Праздники Ритмы церковного года

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (Глава из книги Александра Трофимова: «Ритмы церковного года»)

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. XV в. СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. XV в. СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК

Тропарь, глас 4:

Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасение проповедание, в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся смотрения Зиждителева исполнение.

Кондак, глас 4:

Пречистый храм Спасов, многоценный Чертог и Дева, священное Сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение небесное.

**************************************************

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ГРЕЧЕСКАЯ ИКОНА XV в.
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ГРЕЧЕСКАЯ ИКОНА XV в.

В храме Божии ясно Дева является,
и Христа всем предвозвещает
(Тропарь праздника)

В каноне предпразднеству Введения мы читаем: «Совет Превечный Превечнаго Бога во исполнение грядет». Начало исполнения определения Превечного Совета о спасении человечества мы праздновали в день Рождества Богородицы, когда чудесно разрешились неплодство естества и родилась Та, Которая должна послужить таинству воплощения Спасителя мира.
Но плотское рождение Пресвятой Девы было недостаточным для того, чтобы стать Матерью Божией, – Она должна была открыть свободно свое сердце благодати, добровольно выйти из мира греха и смерти, отказаться от земных привязанностей, добровольно избрать для Себя чуждый сознанию ветхозаветного человечества путь приснодевства. В день Введения во храм Пресвятой Богородицы Святая Церковь празднует как бы второе – духовное рождение Богоматери и вместе с тем явление Ее миру, подобное явлению народу Иисуса Христа после Крещения. Если в Рождестве Пресвятой Богородицы приготовлялась плоть от чистых кровей которой должен был родиться Христос, то со дня Введения Ее во храм начинается воспитание и приготовление Ее души к тому великому дню, когда Она скажет явившемуся Ей Архангелу: «Да будет Мне по слову Твоему» (Лк. 1, 38).

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ИКОНА XIV в. ИЗ МОНАСТЫРЯ ХИЛАНДАР. АФОН
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ИКОНА XIV в. ИЗ МОНАСТЫРЯ ХИЛАНДАР. АФОН

Событие Введения Пресвятой Девы во храм раскрывает нам, «в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге» (Еф. 3, 9). Это таинственное предуготовление вочеловечения Христа: Избранная Дева предуготовляется в храме Иерусалимском, чтобы стать «пречистым храмом Спасовым», и позднее Сын «восприимет от Нее храм тела Своего, который должен быть разрушен и в три дня воздвигнут» (Ин. 2, 18–22).

Введение Отроковицы Марии во храм последовало на третьем году Ее жизни по обету праведных родителей и стало одним из важнейших событий в жизни Пресвятой Девы. Иоаким и Анна передали Деве Марии все лучшее, что мог дать Ветхий Завет. Они готовили Ее для храма, воспитывали в чистоте, благоговении. Мы видим в этом событии, что люди – ветхозаветное человечество – подготовили этот избранный сосуд благодати Божией и передали Его Церкви. Мария – это вершина Ветхого Завета, это дар человечества Богу, высший дар, который смогли принести люди. И Отец Небесный принял этот Дар в Свою обитель. Пресвятая Дева Мария – храм одушевленный – вводится в храм Отца Небесного.

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ОХРИД (МАКЕДОНИЯ), XIV в.
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ОХРИД (МАКЕДОНИЯ), XIV в.

Возвышенный язык церковных песнопений изображает умилительную историю праздника, а также пути Божественного Промысла, подготовившие Пресвятую Деву к Богоматеринству. Теперь Она вступает в храм Божий, чтобы приуготовиться, стать достойной Матерью Божией: «Целомудренные родители Твои ввели Тебя, Пречистая, в храм для необыкновенного воспитания в жилище Христа Бога»,– поется в одном из тропарей праздничного канона.

Пресвятая Мария, услышав о предстоящем Ее поселении в Иерусалимском храме по обету родителей, охотно подчинилась их воле. Теперь необходимо было совершить установленный законом обряд посвящения Богу и введения Марии во храм Иерусалимский.

ВВЕДЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ ВО ХРАМ. МАСТЕР ТУДОР ЗОГРАФ. XVIII в. РУМЫНИЯ
ВВЕДЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ ВО ХРАМ. МАСТЕР ТУДОР ЗОГРАФ. XVIII в. РУМЫНИЯ

В один из дней праведные Иоаким и Анна пригласили в свой дом родных, близких и знакомых, а также многих девушек из Назарета. В их coпровождении они, радуясь и торжествуя, повели свою Дочь в Иерусалим. Впереди многолюдной процессии шли девственницы Назаретские в белых одеяниях, держа в руках зажженные свечи. По преданию они пели псалом, в котором Давид пророчески говорит о приведении Богоматери в Чертог Царя и шествии вместе с Нею дев и близких Ее: «Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей, ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему» (Пс. 44, 11–12). В пророчестве Пречистая называется Царицей, предстоящей в храме Царю и Богу: «За нею ведутся к Тебе девы, подруги ее. Приводятся с веселием и ликованием, входят в чертог Царя» (Пс. 44, 15–16).

На пути в Иерусалим праведный Иоаким и Анна внутренне ликовали при мысли, что они удостоились принести Богу самый драгоценный дар – единственное дитя. Во время пути святая Анна ободряла свою дочь: «Дитя! Ты идешь к Богу, давшему мне Тебя. Будь Ему жертвой и благовонным фимиамом» (2-я стихира на стиховне). Трехлетняя Богоотроковица не могла Сама пройти далекое расстояние от Назарета до Иерусалима и потому святая Анна часть пути несла Ее на руках.

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. МОНАСТЫРЬ ДАФНИ
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. МОНАСТЫРЬ ДАФНИ

Но вот, наконец, путники достигли цели и подошли к великолепному Иерусалимскому храму. Навстречу процессии в окружении священнослужителей вышел первосвященник Захария – будущий отец святого Иоанна Предтечи, сын Варахиин. Захария, принимающий Пресвятую Деву, соединяет в себе две традиции – священническую и пророческую. Нарушая Закон, он позволяет Ей вступить за вторую завесу, ибо воспринимает Ее как «одушевленный Кивот, невместимо Слово вместившую» (Вечерня, стихира, глас 1-й).

При виде Захарии праведная Анна воскликнула: «Приими, Захария, Проповеданную Духом чрез Божиих пророков и введи Ее в храм для священного воспитания… Введи данное мне Богом Дитя в храм Создателя… Я – раба Бога, с верою призывала Его и просила у Него этот плод моего чрева. Теперь я привожу Дочь Давшему Ее» (стихира и канон на Великой вечерне).

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ. ХУД. ПАОЛО УЧЧЕЛЛО (1397–1475). 1443-1434 гг.
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ. ХУД. ПАОЛО УЧЧЕЛЛО (1397–1475). 1443-1434 гг.

Входом в Иерусалимский храм была площадка, к которой вела с земли лестница. В иконографии праздника Введения изображается 15 ступеней лестницы. Иоаким и Анна поставили Богоотроковицу на первой ступени. Остальные Она прошла сама и встала на верху церковного помоста. Быстрое прохождение Марией всех ступеней готовит быстрое духовное восхождение человечества.

Приведем слова блаженного Иеронима Стридонского (V в.) о Введении во храм: «Кругом храма, сообразно 15 псалмам степеней, шло 15 ступеней, на каждой из этих ступеней пели один псалом священники и левиты, восходя к служению. На первую из этих ступеней родители поставили юную Марию. И когда сняли с Нее дорожные одежды и по обычаю одели Ее в лучшие и благолепнейшие, Дева Господня одна, ничьей рукой не поддерживаемая и не облегчаемая, взошла по всем ступеням так, как бы в совершенном возрасте. Если Господь в младенчестве Девы явил Ее величие, это предвещало уже, какова Она будет… Принесши по обычаю закона жертву и совершив обет свой, родители Девы Марии оставили Ее в оградах храма с прочими девами для воспитания, а сами возвратились домой. Дева Господня с возрастом лет возрастала в благочестии, по словам Давида: «Отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя» (Пс. 26, 10). Она удостоена была явлений Ей Ангелов; это охраняло Ее от всех зол и обогащало всякими благами… Если бы кто спросил меня: как проводила время юности Пресвятая Дева, я бы ответил ему: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее».

ВВЕДЕНИЕ ДЕВЫ МАРИИ ВО ХРАМ. ХУД. ЧИМА ДА КОНЕЛЬЯНО (1459-1517-18 гг. ). ДРЕЗДЕН
ВВЕДЕНИЕ ДЕВЫ МАРИИ ВО ХРАМ. ХУД. ЧИМА ДА КОНЕЛЬЯНО (1459-1517-18 гг. ). ДРЕЗДЕН

Ветхозаветная Церковь в лице первосвященника принимает Ее в свое лоно, точнее Дух Святой через первосвященника. Ибо Захария, исполнившись Святаго Духа, сказал Анне, когда она поставила Марию на первую ступень храма: «Твой поступок вполне законен. Но я проразумею здесь нечто чудное – приводимая в Дом Божий превосходит Святое Святых… Ты вводишь истинную Матерь Жизни – Богородицу. Именно о Ней Божии пророки светло проповедовали, что Ее вместит этот храм» (канон утрени).
На слова первосвященника Анна ответила: «И я уразумеваю изрекаемое тобой. Ты Божим Духом провозгласил истину об имеющем быть с Отроковицей. Прими Ее в храм» (канон утрени). Тогда Захария благословил Пресвятую Марию и воскликнул: «Нам возгорелась светоносная Свеча. Она воссияет всем в храме величайшую радость. Да сорадуются мне души пророков, видя совершение преславного события в Божием Доме. Господня Дверь! Я открываю Тебе двери храма. Ликуй в нем. Я познал и уверовал, что из Тебя родится Бог Слово… Ты, пришедшая в обитель Царя всех, избавление и наше воззвание ко спасению. Веселитесь, Иоаким и Анна! Вы принесли трехлетнюю Юницу, имеющую плотски родить Божественного Агнца» (стихиры и канон службы Введения).

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ИКОНА. XVI в.
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ИКОНА. XVI в.

Сказав эти слова, Захария по благодатному внушению свыше взял Марию за руку и повел Ее во святилище, а затем во Святая Святых. Здесь мы видим высочайшее послушание Захарии Духу Святому, ибо он ввел Деву Марию во Святая Святых. Обычно девы, приводимые на службу Богу в храм, молились между церковью и алтарем. Сами Ангелы удивились поступку Захарии. Согласно установлению Ветхозаветной церкви во Святая Святых входили только один раз в год первосвященник приносить жертвы за народ. Это был символом всего дохристианского богопознания, Святая Святых – место пребывания Бога – было сокрытым от взоров людей. Бог неприступен, и даже пребывая со своим народом, Он скрывает Свой Лик. Но вот «Ангелы вхождение Пречистыя зряще, удивишася, како Дева вниде во Святая Святых». Ведь Младенец, переступивший порог Святая Святых, Сам уготован стать «Одушевленным храмом».

ВВЕДЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ ВО ХРАМ. ХУД. ТИЦИАН
ВВЕДЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ ВО ХРАМ. ХУД. ТИЦИАН

Святая Святых Ветхого Завета и существовало для того, чтобы однажды вошла в него Сама «Святая Святых большая», как мы воспеваем Пречистую Деву в акафисте. Вхождение Ее во Святая Святых стало завершением пути Ветхозаветной Церкви. Хотя впоследствии Святая Святых и существовало в Иерусалимском храме для людей, но после входа Марии во храм ветхозаветный храм уже был не нужен, ибо Она – и есть Храм, и есть Святая Святых. Это событие означало завершение предназначенного Богоотроковице Самим Богом во времена ветхозаветные.
Ветхозаветная святыня – храм Иерусалимский – был лишь ступенью для «Нерукотворенного Храма, Одушевленного Божьего Кивота», Честнейшей Херувимов и славнейшей без сравнения Серафимов Преблагословенной Богородицы. Величественное создание человеческих рук, Иерусалимский храм, построенный для пребывания в нем великих святынь, ожидал вхождения святыни новой – «Матери Самой Благости и Родительницы Вечной Красоты», несравненно превосходящей всякое благо и всякую святыню, находящиеся в мире естественном и сверхъестественном (по выражению святителя Григория Паламы). Таинственное вхождение Одушевленного Кивота Божия было предречено пророками: «Тя пророцы проповедаша Кивот, Чистая, Святыни, Кадильницу златую, и Свещник, и Трапезу; и мы яко Боговместимую Скинию воспеваем Тя» – и во Введении Богородицы во храм эти пророчества сбылись.

Праздник Введения во храм знаменует завершение Ветхого Завета. Этот праздник обращен к ветхозаветному богослужению и храму, являвшимся средоточием духовной жизни еврейского народа.

/home/valentin/Documents/С/СайтНовое/Введение/ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ВИЗАНТИЯ, XV в. ЦАК МДА .jpg
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ВИЗАНТИЯ, XV в. ЦАК МДА

Центром богослужебной жизни еврейского народа была скиния, созданная по повелению Божию Моисеем и замененная впоследствии Иерусалимским храмам, построенным Соломоном и возобновленным после Вавилонского плена Зоровавелем. Скиния, а позднее храм, были единственным местом, где иудеи могли совершать богослужение и приносить жертвы Богу. Храм Божий был не только местом молитвы, но и хранилищем главных национальных святынь. Собираться для молитвы, учить, толковать Закон, обращаться к народу можно было синагогах, а совершать жертвоприношения, «служить Богу» – только в храме. Храм символизировал пребывание Бога среди Его народа, был как бы земным Домом Небесного Царя. Поэтому душа и сердце каждого благочестивого еврея, где бы он ни находился, всегда были устремлены к жилищу Бога – Иерусалимскому храму.

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ИКОНА . XIV в. (ГРМ)
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ИКОНА . XIV в. (ГРМ)

Правитель Иудеи Зоровавель, внук царя Иехонии, был вождем первой группы иудеев, возвращенных в 538 году до Рождества Христова персидским царем Киром Великим из Вавилона в Иерусалим. Кир, незадолго до этого покоривший Вавилон, не только разрешил иудеям восстановить Иерусалимский храм, но возвратил и все похищенные захватчиками драгоценные храмовые предметы. Пророки Аггей и Захария грозными словами убеждали строителей скорее завершить работу,– и к 15 году храм был достроен. Он уступал в роскоши храму Соломонову и уже не имел в себе ни одной из тех древних святынь, которые украшали древний храм. По преданию, сохранились лишь Скрижали Закона. Однако богатство нового храма по-прежнему привлекало разного рода завоевателей. В 168 году до Рождества Христова сирийский правитель Антиох Епифан ограбил храм и к тому же осквернил его идольскими жертвами. Иуда Маккавей обновил и освятил храм, что послужило основанием для установления праздника Обновления. Простоявший пять веков храм был перестроен при царе Ироде Великом. Иродов храм стал вдвое выше Соломонова и превосходил его и роскошью – он был покрыт таким количеством золота, что при ярком солнце сиял ослепительным блеском. Вершина храмового холма была расширена по краям за счет искусственных террас и представляла собой огромную площадь. Вспомним восторг апостолов: «Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! Иисус сказал в ответ… все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне». (Мк. 13, 1–2). (Пророчество Спасителя сбылось в 70-й год по Рождестве Христовом).

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ. ЭМАЛЕВАЯ ИКОНА. ГРУЗИЯ. XIII в.
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ. ЭМАЛЕВАЯ ИКОНА. ГРУЗИЯ. XIII в.

Важнейшей частью еврейского богослужения было принесение Богу жертв. Жертвенные животные заколались на жертвеннике, находящемся в центре двора храма, где стоял молящийся народ. Во второй части храма – святилище – приносились в жертву Богу хлебы предложения, лежавшие на трапезе, елей, возжигавшийся в семисвечнике и фимиам на алтаре кадильном. Но величайшей святыней Ветхого Завета, непрестанно напоминавшей иудеям об их миссии богоизбранного народа, был Ковчег Завета Господня, хранившийся в третьей части храма, именовавшейся Святая Святых. Эта часть храма отделялась от святилища второй завесой. Здесь, под сенью крыльев золотых херувимов, стоял ковчег, в котором хранились Скрижали Завета, полученные Моисеем на горе Синайской от Бога. Под страхом смерти сюда не мог войти никто из народа и даже из священников. Во Святая Святых входил «однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносил за себя и за грехи неведения народа» (Евр. 9, 7). Хотя сама жертва приносилась во дворе храма, но входивший во Святая Святых первосвященник вносил с собой кровь жертвы, чтобы окропить ею Ковчег Завета в знак очищения от греха.
После разрушения первого Иерусалимского храма пророк Иеремия, «по бывшему ему Божественному откровению…, нашел жилище в пещере и внес туда скинию и ковчег и жертвенник кадильный, и заградил вход. Когда потом пришли некоторые из сопутствуюших, чтобы заметить вход, то не могли найти его. Когда же Иеремия узнал о сем, то упрекая их, сказал, что это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа» (2 Мак. 4–7). Так, по промыслу Божию, во втором храме, построенном за 515 лет до Рождества Христова величайшей святыни ветхозаветной религии – Ковчега Завета – уже не было. На его месте был положен камень от первого храма, на котором первосвященник в день очищения ставил кадильницу с фимиамом.

Сюда-то, по внушению Духа Святого, ввел первосвященник Захария Деву Марию, именуемую Церковью одушевленным Божиим Кивотом, в котором хранились не каменные скрижали Завета, но вошел Сам Господь Иисус Христос. Введением в Ветхозаветный храм и его Святая Святых Пречистой Девы Марии заканчивается Ветхий Завет с его жертвами и богослужением.

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ГРЕЧЕСКАЯ ИКОНА XV в.
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ГРЕЧЕСКАЯ ИКОНА XV в.

Тема завершения Ветхого Завета и прекращения ветхозаветного богослужения замечательно и глубоко раскрывается в службе празднику Введения во храм. Прежде всего она раскрывается в чтениях паримий. В первой паримии празднику повествуется об устройстве Моисеем скинии, Ковчега Завета и их освящении. Вторая говорит об освящении Соломонова храма и внесении в него Святая Святых Ковчега Завета. Главное событие, воспоминаемое в этих чтениях, – внесение в его Святая Святых Ковчега Завета – это соответствует смыслу и значению праздника, т.к. мы видим в них прообраз великого события, которое празднуется в день Введения во храм Пресвятой Богородиц. Третья паримия – из книги пророка Иезекииля, содержавшая пророчество о рождении Спасителя от Девы. В апостольском чтении на Литургии (Евр. 9, 1–7) святой апостол Павел перечисляет все, что имело отношение к богослужению и земному храму Ветхого Завета: светильник, трапезу с хлебами предложения, золотую кадильницу, обложенный со всех сторон золотом Ковчег Завета, сосуд с манной и расцветший жезл Аарона, т.е. предметы, в которых Святая Церковь видит прообразы Богоматери, Своим вхождением во Святая Святых завершившей и упразднившей ветхозаветное богослужение.

Введение во храм Пресвятой Богородицы стадо знамением близкого пришествия Христова, поэтому еще более, чем Рождество Богородицы, готовит и приближает нас к Рождеству Христову. Об этом говорит тропарь празднику, посвященный как событию Введения, так и последующему за ним Рождеству Христову: «Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасение проповедание, в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает…».

***

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ. АФОН. ФРЕСКА МОНАСТЫРЯ ДИОНИСИАТ. XVI в.

Мы празднуем этот день, как начало спасения. Глубоко знаменательно то, что событие Введения во хpaм по времени церковного празднования непосредственно предшествует празднику Рождества Христова. Божия Матерь – «заря таинственного дня», а Солнце – Христос. Поэтому Введение во храм Богородицы празднуется в ноябре, а Рождество Христово – в декабре.

Святая Церковь празднует день Введения во храм Богородицы глубокий осенью, в преддверии зимы, когда вся природа засыпает. Это время особого состояния природного мира, когда идет невидимая для человеческого глаза работа, подготавливающая все живое к новому циклу жизни. Так же сокровенно и таинственно пребывание Пречистой во храме.
Церковная служба Введения во храм полна ликования. Церковь встречает Пречистую Деву торжественным песнопением: «Радуйся, Ты, Которая являешься исполнением Творческого замысла!» Хотя совершается празднование в преддверии зимы, по характеру своему это праздник весенний, он символизирует духовное цветение, невинное младенчество, чистоту, вечную женственность Божией Матери: «Се днесь возсия концем весна радостная, просвещающая нашу душу и помышление, и ум благодатию торжеством Богородицы», «Сегодня Дева, многосветлый светильник благодати и Пречистый Храм Спасителя, совводит с Собой в Дом Господа благодать… и концам земли воспевает радостную весну»,– поем мы в праздничном богослужении.

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. МОЗАИКА МОНАСТЫРЯ ХОРА (ФРАГМЕНТ)
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. МОЗАИКА МОНАСТЫРЯ ХОРА (ФРАГМЕНТ)

Введение во храм Пресвятой Богородицы необычайно важно для понимания судьбы Иерусалима и всего ветхозаветного человечества. Это событие было входом Пресвятой Богородицы в Иерусалим и потому так таинственно связано оно с днем Входа Господня в Иерусалим. Те, кто близок к сокровенной жизни природы, знают, что есть вербы, распускающиеся к празднику Введения во храм Богородицы – вся природа, весь мир радуются и сорадуются этому событию.

Служба Введения во храм Богоматери свидетельствует о вселенском торжестве: «Сегодня празднуем, вернии, праздник духовный Матере Божия, песньми духовными восхвалим Матерь Света и да дароносят днесь всяческая Царице Матери Божии, небо и земля, и Ангелов чини, и человеков множество, и соединимся в молитвенной радости с праведниками Ветхозаветной Церкви, из корене бо их израсте плод Дева Чистая, из неяже родися Бог Превечный». Это истинно вселенская радость и величайшее событие.
Но дальнейшая жизнь Богоматери пройдет в безвестности и тишине. Как и жизнь природы в период, следующий после празднования Введения, таинственно пребывание Пречистой в храме за завесой. Нам известно совсем немногое о жизни Святой Девы в храме. Но это молчание мира, эта тишина вокруг Честнейшей Херувим для нас – самый дорогой и благоуханный цветок в венце Славы Богородицы.

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ПАНСЕЛИН, XIII в. КАРЕЯ, АФОН
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ПАНСЕЛИН, XIII в. КАРЕЯ, АФОН

Пречистая воспитывалась в храме Божественной благодатью. Получив от первосвященника дозволение молиться во Святом Святых, Богоотроковица здесь принимала ежедневно хлеб из рук Архангела Гавриила, служившего Ей до Божественному повелению. Очевидцем явления Ей Ангела с пищей многократно был сам первосвященник Захария.

К Пречистой Отроковице Марии, помещенной в обитель дев при Иерусалимском храме, были приставлены старшие Ее по летам девы, искусные в знании Священного Писания и рукоделии. Они учили Ее читать священные книги, прясть, вышивать, ткать, шить священные одежды. В короткое время Мария изучила Священное Писание Ветхого Завета и постигла искусство рукоделия. Мы знаем, что образцом Ее искусства был хитон без швов, изготовленный Ею для Сына Своего.

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ И ОБРУЧЕНИЕ ИОСИФА. ИКОНА. МОНАСТЫРЬ ВАТОПЕД. АФОН. XII в.
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ И ОБРУЧЕНИЕ ИОСИФА. ИКОНА. МОНАСТЫРЬ ВАТОПЕД. АФОН. XII в.

Пребывание в церковной обстановке, слушание и чтение Священного Писания, богослужебного пения, чтение молитв, слушание ангельской беседы, постоянно обогащало душу Пречистой мудростью и питало сердце благодатью. Сам образ духовно-благодатного возрастания Пресвятой Девы во храме так же необычен, как необычайно было Ее рождение от бесплодных престарелых родителей. Она в полном смысле слова была благодатным Домом и хранительницей Тайн Божиих. Вскормленная небесным хлебом и воспитанная Духом Святым, Она промыслительно готовилась к рождению миру Хлеба Жизни – воплощенного Слова Отчего. Здесь, в Иерусалимском храме, готовился «сосуд чистый, предуготованный Богом при посредстве святых человеков и святых Ангелов. Сосуд чистый, предуготованный собственным настроением, еще был предочищен Святым Духом к принятию всесвятого, невещественного семени – Слова» (свт. Игнатий Брянчанинов).

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ. КОПИЯ ФРЕСКИ ЦЕРКВИ УСПЕНИЯ НА ВОЛОТОВОМ ПОЛЕ 1380 г. (1927 г.)
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ. КОПИЯ ФРЕСКИ ЦЕРКВИ УСПЕНИЯ НА ВОЛОТОВОМ ПОЛЕ 1380 г. (1927 г.)

Святая Отроковица вошла в храм как жертва от родителей и всего праведного человечества. Событие Введения завершает промыслительное приготовление мира и человечества к исполнению Божественных обетований о спасении. Вместе с Пречистой Девой, входящей в храм Господень, человечество приближается к Богу. Это событие связано с таинственным процессом восхождения к Богу человеческой души. «приведение Пресвятой Девы к Царю царей,– говорит свт. Филарет (Дроздов),– есть начало великого шествия, в котором все чистые, целомудренные души за Нею последуют»,– этим исполняется указание пророка, который возглашает: «приведутся Царю девы в след ея» (Пс 44, 15) Девы – это чистые души праведных.

Мы уже вспоминали, что при Введении во храм Богородицы Ее сопровождали девы с зажженными светильниками. Девы со светильниками, следующие за Богоматерью и жаждущие войти в чертог Царя и Бога, напоминают другой образ – евангельскую притчу о десяти девах, которые с горящими светильниками ожидают пришествия Жениха, грядущего на брачный пир. Введение во храм Цречистой Девы стало предзнаменованием восхождения всех верующих к Богу.

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ. МОЗАИКА. ХОРА. КОНСТАНТИНОПОЛЬ XIII в.
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ. МОЗАИКА. ХОРА. КОНСТАНТИНОПОЛЬ XIII в.

Введение во храм Девы Марии для дальнейшего воспитания под его кровом знаменует промыслительное событие, которым Богоматерь с детства приобщилась к трудам подвижничества в благодатном ограждении от греховного воздействия мира, в общении с людьми праведными и благочестивыми. Этот праздник и это событие есть прообраз жизни других избранников Божиих, которые также удалялись от греха мира под благодатною сень храма Божия.

Наряду с Рождеством Богородицы праздник Введения Ее во храм возник на основании Церковного Предания. Дабы пролить свет на «исполнение Зиждителева смотрения» (тропарь, глас 4-й), совершившееся на этот раз в предызбранной Деве, посвятившей Себя служению Богу, было использовано и Предание.
Тайна этого Богородичного праздника вводит нас в глубинную сущность Предания. Церковь нарушает молчание Священного Писания, раскрывая неисповедимые пути Господни, которые предуготовляют Вместилище Божественного Слова: «от пророков проповеданную и в храм приведенную прежде век пронареченную Матерь и в последняя лета явльшуюся Богородицу» (Вечерня, стихира, глас 4-й), которая вводится днесь во Святая Святых как «священное сокровище славы Божией».
Предание Святой Церкви повествует, что Ангелы служили Пречистой во время пребывания Ее во храме. И мы воспеваем Божию Матерь «Честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим».

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ. МОЗАИКА СВ. СОФИИ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОЙ
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ. МОЗАИКА СВ. СОФИИ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОЙ

О древности праздника Введения во храм свидетельствует то, что в IV в. (по преданию – равноапостольной царицей Еленой) была в Иерусалиме построена церковь Введения во храм Богородицы. Упоминание о празднике Введения Богородицы есть и у святителя Григория Нисского. Этот праздник отмечался уже в конце VII века, поскольку в это время святой Андрей Критский присутствовал на нем в Иерусалиме. Столетием позднее при святом Тарасии он был введен и в Константинополе. Проповеди на этот праздник произносили святители Герман и Тарасий, Константинопольские патриархи (в VIII в).
На Западе он был установлен Папой Григорием XI и впервые отпразднован в Авиньоне в 1374 году.

***

ВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ. ИКОНА. XVI в. ПАТМОС
ВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ. ИКОНА. XVI в. ПАТМОС

День Введения во храм – это момент ухода Пресвятой Богородицы из мира для ангельского общения и служения Богу, для подготовки к принятию подвига ради спасения мира. Под сенью ветхозаветного храма вырос благоуханный цветок Нового Завета – Дева Мария. Именно в храме Божием Она получила все необходимое для того, чтобы Cамой стать Храмом Бога Живаго.

Потому так важно всем верующим посещать xpaм Божий, ибо в нем мы создаем свой храм для живушего в каждом христианине Духа Божия. И потому, подражая Божией Матери, мы должны жить жизнью храма – это место встречи человека с Богом, с Божией Матерью, с теми, кто пребывает в Горнем мире и, конечно, друг с другом – с близкими и любящими сердцами.

НА ПРАЗДНИК ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ РАСПУСКАЮТСЯ ВЕРБЫ
НА ПРАЗДНИК ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ РАСПУСКАЮТСЯ ВЕРБЫ

Храм – место невидимого присутствия Божества, место сокровенной встречи души с Богом, в храме Церковь земная соединена с Церковью Небесной. В храме проходит в священных символах и образах вся история человечества. В храме время, воцерковленное ритмами богослужения, отражает образ вечности. В храме непрестанно льются, как волны реки, песнопения Ангелов: их небесные хоры слышит человеческая душа, погруженная в молитву; храм наполняет духовный свет, незримый для глаз, его видит человеческое сердце, омытое слезами покаяния.

Через переживание праздника Введения во храм нам дается и образ того, к чему мы призваны, куда нас зовет Господь: во Святая Святых; да – мы осквернены; да – наши умы отуманены; да – наши сердца нечисты; да – наша жизнь порочна, недостойна Бога. Но всем доступно покаяние, которое может очистить нас и в уме, и в плоти, и в сердце, выправить нашу волю, всю жизнь нашу сделать правой, так, чтобы и мы могли войти во Святая Святых.

Добавьте комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

31 ЯНВАРЯ — ПРЕПОДОБНЫХ КИРИЛЛА И МАРИИ РАДОНЕЖСКИХ, РОДИТЕЛЕЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
ИКОНА ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ПРЕПОДОБНЫМИ КИРИЛЛОМ И МАРИЕЙ
ПРЕПОДОБНАЯ МАРИЯ РАДОНЕЖСКАЯ († 1337 г.) (Глава из книги Александра Трофимова «Святые жены Руси»). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

31 ЯНВАРЯ — ДЕНЬ МУЧЕНИЧЕСКОЙ КОНЧИНЫ МАРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ ШАФРОВОЙ-МАРУТАЕВОЙ
МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА ШАФРОВА-МАРУТАЕВА - ЕДИНСТВЕННОЕ ФОТО, КОТОРОЕ УДАЛОСЬ НАЙТИ

МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА ШАФРОВА-МАРУТАЕВА. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. ЯНВАРЬ 2023 г. ДЕНЬ ЗА ДНЁМ

31/18 января – Память святителей Афанасия (295-373) и Кирилла (370/380-444), архиепископов Александрийских.
***
31/18 января – Память святителя Никиты, архиепископа Новгородского (1030-1108).
***
31/18 января – Память преподобных Кирилла и Марии Радонежских († 1337), родителей преподобного Сергия Радонежского.
***
31/21 января 1605 г. – Состоялась Битва при Добры́ничах – сражение между армией Лжедмитрия I и царскими войсками под предводительством князя Ф. И. Мстиславского близ деревни Добрыничи. Битва завершилась полным разгромом Лжедмитрия I, потерявшего в сражении значительную часть своего войска.
***
31/19 января 1714 г. – Петр I запретил жениться не получившим образования дворянским детям (недорослям).
Из текста Указа: «Послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтоб учить дворянских детей, кроме однодворцев и приказного чина, цифири и геометрии и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего выучится». А священникам строго запрещалось венчать дворянских отпрысков без «соизволения» школьного преподавателя.
***
31/19 января 1801 г. – Грузия добровольно вошла в состав Российской Империи.
***
31/19 января 1852 г. – День рождения Льва Александровича Тихомирова (1852-1923), российский общественный деятель.
Лев Александрович Тихомиров писал в своих воспоминаниях: «Наш род принадлежит к коренным жителям Тульского края, насколько хватает семейных воспоминаний, был всегда духовного звания». Из семьи военного врача. Родился19 января 1852 г. на Кавказе, в военном поселении Геленджик. Окончил керченскую Александровскую гимназию (1870) с золотой медалью и поступил на юридический факультет Московского университета. Перевелся на медицинский факультет (1871).
Принимал активное участие в революционном движении. В 1872-1873 гг. – активный член общества «чайковцев», вёл пропаганду среди рабочих. В ноябре 1873 г. арестован, был под судом по «процессу 193-х». В 1878 г. – член центра «Земли и воли» и редакции ее печатного органа. В 1879 г. – член Исполнительного комитета, распорядительной комиссии и редакции «Народной воли», организовавшей убийство императора Александра II. От имени «исполнительного комитета» составил известную прокламацию, выпущенную после 1 марта 1881 г. (сразу после убийства Александра II) На Липецком съезде 20 июля 1879 г. (на котором была организована «Народная воля») поддержал решение съезда о цареубийстве. В начале марта 1881 г. вместе с оставшимися на свободе членами Исполнительного комитета несколько раз на конспиративной квартире обсуждал воззвание «Ко всему народу русскому» и письмо Александру III, которое сам и написал.
11 ноября 1873 г. Л. А. Тихомирова арестовали и отправили в Петропавловскую крепость. Замечательна история его освобождения из тюрьмы, рассказанная современниками. Однажды император Александр II лично обходил заключенных в Петропавловской крепости; естественно, каждый из осужденных пытался сказать государю о своей невиновности в надежде получить его защиту, но Тихомиров единственный честно признал себя заслуживающим наказания. Тогда император сказал, что не находит возможности содержать в одинаковом заключении столько «невиновных» людей совместно с «преступником» и повелел освободить Тихомирова из заключения. Произошло это в начале 1878 г., после его четырехлетнего заключения в крепости.
В 1880 г. Лев Александрович женился на Екатерине Дмитриевне Сергеевой и в 1882 г. вместе с женой эмигрировал за границу, проживая в Швейцарии, а затем во Франции. Вскоре после переезда в Швейцарию, 26 августа 1882 г., в семье Тихомировых родился сын, названный Александром (будущий православный подвижник и старец епископ Череповецкий Тихон).
К тому времени у него уже возникли сомнения в целесообразности революционной деятельности, но тем не менее в Женеве он стал во главе «Вестника Народной воли». И только в 1888 г. он открыто выступил иротив прежних своих идей, напечатав книгу «Почему я перестал быть революционером» (М ., 1888), которая сделала возможным его возвращение в Россию. В 1888 г. он написал прошение на Высочайшее Имя о помиловании и разрешении жить в России, что и было даровано ему Высочайшим повелением 10 декабря 1888 г.
Л. А. Тихомиров был глубоко православным человеком, в его трудах звучит искренняя и твердая вера в особую роль Церкви в истории народов. Он написал множество книг и статей, посвященных русской национальной идее, и стал самым крупным в России идеологом монархической власти. Итогом его трудов явилась книга «Монархическая государственность» (1905, переиздание СПб., 1992). В своих исследованиях он пытался раскрыть, с точки зрения православного историка, «понимание тех законов, которыми живет человеческое общество и государство».
При правлении П. А. Столыпина Л. А. Тихомиров был Высочайше пожалован чином статского советника и являлся членом кабинета министров. В 1907-1908 гг. он был членом Предсоборного Совещания.
В 1903-1906 гг. работал над книгой «Монархическая государственность». В 1907 г. был приглашен из Москвы лично Петром Столыпиным в Санкт-Петербург, где занял должность члена совета Главного управления по делам печати. Основной же его задачей было консультирование Столыпина по вопросам, связанным с рабочим движением ввиду обсуждаемого трудового законодательства. В 1909 г. Тихомиров вернулся в Москву. В награду от премьер-министра он получил в аренду издание «Московские ведомости», редактором которого был до 1913 г.
За 10 лет до смерти Тихомиров поселился в Сергиевом Посаде (где и умер 16 октября 1923 г.). Здесь он создал трактат «Религиозно-философские основы истории», в котором анализировал историю человечества с религиозной точки зрения, включая последние эсхатологические времена. В этой книге (впервые опубликованной лишь в 1997 г. в издательстве журнала «Москва») показано развитие в человеческой истории различных религиозных течений, взаимная связь и преемственность религиозных идей и заблуждений разных времён, которые то исчезают с исторической сцены, то, надевая новые личины, появляются вновь. На этом фоне Тихомиров доказывает истинность и глубину православного понимания истории. Последним законченным произведением Тихомирова стала художественная повесть «В последние дни (Эсхатологическая фантазия)», написанная в 1919-1920 гг.
Лев Александрович Тихомиров скончался в 1923 г. в Сергиевом Посаде посвятив остаток дней богословским трудам. Место его захоронения неизвестно.
***
31/19 января 1864 г. – В Москве открывается для посетителей первый в России «общедоступный зоологический сад» – московский зоопарк.
***
31/19 января 1865 г. – День рождения Тихона (в миру Василий Иванович Беллавин; 1865-1925), Патриарха Московского и всея Руси (1917-1925).

***
31 января / 12 февраля 1865 г. – День рождения Алексея Александровича Бахрушина (1865-1929). Родился в Москве, Российская империя. – Русский купец, потомственный почетный гражданин Москвы, меценат, благотворитель, собиратель театральной старины, создатель литературно-театрального музея.
Представитель московской династии Бахрушиных. Бахрушины были в старой Москве известными благотворителями. Будущий знаток театральной старины уже с шестилетнего возраста стал завсегдатаем Большого театра, потом – поклонником труппы Малого театра, а впоследствии сам пробовал играть на сцене Перловского театрального кружка. Учился в частной гимназии Ф.Креймана (III-IV классы). В 1888 г. включился в семейное дело – «Товарищество кожевенной и суконной мануфактуры Алексей Бахрушин и сыновья» и до 1890 г. активно занимался торгово-промышленной деятельностью. Увлекшись собирательством, Бахрушин посвящал ему всё больше времени и постепенно отошёл от дел. Однако после смерти старшего брата, он был вынужден возглавлять до 1917 г. семейное дело. За свои промышленные достижения удостоился нескольких золотых медалей и ордена Св. Анны 3-й степени.
Также он был гласным Московской городской думы (1900-1916), в которой возглавлял комиссию по народным развлечениям. Комиссия приняла решение открыть в Москве 12 народных домов, заведовать которыми в 1915 г. был уполномочен А. А. Бахрушин.
Коллекционировать начал под влиянием двоюродного брата, страстного собирателя Алексея Петровича Бахрушина. «Вскоре театральное собирательство, – вспоминал его сын, – превратилось у него в страсть. Окружающие смотрели на это как на блажь богатого самодура, трунили над ним, предлагали купить пуговицу от брюк Мочалова или сапоги Щепкина». 30 мая 1894 г. владелец впервые показал своё театральное собрание ближайшим друзьям, а 29 октября того же года представил его для обозрения театральной общественности Москвы. С этого дня и началась биография первого московского литературно-театрального музея. Он целенаправленно вёл поиски, чтобы представить в своей коллекции всю историю отечественного театра, от зарождения до современности. В поисках экспонатов Алексей Александрович Бахрушин не раз совершал длительные путешествия по России, из которых привозил не только театральные раритеты, но и произведения народного искусства, мебель, старинные русские костюмы.
Бывая за границей, Алексей Александрович непременно обходил антикварные магазины. В начале XX в. он трижды предпринимал специальные поездки для пополнения разделов по истории западноевропейского театра. Из-за границы он привёз личные вещи французской актрисы Марс, коллекцию масок итальянского театра комедии, многие редчайшие музыкальные инструменты.
Идея Бахрушина о создании театрального музея так пришлась по душе, что многие «безданно и беспошлинно» присылали ему в подарок редкие фотографии, автографы, мемориальные вещи. Притоку даров способствовали и снискавшие немалую популярность в театральных кругах Москвы «Бахрушинские субботы». На «огонёк» к Бахрушину собирались известные актёры и режиссёры: здесь бывали А. И. Южин, А. Л. Ленский, М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко. По сложившейся традиции сюда приходили не с пустыми руками. Так, прославленная актриса Малого театра Гликерия Николаевна Федотова передала Бахрушину все свои реликвии и памятные подарки, полученные за годы сценической жизни.
Свой музей Алексей Александрович Бахрушин называл литературно-театральным. В обширном и многообразном его собрании выделялись три раздела – литературный, драматический и музыкальный. В литературном разделе были собраны редкие издания пьес Я. Б. Княжнина, А. П. Сумарокова, А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского. Немалый интерес представляли и сочинения по истории театра, театральные альманахи, журналы, сборники. Здесь были письма, записные книжки, дневники известных деятелей отечественной культуры: А. С. Грибоедова, И. И. Лажечникова, М. М. Хераскова, Н. В. Гоголя, А. Н. Верстовского, А. Ф. Писемского, П. А. Каратыгина, Н. Г. Помяловского. Коллекция рукописей включала свыше тысячи наименований.
В драматическом разделе были собраны декорации, афиши и программы, портреты и скульптурные изображения актёров и драматургов, предметы театрального быта. Среди произведений декораторов хранились работы двух крупнейших театральных художников конца XIX — начала XX в. – К. А. Коровина и А. Я. Головина. Были здесь и народные картинки с изображениями «бесовских потех».
Особую ценность представляли личные вещи многих прославленных актёров. В драматическом разделе находилась, кроме того, изумительная по богатству портретная галерея: здесь рисунки, гравюры, литографии, живописные и скульптурные произведения, большая коллекция фотографий, причём не только отдельные портреты актёров, но и большое количество запечатлённых фотографами сцен из спектаклей.
Театральный быт представлен предметами, сопутствующими завзятым театралам, в том числе — уникальной коллекцией зрительских трубочек и театральных биноклей. Музыкальный отдел состоял из инструментов разных времён и народов: славянские гусли, румынская кобза, европейская мандолина, китайская флейта и даже африканские трубы. Верным помощником в собирательской деятельности Алексея Александровича Бахрушина была его жена Вера Васильевна. Она приводила в порядок газетные вырезки, афиши, программы, помогала отбирать вещи на выставки, устраивать экспозиции.
В 1909 г. бахрушинской коллекцией заинтересовалась Академия наук. 25 ноября 1913 г. состоялся торжественный акт передачи собрания Академии наук. Было создано Правление музея во главе с жертвователем, признававшимся пожизненным почётным попечителем музея. В 1915 г. жертвователь был удостоен ордена Св. Владимира 4-й степени. Музей, созданный Алексеем Александровичем Бахрушиным, существует и поныне (ул. Бахрушина, д. 31/12). Он, как и прежде, располагается в старом здании. Это одна из немногих коллекций старой Москвы, уцелевшая до наших дней. Алексей Александрович Бахрушин оставался во главе музея и после 1917 г., до самой смерти. Бахрушин умер в подмосковной усадьбе Малые Горки близ станции Апрелевка Киевского направления Московской железной дороги 7 июня 1929 г. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
***
31/19 января 1875 г. – День рождения Лидии Алексеевны Чарской (Вороновой; 1875-1937), писательницы. Родилась она в Санкт-Петербурге. Ей суждено было более 20 лет владеть умами и чувствами самого широкого круга читателей России.
Первая же повесть «Записки институтки», написанная в 1902 г., принесли ей громкую славу. За 20 лет литературной деятельности Чарская написала около 80 произведений! Ее известность достигла европейских стран. Переведенная на немецкий, английский, французский, чешский языки, она вошла в каждый дом, в каждую семью, где росли дети. Молодежь зачитывалась ее произведениями, восторженно встречая новые книги. Повести «Княжна Джаваха», «Люда Влассовская», «Вторая Нина», «Записки маленькой гимназистки», «Сибирочка», «Лесовичка», рассказы «Волька», «Первый день», «Два сочельник», сказки «Золотая свирель», «Волшебная сказка» и другие – вот неполный перечень того, что взахлеб читало подрастающее поколение начала XX века.
Она писала о доброте, любви к ближнему, состраданию, самоотверженности, отзывчивости. Ее герои – люди разных сословий. Это и дворяне, обучающие своих детей в привилегированных учебных заведениях; и служащие, живущие на вознаграждение за свой труд; и нищие, которые мечтают о куске хлеба. Но всех их объединяет человеколюбие, желание отозваться на чужую боль, бескорыстие – те человеческие качества, дефицит которых особенно сильно ощущается в наше время.
В 1917 г., с приходом Советской власти ее перестали печатать, не простив писательнице ее дворянского происхождения. С 1925 по 1929 гг. ей с большим трудом удалось опубликовать 4 маленькие книжки для детей под псевдонимом Н. Иванова. Ее произведения были изъяты из библиотек и уничтожены. Больше не было любимого дела, куда-то исчезли благодарные читатели. Жизнь остановилась на полном ходу, особенно после известия о гибели сына Юрия, который сражался в Красной Армии. Началась буквально нищенская жизнь. И тогда именно К. И. Чуковский выхлопотал ей пенсию.
Она ушла тихо и незаметно. Но оставила после себя до сих пор никем не разгаданную тайну. Официальным местом ее погребения считается Смоленское кладбище в Санкт-Петербурге.
О Чарской вспомнили в 90-е гг. XX столетия. Понадобился почти век, чтобы мы снова открыли для себя ее творчество. Радует то, что разные издательства взяли на себя труд возродить ее произведения. Сейчас издано уже и полное собрание ее сочинений. Безусловно, книги Чарской найдут своего читателя, ее полюбят маленькие и юные российские граждане XXI века, как когда-то ее любили дети начала прошлого столетия. Книги ее повествуют о добросердечии и отзывчивости, о человечности, благодарности и любви, как высшей добродетели.
***
31/19 января 1879 г. –В Харькове, Российская империя, родился Борис Викторович Савинков 1879-1925) российский революционер, террорист, один из лидеров партии эсеров, руководитель Боевой организации партии эсеров, глава Союза защиты Родины и Свободы. Участник Белого движения, писатель (прозаик, поэт, публицист, мемуарист; литературный псевдоним – В. Ропшин).
Известен также под псевдонимами «Б. Н.», Вениамин, Галлей Джемс, Крамер, Ксешинский, Павел Иванович, Роде Леон, Субботин Д. Е., Ток Рене, Томашевич Адольф, Чернецкий Константин.
Принимал участие в подготовке ряда террористических актов на территории России: убийство министра внутренних дел В. К. Плеве, московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, покушения на министра внутренних дел И. Н. Дурново и на московского генерал-губернатора Ф. В. Дубасова.
Савинков стал заместителем руководителя Боевой организации Евно Азефа, а после его разоблачения — руководителем. Вместе с Азефом выступил инициатором убийства священника Георгия Гапона, заподозренного в сотрудничестве с Департаментом полиции. В 1906 г. Савинков в Севастополе подготавливал убийство командующего Черноморским флотом адмирала Чухнина. Был арестован полицией, заключен в Севастопольскую тюрьму и приговорён к смертной казни, но бежал в Румынию.
В эмиграции в 1909 г. написал книгу «Воспоминания террориста», в том же году опубликовал повесть «Конь бледный», в 1914 г. – роман «То, чего не было». После начала Первой мировой войны Савинков перебрался в Париж, где, благодаря своим связям, получает удостоверение военного корреспондента. Его корреспонденция публиковалась в газетах «Биржевые ведомости», «День», «Речь».
После Февральской революции Савинков вернулся в Россию 9 апреля 1917 г. и возобновил политическую деятельность: он был назначен комиссаром Временного правительства в 7-й армии, а 28 июня – комиссаром Юго-Западного фронта. Савинков активно выступал за продолжение войны до победного конца. Стал товарищем (помощником) военного министра (военным министром был сам премьер Керенский). При наступлении Корнилова на Петроград был назначен военным губернатором Петрограда и исполняющим обязанности командующего войсками Петроградского военного округа. Но 30 августа подал в отставку, не согласный с изменениями в политике Временного правительства. После того 9 октября 1917 г. был исключен из партии эсеров по так называемому «корниловскому делу».
Октябрьский переворот 1917 г. встретил враждебно. В феврале-марте 1918 г. создал в Москве на базе организации гвардейских офицеров подпольный контрреволюционный «Союз защиты Родины и Свободы», включавший около 800 человек. Целями этой организации было свержение советской власти, установление военной диктатуры и продолжение войны с Германией. В конце мая заговор в Москве был раскрыт, многие его участники арестованы.
Уехал с военной миссией во Францию, где вёл переговоры о помощи Белому движению. Во время Советско-польской войны 1920 г. Савинков, обосновавшись в Варшаве. В октябре 1921 г. был выслан из Польши. Порвав с белым движением, Савинков искал связей с националистическими течениями. Он встречался с итальянским лидером Бенито Муссолини в 1922-1923 гг. Однако в конце концов Савинков оказался в полной политической изоляции, в том числе и от эсеров. В это время он занялся работой над повестью «Конь вороной», осмысляющей итоги Гражданской войны.
В начале августа 1924 г. Савинков нелегально приехал в СССР, куда был завлечен в результате разработанной ОГПУ операции «Синдикат-2». 16 августа в Минске был арестован вместе со своей любовницей Любовью Ефимовной Дикгоф и ее мужем А. А. Дикгофом. На суде Савинков признал свою вину и поражение в борьбе против советской власти. Военная коллегия Верховного суда СССР 29 августа 1924 г. приговорила его к высшей мере наказания – расстрелу. Верховный суд ходатайствовал перед Президиумом ЦИК СССР о смягчении приговора. Ходатайство было удовлетворено, расстрел заменен лишением свободы на 10 лет.
По официальной версии, 7 мая 1925 года в здании ВЧК на Лубянке Савинков покончил жизнь самоубийством. Воспользовавшись отсутствием оконной решётки в комнате, где он находился по возвращении с прогулки, Борис Савинков выбросился из окна пятого этажа во двор. Место захоронения Б. Савинкова неизвестно.
***
31 января 1881 г. – Экспедиционный корпус под командованием генерала М. Д. Скобелева вступил в Ашхабад. Завершено покорение Туркестана.
***
31/19 января 1887 г. – Умер Семён Яковлевич Надсон (1862-1887), русский поэт.
Появившийся в печати в 1885 г. сборник его стихотворений, тираж которого составил 600 экземпляров, принес Надсону огромный успех. При жизни поэта книга выдержала 5 изданий, а до 1917 г. ее успели переиздать 29 раз, последнее из которых имело огромный по тем временам тираж – 10 000 экз. После смерти Надсона его творчество получило еще большую известность. Многие поэты посвящают его памяти стихотворения (Я. П. Полонский, Л. И. Пальмин, К. М. Фофанов, Г. Ф. Дешкин). А с посмертной публикацией произведений Надсона слава его достигает своего апогея. Молодёжь заучивала его стихотворения наизусть. Произведения Надсона постоянно включались в альбомы и рукописные журналы учащихся, долгие годы их часто декламировали со сцены, почётное место отводилось им в различных хрестоматиях и сборниках. Свыше 100 стихотворений Надсона положено на музыку. И хотя шедевров вокальной лирики на слова Надсона не создано, примечательно, что к его произведениям обращались такие выдающиеся композиторы, как Ц. А. Кюи, А. Г. Рубинштейн, С. В. Рахманинов, Э. Ф. Направник.

ВЕРЬ В ВЕЛИКУЮ СИЛУ ЛЮБВИ!..

Верь в великую силу любви!..
Свято верь в ее крест побеждающий,
В ее свет, лучезарно спасающий,
Мир, погрязший в грязи и крови,
Верь в великую силу любви!

ВПЕРЁД!

Вперед, забудь свои страданья,
Не отступай перед грозой,-
Борись за дальнее сиянье
Зари, блеснувшей в тьме ночной!
Трудись, покуда сильны руки,
Надежды ясной не теряй,
Во имя света и науки
Свой частный светоч подымай!
Пускай клеймят тебя презреньем,
Пускай бессмысленный укор
В тебя бросает с озлобленьем
Толпы поспешный приговор;
Иди с любящею душою
Своею торною тропой,
Встречая грудью молодою
Все бури жизни трудовой.
Буди уснувших в мгле глубокой,
Уставшим – руку подавай
И слово истины высокой
В толпу, как светлый луч, бросай.

***

Блещут струйки золотые,
Озаренные луной;
Льются песни удалыя
Над поверхностью речной,
Чистый тенор запевает
«Как на Волге на реке»,
И припевы повторяет
Отголосок вдалеке.
А кругом царит молчанье,
И блестящей полосой
Золотой зари сиянье
Догорает за рекой.

***
31 января 1893 г. – В селе Прислониха в семье потомственных иконописцев родился Аркадий Александрович Пластов (1893-1972). Народный художник СССР (1962). Академик АХ СССР. Лауреат Ленинской премии (1966) и Сталинской премии первой степени (1946).

Родился в семье потомственных иконописцев. В 1903 г. поступил в Симбирское духовное училище. С 1908 г. учился в Симбирской духовной семинарии, а затем переехал в Москву. Занимался рисованием у Дмитрия Архангельского. Некоторое время занимался в мастерской Ильи Машкова, затем поступил в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище, где одним из его учителей был Фёдор Федоровский. Проучившись в нём с 1912 по 1914 гг., поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение. Его учителями были живописцы Алексей Корин, Аполлинарий Васнецов, Абрам Архипов, Алексей Степанов, Леонид Пастернак и скульптор Сергей Волнухин.
В его картинах отражены испытания советского народа в годы войны («Фашист пролетел», 1942), патриотический труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы («Жатва», «Сенокос», 1945),
В 1947 г. А. Пластов стал академиком АХ СССР. Член СХ СССР (1937), член правления СХ РСФСР и СХ СССР (1957), секретарь правления СХ СССР (1968).
***
31 января 1901 г. –Премьера пьесы А. П. Чехова «Три сестры» в Художественном театре.
***
31 января 1904 г. – В Москве умер Алексей Иванович Абрикосов (1824-1904), русский предприниматель, фабрикант, основавший во второй половине XIX века «Фабрично-торговое товарищество А. И. Абрикосова сыновей» (ныне концерн «Бабаевский»), а также владевший кондитерскими и чайными магазинами в Москве, Поставщик Двора Его Императорского Величества, председатель совета Учетного Банка, действительный статский советник.
Алексей Иванович и его супруга Агриппина Александровна похоронены на кладбище Ново-Алексеевского монастыря в Москве. В 1926 г. монастырь был закрыт, а кладбище уничтожено.
Во время Крымской войны Абрикосов делал ежегодные 100-рублевые пожертвования госпиталям и ополчению. Позднее стал членом комитета по оказанию помощи семьям убитых и раненных в войне с Турцией, в 1880 г. вошел в состав Совета Дома московского купеческого общества для бесплатных квартир. Служил старостой Успенского храма на Покровке.
Его супруга в конце 1889 г. открыла бесплатный родильный приют и женскую больницу с «постоянными кроватями А. А. Абрикосовой» (на пять коек). Агриппина Александровна завещала городу 100 000 рублей на устройство родильного приюта; здание по проекту И. А. Иванова-Шица на Миусской площади на 51 койку было освящено в мае 1906 г. (с добавлением городских средств, постройка обошлась в 206 000 рублей). По решению Московской городской управы новый родильный приют стал официально носить имя Агриппины Александровны Абрикосовой (1832-1901), после революции — переименован в роддом имени Н. К. Крупской, в 1994 г. ему вернули имя основательницы.
В 1896 г. на средства Алексея Абрикосова и мецената С. А. Корзинкина было завершено строительство кирпичного здания церковно-приходской школы при Ильинском храме в деревне Изварино. Сам же храм Илии Пророка был отстроен заново на деньги тех же Абрикосовых и Корзинкиных в 1904 г. взамен обветшавшей Ильинской церкви.
***
31 января 1910 года родилась В. С. Гризодубова (г. Харьков), летчица, Герой Советского Союза (1938 г), Герой Социалистического Труда (1986 г.), полковник. Дочь одного из первых русских авиаконструкторов и летчиков С. В. Гризодубова. В 1929 г. окончила Пензенский аэроклуб, занималась планерным спортом. В Красной Армии с 1936 г. Командир экипажа самолета «Родина», совершившего в сентябре 1938 г. беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток. В Великую Отечественную войну командовала 101-м полком авиации дальнего действия. После войны работала начальником летно-испытательной станции, затем директором НИИ. Умерла 28.04.1993 г.
***
31 января 1924 г. – Второй съезд Советов СССР утвердил Конституцию СССР – первый основной закон Союза Советских Социалистических Республик, который закрепил, окончательно юридически оформил образование и разделение прав СССР и союзных республик.
***
31 января 1928 г. – В январской «Роман-газете» появляются первые главы романа Михаила Шолохова «Тихий Дон».
***
31 января 1932 г. – Запущена первая доменная печь Магнитогорского металлургического комбината – одного из крупнейших металлургических комбинатов России. В годы Великой Отечественной войны комбинат, первоначально ориентированный на выпуск «гражданских» сортов металла, освоил выпуск броневой стали, а также прокатку броневого листа. В конце 1942 г. вступила в строй домна № 5, крупнейшая в СССР.
***
31 января 1942 г. – Мученическая смерть Марины Александровны Шафровой-Марутаевой (1908-1942).
***
31 января 1943 г. – В Сталинграде принят ультиматум советского командования о немедленном прекращении огня и о полной капитуляции южной группы немецких войск. В 13 часов советскими воинами вместе со своим штабом пленен командующий немецкой 6-й полевой армии генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс.
30 января Паулюс отправил радиограмму в Берлин: «Адольфу Гитлеру! 6-я армия поздравляет своего фюрера со славной годовщиной! Флаг со свастикой по-прежнему реет над Сталинградом. Паулюс». А 31 января капитулировал.
***
31 января 1952 г. – День рождения художницы Надежды Рушевой. Она слишком рано ушла из жизни в возрасте 17 лет, но успела подарить миру тысячи своих произведений.
Надя начала рисовать с пяти лет, причем никто не обучал ее рисованию, также до школы ее не учили читать и писать. В семилетнем возрасте, будучи первоклассницей, она начала рисовать регулярно, каждый день не более получаса после уроков. Тогда же она за один вечер нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, за то время, пока отец читал эту её любимую сказку вслух. В мае 1964 г. состоялась первая выставка ее рисунков, организованная журналом «Юность» (Надя училась в пятом классе). После этой выставки в том же году в № 6 журнала появились первые публикации ее рисунков, когда ей было всего 12 лет. За следующие пять лет ее жизни состоялось пятнадцать персональных выставок в СССР, Польше, Чехословакии, Румынии, Индии.
Среди ее работ – иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, М. А. Булгакова. Всего были проиллюстрированы произведения около пятидесяти авторов. Работа над «Мастером и Маргаритой» стала для нее последней. В то же время, для «Мастера и Маргариты» Надя стала первой художницей. На титульной иллюстрации, изображающей встречу Берлиоза и Бездомного на Патриарших прудах, Елена Сергеевна Булгакова, вдова Михаила Афанасьевича, оставила свой автограф: «Как жаль, что я не знала это необыкновенное существо – Надю Рушеву».
Ее рисунки рождались без эскизов, всегда рисовала враз, набело, и она никогда не пользовалась стирательной резинкой. «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести», – говорила Надя
Надя оставила после себя огромное художественное наследие – около 12 тысяч рисунков. Точное их число невозможно подсчитать – значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница подарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок. Прошло более 160 выставок ее работ в разных странах: Японии, Германии, США, Индии, Монголии, Польше и многих других.
Скончалась Надежда 6 марта 1969 г. в больнице в возрасте 17 лет из-за разрыва сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния в мозг.
***
31 января 1955 г. – В Ленинграде умер Михаил Леонидович Лозинский (1886-1955), русский советский поэт-акмеист, переводчик, один из создателей советской школы поэтического перевода.
Окончил 1-ю петербургскую классическую гимназию с золотой медалью. Слушал лекции в Берлинском университете. Затем учился в Петербургском университете. В 1909 г. получил диплом юриста, а затем пять лет занимался на историко-филологическом факультете.
Был близок к поэтам «серебряного века», в частности к акмеистам, дружил с О. Э. Мандельштамом, А. А. Ахматовой и был ближайшим другом Н. С. Гумилёва. В 1912 г. Лозинский организовал издательство «Гиперборей», где печатались акмеисты, и входил в созданный Гумилёвым «Цех поэтов».
В 1913-1917 гг. – редактор журнала «Аполлон». В 1914 г. начал работать в Публичной библиотеке библиотекарем и консультантом (работа в библиотеке продолжалась до 1937 г.).
После октябрьского переворота 1917 г. М. Горький привлек Лозинского к работе в издательстве «Всемирная литература», где тот занимался переводом и редактурой.
В 1921 г. задерживался по делу Н. С. Гумилёва, находился две недели под арестом в 1927 г. со служащими Публичной библиотеки. 20 марта 1932 г. арестован и Постановлением Коллегии ОГПУ от 17 июня 1932 г. осужден по ст. 58-10 УК РСФСР (антисоветская агитация и пропаганда) на 3 года лишения свободы условно. Реабилитирован в 1989 г.
В 1924 г. Лозинский писал в Париж своей сестре, Елизавете Леонидовне Миллер, о сложности жизни в советской России, о «систематическом удушении мысли», но еще и о том, что «дезертировать нельзя»:
«В отдельности влияние каждого культурного человека на окружающую жизнь может казаться очень скромным <…>. Но как только один из таких немногих покидает Россию, видишь, какой огромный и невосполнимый он этим приносит ей ущерб <…>. Если все разойдутся, в России наступит тьма, и культуру ей придется вновь принимать из рук иноземцев. <…> Надо оставаться на своём посту. Это наша историческая миссия…»
Лозинский много работал над переводами западной классики, тяготея в поэзии к крупной форме, драматургии, переводил также и прозу. В его переводе в СССР вышли произведения таких классиков, как Уильям Шекспир, Ричард Шеридан, Пьер Корнель, Жан Батист Мольер, Лопе де Вега, Мигель Сервантес, Карло Гоцци, Проспер Мериме, Ромен Роллан. Главной его работой стал перевод «Божественной комедии» Данте Алигьери. Переводил Лозинский и восточных поэтов, таких как Фирдоуси, Саят-Нова, грузинского поэта-романтика Николоза Бараташвили.
«В трудном и благородном искусстве перевода Лозинский был для XX века тем же, чем был Жуковский для века XIX», – сказала на его похоронах Анна Ахматова.
Лозинский скончался 31 января 1955 г. в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
***
31 января 1956 г. – В Москве родилась Вера Витальевна Глаголева (1956-2017). Советская и российская актриса театра и кино, кинорежиссёр, сценарист и продюсер. Народная артистка Российской Федерации (2011).
Вера Глаголева умерла 16 августа 2017 г. Похоронена на Троекуровском кладбище.
***
31 января 1966 г. – В СССР осуществили запуск космической ракеты с автоматической межпланетной станцией «Луна-9», которая совершит мягкую посадку на Луну в районе Океана Бурь и передаст научную информацию на Землю, в том числе первую серию панорамных снимков с ее поверхности.
***
31 января 2003 г. – День памяти Леонида Эрдмана (1940-2003).
***
31 января 2020 г. – Великобритания официально вышла из ЕС

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

Однажды ночью идя домой, я увидел впереди громко лающую свору собак. Мне было страшно идти дальше,– постояв какое-то время, я повернул назад и отправился к дому обходными путями. Маме я ничего не сказал об этой истории. Но на следующий же день мне стало очевидно, что она знает о моем вчерашнем поведении, поскольку сама завела разговор о страхе и боязливости. Передаю ее слова: «Каждый человек, и особенно верующий в Бога, обязан преодолевать страх. Это очень опасная и губительная страсть. Если ее не преодолеть, то в самый важный и трудный момент жизни, когда придется выбирать между добром и злом, человек может стать отступником и предателем. Мы знаем, как во время гонений люди из-за трусости отрекались от Христа. С этой страстью следует бороться постоянно, преодолевая страх и боязливость в самых разных проявлениях. Если ты чего-то боишься, нужно идти навстречу этой опасности с молитвой к Богу, к Божией Матери, к своему Ангелу-хранителю. Но самое надежное средство к победе над этой страстью – любовь, окончательно страх может победить только любовь».

2 МАЯ 2001 г. ОСВЯЩЕНИЕ ЧАСОВНИ СВ. МАТРОНЫ В Г. СХОДНЯ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

30 ЯНВАРЯ — ПРП. АНТОНИЯ ВЕЛИКОГО
antvel8
«РЕВНИТЕЛЯ ИЛИЮ НРАВЫ ПОДРАЖАЯ…». ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

27 ЯНВАРЯ – ДЕНЬ ПАМЯТИ СТАРИЦЫ СХИМОНАХИНИ МАРГАРИТЫ (ЕВФРОСИНИИ ФОМИНИЧНЫ ЛАХТИОНОВОЙ; 1899-1997)
СХИМОНАХИНЯ МАРГАРИТА (ЕВФРОСИНИЯ ФОМИНИЧНА ЛАХТИОНОВА)
СХИМОНАХИНЯ МАРГАРИТА (ЕВФРОСИНИЯ ФОМИНИЧНА ЛАХТИОНОВА; 1899–1997) (Последняя старица Дивеевской обители). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

25 ИЮЛЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ

Мама жила в ритме природы, постоянно любовалась своим садом в разное время года, специально выходила помолиться среди кустов и деревьев. В течение многих лет она делала выписки из разных книг и статей по народному календарю: там были сведения о приметах погоды в связи с церковным календарем, о прилете и отлете птиц, о свойствах и красоте цветов, деревьев и других растений, а также камней и минералов. Мы постоянно выписывали журнал «Наука и жизнь», из которого мама вырезала и подшивала ежемесячные заметки о природе и календаре. Из того, что собрала мама, можно было бы составить интереснейшую книгу. Все эти материалы были постоянно «в ходу»: когда приходили очередные посетители, мама открывала раздел своего собрания, соответствующий месяцу, неделе и даже конкретному дню и начинала читать выдержки. В такие минуты я не выдерживал, оставлял все свои дела и присоединялся к слушателям…

К сожалению, размеры книги не позволяют опубликовать интереснейшие сведения, которые собрала мама по народному календарю. Поэтому вниманию читателей предлагается лишь один календарный месяц – март. Весна была любимым временем года, а март – любимым ее месяцем, недаром в нем совершились столько важнейших событий ее жизни. 21 марта родился я, в марте сделали маме серьезную операцию, в марте умер мой отец, в марте отошла в вечность и мама. Она знала, что уйдет из жизни в марте, знала даже число – 29-е, о чем сохранились такие свидетельства: за день до смерти она попросила меня снять все деньги с ее пенсионной книжки, чтобы не нужно было потом ходить по инстанциям и оформлять наследство (и здесь, даже перед лицом смерти она думала о том, как избавить сына от лишних хлопот). Сохранился листок с выпиской из церковного календаря, сделанный рукой мамы: на нём записаны даты от 27 до 31 марта с указанием памяти святых каждого дня. Сделана эта запись много лет назад, еще до смерти отца, и именно в этом интервале умерли отец (27 марта) и мама (29 марта – день памяти мученика Трофима).

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

МАРТ. ДЕНЬ ЗА ДНЕМ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

А. Трофимов

О МОЛИТВЕ

http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/05/7mol10.jpg

Дорогие посетители сайта, пришло время вспомнить и восстановить древнюю ветхозаветную и апостольскую традицию – семиразовую молитву в течение суток, совершаемую каждые три часа (в 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 часа). Эта молитва особенно действенна в условиях испытания, посланного нам – угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Предлагаю Вам ознакомиться с главой из книги «РИТМЫ ЦЕРКОВНОГО ГОДА», написанной много лет назад и размещенной на этом сайте: О СЕМИРАЗОВОЙ МОЛИТВЕ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ… http://alexandrtrofimov.ru/?p=766
В ней дается историческое и богословское обоснование необходимости этой молитвы. Сейчас, в условиях карантина православным людям совсем не сложно включиться в этот молитвенный ритм.
Присоединяйтесь к ежедневной семиразовой молитве, рассылайте текст статьи и сообщения о ней своим друзьям и знакомым.
***
Святейший Патриарх Кирилл благословил молитву, которую уже произносят за богослужением во всех православных храмах, ее можно присоединить к семиразовой молитве:
МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВРЕДОНОСНОГО ПОВЕТРИЯ ЧТОМАЯ
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Александр Трофимов

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК