
Тропарь, глас 4:
Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасение проповедание, в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся смотрения Зиждителева исполнение.
Кондак, глас 4:
Пречистый храм Спасов, многоценный Чертог и Дева, священное Сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение небесное.
**************************************************

В храме Божии ясно Дева является,
и Христа всем предвозвещает
(Тропарь праздника)
В каноне предпразднеству Введения мы читаем: «Совет Превечный Превечнаго Бога во исполнение грядет». Начало исполнения определения Превечного Совета о спасении человечества мы праздновали в день Рождества Богородицы, когда чудесно разрешились неплодство естества и родилась Та, Которая должна послужить таинству воплощения Спасителя мира.
Но плотское рождение Пресвятой Девы было недостаточным для того, чтобы стать Матерью Божией, – Она должна была открыть свободно свое сердце благодати, добровольно выйти из мира греха и смерти, отказаться от земных привязанностей, добровольно избрать для Себя чуждый сознанию ветхозаветного человечества путь приснодевства. В день Введения во храм Пресвятой Богородицы Святая Церковь празднует как бы второе – духовное рождение Богоматери и вместе с тем явление Ее миру, подобное явлению народу Иисуса Христа после Крещения. Если в Рождестве Пресвятой Богородицы приготовлялась плоть от чистых кровей которой должен был родиться Христос, то со дня Введения Ее во храм начинается воспитание и приготовление Ее души к тому великому дню, когда Она скажет явившемуся Ей Архангелу: «Да будет Мне по слову Твоему» (Лк. 1, 38).

Событие Введения Пресвятой Девы во храм раскрывает нам, «в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге» (Еф. 3, 9). Это таинственное предуготовление вочеловечения Христа: Избранная Дева предуготовляется в храме Иерусалимском, чтобы стать «пречистым храмом Спасовым», и позднее Сын «восприимет от Нее храм тела Своего, который должен быть разрушен и в три дня воздвигнут» (Ин. 2, 18–22).
Введение Отроковицы Марии во храм последовало на третьем году Ее жизни по обету праведных родителей и стало одним из важнейших событий в жизни Пресвятой Девы. Иоаким и Анна передали Деве Марии все лучшее, что мог дать Ветхий Завет. Они готовили Ее для храма, воспитывали в чистоте, благоговении. Мы видим в этом событии, что люди – ветхозаветное человечество – подготовили этот избранный сосуд благодати Божией и передали Его Церкви. Мария – это вершина Ветхого Завета, это дар человечества Богу, высший дар, который смогли принести люди. И Отец Небесный принял этот Дар в Свою обитель. Пресвятая Дева Мария – храм одушевленный – вводится в храм Отца Небесного.

Возвышенный язык церковных песнопений изображает умилительную историю праздника, а также пути Божественного Промысла, подготовившие Пресвятую Деву к Богоматеринству. Теперь Она вступает в храм Божий, чтобы приуготовиться, стать достойной Матерью Божией: «Целомудренные родители Твои ввели Тебя, Пречистая, в храм для необыкновенного воспитания в жилище Христа Бога»,– поется в одном из тропарей праздничного канона.
Пресвятая Мария, услышав о предстоящем Ее поселении в Иерусалимском храме по обету родителей, охотно подчинилась их воле. Теперь необходимо было совершить установленный законом обряд посвящения Богу и введения Марии во храм Иерусалимский.

В один из дней праведные Иоаким и Анна пригласили в свой дом родных, близких и знакомых, а также многих девушек из Назарета. В их coпровождении они, радуясь и торжествуя, повели свою Дочь в Иерусалим. Впереди многолюдной процессии шли девственницы Назаретские в белых одеяниях, держа в руках зажженные свечи. По преданию они пели псалом, в котором Давид пророчески говорит о приведении Богоматери в Чертог Царя и шествии вместе с Нею дев и близких Ее: «Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей, ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему» (Пс. 44, 11–12). В пророчестве Пречистая называется Царицей, предстоящей в храме Царю и Богу: «За нею ведутся к Тебе девы, подруги ее. Приводятся с веселием и ликованием, входят в чертог Царя» (Пс. 44, 15–16).
На пути в Иерусалим праведный Иоаким и Анна внутренне ликовали при мысли, что они удостоились принести Богу самый драгоценный дар – единственное дитя. Во время пути святая Анна ободряла свою дочь: «Дитя! Ты идешь к Богу, давшему мне Тебя. Будь Ему жертвой и благовонным фимиамом» (2-я стихира на стиховне). Трехлетняя Богоотроковица не могла Сама пройти далекое расстояние от Назарета до Иерусалима и потому святая Анна часть пути несла Ее на руках.

Но вот, наконец, путники достигли цели и подошли к великолепному Иерусалимскому храму. Навстречу процессии в окружении священнослужителей вышел первосвященник Захария – будущий отец святого Иоанна Предтечи, сын Варахиин. Захария, принимающий Пресвятую Деву, соединяет в себе две традиции – священническую и пророческую. Нарушая Закон, он позволяет Ей вступить за вторую завесу, ибо воспринимает Ее как «одушевленный Кивот, невместимо Слово вместившую» (Вечерня, стихира, глас 1-й).
При виде Захарии праведная Анна воскликнула: «Приими, Захария, Проповеданную Духом чрез Божиих пророков и введи Ее в храм для священного воспитания… Введи данное мне Богом Дитя в храм Создателя… Я – раба Бога, с верою призывала Его и просила у Него этот плод моего чрева. Теперь я привожу Дочь Давшему Ее» (стихира и канон на Великой вечерне).

Входом в Иерусалимский храм была площадка, к которой вела с земли лестница. В иконографии праздника Введения изображается 15 ступеней лестницы. Иоаким и Анна поставили Богоотроковицу на первой ступени. Остальные Она прошла сама и встала на верху церковного помоста. Быстрое прохождение Марией всех ступеней готовит быстрое духовное восхождение человечества.
Приведем слова блаженного Иеронима Стридонского (V в.) о Введении во храм: «Кругом храма, сообразно 15 псалмам степеней, шло 15 ступеней, на каждой из этих ступеней пели один псалом священники и левиты, восходя к служению. На первую из этих ступеней родители поставили юную Марию. И когда сняли с Нее дорожные одежды и по обычаю одели Ее в лучшие и благолепнейшие, Дева Господня одна, ничьей рукой не поддерживаемая и не облегчаемая, взошла по всем ступеням так, как бы в совершенном возрасте. Если Господь в младенчестве Девы явил Ее величие, это предвещало уже, какова Она будет… Принесши по обычаю закона жертву и совершив обет свой, родители Девы Марии оставили Ее в оградах храма с прочими девами для воспитания, а сами возвратились домой. Дева Господня с возрастом лет возрастала в благочестии, по словам Давида: «Отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя» (Пс. 26, 10). Она удостоена была явлений Ей Ангелов; это охраняло Ее от всех зол и обогащало всякими благами… Если бы кто спросил меня: как проводила время юности Пресвятая Дева, я бы ответил ему: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее».

Ветхозаветная Церковь в лице первосвященника принимает Ее в свое лоно, точнее Дух Святой через первосвященника. Ибо Захария, исполнившись Святаго Духа, сказал Анне, когда она поставила Марию на первую ступень храма: «Твой поступок вполне законен. Но я проразумею здесь нечто чудное – приводимая в Дом Божий превосходит Святое Святых… Ты вводишь истинную Матерь Жизни – Богородицу. Именно о Ней Божии пророки светло проповедовали, что Ее вместит этот храм» (канон утрени).
На слова первосвященника Анна ответила: «И я уразумеваю изрекаемое тобой. Ты Божим Духом провозгласил истину об имеющем быть с Отроковицей. Прими Ее в храм» (канон утрени). Тогда Захария благословил Пресвятую Марию и воскликнул: «Нам возгорелась светоносная Свеча. Она воссияет всем в храме величайшую радость. Да сорадуются мне души пророков, видя совершение преславного события в Божием Доме. Господня Дверь! Я открываю Тебе двери храма. Ликуй в нем. Я познал и уверовал, что из Тебя родится Бог Слово… Ты, пришедшая в обитель Царя всех, избавление и наше воззвание ко спасению. Веселитесь, Иоаким и Анна! Вы принесли трехлетнюю Юницу, имеющую плотски родить Божественного Агнца» (стихиры и канон службы Введения).

Сказав эти слова, Захария по благодатному внушению свыше взял Марию за руку и повел Ее во святилище, а затем во Святая Святых. Здесь мы видим высочайшее послушание Захарии Духу Святому, ибо он ввел Деву Марию во Святая Святых. Обычно девы, приводимые на службу Богу в храм, молились между церковью и алтарем. Сами Ангелы удивились поступку Захарии. Согласно установлению Ветхозаветной церкви во Святая Святых входили только один раз в год первосвященник приносить жертвы за народ. Это был символом всего дохристианского богопознания, Святая Святых – место пребывания Бога – было сокрытым от взоров людей. Бог неприступен, и даже пребывая со своим народом, Он скрывает Свой Лик. Но вот «Ангелы вхождение Пречистыя зряще, удивишася, како Дева вниде во Святая Святых». Ведь Младенец, переступивший порог Святая Святых, Сам уготован стать «Одушевленным храмом».

Святая Святых Ветхого Завета и существовало для того, чтобы однажды вошла в него Сама «Святая Святых большая», как мы воспеваем Пречистую Деву в акафисте. Вхождение Ее во Святая Святых стало завершением пути Ветхозаветной Церкви. Хотя впоследствии Святая Святых и существовало в Иерусалимском храме для людей, но после входа Марии во храм ветхозаветный храм уже был не нужен, ибо Она – и есть Храм, и есть Святая Святых. Это событие означало завершение предназначенного Богоотроковице Самим Богом во времена ветхозаветные.
Ветхозаветная святыня – храм Иерусалимский – был лишь ступенью для «Нерукотворенного Храма, Одушевленного Божьего Кивота», Честнейшей Херувимов и славнейшей без сравнения Серафимов Преблагословенной Богородицы. Величественное создание человеческих рук, Иерусалимский храм, построенный для пребывания в нем великих святынь, ожидал вхождения святыни новой – «Матери Самой Благости и Родительницы Вечной Красоты», несравненно превосходящей всякое благо и всякую святыню, находящиеся в мире естественном и сверхъестественном (по выражению святителя Григория Паламы). Таинственное вхождение Одушевленного Кивота Божия было предречено пророками: «Тя пророцы проповедаша Кивот, Чистая, Святыни, Кадильницу златую, и Свещник, и Трапезу; и мы яко Боговместимую Скинию воспеваем Тя» – и во Введении Богородицы во храм эти пророчества сбылись.
Праздник Введения во храм знаменует завершение Ветхого Завета. Этот праздник обращен к ветхозаветному богослужению и храму, являвшимся средоточием духовной жизни еврейского народа.

Центром богослужебной жизни еврейского народа была скиния, созданная по повелению Божию Моисеем и замененная впоследствии Иерусалимским храмам, построенным Соломоном и возобновленным после Вавилонского плена Зоровавелем. Скиния, а позднее храм, были единственным местом, где иудеи могли совершать богослужение и приносить жертвы Богу. Храм Божий был не только местом молитвы, но и хранилищем главных национальных святынь. Собираться для молитвы, учить, толковать Закон, обращаться к народу можно было синагогах, а совершать жертвоприношения, «служить Богу» – только в храме. Храм символизировал пребывание Бога среди Его народа, был как бы земным Домом Небесного Царя. Поэтому душа и сердце каждого благочестивого еврея, где бы он ни находился, всегда были устремлены к жилищу Бога – Иерусалимскому храму.

Правитель Иудеи Зоровавель, внук царя Иехонии, был вождем первой группы иудеев, возвращенных в 538 году до Рождества Христова персидским царем Киром Великим из Вавилона в Иерусалим. Кир, незадолго до этого покоривший Вавилон, не только разрешил иудеям восстановить Иерусалимский храм, но возвратил и все похищенные захватчиками драгоценные храмовые предметы. Пророки Аггей и Захария грозными словами убеждали строителей скорее завершить работу,– и к 15 году храм был достроен. Он уступал в роскоши храму Соломонову и уже не имел в себе ни одной из тех древних святынь, которые украшали древний храм. По преданию, сохранились лишь Скрижали Закона. Однако богатство нового храма по-прежнему привлекало разного рода завоевателей. В 168 году до Рождества Христова сирийский правитель Антиох Епифан ограбил храм и к тому же осквернил его идольскими жертвами. Иуда Маккавей обновил и освятил храм, что послужило основанием для установления праздника Обновления. Простоявший пять веков храм был перестроен при царе Ироде Великом. Иродов храм стал вдвое выше Соломонова и превосходил его и роскошью – он был покрыт таким количеством золота, что при ярком солнце сиял ослепительным блеском. Вершина храмового холма была расширена по краям за счет искусственных террас и представляла собой огромную площадь. Вспомним восторг апостолов: «Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! Иисус сказал в ответ… все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне». (Мк. 13, 1–2). (Пророчество Спасителя сбылось в 70-й год по Рождестве Христовом).

Важнейшей частью еврейского богослужения было принесение Богу жертв. Жертвенные животные заколались на жертвеннике, находящемся в центре двора храма, где стоял молящийся народ. Во второй части храма – святилище – приносились в жертву Богу хлебы предложения, лежавшие на трапезе, елей, возжигавшийся в семисвечнике и фимиам на алтаре кадильном. Но величайшей святыней Ветхого Завета, непрестанно напоминавшей иудеям об их миссии богоизбранного народа, был Ковчег Завета Господня, хранившийся в третьей части храма, именовавшейся Святая Святых. Эта часть храма отделялась от святилища второй завесой. Здесь, под сенью крыльев золотых херувимов, стоял ковчег, в котором хранились Скрижали Завета, полученные Моисеем на горе Синайской от Бога. Под страхом смерти сюда не мог войти никто из народа и даже из священников. Во Святая Святых входил «однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносил за себя и за грехи неведения народа» (Евр. 9, 7). Хотя сама жертва приносилась во дворе храма, но входивший во Святая Святых первосвященник вносил с собой кровь жертвы, чтобы окропить ею Ковчег Завета в знак очищения от греха.
После разрушения первого Иерусалимского храма пророк Иеремия, «по бывшему ему Божественному откровению…, нашел жилище в пещере и внес туда скинию и ковчег и жертвенник кадильный, и заградил вход. Когда потом пришли некоторые из сопутствуюших, чтобы заметить вход, то не могли найти его. Когда же Иеремия узнал о сем, то упрекая их, сказал, что это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа» (2 Мак. 4–7). Так, по промыслу Божию, во втором храме, построенном за 515 лет до Рождества Христова величайшей святыни ветхозаветной религии – Ковчега Завета – уже не было. На его месте был положен камень от первого храма, на котором первосвященник в день очищения ставил кадильницу с фимиамом.
Сюда-то, по внушению Духа Святого, ввел первосвященник Захария Деву Марию, именуемую Церковью одушевленным Божиим Кивотом, в котором хранились не каменные скрижали Завета, но вошел Сам Господь Иисус Христос. Введением в Ветхозаветный храм и его Святая Святых Пречистой Девы Марии заканчивается Ветхий Завет с его жертвами и богослужением.

Тема завершения Ветхого Завета и прекращения ветхозаветного богослужения замечательно и глубоко раскрывается в службе празднику Введения во храм. Прежде всего она раскрывается в чтениях паримий. В первой паримии празднику повествуется об устройстве Моисеем скинии, Ковчега Завета и их освящении. Вторая говорит об освящении Соломонова храма и внесении в него Святая Святых Ковчега Завета. Главное событие, воспоминаемое в этих чтениях, – внесение в его Святая Святых Ковчега Завета – это соответствует смыслу и значению праздника, т.к. мы видим в них прообраз великого события, которое празднуется в день Введения во храм Пресвятой Богородиц. Третья паримия – из книги пророка Иезекииля, содержавшая пророчество о рождении Спасителя от Девы. В апостольском чтении на Литургии (Евр. 9, 1–7) святой апостол Павел перечисляет все, что имело отношение к богослужению и земному храму Ветхого Завета: светильник, трапезу с хлебами предложения, золотую кадильницу, обложенный со всех сторон золотом Ковчег Завета, сосуд с манной и расцветший жезл Аарона, т.е. предметы, в которых Святая Церковь видит прообразы Богоматери, Своим вхождением во Святая Святых завершившей и упразднившей ветхозаветное богослужение.
Введение во храм Пресвятой Богородицы стадо знамением близкого пришествия Христова, поэтому еще более, чем Рождество Богородицы, готовит и приближает нас к Рождеству Христову. Об этом говорит тропарь празднику, посвященный как событию Введения, так и последующему за ним Рождеству Христову: «Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасение проповедание, в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает…».
***

Мы празднуем этот день, как начало спасения. Глубоко знаменательно то, что событие Введения во хpaм по времени церковного празднования непосредственно предшествует празднику Рождества Христова. Божия Матерь – «заря таинственного дня», а Солнце – Христос. Поэтому Введение во храм Богородицы празднуется в ноябре, а Рождество Христово – в декабре.
Святая Церковь празднует день Введения во храм Богородицы глубокий осенью, в преддверии зимы, когда вся природа засыпает. Это время особого состояния природного мира, когда идет невидимая для человеческого глаза работа, подготавливающая все живое к новому циклу жизни. Так же сокровенно и таинственно пребывание Пречистой во храме.
Церковная служба Введения во храм полна ликования. Церковь встречает Пречистую Деву торжественным песнопением: «Радуйся, Ты, Которая являешься исполнением Творческого замысла!» Хотя совершается празднование в преддверии зимы, по характеру своему это праздник весенний, он символизирует духовное цветение, невинное младенчество, чистоту, вечную женственность Божией Матери: «Се днесь возсия концем весна радостная, просвещающая нашу душу и помышление, и ум благодатию торжеством Богородицы», «Сегодня Дева, многосветлый светильник благодати и Пречистый Храм Спасителя, совводит с Собой в Дом Господа благодать… и концам земли воспевает радостную весну»,– поем мы в праздничном богослужении.

Введение во храм Пресвятой Богородицы необычайно важно для понимания судьбы Иерусалима и всего ветхозаветного человечества. Это событие было входом Пресвятой Богородицы в Иерусалим и потому так таинственно связано оно с днем Входа Господня в Иерусалим. Те, кто близок к сокровенной жизни природы, знают, что есть вербы, распускающиеся к празднику Введения во храм Богородицы – вся природа, весь мир радуются и сорадуются этому событию.
Служба Введения во храм Богоматери свидетельствует о вселенском торжестве: «Сегодня празднуем, вернии, праздник духовный Матере Божия, песньми духовными восхвалим Матерь Света и да дароносят днесь всяческая Царице Матери Божии, небо и земля, и Ангелов чини, и человеков множество, и соединимся в молитвенной радости с праведниками Ветхозаветной Церкви, из корене бо их израсте плод Дева Чистая, из неяже родися Бог Превечный». Это истинно вселенская радость и величайшее событие.
Но дальнейшая жизнь Богоматери пройдет в безвестности и тишине. Как и жизнь природы в период, следующий после празднования Введения, таинственно пребывание Пречистой в храме за завесой. Нам известно совсем немногое о жизни Святой Девы в храме. Но это молчание мира, эта тишина вокруг Честнейшей Херувим для нас – самый дорогой и благоуханный цветок в венце Славы Богородицы.

Пречистая воспитывалась в храме Божественной благодатью. Получив от первосвященника дозволение молиться во Святом Святых, Богоотроковица здесь принимала ежедневно хлеб из рук Архангела Гавриила, служившего Ей до Божественному повелению. Очевидцем явления Ей Ангела с пищей многократно был сам первосвященник Захария.
К Пречистой Отроковице Марии, помещенной в обитель дев при Иерусалимском храме, были приставлены старшие Ее по летам девы, искусные в знании Священного Писания и рукоделии. Они учили Ее читать священные книги, прясть, вышивать, ткать, шить священные одежды. В короткое время Мария изучила Священное Писание Ветхого Завета и постигла искусство рукоделия. Мы знаем, что образцом Ее искусства был хитон без швов, изготовленный Ею для Сына Своего.

Пребывание в церковной обстановке, слушание и чтение Священного Писания, богослужебного пения, чтение молитв, слушание ангельской беседы, постоянно обогащало душу Пречистой мудростью и питало сердце благодатью. Сам образ духовно-благодатного возрастания Пресвятой Девы во храме так же необычен, как необычайно было Ее рождение от бесплодных престарелых родителей. Она в полном смысле слова была благодатным Домом и хранительницей Тайн Божиих. Вскормленная небесным хлебом и воспитанная Духом Святым, Она промыслительно готовилась к рождению миру Хлеба Жизни – воплощенного Слова Отчего. Здесь, в Иерусалимском храме, готовился «сосуд чистый, предуготованный Богом при посредстве святых человеков и святых Ангелов. Сосуд чистый, предуготованный собственным настроением, еще был предочищен Святым Духом к принятию всесвятого, невещественного семени – Слова» (свт. Игнатий Брянчанинов).

Святая Отроковица вошла в храм как жертва от родителей и всего праведного человечества. Событие Введения завершает промыслительное приготовление мира и человечества к исполнению Божественных обетований о спасении. Вместе с Пречистой Девой, входящей в храм Господень, человечество приближается к Богу. Это событие связано с таинственным процессом восхождения к Богу человеческой души. «приведение Пресвятой Девы к Царю царей,– говорит свт. Филарет (Дроздов),– есть начало великого шествия, в котором все чистые, целомудренные души за Нею последуют»,– этим исполняется указание пророка, который возглашает: «приведутся Царю девы в след ея» (Пс 44, 15) Девы – это чистые души праведных.
Мы уже вспоминали, что при Введении во храм Богородицы Ее сопровождали девы с зажженными светильниками. Девы со светильниками, следующие за Богоматерью и жаждущие войти в чертог Царя и Бога, напоминают другой образ – евангельскую притчу о десяти девах, которые с горящими светильниками ожидают пришествия Жениха, грядущего на брачный пир. Введение во храм Цречистой Девы стало предзнаменованием восхождения всех верующих к Богу.

Введение во храм Девы Марии для дальнейшего воспитания под его кровом знаменует промыслительное событие, которым Богоматерь с детства приобщилась к трудам подвижничества в благодатном ограждении от греховного воздействия мира, в общении с людьми праведными и благочестивыми. Этот праздник и это событие есть прообраз жизни других избранников Божиих, которые также удалялись от греха мира под благодатною сень храма Божия.
Наряду с Рождеством Богородицы праздник Введения Ее во храм возник на основании Церковного Предания. Дабы пролить свет на «исполнение Зиждителева смотрения» (тропарь, глас 4-й), совершившееся на этот раз в предызбранной Деве, посвятившей Себя служению Богу, было использовано и Предание.
Тайна этого Богородичного праздника вводит нас в глубинную сущность Предания. Церковь нарушает молчание Священного Писания, раскрывая неисповедимые пути Господни, которые предуготовляют Вместилище Божественного Слова: «от пророков проповеданную и в храм приведенную прежде век пронареченную Матерь и в последняя лета явльшуюся Богородицу» (Вечерня, стихира, глас 4-й), которая вводится днесь во Святая Святых как «священное сокровище славы Божией».
Предание Святой Церкви повествует, что Ангелы служили Пречистой во время пребывания Ее во храме. И мы воспеваем Божию Матерь «Честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим».

О древности праздника Введения во храм свидетельствует то, что в IV в. (по преданию – равноапостольной царицей Еленой) была в Иерусалиме построена церковь Введения во храм Богородицы. Упоминание о празднике Введения Богородицы есть и у святителя Григория Нисского. Этот праздник отмечался уже в конце VII века, поскольку в это время святой Андрей Критский присутствовал на нем в Иерусалиме. Столетием позднее при святом Тарасии он был введен и в Константинополе. Проповеди на этот праздник произносили святители Герман и Тарасий, Константинопольские патриархи (в VIII в).
На Западе он был установлен Папой Григорием XI и впервые отпразднован в Авиньоне в 1374 году.
***

День Введения во храм – это момент ухода Пресвятой Богородицы из мира для ангельского общения и служения Богу, для подготовки к принятию подвига ради спасения мира. Под сенью ветхозаветного храма вырос благоуханный цветок Нового Завета – Дева Мария. Именно в храме Божием Она получила все необходимое для того, чтобы Cамой стать Храмом Бога Живаго.
Потому так важно всем верующим посещать xpaм Божий, ибо в нем мы создаем свой храм для живушего в каждом христианине Духа Божия. И потому, подражая Божией Матери, мы должны жить жизнью храма – это место встречи человека с Богом, с Божией Матерью, с теми, кто пребывает в Горнем мире и, конечно, друг с другом – с близкими и любящими сердцами.

Храм – место невидимого присутствия Божества, место сокровенной встречи души с Богом, в храме Церковь земная соединена с Церковью Небесной. В храме проходит в священных символах и образах вся история человечества. В храме время, воцерковленное ритмами богослужения, отражает образ вечности. В храме непрестанно льются, как волны реки, песнопения Ангелов: их небесные хоры слышит человеческая душа, погруженная в молитву; храм наполняет духовный свет, незримый для глаз, его видит человеческое сердце, омытое слезами покаяния.
Через переживание праздника Введения во храм нам дается и образ того, к чему мы призваны, куда нас зовет Господь: во Святая Святых; да – мы осквернены; да – наши умы отуманены; да – наши сердца нечисты; да – наша жизнь порочна, недостойна Бога. Но всем доступно покаяние, которое может очистить нас и в уме, и в плоти, и в сердце, выправить нашу волю, всю жизнь нашу сделать правой, так, чтобы и мы могли войти во Святая Святых.
Добавьте комментарий