Памятные даты Статьи

РУСЬ ОТЧАЛИВШАЯ (К кончине Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II)

patralex40
5 декабря 2008 года на 80-м году жизни Патриарх Московский и всея Руси Алексий II скончался в своей подмосковной резиденции. Предлагаю вниманию читателей статью, написанную сразу после этого события.

Из воспоминаний Патриарха Алексия II:

СВЯЩЕННИК ОТЕЦ МИХАИЛ И МАТЬ ЕЛЕНА ИОСИФОВНА РИДИГЕР С СЫНОМ АЛЕКСЕЕМ (ок. 1929-1933)
СВЯЩЕННИК ОТЕЦ МИХАИЛ И МАТЬ ЕЛЕНА ИОСИФОВНА РИДИГЕР С СЫНОМ АЛЕКСЕЕМ (ок. 1929-1933)

Я родился 23 февраля 1929 года в городе Таллин (Эстония). У родителей я был единственным сыном. Мой отец, Михаил Александрович Ридигер, был из Санкт-Петербурга и эмигрировал в Эстонию после революции. Мать, Елена Иосифовна, родилась и выросла в Эстонии. Жизнь нашей семьи всегда была тесно связана с храмом Божиим, с жизнью прихода.

С шести лет я стал прислуживать в церкви. Первым моим послушанием было разливать воду в праздник Крещения Господня. Потом был алтарником, ризничным, псаломщиком. В 15 лет я стал иподиаконом.

Учился в русской средней школе Таллинна, потом в Санкт-Петербургской семинарии (1947–1949) и Санкт-Петербургской Духовной Академии (1950–1953).

ТАЛЛИН. 1947 г.
ТАЛЛИН. 1947 г.

Студентом академии я был рукоположен в сан священника (в 1950 году) и сразу же назначен настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви Таллиннской епархии.

В 1961 году в Троице-Сергиевой Лавре я принял монашеский постриг. И в том же году стал епископом Таллиннским и Эстонским, а позднее и Митрополитом Ленинградским и Новгородским (1986).

В июне 1990 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви меня избрали на Московский Патриарший Престол. Тогда же состоялась интронизация.

Главный итог деятельности Патриарха – восстановлено тело Церкви, ее материальная основа.

patralex18Счастливого пути друзья желают
Тому, чей парус пред отплытьем взвит.
Так в небеса молитвы воспаряют,
Когда по ком-то колокол звонит…
Джон Донн

День кончины Главы Русской Церкви не может быть случайным. Первый после синодального периода Патриарх – святитель Тихон скончался в праздник Благовещения 7 апреля (25 марта) 1925 года. Это был духовный знак всем верным чадам РПЦ, что Патриарх Тихон вел церковный корабль по верному курсу. Погребен же он был в Вербное воскресенье, вслед за которым началась Страстная Неделя – как для Русской Православной Церкви, так и для народов России. Трудами и жертвами миллионов своих сынов Россия искупила свои грехи и дождалась момента, когда Свет Божий снова воссиял на нашей земле.

***

Святейший Патриарх Сергий управлял Русской Церковью совсем недолго после своего избрания 8 сентября 1943 г., в праздник Владимирской иконы Божией Матери (Владимирская икона Божией Матери – список с подлинника, сделанный известным реставратором и искусствоведом Анисимовым для Патриарха Тихона, также стал келейным образом и для Патриарха Сергия). Скончался он 15 мая 1944 года после того, как РПЦ восстановила свою иерархию, практически уничтоженную кровавыми гонениями. Это была 5-я неделя по Пасхе «о самаряныне», и это событие стало знамением скорой победы нашего народа над фашизмом, которое совершилось в светлые пасхальные дни 1945 года и напоминанием об особой роли русских женщин в подвиге сохранения Церкви в период гонений.

***

Святейший Патриарх Алексий I возглавлял РПЦ 25 лет (как и предсказал ему прп. Серафим Вырицкий). Это самое длительное служение всероссийских патриархов XX–XXI столетий. Скончался он в навечерие Лазаревой Субботы 17 апреля 1970 года.
И действительно, при его управлении Русская Церковь как праведный Лазарь воскресла к новой жизни. Тысячи храмов открылись тогда, наступило духовное возрождение в нашей Церкви.
Сейчас нетрудно увидеть связь даты смерти Патриарха с событиями жизни Церкви. Ведь по церковному календарю после Лазаревой Субботы следует Вход в Иерусалим Господа нашего – краткое торжество Его учения и силы, но вслед за ним начиналась Страстная неделя. Кратким был и период благоденствия Русской Церкви,– начались новые гонения (хрущевские), не столь кровавые, но не менее жестокие.

***

Следующий, четвертый (14-й) Патриарх нашей Церкви в XX столетии Пимен (1970–1990) скончался 3 мая 1990 года. То была 3-я Неделя по Пасхе Святых жен-мироносиц. Это был пасхальный день, когда все православные люди радостно воспевали «Христос Воскресе!».
В управлении Церковью Святейшим Патриархом Алексием II это пасхальное напутствие, дарованное кончиной Патриарха Пимена, воплотилось в жизнь. Тысячи храмов (сейчас их в РПЦ более 30 тысяч) и сотни монастырей (сейчас их более 700) открылись на нашей земле. Случилось и то, во что мало кто мог поверить: соединились обе ветви нашей Церкви, разделенной революцией и гражданской войной. Обо всем этом нет смысла говорить подробно, так как все происходило в жизни нашего поколения.

Но в день кончины Патриарха Пимена праздновалась память святых жен-мироносиц, что явилось подтверждением особой роли русских женщин в судьбах Русской Православной Церкви и нашей Отчизны. Каждый из народов земли воплощает и хранит близкий его духу человеческий идеал. Россия предстает перед миром прежде всего идеалом своей женщины.. Русские женщины научают нас такой любви, которую заповедал Господь – любви, которая забывает о себе, которая сияет для доброго и злого, любви, которая устоит против пыток, против страха, против угроз, оставаясь верной Богу, Церкви и Отчизне своей земной.

***

ПОСЛЕДНЯЯ ЛИТУРГИЯ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ II. УСПЕНСКИЙ СОБОР МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ. 4 ДЕКАБРЯ 2009 г.
ПОСЛЕДНЯЯ ЛИТУРГИЯ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ II. УСПЕНСКИЙ СОБОР МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ. 4 ДЕКАБРЯ 2009 г.

И вот пришел день кончины Святейшего Патриарха Алексия II – в день попразднества Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Достойное завершение его трудов – последняя Божественная литургия в главном храме Руси – Успенском соборе Московского Кремля в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы. Здесь видится историческая связь: именно здесь и в тот же день 1917 года состоялась интронизация Святейшего Патриарха Тихона. Тогда она совершилась в грозные дни российской смуты под гром орудий и смертоносной пальбы. И вот после стольких лет пленения безбожным режимом звучала в Успенском соборе за Божественной литургией патриаршая молитва.
Еще один духовный знак, связанный с кончиной Патриарха. Именно 5 декабря был взорван храм Христа Спасителя. И в тот же день Святейший Патриарх Алексий II отошел ко Господу, отслужив накануне свою последнюю Божественную литургию.

ОТПЕВАНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ II
ОТПЕВАНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ II

Вечером того же дня Святейший Патриарх Алексий II совершил вечернее богослужение в Донском монастыре у мощей святителя Тихона, Патриарха Московского. Историческй круг как будто замкнулся. Но правильнее сказать, что это не круг, а новый виток спирали. Наша Отчизна и Русская Православная Церковь находятся на новом витке спирали в своем восхождении на пути исполнения Промысла Божия.

Что же предвозвещает нам эта кончина пятого (15-го) патриарха Русской Церкви?
В духовном плане для Божией Матери Введение во храм стало Ее Входом в Иерусалим для исполнения того, к чему призвал Ее Всевышний.

АЛЕКСЕЙ РИДИГЕР. 1934-1941 гг.
АЛЕКСЕЙ РИДИГЕР. 1934-1941 гг.

В событии Введения во храм Пресвятая Дева, поставленная на первую ступень Иерусалимского храма, быстро поднялась на последнюю, пятнадцатую ступень. Входом в Иерусалимский храм была площадка, к которой вела с земли лестница. В иконографии праздника Введения изображается 15 ступеней лестницы. Иоаким и Анна поставили Богоотроковицу на первой ступени. Остальные Она прошла сама и встала на верху церковного помоста.

РОДИТЕЛИ – СВЯЩЕННИК ОТЕЦ МИХАИЛ И МАТЬ ЕЛЕНА ИОСИФОВНА
РОДИТЕЛИ – СВЯЩЕННИК ОТЕЦ МИХАИЛ И МАТЬ ЕЛЕНА ИОСИФОВНА

Приведем слова блаженного Иеронима Стридонского (V в.) о Введении во храм: «Кругом храма, сообразно 15 псалмам степеней, шло 15 ступеней, на каждой из этих ступеней пели один псалом священники и левиты, восходя к служению. На первую из этих ступеней родители поставили юную Марию. И когда сняли с Нее дорожные одежды и по обычаю одели Ее в лучшие и благолепнейшие, Дева Господня одна, ничьей рукой не поддерживаемая и не облегчаемая, взошла по всем ступеням так, как бы в совершенном возрасте. Если Господь в младенчестве Девы явил Ее величие, это предвещало уже, какова Она будет…»

ВИФЛЕЕМ. ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II СОВЕШАЕТ БОЖЕСТЫЕННУЮ ЛИТУРГИЮ В БАЗИЛИКЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. 2000 г.
ВИФЛЕЕМ. ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II СОВЕШАЕТ БОЖЕСТЫЕННУЮ ЛИТУРГИЮ В БАЗИЛИКЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. 2000 г.

Святейший Патриарх Алексий II – 15-й Патриарх РПЦ. И под его водительством подготовлены все условия для того, чтобы каждый житель России смог войти в храм Божий.
Именно 4 декабря, в канун дня ухода Патриарха, по церковному Уставу начинается пение рождественских песнопений. А 40-й день по кончине Патриарха – день Отдания праздника Рождества Христова и последний день 2008 года по юлианскому календарю. Это еще один духовный знак завершенности духовного подвига Святейшего Патриарха Алексия II.

Для Русской Церкви ее 15-й Патриарх возвещает: наступил для нее час, который ожидал весь сонм святых и праведников нашей земли. Час призвания к тому, для чего явил Господь на земле великий народ и великую Православную цивилизацию, именуемую Русью–Россией.
Это означает, что корабль РПЦ отчаливает от пристани, направляясь в последнее плавание, на исполнение своего призвания. Это должно наполнять сердца верующих радостью и бодростью. Это означает всеобщую мобилизацию тех, кто способен духовно трудиться и исполнять волю Божию. Но мы должны помнить слова апостола: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 12).

***

АЛЕКСЕЙ РИДИГЕР - ИПОДИАКОН
АЛЕКСЕЙ РИДИГЕР — ИПОДИАКОН

Россия и ее народ быть может глубже, чем любой из народов земли ощутил на себе последствия того, что называют сейчас «экономическим кризисом». Но это не финансовый и не экономический кризис. Это прежде всего кризис духовно-нравственный, когда миллиарды людей забыли о своем предназначении жить с верой в Бога, устремляться к вечность, и выбрали вещность, поставили целью своей жизни материальное благополучие. Экономика и и вся остальная наша жизнь, которые рушатся на глазах – лишь следствие этого кризиса. Господь дарует нам возможность понять, что если мы не умерим свои непрестанно растущие потребности, не вспомним о своем богосыновстве, то человечеству грозит гибель.

Но что такое кризис? – Это слово переводится с греческого как «СУД». Чей суд? – Божий суд. Господь являет Свою силу и разрушает очередную вавилонскую башню, на сей раз денежно-воровскую, чтобы вразумить человечество. Вспомним слова Господа, сказанные после обращения человека, просящего разделить наследство с его братом: «Смотри́те, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12, 15).
Вспомним еще одно евангельское событие: после Входа в Иерусалим «вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей» (Мф. 21, 12).

ЛЕНИНГРАД. ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ. 1950 г.
ЛЕНИНГРАД. ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ. 1950 г.

Вот и сегодня Он опрокидывает столы новых менял и ростовщиков, которые делают деньги из воздуха. План, по которому действовали современные «менялы» совершенно очевиден даже для того, кто не является экономистом: обрушить валюты, обесценить акции, после чего скупить по дешевке бо́льшую часть мирового производства, заводы, недра, земли, воды,– всё, что дает реальный доход, и после этого продиктовать миру новые условия и принципы, по которым придется жить или умирать остальным.

Но «процесс пошел» не по их «сценарию». То, что они готовили для других, обрушилось на самих инициаторов, и они в ужасе лихорадочно бросились спасать свои дутые капиталы. Так кризис стал всемирным, и случилось это попущением Божиим, чтобы люди вспомнили, Кто является Владыкой Неба и земли и всего, что на ней происходит.

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ. ОКОЛО 1954 г.
ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ. ОКОЛО 1954 г.

Апостол Петр сказал в своем Послании: «Ибо время начаться суду с дома Божия; если прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?» (1 Петр 4, 17). Апостол здесь имеет в виду Церковь. И в этой связи вспоминается слова, сказанные в интервью митрополитом Афинским в день празднования дня памяти Новомучеников и исповедников Российских. Владыка специально прибыл на торжества и сослужил Святейшему Патриарху Алексию II в Бутово. Он сказал, что чтит великий подвиг новомучеников Российских и хочет напомнить всем верующим в России, чтобы они учли опыт Вселенской Церкви.

После эпохи мученичества и тягчайших гонений I – III столетий пришла победа христианства свобода исповедания веры. Но вслед за этим началась эпоха ересей, терзавшая Церковь несколько столетий. А вслед за этим наступила эпоха скудости, материальной бедности. Это то, что ожидает и Русскую Православную Церковь: попытки разрушить ее изнутри ересями и расколами, а затем наступит время материального оскудения, бедности.

АЛЕКСЕЙ РИДИГЕР
АЛЕКСЕЙ РИДИГЕР

Мы видим, что пророчества Владыки на наших глазах исполняются. И в части ересей и расколов, а теперь на нас неотвратимо надвигается время скудости материальной. Но скудость приближает нас к Богу, помогая надеяться только на Него. Она помогает думать о главном. Не материальное, а духовное богатство должна сберечь и приумножить Россия. Поэтому нам следует с благодушием и терпением переносить бедность. Если наступит голод (чего боятся очень многие), то и его следует принять как из рук Божиих с верой, что Господь не оставит чад Своих по слову псалмопевца царя Давида: «Вот, око Господне над боящимися Его, что Он душу их спасет от смерти и во время голода пропитает их» (Пс. 32, 19).

Для православного человека совершенно очевидно, как следует себя вести в условиях надвигающегося кризиса – суда Божия. Мы знаем, что не только Россию, но и весь мир ожидают трудные времена. И мы должны принять всё, что пошлет нам Господь,– и принять не стиснув зубы, а с благодарностью к Его всеблагому Промыслу о жизни всякого человека, всякого народа, всякой страны.

ТАЛЛИН. 1947 г.
ТАЛЛИН. 1947 г.

Возвращаясь к словам апостола Петра о суде Божием, вспомним, что русские люди называли свою отчизну Домом Пресвятой Богородицы. Но Ее домом является не только Русь Древняя, не только православная Российская империя, но и новая Россия, какой она стала после крушения старой России.

Весь XX век после февральской революции и явления Державной иконы Божией Матери в 1917 году прошел под знаком и благословение этого лика Пресвятой Богородицы. На этой иконе Божия Матерь явила Себя Державной Правительницей России, в царской короне, с регалиями царской власти в руках.

СВЯЩЕННИК АЛЕКСИЙ РИДИГЕР
СВЯЩЕННИК АЛЕКСИЙ РИДИГЕР

И вот после развала Советского Союза Божия Матерь снова показала всем верующим знамение Своего Владычества в нашей Отчизне. 27 июля 1990 года при Патриархе Алексии II состоялось торжество Второго обретения Державной иконы Божией Матери. Так что корабль Русской Церкви, а вместе с ним и Русь-Россия отчаливают в последнее плавание во исполнение того, к чему призвал их Господь. И совершается этот исход под покровом и по благословению Самой Пречистой Матери Господа.

 ЙЫХВИ. 1953 г.
ЙЫХВИ. 1953 г.

Под возглавлением Святейшего Патриарха Алексия II восстановлено материальное ядро – тело Церкви: храмы, обители, духовные академии и семинарии, церковные школы и гимназии, братства и сестричества. Сейчас руль Церкви должен взять другой святитель, которого изберет Собор. И конечно, Сама Матерь Божия, как и прежде, поможет совершить избрание того, кто способен понести этот крест. Теперь православным людям России необходимо наполнить эти здания молитвой, личным участием в церковной жизни и иной деятельности Церкви во благо страны и народа нашего. Это труд благодатный, радостный, напряженный. Только совместной молитвой и братским единством сможем мы преодолеть те тяготы, которые надвигаются на мир попущением Божиим. Новый Патриарх должен возглавить это движение. Он должен стать истинным пастырем и отцом всех верных чад Церкви не только в России, но и в русском рассеянии.

***

patralex27
С РОДИТЕЛЯМИ НА ЧУДСКОМ ОЗЕРЕ. 1955 г.

А теперь напомним о том, для чего призвал Господь к бытию наш народ и нашу Отчизну Русь-Россию.

После выбора Руси, принявшей Крещение в 988 году, Промыслом Божиим на все века ее главная миссия – хранить Православие, как основу жизни русской державы, и жертвенно послужить миру ради спасения в вечности иных стран и народов.
Вторая задача, неотрывная от главной – защита Православия и своей страны от внешних и внутренних врагов, противостояние силам зла во всех их проявлениях.
И третья задача – соединение всех достижений человечества в духе и истине через любовь ко всему Божиему.

Если представить, что всё человечество есть единый организм, то Русь-Россия – его сердце. Но если сердце остановится, земной мир погибнет. Поэтому одна из главных задач духов злобы поднебесных и их земных слуг – уничтожить Россию и вытравить из ее народа веру православную. Это план диавола, но есть план Божий, в котором Россия должна послужить спасению многих людей, и мы верим, что в России и в Церкви Русской найдутся люди, способные откликнуться на призыв Господа.

ЕПИСКОП ТАЛЛИНСКИЙ И ЭСТОНСКИЙ АЛЕКСИЙ (РИДИГЕР)
ЕПИСКОП ТАЛЛИНСКИЙ И ЭСТОНСКИЙ АЛЕКСИЙ (РИДИГЕР)

***

Плывет над Русью колокольный звон,
Гудит набат напевно и тревожно.
И снова к битве, как тогда – за Дон,–
Спешат бойцы, пока еще возможно.

И над землей, венчая грозный век,
Уж слышен звук последней битвы.
Вставайте, жены русские, для всех
Надежда – ваши слезы и молитвы…

***

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ
БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ

 

 

С жизнью и кончиной Патриарха связано одно чудесное событие. В 1996 году Патриарх Алексий II побывал в Самарканде. Конечно, он пришел поклониться гробнице пророка Божия Даниила, мощи которого находятся в Самарканде*. Отслужив водосвятный молебен, Патриарх окропил освященной водой засохшее дерево, находящееся неподалеку от мавзолея с гробницей пророка. И совершилось чудо: весной дерево зацвело и с тех пор каждый год давало плоды. Но самое удивительное случилось в этом году: перед кончиной Патриарха Алексия II дерево снова засохло.

ДЕРЕВО У ГРОБНИЦЫ ПРОРОКА ДАНИИЛА В САМАРКАНДЕ ОЖИВШЕЕ ПОСЛЕ МОЛИТВЫ ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ II
ДЕРЕВО У ГРОБНИЦЫ ПРОРОКА ДАНИИЛА В САМАРКАНДЕ ОЖИВШЕЕ ПОСЛЕ МОЛИТВЫ ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ II
ДЕРЕВО У ГРОБНИЦЫ ПРОРОКА ДАНИЛА СНОВА ЗАСОХШЕЕ ПОСЛЕ КОНЧИНЫ ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ II
ДЕРЕВО У ГРОБНИЦЫ ПРОРОКА ДАНИЛА СНОВА ЗАСОХШЕЕ ПОСЛЕ КОНЧИНЫ ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ II

А дерево это не простое. Многие столетия приходили к гробнице пророка люди с просьбами о помощи в скорбях, болезнях и печалях, и когда получали просимое, снова возвращались к гробнице со словами благодарности. Кроме того, по древней традиции приходящие подвязывали к ветвям этого патриарха деревьев разноцветные платки, ленты и лоскуты материи, так что все дерево круглый год покрыто сверху донизу этими знаками благодарности пророку. И вот это святое дерево, воскресшее к жизни по молитве нашего Патриарха, предвозвестило печальную весть о смерти Святейшего Патриарха Алексия II.

* Вспомним исторические свидетельства о принесении в Самарканд мощей пророка Даниила. По преданию, Тимур (Тамерлан) спросил у своего духовного наставника шейха Мир-Сеида Береке – единственного человека, которого великий завоеватель слушался – что сделать, чтобы новая столица его государства – Самарканд сохранилась, устояла в веках. Тот ответил, что в город нужно перенести останки пяти великих пророков, и тогда красота и значение столицы сохранятся при любых нашествиях врага и землетрясениях.

МАВЗОЛЕЙ ПРОРОКА ДАНИИЛА В САМАРКАНДЕ.
МАВЗОЛЕЙ ПРОРОКА ДАНИИЛА В САМАРКАНДЕ.

Среди останков пророков, перенесенных Тимуром в Самарканд, была и часть мощей великого пророка Божия Даниила. Во время одного из походов Тимур повелел вскрыть гробницу пророка в Малой Азии и взять часть мощей, среди которых была рука пророка. Хроники времен Тимура повествуют, что в областях, через которые переносили мощи пророка, воцарялись мир и спокойствие.

По перенесении в Самарканд мощи положили в гробницу – и тут началось нечто чудесное. Как утверждают исламские историки, рука пророка высунулась из торца гробницы. Гробницу удлинили, но через некоторое время все повторилось. Снова гробницу удлинили – так продолжалось до тех пор, пока гробница не достигла длины в 22 хаза (18 с лишним метров). Это единственная в своем роде гробница мусульманского мира – и по размерам, и по форме. Она представляет собой не традиционное трехступенчатое надгробие, а огромней параллелепипед, с полукруглым завершением, над которым воздвигнут пятикупольный мавзолей.

У ГРОБНИЦЫ ПРОРОКА ДАНИИЛА
У ГРОБНИЦЫ ПРОРОКА ДАНИИЛА

Так город обрел небесного покровителя – великого тайнозрителя судеб Божиих и провозвестника Суда Божия (Даниил в переводе с древнееврейского означает «Судья Божий»). Мусульмане называли пророка Данияром, и во все времена необычайно почитали его гробницу. Существует даже местное предание, что в день последней битвы с воинством диавола великий пророк восстанет из гробницы, чтобы принять участие в битве в числе предводителей Сил Света.

СВЯТОЙ ИСТОЧНИК У ПОДНОЖЬЯ МАВЗОЛЕЯ ПРОРОКА ДАНИИЛА 1
СВЯТОЙ ИСТОЧНИК У ПОДНОЖЬЯ МАВЗОЛЕЯ ПРОРОКА ДАНИИЛА 1

Из подножья скалы Афрасиаба с гробницей пророка, выходит чудотворный источник, у которого в течение многих веков вплоть до наших дней совершались чудесные исцеления от многих болезней. В благодарность за исцеление или за исполненное прошение люди привязывают к деревьям, растущим возле гробницы, разноцветные ленточки и платки. И до сегодня деревья покрыты тысячами ленточек – от полуистлевших до совсем свежих, только что подвязанных. Это одна из немногих святынь в мире, перед которой преклоняют колени верующие трех мировых монотеистических религий: христиане, мусульмане и иудеи.

Декабрь 2008 г.

***

Н. Н. ЛИСОВОЙ
Отец Церкви – отец народа
Памяти Патриарха Алексия II († 5.12.2008)

Николай Лисовой
Патриарх Алексий II
04.12.2020 93

Не будет преувеличением сказать, что наш русский XX век – страшный и славный, кровавый и благословенный – кончился не в 2000 году, как следует по календарю, а с погребением в Елоховском соборе последнего, может быть, по-настоящему великого нашего современника Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Пяти Патриархам – от Святителя Тихона до Святейшего Алексия II – Господь судил стоять у кормила церковного корабля в течение этого столетия. Каждый по-своему выразил суть своего времени, молитву и упование народа Божия в испытаниях истории: Святитель Тихон, подъявший подвиг мученичества и исповедничества в грозе и буре революционного катаклизма; Святейшие Сергий (Страгородский), сохранивший Церковь в условиях террора и антирелигиозного геноцида и возглавивший патриотический порыв верующего (и не верующего) народа в годы Великой Отечественной; Алексий I (Симанский), мужественно противостоявший хрущевским гонениям 1950-1960-х, Пимен (Извеков), приведший Церковь после десятилетий забвения и изгойства к незабываемым всенародным торжествам 1000-летия Крещения Руси… Патриарху Алексию II довелось быть главным вершителем нового церковно-исторического строительства на изломе столетий, в самом конце XX – начале XXI века.

Трудно сказать, кто на кого «влиял» в тот или иной период сильнее: Церковь на Державу или Держава на Церковь, или воля Божия назначила время перемен для той и другой. Несомненно одно: для Церкви годы первосвятительства Алексия II были временем возрождения и утверждения.

Напомним лишь основные, знаковые события его биографии.

23 февраля 1929 г. в столице Эстонии Таллине в семье православного священника Михаила Ридигера и Елены Иосифовны, урожденной Писаревой, родился их единственный сын Алексей. Традиционный вопрос о выборе жизненного пути и профессии для Алеши Ридигера не стоял. С детства он помнил наизусть не только утренние и вечерние молитвы, но и весь текст литургии. Уже тогда он решил, что будет священником.

Бог и судьба устроили так, что будущему Патриарху довелось пройти в своей жизни путь всей церковной России.

Начинал он свое служение в Эстонии, русская община которой продолжала жить по законам и обычаям прежней дореволюционной жизни. Но в 1944 г. Таллин был освобожден советскими войсками. Последующая жизнь и служение Патриарха будут проходить в условиях социалистического общества, в рамках новых, очень непростых отношений Церкви с советским государством. Так, по воле Божией, в духовном опыте Патриарха встретились и соединились традиции и менталитет белой Церкви Исхода и Церкви до конца претерпевших.

Его церковное служение началось в 16-летнем возрасте, когда иподиакон Алексий должен был, по поручению священноначалия, привести в порядок и подготовить к возобновлению церковной службы собор Александра Невского на таллинском Вышгороде. Первое богослужение в соборе состоялось на Пасху победного 1945 года. Алексий был псаломщиком, а затем ризничим в восстановленном храме.

В 1953 году отец Алексий окончил Ленинградскую духовную академию, восемь лет спустя, 3 марта 1961 года, в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры протоиерей Алексей Ридигер принял монашеский постриг. В миру он носил имя преподобного Алексия Человека Божия (память ему свершается 17 марта), в иночестве – имя святителя Алексия, Митрополита Московского, празднуемого Церковью 12 (25) февраля.

Митрополит Алексий, имя которого принял будущий Патриарх в монашестве,– один из самых выдающихся вождей и героев Русской Церкви. Современник и сподвижник Ивана Калиты, Димитрия Донского и Сергия Радонежского, митрополит Алексий успевал и возглавить Московское правительство, и строить Кремль белокаменный, и ездить в Орду, чтобы мужественно и твердо отстаивать Церковь и ее интересы в трудные годы татарского ига, государственного распада и экономической разрухи. Московский церковный центр стал тогда мощным очагом единения и консолидации русского народа. Церковь спасла государственность и создала нацию, заставила считаться с русским православным народом иноземных властителей, мечтавших о «новом порядке» и «новом политическом мышлении».

Редко бывает так, что без долгого иноческого искуса, молодой иеромонах бывает посвящен в архиереи. В данном случае было именно так: постановлением Священного Синода от 14 августа 1961 года иеромонаху Алексию было определено стать епископом Таллинским и Эстонским – да еще с поручением временно принять на себя управление также и Рижской епархией.

Это не был, как кто-то может подумать, «карьерный рост». Просто в тяжелых условиях хрущевских гонений на Церковь старый и мудрый Патриарх Алексий I нашел единственно правильное решение. Он сделал ставку на так называемый «молодой епископат»: призвал к церковному управлению совсем еще молодых архимандритов, с одной стороны, не отягченных подозрениями и преследованиями со стороны органов безопасности, а с другой стороны, не отягченных также традициями и шаблонами в деле церковного строительства. Отдел внешних церковных сношений возглавил тогда 30-летний, только что рукоположенный епископ (впоследствии митрополит) Никодим (Ротов), издательский отдел – 35-летний архимандрит (также впоследствии митрополит) Питирим (Нечаев). А Алексий (Ридигер) стал в тот год епископом Таллинским и Эстонским.

Всего через три года он уже будет возведен в сан архиепископа, назначен Управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода, а 25 февраля 1968 г. станет митрополитом. В 1984 году ему была присвоена степень доктора богословия за церковно-исторический труд «Очерки по истории православия в Эстонии».

7 июня 1990 года, после смерти Патриарха Пимена, Поместным собором Алексий II (Ридигер) избран пятнадцатым русским Патриархом. Интронизация состоялась в Богоявленском Елоховском соборе.

Размышляя однажды о значении патриаршего служения, Святейший сам так написал об этом: «Высокий идеал! Вера – до самозаклания, отвержение всего земного во имя Небесного, очи и слух, отверстые к откровениям Божиим, неотступность в печаловании пред Богом, твердость в наказании и вразумлении, щедрость в служении примирения, верность «гробницам отеческим»,– вот великие черты, извлекаемые нами из Библии об «отце веры» – первом, кого назвала Церковь именем Патриарх».

Провиденциально Русская Церковь получила Патриаршее возглавление в 1589 г. – в канун Смутного времени, социальных и политических потрясений, угрожавших самому существованию нашего народа и государства.

Словно история специально готовила страну и Церковь к ситуации, когда русские послы в 1611 г. смогут сказать: «Изначала у нас, в русском государстве, так повелось: если великие государственные или земские дела начнутся, то государи наши призывали к себе на собор патриархов, митрополитов, архиепископов и с ними советовались. И почитают наши государи патриархов великою честию… Теперь мы стали безгосударны, и Патриарх у нас человек начальный (т.е. главный, правящий народом)».

Промыслительным образом, патриаршество было восстановлено в Русской Церкви и в 1917 г. – в канун богоборческих катаклизмов: потеряв Царя, Православная Русь вновь обрела Отца-Патриарха, гаранта сохранения духовной – и не только духовной – цельности Православной России в условиях новой смуты и кризиса. иноземных нашествий, отступления от веры.

Точно так же, со вступлением на престол Патриархов Московских Святейшего Алексия начинается новое возрождение Отечества и Церкви.

Если попытаться в немногих словах охарактеризовать 18-летний путь, совершенный Русской Церковью под водительством Святейшего Алексия, нужно будет в первую очередь отметить возрождение и восстановление храмов и обителей, возвращенных Церкви. В настоящее время восстановлено уже более 500 монастырей, а храмов, городских и сельских, невозможно сосчитать – их в России открыто и реставрировано около 20 тысяч.

Патриарх Алексий был первым Предстоятелем Русской Церкви, кто сознательно «поставил перед собой задачу, чтобы не только жители Москвы и Петербурга, но и верующие по всей стране, куда, как говорится, «никогда не ступала нога архиерея», могли видеть Своего Предстоятеля». Это, говорил Святейший, «нужно не только им — в отдаленных епархиях, приходах и обителях. Это более всего нужно мне, ибо питает благодатными духовными токами, делает возможным в буквальном смысле «служение собирания» — собирания народной молитвенной энергии в единый духовный фокус». Святейшему Патриарху в это время было уже немало лет. Он был поставлен Промыслом Божиим у кормила церковного корабля, когда ему было 60. И вот ему 70… 75… Через два с половиной месяца было бы 80… Трудно найти в истории Церкви другого Первоиерарха, который бы в таком возрасте, удрученный трудами и болезнями, продолжал сохранять бодрость, энергию, готовность стоять на страже церковных интересов, народной веры и благочестия.

Он сумел осуществить в своей личности непосредственную живую связь века минувшего и нашего времени. Воспитанный на идеалах русской церковности, на образце служения Патриарха Алексия I, соратник и преемник Святейшего Пимена, – Патриарх Алексий II сполна оправдал само имя «Патриарх».

Он был поистине «начальник отцов», предстоятель пред Богом, с именем которого связана целая эпоха в истории России и Русской Православной Церкви.

Годы, в которые он стоял у кормила Русской Православной Церкви, войдут навсегда в историю как время Второго Крещения Руси — не только церковного возрождения, но и глубочайшего обновления и преображения всех сторон духовной жизни страны. Когда-то император Август сказал» «Я принял Рим деревянным, а оставляю мраморным». Почивший Первосвятитель принял под свой омофор Церковь с закрытыми монастырями, взорванными и поруганными храмами, разрушенной и сведенной до минимума системой духовного образования и богословской науки, лишенную права голоса и участия в государственной и общественной жизни, даже в исконно церковных делах милосердия и печалования о народных нуждах, — и оставляет ее нам ныне возрожденной и сильной, способной направлять и врачевать душу и совесть народа, вновь призванной к социальному служению и духовному окормлению державного строительства.

Достойным завершением того «служения примирения», которым была вся жизнь Предстоятеля, стало объединение Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви за рубежом. Жертвенное служение Русской Православной Церкви было одним из важнейших факторов сохранения и утверждения российской державности в XX веке. Те, кто ушли за огненные рубежи Гражданской войны и оказались вместе с остатками белых армий и Белой России в изгнании и рассеянии, и те священнослужители и иерархи, которые до конца остались со своим народом, несмотря на террор и антирелигиозный геноцид, на трибуналы и расстрелы, на разрушение храмов и монастырей, — те и другие своей священной жертвой и исповедничеством помогли выстоять Русской Церкви, а значит, и сохраниться русской православной державности.

Хотелось бы закончить замечательными словами самого Патриарха. «Великие испытания прошла наша Церковь и весь наш православный народ в ХХ столетии. Уверен, что испытания эти промыслительны и судьбоносны. Русская Церковь и в начинающемся XXI в. не отступит от своего пути, от апостольского завета «быть всем для всех, дабы спасти некоторых» (1 Кор. 9. 22). Суть свидетельства Ее в окружающем мире — напоминание и подтверждение делом и словом обетования Господа о том, что «врата адовы не одолеют Ее» (Мф. 16, 18).
По замечательному образному выражению святого апостола Павла, сердце Святейшего вместило нас, нам было не тесно в нем. Благодарная скорбь об этом, истинно отеческом отношении Патриарха ко всей Првославной России, к нашему народу и его историческим судьбам навсегда останется в наших сердцах.

Вечная память великому подвижнику нашего времени, святителю-патриоту Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию.

Лисовой Николай Николаевич, заместитель председателя Императорского Православного Палестинского общества, доктор исторических наук
2008 г.

1 комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

  • Спасибо Александр Аршакович! Очень интересно!

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

19 ЯНВАРЯ — КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ)
krechenie25
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

«Сроки страшные близятся. Скоро
Станет тесно от свежих могил.
Ждите глада, и труса, и мора,
И затменья небесных светил.

Только нашей земли не разделит
На потеху себе супостат:
Богородица белый расстелет
Над скорбями великими плат».

(А. Ахматова)

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

12 ЯНВАРЯ – ПАМЯТЬ ЦАРЯ И ПРОРОКА ДАВИДА
В день памяти пророка и величайшего царя израильского Давида предлагаем вниманию читателей главу из книги А. Трофимова «МАТЕРЬ ВСЕХ ЖИВУЩИХ. СВЯТЫЕ И ПРАВЕДНЫЕ ЖЕНЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА», посвященную Вирсавии – супруге царя Давида, матери царя и пророка Соломона.

«МАТЕРЬ ВСЕХ ЖИВУЩИХ. СВЯТЫЕ И ПРАВЕДНЫЕ ЖЕНЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА». Глава 16. ВИРСАВИЯ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

9 ЯНВАРЯ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО РУССКОГО ПОЭТА БОРИСА ЧИЧИБАБИНА (1923 – 1994)

«И ВСЕ-ТАКИ Я БЫЛ ПОЭТОМ…» (БОРИС ЧИЧИБАБИН). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

7 ЯНВАРЯ — РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
rozhdestvo13
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

7 ЯНВАРЯ — 17 ЯНВАРЯ — РОЖДЕСТВЕНСКИЕ СВЯТКИ
В радостные, святые рождественские дни предлагаем вниманию читателей воспоминание афонского старца иеросхимонаха Гавриила (Серпанюка Георгия Стефановича; 1930-2006) о чудесном явлении Божией Матери с родившемся Богомладенцем.
gavriilafon2
СВЯТОЕ ВОСПОМИНАНИЕ (Рассказ афонского старца). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ
К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ.
ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

ПРЕПОДОБНЫЙ СТАРЕЦ АЛЕКСИЙ (СОЛОВЬЕВ)

Старец Алексий жил в Сергиевом Посаде, когда по указанию безбожной власти начали вскрывать мощи святых. Старец печалился об этом и много молился, недоумевая – почему Господь попускает совершаться такому злу? Однажды вечером, когда он совершал молитвенное правило, рядом с ним встал прп. Сергий Радонежский и сказал:
– Молись три дня и постись, и после этого я скажу тебе то, что
нужно.
В следующие два дня, когда отец Алексий молился, снова вставал с ним рядом прп. Сергий. Отец Алексий питался в эти дни одной просфорой. На третий день преподобный сказал:
– Когда подвергаются такому испытанию живые люди, то необходимо, чтобы этому подвергались и останки людей умерших. Я сам отдал тело свое, чтобы град мой во веки был цел.

2 МАЯ 2001 г. ОСВЯЩЕНИЕ ЧАСОВНИ СВ. МАТРОНЫ В Г. СХОДНЯ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

О МОЛИТВЕ

http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/05/7mol10.jpg

Дорогие посетители сайта, пришло время вспомнить и восстановить древнюю ветхозаветную и апостольскую традицию – семиразовую молитву в течение суток, совершаемую каждые три часа (в 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 часа). Эта молитва особенно действенна в условиях испытания, посланного нам – угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Предлагаю Вам ознакомиться с главой из книги «РИТМЫ ЦЕРКОВНОГО ГОДА», написанной много лет назад и размещенной на этом сайте: О СЕМИРАЗОВОЙ МОЛИТВЕ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ… http://alexandrtrofimov.ru/?p=766
В ней дается историческое и богословское обоснование необходимости этой молитвы. Сейчас, в условиях карантина православным людям совсем не сложно включиться в этот молитвенный ритм.
Присоединяйтесь к ежедневной семиразовой молитве, рассылайте текст статьи и сообщения о ней своим друзьям и знакомым.
***
Святейший Патриарх Кирилл благословил молитву, которую уже произносят за богослужением во всех православных храмах, ее можно присоединить к семиразовой молитве:
МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВРЕДОНОСНОГО ПОВЕТРИЯ ЧТОМАЯ
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Александр Трофимов

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

СЧЕТЧИК