Жития святых

СВЯТЫЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ СЕРАФИМ И ФЕОГНОСТ АЛМА-АТИНСКИЕ

Недалеко от столицы Казахстана города Алма-Аты, в Аксайском ущелье, среди вечнозеленых елей, у места, называемого по-казахски Кызыл-Жарским урочищем, (по-русски Красный Яр), возвышается деревянный восьмиконечный крест. На каменном подножии его выгравирована надпись: «Иеромонахи Серафим и Феогност, мученически погибли 29 июля/11 августа 1921 года».

С того памятного для православных жителей города Верного (ныне Алма-Ата) дня прошло много лет. Сменилось не одно поколение жителей Алма-Аты, а из заупокойных синодиков прихожан Свято-Никольского Кафедрального собора не исчезали имена убиенных иеромонахов Серафима и Феогноста. Ежегодно, после совершения торжеств престольного соборного праздника в честь великомученика и целителя Пантелеймона, совершались заупокойное всенощное бдение, а затем Божественная литургия и панихида в память убиенных новомучеников.

После службы обязательно собиралась, как собирается и теперь, группа паломников, которая вместе со священниками совершает восхождение к могиле у Красного Яра. Из Аксайского ущелья видны величественные вершины Заилийского Алатау – это красивейшее место в горах Тянь-Шаня.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 11 августа 1993 г. установлено местное почитание новомучеников – иеромонахов Серафима и Феогноста и иже с ними в Казахстанской земле пострадавших.

Их по-монашески скромной жизнью, мученической кончиной и явлениями через их молитвенное ходатайство знамений милостей Божиих вписана не одна светлая страница в историю Православия в Казахстане.

***
В 1871 году была основана довольно обширная по своей территории Туркестанская епархия. В начале XX столетия здесь существовали три монашеских обители: мужской Свято-Троицкий Иссык-Кульский миссионерский монастырь, расположенный на берегу знаменитого горного озера, и два женских – Свято-Николаевский Ташкентский и Иверско-Серафимовский Верненский. Во все времена монашеские обители были оплотом Православия, школами духовной жизни, оказывающими религиозное и нравственное влияние на христианское воспитание новообращенных народов.

С целью распространения православной веры в Туркестанском крае и духовного просвещения местных жителей в 1882 году правящий архиерей Туркестанской кафедры Преосвященный епископ Александр (Кульчицкий) освятил избранное место и водрузил деревянный крест там, где, предполагалось основать мужской Свято-Троицкий миссионерский монастырь.

Первые насельники монастыря приложили много трудов, возводя храм, монастырские стены и здания, терпя недоброжелательное отношение кочующих племен, оборачивающееся нередко открытым нападением на иноков и потравой монастырских пастбищ.

Преосвященный Александр и его преемники по кафедре неоднократно обращались в Священный Синод с просьбой о назначении в монастырь настоятеля и увеличении числа братии. Однако просьбы их долгое время оставались безуспешными. Синод обращался к некоторым епархиальным Преосвященным по этому вопросу,– однако желающих отправиться в полудикий в то время Туркестанский край не находилось.

Далекий от Российских духовных оазисов Иссык-Кульский монастырь не имел достаточно сил и средств для решения трудных миссионерских задач. Для успеха дела нужны были мудрые сеятели, образованные монахи, но таких в Туркестане не было.

И все же в 1886 году, в монастырь приехали 11 иноков из Свято-Михайловской Закубанской пустыни, а в 1894 году на берега Иссык-Кульского озера отправились 8 иноков с Валаама, во главе с игуменом Севастианом, принеся с собой дух Валаамской обители. Несколько лет спустя, уже в начале ХХ столетия, в монастырь были приглашены из Рождество-Богородицкой Глинской пустыни Курской епархии несколько иноков, в числе которых были монахи Серафим, Феогност и Анатолий. Известно, что это были образованные иноки высокой духовной жизни. Кроме того, отец Серафим был наделен иконописным талантом и имел прекрасный певческий голос, отец Анатолий был замечательным певцом и незаурядным регентом, а отец Феогност имел хорошие административные способности. В Свято-Троицком монастыре глинские иноки сблизились с монахами Пахомием и Ираклием.

Отец Серафим (в миру его имя было Александр) – родился в г. Глухове в 70-е годы XIX века. Отец его, Евфимий, был управляющим имением. Мать его – Мария была женщиной кроткой и благочестивой, ей Александр обязан первыми уроками веры и выбором жизненного пути. Когда Александр был еще гимназистом, матери его было открыто Богом в сонном видении, что сын ее примет мученическую кончину. Однажды Александр подыгрывал себе на баяне и пел церковные песнопения. Вдруг слушавшая его мать заплакала. На вопрос сына: почему она плачет,– Мария ответила, что во время пения сына она видела венец над его головой и Ангелов. В тот день она открыла сыну, что его ожидает мученическая кончина. Это знание определило судьбу юноши и он ушел в Глинскую пустынь, где принял монашеский постриг с именем Серафим.

Многие годы он нёс послушание в скиту в иконописной мастерской. Отец Серафим сам рассказывал, как его смиряли старцы в монастыре. У него был прекрасный голос и потому в великие праздники его непременно благословляли читать паремии. Отчитает, а наместник велит ему сразу из храма в скит возвращаться. Он плачет, не хочет идти в скит, желая со всей братией служить в монастырском храме торжественную всенощную и Литургию, а его – в скит. «Ничего не поделаешь,– говорил отец Серафим,– плачу, но иду».

В Глинской пустыни духовником отца Серафима был иеромонах Домн (Аггеев;† 1908 г.), духовная связь с которым не прекращалась у отца Серафима и после кончины старца. Духовная дочь отца Серафима монахиня Магдалина (в миру Феоктиста Савельевна Халина, 1883–1993 гг.) вспоминает: «Когда в 1917 году царя свергли, такая страсть была! Женщины наряжались в священнические ризы, в митры, как архиереи, на телегах по городу ездили, песни пели, плясали. Такое кощунство! Я ночью к батюшке в ущелье убежала. Поднялась в гору, а отец Серафим уже встречает меня и говорит: «Знаю, зачем пришла. Мне Домн сказал: “Серафим, Серафим, царя убрали, и скорыми-скорыми шагами все пойдет к погибели”».

В 1909 году глинские монахи Серафим и Антоний были вызваны из Иссык-Кульского монастыря в кафедральный город Верный (Алма-Ата), где удостоились сана иеромонахов и были оставлены для служения в церкви архиерейского дома. В свободное от несения седмичных служб время, они уходили для молитвы в горное урочище Медео, где основали скит на сопке Мохнатой.

В скит на Медео пришли также иеромонах Феогност и монах Ираклий. К этому времени в скиту на Медео были поставлены деревянные келии, поклонный крест; там была устроена также подземная церковь в честь преподобного Серафима Саровского. Монахиня Иверско-Серафимовского монастыря Магдалина, духовная дочь иеромонаха Серафима оставила свои воспоминания о событиях того времени: «Там была очень красивая церковка. Глубоко вниз вело около двадцати ступенек. Она небольшая была, как комната, но отдельно устроены были алтарь, пономарка. Внутри все было обшито тесом. Деревянное паникадило и всю утварь отец Серафим сделал своими руками. Там красиво было, как в раю! Икон много у нас там было, отец Серафим их писал. Народа много приходило из города, владыка Димитрий часто приезжал. Особенно много людей приходило летом, на праздник преподобного Серафима Саровского, но все не вмещались: кто на улице молился, кто на ступеньках. Монахи чистотой своей жизни привлекали к себе верненцев,– как простой народ, так и именитых. Отец Серафим рассказывал, своим духовным чадам: «Как-то лежал я больной. И так мне захотелось рыбы. Вот лежу и думаю: если бы я поел рыбы, я бы выздоровел, так хочется рыбы. К вечеру, слышу голоса на улице. Открываю дверь келии и вижу – стоит на пороге губернатор и говорит: «Батюшка, я тебе рыбки привез». Я про себя и подумал: Господи, Господи, милость Твоя какая, я только помечтал о рыбке – и сам губернатор мне ее привез».

К этому периоду времени относится основание в Верном Иверско-Серафимовской женской общины. В 1910 году она была ходатайством епископа Туркестанского Димитрия обращена, в женский общежительный монастырь. Иеромонахи Серафим и Анатолий духовно окормляли сестер обители. В 1913 году в монастыре началось нестроение вследствие удаления из обители правящим архиереем игуменьи Нектарии. Отец Серафим пытался убедить преосвященного Иннокентия не удалять игуменью, за что владыка пригрозил лишить его мантии. В ожидании обещанного наказания отец Серафим написал знакомой монахине дивеевского монастыря с просьбой спросить о нем у блаженной Паши Саровской. Пашенька ответила так: «Напишите ему, скажите ему: снять мантию – не пояс распоясать. Пусть не беспокоится». – И действительно, угроза епископа так и осталась на словах.

Отец Феогност оставался в Иссык-Кульском монастыре до 1916 года: в последнее время своего пребывания в монастыре он был благочинным и помощником духовника для мирян.

Добавьте комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

24 АПРЕЛЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ГЕНОЦИДА АРМЯН В ОСМАНСКОЙ ТУРЦИИ 1915–1923 гг.
genozidarm50
СТО ЛЕТ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ГЕНОЦИДА АРМЯН В ОСМАНСКОЙ ТУРЦИИ 1915–1923 гг. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ...

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

ЦИТАТА ДНЯ


Если хочешь жить легко
И до Бога близко,
Держи сердце высоко,
А голову низко…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

16 АПРЕЛЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ АРХИЕПИСКОПА НИКОНА (ПЕТИНА)
nikonpetin16
АРХИЕПИСКОП НИКОН (АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ ПЕТИН; 1902–1956 гг.). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ...

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПАСХА (Глава из книги Александра Трофимова «Ритмы церковного года»)
ВОСКРЕСЕНИЕ - СОШЕСТВИЕ ВО АД. ИКОНА. 1408-1410 гг. ШКОЛА ПРП. АНДРЕЯ РУБЛЕВА. ИЗ УСПЕНСКОГО СОБОРА Г. ВЛАДИМИРА
ПАСХА (Глава из книги Александра Трофимова «Ритмы церковного года»). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ...

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

10 АПРЕЛЯ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ СТАРЦА АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВИЧА ГРОШЕВА
А. Ф. ГРОШЕВ
ПОСЛЕДНИЙ ХРАНИТЕЛЬ КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКОЙ ОБИТЕЛИ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ...

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК