровскую гимназию (1870) с золотой медалью и поступил на юридический факультет Московского университета. Перевелся на медицинский факультет (1871).
Принимал активное участие в революционном движении. В 1872-1873 гг. – активный член общества «чайковцев», вёл пропаганду среди рабочих. В ноябре 1873 г. арестован, был под судом по «процессу 193-х». В 1878 г. – член центра «Земли и воли» и редакции ее печатного органа. В 1879 г. – член Исполнительного комитета, распорядительной комиссии и редакции «Народной воли», организовавшей убийство императора Александра II. От имени «исполнительного комитета» составил известную прокламацию, выпущенную после 1 марта 1881 г. (сразу после убийства Александра II) На Липецком съезде 20 июля 1879 г. (на котором была организована «Народная воля») поддержал решение съезда о цареубийстве. В начале марта 1881 г. вместе с оставшимися на свободе членами Исполнительного комитета несколько раз на конспиративной квартире обсуждал воззвание «Ко всему народу русскому» и письмо Александру III, которое сам и написал.
11 ноября 1873 г. Л. А. Тихомирова арестовали и отправили в Петропавловскую крепость. Замечательна история его освобождения из тюрьмы, рассказанная современниками. Однажды император Александр II лично обходил заключенных в Петропавловской крепости; естественно, каждый из осужденных пытался сказать государю о своей невиновности в надежде получить его защиту, но Тихомиров единственный честно признал себя заслуживающим наказания. Тогда император сказал, что не находит возможности содержать в одинаковом заключении столько «невиновных» людей совместно с «преступником» и повелел освободить Тихомирова из заключения. Произошло это в начале 1878 г., после его четырехлетнего заключения в крепости.
В 1880 г. Лев Александрович женился на Екатерине Дмитриевне Сергеевой и в 1882 г. вместе с женой эмигрировал за границу, проживая в Швейцарии, а затем во Франции. Вскоре после переезда в Швейцарию, 26 августа 1882 г., в семье Тихомировых родился сын, названный Александром (будущий православный подвижник и старец епископ Череповецкий Тихон).
К тому времени у него уже возникли сомнения в целесообразности революционной деятельности, но тем не менее в Женеве он стал во главе «Вестника Народной воли». И только в 1888 г. он открыто выступил иротив прежних своих идей, напечатав книгу «Почему я перестал быть революционером» (М ., 1888), которая сделала возможным его возвращение в Россию. В 1888 г. он написал прошение на Высочайшее Имя о помиловании и разрешении жить в России, что и было даровано ему Высочайшим повелением 10 декабря 1888 г.
Л. А. Тихомиров был глубоко православным человеком, в его трудах звучит искренняя и твердая вера в особую роль Церкви в истории народов. Он написал множество книг и статей, посвященных русской национальной идее, и стал самым крупным в России идеологом монархической власти. Итогом его трудов явилась книга «Монархическая государственность» (1905, переиздание СПб., 1992). В своих исследованиях он пытался раскрыть, с точки зрения православного историка, «понимание тех законов, которыми живет человеческое общество и государство».
При правлении П. А. Столыпина Л. А. Тихомиров был Высочайше пожалован чином статского советника и являлся членом кабинета министров. В 1907-1908 гг. он был членом Предсоборного Совещания.
В 1903-1906 гг. работал над книгой «Монархическая государственность». В 1907 г. был приглашен из Москвы лично Петром Столыпиным в Санкт-Петербург, где занял должность члена совета Главного управления по делам печати. Основной же его задачей было консультирование Столыпина по вопросам, связанным с рабочим движением ввиду обсуждаемого трудового законодательства. В 1909 г. Тихомиров вернулся в Москву. В награду от премьер-министра он получил в аренду издание «Московские ведомости», редактором которого был до 1913 г.
За 10 лет до смерти Тихомиров поселился в Сергиевом Посаде (где и умер 16 октября 1923 г.). Здесь он создал трактат «Религиозно-философские основы истории», в котором анализировал историю человечества с религиозной точки зрения, включая последние эсхатологические времена. В этой книге (впервые опубликованной лишь в 1997 г. в издательстве журнала «Москва») показано развитие в человеческой истории различных религиозных течений, взаимная связь и преемственность религиозных идей и заблуждений разных времён, которые то исчезают с исторической сцены, то, надевая новые личины, появляются вновь. На этом фоне Тихомиров доказывает истинность и глубину православного понимания истории. Последним законченным произведением Тихомирова стала художественная повесть «В последние дни (Эсхатологическая фантазия)», написанная в 1919-1920 гг.
Лев Александрович Тихомиров скончался в 1923 г. в Сергиевом Посаде посвятив остаток дней богословским трудам. Место его захоронения неизвестно.
***
31/19 января 1864 г. – В Москве открывается для посетителей первый в России «общедоступный зоологический сад» – московский зоопарк.
***
31/19 января 1865 г. – День рождения Тихона (в миру Василий Иванович Беллавин; 1865-1925), Патриарха Московского и всея Руси (1917-1925).

***
31 января / 12 февраля 1865 г. – День рождения Алексея Александровича Бахрушина (1865-1929). Родился в Москве, Российская империя. – Русский купец, потомственный почетный гражданин Москвы, меценат, благотворитель, собиратель театральной старины, создатель литературно-театрального музея.
Представитель московской династии Бахрушиных. Бахрушины были в старой Москве известными благотворителями. Будущий знаток театральной старины уже с шестилетнего возраста стал завсегдатаем Большого театра, потом – поклонником труппы Малого театра, а впоследствии сам пробовал играть на сцене Перловского театрального кружка. Учился в частной гимназии Ф.Креймана (III-IV классы). В 1888 г. включился в семейное дело – «Товарищество кожевенной и суконной мануфактуры Алексей Бахрушин и сыновья» и до 1890 г. активно занимался торгово-промышленной деятельностью. Увлекшись собирательством, Бахрушин посвящал ему всё больше времени и постепенно отошёл от дел. Однако после смерти старшего брата, он был вынужден возглавлять до 1917 г. семейное дело. За свои промышленные достижения удостоился нескольких золотых медалей и ордена Св. Анны 3-й степени.
Также он был гласным Московской городской думы (1900-1916), в которой возглавлял комиссию по народным развлечениям. Комиссия приняла решение открыть в Москве 12 народных домов, заведовать которыми в 1915 г. был уполномочен А. А. Бахрушин.
Коллекционировать начал под влиянием двоюродного брата, страстного собирателя Алексея Петровича Бахрушина. «Вскоре театральное собирательство, – вспоминал его сын, – превратилось у него в страсть. Окружающие смотрели на это как на блажь богатого самодура, трунили над ним, предлагали купить пуговицу от брюк Мочалова или сапоги Щепкина». 30 мая 1894 г. владелец впервые показал своё театральное собрание ближайшим друзьям, а 29 октября того же года представил его для обозрения театральной общественности Москвы. С этого дня и началась биография первого московского литературно-театрального музея. Он целенаправленно вёл поиски, чтобы представить в своей коллекции всю историю отечественного театра, от зарождения до современности. В поисках экспонатов Алексей Александрович Бахрушин не раз совершал длительные путешествия по России, из которых привозил не только театральные раритеты, но и произведения народного искусства, мебель, старинные русские костюмы.
Бывая за границей, Алексей Александрович непременно обходил антикварные магазины. В начале XX в. он трижды предпринимал специальные поездки для пополнения разделов по истории западноевропейского театра. Из-за границы он привёз личные вещи французской актрисы Марс, коллекцию масок итальянского театра комедии, многие редчайшие музыкальные инструменты.
Идея Бахрушина о создании театрального музея так пришлась по душе, что многие «безданно и беспошлинно» присылали ему в подарок редкие фотографии, автографы, мемориальные вещи. Притоку даров способствовали и снискавшие немалую популярность в театральных кругах Москвы «Бахрушинские субботы». На «огонёк» к Бахрушину собирались известные актёры и режиссёры: здесь бывали А. И. Южин, А. Л. Ленский, М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко. По сложившейся традиции сюда приходили не с пустыми руками. Так, прославленная актриса Малого театра Гликерия Николаевна Федотова передала Бахрушину все свои реликвии и памятные подарки, полученные за годы сценической жизни.
Свой музей Алексей Александрович Бахрушин называл литературно-театральным. В обширном и многообразном его собрании выделялись три раздела – литературный, драматический и музыкальный. В литературном разделе были собраны редкие издания пьес Я. Б. Княжнина, А. П. Сумарокова, А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского. Немалый интерес представляли и сочинения по истории театра, театральные альманахи, журналы, сборники. Здесь были письма, записные книжки, дневники известных деятелей отечественной культуры: А. С. Грибоедова, И. И. Лажечникова, М. М. Хераскова, Н. В. Гоголя, А. Н. Верстовского, А. Ф. Писемского, П. А. Каратыгина, Н. Г. Помяловского. Коллекция рукописей включала свыше тысячи наименований.
В драматическом разделе были собраны декорации, афиши и программы, портреты и скульптурные изображения актёров и драматургов, предметы театрального быта. Среди произведений декораторов хранились работы двух крупнейших театральных художников конца XIX — начала XX в. – К. А. Коровина и А. Я. Головина. Были здесь и народные картинки с изображениями «бесовских потех».
Особую ценность представляли личные вещи многих прославленных актёров. В драматическом разделе находилась, кроме того, изумительная по богатству портретная галерея: здесь рисунки, гравюры, литографии, живописные и скульптурные произведения, большая коллекция фотографий, причём не только отдельные портреты актёров, но и большое количество запечатлённых фотографами сцен из спектаклей.
Театральный быт представлен предметами, сопутствующими завзятым театралам, в том числе — уникальной коллекцией зрительских трубочек и театральных биноклей. Музыкальный отдел состоял из инструментов разных времён и народов: славянские гусли, румынская кобза, европейская мандолина, китайская флейта и даже африканские трубы. Верным помощником в собирательской деятельности Алексея Александровича Бахрушина была его жена Вера Васильевна. Она приводила в порядок газетные вырезки, афиши, программы, помогала отбирать вещи на выставки, устраивать экспозиции.
В 1909 г. бахрушинской коллекцией заинтересовалась Академия наук. 25 ноября 1913 г. состоялся торжественный акт передачи собрания Академии наук. Было создано Правление музея во главе с жертвователем, признававшимся пожизненным почётным попечителем музея. В 1915 г. жертвователь был удостоен ордена Св. Владимира 4-й степени. Музей, созданный Алексеем Александровичем Бахрушиным, существует и поныне (ул. Бахрушина, д. 31/12). Он, как и прежде, располагается в старом здании. Это одна из немногих коллекций старой Москвы, уцелевшая до наших дней. Алексей Александрович Бахрушин оставался во главе музея и после 1917 г., до самой смерти. Бахрушин умер в подмосковной усадьбе Малые Горки близ станции Апрелевка Киевского направления Московской железной дороги 7 июня 1929 г. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
***
31/19 января 1875 г. – День рождения Лидии Алексеевны Чарской (Вороновой; 1875-1937), писательницы. Родилась она в Санкт-Петербурге. Ей суждено было более 20 лет владеть умами и чувствами самого широкого круга читателей России.
Первая же повесть «Записки институтки», написанная в 1902 г., принесли ей громкую славу. За 20 лет литературной деятельности Чарская написала около 80 произведений! Ее известность достигла европейских стран. Переведенная на немецкий, английский, французский, чешский языки, она вошла в каждый дом, в каждую семью, где росли дети. Молодежь зачитывалась ее произведениями, восторженно встречая новые книги. Повести «Княжна Джаваха», «Люда Влассовская», «Вторая Нина», «Записки маленькой гимназистки», «Сибирочка», «Лесовичка», рассказы «Волька», «Первый день», «Два сочельник», сказки «Золотая свирель», «Волшебная сказка» и другие – вот неполный перечень того, что взахлеб читало подрастающее поколение начала XX века.
Она писала о доброте, любви к ближнему, состраданию, самоотверженности, отзывчивости. Ее герои – люди разных сословий. Это и дворяне, обучающие своих детей в привилегированных учебных заведениях; и служащие, живущие на вознаграждение за свой труд; и нищие, которые мечтают о куске хлеба. Но всех их объединяет человеколюбие, желание отозваться на чужую боль, бескорыстие – те человеческие качества, дефицит которых особенно сильно ощущается в наше время.
В 1917 г., с приходом Советской власти ее перестали печатать, не простив писательнице ее дворянского происхождения. С 1925 по 1929 гг. ей с большим трудом удалось опубликовать 4 маленькие книжки для детей под псевдонимом Н. Иванова. Ее произведения были изъяты из библиотек и уничтожены. Больше не было любимого дела, куда-то исчезли благодарные читатели. Жизнь остановилась на полном ходу, особенно после известия о гибели сына Юрия, который сражался в Красной Армии. Началась буквально нищенская жизнь. И тогда именно К. И. Чуковский выхлопотал ей пенсию.
Она ушла тихо и незаметно. Но оставила после себя до сих пор никем не разгаданную тайну. Официальным местом ее погребения считается Смоленское кладбище в Санкт-Петербурге.
О Чарской вспомнили в 90-е гг. XX столетия. Понадобился почти век, чтобы мы снова открыли для себя ее творчество. Радует то, что разные издательства взяли на себя труд возродить ее произведения. Сейчас издано уже и полное собрание ее сочинений. Безусловно, книги Чарской найдут своего читателя, ее полюбят маленькие и юные российские граждане XXI века, как когда-то ее любили дети начала прошлого столетия. Книги ее повествуют о добросердечии и отзывчивости, о человечности, благодарности и любви, как высшей добродетели.
***
31/19 января 1879 г. –В Харькове, Российская империя, родился Борис Викторович Савинков 1879-1925) российский революционер, террорист, один из лидеров партии эсеров, руководитель Боевой организации партии эсеров, глава Союза защиты Родины и Свободы. Участник Белого движения, писатель (прозаик, поэт, публицист, мемуарист; литературный псевдоним – В. Ропшин).
Известен также под псевдонимами «Б. Н.», Вениамин, Галлей Джемс, Крамер, Ксешинский, Павел Иванович, Роде Леон, Субботин Д. Е., Ток Рене, Томашевич Адольф, Чернецкий Константин.
Принимал участие в подготовке ряда террористических актов на территории России: убийство министра внутренних дел В. К. Плеве, московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, покушения на министра внутренних дел И. Н. Дурново и на московского генерал-губернатора Ф. В. Дубасова.
Савинков стал заместителем руководителя Боевой организации Евно Азефа, а после его разоблачения — руководителем. Вместе с Азефом выступил инициатором убийства священника Георгия Гапона, заподозренного в сотрудничестве с Департаментом полиции. В 1906 г. Савинков в Севастополе подготавливал убийство командующего Черноморским флотом адмирала Чухнина. Был арестован полицией, заключен в Севастопольскую тюрьму и приговорён к смертной казни, но бежал в Румынию.
В эмиграции в 1909 г. написал книгу «Воспоминания террориста», в том же году опубликовал повесть «Конь бледный», в 1914 г. – роман «То, чего не было». После начала Первой мировой войны Савинков перебрался в Париж, где, благодаря своим связям, получает удостоверение военного корреспондента. Его корреспонденция публиковалась в газетах «Биржевые ведомости», «День», «Речь».
После Февральской революции Савинков вернулся в Россию 9 апреля 1917 г. и возобновил политическую деятельность: он был назначен комиссаром Временного правительства в 7-й армии, а 28 июня – комиссаром Юго-Западного фронта. Савинков активно выступал за продолжение войны до победного конца. Стал товарищем (помощником) военного министра (военным министром был сам премьер Керенский). При наступлении Корнилова на Петроград был назначен военным губернатором Петрограда и исполняющим обязанности командующего войсками Петроградского военного округа. Но 30 августа подал в отставку, не согласный с изменениями в политике Временного правительства. После того 9 октября 1917 г. был исключен из партии эсеров по так называемому «корниловскому делу».
Октябрьский переворот 1917 г. встретил враждебно. В феврале-марте 1918 г. создал в Москве на базе организации гвардейских офицеров подпольный контрреволюционный «Союз защиты Родины и Свободы», включавший около 800 человек. Целями этой организации было свержение советской власти, установление военной диктатуры и продолжение войны с Германией. В конце мая заговор в Москве был раскрыт, многие его участники арестованы.
Уехал с военной миссией во Францию, где вёл переговоры о помощи Белому движению. Во время Советско-польской войны 1920 г. Савинков, обосновавшись в Варшаве. В октябре 1921 г. был выслан из Польши. Порвав с белым движением, Савинков искал связей с националистическими течениями. Он встречался с итальянским лидером Бенито Муссолини в 1922-1923 гг. Однако в конце концов Савинков оказался в полной политической изоляции, в том числе и от эсеров. В это время он занялся работой над повестью «Конь вороной», осмысляющей итоги Гражданской войны.
В начале августа 1924 г. Савинков нелегально приехал в СССР, куда был завлечен в результате разработанной ОГПУ операции «Синдикат-2». 16 августа в Минске был арестован вместе со своей любовницей Любовью Ефимовной Дикгоф и ее мужем А. А. Дикгофом. На суде Савинков признал свою вину и поражение в борьбе против советской власти. Военная коллегия Верховного суда СССР 29 августа 1924 г. приговорила его к высшей мере наказания – расстрелу. Верховный суд ходатайствовал перед Президиумом ЦИК СССР о смягчении приговора. Ходатайство было удовлетворено, расстрел заменен лишением свободы на 10 лет.
По официальной версии, 7 мая 1925 года в здании ВЧК на Лубянке Савинков покончил жизнь самоубийством. Воспользовавшись отсутствием оконной решётки в комнате, где он находился по возвращении с прогулки, Борис Савинков выбросился из окна пятого этажа во двор. Место захоронения Б. Савинкова неизвестно.
***
31 января 1881 г. – Экспедиционный корпус под командованием генерала М. Д. Скобелева вступил в Ашхабад. Завершено покорение Туркестана.
***
31/19 января 1887 г. – Умер Семён Яковлевич Надсон (1862-1887), русский поэт.
Появившийся в печати в 1885 г. сборник его стихотворений, тираж которого составил 600 экземпляров, принес Надсону огромный успех. При жизни поэта книга выдержала 5 изданий, а до 1917 г. ее успели переиздать 29 раз, последнее из которых имело огромный по тем временам тираж – 10 000 экз. После смерти Надсона его творчество получило еще большую известность. Многие поэты посвящают его памяти стихотворения (Я. П. Полонский, Л. И. Пальмин, К. М. Фофанов, Г. Ф. Дешкин). А с посмертной публикацией произведений Надсона слава его достигает своего апогея. Молодёжь заучивала его стихотворения наизусть. Произведения Надсона постоянно включались в альбомы и рукописные журналы учащихся, долгие годы их часто декламировали со сцены, почётное место отводилось им в различных хрестоматиях и сборниках. Свыше 100 стихотворений Надсона положено на музыку. И хотя шедевров вокальной лирики на слова Надсона не создано, примечательно, что к его произведениям обращались такие выдающиеся композиторы, как Ц. А. Кюи, А. Г. Рубинштейн, С. В. Рахманинов, Э. Ф. Направник.

ВЕРЬ В ВЕЛИКУЮ СИЛУ ЛЮБВИ!..

Верь в великую силу любви!..
Свято верь в ее крест побеждающий,
В ее свет, лучезарно спасающий,
Мир, погрязший в грязи и крови,
Верь в великую силу любви!

ВПЕРЁД!

Вперед, забудь свои страданья,
Не отступай перед грозой,-
Борись за дальнее сиянье
Зари, блеснувшей в тьме ночной!
Трудись, покуда сильны руки,
Надежды ясной не теряй,
Во имя света и науки
Свой частный светоч подымай!
Пускай клеймят тебя презреньем,
Пускай бессмысленный укор
В тебя бросает с озлобленьем
Толпы поспешный приговор;
Иди с любящею душою
Своею торною тропой,
Встречая грудью молодою
Все бури жизни трудовой.
Буди уснувших в мгле глубокой,
Уставшим – руку подавай
И слово истины высокой
В толпу, как светлый луч, бросай.

***

Блещут струйки золотые,
Озаренные луной;
Льются песни удалыя
Над поверхностью речной,
Чистый тенор запевает
«Как на Волге на реке»,
И припевы повторяет
Отголосок вдалеке.
А кругом царит молчанье,
И блестящей полосой
Золотой зари сиянье
Догорает за рекой.

***
31 января 1893 г. – В селе Прислониха в семье потомственных иконописцев родился Аркадий Александрович Пластов (1893-1972). Народный художник СССР (1962). Академик АХ СССР. Лауреат Ленинской премии (1966) и Сталинской премии первой степени (1946).

Родился в семье потомственных иконописцев. В 1903 г. поступил в Симбирское духовное училище. С 1908 г. учился в Симбирской духовной семинарии, а затем переехал в Москву. Занимался рисованием у Дмитрия Архангельского. Некоторое время занимался в мастерской Ильи Машкова, затем поступил в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище, где одним из его учителей был Фёдор Федоровский. Проучившись в нём с 1912 по 1914 гг., поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение. Его учителями были живописцы Алексей Корин, Аполлинарий Васнецов, Абрам Архипов, Алексей Степанов, Леонид Пастернак и скульптор Сергей Волнухин.
В его картинах отражены испытания советского народа в годы войны («Фашист пролетел», 1942), патриотический труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы («Жатва», «Сенокос», 1945),
В 1947 г. А. Пластов стал академиком АХ СССР. Член СХ СССР (1937), член правления СХ РСФСР и СХ СССР (1957), секретарь правления СХ СССР (1968).
***
31 января 1901 г. –Премьера пьесы А. П. Чехова «Три сестры» в Художественном театре.
***
31 января 1904 г. – В Москве умер Алексей Иванович Абрикосов (1824-1904), русский предприниматель, фабрикант, основавший во второй половине XIX века «Фабрично-торговое товарищество А. И. Абрикосова сыновей» (ныне концерн «Бабаевский»), а также владевший кондитерскими и чайными магазинами в Москве, Поставщик Двора Его Императорского Величества, председатель совета Учетного Банка, действительный статский советник.
Алексей Иванович и его супруга Агриппина Александровна похоронены на кладбище Ново-Алексеевского монастыря в Москве. В 1926 г. монастырь был закрыт, а кладбище уничтожено.
Во время Крымской войны Абрикосов делал ежегодные 100-рублевые пожертвования госпиталям и ополчению. Позднее стал членом комитета по оказанию помощи семьям убитых и раненных в войне с Турцией, в 1880 г. вошел в состав Совета Дома московского купеческого общества для бесплатных квартир. Служил старостой Успенского храма на Покровке.
Его супруга в конце 1889 г. открыла бесплатный родильный приют и женскую больницу с «постоянными кроватями А. А. Абрикосовой» (на пять коек). Агриппина Александровна завещала городу 100 000 рублей на устройство родильного приюта; здание по проекту И. А. Иванова-Шица на Миусской площади на 51 койку было освящено в мае 1906 г. (с добавлением городских средств, постройка обошлась в 206 000 рублей). По решению Московской городской управы новый родильный приют стал официально носить имя Агриппины Александровны Абрикосовой (1832-1901), после революции — переименован в роддом имени Н. К. Крупской, в 1994 г. ему вернули имя основательницы.
В 1896 г. на средства Алексея Абрикосова и мецената С. А. Корзинкина было завершено строительство кирпичного здания церковно-приходской школы при Ильинском храме в деревне Изварино. Сам же храм Илии Пророка был отстроен заново на деньги тех же Абрикосовых и Корзинкиных в 1904 г. взамен обветшавшей Ильинской церкви.
***
31 января 1910 года родилась В. С. Гризодубова (г. Харьков), летчица, Герой Советского Союза (1938 г), Герой Социалистического Труда (1986 г.), полковник. Дочь одного из первых русских авиаконструкторов и летчиков С. В. Гризодубова. В 1929 г. окончила Пензенский аэроклуб, занималась планерным спортом. В Красной Армии с 1936 г. Командир экипажа самолета «Родина», совершившего в сентябре 1938 г. беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток. В Великую Отечественную войну командовала 101-м полком авиации дальнего действия. После войны работала начальником летно-испытательной станции, затем директором НИИ. Умерла 28.04.1993 г.
***
31 января 1924 г. – Второй съезд Советов СССР утвердил Конституцию СССР – первый основной закон Союза Советских Социалистических Республик, который закрепил, окончательно юридически оформил образование и разделение прав СССР и союзных республик.
***
31 января 1928 г. – В январской «Роман-газете» появляются первые главы романа Михаила Шолохова «Тихий Дон».
***
31 января 1932 г. – Запущена первая доменная печь Магнитогорского металлургического комбината – одного из крупнейших металлургических комбинатов России. В годы Великой Отечественной войны комбинат, первоначально ориентированный на выпуск «гражданских» сортов металла, освоил выпуск броневой стали, а также прокатку броневого листа. В конце 1942 г. вступила в строй домна № 5, крупнейшая в СССР.
***
31 января 1942 г. – Мученическая смерть Марины Александровны Шафровой-Марутаевой (1908-1942).
***
31 января 1943 г. – В Сталинграде принят ультиматум советского командования о немедленном прекращении огня и о полной капитуляции южной группы немецких войск. В 13 часов советскими воинами вместе со своим штабом пленен командующий немецкой 6-й полевой армии генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс.
30 января Паулюс отправил радиограмму в Берлин: «Адольфу Гитлеру! 6-я армия поздравляет своего фюрера со славной годовщиной! Флаг со свастикой по-прежнему реет над Сталинградом. Паулюс». А 31 января капитулировал.
***
31 января 1952 г. – День рождения художницы Надежды Рушевой. Она слишком рано ушла из жизни в возрасте 17 лет, но успела подарить миру тысячи своих произведений.
Надя начала рисовать с пяти лет, причем никто не обучал ее рисованию, также до школы ее не учили читать и писать. В семилетнем возрасте, будучи первоклассницей, она начала рисовать регулярно, каждый день не более получаса после уроков. Тогда же она за один вечер нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, за то время, пока отец читал эту её любимую сказку вслух. В мае 1964 г. состоялась первая выставка ее рисунков, организованная журналом «Юность» (Надя училась в пятом классе). После этой выставки в том же году в № 6 журнала появились первые публикации ее рисунков, когда ей было всего 12 лет. За следующие пять лет ее жизни состоялось пятнадцать персональных выставок в СССР, Польше, Чехословакии, Румынии, Индии.
Среди ее работ – иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, М. А. Булгакова. Всего были проиллюстрированы произведения около пятидесяти авторов. Работа над «Мастером и Маргаритой» стала для нее последней. В то же время, для «Мастера и Маргариты» Надя стала первой художницей. На титульной иллюстрации, изображающей встречу Берлиоза и Бездомного на Патриарших прудах, Елена Сергеевна Булгакова, вдова Михаила Афанасьевича, оставила свой автограф: «Как жаль, что я не знала это необыкновенное существо – Надю Рушеву».
Ее рисунки рождались без эскизов, всегда рисовала враз, набело, и она никогда не пользовалась стирательной резинкой. «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести», – говорила Надя
Надя оставила после себя огромное художественное наследие – около 12 тысяч рисунков. Точное их число невозможно подсчитать – значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница подарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок. Прошло более 160 выставок ее работ в разных странах: Японии, Германии, США, Индии, Монголии, Польше и многих других.
Скончалась Надежда 6 марта 1969 г. в больнице в возрасте 17 лет из-за разрыва сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния в мозг.
***
31 января 1955 г. – В Ленинграде умер Михаил Леонидович Лозинский (1886-1955), русский советский поэт-акмеист, переводчик, один из создателей советской школы поэтического перевода.
Окончил 1-ю петербургскую классическую гимназию с золотой медалью. Слушал лекции в Берлинском университете. Затем учился в Петербургском университете. В 1909 г. получил диплом юриста, а затем пять лет занимался на историко-филологическом факультете.
Был близок к поэтам «серебряного века», в частности к акмеистам, дружил с О. Э. Мандельштамом, А. А. Ахматовой и был ближайшим другом Н. С. Гумилёва. В 1912 г. Лозинский организовал издательство «Гиперборей», где печатались акмеисты, и входил в созданный Гумилёвым «Цех поэтов».
В 1913-1917 гг. – редактор журнала «Аполлон». В 1914 г. начал работать в Публичной библиотеке библиотекарем и консультантом (работа в библиотеке продолжалась до 1937 г.).
После октябрьского переворота 1917 г. М. Горький привлек Лозинского к работе в издательстве «Всемирная литература», где тот занимался переводом и редактурой.
В 1921 г. задерживался по делу Н. С. Гумилёва, находился две недели под арестом в 1927 г. со служащими Публичной библиотеки. 20 марта 1932 г. арестован и Постановлением Коллегии ОГПУ от 17 июня 1932 г. осужден по ст. 58-10 УК РСФСР (антисоветская агитация и пропаганда) на 3 года лишения свободы условно. Реабилитирован в 1989 г.
В 1924 г. Лозинский писал в Париж своей сестре, Елизавете Леонидовне Миллер, о сложности жизни в советской России, о «систематическом удушении мысли», но еще и о том, что «дезертировать нельзя»:
«В отдельности влияние каждого культурного человека на окружающую жизнь может казаться очень скромным <…>. Но как только один из таких немногих покидает Россию, видишь, какой огромный и невосполнимый он этим приносит ей ущерб <…>. Если все разойдутся, в России наступит тьма, и культуру ей придется вновь принимать из рук иноземцев. <…> Надо оставаться на своём посту. Это наша историческая миссия…»
Лозинский много работал над переводами западной классики, тяготея в поэзии к крупной форме, драматургии, переводил также и прозу. В его переводе в СССР вышли произведения таких классиков, как Уильям Шекспир, Ричард Шеридан, Пьер Корнель, Жан Батист Мольер, Лопе де Вега, Мигель Сервантес, Карло Гоцци, Проспер Мериме, Ромен Роллан. Главной его работой стал перевод «Божественной комедии» Данте Алигьери. Переводил Лозинский и восточных поэтов, таких как Фирдоуси, Саят-Нова, грузинского поэта-романтика Николоза Бараташвили.
«В трудном и благородном искусстве перевода Лозинский был для XX века тем же, чем был Жуковский для века XIX», – сказала на его похоронах Анна Ахматова.
Лозинский скончался 31 января 1955 г. в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
***
31 января 1956 г. – В Москве родилась Вера Витальевна Глаголева (1956-2017). Советская и российская актриса театра и кино, кинорежиссёр, сценарист и продюсер. Народная артистка Российской Федерации (2011).
Вера Глаголева умерла 16 августа 2017 г. Похоронена на Троекуровском кладбище.
***
31 января 1966 г. – В СССР осуществили запуск космической ракеты с автоматической межпланетной станцией «Луна-9», которая совершит мягкую посадку на Луну в районе Океана Бурь и передаст научную информацию на Землю, в том числе первую серию панорамных снимков с ее поверхности.
***
31 января 2003 г. – День памяти Леонида Эрдмана (1940-2003).
***
31 января 2020 г. – Великобритания официально вышла из ЕС

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

Однажды ночью идя домой, я увидел впереди громко лающую свору собак. Мне было страшно идти дальше,– постояв какое-то время, я повернул назад и отправился к дому обходными путями. Маме я ничего не сказал об этой истории. Но на следующий же день мне стало очевидно, что она знает о моем вчерашнем поведении, поскольку сама завела разговор о страхе и боязливости. Передаю ее слова: «Каждый человек, и особенно верующий в Бога, обязан преодолевать страх. Это очень опасная и губительная страсть. Если ее не преодолеть, то в самый важный и трудный момент жизни, когда придется выбирать между добром и злом, человек может стать отступником и предателем. Мы знаем, как во время гонений люди из-за трусости отрекались от Христа. С этой страстью следует бороться постоянно, преодолевая страх и боязливость в самых разных проявлениях. Если ты чего-то боишься, нужно идти навстречу этой опасности с молитвой к Богу, к Божией Матери, к своему Ангелу-хранителю. Но самое надежное средство к победе над этой страстью – любовь, окончательно страх может победить только любовь».

2 МАЯ 2001 г. ОСВЯЩЕНИЕ ЧАСОВНИ СВ. МАТРОНЫ В Г. СХОДНЯ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

30 ЯНВАРЯ — ПРП. АНТОНИЯ ВЕЛИКОГО
antvel8
«РЕВНИТЕЛЯ ИЛИЮ НРАВЫ ПОДРАЖАЯ…». ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

27 ЯНВАРЯ – ДЕНЬ ПАМЯТИ СТАРИЦЫ СХИМОНАХИНИ МАРГАРИТЫ (ЕВФРОСИНИИ ФОМИНИЧНЫ ЛАХТИОНОВОЙ; 1899-1997)
СХИМОНАХИНЯ МАРГАРИТА (ЕВФРОСИНИЯ ФОМИНИЧНА ЛАХТИОНОВА)
СХИМОНАХИНЯ МАРГАРИТА (ЕВФРОСИНИЯ ФОМИНИЧНА ЛАХТИОНОВА; 1899–1997) (Последняя старица Дивеевской обители). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

25 ИЮЛЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ

Мама жила в ритме природы, постоянно любовалась своим садом в разное время года, специально выходила помолиться среди кустов и деревьев. В течение многих лет она делала выписки из разных книг и статей по народному календарю: там были сведения о приметах погоды в связи с церковным календарем, о прилете и отлете птиц, о свойствах и красоте цветов, деревьев и других растений, а также камней и минералов. Мы постоянно выписывали журнал «Наука и жизнь», из которого мама вырезала и подшивала ежемесячные заметки о природе и календаре. Из того, что собрала мама, можно было бы составить интереснейшую книгу. Все эти материалы были постоянно «в ходу»: когда приходили очередные посетители, мама открывала раздел своего собрания, соответствующий месяцу, неделе и даже конкретному дню и начинала читать выдержки. В такие минуты я не выдерживал, оставлял все свои дела и присоединялся к слушателям…

К сожалению, размеры книги не позволяют опубликовать интереснейшие сведения, которые собрала мама по народному календарю. Поэтому вниманию читателей предлагается лишь один календарный месяц – март. Весна была любимым временем года, а март – любимым ее месяцем, недаром в нем совершились столько важнейших событий ее жизни. 21 марта родился я, в марте сделали маме серьезную операцию, в марте умер мой отец, в марте отошла в вечность и мама. Она знала, что уйдет из жизни в марте, знала даже число – 29-е, о чем сохранились такие свидетельства: за день до смерти она попросила меня снять все деньги с ее пенсионной книжки, чтобы не нужно было потом ходить по инстанциям и оформлять наследство (и здесь, даже перед лицом смерти она думала о том, как избавить сына от лишних хлопот). Сохранился листок с выпиской из церковного календаря, сделанный рукой мамы: на нём записаны даты от 27 до 31 марта с указанием памяти святых каждого дня. Сделана эта запись много лет назад, еще до смерти отца, и именно в этом интервале умерли отец (27 марта) и мама (29 марта – день памяти мученика Трофима).

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

МАРТ. ДЕНЬ ЗА ДНЕМ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

А. Трофимов

О МОЛИТВЕ

http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/05/7mol10.jpg

Дорогие посетители сайта, пришло время вспомнить и восстановить древнюю ветхозаветную и апостольскую традицию – семиразовую молитву в течение суток, совершаемую каждые три часа (в 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 часа). Эта молитва особенно действенна в условиях испытания, посланного нам – угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Предлагаю Вам ознакомиться с главой из книги «РИТМЫ ЦЕРКОВНОГО ГОДА», написанной много лет назад и размещенной на этом сайте: О СЕМИРАЗОВОЙ МОЛИТВЕ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ… http://alexandrtrofimov.ru/?p=766
В ней дается историческое и богословское обоснование необходимости этой молитвы. Сейчас, в условиях карантина православным людям совсем не сложно включиться в этот молитвенный ритм.
Присоединяйтесь к ежедневной семиразовой молитве, рассылайте текст статьи и сообщения о ней своим друзьям и знакомым.
***
Святейший Патриарх Кирилл благословил молитву, которую уже произносят за богослужением во всех православных храмах, ее можно присоединить к семиразовой молитве:
МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВРЕДОНОСНОГО ПОВЕТРИЯ ЧТОМАЯ
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Александр Трофимов

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК