Жития святых

СВЯТЫЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ СЕРАФИМ И ФЕОГНОСТ АЛМА-АТИНСКИЕ

БОЖЕСТВЕННАЯ СЛУЖБА В ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКОВ СЕРАФИМА И ФЕОГНОСТА НА МЕСТЕ ИХ ЗАХОРОНЕНИЯ

Недалеко от столицы Казахстана города Алма-Аты, в Аксайском ущелье, среди вечнозеленых елей, у места, называемого по-казахски Кызыл-Жарским урочищем, (по-русски Красный Яр), возвышается деревянный восьмиконечный крест. На каменном подножии его выгравирована надпись: «Иеромонахи Серафим и Феогност, мученически погибли 29 июля/11 августа 1921 года».

С того памятного для православных жителей города Верного (ныне Алма-Ата) дня прошло много лет. Сменилось не одно поколение жителей Алма-Аты, а из заупокойных синодиков прихожан Свято-Никольского Кафедрального собора не исчезали имена убиенных иеромонахов Серафима и Феогноста. Ежегодно, после совершения торжеств престольного соборного праздника в честь великомученика и целителя Пантелеймона, совершались заупокойное всенощное бдение, а затем Божественная литургия и панихида в память убиенных новомучеников.

БОЖЕСТВЕННАЯ СЛУЖБА В ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКОВ СЕРАФИМА И ФЕОГНОСТА НА МЕСТЕ ИХ ЗАХОРОНЕНИЯ

После службы обязательно собиралась, как собирается и теперь, группа паломников, которая вместе со священниками совершает восхождение к могиле у Красного Яра. Из Аксайского ущелья видны величественные вершины Заилийского Алатау – это красивейшее место в горах Тянь-Шаня.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 11 августа 1993 г. установлено местное почитание новомучеников – иеромонахов Серафима и Феогноста и иже с ними в Казахстанской земле пострадавших.

Их по-монашески скромной жизнью, мученической кончиной и явлениями через их молитвенное ходатайство знамений милостей Божиих вписана не одна светлая страница в историю Православия в Казахстане.

***

АКСАЙСКОЕ УЩЕЛЬЕ

В 1871 году была основана довольно обширная по своей территории Туркестанская епархия. В начале XX столетия здесь существовали три монашеских обители: мужской Свято-Троицкий Иссык-Кульский миссионерский монастырь, расположенный на берегу знаменитого горного озера, и два женских – Свято-Николаевский Ташкентский и Иверско-Серафимовский Верненский. Во все времена монашеские обители были оплотом Православия, школами духовной жизни, оказывающими религиозное и нравственное влияние на христианское воспитание новообращенных народов.

С целью распространения православной веры в Туркестанском крае и духовного просвещения местных жителей в 1882 году правящий архиерей Туркестанской кафедры Преосвященный епископ Александр (Кульчицкий) освятил избранное место и водрузил деревянный крест там, где, предполагалось основать мужской Свято-Троицкий миссионерский монастырь.

АКСАЙСКОЕ УЩЕЛЬЕ

Первые насельники монастыря приложили много трудов, возводя храм, монастырские стены и здания, терпя недоброжелательное отношение кочующих племен, оборачивающееся нередко открытым нападением на иноков и потравой монастырских пастбищ.

Преосвященный Александр и его преемники по кафедре неоднократно обращались в Священный Синод с просьбой о назначении в монастырь настоятеля и увеличении числа братии. Однако просьбы их долгое время оставались безуспешными. Синод обращался к некоторым епархиальным Преосвященным по этому вопросу,– однако желающих отправиться в полудикий в то время Туркестанский край не находилось.

АКСАЙСКОЕ УЩЕЛЬЕ

Далекий от Российских духовных оазисов Иссык-Кульский монастырь не имел достаточно сил и средств для решения трудных миссионерских задач. Для успеха дела нужны были мудрые сеятели, образованные монахи, но таких в Туркестане не было.

И все же в 1886 году, в монастырь приехали 11 иноков из Свято-Михайловской Закубанской пустыни, а в 1894 году на берега Иссык-Кульского озера отправились 8 иноков с Валаама, во главе с игуменом Севастианом, принеся с собой дух Валаамской обители. Несколько лет спустя, уже в начале ХХ столетия, в монастырь были приглашены из Рождество-Богородицкой Глинской пустыни Курской епархии несколько иноков, в числе которых были монахи Серафим, Феогност и Анатолий. Известно, что это были образованные иноки высокой духовной жизни. Кроме того, отец Серафим был наделен иконописным талантом и имел прекрасный певческий голос, отец Анатолий был замечательным певцом и незаурядным регентом, а отец Феогност имел хорошие административные способности. В Свято-Троицком монастыре глинские иноки сблизились с монахами Пахомием и Ираклием.

ИКОНА ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКОВ СЕРАФИМА И ФЕОГНОСТА

Отец Серафим (в миру его имя было Александр) – родился в г. Глухове в 70-е годы XIX века. Отец его, Евфимий, был управляющим имением. Мать его – Мария была женщиной кроткой и благочестивой, ей Александр обязан первыми уроками веры и выбором жизненного пути. Когда Александр был еще гимназистом, матери его было открыто Богом в сонном видении, что сын ее примет мученическую кончину. Однажды Александр подыгрывал себе на баяне и пел церковные песнопения. Вдруг слушавшая его мать заплакала. На вопрос сына: почему она плачет,– Мария ответила, что во время пения сына она видела венец над его головой и Ангелов. В тот день она открыла сыну, что его ожидает мученическая кончина. Это знание определило судьбу юноши и он ушел в Глинскую пустынь, где принял монашеский постриг с именем Серафим.

Многие годы он нёс послушание в скиту в иконописной мастерской. Отец Серафим сам рассказывал, как его смиряли старцы в монастыре. У него был прекрасный голос и потому в великие праздники его непременно благословляли читать паремии. Отчитает, а наместник велит ему сразу из храма в скит возвращаться. Он плачет, не хочет идти в скит, желая со всей братией служить в монастырском храме торжественную всенощную и Литургию, а его – в скит. «Ничего не поделаешь,– говорил отец Серафим,– плачу, но иду».

АКСАЙСКОЕ УЩЕЛЬЕ

В Глинской пустыни духовником отца Серафима был иеромонах Домн (Аггеев;† 1908 г.), духовная связь с которым не прекращалась у отца Серафима и после кончины старца. Духовная дочь отца Серафима монахиня Магдалина (в миру Феоктиста Савельевна Халина, 1883–1993 гг.) вспоминает: «Когда в 1917 году царя свергли, такая страсть была! Женщины наряжались в священнические ризы, в митры, как архиереи, на телегах по городу ездили, песни пели, плясали. Такое кощунство! Я ночью к батюшке в ущелье убежала. Поднялась в гору, а отец Серафим уже встречает меня и говорит: «Знаю, зачем пришла. Мне Домн сказал: “Серафим, Серафим, царя убрали, и скорыми-скорыми шагами все пойдет к погибели”».

АКСАЙСКОЕ УЩЕЛЬЕ

В 1909 году глинские монахи Серафим и Антоний были вызваны из Иссык-Кульского монастыря в кафедральный город Верный (Алма-Ата), где удостоились сана иеромонахов и были оставлены для служения в церкви архиерейского дома. В свободное от несения седмичных служб время, они уходили для молитвы в горное урочище Медео, где основали скит на сопке Мохнатой.

В скит на Медео пришли также иеромонах Феогност и монах Ираклий. К этому времени в скиту на Медео были поставлены деревянные келии, поклонный крест; там была устроена также подземная церковь в честь преподобного Серафима Саровского.

ПЕЩЕРЫ МОНАХОВ

Монахиня Иверско-Серафимовского монастыря Магдалина, духовная дочь иеромонаха Серафима оставила свои воспоминания о событиях того времени: «Там была очень красивая церковка. Глубоко вниз вело около двадцати ступенек. Она небольшая была, как комната, но отдельно устроены были алтарь, пономарка. Внутри все было обшито тесом. Деревянное паникадило и всю утварь отец Серафим сделал своими руками. Там красиво было, как в раю! Икон много у нас там было, отец Серафим их писал. Народа много приходило из города, владыка Димитрий часто приезжал. Особенно много людей приходило летом, на праздник преподобного Серафима Саровского, но все не вмещались: кто на улице молился, кто на ступеньках. Монахи чистотой своей жизни привлекали к себе верненцев,– как простой народ, так и именитых. Отец Серафим рассказывал, своим духовным чадам: «Как-то лежал я больной. И так мне захотелось рыбы. Вот лежу и думаю: если бы я поел рыбы, я бы выздоровел, так хочется рыбы. К вечеру, слышу голоса на улице. Открываю дверь келии и вижу – стоит на пороге губернатор и говорит: «Батюшка, я тебе рыбки привез». Я про себя и подумал: Господи, Господи, милость Твоя какая, я только помечтал о рыбке – и сам губернатор мне ее привез».

АКСАЙСКОЕ УЩЕЛЬЕ

К этому периоду времени относится основание в Верном Иверско-Серафимовской женской общины. В 1910 году она была ходатайством епископа Туркестанского Димитрия обращена, в женский общежительный монастырь. Иеромонахи Серафим и Анатолий духовно окормляли сестер обители. В 1913 году в монастыре началось нестроение вследствие удаления из обители правящим архиереем игуменьи Нектарии. Отец Серафим пытался убедить преосвященного Иннокентия не удалять игуменью, за что владыка пригрозил лишить его мантии. В ожидании обещанного наказания отец Серафим написал знакомой монахине дивеевского монастыря с просьбой спросить о нем у блаженной Паши Саровской. Пашенька ответила так: «Напишите ему, скажите ему: снять мантию – не пояс распоясать. Пусть не беспокоится». – И действительно, угроза епископа так и осталась на словах.

АКСАЙСКОЕ УЩЕЛЬЕ

Отец Феогност оставался в Иссык-Кульском монастыре до 1916 года: в последнее время своего пребывания в монастыре он был благочинным и помощником духовника для мирян.

Летом 1916 года началось восстание киргизов, они напали на монастырь и стали требовать ценности. Монахи объяснили, что у них ничего нет. – Киргизы долго шумели и велели к назначенному дню приготовить ценности и деньги, пригрозив расправой. Часть монахов, в том числе и отец Феогност, ушли из монастыря в горы и в ближайшие селения. Старые и немощные монахи решили остаться, предав себя воле Божией.

ИКОНА ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКОВ СЕРАФИМА И ФЕОГНОСТА

В назначенный день оставшиеся в монастыре монахи отслужили литургию, исповедались и причастились. Киргизы прискакали утром, ворвались в монастырь, побили иконы, забрали церковную утварь и изрубили саблями всех оставшихся монахов. Вернувшиеся после разгрома иноки похоронили убиенных братьев неподалеку от монастыря. После этого отец Феогност вместе с иноками монастыря Пахомием и Ираклием ушли в город Верный.

Собравшиеся в Верном монахи решили найти для молитвенных подвигов более уединенное место. Когда начали искать место для нового скита, отец Серафим сказал, что его Сам Господь укажет.

Однажды отец Серафим с сестрами монастыря в сопровождении странника Виктора отправились на лошадях в Аксайское ущелье искать место для нового скита. Притомившись, к вечеру остановились они близ пасеки у подножия Кызыл-Жарской горы. Наловили в Аксайской речке рыбы, перекусили и остановились на ночлег. Виктор говорит, показывая на гору: «Отец Серафим, гляди-ка, как сияет, огонь Божий сияет! Пойдем, поднимемся, посмотрим». Послушницы Феоктиста с Александрой как ни смотрели, ничего не смогли увидеть: темнота кругом, да и только. Но отец Серафим сказал: «Да, вижу, яркий свет горит на горе». Три дня пробыли они у подножия горы, и каждое утро отец Серафим и Виктор ходили осматривать место, откуда с наступлением сумерек исходило это неземное сияние, и, возвращаясь, говорили между собой: «Какое дивное это место! Как там радостно! Какая там святость, красота какая, какая благодать!»

ИКОНА СВЯТЫХ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКОВ СЕРАФИМА, ФЕОГНОСТА, ПАХОМИЯ, АНАТОЛИЯ И ПРЕПОДОБНОИСПОВЕДНИКА ИРАКЛИЯ

И вот на месте том, как Богом указанном, иеромонахи Серафим, Феогност, Анатолий, Пахомий и монах Ираклий начали строить скит. Вырыли несколько пещер – одни для молитвы, другие для хранения продуктов. Духовником скита стал отец Серафим. Обедню служили в большой деревянной келии отца Анатолия.

Монахиня Магдалина вспоминала о необыкновенном молитвенном настроении, о благолепном пении, которые сопровождали службы в Аксайском скиту: «Пели они сами, ой, пели! Стоишь, молишься, как не на земле. Я и сейчас представляю – как не на земле, нет. И какая-то жалость, и душа трепещет, радуется!..»

Когда монахи жили уже в Аксайском ущелье, отец Серафим имел в тонком сне видение. Идут они втроем: Анатолий, Феогност и Серафим по ущелью и видят – стоит храм красоты необыкновенной. Сначала зашли в него все втроем, но потом отец Анатолий вышел из храма. И освящают в этот храм пять горящих паникадил. Вдруг одно из них, центральное, закачалось, закачалось, будто кто-то толкал его из стороны в сторону, оборвалось и упало на пол. Вслед за ним и второе паникадило закачалось и упало. Третье паникадило закачалось, но не упало, удержалось, а два паникадила висели неподвижно. «И я,– вспоминал отец Серафим,– от изумления проснулся». – Все эти откровения о своей кончине слагал отец Серафим в своем сердце, умножая свои иноческие труды и подвиги.

АКСАЙСКОЕ УЩЕЛЬЕ

Между скитами Кызыл-Жарским и Медео было сообщение – ездили через горы на лошадях. Отец Серафим приезжал служить на Медео каждое воскресенье. Послушницы Александра, Татьяна и Дарья пели на клиросе, монахиня Феоктиста была за пономаря. Но какие это были службы! Очевидцы вспоминают: когда батюшка служил литургию, в алтарь невозможно было смотреть, сияние стояло необыкновенное. А когда Феоктиста дверь из пономарки в алтарь открывала, то и на отца Серафима она не могла смотреть – в таком сиянии он стоял, что и словами выразить невозможно, и трепет ее такой одолевал, что она от алтаря сразу отходила, как будто какая-то сила ее отталкивала. «Такая, видимо, благодать была»,– вспоминала матушка Феоктиста.

АКСАЙСКОЕ УЩЕЛЬЕ

В Аксайских горах монахи косили сено, выращивали картофель, у источника рядом со скитом сажали гвоздики, которые можно найти и сегодня. На другой стороне ущелья, через речку, находилась пасека, где жил старый пасечник-вдовец со своими детьми. Монахи любили бывать у пасечника и беседовать с ним.

Скит продержался до 1921 года. Иссык-Кульский Свято-Троицкий монастырь новая власть закрыла в 1919 году. В августе 1921 года все пятеро иноков, живших в скиту, пошли в город на праздник святого великомученика и целителя Пантелеимона. После службы двое из них – отцы Ираклий и Пахомий – остались в городе, а остальные возвратились в скит. 28 августа в скит приехали на лошадях трое красноармейцев. Отец Серафим принял их в своей келии, напоил чаем с медом, постелил сена и уложил спать, а сам вышел на скитский двор помолиться – молился он стоя на коленях. Под утро красноармейцы подошли к нему сзади и наставили винтовки в спину. Он успел крикнуть: «Анатолий!»,– и в это время они выстрелили. Отец Анатолий, услышав голос и звуки выстрелов, понял, что отца Серафима застрелили и побежал на гору. А красноармейцы пошли к отцу Феогносту, который спал в своей пещере-келии, и выстрелили ему в сердце. Они перерыли все в келиях в надежде найти деньги и ценности, но, не найдя ничего, ушли. В эту ночь отец Пахомий, ночуя в городе, видел во сне, как на скит напали эфиопы.

Когда монахи и некоторые из духовных чад отца Серафима пришли в скит, они нашли его стоящего мертвым на коленях, правой рукой он держался за столбик, в левой держал четки. А отец Феогност лежал в своей келии на лежанке, будто спал со скрещенными на груди руками. На следующий день приходили милиционеры и разрешили похоронить убиенных. Выкопали могилу, покрыли ее досками и без гробов, завернув тела убитых в мантии, погребли.

Отпевал их в скиту отец Анатолий и 40 дней служил литургии в келии отца Серафима, которую тот сам выстроил. И во всех церквах города служили сорокоусты по убиенным.

На 40-й день по смерти отец Серафим явился во сне восьмилетней девочке Стефаниде (из семьи своих духовных чад). Она так поведала о нем: идет отец Серафим с радостным, сияющим лицом, впереди него – горящая свеча на подсвечнике, а сзади, тоже очень радостный отец Феогност. Одеты они были в том, в чем похоронены: отец Феогност в подряснике, на отце Серафиме поверх подрясника легкий полушубок, который он надел в ночь убийства, укрываясь от горной прохлады. Шли они на поклонение Господу. В этот момент мать разбудила девочку и та заплакала: «Мама, их встречали Ангелы, но ты не дала мне досмотреть, как Господь даст им новую одежду».

Убийц нашли, но военный трибунал судить их отказался. Сказали так: «Они убили монахов, а монахов мы и сами убиваем». Впоследствии эти трое совершили другие преступления – убили в городе несколько человек. Их судили и приговорили к расстрелу.

Монахиня Магдалина вспоминала: «Незадолго до гибели приснопамятных отцов Серафима и Феогноста сидели мы – Александра, Татьяна, Дарья, я и батюшка Серафим в цветнике у поклонного креста на Мохнатой сопке. Батюшка Серафим в этот день сказал нам: “Сестры, вы после меня великие скорби понесете”. Дал он нам Святые Дары, вложенные в небольшую коробку, зашитую в матерчатый чехол с лямкой для ношения на груди и сказал: “Когда будете в тюрьме и вам станет известно, что там есть священник, напишите на бумаге свои грехи и тайно передайте ему, чтобы разрешил. Когда разрешит, прочитайте молитвы, какие будете помнить, и, взяв ложечкой Святые Дары, причаститесь”. Несколько лет Святые Дары хранились у меня под окладом иконы. А когда в 1935 году нас всех четверых арестовали и погнали в город Котлас, мы взяли их с собой, и, терпя все тяготы тюремной жизни имели большое духовное утешение, приобщаясь Святых Животворящих Таин».

Провидя свою кончину, отец Серафим говорил своим духовным дочерям, приходившим в Кызыл-Жарский скит: «Меня не будет. Я буду здесь похоронен, а вы каждый год ходите ко мне на могилу».

Монахини, инокини и прихожане выполняли это послушание. Каждый год, идя на могилу, они заходили на пасеку. Старик-пасечник завещал своим детям: «Тех, кто идет на поминки, поить чаем, наливать мед и давать столовые ложки – пусть ложками мед едят и их поминают». Со временем келии монахов были разобраны на дрова и сожжены угольщиками, и сегодня на месте келий остались ямы.

После всего случившегося отцы Пахомий, Ираклий и Анатолий жить в скиту не остались.

Остается сказать несколько слов о судьбе сподвижников преподобномучеников.

Отец Пахомий (в миру Прохор Петрович Русин, 1888 года рождения, уроженец Курской губернии) был в 1935 году арестован и посажен в Алма-Атинскую тюрьму, а в 1936 году его расстреляли.

Монах Ираклий (мирское имя – Сергей Матях) жил в городе Талгаре, в семье старосты талгарской церкви И. Д. Дмитриева. В доме жить отказался и построил себе келию в саду. Очень любил детей Дмитриева. Бывало, играет с ними, забавляется, потом закроет лицо руками: «Прости, Господи!» – и смеется. К нему иногда приходили верненские монахини Евфалия, Дорофея, Магдалина и инокини Александра, Феодора, Мариамна, Татиана. Любили все вместе сидеть вечером в саду под яблонями и петь псалмы и духовные канты.

Отец Ираклий часто и надолго уходил в горы молиться. В 1928 году семью Дмитриева арестовали и отправили в ссылку на Аральское море. Перед арестом отец Ираклий ушел на Иссык-Куль в село Сазановку (ныне Ананьево), где его приняла семья Дубининых. Отец Ираклий предсказал свою кончину в день праздника Вознесения Господня в 1936 году. Перед кончиной он принял схиму.

Отец Анатолий в середине 20-х годов ушел в Сухуми, где жил в горах. Вскоре пришло известие, что и его расстреляли.

Время сокрыло от нас труды и подвиги отца Феогноста, не сохранилось о нем биографических сведений. Но Господь даровал ему мученическую кончину. В одной могиле лежит он с отцом Серафимом и одинаковым венцом увенчан с ним и со всеми новомучениками Российскими в Царстве Небесном. Само имя его, которое означает в переводе с греческого «Богом знаемый», говорит о многом верующему сердцу. Господь знает Своих, и прославление преподобномучеников Серафима и Феогноста – Его дар для духовного укрепления всех православных русских людей, находящихся в рассеянии «ближнего зарубежья». В один день стали они чужестранцами в земле, родившей и воспитавшей их. Но не может быть чужой земля, обильно политая мученической кровью сродников наших.

Прославление преподобномучеников Серафима и Феогноста и иже с ними пострадавшими иноками стало итогом многолетнего благоговейного почитания их православными жителями Казахстана. В течение 70 лет по всем храмам Алма-Аты и других городов казахской земли на всех литургиях и панихидах поминались их имена, а к могилам преподобномучеников постоянно ходили паломники. Из уст в уста передавались случаи благодатной помощи при молитвенном обращении к ним. Была написана молитва преподобномученикам, с которой обращались верующие к убиенным братиям. Мы не можем подробно описать все те чудеса, которые совершались и продолжают сейчас совершаться на могиле преподобномучеников. Вот лишь некоторые из них.

В день их прославления за литургией, при пасмурной погоде раздвинулись тучи, и луч света стоял над могилой,– сотни людей стали свидетелями этого удивительного явления. Бывает также, что ночью над могилой виден свет, и кажется, что там совершается богослужение.

***

В больнице от токсикоза умирала молодая женщина. Она была на втором месяце беременности, лежала неделю под капельницей, много дней ничего не могла есть – начиналась сильная рвота. Женщина страшно похудела, весила уже чуть больше 30 килограммов. Ее мать сходила на могилу преподобномучеников, слезно молилась, взяла воды из источника, принесла в больницу, дала попить дочери. Как только дочь выпила воду, сразу попросила дать ей поесть. Рвоты больше не было. Женщина поправилась, набрала вес, и накануне Крещения Господня 1996 года у нее родился сын Кирилл, весом 3,5 килограмма.

Летом 1995 года на могилу приехали паломники. Среди них был один неверующий, который сопровождал свою старую мать – помогал ей взбираться на гору. На территории скита он говорил кощунственные слова о вере и святых, курил. Во время трапезы этот мужчина посмотрел на могилу преподобномучеников, которая находится на горе выше трапезной, и вдруг глаза его остекленели, он упал со скамейки на землю и стал биться в припадке (прежде ничего подобного с ним не случалось). Его еле-еле отходил священник, помазав маслом из лампады, горящей на могиле. Когда он пришел в сознание, то ничего не помнил из того, что с ним произошло.

К сожалению, до нашего времени не дошло ни одной фотографии преподобномучеников, но сохранилось описание их внешности, оставленное монахиней Иверско-Серафимовского монастыря Магдалиной: «Отец Серафим среднего роста, среднего телосложения. Волосы густые, темно-русые, без седины, очень кудрявые, не длинные – не доставали до плеч. Борода густая, небольшая, кудрявая, темно-русая. Небольшие подстриженные усы. Лицо красивое, глаза голубые, большие, нос прямой, брови густые, немного сросшиеся. Выражение лица доброе, кроткое. Лоб закрыт скуфьей. Волосы из-под скуфьи выбивались и завивались вверх.

Отец Феогност выше среднего роста (на полголовы выше отца Серафима), крепкого телосложения, слегка полноват. Волосы темно-русые (но светлее, чем у отца Серафима), прямые, до плеч. Борода не очень большая, лопаточкой. Усы не очень длинные, не густые. Лицо строгое, мужественное, смуглое, немного полное, глаза карие (ни большие, ни маленькие), нос прямой, несколько удлиненный, брови прямые, негустые».

Добавьте комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

6 ДЕКАБРЯ — СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
ИКОНА СВ. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО С ЧАСТИЦЕЙ ЕГО МОЩЕЙ - КЕЛЕЙНАЯ ИКОНА СВМЧ. СЕРАФИМА (ЧИЧАГОВА)
СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
ДЕКАБРЬ 2022 г. ДЕНЬ ЗА ДНЁМ

6 декабря / 23 ноября – День памяти св. благоверного князя Александра Невского (1220/21-1263)
***
6 декабря 1240 г. – После долгой осады монголо-татарские войска ворвались в Киев.
В 1239 г. армия хана Батыя предприняла новый поход на Русь. До этого монголы разбили основные силы Владимиро-Суздальской земли, взяли и разграбили четырнадцать городов Северо-Восточной Руси. Батый мечтал об империи, протянувшейся от Тихого океана до Атлантики. Теперь его путь лежал в южные и западные земли. Однако легкой победы добиться не удалось. Все города русичей приходилось брать штурмом. Первым захваченным городом стал пограничный Переславль, затем Чернигов. К декабрю 1240 г. Батый подошел к Киеву. Хан не хотел разрушать красивый город и предложил горожанам сдаться без боя. Однако киевляне решили биться насмерть. Осада Киева длилась долго. На защиту города вышли все его жители от мала до велика. По свидетельству летописца «один бился с тысячей, а двое – с тьмою». Монголам пришлось использовать стенобитные орудия. Через провалы в стенах монголы ворвались в город. Последний оплот защищавшихся – Десятинная церковь – пал (согласно историческим документам) 6 декабря 1240 г.
***
6 декабря / 26 ноября 1590 г. – Царским указом запрещен переход крестьян от одного хозяина к другому.
Отмечавшийся на Руси 26 ноября по старому стилю Юрьев день (когда чтится память святого Георгия) завершал годовой цикл сельскохозяйственных работ и позволял крестьянам, в период времени за неделю до Юрьева дня и неделю после него уйти от старого хозяина.
26 ноября) / 6 декабря 1590 г. царь Феодор Иоаннович по инициативе Бориса Годунова издал указ, запрещавший переходы крестьян от одного владельца к другому даже в Юрьев день. Этот запрет оказался неожиданным для крестьян, именно тогда возникла поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». Однако у крестьян еще оставалась возможность скрыться от помещиков. В 1597 г. вышел указ об урочных летах, впервые определявший срок сыска беглых крестьян – 5 лет. Если в течение «урочных лет» помещик не сумел найти своего крестьянина и не подал челобитную о его розыске, он терял на него право и беглый закреплялся за новым владельцем. Норма «урочных лет» прикрепила к земле не только беглых крестьян, но и их детей и жен, ранее не подпадавших под действие «заповедных лет». Любой переход рассматривался как бегство. Беглый подлежал возврату со всей семьей и имуществом.
***
6 декабря / 25 ноября1741 г. – В результате государственного переворота российской императрицей стала Елизавета Петровна (1709-1762), дочь Петра I и Екатерины I.
Елизавета Петровна росла веселой красавицей и была прекрасно образована. После брака родителей, и принятия в 1721 году Петром I императорского титула, дочери Анна и Елизавета получили титул «цесаревны», который отделял детей императора от других членов дома Романовых. Петр, сын казненного царевича Алексея, назывался великим князем, а племянница Анна Иоанновна царевной.
Завещание Екатерины I предусматривало права Елизаветы и ее потомства на российский престол после Петра II (сына царевича Алексея) и Анны (старшей дочери Петра I). Но после неожиданной кончины Петра II в 1730 г., Елизавета оказалась законной наследницей престола, поскольку ее сестра Анна отреклась за себя и своих потомков от прав на российскую корону. Несмотря на завещание, Верховный тайный совет, признав Елизавету незаконнорожденной, отказал ей в правах на престол и «пригласил на царство» Анну Иоанновну, в правление которой Елизавета находилась в опале и была очень далека от политической жизни. Хотя в свете она показывалась достаточно часто и по-прежнему блистала на балах. После смерти Анны Иоанновны в 1740 г. трон наследовал ее двухмесячный внучатый племянник Иван Антонович, но в результате реальная власть перешла к его матери – Анне Леопольдовне.
Русское дворянство и аристократия были недовольны режимом последних правительниц, а широкие слои русского общества считали, что все беды происходят от захвата власти «иноземцами». Но если Анна Иоанновна была русской, то Анна Леопольдовна со своим супругом принцем Антоном Ульрихом Брауншвейгским являлись в глазах народа «чужими», несправедливо правящими Россией от имени младенца-императора, их презирали. Тем более, большое количество «немцев», занимавших главные посты в государстве, тоже многих не устраивало. Бирона ненавидели все, Миниха и Остермана не любили. В этих обстоятельствах массовые симпатии русского общества оказались на стороне Елизаветы, «русской сердцем и по обычаям», на дочь Петра Великого возлагали большие надежды. Центром движения в ее пользу стали казармы гвардейского Преображенского полка. Но немало потрудилась для завоевания симпатий гвардейцев и сама цесаревна. Она часто проводила время в казармах «без этикета и церемоний», одаривала гвардейцев деньгами и крестила их детей. Разговоры о возможном дворцовом перевороте начались ещё в начале 1741 г. Слухи о том, что Елизавета что-то затевает, неоднократно доходили до Анны Леопольдовны, но она не верила. Круг близких сторонников Елизаветы ограничивался в основном «кавалерами» ее двора. В подготовке переворота участвовали Разумовские, братья Шуваловы и Воронцов. Руководителями заговора являлись Лесток и сама цесаревна.
В ночь на 25 ноября / 6 декабря 1741 г. Елизавета Петровна, при поддержке своих сторонников и гвардейских офицеров совершила государственный переворот. В казармах Преображенского полка она обратилась к своим приверженцам: «Други мои! Вы знаете, чья я дочь, ступайте за мною! Как вы служили отцу моему, так и мне послужите верностью вашей».
Не встретив сопротивления, с помощью трёх сотен верных гвардейцев Елизавета заняла Зимний дворец и провозгласила себя новой императрицей. Вызванные полки принесли ей присягу. Солдаты разбудили и арестовали Анну Леопольдовну и ее мужа, а младенца-императора Ивана VI забрала сама Елизавета. К семи часам утра переворот завершился, причём без пролития крови. Наутро после переворота была готова форма присяги новой императрице, и был обнародован манифест, в котором говорилось об узурпации власти иностранцами. Елизавета распорядилась арестовать всю Брауншвейгскую фамилию и ее приверженцев, но «в остальном с ними обходились без ненужной жестокости».
Еще через 3 дня был издан второй манифест, в котором провозглашалось, что Елизавета Петровна вступила на престол «по законному праву, по близости крови к самодержавным родителям». Право дочери Петра I на российскую корону подкреплялось ссылкой на завещание Екатерины I. Елизавета Петровна Романова короновалась в апреле 1742 года.
Иван Антонович был объявлен незаконным государем, не имевшим «никакой уже ко всероссийскому престолу принадлежащей претензии, линии и права», и заключён в Шлиссельбург, а остальное Брауншвейгское семейство отправлено в Холмогоры. Фавориты прежней императрицы Миних, Левенвольде и Остерман были приговорены к смертной казни, позднее замененной ссылкой в Сибирь – чтобы показать Европе терпимость новой самодержицы. Своих же приверженцев Елизавета щедро наградила. Рота Преображенского полка была наименована лейб-компанией. Все рядовые были пожалованы в дворяне и наделены имениями, другие участники переворота также получили высокие чины и подарки.
Стоит отметить, что подобные государственные перевороты были и до, и после Елизаветы Петровны, но есть ряд особенностей, присущих этому событию: с одной стороны, патриотические лозунги в гвардии, с другой – особая роль самой Елизаветы, которая не только приняла участие в перевороте, но и лично возглавила его, а затем сумела удержаться на престоле в течение 20 лет, являясь продолжательницей петровских традиций и преобразований. В целом, внутренняя и внешняя политика Елизаветы отличались стабильностью и нацеленностью на рост авторитета и мощи государственной власти.
Императрица Елизавета была последней правительницей России, являвшейся Романовой «по крови». Официальным наследником престола она назначила своего племянника (сына сестры Анны) – будущего Петра III и женила его на принцессе – будущей Екатерине II. В его официальный титул были включены слова «Внук Петра Великого».
***
6 декабря 1813 г. – Родился Николай Платонович Огарёв (1813-1877). Поэт, публицист, русский революционер.
***
6 декабря 1971 г. – В Париже умерла Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская, польск. Matylda Maria Krzesińska; 1872-1971). Русская балерина, прима-балерина Мариинского театра, заслуженная артистка Его Величества Императорских театров, педагог.

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

Однажды ночью идя домой, я увидел впереди громко лающую свору собак. Мне было страшно идти дальше,– постояв какое-то время, я повернул назад и отправился к дому обходными путями. Маме я ничего не сказал об этой истории. Но на следующий же день мне стало очевидно, что она знает о моем вчерашнем поведении, поскольку сама завела разговор о страхе и боязливости. Передаю ее слова: «Каждый человек, и особенно верующий в Бога, обязан преодолевать страх. Это очень опасная и губительная страсть. Если ее не преодолеть, то в самый важный и трудный момент жизни, когда придется выбирать между добром и злом, человек может стать отступником и предателем. Мы знаем, как во время гонений люди из-за трусости отрекались от Христа. С этой страстью следует бороться постоянно, преодолевая страх и боязливость в самых разных проявлениях. Если ты чего-то боишься, нужно идти навстречу этой опасности с молитвой к Богу, к Божией Матери, к своему Ангелу-хранителю. Но самое надежное средство к победе над этой страстью – любовь, окончательно страх может победить только любовь».

2 МАЯ 2001 г. ОСВЯЩЕНИЕ ЧАСОВНИ СВ. МАТРОНЫ В Г. СХОДНЯ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

5 ДЕКАБРЯ — ДЕНЬ КОНЧИНЫ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II
patralex40
РУСЬ ОТЧАЛИВШАЯ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

4 ДЕКАБРЯ — ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. XV в. СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

3 ДЕКАБРЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА МИТРОПОЛИТА СИМБИРСКОГО И НОВОСПАССКОГО ПРОКЛА
prokl86
БОГОМУДРЫЙ АРХИПАСТЫРЬ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

3 ДЕКАБРЯ — СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ ТИХВИНСКИХ

СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ ТИХВИНСКИХ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ПРОТОИЕРЕЙ ИОАНН САРВ, ПРЕСВИТЕР ТИХВИНСКИЙ (1867–1937)
ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК АРСЕНИЙ (ДМИТРИЕВ), ИГУМЕН ТИХВИНСКИЙ (1872–1937)
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ЕМИЛИАН (ЕМИЛИАН ИВАНОВИЧ ПАНАСЕВИЧ), ПРЕСВИТЕР ТИХВИНСКИЙ (1875–1937)
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВАСИЛИЙ КАНДЕЛЯБРОВ, ПРЕСВИТЕР СЕННОВСКИЙ (1889–1937)
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК НИКОЛАЙ ПОКРОВСКИЙ, ПРЕСВИТЕР НИКОЛЬСКИЙ (1895–1937)
СВЯТАЯ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА ИГУМЕНИЯ ИОАННИКИЯ (АЛЕКСАНДРА ЯКОВЛЕВНА КОЖЕВНИКОВА; 1859–1937)

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

1 ДЕКАБРЯ — ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ГЕОРГИЯ КОНСТАНТИНОВИЧА ЖУКОВА
МАРШАЛ Г. К. ЖУКОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
МОЖАЙСКИЙ ДЕСАНТ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

29 НОЯБРЯ — ДЕНЬ КОНЧИНЫ МИТРОПОЛИТА ТРИФОНА (ТУРКЕСТАНОВА)
mitrifon7
ПАМЯТИ МИТРОПОЛИТА ТРИФОНА (1861–1934). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 НОЯБРЯ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА ВАВИЛОВА

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ВАВИЛОВ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

25 ИЮЛЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ

Мама жила в ритме природы, постоянно любовалась своим садом в разное время года, специально выходила помолиться среди кустов и деревьев. В течение многих лет она делала выписки из разных книг и статей по народному календарю: там были сведения о приметах погоды в связи с церковным календарем, о прилете и отлете птиц, о свойствах и красоте цветов, деревьев и других растений, а также камней и минералов. Мы постоянно выписывали журнал «Наука и жизнь», из которого мама вырезала и подшивала ежемесячные заметки о природе и календаре. Из того, что собрала мама, можно было бы составить интереснейшую книгу. Все эти материалы были постоянно «в ходу»: когда приходили очередные посетители, мама открывала раздел своего собрания, соответствующий месяцу, неделе и даже конкретному дню и начинала читать выдержки. В такие минуты я не выдерживал, оставлял все свои дела и присоединялся к слушателям…

К сожалению, размеры книги не позволяют опубликовать интереснейшие сведения, которые собрала мама по народному календарю. Поэтому вниманию читателей предлагается лишь один календарный месяц – март. Весна была любимым временем года, а март – любимым ее месяцем, недаром в нем совершились столько важнейших событий ее жизни. 21 марта родился я, в марте сделали маме серьезную операцию, в марте умер мой отец, в марте отошла в вечность и мама. Она знала, что уйдет из жизни в марте, знала даже число – 29-е, о чем сохранились такие свидетельства: за день до смерти она попросила меня снять все деньги с ее пенсионной книжки, чтобы не нужно было потом ходить по инстанциям и оформлять наследство (и здесь, даже перед лицом смерти она думала о том, как избавить сына от лишних хлопот). Сохранился листок с выпиской из церковного календаря, сделанный рукой мамы: на нём записаны даты от 27 до 31 марта с указанием памяти святых каждого дня. Сделана эта запись много лет назад, еще до смерти отца, и именно в этом интервале умерли отец (27 марта) и мама (29 марта – день памяти мученика Трофима).

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

МАРТ. ДЕНЬ ЗА ДНЕМ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

А. Трофимов

О МОЛИТВЕ

http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/05/7mol10.jpg

Дорогие посетители сайта, пришло время вспомнить и восстановить древнюю ветхозаветную и апостольскую традицию – семиразовую молитву в течение суток, совершаемую каждые три часа (в 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 часа). Эта молитва особенно действенна в условиях испытания, посланного нам – угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Предлагаю Вам ознакомиться с главой из книги «РИТМЫ ЦЕРКОВНОГО ГОДА», написанной много лет назад и размещенной на этом сайте: О СЕМИРАЗОВОЙ МОЛИТВЕ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ… http://alexandrtrofimov.ru/?p=766
В ней дается историческое и богословское обоснование необходимости этой молитвы. Сейчас, в условиях карантина православным людям совсем не сложно включиться в этот молитвенный ритм.
Присоединяйтесь к ежедневной семиразовой молитве, рассылайте текст статьи и сообщения о ней своим друзьям и знакомым.
***
Святейший Патриарх Кирилл благословил молитву, которую уже произносят за богослужением во всех православных храмах, ее можно присоединить к семиразовой молитве:
МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВРЕДОНОСНОГО ПОВЕТРИЯ ЧТОМАЯ
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Александр Трофимов

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК