5 декабря 2008 года на 80-м году жизни Патриарх Московский и всея Руси Алексий II скончался в своей подмосковной резиденции. Предлагаю вниманию читателей статью, написанную сразу после этого события.
Из воспоминаний Патриарха Алексия II:
Я родился 23 февраля 1929 года в городе Таллин (Эстония). У родителей я был единственным сыном. Мой отец, Михаил Александрович Ридигер, был из Санкт-Петербурга и эмигрировал в Эстонию после революции. Мать, Елена Иосифовна, родилась и выросла в Эстонии. Жизнь нашей семьи всегда была тесно связана с храмом Божиим, с жизнью прихода.
С шести лет я стал прислуживать в церкви. Первым моим послушанием было разливать воду в праздник Крещения Господня. Потом был алтарником, ризничным, псаломщиком. В 15 лет я стал иподиаконом.
Учился в русской средней школе Таллинна, потом в Санкт-Петербургской семинарии (1947–1949) и Санкт-Петербургской Духовной Академии (1950–1953).
Студентом академии я был рукоположен в сан священника (в 1950 году) и сразу же назначен настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви Таллиннской епархии.
В 1961 году в Троице-Сергиевой Лавре я принял монашеский постриг. И в том же году стал епископом Таллиннским и Эстонским, а позднее и Митрополитом Ленинградским и Новгородским (1986).
В июне 1990 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви меня избрали на Московский Патриарший Престол. Тогда же состоялась интронизация.
Главный итог деятельности Патриарха – восстановлено тело Церкви, ее материальная основа.
Счастливого пути друзья желают
Тому, чей парус пред отплытьем взвит.
Так в небеса молитвы воспаряют,
Когда по ком-то колокол звонит…
Джон Донн
День кончины Главы Русской Церкви не может быть случайным. Первый после синодального периода Патриарх – святитель Тихон скончался в праздник Благовещения 7 апреля (25 марта) 1925 года. Это был духовный знак всем верным чадам РПЦ, что Патриарх Тихон вел церковный корабль по верному курсу. Погребен же он был в Вербное воскресенье, вслед за которым началась Страстная Неделя – как для Русской Православной Церкви, так и для народов России. Трудами и жертвами миллионов своих сынов Россия искупила свои грехи и дождалась момента, когда Свет Божий снова воссиял на нашей земле.
***
Святейший Патриарх Сергий управлял Русской Церковью совсем недолго после своего избрания 8 сентября 1943 г., в праздник Владимирской иконы Божией Матери (Владимирская икона Божией Матери – список с подлинника, сделанный известным реставратором и искусствоведом Анисимовым для Патриарха Тихона, также стал келейным образом и для Патриарха Сергия). Скончался он 15 мая 1944 года после того, как РПЦ восстановила свою иерархию, практически уничтоженную кровавыми гонениями. Это была 5-я неделя по Пасхе «о самаряныне», и это событие стало знамением скорой победы нашего народа над фашизмом, которое совершилось в светлые пасхальные дни 1945 года и напоминанием об особой роли русских женщин в подвиге сохранения Церкви в период гонений.
***
Святейший Патриарх Алексий I возглавлял РПЦ 25 лет (как и предсказал ему прп. Серафим Вырицкий). Это самое длительное служение всероссийских патриархов XX–XXI столетий. Скончался он в навечерие Лазаревой Субботы 17 апреля 1970 года.
И действительно, при его управлении Русская Церковь как праведный Лазарь воскресла к новой жизни. Тысячи храмов открылись тогда, наступило духовное возрождение в нашей Церкви.
Сейчас нетрудно увидеть связь даты смерти Патриарха с событиями жизни Церкви. Ведь по церковному календарю после Лазаревой Субботы следует Вход в Иерусалим Господа нашего – краткое торжество Его учения и силы, но вслед за ним начиналась Страстная неделя. Кратким был и период благоденствия Русской Церкви,– начались новые гонения (хрущевские), не столь кровавые, но не менее жестокие.
***
Следующий, четвертый (14-й) Патриарх нашей Церкви в XX столетии Пимен (1970–1990) скончался 3 мая 1990 года. То была 3-я Неделя по Пасхе Святых жен-мироносиц. Это был пасхальный день, когда все православные люди радостно воспевали «Христос Воскресе!».
В управлении Церковью Святейшим Патриархом Алексием II это пасхальное напутствие, дарованное кончиной Патриарха Пимена, воплотилось в жизнь. Тысячи храмов (сейчас их в РПЦ более 30 тысяч) и сотни монастырей (сейчас их более 700) открылись на нашей земле. Случилось и то, во что мало кто мог поверить: соединились обе ветви нашей Церкви, разделенной революцией и гражданской войной. Обо всем этом нет смысла говорить подробно, так как все происходило в жизни нашего поколения.
Но в день кончины Патриарха Пимена праздновалась память святых жен-мироносиц, что явилось подтверждением особой роли русских женщин в судьбах Русской Православной Церкви и нашей Отчизны. Каждый из народов земли воплощает и хранит близкий его духу человеческий идеал. Россия предстает перед миром прежде всего идеалом своей женщины.. Русские женщины научают нас такой любви, которую заповедал Господь – любви, которая забывает о себе, которая сияет для доброго и злого, любви, которая устоит против пыток, против страха, против угроз, оставаясь верной Богу, Церкви и Отчизне своей земной.
***
И вот пришел день кончины Святейшего Патриарха Алексия II – в день попразднества Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Достойное завершение его трудов – последняя Божественная литургия в главном храме Руси – Успенском соборе Московского Кремля в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы. Здесь видится историческая связь: именно здесь и в тот же день 1917 года состоялась интронизация Святейшего Патриарха Тихона. Тогда она совершилась в грозные дни российской смуты под гром орудий и смертоносной пальбы. И вот после стольких лет пленения безбожным режимом звучала в Успенском соборе за Божественной литургией патриаршая молитва.
Еще один духовный знак, связанный с кончиной Патриарха. Именно 5 декабря был взорван храм Христа Спасителя. И в тот же день Святейший Патриарх Алексий II отошел ко Господу, отслужив накануне свою последнюю Божественную литургию.
Вечером того же дня Святейший Патриарх Алексий II совершил вечернее богослужение в Донском монастыре у мощей святителя Тихона, Патриарха Московского. Историческй круг как будто замкнулся. Но правильнее сказать, что это не круг, а новый виток спирали. Наша Отчизна и Русская Православная Церковь находятся на новом витке спирали в своем восхождении на пути исполнения Промысла Божия.
Что же предвозвещает нам эта кончина пятого (15-го) патриарха Русской Церкви?
В духовном плане для Божией Матери Введение во храм стало Ее Входом в Иерусалим для исполнения того, к чему призвал Ее Всевышний.
В событии Введения во храм Пресвятая Дева, поставленная на первую ступень Иерусалимского храма, быстро поднялась на последнюю, пятнадцатую ступень. Входом в Иерусалимский храм была площадка, к которой вела с земли лестница. В иконографии праздника Введения изображается 15 ступеней лестницы. Иоаким и Анна поставили Богоотроковицу на первой ступени. Остальные Она прошла сама и встала на верху церковного помоста.
Приведем слова блаженного Иеронима Стридонского (V в.) о Введении во храм: «Кругом храма, сообразно 15 псалмам степеней, шло 15 ступеней, на каждой из этих ступеней пели один псалом священники и левиты, восходя к служению. На первую из этих ступеней родители поставили юную Марию. И когда сняли с Нее дорожные одежды и по обычаю одели Ее в лучшие и благолепнейшие, Дева Господня одна, ничьей рукой не поддерживаемая и не облегчаемая, взошла по всем ступеням так, как бы в совершенном возрасте. Если Господь в младенчестве Девы явил Ее величие, это предвещало уже, какова Она будет…»
Святейший Патриарх Алексий II – 15-й Патриарх РПЦ. И под его водительством подготовлены все условия для того, чтобы каждый житель России смог войти в храм Божий.
Именно 4 декабря, в канун дня ухода Патриарха, по церковному Уставу начинается пение рождественских песнопений. А 40-й день по кончине Патриарха – день Отдания праздника Рождества Христова и последний день 2008 года по юлианскому календарю. Это еще один духовный знак завершенности духовного подвига Святейшего Патриарха Алексия II.
Для Русской Церкви ее 15-й Патриарх возвещает: наступил для нее час, который ожидал весь сонм святых и праведников нашей земли. Час призвания к тому, для чего явил Господь на земле великий народ и великую Православную цивилизацию, именуемую Русью–Россией.
Это означает, что корабль РПЦ отчаливает от пристани, направляясь в последнее плавание, на исполнение своего призвания. Это должно наполнять сердца верующих радостью и бодростью. Это означает всеобщую мобилизацию тех, кто способен духовно трудиться и исполнять волю Божию. Но мы должны помнить слова апостола: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 12).
***
Россия и ее народ быть может глубже, чем любой из народов земли ощутил на себе последствия того, что называют сейчас «экономическим кризисом». Но это не финансовый и не экономический кризис. Это прежде всего кризис духовно-нравственный, когда миллиарды людей забыли о своем предназначении жить с верой в Бога, устремляться к вечность, и выбрали вещность, поставили целью своей жизни материальное благополучие. Экономика и и вся остальная наша жизнь, которые рушатся на глазах – лишь следствие этого кризиса. Господь дарует нам возможность понять, что если мы не умерим свои непрестанно растущие потребности, не вспомним о своем богосыновстве, то человечеству грозит гибель.
Но что такое кризис? – Это слово переводится с греческого как «СУД». Чей суд? – Божий суд. Господь являет Свою силу и разрушает очередную вавилонскую башню, на сей раз денежно-воровскую, чтобы вразумить человечество. Вспомним слова Господа, сказанные после обращения человека, просящего разделить наследство с его братом: «Смотри́те, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12, 15).
Вспомним еще одно евангельское событие: после Входа в Иерусалим «вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей» (Мф. 21, 12).
Вот и сегодня Он опрокидывает столы новых менял и ростовщиков, которые делают деньги из воздуха. План, по которому действовали современные «менялы» совершенно очевиден даже для того, кто не является экономистом: обрушить валюты, обесценить акции, после чего скупить по дешевке бо́льшую часть мирового производства, заводы, недра, земли, воды,– всё, что дает реальный доход, и после этого продиктовать миру новые условия и принципы, по которым придется жить или умирать остальным.
Но «процесс пошел» не по их «сценарию». То, что они готовили для других, обрушилось на самих инициаторов, и они в ужасе лихорадочно бросились спасать свои дутые капиталы. Так кризис стал всемирным, и случилось это попущением Божиим, чтобы люди вспомнили, Кто является Владыкой Неба и земли и всего, что на ней происходит.
Апостол Петр сказал в своем Послании: «Ибо время начаться суду с дома Божия; если прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?» (1 Петр 4, 17). Апостол здесь имеет в виду Церковь. И в этой связи вспоминается слова, сказанные в интервью митрополитом Афинским в день празднования дня памяти Новомучеников и исповедников Российских. Владыка специально прибыл на торжества и сослужил Святейшему Патриарху Алексию II в Бутово. Он сказал, что чтит великий подвиг новомучеников Российских и хочет напомнить всем верующим в России, чтобы они учли опыт Вселенской Церкви.
После эпохи мученичества и тягчайших гонений I – III столетий пришла победа христианства свобода исповедания веры. Но вслед за этим началась эпоха ересей, терзавшая Церковь несколько столетий. А вслед за этим наступила эпоха скудости, материальной бедности. Это то, что ожидает и Русскую Православную Церковь: попытки разрушить ее изнутри ересями и расколами, а затем наступит время материального оскудения, бедности.
Мы видим, что пророчества Владыки на наших глазах исполняются. И в части ересей и расколов, а теперь на нас неотвратимо надвигается время скудости материальной. Но скудость приближает нас к Богу, помогая надеяться только на Него. Она помогает думать о главном. Не материальное, а духовное богатство должна сберечь и приумножить Россия. Поэтому нам следует с благодушием и терпением переносить бедность. Если наступит голод (чего боятся очень многие), то и его следует принять как из рук Божиих с верой, что Господь не оставит чад Своих по слову псалмопевца царя Давида: «Вот, око Господне над боящимися Его, что Он душу их спасет от смерти и во время голода пропитает их» (Пс. 32, 19).
Для православного человека совершенно очевидно, как следует себя вести в условиях надвигающегося кризиса – суда Божия. Мы знаем, что не только Россию, но и весь мир ожидают трудные времена. И мы должны принять всё, что пошлет нам Господь,– и принять не стиснув зубы, а с благодарностью к Его всеблагому Промыслу о жизни всякого человека, всякого народа, всякой страны.
Возвращаясь к словам апостола Петра о суде Божием, вспомним, что русские люди называли свою отчизну Домом Пресвятой Богородицы. Но Ее домом является не только Русь Древняя, не только православная Российская империя, но и новая Россия, какой она стала после крушения старой России.
Весь XX век после февральской революции и явления Державной иконы Божией Матери в 1917 году прошел под знаком и благословение этого лика Пресвятой Богородицы. На этой иконе Божия Матерь явила Себя Державной Правительницей России, в царской короне, с регалиями царской власти в руках.
И вот после развала Советского Союза Божия Матерь снова показала всем верующим знамение Своего Владычества в нашей Отчизне. 27 июля 1990 года при Патриархе Алексии II состоялось торжество Второго обретения Державной иконы Божией Матери. Так что корабль Русской Церкви, а вместе с ним и Русь-Россия отчаливают в последнее плавание во исполнение того, к чему призвал их Господь. И совершается этот исход под покровом и по благословению Самой Пречистой Матери Господа.
Под возглавлением Святейшего Патриарха Алексия II восстановлено материальное ядро – тело Церкви: храмы, обители, духовные академии и семинарии, церковные школы и гимназии, братства и сестричества. Сейчас руль Церкви должен взять другой святитель, которого изберет Собор. И конечно, Сама Матерь Божия, как и прежде, поможет совершить избрание того, кто способен понести этот крест. Теперь православным людям России необходимо наполнить эти здания молитвой, личным участием в церковной жизни и иной деятельности Церкви во благо страны и народа нашего. Это труд благодатный, радостный, напряженный. Только совместной молитвой и братским единством сможем мы преодолеть те тяготы, которые надвигаются на мир попущением Божиим. Новый Патриарх должен возглавить это движение. Он должен стать истинным пастырем и отцом всех верных чад Церкви не только в России, но и в русском рассеянии.
***
А теперь напомним о том, для чего призвал Господь к бытию наш народ и нашу Отчизну Русь-Россию.
После выбора Руси, принявшей Крещение в 988 году, Промыслом Божиим на все века ее главная миссия – хранить Православие, как основу жизни русской державы, и жертвенно послужить миру ради спасения в вечности иных стран и народов.
Вторая задача, неотрывная от главной – защита Православия и своей страны от внешних и внутренних врагов, противостояние силам зла во всех их проявлениях.
И третья задача – соединение всех достижений человечества в духе и истине через любовь ко всему Божиему.
Если представить, что всё человечество есть единый организм, то Русь-Россия – его сердце. Но если сердце остановится, земной мир погибнет. Поэтому одна из главных задач духов злобы поднебесных и их земных слуг – уничтожить Россию и вытравить из ее народа веру православную. Это план диавола, но есть план Божий, в котором Россия должна послужить спасению многих людей, и мы верим, что в России и в Церкви Русской найдутся люди, способные откликнуться на призыв Господа.
***
Плывет над Русью колокольный звон,
Гудит набат напевно и тревожно.
И снова к битве, как тогда – за Дон,–
Спешат бойцы, пока еще возможно.
И над землей, венчая грозный век,
Уж слышен звук последней битвы.
Вставайте, жены русские, для всех
Надежда – ваши слезы и молитвы…
***
С жизнью и кончиной Патриарха связано одно чудесное событие. В 1996 году Патриарх Алексий II побывал в Самарканде. Конечно, он пришел поклониться гробнице пророка Божия Даниила, мощи которого находятся в Самарканде*. Отслужив водосвятный молебен, Патриарх окропил освященной водой засохшее дерево, находящееся неподалеку от мавзолея с гробницей пророка. И совершилось чудо: весной дерево зацвело и с тех пор каждый год давало плоды. Но самое удивительное случилось в этом году: перед кончиной Патриарха Алексия II дерево снова засохло.
А дерево это не простое. Многие столетия приходили к гробнице пророка люди с просьбами о помощи в скорбях, болезнях и печалях, и когда получали просимое, снова возвращались к гробнице со словами благодарности. Кроме того, по древней традиции приходящие подвязывали к ветвям этого патриарха деревьев разноцветные платки, ленты и лоскуты материи, так что все дерево круглый год покрыто сверху донизу этими знаками благодарности пророку. И вот это святое дерево, воскресшее к жизни по молитве нашего Патриарха, предвозвестило печальную весть о смерти Святейшего Патриарха Алексия II.
* Вспомним исторические свидетельства о принесении в Самарканд мощей пророка Даниила. По преданию, Тимур (Тамерлан) спросил у своего духовного наставника шейха Мир-Сеида Береке – единственного человека, которого великий завоеватель слушался – что сделать, чтобы новая столица его государства – Самарканд сохранилась, устояла в веках. Тот ответил, что в город нужно перенести останки пяти великих пророков, и тогда красота и значение столицы сохранятся при любых нашествиях врага и землетрясениях.
Среди останков пророков, перенесенных Тимуром в Самарканд, была и часть мощей великого пророка Божия Даниила. Во время одного из походов Тимур повелел вскрыть гробницу пророка в Малой Азии и взять часть мощей, среди которых была рука пророка. Хроники времен Тимура повествуют, что в областях, через которые переносили мощи пророка, воцарялись мир и спокойствие.
По перенесении в Самарканд мощи положили в гробницу – и тут началось нечто чудесное. Как утверждают исламские историки, рука пророка высунулась из торца гробницы. Гробницу удлинили, но через некоторое время все повторилось. Снова гробницу удлинили – так продолжалось до тех пор, пока гробница не достигла длины в 22 хаза (18 с лишним метров). Это единственная в своем роде гробница мусульманского мира – и по размерам, и по форме. Она представляет собой не традиционное трехступенчатое надгробие, а огромней параллелепипед, с полукруглым завершением, над которым воздвигнут пятикупольный мавзолей.
Так город обрел небесного покровителя – великого тайнозрителя судеб Божиих и провозвестника Суда Божия (Даниил в переводе с древнееврейского означает «Судья Божий»). Мусульмане называли пророка Данияром, и во все времена необычайно почитали его гробницу. Существует даже местное предание, что в день последней битвы с воинством диавола великий пророк восстанет из гробницы, чтобы принять участие в битве в числе предводителей Сил Света.
Из подножья скалы Афрасиаба с гробницей пророка, выходит чудотворный источник, у которого в течение многих веков вплоть до наших дней совершались чудесные исцеления от многих болезней. В благодарность за исцеление или за исполненное прошение люди привязывают к деревьям, растущим возле гробницы, разноцветные ленточки и платки. И до сегодня деревья покрыты тысячами ленточек – от полуистлевших до совсем свежих, только что подвязанных. Это одна из немногих святынь в мире, перед которой преклоняют колени верующие трех мировых монотеистических религий: христиане, мусульмане и иудеи.
Декабрь 2008 г.
***
Н. Н. ЛИСОВОЙ
Отец Церкви – отец народа
Памяти Патриарха Алексия II († 5.12.2008)
Николай Лисовой
Патриарх Алексий II
04.12.2020 93
Не будет преувеличением сказать, что наш русский XX век – страшный и славный, кровавый и благословенный – кончился не в 2000 году, как следует по календарю, а с погребением в Елоховском соборе последнего, может быть, по-настоящему великого нашего современника Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Пяти Патриархам – от Святителя Тихона до Святейшего Алексия II – Господь судил стоять у кормила церковного корабля в течение этого столетия. Каждый по-своему выразил суть своего времени, молитву и упование народа Божия в испытаниях истории: Святитель Тихон, подъявший подвиг мученичества и исповедничества в грозе и буре революционного катаклизма; Святейшие Сергий (Страгородский), сохранивший Церковь в условиях террора и антирелигиозного геноцида и возглавивший патриотический порыв верующего (и не верующего) народа в годы Великой Отечественной; Алексий I (Симанский), мужественно противостоявший хрущевским гонениям 1950-1960-х, Пимен (Извеков), приведший Церковь после десятилетий забвения и изгойства к незабываемым всенародным торжествам 1000-летия Крещения Руси… Патриарху Алексию II довелось быть главным вершителем нового церковно-исторического строительства на изломе столетий, в самом конце XX – начале XXI века.
Трудно сказать, кто на кого «влиял» в тот или иной период сильнее: Церковь на Державу или Держава на Церковь, или воля Божия назначила время перемен для той и другой. Несомненно одно: для Церкви годы первосвятительства Алексия II были временем возрождения и утверждения.
Напомним лишь основные, знаковые события его биографии.
23 февраля 1929 г. в столице Эстонии Таллине в семье православного священника Михаила Ридигера и Елены Иосифовны, урожденной Писаревой, родился их единственный сын Алексей. Традиционный вопрос о выборе жизненного пути и профессии для Алеши Ридигера не стоял. С детства он помнил наизусть не только утренние и вечерние молитвы, но и весь текст литургии. Уже тогда он решил, что будет священником.
Бог и судьба устроили так, что будущему Патриарху довелось пройти в своей жизни путь всей церковной России.
Начинал он свое служение в Эстонии, русская община которой продолжала жить по законам и обычаям прежней дореволюционной жизни. Но в 1944 г. Таллин был освобожден советскими войсками. Последующая жизнь и служение Патриарха будут проходить в условиях социалистического общества, в рамках новых, очень непростых отношений Церкви с советским государством. Так, по воле Божией, в духовном опыте Патриарха встретились и соединились традиции и менталитет белой Церкви Исхода и Церкви до конца претерпевших.
Его церковное служение началось в 16-летнем возрасте, когда иподиакон Алексий должен был, по поручению священноначалия, привести в порядок и подготовить к возобновлению церковной службы собор Александра Невского на таллинском Вышгороде. Первое богослужение в соборе состоялось на Пасху победного 1945 года. Алексий был псаломщиком, а затем ризничим в восстановленном храме.
В 1953 году отец Алексий окончил Ленинградскую духовную академию, восемь лет спустя, 3 марта 1961 года, в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры протоиерей Алексей Ридигер принял монашеский постриг. В миру он носил имя преподобного Алексия Человека Божия (память ему свершается 17 марта), в иночестве – имя святителя Алексия, Митрополита Московского, празднуемого Церковью 12 (25) февраля.
Митрополит Алексий, имя которого принял будущий Патриарх в монашестве,– один из самых выдающихся вождей и героев Русской Церкви. Современник и сподвижник Ивана Калиты, Димитрия Донского и Сергия Радонежского, митрополит Алексий успевал и возглавить Московское правительство, и строить Кремль белокаменный, и ездить в Орду, чтобы мужественно и твердо отстаивать Церковь и ее интересы в трудные годы татарского ига, государственного распада и экономической разрухи. Московский церковный центр стал тогда мощным очагом единения и консолидации русского народа. Церковь спасла государственность и создала нацию, заставила считаться с русским православным народом иноземных властителей, мечтавших о «новом порядке» и «новом политическом мышлении».
Редко бывает так, что без долгого иноческого искуса, молодой иеромонах бывает посвящен в архиереи. В данном случае было именно так: постановлением Священного Синода от 14 августа 1961 года иеромонаху Алексию было определено стать епископом Таллинским и Эстонским – да еще с поручением временно принять на себя управление также и Рижской епархией.
Это не был, как кто-то может подумать, «карьерный рост». Просто в тяжелых условиях хрущевских гонений на Церковь старый и мудрый Патриарх Алексий I нашел единственно правильное решение. Он сделал ставку на так называемый «молодой епископат»: призвал к церковному управлению совсем еще молодых архимандритов, с одной стороны, не отягченных подозрениями и преследованиями со стороны органов безопасности, а с другой стороны, не отягченных также традициями и шаблонами в деле церковного строительства. Отдел внешних церковных сношений возглавил тогда 30-летний, только что рукоположенный епископ (впоследствии митрополит) Никодим (Ротов), издательский отдел – 35-летний архимандрит (также впоследствии митрополит) Питирим (Нечаев). А Алексий (Ридигер) стал в тот год епископом Таллинским и Эстонским.
Всего через три года он уже будет возведен в сан архиепископа, назначен Управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода, а 25 февраля 1968 г. станет митрополитом. В 1984 году ему была присвоена степень доктора богословия за церковно-исторический труд «Очерки по истории православия в Эстонии».
7 июня 1990 года, после смерти Патриарха Пимена, Поместным собором Алексий II (Ридигер) избран пятнадцатым русским Патриархом. Интронизация состоялась в Богоявленском Елоховском соборе.
Размышляя однажды о значении патриаршего служения, Святейший сам так написал об этом: «Высокий идеал! Вера – до самозаклания, отвержение всего земного во имя Небесного, очи и слух, отверстые к откровениям Божиим, неотступность в печаловании пред Богом, твердость в наказании и вразумлении, щедрость в служении примирения, верность «гробницам отеческим»,– вот великие черты, извлекаемые нами из Библии об «отце веры» – первом, кого назвала Церковь именем Патриарх».
Провиденциально Русская Церковь получила Патриаршее возглавление в 1589 г. – в канун Смутного времени, социальных и политических потрясений, угрожавших самому существованию нашего народа и государства.
Словно история специально готовила страну и Церковь к ситуации, когда русские послы в 1611 г. смогут сказать: «Изначала у нас, в русском государстве, так повелось: если великие государственные или земские дела начнутся, то государи наши призывали к себе на собор патриархов, митрополитов, архиепископов и с ними советовались. И почитают наши государи патриархов великою честию… Теперь мы стали безгосударны, и Патриарх у нас человек начальный (т.е. главный, правящий народом)».
Промыслительным образом, патриаршество было восстановлено в Русской Церкви и в 1917 г. – в канун богоборческих катаклизмов: потеряв Царя, Православная Русь вновь обрела Отца-Патриарха, гаранта сохранения духовной – и не только духовной – цельности Православной России в условиях новой смуты и кризиса. иноземных нашествий, отступления от веры.
Точно так же, со вступлением на престол Патриархов Московских Святейшего Алексия начинается новое возрождение Отечества и Церкви.
Если попытаться в немногих словах охарактеризовать 18-летний путь, совершенный Русской Церковью под водительством Святейшего Алексия, нужно будет в первую очередь отметить возрождение и восстановление храмов и обителей, возвращенных Церкви. В настоящее время восстановлено уже более 500 монастырей, а храмов, городских и сельских, невозможно сосчитать – их в России открыто и реставрировано около 20 тысяч.
Патриарх Алексий был первым Предстоятелем Русской Церкви, кто сознательно «поставил перед собой задачу, чтобы не только жители Москвы и Петербурга, но и верующие по всей стране, куда, как говорится, «никогда не ступала нога архиерея», могли видеть Своего Предстоятеля». Это, говорил Святейший, «нужно не только им — в отдаленных епархиях, приходах и обителях. Это более всего нужно мне, ибо питает благодатными духовными токами, делает возможным в буквальном смысле «служение собирания» — собирания народной молитвенной энергии в единый духовный фокус». Святейшему Патриарху в это время было уже немало лет. Он был поставлен Промыслом Божиим у кормила церковного корабля, когда ему было 60. И вот ему 70… 75… Через два с половиной месяца было бы 80… Трудно найти в истории Церкви другого Первоиерарха, который бы в таком возрасте, удрученный трудами и болезнями, продолжал сохранять бодрость, энергию, готовность стоять на страже церковных интересов, народной веры и благочестия.
Он сумел осуществить в своей личности непосредственную живую связь века минувшего и нашего времени. Воспитанный на идеалах русской церковности, на образце служения Патриарха Алексия I, соратник и преемник Святейшего Пимена, – Патриарх Алексий II сполна оправдал само имя «Патриарх».
Он был поистине «начальник отцов», предстоятель пред Богом, с именем которого связана целая эпоха в истории России и Русской Православной Церкви.
Годы, в которые он стоял у кормила Русской Православной Церкви, войдут навсегда в историю как время Второго Крещения Руси — не только церковного возрождения, но и глубочайшего обновления и преображения всех сторон духовной жизни страны. Когда-то император Август сказал» «Я принял Рим деревянным, а оставляю мраморным». Почивший Первосвятитель принял под свой омофор Церковь с закрытыми монастырями, взорванными и поруганными храмами, разрушенной и сведенной до минимума системой духовного образования и богословской науки, лишенную права голоса и участия в государственной и общественной жизни, даже в исконно церковных делах милосердия и печалования о народных нуждах, — и оставляет ее нам ныне возрожденной и сильной, способной направлять и врачевать душу и совесть народа, вновь призванной к социальному служению и духовному окормлению державного строительства.
Достойным завершением того «служения примирения», которым была вся жизнь Предстоятеля, стало объединение Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви за рубежом. Жертвенное служение Русской Православной Церкви было одним из важнейших факторов сохранения и утверждения российской державности в XX веке. Те, кто ушли за огненные рубежи Гражданской войны и оказались вместе с остатками белых армий и Белой России в изгнании и рассеянии, и те священнослужители и иерархи, которые до конца остались со своим народом, несмотря на террор и антирелигиозный геноцид, на трибуналы и расстрелы, на разрушение храмов и монастырей, — те и другие своей священной жертвой и исповедничеством помогли выстоять Русской Церкви, а значит, и сохраниться русской православной державности.
Хотелось бы закончить замечательными словами самого Патриарха. «Великие испытания прошла наша Церковь и весь наш православный народ в ХХ столетии. Уверен, что испытания эти промыслительны и судьбоносны. Русская Церковь и в начинающемся XXI в. не отступит от своего пути, от апостольского завета «быть всем для всех, дабы спасти некоторых» (1 Кор. 9. 22). Суть свидетельства Ее в окружающем мире — напоминание и подтверждение делом и словом обетования Господа о том, что «врата адовы не одолеют Ее» (Мф. 16, 18).
По замечательному образному выражению святого апостола Павла, сердце Святейшего вместило нас, нам было не тесно в нем. Благодарная скорбь об этом, истинно отеческом отношении Патриарха ко всей Првославной России, к нашему народу и его историческим судьбам навсегда останется в наших сердцах.
Вечная память великому подвижнику нашего времени, святителю-патриоту Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию.
Лисовой Николай Николаевич, заместитель председателя Императорского Православного Палестинского общества, доктор исторических наук
2008 г.
Спасибо Александр Аршакович! Очень интересно!