Праздники Ритмы церковного года

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО (Глава из книги Александра Трофимова: «Ритмы церковного года»)

rozhdestvo13
Тропарь, глас 4:

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе.

Кондак, глас 3:

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися отроча младо, Превечный Бог.

После зачатия в день Благовещения девять месяцев находился Богомладенец в утробе Матери, согласно законам земли и человечества. Христос, приняв плоть человеческую, принял все законы той земли и той религии, через которые Он пришел дать новую религию Духовной Любви, Мудрости и Искупления. Поэтому Иосиф и Мария выполняли все требования канона иудейской религии, а именно – обрезание младенца на восьмой день и внесение в храм для посвящения Богу в сороковой день по рождении. Впоследствии Христос вышел на Свое служение человечеству в 30 лет, что также соответствовало установлениям закона иудейского народа «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5, 17) – сказал Господь Иисус Христос.

rozhdestvo66
СВЯТЫЕ ПРАОТЦЫ. ИКОНА

Кроме праздников Рождества Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм и Благовещения, которые непосредственно подготавливают нас к празднику Рождества Христова, за этот период празднуется память многих ветхозаветных праведников и пророков. 9 октября Святая Церковь празднует память праотца Авраама, названного апостолом Павлом отцом верующих во Христа (Гал. 3, 7, 29); 4 сентября – память Боговидца пророка Моисея, который вывел израильский народ из Египта: он предсказал пришествие Христа и сам был прообразом Его пришествия; 1 сентября – память преемника Моисея, праведного Иисуса Навина, который привел богоизбранный народ в землю обетованную. В это время совершается также память пророков Ионы (22 сентября), Варуха (23 сентября), Осии (17 октября), Иоиля (19 октября), Авдия (19 ноября), Наума (1 декабря), Аввакума (2 декабря), Софонии (З декабря), Аггея (16 декабря), Даниила и трех отроков (17 декабря). Два воскресенья, предшествующие празднику Рождества Христова, посвящены памяти всех вообще ветхозаветных праведников и пророков, начиная с Адама, которые «несказанное Рождество Христа Бога всем проповедали», а также всех праотцев Христа по плоти, ибо Бог показал «от них жезл силы единую неискусомужную Богоотроковицу Марию Чистую, из Неяже цвет пройде Христос». В церковном уставе эти праздники именуются неделями святых праотец и святых отец.

В службах пророкам дается пример очищения души человека от страстей путем поста и духовного подвига. Особенно подчеркивается благодатность их духовной жизни. Благодать Святаго Духа, вселившаяся в сердца пророков, сделала их, подобно Моисею, боговидцами, приоткрыла для них зарю грядущего дня пришествия на землю Мессии.

В дни перед Рождеством все верующие вместе с ветхозаветными праведниками готовятся встретить грядущего в мир Спасителя. Ветхий Завет был временем Божественных обетований и человеческих надежд на грядущее спасение. Но вместе с тем было положено и начало исполнения обетований. Особенно ясным становится этот путь исполнения при чтении Евангелия о родословной Иисуса Христа, где мы видим, как готовился человеческий род к рождению на земле Спасителя мира. Нам открывается Домостроительство Божие ради спасения мира.

Царь Давид
ЦАРЬ ДАВИД

Для этого Господь из всех народов земли избирает Себе народ израильский и из всех родов израилевых – род пророка и царя Давида и первосвященника Аарона, чтобы из их потомства произошел по плоти Господь Иисус Христос. Последним звеном этой цепи Божественных избраний было Рождество Пресвятой Богородицы.

Почему Христос воплотился именно в Иудее? Конечно, это дело всемудрого Промысла Божественного, который избрал народ иудейский хранителем веры в Истинного Бога и заключил Завет именно с этим народом. Но нам известны и исторические обстоятельства, объясняющие этот выбор.

Иудея занимала особое географическое положение, находясь в центре обитаемого мира того времени. Кроме того, здесь по преданию находилось место погребения первого человека Адама. Господь Иисус Христос явился «вторым Адамом», восстановившим утраченное грехопадением первого Адама достоинство человека.
Религия евреев к тому времени в наибольшей чистоте сохранила Божественные истины. Религия иудеев была Богооткровенной, в ней жила вера в пришествие Мессии – Спасителя мира.

ВОЛХВЫ В ИЕРУСАЛИМЕ. СЕРБИЯ. МОНАСТЫРЬ ДЕЧАНЫ. XIV в.
ВОЛХВЫ В ИЕРУСАЛИМЕ. СЕРБИЯ. МОНАСТЫРЬ ДЕЧАНЫ. XIV в.

В силу национальных особенностей евреи могли сохранить неизменными основные положения дарованной им Богооткровенной религии, сделавшись хранителями Ветхого Завета, пронизанного светлыми пророчествами духоносных посланников Божиих о пришествии Мессии. Пророки Божии, как мы знаем из Священного Писания, постоянно обличали неправды и грехи своего народа. Эта ревность в исполнении заповедей, данных Богом, стала силой, благодаря которой среди евреев не прекращали появляться личности, подлинно ищущие истину, способные хранить Божественные откровения.

Но еврейский народ соединил обетование Божие о пришествии Мессии только со своим народом, исказив самую суть понимания миссии «богоизбранного народа». Вместо понимания избранности как задачи послужить миру и человечеству для спасения их от греха и смерти, еврейский народ понял свое избранничество как повод для гордыни, самоутверждения и самовозвеличения перед другими народами, как право властвовать над ними. Поэтому такими искаженными были их представления о «собственном Мессии», грядущем только для еврейского народа, а не для Вселенной. Через эти искажения в народе развилась страсть честолюбия, стремление к стяжанию материальных богатств, жажда власти, подчинения себе других народов.

Ко времени прихода Христа еврейский народ соединил в себе многие пороки падшего человечества и в основной массе своей подпал под власть темных сил. Оттого так много было среди евреев прокаженных, одержимых, бесноватых. В этом народе и воплотился Христос, чтобы взять на себя грехи мира.

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО, ФРЕСКА. КАППАДОКИЯ
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО, ФРЕСКА. КАППАДОКИЯ

Событие Рождества Христова наиболее подробно описано евангелистом Лукой. Он говорит о том, что при римском императоре Августе по всей империи началась перепись населения. Подчиняясь распоряжению властей, праведный Иосиф Обручник и Пресвятая Дева Мария, как потомки царя Давида должны были отправиться на перепись в родной город Давида Вифлеем и там внести свои имена в государственные списки. По прибытии в Вифлеем Пречистая почувствовала наступление времени родов. Но все гостиницы были заняты, ни в одном из городских домов не нашлось места для бедной семьи.

Их приютила пещера, куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот. Здесь и родила Пречистая Дева Богомладенца Христа, спеленала Его и положила в ясли, заменившие Ему колыбель: «Наступало время родить Ей и родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его и положила Его в ясли» (Лк. 2, 6–7). Так само Рождение Спасителя открывает Его непостижимое самоуничижение, смирение и долготерпение.

При Рождении Господа сама земля разверзла свое тело и приняла Создателя, родившегося от Девы. Это символически выражено через пещеру (вертеп), ставшую духовным средоточием земли. В кондаке праздника мы воспеваем: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит»; и в службе празднику: «днесь раждает Дева Творца всех, Едем приносит вертеп»,– то есть пещера – это символ сокровенных недр Земли, возвращающих людям утраченный рай.

ВИФЛЕЕМ. БАЗИЛИКА РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. ЗАПРЕСТОЛЬНАЯ ИКОНА РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
ВИФЛЕЕМ. БАЗИЛИКА РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. ЗАПРЕСТОЛЬНАЯ ИКОНА РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Совершается Таинство Боговоплощения – и потому избрано для него место, сокрытое от суеты житейской, связанное с сокровенными силами Земли. Еще один глубокий смысл совершения таинства в пещере – Рождество Спасителя просветило Светом глубины земли – и в них воссиял Свет Божественный: «Свет нам возсия Христе Боже, Твое пришествие. Свет от Света, Отчее Сияние, всю тварь просветил еси» (служба Рождества Христова).

Пока совершалось Таинство Рождества Спасителя, безмолвствовал сонный Вифлеем, жители его не захотели принять Пречистую Матерь в дома свои, и вот теперь Господь приходит в мир, а они спят крепким сном. В этом заключен глубокий смысл.

Человечество не приняло воплотившегося Господа, не нашлось Ему места в домах людей – тогда сама земля приняла Его. Церковное предание, отразившееся в иконографии праздника, повествует и о том, что в пещере вифлеемской в момент Рождества Богомладенца находились животные – вол и осел – согласно пророчеству Исаии: «Вол знает владетеля своего и осел – ясли господина Своего» (Ис. 1, 3). Животные взяли на себя то, что должны были совершить люди – они встретили Спасителя мира, стоя у яслей, согревали своим дыханием Богомладенца, сохраняя Его от холода и таким образом послужили Владыке и Творцу своему вместо людей.

ПОКЛОНЕНИЕ ПАСТУХОВ. ХУД. ГВИДО РЕНИ (1575-1642). ГМИИ. МОСКВА
ПОКЛОНЕНИЕ ПАСТУХОВ. ХУД. ГВИДО РЕНИ (1575-1642). ГМИИ. МОСКВА

Но люди все же пришли поклониться Богу и Спасителю своему. Около Вифлеема находились поля, на которых пастухи ночной порой пасли стада овец: «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк. 2, 8–12). После благовестия Ангела все небо над Вифлеемом озарилось светом. «И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2, 13-14).

Пастухи, всю свою жизнь тесно связанные с природой и особенно с животными, обладали особой чувствительностью к восприятию невидимой внешним оком внутренней жизни природы. Вот почему в эту святую ночь будучи среди природы, они пережили ликование Ангельских сил и величайшую радость природы о приходе Спасителя. Так и до настоящего времени чистые люди, тесно связанные с природой, – земледельцы, пастухи, проводники в тайге и пустыне и т.п. – обладают особой чистой верой, ощущают Бога и поклоняются Ему. На них исполняется слово Христа: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8).

Изумленные пастухи не поняли до конца, что произошло, но не усомнились в своем видении и слышании: «И поспешивши пришли, и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидевши же рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи» (Лк. 2, 16–18). Так они первыми на земле удостоились увидеть бессеменно воплотившегося Христа, лежащего в яслях. Благоговейно склонились перед Богомладенцем и Богоматерью эти простые сердца и после поклонения Ему, исполненные радости и умиления, возвратились к своим стадам.

ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ. ДИОНИСИЙ. ФРЕСКА ФЕРАПОНТОВА МОНАСТЫРЯ 1490-е гг.
ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ. ДИОНИСИЙ. ФРЕСКА ФЕРАПОНТОВА МОНАСТЫРЯ 1490-е гг.

Священное Писание повествует, что в числе поклонившихся Богомладенцу Христу, кроме вифлеемских пастухов, были еще три персидских царя, названных волхвами. Они являют образ иного пути – сознательного постижения и исполнения Божественных законов. Для них вера становится непреложным знанием, а Бог – Истиной, Высшей Реальностью. Евангельским волхвам (персидским магам) также было раскрыто великое событие Рождества Христова. Им было известно предание, идущее от древнего мудреца Валаама, о появлении на небе особой звезды перед рождением на Земле Спасителя мира. После появления на небе большой необыкновенно яркой звезды волхвы из трех разных городов, без предварительной договоренности друг с другом, направились в Палестину, по дороге промыслительно встретились и продолжали уже путь вместе. Звезда двигалась перед ними на небе, как бы указывая направление. В службе Рождеству Христову поется: «Христе! Ты – Звезда, воссиявшая от Иакова и наполнившая радостью мудрых наблюдателей звезд. Волхвы, начаток язычников, приводимых к Тебе, изучили древние слова пророка Валаама и небо звездою призвало их на поклонение» (канон на утрени).

ВОЛХВЫ У ИРОДА. МОЗАИКА СВ. СОФИИ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОЙ
ВОЛХВЫ У ИРОДА. МОЗАИКА СВ. СОФИИ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОЙ

Святой апостол и евангелист Матфей так повествует об этом: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: «И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой Израиля». Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушавши царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец» (Мф. 2, 1–9).

Святитель Димитрий Ростовский писал о Вифлеемской звезде как об особой Божией силе. Но это и небесное космическое тело, явившееся отражением Божественного огня при воплощении Сына Божия. По словам рождественского песнопения «каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: …небеса – звезду».

ГРОБНИЦА С МОЩАМИ ТРЕХ ВОЛХВОВ В КЁЛЬНСКОМ СОБОРЕ
ГРОБНИЦА С МОЩАМИ ТРЕХ ВОЛХВОВ В КЁЛЬНСКОМ СОБОРЕ

Волхвы дошли до дома Младенца: «И вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши поклонились Ему; и, открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2, 11). Волхвы благоговейно поклонились Богомладенцу и Пречистой Матери Его, и, исполняя Божественное пророчество псалмопевца Давида, принесли родившемуся Господу дары свои. Дары волхвов показывают, как глубоко прозрели они и пережили величие Того, Кому пришли они поклониться: они прозрели в Нем воплощенного Бога и Державного Царя веков и принесли к ногам Его золото. Не потому, что золото – драгоценный металл, ставший мировыми деньгами. Среди духовных людей оно ценилось как металл, не поддающийся коррозии, всегда чистый и сияющий. Как Богу – «Царю царствующих и Господу господствующих» принесли они зoлoтo. (Золотом платили подать царю.)

Как воскурение молитвы, как храмовый фимиам принесли они ладан, ибо прозрели в Нем Первосвященника, Архиерея Великого по чину Мелхиседека, Главу и основание Святой Церкви. Они принесли ладан Тому, Кто откроет двери молитвы и укажет путь молитвенного призывания Отца Небесного.

И смирну сложили они к ногам Его, прозревая, что Он пришел для того, чтобы победить смерть, в знак Его тридневного пребывания в земле после смерти крестной. Смирну употребляли для бальзамирования тел усопших, чтобы сохранить их от разложения. Так волхвы прозрели страдания и смерть Спасителя, Его Великую Жертву ради спасения человечества. «И, получивши во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Мф. 2, 12).

По указанию Ангела Святое Семейство ушло в Египет, где оставалось до смерти Ирода, так как Ирод, разгневанный тем, что волхвы не исполнили его приказания и ушли, повелел убить «всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое он выведал от волхвов» (Мф. 2, 16).

ИЗБИЕНИЕ ВИФЛЕЕМСКИХ МЛАДЕНЦЕВ ИРОДОМ. СЕРБИЯ. МОНАСТЫРЬ ДЕЧАНЫ. XIV в.
ИЗБИЕНИЕ ВИФЛЕЕМСКИХ МЛАДЕНЦЕВ ИРОДОМ. СЕРБИЯ. МОНАСТЫРЬ ДЕЧАНЫ. XIV в.

Волхвам потребовалось около двух лет, чтобы придти поклониться Богомладенцу, поэтому в Евангельском повествовании говорится уже не о яслях и пещеpe, а о доме: волхвы, «войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его» (Мф. 2, 10). Если пастухи могли придти и поклониться Богомладенцу в ночь Его Рождества – они были близко к пещере Вифлеемской, то мудрецам Востока понадобился долгий и нелегкий путь, чтобы поклониться родившемуся Спасителю мира и принести Ему дары свои. Путь волхвов – это тернистый дуть человеческого разума, знания; пастухи же символизируют путь чистой неколеблемой веры.

ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ. МОЗАИКА КАФОЛИКОНА МОНАСТЫРЯ ДАФНИ. 1100 г.
ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ. МОЗАИКА КАФОЛИКОНА МОНАСТЫРЯ ДАФНИ. 1100 г.

Поклонение волхвов явило собой начало обращения язычников к истинной вере. Святитель Иоанн Златоуст называет персидских волхвов первенцами Церкви Христовой: в их лице «языческая неплодящая церковь узрела чаяния языков Господа Иисуса Христа и преклонилась перед Младенцем». Церковное предание говорит о том, что все три волхва были крещены святым апостолом Варфоломеем, проповедовавшим Евангелие в Персидской земле.

Известен исторический факт: персидский царь Хосров II Парвиз (VII век), уничтожавший все христианские церкви в Палестине, пощадил вифлеемскую церковь Рождества Христова из-за персидских одежд и облика изображенных в ней волхвов.

В воплощении Спасителя исполнилась жажда и чаяния ветхозаветного человечества: «О, если бы Ты расторг небеса и сошел» (Ис. 64, 1),– восклицает праведник того времени. И вот в святую ночь в Вифлееме родился Примиритель (Быт. 49, 10), примиривший человека с Богом.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

24 АПРЕЛЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ГЕНОЦИДА АРМЯН В ОСМАНСКОЙ ТУРЦИИ 1915–1923 гг.
genozidarm50
СТО ЛЕТ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ГЕНОЦИДА АРМЯН В ОСМАНСКОЙ ТУРЦИИ 1915–1923 гг. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ...

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

ЦИТАТА ДНЯ


Если хочешь жить легко
И до Бога близко,
Держи сердце высоко,
А голову низко…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

16 АПРЕЛЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ АРХИЕПИСКОПА НИКОНА (ПЕТИНА)
nikonpetin16
АРХИЕПИСКОП НИКОН (АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ ПЕТИН; 1902–1956 гг.). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ...

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПАСХА (Глава из книги Александра Трофимова «Ритмы церковного года»)
ВОСКРЕСЕНИЕ - СОШЕСТВИЕ ВО АД. ИКОНА. 1408-1410 гг. ШКОЛА ПРП. АНДРЕЯ РУБЛЕВА. ИЗ УСПЕНСКОГО СОБОРА Г. ВЛАДИМИРА
ПАСХА (Глава из книги Александра Трофимова «Ритмы церковного года»). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ...

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

10 АПРЕЛЯ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ СТАРЦА АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВИЧА ГРОШЕВА
А. Ф. ГРОШЕВ
ПОСЛЕДНИЙ ХРАНИТЕЛЬ КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКОЙ ОБИТЕЛИ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ...

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК